Что будет когда закончится биткоин post. Деньги из эфира: рухнет ли пирамида домашнего майнинга. Программная интерпретация конца майнинга биткоинов

Sid Meier"s Civilization 6 - управленческая стратегия с пошаговыми боями и изометрическим видом камеры. Города в новой игре знаменитой серии расширяются по всей всей карте, а различные лидеры преследуют свои собственные цели, основанные на их исторических чертах характера. Вас ожидают обширные империи, ускоренное развитие прогресса своей цивилизации, динамическая дипломатия, объединённые армии и улучшенный мультиплеер.

Жанр и геймплей

Глобальная пошаговая стратегия Civilization 6 вышла для PC и Mac 21 октября 2016 года. Как и в других играх серии, игрок выбирает цивилизацию и начинает путь длиной в 6 000 лет – от Античности до Современности. Управляя своим народом, городами и территорией, игрок должен тем или иным способом привести его к Победе.

Civilization 6 развивает и совершенствует идеи, заложенные в предыдущих играх, а также содержит новые геймплейные механики, расширяющие возможности игрока в управлении и развитии выбранной цивилизации. В 2018 году для игры вышло первое дополнение – .

В части графики разработчики из Firaxis отказались от реалистичных моделей юнитов, объектов и дизайна игрового мира из , сменив визуальный стиль на «рисованный от руки», нарочито потеряв в Civilization 6 детализацию у объектов, юнитов, а также представив «мультяшный» вид Лидеров.

Одиночная игра

Действие Civilization 6 развивается на случайно сгенерированной карте, содержащей континенты, океаны и весь спектр ландшафтов, на которой появляется от 2 до 16 человеческих цивилизаций. Настройками можно задать альтернативные сценарии. Игровое пространство поделено на шестиугольники (гексы), которые можно обрабатывать или построить город, биомов стало больше, а бонусы, даваемые за их обработку изменились.

Основная цель – добиться господства над другими цивилизациями и одержать одну из четырех Побед: военную, технологическую, религиозную или культурную. Конкурирующие цивилизации, управляемые искусственным интеллектом, чутко реагируют на прогресс игрока, вставляя ему палки в колеса. Особенность серии в том, что добиться Победы можно применяя разные стратегии и переходя от одной к другой.

С первых ходов важную роль играет анализ карты, на которой игрок должен наметить лучшие места для строительства городов, захвата стратегических и редких ресурсов, а также выхода к морю. Начав с небольшого поселения, игрок открывает новые технологии, основывает новые города и застраивает их, возделывает землю в границах своего государства, развивает торговлю и дипломатию с другими цивилизациями, строит союзы и участвует в войнах.

Отличительные особенности

Бо́льшая часть геймплея связана с городами, в которых живут жители, обрабатывающие игровые клетки (гексы). Впервые в серии около городов строятся районы – торговый, научный, промышленный, военный, религиозный и другие, всего их 12. Каждый район предлагает дополнительные здания, увеличивающие продуктивность города в выбранном направлении. Так, можно специализировать города, превращая их в военно-морские или научно-культурные.

Города генерируют золото, а также очки науки, культуры, производства, религии, туризма и довольства. Все они, так или иначе, участвуют в игровом процессе. Например, довольство населения определяет доверие текущему курсу государства и может привести к бунтам или, наоборот, золотой эре.

Развитие цивилизации связано с древом технологий, в Civilization 6 оно разделено на две независимые ветви – технологическую (наука и промышленность) и культурную (социальные институты), а прогресс в этой области связан с числом очков науки и культуры, которые производят города. Появилась механика «эврика», ускоряющая исследование технологий при выполнении тех или иных условий.

Внутреннее развитие можно контролировать, выбирая тот или иной тип правления – от автократии и монархии до демократии или тирании, а также задавая правительство, выполненное с помощью карточек тех или иных политических курсов, вроде ускорения производства юнитов, увеличения доходов от торговли, боевой мощи солдат и других. Формы правления и правительство открываются по мере изучения социальных институтов.

В Civilization 6 война осталась важной частью геймплея, но теперь она стоит очень дорого и не является наилучшим способом решения проблем. Внедрена целая система поводов к войне, а также дипломатических штрафов за её объявление. Последствия от войны сказываются годами. Присутствует большинство самых известных юнитов каждой эпохи – от мечников и лучников, до кавалерии, пехоты, танков и самолетов. Юниты можно собирать в корпуса и армии, повышая их боевую мощь и здоровье.

Мультиплеер

Civilization 6 предлагает мультиплеер с таким же пошаговым геймплеем, как и в одиночном режиме, однако каждый ход ограничен по времени, так что решения надо принимать быстро. Цели не изменились, возможности игроков максимально сбалансированы. Также есть командный режим, в котором два игрока могут играть совместно против другой пары игроков.

Важные особенности

  • Игровой движок поддерживает смену дня и ночи, предлагает красочные эффекты;
  • Чудеса теперь занимают один гекс и имеют требования к типу биома – Пирамиды можно построить только на песке, а Оракул на холме.
  • У каждого ИИ-лидера появилась своя стратегия, сильные и слабые стороны, а также характер, благодаря чему они реагируют на действия или бездействие игрока;
  • Рабочие стали строителями и могут обработать только три гекса, но зато мгновенно. Они не строят дороги, их прокладывают торговые караваны автоматически.
  • Каждая эпоха предлагает набор из девяти видов Великих людей, способных продвинуть цивилизацию вперед. Это совершенно новая система, предлагающая каждой цивилизации равные возможности и глобально балансирующая геймплей.
  • Игра выйдет 21 октября 2016 года.
  • Ведущий дизайнер — Эд Бич (Ed Beach). Известен тем, что был дизайнером дополнений Gods & Kings и Brave New World для пятой Цивы, а также работал над ИИ.
  • Главный художник — Брайан Бусатти (Brian Busatti). Он также был художником в мобильной Civilization Revolution. Поэтому в шестой Циве такой «мультяшный стиль»
  • Главный продюссер — Деннис Ширк (Dennis Shirk).
  • А где, собственно, сам Сид Мейер? А он, как всегда — в названии игры!

Особенности

По утверждениям разработчиков «движок» шестой Цивы полностью новый и создан с нуля, а не косметически улучшенный от пятой. В отличие от большинства предыдущих начальных («Ванильных») версий игры, Civ VI будет сразу включать в себя ВСЕ игровые механики, которые раньше добавлялись только с платными DLC. То есть торговые пути , религия , археология , шпионаж , города-государства , туризм и работы великих людей будут доступны сразу. Как же бедная Firaxis будет на нас зарабатывать? Судя по тому, что в игре изначально 18 цивилизаций, то будут продавать нации по цене гамбургера;) Ну, и хотя все игровые механики были переделаны под новый движок, всё-таки геймплей в основном будет похож на таковой из пятой Цивы.

«Всё, что игрокам нравилось в пятой Циве, мы перенесли в шестую и добавили нового геймплея «, — Деннис Ширк.

«Самое важное, что вам надо знать, это то, что Civilization VI не использует предыдущий движок. Все механики, весь геймплей полностью заново переписан и переделан. Мы специально позоботились о том, чтобы геймплей бл гибко изменяем. Искусственный интеллект переписан с нуля использую те данные, что мы получили из пятой версии игры. Поэтому многие проблемы с боем будут решены», — Эд Бич.

Города

Города теперь на первязаны к одной клетке, а могу расползаться по всему радиусу города (как в Endless Legend). Некоторые здания могут быть построены в центральном районе города, а для других предётся строить специализированные районы. Кроме того, все чудеса теперь строятся тоже на отдельных клетках (опять же, как в Endless Legend). Для получения подробной информации посвящённую городам в шестой Циве:

Технологии

В общем-то наука работает также, как и в предыдущей версии, но каждая технология имеет так называемую «Эврику» (Eureka), цель или мини-квест — достигнув которую можно ускорить открытие этой технологии. Например, «встретить другую цвилизацию» или «построить карьер». Как только условие выполнено, вы получаете сразу 50% науки необходимой для открытия технологии (готов спорить, что это будет одним из первых параметров, которые будут править патчами после выхода игры)! При этом не важно, исследуете вы эту технологию или нет. Как и в пятой циве, обмениваться техами нельзя. Для более детальной информации милости прошу на .

Цивики (Социальные политики)

Социальные политики теперь очень похожи на дерево технологий: каждый новый цивик даёт возможность принять следующие, когда накопится достаточно культуры. Внутри каждого нового цивика может быть несколько дополнительных возможностей: социальные политики, районы, здания, чудеса и типа правления. Каждый типа правительства имеет несколько разноцветных слотов для политик и вы можете сами решать, какие политики помещать в эти слоты. Начальный типа правительства — вождизм (Chiefdom) — имеет только один военный и один экономический слот для политик. С открытием новых типов правительств вы сможете получить больше слотов. На данный момент известно четыре типа для слотов: военные, экономические, дипломатичесике и джокер (wildcard). Для более детальной информации милости прошу на .


Религия

Судя по всему религия в новой Циве будет работать точно так же, как и в пятой. Сначала пантеоны, потом пророк основывает религию. Можно будет обозвать свою религию по-разному, выбрать значок, а также различные верования и бонусы. Известно, что можно будет выбрать различные строения для вашей религии: мечеть, собор, синагога или просто молитвенный дом. Распространяться религия опуть же будет с помощью давления, как и в пятой циве. Все подробности — таблицы пантеонов и верований — можно найти на .

Дипломатия

В течении игры общение с другими цивилизациями будет меняться от примитивных первых взаимодействий, где конфликт является фактом жизни, к хитросплетеням альянсов и переговоров.

Civ VI использует принцип Casus belli . Другими словами, у вас будет меньше дипломатических штрафов, если у вас есть причины для войны. Если же вы объявите войну прежде чем осудите соперника (Denouncing), то она будет считаться «внезапной» («surprise war») и повлечёт за собой дополнительные дипломатические санкции.

В шестой Циве не будет мирового конгресса. Это одна из немногих механик пятой Цивы, от которой решили избавиться в продолжении.

«Мы полностью переделали то, как компьютерные соперники взаимодействуют с игроком. В прошлых версиях они действовали практически одинаково. Теперь же у ИИ есть ОЧЕНЬ разные ключевые моменты поведения, которые мы называем «Повестка дня» (Agendas). Повестка дня для каждого лидера в игре зиждется на исторических путям развития той или иной цивилизации. Некоторые «повестки дня» будут вам понятны сразу при встрече с цивилизацие. Другие, секретные, вы сможете выяснить только через шпионаж. Таким образом дипломатический ландшафт становится намного разнообразнее, » — Эд Бич.

«Скрытыми повестками дня может оказаться что-то типа «Любитель промышленности» или «Поклонник культуры». Вот такие базовые вещи. Например, вы генерируете много науки и это нравится скрытому любителю науки. Или наоборот, вы слишком много строите чудес и сопернику это не нравится, » — Деннис Ширк.

Слухи

Торговцы, послы и шпионы собирают слухи. Примерно также, как это было в пятой Циве, когда мы сажали шпиона в чужой город. Таким образом мы можем выяснить намерения другой цивилизации и её активность.

«В конце концов вы будете получать слухи обо всех действиях ИИ в свой цивилизации. Даже если у вас замечательные с ним отношения, всё равно надо держать руку на пульсе «, — Деннис Ширк.

Дипломатические делегации

Отправка делегации (стоимостью в 25 золотых) может незначительно повысить отношения с другими цивилизациями. Количество делегаций и послов (это разные вещи?) ограничено.

Шпионаж

Шпионы в шестой Циве будут реальными юнитами на карте. Однако их по прежнему можно будет и в города соперника отправить.

Повестка дня (Agendas)

Лидеры ИИ теперь следуют «повесткам дня» (Agendas), которые помогают влиять на их поведение. Каждый руководитель имеет фиксированную историческую повестку дня (см. в разделе «Цивилизации») и случайно сгенерированную скрытой. Некоторые примеры случайных скрытых повесток дня:

  • Лидер хочет иметь самый большой флот в мире.
  • Лидер хочет сосредоточиться на культуре в течении всей игры.

Торговые пути

Система торговых путей в шестой Циве аналогична той, что появилась в Civilization V: Brave New World. Торговец может создать постоянные торговый маршрут между двумя городами. Доход будет зависить от ресурсов, обрабатываемых городом и количества районов.

Однако, есть и несколько дополнений. Самое главное — торговцы теперь создают дороги на протяжении торгового маршрута! Кроме того, в интерфейсе замечено, что у торговцев теперь есть параметр силы. Видимо, теперь «грабить корованы» будет не так просто как в пятёрке.

Условия победы

В «Цивилизации 6» есть пять вариантов победы:

  • Военная: надо захватить столицы каждого соперника.
  • Научная: надо выполнить три условия:
    • Запустить спутник
    • Высадиться на Луне
    • Основать колонию на Марсе
  • Культурная: вы должны привлечь больше приезжих туристов, чем любая другая цивилизация будет иметь внутренних туристов у себя дома.
  • Религиозная: больше 50% городов во всех цивилизациях должны быть последователями вашей религии.
  • По очкам: у кого больше очков в конце игры (500 ходов на обычной скорости), тот и победун!

Отмечу ещё раз, что мирового конгресса в Civilization VI нет, соответственно и нет дипломатической победы.

Интерфейс

Точно известно, что полюбившийся многим 2D-режим карты останется в Civ VI! Так же как и оверлей данных под названием «Линзы» (Lenses). Если вы не курсе, что это такое, то, видимо, не играли в 2D режиме в пятой Циве. Эти линзы включались в нижнем правом углу около мини-карты.

Верхняя панель впоказывает счётчики науки, культуры, веры, денег, торговых путей, всех ресурсов (а не только стратегических), номер хода, часы реального времени, цивилопедию и меню настроек. Второй ряд кнопок лева сторона: исследования, социальные политики, правительство, религия, великие люди и шедевры. Правая сторона четыре небольшие иконки: дипломатия, города-государства, шпионаж и торговля. Справа в центре: иконки лидеров (тот, чей ход, слегка ниже находится), а на них — индикаторы для текущих отношений (войны и мира для Клеопатры и Тедди, соответственно).

Мини-карта (внизу слева) включает в себя элементы управления для наложения данных, переключения настроек карты (да-да, именно тут находится то, о чём в ближайшие несколько лет меня будут спрашивать под каждым видео: где включить отображение иконок ресурсов на карте?), «map pin функция, которая позволяет размещать маркеры на карте, а также переключение на 2D-режим, аналогичный тому, что был в пятой Циве. Многофункциональный экран (внизу справа) включает в себя кнопки действий для выбранного юнита, информация о городе, предварительный итог битвы и т.д.

Цикл дня-и-ночи

Да, теперь движок поддерживает смену времени суток. Правда, кроме визуальной радости никакого влияния на геймплей от того мы не получим. В настройках вы сами можете поставить: через какое количество ходов день будет сменяться ночью. И вообще эту опцию можно и не отключить.

Туман войны

Неизведанная территория и туман войны (территория, которая «не засвечивается» вашими юнитами) теперь выполнена в видео древней карты, нарисованной на пергаменте.

Вращение карты

Не знаю, на сколько это будет удобно в пошаговой стратегии и нужно ли вообще, но — да, теперь карта свободно вращается!

Цивилизации

В Sid Meier’s Civilization VI изначально 18 цивилизаций . Ещё одна — Ацтеки — бстанет доступна сразу после выхода игры всем, кто оформит предзаказ, а остальным — через три месяца. Кроме того, известно как минимум о ещё четырёх нациях, которые появятся в будущих аддонах.

Каждая цивилизация имеет пять уникальных свойств: фиксированную историческую цель (а также вторую скрытую сгенерированную случайным образом), уникальную способность , уникальный юнит , бонус лидера (который может быть способностью или другим уникальным юнитом) и уникальную инфраструктуру (это может быть здание, улучшение или район). Подробнее :

Варвары

Играют такую же роль, как и в пятой части. Однако изменён алгоритм нападения варваров: они посылают скаутов. Если скауты обнаруживают ваши города и возвращаются в лагерь варваров, то через некоторое время последает атака варваров.

«Варвары могут создавать разведчиков. Если вы не трогаете их лагерь какое-то время, он создает разведчика. Скаут исследует территорию, как и вы. Но он ищет подходящие цели. Если разведчик подобрался к вашем пригородам, значит он знает, что вы здесь, и он отправится назад, чтобы рассказать своим вождям о новой цели. Важно отслеживать это в игре. Вы можете подумать, «Ок, если скаут прошел от своего лагеря хода за 4, значит назад доберется не раньше, а потом они потратят еще 5-6 ходов на подготовку армии». Но на самом деле, через 10-15 ходов этот отчет разведчика может обернуться для вас проблемами. С другой стороны, вы можете предотвратить это. Вы можете послать какие-нибудь быстрые отряды на перехват и перекрыть ему дорогу домой. Варвары не стали просто мощнее. Это скорее вопрос стратегии. Варвары – не те, что прежде, они больше не бродят бесцельно по свету. Они немного умнее. Если они возвращаются, то приводят с собой армию из отрядов ближнего и дальнего боя. Варвары могут устроить вам тяжелые времена «, — Эд Бич.

- /10

"Телодвижения" в сторону казуализации предельно понятны и оправданы. Играть в это в 2018 году массовый потребитель не станет, но не потому что тупой, а потому что игровой процесс напоминает битьё мышкой себя по лбу. Начиная со средних карт игра превращается в кромешный ад микроменеджмента. Ты буквально с линзой шаришься по экрану в поисках каждого юнита, а их ещё 50 штук. Это просто идиотизм!

Я играл во ВСЕ Цивы, начиная с первой. Это худшая.

Все новое, что появилось в 6 части (кроме, пожалуй, дорог, которые теперь тянут торговцы, что логично) - это шаг назад.
- Идиотское дерево соц.политик. Мало того, что в нем трудно разобраться, так оно теперь не связано с наукой. Поэтому можно открыть компьютеры, например, не зная электричества. Серьезно?
- Идиотские чудеса. Насколько это была тема в предыдущих версиях, настолько они потеряли всякий смысл. Их стоимость и время производства непомерны, а эффекты незначительны. Из больше, чем 30 чудес, реально стоит строить 2 и еще штуки 3 имеют смысл для отд.наций. Соответственно, больше 80% чудес - нагромождение чуши. Некоторые требования для размещения чудес столь глупы, что ни одна нация их в итоге просто не может построить.
- Тяжелющая графика, причем выглядит Цив6 после пятой примерно как мультик Покахонтас после звездных войн.
- Религиозная победа только для игры одному, ведь ИИ настолько туп, что ему не хватает мозга ЛЮБЫМ военным юнитом казнить миссионеров и апостолов. У реальных соперников, ясное дело, мозгов хватит. Дипломатическая Победа в Civ5 имела больше смысла.

В общем, это твердая двойка. Позорное продолжение легендарной серии, сделанное чтобы выманить у фанатов деньги в память о былых времеНАХ.

Играл во все части кроме самой первой 90 года.
6 часть - самая худшая из всех.
1. Очень спорный стиль дизайна - рыжий дырявый древний пергамент.
После дизайна 5 части - просто убожество.
2. Интерфейс неоправданно перегружен бесполезной информацией, куча мелких цифр, при этом нужной информации часто нет даже в цивилопедии.
Особенно порадовала полосочка очков апгрейда военных юнитов - толщиной в 2 пикселя. Думаю большинство игроков даже не представляет об её существовании.
3. Игру делали очень странные люди.
Чего стоит только "осадная башня", которая апгрейдится в... медика!!
Сплошные каменные берега на пол-континента на которые тупо невозможно высадить пехоту!!
Весь гемплей сведён к тому, чтобы постоянно менять взад-вперёд разные социальные институты, по мере надобности, которых уже в середине игры набирается несколько десятков.
4. Варвары спавнятся каждый ход толпами и плодятся как кролики.
5. AI еще тупее чем в 5 - из-за усложнения механики. Могут осудить или даже обьявить войну только за то, что...ты не построил районы в городах!
6. Из-за надуманных милитаристских штрафов - нормально воевать не имеет никакого смысла. Проще настрогать миссионеров и выиграть религиозной победой или наукой.

1. Убрали зал славы. Тем самым отрезали приток новых фанатов игры, ведь в итоге утерян принцип соревновательности, побуждающий игрока к улучшению результата. Налицо стратегический кретинизм идеологов Фираксиса.
2.Бездарный подсчёт очков в направлении военной победы. Т.е. ты можешь обладать мощной и мобильной армией (пара БМП, пара ПТ-команд, несколько СРЗО (с прикреплёнными к ним воздушными шарами), Современный танк, стратегический бомбардировщик, современный истребитель, пара пулемётных рот, 2-3 атомные бомбы), но, если ты не захватил ни одной столицы и/или города-государства (например, двигаешься по пути религиозной или культурной, или научной победы), то, какой-нибудь из твоих соперников, имеющий, скажем, 60-70 боевых слонов, и только, будет оцениваться, как более лидирующий в направлении военной победы. Полная чушь. Давно пора создателям 6-й версии почесать свои тупые репы.
3.Тяжеловесность в завершении ходов в эндшпиле - каждый ход прокачивается не меньше минуты.

Знаком с серией достаточно давно, начиная с третьей части. Больше всего времени проводил в третьей и в пятой. От шестой немного разочаровался, а почему и не знаю - просто не затягивает она меня как предыдущие части. Развитие технологических веток, как показалось, упростили. Туман войны тоже нахожу не удобным. Играл за Россию с ее Петром, и что несомненно следует отметить - это музыка! Переделанная Калинка-Малинка доставляет и в тоже время не отвлекает. Про мультяшную графику ничего плохого сказать не могу. Не понравилось, что рабочий может сделать теперь только два улучшения и исчезает. Приходится их постоянно производить.

Недавний рост цен на биткоин сопровождался бумом «сенсационных» журналистских материалов, рассказывающих о его высоком энергопотреблении. Руководитель исследовательской группы в некоммерческой организации Coin Center (Вашингтон) Питер Ван Валкенбург развенчивает пять мифов об энергопотреблении биткоина, с которыми читатели могли столкнуться в интернете или на страницах газет.

Миф 1: Майнеры тратят бездну электричества, осуществляя бесполезные вычисления

Люди, не понимающие фундаментальную компьютерную технологию, лежащую в основе биткоина, предполагают, что единственное занятие майнеров - жечь электричество с целью обогатиться новыми биткоинами. Эти критики заблуждаются, но их можно понять, поскольку сам термин «майнинг» несколько вводит в заблуждение. Откройте white paper биткоина, выпущенный в 2008 году. На его страницах вы не найдёте термина «майнеры» применительно к людям, которых мы называемых майнерами в наши дни. Единственно, как в документе упоминается майнинг, - присутствует параллель с добычей (майнингом) золота; в целом автор white paper называет участников сети биткоина узлами (нодами). Термин «майнер» впервые всплыл в 2010 году на интернет-форуме BitcoinTalk, и какое-то время наравне с майнингом использовалось слово «чеканка» (minting). Когда за технологиями не стоят унифицированные корпорации или инвесторы, их совершенствующие и продвигающие, то термины, которые их описывают, органически возникают из недр сообщества пользователей. Майнинг - обманчивый термин, поскольку скрывает факты. Майнеры, то есть рудокопы или золотодобытчики, с серьёзными затратами выкапывают огромные ямы в земле, чтобы находить и извлекать на свет имеющие рыночную ценность металлы, минералы и драгоценные/полудрагоценные камни. Добывая эти ценности, они сжигают ресурсы. Несомненно, майнеры биткоина занимаются чем-то похожим, однако они с помощью фундаментальной новаторской технологии ещё и подтверждают действительность данных в компьютерной сети, осуществляющей работу механизма открытого консенсуса.

Можно дать исчерпывающее объяснение механизма майнинга, но лучше немного поговорим об открытом консенсусе. Он, бесспорно, полезен и не мог быть реализован в прошлом. Биткоин является не только активом, но и сетью связанных в интернете компьютеров, совместно ведущих учёт всех транзакций. Пользователь присоединяется к сети с помощью бесплатного программного обеспечения через устройство, имеющее выход в интернет. Далее компьютер позволяет ему посылать платежи в биткоинах на другие компьютеры и получать средства от других участников сети. Кроме того, компьютер помогает хранить и обновлять постоянно растущий список всех транзакций, именуемый блокчейном. Люди доверяют биткоину как средству сохранения стоимости и средству расчёта во многом потому, что могут видеть этот блокчейн и все транзакции за всю историю его существования (включая собственные).

Теперь вернёмся к вышеупомянутому открытому механизму консенсуса. В данном контексте консенсус означает всего лишь соглашение; мы просто пытаемся заставить группу компьютеров согласиться. Механизмы создания консенсуса нескольких компьютеров существуют с 1980-х. Эти старые механизмы позволяют, например, шести дата-центрам, принадлежащим IBM, синхронно хранить и обновлять важные для компании резервные данные. Сеть биткоина также хранит данные (транзакции) в кластере машин, и эти устройства должны поддерживать консенсус. Инновацией фундаментальной технологии блокчейн стал открытый механизм консенсуса. В нашем примере с группой компьютеров IBM только установленное число компьютеров (то есть шесть дата-центров) может участвовать в процессе одновременно, и только компьютеры, авторизованные IBM, могут присоединиться к работе (это своего рода внутрикорпоративная сеть). Механизм консенсуса биткоина позволяет участвовать бесчисленному числу компьютеров, и присоединиться может кто угодно (что в большей степени напоминает интернет). Это и подразумевается под открытым механизмом консенсуса. Именно поэтому люди говорят, что биткоин «децентрализован», и потому будет уместно назвать биткоин цифровой p2p-валютой в сравнении с централизованными цифровыми деньгами, созданными такими компаниями, как PayPal или Venmo, которые решают, кто вправе добавлять новые платёжные данные, и сами добавляют их. В старых закрытых механизмах консенсуса участники по очереди добавляют новые данные, и все они могут быть идентифицированы (и заранее известны). Если же число участников бесконечно, то как заставить их чередоваться и как можно узнать, что они не мошенничают? Именно здесь на сцену выходит майнинг биткоина. Каковы характеристики майнинга?

  1. Майнеры выбираются случайно, по принципу лотереи.
  2. Победитель выбирается каждые десять минут посредством алгоритма.
  3. Чтобы быть выбранным, необходимо осуществлять дорогую и верифицируемую вычислительную работу («лотерейные билеты» стоят немалых денег).
  4. Майнеры, пытающиеся ввести в блокчейн недействительные транзакции, не могут быть выбраны.

Этот механизм делает мошенничество неэффективным, поскольку майнеры платят высокую цену даже за то, чтобы получить право участвовать в лотерее, и теряют свой статус, если пытаются представить недействительные транзакции. Лотерея всегда остаётся честной, поскольку цена «билетов» увеличивается по мере того, как их покупает всё больше людей. Иначе говоря, майнеры вынуждены состязаться. Таким образом, если множество людей желает тратить вычислительные мощности на присоединение к консенсусу, то цена участия растёт вместе с ростом сложности необходимой вычислительной работы. Больший объём вычислений подразумевает большую потребность в электричестве. Соответственно, энергопотребление биткоина растёт.

Где-то эту систему можно рассматривать как «машину» Руба Голдберга (американский карикатурист и скульптор, известный карикатурами, в которых выдуманное сложное оборудование выполняет примитивные и никому не нужные операции - прим. ред .). Если вы рассматриваете её именно так, значит, вы начали понимать, что такое биткоин! Это действительно сложный механизм, но на сегодняшний день единственный, позволяющий большому числу не идентифицированных компьютеров соглашаться с общими данными. Таким образом, это единственный путь к электронным p2p-деньгам. Энергопотребление в данном случае какое угодно, но только не бесполезное, поскольку энергия идёт на защиту данных транзакций стоимостью в сотни миллиардов долларов. В отличие от энергии, используемой «майнером» золота, здесь электричество идёт на обеспечение «золотом» широкой публики: возникает сетевая инфраструктура p2p-платежей, доступная любому жителю планеты со смартфоном и выходом в интернет.

Миф 2: Энергопотребление будет расти по мере увеличения числа транзакций; если биткоин когда-либо масштабируется до глобальных уровней, то океаны закипят

Это в корне неверно. Мы уже выяснили, что энергозатраты на майнинг увеличиваются пропорционально интенсивности соперничества майнеров, а не числу подтверждённых транзакций. Подтверждение посредством цифровой подписи требует незначительного объёма вычислительной мощности. Не самый новый ноутбук способен верифицировать подпись за миллисекунды, и найти отражение этой работы в счёте за электричество едва ли возможно.

Почему возникает столь огромная конкуренция и соответствующие ей расходы? Причины чисто экономические. Сейчас цена биткоина высока, и каждые 10 минут один майнер получает 12 с половиной новых лучезарных монет. Это здоровое состязание, поскольку подразумевается, что усилия, направленные на поддержание сети, масштабируются автоматически с ростом ценности транзакционных данных в блокчейне. Таким образом, чем большая ценность перемещается в сети (её рост вызван тем, что индивидуумы оценивают стоимость выше, чем отражает цена), тем больше ресурсов вкладывается в сохранение данных.

Примечательно, насколько такая схема отличается от защиты данных, скажем, американского бюро кредитных историй Equifax и любой другой компании, работающей с огромным объёмом данных. Там усилия, затрачиваемые на сохранение информации, масштабируются в соответствии с оценкой руководством рисков и угроз.

Последнее замечание о состязании между майнерами. Со временем оно может ослабнуть. Каждые четыре года награда в виде новых монет уменьшается вдвое, и так будет происходить до тех пор, пока запас биткоинов не закончится. Майнеры продолжат работать, поскольку они также могут собирать комиссии за транзакции, но совокупный объём платежей, получаемый майнером-победителем, вероятно, будет меньше, чем сегодня, даже если цена биткоина продолжит расти. Награды меньшего размера будут подразумевать, что объём вычислительной мощности, вкладываемой в достижение успеха, будет сокращаться, а уровень энергозатрат - снижаться.

Миф 3: Транзакции, осуществляемые посредством кредитных карт, гораздо дешевле и менее энергоёмки, чем транзакции биткоина

Это сравнение яблок и апельсинов. Транзакция по кредитной карте не является полноценным, законченным переводом. Это лишь разрешение на оплату, начало запутанного «танца», в котором участвуют как минимум пять сторон (владелец карты, банк - эмитент карты, сеть карты, эквайринговый банк и получатель платежа). В конце концов (спустя дни или даже недели) авторизованный платёж пройдёт через всю эту сеть игроков. Процесс заканчивается, когда пользователь оплачивает операции по кредитной карте, и он однозначно не происходит моментально, по одному клику.

В отличие от этого биткоин-транзакция может считаться выполненной в тот момент, когда попадает в блокчейн. И она не проходит на своём пути громоздкие институции, аналогичные вышеназванным. Это правда, что майнер, поместивший транзакцию в блок, тратит некий объём электричества. Но он значительно меньше объёма электроэнергии, необходимого для полноценной деятельности как минимум трёх крупных финансовых компаний, которым приходится работать несколько дней, чтобы обработать транзакции по вашей кредитной карте.

Миф 4: Майнеры биткоина загрязняют окружающую среду и продолжат это делать

В использовании энергии самом по себе нет ничего плохого. Плохи парниковые газы, но не факт, что в обозримом будущем биткоин приведёт к увеличению их выброса. Кстати, если майнинг вдруг станет основной движущей силой энергопотребления на планете, то для окружающей среды это будет благом! Подобно тому, как революция в бытовой электронике привела в движение большие вычислительные мощности (явление, описываемое законом Мура), биткоин-революция способна стать катализатором аналогичного бума новаторских технологий в сфере экологически чистой энергии.

На долю производства алюминия приходится примерно 3% глобального энергоснабжения, однако мы не видим, чтобы СМИ били тревогу из-за корпусов ноутбуков так, как они делают это в связи с биткоином. Производство алюминия нечасто рассматривается как проблема, поскольку тяжёлая промышленность способствует эффективной работе сектора электроэнергетического сектора. Почему? Потому что тяжёлая промышленность - крупный потребитель, который всегда ищет самый дешёвый источник электричества. Тяжёлая промышленность в теории может базироваться где угодно, и плата за электричество, как правило, образует значительный процент её общих затрат. Расходы на электричество составляют 40-45% затрат индустрии производства химических продуктов (например, хлора) и 30-50% затрат сталелитейной и алюминиевой промышленности. Соответственно, тяжёлая промышленность (опять же в теории) станет базироваться там, где цены на электричество ниже.

Обычно спрос стимулирует предложение и вознаграждает тех, кто развивает более дешёвые варианты производства электричества. В последнее время это так называемая возобновляемая («зелёная») энергия: дешевле всего энергия солнца и ветра, от неё не сильно отстают геотермальная и гидроэнергия.

Однако для типичного собственника предприятия тяжёлой промышленности цены на электричество не всегда будут первостепенной заботой. Он вполне может обратиться к дорогой «грязной» энергии, если речь идёт о прибыли. Кроме того, предприятия предпочитают базироваться в тех странах, где находятся их клиенты, где ниже прочие затраты, а правительства их субсидируют, стремясь стимулировать рост производства.

Цены на электричество более важны для майнеров, чем для типичных представителей тяжёлой промышленности. Счета за электричество могут составлять 30-70% расходов «добытчиков» криптовалют. Зато майнерам не приходится думать о местонахождении своих клиентов и решать логистические задачи. Цифровые по своей природе, биткоины имеют лишь два фактора производства - электричество и аппаратуру, и «доставлять» их по миру гораздо проще, чем, например, сталь. Один майнер перевёз свою ферму через все Штаты, на северо-запад страны, поскольку там доступна дешёвая энергия гидроэлектростанций. По его словам, «оно того стоило». По этой же причине майнеры выбирают Исландию или другие страны с избыточными электрическими мощностями. На земле вулканов и водопадов можно найти не только прекрасные виды, но и изобилие геотермальной и гидравлической энергии. Если майнинг действительно начнёт потреблять большие объёмы электричества в глобальных масштабах, то вызовет революцию «зелёной» энергии. Закон Мура прежде всего относился к невероятному прогрессу в материаловедении, но он также учитывал невиданный спрос на вычислительные мощности, стимулировавший этот прогресс и позволивший сделать изучение и развитие полупроводников прибыльным занятием. Если мы хотим увидеть аналогичную революцию в энергии, нам следует болеть за биткоин. Факты таковы, что сейчас сеть биткоина каждые 10 минут обеспечивает вознаграждение в размере $200 000 человеку, способному найти самую дешёвую энергию на планете, которая может оказаться и самой экологичной. Время, потраченное на поиск, того стоит.

Миф 5. Со временем эффективность майнинга будет уменьшаться

Мы уже знаем, что расход энергии не будет расти параллельно увеличению числа биткоин-транзакций. Энергопотребление может оставаться стабильным или даже уменьшаться, несмотря на стремительный рост их числа. Сейчас биткоин-сообщество пытается создать сети второго уровня или новые открытые механизмы консенсуса, которые позволят осуществлять тысячи и даже миллионы транзакций в секунду.

Существуют разные подходы к решению проблемы масштабирования. Lightning Network и аналогичные инфраструктуры платёжных каналов нацелены на то, чтобы производить групповые платежи для нескольких транзакций, записывая в сам блокчейн лишь две транзакции, и обеспечивают автоматизированный контроль, избавляющий от необходимости полагаться на честность человека, осуществляющего групповой платёж. Другие разработчики экспериментируют с новыми открытыми механизмами консенсуса, потенциально способными осуществлять значительное масштабирование, уменьшая при этом энергозатраты. Не стоит забывать, что механизм консенсуса биткоина содержит встроенную лотерею, в которой майнеры соперничают за приз. Также стоит помнить, что цена каждого «лотерейного билета» определяется посредством верифицируемых вычислений. Эти вычисления называются доказательством выполнения работы (Proof-of-Work), поэтому и механизм консенсуса биткоина часто называют PoW. Разработчики эфириума в свою очередь сейчас экспериментируют с механизмом консенсуса на основе доказательства доли владения (Proof-of-Stake) под названием Casper. При такой схеме работы майнеры (или валидаторы) по-прежнему состязаются за приз в лотерее, но на этот раз доказывают, что владеют неким объёмом криптовалюты (или её долей) в блокчейне. Возможно, более уместно называть их акционерами, а не майнерами, но кто знает, какое название приживётся и будет ли доказательство доли владения столь же надёжным и эффективным, как доказательство выполнения работы.

Единственное, в чём стоит быть уверенным, - это в том, что в сфере цифровых валют нет недостатка в инновационном мышлении, а значит, криптовалютная революция может оказаться гораздо более «зелёной», чем мы предполагаем.

За последние несколько месяцев в СМИ и в социальных сетях все чаще стала подниматься тема криптовалют и всего, что с ними связано. Если раньше технологией блокчейн и майнингом (добычей криптовалют при помощи обычных компьютеров или майнинговых ферм с набором видеокарт под управлением специального програмного обеспечения) интересовались и зарабатывали на них по большей части только программисты, люди со специальным техническим образованием, то сейчас эта ситуация изменилась в корне. Майнингом и скупкой видеокарт для него занялись самые обычные люди, что с одной стороны повлекло за собой рост основных криптовалют, а с другой, резко увеличило риск потери вложенных средств среди тех, кто в этом мало разбирается. Журналисты сайта телеканала «Звезда» выяснили у экспертов, что такое майнинг и какой риск в себе несет увлечение криптовалютами для обычных людей.

Михаил Чобанян, основатель bitcoin-агентства KUNA рассказал о перспективах майнинга и о том, когда закончится код биткоина.

«Сейчас майнит (от английского глагола mine - добывать), наверное, даже бабушка у себя дома, по определенному тарифу. Это уже проблема. Второе... как бы правильно ответить, чтобы политкорректно было. Спрос настолько велик на майнинг, что даже непрофильные люди, до конца не изучив тематику, инвестируют деньги в видеокарты и оборудование, а дальше по ходу будут разбираться. На фабриках, которые производят чипы для видеокарт, безумные предзаказы. Осталось месяца полтора-два, когда все эти чипы и видеокарты попадут на рынок, и, соответственно, очень резко все начнут майнить. Даже если сейчас вы захотите начать майнить, вам оборудование никто не продаст, потому что его физически нет. Нужно ждать минимум два месяца. Когда это все случится, будет очень интересное время. Сложность майнинга усилится очень быстро, и, соответственно, у кого дорогое электричество или неправильно настроено оборудование, или неправильную валюту он там выбрал, то он будет не очень конкурентоспособным. И очень интересно будет посмотреть, как цена отразится на этом безумном всплеске. Поэтому будет веселое время, конец лета будет интересно наблюдать.

Такой всплеск интереса, разумеется, на руку производителям видеокарт. Раньше некуда было продавать видеокарты, а теперь просто десятками тысяч отгружают, еще и предзаказы уже оплаченные. Но это точно не заговор производителей видеокарт. Начинается безумный спрос, безумные заработки, и мошенники, нечистые на руку люди, конечно, всплывают. Золотое правило - если вам кто-то что-то обещает гарантированно связанное так или иначе с криптовалютой, то посмотрите человеку в глаза и задумайтесь, нужно ли вам это. Потому что вам никто ничего не должен гарантировать, здесь гарантий никто не дает. С майнингом то же самое, никто не знает, что произойдет в конце лета. Однозначно сложность вырастет до небес, а как это отразится на цене, никто не знает. Просто если цена не изменится, то львиная доля тех, кто вошел, ничего не заработает, потому что сложность будет настолько большая, что все вернется на окупаемость, какой она была полгода назад. Когда, условно говоря, окупалось за год, а не за три-четыре месяца, как сейчас».

Также эксперт поделился своими мыслями насчет того, когда закончится код биткоина.

«Он закончиться не может, мы не доживем до того, как закончится эмиссия биткоина. Это будет 2139-2140 год. Думаю, мы с вами не доживем. Но майнинг продолжится. Сейчас майнит определенное количество видеокарт в мире. А через месяца два их будет раза в три больше. Соответственно, у всех будет такая логика - нужно их куда-то пристроить, чтобы они начали себя окупать. Они заполонят все, и произойдет выравнивание на всех рынках».

Павел Салас, генеральный директор eToro Russia&CIS, поделился с сайтом телеканала «Звезда» подробностями того, как происходит майнинг.

Сейчас это стало популярно в связи с самой популярностью криптовалют. Чем больше компьютеров появляется, тем больше мощность нужна для того, чтобы можно было запечатать этот блок... сейчас есть майнинговые фермы, то есть большое количество оборудования, и компьютеров, и видеокарт, которые используются для этого. Одни из самых больших таких ферм находятся в Китае, причем рядом с гидроэлектростанциями, то есть у них очень дешевое электричество. Это целый ангар, который оснащен всем этим оборудованием, там поддерживается специальная температура, и 24 часа в сутки компьютеры стараются подобрать код быстрее других компьютеров в сети, чтобы расшифровать блок и получить прибыль с этого. Соответственно, рядовому человеку сейчас уже пытаться майнить такие популярные криптовалюты как биткойн или эфириум достаточно сложно. Но с учетом того, что сейчас уже около трехсот разных криптовалют, если не больше, есть те, которые майнить пока еще можно, пока еще прибыльно. Люди пытаются влезть туда.

Разумеется, сейчас майнинг происходит за счет видеокарт, потому что считает быстрее, чем основной процессор компьютера. Поэтому акции компаний NVidia и AMD очень сильно подскочили. Та же NVidia планирует в конце этого года представить специальную аппаратуру для майнинга, это восемь видеокарт со специальным процессом, и это может уже самостоятельно майнить криптовалюты.

Люди, которые видят, что деньги практически ускользают у них из рук, пытаются как-то влезть и тоже получить кусочек пирога. Есть другие, более ушлые люди, которые видят, что есть большой спрос, с удовольствием сделают какое-нибудь предложение, которое может облегчить жизнь, и по дороге они получат деньги, не рискуя ничем. Потому что майнинг сопряжен с какими основными рисками? С тем, что стоимость аппаратуры просто не окупится. Минимальная стоимость криптовалют, даже если она пойдет вниз, будет стоить по большому счету стоимости аппаратуры плюс электричество».

Однако, Павел Салас предостерегает - занимаясь криптовалятами и майнингом на уровне любителя, можно легко стать жертвой мошенников:

«Когда есть спрос, будет и предложение для тех людей, которые ни за что хотят получить кусок денег еще быстрее. Эти консультанты... тут спорный вопрос. Я не могу сказать за всех, но, если конкретно выбирать, то можно понять, дурит он голову или нет. Надо понимать, чему он научит. Он научит купить компьютер, определенные видеокарты, скачать определенную программу, чтобы начать майнить? Если он будет учить этому, то в принципе здесь он не дурит голову, продает просто знания, для того чтобы человек мог сам заработать. Если же другие консультанты, которые, например, дают часть своего компьютера в лизинг или аренду, чтобы другие люди майниили на них, но они при этом сами выплачивают компенсацию в криптовалюте, а эти люди не видят ничего, что происходит на компьютере реально, то вот это уже ближе к тому, что дурят голову и пытаются создать пирамиду. Потому что один из главных моментов в блокчейне - это прозрачность. Если нет прозрачности в процессе, не видишь, что происходит, за что платишь деньги, за что получаешь их обратно, то здесь и возникают самые большие риски».

Такого же мнения придерживается и Сергей Лоншаков - визионер Airlab, блокчейн-разработчик. Он также рассказал сайту телеканала «Звезда» о том, что будет с майнингом в ближайшее время.

«Майнинг был все годы, - технологии блокчейн и криптовалюты, прибыльным. Это всегда было прибыльно, а сейчас когда о технологии блокчейна поговорили даже Владимир Путин с Виталиком Бутериным (основателем второй по капитализации валютной сети Etherium), это стало вызывать у людей серьезную заинтересованность. Этот небывалый всплеск продолжается уже ровно последние пол года. Уже были волны, всплеск доходности майнинга, первый всплеск доходности был, когда первые айсики (ASIC - специализированное оборудование для решения задач, необходимых для майнинга) начали производиться для майнинга биткоина и тогда доходность на этом оборудовании превышала все возможные смелые ожидания людей по вложениям. Эффективность майнинга доходила до 1000 %. Но эти волны быстро гасятся большим количеством людей, которые сразу вовлекаются.

Сейчас именно это и происходит, и биткоин вырос в несколько раз за последний год с нижних плашек с 700 долларов до 2700, и Etherium с 15 долларов до 300. Сейчас люди просто заходят на сайт и по расчету прибыльности видят, что видеокарта, купленная за 15 тысяч рублей, им принесет за год 60 тыс. рублей дохода. Но здесь нужно учитывать, что таких людей которые зашли сейчас и посмотрели, что прибыльность прямо в этот момент у видеокарты составляет 4 раза, они должны понимать, что сейчас зашло примерно миллион людей по всему миру и когда много новых мощностей подключится к сети все равно повысится ее сложность и доходность будет не такой, как они ожидают. Я вот о чем переживаю, что люди сейчас совсем ажиотажно бросились на майнинг, не имея абсолютно никакой компетентности, а потом будут разочарованы, потому что они относятся к майнингу как к дополнительному виду дохода. Это не так, майнинг - это только для тех, кто готов профессионально этим заниматься».



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: