Рабочая программа по воспитательной работе "солнышко". Материально – техническое обеспечение. педагогами дополнительного образования

В полисе всегда двое застрахованных : взрослый и ребенок

Возраст Застрахованного взрослого : от 18 до 70 лет

Возраст Застрахованного ребенка (на начало страхования): от 6 месяцев до 18 лет

Сроки страхования : от 5 до 24 лет и до наступления возраста 18 — 25 лет

Порядок оплаты взносов : регулярными взносами — ежегодно, один раз в полгода или ежеквартально.

Страховая сумма :
Минимальная страховая сумма 150 000 руб.
Минимальный страховой взнос 15 000 руб. в год

Сегодня карьера, заработок, общественное положение напрямую зависят от полученного образования. Дать хорошее образование ребенку — долг всех родителей.

Где же взять средства? Можно, конечно, что-то продать, где-то занять... Существует и иной, очень рациональный способ накопления — программа страхования жизни родителей в пользу ребенка «Солнышко». Она поможет безболезненно для бюджета семьи К НУЖНОМУ МОМЕНТУ накопить солидную сумму вне зависимости от непредвиденных обстоятельств — смерти или инвалидности застрахованного родителя.

Например :

Женщина 25 лет.

Ее малышу еще только полгода, а она уже задумывается о том, как накопить на образование сыну.

Срок программы страхования 18 лет.

Гарантированная страховая сумма по Базовой программе 300 000 руб.

Ежегодный взнос 15 588 руб.

Внесенная сумма за 18 лет 280 584 руб.

Накопленная сумма с учетом возможного дополнительного дохода 416 000 руб.

По желанию взрослый может быть дополнительно защищен на случай смерти по любой причине. При таких печальных обстоятельствах ребенку выплачивается Страховая сумма сразу после смерти родителя в течение срока страхования. При этом действие программы продолжается, и ребенок получит страховую выплату в конце срока договора еще и по Базовой программе.

Хорошим дополнением к программе «Солнышко» станут программы страховой защиты ребенка и взрослого от несчастного случая.

1. Дополнительное страхование от несчастных случаев в трудные минуты жизни обеспечит Вас средствами для восстановления здоровья и дальнейшего участия в программе «Солнышко».

При наступлении несчастного случая наш Клиент может рассчитывать на страховую выплату в случае следующих событий:

— телесные повреждения Застрахованного в результате несчастного случая;

— госпитализация Застрахованного в результате несчастного случая;

— инвалидность Застрахованного в результате несчастного случая;

— смерть Застрахованного в результате несчастного случая.

2. Дополнительное страхование детей от несчастных случаев дает Вам возможность получения страховой выплаты, если Ваши дети (от двух лет) получат серьезные травмы
(телесные повреждения или тяжкие телесные повреждения). А в случае госпитализации ребенка Вам одновременно заплатят за каждый день пребывания на стационарном лечении по прогрессивной шкале выплат в течение 120 дней.
.
3. Освобождение от дальнейшей оплаты страховых взносов в случае инвалидности

Жизнь, к сожалению, иногда бывает жестокой. Если по какой-либо причине наступает инвалидность взрослого Застрахованного (I или II степени), но при этом в договор страхования жизни «Солнышко» была включена дополнительная опция «Освобождение от уплаты страховых взносов в случае инвалидности», Компания берёт на себя обязанность «уплачивать взносы ЗА КЛИЕНТА». При этом все условия страхового договора остаются в силе. Клиент, таким образом, располагает всеми выгодами в том же объёме, как если бы он сам платил страховые взносы. За ним также остаётся право на начисление дополнительного дохода по Полису.
Дополнительные опции можно сразу включить в договор страхования или добавить их в ходе действия Базовой программы.

Дополнительный доход.

По страховому полису может начисляться дополнительный доход , который выплачивается при наступлении страхового случая в составе страховой суммы или при расторжении договора страхования в составе выкупной суммы. Дополнительный доход начисляется при благоприятном результате инвестиционной деятельности Страховой компании.

Компания «Дженерали ППФ» предлагает Клиентам, заключившим договор страхования жизни, дополнительные опции - индексирование (защита от инфляции) и ренту .

Защита от инфляции.

Программа защиты средств Клиента Компании от инфляции - индексация - это увеличение страхового взноса с соответствующим увеличением страховой суммы. На основании заявления клиента, по решению Компании в условия страхового полиса включается возможность ежегодной индексации страхового взноса.

По окончании срока действия договора Компания предоставляет Застрахованному право выбрать способ получения страховой выплаты - единовременно (одним платежом) или в рассрочку, в виде выплаты ренты .
Условия выплаты Ребенок, ставший к тому моменту взрослым, сможет выбрать сразу же после окончания срока действия полиса.
Возможность получения выплаты в виде ренты (стипендии) поможет удержать выросшего юного клиента от незапланированных трат.

ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО»
для социально-психологической
адаптации детей в начальной школе

Программа «Солнышко» - это 4-летний курс для детей начальной школы, включающий два основных раздела: «Самосознание» и «Взаимоотношения». Главные темы этих разделов - чувства, эмоции, общение, поведение, отношение к себе и к окружающим, взаимодействие в малых группах.
В основе курса лежит идея уникальности, необычности каждого человека.
Идея создания программы «Солнышко» для начальной школы появилась в 1991 году. В школе возникла потребность в решении таких практических задач, как нахождение позитивных методов воспитания и развития детей начиная с 6-летнего возраста; формирование жизненно необходимых навыков; предупреждение социальных отклонений. Проведенный совместно с американскими коллегами семинар, посвященный позитивным методам развития молодежи (Positive Youth Development Seminar), стал отправной точкой для создания программы «Солнышко».
В течение 8 лет она проходила проверку в школе № 1205.
В 1999 году программа была представлена на городском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года» и позволила ее автору стать финалистом этого конкурса. В этом же году программа начала внедряться в образовательных учреждениях Юго-Западного округа г. Москвы, так как появилась острая потребность в подобных материалах для начальной школы.
В настоящее время «Солнышко» частично или полностью используется примерно в 30 образовательных учреждениях округа. Как показала практика, занятия эффективны не только в обычных, но и в коррекционных классах. В школе № 1205 программа сохранила свою актуальность до настоящего времени и стала важной составляющей эксперимента «Развивающая среда в начальной школе», проводимого Институтом новых технологий.

Цели

Обеспечение адаптации детей к школе, к классу, к учителям.
Развитие самосознания ребенка, обучение анализу своих чувств, своих поступков.
Обучение успешному взаимодействию детей друг с другом, с учителями, с родителями.
Реализуя цели программы, мы воспитываем и развиваем в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения:
уважать себя, опираться на самого себя, исходить из своих реальных возможностей;
эффективно взаимодействовать, общаться;
справляться с волнениями и стрессом;
делать выбор и принимать решения;
критически мыслить;
сопротивляться и противостоять.

Методы

Для раскрытия каждой темы используются:
дискуссия, обсуждение;
мозговой штурм (принятие без обсуждения любой версии решения вопроса);
работа в парах;
рисунок;
игра (детям объясняется, что игра - это не только способ получить удовольствие, но и возможность чему-либо научиться);
драматизация (разыгрывание различных ситуаций);
работа в малых группах.
Очень важно и желательно, чтобы в занятиях активное участие принимали не только дети, но и учителя: выражали свое мнение по разным вопросам, делали рисунки, играли, работали в малых группах. Иными словами, важно постараться выстроить партнерские отношения между детьми и взрослыми, показать возможность существования этих отношений наряду с авторитарными, имеющимися в большинстве классов.

Правила

Общение и взаимодействие учеников и учителей происходит по определенным правилам. Эти правила должны быть приняты совместно и вывешены в классе. Регулируя дисциплину, учитель может и должен обращаться к ним. Для детей правила сформулированы следующим образом:
1. Поднимай руку (если хочешь спросить).
2. Слушай (будь внимателен).
3. Не унижай других (не кривляйся, не смейся).
4. Будь на своем месте (не толкай, не прикасайся к другим).

Материалы

Создать особую атмосферу урока помогает игрушечное ярко-оранжевое солнышко на веревочке - символ урока «Солнышко» вывешивается на доску. Пушистая игрушка, одетая на руку ведущего, - Фази (в переводе с английского - Пушистик) помогает налаживать контакт с маленькими детьми, вводить «скучные» правила, организовывает внимание учеников. Кроме того, используются небольшие легкие цветные мячи, стимулирующие детей отвечать на трудные вопросы; несколько небольших пушистых игрушек; различный бумажный материал и рисунки, изготовленные ведущим.

Приемы и навыки ведущего

Такие приемы и навыки должны помочь детям быстрее стать активными участниками урока. К ним относится приветствие: игрушечный Фази здоровается с ребятами, широко разводя руки в стороны и наклоняя вперед голову, - ребята дружно отвечают ему тем же. Таким же образом ребята приветствуют своего классного руководителя, а он отвечает так, как ему хочется, но, как правило, таким же поклоном, непременно улыбаясь.
Таким образом, урок «Солнышко» начинается с улыбок, с символических объятий, с позитивного настроя на диалог между всеми участниками учебного и воспитательного процесса. Другой прием, зарекомендовавший себя на уроках «Солнышко», - это «бесшумные аплодисменты»: любой ребенок или все вместе могут похвалить или одобрить других, подняв вверх обе руки и совершая быстро повороты кистями. Такие «аплодисменты» никому не мешают работать, нравятся детям, создают атмосферу тепла и доброты в классе. Психологи, ведущие программу, могут применять собственный арсенал приемов и средств, способствующих успешному взаимодействию на уроках.
Ведущий занятий «Солнышко» должен стремиться к созданию благоприятного положительного климата в классе, то есть такой обстановки, где любят, поддерживают друг друга, где ребенок чувствует себя хорошо, спокойно, уверенно. Для этого ведущий должен владеть тремя основными навыками:
1. Безусловное принятие ребенка - не на словах, а на деле. Ребенок должен быть уверен, что ему хотят помочь, что его присутствие здесь желательно.
2. Умение слушать - кивать, улыбаться, использовать контакт глаз.
3. Умение эффективно управлять детским коллективом с помощью логических умозаключений, соглашений, контрактов, групповых методов решения проблем. (Не унижать, не кричать, не стучать, не топать ногами.)
Учитывая применение тренинговых элементов в программе «Солнышко», эти занятия лучше проводить лично психологу при участии классного руководителя. Уроки «Солнышко» для психолога - это также возможность лично контактировать со всеми детьми начальной школы, активно наблюдать каждого ребенка и корректировать его поведение прямо на уроке. Участие классного руководителя на уроке обеспечивает тесный контакт психолога с ним, что облегчает их взаимодействие, позволяет оперативно вырабатывать совместные планы коррекции детей с отклонениями в поведении. Каждый урок «Солнышко» дает огромный диагностический материал и для психолога, и для классного руководителя; последний будет лучше и глубже знать свой класс.
Программу «Солнышко» лучше реализовывать, проводя уроки, вставленные в сетку расписания.
В 1-м классе - 1 раз в неделю; во 2, 3, 4-м - 1 раз в две недели (наполняемость классов - 25–30 человек). Делить класс для занятий на подгруппы без определенной цели не стоит, так как класс рассматривается как целостная малая группа, где происходит формирование коллектива и есть возможность корректировки взаимоотношений между одноклассниками.
Уроки «Солнышко» проводятся преимущественно в игровой форме, благодаря чему они имеют разгрузочную функцию по сравнению с обычными уроками и дополнительно мотивируют учащихся, делая обучение в школе более привлекательным. Иногда в начале адаптации (чаще в 1-м классе) урок «Солнышко» - единственный для ребенка значимый предмет в школе.
Необходимо также отметить, что содержание программы может быть изменено или дополнено в соответствии с реальными потребностями или запросами, возникающими в школьной жизни. Можно и нужно использовать проблемный материал, актуальный для данной конкретной группы детей или одного ребенка. В программе также есть логически завершенные части, позволяющие использовать ее не целиком, а выборочно. Например, можно ограничиться циклом занятий для 1-го класса, если ставится такая практическая цель, как обеспечение адаптации первоклассников к школе. Отдельно можно использовать цикл занятий для 4-го класса, обучая детей законам работы в малой группе, облегчая их взаимодействие.
Оценить эффективность программы «Солнышко» трудно. Однако необходимо отметить практически 100%-ную адаптацию детей-первоклассников к обучению в школе к концу 1-го класса (оценивалась по «Методике изучения социально-психологической адаптации детей к школе» Э.М.Александровской. М., 1983). Уроки «Солнышко» также помогают адаптироваться новым ученикам и детям с повышенной тревожностью, неуверенных в себе. Часто такие дети именно на этих уроках делают первые шаги по преодолению страхов и тревог, начинают раскрываться для себя и для окружающих.
Ежегодно в каждом классе для получения обратной связи проводится анкетирование, содержащее в себе вопрос: «Нужен ли вам урок «Солнышко»?» Отвечают «нужен» 100 %. Так как программа направлена также на предупреждение социальных отклонений (темами для обсуждения могут быть такие, как курение, применение наркотиков, алкоголизм и т.д.), то мы надеемся, что с ее помощью будет достигнут и профилактический эффект.
Программа способствует созданию, сохранению и поддержанию в школе здоровой атмосферы.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ И
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

1-й раздел - Самосознание (в дальнейшем каждая тема этого раздела помечена сокращением - С.). Основным содержанием этого раздела является: анализ человеческих чувств, эмоций, отдельных умений, поведения, ценностей; развитие умения анализировать самого себя; начало формирования образа «Я» как основы развития жизненно необходимых навыков.
2-й раздел - Взаимоотношения (в дальнейшем каждая тема этого раздела помечена сокращением - В.). Основным содержанием этого раздела является: анализ и развитие навыков бесконфликтного общения в семье, в классе, в малой группе (4–6 человек); обучение законам работы в малых группах как в роли лидера, так и в роли подчиненного.
Деление на два раздела условно, так как, во-первых, темы 1-го и 2-го разделов чередуются по мере готовности детей их воспринимать. Во-вторых, развитие самосознания происходит также через анализ взаимоотношений ребенка. В-третьих, чувства, эмоции, с которых начинается изучение 1-го раздела, всегда характеризуют, сопровождают, окрашивают любые взаимоотношения ребенка.
Ниже представлены тематические планы и краткое содержание каждого урока с 1-го по 4-й класс начальной школы. В Приложении даны конспекты некоторых уроков программы и общие рекомендации к построению уроков. Перед детьми ставится основная цель программы «Солнышко»: изучение самого себя.
Предполагается, что каждый урок по программе «Солнышко» будет подробно спланирован самим ведущим урока с опорой на предложенные тематические планы, методы и средства и с учетом специфики класса, запросов детей, педагогов, родителей, администрации образовательного учреждения. Учебно-методический и дидактический материал указан в списке литературы.

1-й КЛАСС
1 занятие в неделю.
Всего - 30 занятий

1.С. Введение в курс «Солнышко». Ознакомление детей с основными правилами, целями, задачами, ведущими курса. Игра «Испорченный телефон» как тренировка соблюдения правил
(см. Приложение).
2.С. Повторение правил курса. Идея необычности, уникальности каждого. Обсуждение вопроса: «Есть ли кто-то другой, полностью похожий на вас?» Предложить нарисовать и обсудить то, что заставляет ребенка считать себя необычным. Важность идеи необычности. Устроить на доске выставку детских рисунков.
3.С. Необычность и сходство каждого. Обсуждение вопроса: «Чем мы все похожи?» Важность сходства интересов, мнений, вкусов.
4.С. Доверие. Опасные шаги откровенности. Установление отношений доверия и открытости на уроке «Солнышко». Обсуждение вопроса: «Почему есть риск в том, чтобы доверить другим свои мысли?» Особое соблюдение правила «Не унижай!». Дети по очереди отвечают на вопросы: какая у тебя любимая еда, фильм, цветок, телепередача...; кто самый хороший человек в мире; что ты делаешь, когда тебе грустно, весело, страшно...; каким тебе больше хочется быть - богатым, известным или счастливым и т.д. Вопросы заранее подготовлены и сложены в коробку с названием «Риск».
5.С. Опасные шаги откровенности. Продолжение. Дать «рискнуть» каждому ребенку. Поощрить откровенность.
6.С. Опасные шаги откровенности. Окончание. Выводы о ценности доверия в классе, в котором еще учиться 10 лет.
7.С. Разные человеческие чувства. Обсуждение вопроса: «Что такое чувства?» Предложить детям представить, что у людей нет чувств. Кто такой бесчувственный человек? Чувства-состояния (голод, холод, боль) и чувства-переживания (грусть, радость, любовь). Примеры. Игра «Море волнуется» - изображение чувств. Научиться распознавать разные чувства.
8.С. Чувство гнева. Научить детей распознавать у себя и у других чувство гнева. Обсуждение вопросов: «Сердимся ли мы? Что мы делаем, когда сердимся? На кого из ребят класса кто-либо сердился? Как он себя вел?» Мимика сердитого лица: показываем и рисуем.
9.С. Игра «Испорченный телефон» - передаем «сердитое», но не обидное слово. Почему я сержусь? Попросить каждого вспомнить, нарисовать и рассказать, когда он в последний раз сердился и почему. Хорошо или плохо - сердиться? Ведущий рассказывает о том, как он сам сердился, и спрашивает ребят, можно ли было в этой ситуации не сердиться. Чувствовать гнев - это нормально! Ненормально - обижать другого, когда сердишься.
10.С. Как преодолеть гнев. Мозговой штурм - записать все предлагаемые способы справиться со своим гневом. Ведущему подсказать свои способы. Предложить придумать хороший выход из своей ситуации.
11.С. Чувство грусти. Игра «Испорченный телефон» - передаем грустное слово. Научиться распознавать чувство грусти. Мимика грустного лица. Рисунок «Я грущу». Примеры вслух.
12.С. Как перестать грустить. Мозговой штурм - все варианты записать на доске. Всегда ли в жизни нужно пытаться развеселиться или развеселить другого, когда грустно?
13.С. Чувство радости. Игра «Испорченный телефон» - передаем радостное слово. Мимика радостного лица. Рисунок «Мое счастливое лицо». Игра «Рассмешить партнера».
14.С. Умение радоваться за себя и за других. Круг доверия: «Я был счастлив, когда...»; «Однажды я сделал так, что другой человек был счастлив...»; «Почувствовать себя счастливым мне помог...». Игра «Море волнуется».
15.С. Как доставить радость другим? Мозговой штурм. Игра «Видеотелефон» - передаем изображение чувства без слов, при помощи мимики.
16.С. Чувство страха. Игра «Испорченный телефон» - передаем страшное слово. Мимика страха. Обсуждение: «Чего мы боимся?» Ответы фиксируем на доске. Дать высказаться каждому в классе, включая ведущих. Сделать вывод, что многие боятся одного и того же. Рассказать о страхах тела - когда мы боимся нанести вред своему телу, о страхах разума - эмоциональном страхе. Привести примеры. Рисунок «Я боюсь...» или «Я боялся...». Работа в парах - поменяться с соседом рисунками и рассказать ему о своем страхе и способах с ним справиться.
17.С. Полезно или вредно чувства страха? Мозговой штурм. Ответы фиксировать на доске. Сделать вывод: «Страх полезен - он предупреждает об опасности, вредно много бояться. Важно уметь справляться со своими страхами».
18.С. Как побороть страх? Мозговой штурм. Все ответы фиксировать на доске. Учитель добавляет свои способы. Рисунок своего страха как один из способов его преодоления. Рассказ о страхе как способ его преодоления. Игра «Путаница» - вместе нам не страшно!
19.С. Чувство стыда. Игра «Видеотелефон» - повторение ранее пройденных чувств. Обсуждение: «Что такое стыд?» Рассказы детей: «Мне было стыдно, когда...» Примеры ведущих. Мимика стыда. Рисунок самого себя. Это приятное чувство?
20.С. Как поступать так, чтобы не было стыдно? Ведущий рассказывает короткую новеллу по теме и предлагает придумать такой выход, чтобы герою не было стыдно. Обсуждение в классе. Игра «Море волнуется».
21.С. Стыд как регулятор нашего поведения. Обсуждение вопросов: «Нужно ли нам чувство стыда? Зачем? Хорошо или плохо испытывать стыд?» Сделать вывод, что чувство стыда сигнализирует нам о том, что мы неправильно поступаем. Разбор возможных ситуаций в классе. Обсуждение в парах.
22.С. Многообразие чувств. Игра «Видеотелефон». Назвать пять пройденных чувств: гнев, грусть, радость, страх, стыд. Назвать другие чувства. Представить мир без чувств. Сделать вывод о важной роли чувств. Важность умения правильно проявлять свои чувства.
23.С. Многообразие чувств. Мы научились распознавать пять наиболее встречающихся чувств (повесить картинки с изображением разных чувств на доске). Игра в мяч: рассказать, при каких обстоятельствах учащийся в последний раз испытывал чувство, которое написано на верхней полоске мяча.
24.С. Умение распознать, оценить, выразить разные чувства. Необходимость их выражения. Самое главное, доброе, красивое, большое чувство на Земле - любовь. Ведущий рассказывает сказку о «теплых пушинках» (см. Приложение). Теплые пушинки дарили друг другу сказочные человечки в знак уважения и любви. Дети распознают чувства, о которых идет речь в сказке. «Теплые пушинки» - проявления любви. Что в нашей жизни играет роль «теплых пушинок»? Деятельность: «теплые пушинки» жестами, без слов; «теплые пушинки» - добрые слова.
25.С. Комплименты как «теплые пушинки». Игра «Испорченный телефон» - передаем «теплое» слово. Ведущий объясняет, что такое комплимент, учит детей делать честные, правдивые комплименты, учит детей получать комплименты. Круг доверия: «Мне приятно, когда... Мне нравится, как ты делаешь... Мне нравится быть с тобой, потому что...»
26.С. Рисунок как «теплая пушинка». Обсуждение: «Всякий ли рисунок может быть «теплой пушинкой»?» Деятельность: рисунок как «теплая пушинка» в подарок любому человеку в классе.
27.С. Игры как «теплые пушинки». Обсуждение: «Всякая ли игра может быть «теплой пушинкой»?» Играем по выбору детей.
28.С. Праздники как «теплые пушинки». Вспоминаем праздники этого года.
29.С. «Теплые пушинки» в нашем классе. Предлагают дети и объясняют, почему. Игра по выбору детей.
30.С. Итоги. Игры. Прощание до следующего года.

2-й КЛАСС
1 занятие в 2 недели.
Всего - 16 занятий

3-й КЛАСС
1 занятие в 2 недели.
Всего - 16 занятий

1.С. Введение. Повторение целей и задач курса. Анкета: «Нужен ли мне урок «Солнышко»? Зачем?» Игра «Испорченный телефон».
2.В. Важность и необходимость дружбы (умения дружить). Анализ анкет. Наши планы на год. Обсуждение вопросов: «Что такое дружба? Нужна ли она? Зачем? Много ли у вас друзей? Сколько должно быть друзей? Чем отличаются друзья от приятелей?» Передача по цепочке рукопожатия как символа дружбы.
3.С. Качества друга. Образ «супердруга». Мозговой штурм. Назвать все качества, которые должен иметь самый лучший на свете друг - супердруг. На доске ведущий рисует силуэт намеренно кривого человечка. Обсуждение: «Много ли мы имеем этих качеств? Все ли они нам необходимы? Что, по-вашему, самое главное? Почему на доске супердруг нарисован таким кривым и некрасивым?»
4.В. Я и мои друзья. Рисунок «Облака дружбы» Нарисовать облако для каждого из друзей. В середине облака написать те основные качества, которые ты ценишь в друге. Игра парами: вдвоем показать без слов то качество, которое ты ценишь в друге. Класс отгадывает.
5.В. Дружба в классе. Обсуждение: «Есть ли дружба в классе? Что для этого нужно? Что мешает дружить?» Игра «Электрический ток».
6.В. Игры, помогающие дружить. Обсуждение: «Всякая ли игра помогает дружить?» Игры в классе по выбору ребят: «Испорченный телефон», «Электрический ток» и пр.
7.В. Игры, помогающие дружить. Передача мягких мячей в заданной ведущим последовательности. Соблюдение правил. Помощь. Взаимовыручка. Внимание. Доброжелательность. Обсуждение трудностей.
8.С. Ценности. Мозговой штурм: «Что такое ценности? Какие бывают ценности?» Мои ценности. Общечеловеческие ценности. Ценности нашего класса. Ценности нашей школы.
9.С. Ценности. Материальные и духовные. Примеры детей с доказательствами.
10.С. Игра «Коробочка ценностей». Наполняем коробочку ценностями.
11.С. Мир моих ценностей. Выписываем на листок. Круг доверия.
12.С. Поведение. Хорошее и плохое поведение. Примеры детей. Разные точки зрения на одно и то же поведение. Демонстрация иллюстраций, на которые можно взглянуть по-разному: молодая или старая женщина; индеец или эскимос; три или четыре карандаша. Вывод: оценка поведения не должна быть жесткой и однозначной (см. Приложение).
13.С. Ответственное поведение. Объясняет ведущий. Предлагаются для обсуждения ситуации, в которых надо поступить ответственно.
14.С. Ответственное поведение. Обсуждение ситуаций, предложенных ведущим и детьми.
15.С. Ответственное поведение. Окончание.
16.С. Итоги. Выводы. Игры. Пожелания на следующий год.

4-й КЛАСС
1 занятие в 2 недели.
Всего - 16 занятий

1.С. Введение. Повторение целей и задач курса. Наши планы. Игры «Это Я», «Испорченный телефон».
2.В. Работа в больших группах. Класс делится на две команды. Игры в двух командах. Обсуждение сложностей работы в больших группах.
3.В. Малые и большие группы. Важность умения работать в малой группе. Деление на малые группы случайным образом, но организованно. Организованность как один из основных компонентов успешной работы в группах. Дети рассаживаются по группам в разных углах класса (5–6 групп).
4.В. Плюсы и минусы работы в малой группе. Мозговой штурм. Игра «Рисунок на спине» в малой группе.
5.В. Организованность, сотрудничество, поддержка (сокращенно ОСП) - основные принципы успешной работы в группах. Обсуждение. Деление на группы случайным образом. Работа в малых группах. Общий рисунок одним карандашом по очереди. Анализ успешности групповой работы
(см. Приложение).
6.В. Работа в малых группах. (В дальнейшем каждый раз ребенок попадает в новую для него группу.) Практикум. Создание проекта любимого места отдыха (рисунок). Анализ успешности групповой работы. Понимание значимости вклада каждого в общую работу.
7.В. Работа в малой группе. Повторение основных принципов работы в группе - ОСП. Деление класса на группы по предложенному ранее образцу каждый раз осуществляет кто-нибудь из детей. Подготовка к праздничному коллажу. Проект праздничного уголка.
8.В. Умение зависеть друг от друга. Обсуждение. Лидеры и подчиненные. Квадраты сотрудничества. Каждой группе ведущий предлагает собрать разрезанные на мелкие детали 5 квадратов. Эти детали поделены между всеми участниками группы. Собрать хотя бы один квадрат без обращения к другим ребятам невозможно. Анализ успешности работы.
9.В. Эмоциональный настрой в группе. Мозговой штурм: «Что можно группе сделать, чтобы настроиться на работу?» Ведущий предлагает перед выполнением группового задания сделать несколько несложных упражнений: придумать название группе; придумать общий для группы символический жест и вместе продемонстрировать его. Важность начала работы и сплочения группы.
10.В. Работа в малых группах. Практикум «Узнай меня получше». Написать о себе на листочке 2 правды и 1 неправду - все остальные в группе угадывают. Знание друг друга помогает работе в группе.
11.В. Умение распределить роли. Групповое поздравление. На доске фиксируется список ролей, необходимых для составления поздравления. Распределение ролей. Групповая работа. Анализ успешности.
12.В. Умение распределить роли. Представление сказки группой без слов так, чтобы все остальные отгадали и сказку, и представленные роли. Условие работы в группе - участие всех без исключения.
13.В. Творчество группы. Составление рассказа группами из одного и того же набора слов (7–8). Радость совместного творчества.
14.С. Умение сделать выбор и принять решение. Мозговой штурм: «Какие решения мы принимаем? Важно ли уметь делать выбор?» Показать на простом примере технику принятия решения. «Вы потерялись в зоопарке». Все предложения фиксируются на доске. Взвешиваются и анализируются. Выбираются наиболее подходящие с учетом всех последствий.
15.С. Многообразие выборов. Ответственное решение. Ведущий предлагает решить проблемную ситуацию в малых группах. Анализ на доске.
16.С. Подведение итогов года и всей программы. Отзывы и пожелания детей.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Начать урок следует с традиционного приветствия: повесить на доску яркую игрушку, изображающую солнышко; достать и надеть на руку куклу, с помощью которой вы будете вести урок и общаться с детьми. Вы и кукла здороваетесь по очереди с детьми и с учителем при помощи вашего особенного приветствия, принятого на ваших уроках.
2. Ведущий называет новую тему урока или напоминает старую. В последнем случае желательно, чтобы дети вспомнили ее сами. Важно отметить и показать значимость изучаемой темы.
3. Игровая разминка с обязательным объяснением цели игры. Детям сложно долго оставаться на одном месте и внимательно слушать друг друга или взрослого. Поэтому можно в игре потренироваться соблюдать правила (например, игра «Испорченный телефон» или любая подобранная вами игра с правилами). Также с помощью игры можно подготовить детей к восприятию новой темы. Иногда бывает полезно сделать любые упражнения на тренировку таких познавательных функций, как внимание и память.
4. Основная теоретическая часть. Сложный материал объясняется самим ведущим. Дети подкрепляют ваши объяснения своими примерами. При общении с детьми используйте легкий мячик или игрушку: бросьте мячик ребенку после того, как зададите ему вопрос. Полезно также при объяснении использовать технику «мозгового штурма», когда принимаются любые детские предположения и ответы, а затем совместными усилиями отбираются самые подходящие и точные.
5. Практическая часть. Ведущий проводит упражнения или игры, подтверждающие прозвучавшие выше теоретические объяснения.
6. Выводы делает ведущий вместе с детьми и еще раз обращает внимание детей на важность изучаемой темы или состоявшегося разговора.
7. Традиционное прощание. Ваш кукольный помощник машет детям ручкой и говорит «До свидания». Ведущий прощается со всеми детьми и их учителем, благодарит их за участие и предлагает ученикам, не успевшим высказаться на уроке, подойти к нему отдельно (лучше сразу на ближайшей перемене).

1-й КЛАСС
1-й урок

Тема . Введение в курс «Солнышко».
Цель . Ознакомление детей с основными правилами, целями, задачами, ведущими курса.
Методы . Рассказ, диалог, обсуждение, игра в «Испорченный телефон».
Материалы . Игрушечное яркое солнышко на веревочке; пушистая игрушка, надетая на руку ведущего (к ручкам игрушки необходимо прикрепить жесткие палочки - тогда вы сможете свободной рукой манипулировать игрушкой и она «оживет»); красочный плакат с правилами для детей, изготовленный ведущим заранее.

ХОД УРОКА

Ведущий здоровается с детьми и представляется. Он сообщает детям о том, что сегодня будет необычный урок, который называется «Солнышко». На доску вывешивается игрушечное солнышко. Детям предлагается ответить на вопрос: «А какое бывает солнышко?» Ведущий выслушивает все ответы и объясняет, что на нашем уроке тоже должно быть тепло и уютно. Выясняется, что теплая атмосфера урока будет зависеть от всех присутствующих на уроке детей и взрослых.
Представляются основные ведущие урока: психолог, классный руководитель (далее на уроке классный руководитель делает то же, что и ребята) и другие. Из пакета извлекается пушистая игрушка, надевается на руку ведущего и представляется как Фази, что в переводе с английского означает Пушистик. Игрушка оживает в руках ведущего, широко разводит ручки, наклоняется вперед, открывает большой рот и произносит: «Привет!» Дети разучивают приветствие, отвечая Фази тем же, и приветствуют по-новому своего классного руководителя.
Фази знакомится лично с каждым ребенком класса и лично приветствует классного руководителя: дети сидят на своих местах, а Фази спрашивает имя каждого ребенка, гладит ручкой, предлагает подружиться.
Ведущий сообщает о главной цели урока: «Мы будем изучать самих себя! Будем учиться относиться к себе и к другим бережно, с уважением, с достоинством». Ведущий просит каждого показать самого себя: некоторые дети дотрагиваются до себя рукой, некоторые стучат себя в грудь. Фази показывает себя ребятам, тихонько гладя себя ручкой. Обсуждается вопрос, почему лучше делать так.
Фази предлагает ребятам свои правила - ведущий вывешивает их на доске:
Никого не обижай, никого не унижай!
Слушай внимательно!
Хочешь сказать, подними руку!
Будь на своем месте!
Прежде чем прочитать правила, ведущий предлагает ребятам подумать, а нужны ли правила в нашей жизни вообще, может быть, можно обойтись без них? Чтобы лучше думалось, ведущий предлагает ребятам сесть ровно, закрыть глазки и заглянуть внутрь самого себя; тот, кто готов ответить, может открыть глаза. На примерах детей и взрослых мы убеждаемся, что жизнь без правил невозможна, и читаем правила Фази. Фази старается сопровождать чтение показом каких-либо движений. Дети повторяют движения за игрушкой.
Ребятам предлагается потренироваться в соблюдении правил: поиграть в «Испорченный телефон». Особо подчеркивается обучающая роль игр на уроках. Ведущий делит детей на две команды, объясняет, что нужно по цепочке передать шепотом словечко так, чтобы оно не изменилось и не потерялось. Последний ребенок в цепочке сигналит высоко поднятой рукой, когда «получит» слово.
Ребенок, которому должны «передать» слово, делает вид, что спит. Каждый передающий должен «разбудить» другого, делая это бережно и осторожно. Таким образом мы тренируемся соблюдать два правила: «никого не обижай» и «слушай внимательно». В конце игры проверяются слова, особо отмечаются дети, «разбудившие» других тихонечко, поглаживая по голове, по плечу.
Ведущий обещает подобные тренировки в дальнейшем, говорит, что мы только познакомились с уроком, напоминает основную цель - «изучение самого себя» - и прощается с ребятами. Фази машет всем ручкой.

СКАЗКА О ТЕПЛЫХ ПУШИНКАХ
Материал к урокам 24, 25, 26, 27, 28, 29

Когда-то давным-давно, очень далеко отсюда существовала страна, которая называлась «Страной теплых пушинок». Люди в этой стране были очень счастливы, потому что при рождении каждый из них получал волшебный мешочек с теплыми пушинками.
Люди очень любили дарить пушинки друг другу. Как только они замечали друг друга, они сразу же доставали теплую пушинку из мешочка и отдавали ее. Это означало: «Я рад встрече с тобой; ты очень хороший; я тебя очень люблю...» Пушинка была мягкой, разноцветной, теплой. На ладони пушинка сразу начинала расти, становилась большой, сверкающей, переливалась всеми цветами радуги. Человек сразу же чувствовал тепло, внимание и заботу другого.
Но однажды над счастливой страной пролетала на своей метле злая крючконосая и горбатая ведьма. Полетала она, полетала, приземлилась, топнула ногой и сказала: «Не бывать этому!» Ведьма рассердилась и наложила на страну пушинок страшное заклятье. Люди стали думать, что запас пушинок скоро кончится, и поэтому перестали делиться ими. Люди начали чувствовать себя плохо, болеть и даже уменьшаться в размерах.
Злая ведьма не хотела, чтобы люди совсем исчезли. Кому же тогда делать гадости и продавать свое зелье? Она придумала новый план. Ведьма дала каждому мешочек, внешне очень похожий на мешочек с теплыми пушинками. Но вместо пушинок в нем были холодные, злые, острые колючки, которые заставляли людей чувствовать пустоту, холод, раздражение.
Люди перестали уменьшаться в размерах, но чувствовали себя очень несчастными и покинутыми.
К счастью, в один прекрасный день в эту страну прибыла добрая фея. Это она давным-давно подарила людям мешочки с пушинками. Она снова стала их дарить, но люди отказывались их брать. И только дети верили доброй фее и продолжали брать у нее теплые пушинки. И происходило чудо: всякий раз, когда ребенок брал пушинку, заклятье переставало на него действовать. Дети приносили пушинки взрослым, и заклятье исчезало!
Вскоре вся Страна теплых пушинок снова стала самой счастливой страной на свете.
А злая ведьма исчезла однажды ночью, никто не знает куда. Говорят, что она просто лопнула от злости.

2-й КЛАСС
7-й урок

Тема . Разные человеческие чувства. Обобщение.
Цель . Подвести итоги по ранее изученному материалу. Сделать вывод: «Чувства - наши помощники».
Методы . Обсуждение, ответы на вопросы, игры.
Материалы . Оранжевое игрушечное солнышко; мягкая пушистая игрушка по имени Фази, надетая на руку ведущего; мягкий небольшой мяч; 4–5 заранее приготовленных небольших рисунка человеческого лица с разной мимикой (грусти, страха, гнева, радости, стыда).

ХОД УРОКА

Ведущий вывешивает на доску оранжевое солнышко и объявляет о начале урока. Из пакета появляется Фази и надевается на руку ведущего. Ведущий и Фази традиционно приветствуют детей и учителя, разводя руки в стороны и улыбаясь.
Ведущий сообщает детям о том, что на нашем необычном уроке их ждет сегодня необычная контрольная работа: сначала мы будем отвечать на трудные вопросы, а потом будем рисовать, но не на бумаге и не карандашом! По ответам и рисункам детей мы сегодня постараемся понять, чему ребята научились на уроках «Солнышка».
Но сначала детям предлагается поразмяться и поиграть в игру «Это Я!». Напоминаются правила игры: ведущий задает вопросы; если вопрос касается тебя, то встань и скажи «Это Я!»; произносить ответ нужно дружно, с оглядкой на тех детей, которые тоже встали; ответив, нужно быстро сесть на место и быть готовым к следующему вопросу. Вопросы могут быть, например, такими:
Как называют человека, который не испытывает никаких чувств? (Бесчувственный.)
Испытывать разные человеческие чувства - это хорошо или плохо? (Это нормально!)
Зачем нам нужны чувства? Что они означают? (Чувства наши помощники, они часто нас предупреждают о наших ошибках, об опасности, рассказывают о наших отношениях с людьми.)
Что означает страх? (Предупреждает об опасности.)
Что означает стыд? (Что я сделал что-то не так.)
Что означает радость? (Что происходит что-то хорошее.)
Что означает волнение за другого человека? (Что ты его любишь.)
Ведущий и Фази хвалят детей за ответы.
Ведущий напоминает, что мы научились правильно изображать и распознавать чувства. Предлагается игра «Море волнуется» Дети, стоя, раскачивают руками и произносят: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - чувство радости (грусти, страха, стыда...) замри ». Фази хвалит наиболее удачную и выразительную мимику детей.
Ведущий делит учеников на 3–5 команд (по 4–5 человек). Дети встают друг за другом так, чтобы можно было свободно дотронуться рукой до впереди стоящего. Ведущий объясняет, что сейчас дети по цепочке от последнего к первому будут рисовать лицо человека с определенной мимикой указательным пальцем на спине впереди стоящего. Последний, стоящий в цепочке, получает от ведущего заранее приготовленный рисунок и никому его не показывает. Детям объясняется, что вместо ластика можно использовать ладошку. Последний ребенок копирует рисунок на спине впереди стоящего, тот, в свою очередь, рисует то, что понял, на спине следующего и т.д. Когда же очередь доходит до первого, то он берет мел и рисует то, что понял, на доске. Так работают все команды. В итоге ведущий и дети определяют мимику каждого нарисованного лица и сверяют полученные и заранее приготовленные рисунки. Ведущий подчеркивает сложность проделанной работы и хвалит детей.
Ведущий еще раз вместе с детьми делает вывод о важной роли чувств в жизни каждого человека. Чувства - наши помощники!
Ведущий и Фази прощаются с детьми.

3-й КЛАСС
12-й урок

Тема . Поведение. Хорошее и плохое поведение. Разные точки зрения.
Цель . Научить детей понимать поведение других людей, пробовать встать на точку зрения того человека, поведение которого оценивается. Помнить о том, что может существовать и другая точка зрения, отличная от вашей.
Методы . Обсуждение, игры.
Материалы . Солнышко, Фази, иллюстрации с неоднозначными изображениями - молодая или старая женщина, индеец или эскимос, три или четыре карандаша.

ХОД УРОКА

Ведущий вывешивает игрушечное солнышко на доске и объявляет о начале урока. Ведущий и Фази традиционно приветствуют детей и учителя.
Ведущий предлагает игру «Это Я!» (описание игры в предыдущем уроке). Можно задать детям следующие вопросы:
Кто сегодня пришел в школу?
Кто в нашем классе ученики?
Кто в нашем классе учителя?
Кто в нашем классе мальчики?
Кто в нашем классе девочки?
Кто сегодня хотя бы раз улыбнулся?
Кто готов работать на уроке «Солнышко»?
Ведущий записывает на доске тему «Поведение» и предлагает детям привести примеры хорошего и плохого поведения (желательно своего).
Далее ведущий приводит свой пример:
«На пути к школе вы встретили плачущего ребенка. Он плакал, потому что его любимая кошка застряла на дереве. Вам хотелось бы залезть на дерево и снять кошку, но тогда вы непременно опоздаете в школу. А учительница накануне предупредила, что будет проверка и обо всех опоздавших будет доложено директору. Она всех просила не подводить класс. Вам противна мысль, что вы оставите плачущего мальчика, зная, что можете помочь ему, поэтому вы решаете остаться и достать кошку». Вопрос к детям: «Это хорошее или плохое поведение?» Ведущий кидает мягкий мячик желающим ответить. Как правило, дети высказывают разные мнения.
Ведущий приостанавливает обсуждение и говорит о том, что нельзя спешить с выводами о поведении человека, так как поведение можно оценивать с разных точек зрения. Причем могут быть по-своему правы и те и другие люди. Дети рассматривают картинки, подготовленные ведущим. Ребята понимают, что одни и те же изображения люди могут воспринимать по-разному.
Ученики вместе с ведущим делают вывод: «Оценивая поведение другого человека, нельзя спешить с выводами, надо постараться понять его. Необходимо помнить, что существуют разные точки зрения».
Ведущий благодарит ребят и прощается с ними.

4-й КЛАСС
12-й урок

Тема . Организованность, сотрудничество, поддержка - основные принципы успешной работы в группах.
Цель . Познакомить детей с основными принципами успешной работы в малых группах и поупражняться в их выполнении.
Методы . Обсуждение, групповая работа.
Материалы . Мягкий небольшой мяч, листы бумаги А4 (по количеству групп), по одному карандашу для каждого ребенка.

ХОД УРОКА

Ведущий на доске пишет три буквы - ОСП и обещает их расшифровать.
ОСП - это три самых важных принципа для успешной работы в группе. Дети легко разгадывают букву «О» - организованность, так как с этим принципом они знакомились раньше. Постепенно с помощью ведущего ребята разгадывают остальные буквы: «С» - сотрудничество, «П» - поддержка. Одновременно дети соглашаются с тем, что соблюдение этих принципов крайне необходимо. Во время общения с детьми используется мягкий мяч, который кидается отвечающему.
Ведущий предлагает разделиться на группы и поупражняться в соблюдении этих принципов. Выясняется, сколько в классе человек и сколько будет групп численностью 4–5 человек. Например, должно быть 5 групп. Один из детей делит класс на группы, сообщая каждому ребенку номер одной из пяти групп. Затем другой ученик указывает те парты, вокруг которых должны собраться группы для выполнения упражнений. Дети организованно собираются в указанных местах. Ведущий подчеркивает, что весь предыдущий алгоритм действий - реализация принципа организованности.
Психолог объясняет суть предстоящего упражнения: на одном листе ребята будут рисовать одно и то же животное (название будет сообщено позже) по очереди, передавая по часовой стрелке лист после каждой команды «стоп». Ведущий дает каждой группе задание, просит приготовиться и начать. Примерно каждые 5–6 секунд звучит команда «стоп». Лист передается по кругу. Ребята рисуют животное, стараясь соблюдать указанные принципы.
После окончания упражнения ведущий собирает рисунки, развешивает их на доске, анализирует успешность работы, анализирует соблюдение принципов. Ведущий обобщает проделанную работу и прощается с детьми, поблагодарив их за работу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Project Sunshine. Sylvia Pfannenschmidt, Community Counseling Services, Inc., 130 N. Walnut Street, Bucyrus, Ohio 44820, USA.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – М., 1990.
3. Игры для интенсивного обучения. Под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Прометей, 1991.
4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1997.
5. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины: Тренинг. – М.: Генезис, 1997.
6. Мой мир и я. Учебное пособие. Подготовлено под рук-вом д-ра Джун Хо Сьюка . – Международный фонд образования, 1994.
7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996.
8. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
9. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной . – М., 1991.
10. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. – СПб.: Кристалл, 1997.
11. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.
12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.
В 4 т. – М.: Генезис, 1998.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД УРАЙ

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УРАЙ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому направлению развития детей

№9 «Солнышко»

Программа

« Солнышко в ладошках»

Воспитатель: Галямина О.Н.

г. Урай, 2012

  1. Пояснительная записка программы
  2. Содержание и механизм реализации программы
  1. Условия реализации программы
  2. Этапы реализации программы
  3. Перспективное планирование
  1. Мониторинг
  2. Литература
  3. Приложения

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Солнышко в ладошках» является программой художественно- эстетической направленности, созданная на основе методических пособий Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Рисуем и познаем окружающий мир. Екатерина Горбачёнок – автор составитель «Я учусь рисовать» шаг за шагом

Мы живем в Ханты - Мансийском автономном округе, основным достоянием которого является удивительный край лесов, рек, озер и болот. Человек, осваивает окружающий природный мир. Потребность знать свой край, в котором живешь, должен каждый человек, будь то взрослый или ребенок.

Необходимо пробудить интерес к изучению родного края у тех, кому осваивать и беречь нашу землю в 21 веке.

Внимательное бережное отношение к природе должно стать нормой поведения каждого человека на Севере. Изучать свой край - значит, ежедневно узнавать новое о жизни округа из книг и газет с помощью телевидения, но главное через непосредственное общение с живой природой. Природа – это мир, который начинают познавать с детства. А значит, крайне важно научить ребенка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать то, что связано с понятием «родной край» живой природой. Больше половины территории округа занимают леса и болота, на которых целые плантации ягод, цветов. Животный мир округа богат и разнообразен насекомыми и животными.

С помощью взрослых ребенок постигает красоту заката и осеннего леса, пробуждение природы весной после долгой, холодной зимы. Он обращает внимание на удивительное сочетание красок, совершенство форм, органичность и целесообразность явлений природы.

Каждый ребенок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", - утверждал В.А.Сухомлинский.
Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность является одной из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как она связана с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Цель

Развивать творческие способности, способствовать формированию у детей чувство прекрасного, развивать воображение, самостоятельность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие.

Задачи кружка

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, сформировать интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами.

Закрепить у детей знания материалов с которыми можно работать, уметь ими правильно пользоваться. Развивать мелкую моторику рук у детей. Совершенствовать навыки работ с различными материалами.

Условия реализации программы

Данная программа рассчитана на реализацию, на младшую, среднюю, старшую группу с детьми 3-6 лет и предполагает:

  • кружковая деятельность проходит в течение 15 минут в младшей группе один раз в неделю, в течение 20 минут в средней группе, в течение 25 минут в старшей группе в соответствие с требованиями САН ПиНа);
  • Программа «Солнышко в ладошках» рассчитана на три года (младший, средний, старший дошкольный возраст). Для успешного освоения программы численность в кружке составляет 12 человек. Кружок проводится четыре раза в месяц с сентября по май.

Учебно-тематический план

Возрастная группа

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество в неделю

Количество в год

Кол-во детей в группе

младшая

15 мин

1 раз

15 мин

32 – 8 ч.

средняя

20 мин

2 раз

40 мин

32 – 9 ч. 60 мин.

старшая

25 мин

2 раза

50 мин

32 – 1 ч. 92 мин.

Этапы реализации программы

Кружок в младшей группе

1 этап (февраль - 2013 года) –

2 этап (февраль – май 2013) – внедрение и вовлечение в кружковую деятельность детей младшего дошкольного возраста, корректировка программы работы;

3 этап (февраль – май 2013) – внедрение в кружковую деятельность детей младшего дошкольного возраста, по изобразительной деятельности, анализ результатов работы, формулирование выводов;

Кружок: в средней группе

планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, мониторинг;

– внедрение и вовлечение в кружковую деятельность детей среднего дошкольного возраста, корректировка программы работы;

внедрение в кружковую деятельность детей среднего дошкольного возраста, по изобразительной деятельности, анализ результатов работы, формулирование выводов;

Кружок: в старшей группе

1 этап (сентябрь - 2013 года) – планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, мониторинг;

2 этап (октябрь 2013 – май 2014) – внедрение и вовлечение в кружковую деятельность детей старшего дошкольного возраста, корректировка программы работы;

3 этап (сентябрь 2013 – май 2014) – внедрение в кружковую деятельность детей старшего дошкольного возраста, по изобразительной деятельности, анализ результатов работы, формулирование выводов;

Перспективное планирование

Кружок: «Солнышко в ладошках»

Кружок в младшей группе

Месяц

Февраль

Тема

Программное содержание

Знакомство с изобразительными материалами (карандаши, кисточки, фломастеры, маркеры, восковые мелки, гуашь, акварель)

Продолжать формировать умение обмакивать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки.

Знакомство с гуашью (с основными теплыми и холодными тонами)

Вызвать интерес к работе с краской гуашь.

Цвет - как средство выразительности рисунка

Учим смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (оранжевый, розовый, голубой).

Мои любимые рыбки

Совершенствовать умение делать отпечатки ладоней и дорисовывать их до определенного образа (рыбки). Развивать воображение и творчество.

Март

Цветы в подарок маме «Тюльпаны» (превращение ладошки)

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа

Цветы «Астры»

Учить рисовать детей методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть.

Волшебное пятно

Напомнить об основных правилах, которые надо соблюдать при рисовании. Учить дорисовывать краской пятна разной формы, дорисовывая детали (желтое пятно-цыпленок, солнышко).

Веселые портреты

Учить детей превращать пятна в портреты, фломастером дорисовывать черты лица, а также галерею животных.

Апрель

Птица «Лебедь» (превращение ладошки)

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони, дорисовывать их до определенного образа (лебедь)

Космический коллаж:

1) космическое небо

Развивать фантазию, желание создавать что-то, используя нетрадиционные техники (набрызг разными цветами гуаши).

2) космические звезды

Научить детей использовать трафареты и поролоновыми тычками для создания космических тел.

3) космический дождь

Закрепляем навык рисования пальчиками и ватными палочками.

Май

Осьминожки

Развивать у детей чувства цвета, учить выполнять рисунок не только кистью, но и пальцами рук. Развивать эстетическое восприятие.

Одуванчики:

1) весенние цветы

Учить рисовать способом тычка по контуру цветы одуванчики. Расширять знания о первых весенних цветах.

2) желтые одуванчики в траве

Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы (большие и малые овалы и круги), учить располагать цветы по всему листу бумаги.

Пушистые одуванчики

Продолжать учить рисовать способом тычка одуванчики, используя белую гуашь.

Кружок: в средней группе

Месяц

Тема

Программное содержание

Октябрь

Путешествие по радуге

Познакомить детей со свойствами цвета, с теплыми и холодными цветами, используя их в преображении окружающего мира.

Осенние листья

Познакомить с техникой печатания листьями

Осенняя сказка

Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати

Ноябрь

Осенняя сказка

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Совершенствовать умение работать в различных техниках.

Дерево (набивкой)

Продолжать знакомство с тычковым методом. Изображаем крону дерева – сосна, береза.

Ноябрь-Декабрь

Гусеница, осьминожки (рисование ладошками)

Продолжать учить рисовать пальчиками и ладошками. Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок пальцами и кистью.

Декабрь

(Рисование + аппликация)

Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из различных журналов.

Декабрь-Январь

Сказочный персонаж

Развивать самостоятельность в поисках способов изображения сказочного образа. Развивать воображение.

Январь

Снегири на ветке

Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Учить детей рисовать снегирей, используя метод тычка.

Январь

Заяц (в осенний и зимний период)

Совершенствовать умения и навыки в работе с нетрадиционными техниками. Метод тычка (жесткой полусухой кисточкой)

Зайка-побегайка (в движении)

Закрепить способы закрашивания шубки зайца методом тычка, показать пушистость шерстки.

Январь-Февраль

Сказочная птица

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках.

Февраль

В подводном мире

Совершенствовать в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз.

Узоры для изображения открытки (граттаж)

Познакомить с нетрадиционной техникой граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности как линия, штрих.

Превращение ладошки

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

Цветы в подарок маме

Продолжать совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.

Цветы «Астры»

Методом тычка

Март

Превращение ладошки

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Цветы тюльпаны.

Подарок маме

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции.

Март

Мои любимые рыбки (восковые мелки, акварель)

Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели.

Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветоведение.

Птицы волшебного сада (используем ватные палочки и другие нетрадиционные техники)

Продолжать закреплять наносить несложные узоры на крылья птиц.

Апрель

Космические дали

Использовать смешивание красок, упражнять с помощью нетрадиционных техник: набрызг, печать поролоном, по трафарету, создавать образ звездного неба.

Май

Яблони цветут (тычкование)

Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком

Лето, здравствуй!

Совершенствовать умения и навыки в свободном необходимым экспериментировании материалов для работы нетрадиционной технике

Кружок: в старшей группе

Месяц

Тема занятий

Программное содержание

Октябрь

1.Осенние пейзажи

(рисование по сырому)

2.Осенняя сказка

3.Дерево колдуньи

4.Сосна

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции совершенствовать умение работать в различных техниках.

Развивать чувство прекрасного умение передавать свои впечатления полученные ранее воспитывать самостоятельность создания образа.

Ноябрь

1.Разноцветные рыбки

2.Пушистые животные

(кошка, собака, заяц, тычок жесткой кистью)

3.Осьминожки

(рисование ладошками)

4.Царь – птица нашего края глухарь

Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность.

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках, учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных, развивать чувство композиции.

Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами, развивать эстетическое восприятие.

Формировать у детей представление о птицах, продолжать знакомить с особенностями строения и образа жизни глухаря, углублять интерес к птицами наших лесов.

Декабрь

1.Зимнее дерево

(береза, сосна, ватными палочками, жесткой кистью)

2.Зимний лес

(тычкование)

3.Зимние узоры

(украшение одежды и обуви) региональный компонент

4.Сказочная птица

(узоры используя ватные палочки, трубочки и другой бросовый материал)

Закреплять умение рисовать деревья, развивать чувство композиции.

Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции, воображения.

Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками (черно-белого, сине-белого гратажа), упражнять в использовании в таких средств выразительности как линия, штрих.

Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

Январь

1.Зимняя сказка

(рисование пальцами, печать по трафарету)

2.Снегири на ветке

(метод тычка)

3.Украшение зимней одежды

Упражнять в печати по трафарету, закреплять умение рисовать деревья, пальцами, полиэтиленом, губкой.

Формировать обобщенное представление о птицах, пробуждать интерес детей к известным птицам.

Февраль

1.Превращение ладошки

2.Что за чудо эти сказки

(пятно, штрих, линия)

3.Удивительная новогодняя история

(закрашивание тычками белой гуашью)

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.

Продолжать учить использовать выразительные средства, графики. Учить продумывать расположение рисунка на листе и закреплять умение пользоваться гуашью.

Углублять представление о временах года (зима), расширять знания о праздниках, учить детей рисовать сюжет по предложенному произведению.

Март

1.Подарок маме

(метод тычка)

2.Рисование подснежника

3.Превращение птиц

(кляксография, выдувание из трубочки)

4.Прилет птиц

(рисование ладошкой лебедя)

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках, развивать чувство композиции, совершенствовать умение с нетрадиционными техниками.

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках, развивать чувство композиции, совершенствовать умение с нетрадиционными техниками. Расширять знания о цветах.

Учить детей дорисовки птиц из кляксы.

Развивать воображение, фантазию. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Расширять знания о перелетных птицах. Воспитывать гуманное отношение к миру птиц.

Апрель

1.Рисование космической техники

2.Космический коллаж

(используя метод монотипии)

3.Первые весенние цветы

(одуванчики)

4.Весенние сады

(тычкование)

Развивать фантазию, желание создавать что-то используя нетрадиционные техники. Продолжать знакомство с космосом.

Развивать чувство прекрасного, желание создать что-то нетрадиционное, развивать умение самостоятельно располагать на листе бумаге.

Продолжать учить рисовать методом тычка, продолжать углублять представление о цвете и геометрических формах (круг).

Продолжать рисовать деревья и цветы нашего края.

Май

1.Наши друзья – птицы

(тычкование, ладошкой)

2.Вот и лето пришло

Развивать чувство прекрасного, желание создать картину о птицах, используя нетрадиционных техники.

Совершенствовать умение делать отпечатки ладонями и пальцами рук, использовать ватные палочки.

Формы и методы, используемые в кружковой деятельности

В младшей и средней группе.

Практический метод: показ образца, исследование изображаемых предметов, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра.

В старшей и подготовительной группе.

Словесный метод: беседа, рассказ, описание, объяснение, чтение художественных произведений.

Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, наблюдение за окружающим миром, аудио, видеозаписи.

Практический метод: показ образца, исследование изображаемых предметов, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра, исследовательская деятельность.

Основные направления развития детей

« Познание»

Формировать элементарные представления об основных свойствах предметов и разновидностях цвета, формы, величины, силы звука, пространства на основе чувственного опыта (коммуникация, художественное творчество, музыка);

Знакомить с фактурой (характером поверхности), формой и свойствами материала (художественное творчество, коммуникация);

- знакомить с возможностями материала, способами конструирования по образцу (художественное творчество, коммуникация);

«Труд»

Ручной, художественный труд

«Чтение художественной литературы»

«Музыка»

Слушание музыки песен о дружбе, вежливости.

« Физическая культура»

Использование игр, физминуток

« Художественное творчество»

Рисование, лепка, аппликация

Раскрашивание картинок

« Коммуникация»

« Социализация»

« Безопасность»

Экскурсии, выставки и т.д.

Мониторинг

Диагностика развития продуктивных умений (показатели)

Младшей групп

По задачам Средней группы

Старшей группы

Ожидаемые результаты кружковой деятельности

Умение (младшая группа):

Доводить начатое дело до конца;

Видеть красоту природы, накапливать эстетические впечатления;

Сотрудничать со взрослыми;

Проявлять созидательную и творческую активность;

Сохранять правильную позу при работе за столом;

Быть аккуратным и сохранять рабочее место в порядке;

Передавать простые предметы, живые объекты и явления окружающей действительности с помощью знакомых изобразительных средств.

Умение (средняя группа):

Любоваться цветом, формой, строением деревьев, кустарников и других объектов растительного и животного мира;

Рассказать о том, что дети самостоятельно нарисовали;

Убирать по окончании работы рабочее место;

Передавать более полно и отчетливо форму и строение предметов, состоящих из нескольких частей;

Смешивать краску на палитре для получения светлых, темных и новых цветовых тонов, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую;

Составлять узоры, состоящие из простых элементов в два-три цвета и характерного колорита на бумаге.

Ежемесячные выставки для родителей, тематические выставки в детском саду.

Умение (старшая группа):

Анализировать и оценивать продукты деятельности других детей;

Следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла до получения результата;

Согласовывать содержание совместной работы со сверстниками;

Пользоваться универсальными предпосылками учебной деятельности;

Бережно и экономно использовать и правильно хранить материалы и оборудование;

Использовать разнообразные цвета и оттенки;

Использовать цвет в качестве средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного;

Рисовать гуашью по сырому и сухому;

Передавать расположение и основные пропорции;

Побуждать включать в сюжетные рисунки предметы и передавать окружающую обстановку;

Располагать изображение на листе бумаги выше и ниже, чтобы передавать расположение предметов, находящихся дальше – ближе;

Передавать яркие события общественной жизни и рассказывать о них.

Литература:

  1. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Рисуем и познаем окружающий мир. М.: Издательство «ГНОМ» 2001 г.
  2. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду – М.: «Карапуз-Дидактика»
  3. Доронова Т.П. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников; методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений – М.: Просвещение, 2006 г.
  4. Святослав Булацкий – издатель

«Я учусь рисовать» шаг за шагом. Издательский дом «Юнион» г. Москва.

  1. Куцакова Л.В. Уроки рисования: для детей 3-5 лет. М.: Эксмо, 2011 г. г.Москва ул. Клары Цеткин
  2. Т. Ситникова – автор составитель и художник. Книги серии «Рисуем пальчиками». г.Москва ул. Академика Королева
  3. Уруптаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» М.: Академия, 1999 г.

Приложение

Царь птица – глухарь

Цель: Формировать у детей представление о птицах, продолжать знакомить с особенностями строения и образа жизни глухаря. Углублять интерес к птицам наших Сибирских лесов. Учить рисовать глухаря ладошкой руки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций «Боровая дичь» (косачи, тетерки, рябчики, глухарь).

Рассказ воспитателя

Ход занятия: Глухарь – птица довольно редкая. Хоть и называют её царем лесной чащи. Он живет только в глубине, в глуши лесов, вдали от жилья человека. Излюбленными местами расселения глухаря является хвойный лес и моховое болото. Т.к. зимой он питается хвоей сосны. Летом птицы питаются ягодами черники, голубики, морошки, брусники, клюквы.

Весом глухари достигают до 5 кг. Оперенье глухаря в основном чёрного цвета, грудь и шея с зеленоватым оттенком. Голова и бока серо – пестрые. Кончик хвоста белый, а ноги оперены до самых пальцев. Брови ярко – красные.

В феврале – марте глухари начинают токовать и в самом разгаре теряют совершенно слух и охотнику несложно приблизиться к птице на расстоянии выстрела.

Поэтому эту птицу прозвали – «Глухарь».

II Показ выполнение: рисуем ладошкой все недостающие части рисуем тонкой кистью.

III На альбомном листе голубоватого и белого цвета. Белый цвет это снег. (Дети ладошкой)

Обмакнув ладошку в густую черную гуашь делают ею отпечатки на бумаге.

Дорисовывают ноги, клюв, оперенье, брови и хвост тонкой кистью.

IV Разложите своих красавцев на столе.

Мы пройдем вокруг стола и полюбуемся ими.

Чья работа аккуратнее?

Тема: Рисование деревьев, с использованием нетрадиционных способов.

Цель: 1) Формировать у детей знания и умения, связанные с изучением и охраной лесного богатства нашего региона.

2) Познакомить детей с новыми способами изображения кроны деревьев: поролоном, смятой бумагой, мятым полиэтиленом, ватой.

Воспитывать интерес к познанию природы.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, репродукций картинок, художественных открыток. Рассматривание фотографий, иллюстраций, на которых изображены деревья. Наблюдение за деревьями на прогулке. Материалы: Голубые листы разного формата, акварельные краски, гуашь зеленая, желтая, синяя, кисточки разных размеров, баночки с водой, губки округлые, ватные тампоны, салфетки, полиэтилен, смятая газета.

Стих I Леса украшают землю…

Они учат человека

Понимать и внушают ему

Величавое настроение.

Леса смягчают суровый климат.

А.П. Чехов

Мы все знаем, что основное богатство нашего края это лес.

Значение леса в жизни каждого человека разносторонне и неоценимо велико.

Веками люди пользовались дарами леса, нимало не заботясь о том, сколько и чего в лесах вырастает.

Ребята, какие деревья растут у нас в лесу?

Какие бора есть? (сосновые)

Сегодня мы с вами будем учиться украшать крону сосны разными способами. На прошлом занятии мы рисовали полусухой жесткой кистью крону, а сегодня используем различный бросовый материал: губку, вату, полиэтилен.

Показ воспитателем способов.

Самостоятельная деятельность. Выполнение детьми. Получается ажурная крона.

Можно нарисовать целый лес, добавляя тонкой кистью стволы (палочки кроне).

Анализ. Рассматривание. Аккуратность отметить.

Тема: «Деревья»

Цель занятия: учить детей рисовать деревья. Упражнять в складывании листа бумаги пополам и правильно располагать его в процессе работы (согнутой стороной вверх).

Материал: цветные карандаши, бумага.

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям поиграть: «Я буду мама – зайчиха, а вы кто?» «А мы будем зайчатами», - должны ответить дети.

А сейчас погуляйте по лесу (группе).

Подойдите к окну, рассмотрите деревья, которые как бы растут возле заячьего домика.

У каждого дерева есть ствол, толстые и тонкие ветки. Стволы у деревьев бывают разные: короткие и длинные, толстые и тонкие.

Какое дерево больше всего нравится?

Один ребенок описывает дерево по описанию, а дети узнают.

Воспитатель: Недалеко от вашего домика я встретила волка.

Деревьев вокруг заячьего домика мало, и зайчата в случае опасности не смогут надежно спрятаться от волка.

Я придумала, как спасти зайчат.

Сделаем щиты, за которыми можно будет спрятаться. На верхней стороне щита надо нарисовать дерево. Рисовать дерево надо так, чтобы оно было как настоящее.

У него должны быть ствол, толстые и тонкие ветки, за которыми зайчатам будет удобно спрятаться.

Зайчишка – Юля, я очень боюсь что ты не сможешь надежно спрятаться под этим деревом. У него совсем нет толстых веток. Но это легко исправить, если ты дорисуешь толстые ветки.

Самостоятельная работа: (индивидуальная помощь). Когда большинство детей закончило рисовать он объявляет зайчатам о приближении к домику волка. Дети расставляют свои щиты рисунки на ковре и прячутся за ними.

Воспитатель: «Притаились зайчата и ждут. А волк подошел уже совсем близко. Потянул он носом воздух: «Ох, как вкусно зайчатами пахнет!»

Подходит волк к домику зайчат и видит много – много деревьев. Удивился волк: «Видно, я не туда попал. Возле заячьей избушки таких зарослей не было».

«Вот это дела! Деревья – то какие красивые: у всех стволы и толстые с тонким ветками есть».




Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: