Индия в 15 18 веках. Индия и Китай в XVI–XVIII веках. Литература на языке урду

В рассматриваемый период в связи с распадом Могольской империи, общей экономической разрухой и постепенной потерей Индией своей независимости прослеживается общий упадок культуры. Однако и в это время в некоторых областях культуры имелись определенные достижения, создавались высокохудожественные произведения. Но в основном это сводилось к совершенствованию тех форм, которые были выработаны в период средневековья. В литературе, например, главное внимание уделялось по-прежнему поэзии, архитектура в целом копировала прежний стиль зданий, живопись ограничивалась миниатюрой. Однако в первой половине XIX в. наблюдаются и новые явления, которые в известной мере заимствованы индийцами от англичан. Особенно это проявляется в литературе: появляются написанные на разных индийских языках прозаические произведения, сборники писем на современные темы, развивается журналистика, до того Индии неведомая. Вместе с тем это не было простым подражанием англичанам. Поскольку такие произведения были написаны на темы современной жизни, вырабатывалась совершенно новая лексика, отвечающая новому стилю.

Такие относительно эфемерные успехи в государственном строительстве, как Ранджит Сингх, встречаются редко. Тем не менее, можно найти другие примеры в контексте 18-го века, в которых консолидация быстро сопровождалась аннулированием. Такие случаи можно разделить на две категории: те, в которых консолидация определенного государства оказалась угрозой британской власти и, следовательно, была подорвана, а другие, в которых логика консолидации и упадка, похоже, не касалась британцев. В последней категории можно разместить случай в восточном Раджастане, княжестве, контролируемом кланом.

Что касается архитектуры, то индийцы строили в основном такие же здания, как в период Могольской Индии, но в некоторых случаях совершенствовали технические решения, связанные с их возведением. Однако в Индии появились и совершенно иного типа здания, построенные англичанами. Некоторые из этих зданий впоследствии оказали влияние на возникновение, уже во второй половине XIX в., особого, так называемого англо-индийского типа архитектуры.

С 16-го века кахвахи были подчинены Моголам и, как следствие, постепенно укрепили свою власть над регионом вокруг Янтаря в течение 17-го века. В начале 18 века правитель предпринял шаги, чтобы увеличить свою силу во много раз. Это было сделано путем организации его назначения джагир в окрестностях его родных территорий и принятия земельных участков, в которых налоговые права были первоначально арендованы у государства, а затем постепенно стали постоянными. Однако к этому времени судьбы Джайпурского королевства серьезно под вопросом.

Юг: Траванкор и Майсур

Государства, которые обсуждались до сих пор, за исключением некоторых из конфедерации Маратха, все были не имеют выхода к морю. Это не означает, что торговля не была важным элементом их состава, поскольку королевство Ранджит Сингх было чрезвычайно связано с торговлей. Однако отсутствие доступа к морю значительно увеличило уязвимость государства, особенно в эпоху, когда главной властью был английский, сам по себе являлся морским предприятием. На юге страны, в отличие от обсуждавшихся до сих пор областей, несколько государств сделали решительную ставку в этот период, чтобы консолидировать свою власть с помощью морских торговых точек.

История

В XVIII в. еще продолжается летописание по старым образцам. Такова ценная хроника XVIII в. «Сайяр-ул-мутаахерин» («Биографии последних правителей»), доведанная до 1780 т. и написанная Гулям Хусейн-ханом Табатабаи, видным вельможей, проживавшим при дворах Великого Могола в Дели и навабов Бенгалии, а после разгрома Мир Касима поступившим на службу к Компании. Подобные же хроники вел Мир Хусейн Али-хан Кермани при даорах Хайдара Али и Типу Султана.

Однако эти государства поднялись на первое место только во второй половине 18-го века или, по крайней мере, после этого. Ни один из этих правителей, устанавливая династическую преемственность, не претендовал на полный суверенитет, и поэтому они продолжали выступать в качестве представителей власти Моголов. Спортивное управление: факт или вымысел?

Во второй половине 18 века сила всех трех этих центров снизилась. Правление знаменует начало слайда в финансовом руине. И снова это были растущие издержки войны и навязчивое присутствие европейцев на побережье, которые вызвали кризис. В этом контексте единственный оставшийся путь состоял в том, чтобы государства построили сложную и хорошо организованную военную машину при сохранении внешних линий снабжения. Контроль за торговлей также считался решающим в государственном устройстве того периода. Эти принципы были реализованы на практике в южном штате Венад.

Чрезвычайно ценным историческим трудом является история Гуджарата «Мират-и-Ахмади» («Зерцало Ахмада»), написанная Али Мухаммад-ханом, диваном (т. е. главой финансового ведомства) Гуджарата в 40-50-е годы XVIII в. Автор пе только использовал много фирманов (указов) и других документов, но, кроме того, в приложении к своему труду фактически дал энциклопедическое описание Гуджарата XVIII в., его зданий, промыслов, достопримечательностей, кратких биографий знаменитых личностей и т. п. На основе прекрасного знания исторических источников написан также обширный биографический труд «Маасир-ул-умара» («Деяния эмиров»). Шах Наваз-хан, автор этого огромного произведения, служил сначала Асаф Джаху, потом Насир Джангу и был в 1758 г. убит французами, против которых он выступал. В этом труде изложено 700 жизнеописаний знатных людей Могольской Индии XVI-XVIII вв. Он является ценнейшим историческим источником и содержит массу важных сведений. Таким образом, в XVIII в. продолжались лучшие традиции могольской исторической науки. В XIX в. летописание, как таковое, фактически исчезает, так как по существу не остается влиятельных патронов, которые оплачивали бы эти труды.

Ключевым товаром был перец, но другие товары также стали определяться как королевские монополии, требующие лицензии на торговлю. Рост майсур до значения датируется серединой 17-го века, когда правители, такие как Кантирава Нарасараджа и Чикка Дева Раджа, сражались с кампаниями, чтобы продлить контроль над Вадиаром над частями того, что сейчас находится в штате Тамил-Наду. Однако до второй половины 18-го века Майсур был королевством, не имеющим выхода к морю, и, следовательно, был зависим от торговли и военных поставок через порты индийского восточного побережья.

Астрономия

Из технических наук развивалась только астрономия. Больше всего в этой отрасли сделал князь Джейпура Джай Сингх (?-1743 гг.). Он ознакомился с достижениями древнегреческой, арабской и португальской астрономии и построил обширные обсерватории в Джайпуре (из мрамора), Дели (красный песчаник), Матхуре, Уджайне и Варанаси.

Поскольку эти порты все чаще попадали под европейский контроль, уязвимость Майсура увеличилась. Амбиции Типпу, по-видимому, значительно превосходили амбиции его отца, и он активно стремился избежать всепроникающей тени сумеречного магната, как обсуждалось выше. Однако, как и в сикхском королевстве Ранджит Сингх, проблема с Майсором Хайдера и Типпу заключалась в их неспособности построить внутренний консенсус.

Из вышеприведенного обсуждения вытекает, что 18-й век был периодом значительных политических потрясений в Индии, в котором государства росли и падали с некоторой быстротой, и что в системе была большая текучесть. Имело ли это политическое потрясение четкое сходство с точки зрения экономической дислокации? Это, по-видимому, недвусмысленно. Конечно, верно, что набеги вооруженных сил вызвали бы дислокацию, а практика уничтожения стоячих культур сопровождалась армиями на протяжении большей части столетия.

Литература. Общий обзор

В XVIII-первой половине XIX в. происходило совершенствование различных литературных языков Индии, хотя темы и сюжеты обычно оставались традиционными. В начале XIX в. появляется журналистика. Поскольку литература в Индии развивалась на разных языках, мы рассматриваем литературу основных языков Индии.

Литература на языке урду

Очень традиционной была поэзия на урду, так как поэты в основном появлялись при дворе. Так, например, Сауда (Мирза Мухаммад Рафи, 1713-1781 гг.) сначала был при дворе Великого Могола, а после разрушения Дели Надир-шахом бежал в Лакхнау, ко двору наваба Ауда. Сауда был сатириком, но, резко критикуя своих противников, он по существу дал картину распада индийского феодального общества, показал, как нарушаются традиционные моральные устои, возрастает коррупция, ведется борьба за выгодные местечки при дворе и т. п. Его современник Мир Таки Мир (1725-1810 гг.) был лириком и в своих газелях, полных искреннего чувства, писал о своей несчастной любви к женщине, выданной замуж по соображениям престижа и выгоды, и одновременно протестовал против всякой тирании и насилия, которые так ярко проявлялись в современном ему делийском обществе.

Все это, должно быть, оказало пагубное влияние на экономическую стабильность и сократило импульс к росту. Однако такие негативные последствия могут быть преувеличены. Если смотреть из Дели, 18-й век - это, безусловно, мрачный период. Эта перспектива вряд ли могла бы быть разделена жителями других центров в Индии, будь то Тривандрум, Пуна, Патна или Джайпур. Однако даже траектория регионов была неоднозначной. В некоторых, в первой половине 18-го века наблюдалось продолжение расширения - например, Бенгалия, Джайпур и Хайдарабад, в то время как другие были поздними блумерами, как в случае с Траванкором, Майсуром или.

В отличие от других поэтов урду Назир Акбарабади (1740-1830 гг.) отказался жить при каком-либо дворе и остался учителем в Агре. Он общался с разными слоями населения, участвовал в религиозных праздниках мусульман, индусов и сикхов и писал на сочном, несколько грубоватом народном языке о жизни обычных людей.

Однако крупнейшим писателем того времени на языке урду считают Мирзу Талиба (1796-1869 гг.). Описывая в газелях свои чувства и сложные раздумья, он старался преодолеть некоторую неразвитость языка путем введения новых слов и выражений, часть из которых привилась в урду и обогатила его. Опубликовав свои письма, он стал родоначальником прозы на урду, введя разговорный язык в литературу. Хотя Галиб сокрушался о распаде могольского общества, он, живя при дворе Великого Могола, в народном восстании 1857- 1859 гг. участия не принял.

Поэтому ни одна хронология экономического процветания и упадка, вероятно, не будет соответствовать всем регионам Индии в эпоху. Это также проявляется по целому ряду причин, некоторые очевидные и другие менее, что в середине 18-го века значительная точка перегиба в ключевых процессах. Например, поглощение английской Ост-Индской компанией доходов бенгальского суха привело к изменению направления потока драгоценных металлов в этот район; тогда как Бенгал ранее поглощал золото и серебро в обмен на свой экспорт, эта модель больше не удерживалась.

Еще больший толчок развитию прозы на урду был дан в Калькутте, где англичане для обучения своих чиновников местным языкам открыли специальный Колледж Форт-Вильяма и привлекли индийцев для создания различных учебных текстов на урду. Последние, не найдя готового материала, сами создали его. Они переоказали на современном им урду различные средневековые дастаяы (рассказы), много сделав тем самым для создания литературного прозаического языка урду. В типографии этого колледжа было напечатано около 50 книг на урду, среда которых наибольшую популярность имел сборник рассказов «Баг-о-бахар» («Сад и весна») Мир Амана, бывшего джагирдара Дели, перебравшегося в Калькутту после нашествия Ахмадншаха Дуррани.

Британское завоевание Индии

Точно так же на внешнем фронте вторая половина 18-го столетия ознаменовала рост под эгидой компании полуколебательных форм растениеводства, причем случай индиго был заметным. Использование огнестрельного оружия в широких масштабах, использование наемников и поддержание постоянных армий, вероятно, имели глубокие последствия.

Культурные аспекты позднего предколониального порядка

На самом деле, похоже, скудное оправдание такого отображения тенденций. Даже, чье экономическое состояние недвусмысленно уменьшилось, в эту эпоху входил ряд крупных поэтов, философов и мыслителей от Мира Таки Мира. Кроме того, по мере того, как региональные суды становились важными, они, как правило, занимали функции главных покровителей высокой культуры, будь то в музыке, изобразительном искусстве или литературе. Таким образом, он также находится в относительно рассредоточенных центрах, начиная от Авадха до Биканера и Лахора, до тех пор, пока не сохранились придворные традиции культуры.

Маратхская литература

На языке маратхи в XVIII в. возникло много героических песен павада, в которых пересказывалась история Махараштры со времен Шиваджи. Самыми знаменитыми поэтами того периода были Рамджоши (1758-1812 гг.) и Ананд Пхандо (1744-1819 гг.). Новым в те времена было развитие маратх-ской прозы, в первую очередь публицистики. Для развития маратхского литературного языка много сделали уже упомянутые Бал Шастри Джамбхекар, писавший на маратхи в основанном им в 1832 г. англо-маратхском журнале «Бомбей Дарпан» («Бомбейское зерцало») на общественные темы, Ра-макришна Вишванатх, издавший в 1843 г. книгу «Индийское общество в прошлом и настоящем», и Локхитавади, печатавший в 1848-1850 гг. в журнале «Прабхакар» («Солнце»), основанном в 1840 г., серию статей, которые были изданы отдельной книгой под названием «Шатапатре» («Столетие писем»). Во всех этих произведениях писатели высказывались на темы, до тех пор не затрагивавшиеся в маратхской литературе, и вводили новые понятия и обороты. В результате язык маратхи был, пожалуй, в тот период самым развитым литературным языком Индии. В первые десятилетия XIX в. была проведена большая работа по изучению грамматического и лексического строя литературного маратхского языка. Одним из наиболее известных маратхских филологов того времени был Дадоба Пандуранг (1814-1882 гг.).

Танджавур под маратхами является особенно прекрасным примером культурного выцветения, в котором продолжалось литературное производство высокого качества на тамильском, телугу, санскрите и маратхи, причем некоторые из правителей маратхи играли значительную прямую роль. Точно так же в 18-ом веке Тханджавур были написаны основные композиции того, что сегодня называется карнатакской традицией индийской классической музыки, такими людьми, как Муттусвами Дикситар и Шьяма Састри.

Наконец, этот период привел к развитию особого стиля живописи в Танджавуре, сплавляя элементы, импортированные с севера, с более старыми местными традициями текстильной живописи. Эта жизненность не ограничивалась исключительно элитарной культурой. Во-первых, многие театральные и музыкальные традиции, а также формальные литературные жанры того времени подхватили и включили народные влияния. В то же время объединение народных индуизмов и ислама придавало особый колорит культурным произведениям, связанным с паломничествами и фестивалями.

Бенгальская литература

В XVIII в. в Бенгалии продолжалось развитие средневековых поэтических жанров. Хотя сюжеты и формы литературы оставались традиционными, но развивался язык, совершенствовались изобразительные средства поэзии, сравнения становились более жизненными, отходя от традиционных, характеры более реалистичными. Крупнейшие поэты того времони Рампрошод Шена (1718-1775 гг.) и Бхоротчондро Рай (1712-1760 гг.) подвизались при дворе одного из бенгальских феодалов, правителя Надии. Красотой и изысканностью формы поэма Бхоротчондро Рая «Бидда и Шундори» о двух влюбленных привлекла внимание первого русского индолога Герасима Лебедева (1749-1817 гг.), который перевел ее на русский язык, а стихи Бхоротчокдро переложил на музыку я включил в театральное представление в Калькутте в 1795 г.

Более чем в более ранние века традиция паломничества на большие расстояния к крупным центрам от возрастания и, как видно, соответствует общей тенденции увеличения мобильности. Обычным для постмогулянских штатов было использование наемных солдат и импортированных книжников и клерков. Очевидно, что мобильность музыкантов, людей писем и художников была не меньше, чем мобильность музыкантов. Когда появился новый новый политический центр, он быстро привлек талант, о чем свидетельствует Ранджит Сингх. Здесь была создана персидская литература высокого качества, но не ценой литературного производства в Пенджаби.

Первым бенгальским писателем нового типа являлся уже упомянутый выше Рам Мохая Рай, который развил бенгальскую прозу, основав журнал «Шомбод Коумуди» и написав много статей на различные социальные темы. Он также ратовал за борьбу с предрассудками и отсталыми обрядами индуизма. Рам Мохан Рай подготовил расцвет бенгальской прозы, который приходится уже на вторую половину XIX в.

В то же время новые разработки были видны в области архитектуры и живописи. Дальше к северу княжество Кангра способствовало созданию важной новой школы живописи, посвященной главным образом темам Вайшнава. Голландцам оставалось организовать свою торговлю, которая управлялась через сложную организацию, в которой доминирует морское государство Зеландия. Гораздо больше, чем английская компания, она носила характер национальной озабоченности. Голландская морская мощь, более эффективная, чем португальская, обеспечила монопольные условия на островах и морских линиях.

Тамильская литература

Из южноиндийских литератур наиболее развитой была тамильская. В ней продолжалась средневековая традиция комментирования санскритских произведений. Однако в XVIII в. уже старались не вкладывать в комментируемый текст своп мысли и свое понимание, как это было принято прежде, а воспроизвести с помощью этого текста историческое прошлое Индии, порой в весьма идеализируемом виде. Воспоминание о славных веках древней Индии было для тамильцев XVIII и начала XIX в. средством национального самоутверждения.

Литература на языке урду

Только на земельных участках, таких как Траванкоре, нужно было прибегнуть к соревнованиям. Но проблема торговли оставалась, так как голландцы, как и англичане, не имели биржевых товаров. Текстиль был необходим для покупки специй в Индонезии, и серебро было необходимо для покупки текстиля в Индии и Китае. Для работы монополии специй голландцы разработали сложную систему восточной торговли из Персидского залива в Японию, конечной целью которой было обеспечение товаров, с помощью которых можно было обеспечить специи, не прибегая к скудным европейским ресурсам.

В первой четверти XVIII в. большую роль в развитии тамильской прозы сыграл итальянский миссионер Констанциус Бесхи (1680-1746 гг.), писавший под именем Вирама Муни. Он создал ряд произведений на христианские темы, но особую популярность снискал сборник сказок «Приключение гуру-простака» на разговорном тамильском языке.

Тамильский поэт Тайюманавара, писавший в первой половине XVIII в., был последователем бхакти, хотя Шива у него изображен абстрактным божеством всех народов и религий. Как и другие бхакты, Тайюманавара, таким образом, стремился отразить идею равенства людей. В первой половине XIX в. те же идеи развивал в своих поэмах Сунадарама Пиллаи, а затем Рамалинга Свами (1823-1874 гг.), язык которого приблизился к разговорному. Рамалиша Свами писал и рассказы, внеся заметный вклад в развитие тамильской прозы. Крупнейшим прозаиком того времени считается Арумуга Навелар (1822-1874 гг.). Однако тамильский роман появился только во второй половине XIX в.

Именно эта торговля привела голландцев в Индию в Сурат, на побережье Коромандел, в Бенгалии и в Агра. Обратитесь к нашим редакторам с отзывами. 1: Восемнадцатый век - Обзор. В последние годы он также стал основным форумом дискуссий и обсуждений среди историков.

Причин для этого много. Для новых желающих и политических претендентов, которые были заняты построением меньших региональных государств и политических единиц, столетие было одной из возможностей, которые позволили перераспределить ресурсы и подготовили контрастные и конкурирующие рассказы о царстве, управлении и конфликтах. Для стремящейся английской Ост-Индской компании, которая рассматривала все возможности для расширения и самовозвеличивания, столетие должно было быть спроецировано как одна из нестабильности и распада, дающая им необходимое моральное обоснование для завоевания и подчинения.

Театр

В XVIII в. драматическое искусство переживает упадок, пьесы стали по существу писать не для постановки, а для чтения их вслух. Народные представления на сюжеты древнеиндийского эпоса устраивались на ярмарках, но это было лишь повторением традиций. В 1757 г. в Калькутте Компания основала театр для англичан Но индийцы туда не ходили, так как там ставились пьесы на непонятные ям темы, да и очень немногие индийцы тогда знали английский язык настолько, чтобы иметь возможность следить за действием.

Событием в жизни Калькутты было открытие в 1795 г. театра современного типа для индийцев. Его основателем был музыкант (впоследствии индолог) Герасим Лебедев. Он прожил 12 лет в Индии, изучил санскрит, бенгали и хиндустани и переложил на разговорный бенгальский язык две английские пьесы, перенеся действие в Индию и сделав героями бенгальцев. Владельцы театра Компании путем различных интриг до-билпсь того, что их соперник разорился и театр его закрылся. Лебедеву пришлось уехать из Индии. Только в 1831 г. бенгалец П. Тхакур основал «Хинду театр», где пьесы, однако, ставились на английском языке. В 40-х годах XIX в. в Калькутте было уже несколько таких театров, причем представления шли и на бенгальском языке.

Архитектура

В целом архитектура XVIII в. пережи-вает упадок, теряется та величественность и гармония пропорций, которыми отличались здания времен расцвета Могольской империи. Стиль XVIII в. характеризуется чрезмерным украшательством, обилием деталей, не имеющих конструктивного значения и скорее рассеивающих внимание, дробностью отдельных форм. Вместе с тем появились новые архитектурные решения и приемы.

В XVIII в. построен ряд новых городов с дворцами, улицами, мостами и т. п. Таков, например, город Джайпур, строительство которого начато в 1728 г. упомянутым выше раджей Джай Сингхом. Городской дворец Джайпура - это целый ансамбль зданий, из которых самое знаменитое - Хава-Махал (Дворец ветров), большое здание со множеством ниш и эркеров, создающих прохладу и движение воздуха и как бы слегка гудящих от ветра. Внутри дворцы украшены разноцветным инкрустированным мрамором и ажурной резьбой по камню. Между дворцами и крепостью расположены парки английского типа, хорошо сочетающиеся с горным ландшафтом. Другим таким городом был Лашкар - новая столица княжества Гвалиур, основанная в 1812 г. Дома там повторяют традиционные приемы выдающихся вперед веранд и балконов с узорчатыми арочками на тонких столбиках, с красивыми открытыми эркерами джхароха, украшенными ажурным, резным камнем. В Лашкаре удачно построен красивый мост.

В Северной Индии в XVIII в. был воздвигнут Лакхнау, столица навабов Ауда, с целым ансамблем зданий - дворцов, мечетей, мавзолеев правителей и знатных лиц Ауда, молитвенных залов Большой и Малой Имамбары и т. д. (Имамба-ра - это здание, где празднуется самый священный для мусульман праздник мухаррам, где хранится сделанное из дерева и украшенное драгоценностями изображение гробницы высокочтимого шиитами имама Хусейна, убитого в Кербеле в 680 г. Во время процессий хробницу торжественно носят по улицам. При этом изображается в лицах история гибели имама Хусейна в бою.) Все эти здания построены из серого песчаника или плоской кирпичной плинты со штукатуркой чанам (сделанной из размолотых раковин и отличающейся блеском) и обильно украшены рельефным орнаментом и вычурными деталями в виде пучков палок с шарами на концах или шпилей с нанизанными на них разного размера кругами на верху ребристых куполов. Вместе с тем эти постройки отличаются своеобразием и смелостью архитектурного решения, как, например, огромный прямоугольный зал Большой Имам-бары (почти 800 кв. м) с плоским перекрытием, без единого столба или подпорки и с великолепнейшей акустикой, так что фраза, шепотом произнесенная на одном конце зала, прекрасно слышна на другом.

Большая часть дворцов, храмов и монастырей на крутом берегу Ганга в Варанаси, как и гхаты (лестницы-спуски к реке), построены также в XVIII в.

Привлекают внимание отдельные постройки первой половины XIX в. Это сделанный из белого мрамора в 1844- 1848 гг. джайнский храм Дхарманатха в Ахмадабаде; изобилующий резьбой и скульптурой большой четырехэтажный дом с плоской, обнесенной парапетом крышей, воздвигнутый богатым купцом в Биканере, и т. п. Одним из шедевров архитектуры XVIII в. является Золотой храм сикхов в Амритсаре, украшенный изящными павильончиками и обитый позолоченными медными листами. Он воздвигнут в 1764 или 1766 г. Мечеть Сафдар Джанга в Дели (1753 г.) повторяет по форме здания времен расцвета Могольского государства, но сделана из более дешевого материала.

С XVIII в. в Индии появляются также европейские постройки, в первую очередь в Бенгалии (хотя на юге Индии сохранились отдельные португальские церкви XVI в., голландские склады и жилые постройки XVII в.). Английские дома XVIII в. были главным образом классического стиля, обычно с колоннами, и никак не гармонировали с окружающей местностью. Примером наиболее уродливого здания из всех воздвигнутых европейцами в то время в Индии является военное училище «Ля Мартиньер» в Лакхнау. Оно было построено па берегу искусственного озера французским авантюристом Клодом Мартином, начальником артиллерии первых навабов Ауда, собравшим в Индии баснословные богатства. Своими глухими стенами без окон, четырехугольными и круглыми башнями, высокой вышкой (донжоном) на третьем этаже, увенчанной сквозной короной, это сооружение напоминает какой-то разностильный европейский укрепленный замок. На крышах башен на разных уровнях поставлены скульптуры в стиле европейского классицизма. На фасаде над входом - две огромные плоские каменные фигуры львов, сквозь пасти которых видно небо. К счастью, такого рода постройки не оказали влияния на архитектурный индийский стиль.

Живопись

В XVIII в. могольская миниатюра становится все более массовой и ремесленной. Она повторяет старые образцы, но применяет более яркие, иногда кричащие краски. Много миниатюр теперь рисуют на ремесленных предметах (шкатулках, подносах, медальонах из слоновой кости и т. п.). С середины XVIII в. могольская школа миниатюры фактически исчезает, однако во второй половине XVIII в. наступает расцвет живописных школ в небольших горных княжествах Джамму, Чамба, Ман-ди, Гулер, Кангра и Техри-Гархвал, почему эта миниатюра и получила название «пахари» (горная).

Наибольшее значение из них имела школа Кангра. В отличие от могольской миниатюры, где изображалась жизнь мо-гольских вельмож или иллюстрировались произведения пер-сидскоязычных поэтов, на миниатюрах школы Кангра изображаются главным образом сюжеты индусского эпоса, и особенно темы кришнуитского культа: Кришна в детстве, Кришна среди пастушек, играющий на флейте, его возлюбленная Рад-ха среди своих подружек, свидания Кришны и Радхи и т. п. При этом Кришна всегда необычного, голубого цвета. От радж-путской живописи в стиле Кангра было унаследовано плоскостное, в основном профильное изображение фигур, с несколько увеличенными глазами. Перспектива обычно не дается. Толпа рисуется так, что фигуры изображены как бы в несколько рядов, задние выше передних. Деревья передаются стилизованно; чаще изображаются ночные сцены, когда небо усыпано звездами, но краски и тогда остаются яркими, хотя не разнообразными, обычно в одной тональности, т. е. сине-ватонголубоватые или золотисто^когричневые, и т. п. Вместе с тем в миниатюре Кангра изображена не придворная среда, а крестьяне, пастухи, ремесленники и т. п.

В конце XVIII в. краски бледнеют, композиция ухудшается и даже боги изображаются как простые смертные, в реальной бытовой обстановке, часто в семейном кругу. В первой половине XIX в. живопись становится все более ремесленной. Нередки изображения английских чиновников, а также всякого рода торжественных процессий. Миниатюра со страниц книги прочно переходит на бытовые предметы.

Индия в XVII – XVIII вв.

14.05.2013 14263 0

Раздел 1. Индия в XVII – XVIII вв.

Понятийный аппарат

Земля, принадлежащая религиозным организациям, т.е. мечетям, медресе, школам. Не облагалась налогами.

Джаджмани

принятое в социологической литературе название системы взаимного обслуживания членами разных каст друг друга на определенной ограниченной территории. В круг предоставляемых по системе Джаджмани продуктов и услуг входят ремонт сельскохозяйственного инвентаря (со стороны кузнеца и плотника), снабжение кожевенными изделиями, глиняной и медной посудой (кожевенник, гончар, медник), ритуальные услуги (брахман), бытовые услуги (прачка и цирюльник), труд на полях (гл. обр. представители неприкасаемых каст). Земледельцы и землевладельцы расплачиваются за эти услуги зерном - обычно фиксированной долей урожая в каждый сезон (осенний и весенний) ремесленников. В Новое время Джаджмани начинает разлагаться: все больше товаров покупается на рынке, жалованье наследственно закабаленных сельскохозяйственных работников превращается в заработную плату и т. п. Однако ритуальная сторона системы Джаджмани сохраняется в какой-то степени до сего дня.

Заминдари

земельно-налоговая система, введенная английскими колониальными властями в Северной, Восточной и Центральной Индии на рубеже XVIII -XIX вв. Утверждала в правах наследственных земельных владельцев заминдаров и устанавливала земельный налог с них (постоянный или временный) в пользу верховного собственника земли - колониальных властей. Отменена в 50-х гг. 20 в.

земля, переданная в частную собственность мусульманской религиозной верхушке. Она освобождалась от налогов.

основная религия Индии и одна из мировых религий.

(португ. casta - род, поколение, от лат. castus - чистый, санскр. эквивалент - джати) - группы людей, занимающие определенное место в социальной иерархии, связанные традиционным родом деятельности и ограниченные в общении с др. группами

(хинди букв, пятерка) - 1) Традиционный коллективный орган в Индии, совет, состоящий не обязательно из 5 человек (старейшин), стоящий во главе касты в целом или кастовой группы в определённой местности, деревне и т. п., основными обязанностями которого было рассмотрение конфликтов между членами касты, наложение наказаний за нарушение кастовых правил и т. п.

Райятвари

земельно-налоговая система в Индии. Введена в XIX в. английской колониальной администрацией на части индийской территории. При райятвари верховным собственником земли стало государство, а владельческие права на нее закреплялись за крестьянами и другими мелкими землепользователями в бессрочную аренду. В Республике Индия, после отмены заминдари, райятвари распространена на всю страну; при этом "потолок" землевладения снижался.

(от "сат" - существующий, имеющий быть; истинная, добродетельная) - Обычай самосожжения вдовы на погребальном костре мужа. В 1829 при генерал-губернаторе В. Бентинке обычай Сати был законодательно запрещен.

«Свадеши»

(санскр. свадеши - букв. - отечественный), движение в колониальной Индии с конца XIX в. за развитие национальной промышленности, против засилья английских товаров.

«Сварадж»

(санскр. - букв. - свое правление), основной лозунг национально-освободительного движения в колониальной Индии с нач. XX в. до1947; левое крыло движения понимало сварадж как призыв к борьбе за полную национальную независимость, умеренные - за самоуправление в рамках Британской империи.

секта в индуизме в XVI - XVII вв., превратившаяся в самостоятельную религию, получившую распространение главным образом в Пенджабе. Основой является единобожие, отрицание идолопоклонства, аскетизма, каст, проповедь равенства сикхов перед богом и священной войны с иноверцами.

на языке хинди; урду и персидском сипахи - воин - солдат), в сер.XVIII в. - 1947 наемные солдаты в Индии, вербовавшиеся в английскую колониальную армию из местных жителей.

Основные события

Конец XVII в.

начало английской колонизации Индии (силами Ост-Индской компании).

1885 г . - создание партии ИИ ДИЙСКИЙ национальный конгресс.

Лидер партии - Б.Т. Тилак.

1658-1707 гг.

правление Аурангзеба, последнего правителя империи Великих Моголов.

1713-1782 гг.

Возникновение в Индии нескольких независимых государств (Держава Маратхов, Бенгалия, Хайдарабад, Ауд, Майсур).

1738-1739 гг.

Нашествие иранского шаха Надир - шаха в Северо- Западную Индию.

1746 г .

французский военный флот захватил английскую военную базу город Мадрас.

1751-1752 гг.

подчинение Афганистана Пенджаба и Кашмира.

битва при Плесси.

1769 г ,-

Англия возобновила свои военные походы в Индию.

1803 г ,

войска Ост-Индской компании захватили город Дели.

1843-1849 гг.

Великобритании подчинила Синд и Пенджаб.

захват англичанами княжества Ауд.

1857-1859 гг

восстание сипаев (индийских солдат в британской армии).

1858 г .-

Индия стала частью Британской империи.

1876 г .

английская королева Виктория приняла титул императ­рицы Индии.

1885 г .

создание партии Индийский национальный конгресс.

Лидер партии - Б.Т. Тилак.

Тема: Индия

I . Государство Великих Моголов во второй половине XVII в.

Образование в 1526 г. Империи Великих Моголов внуком Чингисхана Бабуром. Территория – Афганистан и Северная Индия. Государственная религия – и слам.

Расцвет империи при падишахе Акбаре (1556-1605 гг), покровителе наук и искусства.

Борьба индийских князей против власти моголов, основная причина – религиозная нетерпимость между мусульманами и индусами.

Распространение власти Великих Моголов к середине XVII в. на Центральную и Северную Индию.

Могольская империя – военно-феодальное государство, верховная власть в котором принадлежала падишаху.

При падишахе Ауренгзебе государство было разделено на 19 областей (суба), возглавляемых субадарами. В их руках находилась административная, военная и судебная власть.

Земельные отношения.

Правителем всех земель в Могольском государстве был падишах. Феодальные частные земли назывались:

1. Д жагир – земля, передаваемая в частную собственность для занимающихся военным делом.

2. Заминдар - частная земля, владельцы которой использовали труд крестьян и выплачивали государству налоги.

3. Инам – земля, освобождённая от налогов и принадлежавшая мусульманской религиозной верхушке .

4. Вакф – земля, не облагаемая налогами и принадлежащая религиозным организациям.

Кастовая система.

Основой устойчивости индийского общества была кастовая система, связанная со строгим разделением труда и определённым кругом занятий.

Основные кастовые ступени (сословия):

Высочайшее;

Середняки;

Нижайшие.

II . Образование независимых государств в Индии. Государство Сикхов и Маратхов.

XVII век - возникновение на северо-западе Индии религиозного движения пенджабских сикхов.

Основные идеи:

Искоренение кастовой системы;

Равенство всех людей перед Богом;

Создание независимого государства.

Религиозный вождь сикхов - Говинд (1675-1708)

Результат его правления: создание в Пенджабе в середине XVIII века независимого государства сикхов.

XVII в. - борьба маратхов, жителей западной части Индии, против могольского ига. Предводителем маратхов был Шиваджи (1627-1680 гг) возглавлявший партизанскую войну против моголов в течение 20 лет.

В XVIII веке маратхи одержали победу и организовали самостоятельное государство.

Распад великой Могольской империи.

Народные восстания.

Ухудшение положения народных масс;

Рост налогов;

Тяжёлые условия жизни;

Этнические и религиозные распри;

Нападения иранского правителя Надир шаха на Дели.

1724 год – образование самостоятельного княжества Хайдарабад.

1740 год - отделение Бенгалии.

1747 год – создание княжества Ауд.

1747- 1761 годы - борьба между маратхами и афганцами за захват Индии.

Итог: к середине 18 века власть Великого Могольского государства над Индией пала и в стране воцарилось господство европейских колонизаторов.

III . Начало колонизации Индии европейцами:

Соперничество двух компаний: французской и английской (Ост-Индской) за колонизацию Индии.

1763 – приход к власти английской Ост-Индской компании, которая захватила Бенгалию, самую богатую часть Индии.

Начало народных восстаний против английского владычества.

Грабеж страны:

Увеличение налогов:

Превращение страны в дешёвый сырьевой придаток Англии.

1773 г. – издание закона об управлении Индии.

Управлял страной генерал-губернатор утвержденный английским парламентом.

Захват англичанами контроля над местной администрацией, судебной, налоговой, полицейской и др. службами.

IV . Экономическое развитие Индии.

Рост крупных торговых центров – Бомбея, Мадраса, Калькутты.

Процветание ремесла и торговли, в том числе международной.

Создание мануфактур в кораблестроении, шелковом, хлопчатобумажном и других производствах.

Какие выводы мы можем сделать по каждой из сфер?

Социальная.

· Общество разделено на касты.

· Сообщества замкнутые.

· Тесная связь индивида со своей средой.

Духовная .

· Общество развивалось в русле традиций.

· Религиозная жизнь была интенсивной.

· Религиозная идея связывалась, прежде всего, с уходом от мира.

Политическая.

· Ведущая роль владыки.

· Государство осуществляет центральный контроль над обществом.

Экономическая.

· В Индии были глубокие традиции торговли, ростовщичества, здесь были крупные денежные накопления (сокровища).

Вывод.

· В XVI–XVII в. в Индии наблюдался беспрецедентный подъем хозяйственного развития. И только в начале XVIII в. Китай, затем Европа догнали Индию.

Персоналии

Аурангзеб (1658- 1707 гг.)

правитель Могольской империи в Индии с 1658. В борьбе за престол уничтожил своих братьев-соперников, арестовал отца. Завершил завоевание Декана и Южной Индии. Преследовал индусов.

Бабур (1525-1530 гг.)Великие Моголы

основатель династии Великих Моголов правителей в Индии (1526-1858). Тимурид происходил из Моголистана, как в то время назывались территория Средней и Центральной Азии, - отсюда название династии «Моголы»

Бахадур-шах II (1775 – 7.XI.1862)

последний представитель династии Великих Моголов в Индии, считавшийся правителем в 1837-58.

Говинд (1675-1708 гг.)

Религиозный вождь сикхов. Ризывал к искоренению кастовой системы, отказу от поклонения индийским богам, равенству всех людей перед Богом.

Деятель национально- освободительного движения Индии в конце 19 - начале 20 вв. …

Лакшми Бай

одна из лидеров восстания сипаев.

Мохандас Карамчад Ганди(1869–1948),

основатель независимой Индии. Родился в Порбандаре (ныне Гуджарат) 2 октября 1869. Его отец Карамчанд Ганди принадлежал к индусской касте банья – торговцев и некоторое время был диваном (главным министром) княжества Порбандар, а затем княжества Раджкот. В возрасте семи лет Ганди был помолвлен, а в тринадцать женился на Кастурбай Маканджи. Получив образование в Индии, в 1888 уехал в Англию и изучал право в «Иннер Темпл». Возвратившись в Индию в 1891, занялся юриспруденцией. В 1893 отправился в Южную Африку в качестве юриста расположенной там индийской фирмы.

Нана Сахиб (около 1824 - г. Смерти неизвестен),

один из руководителей Индийского народного восстания 1857-59. Приёмный сын маратхского пешвы, находившегося на пенсии у англ. Ост-Индской компании. После смерти пешвы (1851) компания отказалась выплачивать Нана Сахиб пенсию. Примкнув к повстанцам, Нана Сахиб в июне 1857 провозгласил себя пешвой и установил свою власть в г. Канпур и его области. Участвовал в ряде крупных сражений против колонизаторов. После поражения под Канпуром в середине июля 1857 Нана Сахиб отступил в Ауд, а с подавлением основных очагов восстания скрылся в джунглях Сев. Индии. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Тантия Топи.

Лидер восставших сипаев 1857-1858 гг. Возглавил мятеж индийских солдат против жестокой колонизаторской политики англичан в 1857-1858 годах.

Контрольные вопросы по теме ИНДИЯ.

1. В 1526 году в Индию вторгся новый завоеватель (его имя значит «тигр»):

А. Тохтар. В. Махмут. С. Бабур. Д. Арьябхата. Е. Тимур.

2. С 1817 по 1849 гг. Великобритания вела войну за окончательное покорение:

А. Канады. В. Индии. С. Афганистана. Д. Вьетнама. Е. Юга Африки.

3. Определите самую богатую торговую компанию XVI в.:

А. Московская. В. Ост-Индская.

С. Ганзейский союз. Д. Китайская компания.

Е. Гвинейская.

4. Касты в Древней Индии – это:

А) Свободные крестьяне. В) Царские войска. С) Рабы.

Д) Царские слуги. Е) Социальные группы.

5. Самой бедной кастой в Индии были:

А) Джагиры. В) Брахманы. С) Кшатрии. D) «Неприкасаемые». Е) Заминдары.

6. Своего расцвета империя «Великих Моголов» достигла при падишахе:

А) Говинде. В) Чандрагупте. С) Акбаре . D) Ауренгзебе. Е) Тимуре.

7. Джагиры в Индии-это:

А) «Неприкасаемые» В) Брахманы. С) Крестьяне. D) Земельные наделы. Е) Военные .

8. Опорные пункты торговли в период колониальных захватов назывались:

А) Форпосты. В) Фактории . С) Крепости. D) Магазины. Е) Склады.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: