Как написать письмо хиллари клинтон. Письма клинтон раскрыли истинную причину свержения каддафи. Дело о личной почте экс-госсекретаря

План работы:

ВВЕДЕНИЕ

1. Основные тенденции развития культуры XX века

1.1 Гуманизация культуры

1.2 Развитие науки

1.3 Космизм - как явление современной культуры

2. Кризис современной цивилизации и культура

3. Основные проблемы современности, их отражение в культуре

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке, что говорит о многозначности скрывающихся за ним значений. Культура -- это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.

Всё, чем мы пользуемся в области культуры (в том числе и само понимание культуры), было когда-то открыто, осмыслено и введено в человеческую повседневность. Существуют разные национальные и исторические традиции, которые причудливо переплелись в современном облике культуры, определяя содержание представлений о культуре, а также, будучи переосмысленными в научных исследованиях, и содержание научных теорий.

Многообразие ликов современной культуры, различие способов отношения человека к миру и к себе подобным не скрывает сущностных моментов развития мировой культуры. Происходит становление единой общечеловеческой культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм. Современная культура едина в своем многообразии. К общечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия и оценки мира человечество приходит в результате развития и взаимовлияния национальных культур.

Двадцатый век продемонстировал человечеству, что культура как интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но и во все большей степени - материального производства. Все качества техногенной цивилизации, чье рождение было отмечено чуть более трехсот лет назад, смогли проявится в полной мере именно в нашем столетии. Поэтому актуальные проблемы современности неизбежно отражаются в культуре, влияют на ее развитие. Раскрыть тему «Культура и актуальные проблемы современности» - цель моей курсовой работы.

1. Основные тенденции развития культуры XX века

1.1 Гуманизация культуры

Идеалы и установки современной культуры являются сплавом того, что было открыто человечеством в прошедшие века, и того, что достигло человечество к концу XX в.

В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Гуманизм -- достаточно многообразное понятие. Суть современного гуманизма заключается и его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Это не элитарный, а демократический гуманизм.

Гуманистическая ориентация культуры XX в. проявляет себя в различных «мирах» современного общества -- экономическом, нравственном, политическом, художественном и т.д. Эта тенденция определила, например, становление политической культуры в передовых странах. Так, ценности современной политической культуры впервые зафиксированы в «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.). идеи, выработанные во Франции в далекую эпоху революции, принимаются сейчас в качестве идеала всеми государствами - членами Организации Объединенных Наций.

В русле гуманистического движения возникают различные программы «человеческих отношений», «генома человека», все активнее заявляют о себе требования гуманизовать культуру, дополнить научно - техническую революцию моральной, яснее ставить и решать смысложизненные, экзистенциальные проблемы человеческого бытия.

Все эти сдвиги наглядно проявляются в возрастающем влиянии на все сферы культуры антисцентических, иррационалистических и даже мистических концепций, включая и философские системы, ориентирующиеся на вненаучное знание, на воспроизведение внутреннего личностного мира человека.

1 .2 Развитие науки

Другим важнейшим итогом развития культуры, воспринятым в нашем столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система -- наука. Еще в XIX в. появляются первые признаки того, что паука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран. Возникла, развилась в дальнейшем интернационализация научных связей. Расширение сферы применения науки в конце XIX -- начале XX в. привело к преобразованию жизни десятков миллионов людей, живших в новых промышленных странах, и объединению их в новую экономическую систему.

Мировая научная целостность, сложившаяся в XX в., положила начало экономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара передовых способов производственной культуры. Мы являемся свидетелями растущей интернационализации народнохозяйственных связей. Одним из выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их едиными формами организационной культуры, действующими в десятках стран и на различных континентах. На долю транснациональных компаний приходится более трети промышленного производства, более половины внешней торговли, почти 80% новой техники и технологий. О нарастании интернационализации жизни современного мира свидетельствует всеохватывающий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации.

Техногенное отношение к природе -- как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине XX в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры.

1.3 Космизм - как явление современной культуры

Оптимистическое миросозерцание, обусловленное успехами научной мысли, воплощенной в мировой промышленности и технике, преобразующих лик планеты, послужило основой для возникновения характерного для человека XX в. ощущения космичности своего бытия.

Космизм -- уникальное, интереснейшее явление современной культуры, значение которого начинает осознаваться только сейчас, на пороге третьего тысячелетия. В работах известных космистов В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, П. Тейяра-де-Шардена были поставлены принципиально новые проблемы космической роли человечества, единства человека и космоса, морально-этической ответственности в ходе космической экспансии человечества. Эти идеи возникли прежде всего на отечественной почве, ибо для русской культуры характерно представление о человеке как о личности активной, ищущей и одновременно укорененной во всеобщем, в целом.

Основные идеи новой космической культуры следующие.

Во-первых, это идея активной эволюции, в которой выражаемся новое качество взаимоотношений человека и природы. Опираясь на естественнонаучные эволюционные воззрения, традиционно ценимые в России, космисты выдвинули мысль о неизбежности развития человека, природы и космоса; когда сознание, разум становятся ведущей силой мирового развития, человек берет на себя ответственность за космическую эволюцию. Он должен проникнуться духом космической этики.

Во-вторых, рассматривая Землю и ее историю как часть эволюционных процессов во Вселенной, космисты соединили заботу о космическом целом с нуждами, запросами к потребностями конкретных людей. С их точки зрения, гуманистический оптимизм, радостное и светлое миросозерцание основаны не на прекраснодушных мечтаниях отдельных мыслителей, а на законах развития культуры и самой природы.

С наибольшей научной доказательностью и философской обоснованностью эти идеи были развиты выдающимся русским: мыслителем, ученым-естествоиспытателем, стоявшим у истоков современной геохимии и биогеохимии, -- В. И. Вернадским.

Основной труд В. И. Вернадского -- «Научная мысль как планетное явление» -- отличается энциклопедичностью в обобщении, синтетическим подходом к эволюции Земли как к единому геологическому, биогенному, социальному и культурному процессу. Осознавая пути эволюции и мировой культуры, мыслитель приходит к выводу о том, что деятельность человека не есть некое отклонение в эволюционном развитии. Под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в качественно новое состояние -- ноосферу (от слова «ноос» -- разум). Человек и его разум не просто конечный результат эволюции, но одновременно и начало нового движения, создающего сферу разума, которая и будет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем.

Причины возникновения и сущность ноосферной культуры в следующем.

Появление ноосферы связано прежде всего с реальным процессом экспансии разума, сознания в эволюционный процесс. Человек осуществил полный захват биосферы для жизни. Лик Земли, этого первого космического тела, которым владеет человечество, полностью преобразился. Все природные стихии: вода, земля, воздух -- захвачены человеком.

Важнейшее основание для возникновения ноосферы -- объединение человечества. Для В. И. Вернадского равноправие, братство, единение всех людей является прежде всего не нравственно-культурным требованием, прекраснодушным пожеланием, а природным фактом. Возникает общечеловеческая культура; современные средства передвижения и передачи информации сближают людей; научная и техническая мысль все более интернационализируются. Несмотря на войны, межнациональные конфликты, человечество с необходимостью придет к единению.

Главной же причиной создания ноосферы является наука, становящаяся мощнейшей геологической и космической силой.

2. Кризис современной цивилизации и культура

Культура XX в. отразила тот кризис, в который медленно входила техногенная цивилизация. Современное производство, породившее новый тип цивилизации, индустриальное общество привело к действительному господству безличных экономических, технологических, политических структур над живой человеческой деятельностью, индивидуальным «Я» подлинной культуры. Через армию стандартная модель мегамашины передавалась от культуры к культуре, начиная с эпохи древних царств. Человек с присущей ему индивидуальностью и творческим потенциалом оказывается стандартной деталью социальной машины, функциональным придатком технологического процесса. Индивид пассивно воспринимает формы жизни, навязанные ему социумом, и перестает жить самобытной свободной жизнью. «Бегство от свободы» приводит к трагедийности личностного бытия, порождает бессубъектные социокультурные формы..

В XX в. полностью обнаружились кризисные явления современной цивилизации, возникшей на развалинах средневековья. Культура этой цивилизации сложилась на основе особых отношений человека и природы, человек стремился вырваться из зависимости от природы и высшими ее ценностями признавалось господство человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и научных знаний. Развитие техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного развития. В результате-возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности.

Отрицательно воздействует на культуру также сверхорганизованность наших общественных условий. Насколько верно, что организованное общество является предпосылкой и повременно следствием культуры, настолько очевидно также, что на определенном этапе внешняя организация общества начиняет осуществляться за счет духовной жизни. Личность и идеи подпадают под власть институтов общества, вместо того, чтобы оказывать влияние на них и поддерживать в них живое начало.

Создание в какой-либо сфере всеобъемлющей организации на первых порах дает блестящие результаты, но через некоторое время первоначальный эффект уменьшается. Сначала демонстрируется уже существующее богатство, в дальнейшем дают о себе знать процессы недооценки и игнорирования живого и первоначального. Чем последовательнее внедряется организация, тем сильнее проявляется ее сдерживающее воздействие на производительное начало. Существуют культурные государства, которые не могут преодолеть ни в экономической, ни в духовной жизни последствий далеко идущей централизации управления».

В результате в культуре XX в. развилось противоречие, проявившееся в противостоянии двух установок: сциентистской и антисциентистской.

В основе сциентизма лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. Наука как абсолютный эталон, считают сциентисты, способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, -- экономические, политические, моральные и т.д.

Сциентисты утверждают: науке все подвластно. Действительно, современная наука проникла во все поры современного общества, пронизывая собой не только промышленность, сельское хозяйство, но и политику, административную и военную сферы. При этом не все в мире -- наука. Например, существуют сфера искусства, вера, человеческие чувства и отношения. Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. Для него характерно принижение значения научного знания, обвинения науки в том, что она вызвала всевозможные кризисы: экономический, экологический, национальный. Он утверждает: «Наука -- чума XX века». Возникла ситуация, которую обрисовал Ч. П. Сноу: «...На одном полюсе -- художественная интеллигенция, на другом -- ученые, и как наиболее яркие представители этой группы -- физики. Их разделяет стена непонимания и иногда (особенно среди молодежи) антипатии и вражды, но главное, конечно, непонимание. У них странное, извращенное представление друг о друге. Они настолько по-разному относятся к одним и тем лее пещам, что не могут найти общий язык даже в области чувств».

Сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившийся по всему миру тип научно-технической культуры очень много дал человеку для развития его свободы. Но вместе с тем он имеет изъяны. Техногенная цивилизация основана на таком взаимоотношении между человеком и природой, при котором природа является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации, причем эксплуатации неограниченной.

Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и другие. Техногенной цивилизации присуще представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком. Понимание глубины экономического кризиса кладет конец такому представлению. Отсюда идейное и научно-теоретическое движение последних десятилетий, поставившее проблему создания новой экологической культуры. Экологический кризис намечает границы существующему типу экономического развития.

С другой стороны, радикальным образом разрывается представление о необратимости и нарастании общественного прогресса. Со времен бомбардировки Хиросимы и Нагасаки ценность науки и научно-технического прогресса поставлена под вопрос. Новый дух времени вызывает скептическое отношение к возможностям научного знания, точные науки уже не считаются главными. Отсюда н посетившее человечество чувство бессилия перед вызванными ими неуправляемыми силами научно-технического прогресса, которое во все более яркой форме отражается в пессимистической философии экзистенциализма, где существование человека носит трагедийный и безысходный характер.

3. Основные проблемы современности, их отражение в культуре

В XX в. человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит судьба цивилизации. Эти проблемы названы глобальными. Слово «глобальный» произошло от латинского «globus», что значит «земной шар». К первоочередным из них относятся:

¦ преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности (загрязнение окружающей среды, уменьшение озонового слоя атмосферы, парниковый эффект, возникший в результате повышенного содержания углекислот газа в воздухе, и т.д.);

¦ предотвращение войны с применением оружия массового поражения (термоядерного, химического, биологического), создание безъядерного ненасильственного мира;

¦ преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом (развивающиеся страны);

¦ нахождение новых источников сырья, обеспечение дальнейшего развития экономики, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции.

Причины возникновения глобальных проблем в следующем.

Во-первых, это целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономическими связями. Зримым, грубым их проявлением были мировые войны. Война, начавшаяся на границах Польши и Германии, пришла в Африку, на Ближний и Дальний Восток, в Тихоокеанский бассейн, в Крым и на Кавказ... Все оказались участниками единой исторической драмы. В кровавой мясорубке войн перемалывалось все, что индивидуализировало и определенным образом разделяло людей: границы, политические пристрастия, национальные особенности. Выдающийся русский мыслитель Н. Бердяев писал, что в поднявшемся «мировом вихре в ускоренном темпе движения» все смещается со своих мест. Но в этом вихре могут погибнуть и величайшие ценности, может «не устоять человек, может быть разодран в клочья».

Во-вторых, кризис мировой цивилизации связан с возросшей экономической мощью человека, который никогда не взимал с природы столько дани, как теперь. За последние сто лет промышленное производство планеты приумножилось более чем в пятьдесят раз, при всём этом 4/5 этого прироста получено с 1950 г. Сегодня мировая экономика создает валовой продукции на сумму около 13 триллионов долларов, в ближайшие полстолетия может увеличиться еще в 5--10 раз. Воздействия человека по своим последствиям сейчас сопоставимы с самыми грозными силами природы. Еще К. Э. Циолковский считал, что будущее человечество полностью перестроит нашу планету и станет в дальнейшем силой, преображающей Космос. Сейчас же человек, обладая мощью планетарного масштаба, похож на ученика чародея, который вызвал к жизни волшебные силы, но не может их укротить.

Поэтому, в-третьих, одной из причин возникновения глобальных проблем является неравномерность развития стран и культуры. Экономическая и политическая взаимозависимость стран дополняется информационной. Благодаря телевидению, спутниковой связи, компьютерным системам события и открытия в мире воспринимаются и распространяются мгновенно. Между тем люди, потребляющие и использующие информацию, не просто леи пут в разных странах с различным политическим строем, с точки зрения достигнутого ими уровня развития, они обитают в разных исторических культурных эпохах. Родоплеменная община из бассейна Амазонки или Тропической Африки, едва вышедшая из каменного века, находится на расстоянии всего нескольких часов полета от мыса Канаверал или Байконура, откуда человек стартует в Космос. Поэтому понятно, почему мировое сообщество столь сильно озабочено проблемой ядерного терроризма и выступает против распространения ядерного оружия.

В сознании отдельных людей причудливым образом сочетаются пласты различных культур. Это можно проиллюстрировать следующим примером. Существует понятие функциональной неграмотности: люди, завершив школьное обучение, приходят на производство, но не могут понять содержание примитивной письменной инструкции, сделать простые расчеты, заполнить необходимые бланки. Функциональная неграмотность -- бич цивилизации и культуры второй половины XX в. По официальным данным, в США насчитывалось 22 миллиона функциональных неграмотных, во Франции -- 3 миллиона, а в целом в странах ЕЭС -- 15 миллионов человек. Мировая система образования не успевает за изменениями, происходящими в мире. Научно-техническая революция с ее интеллектуализацией труда, заметными переменами в структуре производства, с информационным взрывом и т.д. изменила представление о тех личностных чертах, которые должны воспитываться в системе образования. Необходимо отметить, что все глобальные проблемы современности взаимосвязаны, и их изолированное, по отдельности, решение невозможно. Нельзя, например, обеспечить экономическое возрождение слаборазвитых стран без предотвращения нарастающего загрязнения окружающей среды. Иначе экономическая катастрофа на планете неизбежна.

Человек может решить стоящие перед ним глобальные проблемы Например, самая страшная угроза человечеству последних десятилетий угрем термоядерной войны между сверхдержавами в значительной мере ослабла и не является главенствующей в списке глобальных проблем. Это Связано во многом с теми изменениями, которые происходят в России.

Решение глобальных проблем возможно при осознании истоков, остроты и масштабов, негативных последствий накопления «критической массы» этих проблем. Требуется новое политическое мышление, т.е. понимание того, что все страны и народы мира едины в своих интересах. Выживание человечества возможно лишь путем отказа от насилия в политике и международных делах, создания безъядерного мира и утверждения общечеловеческих ценностей, их приоритета над классовыми и национальными интересами.

Решение глобальных проблем возможно при обязательном переходе к устойчивому развитию человечества. Экономическая деятельность и интенсивное освоение природы, демографические процессы и освоение космоса должны быть взяты под разумный, но жесткий контроль цивилизации. Удовлетворение жизненных потребностей нынешних поколений людей не должно происходить путем лишения такой возможности для будущих поколений.

Заключение

Таким образом, подводя итоги сказанному можно сделать следующие обобщающие выводы.

Культура -- это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях. На современном этапе происходит становление единой общечеловеческой культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм. Двадцатый век продемонстрировал человечеству, что культура как интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но и во все большей степени - материального производства.

Основные тенденции развития культуры XX века: гуманизация культуры, которая проявляет себя в различных «мирах» современного общества -- экономическом, нравственном, политическом, художественном и т.д.; другим важнейшим итогом развития культуры, воспринятым в нашем столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система -- наука; еще одна тенденция - возникновение в космизма -- уникального явление современной культуры. Основные идеи космической культуры следующие: идея активной эволюции, в которой выражаемся новое качество взаимоотношений человека и природы; во-вторых, забота о космическом целом с нуждами, запросами к потребностями конкретных людей.

Культура XX в. отразила тот кризис, в который входила техногенная цивилизация. Современное производство, породившее новый тип цивилизации, индустриальное общество привело к действительному господству безличных экономических, технологических, политических структур над живой человеческой деятельностью, индивидуальным «Я» подлинной культуры.

В XX в. человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит судьба цивилизации. Эти проблемы названы глобальными. К первоочередным из них относятся: преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности; предотвращение войны с применением оружия массового поражения; преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом; нахождение новых источников сырья, обеспечение дальнейшего развития экономики, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции.

Решение глобальных проблем возможно на путях «нового гуманизма», который требует революции человеческих качеств. Человеку следует отказаться от непомерных амбиций и неуемных аппетитов, от психологии покорения природы и сосредоточения на ином - на сохранении и воспроизведении жизни во всех ее формах. Право на существование имеет все живое, а не только лишь человек.

Литература

1. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1996 г.

2. Культурология. Основы теории и истории культуры: Уч. пособие /Под ред. проф. И.Ф.Кефели.-СПб: «Специальная литература»-1996,-590 с

3. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных

заведений. Ростов - на - Дону: Издательство «Феникс», 1998.

4. Учебный курс по культурологи. Ростов - н/Д.; Издательство «Феникс», 1996 г.

5. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова и др. СПб., 1995.

6. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. - Брянск, 2000 г.

7. Радугин А.А. Философия. - М. Издательство «Центр», 2002 г.

Под глобальными проблемами современности следует понимать совокупность проблем, от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.

Глобальные проблемы порождаются неравномерностью развития разных областей жизни современного человечества и противоречиями порождаемыми в социально-экономических, политико-идеологических, социо-природных и других отношениях людей. Эти проблемы затрагивают жизнь человечества в целом.

Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

К глобальным проблемам современности относятся:

Этот набор не является постоянным и по мере развития человеческой цивилизации меняется понимание существующих глобальных проблем, корректируется их приоритетность, а также зарождаются новые глобальные проблемы (освоения космического пространства, управления погодой и климатом и др.).

Проблема Север-Юг — это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. Ее суть состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют or развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и других мер по отношению к ним.

Одной из главных глобальных проблем является проблема бедности . Под бедностью понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.

Мировая продовольственная проблема заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания. Данная проблема выступает на практике как проблема абсолютной нехватки продовольствия (недоедания и голода) в наименее развитых странах, а также несбалансированности питания в развитых. Ее решение будет во многом зависеть от эффективного использования , научно-технического прогресса в сфере сельского хозяйства и от уровня государственной поддержки.

Глобальная энергетическая проблема — это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем. Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX в. Если развитые страны решают эту проблему сейчас прежде всего за счет замедления роста своего спроса путем снижения энергоемкости, то в остальных странах идет сравнительно быстрый рост энергопотребления. К этому может добавиться растущая конкуренция на мировом рынке энергоресурсов между развитыми странами и новыми крупными индустриальными странами (Китай, Индия, Бразилия). Все эти обстоятельства в сочетании с военно-политической нестабильностью в некоторых регионах могут обусловливать значительные колебания в уровне на энергоресурсы и серьезно влиять на динамику спроса и предложения, а также производства и потребления энергетических товаров, создавая подчас кризисные ситуации.

Экологический потенциал мировой экономики все больше подрывается хозяйственной деятельностью человечества. Ответом на это стала концепция экологически устойчивого развития . Она предполагает развитие всех стран мира с учетом настоящих потребностей, но не подрывающее интересы будущих поколений.

Защита окружающей среды является важной частью развития. В 70-х гг. 20 века экономисты осознали важное значение проблем окружающей среды для экономического развития. Процессы деградации окружающей среды могут иметь самовоспроизводящийся характер, что грозит обществу необратимым разрушение и исчерпанием ресурсов.

Глобальная демографическая проблема распадается на два аспекта: в ряде стран и регионов развивающегося мира и демографическое старение населения развитых и переходных стран. Для первых решением является повышение темпов экономического роста и снижение темпов роста населения. Для вторых — эмиграция и реформирование пенсионной системы.

Взаимосвязь роста населения и экономического роста длительное время является предметом исследования экономистов. В результате исследований выработалось два подхода к оценке влияния роста населения на экономическое развитие. Первый подход в той или иной степени связан с теорией Мальтуса, который полагал, что рост населения опережает рост и поэтому население мира неизбежно . Современный подход к оценке роли народонаселения на экономику является комплексным и выявляет как положительные, так и негативные факторы влияния роста населения на .

Многие специалисты считают, что действительная проблема — не рост населения сам по себе, а следующие проблемы:

  • слаборазвитость — отсталость в развитии;
  • истощение мировых ресурсов и разрушение окружающей среды.

Проблема развития человеческого потенциала — это проблема соответствия качественных характеристик характеру современной экономики. В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации. Однако развитие качественных характеристик рабочей силы в мировом хозяйстве происходит крайне неравномерно. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Нарастающая , взаимозависимость и сокращение временных и пространственных барьеров создают ситуацию коллективной незащищенности oт различных угроз , от которой человека не всегда может спасти его государство. Это требует создания условий, усиливающих способность человека самостоятельно противостоять рискам и угрозам.

Проблема Мирового океана — это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов. В настоящее время Мировой океан как замкнутая экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся антропогенную нагрузку, и создается реальная угроза его гибели. Поэтому глобальная проблема Мирового океана — это прежде всего проблема его выживания и, следовательно, выживания современного человека.

Пути решения глобальных проблем современности

Решение названных проблем является сегодня актуальной задачей для всего человечества. От того когда и как они начнут решаться зависит выживание людей. Выделяют следующие пути решения глобальных проблем современности.

Предотвращение мировой войны с применением термоядерного оружия и других средств массового уничтожения, грозящих гибелью цивилизации. Это предполагает обуздание гонки вооружений, запрещение создания и применения систем вооружения массового уничтожения, людских и материальных ресурсов, ликвидацию ядерного оружия и т.д.;

Преодоление экономического и культурного неравенства между народами населяющими индустриально развитые страны Запада и Востока и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки;

Преодоление кризисного состояния взаимодействия человечества и природы, которое характеризуется катастрофическими последствиями в виде беспрецедентного загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. Это делает необходимым выработку мер, направленных на экономное использование природных ресурсов и снижение загрязнений отходами материального производства почвы, воды и воздуха;

Снижение темпов роста народонаселения в развивающихся странах и преодоление демографического кризиса в развитых капиталистических странах;

Предотвращение негативных последствий современной научно-технической революции;

Преодоление тенденции к снижению социального здоровья, что предполагает борьбу с алкоголизмом, наркоманией, онкологическими заболеваниями, СПИДом, туберкулезом и другими болезнями.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ:

Директор Департамента

государственной политики

в образовании

«____» ______________ 2005 г.

Примерная программа дисциплины

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

И ЖУРНАЛИСТИКА

федерального компонента цикла ДС ГОС ВПО второго

поколения по специальности 030601 «Журналистика»

Научно-методическим советом по специальности «Журналистика»

УМО государственных университетов

Председатель Научно-методического совета

профессор

Кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета им. .

Рецензенты:

Доктор филологических наук, профессор кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета им. ;

Кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета им. .

Утверждена на заседании УМС по журналистике 02.02.2005 г.

Примерная программа дисциплины «Актуальные проблемы современности и журналистика» федерального компонента цикла ДС составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030601 «Журналистика».

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ЦЕЛЬ КУРСА

Нарастание кризисных процессов и явлений в развитии земной цивилизации и резкие изменения в жизни России, вызванные трансформацией ее политической, экономической, социальной, культурной сфер, оборачиваются для российской журналистики рядом принципиально новых задач, решать которые предстоит молодому поколению журналистов. Курс «Актуальные проблемы современности и журналистика» как раз и имеет целью подготовить выпускников факультетов журналистики к этой ответственной роли, вооружив их необходимыми знаниями об основных проблемах современности и тех возможностях, которыми обладают средства массовой информации , чтобы способствовать решению этих проблем.

ЗАДАЧИ КУРСА

В соответствии с указанной целью основными задачами курса являются следующие:

– познакомить студентов с теми проблемами, в которых проявляются переживаемые земной цивилизацией кризисные ситуации;

– помочь молодым людям осознать глобальный характер этих проблем и необходимость объединения усилий народов планеты для их решения;

– показать, как связаны с данными процессами внутренние проблемы российской действительности, остро обозначившиеся в условиях перехода страны к рыночной экономике и ценностям демократического общества;

– помочь студентам четко представить себе возможные для человечества пути выхода из кризисных ситуаций и место журналистики в этом процессе;

– обратить внимание на те направления деятельности СМИ, которые в данной связи представляются особо важными;

– познакомить будущих журналистов с позитивным опытом участия прессы в решении актуальных проблем современности и теми негативными тенденциями, проявление которых усугубляет процессы дестабилизации общества;

– помочь молодым людям сформировать установку на ответственность и компетентность как факторы, способствующие успешному выполнению журналистикой ее конкретно-исторических задач.

МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Курс «Актуальные проблемы современности и журналистика» предлагается студентам в 9 семестре, когда они уже освоили основные профессиональные дисциплины и приобрели некоторый опыт практической журналистской работы. В рамках этого курса они получают возможность обогатить свои представления новыми научными данными, новыми подходами и достичь более глубокого понимания процессов, в освещении которых им предстоит участвовать.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

Студенты должны продемонстрировать:

– знание основных проблем, в которых проявляют себя глобальные кризисные ситуации в разных сферах современной действительности;

– осведомленность в том, что делается для разрешения кризисных ситуаций, и понимание основных задач, которые выдвигает перед населением планеты время;

– глубокое осознание связи проблем российской действительности с глобальными проблемами Земли;

– понимание роли средств массовой информации в поисках адекватных ответов земной цивилизации на вызовы современности;

– знакомство с опытом участия российской прессы в решении тех конкретно-исторических задач, которые осознаются передовыми мыслителями человечества как первоочередные;

– осознание основных недостатков в деятельности российских СМИ по освещению актуальных проблем современности;

– умение применить полученные знания на практике (при анализе конкретных выступлений прессы, при разработке тематических планов того или иного средства массовой информации, при работе над собственным материалом).

Курс включает в себя три тематических раздела с проработкой материала как в лекциях, так и на семинарских занятиях . Первый раздел – «Итоги развития земной цивилизации к третьему тысячелетию нашей эры» – посвящается анализу процесса нарастания кризисных явлений в существовании человеческого сообщества и характеристике тех проблем в сферах экологии, экономики, демографии, геополитики, культуры, этики, через которые проявляются кризисные ситуации планеты.

Второй раздел – «Актуальные проблемы российской действительности» – ориентирован на характеристику тех проблемных ситуаций, которые возникли в результате резкой трансформации политической, экономической, социальной, культурной сфер российского общества, а также изменений в системе его ценностей. Материал этого раздела должен раскрыть те глубокие связи, которые существуют между проблемами отдельной страны и глобальными проблемами земной цивилизации.

Третий раздел курса – «Роль средств массовой информации в поисках адекватных ответов на вызовы современности». Он раскрывает основные задачи, которые встают перед журналистикой в условиях нарастания кризисных явлений в развитии земной цивилизации и глубоких преобразований российской действительности; дает характеристику основных направлений деятельности, необходимых для решения этих задач; знакомит с практикой участия СМИ в такой деятельности. Особое внимание обращается на осмысление условий и факторов, способствующих адекватному отражению в СМИ актуальных проблем современности и действенному участию в их решении.

Раздел 1. Итоги развития земной цивилизации

к третьему тысячелетию нашей эры

1.1. Социум на изломе тысячелетий

Научно-технический прогресс как историческая необходимость и как источник опасностей для развития земной цивилизации. Нарастание кризисных явлений и процессов в существовании социума. Признаки общепланетарного кризиса, задевающего сами основы человеческого бытия . Проявления общепланетарного кризиса в сферах экологии, демографии, экономики, геополитики, культуры и нравственности как актуальные проблемы современности, требующие новых исследовательских подходов и управленческих решений.

1.2. ХХ I век: население Земли ищет адекватные ответы на глобальные вызовы современности

Концепция глобального мира как результат осознания передовыми мыслителями планеты необходимости объединения усилий для сохранения земной цивилизации. Дискуссии вокруг понятий «глобальный мир», «глобализация », «глобалистика». Научные центры, изучающие глобальные проблемы современности. Основные исследовательские проекты. Данные, полученные в ходе осуществления этих проектов. Первоочередные задачи, которые выдвигает время перед населением Земли.

Раздел 2. Актуальные проблемы

российской действительности

2.1. Российская действительность на изломе тысячелетий

Трансформация экономического и общественно-политического устройства России в постсоветский период. Формирование гражданского общества, рыночной экономики, новой системы ценностей как процесс преодоления противоречий, проявляющихся через спад в развитии производительных сил страны и падение уровня жизни населения, через социальное расслоение и обострение этнических конфликтов, через рост преступности и снижение уровня нравственности общества. Российские исследовательские центры: мониторинг развития событий и рекомендации по оптимизации положения в стране. Комплекс проблем, разрешение которых относится к первоочередным задачам власти. Комплекс проблем, на разрешение которых должно быть направлено внимание гражданского общества.

2.2. Глобальные проблемы планеты и внутренние проблемы России: характер связи в настоящий период

Влияние дезинтегративных процессов в российском обществе на рассмотрение глобальных проблем современности. Трактовка глобализации как «ловушки», «заговора», посредством которого развитые страны хотят в собственных интересах навязать остальному миру свои ценности, свой образ жизни. Тенденции изоляционизма идеологий и культур как препятствие к объединению усилий народов планеты для сохранения земной цивилизации и тормоз в поисках выхода из проблемных ситуаций внутренней жизни России. Стремление к продуктивному диалогу своей страны с окружающим миром во имя согласованных действий – проявление истинного патриотизма.

Раздел 3. Роль средств массовой информации в поисках

адекватных ответов на вызовы современности

3.1. Место журналистики в преодолении кризисных ситуаций общественного развития

Степень осознанности журналистским сообществом реального положения дел и своей роли в поисках адекватных ответов на вызовы времени. Опыт позитивного участия прессы в осознании, изучении и разрешении актуальных проблем сегодняшнего дня. Негативные тенденции в деятельности СМИ, усугубляющие процессы дестабилизации общества и разрушения его нравственных основ. Понятие информационной безопасности в контексте данных социальной психологии.

3.2. Основные задачи журналистики в условиях преодоления кризисных ситуаций

Необходимость обогащения просветительских проектов печатной и электронной прессы, способствующих осознанию глубинных свойств земной цивилизации и проблем, с которыми она столкнулась.

Основные направления просветительской деятельности:

– ознакомление массовой аудитории с идеями глобалистики и данными мониторинга за развитием планетарного кризиса, полученными в научно-исследовательских центрах;

– ознакомление массовой аудитории с деятельностью научно-исследовательских центров, изучающих возможности нейтрализации деструктивных процессов на Земле;

– ознакомление массовой аудитории с идеями альтернативистики – направления футурологии, разрабатывающего «безопасные параметры» развития земной цивилизации;

– организация диспутов и дискуссий, посвященных осмыслению идей глобалистики и альтернативистики;

– ознакомление массовой аудитории с научными разработками, направленными на решение внутрироссийских проблем с учетом требований безопасного развития земной цивилизации.

Необходимость участия печатной и электронной прессы в мониторинге планетарного кризиса во всех его проявлениях, а также в управлении им, предполагающем следующие моменты:

– глубокое проблемно-аналитическое отражение имеющих общепланетарный смысл кризисных ситуаций;

– исследование возможных путей разрешения таких ситуаций с привлечением серьезных экспертов;

– широкое обсуждение наиболее состоятельных рекомендаций как акт самоопределения общественного мнения;

– привлечение внимания институтов власти к общественному мнению по той или иной проблеме как вектору при принятии решений.

Необходимость более интенсивного и конструктивного диалога в средствах массовой информации между представителями разных культур, этносов, религий и разных политических сил с целью сближения нравственных ориентиров, на основе которых может быть достигнута большая согласованность действий в мире, а также большее взаимопонимание между институтами власти и институтами гражданского общества.

3.3. Факторы, обеспечивающие действенное участие СМИ в решении актуальных проблем современности

Свобода прессы как возможность осуществлять журналистскую деятельность в соответствии с ее внутренними законами. Экономические, политические, юридические основы свободы прессы.

Профессиональная позиция журналиста как совокупность установок на осуществление деятельности в соответствии с ее внутренними законами. Зависимость профессиональной позиции журналиста от нравственного климата общества и нравственного климата журналистского сообщества.

Профессионально-этические регуляторы творческого поведения журналиста как фактор продуктивного участия СМИ в решении важнейших конкретно-исторических задач. Зависимость адекватного отражения и глубокого осмысления актуальных проблем современности в прессе от таких качеств журналиста, как компетентность, глубокое понимание своего профессионального долга, профессиональная ответственность.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В соответствии с задачами и структурой курса самостоятельная работа студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы и наблюдение за деятельностью электронной и печатной прессы, ориентированное на подготовку рефератов по одной из предлагаемых тем.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

И КУРСОВЫХ РАБОТ

Темы рефератов определяются преподавателями данной дисциплины; их направленность должна соответствовать ключевым задачам курса и предполагает углубленное самостоятельное изучение источников.

Осваивая первый раздел курса, студенты могут подготовить, например, следующие рефераты:

1. Ученые о причинах нарастания кризисных явлений в существовании человеческого сообщества.

2. Концепция глобального мира как предмет научных и политических дискуссий.

3. Основные экологические проблемы глобального характера (по данным исследовательских центров).

4. Проблемные ситуации в экономическом развитии земной цивилизации (заключения исследователей).

5. Футурология о возможных путях решения глобальных проблемных ситуаций.

При изучении второго раздела курса представляется целесообразной подготовка рефератов на следующие темы:

1. Особенности развития российской экономики в современный период с позиций исследователей-экономистов.

2. Динамика развития проблемных ситуаций в социальной сфере российской действительности (по данным исследовательских центров).

3. Сущность понятия «гражданское общество»: философские и социально-психологические аспекты.

4. Взаимоотношения государства и гражданского общества в России: причины напряженности, характерной для современного периода.

5. Конфликты ценностей в массовом сознании российского общества в свете исторического опыта России.

Для глубокого освоения материала третьего раздела целесообразно при подготовке рефератов сосредоточить внимание непосредственно на мониторинге деятельности прессы. Темы рефератов могут выглядеть так:

1. Опыт участия прессы в преодолении глобальных и локальных (внутрироссийских) кризисных ситуаций в области экологии (на примере конкретного средства массовой информации).

2. Диалог культур в отражении телевидения России: достижения и просчеты.

3. Проблемные ситуации экономического развития России в зеркале прессы: позитивные и негативные моменты деятельности (опыт конкретного средства массовой информации).

4. Этнические и геополитические конфликты в освещении печатной и электронной прессы (анализ конкретных ситуаций).

5. Осознание журналистским сообществом своих конкретно-исторических задач, связанных с разрешением глобальных проблемных ситуаций (на основе анализа документов международных журналистских организаций).

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ

К ЗАЧЕТУ ПО ВСЕМУ КУРСУ

Итоговые контрольные задания по курсу целесообразно предложить студентам не в виде вопросов, а в виде проблемных ситуаций

профессиональной деятельности , для решения которых требуется применить полученные теоретические знания и проявить понимание стоящих перед журналистикой задач. Ниже приводятся образцы подобных заданий:

1. Представьте себе, что вы работаете в «Независимой газете» и ведете полосу «В мире». Какие темы для этой полосы вы запланируете как ключевые на ближайшие три месяца? Мотивируйте ваши предложения на основе изученного материала и анализа текущих событий.

2. Представьте себе, что вы – политический обозреватель, работающий на канале РТР. Предложите для еженедельного вещания авторскую программу, которая отвечала бы задаче разрешения противоречий между государств ом и гражданским обществом. Назовите темы нескольких своих выступлений в этой программе и дайте обоснование их в свете изученного материала и наблюдений за развитием событий в стране и за рубежом.

3. Как бы вы реформировали полосу «Происшествия» в газете «Коммерсантъ», если бы вас пригласили туда работать с этой целью? Представьте в письменном виде ваши предложения и попытайтесь обосновать их с позиций изученного материала и анализа событий, происходящих в мире.

Пакет заданий подготавливается преподавателем заблаговременно и учитывает все аспекты пройденного материала.

Ш. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Наименование

тем и разделов

Аудиторные

занятия (часы)

Самостоятельная работа

семинары

Итоги развития земной цивилизации к третьему тысячелетию нашей эры

Социум на изломе тысячелетий

ХХI век: население Земли ищет адекватные ответы на глобальные вызовы современности

Актуальные проблемы российской действительности

Российская действительность на изломе тысячелетий

Глобальные проблемы планеты и внутренние проблемы России: характер связи в настоящий период

Роль средств массовой информации в поисках адекватных ответов на вызовы современности

Место журналистики в преодолении кризисных ситуаций общественного развития

Основные задачи жур-налистики в условиях преодоления кризисных ситуаций

Факторы, обеспечивающие действенное участие СМИ в решении актуальных проблем современности

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Формой итогового контроля является устный или письменный зачет по описанной выше методике.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Власть и человек // Политология: курс лекций. – М., 1999.

Всеобщая декларация прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина. – М., 1993.

Русская журналистика на рубеже тысячелетий. – М., 2000.

Масс-медиа второй республики. – М., 1999.

Международные принципы журналистской этики // Право и этика в работе журналиста. – Екатеринбург, 1996.

MASS-MEDIA: психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996.

, Политические конфликты // Введение в политологию: учебник. – М., 2000.

Феномен журнализма. – М., 2000.

Социальный прогресс и глобальные проблемы современности // Философия: учеб. пособие. – Минск, 2000.

Актуальные проблемы журналистики. – М., 1997.

Эволюция и технический прогресс. – Новосибирск, 1991.

Человек и машина // Вопросы философии. – 1989. – № 2.

Судьба России. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

Бестужев-Лада И. От «глобалистики» к альтернативистике // Альтернативная цивилизация: почему и какая? – Новосибирск, 1993.

Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. – М.: Международные отношения, 1999.

Бьюкенен Патрик Дж. Смерть запада. – М., 2003.

Политическая глобалистика: учеб. пособие. – М.: Логос, 2000.

Биосфера и ноосфера. – М., 1989.

Несколько строк о ноосфере // Научная мысль как планетное явление. – М.,1991.

Введение в политологию: учеб. для вузов. – М., 2000.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

Глобализация как социальный процесс: возможности и перспективы // Социология. – РЖ. – 1994.

Новое мышление и мир // Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. – М., 1985.

Диалог цивилизаций: восток – запад. Третий международный философский симпозиум: тезисы докладов и выступлений. – М., 1997.

Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999.

Социальная экология. – СПб., 1999.

Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии / под ред. . – М., 1997.

, Математическая модель глобальных демографических процессов. – М., 1996.

Матвеева С. Предисловие // Ахиезер: критика исторического опыта. – М., 1997.

Восхождение к разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. – М., 1993.

Цивилизация на переломе. Пути России. – М., 1996.

На грани третьего тысячелетия. – М., 1994.

Один мир для всех. Контуры глобального сознания. – М., 1990.

Русская цивилизация. – М., 1995.

Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. – М., 1992.

Россия в окружающем мире. – М., 1998.

Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. – М.: Изд-во МГУ, 2000.

Альтернативный мир: модели и идеалы. – М., 1990.

Современный политический процесс в России. – М., 1998.

Россия в обвале. – М.: Русский путь, 1998.

Становление духа корпорации. Правила честной игры в сообществе журналистов. – М., 1995.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1986.

Тойнби А. Цивилизация перед лицом истории. – СПб., 1996.

Мировой порядок XXI в. – М., 2001.

Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. – 1990. – № 3.

Фукуяма Ф. Великий разрыв. – М., 2003.

Хантингтон С. Столкновение цивилизацией? // Полис. – 1994. – № 1.

Хантингтон С. Столкновение цивилизацией. – М., 2002.

Россия в поисках себя. – М., 1998.

Этос глобального мира. – М., 1997.

Экономика

Капитализм

Демократия

Экология

Планета Земля

http://www.grandars.ru/college/filosofiya/problemy-sovremennosti.html#a1

Многие специалисты считают, что действительная проблема - не рост населения сам по себе, а следующие проблемы:

  • слаборазвитость - отсталость в развитии;
  • истощение мировых ресурсов и разрушение окружающей среды.

Проблема развития человеческого потенциала - это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики. В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации. Однако развитие качественных характеристик рабочей силы в мировом хозяйстве происходит крайне неравномерно. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Нарастающая глобализация , взаимозависимость и сокращение временных и пространственных барьеров создают ситуацию коллективной незащищенности oт различных угроз , от которой человека не всегда может спасти его государство. Это требует создания условий, усиливающих способность человека самостоятельно противостоять рискам и угрозам.

Проблема Мирового океана - это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов. В настоящее время Мировой океан как замкнутая экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся антропогенную нагрузку, и создается реальная угроза его гибели. Поэтому глобальная проблема Мирового океана - это прежде всего проблема его выживания и, следовательно, выживания современного человека.

Пути решения глобальных проблем современности

Решение названных проблем является сегодня актуальной задачей для всего человечества. От того когда и как они начнут решаться зависит выживание людей. Выделяют следующие пути решения глобальных проблем современности.

Предотвращение мировой войны с применением термоядерного оружия и других средств массового уничтожения, грозящих гибелью цивилизации. Это предполагает обуздание гонки вооружений, запрещение создания и применения систем вооружения массового уничтожения, людских и материальных ресурсов, ликвидацию ядерного оружия и т.д.;

Преодоление экономического и культурного неравенства между народами населяющими индустриально развитые страны Запада и Востока и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки;

Преодоление кризисного состояния взаимодействия человечества и природы, которое характеризуется катастрофическими последствиями в виде беспрецедентного загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. Это делает необходимым выработку мер, направленных на экономное использование природных ресурсов и снижение загрязнений отходами материального производства почвы, воды и воздуха;

Снижение темпов роста народонаселения в развивающихся странах и преодоление демографического кризиса в развитых капиталистических странах;

Предотвращение негативных последствий современной научно-технической революции;

Преодоление тенденции к снижению социального здоровья, что предполагает борьбу с алкоголизмом, наркоманией, онкологическими заболеваниями, СПИДом, туберкулезом и другими болезнями.

Актуальные проблемы современности и журналистики

В последние 10 лет жизнь общества претерпела множество изменений. Причин много: научно-технический прогресс, смена ценностей людей, трансформация культуры, переосмысление множества вещей, рост количества образованных людей и так далее. Все эти явления связаны между собой, имеют свои причины и последствия. На данный момент почти каждый человек имеет свой дом, образование, минимальный набор необходимой техники, права и обязанности, работу, доступ ко всем медикаментам и продуктам, разнообразные способы отдыха и развлечения. На словах все звучит хорошо и благополучно, но так ли это на самом деле? Неужели в 21 столетии у человека нет никаких проблем? Кажется, что лучше уже быть не может, человек всегда стремился к благополучию собственной жизни, разве что хочется, чтобы наука и техника развивались еще быстрее. Но это не совсем так. Современный мир очень сложный и порой не понятен даже нам самим. Сложен он тем, что на нас валится огромный поток информации, ритм жизни из-за технического прогресса, современной экономики и потребностей людей стал очень быстрым. Новые ценности современного общества не всегда приживаются в умах людей, а кто-то наоборот меняется слишком быстро, и нет никакого постоянства. Все чаще мы видим, что люди сходят с ума, кончают жизнь самоубийством, причиняют вред огромному количеству людей, не понимают, зачем живут, не знают, где истина. Человек, получив множество материальных благ, будто забыл про что-то, потерял какой-то ориентир. Даже это самое материальное благо в один момент может просто исчезнуть вследствие изменчивости нашего времени, но что же тогда останется с нами? журналистика пропаганда общество техника

В своем эссе я бы хотела разобраться в проблемах современного общества, в их причинах и последствиях. Также хотела бы уделить внимание журналистике, так как этот социально-культурный феномен является отражением нашей жизни, нашего общества, помогает ориентироваться в нем. Соответственно, если есть проблемы в современном обществе, то и в журналистике они есть, так как эти два явления неразрывно связаны и являются отражением друг друга. А может это журналистика создает эти самые проблемы, которые так влияют на нас? По-моему мнению, современная журналистика имеет огромное влияние на общество. Средства массовой информации в силе навязать определенные суждения, мысли, образы, даже мечты. Не даром СМИ называют "четвертой властью". Благодаря развитию техники, средства массовой информации принимают новые формы, ищут новые способы воздействия на наше сознание, и, как мне кажется, успешно. То есть, я придерживаюсь мнения, что средства массовой информации чаще всего создают новые проблемы для современного общества, периодически нагнетая их, направляя в нужное русло мыслительный процесс людей. Конечно, это происходит не во всех случаях, но все же, как показывает практика, в большинстве из них. Какие же основные проблемы в современном обществе и журналистике я вижу? Хотелось бы обсудить каждую из них. Я выделяю три главные, самые яркие проблемы нашего общества и журналистики, которые имеют прямую или косвенную связь друг с другом. Проблем, безусловно, гораздо больше, но нижеперечисленные пункты мне кажутся самыми актуальными. Во-первых, хотелось бы уделить внимание массовой культуре, точнее, ее последствиям. Во-вторых, как мне кажется, большая проблема журналистики - это ее тесная связь с политикой, проблема пропаганды, которая искажает понимание мира у людей, соответственно, это еще одна проблема современного общества. В-третьих, стремительное развитие техники, которое прямым образом повлияло на потребности общества и на качество журналистики. Теперь подробнее о каждой из проблем.

Массовая культура - "это культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (включая телевидение и радио), спорт, кинематограф, музыка (включая поп-музыку), массовая литература, изобразительное искусство и т.д.". Благодаря массовой культуре журналистика получила ответвление - массовые коммуникации, реклама. Массовая культура начала образовываться еще в 20 веке, но своего апогея она достигла сейчас, в наше время. Признак "массовости" означает что-то некачественное, глупое, как очередная реклама жвачки. Многие из нас понимают, что массовая культура никакой пользы не приносит, но мы все равно идем на очередную бессмысленную комедию. Почему все так происходит? Я считаю, причина в том, что средства массовой информации с удовольствием потакают бессмысленной массовой культуре. Она везде и вокруг нас: например, женские журналы особенно любят массовую культуру - наполовину они состоят из рекламы ненужной продукции, наполовину - из сплетен, разговорах о моде и прочей ерунде. Телевидение - это массовая культура в квадрате. В последние пять лет на российском телевидении появилось множество передач, шоу, сериалов, но все ли они хороши? Я бы сказала, что нет. В своей массе передачи и сериалы не несут никакой смысловой нагрузки, но они настолько выглядят привлекательными на первый взгляд, что их смотрит большое количество людей. Человеку свойственно отвлекаться от серьезных проблем, забыть их, поэтому они пытаются это сделать с помощью такого легкого и доступного способа. Мне часто кажется, что средства массовой информации только и рады, давят на эту человеческую слабость для своих целей. Выгодно всем: журналистам особо напрягаться не нужно, никакая аналитика не нужна, собственные мысли никому неинтересны, легче дать очередную порцию "зрелищ" в "Пусть говорят". Также таким способом СМИ отвлекают от действительно важных проблем. Безусловно, все не настолько печально: есть множество аналитических и познавательных программ даже на федеральных каналах, но их показывают либо рано утром, либо поздно ночью. Рейтинги подобных передач намного ниже, чем у того же "Голоса". Массовая культура любит делать упор далеко не на самые лучшие качества человека, и из этого следует "культ потребления". Данный культ сквозит во всех средствах массовой информации. Та же реклама, которая есть во всех видах СМИ: в газете, радио и телевидении. Реклама приказывает нам бесконечно покупать, покупать, покупать. Потребителями являются не только зрители, но и герои сериалов, ток-шоу. Сейчас продать можно все, а информацию - и подавно. Отношение людей к информации стало такое же, как к походу в заведение фаст-фуда - быстро взять, проглотить и пойти дальше по своим делам. То есть я хочу сказать, что в большинстве своем качество журналистской работы ухудшилось: какая-либо новость может быть купленной, материалы делаются быстро, нет аналитики и личного мнения. Последствие массовости - безликость, материалы журналистов все чаще такие же. Чтобы какому-либо СМИ остаться на плаву, нужно быть "в тренде", а потребности современного общества порой оставляют желать лучшего. В идеальном понимании, культура - это нечто возвышенное, монументальное, заставляющее задуматься. А в свою очередь журналистика должна не только сообщать об очередном показе мод и рекламировать очередной йогурт, но и просвещать, помогать людям ориентироваться в окружающем мире. К сожалению, это происходит все реже и реже.

Теперь я перейду к связи политики и журналистики. Мы живем не просто в обществе, мы живем в государстве. Мы - и есть государство. Государство без политики сейчас не может существовать. Соответственно, политики и журналистика очень связаны между собой. Журналистам, чтобы нормально функционировать, не выгодно быть не в ладу с государством. В то же время, оппозиция должна быть всегда, как подтверждение инакомыслия и для развития общества и государства в целом, но, к сожалению, роль оппозиции в системе СМИ нашей страны крайне мала. Может всему виной опыт Советского Союза, тоталитарного государства? Так уж сложилось, что на протяжении нескольких десятилетий СМИ были средством политической пропаганды и ничем более. Сейчас много частных изданий, но это не слишком изменило ситуацию. Подобный факт не может исчезнуть раз и навсегда. Также возможно, что виноват менталитет русского человека, привычка отмалчиваться и терпеть, ведь в крайнем случае можно обсудить политику на кухне дома. Общественно-политическая журналистика в современных российских условиях не в состоянии решать основную для себя задачу -- объективное отражение действительности. Этому препятствует ярко выраженная политическая ангажированность СМИ -- их зависимость от имеющих власть людей и организаций, интересов крупных финансово-промышленных групп, оказывающих влияние на принятие политических решений в масштабах всей страны. Как следствие, многие журналисты, по их же собственным признаниям, ощущают существенные ограничения свободы слова, а в ряде редакций учредители средств массовой информации уже ввели предварительную цензуру, что принципиально расходится с положениями российского законодательства в области масс-медиа. В этих условиях недостижимым оказывается даже стремление к объективности информации, что ставит под сомнение профессиональные приоритеты журналистики. Можно не согласиться со мной, сказав, что все-таки свобода слова у нас есть, у нас она законна. Формально свобода есть. Только ее понятие у нас в стране совсем иное - не свобода мысли, а свобода в читателях и зрителях. Средства массовой информации могут доносить угодную государству идеологию, пропагандировать нужные властям вещи, лишь бы читатель и зритель не заметил ничего. Инакомыслие в средствах массовой информации относительно политической сферы встретить почти невозможно. В то же время информация преподается так грамотно, что порой веришь во все, что написано в каком-то издании или сказано по телевизору. Нам кажется, что по-другому быть просто не может, все, что нам сообщается - правда. Возможно, что лжи и правда не так много, другое дело, что страшно представить, сколько всего не договаривают сами политики и журналисты.

И теперь о последней проблеме - о техническом прогрессе, который произошел совсем недавно. Мы застали техническую революцию, которая очень ощутимо изменила нашу жизнь. Что-то усложнилось (нужны постоянно деньги на новую технику или на ее ремонт), что-то упростилось (общение людей, поиск информации, уделяется меньше времени на бытовые дела, покупки, работа и так далее). К сожалению, проблем у современных людей из-за техники не мало - начиная от портящегося зрения, заканчивая полной зависимости от техники, из-за нарушения работы которой могут пострадать люди. Есть тенденция у современных детей и подростков к замкнутости и предпочтение Интернет-пространству реальности. Журналистика, конечно же, тесно связана с техническими достижениями. С помощью техники информация передается быстро и легко. С каждым годом растет число сетевых изданий -- как электронных версий уже существующих газет, так и периодических изданий, не имеющих аналогов на бумаге. Ведут интернет-вещание телевизионные компании и радиостанции, возникают сетевые информационные и рекламные агентства. Современная журналистика стоит на пороге возникновения нового вида сетевой журналистики. Журналисты активно осваивают социальные сети, пишут новости, подвигают издания, в которых работают. С одной стороны, это замечательно для журналистики, но если копнуть глубже, то становятся заметными несколько проблем: во-первых, материал из интернета не всегда качественен, так как все делается быстро, получается поверхностным и порой создается даже не профессионалом. Сейчас средством массовой информации считается любой блог. С одной стороны, это развитие гражданской журналистики, но с другой, а кто сказал, что их слова никто не будет контролировать? Кто сказал, что любой блоггер это образованный и адекватный человек, на материалы которого можно положиться? Как ни крути, а профессия журналиста трудна и имеет множество нюансов. Во-вторых, в Интернете нет фильтрации информационного потока как такового, можно наткнуться на "утку" или на какой-нибудь недопустимый контент для определенной группы лиц. Чтобы найти что-то стоящее и полезное в сети Интернет, нужно уметь им пользоваться и очень постараться. Кстати, об умениях. Мало где можно научиться онлайн-журналистике, ее специфике. В университетах в основном преподают "классическую" журналистику, без технического уклона, хотя бы минимального. В данный момент нельзя отрицать сильное влияние новых технологий, в частности Всемирной Паутины, на нашу жизнь. Онлайн-журналистика в России есть, но она очень медленно развивается, чаще всего не профессиональна, не компетентна, не организованна. Журналистика должна быть на одной волне с происходящими тенденциями текущего времени, но у нас это не очень хорошо получается по причине экономической и технической. Трудно предположить, что с ней станет, и как она будет развиваться в ближайшем будущем. Кто-то утверждает, что Интернет сместит бумажные издания и телевидение, кто-то говорит, что вряд ли это произойдет в ближайшем будущем, так как людей, желающих получать информацию быстро не так много, чем консерваторов, которые будут верны исключительно результатам работы классических журналистов. Вообще, мне кажется, за онлайн-журналистикой будущее, обходить ее стороной ни в коем случае нельзя. Нужно лишь набраться опыта, умений и не бояться Интернета.

К сожалению, перечисленные мной проблемы современности и журналистики пока решаются с трудом. Они серьезные, многие их понимают, но оптимального выхода из этих ситуаций пока нет. Все будет зависеть от того, какими будут люди через следующие 10 лет, какие тенденции будут происходить в обществе, как на все это отреагирует журналистика, сможет ли она снова анализировать, подмечать и просвещать, или же произойдет нечто новое? Эти вопросы пока остаются открытыми.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: