Кто придумал 1. Кто придумал первый шифр. Кто изобрел двигатель внутреннего сгорания

Евсеев Антон 01.09.2010 в 8:00

С 1 сентября все учебные заведения нашей страны, как обычно, начинают свою работу. Все уже привыкли к тому, что именно в этот день для учеников открываются двери школ. Но так было далеко не всегда. Традиция начинать учебу в начале осени достаточно молодая - в этом году ей исполнится всего 75 лет.

Когда же в старину начинали учебу? Как это ни странно, единой даты начала занятий в Российской Империи просто не существовало. Каждое учебное заведение открывалось для учеников согласно уставу. Бывало, что гимназисты садились за парты еще в августе. А в сельских школах занятия могли начинаться даже 1 декабря.

Но давайте совершим небольшой экскурс в историю отечественного образования. Как мы помним, система начальных и средних учебных заведений появилась в нашей стране в начале XVIII столетия. Идея их создания принадлежит государю-реформатору Петру I, который, несмотря на его любовь к четкому регламенту во всем тем не менее не определил конкретной даты начала занятий в "цифирных школах". Из документов той эпохи следует, что начало занятий всегда было приурочено к окончанию полевых работ, что могло быть в октябре или ноябре, в зависимости от региона. Причем это правило распространялось даже на городские школы.

Первые гимназии появились в России в середине того же восемнадцатого века. Однако до начала следующего столетия единого времени начала занятий в них также не существовало. Лишь в 1804 году вышел правительственный указ, который установил это время - гимназии начинали свою деятельность с 1 августа, а заканчивали 1 июля, учебный год, таким образом, состоял из 240 - 241 календарного дня.

Причина подобной регламентации понятна и по-своему логична. Введением подобной даты начала занятий государство практически исключило возможность обучения в элитных учебных заведениях детей крестьян, купцов и тех дворян, которые предпочитали государственную службу сельскохозяйственной деятельности в своих поместьях. Тем самым как бы подчеркивался тот факт, что все желающие получить образование в дальнейшем должны быть ориентированы исключительно на карьеру государственных служащих, которой не должна мешать любая другая деятельность.

С середины XIX столетия в нашей стране появляются средние учебные заведения другой направленности - реальные, технические и коммерческие училища. В них осуществлялась подготовка не столько будущих чиновников, сколь специалистов научного и технического профиля. В эти школы принимали выходцев из самых различных сословий, поэтому в данном случае не ставилась задача "сохранения чистоты рядов". Исходя из этого, время начала занятий, как и в старину, приурочивали к времени окончания полевых работ. Так, например, ученики реальных училищ севера Российской Империи садились за парты 15 сентября, а на юге начинали учебу на месяц позже.

После отмены крепостного права и либеральных реформ эпохи Александра II в России активно развивается система сельских школ, в которых начинали учебу дети "освобожденных" крестьян (как мы помним, подобная школа описывается в замечательном рассказе Л. Н. Толстого "Филиппок"). Деятельность этих учебных заведений куда в большей степени зависела от сроков сельскохозяйственных работ - во время уборочной страды ни один из учеников на занятия просто бы не пришел.

Кроме того, работникам этих школ следовало учитывать тот факт, что после уборки урожая во многих губерниях проходили осенние крестьянские ярмарки, в которых дети также принимали активное участие. Поэтому заведения начинали свою работус конца ноября - начала декабря, в зависимости от климатических особенностей данной местности. Причем учебный год в этих школах был самый короткий - занятия заканчивались уже к Пасхе, то есть в апреле - начале мая!

Тогда же, во второй половине XIX века, изменилось положение относительно сроков работы гимназии. Теперь эти учебные заведения открывали свои двери для учеников с 14-15 августа. Возможно, подобные перемены были продиктованы стремлением допустить в ряды гимназистов детей помещиков, а также выходцев из других сословий. Так или иначе, но подобный порядок начала учебного года просуществовал в Российской Империи до самого ее крушения в 1917 году.

В первые годы советской власти порядок начала занятий оставался также неопределенным. Многие школы, возникшие на базе гимназий, начинали работу, как и раньше, 14 августа. И лишь в 1935 году вышло постановление Совнаркома и ЦК ВКП (б) "Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе". В первой же статье этого документа говорилось о том, что на территории СССР во всех школах устанавливается "…начало учебных занятий с 1 сентября и окончание их - в первых трех классах - 1 июня, в IV-VII классах - 10 июня и VIII-X классах - 20 июня, зимние каникулы - с 30 декабря по 10 января, весенние в продолжение шести дней".

Именно с тех пор и пошла традиция начинать новый учебный год с первого сентября. О том, почему была введена именно такая дата, до сих пор ведутся различные дискуссии. Сейчас даже высказывается такая оригинальная точка зрения, будто бы это постановление опирается на допетровскую отечественную традицию начинать православный новый год именно в этот день.

Но подобная гипотеза представляется весьма неубедительной. Вряд ли руководители государства, в котором господствовала ярко выраженная антиклерикальная идеология стали бы в этом важнейшем для страны вопросе ориентироваться на традиции всячески унижаемой ими церкви.

Кроме того, 1 сентября был именно началом церковного нового года, но не датой началом занятий в семинариях и церковно-приходских школах. Они-то как раз начинали работу тогда, когда заканчивалась уборка урожая.

Скорее всего, 1 сентября возникло следующим образом. Как мы помним, гимназии начинали свою работу 14-15 августа. Если мы посмотрим, каким числам это будет соответствовать по "новому стилю" (григорианскому календарю), принятому в России в 1918 году, то получится 27-28 августа, то есть почти что начало сентября. Но, как мы помним, в СССР любили приурочивать начало каждого вида хозяйственной деятельности к началу месяца (вспоминается печально известная директива 30-х годов об обязательном начале посевной 1 мая во всех без исключения колхозах). Так что, видимо, следуя общей традиции, школьникам "подарили" последние дни августа, передвинув дату начала занятий на "удобное" 1 сентября.

Прежде всего, нужно напомнить, что цифры и числа – не одно и то же. Цифрами мы называем особые знаки, которые обозначают числа.


Ответ на вопрос, кто придумал такие значки, и кто стал ими впервые пользоваться, не так прост. Очевидно, что человек сначала научился считать, то есть усвоил, что в мире все можно измерить, всему присвоить числовое значение. Изобретя , люди задумались и над тем, чтобы обозначить числа какими-то особыми знаками.

Самая первая числовая символика

Изначально это были засечки, которые делались палочкой на мягком материале, или вырезались. Одна засечка – число 1, две – 2 и так далее. Причем в самых древних сохранившихся документах количество засечек соответствовало тому числу, которое выражалось – например, тысяча. Прошло немало столетий, прежде чем люди додумались до того, что числам нужно присвоить разряды и обозначать крупные величины отдельными знаками. Это значительно упростило запись,

Считается, что самые первые численные обозначения появились в Древнем Египте и в древнем Вавилоне. Египтяне разработали иероглифическое письмо, в котором числа обозначались черточками, а разряды – особыми символами. Начиная со ста, это было стилизованное изображение священного египетского животного – кошки.

Огромный скачок в обозначении чисел сделали древние вавилоняне. Они изобрели позиционную запись, в которой имеет значение место знака в последовательности. В Вавилоне пользовались шестидесятиричной системой счисления, которой мы пользуемся и по сей день, определяя время (наш час разделен на 60 минут, минута – на 60 секунд).

Древние римляне придумали свои цифры. Римские цифры в ходу до сих пор, но сфера их применения строго ограничена. Римскими цифрами обозначают, например, столетия и номера глав в книге. Взглянув на эти знаки, можно сразу понять, что и они ведут свою историю от простейших зарубок – полосок.


Римская цифровая запись не позиционная: понять, какое число обозначено цифрами, можно совершив определенные арифметические действия – сложить или вычесть числа по определенному алгоритму. Записать римскими цифрами большие числа очень сложно, а использовать эти записи для вычислений практически невозможно.

Откуда взялись современные цифры?

Заслуга изобретения современных цифр (а именно их можно считать настоящими цифрами) принадлежит индусам. В пятом веке нашей эры они сделали важнейшее открытие: ввели в математический обиход понятие ноля и придумали для него знак – пустоту, обведенную в кружок. Насколько открытие ноля было важным, говорит тот факт, что в переводе с арабского само слово «Сыфр» (от которого произошло наше «цифра» ) обозначает именно ноль. Остальные цифры от 1 до 9 индийцы записывали с помощью простейших символов, похожих на те, которыми мы пользуемся сейчас.

Индусы стали представлять числа позиционным способом, когда число десятков, сотен, тысяч и других разрядов обозначается одной цифрой, стоящей на определенной позиции. Эту традицию они переняли у вавилонян. Стало возможным не просто записывать любые числа от нуля до бесконечности, но и проводить с ними математические операции.

А как индийские цифры попали в Европу и почему мы называем их арабскими? Арабы тесно контактировали с индийцами, вели оживленную торговлю. Кроме того, в арабских странах того времени активно развивались науки, культура и бизнес, а для этого было совершенно необходимо заниматься математикой. Арабы восприняли индийские цифры, начали ими пользоваться.

Известно имя человека, который впервые применил десятичную позиционную запись чисел по индийской методике и популяризировал данную идею в арабском мире. Это был персидский ученый Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми, написавший свой знаменитый трактат по арифметике. В книге он изложил основы индийского счета и цифровой записи.

Это произошло в 9-м веке нашей эры. Новая система быстро распространилась на Ближнем Востоке, а в 10-13 веках попала и в Европу. В европейских странах арабские цифры изначально использовались при чеканке монет, затем – при нумерации страниц в книгах, в документах и т.д.


Арабская система цифровой записи позволила человечеству сделать огромный скачок в науке, экономике, образовании. Эту систему способен усвоить любой дошкольник, она стала привычной, и мы редко задумываемся о том, что когда-то для записи больших чисел людям приходилось рисовать множество палочек или изображать на папирусе кошку!

Компьютеры, без которых наша жизнь не представляется возможной, на самом деле, появились не так уж давно. Представители старшего поколения не только не использовали компьютеры во время своего обучения в школах и институтах, но и, как правило, понятия не имели, что это такое. Эпоха компьютеров и даже электронно-вычислительных машин – ЭВМ – как у нас назывались первые компьютеры пришла в нашу жизнь сравнительно недавно. Хотя самый дальний их предшественник – счеты (абак), появился еще в древнем Вавилоне 3000 лет до н.э.

Реконструкция римского абака

Первый человек, который придумал первую цифровую вычислительную машину, был Блез Паскаль. В 1642 году он представляет «Паскалину» - первое реально осуществлённое и получившее известность механическое цифровое вычислительное устройство. Прототип устройства суммировал и вычитал пятиразрядные десятичные числа. Паскаль изготовил более десяти таких вычислителей, причём последние модели оперировали числами с восемью десятичными разрядами. С этого открытия все и началось…


Суммирующая машина Паскаля

C тех времен было изобретено множество механических аппаратов, позволяющих производить не очень сложные расчеты. Основной прогресс наблюдался с конца 19 ст., а пик пришелся на первую половину 20 ст. И вот, в 1938 году немецким инженером Конрадом Цузе была создана более сложная первая механическая программируемая машина Z1. На ее основе в 1941 году им же - первая вычислительная машина Z3, обладающую всеми свойствами современного компьютера.


Воссозданный Z3 в Немецком музее г. Мюнхена

А кто и когда придумал первый электронный компьютер? Ведь именно он является настоящим прообразом современных компьютеров. А произошло это довольно скоро после изобретения Конрада Цузе. В 1942 году американский физик Джон Атанасов и его аспирант Клиффорд Берри разработали и начали монтировать первый электронный компьютер. Работа не была завершена, но оказала большое влияние на создателя первого электронного компьютера ЭНИАК. Тот человек, кто придумал компьютер ЭНИАК – первую электронно-вычислительную цифровую машину, был Джон Мокли, американский физик и инженер. Джон Мокли обобщил основные принципы построения ЭВМ на основе опыта разработки машин и в 1946 году миру предстал настоящий электронный компьютер ENIAC. Руководителем разработки был Джон фон Нейман, изложенные им принципы и структура ЭВМ в дальнейшем так и стали называться – фон-неймановскими.


Компьютер ЭНИАК

Так что на вопросы о том, в каком году создали компьютер, где был создан первый компьютер и кто создал первый компьютер можно ответить по-разному. Если речь идет о первом компьютере вообще (в данном случае механическом), то создателем такового можно считать Конрада Цузе, а страну, в которой изобрели первый компьютер – Германией. Если же считать первым компьютером именно электронный компьютер, то это будет ENIAC, изобретатель, соответственно, Джон Мокли, а страна - США.

Первые компьютеры все же были далеки от тех, которыми мы сейчас пользуемся – персональными компьютерами. Они были огромными, занимали значительные площади, соизмеримые с площадью многокомнатной квартиры, а весили несколько десятков тонн! Персональные же компьютеры (ПК) появились значительно позже.

А кто тогда создал первый персональный компьютер? Создание первых персональных компьютеров стало возможно только в 1970-х годах. Некоторые люди стали в домашних условиях собирать компьютеры ради исследовательского интереса, так как полезного применения в домашних условиях компьютерам практически не было. И в 1975 году появился первый персональный компьютер Альтаир 8800, который стал коммерчески успешным первым ПК. Создателем первого персонального компьютера стал американский инженер Генри Эдвард Робертс, который так же был основателем и президентом компании Micro Instrumentation and Telemetry Systems, которая начала выпуск первого ПК. Альтаир 8800 явился «начальником» бума компьютеризации населения.


Персональный компьютер Альтаир 8800

Первые персональные компьютеры, и даже компьютеры начала 90-х были на много порядков слабее современных. Достаточно сказать, что объем памяти современной не самой крутой «флешки» сопоставим со всей дисковой памятью нескольких тысяч (!!!) персональных компьютеров начала 90-х. И так аналогично по всем другим показателям. Фантастический рывок в производительности современных персональных компьютеров в 2000-х годах связан в первую очередь с развитем новых технологий в области электроники и нанотехнологий.

Кто и когда придумал первые цифры?

Изобретение цифр – явление относительно позднее! Сегодня весь мир пользуется изобретением, сделанным в одном месте – в Индии. Индийцы изобрели современные цифры, изобрели ноль, позволивший экономно и точно записывать любые числа. От индийцев эти цифры распространились через Иран к арабам, и затем уже арабы занесли их в Европу. Мы называем их арабскими цифрами, тогда как в действительности эти цифры индийские.

Арабские цифры происходят от индийских символов для записи чисел. В Индии в V веке было открыто и формализовано понятие нуля (шунья), которое позволило перейти к позиционной записи чисел.
Арабские цифры были видоизменёнными изображениями индийских цифр, приспособленными к арабскому письму.
Впервые индийскую систему записи использовал арабский учёный Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми, автор знаменитой Китаб аль-Джебр ва-ль-Мукабаля, от названия которой произошёл термин «алгебра».
Арабские числа стали известны европейцам в X-XIII вв. благодаря их изображениям на косточках абака. Для экономии места они изображались боком. Поэтому, в частности, цифры «2» и «3» приобрели ту форму, которую мы знаем.
Европейская цифра «8» никак не связана с арабским эквивалентом. Её изображение происходит из сокращённой записи латинского слова octo («восемь»).
Название «арабские цифры» - дань исторической роли арабской культуры в популяризации десятичной позиционной системы.

Римские цифры появились около 500 лет до нашей эры у этрусков.
Использовались древними римлянами в своей непозиционной системе счисления.
Натуральные числа записываются при помощи повторения этих цифр. При этом, если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются (принцип сложения), если же меньшая - перед большей, то меньшая вычитается из большей (принцип вычитания). Последнее правило применяется только во избежание четырёхкратного повторения одной и той же цифры.

История происхождения Нуля!
От арабского слова «сыфр» («ноль») ведёт происхождение слово «цифра»!

Первое достоверное свидетельство о записи нуля относится к 876 г.; в настенной надписи из Гвалиора (Индия) имеется число 270. Некоторые исследователи предполагают, что нуль быль заимствован у греков, которые ввели в качестве нуля букву «о» в шестидесятеричную систему счисления, употребляемую ими в астрономии.
Другие, наоборот, считают, что ноль пришёл в Индию с востока, он был изобретён на границе индийской и китайской культур. Обнаружены более ранние надписи от 683 и 686 гг. в нынешних Камбодже и Индонезии, где нуль изображён в виде точки и малого кружка. Майя использовали ноль в своей двадцатиричной системе счисления почти на тысячелетие раньше индийцев.
В империи инков Тауантинсуйу для записи числовой информации использовалась узелковая система кипу, основанная на позиционной десятиричной системе счисления. Цифры от 1 до 9 обозначались узелками определённого вида, ноль - пропуском узелка в нужной позиции.

Если кто-то спросит вас "кто изобрел первый компьютер?" как бы вы ответили? Билл Гейтс? Стив Джобс? Альберт Гор? Или, если вы более исторически подкованные, вы могли бы назвать Алана Тьюринга? Возможно, Конрад Цузе? Тьюринг это парень, который, в 1930 году, заложил основу для вычислительной науки, а Цузе, примерно в то же время, создал нечто, называемое "Z1" - устройству обычно приписывают звание как "первый свободно программируемый компьютер". И все же, все вышеперечисленное может оказаться неправильным.

Мы можем также утверждать, что первым компьютером были счеты или их потомок, логарифмическая линейка, изобретенная Уильямом Отредом в 1622 году. Но первым компьютером, напоминающим современные машины была аналитическая машина, устройство задумал и разработал британский математик Чарльз Бэббидж между 1833 и 1871 годами. До изобретения Бэббиджа "компьютером" был человек, который буквально сидел весь день, слаживал и вычитал числа и вводил результаты в виде таблиц. Таблицы затем появились в книгах, чтобы другие люди могли использовать их для выполнения задач, таких как точный запуск артиллерийского снаряда или расчет налогов.

История изобретения компьютера

По сути, еще Наполеон Бонапарт начал этот проект в 1790 году, когда приказал перейти от старой имперской системы измерений к новой метрической. За 10 лет, десятки "человек компьютеров" сделало необходимые преобразования и завершили таблицы. Бонапарт так и не смог опубликовать таблицы, однако, все данные хранились в Академии наук в Париже.

В 1819 году Бэббидж посетил Париж и просматривал неопубликованные рукописи страницу за страницей. Он спрашивал себя, есть ли способ для создания таких таблиц быстрее, с меньшим количеством рабочей силы и ошибок. Он думал о многих чудесах порожденных промышленной революции. Если творческие и трудолюбивые изобретатели смогли развить паровую тягу до локомотива, то почему еще нет машины, которая смогла бы сделать все расчеты.

Бэббидж вернулся в Англию и решил построить именно такую машину. Его первое видение того, что он назвал "Difference Engine", которая работала по принципу конечных разностей, или делала сложные математические расчеты повторяя сложение, без использования умножения или деления. Он добился государственного финансирования в 1824 году и провел восемь лет, совершенствуя свою идею. В 1832 году он создал работающий прототип машины, но найти финансирование для полной реализации проекта не удалось.

Чарльз Бэббидж и аналитическая машина

Некоторые люди, возможно, были бы обескуражены, но не Бэббидж. Вместо упрощения своей конструкции, чтобы можно было легче построить, он обратил внимание на более грандиозную идею - аналитическая машина, новый вид механического компьютера, который может сделать более сложные расчеты, в том числе умножение и деление.

Основная часть Аналитической машины напоминает компоненты любого компьютера, который продается на рынке. Она имела две отличительные черты любого современного компьютера: центральный процессор и память. Бэббидж, конечно, не использовать эти термины. Он назвал процессор "мельница". Память была известна как "магазин". Аналитическая машина также имела устройство - "читатель" - для ввода инструкций, а также способ записи на бумаге результатов, полученных на машине. Бэббидж назвал это устройство вывода "принтер", предшественник струйных и лазерных принтеров так распространенных сегодня.

Новое изобретение Бэббиджа существовало почти исключительно на бумаге. Он держал объемистые заметки и очерки о своих компьютеров на 5000 страницах - и, хотя он никогда не строил модель Аналитической машины, у него было четкое представление о том, как машина будет выглядеть и работать.

К сожалению, технологии того времени не смогли выполнить амбициозную конструкцию Бэббиджа. Но изобретатель передал планы по ее завершению, и в 1991 году, в Музее науки в Лондоне, она была построена. Как и предполагалось, она действительно работает. Машина более 3 метров в длину и 2 метра в высоту, содержит 8000 движущихся частей и весит 13,6 тонн (фотография в начале статьи). Копия машины была построена и отправлена в музей истории компьютеров в Маунтин-Вью, штат Калифорния.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: