Информатика и икт угринович читать онлайн

Рабочая программа. Информатика и ИКТ. 9 класс. Кузовова Е.Н. 2015-16 учебный год.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тумская средняя общеобразовательная школа №3»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Н.И. Корнева

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Тумская СОШ №3»

О.И. Кузовова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплина : информатика и ИКТ

Класс: 9

Учитель

КУЗОВОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Принято

на заседании творческой группы учителей

физико-математического цикла

Протокол №1 от 27.08.2015г.

Р.п. Тума -2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и информационных технологий основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии .

Изучение курса направлено на достижение следующих целей :

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Рабочая программа по информатике и ИКТ (8-9 кл.) составлена на основе:

Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике,

Примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ»,

Учебного плана на 2015-2016 учебный год,

Кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Программа курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции . В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
  • владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

знать/понимать

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревья-ми; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • создавать информационные объекты, в базе данных;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме интегрированных практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанных, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. направленных на отработку отдельных технологических приемов, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы, индивидуального проекта.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы, тестирования или зачета.

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.

Построение таблиц истинности для сложных логических выражений. Логические элементы и основные логические устройства компьютера. Решение логических задач.

Моделирование и формализация

Хранение, поиск и обработка информации

Коммуникационные технологии

Информатизация общества

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса , в который входят:

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;
  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;
  • Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Цифровые образовательные ресурсы и дополнительная литература.

  1. Комплект цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  2. http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
  3. А.А. Чернов, А.Ф. Чернов. Информатика. Контрольные и самостоятельные работы по программированию. Волгоград: Учитель, 2011 г.
  4. А.Х. Шелепаева. Поурочные разработки по информатике. Универсальное издание. М.:Вако,2009 г.
  5. Н.Е. Астафьева и др. Информатика в схемах. М.: Бином, 2009 г.
  6. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей. Угринович Н. Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Аппаратные средства

  • Компьютер.
  • Проектор.
  • Принтер.
  • Сканер.
  • Модем.
  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  • Интерактивная доска.
  • Система голосования.
  • Документ-камера.

Программные средства

  • Пакет офисных приложений MS Office – 2007(2010).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Программа-переводчик.
  • Система программирования.

Программа рассчитана на 100 часа (34 часа в 8 классе и 66 часов в 9 классе) .

Программой предусмотрено проведение:

  • практических работ – 15 (в 8 классе), 33 (в 9 классе);
  • контрольных работ – 3 (в 8 классе), 7 (в 9 классе).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

Всего

8 класс

9 класс

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование

Логические основы построения компьютера

Моделирование и формализация

Коммуникационные технологии

Информационное общество

Повторение, резерв времени

ВСЕГО:

Тематические и итоговые контрольные работы

Тематика

Класс

Вид

Количество информации

Тематический контроль

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Тематический контроль

Коммуникационные технологии

Тематический контроль

Кодирование графической информации

Тематический контроль

Кодирование и обработка текстовой информации

Тематический контроль

Кодирование и обработка числовой информации

Тематический контроль

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

Тематический контроль

Логические основы построения компьютера

Тематический контроль

Моделирование и формализация

Тематический контроль

Итоговая

Итоговый контроль

8 класс

  1. Информация и информационные процессы

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 1 по теме «Количество информации».

  1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Защита информации.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»

Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».

Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 6 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

  1. Коммуникационные технологии

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.

Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети»

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 10 «”География” Интернета».

Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 3 по теме «Коммуникационные технологии».

9 класс

  1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.

1.1 Логические основы построения компьютера

Основные понятия формальной логики. Логические выражения и логические операции.

Построение таблиц истинности для сложных логических выражений. Логические элементы и основные логические устройства компьютера.

Контроль знаний и умений

Контрольная работа №1 по теме « Логические основы построения компьютера».

Компьютерный практикум

Практическая работа № 2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

Практическая работа № 3 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

Практическая работа № 4.1 «Создание GIF-анимации».

Практическая работа № 4.2 «Создание flash-анимации».

Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации».

Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».

Практическая работа № 7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование графической информации».

  1. Кодирование и обработка текстовой информации

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации».

Практическая работа № 9 «Вставка в документ формул».

Практическая работа № 10 «Форматирование символов и абзацев».

Практическая работа № 11 «Создание и форматирование списков».

Практическая работа № 12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

Практическая работа № 13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание “бумажного” текстового документа».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации».

  1. Кодирование и обработка числовой информации

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

Практическая работа № 16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

Практическая работа № 17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

Практическая работа № 18 «Построение диаграмм различных типов».

Практическая работа № 19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 4 по теме «Кодирование и обработка числовой информации».

  1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2008.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».

Практическая работа № 21 «Проект “Переменные”».

Практическая работа № 22 «Проект “Калькулятор”».

Практическая работа № 23 «Проект “Строковый калькулятор”».

Практическая работа № 24 «Проект “Даты и время”».

Практическая работа № 25 «Проект “Сравнение кодов символов”».

Практическая работа № 26 «Проект “Отметка”».

Практическая работа № 27 «Проект “Коды символов”».

Практическая работа № 28 «Проект “Слово-перевертыш”».

Практическая работа № 29 «Проект “Анимация”».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 5 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».

5. Моделирование и формализация

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 30 «Проект “Бросание мячика в площадку”».

Практическая работа № 31 «Проект “ Графическое решение уравнения”».

Практическая работа № 32 «Проект “ Распознавание удобрений”».

Практическая работа № 33 «Проект “Модели систем управления”».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 6 по теме «Моделирование и формализация».

6. Информатизация общества

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 7 (итоговая).

В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

8 класс

знать/понимать

  • виды информационных процессов;
  • примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации;
  • принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;
  • проверять свойства объектов;
  • пользоваться персональным компьютером
  • выполнять и строить простые алгоритмы
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
  • предпринимать меры антивирусной безопасности
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов):
  • в базах данных,
  • в компьютерных сетях,
  • в некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках);
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);
  • создания личных коллекций информационных объектов;
  • организации индивидуального информационного пространства,
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке,
  • использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
  • выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам
  • для оформления результатов учебной работы.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

9 класс

знать/понимать

  • программный принцип работы компьютера;
  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
  • осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
  • проводить проверку правописания;
  • использовать в тексте таблицы, изображения;
  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,
  • создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах),
  • переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать записи в базе данных;
  • объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
  • знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования;
  • уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;
  • уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования;
  • приводить примеры моделирования и формализации;
  • приводить примеры систем и их моделей;
  • уметь строить информационные модели из различных предметных областей и исследовать их на компьютере;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде (электронных) таблиц,
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем).

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

Отметка «5» : ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4» : ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3» : ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2» : при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Критерий оценки практического задания

Отметка «5» : 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4» : работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3» : работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2» : допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или работа не выполнена.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер. Проектор. Принтер. Сканер. Модем.
  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
  • Интерактивная доска. Система голосования. Документ-камера.

Программные средства

  • Операционная система Windows XP.
  • Пакет офисных приложений MS Office -2007.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Простая система управления базами данных.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения.
  • Простой редактор Wев-страниц.

Календарно-тематическое планирование

9 класс

№ урока

Тема урока, практическое занятие

Глава, параграф, страницы (д/з)

Подготовка к ГИА

Дата

проведения

  1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (16 часов)

Логические основы построения компьютера (7 часов)

Техника безопасности при работе в компьютерном классе. Кодирование.

§1.1.1

стр. 10

Отработка заданий части 1

05.09

Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Кодирование графической информации.

§1.1.2.

стр. 14-15

05.09

Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.

Самостоятельная работа.

§1.3

стр. 15-20

Отработка заданий части 1

12.09

Растровые изображения, векторные изображения.

§1.2-1.4

стр. 21-24

Отработка заданий части 1

12.09

Кодирование и обработка звуковой информации.

§1.5

стр. 40-45

19.09

Цифровое фото и видео.

§1.6

стр. 45-49

19.09

Основы логики. Логические выражения и логические операции.

Задание в тетради

Отработка заданий части 2

26.09

Составление таблиц истинности по логической формуле. Решение логических выражений.

Задание в тетради

Отработка заданий части 2

26.09

Преобразование логических выражений.

Задание в тетради

Отработка заданий части 2

03.10

Решение задач алгебры логики.

Задание в тетради

Отработка заданий части 2

03.10

Логические элементы и основные логические устройства компьютера.

Задание в тетради

Отработка заданий части 2

10.10

Решение логических задач с помощью кругов Эйлера.

Подготовка к к\р

10.10

Контрольная работа №1 по теме «Логические основы построения компьютера»

17.10

Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации».

стр. 175-177

Комп. практикум

17.10

Практическая работа № 2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

стр. 179-183

Комп. практикум

24.10

Практическая работа № 3 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

стр.177-179

Комп. практикум

24.10

Практическая работа №4.1«Создание GIF - анимации».

стр. 183-188

Комп. практикум

31.10

Практическая работа №4.2 «Создание flash-анимации ».

стр. 183-188

Комп. практикум

31.10

Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации».

стр. 188-191

Комп. практикум

07.11

Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».

стр. 191-193

Комп. практикум

07.11

Практическая работа № 7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».

стр. 193-196

Комп. практикум

14.11

Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование графической информации».

14.11

2. Кодирование и обработка текстовой информации (8 часов)

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №8 «Кодирование текстовой информации».

§2.1

стр. 49-52,

стр.196-199

Отработка заданий части 1

21.11

Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов.

§2.2, 2.4

стр. 52-54, 59-61

Отработка заданий части 1,2

21.11

Ввод и редактирование документа.

Практическая работа №9 «Вставка в документ формул».

§2.3

стр.54-59,

стр. 199-201

Отработка заданий части 1,2

28.11

Форматирование документа, символов, абзацев. Практическая работа №10 «Форматирование символов и абзацев».

Нумерованные и маркированные списки.

Практическая работа №11 «Создание и форматирование списков».

§2.5.1, 2.5.2, 2.5.3

стр. 61-67,

стр. 201-207

Отработка заданий части 1

28.11

Таблицы. Практическая работа №12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

§ 2.6

стр. 67-70, стр. 207-211

Отработка заданий части 2

05.12

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа №13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

§2.7

стр. 70-71

стр. 211-212

Комп.практикум

05.12

Системы оптического распознавания документа. Практическая работа №14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

§2.8

стр. 71-74

стр. 212-213

Комп.практикум

12.12

Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»

12.12

3. Кодирование и обработка числовой информации (8 часов)

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

§3.1.1

стр. 75-80

стр. 214-215

Отработка заданий части 1

19.12

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

§3.1.2, 3.1.3

стр. 80-82-84

Отработка заданий части 1

19.12

Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.

§3.2.1

стр. 84-87

Отработка заданий части 1

26.12

Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа №16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

§3.2.2, 3.2.3

стр. 87-91

стр. 216-218

Отработка заданий части 2

26.12

Встроенные функции.

Практическая работа №17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

§3.2.4

стр. 91-93

стр. 218-220

Отработка заданий части 2

16.01

Построение диаграмм и графиков.

Практическая работа №18 «Построение диаграмм различных типов».

§3.3

стр. 93-97

стр. 220-228

Отработка заданий части 2

16.01

Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа №19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

§3.4.1, 3.4.2

стр. 97-100

стр. 100-105

стр. 228-232

Отработка заданий части 2

23.01

Контрольная работа № 4 по теме «Кодирование и обработка числовой информации»

23.01

4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (15 часов)

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером.

§4.1.1-4.1.3

стр.105-113

Отработка заданий части 1

30.01

Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».

§4.2.1, 4.2.2, 4.2.3

стр. 113-119

Отработка заданий части 2

30.01

Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения.

§4..3, 4.4

стр. 119-124

Отработка заданий части 2

06.02

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

§4.5

стр. 124-128

Отработка заданий части 2

06.02

Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Практическая работа №20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»

§4.6

стр. 128-133, стр. 233-239

Отработка заданий части 2

13.02

Практическая работа №21 «Проект «Переменные».

стр. 239-242

Отработка заданий части 2

13.02

Практическая работа №22 «Проект «Калькулятор».

стр. 242-246

Отработка заданий части 1,2

20.02

Практическая работа №23 Проект «Строковый калькулятор».

стр. 246-249

Отработка заданий части 2

20.02

Практическая работа №24 Проект «Даты и время».

стр. 249-252

Отработка заданий части 3

27.02

Практическая работа №25 Проект «Сравнение кодов символов».

стр. 252-255

Отработка заданий части 3

27.02

Практическая работа №26 Проект «Отметка».

стр. 255-257

Отработка заданий части 2

06.03

Практическая работа №27 Проект «Коды символов».

стр. 258-260

Отработка заданий части 3

06.03

Практическая работа №28 Проект «Слово-перевертыш».

стр. 261-263

Отработка заданий части 2

13.03

Практическая работа №29 Проект «Анимация».

стр. 270-272

13.03

Контрольная работа №5 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

20.03

6. Моделирование и формализация (9 часов)

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование как метод познания.

§5.1,5.2.1

стр. 138-145

Отработка заданий части 1

20.03

Материальные и информационные модели.

§5.2.2

стр. 145-148

Отработка заданий части 2

03.04

Формализация и визуализация моделей.

§ 5.2.3

стр. 148-152

Отработка заданий части 2

03.04

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

§5.3

стр. 152-154

10.04

Построение и исследование физических моделей.

Практическая работа №30. Проект «Бросание мячика в площадку»

§5.4

стр. 154-157

стр. 273-279

Отработка заданий части 3

10.04

Приближенное решение уравнений.

Практическая работа №31. Проект «Графическое решение уравнений»

§5.5

стр. 157

стр. 279-283

Отработка заданий части 2

17.04

Экспертные системы распознавания химических веществ.

Практическая работа №32. Проект «Распознавание удобрений»

§5.6

стр. 157-161,

стр. 283-285

Отработка заданий части 3

17.04

Информационные модели управления объектами.

Практическая работа №33. Проект «Модели систем управления»

§5.7

стр. 161-164

стр. 286-291

24.04

Контрольная работа №6 по теме «Моделирование и формализация»

24.04

7. Информационное общество (4 часа)

Информационное общество.

§6.1

стр. 164-169

Отработка заданий части 1,2

08.05

Информационная культура.

§6.2

стр. 169-171

Отработка заданий части 3

08.05

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

§6.3

стр. 171-174

15.05

Контрольная работа №7 (итоговая).

15.05


Учебник предназначен для продолжения изучения курса «Информатика и ИКТ» в 9-х общеобразовательных классах, а также в классах предпрофильной подготовки по физико-математическому и информационно-технологическому профилям. Учебник полностью соответствует образовательному стандарту по информатике и ИКТ. Большое внимание в учебнике уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных технологий. Учебник мультисистемный, так как практические работы компьютерного практикума могут выполняться в операционных системах Windows и Linux.

Графическая информация может быть представлена в аналоговой или дискретной форме. Примером аналогового представления графической информации может служить живописное полотно, цвет которого изменяется непрерывно, а дискретного - изображение, напечатанное с помощью струйного принтера, состоящее из отдельных точек разного цвета.
Графические изображения из аналоговой (непрерывной) формы в цифровую (дискретную) преобразуются путем пространственной дискретизации. Пространственную дискретизацию изображения можно сравнить с построением изображения из мозаики (большого количества маленьких разноцветных стекол). Изображение разбивается на отдельные маленькие фрагменты (точки, или пиксели), причем каждый элемент имеет свой цвет (красный, зеленый» синий и т. д.).

Оглавление
Рекомендации по использованию учебника 8
Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации 10
1.1. Кодирование графической информации 10
1.1.1. Пространственная дискретизация 10
1.1.2. Растровые изображения на экране монитора 14
1.1.3. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB 15
1.2. Растровая и векторная графика 21
1.2.1. Растровая графика 21
1.2.2. Векторная графика 24
1.3. Интерфейс и основные возможности графических редакторов 28
1.3.1. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах 28
1.3.2. Инструменты рисования растровых графических редакторов 31
1.3.3. Работа с объектами в векторных графических редакторах 32
1.3.4. Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах 35
1.4. Растровая и векторная анимация 37
1.5. Кодирование и обработка звуковой информации 40
1.6. Цифровое фото и видео 45
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации 49
2.1. Кодирование текстовой информации 49
2.2. Создание документов в текстовых редакторах 52
2.3. Ввод и редактирование документа 54
2.4. Сохранение и печать документов 59
2.5. Форматирование документа 61
2.5.1. Форматирование символов 61
2.5.2. Форматирование абзацев 63
2.5.3. Нумерованный и маркированные списки 66
2.6. Таблицы 67
2.7. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов 70
2.8. Системы оптического распознавания документов 71
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации 75
3.1. Кодирование числовой информации 75
3.1.1. Представление числовой информации с помощью систем счисления 75
3.1.2. Арифметические операции в позиционных системах счисления 80
3.1.3. «Двоичное кодирование чисел в компьютере 82
3.2. Электронные таблицы 84
3.2.1. Основные параметры электронных таблиц 84
3.2.2. Основные типы и форматы данных 87
3.2.3. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки 89
3.2.4. Встроенные функции 91
3.3. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах 93
3.4. Базы данных в электронных таблицах 97
3.4.1. Представление базы данных в виде таблицы и формы 97
3.4.2. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах 100
Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования 105
4.1. Алгоритм и его формальное исполнение 105
4.1.1. Свойства алгоритма и его исполнители 105
4.1.2. Блок-схемы алгоритмов 108
4.1.3. Выполнение алгоритмов компьютером 109
4.2. Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования 113
4.2.1. Линейный алгоритм 113
4.2.2. Алгоритмическая структура «ветвление» 114
4.2.3. Алгоритмическая структура «выбор» 115
4.2.4. Алгоритмическая структура «цикл» 117
4.3. Переменные: тип, имя, значение 119
4.4. Арифметические, строковые и логические выражения 123
4.5. Функции в языках объектно-ориентиров энного и алгоритмического программирования 124
4.6. Основы объектно-ориентиреванного визуального программирования 128
4.7. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005 133
Глава 5. Моделирование и формализация 138
5.1. Окружающий мир как иерархическая система 138
5.2. Моделирование, формализация, визуализация 142
5.2.1. Моделирование как метод познания 142
5.2.2. Материальные и информационные модели 145
5.2.3. Формализация и визуализация информационных моделей 148
5.3. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере 152
5.4. Построение и исследование физических моделей 154
5.5. Приближенное решение уравнений 157
5.6. Экспертные системы распознавания химических веществ 157
5.7. Информационные модели управления объектами 161
Глава 6. Информатизация общества 164
6.1. Информационное общество 164
6.2. Информационная культура 169
6.3. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) 171
Компьютерный практикум 174
Практические работы к главе 1 «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» 174
Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации 175
Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе 177
Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе 179
Практическая работа 1.4. Анимация 183
Практическая работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации 188
Практическая работа 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу 191
Практическая работа 1.7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонгажа 193
Практические работы к главе 2 "Кодирование и обработка текстовой информации" 196
Практическая работа 2.1. Кодирование текстовой информации 196
Практическая работа 2.2. Вставка в документ формул 199
Практическая работа 2.3. Форматирование символов и абзацев 201
Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков 204
Практическая работа 2.5. вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными 207
Практическая работа 2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря 211
Практическая работа 2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа 212
Практические работы к главе 3 "Кодирование и обработка числовой информации" 214
Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора 214
Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах 216
Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах 218
Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов 220
Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах 228
Практические работы к главе 4 «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования» 233
Практическая работа 4.1. Знакомство с системами объектно-ориентирован но го и алгоритмического программирования 233
Практическая работа 4.2. Проект «Переменные» 239
Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор» 242
Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор» 246
Практическая работа 4.5. Проект Даты и время» 249
Практическая работа 4.6. Проект «Сравнение кодов символов» 252
Практическая работа 4.7. Проект «Отметка» 255
Практическая работа 4.8. Проект «Коды символов» 258
Практическая работа 4.9. Проект «Слово-перевертыш 261
Практическая работа 4.10. Проект «Графический редактор» 263
Практическая работа 4.11. Проект «Системы координат» 267
Практическая работа 4.12. Проект «Анимация» 270
Практические работы к главе 5 «Моделирование и формализация» 272
Практическая работа 5.1. Проект «Бросание мячика в площадку» 273
Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнения 279
Практическая работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений» 283
Практическая работа 5.4. Проект «Модели систем управления» 286
Ответы и решения к заданиям для самостоятельного выполнения 292

Информатика. Учебник для 9 класса. Угринович Н.Д.

4-е изд. - М.: 2016. - 152 с . М.: 2012. - 295 с .

Учебник предназначен для продолжения изучения курса «Информатика» в общеобразовательных школах, а также в классах предпрофильной подготовки по физико-математическому и информационно-технологическому профилям. Большое внимание в учебнике уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных технологий. Учебник мультисистемный, так как практические работы компьютерного практикума могут выполняться в различных операционных системах: Windows или Linux. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010г.).

Формат: pdf (2016, 152с.)

Размер: 28 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf (2012, 295с.)

Размер: 8,2 Мб

Смотреть, скачать: docs.google.com

Оглавление
Рекомендации по использованию учебника 6
Глава 1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования 9
1.1. Алгоритм и его формальное исполнение 9
1.2. Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования 19
1.3. Переменные: тип, имя, значение 25
1.4. Арифметические, строковые и логические выражения 28
1.5. Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования 29
1.6. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 33
Практические работы компьютерного практикума к главе 1
«Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» 37
Практическая работа 1.1
Знакомство с системами объектно-ориентированного и процедурного программирования 37
Практическая работа 1.2
Разработка проекта «Переменные» 43
Практическая работа 1.3
Разработка проекта «Калькулятор» 46
Практическая работа 1.4
Разработка проекта «Строковый калькулятор» 50
Практическая работа 1.5
Разработка проекта «Даты и время» 52
Практическая работа 1.6
Разработка проекта «Сравнение кодов символов» 55
Практическая работа 1.7
Разработка проекта «Отметка» 57
Практическая работа 1.8
Разработка проекта «Коды символов» 60
Практическая работа 1.9
Разработка проекта «Слово-перевертыш» 63
*Практическая работа 1.10
Разработка проекта «Графический редактор» 65
Практическая работа 1.11
Разработка проекта «Системы координат» 69
Практическая работа 1.12
Разработка проекта «Анимация» 71
Глава 2. Моделирование и формализация 74
2.1. Окружающий мир как иерархическая система 74
2.2. Моделирование, формализация, визуализация 78
2.3. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере 87
2.4. Построение и исследование физических моделей 89
2.5. Приближенное решение уравнений 91
2.6. Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения 92
2.7. Экспертные системы распознавания химических веществ 93
2.8. Информационные модели управления объектами. 96
Практические работы компьютерного практикума к главе 2
«Моделирование и формализация» 99
Практическая работа 2.1
Разработка проекта «Бросание мячика в площадку» 99
Практическая работа 2.2
Разработка проекта «Графическое решение уравнения» 105
Практическая работа 2.3
Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС 108
Практическая работа 2.4
Разработка проекта «Распознавание удобрений» 117
Практическая работа 2.5
Разработка проекта «Модели систем управления» 120
Глава 3. Логика и логические основы компьютера 125
3.1. Алгебра логики 125
3.2. Логические основы устройства компьютера 129
Практические работы компьютерного практикума к главе 3
«Логика и логические основы компьютера» 135
Практическая работа 3.1
Таблицы истинности логических функций 135
Практическая работа 3.2
Модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ» и «НЕ» 138
Глава 4. Информационное общество и информационная безопасность 140
4.1. Информационное общество 140
4.2. Информационная культура 144
4.3. Правовая охрана программ и данных.
Защита информации 146

Учебник «Информатика-9» входит в состав законченной линейки учебников для основной школы: «Информатика-7», «Ин-форматика-8» и «Информатика-9». Эти учебники обеспечивают изучение курса «Информатика» в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (2010).
Линейка учебников для 7-9 классов является основой учебно-методического комплекта, в который также входят практикум и методическое пособие.
Компьютерный практикум может проводиться в операционных системах Windows £/ и Linux Д К каждой главе указано необходимое для выполнения работ компьютерного практикума программное обеспечение и его источники.
Дистрибутивы программ, необходимых для выполнения практических работ компьютерного практикума, можно скачать из Интернета по указанным ссылкам в учебниках.
Начало каждой работы компьютерного практикума обозначается значками операционной системы и приложений, для которых приведена подробная пошаговая инструкция выполнения работы.

М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.

Резюме

Учебник получился довольно неровный . С одной стороны, в некоторых разделах все очень прилично написано, с другой — буквально «на ровном месте» встречаются досадные промахи.

Как и во всех учебниках Н. Угриновича, важные определения отмечены восклицательным знаком, который покусали мыши (см. рисунок справа).

На мой взгляд, самое слабое место — это раздел, связанный с программированием , который стротся на базе среды Visual Basic . Львиную долю всех усилий занимает построение интерфейса программы: расставить кнопочки, настроить их внешний вид. Это не программирование, а фикция, создание у детей иллюзии, что они умеют программировать.

Пространственное разрешение экрана монитора определяется как произведение количества строк изображения на количество точек в строке. (с. 14)

Во-первых, пространственное разрешение — это уже «занятый» термин, обозначающий совсем другое. Во-вторых, это не произведение (число), а пара чисел , обозначающих размеры экрана в пикселях.

[в цветовой модели HSB ] H=360 — фиолетовый цвет. (с. 20)

В модели HSB оттенок (hue ) выбирается по цветовому кругу , где H=360° совпадает с H=0°, т.е. это красный цвет. Для фиолетового H=300° .

Универсальным форматом... является формат BMP. Файлы в этом формате имеют большой информационный объем, так как в них хранятся коды цветов всех точек изображения. (с. 23)

Вряд ли формат BMP можно назвать универсальным , т.е. подходящим для любых целей. А объем большой, потому что сжатие чаще всего не используется .

Человек вряд ли способен различить более сотни цветов и оттенков. (с. 24)

Это неправда. Где-то читал, что специалисты различают на глаз до 400 оттенков серого.

При стопроцентной прозрачности объект будет виден полностью . (с. 33)

На грани умопомешательства. В самом деле, прозрачность определяется параметром «альфа», который в оригинале имеет название opacity , т.е. непрозрачность , а не transparency . При α=0 объект прозрачен, при α=100 — полностью виден.

При копировании... копия выделенной области помещается в буфер обмена . (с. 36)

Не всегда. Например, при перетаскивании при нажатой клавише Ctrl во многих программах системный буфер обмена не используется .

Если промежуточных кадров много, анимация получается плавной, если мало, то быстрой . (с. 41)

Как связана плавность и скорость анимации? Можно рассматривать пары «плавно-грубо» и «быстро-медленно» .

Звук представляет собой... волну с непрерывно меняющейся интенсивностью и частотой . (с. 42)

Понятие частоты применимо только к гармоническим сигналам. Для остальных — спектр .

Увеличение громкости звука на 10 дбл ... (с. 42)

Для децибел используется обозначение дБ . Полезно было бы сказать, что в децибелах измеряется отношение мощности звука к минимальной мощности , которая воспринимается ухом человека.

Частота дискретизации звука может лежать в диапазоне от 8000 до 48 000 герц. (с. 43)

Технически можно использовать также и другие частоты, но при снижении частоты дискретизации теряется качество, а высокие частоты (свыше 20 кГц) человек не слышит, поэтому увеличивать частоту дискретизации дальше бессмысленно.

Глубина кодирования звука — это количество информации, которое необходимо для кодирования дискретных уровней громкости цифрового звука. (с. 44)

Очень неясно сформулировано. В самом деле — количество бит, выделяемое для одного отсчета .

Недостатком компиляторов является трудоемкость отладки. (с. 56)

Здесь нет никаких проблем. Недостаток компиляторов — необходимость перекомпиляции всего кода (по крайней мере, модуля) при изменениях. Раньше на это уходило много времени.

[Проект «Коды символов» на Visual Basic ] (с. 97)

Поразительно безграмотный интерфейс (см. рисунок справа). В левом списке — коды, в правом — соответствующие им символы. Списки, естественно, не связанные, т.е., сдвиг полосы прокрутки одного из них сразу рушит все соответствие. Почему бы 1) не внести все в один список? 2) не использовать таблицу?

If flg1 Then flg1 = False Else flg1 = True (с. 111)

flg1 = Not flg1 .

Элементы иерархической модели отображаются в графе овалами (вершинами графа). (с. 122)

Почему же только овалами?

Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется формализацией . (с. 124)

Не с нуля. Формализация — это запись описательной модели на формальном языке.

Установить точность определения корней уравнения можно путем установки в ячейках таблицы необходимой точности представления чисел. (с. 133)

Полная глупость и непонимание. Точность представления чисел влияет только на формат вывода числа на экран и не имеет никакого отношения к точности решения уравнения через надстройку Подбор параметра . Что легко проверяется.

Таким образом, [один корень уравнения x 3 -sin x = 0] x 1 ≈-0,929 найден... Аналогичным образом можно найти и другие... (с. 134)

А если подумать, ничего искать не надо, потому что функция нечетная. Еще один корень — ноль, а третий равен первому с обратным знаком.

[Моделирование полета мяча, брошенного под углом к горизонту. Надо найти угол и скорость, при которых мяч попадет в мишень (вертикальный щит) .] ... сопротивлением воздуха можно пренебречь ... [Предлагается использовать метод подбора «недолет-перелет» на компьютерной модели. ] (с. 137)

Если пренебречь сопротивлением воздуха, все замечательно считается аналитически . Задача сводится к решению двух квадратных неравенств . Самостоятельно дети в 9 классе вряд ли их построят, но, получив при моделировании неожиданные результаты (существуют два диапазона углов, которые обеспечивают попадание мячика в цель), учитель должен их объяснить. Иначе обучение сводится к действиям обезьянки — подергал за веревочку и посмотрел, что получилось.

Поиск в базе данных осуществляется с помощью фильтров и запросов. (с. 170)

Не надо путать поиск и отбор записей. При поиске ничего не скрывается , а курсор устанавливается в ячейку с образцом поиска.

Обычно пропускная способность измеряется в битах в секунду... иногда используется байт в секунду... (с. 408)

Обычно в битах в секунду (и производных единицах) измеряют скорость передачи для последовательных каналов связи (COM-, USB-порты), а в байтах в секунду — для каналов с несколькими линиями (например, для параллельного порта).

Заголовок целесообразно отделить от остального содержимого страницы горизонтальной линией с помощью одиночного тэга

. (с. 212)

А это кто сказал? Линия как раз отрывает заголовок от остальной страницы. Необходимость в использовании линий-разделителей говорит о том, что документ плохо структурирован заголовками.

(с. 214)

Вместо таких абсолютных ссылок на локальные файлы нужно использовать относительные . Иначе неизбежны проблемы при переносе файлов.

[Моделирование вращения Земли вокруг Солнца. ] ... рисование и стирание Земли необходимо производить в цикле со счетчиком . (с. 268)

Намного лучше было бы применить в этом случае цикл с условием (пока не нажата клавиша).

[регулировать скорость вращения Земли ] можно с помощью изменения количества повторений пустого цикла со счетчиком . (с. 203)

Это абсолютно безграмотно с точки зрения программирования, начиная с того, что потом придется подстраивать программу под конкретную машину. В таких случаях нужно использовать таймер .

dpi количество точек в полоске изображения длиной 1 дюйм. (с. 318)

Какова ширина полоски?

HTML и HTM — формат документов... (с. 319)

Это не формат документов, а расширения имен файлов. Для документов используется термин HTML-документ или гипертекстовый документ .

Кодек — это программное обеспечение, упаковывающее и распаковывающее цифровое видео. (с. 320)

Это частный случай. Вообще, кодек — это устройство или программа, способная выполнять преобразование потока данных или сигнала. Чаще всего применяется для звука и видео.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: