Скачать программу для поэтов. Восемь лучших программ для журналистов, писателей и маркетологов. Правая колонка: Inspector

Рубрика: Написание книг

Программы для написания книг – текстовые редакторы, с помощью которых можно создавать различные печатные произведения. Основными функциями в них являются набор текста и выполнение его форматирования, начиная от выбора шрифта, заканчивая вставкой каких-то дополнительных элементов. Такими возможностями обладают многие современные программные инструменты, даже тот самый простой блокнот, который имеется в каждом компьютере, но зачастую его возможностей недостаточно. Многие опытные писатели, поэты или журналисты хотят большего. Поэтому рассмотрим наиболее популярные, востребованные средства, позволяющие не только набирать текст, но и сохранять заметки, делать какие-то промежуточные вставки, зарисовки, сохранять и держать всегда под рукой источники, ссылки. Также позволяющие одновременно читать документы с различными форматами и многое другое, вплоть до автоматической настройки яркости в зависимости от времени суток.

ТОП лучших программ для написания книг

У каждого таблица лучших программ будет своя, поэтому не стоит осуждать список, который здесь предложен. Информация несет чисто информационный характер и предназначена для ознакомления.

№1. Liquid Story Binder

Первое место стоит отдать Liquid Story Binder. С этим мнением, наверное, согласятся многие опытные писатели, потому что софт предлагает массу различных функциональных возможностей. Много настроек, вкладок и все на английском, это, конечно, минус, но, если вы знаете язык или хорошо владеете переводчиком, то никаких проблем по этому поводу возникать не должно. С ее помощью можно читать документы в любом формате, проверять грамотность текста, делать заметки, тезаурус, создавать резервные копии книг, редактировать тавтологии. Кроме всего этого, она также позволяет создавать шаблоны с сюжетными зарисовками, записывать сопровождающее аудио, создавать и хранить тематические изображения для своего печатного произведения.

№2. Scriver

Уникальный инструмент, который объединяет в себе возможности и функции многих других программ – Scriver. Софт станет настоящим облегчением для тех, кто постоянно путается в своих заметках, записях на клочках бумаги или даже чеках.

Для тех, кто не может сразу представить начало своего романа или приключенческой истории, но зато четко знает концовку. С ее помощью вы систематизируете все свои пометки, и в любой момент сможете обнародовать их для использования в тексте. Она предоставляет возможность разделять область хранения заметок по категориям, например, о персонажах, иллюстрациях, ключевых моментах в сценах. Для тех, кто впервые откроет для себя этот инструмент, есть готовые шаблоны работ, на которых наглядно можно все посмотреть, что к чему и как взаимодействует. Интегрирована функция автоматического сохранения редакций, тем самым, исключая вероятность потери вашей начальной идеи. Одним из существенных плюсов программы является вкладка Research. Здесь можно хранить информационные файлы о конкретном персонаже, не отвлекаясь на другие сведения.

№3. YWriter

YWriter – специальная программа, созданная исключительно для опытных писателей, к

Рассмотрена Утверждаю

на заседании МК Директор ГБОУ СО НПО «ПУ №12»

гуманитарного цикла

___________________________ __________________/В.В.Кокорин

«____» _________________ 2012 г. «____» _________________ 2012 г.

Программа

кружка по литературе

"В МИРЕ ПОЭЗИИ"

Разработала

преподаватель

русского языка

и литературы

В.В. Визгалова

г. Ртищево

Пояснительная записка

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа кружка по литературе «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц).

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем несравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического кружка «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Очень многие ребята в подростковом возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь учащемуся раскрыть свои творческие способности.

Актуальность программы:

Чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Возраст учащихся училища – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности учащихся, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Основная цель программы - через знакомство с художественными лирическими произведениями разных авторов развивать умение учащихся правильно читать и анализировать стихи; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

1. Обучающие:

* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Воспитательные:

* воспитание у учащихся уважения и любви к мировой литературе;

* формирование трудолюбия и требовательности к себе;

* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь:

  1. целостный анализ поэтического произведения:
  2. умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
  3. постижение поэтической идеи;
  4. знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц).

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;

Доброжелательный психологический климат на занятиях;

Личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

Оптимальное сочетание форм деятельности;

Доступность.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.

Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.

Ожидаемый результат:

  1. рост познавательной и творческой активности у ребят;
  2. увеличение числа учащихся, занимающихся творческой, исследовательской работой.
  3. формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  4. развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  5. повышение уровня обученности учащихся и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.

Оценка результативности:

В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общеучилищных линейках, участие в различных конкурсах.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие. Что такое поэзия?

Поэтические жанры.

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

Системы стихосложения.

Размер стиха.

Рифма. «Поход за вдохновением».

Стили речи.

Поэзия и живопись.

Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.

Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов.

Итого

Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (2 часа)

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практические работы:

Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (2 часов)

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа)

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Практические работы: Игра «Угадай».

Тема 5: Размер стиха. (2 часа)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (2 часа)

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

Тема 7: Стили речи. (2 часа)

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Игра «Составь рассказ».

Тема 8: Поэзия и живопись. (2 часа)

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

Тема 9: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.

Тема 10: Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».

1. Учащиеся должны знать:

Основы теории литературы;

Композицию литературного произведения;

Жанровое разнообразие литературы;

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка;

Систему стихосложения;

Размер стиха.

2. Учащиеся должны уметь:

Отличать прозаическое произведение от поэтического;

Подбирать рифму;

Рифмовать строфы в разных размерах;

Декламировать литературные произведения.

3

Аккуратности и трудолюбия;

Основные навыки работы в группе.

Для занятий кружка необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они должны отличаться дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учащихся.

  1. увлекательные тематические занятия;
  2. обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
  3. чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;
  4. занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи разных авторов.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры.

Дидактические игры:

  1. Подбери эпитет и обоснуй свой выбор:

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над … прудом

  1. Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите собственные:

Где … серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – просто везде, –

Лишь паутины … волос

Блестит на … борозде.

  1. Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение.

Пригрело землю весёлое апрельское солнышко.

Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва,

Как будто …, и пробились сквозь неё,

Словно …, упругие стебельки.

На тонких веточках берёзы, как …,

Заблестели на солнце молодые листочки:

  1. Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает – земли – улетает – журавли – одетый – ждёт – согрето – поёт.
  2. Продолжите строки с рифмами:

Рак \ мак \ …;

Багаж \ гараж \ …;

Белка \ грелка \ …;

Карандаш \ пейзаж \ …

Викторины

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

  1. Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?
  2. Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»?
  3. Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова были положены на музыку?
  4. На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов?
  5. М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. В них поэт-художник передал своё восхищение красотой и могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.
  6. При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие портреты вам известны?
  7. Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?

Литературные игры

Английские шарады

Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим.

Прогулка со словами

Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).

Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.

2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

4. Компьютер, мультимедийный проектор.

5. Магнитофон.

6. Столы, стулья.

Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем, иметь средства для затемнения.

Список литературы

Литература для педагога :

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
  3. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьни ков. – Л., 1974.
  4. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
  5. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.

Литература для обучающихся:

  1. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
  4. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
  5. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
  6. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
  1. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрена Утверждаю

на заседании МК Директор ГБОУ СО НПО «ПУ №12»

гуманитарного цикла

__________________/В.В.Кокорин

«____» _________________ 2012 г. «____» _________________ 2012 г.

Программа

кружка по литературе

"В МИРЕ ПОЭЗИИ"

Разработала

Преподаватель

Русского языка

И литературы

В.В. Визгалова

г. Ртищево

Пояснительная записка

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа кружка по литературе «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц).

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем несравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического кружка «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Очень многие ребята в подростковом возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь учащемуся раскрыть свои творческие способности.

Актуальность программы:

Чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Возраст учащихся училища – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности учащихся, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Основная цель программы - через знакомство с художественными лирическими произведениями разных авторов развивать умение учащихся правильно читать и анализировать стихи; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

Программа ставит следующие задачи:

1 . Обучающие:

* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Воспитательные:

* воспитание у учащихся уважения и любви к мировой литературе;

* формирование трудолюбия и требовательности к себе;

* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь:

  1. целостный анализ поэтического произведения:
  2. умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
  3. постижение поэтической идеи;
  4. знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

Организационно-педагогические основы обучения:

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц).

Педагогические условия реализации программы:

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;

Доброжелательный психологический климат на занятиях;

Личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

Оптимальное сочетание форм деятельности;

Доступность.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.

Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.

Ожидаемый результат:

  1. рост познавательной и творческой активности у ребят;
  2. увеличение числа учащихся, занимающихся творческой, исследовательской работой.
  3. формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  4. развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  5. повышение уровня обученности учащихся и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.

Оценка результативности:

В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общеучилищных линейках, участие в различных конкурсах.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие. Что такое поэзия?

Поэтические жанры.

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

Системы стихосложения.

Размер стиха.

Рифма. «Поход за вдохновением».

Стили речи.

Поэзия и живопись.

Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.

Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов.

Итого

Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (2 часа)

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практические работы:

Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (2 часов)

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа)

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Практические работы: Игра «Угадай».

Тема 5: Размер стиха. (2 часа)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (2 часа)

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

Тема 7: Стили речи. (2 часа)

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Игра «Составь рассказ».

Тема 8: Поэзия и живопись. (2 часа)

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

Тема 9: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.


Тема 10: Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».


Ожидаемые результаты к концу обучения

1. Учащиеся должны знать:

Основы теории литературы;

Композицию литературного произведения;

Жанровое разнообразие литературы;

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка;

Систему стихосложения;

Размер стиха.

2. Учащиеся должны уметь:

Отличать прозаическое произведение от поэтического;

Подбирать рифму;

Рифмовать строфы в разных размерах;

Декламировать литературные произведения.

3 . Учащиеся должны приобрести навыки:

Аккуратности и трудолюбия;

Основные навыки работы в группе.

Методическое обеспечение занятий

Для занятий кружка необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они должны отличаться дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учащихся.

  1. увлекательные тематические занятия;
  2. обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
  3. чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;
  4. занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи разных авторов.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры.

Дидактические игры:

  1. Подбери эпитет и обоснуй свой выбор:

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над … прудом

  1. Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите собственные:

Где … серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – просто везде, –

Лишь паутины … волос

Блестит на … борозде.

  1. Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение.

Пригрело землю весёлое апрельское солнышко.

Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва,

Как будто …, и пробились сквозь неё,

Словно …, упругие стебельки.

На тонких веточках берёзы, как …,

Заблестели на солнце молодые листочки:

  1. Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает – земли – улетает – журавли – одетый – ждёт – согрето – поёт.
  2. Продолжите строки с рифмами:

Рак \ мак \ …;

Багаж \ гараж \ …;

Белка \ грелка \ …;

Карандаш \ пейзаж \ …

Викторины

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

  1. Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?
  2. Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»?
  3. Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова были положены на музыку?
  4. На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов?
  5. М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. В них поэт-художник передал своё восхищение красотой и могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.
  6. При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие портреты вам известны?
  7. Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?

Литературные игры

Английские шарады

Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим.

Прогулка со словами

Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).

Материально-техническое обеспечение

Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.

2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

4. Компьютер, мультимедийный проектор.

5. Магнитофон.

6. Столы, стулья.

Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем, иметь средства для затемнения.

Список литературы

Литература для педагога :

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
  3. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьни ков. – Л., 1974.
  4. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
  5. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.

Литература для обучающихся:

  1. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
  4. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
  5. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
  6. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
  1. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.

Пришёл на замену Evernote. Для тех, кого раздражает медлительность культового заметочника, Letterspace станет отдушиной. Он идеально подходит для того, чтобы делать заметки или записывать идеи для статей. Есть клиенты для Mac и iOS с синхронизацией всей информации, естественно.

Замечательный сервис, который поможет регулярно тренироваться в написании статей. Каждое утро вам будет приходить определённая тема, на которую нужно написать текст до конца дня. Темы разные: иногда просят рассказать о том, что вы давно скрывали от любимого человека, а иногда - придумать диалог Канье Уэста и священника.

У писателя также есть богатый список шаблонов для облегчения и ускорения создания эффективных документов. Это мощная, простая в использовании электронная таблица. Благодаря этому пользователь выполняет множество вычислений с использованием компьютера, тем более, что правила могут быть введены на польском языке. Лист, в частности, содержит. автоматическое преобразование в евро, вычисление курсов на основе текущих данных, загружаемых из Интернета, и возможность создавать свои собственные функции. Проблема заключается не в графике и форматировании ячеек, которые могут быть точно сопоставлены многими функциями редактирования.

Эта программа больше подходит писателям и сценаристам, чем журналистам. Она позволяет не запутаться во всех перипетиях сюжета, именах персонажей и названиях. Scrivener 2 не просто текстовый редактор. Это инструмент для хранения и структурирования идей. Есть версии программы для Windows и Mac.

Это инструмент презентации, который предоставляет большие возможности и множество простых в использовании инструментов: текстовые блоки, графику, готовые шаблоны и поддержку анимаций. Это приложение, которое предлагает пользователю большие возможности для обработки объектов, редактирования градиента, манипулирования прозрачностью, фотореалистичного рендеринга текстур, световых эффектов, перспективы, прозрачности или даже трехмерных объектов.

Дополнительные преимущества включают поддержку растрового преобразования в векторы, масштабирование до сетей и направляющих, растяжение текста вдоль линий и создание кривых Безье. Этот компонент пакета позволяет создавать математические правила. Это очень полезный инструмент для студентов, преподавателей и исследователей. Он позволяет вставлять одиночные и двойные операторы, отношения, операции над наборами, функции, атрибуты, круглые скобки и определенные форматы, такие как полномочия, в правила.


Писателю очень важно записывать свои идеи, когда бы они ни появились. Приложением удобно пользоваться со смартфона. В дальнейшем все записи с информацией о том, где и когда они были созданы, можно посмотреть на компьютере.


Без малейшей проблемы вы можете создать в нем матричные записи, а с готовым списком вы можете быстро добавить формулу, например, знак бесконечности. Правила, созданные в этой программе, могут использоваться в других компонентах пакета. Это модуль, который позволяет создавать и редактировать базы данных. Он позволяет изменять таблицы, формы, запросы и отчеты.

Сайт не несет ответственности за содержание авторского описания. Мы сообщим вам, является ли этот продукт или как вы собираетесь его использовать, является законным. Мы не поощряем и не одобряем каким-либо образом использование какого-либо программного обеспечения в нарушение применимых законов.

FocusWriter - бесплатный и удобный редактор, который работает на всех настольных платформах: Windows, Mac, Ubuntu. Подойдёт любителям минимализма. В интерфейсе нет ничего лишнего, так что можно сосредоточиться на тексте.


Конечно же, ни один список приложений для писателей не обходится без Evernote. Лайфхакер решил поступить иначе и советует всем владельцам Mac попробовать. Это сторонний клиент для Evernote, который лишён практически всех недостатков заметочника.


Эрнест Хемингуэй писал просто и понятно даже о сложных вещах. Одноимённый веб-сервис помогает упростить текст на английском и облегчить его восприятие. Он выявляет проблемные места, перегруженные предложения и неудачные обороты. Впрочем, можно использовать Hemingway и как обычный текстовый редактор.



Дзен, минимализм и вдохновение - этими словами можно описать замечательный текстовый редактор OmmWriter. Оформление экрана можно выбрать под настроение, спокойная фоновая музыка помогает сконцентрироваться, а звук клавиатуры здорово успокаивает. Незаменимый инструмент для Mac и PC, который настраивает на творческий лад.

Программа для печати текста всегда присутствует в вашей системе, но ее ограниченных функционал не может удовлетворить даже минимальные потребности уверенного пользователя компьютера. Офисный пакет это первая необходимая вещь, которая должна быть установлена на вашем компьютере. Рано или поздно вам понадобятся инструменты для создания и редактирования текстов, рисунков презентаций или электронных таблиц.

LibreOffice является свободно распространяемым бесплатным офисным пакетом, который вы можете установить на ваш компьютер не нарушая закон. Он существует в версиях для различных операционных систем (например, для Windows, для Linux). В пакет входит достаточно большой набор приложений:

  • Writer – это программа для печати текста - мощный текстовый редактор
  • Calc – табличный процессор для электронных таблиц
  • Draw – векторный графический редактор
  • Impress – редактор мультимедийных презентаций
  • Math – редактор математических формул
  • Base – система управления базами данных

Для установки всего этого на ваш компьютер достаточно выполнить следующие инструкции:

  1. Заходим по ссылке для загрузки http://ru.libreoffice.org/download/
  2. Выбираем версию вашей системы и язык (если это не произошло автоматически)
  3. Скачиваем установочные пакеты последней версии на данный момент (выделено на рисунке)
  4. После запускаем установку из пакета LibreOffice_4.3.0_Win_x86.msi и во вторую очередь устанавливаем справочное руководство LibreOffice_4.3.0_Win_x86_helppack_ru.msi На данный момент версия пакета уже может быть другой, но процесс установки аналогичен.

Процесс установки

Шаг 1. Двойным кликом левой кнопки мыши по скаченному файлу LibreOffice_4.3.0_Win_x86.msi запускаем процесс установки офисного пакета

Шаг 2. Нажимаем кнопку Далее .

Шаг 3 . Тип установки предлагаю оставить Обычную . Так будет произведена установка всех приложений, входящих в офисный пакет, на системный раздел жесткого диска.

Шаг 4 . Здесь можно установить флажок в пункте Загрузка LibreOffice при старте системы для ускорения запуска приложений пакета. Если на вашем компьютере нет других офисных пакетов, то ставьте.

Нажимаем Установить

Шаг 5 . Некоторое время наблюдаем за индикатором установки. Процесс занимает несколько минут.

Шаг 6 . Установка завершена. Нажимаем кнопку Готово . Теперь можно пользоваться свежеустановленным офисным пакетом LibreOffice. Любое приложение, входящее в его состав можно запустить с помощью ярлыка на Рабочем столе или из меню Пуск – Все программы – LibreOffice. В списке есть программа для печати текста Writer, программа для работы с электронными таблицами Calc, программа для работы с презентациями Impress

Желаю успехов в использовании данного пакета приложений.

Друзья! Очень надеюсь, что вы получили пользу от прочтения этой статьи. Если это так, расскажите о ней в

В эпоху компьютеров и тотальной автоматизации человек как никогда далёк от образа одомашненного сибарита, к какой бы сфере деятельности он ни относился: информация распространяется с неведомой доселе скоростью и нам, понятное дело, нужно за этой информацией успевать. Постоянные дороги, мимолётные встречи, короткие звонки и смс, наспех просмотренные новости в телефоне. Мы почти потеряли почву под ногами, стали лёгкими и невесомыми: дрейфующие корабли в бесконечной действительности, одинокие кометы в безмолвном космосе, хаотичные частицы мироздания.

Впрочем, вместе с постоянным одиночеством, которым нас обеспечили современные технологии, нам даны неслыханные богатства: свобода жить и работать в любой точке мира (благо, есть Интернет), возможность получать множество сведений из самых разных сфер, переосмысливать их и перерабатывать творчески. Нужны лишь подходящие инструменты, помогающие фиксировать наблюдения или записывать размышления, которые посещают каждого из нас в самый неподходящий момент, когда наш неспокойный ум блуждает между подсознательным и сознанием.

Собственно, для этого мы и решили сделать подборки инструментов, которые поддерживают творческий процесс. А начнём мы, конечно, с приложений для писателей и тех, кто просто любит фиксировать свои чувства и мысли.

Источник: Unsplash

Что может сделать талантливый человек без блокнота и ручки? Верно, - ни-че-го. Если немного переформулировать Раневскую, «идея прошла и не поклонилась, как злая соседка». К тому же быстро забылась. Впрочем, у бумажного блокнота и ресторанной салфетки есть сегодня немало альтернатив в Play Market и App Store. С помощью этих приложений вы без труда запишете любой текст на ходу, а при желании - объедините его с актуальными фотографиями, картинками и другими медиафайлами, без которых сегодня, говорят, никуда.

Как раз для этих целей можно воспользоваться расхожими блокнотами и дневниками. Вот они:

  • Evernote (iOS , Android );
  • GoodNotes (iOS ) и Google Keep (Android );
  • MomentDiary (iOS , Android );

Эти приложения идеальны для быстрых заметок, сохранения контактов, медиафайлов с комментариями, и, конечно же, создания напоминаний. Разве что отличаются дизайном и юзабилити. Например, MomentDiary далёк от сдержанного стиля Evernote и больше подойдёт экспрессивным натурам, хотя функции не слишком разнятся. Здесь особенно выделяется не совсем известный блокнот FreeNote, в котором вдобавок к богатому функционалу есть огромное количество визуальных настроек и возможность делать заметки от руки.

Источник: Play Market

Однако, если вы нуждаетесь в чём-то более минималистском, стоит рассмотреть вот эти варианты:

  • iA Writer - это не редактор, а настоящая писательская аскеза без каких-либо функций и настроек: только вы и белый лист с шершавой текстурой. Почти как 100 лет назад. Строго. Лаконично. Собранно. Сохраняет записи в Dropbox. Версия для Android тоже появилась пару лет назад.
  • DubScript Screenplay Writer очень специфический и при этом очень простой редактор для сценаристов со специальными полями отдельных реплик, шрифтами для ремарок и строгим оформлением. Вы — драматург, большего вам и не надо. Сохраняет сценарии в формате PDF, Fountain, Final Draft (FDX) и HTML. Записи можно импортировать в Google Drive.

Источник: App Store
  • Writer - невероятно простое минималистичное приложения для тех, кому срочно нужен клочок бумаги. Да, да, здесь нет больше ничего: вы просто открываете программу и пишете. На одном листе, без возможности сохранить в привычном формате и куда-то импортировать заметку. Нет лишнего “шума”, но и нет особой пользы без синхронизации.
  • Just Write - приложение из той же серии; только здесь страницы выстраиваются горизонтально (позволяет листать заметки, как книгу). При желании можно сфотографировать кусок написанного текста. В общем, для баловства сойдёт.
  • JotterPad . В отличие от предыдущих приложений это обладает расширенным функционалом: здесь легко создавать папки и настраивать стиль своих заметок (“эссе”, “проект”, “газета”, “повесть”). Чистый дизайн и красивое оформление. Для полного счастья есть возможность сохранять документы в формате TXT и мгновенно отправлять их в Dropbox. Расширенная версия позволяет использовать универсальную разметку Markdown и приятные медиаэффекты.

Впрочем, свет клином не сошёлся на мобильных приложениях. Если вы не хотите засорять свой телефон лишними аппами, онлайн-редактор Zenpen и гугловский облачный сервис Writer вам в помощь (он замечательно работает и в любом другом браузере). Пользуясь Writer, вы просто создаёте свой аккаунт и даёте волю своему воображению. В этом случает нет нужды синхронизировать данные с облачными хранилищами: всё надёжно покоится на вашей персональной странице, которая доступна с любого устройства. Writer предельно лаконичен и интуитивно понятен, а Zenpen больше подходит для быстрых заметок — он открывается в браузере и не требует регистрации. Вы можете бесконечно писать в нем, но не стоит заносить туда слишком важны данные, так как при чистке кэша браузера Zenpen также автоматически очищается и становится чистым белым листом.

Что касается простейшего приложения Writer, несмотря на его кажущуюся неприглядность, в нём есть возможность настраивать фон, размер и цвет шрифта, а также выбирать громкость звучания винтажной клавиатуры. Ну, кто откажется от звука настоящей печатной машинки? В этом его прелесть. Искушённые определённо оценят. Кроме того, в случае необходимости, можно скачать документ в форматах TXT и PDF.

Писатели, ученые, студенты и наконец, простые офисные работники, рано или поздно, но сталкиваются с необходимостью создания больших текстовых работ. Писатели-то с учеными точно. Обычно на создание работы объемом в 200 и более страниц уходит как минимум дней десять, но часто сроки растягиваются на месяца, а порой и на года. Ведь такие большие и объемные работы требуют очень тщательной проработки деталей, подготовки материалов, проведения исследований.

Большие сроки работ неминуемо приводят к ситуации, когда сам пишущий человек начинает забывать то, о чём он уже написал. Проблема вполне типичная. Вспомнить до деталей труд, который был проделан месяцев пять назад дано далеко не каждому вундеркинду. А большие объемы текста еще серьёзнее усугубляют проблему, поскольку даже для того, чтобы освежить свою память может потребоваться уйма времени. Писатели начинают путаться в своих же собственных произведениях, силясь понять какая часть уже готова, а над которой нужно еще поработать. Человек просто теряется от объема материала. Отдельно хочется упомянуть о проблемах, связанных с перестройкой структуры работы. Большое количество текста, множество абзацев, заголовки, подзаголовки и прочие структурные нагромождения иногда приводят к весьма серьёзным повреждениям текста при ошибках их копирования или переноса.

Но кроме чисто ментальных проблем по обработке больших массивов информации, писатели могут сталкиваться и с настоящими экзотическими, но тем не менее имеющими место, ситуациями, когда недельная работа отправляется коту под хвост. Да, часто в подобных событиях замешаны именно котики. Домашние любимцы просто обожают спать в непосредственной близи от пишущего человека. Мохнатый и урчащий зверь, распластавшийся под настольной лампой, совершенно не понимает, что его неловкие движения рядом с клавиатурой могут привести не только к порче, но и к удалению важного текста. В равной степени портить жизнь писателю могут и другие люди: коллеги, дети и прочие. Подчас на волне озарения можно написать несколько десятков страниц, а затем с прискорбием обнаружить, что вся работа отправлена в утиль небрежно положенным журналом на клавиатуру.

Люди тесно знакомые с программированием знают, что программисты в массе своей работают так же с текстами. И объемы иных программ запросто могут быть изряднее чем большинство романов в трех томах. А коты и нерадивые коллеги водятся в среде программистов в тех же пропорциях, что и у ученых с писателями прозаиками. И само собой, напрашивается применение методов, используемых для разработки программного обеспечения для создания текстов, написания книг и научных статей. Ведь и там и там работают с текстовой информацией. Хочется иметь возможность структурного подхода к созданию текста, желательно иметь изоляцию текстов, статусы и, конечно же, версиализацию. Прямо хоть устанавливай Visual Studio и подключай её к SVN.

Обычная методика по созданию большого текста

Не знаю как другие, но я обычно к созданию крупного текста подхожу следующим образом. Изначально я планирую структуру верхнего уровня будущего произведения. Понимаю, как и о чем будет вестись повествование в тексте. Определяю крупные мазки, возможно, части или главы. Затем, провожу декомпозицию следующего уровня, создаю скелет создаваемого произведения, добавляю «косточек». Тут работа часто ведётся итеративно и нередко приходится возвращаться к отдельным частям «скелета», чтобы добавить еще немного информации. Если требуется, то проводятся соответствующие исследования, собирается информация, которая обычно сохраняется в электронной записной книжке или в виде файлов в каталоге на диске. Ну и наконец, «скелет» начинает обрастать «мясом». Каждый тезис, каждая мелкая «косточка» оборачиваются в волокна слов, предложений и абзацев. Все идет отлично, если весь текст пишется за один раз, и если его объем не превышает величину порядка 20 страниц.

Для планирования я обычно использую простой лист бумаги на котором в виде сетевой диаграммы или сетевой карты я отрисовываю всю структуру, провожу детализацию, рисую факты и все то, что стоит отразить в тексте. Иногда, информации настолько много, что пользоваться обычным листком бумаги становится уже неудобно. Приходиться или сильно мельчить, или слова начинают наезжать друг на друга. В таком случае я отдаю предпочтение использованию программных средств, ведь работа ведется на компьютере и было бы глупо не использовать его возможности. Очень часто я применяю средства для построения «карт памяти». Они позволяют очень быстро вводить иерархическую информацию, позволяют ей гибко манипулировать и выполнять практически все, что требуется для создания визуального плана. Но, производители программного обеспечения для создания карт памяти, упорно игнорируют необходимость в расширении их продуктов и отступления от парадигмы, заложенной в идеологии «карты памяти». Мне нужна возможность легко и быстро создавать сетевые карты, в которых может быть несколько корневых узлов на одной диаграмме, и могут присутствовать связи между отдельными элементами. И только в самых продвинутых инструментах, наподобие MindManager -а реализованы хоть какие-то зачатки подобных диаграмм, а они ох как нужны. Скептики могут заметить, что любую диаграмму можно нарисовать и в Visio , но практика показывает, что рисование подобных диаграмм в обычных офисных редакторах отнимает слишком много времени, да и неудобно.

Затем, созданная структура переносится в текстовой процессор, разумеется используется Word из Microsoft Office, переносится обычным переписыванием. И уже только затем на эту структуру начинает постепенно нарастать «мясо» текста. Так абзац за абзацем текстовой документ наполняется смыслом. Для этих целей как-никак лучше использовать именно текстовой процессор, поскольку он именно для таких целей и предназначен. Печатать удобно, есть встроенная проверка правильности написанного и непротиворечия правилам синтаксиса и пунктуации. Затруднения возникают только тогда, когда размер текста становится великим и информацией, хранящейся в нем, становится невозможно управлять при помощи средств самого текстового процессора. Даже лидер рынка Word не имеет каких-либо развитых средств, позволяющих успешно управлять документом и его содержимым, не говоря уже о такой полезной вещи, как наличие нескольких редакций одного и того же текста, а еще лучше только одной его части.

Специализированное программное обеспечение для создания текста большого объема

Таким образом, написание книги, диплома или крупной научной статьи, превращается для автора в настоящее мучение. С одной стороны, душа горит и просит выплеснуть на бумагу все знания, а с другой разум тоскливо понимает, что придется очень много и не совсем продуктивно трудиться, чтобы выполнить поставленную задачу. Однажды, блуждая по нескончаемым просторам Интернет, я наткнулся на очень интересный сайт с романтическим наименованием Literature and latte . Ничего необычного на сайт нет, за исключением того, что он создан для продвижения двух весьма любопытных программных продуктов.

Моему ликованию не было предела, когда я понял предназначение продуктов и разобрался в их функционале. Оба продукта уготовлены для облегчения труда по созданию больших текстов! Удивительно, но я случайно набрел на продукты, которые были специально сделаны для обеспечения всех нужд по написанию текстов. Писатели, ученые, студенты, сценаристы - трепещите от предвкушения! У вас теперь есть комплексное решение, которое позволяет снять большинство забот по созданию текстов, ваша задача - только творить! Давайте познакомимся с обоими продуктами немного ближе.

Scapple

Что такое Scapple? Может быть, это очередная программа для рисования диаграмм? Нет. Может быть продукт для составления карт памяти? Нет, это не он. Ну, так что же такое Scapple? Scapple это очень простой и легкий в использовании инструмент для визуальной записи идей. Внешне и по функционалу он очень напоминает рядовые утилиты для создания карт памяти, но это лишь внешнее сходство.

На самом деле Scapple позволяет не просто записывать идеи где-то на экране, но и с легкостью соединять их между собой, плодить потомков и предков идей, собирать их в кучки, выстраивать одну за другой, раскрашивать наконец. Другими словами, Scapple очень гибкий инструмент по созданию сетевых карт или диаграмм не наделенный никакими ограничениями идеологий или методологий построения. Все можно соединить, подвинуть, раскрасить именно так как требуется вам, а не как было придумано изобретателем карт памяти или аналогичных методик.

И в этой простоте кроется вся мощь инструмента для первичного сбора идей, для последующей формализации идей в структуры и грядущей обработки. Ведь на таком этапе очень важно превратить поток сознания в нечто более вещественное, да и обозревать сразу все структуру проще в визуальном представлении, а не в виде скучного списка.

Полученную карту можно сохранить как в формате самого Scapple, так и экспортировать её в универсальный формат для подобного рода диаграмм (а затем редактировать их в другом инструменте). Но, есть в программе еще одна функция, творящая магию. Все ваши идеи, легкими движениям рук и несколькими щелчками мышки могут быть переведены в другой инструмент для писателей - Scrivener. А о нем ниже.

Scrivener

Если Scapple инструмент для записи, а может быть, даже для генерации идей, их структурированию, то Scrivener это настоящая специализированная среда разработки текстов. Да, в Scrivener можно передать разработанную структуру из Scapple и она превратится в иерархию топиков (топик, это некий блок текста объединенный одной смысловой средой) на которые можно впоследствии нарастить весь необходимый текст, ни про что не забыв. Но, кроме Scapple Scrivener вполне может создать структуру из любой другой карты, сохраненной в формате OPML, например, вы можете набросать структуру своего произведения в Mind Manager, а затем все это передать в Scrivener.

Итак, Scrivener это специальный текстовой процессор, предназначенный исключительно для того, чтобы создавать сложные по структуре и большие по объему документы. И он действительно «заточен» именно под такую работу. Перечисление всех возможностей и достоинств программы можно смело начать с того, что в ней существует возможность изоляции структуры конкретного топика над которым в данный момент работает автор. На практике это выглядит так, что каждый отдельный топик предстает перед писателем в виде совершенно самостоятельной единицы, с которой можно работать отдельно, не отвлекаясь ни на какой другой текст. Такая изоляция позволяет более эффективно, с точки зрения концентрации внимания, превращать мысли и идеи в готовый набор символов. Такой подход чем-то напоминает известную и любимую многими среду разработки Visual Age for Java. Именно там был применен подобный подход на промышленной основе для программирования. Но нет, не спешите искать это чудо программистской мысли, Visual Age уже давно списали со счетов. Хотя и жаль.

В Scrivener, помимо изоляции текста по отдельным топикам возможна группировка топиков по папкам и корневое разделение их на черновик текста и на прочие категории, например, исследования. Подход весьма благоприятный поскольку позволяет в одном проекте хранить и сам разрабатываемый документ и всю необходимую справочную информацию по его подготовке. Которая, само собой, хранится в группе топиков Research. Такое разделение по-настоящему оценят научные сотрудники, которые месяцами работают над своими статьями и просто вынуждены хранить где-то материалы по исходным данным.

Кстати, топики очень легко перемещать местами в тексте. И никаких проблем самим текстом не возникает, ведь каждый топик это целая изолированная единица, которая существует сама по себе. В каждом топике, кстати, есть несколько дополнительных полей, которые позволяют не потеряться при написании топика. Во-первых, для каждого из топиков можно вводить краткое содержание или синопсис. Его же можно просматривать на особом виде просмотра - пробковой доске. Во-вторых, каждый из топиков можно снабдить комментарием, дабы оставить какие-то сведения для себя или других авторов, которые возможно, что будут работать с документом в дальнейшем. Разумеется, можно включить и метки, а также назначать статус (к исполнению, черновик, закончено и т. п.).

Вам такой подход ничего не напоминает? Вот именно! Работа над документом превращается в настоящий проект. Тут есть цели, например, по количеству слов или по общему объему. Можно просматривать различную статистику, конечно, она не такая разнообразная, как могла бы быть при использовании различных лингвистических инструментов анализа, но тем не менее статистика в приложении имеется. А если работать сразу с несколькими проектами, или же у вас образовалась уже целая коллекция проектов, то ими всеми можно легко пользоваться. Для этих целей в Scrivener есть специальный контейнер с результатами поиска и контейнер-коллекция, куда вообще можно помещать все интересующие писателя объекты. Налицо явная возможность повторного использования текста, хотя это может быть и существенным моветоном.

Но, вернемся к топикам с текстом. Помимо всего вышеперечисленного, каждый топик можно снабдить дополнительно еще и ссылками. Ссылки могут быть не только на топики внутри проекта, но и на внешние объекты и документы. Любая научная или публицистическая работа, так или иначе полагается на внешние источники, которые в большинстве случаев необходимо указывать дабы не заниматься плагиатом или поддерживать свою точку зрения. Но и это еще не все. При разработке структуры произведения, того самого скелета, все новые и незаполненные топики автоматически очищаются, а по мере их заполнения у них меняются пиктограммы, и автор никогда не окажется в ситуации, когда он забыл написать какой-то блок своей работы. Все видно визуально.

Упоминать о ключевых словах каждого топика или же о метаданных я не буду, все же это инструменты уже для птиц очень высокого полета, работающими с документами неимоверного размера или чрезвычайно сложной структуры. А вот версиализация может оказаться нужной даже студенту, работающему над дипломом. Однако, необходимо учитывать, что версиализация в Scrivener не автоматическая. Для того чтобы сделать копию топика необходимо в самом топике воспользоваться функцией Snap Shot. Таких копий состояния топика может быть несколько и всегда есть возможность просмотреть, а то и вернуться к одному из предыдущих вариантов.

"Пробковая доска" в Scrivener

Помимо богатого инструментария по работе с топиками и структурой хочется отметить и другие особенности Scrivener, а именно его интерфейс и рабочие столы. Для работы писателя в Scrivener предусмотрено целых три режима. Первый и основной - режим текстового редактора. В этом режиме происходит основное таинство - создание текста. Для писателя доступны базовые функции по работе с текстом начиная от изменения размера шрифта, типа шрифта, его цвета и тому подобных характеристик, и заканчивая возможностью изменения масштаба отображения текста. Последней возможностью особенно часто будут пользоваться писатели, работающие на мониторах с увеличенной плотностью пикселей на экране.

В дополнение к режиму редактирования текста топиков в приложении имеется режим, больше подходящий руководителю проекта, а не самому писателю. В режиме Outliner можно с высоты птичьего полета оценить законченность всей работы над проектом. В этом режиме отображаются топики и все их статусы. Ну и наконец, для любителей «старины» в приложении реализован режим «пробковой доски», на которой по традиции вывешиваются карточки топиков с кратким их содержанием. Что удобно, так это возможность ограничения отображения только определенными группами топиков. Использование пробковой доски помогает не только ясно видеть структуру и содержание вашей работы сразу на одном экране, но и позволяет манипулировать топиками, еще больше улучшая структуру.

Многие из нас знают, что иногда очень трудно сосредоточиться на работе с текстом. На рабочем столе компьютера постоянно что-то выскакивает и выпрыгивает, что неимоверно отвлекает. Чтобы избавиться от назойливых напоминаний и отвлечений в системе предусмотрен полноэкранный «театральный» режим. Решение просто восхитительное, тем более что оно позволяет не только сосредоточиться на вводе текста, но и держит под рукой все необходимые элементы управления. А затемнение фона и размер бумаги настраивается идеально под требования самого писателя. Решение поразительно удобное и красивое.

А вот настройка цветовой гаммы интерфейса выглядит как настоящий прорыв (или же просто сохраненная старая традиция). После выхода современных версий Microsoft Office от пользователей постоянно поступает много нареканий на невозможность выбора и настройки цветовой гаммы. Всегда доступно только белое полотно для ввода текста, да и оформления окон весьма не впечатляют. Чем руководствовались разработчики Word неизвестно, но невозможность настройки комфортного для глаз режима цветов текстового процессора попросту удручает. А вот в Scrivener все сделано для удобства писателя и любой элемент можно настроить по цвету и насыщенности. Хочешь писать черным по белому? Пиши. Хочешь писать белым по-чёрному? Нет проблем! Захотелось пурпурным по ярко-зелёному? Да пожалуйста! Удивительно, сколько мало нужно человеку для счастья, всего лишь, что бы можно было настроить цвет фона в текстовом редакторе и все, писатель счастлив.

Scrivener интересная и очень полезная программа для некоторых профессий. И не удивительно, что ей пользуются сценаристы, профессиональные писатели и прочие обязанные по долгу службы нажимать миллионы клавиш. И для таких вот профессионалов, в системе есть даже генератор имен. Правда, генерируются они по большей части для английского языка (не игнорируя, разумеется, правила сочетания), но возможности по генерации невероятно богаты.

Но, несмотря на все преимущества и удачные стороны Scrivener, в нем есть и определенные недостатки. Для пишущего на русском языке хотелось бы иметь хорошую встроенную систему по проверке правильности текста относительно всех многочисленных правил русского языка. Но, увы, проверка грамматики в Scrivener есть только на уровне словаря. Разумеется не только для русского, но и для других языков. Написать свой качественный spell-checker задача непростая, а лицензировать чужой - только увеличивать стоимость программы. Тем более что русский язык настолько богат и многогранен, что даже такая могучая корпорация как Microsoft так до конца и не смогла написать грамотную систему проверки русского языка для Office 2013.

В систему встроен, помимо всего прочего, еще и поиск определений слов. Для сложных текстов инструментарий как минимум полезный, конечно, можно самостоятельно проверить значение слова через браузер в Википедии, но делать это, не выходя из редактора намного удобнее. Досадно, но проверка определений для терминов доступна только для английского языка, что определяется наибольшим количеством пользователей как раз среди англоговорящих и англопишущих авторов.

Если хочется писать грамотно на русском языке, то необходимо учитывать множество нюансов, например, различия между тире, дефисом и минусом. Мы все привыкли работать в MS Word, где на такие мелочи не обращается никакого внимания, но постепенно, с увеличением знания, начинаешь замечать, что дефис и тире это две большие разницы! В Word при помощи хитрых комбинаций клавиш можно добиться ввода нужного и верного символа в текст, но не в Scrivener. Из всего многообразия специальных знаков доступно только преобразование двух минусов в тире. И на этом все. По этой причине, если хочется владеть всем многообразием русского языка (впрочем, и других тоже), то необходимо позаботиться о наличии внешнего ввода специальных символов.

И если подвести итоги, то пожалуй, Scrivener, а еще лучше Scrivener+Scapple, лучший набор программного обеспечения для создания крупных текстов, для написания научных статей или книг. Он почти идеальный, да и стоит совсем недорого, хотя и в валюте. Кстати, авторы дают свои программы на попробовать и их триальный период считается совсем не так, как у других. Программы подсчитывают только дни, в течение которых с программой действительно работали. Как по мне, то Scapple продукт уже почти идеальный, для него не хватает только некоторой доработки горячих клавиш, чтобы сделать ввод еще немного быстрее и удобнее. Хотелось бы увидеть и версию Scapple для планшетов, ведь идеи приходят внезапно и никогда не знаешь, когда и на чем их будешь записывать, тем более что пальцеориентированный интерфейс тут будет только кстати.

Для Scrivener очень хотелось бы увидеть возможность групповой работы над одним проектом. Идеально было бы организовать на основе онлайн-хранилищ таких как Google Drive или Microsoft OneDrive. Но тут необходим механизм гибкой блокировки топиков, чтобы была возможность, во-первых, одновременной работы над одним топиком (скорее всего, такой вариант будет возможен только в онлайн-варианте работы), а во-вторых, применение механизмов check-in/check-out для блокирования возможности внесения изменений в топики над которыми кто-то уже работает в эксклюзивном режиме. Ну и разумеется, наличие полностью онлайн-версии явно не повредило бы популярности программе. Но это всего лишь мечты, впрочем, и на текущем этапе развития программы настолько хороши, что поневоле задумываешься о полной миграции на них.

Альтернативы

Если говорить об альтернативных продуктах, то для одного только Scapple можно подобрать с десяток различных программ по рисованию диаграмм или же майнд-мэпперов. Но уникальность Scapple в том, что он соединяет возможности обычных офисных графических редакторов с функционалом «карт памяти».

А вот со Scrivener намного сложнее. Сейчас единственной доминантой для офисной работы с документами можно смело назвать пакет офисных программ от Microsoft. Увы, никаких других пакетов хотя бы отдаленно подобравшихся к Microsoft Office нет. А все Star Office или Open Office конечно хороши, но не настолько, чтобы стать заменой даже Microsoft Office, если речь идет о более-менее серьёзной работе.

А можно ли сам Word использовать в том же самом формате, что и Scrivener? Ну отчасти да, можно. Но только отчасти. Основой Scrivener можно смело считать изоляцию топиков, т. е. частей текста, от всего остального текста. Затем этими топиками можно манипулировать, переносить их из одной части текста в другой, а работать только с одним конкретным топиком либо с группой или же со всем текстом сразу.

В Microsoft Word из поставки Office 2013 можно создавать книги, научные статьи или же дипломы по высшему образованию. В нем также можно создавать структуру текста через определение заголовков с уровнями от 1 и до 9. Можно даже настроить стили заголовков так, что они не будут отличаться от всего остального текста, но сам заголовок тем не менее обязательно должен отделяться от остального текста иначе он просто не попадет в структуру как отдельная сущность.

В структуре блоки текста, принадлежащие заголовку, т. е. начинающиеся с заголовка, включая его самого и до следующего заголовка, конца текста или конца блока, можно перемещать в рамках всей структуры документа. Да, понять как это работает непросто, но такая возможность в Word реализована. Достаточно только вызвать панель навигации и определить заголовки в тексте.

Но, а как обстоят дела с изоляцией? С изоляцией в Word, как оказалось, тоже можно работать. Правда, не так удобно и не так красиво, как в Scrivener, но все же такая возможность присутствует. Если переключиться в режим структуры документа, то появляется возможность сворачивать блоки текста принадлежащие заголовку. Но, собственно на этом и все. Никакого вам обзора структуры с карточками, никакого генератора имен, ни театрального полноэкранного режима.

И именно по этой причине, мне все больше и больше нравится использовать и Scapple, и Scrivener при работе над большими документами. Чего и вам желаю. Получить триальные версии программ можно на сайте Literature&Latte . И стоит как минимум с ними стоит ознакомиться.

Update1: Справедливости ради хочется заметить, что на рынке существует определеное количество других программных продуктов ориентированных на создание больших текстов. Однако, по коллективному мнению пользователей Scrivener является безусловным лидером, плюс очень недорогим решением. Кроме того, благодаря наличию файловой блокировки, когда кто-то работает с конкретным проектом, теоретически можно работать с распределенной командой или сразу с несколькими компьютерами. Работать можно с сетевым диском в одной сети или использовать синхронизацию. Синхронизацию можно проводить либо через облачные сервисы типа OneDrive, когда возможно синхронизировать файлы между своими компьютерами, либо же через DropBox или Облако Mail.Ru, когда обоюдную синхронизацию можно осуществлять со сторонними пользователями. Однако, надежность такой блокировки невысока.

Update2: При активной работе со Scrivener выяснилась некоторая особенность программы. Scrivener игнорирует русскую типографику. И если вы готовите свой текст для последующей печати, то придется попотеть над заменой симоволов и соответствующим форматированием текста.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: