Intel hd graphics 405 характеристики карты. Сравнение интегрированной и дискретной карт. Тесты интегрированной графики

Часть 2: компонентная база

Чип GF100 стал основой для большого семейства видеокарт. Но вовсе не обязательно, чтобы все возможности чипа были реализованы. Путем урезания отдельных блоков из мощного графического процессора получают менее производительные варианты. К примеру, GF100 мог существовать в варианте с четырьмя GPC-кластерами, но в одном кластере урезалось количество SM, то есть было не 16 SM, а только 15. Соответственно, меньше было и количество CUDA-ядер. Были варианты с тремя, двумя и одним GPC-кластером.

Кроме того, архитектура Fermi стала основой для целого семейства графических процессоров (GF104, GF106, GF108, GF110 и т. д.) Причем различные графические процессоры могли отличаться даже количеством CUDA-ядер в одном SM. К примеру, в чипе GF100 в одном SM насчитывается 32 CUDA-ядра, а в чипе GF104 их уже 48 (но всего два кластера).

Kepler

На смену архитектуры Fermi, которая была анонсирована в 2010 году, в 2012 году пришла архитектура Kepler . Первый графический процессор на архитектуре Kepler получил кодовое название GK104.

Как и в случае с Fermi, GPU на базе архитектуры Kepler имел в своем составе несколько GPC-кластеров. Каждый кластер имеет свои блоки растеризации, геометрические движки и текстурные модули. То есть большинство функционала выполняется внутри GPC.

В варианте GK104 имеется четыре кластера GPC, и в каждом кластере только два потоковых мультипроцессора (Streaming Multiprocessor), которые называются SMX, (а не SM как в Fermi). SMX в Kepler уже совсем другой, нежели SM в Fermi. Они, как и ранее, содержат в себе ядра CUDA, блоки загрузки-сохранения (LSU), текстурные модули TMU, блоки специальных функций SFU и движок PolyMorph Engine. Однако каждый блок SMX содержит уже 192 CUDA ядра, то есть в шесть раз больше, чем в SM у Fermi. В каждом SMX имеется 16 TMU, 32 LSU и 32 SFU. В максимальном варианте в GK104 содержится 1536 ядер СUDA, 128 TMU, 32 ROP и четыре 64-битных контроллера памяти.

Есть множество и других отличий между архитектурами Fermi и Kepler, однако мы их не станем касаться и отошлем читателя к соответствующей статье на эту тему.

Maxwell 1.0

Вслед за архитектурой Kepler, появилась архитектура Maxwell . Причем первоначально была анонсирована архитектура Maxwell 1.0 первого поколения, которая нашла воплощение в чипах GM107/GM108, а чуть позднее компания Nvidia анонсировало второе поколение этой архитектуры Maxwell 2.0 (чипы GM20x).

В архитектуре Maxwell используется все тот же модульный принцип. Есть несколько GPC-кластеров, которые, в свою очередь, объединяют несколько потоковых мультипроцессоров. Мультипроцессоры опять переименовали и если в Kepler они назывались SMX, то в Maxwell это уже SMM (Maxwell streaming multiprocessor).

Помимо ядер CUDA в каждый SMM входят текстурные блоки, управляющая логика, движок Polymorph Engine 2.0 и т. д. (в общем, все как обычно). А каждый графический кластер содержит 16 блоков ROP, разделенных на два модуля, а также общий кэш второго уровня и два 64-битных контроллера памяти (общая шина - 128 бит).

Структура потокового мультипроцессора SMM была переработана. Если в архитектуре Kepler каждый мультипроцессор SMX содержал 192 CUDA-ядра, что в SMM их количество снизилось до 128. Кроме того, логика управления CUDA-ядрами в SMX оказалось очень сложной, поэтому в архитектуре Maxwell каждый SMM разбили на четыре блока по 32 CUDA-ядра. Каждый такой блок имеет свой собственный блок обработки, буфер команд и планировщик, а на каждые два блока приходится четыре текстурных блока, а также кэш первого уровня. Менее сложная логика управления обеспечивала более эффективное распределение задач по ядрам CUDA.

В архитектуре Maxwell 1.0 (первого поколения) каждый графический кластер содержал пять мультипроцессоров SMM. На один SMM приходится 128 ядер CUDA и 8 TMU. Соответственно, на один кластер GPC приходилось 640 ядер CUDA, 40 текстурных блоков и 16 блоков ROP и два 64-битных контроллера памяти.

Maxwell 2.0

В архитектуре Maxwell второго поколения (Maxwell 2.0) немного изменилась структура графического кластера. Так, в каждом кластере насчитывалось не пять, а только четыре SMM. В каждом SMM, как и ранее, 128 ядер CUDA, которые разбиты на четыре блока по 32 CUDA-ядра. На каждые два блока приходится четыре текстурных блока, то есть на один SMM приходится 8 текстурных блоков, а в одном кластере уже 32 текстурных блока. Каждый графический кластер содержит 16 блоков ROP.

К примеру, в чипе GM204 четыре GPC. Соответственно, получаем 16 SMM, 2048 CUDA-ядер, 128 TMU и 64 ROP. Кроме того, в GM204 имеется четыре 64-битных встроенных контроллера памяти (получаем 256-битную шину). Более подробно с особенностями архитектуры Maxwell можно ознакомиться

Видеокарты семейства Nvidia 800M

Итак, после небольшого экскурса архитектур видеокарт, начнем обзор семейства Nvidia 800M. Сразу оговоримся, что информация по поводу отдельных моделей мобильных видеокарт очень разнится в интернете, а официальный сайте Nvidia в этом плане вообще бесполезен. Мы будем опираться на информацию с , но, тем не менее, допускаем, что возможны неточности.

Видеокарты семейства Nvidia 800M уже немного устарели (хотя бы потому, что им на смену пришло уже новое поколение видеокарт), но, тем не менее, в продаже есть много ноутбуков с видеокартами данного семейства. Более того, новое семейство Nvidia 900M в некоторых случаях представляет собой не что иное, как просто немного разогнанный вариант аналогичной видеокарты семейства Nvidia 800M, так что списывать со счетов эти видеокарты пока еще рано.

Видеокарты семейства Nvidia 800M можно условно разделить на две серии: Nvidia GeForce 800M и Nvidia GeForce GTX 800M. Серию Nvidia GeForce 800M составляют модели начального уровня: GeForce 810M, GeForce 820M, GeForce 830M, GeForce 840M и GeForce 845M. Все модели серии Nvidia GeForce 800M поддерживают только память DDR3. Правда есть одно исключение - модель GeForce 845M, которая существует в двух вариантах (с поддержкой памяти DDR3 и GDDR5), но, хотя эта видеокарта и существует, на официальном сайте компании Nvidia ее нет. То есть она существует, но только неофициально. Видеокарты серии Nvidia GeForce 800M позиционируются для универсальных ноутбуков, но на наш взгляд, смысла в моделях GeForce 810M, GeForce 820M, GeForce 830M вообще никакого нет. Просто в плане функциональных возможностей процессорное графическое ядро идентично этим моделям видеокарт. И тот факт, что в каком то игровом тесте видеокарта GeForce 830M показывает в два раза более высокую производительность в сравнении с процессорным графическим ядром, вообще ничего не означает. Если в одном случае результат равен 2 FPS, а в другом - 4 FPS, то с точки зрения пользователя эти результаты трактуются одинаково они неприемлемы.

Серия Nvidia GeForce GTX 800M включает в себя четыре модели: Nvidia GeForce GTX 850M, Nvidia GeForce GTX 860M, Nvidia GeForce GTX 870M и Nvidia GeForce GTX 880M. Все модели данной серии поддерживают память GDDR5. Эти видеокарты уже ориентированы на универсальные и игровые модели ноутбуков.

Первой в семействе Nvidia 800M была анонсирована в конце 2013 года бюджетная видеокарта GeForce 820M (на рынке она появилась лишь в начале 2014 года), которая является младшей в данном семействе. Причем данная видеокарта была основана на архитектуре Fermi (чип GF117). Собственно, эта видеокарта практически не отличалось от GeForce 720M на том же самом чипе GF117. Каждое шейдерное ядро (ядро CUDA) работает на удвоенной частоте графического процессора (это особенность архитектуры Fermi). Видеокарта GeForce 820M поддерживает (как и любая другая видеокарта серии 800M) технологию динамического разгона GPU Boost 2.0.

Чуть позднее, в марте 2014 года, появилась модель GeForce 810M (на официальном сайте Nvidia данной модели нет), которая также была основана на чипе GF117, но в сравнении с GeForce 820M количество CUDA-ядер вдвое меньше (один SM мультипроцессор вместо двух).

Год спустя, в марте 2015 года, видеокарты GeForce 810M и GeForce 820M появились в варианте на чипе на чипе GK107 (Kepler). Это немного более производительные решения в сравнении с видеокартами GeForce 810M/820M предыдущего поколения, но, тем не менее, они обеспечивают лишь самый начальный уровень производительности, сопоставимый с производительностью процессорного графического ядра.

Далее в нашем списке идет видеокарта GeForce 830M, основанная на базе архитектуры Maxwell 1.0 (чип GM108). Эта видеокарта была анонсирована в марте 2014 года. Графический процессор представляет собой один урезанный GPC-кластер в котором 2 мультипроцессора SMM и, соответственно, 256 ядер CUDA и 16 TPU. Количество ROP блоков урезано до 8 (только один ROP-модуль вместо двух на кластер) и вместо двух 64-битных контроллеров памяти используется только один.

Видеокарта GeForce 840M, которая так же появилась в марте 2014 года, лишь немногим отличается от GeForce 830M. Этот то же самый чип GM108, но он урезан чуть меньше. Используется 3 мультипроцессора SMM и, соответственно, получает уже 384 ядра CUDA. Количество TPU модулей, ROP блоков и контроллеров памяти точно такое же, как и в модели GeForce 830M. Правда, частота ядра в данном случае чуть ниже.

Видеокарта GeForce 845M существует, по данным , в двух вариантах. Одна - на базе чипа GM107 с поддержкой памяти DDR3 (объявлена в феврале 2015 года), а другая - на базе чипа GM108 с поддержкой памяти GDDR5 (объявлена в августе 2015 года). Модель на основе чипа GM107 имеет 4 мультипроцессора SMM и, соответственно, 512 ядер CUDA и 32 TPU. Количество ROP блоков не урезано, то есть их 16, но вот 64-битный контролер памяти только один.

Модель на основе чипа GM108 имеет 3 мультипроцессора SMM (один урезанный GPC-кластер) и, соответственно, 384 ядра CUDA, но 32 TPU. Количество ROP блоков 16 и один 64-битный контролер памяти. Помимо того, что в модели на базе GM108 используется память GDDR5, эта видеокарта имеет более высокую частоту графического процессора.

Видеокарта GeForce GTX 850M (анонсирована в марте 2014 года), так же как и одна из моделей GeForce 845M, основана на чипе GM107. В чипе используется всего один GPC-кластер, но он не урезан. То есть имеется 5 мультипроцессоров SMM, 640 ядер CUDA, 40 текстурных блоков и 16 блоков ROP и два 64-битных контроллера памяти.

Видеокарта GeForce GTX 860M также существует в двух вариантах. Одна появилась в январе 2014 года и основана на чипе GM107(Maxwell), а другая вышла в марте и основана более старом чипе GK104 (Kepler).

Видеокарта GeForce GTX 860M на базе чипа GM107 представляет собой разогнанный вариант видеокарты GeForce GTX 850M. Разница лишь в том, что частота графического процессора в GeForce GTX 860M чуть выше.

Видеокарта GeForce GTX 860M на базе чипа GK104. В чипе GK104 оставлено только 6 мультипроцессоров SMХ (это три GPC-кластера). Соответственно, имеется 1152 ядра CUDA, 96 блоков TPU (16 блоков на каждый SMX) и 16 ROP блоков (урезано вдвое).

Видеокарта GeForce GTX 870M, как и большинство моделей 800M-серии, была анонсирована в марте 2014 года. Эта видеокарта основана чипе GK104 (Kepler), но в отличие от модели GeForce GTX 860M на том же чипе, в данном случае мы имеем более полную реализацию чипа GK104. Это четыре GPC-кластера, но в одном кластере не два SMX, а только один. То есть всего имеется 7 SMX, которые содержат 1344 CUDA-ядра и 112 TMU. Количество ROP-блоков составляет 24 и имеется три 64-битных контроллера памяти.

Самой топовой видеокартой в данном семействе является модель GeForce GTX 880M, которая также основана на чипе GK104 (Kepler). Причем в этой видеокарте чип GK104 вообще не урезан. То есть четыре GPC-кластера и по два SMX в каждой кластере. Всего имеется 1536 CUDA-ядер, 128 TMU, 32 ROP и четыре 64-битных контроллера памяти.

Сводная таблица характеристик мобильных графических видеокарт представлена далее в двух таблицах. Отметим, что серии GeForce 800M в таблице мы намеренно не указываем частоту графического ядра, а также объем памяти и частота работы памяти. Дело в том, что, во-первых, эти характеристики зависят от конкретной модели ноутбука, во-вторых, официальных данных на этот счет в открытом доступе нет

Для серии GeForce GTX 800M мы приводим частоту GPU без учета динамического разгона на основании официальных данных Nvidia, однако реальные значения могут отличаться.

GeForce 810M GeForce 820M GeForce 810M/820M GeForce 830M GeForce 840M GeForce 845M
Чип GF117 GF117 GK107 GM108 GM108 GM107/GM108
Архитектура Fermi Fermi Kepler Maxwell 1.0 Maxwell 1.0 Maxwell 1.0
Техпроцесс 28-нм 28-нм 28-нм 28-нм 28-нм 28-нм
Количество ядер CUDA 48 96 384 256 384 512/384
Количество SM/SMX/SMM 1 2 2 2 3 4/3
Количество ROP 8 8 16 8 8 16
Количество TMU 8 16 32 16 16 32
Тип памяти DDR3 DDR3 DDR3 DDR3 DDR3 DDR3/GDDR5
Разрядность шины памяти, бит 64 64 128 64 64 64

GeForce GTX 850M GeForce GTX 860M GeForce GTX 870M GeForce GTX 880M
Чип GM107 GK104/GM107 GK104 GK104
Архитектура Maxwell 1.0 Kepler/Maxwell 1.0 Kepler Kepler
Техпроцесс 28-нм 28-нм 28-нм 28-нм
Количество ядер CUDA 640 1152/640 1344 1536
914 1096 944 924
Количество SM/SMX/SMM 5 6/5 7 8
Количество ROP 16 16 24 32
Количество TMU 40 96/40 112 128
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Разрядность шины памяти, бит 128 128 192 256

Видеокарты семейства Nvidia 900M

С мобильными видеокартами 800M-серии наблюдается, мягко говоря, полный зоопарк. Чего тут только нет. Все смешано в кучу и одна и та же видеокарта может иметь разную аппаратную основу. Одним словом, все очень продуманно и сделано так, что бы все окончательно запутались. И если кто-то полагает, что в 900M-серии дела обстоят лучше, то он жестоко ошибается. Наоборот, в 900M-серии все еще более запутанно. Креативные маркетологи тут сильно постарались и в одной серии оказались видеокарты на архитектурах Kepler, Maxwell 1.0 и Maxwell 2.0 в реализации четырех различных чипов: GK208, GM107, GM108 и GM204. А несколько видеокарт существуют в двух разных вариантах (на разных графических процессорах).

Как и в 800M-серии, видеокарты семейства 900M можно разделить на две серии: GeForce 900M и GeForce GTX 900M. Серия GeForce 900M - это начальный уровень. Модели данной серии ориентированы на универсальные недорогие ноутбуки. И, опять-таки, имеет смысл ориентироваться только на модели, начиная с GeForce 940M. А модели GeForce 910M , GeForce 920M и GeForce 930M попросту бессмысленны.

Серия GeForce GTX 900M - это уже более производительные видеокарты, которые ориентированы на универсальные и игровые модели ноутбуков..

Первые две модели видеокарт серии 900M были объявлены в октябре 2014 года. Это были топовые модели GeForce GTX 970M и GeForce GTX 980M на архитектуре Maxwell 2.0. Однако мы начнем обзор данной серии не в хронологическом порядке, а по возрастанию номера модели.

Начнем с младшей модели GeForce 910M. По данным существует два варианта этой видеокарты. Одна появилась в марте 2015 года и основана на чипе GK208 (Kepler), а другая вышла в августе 2015 года и основана на устаревшем чипе GF117 (Fermi), однако эта информация не находит подтверждения в других источниках и кажется недостоверной. Так, что в видеокарте на чипе GF117 имеется 384 ядра CUDA и всего два мультипроцессора SM. Такого просо не может быть, поскольку один SM мультипроцессор в архитектуре Fermi не может содержать 192 CUDA-ядра. Аналогичная информация приводится и по карте GeForce 920M (утверждается, что есть вариант на чипе GF117 с 384 ядрами CUDA). Поскольку есть большие сомнения в достоверности этой информации, мы не будем упоминать эти видеокарты.

Итак, вернемся к модели GeForce 910M. Она основана на чипе GK208 (Kepler) и имеет 384 ядра CUDA в двух мультипроцессорах SMX (один кластер), 32 TMU блока, 16 ROP и один 64-битный контроллер памяти.

Видеокарта GeForce 920M отличается от GeForce 910M только тем, что тактовая частота ядра чуть выше.

Модель GeForce 930M - это уже архитектура Maxwell 1.0. В этой видеокарте используется чип GM108 с 384 ядрами CUDA в трех мультипроцессорах SMМ. Кроме того, имеется 24 TMU-блока, 8 ROP и один 64-битный контроллер памяти.

Видеокарта GeForce 940M существует в двух различных вариантах: одна на базе чипа GM107, а другая - на базе чипа GM108. В модели на базе GM107 все возможности чипа используются в полном объеме. То есть графический процессор содержит 640 ядер CUDA в пяти мультипроцессорах SMM. Соответственно, имеется 40 TMU-блоков, 16 ROP и два 64-битных контроллера памяти.

Видеокарта GeForce 940M на базе чипа GM108 содержит только 384 ядра CUDA в трех мультипроцессорах SMM. Имеется 24 TMU-блока, 8 ROP и один 64-битный контроллер памяти. Фактически, это то же самое, что и GeForce 930M, но только в разогнанном варианте. Все остальное у этих видеокарт одинаково.

Видеокарта GeForce GTX 960M основана на чипе GM107 и мало чем отличается от GeForce GTX 950M или GeForce 940M. В ней ровно столько же CUDA-ядер, SMM-мультипроцессоров, TMU- и ROP-блоков. Отличие лишь в частоте графического ядра.

Модель GeForce GTX 965M основана на чипе GM206 (Maxwell 2.0). В чипе задействуется два GPC-кластера и, соответственно, получаем 8 SMM, 1024 ядра CUDA, 64 TMU, 32 ROP и два 64-битных контроллера памяти.

Основу модели GeForce GTX 970M составляет чип GM204. Здесь уже используется три неполных GPC-кластера, которые содержат 10 SMM и, соответственно, 1280 ядер CUDA. Кроме того, имеется 80 TMU, 48 ROP и три 64-битных контроллера памяти.

Самая топовая видеокарта в серии 900M - это модель GeForce GTX 980M на чипе GM204. В этой видеокарте чип GM204 также слегка урезан, но в меньшей степени, чем в варианте GeForce GTX 970M. В данном случае используется три полных GPC-кластера, что дает 12 SMM, 1536 CUDA-ядер, 96 TMU и 64 ROP (количество ROP-блоков не урезано). Кроме того, в GM204 используются все четыре 64-битных контроллера памяти (получаем 256-битную шину).

Сводные таблицы характеристик мобильных видеокарт Nvidia 900M-серии представлены далее.

GeForce 910M GeForce 920M GeForce 930M GeForce 940M
Чип GK208 GK208 GM108 GM107/GM108
Архитектура Kepler Kepler Maxwell 1.0 Maxwell 1.0
Техпроцесс 28-нм 28-нм 28-нм 28-нм
Количество ядер CUDA 384 384 384 640/384
Количество SM/SMX/SMM 2 2 3 5/3
Количество ROP 16 16 8 16/8
Количество TMU 32 32 24 40/24
Тип памяти DDR3 DDR3 DDR3 DDR3
Разрядность шины памяти, бит 64 64 64 128/64

GeForce GTX 950M GeForce GTX 960M GeForce GTX 965M GeForce GTX 970M GeForce GTX 980M
Чип GM107 GM107 GM206 GM204 GM204
Архитектура Maxwell 1.0 Maxwell 1.0 Maxwell 2.0 Maxwell 2.0 Maxwell 2.0
Техпроцесс 28-нм 28-нм 28-нм 28-нм 28-нм
Количество ядер CUDA 640 640 1024 1280 1536
Частота GPU (без динамического разгона), МГц 914 1096 944 924 1038
Количество SM/SMX/SMM 5 5 8 10 12
Количество ROP 16 16 32 48 64
Количество TMU 40 40 64 80 96
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Разрядность шины памяти, бит 128 128 128 192 256

Если кто-то подумал, что на этом серия 900M себя исчерпала, то он поторопился. В 2016 году компания Nvidia анонсировала еще целый ряд мобильных видеокарт, который составил серию 900MX. В настоящее время в эту серию входит три модели: 920MX, 930MX и 940MX. Кроме того, ожидается, что появятся модели GTX 970MX и GTX 980MX.

Видеокарты 920MX, 930MX и 940MX основаны на чипе GM108 (Maxwell 1.0). Во всех моделях ровно 384 ядра CUDA в трех мультипроцессорах SMM, 24 блока TMU, 8 блоков ROP и один 64 битный контроллер памяти. Собственно, это лишь три разных названия одного и того же. Более того, видеокарта на чипе GM108 с аналогичными характеристиками уже есть в серии 900M (модель GeForce 940M). Отличие лишь в том, что новые модели поддерживают память GDDR5 и будут чуть разогнаны по частоте. Но вот будут ли производители оснащать видеокарты начального уровня такой памятью, это большой вопрос. Вообще, анонс видеокарт 920MX, 930MX и 940MX это, все же, не шаг вперед, а топтание на месте.

Видеокарты GeForce GTX 970MX и GeForce GTX 980MX (они пока не объявлены), как и модели GeForce GTX 970M и GeForce GTX 980M основаны на чипе GM204. Модель GeForce GTX 980MX чуть производительнее, чем GeForce GTX 980M, а GeForce GTX 970MX занимает по производительности промежуточное положение между модели GeForce GTX 970M и GeForce GTX 980M.

Напомним, что в варианте GeForce GTX 970M было 10 SMM и 1280 ядер CUDA, а в варианте GeForce GTX 980M - 12 SMM и 1536 ядер CUDA. В новой модели GeForce GTX 980MX увеличили количество SMM до 13. Соответственно, стало 1664 ядра CUDA и 104 TMU (количество ROP блоков и 64-битных контроллеров памяти не изменилось).

В новой модели GeForce GTX 970MX количество SMM также увеличили на один (их стало ровно 11). Соответственно, количество CUDA-ядер увеличилось до 1408, количество TMU блоков возросло до 88, а количество ROP блоков увеличили до 56. Количество 64-битных контроллеров памяти осталось неизменным.

Есть и еще одна видеокарта Nvidia 900-серии для ноутбуков. Это модель GeForce GTX 980. Формально, она не относится к серии 900M, но предназначена именно для ноутбуков. Это видеокарта ориентирована на самые топовые игровые ноутбуки и на сегодняшний день существует лишь несколько моделей ноутбуков, которые оснащены этой видеокартой.

GeForce GTX 980 основана на чипе GM204, но в варианте этой видеокарты ничего не урезано. То есть в чипе GM204 есть четыре полноценных GPC-кластера и, соответственно, 16 SMM, 2048 ядер CUDA, 128 TMU, 64 ROP и четыре 64-битных контроллера памяти. Естественно, поддерживается до 8 ГБ памяти GDDR5. Эффективная частота памяти составляет 7012 МГц, а частота GPU 1064 МГц.

GeForce 920MX GeForce 930MX GeForce 940MX GeForce GTX 970MX GeForce GTX 980MX GeForce GTX 980
Чип GM108 GM108 GM108 GM204 GM204 GM204
Архитектура Maxwell 1.0 Maxwell 1.0 Maxwell 1.0 Maxwell 2.0 Maxwell 2.0 Maxwell 2.0
Техпроцесс 28-нм 28-нм 28-нм 28-нм 28-нм 28-нм
Количество ядер CUDA 384 384 384 1408 1664 2048
Количество SM/SMX/SMM 3 3 3 11 13 16
Количество ROP 8 8 8 56 64 64
Количество TMU 24 24 24 88 104 128
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Разрядность шины памяти, бит 64 64 64 192 256 256

Видеокарты AMD Radeon

Видеокарты на базе графических процессоров AMD не так часто встречаются в ноутбуках, как видеокарты Nvidia. Какой-либо статистики на этот счет найти не удалось, но, основываясь на нашем собственном опыте тестирования ноутбуков, их не более 10% от общего числа ноутбуков с дискретными видеокартами. Причем видеокарты AMD устанавливаются преимущественно в бюджетные модели начального уровня, где наличие дискретной карты, по большому счету, вообще бесполезно, либо в универсальные модели среднего уровня производительности. Но в топовые игровые ноутбуки устанавливаются дискретные видеокарты Nvidia. Вообще, типичный современный ноутбук - это сочетаний процессора Intel и видеокарты Nvidia. Впрочем, как мы уже отметили, бывают и исключения, а потому, давайте их рассмотрим.

Все современные графические процессоры (GPU) компании AMD для ноутбуков образуют одно семейство с кодовым названием Crystal System. В это семейство входят три большие серии GPU: Radeon R5 R7 и R9. Причем каждая из этих серий разбивается еще на две подсерии: M200 и M300. То есть существуют серии Radeon R5 M200, Radeon R7 M300 и т. д.

Все современные графические процессоры компании AMD для ноутбуков основаны на известной архитектуре Graphics Core Next (GCN) , которая появилась еще в 2007 году, однако постоянно совершенствовалась компанией.

По своей структуре графические процессоры AMD, также как и процессоры Nvidia, имеют модульную, масштабируемую схему построения.

Графический процессор AMD с архитектурой GCN разделен на несколько структурных блоков, называемых шейдерными движками (Shader Engine). Каждый такой движок имеет свой собственный процессор для обработки геометрических данных и растеризатор, а также имеет четыре блока ROP.

Основой шейдерного движка является вычислительный блок Compute Unit (CU). Количество таких Compute Unit в шейдерном движке уже зависит от конкретного графического процессора.

Далее, каждый блок Compute Unit содержит по 64 вычислительных потоковых процессоров, которые являются уже наименьшей структурной единицей графического процессора. Эти процессоры иногда называют Shading Unit. Кроме того, каждый Compute Unit содержит четыре текстурных блока TMU.

Если проводить аналогию с графическими процессорами Nvidia, то Shader Engine - это аналог GPC-кластера, Compute Unit - это аналог мультипроцессора SM/SMX/XMM, а потоковые процессоры - это аналог ядер CUDA.

Все графические процессоры AMD имеют свои кодовые обозначения. К примеру, это Jet, Sun, Mars, Topaz и т. д. К сожалению, какой-либо информации относительно отдельно взятых мобильных GPU в сети нет, а те скудные данные, которые имеются, сильно разнятся. К примеру, приводится информация по моделям видеокарт, однако без указания кодовых названий чипов. На приводится информация по моделям видеокарт с указанием кодовых названий чипов, однако эта информация может не совпадать с официальной информацией (по частоте процессора и памяти). Кроме того, информация на этом сайте, скорее всего, неполная, поскольку у нас на руках есть пример видеокарты AMD Radeon R5 M335 на графическом процессоре Mars, которой нет в базе techPowerUp. Одним словом, загадок тут много и не всегда удается найти разгадку. В дальнейшем мы будем ориентироваться на скудную, но официальную информацию с сайта AMD без указания кодовых наименований чипов. Просто, если ориентироваться на информацию ресурса techPowerUp, то многие видеокарты могут быть основаны на разных графических чипах. Возможно это и так, но не факт, что эта информация полная.

Ну а теперь ознакомимся с мобильными графическими решениями компании AMD.

AMD Radeon R5 M200/M300

Начнем с младшей линейки AMD Radeon R5 серий M200 и M300. Эти видеокарты ориентированы на бюджетные модели ноутбуков начального уровня. И точно также, как нет никакого смысла в видеокартах Nvidia GeForce 810M/820M/830M и GeForce 910M/920M/930M, нет смысла и в этой линейке AMD Radeon R5 M200/M300, поскольку эти видеокарты не имеют преимущества над процессорным графическим ядром.

Тем не менее, эти видеокарты существуют, а потому рассмотрим их.

Отличительной особенностью всех видеокарт линейки AMD Radeon R5 является тот факт, что все они используют память DDR3, а ширина шины памяти составляет 64 бита.

В этой линейке представлено шесть моделей. Это две модели серии M200 и четыре модели серии M300. Сразу отметим, что в сети можно найти информацию о еще одной видеокарте серии M200: модели Radeon R5 M240, но на официальном сайте компании эта видеокарта не упоминается и поскольку компания AMD отрицает сам факт ее наличия, мы также не будем ее рассматривать.

Итак, в линейку Radeon R5 входят модели M230, M255, M315, M320, M330 и M335. Все модели данной линейки, за исключением модели M315, имеют схожие характеристики и отличаются лишь частотой графического процессора. То есть по сути, это разогнанные версии одного и того же. Модели M230, M255, M320, M330 и M335 имеют по пять блоков Compute Unite и, соответственно, 320 потоковых процессора и 20 TMU. Каких-либо данных о количестве Shader Engine в этих процессорах нам найти не удалось, но, судя по количеству ROP блоков, должно быть два блока Shader Engine. Скорее всего, в каждом таком блоке Shader Engine содержится по 3 Compute Unite, но в одном блоке Shader Engine используется лишь 2 блока Compute Unite.

Модель M315 имеет еще долее урезанный графический процессор. В нем оставлено лишь 4 блока Compute Unite и, соответственно, 256 потоковых процессора и 16 TMU.

В старшей модели Radeon R5 M335 эффективная частота памяти DDR3 может быть не 2000 МГц, как в остальных моделях, а 2200 МГц.

Сводные характеристики видеокарт линейки AMD Radeon R5 M200/M300 приведены в таблице.

Radeon R5 M230 Radeon R5 M255 Radeon R5 M315 Radeon R5 M320 Radeon R5 M330 Radeon R5 M335
Архитектура GCN GCN GCN GCN GCN GCN
Техпроцесс 28-нм 28-нм 28-нм 28-нм 28-нм 28-нм
320 320 265 320 320 320
Количество Compute Unite 5 5 4 5 5 5
Количество ROP 8 8 8 8 8 8
Количество TMU 20 20 16 20 20 20
Максимальная частота GPU 855 940 970 855 1030 1070
Тип памяти DDR3 DDR3 DDR3 DDR3 DDR3 DDR3
2000 2000 2000 2000 2000 2200
Разрядность шины памяти, бит 64 64 64 192 256 256
4096 4096 4096 4096 4096 4096

AMD Radeon R7 M200/M300

Линейку видеокарт Radeon R7 составляют четыре модели серии M200 (M260, M260X, M265 и M270) и пять моделей серии M300 (M340, M360, M365, M370 и M380). Это видеокарты начального и среднего уровня, которые устанавливаются в универсальные ноутбуки начального и среднего уровней.

Характеристики многих видеокарт в этой линейки очень схожие. К примеру, модели Radeon R7 M265 и M270 вообще не отличаются друг от друга (по данным компании AMD). Это просто два разных названия одного и того же.

Однако начнем с младшей модели данной линейки, а именно, модели Radeon R7 M340. В этой модели в графическом процессоре лишь пять блоков Compute Unite в двух Shader Engine и, соответственно, 320 потоковых процессора, 20 TMU и 8 ROP. Кроме того, в данной видеокарте используется 64-битный контроллер памяти.

Модели Radeon R7 M260, M260X, M265, M270, M360, M365 и M370 имеют схожие характеристики графического процессора. Это два блока Shader Engine в которых содержится в совокупности шесть блоков Compute Unite. Соответственно, получаем по 384 потоковых процессора и 24 блока TMU. Кроме того, 8 блоков ROP (по 4 блока на каждый Shader Engine). Отличия между видеокартами заключаются только в частоте графического процессора, а также типе памяти и ее эффективной частоте. Так, в моделях R7 M260X и R7 M370 используется память GDDR5, а в остальных моделях - память DDR3.

Модель Radeon R7 M380 формально является старшей в этой линейке. И действительно, в ней используется уже более мощный процессор, в котором четыре блока Shader Engine и, соответственно, 16 ROP-блоков. Кроме того, в процессоре имеется 10 блоков Compute Unite, содержащие 640 потоковых процессора и 40 блоков TMU. С одной стороны, все выглядит очень внушительно, но, с другой стороны, в этой видеокарте используется память DDR3, да еще и ширина шины памяти только 32 бита. Одним словом, странная видеокарта.

Сводные характеристики видеокарт линейки AMD Radeon R7 серий M200/M300 представлены далее в двух таблицах.

Radeon R7 M260 Radeon R7 M260X Radeon R7 M265/M270
Архитектура GCN GCN GCN
Техпроцесс 28-нм 28-нм 28-нм
Количество потоковых процессоров 384 384 384
Количество Compute Unite 6 6 6
Количество ROP 8 8 8
Количество TMU 24 24 24
Максимальная частота GPU 980 715 825
Тип памяти DDR3 GDDR5 DDR3
Эффективная частота памяти, МГц 2000 4000 2000
Разрядность шины памяти, бит 128 128 128
Максимальный объем памяти, МБ 4096 4096 4096

Radeon R7 M340 Radeon R7 M360 Radeon R7 M365 Radeon R7 M370 Radeon R5 M380
Архитектура GCN GCN GCN GCN GCN
Техпроцесс 28-нм 28-нм 28-нм 28-нм 28-нм
Количество потоковых процессоров 320 384 384 384 640
Количество Compute Unite 5 6 6 6 10
Количество ROP 8 8 8 8 16
Количество TMU 20 24 24 24 40
Максимальная частота GPU 1021 1125 960 960 915
Тип памяти DDR3 DDR3 DDR3 GDDR5 DDR3
Эффективная частота памяти, МГц 2000 2000 2000 4600 2000
Разрядность шины памяти, бит 64 64 128 128 32
Максимальный объем памяти, МБ 4096 4096 4096 4096 4096

AMD Radeon R9 M200/M300

Топовая линейка видеокарт для ноутбуков представлена модельным рядом Radeon R9 серий M200 и M300. Эти видеокарты ориентированы уже на универсальные и игровые ноутбуки. Во всех видеокартах данных серий используется память GDDR5. Исключение составляет лишь одна модель Radeon R9 M375, в которой используется память DDR3.

Модели Radeon R9 M265X, M270X, M275X, M365X, M375, M375Х и M380 отличаются друг от друга лишь частотой графического процессора, а также частотой и типом памяти (в видеокарте Radeon R9 M375 используется память DDR3). Но характеристики графического процессора в этих моделях видеокарт одинаковые. Это по 4 блока Shader Engine, в которых содержится 10 блоков Compute Unite, что дает 16 блоков ROP, 40 блоков TMU и 640 потоковых процессоров.

В моделях Radeon R9 M280 и Radeon R9 M385X вообще имеют абсолютно одинаковые характеристики и по частоте GPU и по типу и частоте памяти. Графический процессор в этих моделях, судя по количеству ROP модулей, состоит из 4 блока Shader Engine. В совокупности GPU содержит 14 блоков Compute Unite и, соответственно, 896 потоковых процессоров и 56 модулей TMU.

Модель Radeon R9 M290X основана уже на более мощном графическом процессоре, который содержит 32 блока ROP. Если считать, что на один блок Shader Engine приходится 4 блока ROP, то графический процессор состоит из 8 блоков Shader Engine. В совокупности, 8 блоках Shader Engine содержится 20 блоков Compute Unite, которые, в свою очередь, содержат 1280 потоковых процессоров и 80 блоков TMU.

Видеокарты Radeon R9 M295X, M390X и M395X основаны на одном и том же графическом процессоре. Причем это абсолютно одинаковые видеокарты и разница лишь в том, что для модели M395X максимальный объем видеопамяти GDDR5 может составлять 8 ГБ, а для остальных моделей - только 4 ГБ.

Судя по всему, эти модели видеокарт основаны на том же самом GPU, что и модель Radeon R9 M290X, но в варианте Radeon R9 M290X используется урезанная версия GPU, а в моделях Radeon R9 M295X, M390X и M395X - полная версия. Этот GPU содержит, предположительно, 8 блоков Shader Engine, и соответственно, 32 блока ROP. В совокупности в процессоре имеется 32 блока Compute Unite, что дает 2048 потоковых процессоров и 128 блоков TMU.

Сводные характеристики видеокарт AMD Radeon R9 серий M200/M300 представлены далее в двух таблицах.

Radeon R9 M265X Radeon R9 M270X Radeon R9 M275X Radeon R9 M280 Radeon R9 M290X Radeon R9 M295X
Архитектура GCN GCN GCN GCN GCN GCN
Техпроцесс 28-нм 28-нм 28-нм 28-нм 28-нм 28-нм
Количество потоковых процессоров 640 640 640 896 1280 2048
Количество Compute Unite 10 10 10 14 20 32
Количество ROP 16 16 16 16 32 32
Количество TMU 40 40 40 56 80 128
Максимальная частота GPU 625 775 925 1100 900 723
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Эффективная частота памяти, МГц 4500 4500 4500- 6000 4800 5000
Разрядность шины памяти, бит 128 128 128 128 256 256
Максимальный объем памяти, МБ 4096 4096 4096 4096 4096 4096

Radeon R9 M365X Radeon R9 M375 Radeon R9 M375X Radeon R9 M380 Radeon R9 M385X Radeon R9 M390X Radeon R9 M395X
Архитектура GCN GCN GCN GCN GCN GCN GCN
Техпроцесс 28-нм 28-нм 28-нм 28-нм 28-нм 28-нм 28-нм
Количество потоковых процессоров 640 640 640 640 896 2048 2048
Количество Compute Unite 10 10 10 10 14 32 32
Количество ROP 16 16 16 16 16 32 32
Количество TMU 40 40 40 40 56 128 128
Максимальная частота GPU 925 1015 1015 1000 1100 723 723
Тип памяти GDDR5 DDR3 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Эффективная частота памяти, МГц 4500 2200 4500 6000 6000 5000 5000
Разрядность шины памяти, бит 128 128 128 128 128 256 256
Максимальный объем памяти, МБ 4096 4096 4096 4096 4096 4096 8192

Накопители

В отличие от мобильных видеокарт, ассортимент которых просто огромен, с накопителями все проще. То есть выбор накопителей для ноутбуков по моделям и производителям, конечно, огромный, но нет никакого смысла перечислять все эти модели.

Все накопители для ноутбуков можно разбить на следующие категории:

  • 2,5-дюймовые HDD и SSHD c интерфейсом SATA,
  • 2,5-дюймовые SSD c интерфейсом SATA,
  • SSD-накопители с разъемом M.2 или mSATA.

C HDD все понятно. Их единственным преимуществом является большая емкость. Но вот производительность этих накопителей по сегодняшним меркам очень низкая. Как правило, ноутбучные HDD имеют скорость линейной записи и чтения на уровне 100 МБ/с.

2,5-дюймовый HDD с интерфейсом SATA

SSHD - это, так называемые, гибридные накопители, объединяющие в себе HDD и SSD. Обычно в рекламных проспектах отмечается, что гибридные накопители объединяют в себе емкость HDD и производительность SSD, но на практике все выглядит несколько иначе. По производительности эти накопители ближе к HDD.

Что касается 2,5-дюймовых SSD с интерфейсом SATA, то это уже существенно более производительные устройства в сравнении с HDD. Скорость линейного чтения и записи в таких накопителях ограничивается уже пропускной способностью интерфейса SATA 6 Гбит/с и составляет, примерно, 500 МБ/с.

SSD-накопители с разъемом mSATA уже немного устарели и по производительности, как правило, уступают 2,5-дюймовым SSD-накопителям с интерфейсом SATA. А вот SSD-накопители с разъемом M.2 могут быть разными. Это могут накопители и с интерфейсом SATA 6 Гбит/с, и с интерфейсом PCIe 2.0 x2/x4, и с интерфейсом PCIe 3.0 x2/x4.

SSD с разъемом M.2

Самыми высокопроизводительными, естественно, являются накопители с интерфейсом PCIe 3.0 x4. Для таких накопителей скорость последовательного чтения и записи может превышать 1 ГБ/с.

Говоря об SSD-накопителях с разъемом M.2 следует иметь в виду, что они могут быть разного типоразмера. То есть по длине плата, вставляемая в разъем M.2, может быть разной. Есть накопители длиной 42, 60, 80 и 110 мм. Это обстоятельство необходимо учитывать, если требуется поменять SSD-накопитель. Нельзя поменять накопитель, длиной 110 мм на накопитель, длиной 80 мм (не совпадут крепежные отверстия).

В наиболее производительных (особенно игровых) моделях ноутбуков подсистема хранения данных может представлять собой не один накопитель, а несколько. Как правило, это не очень емкий SSD, который используется в качестве системного диска, и емкий HDD, который используется для хранения данных.

Более того, в топовых конфигурациях может устанавливаться два, три и даже четыре SSD-накопителя с разъемом M.2, которые объединяются в RAID-массив уровня 0. Понятно, что для таких подсистем хранение данных различные синтетические бенчмарки демонстрируют очень высокие «попугаи». Правда…. толку от этих попугаев мало.

Два SSD с разъемом M.2 в ноутбуке

Безусловно, общая, так называемая интегральная, производительность ноутбука зависит от производительности его подсистемы хранения данных, но не столь кардинально, как, например, от производительности процессора или видеокарты, если речь идет об играх. Если говорить более определенно, то ситуация такова. Не стоит думать, что поменяв HDD на SSD у вас быстрее станет работать Photoshop или другие программы по обработке фотографий (имеется в виду пакетная обработка) или вы сможете быстрее конвертировать видеофайлы, распознавать текст в Abbyy Finereader и т. д. Общее правило таково: если при выполнении какой-либо задачи есть хоть незначительная загрузка процессора, то от производительности накопителя время выполнения этой задачи практически не будет зависеть. Уточним, в данном случае мы имеем в виду, что замена типичного HDD на SSD почти ничего не изменит, то есть для подавляющего большинства задач производительности типичного HDD достаточно и он не будет узким местом в системе. Как бы это не показалось странным, но это факт. Классический пример, который в данном случае можно привести, это архиватор WinRAR. Если вы создаете архив со сжатием или распаковываете сжатый архив, то время создания или распаковки архива почти не будет зависеть от того, используется HDD или SSD. Тут весь фокус в том, что такая задача дает нагрузку на процессор и производительности типичного HDD оказывается вполне достаточно.

Но если создается архив без сжатия или распаковывается архив без сжатия, то ситуация кардинально меняется. Здесь уже нет нагрузки на процессор и все определяется производительностью накопителя.

Другая типичная задача, время выполнения которой зависит от производительности накопителя, это копирование данных, но, конечно же, в пределах одного и того же SSD.

Естественно, возникает вопрос: но если от производительности накопителя почти ничего не зависит, то стоит ли игра свеч? Зачем вообще нужны SSD?

На самом деле SSD-накопители имеют большое преимущество над HDD. Все дело в том, что до сих пор мы говорили о скорости выполнения конкретных задач с использованием тех или иных приложений. И действительно, эта скорость мало зависит от производительности подсистемы хранения данных.

Однако интегральная производительность ноутбука определяется не только скоростью выполнения отдельных задач. Это еще и скорость загрузки операционной системы, и скорость загрузки приложений, и скорость загрузки данных в эти приложения. К примеру, если речь идет об играх, то в плане FPS, которые являются мерилом производительности в играх, абсолютно все равно, установлена ли игра на HDD или SSD. Но вот скорость загрузки самой игры будет уже сильно зависеть от того, на каком накопителе она установлена. Одним словом, производительность накопителя определяет то, что называется отзывчивостью системы. Попутно отметим, что измерить эту самую отзывчивость системы в тестах очень сложно. Казалось бы, что может быть проще измерения времени загрузки программы Adobe Photoshop или любой другой? Действительно, очень просто написать программу, которая бы измеряла время загрузки приложения. Точно также можно написать простую программу, которая бы измеряла время открытия приложения вместе с данными (например, открытие фотографии в программе Photoshop или проекта в программе Adobe Premiere). Немного сложнее обстоят дела с написанием программы, которая бы определяла время загрузки операционной системы, поскольку не вполне понятно, что под этим временем понимать. Однако и эта задача решаема. Все это можно померить и все это мы уже делали, но впоследствии отказались от этого. Проблема заключается в том, что в подобных тестах погрешность измерения составляет сотни процентов. То есть измеренное несколько раз подряд (с перезагрузкой системы) время загрузки приложения может отличаться в разы. И смысла в этих результатах нет абсолютно никакого.

Впрочем, мы немного отошли от нашей темы. Собственно, это лирическое отступление мы сделали для тех читателей, кто настоятельно рекомендуют нам в форуме измерять подобные характеристики в наших тестах.

Резюмируя, еще раз подчеркнем, что наличие SSD-накопителя в ноутбуке это важный аспект. Оптимально, когда имеется системный SSD-накопитель и емкий HDD. А вот сверхскоростные накопители на базе нескольких SSD, объединенных в RAID-массив уровня 0 - это уже излишество. Отметим, что такие накопители встречаются, как правило, в топовых конфигурациях игровых ноутбуках, но именно в играх от производительности накопителя зависит лишь скорость загрузки игры и никак не зависит FPS.

Заключение

Во второй части статьи мы подробно рассмотрели компонентную базу, составляющую основу аппаратной конфигурации ноутбука. В следующей части нашей статьи будут рассмотрены варианты различных конфигураций ноутбуков в зависимости от их назначения.

Intel HD 405 – интегрированный графический чип, встраиваемый в малопроизводительные двухъядерные процессоры поколения Braswell. Отличается очень низкой производительностью и очень скромными параметрами.

Технические характеристики Intel HD 405

Характеристики этой видеокарты иначе как плачевными назвать не получится. За работу графического адаптера отвечают лишь 16 унифицированных процессоров, частота работы чипа достигает очень скромного значения в 700MHz. Реальная частота работы может отличаться далеко не в лучшую сторону.

Объём памяти видеокарты напрямую зависит от количества ОЗУ, установленной на материнской плате, а также выполненных настроек в BIOS. А учитывая то, что HD 405 устанавливается в слабые процессоры на урезанных материнских платах, большое количество оперативной памяти выделить вряд ли станет возможным.

Обычно частота работы оперативной памяти напрямую влияет на скорость работы интегрированной видеокарты, но в данном случае это не так. Бессмысленно устанавливать дорогие планки ОЗУ, они практически не дадут прироста к скорости работы. Единственное, чем стоит озаботиться, это двухканальным режимом работы оперативной памяти. В таком случае разрядность шины составит 128 бит (в одноканальном режиме шина работает на 64 битах).

Хоть HD 405 и имеет поддержку DirectX 11.2, OpenGL 4.4, OpenCL 2.0 и Intel Quick Sync, всё это разбивается о плачевную производительность графического адаптера, не способного раскрыть потенциал данных API.

Разгон для Intel HD 405 недоступен, об этом можно и не мечтать. Даже поднятие частоты оперативной памяти не даст практически ничего, а частоту работы самого графического чипа вам разогнать не дадут.

Для каких задач подойдёт Intel HD 405?

Для офисного ПК, от которого не требуется слишком высокой производительности графического адаптера, Intel HD 405 подойдёт идеально. Производительности видеокарты с лихвой хватит на офисные приложения или сёрфинг интернета, а его малое энергопотребление и тепловыделение позволят сэкономить на блоке питания.

Для просмотра фильмов графический чип подойдёт плохо. С разрешением HD или FullHD он справится вполне неплохо, видео ряд тормозить не будет, пропуска кадров тоже быть не должно. А вот с набирающим популярность разрешением 4K ситуация значительно хуже. В спецификации к видеокарте указана поддержка декодирования видео в таком разрешении, вот только производительности HD 405 на это не хватит, из-за чего фильмы будут тормозить или полностью зависать.

Возможности поиграть в новинки у владельцев данного встроенного графического чипа не будет. Повезёт, если удастся найти хотя бы несколько современных проектов, какие игры пойдут на Intel HD 405. Поддержка DirectX 11 и последней версии OpenGL последней версии тут не поможет, у видеокарты слишком слабые технические характеристики.

Со старыми играми всё немного лучше, они хотя бы смогут запускаться без ощутимых тормозов. Но тут могут возникнуть проблемы с тем, что часть игр категорически отказывается работать на старых интегрированных видеокартах.

В профессиональных задачах Intel HD 405 является полным хламом. В таких задачах сказывается не только малая производительность графического чипа, но и ужасные характеристики процессоров, в которые и устанавливается HD 405.

Драйвера

На операционной системе Windows имеется драйвер достаточно неплохого качества и стабильности. Программное обеспечение для видеокарты просто в установке и не потребует от пользователей каких-либо особых навыков. Пользователю достаточно скачать установочный пакет, запустить его и выполнить все действия, указанные в программе.

Обновление пакета драйверов также проблем вызывать не должно, выполнить его можно с помощью настроек Intel. Если обновление через параметры Intel по каким-либо причинам недоступно, можно зайти на официальный сайт и вручную скачать последнюю версию драйвера под Windows.

Под Linux присутствует два драйвера и оба они недостаточно хорошего качества. Свободный драйвер, разрабатываемые сторонними пользователями, не нужно самому устанавливать или обновлять, но он не способен до конца раскрыть и без того слабую видеокарту.

Проприетарный драйвер необходимо устанавливать самому, при этом работает он лишь некоторых дистрибутивах. Такой драйвер работает лучше своего свободного аналога, но его установка или обновление может вызвать некоторые проблемы в работе операционной системы.

Сравнение с дискретными адаптерами

Если проводить сравнение с видеокартами дискретного типа, то Intel HD 405 окажется далеко не в выигрышной ситуации. Любая современная видеокарта будет мощнее данного интегрированного решения.

Семейство интегрированных чипов Intel HD Graphics является отличной заменой дискретным, то есть идущим отдельным модулем видеокартам. Особенно актуальным использование встроенного видеочипа будет для различных ноутбуков и нетбуков. Преимуществами таких решений являются повышенная производительность батареи и меньший нагрев внутреннего пространства мобильного ПК.

Семейство видеочипов

Intel HD Graphics Family включает в себя несколько поколений.

  1. Intel HD — устанавливается на семейство и первое поколение iCore 3/5/7. Носит кодовое название Nehalem/Lynnfield. Возможности такой видеокарты весьма ограничены. Поэтому если ноутбук будет использоваться для работы с графикой и для мультимедиа развлечений (просмотра фильмов в качестве HD, игр), то данный чип будет не лучшим решением.
  2. Intel HD 2000/3000. Второе поколение интегрированных видеочипов корпорации Intel устанавливается в процессоры iCore 3/5/7 второго поколения. Носит кодовое название Sandy Bridge. Сегодня уже практически не используется в новых моделях ноутбуков, но еще является значительным игроком рынка.
  3. Intel HD 2500/4000. Третье поколение интегрированной видеологики, на данный момент это наиболее массовый представитель рынка мобильных устройств. Такие карты являются частью процессоров iCore третьего поколения. Данная видеологика носит кодовое название Ivy Bridge. По производительности она близка к картам Radeon HD 65хх.
  4. Последнее поколение Intel HD Graphics под кодовым названием Haswell. Является частью новых процессоров iCore 4-го поколения. Основная модель этого поколения - 4600. Она имеет две урезанные версии - 4200 и 4400. Наиболее мощными являются карты 5100 и 5200. По своей производительности последняя модель карты Intel HD 5200 опережает большинство дискретных видеокарт среднего ценового диапазона.

Intel HD 3-го и 4-го поколений позволяет в полной мере наслаждаться качеством фильмов с разрешением вплоть до 4К. Также подобные видеокарты легко справляются с нагрузками видеоигр последних 2-3 лет. Так как первое поколение процессоров и интегрированной видеологики уже является немного устаревшим, то мы опустим его из обзора карт Intel (R) HD Graphics. Идем дальше.

Второе поколение видеочипов

На сегодняшний день видеологика Intel HD Graphics 3000 используется еще достаточно часто. Она является идеальным решением для мобильных ПК нижнего ценового уровня. Данное решение позволяет достаточно комфортно просматривать фильмы высокого качества и даже иногда наслаждаться прелестями видеоигр, выпущенных в 2011-2012 годах. Однако если учесть, что бюджетные ноутбуки и нетбуки покупаются вовсе не с целью мультимедийных развлечений, то все становится на свои места. Максимальное разрешение, поддерживаемое видеокартой, составляет 2560 х 1600 пикселей. К тому же данное поколение видеологики поддерживает HDMI-выход. Для того чтобы оптимизировать работу данного интерфейса, желательно иметь установленным самый последний для Intel HD Graphics driver.

Как было сказано выше, семейство графического ядра второго поколения представлено двумя моделями. Это Intel HD Graphics 2000 и 3000. Несмотря на то что они обе производятся по одному и тому же технологическому процессу, продуктивность карт может отличаться в два раза. Обусловлено это тем, что младшая модель имеет более низкую тактовую частоту ядра, кроме того, она оснащается всего шестью исполнительными устройствами (против 12 у старшей версии карты).

Благодаря такой дифференциации достигается достаточно четкая сегментация рынка. Так, пользователь может приобрести ноутбук с двух- или четырехъядерным процессором и полноценным графическим ядром HD 3000 или урезанной графикой HD 2000. Естественно, это отражается на стоимости продукции.

Третье поколение

Видеологика Intel HD Graphics 4000 была презентована в 2012 году. Она выполнена на основе 22-нм технологического процесса. Пиковая производительность чипа составляет 200 гигафлопс. В то же время предыдущее поколение видеокарт от Intel выполнялось по 32-нм процессу, и производительность была ровно в 2 раза меньше.

Интегрированная графика позволяет использовать все возможности DirectX 11 и OpenGL 3.3. Согласно заверениям разработчиков и многократно проведенным тестам, карта Intel HD 4000 позволяет насладиться всеми прелестями фильмов с высоким разрешением. Кроме того, данная видеологика дает возможность достаточно комфортно чувствовать себя в большинстве современных игр. Конечно, тут следует понимать, что некоторые из них потребуют более низкого разрешения и снижения настроек качества.

А что делать, если игра некорректно работает или возникают какие-либо артефакты в изображении? Чтобы устранить эту проблему, на сайте производителя необходимо найти для чипа Intel HD Graphics 4000 драйвер, скачать и установить его. Этот совет кажется банальным, но на самом деле он помогает. Дело в том, что инженеры компании стараются регулярно обновлять драйвера своей продукции и улучшать совместимость с самыми новыми приложениями.

Если сравнивать производительность видеокарты с предыдущим поколением, то она увеличилась на 30%. Дополнительно можно получить прирост мощности за счет использования более быстрого процессора i7 и большего объема оперативной памяти.

Четвертое поколение видеологики

На сегодняшний день видеокарта Intel HD Graphics установлена чуть ли не в половине ноутбуков. Это обусловлено как отличными маркетинговыми ходами корпорации, так и правильным подходом к интеграции. С каждым новым поколением видеологика становится все совершеннее, что позволяет ей тягаться на равных с дискретными картами среднего ценового уровня.

Выпуск же чипа последнего поколения заметно отразился на продажах видеокарт других производителей. Ведь нет смысла платить дополнительные деньги за то, что может работать «прямо из коробки». Всего несколько лет назад производительность встроенной видеографики мало кого интересовала. Ведь все понимали, что такие чипы, как Intel HD, нужны лишь для работы офисных приложений, просмотра фотографий и фильмов невысокого разрешения. Однако после выпуска процессоров iCore третьего поколения и видеочипов Intel HD Graphics 4000 ситуация стала кардинально меняться.

Стала реальным конкурентом для производителей дискретных чипов. И это не пустые слова, достаточно только взглянуть на падение динамики продаж карт от AMD и nVIDIA. Кроме того, компания AMD была вынуждена отказаться от выпуска бюджетной графики Radeon HD 70хх ввиду ее неконкурентоспособности.

Описание

Intel HD Graphics 4600 является эволюционным развитием интегрированного видеочипа. Благодаря тому что в 2010 году компания Intel отказалась от на то время классической схемы разделения вершинных и пиксельных конвейеров и перешла на унифицированную шейдерную архитектуру, ей удалось добиться регулярной модернизации собственной видеологики. Каждый год компания улучшает процесс изготовления чипов, что позитивно сказывается на количестве исполнительных блоков и, как результат, на производительности.

В Intel HD 4600 установлены уже 20 исполнительных блоков, что позволяет на равных тягаться с чипами AMD и nVIDIA. Для сравнения, предыдущая модель HD 4000 имела 16 блоков, а HD 3000 всего 12. Таким образом, даже если взять чипы HD 4000 и HD 4600 с равной частотой ядра, то вычислительная мощность последнего будет больше на 25%. Кроме числа исполнительных блоков, была увеличена и частота видеоядра. Теперь она составляет 1250 МГц, против 1150 МГц у прошлого поколения. Отличительной чертой процессоров и видеологики Haswell стало пониженное энергопотребление в режиме простоя.

Новая графика Intel позволяет поддерживать OpenGL 4.0 и DirectX 11.1 (шейдеры пятой версии). К другим возможностям чипа относятся полноэкранное сглаживание, HDR и ряд других технологий, который позволяет улучшить полученное изображение. Следует упомянуть, что, как и ядро предыдущего поколения, HD 4600 может работать одновременно с тремя мониторами.

Теоретические расчеты производительности

Зная об особенностях интегрированной графики разных поколений, можно перейти к сравнению их производительности. Для большей объективности в тесте будет принимать участие бюджетная дискретная карта GeForce GT 630. Производительность ядер при пиковой нагрузке составляет:

  • HD 4600 - 400 гигафлопс;
  • GT 630 - 311 гигафлопс;
  • HD 4000 - 294 гигафлопс;
  • HD 3000 - 194 гигафлопс.

Как видим, уже на данном этапе дискретная карта уступает последнему поколению интегрированной графики. Однако нельзя обойти стороной и такой параметр производительности, как скорость закраски сцены. По этому показателю дискретная графика в разы лучше интегрированных решений:

  • GT 630 - 13 Мтекс/с;
  • HD 4600 - 5 Мтекс/с;
  • HD 4000 - 4,6 Мтекс/с;
  • HD 3000 - 1,35 Мтекс/с.

По скорости растеризации GeForce также показывает лучшие результаты:

  • GT 630 - 3,2 Мпикс/с;
  • HD 4600 - 2,5 Мпикс/с;
  • HD 4000 - 2,3 Мпикс/с;
  • HD 3000 - 1,35 Мпикс/с.

На данный момент мы не будет затрагивать пропускную способность памяти, так как у ядер Intel HD Graphics характеристики этого показателя зависят от нагрузки на процессор.

Тесты интегрированной графики

Что же, перейдем от теоретических основ к практическим тестам. Для начала сравним производительность трех поколений чипов от Intel. Графика HD 3000 проверяется на основе HD 4000 — i7-3770K, HD 4600 — i7-4770K. При максимальной нагрузке частоты графических ядер составляли 1350, 1150 и 1250 МГц соответственно.

Проверка ведется при минимальных настройках графики видеоигр и разрешении 1920 x 1080. При этом такие фильтры, как anti-aliasing и анизотропная фильтрация, отключены. Приложение 3DMark для теста производительности запускалось на стандартных настройках. Так как HD 3000 не поддерживает технологию DirectX 11, то и другие видеочипы проверяются без ее включения.

  • HD 3000 - 3221 балл;
  • HD 4000 - 5795 баллов;
  • HD 4600 - 8253 балла.

Тест Unigine Heaven также демонстрирует значительную производительность чипов последнего поколения:

  • HD 3000 - 213 баллов;
  • HD 4000 - 327 баллов;
  • HD 4600 - 446 баллов.

Производительность в играх

На этом закончим с синтетическими тестами и перейдем к сравнению производительности карт в игровых приложениях. В игре Crysis 2 карта HD 4600 быстрее своей предшественницы почти в полтора раза (11,5 балла против 7,7). HD 3000 получила всего 5 баллов.

F1 2011 не столь чувствительна к производительности видеочипов. За счет этого HD 4600 опередила HD 4000 всего на 28 процентов. Примечателен тот факт, что игра отлично идет даже на графике HD 3000, что не может не радовать владельцев старых ноутбуков.

Приложения с высоким качеством графики, такие как Metro 2033 и Tomb Raider, позволяют вполне нормально играть на средних или низких настройках в режиме DirectX 10 на карте HD 4600. К сожалению, более старые чипы не дают возможности нормально чувствовать себя в игре, так как количество кадров в секунду заметно проседает, и картинка становится похожей на слайд-шоу.

В результате всех проведенных тестов можно сказать, что следующий виток развития интегрированной графики на базе процессоров Haswell является настоящим шагом вперед. Особенно радует тот факт, что даже в играх 2013-2014 годов выпуска удается добиться приемлемых результатов. То есть даже бюджетный ноутбук позволит полностью насладиться качеством мультимедиа-развлечений.

Сравнение интегрированной и дискретной карт

Теперь от теста интегрированных чипов перейдем к сравнению Intel HD 4600 и Как видно из показателей выше, у решения от Intel имеется хороший показатель пиковой производительности. Хотя в то же время этот чип уступает в пропускной способности памяти и скорости растеризации.

Для начала проверим наши карты на синтетических тестах 3DMark и Unigine Heaven. Сравнение проводится при максимальных настройках графики в разрешении Full HD и с использованием DirectX 11. В итоге получились следующие результаты тестов:

  • HD 4600 — 980 б.;
  • GT 630 — 919 б.
  • HD 4600 — 361 б.;
  • GT 630 — 360 б.
  • HD 4600 — 344 б.;
  • GT 630 — 320 б.

Как видим, чип HD 4600 на равных борется с дискретной картой, которая имеет преимущества в количестве блоков растеризации, скорости обработки текстур и пикселей. Но, к сожалению, в игровых приложениях дела обстоят пусть и немного, но все же хуже. В таких играх, как Battlefield-3, Crysis-2, F1-2011 отставание HD 4600 составляет где-то 5-20%. В игре Metro-2033 интегрированная графика отстала от GeForce GT 630 более чем на половину. Зато в таких играх, как DiRT Showdown и Tomb Raider, карта от Intel получила результат на 12 и 22% лучше соответственно.

Результаты

Новое интегрированное ядро от Intel является заметным шагом вперед в развитии подобных технологий. Современные видеочипы с легкостью обходят по всем показателям производительности свои предыдущие поколения — средний отрыв от HD 4000 составляет 40%. А что же касательно дискретной графики? Тут можно с уверенностью сказать, что если ноутбук не будет использоваться только для игр, то гораздо правильнее отказаться от покупки среднеценовой видеокарты, так как встроенное ядро позволяет полностью заменить ее. К тому же не стоит забывать об энергопотреблении. Топовый вместе с интегрированной графикой потребляет всего 84 Ватта, в то время как дискретная карта GT 630 на базе простого двухъядерного процессора изначально будет потреблять 130 Ватт энергии. Как результат, это выльется в более низкий запас заряда батареи, а также перегрев внутренних компонентов.

Именно поэтому, покупая новый ноутбук, забудьте о дешевых дискретных видеокартах, даже если они относятся к последнему поколению. В реальности они не смогут дать тот прирост продуктивности, который мог бы оправдать такую покупку. Тем более что Intel HD Graphics 4600 сможет легко удовлетворить все запросы современного пользователя.

В данной статье для тестирования использовался топовый но сегодня уже можно приобрести более доступные для рядового пользователя модели i5 и i3. Как и в случае с предыдущим поколением, новая видеокарта имеет урезанную модель - Intel HD Graphics 4400. Несмотря на меньшее количество блоков исполнения, она все равно опережает по своим показателям карты 3-го поколения. Ну, а любителям ультрабуков и дорогих ноутбуков повезло значительно больше, ведь процессоры серии Haswell могут оснащаться более мощным графическим ядром HD 5100/5200, которое имеет уже 40 исполнительных блоков, что в два раза больше, чем у HD 4600.

Еще о производительности

Как уже было сказано выше, интегрированные видеокарты используют оперативную память на равных с процессором. Поэтому, если установить в ноутбук достаточно мощный кристалл последнего поколения, но ограничиться всего несколькими гигабайтами медленной памяти, то результаты производительности такой конфигурации могут весьма огорчить. Память является "узким местом" для видеологики, а поэтому для достижения хороших результатов рекомендуется использовать ее последние модели с высокими частотами и низкими задержками.

Еще одним нюансом, значительно влияющим на производительность не только видеографики, но и компьютера в целом, является перегрев. При превышении определенного градуса видеочип и процессор показывают низкие результаты в различных тестах и реальных приложениях. Поэтому рекомендуется проводить регулярную чистку куллеров и внутреннего пространства мобильных ПК от пыли. Результат не заставит себя долго ждать.

Также важно понимать, что качество графики будет зависеть от выбранного процессора. Дело в том, что при возрастании нагрузки на ядро видеочип получает меньший приоритет по передаче пакетов, таким образом, это сказывается на качестве изображения. Поэтому результаты тестов при сравнении бюджетного и топового процессоров и одинаковой видеологики будут не в пользу первого. Таким образом, выбор "сердца" ноутбука напрямую влияет на возможности видеочипа.

И последний совет на сегодня. Для драйвер необходимо устанавливать самый последний. Даже если вы приобрели ноутбук уже полностью настроенный для работы, не поленитесь зайти на официальный сайт производителя и скачать наиболее свежую версию.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: