Все существующие языки программирования. Список языков программирования. Языки программирования низкого и высокого уровня. Уровни языков программирования

От автора: статья нашего гостя, Питера Бизменса. Питер – front-end разработчик на сайте Audience, где он любит писать стили на SCSS. Сегодня он нам покажет то, что я называю честным CSS трюком. Весь веб имеет вертикальное строение. Вы читаете сайт, как обычную книгу: слева направо, сверху вниз. Но иногда хочется уйти от вертикальности и сделать что-то сумасшедшее: сделать горизонтальный список. Или еще безумнее, горизонтальный сайт!

Было бы неплохо, если бы мы могли делать вот так:

/* ненастоящий код */ div { scroll-direction: horizontal; }

/* ненастоящий код */

div {

scroll - direction : horizontal ;

К сожалению, такого не будет. Такого даже в планах нет в CSS.

Это очень плохо, потому что в компании, в которой я работаю, это бы очень пригодилось. Мы делаем очень много презентаций, а презентация – это довольно горизонтальная штука. Обычно соотношение сторон у слайдов составляет 4:3 или 16:9. Из-за этого у нас возникает постоянная проблема с горизонтальными слайдами и вертикальными веб-технологиями. Под «мы» я имею в виду себя. Но что я люблю, так это трудности.

Другой вариант использования

Мне в голову пришел конкретный способ применения. Идея в том, что покупателям было бы удобно просматривать все товары на одном слайде. Естественно, каталог товаров не уместился бы в одном виде. Поэтому мы решили разбить каталог на три категории, каждая с горизонтальной прокруткой. Таким образом, три самых популярных товара видны в каждой категории, а к менее важным товарам открыт легкий доступ.

Способ без JavaScript

Все мы знаем, что на JS существует масса способ сделать горизонтальную прокрутку. Некоторые примеры есть на CSS-Tricks . Мне стало интересно, можно ли воплотить эту идею на чистом CSS. Решение оказалось очень простым:

создаем контейнер с элементами;

поворачиваем контейнер на 90 градусов против часовой стрелки, чтобы нижняя грань оказалась справа;

поворачиваем элементы внутри контейнера обратно на свое место.

Шаг 1) создаем контейнер

Создайте блок div с множеством дочерних элементов.

В нашем примере прокручиваемый контейнер будет 300px шириной, в нем будет 8 элементов 100х100px. Размеры произвольные, можно задать любые.

item 1
item 2
item 3
item 4
item 5
item 6
item 7
item 8

< div class = "horizontal-scroll-wrapper squares" >

< div > item 1 < / div >

< div > item 2 < / div >

< div > item 3 < / div >

< div > item 4 < / div >

< div > item 5 < / div >

< div > item 6 < / div >

< div > item 7 < / div >

< div > item 8 < / div >

< / div >

Высота контейнера станет шириной и наоборот. Ниже «ширина» контейнера будет составлять 300px:

Horizontal-scroll-wrapper { width: 100px; height: 300px; overflow-y: auto; overflow-x: hidden; }

width : 100px ;

height : 300px ;

overflow - y : auto ;

overflow - x : hidden ;

И дочерние элементы:

Horizontal-scroll-wrapper > div { width: 100px; height: 100px; }

Horizontal - scroll - wrapper > div {

width : 100px ;

height : 100px ;

Шаг 2) поворачиваем контейнер

Теперь нужно повернуть контейнер на -90 градусов при помощи CSS свойства transform. Мы получили горизонтальный скроллер.

Horizontal-scroll-wrapper { ... transform: rotate(-90deg); transform-origin: right top; }

Horizontal - scroll - wrapper {

. . .

transform : rotate (- 90deg ) ;

Только есть одна маленькая проблема: дочерние элементы повернулись вместе с контейнером.

Шаг 3) возвращаем дочерние элементы обратно на свое место

Так как же вернуть элементы на свое место? Поверните его обратно при помощи CSS свойства transform.

Horizontal-scroll-wrapper > div { ... transform: rotate(90deg); transform-origin: right top; }

Horizontal - scroll - wrapper > div {

. . .

transform : rotate (90deg ) ;

transform - origin : right top ;

Шаг 4) фиксированное позиционирование

Смотрится все неплохо, но есть пара проблем.

Мы повернули контейнер, а в качестве якоря задали правый верхний угол, из-за этого левая сторона сместилась на ширину контейнера. Если вам сложно представить, просто приложите палец к правому верхнему углу страницы и поверните ее. Выход: нужно повернуть ее обратно с помощью свойства translate.

Уже лучше. Но первого элемента все еще не видно, так как та же проблема наблюдается и с дочерними элементами. Это можно поправить, задав первому дочернему элементу верхний margin со значением его ширины или трансформировав все элементы, как контейнер. Самый простой способ, который я нашел, это добавить верхний padding к контейнеру, равный ширине дочерних элементов, тем самым создав буферную зону для элементов.

Совместимость

Я проверил совместимость на доступных мне устройствах.

Десктоп

Так как стилизация скроллбаров пока что работает только в Webkit/Blink браузерах, в Firefox и IE показывается обычный серый скроллбар. Это можно поправить с помощью JS и прятать их вообще, но это тема для другого урока.

Прокрутка с помощью колеса мыши отлично работает на десктопе. Но у моего ноутбука свое мнение на этот счет. На устройствах с тач скринами и тач падами демо ведет себя так, будто div вообще не поворачивали.

Мобильные устройства

Я был приятно удивлен, когда узнал, что Android понимает, что контейнер был повернут, и позволяет вам скролить с помощью свайпов вправо и влево.

С iOS же наоборот, все не так гладко. Браузер ведет себя так, будто контейнер не поворачивали вовсе. Поэтому для прокрутки нужно использовать свайпы вверх и вниз, что довольно странно. Overflow: hidden не решает проблему.

Заключение

По данным сайта Can I Use трансформации в CSS сейчас поддерживаются у 93%+ пользователей (на момент написания статьи, ноябрь 2016). Тут проблемы возникнуть не должно.

Хотя лучше не используйте этот метод в продуктиве. Я протестировал его на некоторых устройствах, но далеко не на всех и не так тщательно.

Самая большая проблема – сенсорные инпуты, в которых для перехода налево и направо нужно делать свайпы вверх и вниз. В качестве решения можно было бы прописать сообщение на сайте с объяснением, но тогда вам придется положиться на то, что пользователи прочитают его. И даже тогда это будет противоречить здравому смыслу. Другой способ решения – захватывать сенсорные инпуты с помощью JS на устройствах, но тогда лучше вообще все писать на JS и полностью отказаться от нашего CSS хака.

Классификация языков программирования

На заре компьютерной эры машинный код был единственным средством общения человека с компьютером. Огромным достижением создателей языков программирования было то, что они сумели заставить сам компьютер работать переводчиком с этих языков на машинный код.

Существующие языки программирования можно разделить на две группы: процедурные и непроцедурные (см. рис. 4.1).

Процедурные (или алгоритмические) программы представляют из себя систему предписаний для решения конкретной задачи. Роль компьютера сводится к механическому выполнению этих предписаний.

Процедурные языки разделяют на языки низкого и высокого уровня.

Разные типы процессоров имеют разные наборы команд. Если язык программирования ориентирован на конкретный тип процессора и учитывает его особенности, то он называется языком программирования низкого уровня.
Имеется в виду, что операторы языка близки к машинному коду и ориентированы на конкретные команды процессора.

Рис. 4.1. Общая классификация языков программирования

Языки низкого уровня (машинно-ориентированные) позволяют создавать программы из машинных кодов, обычно в шестнадцатеричной форме. С ними трудно работать, но созданные с их помощью высококвалифицированным программистом программы занимают меньше места в памяти и работают быстрее. С помощью этих языков удобнее разрабатывать системные программы, драйверы (программы для управления устройствами компьютера), некоторые другие виды программ.

Языком низкого уровня (машинно-ориентированным) является Ассемблер , который просто представляет каждую команду машинного кода, но не в виде чисел, а с помощью условных символьных обозначений, называемых
мнемониками.

С помощью языков низкого уровня создаются очень эффективные и компактные программы, так как разработчик получает доступ ко всем возможностям процессора.

Языки программирования высокого уровня значительно ближе и понятнее человеку, нежели компьютеру. Особенности конкретных компьютерных архитектур в них не учитываются, поэтому создаваемые программы на уровне исходных текстов легко переносимы на другие платформы, для которых создан транслятор этого языка. Разрабатывать программы на языках высокого уровня с помощью понятных и мощных команд значительно проще, а ошибок при создании программ допускается гораздо меньше.

Основное достоинство алгоритмических языков высокого уровня - возможность описания программ решения задач в форме, максимально удобной для восприятия человеком. Но так как каждое семейство ЭВМ имеет свой собственный, специфический внутренний (машинный) язык и может выполнять лишь те команды, которые записаны на этом языке, то для перевода исходных программ на машинный язык используются специальные программы-трансляторы.

Работа всех трансляторов строится по одному из двух принципов: интерпретация или компиляция.

Интерпретация подразумевает пооператорную трансляцию и последующее выполнение оттранслированного оператора исходной программы. В связи с этим можно отметить два недостатка метода интерпретации: во-первых, интерпретирующая программа должна находиться в памяти ЭВМ в течение всего процесса выполнения исходной программы, т. е. занимать определенный объем памяти; во-вторых, процесс трансляции одного и того же оператора повторяется столько раз, сколько раз должна исполняться эта команда в программе, что резко снижает производительность работы программы.

Несмотря на указанные недостатки, трансляторы-интерпретаторы получили достаточное распространение, так как они удобны при разработке и отладке исходных программ.

При компиляции процессы трансляции и выполнения разделены во времени: сначала исходная программа полностью переводится на машинный язык (после чего наличие транслятора в оперативной памяти становится ненужным), а затем оттранслированная программа может многократно исполняться. Следовательно, для одной и той же программы трансляция методом компиляции обеспечивает более высокую производительность вычислительной системы при сокращении требуемой оперативной памяти.

Большая сложность в разработке компилятора по сравнению с интерпретатором с того же самого языка объясняется тем, что компиляция программы включает два действия: анализ, т. е. определение правильности записи исходной программы в соответствии с правилами построения языковых конструкций входного языка, и синтез – генерирование эквивалентной программы в машинных кодах. Трансляция методом компиляции требует неоднократного «просмотра» транслируемой программы, т. е. трансляторы-компиляторы являются многопроходными: при первом проходе они проверяют корректность синтаксиса языковых конструкций отдельных операторов независимо друг от друга, при последующем проходе – корректность синтаксических взаимосвязей между операторами и т. д.

Полученная в результате трансляции методом компиляции программа называется объектным модулем , который представляет собой эквивалентную программу в машинных кодах, но не «привязанную» к конкретным адресам оперативной памяти. Поэтому перед исполнением объектный модуль должен быть обработан специальной программой операционной системы (редактором связей – Link) и преобразован в загрузочный модуль .

Наряду с рассмотренными выше трансляторами-интерпретаторами и трансляторами-компиляторами на практике используются также трансляторы интерпретаторы-компиляторы, которые объединяют в себе достоинства обоих принципов трансляции: на этапе разработки и отладки программ транслятор работает в режиме интерпретатора, а после завершения процесса отладки исходная программа повторно транслируется в объектный модуль (т. е. уже методом компиляции). Это позволяет значительно упростить и ускорить процесс составления и отладки программ, а за счет последующего получения объектного модуля обеспечить более эффективное исполнение программы.

Классическое процедурное программирование требует от программиста детального описания того, как решать задачу, т. е. формулировки алгоритма и его специальной записи. При этом ожидаемые свойства результата обычно не указываются. Основные понятия языков этих групп – оператор и данные.
При процедурном подходе операторы объединяются в группы – процедуры. Структурное программирование в целом не выходит за рамки этого направления, оно лишь дополнительно фиксирует некоторые полезные приемы
технологии программирования.

Принципиально иное направление в программировании связано с методологиями (иногда говорят «парадигмами») непроцедурного программирования. К ним можно отнести объектно-ориентированное и декларативное программирование. Объектно-ориентированный язык создает окружение в виде множества независимых объектов. Каждый объект ведет себя подобно отдельному компьютеру, их можно использовать для решения задач как «черные ящики», не вникая во внутренние механизмы их функционирования. Из языков объектного программирования, популярных среди профессионалов, следует назвать прежде всего Си++, для более широкого круга программистов предпочтительны среды типа Delphi и Visual Basic.



При использовании декларативного языка программист указывает исходные информационные структуры, взаимосвязи между ними и то, какими свойствами должен обладать результат. При этом процедуру его получения («алгоритм») программист не строит (по крайней мере, в идеале). В этих языках отсутствует понятие «оператор» («команда»). Декларативные языки можно подразделить на два семейства – логические (типичный представитель – Пролог) и функциональные (Лисп).

Охарактеризуем наиболее известные языки программирования.

1.Фортран (FORmula TRANslating system – система трансляции формул); старейший и по сей день активно используемый в решении задач математической ориентации язык. Является классическим языком для программирования на ЭВМ математических и инженерных задач

2.Бейсик (Beginner"s All-purpose Symbolic Instruction Code – универсальный символический код инструкций для начинающих); несмотря на многие недостатки и изобилие плохо совместимых версий – самый популярный по числу пользователей. Широко употребляется при написании простых программ.

3.Алгол (ALGOrithmic Language – алгоритмический язык); сыграл большую роль в теории, но для практического программирования сейчас почти не используется.

4.ПЛ/1 (PL/1 Programming Language – язык программирования первый); многоцелевой язык; сейчас почти не используется.

5.Паскаль (Pascal – назван в честь ученого Блеза Паскаля); чрезвычайно популярен как при изучении программирования, так и среди профессионалов. Создан в начале 70-х годов швейцарским ученым Никлаусом Виртом. Язык Паскаль первоначально разрабатывался как учебный, и, действительно, сейчас он является одним из основных языков обучения программированию в школах и вузах. Однако качества его в совокупности оказались столь высоки, что им охотно пользуются и профессиональные программисты. Не менее впечатляющей, в том числе и финансовой, удачи добился Филип Кан, француз, разработавший систему Турбо-Паскаль. Суть его идеи состояла в объединении последовательных этапов обработки программы – компиляции, редактирования связей, отладки и диагностики ошибок – в едином интерфейсе. Версии Турбо-Паскаля заполонили практически все образовательные учреждения, программистские центры и частные фирмы. На базе языка Паскаль созданы несколько более мощных языков (Модула, Ада, Дельфи).

6.Кобол (COmmon Business Oriented Language – язык, ориентированный на общий бизнес); в значительной мере вышел из употребления. Был задуман как основной язык для массовой обработки данных в сферах управления
и бизнеса.

7.АДА ;является языком, победившим (май 1979 г.) в конкурсе по разработке универсального языка, проводимым Пентагоном с 1975 году. Разработчики – группа ученых во главе с Жаном Ихбиа. Победивший язык окрестили АДА, в честь Огасты Ады Лавлейс. Язык АДА – прямой наследник языка
Паскаль. Этот язык предназначен для создания и длительного (многолетнего) сопровождения больших программных систем, допускает возможность параллельной обработки, управления процессами в реальном времени и многое другое, чего трудно или невозможно достичь средствами более простых языков.

8.Си (С – «си»); широко используется при создании системного программного обеспечения. Наложил большой отпечаток на современное программирование (первая версия – 1972 г.), является очень популярным в среде разработчиков систем программного обеспечения (включая операционные системы). Си сочетает в себе черты как языка высокого уровня, так и машинно-ориентированного языка, допуская программиста ко всем машинным ресурсам, чего не обеспечивают такие языки, как Бейсик и Паскаль.

9.Си++ (С++);объектно-ориентированное расширение языка Си, созданное Бьярном Страуструпом в 1980 году. Множество новых мощных возможностей, позволивших резко повысить производительность программистов, наложилось на унаследованную от языка Си определенную низкоуровневость.

10.Дельфи (Delphi); язык объектно-ориентированного «визуального» программирования; в данный момент чрезвычайно популярен. Созданный на базе языка Паскаль специалистами фирмы Borland язык Delphi, обладая мощностью и гибкостью языков Си и Си++, превосходит их по удобству и простоте интерфейса при разработке приложений, обеспечивающих взаимодействие с базами данных и поддержку различного рода работ в рамках корпоративных сетей и сети Интернет.

11.Ява (Java); платформенно-независимый язык объектно-ориентированного программирования, чрезвычайно эффективен для создания интерактивных веб-страниц. Этот язык был создан компанией Sun в начале 90-х годов на основе СИ++. Он призван упростить разработку приложений на основе Си++ путем исключения из него всех низкоуровневых возможностей.

12.Лисп (Lisp) – функциональный язык программирования. Ориентирован на структуру данных в форме списка и позволяет организовать эффективную обработку больших объемов текстовой информации.

13.Пролог (PROgramming in LOGic – логическое программирование). Главное назначение языка – разработка интеллектуальных программ и систем. Пролог – это язык программирования, созданный специально для работы с базами знаний, основанными на фактах и правилах (одного из элементов систем искусственного интеллекта). В языке реализован механизм возврата для выполнения обратной цепочки рассуждений, при котором предполагается, что некоторые выводы или заключения истинны, а затем эти предположения проверяются в базе знаний, содержащей факты и правила логического вывода.
Если предположение не подтверждается, выполняется возврат и выдвигается новое предположение. В основу языка положена математическая модель теории исчисления предикатов.

Языки программирования для Интернета:

1. HTML. Общеизвестный язык для оформления документов. Он очень прост и содержит элементарные команды форматирования текста, добавления рисунков, задания шрифтов и цветов, организации ссылок и таблиц.

2. PERL. Он задумывался как средство эффективной обработки больших текстовых файлов, генерации текстовых отчетов и управления задачами.
По мощности Perl значительно превосходит языки типа Си. В него введено много часто используемых функций работы со строками, массивами, управление процессорами, работа с системной информацией.

3. Tcl/Tk. Этот язык ориентирован на автоматизацию рутинных процессов и состоит из мощных команд. Он независим от системы и при этом позволяет создавать программы с графическим интерфейсом.

4. VRML. Создан для организации виртуальных трехмерных интерфейсов в Интернете. Он позволяет описывать в текстовом виде различные трехмерные сцены, освещение и тени, текстуры.

Выбор языка программирования зависит от многих факторов: назначения, удобства написания исходных программ, эффективности получаемых объектных программ и т. п. Разнотипность решаемых компьютером задач и определяет многообразие языков программирования.

Контрольные вопросы

1. Что такое системы программирования и к какому классу программ они относятся?

2. Что входит в состав систем программирования?

3. На каком языке программирования создавались первые программы?

4. На какие языки подразделяются процедурные языки?

5. Охарактеризуйте языки низкого уровня.

6. Какой язык относится к языку низкого уровня?

7. Достоинства языков низкого уровня.

8. Охарактеризуйте языки высокого уровня.

9. Достоинства языков высокого уровня.

10. Приведите примеры языков высокого уровня.

11. Для чего предназначены трансляторы?

12. Чем отличается компилятор от интерпретатора?

13. Недостатки интерпретации (как вид транслятора).

14. Что представляет собой процесс компиляции программы?

15. Какие действия выполняются при компиляции?

16. Чем отличается загрузочный модуль от объектного?

17. Чем отличается процедурное программирование от непроцедурного?

18. Какие виды программирования относятся к непроцедурному
программированию?

19. Особенность декларативных языков.

20. Охарактеризуйте кратко языки программирования: Фортран, Бейсик, Паскаль, Кобол.

21. Охарактеризуйте кратко языки программирования: Ада, Си, Си++, Delphi, Java.

22. Приведите примеры объектно-ориентированных языков.

23. К какому классу языков относится язык Лисп?

24. К какому классу языков относится язык Пролог?

Действительно ли нам нужны новые языки программирования ? Безусловно, на данный момент их вполне достаточно. Среди разнообразия императивных, функциональных, объектно-ориентированных , динамических, компилируемых, интерпретируемых и скриптовых языков ни один разработчик не сможет познать все доступные на сегодняшний день возможности.

И всё же возникновение новых языков - явление довольно частое. Некоторые из них создаются студентами или любителями в качестве индивидуальных проектов, другие являются продуктами крупных производителей программного обеспечения . Даже небольшие и средние компании принимают участие в этом процессе, создавая языки для нужд своих отраслей. Так почему же люди продолжают изобретать велосипед снова и снова?

Дело в том, что, несмотря на мощность и многофункциональность популярных на данный момент языков, ни один синтаксис не является идеально универсальным. Более того, само программирование постоянно развивается. Распространение многоядерных процессоров , облачного программирования, мобильности, а также распределённых архитектур создали новые проблемы для разработчиков. Добавление поддержки самых последних функций, парадигм и шаблонов к уже существующим языкам, особенно наиболее популярным, может быть чрезмерно сложным. Иногда лучшим решением является начать с нуля.

Таким образом, здесь представлены 10 передовых языков программирования , каждый из которых рассматривает искусство разработки ПО с новой стороны, решая определённую проблему либо специфический недостаток языков, наиболее популярных на сегодняшний день. Некоторые из них являются уже законченными проектами, тогда как другие находятся лишь на ранних стадиях своего развития. Вполне вероятно, что некоторые из них так и не обретут популярность , но любой из них может стать революционным достижением, которое окончательно изменит программирование - по крайней мере до тех пор, пока не будут созданы новые языки.

JavaScript хорош для добавления базовых элементов интерактивности веб-страницам, но когда код ваших веб-приложений состоит из тысяч строк, слабые места этого языка становятся заметны. Вот почему Google создала Dart - язык, который, как полагает компания, станет новым "родным" языком веб-программирования .

Как и в JavaScript, в Dart используются синтаксисы и ключевые слова, похожие на те, которые используются в языке C. Однако одним существенным различием является то, что в то время как JavaScript основывается на прототипах, объекты в Dart определяются с помощью классов и интерфейсов, как в C++ или Java . Также Dart позволяет программистам дополнительно задавать переменные со статическими типами. Идея заключается в том, чтобы сделать Dart таким же привычным, динамичным и гибким языком, как и JavaScript, который в то же время позволяет разработчикам писать коды, быстрые и лёгкие в выполнении, и в которых сложно сделать труднонаходимые ошибки.

Сегодня Dart мало где можно использовать. Он разработан для запуска либо на клиенте, либо на сервере (а-ля Node.js), но единственным способом запустить клиентскую версию Dart-кода является его кросскомпиляция в JavaScript. Однако и после этого он не будет запускаться во всех браузерах. Но так как Dart выпускается по бесплатной лицензии типа BSD , то любой продавец, который согласен с условиями Google, может свободно использовать этот язык в своих продуктах. Всё, что осталось сделать Google, - это убедить всю индустрию.

Код F# чем-то похож на код OCaml, но содержит свой собственный интересный синтаксис. Например, для облегчения проведения научных расчётов числовыми типами данных в F# могут являться единицы измерения. Также в F# имеются конструкции для облегчения асинхронных вводов/выводов, параллелизации ЦПУ и вывода процессов на графический процессор.

После длительного периода созревания в Microsoft Research, на сегодняшний день F# поставляется вместе с Visual Studio 2010 . Что ещё лучше, но не характерно для корпорации, Microsoft создала F# компилятор и корневую библиотеку, доступную по открытой лицензии Apache. Вы можете начать работу с ним бесплатно и даже использовать его на системах Mac и Linux (с помощью Mono runtime).

Естественно, с такого рода интегрированной системой в конце должно получиться что-то волшебное. Среда выполнения Opa объединяет собственный веб-сервер и систему управления базой данных , которые не могут быть заменены самостоятельными альтернативами. Как бы то ни было, это может быть не так уж и важно, учитывая возможность разработки современных веб-приложений , управляемых данными, с помощью всего лишь нескольких десятков строк кода. Opa поставляется бесплатно и на данный момент доступен для 64-х битных Linux и Mac OS X платформ, другие же порты пока разрабатываются.

Fantom распространяется бесплатно в соответствии с Academic Free License 3.0 и доступен для Windows и Unix-подобных платформ (в том числе и Mac OS X).

Исследуемый язык программирования №7: Zimbu

Благодаря своему смешанному характеру, синтаксис Zimbu уникален и специфичен, но в то же время обладает большим количеством функций. Он использует выражения и операторы, похожие на те, которые используются в C, но со своими ключевыми словами, типами данных и блочными структурами. Он поддерживает управление памятью, потоки и конвейеры.

Единственной проблемой является портативность. Хотя Zimbu и является компилируемым языком, его компилятор выдаёт ANSI C код, а двоичные файлы могут быть созданы лишь на платформах со встроенным C-компилятором.

К сожалению, проект Zimbu находится на стадии разработки. Компилятор и несколько программ-примеров могут быть созданы самостоятельно, но не весь действительный Zimbu-код будет компилироваться и выполняться должным образом. Не все заявленные функции ещё разработаны, а некоторые из уже представленных работают некорректно. Спецификация языка также, возможно, со временем изменится: по мере необходимости добавятся ключевые слова, типы и синтаксис. Следовательно, документация также ещё неполная. Однако если Вы хотите попробовать, предварительные утилиты уже доступны по лицензии Apache .

Исследуемый язык программирования №8: X10

Когда-то параллельная обработка данных была специализированной нишей разработки ПО, но с распространением многоядерных процессоров и распределённых вычислений, параллелизм обрёл популярность. К сожалению, нынешние языки программирования не успевают за этой тенденцией. Именно поэтому IBM Research создаёт X10 - язык, созданный специально для современных параллельных архитектур, который нацелен на увеличение производительности разработчиков "в десять раз".

Параллелизм в X10 возможен благодаря PGAS модели программирования (модели разделённого глобального адресного пространства). Код и данные выделяются в блоки и распределяются по разным "пространствам", тем самым облегчая шкалирование программы от однопотокового прототипа (одно пространство) до многопотокового, выполняемого на одном или более многоядерном процессоре (несколько пространств) в высокопроизводительном кластере .

Код X10 больше всего похож на Java. По сути, среда выполнения X10 доступна как в качестве встроенных исполнимых файлов , так и как классовые файлы для JVM. Компилятор X10 может выдавать исходные коды либо на C++, либо на Java. В будущем планируется разработать прямую совместимость с Java.

А пока язык развивается, хотя он уже довольно разработан. Компилятор и среда выполнения доступны для различных платформ, в том числе Linux, Mac OS X и Windows. В качестве дополнительных утилит выступают интерактивная среда разработки (IDE), основанная на Eclipse, и отладчик, которые распространяются по лицензии Eclipse Public License.

Исследуемый язык программирования №9: haXe

Многие языки можно использовать для написания переносимого кода. C-компиляторы доступны практически для всех ЦПУ архитектур, а Java-байткод будет выполняться везде, где есть JVM. Но haXe (произносится как "хекс") является более чем просто переносимым. Это мультиплатформенный язык, который может использоваться в различных операционных средах, начиная от встроенных

Существует множество способов измерения популярности того или иного языка программирования. Но мы считаем, что анализ спроса на специалистов является наиболее точным. Он четко демонстрирует разработчикам навыки, необходимые для улучшения их карьерных перспектив.

Мы проанализировали вакансии, опубликованные на сайте Indeed.com , чтобы определить семь наиболее востребованных в 2018 году языков программирования. Некоторые языки, такие как Swift и Ruby, не вошли в первую семерку, потому что пользуются более низким спросом у работодателей.

Востребованность Java в 2018 году снизилась примерно на 6 000 вакансий по сравнению с 2017. Но этот язык программирования по-прежнему популярен. Java более 20 лет используется миллионами разработчиков и миллиардами устройств по всему миру. Он может работать на любой аппаратной и операционной системе через виртуальную машину Java.

Все Android -приложения основаны на Java. 90 % компаний из списка Fortune 500 используют Java в качестве серверного языка программирования.

2. Python

Популярность Python выросла примерно на 5000 вакансий. Это язык программирования общего назначения, используемый для веб-разработки. Он также широко используется в научных вычислениях и интеллектуальном анализе данных. Постоянный спрос на разработчиков в области машинного обучения стимулирует спрос на Python.

3. JavaScript

JavaScript так же популярен сегодня, как и в 2017 году. Этот язык программирования используют более 80% разработчиков и 95% всех сайтов для построения динамических элементов на веб-страницах. Ряд интерфейсных JavaScript- фреймворков, таких как React и AngularJS, имеют огромный потенциал. IoT и мобильные устройства становятся все более популярными, поэтому мы сомневаемся, что в ближайшее время увидим спад спроса на JavaScript- программистов.

4. C++

Востребованность C ++ мало изменилась по сравнению с 2017 годом. Этот язык программирования используется для создания системного / прикладного программного обеспечения, разработки игр, драйверов, клиент-серверных приложений. Многие программисты считают C ++ более сложным, чем такие языки программирования, как Python или JavaScript. Но он по-прежнему используется во многих устаревших системах на крупных предприятиях.

5. C#

Популярность C# (произносится, как «C шарп») в этом году немного снизилась. C# — это объектно-ориентированный язык программирования, предназначенный для разработки на платформе Microsoft.NET.

C#, как и C++, используется в разработке видеоигр, поэтому начинающим программистам стоит осваивать сразу оба языка.

6. PHP

Этот серверный язык программирования поднялся на шестое место в нашем рейтинге (по сравнению с прошлым годом). Большинство разработчиков использует PHP для реализации функций, которые не поддерживает HTML. А также для взаимодействия с базами данных MySQL.

7. Perl

Спрос на Perl снизился примерно на 3000 вакансий, и он остался на седьмом месте в нашем рейтинге. Perl продолжает пользоваться популярностью у системных и сетевых администраторов.

Взгляд в будущее

Это языки программирования, которые пока не попали в наш рейтинг. Но в 2018 году они стали пользоваться большей популярностью. Следите за ними в будущем!

  • Swift : язык программирования для iOS и macOS, выпущенный корпорацией Apple в 2014 году, номер 14 в нашем рейтинге. Это связано с тем, что многие вакансии для разработчиков формулируют требования как «iOS», без указания конкретного языка. Swift неуклонно набирает популярность.
  • R : занял в нашем рейтинге 11 место. Но мы ожидаем, что через несколько лет этот язык программирования взлетит вверх. Он набирает популярность, как в международном рейтинге, так и в США . Рост спроса на R-разработчиков объясняется все более активным использованием языка в анализе данных.
  • Rust : Несмотря на то, что Rust занимает невысокое место в нашем рейтинге, согласно данным Google Trends он неуклонно развивается.

Другие технологии, о которых нужно знать

Перечисленные ниже технологии формально не являются языками программирования. Но они входят в список требований, которые предъявляют работодатели к разработчикам.

  • SQL : стандартный язык запросов, предназначенный для хранения и обработки информации в базах данных. Знания SQL пользуется высоким спросом у работодателей. Он упоминается в более чем 30 тысячах вакансий.
  • .NET : платформа Microsoft для разработки программ для настольных компьютеров, мобильных устройств и веб-приложений. Она используется такими языками программирования, как C#, Visual Basic и F#. А кроссплатформенная реализация технологии расширяет.NET для iOS, Linux и Android.
  • Node : среда с открытым исходным кодом, которая позволяет запускать JavaScript- код на стороне сервера. Это предоставляет возможность использовать один язык программирования для всего веб-приложения. Мы рекомендуем уделить некоторое время на изучение Node.js.
  • MEAN : Стек MEAN (MongoDB, ExpressJS, AngularJS и Node.js) занимает 18-е место в нашем рейтинге. Использование стека позволяет создавать на JavaScript полноценные приложения. Изучение MEAN предоставит базу для разработки на одном из самых популярных языков программирования в мире.

Перевод статьи «The 7 Most In-Demand Programming Languages of 2018» был подготовлен дружной командой проекта .

Хорошо Плохо



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: