Минимальное время отклика. Параметры современных ЖК-мониторов: объективные и субъективные

И не остаться в дураках.

Практически в любом крупном сетевом магазине электроники представлена пара сотен моделей телевизоров. Глаза разбегаются, если честно. Для того, чтобы не попасться на уловки маркетологов и уговоры продавцов-консультантов, нужно научиться за версту выявлять все минусы той или иной модели.

Разобраться в теории и проверить её на практике помогали эксперты компании TP Vision . Спасибо за подробную и полезную инфу, ребята!

Мы постарались разобраться в основных проблемах и сформировать общие рекомендации касаемо процесса выбора телевизора.

Уязвимые места

Дешёвые дисплейные панели

Дисплейные панели современных ЖК-телевизоров отличаются не только диагональю и подсветкой. Различна сама технология работы жидких кристаллов. Причём эти различия принципиальны.

* кликабельно

Не задавались вопросом, почему стоимость двух телевизоров с одинаковой диагональю может отличаться в несколько раз ? Не последнюю роль в этом играет использование устаревших дисплейных панелей. TN матрицы встречаются всё реже, уступая место VA и IPS технологиям. Но каждая из них обладает своими преимуществами и недостатками.

Время отклика

Немного теории.

Время отклика - это скорость, с которой ЖК-ячейка способна изменять степень прозрачности, формируя изображение.

* То есть, как быстро будет меняться цвет в одном пикселе.

Измеряется в миллисекундах, и чем оно короче, тем лучше будут отображаться динамические сцены . Голливуд вкладывает миллионы в спецэффекты, так зачем смотреть эти сцены искажёнными?

При этом каждый производитель считает своим долгом измерять время отклика по-своему . Например, GtG (от серого к серому), BtW (от черного к белому), BtB или BWB (с чёрного на белый и обратно). Единого стандарта нет, поэтому такой параметр можно сравнивать среди телевизоров одной марки. Проще всего попросить включить одну и ту же экшн-сцену на нескольких моделях и внимательно присмотреться. Либо пытать продавца по какой технологии производитель замеряет время отклика, правда такой информации у них попросту нет.

Хитрости продавцов

Продавцы должны давать полную и исчерпывающую информацию о товаре. Фигня. Они должны вам его продать. Те, кто умудряются объединить в себе эти навыки встречаются очень редко .

Как проще всего убедить покупателя в том, что один телевизор показывает лучше чем другой? Легко. Задрать на нужном товаре контрастность и насыщенность. Если это ещё не сделал производитель. Не стесняясь, просите выставить стандартный режим отображения на сравниваемых моделях.

Туповатый Smart TV

Любимая функция продавцов-консультантов. Возможность смотреть фильмы онлайн, не вставая с дивана, прельщает большинство русскоязычных пользователей. И если предустановленные в телевизор приложения работают более-менее сносно, то встроенный браузер , как правило, просто отвратителен.

Нашёл нужную страничку в интернете? Ок, сначала продерись через редиректы и всплывающие баннеры. Всего пара кликов? Да, но это может растянуться на пару минут, ведь мало какой браузер в телевизоре может похвастаться высокой скоростью работы. Если в магазине телевизор подключен к сети - нелишним будет опробовать функции Smart TV.

Ужасный интерфейс

Логика работы в меню у каждой марки телевизоров своя. И не всегда удачная . Дублирующиеся разделы, окошки в окошках, неудобная навигация - чего только не встретишь.

Реализация клавиатуры тоже вызывает много вопросов. Набор текста парой кнопок с пульта - изощрённое наказание, не иначе.

Нет нужных разъёмов

Вроде просто: берём все свои устройства, используемые с телевизором, и смотрим какие разъёмы нужны.

Как бы не так, телевизор - покупка долгосрочная , нужно заранее продумать, что к нему будет подключаться в будущем. Неплохо было бы выяснить силу тока в USB-разъёмах, чтобы знать, откроются ли более ёмкие жёсткие диски.

Как надо

  • Матрица

Как не ошибиться с выбором матрицы? Нужно определиться, для каких целей покупается телевизор.

Виды матриц. Стареньких TN матриц вполне достаточно, если использовать телевизор в качестве монитора . Для работы и игр - самое то. Отлично показывает динамичные сцены, к тому же такие телевизоры - одни из самых дешёвых на рынке. Минусы - узкий угол обзора и тусклый цвет, что не подойдёт дизайнерам и любителям красивого кино.

VA матрицы хороши в передаче черного цвета. Получается красивая, контрастная картинка, но страдают углы обзора. Хотя они шире, чем в TN матрицах. Такие телевизоры подойдут тем, кто любит посидеть на диване и поиграть в Xbox или PS .

IPS матрицы обладают шикарной цветопередачей и огромным углом обзора. Самое то, чтобы смотреть сериалы всей семьёй, можно расположиться где удобно. Главный минус - неглубокий чёрный цвет, картинка получается «плоская».

Разрешение. В гонке за разрешением пока участвовать не стоит, вполне достаточно 1920х1080 пикселей. 4К-телевизоры, безусловно, могут показывать захватывающую картинку, но пока такого контента практически нет . Разве что YouTube. Остаётся вариант купить такой на будущее, но технологический прогресс на месте не стоит, не факт, что сегодняшний 4К-телевизор будет актуальным через пару лет.

Развёртка. Часто можно встретить обозначения 1080p и 1080i (либо 720р и 720i), осторожно, это не одно и то же . Разрешение одинаково в обоих вариантах, но тип развёртки - разный.

  • При 1080i (чересстрочная развёртка) изображение выводится последовательно, чётными и нечётными строками. Как следствие - лесенка на границах объекта и дрожание кадра, всё это пытаются сгладить программными методами. Частота кадров при этом ограничена.
  • При 1080p (прогрессивная развёртка) изображение выводится на экран сразу, частота кадров выше.

Смело выбираем второй вариант.

  • Тип подсветки

Если ЖК-панель не подсветить - она ничего не покажет. В современных моделях встречается преимущественно LED подсветка (светодиодная), старую CCFL (на люминесцентных лампах) можно встретить разве что в самых дешевых и толстых телевизорах.

Светодиодная подсветка бывает краевой (Edge LED) и ковровой (Direct LED). В первом случае диоды находятся с боков, а свет от них рассеивается через диффузор. Это позволяет выпускать крутые и тонкие телевизоры, но делает невозможным локальное управление подсветкой, она получается неравномерной.

Если подсветка ковровая , то диоды располагаются равномерно, охватывая всю площадь ЖК-панели. Становится возможным локально управлять группами светодиодов, обеспечивая лучшую цветопередачу. В подсветке нет пробелов, но телевизор становится немногим толще.

Разница в размерах не такая уж большая. Поэтому логичнее отдать предпочтение телевизору с Direct LED.

  • Отклик

Какими бы ни были цветопередача и разрешение экрана, низкая скорость отклика может свести на нет всё удовольствие от просмотра. По этому критерию впереди идут телевизоры с TN матрицами. Но, как уже было сказано выше, страдает картинка. Компромисс между временем отклика и качеством изображения реализован в VA матрицах. IPS остаётся позади, если только это не современные подвиды типа e-IPS и s-IPS.

Например, время отклика в 32-дюймовом телевизоре Philips - 2 мс, впечатляющий результат. Можно и в приставку поиграть и боевик посмотреть. Около 20 тысяч рублей , в любом магазине электроники.

  • Баланс белого

Телевизор должен вносить как можно меньше искажений в исходный контент. Только вот, современные производители заинтересованы не в том, чтобы их дисплеи соответствовали цветовым стандартам, а в том, чтобы они продавались. Поэтому появляются более «сочные синие» и «живые красные» цвета, чем у их конкурентов. То есть яркость и насыщенность некоторых цветов программно завышена , температура изменена. По-хорошему, если производители правильно настраивают свою продукцию, то выставленные на прилавке телевизоры показывали бы похожие изображения.

Распространено мнение, что японские и корейские компании часто перенасыщают цвета и загоняют их яркость вверх. Температура изображения, как правило, ниже эталонных 6500 К. В то время как европейские производители (например, Phillips) стремятся к более естественным цветам и правильному балансу белого. Пример - 50-дюймовый Phillips с VA матрицей. Адекватный баланс белого вкупе с низким временем отклика и естественными цветами. Всё что нужно, чтобы смотреть телевизор в гостиной. Цена - почти 45 тысяч рублей .

  • Умный Smart TV

Основной момент - наличие шустрого браузера и богатого ассортимента приложений для потребления онлайн-контента. Причем для комфортного серфинга по сети требуется поддержка Flash и HTML5. Интерфейс должен быть удобным и интуитивным. Wi-Fi модуль сильно упрощает жизнь тем, кому мешают лишние провода. Что, впрочем, не критично.

Где всё это найти? Как вариант - попробовать Android TV . Есть удобный магазин адаптированных приложений, реализовано управление со смартфона, да и браузер побыстрее. Такой Android вшит в 55-дюймовый Philips 6500 серии . ОС в этом телевизоре - переделанная 5.1 (Lollipop). Но 75 тысяч рублей просят не за Smart TV. Просто это огромный стильный телевизор с крутым изображением, Ambilight подсветкой и всем необходимым.

  • Оптимальный размер экрана

В выборе размера телевизора нет четких критериев. Ни для кого не секрет, что чем дальше зритель сидит от экрана, тем больше нужна диагональ. Все основывается на личных предпочтениях, но в целом картина выглядит так:

Угол обзора также важен. Именно поэтому телевизоры с TN матрицами не подходят для гостиной. Если смотреть сбоку - картинка изменит свой цвет.

  • Подходящая технология 3D

Если выбор пал на 3D-телевизоры - нужно определиться с технологией передачи стереоскопического изображения. Две основных: активная и пассивная. Везде нужны очки.

При активном 3D , изображение подаётся поочередно на каждый глаз с очень большой частотой, которая синхронизируется с частотой телевизора. От этого у многих болят глаза и голова. Зато картинка отображается в том же разрешении, разве что немного затемнённой. В очки встроен затворный механизм, который попеременно закрывает правую и левую лизну. Для этого нужен источник питания, а значит, очки придётся время от времени заряжать. В комплекте к телевизору обычно одна-две пары таких очков, остальные придётся докупать, причём стоят они прилично .

При пассивном 3D , изображенние воспринимается целиком, просто телевизор посылает картинку под разными углами для левого и правого глаза. Очки попроще и работают без батареек. Их линзы - это специальные фильтры, которые принимают изображение только под нужными углами. Главное не нарваться на очки с линейной поляризацией, а то придётся при просмотре держать голову строго вертикально. Лучше взять комплект, поддерживающий круговую поляризацию. Казалось бы, сплошные плюсы, но страдает качество изображения: разрешение меньше, динамичные сцены искажены, меньшая «глубина» 3D-эффекта. В коробку с телевизором положат целый ворох таких очков, хватит на всю семью. Да и продаются они дёшево , докупить - не проблема.

Если говорить сухим научным языком, то время отклика жидкокристаллических мониторов – это самое меньшее время, которое необходимо пикселю для изменения яркости свечения и измеряется в миллисекундах.(мс)

Казалось бы – все просто и понятно, но если рассмотреть вопрос подробно, то окажется, что эти числа скрывают в себе несколько секретов.

Немного науки и истории

Время теплых и ламповых CRT мониторов с честными герцами кадровой развертки и RGB цветностью уже прошло. Тогда было все ясно – 100 Гц это хорошо, а 120 Гц еще лучше. Каждый пользователь знал, что эти числа показывают — столько раз в секунду обновляется, или моргает, картинка на экране. Для комфортного просмотра динамично изменяющихся сцен (например — фильмы) было рекомендовано использовать частоту кадров 25 для ТВ и 30 Гц для цифрового видео. Основанием послужило утверждение медицины о том, что человеческое зрение воспринимает изображение непрерывным, если оно моргает не менее двадцати пяти раз в секунду.

Но технологии эволюционировали, и эстафету у ЭЛТ (электронно-лучевая трубка) приняли панели на жидких кристаллах, которые еще называют ЖКИ, TFT, LCD. Хотя технологии производства различаются, но в этой статье заострять внимание на мелочах не будем, о различиях TFT и LCD расскажем в другой раз

На что влияет время отклика?

Итак, принцип работы ЖКИ заключается в том, что ячейки матрицы изменяют свою яркость под воздействием управляющего сигнала, иначе говоря – они переключаются. И вот эта скорость переключения или время отклика, как раз и определяет максимальную скорость смены картинки на дисплее.

В привычные герцы переводится по формуле f=1/t. То есть для того, чтобы получить необходимые 25 Гц требуется обеспечить пикселям скорость в 40 мс и 33 мс для 30 Гц.

Много это или мало, и какое время отклика монитора лучше?

  1. Если время велико, то при резких изменениях сцены проявятся артефакты – там, где уже черное матрица все еще показывает белое. Или отображается объект, уже пропавший из поля зрения камеры.
  2. Когда человеческому глазу показывают нечеткие картинки, то усталость зрения увеличивается, могут появиться головные боли, повыситься утомляемость. Это связано со зрительным трактом – мозг постоянно интерполирует информацию, поступающую с сетчатки, а сам глаз занят непрерывной сменой фокусировки.

Получается, что меньше-лучше. Особенно если за компьютером предстоит проводить большую часть времени. Поколение постарше помнит времена как тяжело было высидеть перед CRT восьмичасовый рабочий день – а ведь они обеспечивали 60 Гц и более.

Как можно узнать и проверить время отклика?

Хотя миллисекунды они и в Африке миллисекунды, но наверняка многие сталкивались с тем, что разные мониторы с одинаковым показателями формируют изображение разного качества. Такая ситуация сложилась по причине различных методик определения реакции матрицы. И какой способ измерения применял производитель в каждом конкретном случае вряд ли представиться возможным узнать.

Существуют три основных метода замеров отклика мониторов:

  1. BWB, он же BtB – аббревиатура словосочетания английского «Black to Back» и «Black-White-Black». Показывает время, за которое пиксель переключится из черного в белый и обратно в черный. Самый честный показатель.
  2. BtW – расшифровывается как «Black to White». Включение из неактивного состояния до стопроцентной светимости.
  3. GtG – сокращение от «Grey to Grey». Сколько нужно точке, чтобы изменить яркость серого с девяносто процентной до десяти. Обычно составляет порядка 1-2 мс.

И получается, что проверка времени отклика монитора по третьему способу покажет намного лучший и привлекательный для потребителя результат, чем проверка по второму. А ведь не придерешься – напишут, что 2 мс и так оно и будет. Да только по факту на мониторе и артефакты лезут, и картинка шлейфом идет. А все от того, что истинное положение дел показывает только метод BWB — первый метод, именно он свидетельствует о времени, необходимом пикселю на полный рабочий цикл во всех возможных состояниях.

К сожалению документация, доступная потребителям, не проясняет картину и что подразумевается под, например, 8 мс понять сложно. Подойдет ли, будет комфортно работать?

Для лабораторных исследований применяется достаточно сложный программно-аппаратный комплекс, который и не во всякой то мастерской есть. Но что делать, если хочется проверить производителя?

Проверка времени отклика монитора в домашних условиях осуществляется программой TFT Monitor Test. Выбирая в меню софтины пиктограмму теста и указав родное разрешение экрана на дисплей выводится картинка с прямоугольником, снующим туда-сюда. При этом программулина гордо покажет измеренное время!

Мы использовали версию 1.52, проверили несколько дисплеев и сделали вывод – программа что-то показывает, и даже в миллисекундах. Причем монитор худшего качества продемонстрировал худшие результаты. Но так, как время гашения и зажигания пикселей регистрируется только фотодатчиком, которого в помине не было, то чисто программный метод можно рекомендовать для субъективной сравнительной оценки – что измеряет программа понятно только ее разработчикам.

Куда более наглядным эмпирическим тестом будет режим «Белый квадрат» в TFT Monitor Test — по экрану двигается квадрат белого цвета, а задача тестирующего наблюдать за шлейфом от этой геометрической фигуры. Чем шлейф длиннее, тем больше времени на переключение затрачивается матрицей и тем хуже ее свойства.

Вот и все, что получится сделать для решения проблемы «Как проверить время отклика монитора». Описывать методы с применением камер и калибровочных таблиц не будем, а рассмотрим их в другой раз — на это потребуется еще пару дней. Полноценную проверку может выполнить только специализированная организация с соответствующей технической базой.

Время отклика в мониторе для игр

Если основное предназначение компьютера – игры, то стоит подобрать монитор с наименьшим временем отклика. В динамичных шутерах даже десятая доля секунды может решить исход сражения. Поэтому рекомендуемое время отклика монитора для игр — не более 8 мс. Такое значение обеспечивает частоту смены кадров 125 Гц, и будет абсолютно достаточно для любой игрушки.

При ближайшем следующем значении 16 мс в жестких замесах будет наблюдаться размытие движений. Данные утверждения верны, если заявленное время измерялось по BWB, но компании лукавя могут написать и 2 мс, и 1 мс. Наша рекомендация неизменна – чем меньше, тем лучше. Основываясь на таком подходе скажем, что время отклика монитора для игр должно быть не менее 2 мс так, как 2мс GtG примерно соответствуют 16 мс BWB.

Как изменить время отклика в мониторе?

К сожалению, без замены экрана – почти никак. Это характеристика самого слоя, отвечающего за формирование картинки, и соответствует проектному решению производителя. Есть конечно небольшая лазейка и инженеры решили вопрос: «Как изменить время отклика».

Компании, выпускающие мониторы называют эту фичу OverDrive (OD) или RTC – компенсация времени отклика. Это когда на пиксель кратковременно подается импульс более высокого напряжения, и он переключается быстрее. Если монитор сверкает надписью – Gaming Mode или подобной, то знайте – есть возможность корректировки в лучшую сторону. Еще раз растолкуем, чтоб было совсем понятно — никакие программы и замены видеокарт не помогут и ничего подкрутить не получится — это физическое свойство матрицы и ее контроллера.

Выводы

Покупая видеокарту за тысячу-полторы условных единиц, чтобы гонять любимые игры на минимум сотне FPS, и подавать видеосигнал монитору, который и сорок FPS едва вытягивает, немного нерационально. Лучше докинуть сотню на дисплей и наслаждаться полноценной динамикой игр и фильмов без разочарований – от 40 мс матрицы удовольствия вы точно не получите, и радость от обладания мощным видеоадаптером перекроет плохое качество изображения.

Когда вы приобретаете какое-то дополнительное оборудование для своего компьютера, например, такое как жидкокристаллический монитор, существует очень много факторов, которые следует учитывать. Сегодня мы с вами поговорим о таком параметре, как время отклика. Зная, как влияет время отклика на изображение, воспроизводимое монитором, вы без проблем сможете сделать правильный выбор.

LCD мониторы

LCD монитор стал наследником устаревших кинескопных мониторов CRT, существенно улучшив массогабаритные характеристики подобных устройств. CRT мониторы были очень большими и тяжелыми, в то время как современные LCD мониторы являются очень легкими и компактными. В отличие от CRT мониторов, LCD мониторы выпускаются в более широкой гамме моделей с разной диагональю экрана – от 14 до 28 дюймов. Работа LCD характеризуется широким перечнем параметров, таких как максимально-поддерживаемое разрешение, глубина отображения черного цвета, чистота цвета, качество воспроизведения цветовой гаммы, а также другие параметрами, среди которых особое место занимает время отклика.

Время отклика

Время отклика для LCD монитора является одной из ключевых характеристик, на которую следует обращать внимание при выборе монитора. Время отклика можно охарактеризовать как время, которое LCD монитор затрачивает на изменение цвета каждого пикселя. Высокое время отклика приводит к такому неприятному дефекту на изображении, как послесвечение или шлейф. При воспроизведении быстро движущихся объектов, таких как спортсмен, автотранспорт или птица, они могут оставлять за собой след на экране. Это связано со слишком высоким временем отклика, что может негативно отразиться на качестве воспроизведения динамических сцен в фильмах и компьютерных играх. Время отклика измеряется в миллисекундах – чем меньше это число, тем более качественную картинку вы получите на мониторе.

2 мс или 5 мс

Любое время отклика меньше 15 миллисекунд является приемлемым для LCD мониторов и гарантирует достаточное качество изображения, лишенное шлейфов от движущихся предметов и прочих артефактов. В целом, LCD монитор со временем отклика 2 мс считается лучшим, чем монитор с временем отклика 5 мс. Тем не менее, вам следует учитывать и другие параметры, которые влияют на качество отображения видеоданных. Так, LCD монитор со временем отклика 2 мс может иметь слабые места в другом, например в качестве воспроизведения цветов. И тогда может оказаться, что монитор со временем отклика 5 мс предпочтительнее для выполнения ваших задач. Если вы готовитесь к приобретению монитора, рекомендуем вам провести практическое сравнение моделей со временем отклика 2 или 5 мс.

Какое время отклика выбрать

В общем, если вы используете компьютер только для просмотра видеофильмов и компьютерных игр, то обязательно выбирайте монитор со временем отклика меньше 12 мс. Для многих людей отличие между временем отклика в 2 и 5 мс является неразличимым. Они скорее обратят внимание на тот факт, что монитор с откликом в 5 мс дешевле, чем монитор с откликом 2 мс. В конце концов, выбор стоит за вами, - выбирайте монитор в подходящем для вас ценовом диапазоне и с необходимыми характеристиками.

Время отклика - это время, необходимое пикселу чтобы изменить яркость свечения в большую или меньшую сторону. Измеряется в миллисекундах (мс).

Для ЭЛТ или плазменных телевизоров время отклика определяется временем послесвечения люминофора, как правило оно составляет порядка 1 мс.

Наиболее важное значение время отклика имеет для ЖК телевизоров в силу принципа их работы. Первые поколения ЖК-матриц имели время отклика в десятки мс, что (даже не беря в расчет огромную по тем временам цену) делало их применение в телевизорах практически невозможным. С усовершенствованием технологий изготовления матриц и управляющей электроники время отклика сократилось до единиц миллисекунд.

К сожалению по «паспортному» времени отклика ничего определенного сказать о качестве изображения нельзя . Причин тому несколько.

1) существует несколько методик измерения времени отклика, причем далеко не всегда указывается какая именно была использована;

2) ни одна из этих методик не дает полного представления о реальном быстродействии матрицы, т.к. показывает или лучшее или среднее время отклика, в то время как негативное влияние оказывают «всплески» времени отклика, возникающие в некоторых режимах. В частности, переключение с белого на черный или черного на белый происходит очень быстро. В то же время переключение между близкими оттенками серого цвета может занимать во много раз больше времени.

Тем не менее, в целом все скорее хорошо чем плохо. Во-первых, даже для немногочисленных пока телевизоров, способных работать с частотой развертки в 120 Гц (для поддержки затворных 3D очков), достаточно чтобы время отклика не превышало 1000/120=8,33 мс, а это сегодня достигается довольно легко; во-вторых, уменьшать время отклика ниже существующих значений просто бессмысленно, т.к. зачастую в дело вступают нейрологические эффекты: например, «запоминание» сетчаткой глаза изображения на время порядка 10 мс, которое полезно для восприятия изображения на ЭЛТ и плазменных телевизорах, но может вызвать эффект кажущейся «медлительности» ЖК телевизора.

В то же время «быстрые» ЭЛТ и плазменные телевизоры могут очень заметно мерцать - периодически изменять яркость с частотой развертки. Причем, если недостатки присущие ЖК телевизорам заметны только на динамичных сценах, то мерцание (если оно заметно) видно всегда.

Вывод можно сделать только один - забыть про красивые числа на ценниках и внимательно смотреть на экран потенциального приобретения. Причем если это ЭЛТ или плазменный телевизор - то лучше смотреть не прямо, а боковым зрением, т.к. оно лучше приспособлено замечать изменения, в т.ч. и мерцание.

Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме – выбору ЖК-монитора . От информации об основных характеристиках современных мониторов мы переходим к конкретным рекомендациям с указанием наиболее интересных моделей в различных ценовых категориях.

Disclaimer: Статья не преследует цели описания принципов работы современных ЖК-мониторов и является субъективной точкой зрения ее автора о критериях выбора ЖК-монитора.

Лирическое отступление. Пять лет назад я даже не предполагал, что к сегодняшнему моменту ЖК-мониторы практически полностью вытеснят с компьютерного рынка традиционные на то время мониторы, основанные на электронно-лучевой трубке. Но времена менялись, и теперь приличного нового ЭЛТ-монитора, с хорошей геометрией и большой диагональю, в продаже просто не найти. А между тем, производители за 250 американских рублей предлагают 19″ монитор, основанный на жидких кристаллах. Но почему один монитор с диагональю 19″ стоит 250 долларов, в то время как за другой просят 500 и более? И какой из них предпочесть?

Для начала поговорим о характеристиках монитора, на которые стоит обратить внимание при выборе.

Время отклика

Время отклика является характеристикой, показывающей (если не вдаваться в подробности), насколько быстро каждый пиксель, формирующий изображение на мониторе, может изменить свой цвет на заданный. Извечная проблема ЖК-мониторов в том, что изображение на них изменяется с гораздо меньшей скоростью, чем это происходит в случае мониторов, основанных на ЭЛТ. В результате, на ЖК-мониторах с большим временем отклика при динамичном изменении картинки можно увидеть «замыливание» картинки, когда границы движущегося объекта размываются и теряют свою четкость. К чести производителей ЖК-мониторов, ситуация с временем отклика за последние годы значительно улучшилась, и современные ЖК-мониторы практически избавились от данной проблемы, за редким исключением (о чем речь пойдет немного позже).

По общему правилу, чем меньше время отклика, тем лучше. Вместе с тем, стоит отметить, что методы измерения производителями времени отклика различны, и обычно указываемое производителями время отклика мало что может сказать о том, как тот или иной монитор поведет себя в реальных приложениях. Измерить время отклика без специального оборудования не представляется возможным, поэтому потребителям остается два пути – либо прочитать обзоры с объективными измерениями в специализированных изданиях, либо посмотреть данный монитор «вживую» в различных приложениях и сделать вывод «устраивает/не устраивает» самому, на основании увиденного. По моему мнению, отклика порядка 8 мс и менее для комфортного просмотра фильмов и динамичных игр более чем достаточно. «Хардкорным» геймерам в то же время, возможно, понадобится отклик в 2 мс на топовых ЖК-мониторах, построенных на матрице типа TN+film.

Компенсация времени отклика (RTC, overdrive)

Так как время отклика является одной из проблемных характеристик монитора и практически главной характеристикой, на которую делают упор маркетологи фирм производителей, инженерами была разработана технология, позволяющая уменьшить данную характеристику – компенсация времени отклика . Однако данная технология принесла с собой не только положительные стороны, но и артефакты «разгона» матриц. В последних моделях мониторов с такой технологией количество артефактов разгона значительно уменьшилось, но говорить об их отсутствии пока рано. Как и в случае с временем отклика, советую читать специализированные обзоры, а еще лучше – посмотреть на такие мониторы вживую, ибо скупые цифры в обзорах хоть и объективны, но дают мало представления неподготовленному читателю о реальной ситуации с артефактами овердрайва.

Контрастность, яркость и равномерность подсветки

Контрастность ЖК-монитора есть отношение уровня белого цвета (максимальная яркость которого в центре экрана и называется яркостью монитора) к уровню черного. Грубо говоря, от контрастности зависит, насколько черный цвет будет выглядеть черным, а не серым, на экране вашего монитора. Производители указывают контрастность от 500:1 до 3000:1 для своих ЖК-мониторов. Но чаще всего это паспортная контрастность матриц, используемых в данных мониторах, которая измеряется производителями на специальных стендах в специальных условиях и не учитывает влияние электроники конкретной модели монитора. Некоторые производители в качестве значения контрастности монитора указывают так называемую «динамическую» контрастность. Обладающие данной технологией мониторы оценивают отображаемое в данный момент изображение и, в зависимости от преобладания светлых или темных тонов, соответственно изменяют яркость подсветки матрицы. Уровень черного измеряется при минимальном значении яркости, а уровень белого – при максимальном, что не совсем честно, так как недостижимо в реальности в каждый отдельный момент времени. Следует также отметить, что при разных значениях яркости монитора контрастность будет также весьма различна, а яркость, необходимая для комфортной работы с текстом, к примеру, значительно ниже яркости, необходимой для просмотра видеофильмов и игр.

Углы обзора

Еще одной из важнейших характеристик ЖК-мониторов являются углы обзора. Ибо если изображение на мониторах с ЭЛТ практически не изменяется даже при взгляде на него сбоку, то в случае ЖК-мониторов все обстоит совершенно иным образом – изображение существенно меняется, а при взгляде сверху или снизу явно видно падение контрастности и искажение цветопередачи. Вместе с тем, производители указывают в качестве значений углов обзора 160? даже для самых недорогих панелей, и до сих пор на них ни кто не подал в суд за недобросовестную рекламу. Почему, спросите вы? Да потому, что измеряют они эти углы при условии падения контрастности до значений в 10:1 в центре экрана, а некоторые и 5:1, что совершенно неприемлемо с точки зрения возможности работы за монитором при таких значениях. Если кратко подытожить данный раздел, можно лишь посоветовать «вживую» посмотреть монитор и, попросив выставить на нем равномерную заливку каким-либо цветом, посмотреть с разных сторон и сделать самостоятельный вывод, устраивает ли вас такой вариант.

Цветопередача

Цветопередача ЖК-монитора – это характеристика, показывающая, насколько полно и точно монитор отображает видимый человеческому глазу цветовой спектр. Производители в качестве показателя цветопередачи указывают количество цветов, которое способен воспроизводить монитор. Для современных ЖК-мониторов это число традиционно указывается равным 16 миллионам, что совершенно ничего не говорит о качестве цветопередачи в принципе. Данный параметр важен в первую очередь тем, кто собирается использовать монитор для профессиональной работы с цветом либо редактирования цифровых изображений, и в силу сложности описания и его комплексности мы будем оперировать сравнительными определениями – «лучше» и «хуже».

Матрица

Теперь поговорим о типе матрицы, ибо именно от нее в подавляющем большинстве случаев зависят все остальные характеристики ЖК-монитора, в том числе и цена. В современных мониторах применяются 3 основных типа матриц – S-IPS, PVA (MVA, в силу небольших отличий от PVA, можно считать упрощенным аналогом PVA с чуть худшими характеристиками) и наиболее распространенный в мониторах – TN+film.

Итак, насколько мы видим из таблицы, мониторы на TN+film проигрывают остальным по характеристикам, но являются, тем не менее, наиболее распространенными из всех в силу одного существенного фактора – цены. Сравнивая мониторы на матрицах S-IPS и PVA, мы видим, что однозначного преимущества не имеет ни один из них, и выбор следует делать, исходя из личных предпочтений и требований. MVA все же проигрывает по совокупности характеристик PVA, но и стоит заметно дешевле моделей на PVA и S-IPS.

Размер диагонали и соотношение сторон монитора, способ подключения

В заключительной части нашей статьи мы попытаемся дать практические советы по выбору ЖК-монитора. Но для этого постараемся дать краткую характеристику существующему рынку ЖК-мониторов.

В настоящее время производители предлагают нам модели 15″, 17″, 19″, 20″, 21″, 22″, 23″, 24″, 26″, 27″ и 30″. И если модели 15″ и 17″ давно стали low-end и выпускаются только на TN+film матрице, то в секторе 19″ выбор уже гораздо шире, включая модели на S-IPS-, MVA- и PVA-матрицах. Но для начала остановимся на одной немаловажной детали, непосредственно влияющей на выборе ЖК-монитора – разрешении . В силу особенностей технологии ЖК-мониторов последние предназначены для показа изображения только в одном, так называемом «родном» разрешении, совпадающем с физическим количеством пикселей по горизонтали и вертикали. Выставление разрешения ниже, чем физическое, приводит к видимым искажениям и артефактам. Причем, учитывая богатство размеров диагоналей предлагаемых ЖК-мониторов, размер пикселя у них тоже разный, что значительно усложняет выбор между ними.

Размер диагонали Разрешение матрицы Размер пикселя
15″ 1024х768 0,297
17″ 1280х1024 0,264
19″ 1280х1024 0,294
19″ wide 16:10 1440х900 0,284
20″ 1600х1200 0,255
20″ wide 16:10 1680х1050 0,258
21″ 1600х1200 0,270
21″ wide 16:10 1680х1050 0,270
22″ wide 16:10 1680х1050 0,282
23″ wide 16:10 1920х1200 0,258
24″ wide 16:10 1920х1200 0,269
26″ wide 16:10 1920х1200 0,287
27″ wide 16:10 1920х1200 0,303
30″ wide 16:10 2560х1600 0,251

Как мы видим, размеры пикселей современных ЖК-мониторов в ряде случаев отличаются на 17%, что более чем заметно глазу человека. И если в случае слишком крупных пикселей мы получаем «зернистость» и «рассыпание» изображения на пиксели, то в случае слишком мелких мы будем излишне напрягать зрение, рискуя его испортить. К сожалению, средства масштабирования изображения операционных систем, и тем более прикладного программного обеспечения, весьма далеки от совершенства в настоящий момент, посему данная мера слабо поможет в случае слишком мелкой точки.

И еще немного о соотношении сторон экрана мониторов. Их в настоящее насчитывается три:

традиционное 4:3, как ни странно, встречающееся не так часто – только моделях с диагональю 15″, 20″ и 21″; нестандартное соотношение сторон 5:4 – оно более приближено к квадрату, что несет определенные преимущества при работе с текстом – и неудобство при просмотре фильмов, подавляющее большинство которых выпускаются в широкоэкранном варианте; стремительно набирающее популярность соотношение 16:10, или так называемые широкоэкранные мониторы – в силу особенностей физиологии, человеческий глаз более приспособлен к восприятию широкоэкранного изображения, нежели приближенного к квадратному. Однако старые программы и игры разрабатывались для соотношения сторон 4:3, без поддержки широкоэкранных мониторов.

Вместе с тем, в настройках драйверов видеокарт возможно установить, как монитору следует себя вести при «неродном» разрешении программы:

    он может отобразить реальный размер изображения, и тогда по краям, сверху и снизу будут черные полосы; он может масштабировать картинку с соблюдением пропорций оригинального изображения, и в таком случае мы получим две полосы – по бокам или сверху/снизу, в зависимости от соотношения сторон; без соблюдения пропорций, для заполнения всего экрана, и в данном случае мы получим искажение пропорций изображения.

Размер точки, комфортный для вас лично, традиционно предлагаю выбирать путем непосредственного сравнения мониторов. Что касается соотношения сторон, то личное мнение автора заключается в том, что за широкоэкранными мониторами будущее, особенно это касается диагоналей от 20″ и выше.

Современные ЖК-мониторы подключаются к видеокарте двумя способами – с помощью традиционного аналогового подключения с использованием разъема D-Sub и цифрового, с использованием подключения по DVI. Последний обеспечивает минимальное количество преобразований сигнала на пути от видеокарты к монитору и избавляет от зависимости качества изображения от качества аналогового выхода вашей видеокарты.

По материалам gigamark.com.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: