Atv расшифровка. Что такое DVB-C в телевизоре. Стандарты и системы цифрового телевещания

DTV (Digital Television) – цифровое телевидение означает передачу и обработку телевизионного сигнала в цифровой форме. В состав телевизионного сигнала входят и видеосигнал и звук. А цифровая форма сигнала – это кодирование информации в формате MPEG, когда весь сигнал представлен в форме последовательности «0» и «1». Такая передача сигнала не подвержена влиянию помех, которые мы обычно наблюдаем на экране при аналоговом сигнале в виде снега, черточек и других мелких помех.

Кроме высокой помехоустойчивости цифровой сигнал требует меньшей мощности передатчика для трансляции на такое же расстояние, как и аналоговый. Для пользователей не заметное и следующее преимущество DTV: уменьшение спектра сигнала, что приводит к увеличению количества каналов в том же частотном диапазоне. Такое преимущество очень важно для передающих центров.

Кроме таких преимуществ цифрового телевещания так же при таком способе формирования телесигнала удобно реализуются различные методы просмотра телепередач как: работа с архивами, возможность реализации функции «в начало передачи», выбор языка видео или субтитров и др.

Но есть и недостатки, основным из которых можно назвать остановка изображения при слабом сигнале. В аналоговом телевидении при этом на картинке мы видели шум и помехи, а вот при цифровой передаче сигнала при слабом уровне мы увидим разложенную на квадратики картинку или совсем остановившееся изображение.

Стандарты и системы цифрового телевещания

Развитие цифрового телевидения привело к созданию в 1993 году системы DVB (Digital Video Broadcasting) цифрового видео вещания.
Для обеспечения совместимости оборудования существует международная организация, которая приводит все к единым стандартам.

Для цифрового телевидения были введены стандарты и форматы, которые отличаются материковой принадлежностью:

  • Европейский стандарт – DVB;
  • Японский стандарт – ISDB;
  • Американский стандарт – ATSC.
Каждый из этих стандартов делится на форматы, которые определяют передачу сигнала отдельно для эфирного телевидения, кабельного вещания и спутникового телевидения.

При получении некоторых интерактивных услуг (например, видео по запросу), каналы, предоставляющие такие услуги (цифрового телевидения), могут быть закодированы и платно предоставлять свои услуги. Для реализации трансляции таких платных каналов существуют системы доступа, реализованные с помощью CAM – модулей, которые вставляются в CI-слот телеприемника или ресивера.



САМ - модуль в разъеме CI+ телевизора


Европейская система цифрового вещания DVB разделяется на несколько форматов:
  • DVB-S(S2) – цифровое спутниковое тв;
  • DVB-T(T2) – цифровое эфирное тв;
  • DVB-C(C2) – цифровое кабельное тв;
  • DVB-H(SH) – мобильное тв (спутниковое/мобильное).
Обозначения S2, T2, C2 означают введение в действие второго поколения стандарта.

Что такое стандарт DVB-T2

Стандарт DVB-T обозначает эфирное наземное цифровое телевидение в Европе. Цифра «2» в конце обозначает вторую версию этого стандарта. Основное отличие, которое реализовано во второй версии, это увеличения количества каналов на том же оборудовании, что использовалось и в стандарте DVB-T. В спецификациях указано об 30 процентном увеличении такой емкости сети.

Незаметным для пользователя является отличие первой и второй версии стандарта на уровне систем и физическом уровне. Но именно эти отличия делают несовместимым эти два стандарта.


При использовании стандарта DVB-T2 есть возможность реализовать такие функции:

  1. передача сигналов SDTV (стандартная четкость), HDTV, UHDTV;
  2. передача 3D в стандарте DVB 3D-TV;
  3. интерактивное телевидение Hbb TV;
  4. видео по запросу;
  5. субтитры;
  6. телетекст;
  7. объемный звук.
Это основные функции, есть возможность реализации и других параметров.

Что такое цифровое телевидение?

Цифровое телевидение - передача видео- и аудиосигнала от передатчика к телевизору с использованием цифровой модуляции и стандарта сжатия данных MPEG.

Зачем нужна приставка DVB-T2 к телевизору для приема цифрового телевидения?

Цифровая приставка - устройство для приема и декодирования сигналов наземного телевизионного вещания в стандарте DVB-T2 и последующего вывода видео и аудио сигнала на аналоговый телевизионный приемник.

В чём разница между аналоговым телевидением (АТВ) и цифровым (ЦТВ)? Как реализуется ЦТВ в России?

Цифровое эфирное телевидение отличается от традиционного аналогового телевидения способом организации передаваемого сигнала. В системе АТВ изображение и звук передаются непосредственно, а в ЦТВ сначала оцифровываются. Подобная организация телесигнала избавляет его от посторонних шумов, улучшая картинку и звук. Также снижается объем данных, что увеличивает число передаваемых в эфире каналов.

По решению Правительства РФ в качестве базового формата цифрового эфирного телевидения принят MPEG-4, а реализацией занимается РТРС (Российская телевизионная и радиовещательная сеть).

Какие преимущества у DVB-T2?

Для просмотра эфирного цифрового телевидения вам понадобится лишь приставка DVB-T2. Вы самостоятельно сможете настроить оборудование, воспользовавшись функцией автосканирования. Значительным плюсом является пополнение мультиплексов (пакетов каналов) в дальнейшем.

Почему просмотр цифрового ТВ возможен лишь через приставку?

Телевизоры прошлого поколения умеют взаимодействовать только с аналоговым сигналом. Поэтому для обработки цифрового сигнала нужен приёмник, который преобразует кодированный поток MPEG-4 в сигнал, понятный обыкновенному телевизору.

Подразумевается ли плата за просмотр эфирного цифрового телевидения? Сколько стоит подключение к цифровой сети?

Просмотр действующих мультиплексов (РТРС-1, РТРС-2) бесплатный. В будущем возможно введение дополнительных платных пакетов каналов.

Дополнительной платы за подключение нет. Просто приобретите приставку DVB-T2, соедините с телевизором и антенной. После этого вы сможете смотреть цифровые каналы без абонентской платы.

Каким образом население будет обеспечено приставками для приема сигналов ЦТВ?

Население будет приобретать за собственные средства, как в свое время приобретало цветные телевизоры в замен черно-белых. В тоже время обсуждается возможность выделения средств региональных бюджетов для обеспечения цифровыми приёмниками малообеспеченных слоев.

Если у меня уже сейчас имеется приставка со спутниковой антенной, смогу ли я на нее принимать цифровое эфирное телевидение?

Нет, не сможете. Спутниковое телевещание осуществляется в стандарте DVB-S, а эфирное - в DVB-T2. Для приема эфирного ЦТВ в любом случае требуется специальная приставка.

Какие стандарты цифрового телевидения существуют?

DVB (Digital Video Broadcasting) - общий открытый европейский стандарт цифровой передачи мультимедиа, принятый Европейским союзом телевещания ETSI (European Transmission Standards Institute) и обеспечивающий высокое качество трансляции.

Для различных способов передачи сигнала используются определённые устройства:

DVB-T2 - (terrestrial-наземная антенна) распространение цифрового ТВ сигнала в эфире

DVB-C -(cable-кабель) распространение цифрового сигнала по кабелю

DVB-H -(handheld-наладонник) наземное вещание на мобильные терминалы (телефоны)

DVB-S -(sputnik-спутник) распространение цифрового ТВ сигнала через спутник

Достаточно ли комнатной антенны для качественного приёма?

Комнатной антенны не всегда достаточно. Качество приема сигнала зависит от удаленности передатчика и его мощности. При большом расстоянии от передатчика и наличии сильных преград, можно воспользоваться внешней антенной или настроить антенну на отраженный прием. Для этого нужно расположить антенну так, чтобы она получала отражённый сигнал от крупных объектов, например зданий.

Какую антенну необходимо иметь для стабильного приема ЦТВ?

Для приема подойдет обычная телевизионная антенна дециметрового диапазона. Практика показывает, что если обычные аналоговые каналы принимаются нестабильно (рябь, снег и т.п.), то на ту же антенну цифровые каналы принимаются гораздо лучше. Однако, универсального ответа нет. Все зависит от места проживания и расположения антенны. В проблемных случаях некоторые специалисты рекомендуют специализированную антенну для приставки DVB-T2.

Что делать, если в квартире несколько телевизоров?

Существуют следующие варианты:

При покупке одного приемника можно организовать внутриквартирную сеть. При этом на всех телевизорах будет просматриваться один канал, который был выбран на приемнике

Если хотите на всех телевизорах смотреть цифровое ТВ, то при покупке нескольких приемников возможно просматривать разные телеканалы

Однажды 12 июня 2009 большинство телестанций в США прекратили вещание аналогового ТВ, а также сменили частоты вещания цифрового телевидения, что потребовало перенастроить цифровые адаптеры и телевизоры, использующие антенны. Вещание цифрового ТВ (DTV – от англ. Digital TV) использует те же VHF и UHF-частотные каналы, как и аналоговое ТВ, но требует DTV-совместимый приемник, чтобы принимать их. Существующие TV, VCR, TiVo, DVR-приемники, которые могут принимать только традиционный аналоговый сигнал, требуют адаптер для того, чтобы конвертировать новые цифровые сигналы в форму традиционных аналоговых тюнеров, чтобы те их понимали и получали.

Предыстория

До 12 июня 2009 большинство ТВ станций вещали в аналоговом и цифровом (DTV) форматах. Для DTV-вещания Федеральное агентство по связи(США) назначило каждой станции временный частотный ТВ-канал, на котором проходило цифровое вещание (обычно некоторые неиспользуемые UHF-каналы в диапазоне). Новый DTV-формат позволяет станциям идентифицировать себя, транслируя их "виртуальный" номер канала, как и другую информацию программы, наряду с картинкой и звуком. Это позволяет станциям идентифицировать их DTV-вещание как "виртуальное", с номерами каналов, которые отличаются от фактического радиочастотного телеканала, используемого для цифрового вещания.


К примеру, станция в диапазоне является каналом 11. До 12 июня 2009 канал 11, вещаемый с помощью аналогового телесигнала на частоте, обозначенной как "РЧ канал 11", центрирован на 201 МГц. До 12 июня 2009 Федеральное агентство по связи также позволяет вещать цифровое ТВ на второй частоте, которой становится "РЧ канал 19", центрированный на 503 МГц. На этой частоте станция, которая вещает DTV, а также информацию, идентифицирующую его по буквенному названию, идентифицирует себя как "виртуальный цифровой канал 11-1", несмотря на то, что он физически занимает радиочастоту канала 19. С толку сбивает то, что станция идентифицирует себя как "канал 11", вещая в одно и то же время 2 разных радиочастотных телеканала, РЧ канал 11 и РЧ канал 19. Но это было обязательным до 12 июня 2009, так как станциям требовалась вторая частота, чтобы транслировать новый DTV формат, продолжая аналоговое телевещание на их исходных частотах.

Почему перенастройка обязательна после 12 июня 2009


1. Станции прекратили вещание традиционного аналогового телевизионного сигнала. Как в примере выше, канал 11 отключил их аналоговый передатчик на РЧ канал 11. На этой частоте не было сигнала (по крайней мере некоторое время).


2. Множество станций перенастроили их цифровые передатчики с временного второго канала, который предоставило им Федеральное агентство по связи для начального вещания DTV, на частоту вещания аналогового канала. К примеру, станция канала 11 выключила цифровую передачу на РЧ канал 19, перенастроила цифровой передатчик на РЧ канал 11, и потом начала вещание DTV на частоте канала 11. И теперь больше не использует временно предоставленную частоту канала 19.


Что это для вас значит? Это значит, что вы должны "перенастроить" ваш DTV-адаптер, если вы не сделали этого с 12 июня 2009, так как множество частотных каналов, которые он изначально запомнил при настройке до 12 июня 2009, изменились.


Обратите внимание, что не все передачи DTV изменили частотные каналы для их DTV-передач . Некоторые продолжили вещание их DTV-сигналов на альтернативном канале, предоставленном им Федеральным агентством по связи. Другие сменили их цифровые передачи на их старые частотные каналы. Некоторые вообще сменили DTV-передачи на новые частотные каналы, отличающиеся от аналогового и временного цифрового частотных каналов. И теперь, когда переход на DTV произошел, множество станций до сих пор использует DTV частотный канал, который отличается от "виртуального" номера канала, который идентифицирует их при настройке. К примеру, станция может идентифицировать себя как "DTV виртуальный канал 68-1", при этом передавая их цифровой радиочастотный сигнал на телеканале 42, а не 68. В этой этой таблице будет показан канал "68-1" в колонке "Channel Numbers/Virtual" и будет показан канал "42" как физический радиочастотный канал, используемый для вещания в колонке "Channel Numbers/Digital". Старый аналоговый "Канал 68" продолжает афишировать себя как виртуальный цифровой "Канал 68-1" при том, что фактически он транслирует свой цифровой сигнал на радиочастотном телеканале 42.


Вам не потребуется другая антенна для цифрового телевидения, так как DTV-вещание использует те же VHF и UHF диапазоны частот, что и аналоговое телевидение.


Шаги

    Подключите ваш DTV-адаптер к хорошей антенне. Если вы используете V-образную антенну, которую нужно подстраивать под каждый канал, вы можете попросить соседа, с хорошей телеантенной на крыше, на время подключить ваш DTV-адаптер к его антенне, и провести настройку (большинство хороших DTV-адаптеров "запомнят" настройку каналов, даже если вы их отключите от сети и перенесёте себе домой).

    Используйте пульт дистанционного управления вашего DTV-адаптера, чтобы войти в режим "настройка каналов". Некоторые пульты дистанционного управления имеют кнопку "CH SCAN", в то время как на других вы должны войти в режим "MENU" и найти функцию "AUTO CHANNEL SCAN" или "AUTO TUNING". Первая настройка после 12 июня 2009 должна быть "полной", а не "одиночной". "Полная" настройка полностью перенастроит все каналы, удалив ранее запомненные частоты каналов (так как 12 июня 2009 изменились многие цифровые каналы вещания).

    Начните функцию "Настройка". DTV-адаптер начнет изучать все частоты телеканалов (от 2 до 69), и, если находит цифровое вещание, запомнит эту частоту, и назовет буквами и номером канал, связанный с ней.

    После полной автонастройки, используйте кнопки "channel up/down" на вашем пульте дистанционного управления DTV-адаптером для проверки наличия всех каналов, которые вы хотели бы видеть.

    Если у вас появились не все каналы, следуйте "советам", расположенным ниже. Они помогут вам добавить каналы, используя функции "channel add scan" или "manual tuning", чтобы добавить их в список запомненных цифровых каналов вашего DTV-адаптера.

    Дальнейшая информация о нумерации цифровых каналов

    В традиционном аналоговом телевидении было соответствие один к одному между номером канала, по которому вещала станция, и радиочастотным каналом, который она занимала. К примеру, аналоговая станция, называемая себя "Канал 11", занимает частоту, расположенную на 11 канале Федерального агентства по связи. Как показано в таблице , частота, занимаемая каналом 11, покрывает диапазон от 198 до 204 МГц и центрирована на средней точке между этих частот (на 201 МГц). Это значит, что если вы знаете номер канала телестанции, вы можете заставить ваш аналоговый телевизор принимать сигнал на этой частоте, введя номер канала, без обязательной настройки. И телевизор будет работать на правильной частоте.


    В DTV, тем не менее, станции транслируют их буквенные названия и их "виртуальный" номер канала как фоновые данные, а их радиочастотный канал может отличаться от виртуального. Канал может называться "DTV 68" или "68-1", но в действительности использовать радиочастотный канал 42. Ваш DTV-адаптер (или цифровой телевизор) не сможет узнать этого без настройки всех частотных каналов. Когда происходит настройка, ваш цифровой приемник проверяет все возможные радиочастотные каналы на сигнал и, если находит, запоминает предложенный номер канала.


    Преимуществом этого является возможность станций называть себя тем же "виртуальным" номером канала, который был аналоговым номером канала. Хотя в реальности они транслируют радиочастотный сигнал на номере телеканала, который отличается от "виртуального" номера.


    После перехода некоторые цифровые станции начали транслировать их цифровые сигналы на тех-же радиочастотных каналах, которые были указаны в их виртуальных номерах каналов (цифровой виртуальный канал 11-1, из примера выше, переехал на радиочастотный телеканал 11 12 июня 2009, заместив его исходную аналоговую трансляцию на канале 11 цифровой трансляцией на канале 11). А другие – нет (цифровой виртуальный канал 68-1 транслируется на радиочастотном телеканале 42).


    Недостатком виртуальных каналов является то, что вы должны иметь возможность принимать все каналы в вашей области за одну настройку. Если ваша антенна ориентирована в одном положении или направлении, чтобы принимать некоторые каналы, и в другом направлении, чтобы принимать другие, будет почти невозможно выбрать и запомнить все каналы за одну настройку. В этом случае вы должны полагаться на возможность вашего адаптера или телевизора выполнять настройку в режиме "channeladd" или вручную настраивать радиочастотный канал (не у всех есть эта возможность). Для этого найдите радиочастотный номер канала в таблице в колонке "ChannelNumbers/Digital", введите этот номер в радиочастотный канал в режиме настройки вашего адаптера "manualchanneladd" или "manualtuning", а потом настройте антенну, пока не получите сигнал и добавите в запомненный список каналов.


    Согласно более высокой пропускной способности, цифровое вещание может вмещать более одного канала видео/аудио информации в те-же 6 МГц ширины радиочастотного канала. Но дополнительные каналы обычно имеют более низкое разрешение, чем основной канал, или состоят из изображений, которые не меняются быстро (как погодные карты). К примеру, если основной канал – это виртуальный "5-1", там могут быть ещё и виртуальные "5-2" и "5-3", и все они занимают один и тот-же радиочастотный канал (который может быть любым, не обязательно радиочастотный канал 5). Обычно суффикс "-1" (как "5-1") показывает главный канал и имеет наивысшее разрешение. Выше нумерованные виртуальные каналы ("5-2", "5-3" в этом примере) обычно имеют меньшее разрешение или низкую частоту смены кадров, чтобы поместиться в границы одного радиочастотного канала.

Подробности Автомобили, морской и воздушный транспорт


Несмотря на то, что квадроциклы ATV и UTV во многом похожи, они сильно отличаются друг от друга в своём назначении. Квадроцикл ATV (A ll T errain V ehicle, что в переводе означает: «транспортное средство повышенной проходимости») – это моторизованное транспортное средство для передвижения по бездорожью, и используемое для активного отдыха, спортивных состязаний и/или для буксировки грузов в местах с отсутствием дорог. Квадроцикл UTV (U tility T ask V ehicle – в переводе: «утилитарное транспортное средство») – это мотовездеход, также предназначенный для перемещения по бездорожью, и отличающийся расположением в нём водителя и пассажира. В то время как на квадроциклах ATV пассажир располагается за водителем, а чаще всего они вообще бывают одноместными и рассчитаны только на водителя, в квадроциклах UTV имеется как минимум по одному месту для водителя и для пассажира, которые располагаются бок о бок, как в обычном автомобиле. Оба транспортных средства могут использоваться для перевозки и буксировки грузов, но UTV квадроциклы более приспособлены к этому. На них устанавливается каркасный тент, наподобие тента грузового автомобиля, а выполнение функций грузовика-внедорожника – их первоочередная задача.

Как правило, оба типа квадроциклов оснащаются двигателями внутреннего сгорания, мощной подвеской и колесами с большим протектором. Встречаются модели и с электрическим приводом, но они рассчитаны на эксплуатацию только в лёгких режимах. Оба транспортных средства имеют низкое расположение центра тяжести, обеспечивающее им дополнительную устойчивость при движении по бездорожью. Разница между квадроциклом ATV и UTV становится очевидной при первом же взгляде на них. Водитель ATV квадроцикла управляет им сидя на одноместном, реже двухместном, сидении типа «седло», а водитель UTV квадроцикла располагается на сидении больше похожим на автомобильное, которое расположено рядом с таким же сидением пассажира.

Управление этими мотосредствами тоже отличается. ATV управляется при помощи руля, работающего по принципу велосипедного, и имеющего соответствующий внешний вид, только гораздо больше, мощнее и массивнее. UTV оснащены рулевым управлением как у автомобилей, и управляются при помощи рулевого колеса. Конфигурация квадроциклов UTV позволяет перевозить большее кол-во пассажиров и багажа, что очень удобно при работе, например, на большом производстве или строительном объекте. Возможность оперативной перевозки людей, инструментов и материалов делает UTV популярными среди обслуживающего персонала гольф клубов, парков, баз отдыха и подобных им местах, где есть необходимость в перевозке людей и грузов по пересеченной местности.

Что касается разрешения на передвижение квадроциклов ATV и UTV по автомобильным дорогам, то всё зависит от установленных в конкретной местности правил дорожного движения. В большинстве случаев, UTV выпускаются со всем необходимым техническим оснащением и документальным сопровождением, позволяющим им беспрепятственно передвигаться по автодорогам. В случаях с ATV все индивидуально, и этот вопрос следует уточнять до покупки.

Аксессуары, часто используемые на квадроциклах ATV, также успешно могут применяться и на квадроциклах UTV. Лебёдка, например, будет отличным дополнением к любому из них, как и различные приспособления для хранения небольших вещей и инструмента. UTV часто выпускаются с установленным на них каркасом безопасности, а некоторые модели оснащаются и лобовым стеклом. У квадроциклов ATV такие опции отсутствуют.

Аббревиатура ATV буквально расшифровывается как All Terrain Vehicle, что в вольном переводе на русский означает "транспортное средство для езды по бездорожью". В нашей стране ATV называют по-разному - мотовездеходами, четырехколесниками или квадроциклами.

Самое широкое распространение ATV получили, как ни странно, в США. Казалось бы, у них там на любой, самой захудалой ферме, дороги такие, что можно на Кадиллаке раскатывать, так нет же, зачем-то еще покупают себе ATV. Конечно же, американцы покупают мотовездеходы не для повседневных поездок и даже не для работы на своих приусадебных участках. Для большинства из них ATV - это, в первую очередь, прекрасное средство активного отдыха. Ведь даже в Америке еще не вся свободная земная поверхность застроена небоскребами. Остались уголки живой природы, куда не успела докатиться цивилизация, где нет асфальтовых дорог, а есть только лес или скалы. В такие места, если это, конечно не заповедники или национальные парки, люди выезжают, чтобы поохотиться, порыбачить или просто попутешествовать в свое удовольствие, а поскольку пешком ходить американцы не любят (сказывается поголовная автомобилизация всего населения), ATV приходятся как нельзя более к месту. С одной стороны, они обладают исключительно высокой проходимостью, которая недоступна ни одному автомобилю или мотоциклу, а с другой - водитель ATV не обделен комфортом, уровень которого, конечно, ниже, чем в автомобиле, но достаточен для получения максимума удовольствия от поездки.

Российский рынок ATV

Казалось бы, именно у нас, в стране, где дорог нет даже во многих населенных пунктах, а те, которые есть, находятся в таком состоянии, что лучше бы их не было, люди должны в первую очередь обратить внимание на мотовездеходы. Но до недавнего времени о существовании ATV у нас практически никто не подозревал. Отечественная промышленность делала робкие попытки производства четырех- или даже трехколесных самодвижущихся экипажей (другого названия для них, пожалуй и не подберешь), которые конструировались, в основном, на базе мотоциклов и не отличались ни надежностью, ни хорошей проходимостью.
Сравнительно недавно на нашем рынке стали появляться импортные мотовездеходы. Все ведущие мировые производители этой техники, а это YAMAHA, HONDA, ARCTIC CAT, POLARIS, SUZUKI и KAWASAKI, постарались представить эту технику на российском рынке, как через "серых", так и через официальных дилеров. Поначалу отечественные покупатели с некоторым недоверием отнеслись к новой технике, но постепенно, с пониманием всех уникальных внедорожных свойств мотовездеходов, они становятся все более популярными.

На какого же покупателя ориентируются продавцы ATV в России?

В первую очередь - на достаточно состоятельных граждан, которые приобретают вездеход для дачи. Квадроцикл - прекрасное транспортное средство для поездки на охоту, на рыбалку или просто для прогулки на природе, причем наездник может практически не беспокоиться о выборе дороги. ATV проедет практически везде, независимо от того, какое на дворе время года. Помимо того, что ATV позволяет любоваться окружающей природой, он способен доставить водителю также огромное удовольствие от активной езды, так как большинство вездеходов оснащается достаточно мощными двигателями, позволяющими разгоняться до впечатляющих скоростей (для большинства ATV скорость в 100 км/ч не является пределом). Мотовездеходы могут использоваться не только как средство передвижения. В качестве дополнительного оборудования к ним поставляются лебедки, бульдозерные ножи, прицепы и масса другого оборудования, которое позволяет использовать их для работы на приусадебных участках и перевозки грузов.

Вторая категория людей, покупающих ATV - это фермеры и другие люди, которым вездеходы необходимы для работы. Их, в первую очередь, привлекают незаурядные внедорожные качества мотовездеходов, которые позволяют им, например, буксировать прицеп по полному бездорожью.

Как все устроено?

Для того, чтобы не совершить ошибки при покупке ATV, мы постараемся привести здесь элементарные сведения об их конструкции.

Двигатель на большинстве мотовездеходов - четырехтактный. В зависимости от предполагаемых режимов работы система охлаждения может быть воздушной или жидкостной. Воздушная система охлаждения достаточно неплохо справляется со своими функциями, если двигатель не приходится эксплуатировать в предельных режимах в течение длительного времени. Если вы предполагаете использовать вездеход для длительной езды по грязи или крутым склонам, либо для буксировки тяжелых грузов, то следует подумать о покупке ATV с двигателем, имеющим жидкостное охлаждение. Помимо мощности двигателя, важной характеристикой является также величина крутящего момента, т.е. усилия, которое передается на ведущие колеса. Если максимум крутящего момента приходится на среднюю часть диапазона оборотов двигателя, то ATV хорошо подходит для спокойной и плавной езды и буксировки прицепа. Если же максимум крутящего момента достигается при оборотах, близких к максимальным, то это - спортивный вездеход, для интенсивного разгона которого нужно на каждой передаче максимально "крутить" двигатель.

Трансмиссия у большинства ATV - механическая, пяти- или шестиступенчатая. Схема переключения передач здесь близка к мотоциклетной. Для того, чтобы переключиться, нужно сбросить газ, выжать сцепление на руле и переключить передачу с помощью ножной педали. Мотовездеходы фирмы POLARIS, а также некоторые модели других производителей оснащаются автоматическим бесступенчатым клиноременным вариатором (как в снегоходах), который позволяет изменять передаточное отношение между двигателем и ходовыми элементами не дискретно, как в вездеходах с механической трансмиссией, а плавно, за счет постепенного перемещения вариаторного ремня между двумя дисками ведущего шкива и двумя дисками ведомого. Вариатор можно настраивать под соответствующий стиль езды - спокойный или спортивный. В первом случае сцепление будет автоматически включаться при небольших оборотах двигателя, обеспечивая плавное трогание с места и разгон. Во втором случае сцепление включается при оборотах, близких к максимальным, и машина резко стартует, разгоняясь с максимальным ускорением. Такая конструкция трансмиссии имеет как свои плюсы, так и минусы. Плюсы заключаются в том, что водитель не должен заботиться о выключении сцепления и переключении передач. Минус данного типа трансмиссии - невозможность изменить стиль езды во время поездки. Настройка вариатора требует определенного времени и наличия инструментов. Кроме того, ремень вариатора, даже при аккуратной езде, необходимо менять достаточно часто.

ATV могут иметь одну или две ведущих оси (исключение составляют вездеходы POLARIS BIG BOSS и MAGNUM, которые имеют три ведущих моста). Заднеприводные ATV обычно отличаются несколько худшей проходимостью, но лучшей управляемостью при езде по дорогам общего пользования, более высокой надежностью и меньшей стоимостью, чем полноприводные модификации. В полноприводных ATV передний привод может быть включен постоянно, или иметь возможность отключения с рабочего места водителя. Для повышения проходимости полноприводных мотовездеходов, дифференциал в переднем мосту может блокироваться, как во внедорожных автомобилях, либо вообще отсутствовать. Отсутствие дифференциала положительно сказывается на проходимости ATV, поскольку позволяет избежать пробуксовки в ситуациях, когда одно из колес имеет надежный контакт с почвой, а второе проскальзывает. С другой стороны, отсутствие дифференциала отрицательно влияет на управляемость машины, поэтому скоростная езда на вездеходе с заблокированным или отсутствующим межколесным дифференциалом нежелательна.

Передняя подвеска практически во всех вездеходах - независимая, на поперечных рычагах. Большинство ATV имеют заднюю подвеску маятникового типа с жестко закрепленной неразрезной осью и одним центральным амортизатором, однако некоторые вездеходы оснащаются полунезависимой задней подвеской, когда задняя ось имеет возможность перекоса относительно корпуса или независимой подвеской, когда задние колеса не имеют непосредственной жесткой связи друг с другом. Естественно, ATV с полунезависимой или независимой задней подвеской обладают лучшей проходимостью за счет лучшего контакта колес с поверхностью.

Практически все ATV оснащены электростартером для запуска двигателя (исключение составляют спортивные мотовездеходы, где идет борьба за каждый лишний килограмм).

ATV бывают разные

Если вы задумались над покупкой ATV, вам нужно четко представлять, для чего он, в основном, будет использоваться.
Если ATV нужен для работы - перевозки грузов, расчистки дачного участка и т.д., то вам подойдет утилитарный вездеход. Утилитарные ATV отличаются достаточно мощными тяговитыми двигателями, максимум крутящего момента которых достигается при сравнительно невысоких оборотах двигателя. В качестве дополнения к утилитарным ATV обычно предлагается масса различного навесного оборудования.

Если ATV вы предполагаете использовать для прогулок, поездку на охоту или рыбалку, а также изредка для хозяйственных работ, то вам подойдут спортивно-утилитарные или туристические машины. Эти ATV имеют самый высокий уровень комфорта, мощные двигатели и подвески, рассчитанные на комфортабельную, но скоростную езду. При необходимости такие вездеходы могут принять на борт некоторое количество груза или буксировать прицеп.

Для тех кто не знает, что такое спокойная, неторопливая езда, у кого вместо крови в жилах течет 95-й бензин, а вместо сердца - соответственно пламенный мотор, производятся специальные спортивные внедорожники. Уровень комфорта у таких ATV - минимальный, но тех, кто гоняет по бездорожью на запредельных скоростях, прыгает с трамплина и участвует в соревнованиях по мотокроссу, обычно мало волнуют такие вещи, как слишком жесткие амортизаторы, или отсутствие электростартера.

Особняком стоят детские ATV. Они обычно рассчитаны на детей в возрасте от 12 до 15 лет и, соответственно, на нагрузку до 60 кг. Мощности двигателей детских ATV искусственно ограничивают (например, ставят специальную заслонку на карбюраторе) для того, чтобы снизить максимальную скорость до безопасных пределов.

ЧТО ПОЧЕМ?

Следует признать, что езда на ATV - недешевое удовольствие, поскольку "взрослую" машину импортного производства вряд ли удастся купить дешевле СРЕДНЯЯ ЦЕНА ПО МОСКВЕ: $6000. Казалось бы, такая ситуация должна подхлестнуть отечественного производителя, продукция которого могла бы найти реальный спрос у населения, но ожидаемого роста производства отечественных ATV почему-то не происходит. Единственный серийный отечественный четырехколесник выпускается сейчас в Коврове на Заводе имени Дегтярева. Производство снегохода "Рысь", который выпускался на Тутаевском Машиностроительном Заводе и больше других напоминал нормальный импортный ATV, по каким-то причинам прекращено.

БЕЗОПАСНОСТЬ!

Для езды на ATV не требуется наличие водительского удостоверения, но это не значит, что для управления мотовездеходом не нужны никакие навыки. Мы рекомендуем вам потренироваться и как следует освоиться с управлением мотовездеходом, прежде чем отправляться в дальнюю поездку. ATV в нашей стране нельзя зарегистрировать, поэтому на них нельзя ездить по дорогам общего пользования. В целях вашей безопасности рекомендуем ездить только в защитном шлеме, а лучше, еще и в специальном комбинезоне. То, что в лесу нет гаишников, не означает, что на ATV можно ездить под градусом. В лесу полно деревьев, которые могут представлять гораздо большую опасность для пьяного водителя, чем самый злобный и несговорчивый инспектор ГИБДД.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: