Транспонирование матриц. Подробная инструкция по решению транспортной задачи. Теоретический материал по транспортной задаче

1.5. Соотношение государственного права и конституционного права

Как в нашей стране, так и за рубежом в качестве названия рассматриваемой нами отрасли права используются оба эти термина. Между ними нет принципиальной разницы, и дело чаще всего в традиции. В США и Франции, например, используется термин «конституционное право», а в Германии - «государственное право». В дореволюционной России использовались оба названия, хотя собственно конституции в стране не было, что вызывало спор о терминах. После 1917 г. название «государственное право» стало более распространенным, скорее всего, из-за тотального огосударствления общественной жизни. В современных условиях большинство российских исследователей склоняются к замене традиционного названия на «конституционное право». В этом видят своеобразный знак отказа от тоталитарной государственности в пользу конституционализма и демократии .

В юридических вузах Российской Федерации преподается курс «Конституционное право». Он базируется на результатах исследований В. Карпико, В. Чернецкого по предмету и системе конституционного права, В. Ф. Котока по конституционно-правовым отношениям, И. Е. Фарбера, В. А. Ржевского, Б. С. Крылова по сущности конституционного права, С. А. Авакьяна, И. П. Ильинского, Л. А. Морозовой, О. Е. Кутафина по теории конституционного регулирования, Г. В. Барабашева, М. И. Пискотина, В. И. Фадеева, И. Я. Шеремет по проблемам муниципального права и местного самоуправления.

Сторонники термина «государственное право» считают, что это название более соответствует требованиям исторической преемственности в обозначении отрасли. Но им возражают, ссылаясь на книги дореволюционного и советского периодов, изданные под заголовком «Конституционное право».

Есть и более основательные споры против именования учебной дисциплины конституционным правом. По мнению ученых, в России еще не сложился конституционный строй, нет приоритета человека, его прав и свобод.

На наш взгляд, данное утверждение нуждается в конкретизации, поскольку очевидны тенденции к компромиссу и сотрудничеству государственных органов различных уровней, к соблюдению прав человека, к экономическим и культурным переменам.

Вопрос о разграничении предметов государственного и конституционного права действительно проблемный. Каждая из названных отраслей имеет собственный предмет, объем регулируемых отношений, набор нормативных документов. Однако как в государственном, так и в конституционном праве они имеют единый источник - Конституцию России.

Следует согласиться с утверждением о том, что предмет государственного и конституционного права включает принципы и нормы, регулирующие форму государственной организации, а также формирование, строение и осуществление государственной власти .

Противники термина «конституционное право» мотивировали свою позицию тем, что предлагаемое наименование не является новым, что его широко используют буржуазные государствоведы. В литературе подобный взгляд был подвергнут справедливой критике. При этом совершенно справедливо отмечалось, что термин «государственное право» также взят из буржуазной литературы.

Отдельные авторы объясняли нецелесообразность замены курса «Государственное право» на «Конституционное право» тождественностью государственного права и конституции и необходимостью определения отрасли права спецификой общественных отношений, регулируемых ею, а не характером основного источника права - конституции .

Практически до 1992 г. конституционное право как отрасль права и как самостоятельная юридическая наука не выделялось в общей системе советского законодательства, поэтому и в юридических вузах оно не преподавалось. Были отрасль права, наука и учебная дисциплина под названием «Государственное право СССР и зарубежных стран». Хотя специфика государственного права, в сущности, есть конституционное право, ибо оно рассматривает главным образом основы конституционного строя, которые закрепляются конституцией (основным законом) государства.

Уместно подчеркнуть, что не все юристы-ученые и в прежние годы считали термин «государственное право» удачным. Это подтвердила острая дискуссия по конституционным проблемам, которая развернулась в конце 50-х - начале 60-х гг. В частности, некоторые авторы в качестве компромисса предлагали употреблять двойное наименование «государственное (конституционное) право». И все же со временем в привычное употребление вошел термин «государственное право».

Главная причина, по которой конституционное право не признавалось, состоит в том, что объективно недооценивалось значение самой Конституции для жизни общества, ибо правовое государство фактически не строилось (эта цель даже не провозглашалась до 1988 г.).

Можно высказать ряд соображений в пользу термина «конституционное право»:

    любая правовая норма, к какой бы отрасли права она ни относилась (государственному, гражданскому, трудовому, уголовному праву и т. д.), всегда устанавливается государством, и по этой причине все отрасли права можно назвать «государственными». Но тогда теряется специфика собственно «государственного права»;

    специфика государственного конституционного права существует и состоит в том, что нормы государственного права определяют основы политической и экономической систем общества, основы деятельности государства в области социального развития, закрепляют символы государственного суверенитета - гербы, флаги, гимны и столицы;

    правовую основу демократических преобразований формирования современного гражданского общества и правового государства может представлять лишь Конституция, как Основной Закон государства;

    термин «конституционное право» употребляется в трех значениях: как отрасль права (или отрасль законодательства), как отрасль правовой науки, как учебная дисциплина. Каждая из этих категорий имеет свою функцию и свой объект.

Наука конституционного права имеет свой предмет изучения. Она представляет собой совокупность (систем) методов, способов, средств познания общественного строя, государственного устройства и основ правового положения граждан . Отрасль права имеет свой предмет регулирования. Посредством конституционно-правовых норм она закрепляет основы конституционного строя. Поскольку эти нормы составляют особую отрасль права, следует признать, что конституционное право является предметом как правоведения, так и государствоведения в целом.

Конституционное право как учебная дисциплина характеризуется следующими признаками.

    Оно является основой всех иных отношений, поскольку именно в нем выражаются основы устройства общества и государства, определяющие содержание всех общественных связей.

    В конституционных отношениях утверждается власть народа, воплощаются в жизнь воля и интересы народа, всех наций и народностей.

    Общественные отношения выражают устройство общества и государства как целостного организма, как единой экономической и политической жизни.

    Отношения, составляющие предмет конституционного права, характеризуются особым кругом субъектов, в число которых входят народ, нации, Российская Федерация, республики, национально-территориальные образования.

    Отличительной чертой этих отношений является особая правовая форма их закрепления. Основные из них регулируются конституциями РФ и республик, а также законами конституционного значения.

Таким образом, «государственное» и «конституционное» право употребляются в наименовании соответствующей отрасли национального права. Выбор названия для рассматриваемой правовой отрасли конкретного государства зависит от ряда факторов: во-первых, от подхода к объему регулирования отрасли; во-вторых, от позиции по вопросу о значимости для характеристики отрасли качественных сторон общественного и государственного строя конкретной страны; в-третьих, от выделения приоритета во взаимосвязи: государство и право; в-четвертых, от исторических и правовых традиций конкретной страны.

Термин государственное (конституционное) право в РФ.

Термин “конституционное право” применяется в 3-х значениях:

  1. Это отрасль права в России - она регулирует общественные отношения.
  2. Это юридическая наука - она изучает саму отрасль и общественные отношения, которые данная отрасль регулирует.
  3. Это учебная дисциплина - она не изучает, а содержит сведения о науке и отрасли.

Различие Государственного права и конституционного права

1.Традиция правовых школ и правовых семей. В Анло-саксон. «Конституционное право» т.к. огромная роль отведена роли суд. Прецедентам. В Романо-герман. Правовой школе «Государственное право» т.к. основной источник гос. Права являются акты гос-ва.

3. Идеологические соображения: там где воплощается социально-правовое гос-во, то конст.право, там где большое значение имеет гос регулирование там гос. Право.

В царской России было государственное право.

В 38г на съезде юристов был поставлен вопрос вопрос о восстановлении гос права (после революции оно было отменено).Выходит первый учебник по государ праву. А в 1975-Русинова выпускает учебник «Советское конституционное право».

Сторонники термина гос. Право утверждают, что к гос праву относится не только конституция, а противники-фактич. Констит-это гос строй→констит право.

Государственное (конституционное) право как отрасль права РФ: понятие и предмет.

Гос. Право как отрасль рос. Право. Отрасль регулирует (не изучает). Гос право состоит из норм права т.е. из отдельных правил поведения. Гос. Правовоые нормы-это правила поведения общего характера регулирующие гос правов отношения. Гос правов. Нормы объединяются в гос правов институты. Гос правов институты объединяются в подотрасли гос права. Подотрасли в совокупности образуют орасль гос права в целом. Другое значение гос право как отрасль законодательства. Законодательство-внешняя форма существования отрасли права. Она обеспечивает существование гос правовых норм.

Гос право как отрасль законодательства состоит из статей. Эти статьи могут объединятся в институты закон-ва, подотрасли закон-ва, отрасли закон-ва. (Законодательство совокупность источников права: законы, подзакон акты, договора) В узком значении закон-во-законы и подзаконные акты.

Предмет правового регулирования. Предмет правового регулирования отрасли государственное права РФ. Это государственно-правовые отношения, если сказать совсем примитивно. Есть точки зрения, что это отношения власти, но этот подход не вносит конкретики. Для предмета этой отрасли характерно:



1. Что признак властности не единственный.

2. Участие в этих отношениях органов государственной власти.

3. Связан с особым регулированием в государственно-правовых отношениях, которые регулируются преждевсего

конституцией и законами, а кроме того и указами президента и постановлениями палат Федерального собрания президента.

4. Специфика состоит в том, что они [отношения]складываются по поводу реализации народного суверенитета или

народовластия.

Предмет гос права выстраивается из:

Принцип конст строя (достаточно условно выделяется)

Взаимоотнош-ия индивида и гос-ва

Политико-территориальное устройство и форма гос единства России

Избирательное право и избирательная система

Система высших органов гос власти (президент, фед собрание, правит-во, органы правосудия и прокурорский надзор)

Констит основы власти в субъектах РФ и конституц основы местного самоуправ-ия

Государственное (конституционное) право РФ как отрасль российской юридической науки: понятие, предмет, объект научного исследования.

Гос право как отрасль юр науки изучает:

Гос-правов отношения

Саму отрасль гос права.

Практику применения гос правов. Норм

Выевляет правовые проблемы.

Разрабатывает вопросы совершенствования гос права и гос правовой жизни.

Наука гос права состоит из взглядов, теорий, концепций. Оперирует гос-правов терминами, конструкциями и категориями.

Наука гос права делится на отрасли и подотрасли. Отрасли гос права как система норм.

4. Государственное (конституционное) право РФ как учебная дисциплина.

Гос право как учебная дисциплина. Она содержит сведения об отрасли права, закон-ва, науки гос и права, необходимых для подготовки юристов с высшим образованием



Виды гос-прав норм

Государственно-правовая норма это правила поведения общего характера, изданная и гарантированная государством с целью регулирования народовластия. Она имеет свои особенности:

1. Государственно-правовая норма регламентирует отношения по реализации народного суверенитета.

2. Государственно-правовая норма как правило содержится в законах и изредка в подзаконных актах.

3. Государственно-правовая норма является правовой основой деятельности нашего государства в целом.

4. Государственно-правовая норма имеет специфику закрепленную в нормативных актах, т.е. в науке. Государственно-правовые нормы не полноценные, в них диспозиция или гипотеза и диспозиция. Но на самом деле всене так,на самом деле путают норму и отражение нормы в статье закона (отражение может быть более или менее полным). Нормы государственно-правовые могут иметь бланкетный и отсылочный характер. Отсылочный - разные части нормы содержатся в других статьях тогоже нормативного акта. Бланкетный - разные части нормы находятся в других нормативных актах.

Этапы развития кон-ии РФ.

2) 1918-по сей день кодифицированный этап конституции России.

В зависимости от социал сущностиполит власти 2-й этап можно поделить на:

1) сер 18-36г диктатура пролетариата

2)1936-1977г период гос-ва трудящихся

3)1977-1993 период общенародного гос-ва

4) 1993-… период демократич реформ либерально-демократич гос-ти в России.

Кон-ия 1918 г. Оставила не однозначный след в истории

Кон-ия 1936/37 ликвидировала диктатуру пролетариата. Уравняли в правах рабочих и крес-н. отменила систему съездов советов. Прописали права и свободы..

Конс-ия 77 СССР и 1978 РСФСР критиковали за положения развитого социализма, руководящую роль КПСС и т.д. руководящая роль партии признак фашисткого гос-ва

Ст 6 кон-ии говорила, что КПСС является ядром полит системы и руковод направляющей силой об-ва. Правящая партия всегда является руководящей направляющей. Но ядром никогда не является. Таким ядром является гос-во. Кон-ия утверждала гос-ую общенародную собст-ть, что являлось нарушением граж-го права. У гос-ной и общенарод соб-ти разные собственники. Гос соб-ть, кот владеет/пользуется гос-во; общая соб-ть, кот владеет все население страны (может на долях и т.д.).сформировались разные производительные силы (ручной труд). Кон-ия утверждала, что в СССР сформировался один народ. Это было не наэтнич основе, а на единстве территории, единстве полит власти, един эконом системы и граж-ва т.е социал-полит об-ть

Общая хар-ка кон-ии 1993

Кон-ия состоит из преамбулы и 2-х разделов. Преамбула-вводная статья в кон-ию. В миров практике по данному? сложилось различ точки зрения. Есть преамбулы, кот содержат юр нормы. К таким относят кон-ию Болгарии 1946г. Первые советские кон-ии содержали в преамбулах юр нормы. По другому подходу-в преамбулах содержаться сведения историко-полит и справочного хар-ра (цели, условия принятия кон-ии). Преамбула кон-ии необходима т.к. это не только правовой но и полит документ, но содержать юр нормы не должна.

Раздел 2-й кон-ии РФ называется заключит и переход положения т. К. Кон-ию принимали референдумом, а 2-й раздел вводит кон-ию в действие, то без него обойтись нельзя. В других странах введение кон-ии в действие обеспечивает специальный закон.

В наше время раздел 2 утратил свое значение кроме пунктов 1 и 2.

1 глава (основы конституционного строя]. Основами можно назвать кодифицированный нормативный акт, закрепляющий принципы правового регулирования в той или иной сфере. Основами конституционного строя является конституция в целом, поэтому первую главу следовало бы назвать (принципы конституционного устройства или принципы государственно-правовой организации]

2 глава (права и свободы гражданина и человека] посвящена статусу индивида. Здесь говорится об обязанностях и гарантиях статуса индивида. Юридически не корректно закреплять в конституции права и свободы человека. В государстве нет человека (есть гражданин, лица без гражданства, иностранные граждане) и следует говорить правовом статусе гражданина. Правильно назвать эту главу конституции было бы (конституционный статус индивида в РФ].

3 глава (федеративное устройство] без комментариев.

4 глава (президент РФ; без комментариев.

5 глава (Федеральное собрание] без комментариев.

6 глава (правительство РФ] без комментариев.

7 глава (судебная власть] не надо было включать статью о прокуратуре, поскольку она не принадлежит к судебной власти, наиболее подходящее название (правосудие и прокурорский надзор]. Статья о прокуратуре попала туда исключительно стараниям Казанника т. К. Проект вообще не предусматривал статей о прокуратуре.

8 глава (конституционные основы местного самоуправления] без комментариев.

9 глава (внесение поправок и изменений] без комментариев.

У нашей конституции комбинированный порядок изменения, это сделано дам обеспечения максимальной ее стабильности. Нормы нашей конституции имеют единую юридическую значимость. Главы с 3 по 8 могут изменяться Федеральным Собранием, главы 1, 2,9 изменяются конституционным собранием. Но пока у нас нет закона о конституционном собрании, хотя проектов было очень много, среди них можно выделить следующие направления:

Традиционный американский манер, т.е. собрать самых выдающихся представителей юриспруденции и на их базе создать

конституционное собрание. Положительное в этом то, что конституцию будут писать (изменять) не для себя. Минус этой идеи v для обеспечения беспристрастности юристов необходимо ограничить их политическую активность, что будет ущемлять их права.

Оставить Федеральное Собрание ядром, дополнить его конституционным собранием, добавить туда судей и еще много кого из

власти. Но при такой организации, конституцию будут писать для себя, и ни чего путного из этого не выйдет.

Его надо избрать заново.

1,3 варианты наиболее уместны. Единое пожелание, чтобы было в Конституционном собрании как можно больше юристов, хота там нужны экономисты и прочие. Нельзя в собрание включать людей, которые были наказаны за какие-либо преступления, они всегда будут озлоблены на власть (кроме редкого исключения), и объективного отношения опять не будет. Предусматривается референдум. Процедура изменения с главы с 3 по 8 изменяется федеральным собранием в порядке предусмотренном конституционным законом, но с одним дополнением (требуют одобрения 2/3 субъектов федерации). Если же надо изменить главы 1, 2, 3 Федеральное собрание прекращает свое действие и начинает действовать Конституционное собрание.

Понятие кон-го строя.

Общ-нный стой-фактич кон-ия об-ва т.е. реальное соотношение социал сил и основанная на нем система институтов соц направления.

Гос строй-форма гос-ва. Это форма правления, гос единства и полит режим.

Конст строй-разные подходы Румянцев считает, что кон-ый строй это такое гос-обществен единство, при кот воплащается и реально существуют принципы правового и социал гос-ва.

Т.е. плюрализм форм соб-ти и плюрализм в пол-ке права чел-ка, гос защита этих прав и свобод вплоть до судебн защиты, социал защита.

Кон-ый строй это форма. За основу надо брать наличие в гос-ве юр кон-ии, кот обладает высшей юр силой, это реальная кон-ия. Под кон-ым строем мы понимаем гос строй в стране с реальн кон-ей. Кон-ый строй может быть правовым (справедливым), где воплощается принцип правового социал гос-ва и наоборот.

Соотношения понятий кон-ый строй и законности.

Эти понятия близки. Законность-верховенство закона, обусловленная с законом деятельность всех внутри гос-ва. Конституц-это такая законность, во главе кот стоит кон-ия в форме основного закона.

Принципы кон-го строя.

Существует мнение, что эти основы кон-го строя перечислены в ст1ч1гл1. но поскольку там не перечислены такие важные принципы как суверенитет, то эта статья содержит общую политико-юрид хар-ку госуд-ти, а не принципы конст строя.

Принципы:

Приоретет высшей ценности прав и свобод чел-ка и граж-на (ст2). Речь идет о правах и свободах идеала, кот нигде не реализуется. При возникновении коллизий, когда с одной стороны меры возможного поведения индивида, а с другой-меры возможного поведения других субъектов, то надо принять такое решение, по кот выиграл бы права и свободы чел-ка. Так же когда с одной стороны право, а с другой обязанности, то решение в сторону права (в идеале). Этот приоретет соблюдается при прочих равных условиях:

А) если реализация прав и свобод конкретным субъектом не нарушает права и свободы других субъектов.

Б) признание прав и свобод означает, что гос-во провозглашает данные права и свободы в кон-ии и др отраслев закон-ве.

В) соблюдение прав и свобод означает, что гос-во в своей целос-ти способствует реализации прав и свобод и не нарушает их.

Г) защита прав и свобод означает, что гос-во применяет воздействие, юр санкции к тем, кто посягает на права и свободы.

Теория прав и свобод чел-ка.

Теория прав и свобод чел-ка является составной частью инст-та конституц статуса физ лица среди субъектов гос права и участников гос-прав отнош-ий. Статус-форма имеет содержание, что является элементом состава статуса. Первичное содержание статуса-состав, в кот входят субъекты, объекты, принципы статуса, меры возможного и должного поведения субъектов (содержание статуса 2го порядка), гарантии статуса (спорный вопрос. Гарантии бывают разные. Одни гарантии-организ юр меры со стороны гос-ва они в статус не входят и имебт внешний хар-р, а гарантии в виде дополнит прав входят в состав статуса физ лица-право на судеб защиту и т.д.)

Субъектом статуса физ лица используются термины: личность, граж-н, чел-к, иностранец, лицо без граж-ва, лицо с множествен граж-вом.

Чел-к-категория биологическая и международ правовая. Если исходить из международного права, то статус чел-ка можно понимать как некий идеал правового положения физ лица, признанный миров сообществом, к установлен кот стремится каждое гос-во (но он не достижим). Если исходить из биологич понимание чел-к-это хорошо организованное животное. Выделяют 3 права: право на жизнь, право на сохранение популяции, право на охрану здоровья.

Личность в отличии от чел-ка имеет не только права но и обязанности. Круг прав у личности намного шире т.к. личность это чел-к, кот осознает себя в об-ве и об-во вокруг себя. Личность осознает свои действия и их последствия. Личность руководит своими действиями следоват-но личность обладает более широким кругом прав и обязанностей. Личн-ть подлежит ответственности. Лич-ть и чел-к категории не юрид. Такими категориями является граж-н гос-ва (лицо кот обладает граж-ом данного т гос-ва), иностран граж-н (лицо кот находясь в данном гос-ве не обладает его граж-ом, но обладает док-вом о принадлежности граж-ва к другому гос-ва), лицо без граж-ва (лицо кот не имеет док-ва граж-ва ни одного гос-ва), лицо с множеств граж-вом (лицо кот является граж-ном нескольких гос-в). Термин чел-к в междунар праве охватывает все вывшее перечис категории.

Объект статуса

Понимаются все ценности, кот становятся доступны лицу обладающим ….

Физ лица в узком смысле являются меры возможного поведения:

1) права и свободы, устанавливаются законом меры возможного поведения физ лица.

В констит праве под правами понимаются меры возможного поведения, кот реализуются в конкрет правоотн. Под свободами-меры кот реализуются вне конкрет правоотнош. Под реализ праввот-ий необходимиа процедура реализации (т.е. опосредовано). Свободы реализуются непосредственно т.е. не надо процедуры. Права реализуются при волеизъявлении другого субъекта. При реализации свобод такого нет. Наличие права подтверждается специал документом. Реализации права требует большего объема нормативн регулирования. Свобода м/б использована как мера защиты того права, кот по вашему мнению нарушено.

2) законные интересы общие с правом и свободой в том, что право и свободы юр определены (прописаны в кон-ии). Закон. Интерес в норме не прописывается. Меры поведения бывают разрешительными и свободными. Интерес субъекта-осозная им потребность саморазвития в конкретн напрвлении. Потребность-объективна, интерес-субъективен. Притязания- что субъект захотел получить. Гос-во оценивает притязания с позиции пользы об-ву. Те притязания, кот основаны на базе позитив права, гос-во оформляет их виде юр прав и свобод (наиболее важные интересы). Те интересы, кот имеют значения для всех и обеспечиваются гос-вом провозглашаются виде обязанностей. Обязанность-это установленная в законе мера должного поведения субъекта. Актив обязанть требует определ действий от субъекта и реализуется в конкретном правоот-ии. Пассивная обязанность-воздерживаться от действий, с негатив последствиями. Есть такие ценности и интересы, кот гос-во безразлично или не успело зафиксировать, а так же на них нет запрета, то они осуществляются в рамках свободной модели поведения. Законные интересы-меры возможного поведения, кот не прописаны прямо в законе, но и не запрещены им и не нарушают права и свободы других субъектов. В разрешител модели можно делать только то, что разрешено законом. В условиях демократ гос-ва-это модель применима лишь к юр лицам, гос власти, органам местного самоуправлен и хоз субъектам. В условиях тоталитарного гос-ва разришительная модель охватывает и физ лиц.

Принципы правового статуса индивида (физ лица).

Эти принципы перечислены в статьях 17-19 кон-ии РФ. Еще надо обратить внимание на ст6 кон-ии РФ. В ней сказано, чтокаждый граж-н РФ обладает равными правами и свободными и равными обязанностями (принцип юр равенства). В ст 19 говорится только о равноправии. Равноправие-это юр равенство прав и свобод, но не обязанностей. Юр равнопр-ие-лишь один из возможн элем-тов юр равенства. Самый главный принцип физ лица-это принцип юр равенства граж-н (ст6). Существование 2-х отдел принципов обусловлено тем, что есть разные категории граж-н (иногстран, лица без граж-ва, граж-не), кот обладают разными правами обязанностями. Принцип юр равенства распространяется только на граж-н, а юр равн-ия на иностранцев. Юр равен-во может быть, а может и не быть у граж-н, иностранцев, лиц без граж-ва, соответственно не м/б юр равноправия.

Ст.19п.1: все равны перед законом и судом. (термин все следовател и граж-не и неграж-не, формулировку нужно толковать разрешительно: включить под законные акты, все равны не только перед судом, но и перед органами публич власти.).

Ст19п3: муж и жен имеют равные права и свободы и равные возможн их реализации. (надо толковать с уменьшением объема т.к. говорится не только о юр возможностях, но фактич возможностях, только равенство юр имеет место быть).

Ст19п2: гос-во гарантирует равен-во прав и свобод чел-ка и граж-на независимо от пола, расы,……

Юр гарантировать ценность-это запретить ее нарушать и установить санкции за данные нарушения. 11 позиций в списке прописаны конкретно, а 12 позиция согласно перечню любое ограничение противоправно. С точки зрение юр логики должны провозглашаться ценности и запрещение их нарушений. В первом предложении статьи перечень открыт, во 2-м, где содержаться запреты-закрыт. Кон-ия не дает реальных гарантий равноправия. Эти признаки кот перечислены во 2-м предложении невозможны иметь ограничения. А другие признаки (1 предложение), кот не вошли в это предложение на основании ст 55ч3 ограничиваются:

Только в соответсвии ФЗ, только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конст-го строя, нравственности, здоровья и законных интересов др лиц, обеспечения обороны страныи безопасность гос-ва. Гос-во должно заботиться о правах своих граж-н т.е. права охраны рос. Граж-н являются приоритетом охраны.
в ст17 утвер-ся принцип признания и гарантированности прав и свобод согласно общепринятым нормам международ права и настоящ кон-ии.

Если в ч1 сделать вывод, то при рассмотрении любого вопроса надо смотреть нормы международ прав, потом рос право. Если есть коллизии то приоритет международного права. Неотъемлемость и принадлежность каждому от рождения основных прав и свобод (п2). В этом принципе находит проявление прин гос права. Никак нельзя лишить чел-ка права и свободы. Права и свободы провозглашаются кон-ей; права и своды необходимый минимум мер возможного поведения физ лиц, без кот не возможно его развитие. По Симонову права и свободы-это закрепленные в кон-ии меры возможного поведения физ лиц, без кот не возможно его дальней развитие.

Ваше права заканчиваются там, где начинаются права другого индивида.

Ст 18. закрепляет принципы непосредственного действия прав и свобод и принцип реального действия. в 1-м предложении говорится о непосредственном действии во 2-м реальное. Не сами права и свободы, а констит нормы о правакх и свободах действуют прямо. Права действуют опосредованного, кроме тех случаях когда нет процедуры.

Гарантии статуса физ лица

Гарантии меры обеспечивающие реальное существование прав и свобод физ лица в целом.

Гарантии делятся на

1) фактич, кот хоть и не закреплены в законе, но реально существуют.

2) Юр гарантии-это совокупность норм права, кот закрепляют установлен гос-вом мере по защите статуса физ лица

Юр гарантии по своему содержанию делятся на

1) материальные-закрепленные в юр нормах ценности, подлежащие охране и защите.

2) Процедурные –гос правов закрепление механизма реализации статуса физ лица.

3) Процессуальные-закрепление в законе мер по защите нарушенного статусафиз лица.

В лит-ре нередко отождествляются процессуальные гарантии и процедурные.

По источнику закрепления гарантии дел-ся на:

1) конституц.

2) Гарантии кот содержаться в законах-фкз, фз, в законах субъекта фед-ии.

По объему гарантии дел-ся на

1) общие гарантии-все меры поведения, всего статуса в целом, для всех его носителей.

2) Специальные-кот распространяются на опред круг лиц (специал субъекты) (различ виды льгот)

3) Институциональные-кот распространяются на определ иституциональн группу.

4) Эксклюзивные-кот гарантируются на отдел лиц персонально.

5) Частные-кот распространяются на конкрет меры поведения (гарантии права на жизнь,труд, обучение).

По хар-ру мер обеспечения гарантии дел-ся на

1) Экономико-юрид.

2) Политико-правов

3) Социал-правов

4) Культ-правов

55. Гражданство общие вопросы .

Это принцип взаимоотношения индивида и гос-ва. Гос-во не одинаково относится к людям.

1) наличие взаимных прав у гос-ва и физ лица

2) наличие взаимных обязанностей между ними

3) наличие взаимной ответсвенности.

Если такие 3 элем-та присутствуют во взаимоотношен-х у людей и гос-ва, то таких людей можно назвать либо подданными (права и обязанности перед личностью монарха, подданство прежде всего определ на обязанности лица перед монархом) либо граж-н

В вопросе о граж-ве сложилось

1) граж-во это принадлежность лица к об-ву или гос-ву, (нельзя говорить о принадлежности т.к. это категория гражд-правов т.к. она означает собственность т.е гос-во владеет и расп-ся граж-ном, вне гос-ва граж-на не существует (при минит и к об-ву).

2) Граж-во-это правоотношения. Правоотношения требуют чтобы участник правоотнош-ия был дееспособным, но они не учитывают статус граж-на, след-но, не корректно.

3) граж-во-это особая политико-правов связь гос-ва, кот служит юр предпосылкой появлению статуса граж-на.

(граж-во только политико-правовая связь т.к. наличие граж-ва является суверен признаком гос-ва, что есть политико-госудкатегория).

Закон РФ о гражданстве 1993 г говорил:

Граж-во-это особая политико-юрид связь гос-ва и лица, кот обладют взаимными правами, обязанностями, ответственностью.

Действующий закон говорит только о взаимных правах и обязанностях и усматривает лишь юр связь. Гос-во имеет право расширять в своих законах содержание международ-прав нормы и конретиз их.

Гос-во и полит партии.

Гос-во-ядро полит системы, концентрирует функции полит сис-мы, обладает суверенитетом, власть гос-ва-формально определена и универсальна (т.е. властные решения воплощаются в юр нормы и обязательны для всех субъектов на территории гос-ва), применяет меры принуждения.

Полит партии можно квалифицировать по разному:

Корпаративные (жесткая структура и персональное членство).

Парламиентские (нет индивидуального членства)

Могут привлекаться сторонники партий на выборах.

Так же партии делятся (по членству) дел-ся на:

Персональные

Коллективные т.е. участие в партии других организаций.

Асоотивные-состоят главным образом из коллективных субъектов

Полное членство

По территориальному-полит организации

Национальные, кот действуют на территории одного гос-ва

Интернациональные-на территории нескольких гос-в

По отношению к власти

Правящие, кот формируют прав-во. В парламентс-ой рес-ке та, котимеет большенство в парлам-те. В президентской-та кот привела президента к власти. В смешенных рес-ах могут быть и 2 правящие партии.

Оппозиционные партии т.е. кот не учавствуют в формировании правительства. Парламентские-т.е кот в парламенте, но не в большинстве; внепарламетские, те кот в парл-те но не в боль-ве. Внепарламентские, т.е. те кот в парламент не вошли.

Парламентская оппозиция формирует теневой кабинет. Если вдруг эти партии приходят к власти то теневой кабинет становится кабинетом министров.

Решения правящих партий прямым действием не обладают. Эти решения проходят через законодател процесс.

Правящ полит партия-направл силаполит системы и всего об-ва в период нахождения у власти

Принципы полит системы.

1) принцип идиологич многообразия. Никакая идеология не может быть установлена общеобязательной (ст.13 кон-ии) никакая идеология не может быть установлена в качестве обязательной. Гос-во это полит механизм, кот должно иметь свою гос идеологию. Гос идеология должна быть: гос патриотизм; взаимная защита и ответственность гос-ва и граж-на.

2) Принцип полит многообразия. Наше гос-во понимает это в узком смысле: многообразие деятельности обществен объединений и партий (ст13).наибольшими правами обладают полит партии, хотя кон-ия провозглашает равенство.

Партии, с одной стороны это самоуправляемое объединение людей, с другой близость к власти. Деятельность фактически действия общественных орган-ий и отдел его членов противоправного хар-ра.

3) принцип светского гос-ва. Существует несколько видов взаимоотношения церкви и гос-ва:

– в клирикальных гос-ах нет гос органов как таковых, их деятел заменяют гос органы.

В теократич гос-ах существует и гос власть и церковн власть. Все назначения на гос долж-ти проходят предворител санкционирования с церквью. Глава церкви выше главы гос-ва.

Гос-ва с протекториатом гос-ва над церковью 2 власти светская и церковная. Вышая власть-светская, кот назначает церковн деятелей.

Светское гос-во церковь и гос-во существуют независимо друг от друга. (независимость эта условная). Гос органы и церковн органы формируются без формал зависимых санкций. Гос-ое и муниципальное образование отделено от церкви (т.е. нет религиозных предметов). В условиях светского гос-ва именно гос-во должно взять в свои руки моральное развитие всего об-ва. Моральн устои об-ва имеют коллективн хар-р. Никакая религия не может быть ущемлена гос-ом.

68. Государственный суверенитет .

Субъектом гос суверенитета является гос-во в целом, оно носитель гос-го сувер-та. У гос-ва суверен-т присутствует в единственном числе. Гос сувер-т имеет 2 сферы реализации: внешн и внутрен.

Как качественное состояние сувер-т это форма, содержанием кот является гос-но властные полномочия. Гос сувер-т-неотъемлемый, качественный признак гос-ва. Гос-во в лице его органов:

Верховно внутри гос-ва

Независимо на международ арене

Едино в выражении властной воли.

Есть другая интерпретация, кот подменяет гос-во на гос власть. На бытовом уровне различий нет. Хотя власть гос-ая сама по себе не существует. Без гос-ва не может быть гос власти. Верховенство гос-ва может быть только внутри страны, на международ арене этого быть не может. Независимость гос-ва только на международ арене. Гос власть внутри страны зависимо от воли народа. Единство гос воли означает, что решения гос-ва должны учитывать интересы бол-ва об-ва, власть осуществляется на основе единых принципов, гос власть осуществляется через единую систему гос органов, кот предполагает:

Подчинение ниже стоящих вышестоящим органам

Нижестоящие органы в праве контролировать деятельность вышестоящих органов и обжаловать их неправомерные решения в соответствии с законом.

Гос органы представляют аппарат кот осуществляет конкрет функцию.

Гос органы не имеют права подменять друг друга и дублировать функции, но могут контиролировать друг друга.

Симонов считает, что власть делить нельзя (по поводу разделения властей) делить необходимо гос функции и сферы их реализации. В кон-ии власть делится на исполнител, судебн, законодат. Это утверждение устарело надо

1)функциональное разделение сфер гос власти

Т.е. органы деляться на:

Законодательн органы

Исполнител органы

Судеб власть(судебн сфера реализации гос власти)

Прокурорский надзор, кот существует самостоятел в РФ на уровне самостоятел гос органа в лице пркуратуры.

Президент (ст 80 кон-ии) орган кот координирует и направляет работу гос органов, т.е. координационной сферы гос власти.

Центробанк орган эмиссионной сферы гос власти

Избирательн комиссии

Есть нарушения полномочий властей например импичмент президента т.к. это

Судебная процедура но решает ее парламент.

Разделение властей является одной из форм разделения труда и управленческом процессе в этой связи является закономерным явлением.

Властные функции каждого вида и каждого уровня должны осуществляться обособленно или относительно автономно системы государственных органов.

Каждая сфера и уровень реализации государственной власти должны иметь собственные предметы ведения и полномочия. Государственные органы разных ветвей и уровней власти должны оказывать влияние друг на друга с целью создания системного единства власти и предотвращения ее узурпации. Идеальной схемы разделения властей нет. В нашей стране можно выделить также более 4-х сфер власти:

1. Функциям, каждая функция осуществляется своей группой государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной). В 17 в. говорили именно об этих 3-х сферах, сегодня говорят о 4-х, а, например, в Португалии выделяют 8-9 сфер. Юридические знания развиваются в как общем так и з частности. Например, к какой сфере отнести прокуратуру. У нас в конституции ее отнесли к судебной власти, это было заимствовано их предыдущих конституций. Нерсесянц говорит, что прокуратура относится к исполнительной власти, но она не подчинена государству, т.е. занимает не правовое положение.

2. Органы прокурорского надзора являются обособленной сферой реализации государственной власти.

3. Президент - глава государства, но он не является в чистом виде главой исполнительной власти, а скорее всего имеет функции координационные.

4. Центробанк, однако в систему правительства он не входит, не подчиняется главе исполнительной власти. Центробанку принадлежит сфера деятельности денежно-эмиссионная.

5. Избирательные комиссии. Это обособленные государственно-общественные органы. Но это название происходит из способа формирования, а по функциям у них своя сфера отдельная или полу отдельная.

6. Пресса. Очень трудно назвать отдельной сферу реализации политической и государственной власти, т.к. она не принимает юридически значимых предписаний. СМИ (средства массовой информации) обеспечивают деятельность государственных органов или зависят от государства (дотации, договор о совместной деятельности). Но, все-таки, СМИ считать отдельной сферой деятельности нельзя

Разделение властей это 5 глобальное разделение труда

2)уровневое деление а)общефедерал уровень

Б)региональны уровень

В) муниципальный (локальный уровень реализации гос власти, когда на муниципальн уровне образуются гос органы.

Одни говорят, что уровня 2: общегосударственный и уровень субъектов РФ. Другие считают, что есть 3-й уровень - это местное самоуправление осуществляемое аппаратом местного самоуправления и муниципальными служащими. Местное самоуправление должно быть одноуровневым, производить за счет местного бюджета решение вопросов под собственную ответственность. Такими органами могут быть комитет общественного управления, сельские старосты, председатель квартального комитета и т.д. Это западный взгляд на данную проблему. Парижская коммуна, на их взгляд, была идеалом схемы местного самоуправления. Причем работа в органах местного самоуправления добровольная и без отрыва от основных занятий. В РФ муниципальные служащие ничем от государственных не отличаются. Действительно существует 3 уровня управления, но местное самоуправление находится в некотором обособленном состоянии

Компетенция гос-ва

Совокупность прав, обязанностей, полномочий гос-ва в лице его органов осуществляемых

Полномочия гос-ва:

1) полномочие-это совокупное прав и обязанностей

2) особая разновидность мер поведения гос органов, кот являются и правами и обязанностями.

Предмет веления-круг вопросов, по кот гос орган реализует свои права и обязанности.

Минимум компетенции, без кот суверенное гос-во не может существовать образуют суверенные принципы гос-ва

1) учредительная власть, т.е. кот устанавливает общественно значимые ценности и защищает их

2) собственная территория, как пространственный предел

3) территориальное верховенство гос-ва

Власть в гос-ве распространяется на всю территорию

Территория гос-ва не может меняться без его согласия.

4) наличие кон-ии и отраслевого законодат-ва

5) наличие собственной системы гос органов, решения кот имеют прямое действие на всей территории гос-ва

6) наличие собственного граж-ва и право решать? с приобретением/утратой его.

7) наличие собственн бюджета, гос собственности, источника их формирования

8) наличие собственной денежн и эмиссионной еденицы

9) наличие вооруженных сил

10) осуществление дипломатич деят-ти (посольства, кон-ва) признания гос-ва суверенным другими гос-вами

11) наличие собствен гос символов (гербы, флаги, столица)

Любое ущемление ведет к уничтожению гос-ва. Гос-во добровольно может пойти на ущемления этих признаков (пр. конфедерация). Но гос сувер-т не утрачивает, а перераспр

Одна из самых распространенных и востребованных оптимизационных задач в логистике – транспортная задача . В классическом виде она предполагает нахождение оптимального (т.е. сопряженного с минимальными затратами ) плана грузоперевозок.

Например, у нас есть сеть розничных магазинов, которым требуется определенное количество товаров. Также имеется ряд складов поставщиков, где требуемые товары хранятся. При этом на каждом складе различный объем запасов этих товаров. Кроме этого нам известны тарифы – затраты на перевозку 1 товара от каждого склада к каждому магазину.

Возникает необходимость разработать такой план перевозок, чтобы магазины получили требуемое количество товаров с наименьшими затратами на транспортировку. Вот именно в таких случаях (и во множестве других) приходится решать транспортную задачу.

Теоретический материал по транспортной задаче

(задача Монжа - Канторовича ) - математическая задача линейного программирования специального вида о поиске оптимального распределения однородных объектов из аккумулятора к приемникам с минимизацией затрат на перемещение.

Для простоты понимания рассматривается как задача об оптимальном плане перевозок грузов из пунктов отправления (например, складов ) в пункты потребления (например, магазины ), с минимальными общими затратами на перевозки.

Имеет следующий вид:

где: Z - затраты на перевозку грузов;
X - объем груза;
C - стоимость (тариф) перевозки единицы груза;
A - запас поставщика;
B - запрос потребителя;
m - число поставщиков;
n - число потребителей.

Общий план решения транспортной задачи методом потенциалов

Решить транспортную задачу можно различными методами, начиная от симплекс-метода и простого перебора, и заканчивая методом . Один из наиболее применяемых и подходящих для большинства случаев методов – итерационное улучшение плана перевозок.

Суть его в следующем: находим некий опорный план и проверяем его на оптимальность (Z → min ). Если план оптимален – решение найдено. Если нет – улучшает план столько раз, сколько потребуется, пока не будет найден оптимальный план.

Ниже приведен алгоритм решения транспортной задачи в самом общем виде:

  1. Построение транспортной таблицы.
  2. Проверка задачи на закрытость.
  3. Составление опорного плана.
  4. Проверка опорного плана на вырожденность.
  5. Вычисление потенциалов для плана перевозки.
  6. Проверка опорного плана на оптимальность.
  7. Перераспределение поставок.
  8. Если оптимальное решение найдено, переходим к п. 9, если нет – к п. 5.
  9. Вычисление общих затрат на перевозку груза.
  10. Построение графа перевозок.

Подробная инструкция по решению транспортной задачи

1. Построение транспортной таблицы

Строим таблицу, где указываем запасы материалов, имеющиеся на складах поставщиков (Ai ), и потребности заводов (Bj ) в этих материалах.

В нижний правый угол ячеек таблицы заносим значение тарифов на перевозку груза (Cij ).

2. Проверка задачи на закрытость

Обозначим суммарный запас груза у всех поставщиков символом A , а суммарную потребность в грузе у всех потребителей – символом B .

Транспортная задача называется закрытой , если A = B . Если же A ≠ B , то транспортная задача называется открытой . В случае закрытой задачи от поставщиков будут вывезены все запасы груза, и все заявки потребителей будут удовлетворены. В случае открытой задачи для ее решения придется вводить фиктивных поставщиков или потребителей.

Проверим задачу на закрытость:

A = 10 + 20 + 30 = 60

B = 15 + 20 + 25 = 60

A = B, следовательно данная транспортная задача – закрытая.

3. Составление опорного плана

Составляет предварительный (опорный ) план перевозок . Он не обязательно должен быть оптимальный. Это просто своеобразный «черновик», «набросок», улучшая который мы постепенно придем к плану оптимальному.

Есть разные методы нахождения опорного плана . Наиболее распространены следующие:

а) Метод Северо-Западного угла. Показать

Суть метода проста - ячейки транспортной таблицы последовательно заполняются максимально возможными объемами перевозок, в направлении сверху вниз и слева направо . То есть сперва заполняется самая верхняя левая ячейка ("северо-западная" ячейка ), потом следующая справа и т.д. Затем переходят на новую строку и вновь заполняют ее слева направо. И так пока таблица не будет заполнена полностью.

Подробное описание метода и пример можно посмотреть .

б) Метод минимального элемента. Показать

Метод заключается в том, что для заполнения ячеек транспортной таблицы выбирается клетка с минимальным значением тарифа. Затем выбирается следующая клетка с наименьшим тарифом и так продолжается до тех пор, пока таблица не будет заполнена (все запасы и потребности при этом обнулятся ).

в) Аппроксимация Фогеля. Показать

Основа метода в нахождении разности (по модулю) между парой минимальных тарифов в каждой строке и столбце. Затем в строке или столбце с наибольшей разностью заполняется клетка с наименьшим тарифом. Затем все эти действия повторяются заново, только при этом уже не учитываются заполненные клетки.
Подробное описание аппроксимации Фогеля и пример можно посмотреть

г) Метод двойного предпочтения. Показать

Суть метода в том, что отмечаются клетки с наименьшим тарифом по строкам, а затем по столбцам. Затем ячейки заполняются в следующей очередности: сначала клетки с двумя отметками , потом с одной, наконец без отметок.
Подробное описание метода и пример можно посмотреть

4. Проверка опорного плана на вырожденность

Клетки таблицы, в которые записаны отличные от нуля перевозки, называются базисными , а остальные (пустые) - свободными .

План называется вырожденным , если количество базисных клеток в нем меньше, чем m + n -1. Если во время решения задачи получился вырожденный план, то его необходимо пополнить, проставив в недостающем числе клеток нулевую перевозку и превратив, тем самым, эти клетки в базисные (общий баланс и суммарная стоимость перевозок плана при этом не изменятся ). Однако проводить пополнение плана, выбирая клетки произвольно, нельзя. План должен быть ациклическим!

План называется ациклическим, если его базисные клетки не содержат циклов. Циклом в транспортной таблице называется несколько клеток, соединенных замкнутой ломаной линией так, чтобы две соседние вершины ломаной были расположены либо в одной строке, либо в одном столбце. Ниже приведен пример цикла :

Ломаная линия может иметь точки самопересечения, но не в клетках цикла.

Кол-во базисных клеток = 5

m + n – 1 = 3 + 3 – 1 = 5

Следовательно, первоначальный план перевозок – невырожденный.

5. Вычисление потенциалов для плана перевозки

Для анализа полученных планов и их последующего улучшения удобно ввести дополнительные характеристики пунктов отправления и назначения, называемые потенциалами.

Этот метод улучшения плана перевозок называется методом потенциалов . Есть другие методы итерационного улучшения плана перевозок, но здесь мы их рассматривать не будем.

Итак, сопоставим каждому поставщику Ai и каждому потребителю Bj величины Ui и Vj соответственно так, чтобы для всех базисных клеток плана было выполнено соотношение:

Ui + Vj = Cij

Добавим к транспортной таблице дополнительную строку и столбец для Ui и Vj.

Предположим, что U1 = 0.

Тогда мы сможем найти V3 = C13 – U1 = 1 – 0 = 1.

Зная V3, мы теперь можем найти U3:

По аналогии вычисляем все оставшиеся потенциалы:

6. Проверка плана на оптимальность методом потенциалов

Для каждой свободной клетки плана вычислим разности

ΔCij = Cij – (Ui + Vj)

и запишем полученные значения в левых нижних углах соответствующих ячеек.

План является оптимальным , если все разности ΔCij ≥ 0.

В данном случае план – неоптимальный (ΔC22 < 0), и его следует улучшить путем перераспределения поставок.

7. Перераспределение поставок

Найдем ячейку с наибольшей по абсолютной величине отрицательной разностью ΔCij и построим цикл, в котором кроме этой клетки все остальные являются базисными. Такой цикл всегда существует и единственен .

Отметим ячейку с отрицательной разностью ΔCij знаком «+», следующую знаком «-», и так далее, поочередно.

Затем находим минимальной значение груза в ячейках цикла имеющих знак «-» (здесь это 5) и вписываем его в свободную ячейку со знаком «+». Затем последовательно обходим все ячейки цикла, поочередно вычитая и прибавляя к ним минимальное значение (в соответствии со знаками, которыми эти ячейки помечены: где минус - вычитаем, где плюс - прибавляем).

Получим новый опорный план перевозок:

Так как базисных клеток стало больше, чем m + n – 1, то базисную клетку с нулевым значением делаем свободной:

Снова вычисляем значения потенциалов и разности ΔCij:

На этот раз все разности ΔCij ячеек положительные, следовательно, найдено оптимальное решение .

8. Если оптимальное решение найдено, переходим к п. 9, если нет – к п. 5.

У нас оптимальное решение найдено, поэтому переходим к пункту 9.

9. Вычисление общих затрат на перевозку груза

Вычислим общие затраты на перевозку груза (Z ), соответствующие найденному нами оптимальному плану, по формуле:

Zmin = 10 ∙ 1 + 15 ∙ 3 + 5 ∙ 2 + 15 ∙ 1 + 15 ∙ 2 = 110 ден. ед.

Общие затраты на доставку всей продукции, для оптимального решения, составляют 110 ден. ед.

10. Построение графа перевозок

Найдя оптимальный план перевозок, построим . Вершинами графа будут «склады» и «магазины». В вершинах укажем соответствующие объемы запасов и потребностей. Дугам, соединяющим вершины графа, будут соответствовать ненулевые перевозки. Каждую такую дугу подпишем, указав объем перевозимого груза.

В результате получится граф, аналогичный изображенному ниже:

Все, транспортная задача решена. Поздравляю!

Практическое применение транспортной задачи

Транспортная задача применяется во многих случаях. Это оптимизация поставок сырья и материалов на производственные предприятия. Это оптимизация доставок товаров со складов в розничные магазины. Это оптимизация пассажирских перевозок, и много-многое другое.

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на

Инструкция . Для получения решения транспортной задачи в онлайн режиме выберите размерность матрицы тарифов (количество поставщиков и количество магазинов).

Вместе с этим калькулятором также используют следующие:
Графический метод решения ЗЛП
Симплексный метод решения ЗЛП
Решение матричной игры
С помощью сервиса в онлайн режиме можно определить цену матричной игры (нижнюю и верхнюю границы), проверить наличие седловой точки, найти решение смешанной стратегии методами: минимакс, симплекс-метод, графический (геометрический) метод, методом Брауна.

Экстремум функции двух переменных
Задачи динамического программирования

Первым этапом решения транспортной задачи является определение ее типа (открытая или закрытая, или иначе сбалансированная или не сбалансированная). Приближенные методы (методы нахождения опорного плана ) позволяют на втором этапе решения за небольшое число шагов получить допустимое, но не всегда оптимальное, решение задачи. К данной группе методов относятся методы:

  • вычеркивания (метод двойного предпочтения);
  • северо-западного угла;
  • минимального элемента;
  • аппроксимации Фогеля.

Опорное решение транспортной задачи

Опорным решением транспортной задачи называется любое допустимое решение, для которого векторы условий, соответствующие положительным координатам, линейно независимы. Для проверки линейной независимости векторов условий, соответствующих координатам допустимого решения, используют циклы.
Циклом называется такая последовательность клеток таблицы транспортной задачи, в которой две и только соседние клетки расположены в одной строке или столбце, причем первая и последняя также находятся в одной строке или столбце. Система векторов условий транспортной задачи линейно независима тогда и только тогда, когда из соответствующих им клеток таблицы нельзя образовать ни одного цикла. Следовательно, допустимое решение транспортной задачи, i=1,2,...,m; j=1,2,...,n является опорным только в том случае, когда из занятых им клеток таблицы нельзя образовать ни одного цикла.

Приближенные методы решения транспортной задачи.
Метод вычеркивания (метод двойного предпочтения) . Если в строке или столбце таблицы одна занятая клетка, то она не может входить в какой-либо цикл, так как цикл имеет две и только две клетки в каждом столбце. Следовательно, можно вычеркнуть все строки таблицы, содержащие по одной занятой клетке, затем вычеркнуть все столбцы, содержащие по одной занятой клетке, далее вернуться к строкам и продолжить вычеркивание строк и столбцов. Если в результате вычеркивания все строки и столбцы будут вычеркнуты, значит, из занятых клеток таблицы нельзя выделить часть, образующую цикл, и система соответствующих векторов условий является линейно независимой, а решение опорным. Если же после вычеркиваний останется часть клеток, то эти клетки образуют цикл, система соответствующих векторов условий линейно зависима, а решение не является опорным.
Метод «северо-западного угла» состоит в последовательном переборе строк и столбцов транспортной таблицы, начиная с левого столбца и верхней строки, и выписывании максимально возможных отгрузок в соответствующие ячейки таблицы так, чтобы не были превышены заявленные в задаче возможности поставщика или потребности потребителя. На цены доставки в этом методе не обращают внимание, поскольку предполагается дальнейшая оптимизация отгрузок.
Метод «минимального элемента» . Отличаясь простотой данный метод все же эффективнее чем, к примеру, метод Северо-западного угла. Кроме того, метод минимального элемента понятен и логичен. Его суть в том, что в транспортной таблице сначала заполняются ячейки с наименьшими тарифами, а потом уже ячейки с большими тарифами. То есть мы выбираем перевозки с минимальной стоимостью доставки груза. Это очевидный и логичный ход. Правда он не всегда приводит к оптимальному плану.
Метод «аппроксимации Фогеля» . При методе аппроксимации Фогеля на каждой итерации по всем столбцам и по всем строкам находят разность между двумя записанными в них минимальными тарифами. Эти разности записывают в специально отведенных для этого строке и столбце в таблице условий задачи. Среди указанных разностей выбирают минимальную. В строке (или в столбце), которой данная разность соответствует, определяют минимальный тариф. Клетку, в которой он записан, заполняют на данной итерации.

Пример №1 . Матрица тарифов (здесь количество поставщиков равно 4 , количество магазинов равно 6):

1 2 3 4 5 6 Запасы
1 3 20 8 13 4 100 80
2 4 4 18 14 3 0 60
3 10 4 18 8 6 0 30
4 7 19 17 10 1 100 60
Потребности 10 30 40 50 70 30
Решение . Предварительный этап решения транспортной задачи сводится к определению ее типа, открытой она является или закрытой. Проверим необходимое и достаточное условие разрешимости задачи.
∑a = 80 + 60 + 30 + 60 = 230
∑b = 10 + 30 + 40 + 50 + 70 + 30 = 230
Условие баланса соблюдается. Запасы равны потребностям. Итак, модель транспортной задачи является закрытой. Если бы модель получилась открытой, то потребовалось бы вводить дополнительных поставщиков или потребителей.
На втором этапе осуществляется поиск опорного плана методами, приведенными выше (наиболее распространенным является метод наименьшей стоимости).
Для демонстрации алгоритма приведем лишь несколько итераций.
Итерация №1. Минимальный элемент матрицы равен нулю. Для этого элемента запасы равны 60 , потребности 30 . Выбираем из них минимальное число 30 и вычитаем его (см. в таблице). При этом из таблицы вычеркиваем шестой столбец (потребности у него равны 0).
3 20 8 13 4 x 80
4 4 18 14 3 0 60 - 30 = 30
10 4 18 8 6 x 30
7 19 17 0 1 x 60
10 30 40 50 70 30 - 30 = 0 0

Итерация №2. Снова ищем минимум (0). Из пары (60;50) выбираем минимальное число 50. Вычеркиваем пятый столбец.
3 20 8 x 4 x 80
4 4 18 x 3 0 30
10 4 18 x 6 x 30
7 19 17 0 1 x 60 - 50 = 10
10 30 40 50 - 50 = 0 70 0 0

Итерация №3. Процесс продолжаем до тех пор, пока не выберем все потребности и запасы.
Итерация №N. Искомый элемент равен 8. Для этого элемента запасы равны потребностям (40).
3 x 8 x 4 x 40 - 40 = 0
x x x x 3 0 0
x 4 x x x x 0
x x x 0 1 x 0
0 0 40 - 40 = 0 0 0 0 0

1 2 3 4 5 6 Запасы
1 3 20 8 13 4 100 80
2 4 4 18 14 3 0 60
3 10 4 18 8 6 0 30
4 7 19 17 0 1 100 60
Потребности 10 30 40 50 70 30

Подсчитаем число занятых клеток таблицы, их 8, а должно быть m + n - 1 = 9. Следовательно, опорный план является вырожденным. Строим новый план. Иногда приходится строить несколько опорных планов, прежде чем найти не вырожденный.
1 2 3 4 5 6 Запасы
1 3 20 8 13 4 100 80
2 4 4 18 14 3 0 60
3 10 4 18 8 6 0 30
4 7 19 17 0 1 100 60
Потребности 10 30 40 50 70 30

В результате получен первый опорный план, который является допустимым, так как число занятых клеток таблицы равно 9 и соответствует формуле m + n - 1 = 6 + 4 - 1 = 9, т.е. опорный план является невырожденным .
Третий этап заключается в улучшении найденного опорного плана. Здесь используют метод потенциалов или распределительный метод . На этом этапе правильность решения можно контролировать через функцию стоимости F(x) . Если она уменьшается (при условии минимизации затрат), то ход решения верный.

Пример №2 . Используя метод минимального тарифа, представить первоначальный план для решения транспортной задачи. Проверить на оптимальность, используя метод потенциалов.

30 50 70 10 30 10
40 2 4 6 1 1 2
80 3 4 5 9 9 6
60 4 3 2 7 8 7
20 5 1 3 5 7 9

Пример №3 . Четыре кондитерские фабрики могут производить три вида кондитерских изделий. Затраты на производство одного центнера (ц) кондитерских изделий каждой фабрикой, производственные мощности фабрик (ц в месяц) и суточные потребности в кондитерских изделиях (ц в месяц) указаны в таблице. Составить план производства кондитерских изделий, минимизирующий суммарные затраты на производство.

Примечание . Здесь предварительно можно транспонировать таблицу затрат, поскольку для классической постановки транспортной задачи сначала следуют мощности (производство), а потом потребители.

Пример №4 . На строительство объектов кирпич поступает с трех (I, II, III) заводов. Заводы имеют на складах соответственно 50, 100 и 50 тыс. шт. кирпича. Объекты требуют соответственно 50, 70, 40 и 40 тыс. шт. кирпича. Тарифы (ден. ед./тыс.шт.) приведены в таблице. Составьте план перевозок, минимизирующий суммарные транспортные расходы.

будет закрытой если:
А) a=40, b=45
Б) a=45, b=40
В) a=11, b=12
Условие закрытой транспортной задачи : ∑a = ∑b
Находим, ∑a = 35+20+b = 55+b; ∑b = 60+a
Получаем: 55+b = 60+a
Равенство будет соблюдаться только при a=40, b=45

Под названием транспортная задача объединяется широкий круг задач с единой матетической моделью. Данные задачи относятся к задачам линейного программирования и могут быть решены известным симплексным методом. Однако, обычная транспортная задача имеет большое число переменных и решение ее симплексным методом громозко. С другой стороны матрица системы ограничений транспортной задачи весьма своеобразна, поэтому для ее решения разработаны специальные методы. Эти методы, как и симплексный метод, позволяют найти начальное опорное решение, а затем, улучшая его, получить последовательность опорных решений, которая завершается оптимальным решением.

Общая характеристика транспортной задачи

Условие:
Однородный груз сосредоточен у m поставщиков в объемах a 1 , a 2 , ... a m .
Данный груз необходимо доставить n потребителям в объемах b 1, b 2 ... b n .
Известны C ij , i=1,2,...m; j=1,2,...n — стоимости перевозки единиц груза от каждого i-го поставщика каждому j-му потребителю.
Требуется составить такой план перевозок, при котором запасы всех поставщиков вывозятся полностью, запросы всех потребителей удовлетворяются полностью, и суммарные затраты на перевозку всех грузов являются минимальными.

Исходные данные транспортной задачи записываются в виде таблицы:

Исходные данные задачи могут быть представлены в виде:

  • вектора А=(a 1 ,a 2 ,...,a m) запасов поставщиков
  • вектора B=(b 1 ,b 2 ,...,b n) запросов потребителей
  • матрицы стоимостей:

Математическая модель транспортной задачи

Переменными (неизвестными) транспортной задачи являются x ij , i=1,2,...,m j=1,2,...,n — объемы перевозок от i-го поставщика каждому j-му потребителю.
Эти переменные могут быть записаны в виде матрицы перевозок:

Так как произведение C ij *X ij определяет затраты на перевозку груза от i-го поставщика j-му потребителю, то суммарные затраты на перевозку всех грузов равны:

По условию задачи требуется обеспечить минимум суммарных затрат.
Следовательно, целевая функция задачи имеет вид:

Система ограничений задачи состоит из двух групп уравнений.
Первая группа из m уравнений описывает тот факт, что запасы всех m поставщиков вывозятся полностью и имеет вид:

Вторая группа из n уравнений выражает требование удовлетворить запросы всех n потребителей полностью и имеет вид:

Учитывая условие неотрицательности объемов перевозок математическая модель выглядит следующим образом:

В рассмотренной модели транспортной задачи предполагается, что суммарные запасы поставщиков равны суммарынм запросам потребителей, т.е.:

Такая задача называется задачей с правильным балансом , а модель задачи закрытой . Если же это равенство не выполняется, то задача называется задачей с неправильным балансом , а модель задачи — открытой .

Математическая формулировка транспортной задачи такова: найти переменные задачи X=(x ij), i=1,2,...,m; j=1,2,...,n, удовлетворяющие системе ограничений (цифра 2 на математической модели) , (3), условиям неотрицательности (4) и обеспечивающие минимум целевой функции (1)

Пример 34.1

Составить математическую модель транспортной задачи, исходные данные которой приведены в таблице 34.2

Решение:
1. Вводим переменные задачи (матрицу перевозок):

2. Записываем матрицу стоимостей:

3. Целевая функция задачи равняется сумме произведений всех соответствующих элементов матриц C и X.

Данная функция, определяющая суммарные затраты на все перевозки, должна достигать минимального значения.

4. Составим систему ограничений задачи.
Сумма всех перевозок, стоящих в первой строке матрицы X, должна равняться запасам первого поставщика, а сумма перевозок во второй строке матрицы X равняться запасам второго поставщика:

Это означает, что запасы поставщиков вывозятся полностью.

Суммы перевозок, стоящих в каждом столбце матрицы X, должны быть равны запросам соответствующих потребителей:

Это означает, что запросы потребителей удовлетворяются полностью.

Необходимо также учитывать, что перевозки не могут быть отрицательными:

Ответ : Таким образом, математическая модель рассматриваемой задачи записывается следующим образом:
Найти переменные задачи, обеспечивающие минимум целевой функции (1) и удовлетворяющие системе ограничений (2) и условиям неотрицательности (3).



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: