Гонец м. Спутниковая система персональной связи «Гонец. Состав орбитальной группировки

Компания «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» выступает головным исполнителем важнейших проектов, включенных в государственные программы в области космонавтики:

  • Федеральная космическая программа на 2006-2015 гг.;
  • Федеральная целевая программа «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» на 2012-2020 гг.

Кроме того, АО «ИСС» реализует ряд коммерческих проектов в интересах зарубежных заказчиков.

Персональная связь

В настоящее время низкоорбитальные многоспутниковые системы персональной связи, включающие в себя группировки малых космических аппаратов, получают все более широкое распространение. Их создание является одним из направлений деятельности АО «ИСС». Имея относительно небольшие размеры и невысокую стоимость изготовления, такие спутники способны решать множество важных прикладных задач.

АО «ИСС» работает над созданием системы персональной спутниковой связи «Гонец-Д1М». Она предназначена для решения следующих задач:

  • контроль состояния и местоположения подвижных транспортных средств и грузов;
  • экологический, промышленный и научный мониторинг;
  • связь в удаленных регионах с неразвитой инфраструктурой;
  • связь в чрезвычайных ситуациях;
  • организация глобальных ведомственных и корпоративных сетей передачи данных;
  • создание пейджинговых систем.

Сегодня основу системы «Гонец-Д1М» составляют современные космические аппараты «Гонец-М». Параллельно в компании реализуется проект перспективных спутников «Гонец-М1».

Гонец-М

Космические аппараты персональной связи «Гонец-М» предназначены для организации связи и передачи данных, в том числе «электронной почты» с регистрацией сообщений в бортовом запоминающем устройстве, хранением и последующей передачей пользователю. В задачи спутников этой серии также входит обеспечение телефонной и факсимильной связи для абонентов, находящихся в зоне радиовидимости, и передача сообщений о местоположении абонентских терминалов с помощью GPS/ГЛОНАСС. Кроме того, аппараты «Гонец-М» используются в целях экологического и научного мониторинга.

Спутники «Гонец-М» выводятся на круговую околоземную орбиту высотой 1350-1500 км. Это позволяет устанавливать на Земле приемо-передающую аппаратуру небольших габаритов.

Для спутников данного класса предусмотрено выведение с космодрома «Плесецк» блоками по 3 космических аппарата с помощью ракет-носителей «Рокот».

Гонец-М1

Космические аппараты нового поколения «Гонец-М1» предназначены для обеспечения помехозащищенной спутниковой связи с возможностью выхода в сети общего пользования и Интернет в режиме, максимально близком к реальному времени. Кроме того, в задачи этих спутников входит радиотелефонная связь между подвижными и стационарными пользователями в зоне радиовидимости космических аппаратов, сбор и передача данных о состоянии подвижных объектов и местоположении абонентов. Космические аппараты «Гонец-М1» позволят существенно повысить количество абонентов, обслуживаемых многофункциональной системой персональной спутниковой связи «Гонец-Д1М».

Телекоммуникация

Компания «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» – крупнейший в России разработчик и изготовитель телекоммуникационных космических аппаратов. По своим техническим характеристикам созданные на предприятии спутники, обеспечивающие связь, телевещание, доступ в Интернет, на равных конкурируют с продукцией ведущих мировых производителей.

Унифицированные спутниковые платформы семейств «Экспресс-1000» (среднего класса) и «Экспресс-2000» (тяжелого класса) – новейшее решение, которое АО «ИСС» предлагает рынку. На их основе в настоящее время предприятием создаются все телекоммуникационные космические аппараты, которые отличаются друг от друга размерностью, пропускной способностью и мощностью в зависимости от требований заказчика. В соответствии с общемировой практикой срок активного существования спутников на базе этих платформ составляет 15 лет.

Целевое назначение телекоммуникационного космического аппарата «Экспресс-АМ8» – предоставление телекоммуникационных услуг в России, а также странах Европы, Африки, Южной и Северной Америки, обеспечение президентской и правительственной связи. Заказчик спутника – ФГУП «Космическая связь». Будучи головным исполнителем по проекту, предприятие «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» отвечает за разработку и изготовление модуля служебных систем, интеграцию и испытания спутника, а также создание динамического программного имитатора. Основной субподрядчик – компания Thales Alenia Space France обеспечила поставку ретранслятора и антенн.

Спутник связи и вещания «Экспресс-АМ8» создан на базе современной платформы «Экспресс-1000HTB». Масса космического аппарата составляет порядка 2100 кг. Мощность, выделяемая на полезную нагрузку, – около 5880 Вт, срок активного существования – 15 лет. На спутнике установлено 42 транспондера в С-, Ku- и L-диапазонах.

Запуск космического аппарата запланирован в 2015 году.

Основная задача космического аппарата «Ямал-401» - обеспечение связи, телевещания и передачи данных на всей территории России. Спутник создан по контракту с оператором «Газпром космические системы». Компания «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетёва» в рамках проекта отвечала за головную разработку, интеграцию, испытания космического аппарата и наземный комплекс управления. ОАО «Газпром космические системы» осуществило изготовление полезной нагрузки (совместно с Thales Alenia Space France), разработку, поставку и интеграцию бортовой аппаратуры служебного канала управления, земной станции служебного канала управления и других технических средств НКУ, а также контроль качества. Часть квалифицированного оборудования платформы также поставлена заказчиком – ОАО «Газпром космические системы» в рамках контракта с компанией Thales Alenia Space France .

«Ямал-401» - третий космический аппарат (после «Экспресса-АМ5» и «Экспресса-АМ6»), разработанный и изготовленный на базе тяжелой платформы «Экспресс-2000». Масса спутника составляет около 3000 кг, мощность, выделяемая на полезную нагрузку, - 11 кВт, срок активного существования – 15 лет. На космическом аппарате установлено 6 антенн и 53 транспондера в С- и Ku-диапазонах, что позволяет обеспечить круглосуточную и непрерывную ретрансляцию сигналов на территории России.

Запуск спутника «Ямал-401» состоялся 15 декабря 2014 года. Рабочая точка космического аппарата - 90 градусов восточной долготы.

Экспресс-АМ5

Космический аппарат «Экспресс-АМ5» предназначен для обеспечения цифрового телевизионного и радиовещания на территории России, решения задач подвижной президентской и правительственной связи, предоставления пакета мультисервисных услуг (телефония, видеоконференцсвязь, передача данных, доступ к сети Интернет), а также создания сетей связи на основе технологии VSAT.

Спутник разработан и изготовлен по заказу оператора ФГУП «Космическая связь». В рамках проекта АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» отвечало за проектирование, разработку, изготовление, испытания, подготовку к запуску и сдачу в эксплуатацию космического аппарата. Основными партнерами АО «ИСС» по проекту выступили ФГУП «НИИР» и MacDonald, Dettwiler and Associates. Российское предприятие проводило опытно-конструкторскую работу по проектированию, разработке, изготовлению и поставке модуля полезной нагрузки, а канадская компания MacDonald, Dettwiler and Associates в свою очередь изготовила ретранслятор и антенные системы.

На борту космического аппарата «Экспресс-АМ5» установлено 10 антенн и 84 транспондера C-, Ku-, Ka- и L-диапазона. Его гарантированный срок активного существования составляет 15 лет, общая мощность платформы – порядка 15 кВт, масса – около 3400 кг. В качестве модуля служебных систем космического аппарата применена разработанная в АО «ИСС» унифицированная спутниковая платформа «Экспресс-2000».

«Экспресс-АМ5» - первый в отечественной практике спутник, созданный с применением электрореактивной двигательной установки, обеспечивающей поэтапное выведение космического аппарата – сначала на переходную, а потом и на рабочую орбиту. Такая схема позволяет наиболее эффективно использовать возможности ракеты-носителя.

Запуск спутника «Экспресс-АМ5» состоялся 26 декабря 2013 года. Рабочая точка космического аппарата – 140 градусов восточной долготы.

Телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ6» позволит обеспечить доступ населения России, органов государственной власти и коммерческих пользователей к современным качественным телекоммуникационным услугам, в том числе к многопрограммному цифровому теле- и радиовещанию и к сети Интернет в любой точке страны.

Космический аппарат «Экспресс-АМ6», как и однотипный спутник «Экспресс-АМ5», создан по контракту с оператором ФГУП «Космическая связь» с привлечением тех же партнеров – российского ФГУП «НИИР» и канадской компании MacDonald, Dettwiler and Associates. Распределение работ среди участников проекта осталось без изменений.

В состав полезной нагрузки космического аппарата входит 11 антенн, 72 активных транспондера С-, Ku-, Ka- и L-диапазона. Спутник с 15-летним сроком активного существования изготовлен на базе тяжелой платформы «Экспресс-2000» разработки АО «ИСС». Общая мощность «Экспресса-АМ6» составляет порядка 15 кВт, масса – около 3400 кг.

Для выведения космического аппарата, так же, как и в проекте «Экспресс-АМ5», использована электрореактивная двигательная установка. Таким образом, спутник сначала выводился на переходную орбиту, а затем в рабочую точку 53 градуса восточной долготы на геостационарной орбите.

Экспресс-АТ1

Космический аппарат «Экспресс-АТ1», созданный в АО «ИСС» по заказу ФГУП «Космическая связь», предназначен для непосредственного телевещания высокой четкости, предоставления высококачественных услуг связи и передачи данных на территории Российской Федерации.

В соответствии с условиями контракта специалисты компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» спроектировали, разработали, изготовили космический аппарат, провели его интеграцию и испытания, а также создали динамический программный имитатор. Кроме того, предприятие предоставляет оператору техническую поддержку в процессе эксплуатации спутника. Субподрядчиком АО «ИСС» по ретранслятору и антеннам выступила компания Thales Alenia Space France .

Базовой платформой для «Экспресса-АТ1» стала платформа «Экспресс-1000HТВ». Масса космического аппарата с 15-летним сроком активного существования составляет около 1800 кг, а мощность, выделяемая на полезную нагрузку, - 5,6 кВт. На спутнике установлено 32 активных транспондера, работающих в Ku-диапазоне частот.

«Экспресс-АТ1» выведен на орбиту в тандеме с космическим аппаратом «Экспресс-АТ2» 16 марта 2014 года. Рабочая точка спутника – 56 градусов восточной долготы.

Экспресс-АТ2

Связь, телевещание, передача данных – эти современные услуги обеспечиваются с помощью спутника «Экспресс-АТ2», разработанного и изготовленного в АО «ИСС» для орбитальной группировки российского оператора ФГУП «Космическая связь».

В процессе создания космического аппарата принимали участие те же соисполнители, что и в проекте «Экспресс-АТ1»: АО «ИСС» как головной подрядчик, несущий ответственность за проектирование, разработку, изготовление, интеграцию, испытания спутника, создание динамического программного имитатора и техническую поддержку в процессе эксплуатации, и Thales Alenia Space France как основной субподрядчик, поставивший ретранслятор и антенны.

Спутник «Экспресс-АТ2» создан на базе платформы «Экспресс-1000К», его масса составляет около 1250 кг, мощность, выделяемая на полезную нагрузку, – 3 кВт. На космическом аппарате установлено 16 транспондеров, работающих в Ku-диапазоне и служащих для распространения программ непосредственного телевизионного вещания высокой чёткости, а также обеспечения услуг фиксированной и мобильной связи, передачи данных, высокоскоростного доступа в Интернет. Зона покрытия космического аппарата охватывает всю территорию Дальнего Востока, что даёт возможность активно развивать информационные ресурсы в этом регионе России.

Запуск космического аппарата «Экспресс-АТ2» совместно со спутником «Экспресс-АТ1» состоялся 16 марта 2014 года. В настоящее время «Экспресс-АТ2» работает по целевому назначению в орбитальной позиции 140 градусов восточной долготы.

Ямал-300К

Проект создания телекоммуникационного спутника «Ямал-300К» реализован в компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» в интересах оператора «Газпром космические системы». В задачи космического аппарата входит обеспечение территории России и стран СНГ всеми современными услугами связи.

Компания «ИСС» разработала, изготовила и сдала спутник в эксплуатацию на орбите, а также подготовила наземный комплекс управления. Поставщиком полезной нагрузки выступил заказчик спутника. В ОАО «Газпром космические системы» были также разработаны бортовая аппаратура служебного канала управления, земная станция управления и другие подсистемы наземного комплекса управления.

Базой для космического аппарата послужила платформа «Экспресс-1000Н». Она позволила разместить на борту «Ямала-300К» полезную нагрузку, которую изначально заказчик планировал установить на два спутника другого производителя. Космический аппарат массой почти 1900 кг и мощностью для питания полезной нагрузки около 5,9 кВт имеет 15-летний срок активного существования. 26 ретрансляционных стволов обеспечивают все виды современных услуг связи в С- и Ku- диапазонах частот.

Совместный запуск спутников «Ямал-300К» и «Луч-5Б» был успешно осуществлён 3 ноября 2012 года.

AMOS-5

Спутник AMOS-5, созданный по заказу израильского оператора Space Communication Ltd., предназначен для обеспечения связи, вещания и широкополосных услуг передачи информации на территориях Африки, Европы и Азии. В соответствии с условиями контракта специалистами АО «ИСС» не только разработан и поставлен на орбиту телекоммуникационный космический аппарат, но и создан наземный сегмент управления. Предприятие также предоставило оператору услуги по обучению персонала и оказывает заказчику техническую поддержку в процессе эксплуатации спутника.

Телекоммуникационный космический аппарат AMOS-5 создан на базе негерметичной платформы среднего класса «Экспресс-1000Н», которая гарантирует ему высокие технические характеристики и 15-летний срок активного существования. Спутник имеет 36 транспондеров в C- и Ku-диапазонах. Мощность, выделяемая для полезной нагрузки, составляет 5880 Вт.

В данном проекте субподрядчиком АО «ИСС» по ретрансляторам и антеннам выступило французское отделение европейской компании Thales Alenia Space.

KazSat-3

Телекоммуникационный спутник KazSat-3 с 15-летним сроком активного существования создан в АО «ИСС» по заказу АО «Республиканский центр космической связи» Республики Казахстан на базе негерметичной платформы среднего класса «Экспресс-1000НТВ» . Он предназначен для обеспечения услуг связи, телевещания и передачи данных на территории этого государства.

В соответствии с условиями контракта компания «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» отвечала за проектирование, разработку, изготовление, интеграцию и испытания спутника KazSat-3. Кроме того, предприятием были созданы основной («Акколь») и резервный («Алматы») наземные комплексы управления. Также АО «ИСС» предоставило оператору услуги по обучению персонала и технической поддержке в процессе эксплуатации спутника.

Мощность, выделяемая для полезной нагрузки спутника, составляет 5,3 кВт, его масса – около 1743 кг.

KazSat-3 оснащен связной полезной нагрузкой производства компании Thales Alenia Space Italia S.P.A. (Италия). На нем установлено 28 транспондеров Ku-диапазона, которые обеспечивают услугами связи территорию Казахстана.

Запуск спутника KazSat-3 осуществлен 28 апреля 2014 года в паре со спутником-ретранслятором «Луч-5В».

Lybid

Телекоммуникационный космический аппарат Lybid создан в АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» по заказу канадской компании MacDonald, Dettwiler and Associates Ltd. (MDA) в интересах Украины. В ходе реализации проекта АО «ИСС» отвечает за разработку, изготовление, испытания спутника, а также его подготовку к запуску и сдачу в эксплуатацию на орбите. MDA поставило для космического аппарата ретранслятор и антенны.

Lybid должен обеспечить связь, телевещание, передачу данных на территории Украины, Индии, Африки. Он изготовлен на базе современной платформы «Экспресс-1000НТ». Срок активного существования космического аппарата – 15 лет, масса – около 1800 кг, мощность, выделяемая на полезную нагрузку, – 5880 Вт. На борту спутника установлено 30 ретрансляционных стволов Ku-диапазона частот.

Изготовление космического аппарата Lybid завершено. Спутник находится на ответственном хранении в АО «ИСС» до принятия заказчиком решения о его запуске.

Ретрансляция

Основное назначение многофункциональной космической системы ретрансляции (МКСР) – информационное обеспечение летающих на низких орбитах (высотой до 2000 км) объектов ракетно-космической техники (РКТ) различного назначения. При помощи МКСР «Луч» в реальном масштабе времени осуществляется обмен информацией между объектами РКТ, в первую очередь российским сегментом Международной космической станции, и их центрами управления полётом. На сегодняшний день спутники-ретрансляторы «Луч-5А», «Луч-5Б» и «Луч-5В», составляющие орбитальную группировку МКСР «Луч», обеспечивают возможность непрерывно поддерживать связь с транспортными пилотируемыми кораблями «Союз-МС» и транспортными грузовыми кораблями «Прогресс-МС» при запуске, полёте, стыковке с российским сегментом МКС, расстыковке и приземлении спускаемых аппаратов.

МКСР «Луч» обеспечивает возможность контроля пусков и полёта средств выведения (ракет-носителей и разгонных блоков), реализации технологии управления объектами ракетно-технической техники из центров управления полётом вне зон их радиовидимости.

На МКСР «Луч» возлагаются задачи по передаче сигналов от аварийных радиобуёв в центры сбора данных международной космической системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ и сигналов от платформ сбора данных на станции приёма информации Росгидромета. Кроме того, МКСР «Луч» используется для передачи корректирующих сигналов от наземных станций дифференциальной коррекции и мониторинга потребителям глобальных навигационных систем.

Система ретрансляции «Луч» также даёт возможность проведения телерепортажей и осуществления видеоконференцсвязи.

Многофункциональная космическая система ретрансляции МКСР «Луч» была принята в опытную эксплуатацию в феврале 2016 года.

Навигация

Созданием навигационных космических аппаратов АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» занимается с 1960-х гг. На сегодняшний день компания является единственным отечественным предприятием, где проектируются и изготавливаются спутники данного назначения.

В настоящее время космическая навигация в России обеспечивается с помощью Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. АО «ИСС» выступает головным разработчиком ее космического комплекса, который включает в себя спутники и наземный комплекс управления. Система ГЛОНАСС предназначена для формирования непрерывного поля навигационных сигналов, с помощью которых возможно высокоточное определение координат и скорости движения объектов, оснащенных специальными приемниками. Ее стабильная работа служит залогом успешного решения многих оборонных, экономических, социальных и научно-производственных задач.

Основу системы ГЛОНАСС составляют 24 космических аппарата на средней круговой орбите высотой 19100 км. Они расположены в 3 орбитальных плоскостях – по 8 спутников в каждой. Кроме того, гарантией устойчивого функционирования орбитальной группировки является орбитальный и наземный резерв космических аппаратов.

Сегодня в составе системы ГЛОНАСС работают современные спутники «Глонасс-М», спроектированные и изготовленные в компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва». Они обеспечивают покрытие навигационным сигналом территории всего земного шара. Предприятие также создает перспективные космические аппараты «Глонасс-К», первый из которых уже выведен на орбиту и проходит этап летно-конструкторских испытаний.

Глонасс-К

«Глонасс-К» - перспективные космические аппараты Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. По сравнению со своими предшественниками – спутниками «Глонасс-М» – они обладают улучшенными техническими характеристиками и увеличенным сроком активного существования. Главное их отличие от космических аппаратов предыдущего поколения заключается в том, что помимо излучения навигационных сигналов с частотным разделением в диапазонах L1 и L2 они будут также излучать гражданский навигационный сигнал с кодовым разделением в диапазоне L3. Это позволит значительно, до десятков сантиметров, повысить точность навигационных определений.

Спутники «Глонасс-К» являются многофункциональными. На их борту устанавливается специальный радиотехнический комплекс для работы в международной системе поиска и спасания терпящих бедствие КОСПАС-SARSAT.

Первый космический аппарат этого типа выведен на орбиту в 2011 году, второй – в 2014 году. В настоящее время в АО «ИСС» также ведется создание усовершенствованных навигационных спутников – «Глонасс-К» второго этапа.

Навигационные космические аппараты нового поколения «Глонасс-К» запускаются с космодрома «Плесецк» ракетой-носителем «Союз-2-1б» с разгонным блоком «Фрегат».

Глонасс-М

Спутники «Глонасс-М» составляют основу орбитальной группировки системы ГЛОНАСС. Они обеспечивают навигационной информацией и сигналами точного времени наземных, морских, воздушных и космических потребителей. Аппараты этого типа непрерывно излучают четыре навигационных сигнала с частотным разделением в двух частотных диапазонах – L1 и L2.

Работая в составе 24 космических аппаратов «Глонасс-М», российская глобальная навигационная спутниковая система обеспечивает определение местоположения объектов с точностью порядка 5 метров для гражданских потребителей.

Космические аппараты «Глонасс-М» выводятся на орбиту по одному ракетой-носителем «Союз-2» с разгонным блоком «Фрегат» с космодрома «Плесецк» или в составе блоков из трех спутников ракетой-носителем «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» с космодрома «Байконур».

Геодезия

Картографическая модель Земли нуждается в периодическом обновлении, а ее геофизические параметры должны регулярно уточняться. Эти задачи решаются с помощью космической геодезии.

АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» - единственное предприятие в России, где разрабатываются и изготавливаются геодезические космические аппараты. Современный проект компании в этой области – создание спутниковой системы «ГЕО-ИК-2».

ГЕО-ИК-2

Компания «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» отвечает за создание космической геодезической системы нового поколения на базе космических аппаратов «ГЕО-ИК-2». Они позволят проводить геодезические измерения высокой точности и тем самым обеспечить потребности российской науки в обновлении картографической модели Земли и уточнении ее геофизических параметров. Орбитальная группировка системы будет состоять из двух спутников.

Назначение системы «ГЕО-ИК-2»:

  • построение высокоточной геодезической сети в геоцентрической системе координат;
  • решение ряда прикладных задач, требующих оперативного определения координат наземных пунктов, в том числе:
    • создание региональных геодезических сетей;
    • дистанционное зондирование Земли;
    • определение морского геоида;
    • мониторинг ледовой обстановки.

На рабочую солнечно-синхронную орбиту высотой около 1000 км и наклонением 99,4º спутники будут выводиться ракетой-носителем «Рокот» с разгонным блоком «Бриз-КМ» с космодрома «Плесецк».

Исследования и эксперименты

Перед применением в составе космических аппаратов новые технологии, приборы, материалы нуждаются в отработке и получении летной квалификации. Для решения этой задачи хорошо подходят малые спутники, которые выводятся на орбиту попутным грузом, обладают малой массой и низкой стоимостью. Такие космические аппараты также разрабатываются и изготавливаются в компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва».

К процессу создания малых космических аппаратов АО «ИСС» привлекает представителей других предприятий, научных организаций, преподавателей и студентов вузов. Таким образом, в ходе реализации проектов решаются не только научно-технические и экспериментальные, но и образовательные задачи. Это позволяет подготовить команды молодых специалистов, имеющих практический опыт работы по созданию спутника – от разработки проектной документации до управления реальным космическим аппаратом в процессе эксплуатации. Такой образовательный метод получил название проектно-ориентированной технологии обучения, а спутники, в проектировании и изготовлении которых принимали участие представители вузов, часто именуют студенческими.

Юбилейный

Малый научно-исследовательский космический аппарат «Юбилейный» создавался в АО «ИСС» в рамках кампании по празднованию 50-летия запуска первого искусственного спутника Земли. Он предназначен для передачи звуковых сообщений, а также фото- и видеоизображений, рассказывающих об этой знаменательной дате и других важнейших событиях, происходящих в космической отрасли. На борту космического аппарата организован радиоканал в международном диапазоне частот экспериментальной и радиолюбительской связи 435 МГц и 145 МГц. Данные, переданные с его помощью, принимаются в любых точках Земли при прохождении космического аппарата в зонах радиовидимости над ними.

В ходе создания «Юбилейного» в АО «ИСС» разработана перспективная многофункциональная негерметичная спутниковая платформа, которая легла в основу последующих малых космических аппаратов предприятия.

Запуск спутника состоялся 23 мая 2008 года. Результатом проекта стало проведение ряда прикладных экспериментов, в том числе отработка в условиях космоса магнитно-гравитационной системы ориентации и стабилизации, новых приборов ориентации на Землю и Солнце, солнечных батарей из арсенида галлия новой конфигурации, нанопокрытий для радиационной защиты бортовых приборов от космического излучения.

МиР

Космический аппарат научно-экспериментального назначения «МиР» был выведен на орбиту для испытаний в условиях космоса перспективных разработок. В результате его работы было получено летное подтверждение ряда новейших технических решений АО «ИСС», а также других смежных предприятий и организаций. В частности, положительно зарекомендовали себя новые материалы, перспективные элементы систем терморегулирования, электропитания, ориентации и стабилизации. Во время запуска спутника был проведен эксперимент с обзорной камерой, а в ходе его эксплуатации – с камерой дистанционного зондирования Земли, в результате чего получено более 350 снимков поверхности нашей планеты с пространственным разрешением 250 м на пиксель.

«МиР» разработан и изготовлен на базе той же унифицированной платформы, что и космический аппарат «Юбилейный». Это второй спутник, созданный с привлечением преподавателей и студентов Сибирского государственного аэрокосмического университета. Своё название космический аппарат получил в честь основателя и первого руководителя предприятия Михаила Решетнёва.

ИСС-55

В настоящее время специалисты компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» работают над проектом малого космического аппарата ДЗЗ высокого пространственного разрешения и мультиспектральной съемки «ИСС-55». Он предназначен для многозонального дистанционного зондирования земной поверхности с целью получения высокоинформативных изображений в видимом и инфракрасном диапазонах спектра электромагнитного излучения, обеспечения оперативной доставки данных по радиоканалу, обработки и предоставления информации широкому кругу потребителей.

«ИСС-55» создается на базе новой универсальной платформы «НТ100-01», конфигурация которой позволяет использовать космические аппараты для решения задач высокоточной съёмки поверхности Земли в видимом и инфракрасном диапазонах, а также производить в случае необходимости перенацеливание спутника для съёмки объектов, не охватываемых подспутниковой полосой обзора. Масса полезной нагрузки космического аппарата составит около 50% от общей массы спутника, равной 180 кг.

Основной целевой аппаратурой спутника «ИСС-55» является оптико-электронная аппаратура высокого пространственного разрешения с разрешающей способностью менее одного метра. В дополнение к ней на космическом аппарате будет установлена мультиспектральная съемочная система среднего пространственного разрешения с разрешающей способностью менее тридцати метров, имеющая в своем составе Фурье-видео спектрометр и инфракрасную съемочную систему.

Информация, полученная с помощью спутника «ИСС-55», может быть использована для мониторинга чрезвычайных ситуаций, картографирования и контроля водных ресурсов, в землепользовании, сельском и лесном хозяйстве.

Запуск космического аппарата запланирован на конец 2015 года.

На базе закрытого акционерного общества (ЗАО) "Спутниковая система "Гонец", образованного в 1998 году.

Компания занимается разработкой, производством, управлением, эксплуатацией и предоставлением услуг связи спутниковых систем, включая продажу наземного телекоммуникационного оборудования, реализацию научно-технических достижений в области связи,

ОАО "Спутниковая система "Гонец" является оператором и эксплуатирующей организацией многофункциональной системы персональной спутниковой связи (МСПСС) "Гонец-Д1М".

Наземная инфраструктура системы состоит из Центра управления системой, Центра управления связным комплексом, центральных и региональных станций, Центра управления полетом, Баллистического центра. Наземные станции МСПСС "Гонец-Д1М" находятся в Москве, Железногорске (Красноярский край), Южно-Сахалинске и на полуострове Тикси.

Диаметр зоны радиовидимости каждой региональной станции системы составляет около пяти тысяч километров , что позволяет обеспечить 100% покрытие территории России, а также большую часть территории Европы и Азии.

Работы по программе системы персональной спутниковой связи на базе низкоорбитальных космических аппаратов типа "Гонец" были начаты в 1991 году. В июле 1992 года осуществлен запуск двух космических аппаратов демонстрационного проекта "Гонец-Д" и развернута сеть наземных абонентских станций. Это позволило впервые в мире продемонстрировать работающий прототип системы связи на низколетящих космических аппаратах.

В 1998 году по инициативе Росавиакосмоса была учреждена головная организация по созданию НСПСС "Гонец" — ЗАО "Спутниковая система "Гонец". На компанию были возложены функции головного разработчика космической системы и оператора по эксплуатации и оказанию услуг персональной спутниковой связи на базе НСПСС "Гонец". Развертывание системы проводилось в целях демонстрации возможностей передачи различного рода информации в интересах государственных потребителей с использованием низкоорбитальных спутников.

После успешного запуска трех космических аппаратов (КА) в декабре 2001 года на орбите функционируют девять КА "Гонец-Д1".

Управление орбитальной группировкой КА и функционирование связного комплекса обеспечивают подразделения ОАО "Спутниковая система "Гонец" и его филиалы в Москве, Железногорске Красноярского края, Южно-Сахалинске. С 1998 года началось сотрудничество с предприятиями Казахстана — проект по созданию казахстанского сегмента НСПСС "Гонец", в рамках которого была развернута региональная станция системы "Гонец" под Алма-Атой.

Для полного завершения построения группировки осталось вывести на орбиту три спутника, запуск которых

Решением Федерального космического агентства от 30 декабря 2011 года об организации работ по управлению космическими аппаратами Многофункциональной космической системы ретрансляции (КА МКСР) "Луч" ОАО " Спутниковая система "Гонец" привлечено в качестве соисполнителя по работам с КА МКСР "Луч". Совместно с ОАО "Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева" компания выполняет функции оператора системы и осуществляет разработку и предоставление услуг на базе системы.

ОАО «СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА «ГОНЕЦ» ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ «ГОНЕЦ» В РЕГИОНАХ С ОГРАНИЧЕННЫМ РАДИОПОКРЫТИЕМ СИСТЕМ СОТОВОЙ СВЯЗИ Россия, Москва, ул. Бауманская, 53/2 +7 (495) ,


МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПЕРСОНАЛЬНОЙ СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ «ГОНЕЦ-Д1М» Многофункциональная система персональной спутниковой связи и передачи данных с КА на низких орбитах МСПСС «Гонец-Д1М» создаётся в рамках мероприятий Федеральной космической программы России до 2015 года, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2005 года 635 с изменениями от 19 декабря 2007 года 897, от 15 сентября 2008 года 683 и от 31 марта 2011 года 235. Заказчик: Головной исполнитель: Оператор и эксплуатирующая организация: Федеральное космическое агентство России ОАО «Информационные спутниковые системы» им. ак. М.Ф.Решетнёва» ОАО «Спутниковая система «Гонец» 2


НАЗНАЧЕНИЕ МСПСС «ГОНЕЦ-Д1М» МСПСС «Гонец-Д1М» обеспечивает: – КА «Гонец-М1», «Гонец-М», «Гонец-Д1» Высота, км Наклонение, градусов 82,5 Количество плоскостей 4 Количество КА в плоскости 3-4 Тип орбиты круговая, биполярная Обмен сообщениями между абонентами системы в глобальном масштабе; Передачу данных о местоположении объектов, полученных с использованием системы ГЛОНАСС; Обмен сообщениями между абонентами системы и абонентами внешних сетей в глобальном масштабе; Циркулярную передачу сообщений группе пользователей; Передачу телеметрической (датчиковой) информации контролируемых объектов в центры мониторинга. 3


ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МСПСС «ГОНЕЦ-Д1М» Независимый контроль местоположения и состояния подвижных объектов, в том числе грузов; передача трассы в диспетчерский центр Сбор и передача информации экологического и промышленного мониторинга Связь в чрезвычайных ситуациях (наводнения, землетрясения, пожары, извержения вулканов, аварии на опасных производствах) Связь с удаленными пользователями в труднодоступных районах Связь в интересах различных министерств и ведомств 4


КАРТА ПОКРЫТИЯ РОССИИ СОТОВОЙ СВЯЗЬЮ СТАНДАРТА GSM Подавляющая часть территории Российской Федерации в настоящее время не охвачена сплошным полем радиопокрытия подвижной радиотелефонной связью стандарта GSM. 5 - зоны покрытия наземных сетей GSM в России


6 Зоны радиовидимости 4-х наземных станций МСПСС «Гонец-Д1М» (Москва, Железногорск, пос. Тикси, Южно-Сахалинск) обеспечивают 100% покрытие территории России, включая исключительную экономическую зону и Арктический регион. МСПСС«ГОНЕЦ-Д1М» ПО СОСТОЯНИЮ НА II КВ г. 1 КА «Гонец-Д1» и 6 КА «Гонец-М» обеспечивают глобальную связь. г. Москва пос. Тикси г. Железногорск г. Южно-Сахалинск




ИСПЫТАНИЯ СИСТЕМЫ «ГОНЕЦ» В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ 8 Передача координатной информации и тревожных сообщений со школьных автобусов * Все объекты и пункты, из которых выполнялась передача, находились в районах Красноярского края с имеющимися проблемами с покрытием наземными сетями связи. Задачи, решаемые в испытаниях: Передача информации с инфоматов в портал электронного правительства Красноярского края Связь с удаленными поселениями Красноярского края (передача сообщений) Передача данных с удаленных избирательных участков Красноярского края - зоны покрытия наземных сетей GSM в Красноярском крае


ЗОНА ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ПЕРЕДАЧЕ КООРДИНАТНОЙ ИНФОРМАЦИИ, СООБЩЕНИЙ И ДАННЫХ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ИЗ УДАЛЕННЫХ МЕСТ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Диспетчерский центр Связь с удаленными объектами осуществлялась по схеме «точка-точка». На объектах и в диспетчерском центре в г. Красноярске были развернуты терминалы «Гонец». 9


ОСНОВНОЙ ВЫВОД ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ МСПСС «ГОНЕЦ-Д1М» В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ 10 Количественные показатели комплексных испытаний: Успешно передано и принято: более 1000 меток с координатами транспортных средств; 210 тревожных и текстовых сообщений с транспортных средств; 120 текстовых сообщений из удаленных поселений; 7 информационных блоков от инфоматов в удаленных поселениях; 6 информационных блоков от избирательных участков в удаленных поселениях. Вероятность доведения информации до диспетчерского центра 100%. Результаты испытаний показывали возможность создания на территории Красноярского края единого навигационно- коммуникационного пространства без белых пятен покрытия.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МСПСС «ГОНЕЦ-Д1М» В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ РФ С ОГРАНИЧЕННЫМ ПОКРЫТИЕМ GSM 11 Диспетчерский центр РС г. Москва РС г. Железногорск РС пос. Тикси РС г. Южно-Сахалинск Объекты индустриального и экологического мониторинга Различные виды транспорта и мобильные группы Распределенная сеть инфоматов, избирательные участки, стационарные объекты, связь в ЧС


СХЕМА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ «ГОНЕЦ» 12 При нахождении абонента в зоне обслуживания наземных сетей GSM (фиолетовая зона), связь осуществляется по каналу GSM При нахождении абонента вне зон обслуживания сетей GSM (голубая зона), связь осуществляется по спутниковому каналу «Гонец»


ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АБОНЕНТСКИХ ТЕРМИНАЛОВ МСПСС «ГОНЕЦ» ДИАПАЗОНА 0,3/0,4 ГГц Основные характеристики АТ Д2 Мощность передатчика, Вт Стационарные, возимые - не более 10, носимые - 5 Объем сообщения до, кбайт 500 (для обслуживаемых – неограниченно за счет деления сообщения на блоки по 500 кбайт) Вид передаваемой (принимаемой) информации Текстовые сообщения, файлы, короткие сообщения (SMS), сообщения с данными местоположения, пакеты данных пользователя Точность определения местоположения подвижного объекта до 10 м по системе ГЛОНАСС Подключение оконечных устройств пользователя Мобильный (возимый), стационарный – RS-485 или 100Base-TX, носимый – USB Масса, кг Рабочий комплект терминала – 0,4– 1,6 кг в зависимости от типа и комплектации Напряжение питания, В Стационарные, мобильные (возимые) – от источника переменного тока 110/220 В 50 Гц, блок приема/передачи также имеет возможность питания от источника постоянного тока, в том числе 12 В Носимые – от источника переменного тока 110/220 В 50 Гц, от собственной аккумуляторной батареи Потребляемая мощность, ВА Стационарные, мобильные - не более 36 ВА Дополнительные возможности Обмен с потребителями по GSM каналу короткими сообщениями, передаваемыми (принимаемыми) обслуживаемым терминалом по спутниковому каналу Двухмодовый (спутниковый/GPRS) мобильный (возимый) терминал 13 Мобильный АТ Возимый АТ ОЕМ-модуль Диапазон частот, МГц в линии «Космос – Земля» 387 – 390 в линии «Земля – Космос» 312 – 315 Скорость передачи, кбит/с в линии «Космос – Земля» 9,6; 38,4; 76,8 в линии «Земля – Космос» 2,4; 4,8; 9,6


СВЯЗЬ С ПОДВИЖНЫМИ И СТАЦИОНАРНЫМИ ОБЪЕКТАМИ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Диспетчерский центр в любой точке на территории России 14 координатная информация Орбитальная группировка ГЛОНАСС Орбитальная группировка Гонец РС Гонец телеметрическая информация телеметрическая информация текстовые сообщения текстовые сообщения тревожные сообщения тревожные сообщения Передача данных с КА на РС Портал электронного правительства Орбитальная группировка Гонец РС Гонец Передача данных с КА на РС Избирком, другие ведомства Орбитальная группировка Гонец Отраслевые центры мониторинга в любой точке на территории России Передача данных с КА на РС РС Гонец Различные виды транспорта Объекты индустриального и экологического мониторинга Распределенная сеть инфоматов Водные ресурсы Почвы Атмосфера Удаленные поселения, избирательные участки, связь в ЧС Орбитальная группировка Гонец Передача данных с КА на РС РС Гонец телематические данные промышленного и экологического мониторинга двусторонний информационный обмен с сетью различные сообщения информация с избирательных участков


Россия, Москва, ул. Бауманская, 53/2 +7 (495) , ОАО «СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА «ГОНЕЦ» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Система спутниковой связи «Гонец» предназначена для глобального обмена различными видами информации с ракетно-космической техникой, а также организации каналов ретрансляции в различных целях.

В период, когда «Антарес» претендовала на частоты, в ГКРЧ поступили три заявки на выделение этих частот под мобильную спутниковые связь. Их подали ИСС им. М.Ф. Решетнева и компании «Транзит-Телеком» и «Руспроект» (последняя якобы аффилированна с «Антаресом»).

В начале 2016 года ГКРЧ планировала удовлетворить заявки всех трех компаний, но решение не приняла - параллельно появился проект создания конфиденциальной мобильной спутниковой связи. Вопрос об этом ГКРЧ рассматривала в конце 2015 года в закрытом режиме и на 20 февраля 2017 года о решении комиссии не известно.

В конце 2016 года повторные заявки на выделение частот направила одна из компаний - «Фитаком» (правопреемник «Транзит-Телеком»). ГКРЧ отказала компании в выделении частот. Компания подала повторную заявку, но в материалах к предстоящему заседанию сказано, что «Фитаком» снова получила отказ.

Согласно установленной процедуре для принятия ГКРЧ решения о выделении частот соответствующая заявка должна получить три положительных согласования: от Роскомнадзора , Минобороны и Федеральной службы охраны (ФСО). В информационных листах к заседаниям ГКРЧ, проходившим в 2014-2015 годы, говорится, что все три ведомства были «за» выделение частот «Транзит-Телеком», при этом Роскомнадзор ссылался на необходимость получения результатов дополнительных исследований.

Начиная с 2016 года Роскомнадзор стал возражать против выделения частот «Транзит-Телеком»/«Фитаком». Из информационного листа к предстоящему заседанию ГКРЧ следует, что из трех основных ведомств против выделения частот по-прежнему только Роскомнадзор. Ведомство ссылается на позицию «Роскосмоса».

Замгендиректора госкорпорации «Роскосмос» Михаил Хайлов в своем письме в аппарат ГКРЧ указал на нецелесообразность выделения частот для «Фитаком», поскольку не будут выполнены условия электромагнитной совместимости с системой конфиденциальной спутниковой связи - в письме указано, что ранее эти частоты другим решением ГКРЧ выделили системе конфиденциальной спутниковой связи.

«Спутниковая система «Гонец» начала претендовать на частоты в диапазоне 1980 - 2010 МГц в конце 2016 года. На заседании ГКРЧ в октябре 2016 года система «Гонец» получила частоты в различных диапазонах (более 10 ГГц), но рассмотрение заявки перенесли.

В материалах к заседанию ГКРЧ в марте 2017 года сказано: «Гонец» получит эти частоты при согласии на разработку условий совместного использования с сетями сотовой связи третьего поколения стандарта UMTS (3G) и находящимися в ведении ФСО радиоэлектронных средств правительственного назначения.

Резюмируя указанное, издание сообщило: в планах ГКРЧ - отказать компании «Фитаком» в выделении частот диапазона 1980 - 2010 МГц для мобильной спутниковой связи, поскольку ранее эти частоты выделили для системы конфиденциальной спутниковой связи. Но, «Спутниковая система «Гонец», заявка которой подана на несколько лет позже, получит эти частоты при условии совместного использования частот с сетями правительственной связи.

​Спутниковую систему «Гонец» испытывают на Крайнем Севере

Спутниковую систему слежения и связи «Гонец» испытывают в Ненецком автономном округе. Очередной этап проверок прошел на оленях. На шею животных установили специальный ошейник, который отслеживал их местоположение. После всех испытаний такие ошейники будут применяться для дистанционного выпаса животных, что поможет избежать конфликтов между оленеводами .

Так как животные пасутся свободно, то иногда они заходят на территорию чужих пастбищ, и тогда «заблудившийся» олень становился предметом споров между хозяином и владельцем угодий.

Крайний Север выбран для испытания потому, что здесь очень востребованы системы слежения на основе «Гонца». Например, здесь есть потребности в определении местоположения туристов, рыбаков и охотников, особенно когда те совершают длительные переходы, а расстояние до ближайших населенных пунктов превышает несколько десятков километров. В любой момент путники могут подать сигнал бедствия.

Функция слежения пригодится и для владельцев снегоходного транспорта, ведь зимой, передвигаясь по рекам, они руководствуются только направлениями.

Представители разработчиков отметили, что только в этом регионе представители бизнеса и городских администраций проявляют интерес к внедрению технологий систем слежения на основе «Гонца».

2014

Интеграция систем «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Гонец» завершится в 2015 году

К концу 2015 года завершится интеграция государственной системы экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС » и российской спутниковой системы связи «Гонец».

«Интегрированные терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Гонец» планируется использовать на транспортных средствах, которые эксплуатируются, в основном, там, где нет сплошного покрытия мобильной связи, например, в малонаселенных или труднодоступных регионах, - комментирует главный аналитик Некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» Ионин Андрей . - Сюда также можно отнести весь транспорт, задействованный при лесозаготовках, на нефтяных или газовых месторождениях. Или тогда, когда есть особые - максимально высокие, требования к надежности доставки экстренного вызова, например, для автомобилей, перевозящих опасные грузы. Может такое интегрированное «ЭРА-ГЛОНАСС»/«Гонец» устройство понравиться рыбакам и туристам. Предварительные работы по интеграции оборудования уже проведены, а в 2015 году планируем перейти к полномасштабной интеграции систем и созданию потребительского оборудования».

Государственная система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» предназначена для повышения безопасности на транспорте. Она сократит время до начала оказания помощи при авариях до 30%, что позволит ежегодно спасать более 4 тысяч человек. Система будет введена в промышленную эксплуатацию в 2015 году.

2013: Абонентский терминал «Гонец»

Многофункциональная система персональной спутниковой связи (МСПСС) «Гонец» разрабатывается в рамках федеральной космической программы России при непосредственном участии Российского Авиакосмического Агентства .

Разработчики и изготовители основных элементов МСПСС «Гонец»:

  • НПО прикладной механики им. академика М. Ф. Решетнева (г. Железногорск),
  • НИИ точных приборов (Москва) и

Назначение системы «Гонец» - передача цифровой информации в пакетном режиме и обеспечение диспетчерской радиотелефонной связи.

Абонентский терминал состоит из радиомодема и персонального IBM-совместимого компьютера. Терминалы системы «Гонец» оснащаются малогабаритными ненаправленными антеннами, позволяющими устанавливать их на транспортных средствах и вести связь в движении.

Всенаправленная антенна, 2013

Модем Р-АТ4, 2013

Достоинства

  • 2 варианта конструктивного исполнения.
  • Удобство в работе.
  • Время развертывания менее 10 мин.
  • Связь со спутником без участия оператора.
  • Всенаправленная антенна.
  • Определение координат (точность 100 м).
  • Широкий диапазон рабочих температур (-25... +55°С).
  • Питание 220 В или 12 В.
  • Небольшие масса и габариты.

Абонентский терминал низкоорбитальной космической системы связи «Гонец-Д1» АТ-СО-4

Абонентский терминал АТ-СО-4 является полным комплектом аппаратуры для автоматического информационного обмена со спутниками низкоорбитальной космической системы связи «Гонец».

Состав

  • Малогабаритный радиомодем Р-АТ4 с устройством определения местоположения (GPS) или без него.
  • Ненаправленная антенна, обеспечивающая беспоисковую и бесподстроечную связь.
  • Источник питания.

С помощью АТ-СО-4 пользователям предоставляется ряд телекоммуникационных услуг, ориентированных на передачу сообщений небольшого объема.

2010

Предложение о модернизации системы до 48 спутников

Как рассказали «Маркеру» в компании «Спутниковая система „Гонец`», в августе 2010 г. на орбите работают шесть спутников системы, в сентябре планировался запуск еще двух аппаратов. Сегменты группировки не делятся на гражданский и военный - одни и те же устройства используются и в гражданских, и в коммерческих целях. Правда, сервис, предлагаемый «Гонцом», несколько специфичен. Возможна передача однопакетных сообщений до 256 символов с доставкой в другие части света с типовой задержкой в несколько десятков минут. Есть возможность выйти в интернет - связь осуществляется по WAP-протоколу со скоростью на уровне 2,7 Кбит/с, сессия будет длиться, пока ваш терминал «видит» спутник.

Модернизировать подобную систему до уровня системы спутниковой связи Iridium означает, по сути, строительство системы связи заново. Именно такой сценарий предлагали в 2010 году в «Спутниковой системе „Гонец`». А именно: нарастить спутниковый флот до 48 аппаратов, по восемь в шести плоскостях которые обеспечат глобальный охват и функционал на высшем возможном в это время технологическом уровне. Речь идет о скоростном доступе в интернет , телефонной связи, сервисе определения координат, мониторинга удаленных объектов и пр. В компании «Гонец» не стали конкретизировать смету проекта, сообщив, что она пока не определена окончательно.

По своим техническим параметрам предложенная ими система близка к глобальной сети Iridium (в частности, наличием коммуникационных каналов между самими спутниками, что является уникальной конструктивной особенностью Iridium).

Вопросы вызывают главным образом предложенные авторами технические решения, в то время как идею создания околоземного информационного пространства в целом поддержали Роскосмос и Минкомсвязи . Впрочем, эксперты из Роскосмоса сомневаются, что государство возьмется в обозримом будущем финансировать создание рекордного для страны спутникового флота: после завершения работ по ГЛОНАСС следующим по приоритетности будет создание многоцелевой спутниковой системы «Арктика», призванной поддержать российские амбиции по освоению района Северного Ледовитого океана.

«Мы собираемся создать глобальную информационную среду в наземном, воздушном и космическом пространстве, - цитирует „Прайм-ТАСС` заместителя главы Роскосмоса Анатолия Шилова в 2010 году. - Проект заключается в разработке радиоканала нового поколения, а также в создании новой спутниковой системы для проведения космического интернета туда, куда оптоволокно никогда не придет». Саму идею создания такой системы одобряют и в Минкомсвязи, однако заложенные в проект технические решения в министерстве называют сырыми, требующими дальнейшей доработки и оценки.

Как бы то ни было, но проект под названием «Обеспечение высокоскоростного доступа к информационным сетям с использованием систем спутниковой связи» присутствует в списке 24 проектов модернизации экономики, обоснование которых соответствующие ведомства прислали в середине июля 2010 г. Минэкономразвития . В компании «Спутниковая система „Гонец`» надеются, что их проект может быть реализован путем принятия отдельной федеральной целевой программы - ровно так же, как был реанимирован проект ГЛОНАСС . В то же время отраслевые эксперты считали, что шансы получить финансирование у «Космонета» в обозримом будущем невелики.

«Финансирование ГЛОНАСС началось тогда, когда на уровне руководства государства стали понятны экономические перспективы создания Россией глобальной навигационной системы, - говорит собеседник в Роскосмосе. - В случае с „Гонцом` такие перспективы неочевидны. Кто будет эту систему использовать и можно ли говорить о перспективах ее окупаемости, непонятно. Притом что проект исключительно сложен технически и наверняка очень затратный. Речь ведь идет о группировке спутников в два раза большей, чем ГЛОНАСС, а также о создании наземных систем. Не думаю, что российский бюджет потянет такие расходы, тем более принято принципиальное решение создавать многоцелевую спутниковую систему „Арктика` стоимостью порядка 70 млрд руб.».
»

Конструктивно КА «Гонец-М1» состоит из следующих основных элементов :

  • модуль служебных систем (платформа) - разработчик ОАО «ИСС»;
  • модуль полезной нагрузки (ПН) - разработчик THALES.

Конструкция корпуса КА - негерметичного конструктивного исполнения выполнена в виде прямоугольной призмы. Силовой основой корпуса КА является четыре продольные стойки и сотовые панели. Панели расположенные по осям +ОZ и -ОХ являются панелями полезной нагрузки КА, на них устанавливаются приборы и аппаратура ретранслятора и антенный модуль соответственно. На остальных панелях размещается аппаратура служебных систем КА. Так как ориентация КА организована таким образом, что плоскость ХОY КА совмещается с плоскостью Солнце-объект-Земля, а ось КА (ОХ) совпадает с радиус-вектором, то плоскости корпуса КА, расположенные по осям +ОZ, -ОZ, постоянно находятся в тени, что создает наиболее благоприятные условия для использования их в качестве радиационных поверхностей для сброса тепла, расположенной на них бортовой аппаратуры. На панелях, расположенных по осям +ОZ и -ОZ, установлена аппаратура служебных систем и аппаратура ретранслятора с большим тепловыделением.

КА имеет следующий состав антенн:

  • 1 антенна Д1;
  • 6 антенн Д2;
  • 1 антенна Д3;
  • 2 антенны С-диапазона;
  • 4 антенны КИС;
  • 4 антенны НАП.

Антенны Д2 размещены на откидывающихся конструкциях из сотопанелей, переводящих их из стартового положения в рабочее. Передающая антенна Д1 и две антенны С-диапазона установлены стационарно на верхней плите ПН. Антенна Д3 установлена стационарно на центральной башне (элемент конструкции ПН). Антенны КИС размещены попарно на верхней панели ПН и нижней панели приборного отсека. Антенны НП размещены на нижней панели приборного отсека. Солнечная батарея состоит из двух крыльев, каждое из которых устанавливается на поворотном устройстве, обеспечивающем, для ориентации солнечной батареи на Солнце при функционировании КА на орбите, ее вращение вокруг оси, параллельной оси ОZ КА. Двигательная установка системы коррекции устанавливается в ПО по оси -ОY, линия действия тяги проходит через центр масс КА. Вектор тяги направлен по оси -ОY КА, которая при выдаче импульса коррекции ориентирована в плоскости орбиты КА. Оптические приборы системы ориентации размещаются таким образом, чтобы обеспечить требуемое расположение их полей зрения: ПОЗ - на Землю, ПОС - по оси -ОY и +ОХ КА, ДМДС по оси (-OY КА). Магнитометр установлен на откидывающейся штанге.

Матрица оборудования КА

Наименование

Обозначение

Кол-во, шт.

Предприятие-изготовитель

Преемственность

Примечание

КА «Гонец-М1»

ОАО «ИСС»

Ретранслятор

ОАО «THALES»

АФУ ПН (антенный модуль )

ОАО «THALES»

Антенна Д1

ОАО «THALES»

Антенна Д2

ОАО «THALES»

Антенна Д3

ОАО «THALES»

Антенна С-диапазона

ОАО «THALES»

комплект

ОАО «THALES»

Фильтрующие устройства

комплект

ОАО «THALES»

Кронштейны, элементы зачековки

комплект

ОАО «THALES»

АФУ БА КИС

ОАО «THALES»

Антенна приемная

ОАО «THALES»

Антенна передающая

ОАО «THALES»

комплект

ОАО «THALES»

Фильтрующие устройства

комплект

ОАО «THALES»

Бортовой комплекс управления

ОАО «ИСС»

ЮФКВ.466535.037

ЗАО НТЦ «Модуль»

ОАО «THALES»

ТА932МД-121РМ

ОАО «ИРЗ»

НП (с антеннами)

ФГУП НПП «Радиосвязь»

Система ориентации и стабилизации

Магнитометр

ОАО «ИСС»

17М23 (КА 14Ф31)

Блок измерения угловых скоростей

ЗАО НПП «Медикон»

Прибор ориентации на Солнце

НПП «Геофизика-Космос»

Прибор ориентации на Землю

НПП «Геофизика-Космос»

Электромеханический исполнительный орган

УДМ ДМ-1-10

НПЦ «Полюс»

Электромагнитное устройство

ОАО «ИСС»

Датчик Солнца статического типа

ОАО «НПП КП «Квант»).

УПБС

ОАО «ИСС»

732.3210-0
732.3210-0-01

ОАО «ИСС»

ОАО «ИСС»

Система терморегулирования

Тепловые трубы

комплект

ОАО «ИСС»

КА «Глонасс-К», «Луч-5А»,
«Аmos-5»

Электрообогреватели

комплект

ОАО «ИСС»

КА 17Ф13, 14Ф132

ЭО трубопроводов СК

комплект

ОАО «ИСС»

КА «Галс», «Экспресс-А», «Экспресс-АМ»

комплект

ОАО «ИСС»

КА «SESAT», «Экспресс-АМ»,
«Аmos-5»

комплект

ОАО «ИСС»

КА «SESAT», «Экспресс-АМ», «Аmos-5»

Система коррекции

Блок коррекции

262У.278.400.00

ФГУП ОКБ «Факел»

КА «Луч-5А»,
«Луч-5Б»

КБ «Химмаш»

Горловина проверочная

262У.198.400.00

ФГУП ОКБ «Факел»

КА «Ямал-300», «Amos-5»
«Экспресс-АМ»

Межблочные трубопроводы СК

комплект

ОАО «ИСС»

Система электропитания

ОАО «Сатурн»

ОАО «Сатурн»

НПЦ «Полюс»

Система радиационного мониторинга

Механические системы

ОАО «ИСС»

Устройство отделения

комплект

ОАО «ИСС»

Конструкция КА

Корпус (с элементами общей сборки)

ОАО «ИСС»

Квалификация в составе ИКМ, СИ

Заправка

Топливо (гидразин)

«ОСЧ» или ГХЧ-3

Кабельная сеть

комплект

ОАО «ИСС»

Грузы балансировочные

комплект

ОАО «ИСС»

Проходят квалификацию в составе ИКМ КА

Технические характеристики

Масса (полезной нагрузки (включая АФУ ПН)), кгМасса (сухая), кгМасса КА (максимальная), кгМасса КА (на этапе проектирования), кгПлатформа Мощность СЭП (для полезной нагрузки (на всем витке)), ВтМощность СЭП (КА), ВтКонструктивное исполнение
# Характеристика Значение
1 125,5
2 216,5
3 450
4 430
5 1xЭкспресс-500
6 400
7 2000
8 Негерметичное

Характеристики орбиты

САС, год
# Характеристика Значение
1 10


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: