Скачать игру Vector (Вектор) на компьютер на русском языке. Источники и библиография. Периферия и особенности конструкции

3 МГц
ОЗУ: 64 Кб
ПЗУ: 512 байт (загрузчик с магнитофона)
Разъемы: Системная шина, универсальный параллельный КР580ВВ55А , магнитофон, RGB видео, блок питания
Видео: 256x256 16 цветов, 512x256 4 цвета. Палитра из 256 цветов. Подключается к телевизору.
Звук: КР580ВИ53 (3-х канальный генератор)
Выпущен: 1987 год

О компьютере

Вектор-06Ц был разработан в середине 80-х годов советскими инженерами из Кишинёва Д. Темиразовым и А. Соколовым. Производился множеством заводов, но впервые выпущен на кишинёвском ПО «Счётмаш». На 33-й Всесоюзной радиовыставке в 1987 году Вектор-06Ц получил первую премию. В 1988 году «Вектор» получил серебряную медаль ВДНХ СССР, а в 1989 году занял первое место среди 8-разрядных ПЭВМ (второе общее) на конкурсе ГКВТИ СССР.

Сразу после включения компьютер может только загрузить программу с магнитофона, причем стандартного автозапуска программ не предусмотрено. Для запуска программы необходимо нажать СБР+БЛК (однако есть "недокументированный" механизм автозапуска с загрузкой в экранную память). В более поздних версиях компьютера применены более универсальные загрузчики, способные загружаться с внешнего ПЗУ или дисковода (внешнего контроллера дисководов).

От других советских компьютеров отличается крутым видеорежимом 256x256, 16 цветов или 512x256, 4 цвета из палитры в 256 цветов. Эти видеорежимы используют 32 Кб ОЗУ под видеопамять. Поддерживается аппаратный вертикальный скроллинг. Поддерживаются также режимы 256x256 2,4,8 цветов. Они соответственно используют 8,16,24 Кб ОЗУ.

Используется процессор КР580ВМ80А работающий на повышенной частоте 3 МГц. Однако процессор тормозится видеоконтроллером примерно на 20-25% (эффективная тактовая частота примерно 2,3-2,4 МГц).

Крутые видеорежимы позволяют компьютеру показывать статичную графику, сравнимую с IBM PC , Atari ST, MSX2 и т.д. Удобно работать с текстом. В разрешении 512x256 можно разместить 64x25 или 80x25 символов (можно и 85х32 при матрице 6х8 точек). Это выделяет компьютер среди массы других отечественных и иностранных 8-битных ПК.

Однако использование продвинутого 16-цветного режима в играх ограничивалось как размером ОЗУ (общее ОЗУ достаточно приличное – 64 Кбайта, но в 16-цветном режиме для программы оставалось лишь 32 Кбайта памяти), так и скоростью простого 8-битного процессора (её, например, не хватало для быстрого горизонтального скроллинга многоцветного фона). Тем не менее, для динамичных игр с постоянной перерисовкой экрана на "Векторе" массово использовались специфические для этого ПК приёмы: аппаратное наложение планов и аппаратный вертикальный скроллинг, а также возможность сдвига лишь одной экранной плоскости (экран «Вектора» разбит на 4 битовых плана) и т.п.

Разными производителями использовались два вида клавиатур: либо так называемая ёмкостная клавиатура (обычно с низкой надёжностью) либо значительно более качественная герконовая клавиатура . Звук формируется 3-х канальным генератором КР580ВИ53 , есть встроенный динамик. Внешний импульсный блок питания.

В 1991 году «Счётмаш» выпустил доработанную, но полностью совместимую модель Вектор-06Ц.02 , в которой, например, добавлены два разъёма для джойстиков.

Доработки

Радиолюбители подключили к компьютеру Вектор:

  • Расширенное ПЗУ с множеством сервисных функций, отладчиком и загрузчиком с дисковода или внешнего ПЗУ.
  • Процессор Z80 . В этом варианте компьютер позволяет запускать игры для ZX Spectrum , но без цвета.
  • Контроллер дисководов
  • Операционную систему CP/M
  • Внешнее ПЗУ или ОЗУ в качестве электронного диска (разработчики ПК изначально предусмотрели для него стандартный "квазидиск" - дополнительное ОЗУ на 256 Кбайт). Некоторые игры использовали его как дополнительную память.
  • Звуковой генератор AY-3-8910
  • Порт джойстика

Фото









Владимир Трушкин

Наконец, мы подошли к главной жемчужине советской домашней вычислительной техники, главному бриллианту - «Вектору-06Ц» . Этот компьютер резко выделялся среди отечественных домашних и не только домашних ПК выдающимися графическими и звуковыми способностями, причём в плане графики он превосходил и большинство зарубежных бытовых ПК. При этом разработан «Вектор» раньше многих других, даже более простых, моделей - примерно в 1985–1986-м годах, а серийное производство было налажено в 1987–88-м годах. Правда, более-менее массовое его изготовление началось лишь в 1989 году.

Рис. 148. ПК «Вектор-06Ц» с характерным узким блоком питания (импульсным)


Рис. 149. «Вектор-06Ц» без верхней крышки: в конструкции клавиатуры используется довольно сложная схема из 14 микросхем (включая 8 таймеров КР1006ВИ1) и множества других деталей для аппаратного подавления дребезга контактов

Создателями этого ПК были советские электронщики Донат Темиразов и Александр Соколов, работавшие на кишинёвском заводе «Счётмаш». Они задались целью разработать достаточно простой и недорогой компьютер, на самой обычной советской элементной базе, но с максимальными графическими и звуковыми возможностями. И надо сказать, их детище заметно опередило привычный в те годы уровень, в том числе и зарубежный. Например, в 1985–86-м годах самым популярным цветным видеоадаптером (а были ещё и разные монохромные!) среди IBM-совместимых ПК был уже упоминавшийся CGA - цветной графический адаптер, имевший 16 Кбайт видеопамяти и способный в графическом режиме среднего разрешения (320×200 точек) отображать одну из трёх палитр с одновременным выводом на экран четырех цветов, а всего палитра CGA насчитывала 16 разных цветов. В текстовом режиме он мог отображать одновременно все 16 цветов. В советских ПК того времени пределом были также 16 цветов - столько мог отображать знаменитый компьютер «Агат», причём в графическом режиме (правда, в низком разрешении). Единственный в то время серийный отечественный бытовой ПК БК-0010 имел лишь четыре жёстко заданных цвета безо всяких палитр. Разработчики «Вектора» пошли намного дальше - их компьютер мог отображать до 256 цветов, из которых одновременно - любые 16 при разрешении 256×256 точек (или 4 при разрешении 512×256).


Рис. 150. Специальная программа, многократно перепрограммирующая палитру «Вектора» в каждом телевизионном кадре (50 раз в секунду), показывает на экране одновременно все 256 цветов, которые способен воспроизводить «Вектор-06Ц»

Графика «по плоскостям»

При желании можно одновременно выводить на экран и гораздо больше 16 цветов, но только для статичных картинок. Однако, надо отметить, больше 16 программируемых цветов, одновременно отображаемых на экране, практически и не было нужно - такой палитры вполне хватало для создания сложной, многоцветной и красивой графики. Мало того, видеопамять «Вектора» была разбита на 4 плоскости, каждая из которых отвечала за свой бит в 4-битном номере цвета, установленного для каждой точки экрана. Такая организация экрана в сочетании с программируемой палитрой давала несколько важнейших преимуществ: во-первых, можно было выбрать нужное количество одновременно отображаемых цветов и размер видеопамяти - при двух цветах и среднем разрешении (256х256) видеопамять занимала всего 8 Кбайт, а память пользователя была максимальной - 56 Кбайт; четыре цвета (или два в разрешении 512х256) требовали уже 16 Кбайт видеопамяти, 8 цветов - 24 Кбайт и, наконец, 16 цветов задействовали 32 Кбайт - половину от общего объёма ОЗУ. Во-вторых, благодаря программируемой палитре, у «Вектора» была возможность, активно используемая в играх, аппаратного наложения до 4-х независимых плоскостей друг на друга, то есть, например, такого наложения движущихся объектов на сложный фон, когда вокруг этих объектов (спрайтов) нет никаких чёрных или цветных квадратиков и при этом достаточно выводить спрайты самым простейшим копированием соответствующих картинок в видеопамять без всяких сложных и долгих манипуляций типа копирования фона под спрайтом в буфер, затем очистки фона по специальной теневой маске, затем наложения спрайта логическими операциями на фон, восстановления фона из буфера и т. д., как это приходилось делать на таких ПК, как ZX Spectrum, БК-0010, ПК-01 «Львов», Amstrad CPC, Apple II, IBM-совместимых с CGA и других, не имеющих подобной организации видеопамяти. В-третьих, плоскостная организация позволяла резко ускорить вывод графики не только за счет аппаратного наложения планов, но и за счёт сокращения объёма обрабатываемой информации - скажем, для программного скроллинга частей экрана обычно использовалась лишь одна плоскость с одноцветным фоном (а на том же БК-0010, например, приходилось в любом случае сдвигать 4-цветный фон, занимавший вдвое больший объём), большинство спрайтов также были одноцветными или трёхцветными и выводились лишь в одну или две плоскости, что требовало минимальных затрат времени и памяти.

Звук «Вектора»

Звук «Вектора» тоже не остался без внимания его разработчиков: они не стали упрощать звукогенератор до предела, как это было сделано в БК-0010, «Радио-86РК», «Агате», «Львове», Apple II, ZX Spectrum и многих других ПК, а использовали для воспроизведения звука широко распространённую микросхему универсального программируемого таймера - КР580ВИ53. Конечно, она не могла сравниться по музыкальным функциям со специализированными микросхемами звуковых синтезаторов - таких, которые применялись во многих иностранных игровых компьютерах и приставках: Commodore 64, Atari, MSX, Amstrad CPC и других. Но главную функцию - воспроизведение нормального 3-канального звука без загрузки процессора - она выполняла прекрасно. По сравнению с очень многими уже упомянутыми популярными ПК тех лет, имеющими чисто программный генератор, сильно загружающий процессор компьютера, звукосинтезатор «Вектора» был немалым достижением. Кстати, программный звукогенератор у «Вектора» тоже есть, он используется для вывода данных на магнитофон, а также удобен для программного воспроизведения шумовых эффектов и синтеза речи. То есть фактически мы имеем 4-канальный звукогенератор. Несмотря на теоретическую простоту - монофоническое звучание с только одной (прямоугольной) волновой формой, реальное качество музыки на «Векторе» очень приличное и зачастую не так-то просто отличить, скажем, музыку в играх на «Векторе» от музыки в аналогичных играх на компьютерах MSX (имеющих классический «программируемый генератор звука» типа AY-3-8912). Кроме того, применение универсального программируемого таймера в качестве звукогенератора дало и полезный неожиданный эффект - в одном из режимов работы микросхемы ВИ53, а именно как программируемого одновибратора, то есть генератора импульсов заданной длительности, «Вектор» мог воспроизводить любой оцифрованный звук довольно высокого качества, соответствующего звучанию 6–7-разрядного ЦАП (в зависимости от частоты дискретизации) - это могли быть заранее записанные слова или фразы, звуковые эффекты, синтезированная музыка с произвольным выбором инструментов и т.д. И такое качество вывода оцифрованного звука было достаточно уникальным - только считанные единицы из зарубежных недорогих ПК могли сравниться в этом с «Вектором». Правда, на практике подобные возможности почти не использовались, поскольку были освоены программистами лишь в самые последние годы широкого применения этого ПК.

Надо заметить, примерно аналогичные звуковые способности, в том числе и в плане вывода оцифрованного звука, имели и такие ПК, как IBM PC без специальной звуковой платы, а также советский учебный ПК «Корвет», но в них использовался лишь один канал программируемого таймера, т.е. звук был гораздо более простым - одноголосным. А вообще, из всех чисто советских домашних ПК более сложный звукогенератор имела лишь одна модель - описанная ранее ПК8002 (3 канала на ВИ53 с общей 32-уровневой регулировкой громкости на основе микросхемы ЦАП), но она, к сожалению, серийно практически не выпускалась - были сделаны лишь мелкосерийные партии в начале 1990-х годов. Кстати, этот же ПК8002 был единственным советским бытовым ПК, несколько превосходящим «Вектор» и в области игровой графики. Если же рассматривать не только домашние, а все советские ПК, то ещё более продвинутый звукогенератор был у «Союз-Неона ПК-11/16» - тоже на основе микросхем КР580ВИ53, но не одной, а двух: первая генерировала необходимую звуковую частоту, а вторая позволяла регулировать громкость раздельно для каждого из 3-х каналов.

ОЗУ и ПЗУ

Еще одним достоинством «Вектора-06Ц» была довольно большая и простая по организации оперативная память - 64 Кбайт, причём, как уже упоминалось, из них память для программ и данных пользователя могла составлять от 32 до 56 Кбайт, в зависимости от требуемого разрешения экрана и количества цветов. При этом никаких переключаемых страниц или других сложностей: вся память, включая и видеопамять, в любой момент непосредственно доступна процессору. С другой стороны, постоянная память у «Вектора» была совсем небольшой - в первых вариантах всего 0,5 Кбайт, в которых помещался только загрузчик программ с магнитофона. В более поздних модификациях ПЗУ увеличено до 2 Кбайт, и загрузка могла производиться не только с магнитофона, но и из внешнего ПЗУ, с дисковода или квазидиска. Кстати о квазидиске - это специальное расширение ОЗУ объёмом 256 Кбайт, позволявшее использовать дисковую операционную систему без дисковода путём загрузкой компонентов с кассеты на квазидиск либо использовать квазидиск как дополнительный быстрый электронный диск при работе с дискетами. Квазидиск также задействовался некоторыми программами - играми, демками, операционными системами - как обычное расширение ОЗУ.


Рис. 151. В конструкции «Вектора» используются только современные симпатичные разъемы, впаянные непосредственно в «системную плату»: два трёхрядных синих разъема - это 24-разрядный параллельный порт (поменьше) и системная магистраль (длинный)

Интерпретатор Бейсика в ПЗУ отсутствовал - он загружался с кассеты или дискеты, либо из картриджа ПЗУ, как и любая другая программа. Конечно, для тех, кому часто требовался Бейсик, это было не очень-то удобно, но большинством пользователей «Вектора» Бейсик всё же использовался редко, поэтому упрощение и удешевление конструкции за счёт сокращения объёма ПЗУ выглядело вполне оправданным. Кстати, «Вектор» стоил всего 750 рублей - это совсем недорого, учитывая превосходство ПК над большинством других советских и зарубежных моделей. Например, БК-0010-01 стоил всего на 100 рублей дешевле, хотя имел в 2 раза меньший объём ОЗУ, всего 4 постоянных цвета на экране и простейший программный звукосинтезатор; самые простые ПК типа «Микроши» и «Кристы», вообще не имеющие ни графики, ни цвета, стоили подешевле, но не намного - порядка 500–550 руб.

Ещё несколько слов об оперативной памяти: сейчас вообще трудно понять, как можно было обходится такими объёмами ОЗУ как 64 Кбайт - это же в 65536 раз меньше, чем типичный объем памяти современных ПК (4 Гбайт), но, как ни странно, тех объёмов вполне хватало для размещения довольно сложных программ - таких, как трансляторы языков высокого уровня, текстовые и графические редакторы, системы управления базами данных, системы автоматизированного проектирования и т.д. Для игр 64 Кбайт тоже хватало вполне - и не только для простых аркад, но даже для достаточно сложных стратегий и квестов. Опять же многие игры не ограничивались размером ОЗУ - они могли подгружать уровни с магнитофона или дисковода, причём в последнем случае загрузка данных занимала считанные секунды. А что касается «Вектора», то объём его ОЗУ был больше, чем, например, у классического ZX Spectrum (48 Кбайт) или самого массового из отечественных домашних ПК - БК-0010 (32 Кбайт). Причём, если сравнивать с БК-0010, то двукратное преимущество «Вектора» по общему объёму ОЗУ превращается уже в трёхкратное преимущество по объёму пользовательской памяти (48 Кбайт против 16) при условии использования одинакового разрешения и количества цветов. Т.е. длина программ на «Векторе» могла быть примерно в 3 раза больше, чем на БК. И если это переводить на игры, то можно отметить, что, к примеру, объем графики в игре на «Векторе» мог быть раза в 4 больше, чем на БК. К сожалению, на практике игровые возможности «Вектора» обычно использовались далеко не в полной мере, и в среднем качество игр на «Векторе» не выше, чем на БК.

Периферия и особенности конструкции


Рис. 152. «Вектор-06Ц.02»: схема подключения разных устройств к ПК (контроллер дисковода и электронный диск (квазидиск) подключаются к разъёму системной шины; принтер и модуль ПЗУ - к разъему параллельного порта «ПУ»

Другие параметры «Вектора» также были на достаточно высоком уровне: клавиатура вполне удобная и оптимальная - 70-клавишная, с клавишами управления курсором и пятью функциональными кнопками; дизайн компьютера очень симпатичный и современный; компьютер оснащён параллельным портом для подключения принтера, джойстиков, картриджей с программами и других внешних устройств, а также разъёмом системной шины, позволявшим подключать контроллер дисковода, квазидиск (т.е. плату расширения ОЗУ) и другое оборудование; естественно, есть также выходы на магнитофон и телевизор. Правда, никакого кодера или модулятора, позволявших подключать любой телевизор через антенный вход или композитный видеовход у «Вектора» не было - цветное подключение возможно только через RGB-вход, однако ничего необычного в этом нет - такая же ситуация характерна и для большинства других советских ПК, и ничего, все желающие оснащали свои телевизоры RGB-входами, если их не было изначально. Цветными кодерами и модуляторами были оснащены только несколько моделей наших «Спектрум»-совместимых ПК, их можно было подключать к любому телевизору без всяких его переделок, но изображение на экране в стандарте СЕКАМ получалось довольно блёклым и нечётким. А подключение через RGB-вход давало максимально возможное качество картинки с насыщенными цветами и высокой чёткостью.


Рис. 153. Плата «Вектора-06Ц»: в конструкции практически нет никаких редких и дефицитных микросхем - например, из комплекта К580 используются только самые ходовые БИС: сам процессор КР580ВМ80А, параллельный порт КР580ВВ55А и программируемый таймер (звукогенератор) КР580ВИ53


Рис. 154. Схема «Вектора-06Ц.02» несколько изменена относительно «Вектора-06Ц»: главное отличие - добавлены два разъема для джойстиков и соответствующие компоненты в схеме (у классического «Вектора» джойстики обычно подключались к разъему параллельного порта «ПУ»)

Большим достоинством «Вектора» было отсутствие в конструкции каких-либо нестандартных, дорогих и дефицитных компонентов. Хотя по числу микросхем - в нём их было порядка 80–100 штук (разное в разных модификациях) - он был одним из сложных бытовых ПК, среди этих микросхем не было никакого большого «дефицита». Такое впечатление, что разработчики «Вектора» специально мастерски обошли все острые углы нашей электронной промышленности. Самыми дефицитными тогда были микросхемы динамического ОЗУ большой ёмкости (от 8 Кбайт), ПЗУ большой ёмкости (также от 8 Кбайт), контроллеры дисководов, дисплея и т.д. И в «Векторе» ничего этого как раз и нет: в качестве ОЗУ используются самые ходовые и простые 2-килобайтные микросхемы К565РУ6, ПЗУ самого минимального размера (всего лишь 0,5 или 2 Кбайт), никаких специализированных контроллеров дисковода, дисплея, памяти, клавиатуры и т. д. вообще нет. Так что действительно, в конструкции этого ПК были задействованы, можно сказать, только самые простые, дешёвые и надёжные советские микросхемы.

В том числе Астрахани, Волжском, Кирове и Минске. В 1988 году «Вектор» получил серебряную медаль ВДНХ СССР, а в 1989 году занял первое место среди 8-разрядных ПЭВМ (второе общее) на конкурсе ГКВТИ СССР . В 1989 году компьютер продавался по цене в 750 руб .

В 1991 году «Счётмаш» выпустил модель «Вектор-06Ц.02» с несколько изменённой схемой, но полностью совместимой с прежней моделью и с такими же возможностями.

Широкие возможности «Вектора-06Ц» позволяли ему конкурировать с любыми другими ПК советской разработки [ ] , а также Спектрум-совместимыми ПК. Однако с массовым распространением в середине 1990-х годов в странах бывшего СССР гораздо более мощных IBM-совместимых компьютеров «Вектор» вместе с другими 8-разрядными ЭВМ был постепенно вытеснен из обихода.

Основные технические характеристики

Видеосистема

Возможные видеорежимы «Вектора-06ц» :

  • 256×256 пикселей при 2, 4, 8, 16 одновременно отображаемых цветах из общей палитры 256 цветов;
  • 512×256 пикселей с палитрой 2 или 4 цвета из 256;
  • 1024×256 пикселей с палитрой 2 цвета из 256.

Видеопамять организована в виде четырёх 8-килобайтных страниц, или битовых плоскостей, которые можно включать и отключать программированием палитры. Отключённые плоскости могут быть задействованы как обычная память для программ и данных. Изменяя число задействованных плоскостей видеопамяти можно получать видеорежимы с разной глубиной цвета. Так, четыре включённых плоскости дают глубину 4 бита на пиксель, то есть 16 одновременно отображаемых цветов. Две одновременно работающих плоскости дают 2 бита на пиксель, или 4 цвета. Одна плоскость даёт монохромное изображение.

Во всех графических режимах поддерживается установка цвета бордюра в любой из 256 цветов общей палитры. Аппаратно реализована плавная вертикальная прокрутка. Нестандартным программированием видеосистемы можно было получать различные «спецэффекты», в частности превышение ограничения в 16 одновременно отображаемых цветов.

Аппаратная реализация текстовых режимов отсутствует, вывод текста осуществляется программно в графическом режиме.

В качестве устройства отображения использовался обычный телевизор с выведенным видеовходом, либо монитор с телевизионными параметрами развертки.

Звук

Встроенная звуковая подсистема выводила звук на одиночный встроенный мини-динамик и линейный вход магнитофона. Звуковой генератор на базе программируемого таймера КР580ВИ53 позволял синтезировать монофонические мелодии с трёхканальной полифонией . При этом звук заданной частоты воспроизводился практически без участия центрального процессора, что позволяло выводить музыку и звук параллельно с другими действиями, требующими существенной загрузки процессора. Правда, звук всегда имел только прямоугольную волновую форму, и не было возможности программной регулировки громкости. Однако в другом режиме работы таймера КР580ВИ53 (как генератора импульсов заданной длительности) он мог программно воспроизводить достаточно качественный оцифрованный звук, примерно соответствующий 7-битному ЦАП, с частотой дискретизации около 7-8 КГц (частоту дискретизации можно было увеличить в несколько раз с пропорциональным снижением количества уровней сигнала, то есть «разрядности ЦАП»).

В начале 1990-х сторонними разработчиками были созданы варианты подключения внешнего более сложного трёхголосного (плюс генератор шума) аудиоконтроллера General Instruments AY-3-8910 , подключаемые либо к системному разъёму ВУ, либо к разъёму принтера ПУ.

Возможности расширения

Два разъёма расширения, расположенные на задней стенке компьютера, позволяли подключать различные периферийные устройства. В заводской поставке никаких дополнительных устройств для подключения в эти разъёмы не предлагалось, но их можно было приобрести отдельно.

Хранение данных

В базовой комплектации «Вектор» не имел никаких дополнительных устройств хранения данных, и в качестве загрузчика системы и внешнего носителя было необходимо использовать бытовой кассетный магнитофон . Магнитофон подключался к соответствующему разъему ПК, а программы записывались на обычные аудиокассеты. На 60-минутную кассету могло поместиться до 512 КБ данных.

Стандартный формат записи на кассету отличался тем, что данные разбивались на короткие блоки по 256 байт, каждый из которых был снабжён собственным заголовком. В каждом заголовке содержалось достаточно информации для того, чтобы загрузчик мог читать блоки в произвольном порядке. Это позволяло повторно загрузить сбойные блоки, не повторяя считывание файла целиком. Кроме того, процесс загрузки блоков наглядно отображался на экране в виде характерной «матрицы» из столбиков, заполнявшихся по мере считывания блока данных. Схожее разбиение на короткие блоки применялось в формате записи компьютеров Atari 400/800 , однако заголовки блоков не содержали данных о файле.

Помимо стандартного формата записи на кассету, для «Вектора» было создано несколько усовершенствованных вариантов блоковой записи данных, позволявших ещё больше увеличить надёжность хранения информации и ускорить процесс загрузки программ в несколько раз.

Схема «Вектора» изначально предусматривала подключение внешнего модуля расширения памяти объёмом 64 или 256 Кбайт, который назывался «квазидиском», потому что предназначался для использования в качестве дискового накопителя. Специально адаптированная версия МикроДОС позволяла работать с квазидиском как с дискетой. Начальная загрузка квазидиска производилась с кассетного магнитофона или с дисковода. Существовали сторонние разработки с объёмом памяти до 2 МБ . Некоторые программы требовали наличия квазидиска и использовали его в качестве дополнительного ОЗУ.

В «Векторе» предусматривалось использование 5,25″ или 3,5″ дисковода через внешнюю схему контроллера НГМД. Сторонними разработчиками было создано несколько несовместимых между собой схем контроллеров и адаптированы операционные системы CP/M и МикроДОС . Ёмкость дискет составляла 640 или 800 КБ.

Кроме того, был разработан ROM-диск объёмом 65 КБ или больше, на котором обычно размещались часто используемые программы, например: Бейсик, монитор-отладчик, текстовый редактор. Была создана схема подключения жёсткого диска с возможностью разбиения диска на логические области и операционная система с поддержкой НЖМД.

Для обеспечения поддержки всех подключаемых устройств было создано несколько версий встроенного загрузчика.

Модификации и производные ПК

Промышленностью выпускалось несколько схожих с «Вектором-06ц» домашних компьютеров. Модификации базовой модели «Вектора-06ц»: Вектор-06Ц.02 , Вектор Старт-1200 , Криста-2 , ПК-6128Ц . Также была независимая частная разработка, которая называлась Вектор Турбо+ .

Вектор Старт-1200

«Вектор Старт-1200» продавался в виде конструктора. В ПЗУ был записан начальный загрузчик и монитор. Видеосистема «Старта-1200» позволяла выбрать одну из 32 возможных палитр цветов, произвольное программирование палитры не поддерживалось.

Криста-2

Компьютер «Криста-2» был создан по мотивам «Вектора-06ц» и сохранил частичную совместимость. Тактовая частота «Кристы» была 2,5 МГц, неизменяемая палитра цветов зашита в ПЗУ, отличается реализация видеорежима высокого разрешения 512×256, добавлен видеорежим 1024×256.

ПК-6128Ц

Программное обеспечение

Сообщество пользователей

«Вектор» держался в тени более распространённых в СССР ПК БК-0010 и аналогов ZX-Spectrum , но имел значительное число приверженцев. Энтузиастами было написано большое количество оригинальных игровых и системных программ. Было создано много оригинальных аппаратных разработок и адаптированы некоторые решения, созданные для других платформ. Несколько фирм специализировались в поддержке Вектора и разработке программ для него: кишиневский центр «Компьютер», московская фирма «Коман» и др. Самиздатовским способом издавались газеты с аппаратными схемами и описаниями программ: «Коман-Инфо» (фирма «Коман») и «Vector-User» (центр «Компьютер», затем В. Фиронов) . Ряд статей по схемотехнике «Вектора» и аппаратным решениям для него публиковался в журналах «Радиолюбитель» в период с 1992 по 1997 год и «ПК для всех» в 1994 году. Существовали и чисто электронные издания: «Invector», «Владимир Вектор» и др. В Санкт-Петербурге в 1998 и 1999 годах энтузиастами проводился конкурс «DemosFan», где демонстрировались игры и демо-программы для «Вектора» .

Примечания

  1. Журнал «Радио» № 10, 1987, стр.2
  2. “1-я страница обложки”. Радио . 10/1987. ISSN 0033-765X . справка)
  3. “Итоги конкурса на создание бытовых ПЭВМ”. Вычислительная техника и её применение . 8/1990. Неизвестный параметр |quotes= (справка)
  4. Рынок ЭВМ: Минрадиопром // Информатика и образование. - 1989. - № 6 .
  5. Техническая информация по ПК «Вектор» (неопр.) . Проверено 17 июня 2007.

Потрясающая аркада Vector, безусловно станет любимой игрушкой любителей пожалуй самого экстремального вида спорта - паркура. Ранее это приложение было доступно только для гаджетов, работающих на операционной системе Андроид. Однако отныне эту игру можно скачать на компьютер на нашем сайте. Вам придётся освоить самые немыслимые трюки и прыжки. Проникнитесь всей сложности выполнения этих заданий и насладитесь адреналиновым драйвом данного вида спорта.

Отличительные особенности игры

Игра Вектор станет для вас лучшим способом проведения досуга. Вы станете настоящим профи в таком виде спорта, как паркур. И возможно эта игра подвигнет вас попробовать свои силы в этом деле.

Действия аркады происходит на территории страны, где свирепствует тоталитарный режим. Геймер является заложником этой системы, но вместе с друзьями по несчастью планирует сбежать от всевидящего ока «Большого брата». Однако это отнюдь не простая задача, ведь верные псы режима будут преследовать, стараясь вернуть обратно в своё сообщество.

Соревнования по паркуру происходят исключительно на улице, поэтому в данной игре для компьютера вам встретятся многочисленные кирпичные здания, чердаки домов, ограды, высокие стены и другие препятствия, сопутствующие «кипящему» мегаполису. Это очень увлекательно, ведь вы постоянно находитесь в движении. При этом динамика их просто зашкаливает!

Здесь вы познакомитесь со всеми видами трюков. Но следует быть очень внимательными. Ведь нужно разбираться, когда можно применить тот или иной трюк. Ведь одна ошибка может стоить вам жизни, ну или по крайней мере серьёзного увечья.

Играть в эту аркаду можно на множестве различных трасс. За их прохождение вам будут начисляться звёзды. Только самые мастеровитые игроки смогут стать обладателями наибольшего количества звёзд - трёх. Оценивается игра по показателю трудности трюков, их количеству и расстоянию преодолеваемой трассы.

Заключение

Интересная игрушка Вектор для компьютера характеризуется своей динамичностью, в частности трюками с невероятно лёгким управлением. Этим качеством может похвастаться мало какая другая игра, поэтому данный продукт и считается уникальным. Вот лишь некоторые «плюшки» ради которых многих геймеры отдают предпочтения этой игре:

  1. Уникальный геймплей и графика;
  2. Лёгкость и простота управления;
  3. Поддержка русского языка.

Это игра-раннер, которая насыщена трюками разнообразной степени сложности. А чтобы скачать без регистрации экстремальную игру на свой ПК, которая отлично подходит для: Windows XP, Windows 7, Windows 8 и Windows 10 нужно просто нажать по ссылке ниже:

Закачивайте игру и наслаждайтесь творческим процессом.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: