JavaScript: switch case - выбор вариантов. Простое «не одно», но одно условие. Сравнение switch-case с if-else

) Здравствуйте! Я Александр Макаров, и вы можете меня знать по фреймворку «Yii» — я один из его разработчиков. У меня также есть full-time работа — и это уже не стартап — Stay.com, который занимается путешествиями.

Сегодня я буду рассказывать про горизонтальное масштабирование, но в очень-очень общих словах.

Что такое масштабирование, вообще? Это возможность увеличить производительность проекта за минимальное время путем добавления ресурсов.

Обычно масштабирование подразумевает не переписывание кода, а либо добавление серверов, либо наращивание ресурсов существующего. По этому типу выделяют вертикальное и горизонтальное масштабирование.

Вертикальное — это когда добавляют больше оперативки, дисков и т.д. на уже существующий сервер, а горизонтальное — это когда ставят больше серверов в дата-центры, и сервера там уже как-то взаимодействуют.

Самый классный вопрос, который задают, — а зачем оно надо, если у меня все и на одном сервере прекрасно работает? На самом-то деле, надо проверить, что будет. Т.е., сейчас оно работает, но что будет потом? Есть две замечательные утилиты — ab и siege, которые как бы нагоняют тучу пользователей конкурента, которые начинают долбить сервер, пытаются запросить странички, послать какие-то запросы. Вы должны указать, что им делать, а утилиты формируют такие вот отчеты:

Главные два параметра: n — количество запросов, которые надо сделать, с — количество одновременных запросов. Таким образом они проверяют конкурентность.

На выходе получаем RPS, т.е. количество запросов в секунду, которое способен обработать сервер, из чего станет понятно, сколько пользователей он может выдержать. Все, конечно, зависит от проекта, бывает по-разному, но обычно это требует внимания.

Есть еще один параметр — Response time — время ответа, за которое в среднем сервер отдал страничку. Оно бывает разное, но известно, что около 300 мс — это норма, а что выше — уже не очень хорошо, потому что эти 300 мс отрабатывает сервер, к этому прибавляются еще 300-600 мс, которые отрабатывает клиент, т.е. пока все загрузится — стили, картинки и остальное — тоже проходит время.

Бывает, что на самом деле пока и не надо заботиться о масштабировании — идем на сервер, обновляем PHP, получаем 40% прироста производительности и все круто. Далее настраиваем Opcache, тюним его. Opcache, кстати, тюнится так же, как и APC, скриптом, который можно найти в репозитории у Расмуса Лердорфа и который показывает хиты и мисы, где хиты — это сколько раз PHP пошел в кэш, а мисы — сколько раз он пошел в файловую систему доставать файлики. Если прогнать весь сайт, либо запустить туда какой-то краулер по ссылкам, либо вручную потыкать, то у нас будет статистика по этим хитам и мисам. Если хитов 100%, а мисов — 0%, значит, все нормально, а если есть мисы, то надо выделить больше памяти, чтобы весь наш код влез в Opcache. Это частая ошибка, которую допускают — вроде Opcache есть, но что-то не работает…

Еще часто начинают масштабировать, но не смотрят, вообще, из-за чего все работает медленно. Чаще всего лезем в базу, смотрим — индексов нет, ставим индексы — все сразу залетало, еще на 2 года хватит, красота!

Ну, еще надо включить кэш, заменить apache на nginx и php-fpm, чтобы сэкономить память. Будет все классно.

Все перечисленное достаточно просто и дает вам время. Время на то, что когда-то этого станет мало, и к этому уже сейчас надо готовиться.

Как, вообще, понять, в чем проблема? Либо у вас уже настал highload, а это не обязательно какое-то бешеное число запросов и т.д., это, когда у вас проект не справляется с нагрузкой, и тривиальными способами это уже не решается. Надо расти либо вширь, либо вверх. Надо что-то делать и, скорее всего, на это мало времени, что-то надо придумывать.

Первое правило — никогда ничего нельзя делать вслепую, т.е. нам нужен отличный мониторинг. Сначала мы выигрываем время на какой-то очевидной оптимизации типа включения кэша или кэширования Главной и т.п. Потом настраиваем мониторинг, он нам показывает, чего не хватает. И все это повторяется многократно – останавливать мониторинг и доработку никогда нельзя.

Что может показать мониторинг? Мы можем упереться в диск, т.е. в файловую систему, в память, в процессор, в сеть… И может быть такое, что, вроде бы, все более-менее, но какие-то ошибки валятся. Все это разрешается по-разному. Можно проблему, допустим, с диском решить добавлением нового диска в тот же сервер, а можно поставить второй сервер, который будет заниматься только файлами.

На что нужно обращать внимание прямо сейчас при мониторинге? Это:

  1. доступность, т.е. жив сервер, вообще, или нет;
  2. нехватка ресурсов диска, процессора и т.д.;
  3. ошибки.
Как это все мониторить?

Вот список замечательных инструментов, которые позволяют мониторить ресурсы и показывать результаты в очень удобном виде:

Этот доклад - расшифровка одного из лучших выступлений на обучающей конференции разработчиков высоконагруженных систем за 2015 год.

Старьё! - скажите вы.
- Вечные ценности! - ответим мы. Добавить метки

Масштабируемость - способность устройства увеличивать свои
возможности
путем наращивания числа функциональных блоков,
выполняющих одни и
те же задачи.
Глоссарий.ru

Обычно о масштабировании начинают думать тогда, когда один
сервер не справляется с возложенной на него работой. С чем именно он не
справляется? Работа любого web-сервера по большому счету сводится к основному
занятию компьютеров - обработке данных. Ответ на HTTP (или любой другой) запрос
подразумевает проведение некоторых операций над некими данными. Соответственно,
у нас есть две основные сущности - это данные (характеризуемые своим объемом) и
вычисления (характеризуемые сложностью). Сервер может не справляться со своей
работой по причине большого объема данных (они могут физически не помещаться на
сервере), либо по причине большой вычислительной нагрузки. Речь здесь идет,
конечно, о суммарной нагрузке - сложность обработки одного запроса может быть
невелика, но большое их количество может «завалить» сервер.

В основном мы будем говорить о масштабировании на примере
типичного растущего web-проекта, однако описанные здесь принципы подходят и для
других областей применения. Сначала мы рассмотрим архитектуру проекта и простое
распределение ее составных частей на несколько серверов, а затем поговорим о
масштабировании вычислений и данных.

Типичная архитектура сайта

Жизнь типичного сайта начинается с очень простой архитектуры
- это один web-сервер (обычно в его роли выступает Apache),
который занимается всей работой по обслуживанию HTTP-запросов,
поступающих от посетителей. Он отдает клиентам так называемую «статику», то
есть файлы, лежащие на диске сервера и не требующие обработки: картинки (gif,
jpg, png), листы стилей (css), клиентские скрипты (js, swf). Тот же сервер
отвечает на запросы, требующие вычислений - обычно это формирование
html-страниц, хотя иногда «на лету» создаются и изображения и другие документы.
Чаще всего ответы на такие запросы формируются скриптами, написанными на php,
perl или других языках.

Минус такой простой схемы работы в том, что разные по
характеру запросы (отдача файлов с диска и вычислительная работа скриптов)
обрабатываются одним и тем же web-сервером. Вычислительные запросы требуют
держать в памяти сервера много информации (интерпретатор скриптового языка,
сами скрипты, данные, с которыми они работают) и могут занимать много
вычислительных ресурсов. Выдача статики, наоборот, требует мало ресурсов
процессора, но может занимать продолжительное время, если у клиента низкая
скорость связи. Внутреннее устройство сервера Apache предполагает, что каждое
соединение обрабатывается отдельным процессом. Это удобно для работы скриптов,
однако неоптимально для обработки простых запросов. Получается, что тяжелые (от
скриптов и прочих данных) процессы Apache много времени проводят в ожидании (сначала при получении
запроса, затем при отправке ответа), впустую занимая память сервера.

Решение этой проблемы - распределение работы по обработке
запросов между двумя разными программами - т.е. разделение на frontend и
backend. Легкий frontend-сервер выполняет задачи по отдаче статики, а остальные
запросы перенаправляет (проксирует) на backend, где выполняется формирование
страниц. Ожидание медленных клиентов также берет на себя frontend, и если он использует
мультиплексирование (когда один процесс обслуживает нескольких клиентов - так
работают, например, nginx или lighttpd), то ожидание практически ничего не
стоит.

Из других компонент сайта следует отметить базу данных, в
которой обычно хранятся основные данные системы - тут наиболее популярны
бесплатные СУБД MySQL и PostgreSQL. Часто отдельно выделяется хранилище
бинарных файлов, где содержатся картинки (например, иллюстрации к статьям
сайта, аватары и фотографии пользователей) или другие файлы.

Таким образом, мы получили схему архитектуры, состоящую из
нескольких компонент.

Обычно в начале жизни сайта все компоненты архитектуры
располагаются на одном сервере. Если он перестает справляться с нагрузкой, то
есть простое решение - вынести наиболее легко отделяемые части на другой
сервер. Проще всего начать с базы данных - перенести ее на отдельный сервер и
изменить реквизиты доступа в скриптах. Кстати, в этот момент мы сталкиваемся с
важностью правильной архитектуры программного кода. Если работа с базой данных
вынесена в отдельный модуль, общий для всего сайта - то исправить параметры
соединения будет просто.

Пути дальнейшего разделения компонент тоже понятны - например, можно вынести frontend на отдельный сервер. Но обычно frontend
требует мало системных ресурсов и на этом этапе его вынос не даст существенного
прироста производительности. Чаще всего сайт упирается в производительность
скриптов - формирование ответа (html-страницы) занимает слишком долгое время.
Поэтому следующим шагом обычно является масштабирование backend-сервера.

Распределение вычислений

Типичная ситуация для растущего сайта - база данных уже
вынесена на отдельную машину, разделение на frontend и backend выполнено,
однако посещаемость продолжает увеличиваться и backend не успевает обрабатывать
запросы. Это значит, что нам необходимо распределить вычисления на несколько
серверов. Сделать это просто - достаточно купить второй сервер и поставить на
него программы и скрипты, необходимые для работы backend.
После этого надо сделать так, чтобы запросы пользователей распределялись
(балансировались) между полученными серверами. О разных способах балансировки
будет сказано ниже, пока же отметим, что обычно этим занимается frontend,
который настраивают так, чтобы он равномерно распределял запросы между
серверами.

Важно, чтобы все backend-серверы были способны правильно
отвечать на запросы. Обычно для этого необходимо, чтобы каждый из них работал с
одним и тем же актуальным набором данных. Если мы храним всю информацию в единой
базе данных, то СУБД сама обеспечит совместный доступ и согласованность данных.
Если же некоторые данные хранятся локально на сервере (например, php-сессии
клиента), то стоит подумать о переносе их в общее хранилище, либо о более
сложном алгоритме распределения запросов.

Распределить по нескольким серверам можно не только работу
скриптов, но и вычисления, производимые базой данных. Если СУБД выполняет много
сложных запросов, занимая процессорное время сервера, можно создать несколько
копий базы данных на разных серверах. При этом возникает вопрос синхронизации
данных при изменениях, и здесь применимы несколько подходов.

  • Синхронизация на уровне приложения . В этом случае наши
    скрипты самостоятельно записывают изменения на все копии базы данных (и сами несут
    ответственность за правильность данных). Это не лучший вариант, поскольку он
    требует осторожности при реализации и весьма неустойчив к ошибкам.
  • Репликация - то есть автоматическое тиражирование
    изменений, сделанных на одном сервере, на все остальные сервера. Обычно при
    использовании репликации изменения записываются всегда на один и тот же сервер - его называют master, а остальные копии - slave. В большинстве СУБД есть
    встроенные или внешние средства для организации репликации. Различают
    синхронную репликацию - в этом случае запрос на изменение данных будет ожидать,
    пока данные будут скопированы на все сервера, и лишь потом завершится успешно - и асинхронную - в этом случае изменения копируются на slave-сервера с
    задержкой, зато запрос на запись завершается быстрее.
  • Multi-master репликация. Этот подход аналогичен
    предыдущему, однако тут мы можем производить изменение данных, обращаясь не к
    одному определенному серверу, а к любой копии базы. При этом изменения
    синхронно или асинхронно попадут на другие копии. Иногда такую схему называют
    термином «кластер базы данных».

Возможны разные варианты распределения системы по серверам.
Например, у нас может быть один сервер базы данных и несколько backend (весьма
типичная схема), или наоборот - один backend и несколько БД. А если мы масштабируем
и backend-сервера, и базу данных, то можно объединить backend и копию базы на
одной машине. В любом случае, как только у нас появляется несколько экземпляров
какого-либо сервера, возникает вопрос, как правильно распределить между ними
нагрузку.

Методы балансировки

Пусть мы создали несколько серверов (любого назначения - http, база данных и т.п.), каждый из которых может обрабатывать запросы. Перед
нами встает задача - как распределить между ними работу, как узнать, на какой
сервер отправлять запрос? Возможны два основных способа распределения запросов.

  • Балансирующий узел . В этом случае клиент шлет запрос на один
    фиксированный, известный ему сервер, а тот уже перенаправляет запрос на один из
    рабочих серверов. Типичный пример - сайт с одним frontend и несколькими
    backend-серверами, на которые проксируются запросы. Однако «клиент» может
    находиться и внутри нашей системы - например, скрипт может слать запрос к
    прокси-серверу базы данных, который передаст запрос одному из серверов СУБД.
    Сам балансирующий узел может работать как на отдельном сервере, так и на одном
    из рабочих серверов.

    Преимущества этого подхода в том,
    что клиенту ничего не надо знать о внутреннем устройстве системы - о количестве
    серверов, об их адресах и особенностях - всю эту информацию знает только
    балансировщик. Однако недостаток в том, что балансирующий узел является единой
    точкой отказа системы - если он выйдет из строя, вся система окажется
    неработоспособна. Кроме того, при большой нагрузке балансировщик может просто перестать
    справляться со своей работой, поэтому такой подход применим не всегда.

  • Балансировка на стороне клиента . Если мы хотим избежать
    единой точки отказа, существует альтернативный вариант - поручить выбор сервера
    самому клиенту. В этом случае клиент должен знать о внутреннем устройстве нашей
    системы, чтобы уметь правильно выбирать, к какому серверу обращаться.
    Несомненным плюсом является отсутствие точки отказа - при отказе одного из
    серверов клиент сможет обратиться к другим. Однако платой за это является
    усложнение логики клиента и меньшая гибкость балансировки.


Разумеется, существуют и комбинации этих подходов. Например,
такой известный способ распределения нагрузки, как DNS-балансировка, основан на
том, что при определении IP-адреса сайта клиенту выдается
адрес одного из нескольких одинаковых серверов. Таким образом, DNS выступает в
роли балансирующего узла, от которого клиент получает «распределение». Однако
сама структура DNS-серверов предполагает отсутствие точки отказа за счет
дублирования - то есть сочетаются достоинства двух подходов. Конечно, у такого
способа балансировки есть и минусы - например, такую систему сложно динамически
перестраивать.

Работа с сайтом обычно не ограничивается одним запросом.
Поэтому при проектировании важно понять, могут ли последовательные запросы
клиента быть корректно обработаны разными серверами, или клиент должен быть
привязан к одному серверу на время работы с сайтом. Это особенно важно, если на
сайте сохраняется временная информация о сессии работы пользователя (в этом
случае тоже возможно свободное распределение - однако тогда необходимо хранить
сессии в общем для всех серверов хранилище). «Привязать» посетителя к
конкретному серверу можно по его IP-адресу (который, однако, может меняться),
или по cookie (в которую заранее записан идентификатор сервера), или даже
просто перенаправив его на нужный домен.

С другой стороны, вычислительные сервера могут быть и не равноправными.
В некоторых случаях выгодно поступить наоборот, выделить отдельный сервер для
обработки запросов какого-то одного типа - и получить вертикальное разделение
функций. Тогда клиент или балансирующий узел будут выбирать сервер в
зависимости от типа поступившего запроса. Такой подход позволяет отделить
важные (или наоборот, не критичные, но тяжелые) запросы от остальных.

Распределение данных

Мы научились распределять вычисления, поэтому большая
посещаемость для нас не проблема. Однако объемы данных продолжают расти,
хранить и обрабатывать их становится все сложнее - а значит, пора строить
распределенное хранилище данных. В этом случае у нас уже не будет одного или
нескольких серверов, содержащих полную копию базы данных. Вместо этого, данные
будут распределены по разным серверам. Какие возможны схемы распределения?

  • Вертикальное распределение (vertical partitioning) - в простейшем случае
    представляет собой вынесение отдельных таблиц базы данных на другой сервер. При
    этом нам потребуется изменить скрипты, чтобы обращаться к разным серверам за
    разными данными. В пределе мы можем хранить каждую таблицу на отдельном сервере
    (хотя на практике это вряд ли будет выгодно). Очевидно, что при таком
    распределении мы теряем возможность делать SQL-запросы, объединяющие данные из
    двух таблиц, находящихся на разных серверах. При необходимости можно реализовать
    логику объединения в приложении, но это будет не столь эффективно, как в СУБД.
    Поэтому при разбиении базы данных нужно проанализировать связи между таблицами,
    чтобы разносить максимально независимые таблицы.

    Более сложный случай
    вертикального распределения базы - это декомпозиция одной таблицы, когда часть
    ее столбцов оказывается на одном сервере, а часть - на другом. Такой прием
    встречается реже, но он может использоваться, например, для отделения маленьких
    и часто обновляемых данных от большого объема редко используемых.

  • Горизонтальное распределение (horizontal partitioning) - заключается в
    распределении данных одной таблицы по нескольким серверам. Фактически, на
    каждом сервере создается таблица такой же структуры, и в ней хранится
    определенная порция данных. Распределять данные по серверам можно по разным
    критериям: по диапазону (записи с id < 100000 идут на сервер А, остальные - на сервер Б), по списку значений (записи типа «ЗАО» и «ОАО» сохраняем на сервер
    А, остальные - на сервер Б) или по значению хэш-функции от некоторого поля
    записи. Горизонтальное разбиение данных позволяет хранить неограниченное
    количество записей, однако усложняет выборку. Наиболее эффективно можно выбирать
    записи только когда известно, на каком сервере они хранятся.

Для выбора правильной схемы распределения данных необходимо
внимательно проанализировать структуру базы. Существующие таблицы (и, возможно,
отдельные поля) можно классифицировать по частоте доступа к записям, по частоте
обновления и по взаимосвязям (необходимости делать выборки из нескольких
таблиц).

Как упоминалось выше, кроме базы данных сайту часто требуется
хранилище для бинарных файлов. Распределенные системы хранения файлов
(фактически, файловые системы) можно разделить на два класса.

  • Работающие на уровне операционной системы . При этом для
    приложения работа с файлами в такой системе не отличается от обычной работы с
    файлами. Обмен информацией между серверами берет на себя операционная система.
    В качестве примеров таких файловых систем можно привести давно известное
    семейство NFS или менее известную, но более современную систему Lustre.
  • Реализованные на уровне приложения распределенные
    хранилища подразумевают, что работу по обмену информацией производит само
    приложение. Обычно функции работы с хранилищем для удобства вынесены в
    отдельную библиотеку. Один из ярких примеров такого хранилища - MogileFS, разработанная
    создателями LiveJournal. Другой распространенный пример - использование
    протокола WebDAV и поддерживающего его хранилища.

Надо отметить, что распределение данных решает не только
вопрос хранения, но и частично вопрос распределения нагрузки - на каждом
сервере становится меньше записей, и потому обрабатываются они быстрее.
Сочетание методов распределения вычислений и данных позволяет построить
потенциально неограниченно-масштабируемую архитектуру, способную работать с
любым количеством данных и любыми нагрузками.

Выводы

Подводя итог сказанному, сформулируем выводы в виде кратких тезисов.

  • Две основные (и связанные между собой) задачи масштабирования - это распределение вычислений и распределение данных
  • Типичная архитектура сайта подразумевает разделение ролей и
    включает frontend, backend, базу данных и иногда хранилище файлов
  • При небольших объемах данных и больших нагрузках применяют
    зеркалирование базы данных - синхронную или асинхронную репликацию
  • При больших объемах данных необходимо распределить базу данных - разделить
    ее вертикально или горизонтально
  • Бинарные файлы хранятся в распределенных файловых системах
    (реализованных на уровне ОС или в приложении)
  • Балансировка (распределение запросов) может быть равномерная или
    с разделением по функционалу; с балансирующим узлом, либо на стороне клиента
  • Правильное сочетание методов позволит держать любые нагрузки;)

Ссылки

Продолжить изучение этой темы можно на интересных англоязычных сайтах и блогах.

Александр Макаров - разработчик популярного фреймворка Yii расскажет про масштабирование веб-проектов.

Масштабирование - способность наращивать систему для обработки большего количества трафика, не теряя при этом пользовательские качества: скорость и отзывчивость.

Масштабирование различают двух типов: вертикальное (больше памяти, диска, лучше процессор) и горизонтальное (больше серверов в кластере).

  • Зачем оно нужно, если и так всё работает?
  • Когда? Мониторинг, необдуманные решения, оптимизация и жизнь с одним сервером.
  • Типичная схема.
  • Балансировка нагрузки.
  • Какие, вообще, проблемы на стороне приложения?
  • Почему PHP так хорош для масштабирования.
  • Сессии.
  • База данных.
  • Файлы.
  • Как быть со статистикой?

Александр Макаров (Yii, Stay.com)

Здравствуйте! Я Александр Макаров, и вы можете меня знать по фреймворку «Yii» — я один из его разработчиков. У меня также есть full-time работа — и это уже не стартап — Stay.com, который занимается путешествиями.

Сегодня я буду рассказывать про горизонтальное масштабирование, но в очень-очень общих словах.

Что такое масштабирование, вообще? Это возможность увеличить производительность проекта за минимальное время путем добавления ресурсов.

Обычно масштабирование подразумевает не переписывание кода, а либо добавление серверов, либо наращивание ресурсов существующего. По этому типу выделяют вертикальное и горизонтальное масштабирование.

Вертикальное — это когда добавляют больше оперативки, дисков и т.д. на уже существующий сервер, а горизонтальное — это когда ставят больше серверов в дата-центры, и сервера там уже как-то взаимодействуют.

Самый классный вопрос, который задают, — а зачем оно надо, если у меня все и на одном сервере прекрасно работает? На самом-то деле, надо проверить, что будет. Т.е., сейчас оно работает, но что будет потом? Есть две замечательные утилиты — ab и siege, которые как бы нагоняют тучу пользователей конкурента, которые начинают долбить сервер, пытаются запросить странички, послать какие-то запросы. Вы должны указать, что им делать, а утилиты формируют такие вот отчеты:

Главные два параметра: n — количество запросов, которые надо сделать, с — количество одновременных запросов. Таким образом они проверяют конкурентность.

На выходе получаем RPS, т.е. количество запросов в секунду, которое способен обработать сервер, из чего станет понятно, сколько пользователей он может выдержать. Все, конечно, зависит от проекта, бывает по-разному, но обычно это требует внимания.

Есть еще один параметр — Response time — время ответа, за которое в среднем сервер отдал страничку. Оно бывает разное, но известно, что около 300 мс — это норма, а что выше — уже не очень хорошо, потому что эти 300 мс отрабатывает сервер, к этому прибавляются еще 300-600 мс, которые отрабатывает клиент, т.е. пока все загрузится — стили, картинки и остальное — тоже проходит время.

Бывает, что на самом деле пока и не надо заботиться о масштабировании — идем на сервер, обновляем PHP, получаем 40% прироста производительности и все круто. Далее настраиваем Opcache, тюним его. Opcache, кстати, тюнится так же, как и APC, скриптом, который можно найти в репозитории у Расмуса Лердорфа и который показывает хиты и мисы, где хиты — это сколько раз PHP пошел в кэш, а мисы — сколько раз он пошел в файловую систему доставать файлики. Если прогнать весь сайт, либо запустить туда какой-то краулер по ссылкам, либо вручную потыкать, то у нас будет статистика по этим хитам и мисам. Если хитов 100%, а мисов — 0%, значит, все нормально, а если есть мисы, то надо выделить больше памяти, чтобы весь наш код влез в Opcache. Это частая ошибка, которую допускают — вроде Opcache есть, но что-то не работает...

Еще часто начинают масштабировать, но не смотрят, вообще, из-за чего все работает медленно. Чаще всего лезем в базу, смотрим — индексов нет, ставим индексы — все сразу залетало, еще на 2 года хватит, красота!

Ну, еще надо включить кэш, заменить apache на nginx и php-fpm, чтобы сэкономить память. Будет все классно.

Все перечисленное достаточно просто и дает вам время. Время на то, что когда-то этого станет мало, и к этому уже сейчас надо готовиться.

Как, вообще, понять, в чем проблема? Либо у вас уже настал highload, а это не обязательно какое-то бешеное число запросов и т.д., это, когда у вас проект не справляется с нагрузкой, и тривиальными способами это уже не решается. Надо расти либо вширь, либо вверх. Надо что-то делать и, скорее всего, на это мало времени, что-то надо придумывать.

Первое правило — никогда ничего нельзя делать вслепую, т.е. нам нужен отличный мониторинг. Сначала мы выигрываем время на какой-то очевидной оптимизации типа включения кэша или кэширования Главной и т.п. Потом настраиваем мониторинг, он нам показывает, чего не хватает. И все это повторяется многократно – останавливать мониторинг и доработку никогда нельзя.

Что может показать мониторинг? Мы можем упереться в диск, т.е. в файловую систему, в память, в процессор, в сеть... И может быть такое, что, вроде бы, все более-менее, но какие-то ошибки валятся. Все это разрешается по-разному. Можно проблему, допустим, с диском решить добавлением нового диска в тот же сервер, а можно поставить второй сервер, который будет заниматься только файлами.

На что нужно обращать внимание прямо сейчас при мониторинге? Это:

  1. доступность, т.е. жив сервер, вообще, или нет;
  2. нехватка ресурсов диска, процессора и т.д.;
  3. ошибки.

Как это все мониторить?

Вот список замечательных инструментов, которые позволяют мониторить ресурсы и показывать результаты в очень удобном виде:

  • Monit — http://mmonit.com/monit/
  • Zabbix — http://www.zabbix.com/
  • Munin — http://munin-monitoring.org/
  • Nagios — http://www.nagios.org/
  • ServerDensity — https://www.serverdensity.com/

Первые 4 инструмента можно поставить на сервер, они мощные, классные. А ServerDensity хостится у кого-то, т.е. мы за нее платим деньги, и она может собирать с серверов все данные и отображать их для анализа.

Для мониторинга ошибок есть два хороших сервиса:

  • Rollbar — https://rollbar.com/
  • Sentry — https://getsentry.com/

Обычно мы мониторим ошибки так — либо пишем все в лог и потом смотрим его, либо дополнительно к этому начинаем email"ы или смс-ки слать разработчикам. Это все нормально, но как только у нас набегает туча народа на сервис, и есть там какая-то ошибка, она начинает повторяться очень большое количество раз, начинает бешено спамить email либо он, вообще, переполняется, или же у разработчика полностью теряется внимание и он начинает письма игнорировать. Вышеуказанные сервисы берут и ошибки одного и того же типа собирают в одну большую пачку, плюс они считают, сколько раз ошибки произошли за последнее время и в приоритетах автоматом поднимают все это дело.

Sentry можно поставить к себе на сервер, есть исходник, а Rollbar — нет, но Rollbar лучше, потому что он берет деньги за количество ошибок, т.е. стимулирует их исправлять.

Про нотификации повторю, что спамить не стоит, теряется внимание.

Что, вообще, надо анализировать?

RPS и Responce time — если у нас начинает время ответа падать, то надо что-то делать.

Количество процессов, потоков и размеры очередей — если это все начинает плодиться, забиваться и т.д., то что-то здесь опять не так, надо анализировать более детально и как-то менять инфраструктуру.

Также стоит смотреть на бизнес-анализ. Google Analytics для сайтовых типов отлично подходит, а mixpanel — для логирования ивентов, он работает на десктопных приложениях, на мобильных, на веб. Можно и на основе каких-то своих данных писать, но я бы советовал готовые сервисы. Смысл в том, что наш мониторинг может показывать, что сервис жив, что все работает, что общий Responce time нормальный, но когда мы, допустим, регистрацию в mixpanel"е начинаем трекать, он показывает, что их как-то маловато. В этом случае надо смотреть, насколько быстро отрабатывают определенные ивенты, страницы, и в чем состоят проблемы. Проект всегда должен быть "обвешан" анализом, чтобы всегда знать, что происходит, а не работать вслепую.

Нагрузка, вообще, возникает или запланировано, или нет, может возникать постепенно, может не постепенно:

Как бороться с нагрузкой? Решает все бизнес, и важна только цена вопроса. Важно:

  1. чтобы сервис работал,
  2. чтобы это было не сильно дорого, не разорило компанию.

Остальное не очень важно.

Если дешевле попрофайлить, оптимизировать, записать в кэш, поправить какие-то конфиги, то это и надо делать, не задумываясь пока о масштабировании и о том, чтобы докупать "железо" и т.д. Но бывает, что "железо" становится дешевле, чем работа программиста, особенно, если программисты очень подкованные. В этом случае уже начинается масштабирование.

На рисунке синяя штука — это Интернет, из которого идут запросы. Ставится балансировщик, единственная задача которого — распределить запросы на отдельные фронтенды-сервера, принять от них ответы и отдать клиенту. Смысл тут в том, что 3 сервера могут обработать (в идеале) в 3 раза больше запросов, исключая какие-то накладные расходы на сеть и на саму работу балансировщика.

Что это нам дает? Указанную выше возможность обработать больше запросов, а еще надежность. Если в традиционной схеме валится nginx или приложение, или в диск уперлись и т.п., то все встало. Здесь же, если у нас один фронтенд отвалился, то ничего страшного, балансировщик, скорее всего, это поймет и отправит запросы на оставшиеся 2 сервера. Может, будет чуть помедленнее, но это не страшно.

Вообще, PHP — штука отличная для масштабирования, потому что он следует принципу Share nothing по умолчанию. Это означает, что если мы возьмем, допустим, Java для веба, то там приложение запускается, читает весь код, записывает по максимуму данных в память программы, все там крутится, работает, на request уходит очень мало времени, очень мало дополнительных ресурсов. Однако есть засада — т.к. приложение написано так, что оно должно на одном инстансе работать, кэшироваться, читать из своей же памяти, то ничего хорошего у нас при масштабировании не получится. А в PHP по умолчанию ничего общего нет, и это хорошо. Все, что мы хотим сделать общим, мы это помещаем в memcaсhed, а memcaсhed можно читать с нескольких серверов, поэтому все замечательно. Т.е. достигается слабая связанность для слоя серверов приложений. Это прекрасно.

Чем, вообще, балансировать нагрузку?

Чаще всего это делали Squid"ом или HAProxy, но это раньше. Сейчас же автор nginx взял и партировал из nginx+ балансировщик в nginx, так что теперь он может делать все то, что раньше делали Squid"ом или HAProxy. Если оно начинает не выдерживать, можно поставить какой-нибудь крутой дорогой аппаратный балансировщик.

Проблемы, которые решает балансировщик — это как выбрать сервер и как хранить сессии? Вторая проблема — чисто PHP"шная, а сервер может выбираться либо по очереди из списка, либо по географии каких-то IP"шников, либо по какой-то статистике (nginx поддерживает least-connected, т.е. к какому серверу меньше коннектов, на него он и будет перекидывать). Можем написать для балансировщика какой-то код, который будет выбирать, как ему работать.

Что, если мы упремся в балансировщик?

Есть такая штука как DNS Round robin — это замечательный трюк, который позволяет нам не тратиться на аппаратный балансировщик. Что мы делаем? Берем DNS-сервер (обычно DNS-сервера у себя никто не хостит, это дорого, несильно надежно, если он выйдет из строя, то ничего хорошего не получится, все пользуются какими-то компаниями), в А-записи прописываем не один сервер, а несколько. Это будут А-записи разных балансировщиков. Когда браузер туда идет (гарантий, на самом деле, нет, но все современные браузеры так действуют), он выбирает по очереди какой-нибудь IP-адрес из А-записей и попадает либо на один балансировщик, либо на второй. Нагрузка, конечно, может размазываться не равномерно, но, по крайней мере, она размазывается, и балансировщик может выдержать немного больше.

Что делать с сессиями?

Сессии у нас по умолчанию в файлах. Это не дело, потому что каждый из серверов-фронтендов у нас будет держать сессии в своей файловой системе, а пользователь может попадать то на один, то на второй, то на третий, т.е. сессии он будет каждый раз терять.

Возникает очевидное желание сделать общую файловую систему, подключить NFS. Но делать так не надо — она до жути медленная.

Можно записать в БД, но тоже не стоит, т.к. БД не оптимальна для этой работы, но если у вас нет другого выхода, то, в принципе, сойдет.

Можно писать в memcached, но очень-очень осторожно, потому что memcached — это, все-таки, кэш и он имеет свойство вытираться, как только у него мало ресурсов, или некуда писать новые ключи — тогда он начинает терять старые без предупреждения, сессии начинают теряться. За этим надо либо следить, либо выбрать тот же Redis.

Redis — нормальное решение. Смысл в том, что Redis у нас на отдельном сервере, и все наши фронтенды ломятся туда и начинают с Redis"а свои сессии считывать. Но Redis однопоточный и рано или поздно можем хорошенько упереться. Тогда делают sticky-сессии. Ставится тот же nginx и сообщается ему, что нужно сделать сессии так, чтобы юзер, когда он пришел на сервер и ему выдалась сессионная cookie, чтобы он впоследствии попадал только на этот сервер. Чаще всего это делают по IP-хэшу. Получается, что если Redis на каждом инстансе, соответственно, сессии там свои, и пропускная способность чтения-записи будет гораздо лучше.

Как насчет cookies? Можно писать в cookies, никаких хранилищ не будет, все хорошо, но, во-первых, у нас все еще куда-то надо девать данные о сессии, а если мы начнем писать в cookies, она может разрастись и не влезть в хранилище, а, во-вторых, можно хранить в cookies только ID, и нам все равно придется обращаться к БД за какими-то сессионными данными. В принципе, это нормально, решает проблему.

Есть классная штука — прокси для memcached и Redis:

Они, вроде как, поддерживают распараллеливание из коробки, но делается это, я не сказал бы, что очень оптимально. А вот эта штука — twemproxy — она работает примерно как nginx с PHP, т.е. как только ответ получен, он сразу отправляет данные и в фоне закрывает соединение, получается быстрее, меньше ресурсов потребляет. Очень хорошая штука.

Очень часто возникает такая ошибка "велосипедирования", когда начинают писать, типа "мне сессии не нужны! я сейчас сделаю замечательный токен, который будет туда-сюда передаваться"... Но, если подумать, то это опять же сессия.

В PHP есть такой механизм как session handler, т.е. мы можем поставить свой handler и писать в cookies, в БД, в Redis — куда угодно, и все это будет работать со стандартными session start и т.д.

Сессии надо закрывать вот этим замечательным методом.

Как только мы из сессии все прочитали, мы не собираемся туда писать, ее надо закрыть, потому что сессия частенько блокируется. Она, вообще-то, должна блокироваться, потому что без блокировок будут проблемы с конкурентностью. На файлах это видно сразу, на других хранилищах блокировщики бывают не на весь файл сразу, и с этим немного проще.

Что делать с файлами?

С ними можно справляться двумя способами:

  1. какое-то специализированное решение, которое дает абстракцию, и мы работаем с файлами как с файловой системой. Это что-то вроде NFS, но NFS не надо.
  2. "шардирование" средствами PHP.

Специализированные решения из того, что действительно работает, — это GlusterFS. Это то, что можно поставить себе. Оно работает, оно быстрое, дает тот же интерфейс, что NFS, только работает с нормальной терпимой скоростью.

И Amazon S3 — это, если вы в облаке Amazon"а, — тоже хорошая файловая система.

Если вы реализуете со стороны PHP, есть замечательная библиотека Flysystem, покрытая отличными тестами, ее можно использовать для работы со всякими файловыми системами, что очень удобно. Если вы сразу напишете всю работу с файлами с этой библиотекой, то потом перенести с локальной файловой системы на Amazon S3 или др. будет просто — в конфиге строчку переписать.

Как это работает? Пользователь из браузера загружает файл, тот может попадать либо на фронтенд и оттуда расползаться по файловым серверам, либо на каждом файловом сервере делается скрипт для аплоада и файл заливается сразу в файловую систему. Ну и, параллельно в базу пишется, какой файл на каком сервере лежит, и мы читать его можем непосредственно оттуда.

Лучше всего раздавать файлы nginx"ом или Varnish"ем, но лучше все делать nginx"ом, т.к. мы все его любим и используем — он справится, он хороший.

Что у нас происходит с базой данных?

Если у вас все уперлось в код PHP, мы делаем кучу фронтендов и все еще обращаемся к одной БД — она справится достаточно долгое время. Если нагрузка не страшная, то БД живет хорошо. Например, мы делали JOIN"ы по 160 млн. строк в таблице, и все было замечательно, все бегало хорошо, но там, правда, оперативки надо больше выделить на буферы, на кэш...

Что делать с БД, если мы уперлись в нее? Есть такие техники как репликация. Обычно делается репликация мастер-слэйв, есть репликация мастер-мастер. Можно делать репликацию вручную, можно делать шардирование и можно делать партицирование.

Что такое мастер-слэйв?

Выбирается один сервер главным и куча серверов — второстепенными. На главный пишется, а читать мы можем с мастера, а можем и со слэйвов (на картинке красные стрелочки — это то, что мы пишем, зеленые — то, что мы читаем). В типичном проекте у нас операций чтения гораздо больше, чем операций записи. Бывают нетипичные проекты.

В случае типичного проекта большое количество слэйвов позволяет разгрузить как мастер, так и, вообще, увеличить скорость чтения.

Также это дает отказоустойчивость — если упал один из слэйвов, то делать ничего не надо. Если упал мастер, мы можем достаточно быстро сделать один из слэйвов мастером. Правда, это обычно не делается автоматически, это внештатная ситуация, но возможность есть.

Ну, и бэкапы. Бэкапы базы все делают по-разному, иногда это делается MySQL-дампом, при этом он фризит весь проект намертво, что не очень хорошо. Но если делать бэкап с какого-нибудь слэйва, предварительно остановив его, то пользователь ничего не заметит. Это прекрасно.

Кроме этого, на слэйвах можно делать тяжелые вычисления, чтобы не затронуть основную базу, основной проект.

Есть такая штука как read/write split.Делается 2 пула серверов — мастер, слэйв, соединение по требованию, и логика выбора соединения варьируется. Смысл в том, что если мы будем всегда читать со слэйвов, а писать всегда в мастер, то будет небольшая засада:

т.е. репликация выполняется не немедленно, и нет гарантий, что она выполнилась, когда мы делаем какой-либо запрос.

Есть два типа выборок:

  1. для чтения или для вывода;
  2. для записи, т.е., когда мы что-то выбрали и потом это что-то надо изменить и записать обратно.

Если выборка для записи, то мы можем либо всегда читать с мастера и писать на мастер, либо мы можем выполнить "SHOW SLAVE STATUS" и посмотреть там Seconds_Behind_Master (для PostgreSQL тоже супер-запрос есть на картинке) — он покажет нам число. Если это 0 (нуль), значит, все у нас уже реплицировалось, можно смело читать со слэйва. Если число больше нуля, то надо смотреть значение — либо нам стоит подождать немного и тогда прочитать со слэйва, либо сразу читать с мастера. Если у нас NULL, значит еще не реплицировали, что-то застряло, и надо смотреть логи.

Причины подобного лага — это либо медленная сеть, либо не справляется реплика, либо слишком много слэйвов (больше 20 на 1 мастер). Если медленная сеть, то понятно, ее надо как-то ускорять, собирать в единые дата-центры и т.д. Если не справляется реплика, значит надо добавить реплик. Если же слишком много слэйвов, то надо уже придумывать что-то интересное, скорее всего, делать какую-то иерархию.

Что такое мастер-мастер?

Это ситуация, когда стоит несколько серверов, и везде и пишется, и читается. Плюс в том, что оно может быть быстрее, оно отказоустойчивое. В принципе, все то же, что и у слэйвов, но логика, вообще, простая — мы просто выбираем рандомное соединение и с ним работаем. Минусы: лаг репликации выше, есть шанс получить какие-то неконсистентные данные, и, если произошла какая-нибудь поломка, то она начинает раскидываться по всем мастерам, и никому уже неизвестно, какой мастер нормальный, какой поломался... Это все дело начинает реплицироваться по кругу, т.е. очень неслабо забивает сеть. Вообще, если пришлось делать мастер-мастер, надо 100 раз подумать. Скорее всего, можно обойтись мастер-слэйвом.

Можно делать репликацию всегда руками, т.е. организовать пару соединений и писать сразу в 2, в 3, либо что-то делать в фоне.

Что такое шардирование?

Фактически это размазывание данных по нескольким серверам. Шардировать можно отдельные таблицы. Берем, допустим, таблицу фото, таблицу юзеров и др., растаскиваем их на отдельные сервера. Если таблицы были большие, то все становится меньше, памяти ест меньше, все хорошо, только нельзя JOIN"ить и приходится делать запросы типа WHERE IN, т.е. сначала выбираем кучу ID"шников, потом все эти ID"шники подставляем запросу, но уже к другому коннекту, к другому серверу.

Можно шардировать часть одних и тех же данных, т.е., например, мы берем и делаем несколько БД с юзерами.

Можно достаточно просто выбрать сервер — остаток от деления на количество серверов. Альтернатива — завести карту, т.е. для каждой записи держать в каком-нибудь Redis"е или т.п. ключ значения, т.е. где какая запись лежит.

Есть вариант проще:

Сложнее — это когда не удается сгруппировать данные. Надо знать ID данных, чтобы их достать. Никаких JOIN, ORDER и т.д. Фактически мы сводим наш MySQL или PostgreSQL к key-valuе хранилищу, потому что мы с ними ничего делать не можем.

Обычные задачи становятся необычными:

  • Выбрать TOP 10.
  • Постраничная разбивка.
  • Выбрать с наименьшей стоимостью.
  • Выбрать посты юзера X.

Если мы зашардировали так, что все разлетелось по всем серверам, это уже начинает решаться очень нетривиально. В этой ситуации возникает вопрос — а зачем нам, вообще SQL? Не писать ли нам в Redis сразу? А правильно ли мы выбрали хранилище?

Из коробки шардинг поддерживается такими штуками как:

  • memcache;
  • Redis;
  • Cassandra (но она, говорят, с какого-то момента не справляется и начинает падать).

Как быть со статистикой?

Часто статистику любят считать с основного сервера — с единственного сервера БД. Это прекрасно, но запросы в статистике обычно жуткие, многостраничные и т.д., поэтому считать статистику по основным данным — это большая ошибка. Для статистики в большинстве случаев realtime не нужен, так что мы можем настроить мастер-слэйв репликацию и на слэйве эту статистику уже посчитать. Или мы можем взять что-нибудь готовое — Mixpanel, Google Analytics или подобное.

Это основная идея, которая помогает раскидывать все по разным серверам и масштабировать. Во-первых, от этого сразу виден профит — даже если у вас один сервер и вы начинаете в фоне что-то выполнять, юзер получает ответ гораздо быстрее, но и впоследствии размазывать нагрузку, т.е. мы можем перетащить всю эту обработку на другой сервер, можно обрабатывать даже не на PHP. Например, в Stay.com картинки ресайзятся на Go.

Можно сразу взять Gearman. Это готовая штука для обработки в фоне. Есть под PHP библиотеки, драйвера... А можно использовать очереди, т.е. ActiveMQ, RabbitMQ, но очереди пересылают только сообщения, сами обработчики они не вызывают, не выполняют, и тогда придется что-то придумывать.

Общий смысл всегда один — есть основное ПО, которое помещает в очереди какие-то данные (обычно это "что сделать?" и данные для этого), и какой-то сервис – он либо достает, либо ему прилетают (если очередь умеет активно себя вести) эти данные, он все обрабатывает в фоне.

Перейдем к архитектуре.

Самое главное при масштабировании — это в проекте сделать как можно меньше связанности. Чем меньше связанности, тем проще менять одно решение на другое, тем проще вынести часть на другой сервер.

Связанность бывает в коде. SOLID, GRASP — это принципы, которые позволяют избежать связанности именно в коде. Но связанность в коде на разнос по серверам, конечно, влияет, но не настолько, насколько связанность доменного слоя с нашим окружением. Если мы в контроллере пишем много-много кода, получается, что в другом месте мы это использовать, скорее всего, не сможем. Нам непросто будет все это переносить из веб-контроллера в консоль и, соответственно, сложнее переносить на другие сервера и там обрабатывать по-другому.

Service-oriented architecture.

Есть 2 подхода разбиения систем на части:

    когда бьют на технические части, т.е., например, есть очередь, вынесли сервис очередей, есть обработка изображений, вынесли и этот сервис и т.д.

    Это хорошо, но когда эти очереди, изображения и т.п. взаимодействуют в рамках двух доменных областей... Например, в проекте есть область Sales и область Customer — это разные области, с ними работают разные пользователи, но и у тех, и у тех есть разные очереди. Когда все начинает сваливаться в кучу, проект превращается в месиво;

    правильное решение — бить на отдельные логические части, т.е. если в областях Sales и Customer используется модель user, то мы создаем 2 модели user. Они могут читать одни и те же данные, но представляют они их немного по-разному. Если разбить систему таким образом, то все гораздо лучше воспринимается и намного проще все это раскидать.

    Еще важно то, что части всегда должны взаимодействовать через интерфейсы. Так, в нашем примере, если Sales с чем-то взаимодействует, то он не пишет в БД, не использует общую модель, а с другими областями "разговаривает" через определенный контракт.

Что с доменным слоем?

Доменный слой разбивается на какие-то сервисы и т.п. — это важно для разработки приложения, но для масштабирования его проектирование не очень-то и важно. В доменном слое сверхважно отделить его от среды, контекста, в котором он выполняется, т.е. от контроллера, консольного окружения и т.д., чтобы все модели можно было использовать в любом контексте.

Есть 2 книги про доменный слой, которые всем советую:

  • "Domain-Driven Design: Tackling Complexity in the Heart of Software" от Eric Evans,
  • "Implementing Domain-Driven Design, Implementing Domain-Driven Design".
  • про BoundedContext — http://martinfowler.com/bliki/BoundedContext.html (то, о чем было выше — если у вас две области вроде как пересекаются, но они разные, то стоит некоторые сущности продублировать, такие как модель user);
  • про DDD в общем — — ссылка еще на одну книгу.

В архитектуре, опять же, стоит придерживаться принципа share nothing, т.е. если вы хотите что-то сделать общим, делайте это всегда сознательно. Логику предпочтительно закидывать на сторону приложения, но и в этом стоит знать меру. Никогда не стоит, допустим, делать хранимые процедуры в СУБД, потому что масштабировать это очень тяжело. Если это перенести на сторону приложения, то становится проще — сделаем несколько серверов и все будет выполняться там.

Не стоит недооценивать браузерную оптимизацию. Как я уже говорил, из тех 300-600 мс, которые запросы выполняются на сервере, к ним прибавляется 300-600 мс, которые тратятся на клиенте. Клиенту все равно, сервер ли у нас быстрый, или это сайт так быстро отработал, поэтому советую использовать Google PageSpeed и т.д.

Как обычно, абстракция и дробление совсем не бесплатны. Если мы раздробим сервис на много микросервисов, то мы больше не сможем работать с новичками и придется много-много платить нашей команде, которая будет во всем этом рыться, все слои перебирать, кроме этого сервис может начать медленнее работать. Если в компилируемых языках это не страшно, то в PHP, по крайней мере, до версии 7, это не очень...

Никогда не действуйте вслепую, всегда мониторьте, анализируйте. Вслепую практически все решения по умолчанию неправильные. Думайте! Не верьте, что существует "серебряная пуля", всегда проверяйте.

Еще немного ссылок полезных:

Каждый программист хочет стать лучшим, получать все более интересные и сложные задачи и решать их все более эффективными способами. В мире интернет-разработок к таким задачам можно отнести те, с которыми сталкиваются разработчики высоконагруженных систем.

Большая часть информации, опубликованная по теме высоких нагрузок в интернете, представляет собой всего лишь описания технических характеристик крупных систем. Мы же попробуем изложить принципы, по которым строятся архитектуры самых передовых и самых посещаемых интернет-проектов нашего времени.

  • Функциональное разделение
  • Классическое горизонтальное масштабирование
    • Концепции Shared Nothing и Stateless
    • Критика концепций Shared Nothing и Stateless
    • Связность кода и данных
  • Кеширование
    • Проблема инвалидации кеша
    • Проблема старта с непрогретым кешем

Начнем наш третий урок, посвященный бизнес-логике проекта. Это самая главная составляющая в обработке любого запроса. Для таких вычислений требуются бэкенды - тяжелые серверы с большими вычислительными мощностями. Если фронтенд не может отдать клиенту что-то самостоятельно (а как мы выяснили в прошлом номере, он без проблем можем сам отдать, к примеру, картинки), то он делает запрос бекенду. На бэкенде отрабатывается бизнес-логика, то есть формируются и обрабатываются данные, при этом данные хранятся в другом слое - сетевом хранилище, базе данных или файловой системе. Хранение данных - это тема следующего урока, а сегодня мы сосредоточимся на масштабировании бекенда.

Сразу предупредим: масштабирование вычисляющих бэкендов - одна из самых сложных тем, в которой существует множество мифов. Облачные вычисления решают проблему производительности - уверены многие. Однако это верно не до конца: для того чтобы вам действительно могли помочь облачные сервисы, вы должны правильно подготовить ваш программный код. Вы можете поднять сколько угодно серверов, скажем, в Amazon EC2, но какой с них толк, если код не умеет использовать мощности каждого из них. Итак, как масштабировать бэкенд?

Функциональное разделение

Самый первый и простой способ, с которым сталкиваются все, - это функциональное разбиение, при котором разные части системы, каждая из которых решает строго свою задачу, разносятся на отдельные физические серверы. Например, посещаемый форум выносится на один сервер, а все остальное работает на другом.

Несмотря на простоту, о подобном подходе многие забывают. Например, мы очень часто встречаем веб-проекты, где используется только одна база MySQL под совершенно различные типы данных. В одной базе лежат и статьи, и баннеры, и статистика, хотя по-хорошему это должны быть разные экземпляры MySQL. Если у вас есть функционально не связанные данные (как в этом примере), то их целесообразно разносить в разные экземпляры баз данных или даже физические серверы. Посмотрим на это с другой стороны. Если у вас есть в одном проекте и встроенная интегрированная баннерокрутилка, и сервис, который показывает посты пользователей, то разумное решение - сразу осознать, что эти данные никак не связаны между собой и поэтому должны жить в самом простом варианте в двух разных запущенных MySQL. Это относится и к вычисляющим бэкендам - они тоже могут быть разными. С совершенно разными настройками, с разными используемыми технологиями и написанные на разных языках программирования. Возвращаясь к примеру: для показа постов вы можете использовать в качестве бэкенда самый обычный PHP, а для баннерной системы вы можете запустить модуль к nginx’у. Соответственно, для постов вы можете выделить сервер с большим количеством памяти (ну PHP все-таки), при этом для баннерной системы память может быть не так важна, как процессорная емкость.

Сделаем выводы: функциональное разбиение бэкенда целесообразно использовать в качестве простейшего метода масштабирования. Группируйте сходные функции и запускайте их обработчики на разных физических серверах. Обратимся к следующему подходу.

От авторов

Основным направлением деятельности нашей компании является решение проблем, связанных с высокой нагрузкой, консультирование, проектирование масштабируемых архитектур, проведение нагрузочных тестирований и оптимизация сайтов. В число наших клиентов входят инвесторы из России и со всего мира, а также проекты «ВКонтакте», «Эльдорадо», «Имхонет», Photosight.ru и другие. Во время консультаций мы часто сталкиваемся с тем, что многие не знают самых основ - что такое масштабирование и каким оно бывает, какие инструменты и для чего используются. Эта публикация продолжает серию статей «Учебник по высоким нагрузкам». В этих статьях мы постараемся последовательно рассказать обо всех инструментах, которые используются при построении архитектуры высоконагруженных систем.

Классическое горизонтальное масштабирование

О том, что такое горизонтальное масштабирование, в принципе, мы уже знаем. Если вашей системе не хватает мощности, вы просто добавляете еще десять серверов, и они продолжают работать. Но не каждый проект позволит провернуть такое. Есть несколько классических парадигм, которые необходимо рассмотреть на раннем этапе проектирования, чтобы программный код можно было масштабировать при росте нагрузки.

Концепции Shared Nothing и Stateless

Рассмотрим две концепции - Shared Nothing и Stateless, которые могут обеспечить возможность горизонтального масштабирования.

Подход Shared Nothing означает, что каждый узел является независимым, самодостаточным и нет какой-то единой точки отказа. Это, конечно, не всегда возможно, но в любом случае количество таких точек находится под жестким контролем архитектора. Под точкой отказа мы понимаем некие данные или вычисления, которые являются общими для всех бэкендов. Например, какой-нибудь диспетчер состояний или идентификаторов. Другой пример - использование сетевых файловых систем. Это прямой путь получить на определенном этапе роста проекта узкое место в архитектуре. Если каждый узел является независимым, то мы легко можем добавить еще несколько - по росту нагрузки.

Концепция Stateless означает, что процесс программы не хранит свое состояние. Пользователь пришел и попал на этот конкретный сервер, и нет никакой разницы, попал пользователь на этот сервер или на другой. После того как запрос будет обработан, этот сервер полностью забудет информацию об этом пользователе. Пользователь вовсе не обязан все свои следующие запросы отправлять на этот же сервер, не должен второй раз приходить на него же. Таким образом, мы можем динамически менять количество серверов и не заботиться о том, чтобы роутить пользователя на нужный сервак. Наверное, это одна из серьезных причин, почему веб так быстро развивается. В нем гораздо проще делать приложения, чем писать классические офлайновые программы. Концепция «ответ - запрос» и тот факт, что ваша программа живет 200 миллисекунд или максимум одну секунду (после чего она полностью уничтожается), привели к тому, что в таких распространенных языках программирования, как PHP, до сих пор нет сборщика мусора.

Описанный подход является классическим: он простой и надежный, как скала. Однако в последнее время нам все чаще и чаще приходится отказываться от него.

Критика концепций Shared Nothing и Stateless

Сегодня перед вебом возникают новые задачи, которые ставят новые проблемы. Когда мы говорим про Stateless, это означает, что каждые данные каждому пользователю мы заново тащим из хранилища, а это подчас бывает очень дорого. Возникает резонное желание положить какие-то данные в память, сделать не совсем Stateless. Это связано с тем, что сегодня веб становится все более и более интерактивным. Если вчера человек заходил в веб-почту и нажимал на кнопку «Reload», чтобы проверить новые сообщения, то сегодня этим уже занимается сервер. Он ему говорит: «О, чувак, пока ты сидел на этой страничке, тебе пришли новые сообщения».

Возникают новые задачи, которые приводят к тому, что подход с Shared Nothing и отсутствием состояния в памяти иногда не является обязательным. Мы уже сталкивались неоднократно с ситуациями наших клиентов, которым мы говорим: «От этого откажитесь, положите данные в память» и наоборот «Направляйте людей на один и тот же сервер». Например, когда возникает открытая чат-комната, людей имеет смысл роутить на один и тот же сервер, чтобы это все работало быстрее.

Расскажем про еще один случай, с которым сталкивались. Один наш знакомый разрабатывал на Ruby on Rails игрушку наподобие «Арены» (онлайн драки и бои). Вскоре после запуска он столкнулся с классической проблемой: если несколько человек находятся в рамках одного боя, каждый пользователь постоянно вытаскивает из БД данные, которые во время этого боя возникли. В итоге вся эта конструкция смогла дожить только до 30 тысяч зарегистрированных юзеров, а дальше она просто перестала работать.

Обратная ситуация сложилась у компании Vuga, которая занимается играми для Facebook. Правда, когда они столкнулись с похожей проблемой, у них были другие масштабы: несколько миллиардов SELECT’ов из PostgreSQL в день на одной системе. Они перешли полностью на подход Memory State: данные начали храниться и обслуживаться прямо в оперативной памяти. Итог: ребята практически отказались от базы данных, а пара сотен серверов оказались лишним. Их просто выключили: они стали не нужны.

В принципе, любое масштабирование (в том числе горизонтальное) достижимо на очень многих технологиях. Сейчас очень часто речь идет о том, чтобы при создании сервиса не пришлось платить слишком много за железо. Для этого важно знать, какая технология наиболее соответствует данному профилю нагрузки с минимальными затратами железа. При этом очень часто, когда начинают размышлять о масштабировании, то забывают про финансовый аспект того же горизонтального масштабирования. Некоторые думают, что горизонтальное масштабирование - это реально панацея. Разнесли данные, все разбросали на отдельные серверы - и все стало нормально. Однако эти люди забывают о накладных расходах (оверхедах) - как финансовых (покупка новых серверов), так эксплуатационных. Когда мы разносим все на компоненты, возникают накладные расходы на коммуникацию программных компонентов между собой. Грубо говоря, хопов становится больше. Вспомним уже знакомый тебе пример. Когда мы заходим на страничку Facebook, мощный JavaScript идет на сервер, который долго-долго думает и только через некоторое время начинает отдавать вам ваши данные. Все наблюдали подобную картину: хочется уже посмотреть и бежать дальше пить кофе, а оно все грузится, грузится и грузится. Надо бы хранить данные чуть-чуть «поближе», но у Facebook уже такой возможности нет.

Слоистость кода

Еще пара советов для упрощения горизонтального масштабирования. Первая рекомендация: программируйте так, чтобы ваш код состоял как бы из слоев и каждый слой отвечал за какой-то определенный процесс в цепочке обработки данных. Скажем, если у вас идет работа с базой данных, то она должна осуществляться в одном месте, а не быть разбросанной по всем скриптам. К примеру, мы строим страницу пользователя. Все начинается с того, что ядро запускает модуль бизнес-логики для построения страницы пользователя. Этот модуль запрашивает у нижележащего слоя хранения данных информацию об этом конкретном пользователе. Слою бизнес-логики ничего не известно о том, где лежат данные: закешированы ли они, зашардированы ли (шардинг - это разнесение данных на разные серверы хранения данных, о чем мы будем говорить в будущих уроках), или с ними сделали еще что-нибудь нехорошее. Модуль просто запрашивает информацию, вызывая соответствующую функцию. Функция чтения информации о пользователе расположена в слое хранения данных. В свою очередь, слой хранения данных по типу запроса определяет, в каком именно хранилище хранится пользователь. В кеше? В базе данных? В файловой системе? И далее вызывает соответствующую функцию нижележащего слоя.

Что дает такая слоистая схема? Она дает возможность переписывать, выкидывать или добавлять целые слои. Например, решили вы добавить кеширование для пользователей. Сделать это в слоистой схеме очень просто: надо допилить только одно место – слой хранения данных. Или вы добавляете шардирование, и теперь пользователи могут лежать в разных базах данных. В обычной схеме вам придется перелопатить весь сайт и везде вставить соответствующие проверки. В слоистой схеме нужно лишь исправить логику одного слоя, одного конкретного модуля.

Связность кода и данных

Следующая важная задача, которую необходимо решить, чтобы избежать проблем при горизонтальном масштабировании, - минимизировать связность как кода, так и данных. Например, если у вас в SQL-запросах используются JOIN’ы, у вас уже есть потенциальная проблема. Сделать JOIN в рамках одной базы данных можно. А в рамках двух баз данных, разнесенных по разным серверам, уже невозможно. Общая рекомендация: старайтесь общаться с хранилищем минимально простыми запросами, итерациями, шагами.

Что делать, если без JOIN’а не обойтись? Сделайте его сами: сделали два запроса, перемножили в PHP - в этом нет ничего страшного. Для примера рассмотрим классическую задачу построения френдленты. Вам нужно поднять всех друзей пользователя, для них запросить все последние записи, для всех записей собрать количество комментариев - вот где соблазн сделать это одним запросом (с некоторым количеством вложенных JOIN’ов) особенно велик. Всего один запрос - и вы получаете всю нужную вам информацию. Но что вы будете делать, когда пользователей и записей станет много и база данных перестанет справляться? По-хорошему надо бы расшардить пользователей (разнести равномерно на разные серверы баз данных). Понятно, что в этом случае выполнить операцию JOIN уже не получится: данные-то разделены по разным базам. Так что придется делать все вручную. Вывод очевиден: делайте это вручную с самого начала. Сначала запросите из базы данных всех друзей пользователя (первый запрос). Затем заберите последние записи этих пользователей (второй запрос или группа запросов). Затем в памяти произведите сортировку и выберите то, что вам нужно. Фактически вы выполняете операцию JOIN вручную. Да, возможно вы выполните ее не так эффективно, как это сделала бы база данных. Но зато вы никак не ограничены объемом этой базы данных в хранении информации. Вы можете разделять и разносить ваши данные на разные серверы или даже в разные СУБД! Все это совсем не так страшно, как может показаться. В правильно построенной слоистой системе большая часть этих запросов будет закеширована. Они простые и легко кешируются - в отличие от результатов выполнения операции JOIN. Еще один минус варианта с JOIN: при добавлении пользователем новой записи вам нужно сбросить кеши выборок всех его друзей! А при таком раскладе неизвестно, что на самом деле будет работать быстрее.

Кеширование

Следующий важный инструмент, с которым мы сегодня познакомимся, - кеширование. Что такое кеш? Кеш - это такое место, куда можно под каким-то ключом положить данные, которые долго вычисляют. Запомните один из ключевых моментов: кеш должен вам по этому ключу отдать данные быстрее, чем вычислить их заново. Мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда это было не так и люди бессмысленно теряли время. Иногда база данных работает достаточно быстро и проще сходить напрямую к ней. Второй ключевой момент: кеш должен быть единым для всех бэкендов.

Второй важный момент. Кеш - это скорее способ замазать проблему производительности, а не решить ее. Но, безусловно, бывают ситуации, когда решить проблему очень дорого. Поэтому вы говорите: «Хорошо, эту трещину в стене я замажу штукатуркой, и будем думать, что ее здесь нет». Иногда это работает - более того, это работает очень даже часто. Особенно когда вы попадаете в кеш и там уже лежат данные, которые вы хотели показать. Классический пример - счетчик количества друзей. Это счетчик в базе данных, и вместо того, чтобы перебирать всю базу данных в поисках ваших друзей, гораздо проще эти данные закешировать (и не пересчитывать каждый раз).

Для кеша есть критерий эффективности использования, то есть показатель того, что он работает, - он называется Hit Ratio. Это отношение количества запросов, для которых ответ нашелся в кеше, к общему числу запросов. Если он низкий (50–60%), значит, у вас есть лишние накладные расходы на поход к кешу. Это означает, что практически на каждой второй странице пользователь, вместо того чтобы получить данные из базы, еще и ходит к кешу: выясняет, что данных для него там нет, после чего идет напрямую к базе. А это лишние две, пять, десять, сорок миллисекунд.

Как обеспечивать хорошее Hit Ratio? В тех местах, где у вас база данных тормозит, и в тех местах, где данные можно перевычислять достаточно долго, там вы втыкаете Memcache, Redis или аналогичный инструмент, который будет выполнять функцию быстрого кеша, - и это начинает вас спасать. По крайней мере, временно.

Олег Бунин

Известный специалист по Highload-проектам. Его компания «Лаборатория Олега Бунина» специализируется на консалтинге, разработке и тестировании высоконагруженных веб-проектов. Сейчас является организатором конференции HighLoad++ (www.highload.ru). Это конференция, посвященная высоким нагрузкам, которая ежегодно собирает лучших в мире специалистов по разработке крупных проектов. Благодаря этой конференции знаком со всеми ведущими специалистами мира высоконагруженных систем.

Константин Осипов

Специалист по базам данных, который долгое время работал в MySQL, где отвечал как раз за высоконагруженный сектор. Быстрота MySQL - в большой степени заслуга именно Кости Осипова. В свое время он занимался масштабируемостью MySQL 5.5. Сейчас отвечает в Mail.Ru за кластерную NoSQL базу данных Tarantool, которая обслуживает 500–600 тысяч запросов в секунду. Использовать этот Open Source проект может любой желающий.

Максим Лапшин

Решения для организации видеотрансляции, которые существуют в мире на данный момент, можно пересчитать по пальцам. Макс разработал одно из них - Erlyvideo (erlyvideo.org). Это серверное приложение, которое занимается потоковым видео. При создании подобных инструментов возникает целая куча сложнейших проблем со скоростью. У Максима также есть некоторый опыт, связанный с масштабированием средних сайтов (не таких крупных, как Mail.Ru). Под средними мы подразумеваем такие сайты, количество обращений к которым достигает около 60 миллионов в сутки.

Константин Машуков

Бизнес-аналитик в компании Олега Бунина. Константин пришел из мира суперкомпьютеров, где долгое время «пилил» различные научные приложения, связанные с числодробилками. В качестве бизнес-аналитика участвует во всех консалтинговых проектах компании, будь то социальные сети, крупные интернет-магазины или системы электронных платежей.

Проблема инвалидации кеша

Но с использованием кеша вы бонусом получаете проблему инвалидации кеша. В чем суть? Вы положили данные в кеш и берете их из кеша, однако к этому моменту оригинальные данные уже поменялись. Например, Машенька поменяла подпись под своей картинкой, а вы зачем-то положили одну строчку в кеш вместо того, чтобы тянуть каждый раз из базы данных. В результате вы показываете старые данные - это и есть проблема инвалидации кеша. В общем случае она не имеет решения, потому что эта проблема связана с использованием данных вашего бизнес-приложения. Основной вопрос: когда обновлять кеш? Ответить на него подчас непросто. Например, пользователь публикует в социальной сети новый пост - допустим, в этот момент мы пытаемся избавиться от всех инвалидных данных. Получается, нужно сбросить и обновить все кеши, которые имеют отношение к этому посту. В худшем случае, если человек делает пост, вы сбрасываете кеш с его ленты постов, сбрасываете все кеши с ленты постов его друзей, сбрасываете все кеши с ленты людей, у которых в друзьях есть те, кто в этом сообществе, и так далее. В итоге вы сбрасываете половину кешей в системе. Когда Цукерберг публикует пост для своих одиннадцати с половиной миллионов подписчиков, мы что - должны сбросить одиннадцать с половиной миллионов кешей френдлент у всех этих subscriber’ов? Как быть с такой ситуацией? Нет, мы пойдем другим путем и будем обновлять кеш при запросе на френдленту, где есть этот новый пост. Система обнаруживает, что кеша нет, идет и вычисляет заново. Подход простой и надежный, как скала. Однако есть и минусы: если сбросился кеш у популярной страницы, вы рискуете получить так называемые race-condition (состояние гонок), то есть ситуацию, когда этот самый кеш будет одновременно вычисляться несколькими процессами (несколько пользователей решили обратиться к новым данным). В итоге ваша система занимается довольно пустой деятельностью - одновременным вычислением n-го количества одинаковых данных.

Один из выходов - одновременное использование нескольких подходов. Вы не просто стираете устаревшее значение из кеша, а только помечаете его как устаревшее и одновременно ставите задачу в очередь на пересчет нового значения. Пока задание в очереди обрабатывается, пользователю отдается устаревшее значение. Это называется деградация функциональности: вы сознательно идете на то, что некоторые из пользователей получат не самые свежие данные. Большинство систем с продуманной бизнес-логикой имеют в арсенале подобный подход.

Проблема старта с непрогретым кешем

Еще одна проблема - старт с непрогретым (то есть незаполненным) кешем. Такая ситуация наглядно иллюстрирует утверждение о том, что кеш не может решить проблему медленной базы данных. Предположим, что вам нужно показать пользователям 20 самых хороших постов за какой-либо период. Эта информация была у вас в кеше, но к моменту запуска системы кеш был очищен. Соответственно, все пользователи обращаются к базе данных, которой для построения индекса нужно, скажем, 500 миллисекунд. В итоге все начинает медленно работать, и вы сами себе сделали DoS (Denial-of-service). Сайт не работает. Отсюда вывод: не занимайтесь кешированием, пока у вас не решены другие проблемы. Сделайте, чтобы база быстро работала, и вам не нужно будет вообще возиться с кешированием. Тем не менее даже у проблемы старта с незаполненным кешем есть решения:

  1. Использовать кеш-хранилище с записью на диск (теряем в скорости);
  2. Вручную заполнять кеш перед стартом (пользователи ждут и негодуют);
  3. Пускать пользователей на сайт партиями (пользователи все так же ждут и негодуют).

Как видите, любой способ плох, поэтому лишь повторимся: старайтесь сделать так, чтобы ваша система работала и без кеширования.

|

Постоянно растущее количество посетителей сайта – всегда большое достижение для разработчиков и администраторов. Конечно, за исключением тех ситуаций, когда трафик увеличивается настолько, что выводит из строя веб-сервер или другое ПО. Постоянные перебои работы сайта всегда очень дорого обходятся компании.

Однако это поправимо. И если сейчас вы подумали о масштабировании – вы на правильном пути.

В двух словах, масштабируемость – это способность системы обрабатывать большой объем трафика и приспособляться к его росту, сохраняя при этом необходимый UX. Существует два метода масштабирования:

  • Вертикальное (также называется scaling up): увеличение системных ресурсов, например, добавление памяти и вычислительной мощности. Этот метод позволяет быстро устранить проблемы с обработкой трафика, но его ресурсы могут быстро себя исчерпать.
  • Горизонтальное (или scaling out): добавление серверов в кластер. Рассмотрим этот метод подробнее.

Что такое горизонтальное масштабирование?

Проще говоря, кластер – это группа серверов. Балансировщик нагрузки – это сервер, распределяющий рабочую нагрузку между серверами в кластере. В любой момент в существующий кластер можно добавить веб-сервер для обработки большего объёма трафика. В этом и есть суть горизонтального масштабирования.

Балансировщик нагрузки отвечает только за то, какой сервер из кластера будет обрабатывать полученный запрос. в основном, он работает как обратный прокси-сервер.

Горизонтальное масштабирование – несомненно, более надёжный метод увеличения производительности приложения, однако оно сложнее в настройке, чем вертикальное масштабирование. Главная и самая сложная задача в этом случае – постоянно поддерживать все ноды приложения обновленными и синхронизированными. Предположим, пользователь А отправляет запрос сайту mydomain.com, после чего балансировщик передаёт запрос на сервер 1. Тогда запрос пользователя Б будет обрабатываться сервером 2.

Что произойдёт, если пользователь А внесёт изменения в приложение (например, выгрузит какой-нибудь файл или обновит содержимое БД)? Как передать это изменение остальным серверам кластера?

Ответ на эти и другие вопросы можно найти в этой статье.

Разделение серверов

Подготовка системы к масштабированию требует разделения серверов; при этом очень важно, чтобы серверы с меньшим объёмом ресурсов имели меньше обязанностей, чем более объёмные серверы. Кроме того, разделение приложения на такие «части» позволит быстро определить его критические элементы.

Предположим, у вас есть PHP-приложение, позволяющее проходить аутентификацию и выкладывать фотографии. Приложение основано на стеке LAMP. Фотографии сохраняются на диске, а ссылки на них – в базе данных. Задача здесь заключается в поддержке синхронизации между несколькими серверами приложений, которые совместно используют эти данные (загруженные файлы и сессии пользователя).

Для масштабирования этого приложения нужно разделить веб-сервер и сервер БД. Таким образом в кластере появятся ноды, которые совместно используют сервер БД. Это увеличит производительность приложения, снизив нагрузку на веб-сервер.

В дальнейшем можно настроить балансировку нагрузки; об этом можно прочесть в руководстве « »

Сессионная согласованность

Разделив веб-сервер и базу данных, нужно сосредоточиться на обработке пользовательских сессий.

Реляционные базы данных и сетевые файловые системы

Данные сессий часто хранят в реляционных базах данных (таких как MySQL), потому что это такие базы легко настроить.

Однако это решение не самое надёжное, потому что в таком случае увеличивается нагрузка. Сервер должен вносить в БД каждую операцию чтения и записи для каждого отдельного запроса, и в случае резкого увеличения трафика база данных, как правило, отказывает раньше других компонентов.

Сетевые файловые системы – ещё один простой способ хранения данных; при этом не требуется вносить изменения в базу исходных текстов, однако сетевые системы очень медленно обрабатывают I/O операции, а это может оказать негативное влияние на производительность приложения.

Липкие сессии

Липкие сессии реализуются на балансировщике нагрузки и не требуют никаких изменений в нодах приложения. Это наиболее удобный метод обработки пользовательских сессий. Балансировщик нагрузки будет постоянно направлять пользователя на один и тот же сервер, что устраняет необходимость распространять данные о сессии между остальными нодами кластера.

Однако это решение тоже имеет один серьёзный недостаток. Теперь балансировщик не только распределяет нагрузку, у него появляется дополнительная задача. Это может повлиять на его производительность и привести к сбою.

Серверы Memcached и Redis

Также можно настроить один или несколько дополнительных серверов для обработки сессий. Это самый надёжный способ решения проблем, связанных с обработкой сессий.

Заключительные действия

Горизонтальное масштабирование приложения сначала кажется очень сложным и запутанным решением, однако оно помогает устранить серьёзные проблемы с трафиком. Главное – научиться работать с балансировщиком нагрузки, чтобы понимать, какие из компонентов требуют дополнительной настройки.

Масштабирование и производительность приложения очень тесно связаны между собой. Конечно, масштабирование нужно далеко не всем приложениям и сайтам. Однако лучше подумать об этом заранее, желательно ещё на стадии разработки приложения.

Tags: ,

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: