Законы регулирующие отношения в информационной сфере. Основные принципы правового регулирования в информационной сфере. Проблема информационной безопасности

ФЗ « Об информации, информационных технологиях и о защите информации » от 27.07.2006 №149-ФЗ;

ФЗ « О коммерческой тайне » от 29.07.2004 №98-ФЗ (в редакции от 18.12.2006);

Информация представляет собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

ГК РФ признает информацию самостоятельным объектом правоотношений (статья 128); так как информация относится к нематериальным благам, то в качестве объекта гражданских прав она может выступать лишь в том случае, если имеет внешнюю, объективную форму выражения, то есть закреплена (зафиксирована) на каком-либо материальном носителе. В связи с этим законодательство рассматривает в качестве объекта правового регулирования только информацию, представленную в виде документа, в документированной форме.

Термин «право человека и гражданина на информацию » появился впервые во Всеобщей декларации прав человека 1948 году, где в качестве задачи, к которой должны стремиться все народы и государства, определяется право каждого искать, получать и распространять информацию любыми средствами, независимо от государственных границ.

В России право человека и гражданина на информацию впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. и в Конституции РФ 1993 г . Согласно ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Ст. 128 ГК РФ указывает на информацию как на самостоятельный объект гражданских прав.

ФЗ регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

Положения ФЗ не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

    свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

    установление ограничений доступа к информации только ФЗ;

    открытость информации о деятельности государственных органов и органов МСУ и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных ФЗ;

    равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

    обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

    достоверность информации и своевременность ее предоставления;

    неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

    недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена ФЗ.

Законодательство РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ и состоит из настоящего ФЗ и других регулирующих отношения по использованию информации ФЗ.

Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в РФ.

Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений . Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если ФЗ не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию,доступ к которой ограничен ФЗ (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с ФЗ подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Законодательством РФ могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, РФ, субъект РФ, муниципальное образование.

От имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами МСУ в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

Обладатель информации, если иное не предусмотрено ФЗ, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:

1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;

2) принимать меры по защите информации;

3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена ФЗ.

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных ФЗ ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими ФЗ.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов МСУ, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов МСУ информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов МСУ;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов МСУ, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена ФЗ.

Государственные органы и органы МСУ обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ в соответствии с ФЗ, законами субъектов РФ и НПА органов МСУ. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов МСУ, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов МСУ, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством РФ обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

Установление платы за предоставление государственным органом или органом МСУ информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены ФЗ.

Ограничение доступа к информации устанавливается ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации , доступ к которой ограничен ФЗ.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне.

ФЗ устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна ), подлежит защите в случаях, если на эти лица ФЗ возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с ФЗ и (или) по решению суда .

Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено ФЗ.

Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

В РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ.

Запрещается распространение информации , которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Законодательством РФ или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации.

В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами МСУ в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством РФ в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти.

Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если ФЗ или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном ФЗ, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.

Право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.

Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

    регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим ФЗ;

    развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов МСУ информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;

    создание условий для эффективного использования в РФ информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.

Государственные органы, органы МСУ в соответствии со своими полномочиями:

    участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий;

    создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ.

По виду информации информационные ресурсы делятся на:

    правовую информацию,

    научно-техническую,

    финансово-экономическую,

    статистическую,

    о здравоохранении,

    о чрезвычайных ситуациях,

    персональную (персональные данные) и т.д.

По форме собственности информационные ресурсы могут быть:

    государственными – федеральные ресурсы, ресурсы субъектов РФ, а также ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Формирование федеральных информационных ресурсов, ресурсов совместного ведения, ресурсов субъектов РФ финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

    негосударственными – муниципальные, ресурсы юридических и физических лиц.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, регулируются Законом РФ от 21.07.1993 №5485–1 «О государственной тайне». К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Информацией, составляющей коммерческую тайну , является научно – техническая, технологическая, производственная, финансово – экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны). (ФЗ « О коммерческой тайне»).

В информационных отношениях действуют , с одной стороны, хозяйствующие субъекты, осуществляющие информационную деятельность профессионально, а с другой – пользователь. Правовыми формами этих отношений являются различные договоры. Используются договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ; договоры на передачу ноу-хау; договоры купли-продажи, в том числе поставки, коммерческой концепции, лицензионные договоры. Широко применяются договоры об оказании маркетинговых, консультационных, информационных услуг.

Потребители информации заключают с соответствующими субъектами, владеющими информацией, например, договоры о возмездном оказании информационных услуг. Такое обслуживание может состоять в поиске необходимой информации, ее обработке, выдаче данных (документов), хранении информации. Стороны могут заключить договор о защите коммерческой тайны (о конфиденциальности). Договор об условиях конфиденциальности может предшествовать заключению соглашений по передаче ноу-хау, договоров купли-продажи или сопутствовать подписанию основных соглашений. Выбор предпринимателями различных договорных форм обеспечения информацией является одним из основных направлений правового регулирования информационных отношений.

Режим защиты информации установлен общими и специальными нормативно-правовыми актами. За нарушение режима защиты информации виновные лица привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Статья 139 ГК РФ в качестве основного способа защиты предусматривает возмещение причиненных убытков работниками, разгласившими коммерческую тайну, и контрагентами, связанными с обладателем коммерческой тайны гражданско-правовым договором. Согласно статье 14 ФЗ « О коммерческой тайне» органы государственной власти, иные государственные органы, органы МСУ, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное пользование этой информацией их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.

Согласно статье 183 УК РФ за преступления в информационной сфере предусмотрена уголовная ответственность. Основанием для санкций является собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом.

Базовые законы информационного права

    Базовые законы информационного права занимают особое место в системе информационного законодательства. С момента их появления в отечественной правовой системе они были призваны выполнять две функции:

    а) с помощью основных (общих) положений определять общий нормативный правовой климат правового обеспечения информационной сферы человеческой деятельности в целом, т.е. вне зависимости от отраслевого на неё воздействия;

    б) непосредственно регулировать информационные правоотношения, возникающие по поводу информации и связанных с нею систем, а также в связи с использованием главных объектов права информационного характера (информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям, массовой информации и информации ограниченного доступа, электронной подписи, информационным технологиям, защите информации и информационной безопасности).

    К общим положениям базовых федеральных законов правового регулирования информационной сферы общественных отношений относятся:

    основные понятия информационной сферы и их определения,

    принципы правового регулирования,

    правовой статус основных субъектов информационных правоотношений,

    общие правила поведения субъектов информационных правоотношений, содержащие общие дозволения, запреты и ограничения в информационной сфере.

    Иначе говоря, нормы базовых законов информационного законодательства определяют основные положения общего правового режима информации и связанных с нею систем.

    Следовательно, нормы базовых законов двуедино воздействуют на информационные правоотношения:

    1) определять общие условия правового режима информации применительно к отдельным её отраслевым подгруппам – трудовым, административным, уголовно-правовым и др.;

    2) устанавливать общие правила поведения в области информации, информационных систем, информационных технологий, а также общие правила обеспечения правовой защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Федеральный закон от 07.07.2003. № 126-ФЗ «О связи»

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»

Федеральный закон от 21 июня 1993 № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральный закон от 29 июля 2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Федеральный Закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»

Федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»

Федеральные законы О библиотечном деле, Об архивном деле и О статистическом учете

Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее.

В Российской Федерации правовое регулирование на информационном рынке осуществляется на основании следующих указов, постановлений и законов:

"Об информации, информатизации и защите информации"

"О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".

"О правовой охране топологий интегральных схем".

""О персональных данных"".

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации-- совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации была утверждена 9 сентября 2000 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

Доктрина служит основой для:

  • · формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • · подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • · разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере.

К объектам информационной безопасности Российской Федерации относятся:

  • - информационные ресурсы, независимо от форм хранения, содержащие информацию, составляющую государственную тайну и ограниченного доступа, а также открытую (общедоступную) информацию и знания;
  • - система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии, регламенты и процедуры сбора, обработки, хранения и передачи информации, научно-технический и обслуживающий персонал;
  • - информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей, в том числе системы и средства защиты информации;
  • - система формирования общественного сознания (мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и пр.), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды;
  • - права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности.

Информационная безопасность всех вышеуказанных объектов создает условия надежного функционирования государственных и общественных институтов, а также формирования общественного сознания, отвечающего прогрессивному развитию страны.

Угроза информации-это утечка или возможность нарушения целостности информации.

Определив понятие “угроза информации”, рассмотрим его относительно непосредственного воздействия на информацию, обрабатываемую на каком-либо объекте (кабинете, предприятии, фирме). Анализируя возможные пути воздействия на информацию, представляемую как совокупность n информационных элементов, связанных между собой логическими связями, можно выделить основные нарушения, которые будут являться видами угроз информационной безопасности:

  • - физической целостности (уничтожение, разрушение элементов);
  • - логической целостности (разрушение логических связей);
  • - содержания (изменение блоков информации, внешнее навязывание ложной информации);
  • - конфиденциальности (разрушение защиты, уменьшение степени защищенности информации);
  • - прав собственности на информацию (несанкционированное копирование, использование).

В законе РФ «О безопасности» дано определение угрозы безопасности как совокупности условий, факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. В связи с этим и вышеизложенным под информационной безопасностью понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Тогда с позиции обеспечения информационной безопасности можно определить, что под информационной угрозой понимается воздействие дестабилизирующих факторов на состояние информированности, как извне, так и внутри государства, подвергающее опасности жизненно важные интересы личности, общества и государства.

В ряде стран принимаются законодательные меры против спамеров. Попытки законодательного запрещения или ограничения деятельности спамеров наталкиваются на целый ряд сложностей. Непросто определить в законе, какая рассылка является законной, а какая нет. Хуже всего то, что компания (или лицо), рассылающая спам, может находиться в другой стране. Для того, чтобы такие законы были эффективными, необходимо выработать согласованное законодательство, которое действовало бы в большинстве стран, что представляется труднодостижимым в обозримом будущем.

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

В последнее время проблема защиты информации рассматривается как проблема информационной безопасности - неотъемлемой составной части национальной безопасности Российской Федерации. Это ясно определяется Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300 (последняя редакция - январь 2000 года) и Доктриной информационной безопасности РФ, принятой в сентябре 2000 года. Здесь система национальных интересов России определяется совокупностью основных интересов личности, общества и государства.

В то время как информационная безопасность -- это состояние защищённости информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.

Безопасность информации (данных)-- состояние защищенности информации (данных), при котором обеспечены её (их) конфиденциальность, доступность и целостность.

Существенные признаки понятия:

В качестве стандартной модели безопасности часто приводят модель из трёх категорий:

конфиденциальность -- состояние информации, при котором доступ к ней осуществляют только субъекты, имеющие на нее право;

целостность -- избежание несанкционированной модификации информации;

доступность -- избежание временного или постоянного сокрытия информации от пользователей, получивших права доступа.

Выделяют и другие не всегда обязательные категории модели безопасности:

неотказуемость или апеллируемость -- невозможность отказа от авторства;

подотчётность -- обеспечение идентификации субъекта доступа и регистрации его действий;

достоверность -- свойство соответствия предусмотренному поведению или результату;

аутентичность или подлинность -- свойство, гарантирующее, что субъект или ресурс идентичны заявленным.

Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности

Объективно категория «информационная безопасность» возникла с появлением средств информационных коммуникаций между людьми, а также с осознанием человеком наличия у людей и их сообществ интересов, которым может быть нанесен ущерб путём воздействия на средства информационных коммуникаций, наличие и развитие которых обеспечивает информационный обмен между всеми элементами социума.

Основные принципы правового регулирования, имеющие межотраслевой характер, закреплены в Конституции Российской Федерации. Это такие принципы как: верховенства Конституции РФ, законности, приоритета прав и свобод, федерализма и др.

Отраслевые принципы получили свое закрепление в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В нем закреплены основные принципы правого регулирования информационных отношений, под которыми понимаются основополагающие начала правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. К числу принципов относятся принципы: свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, установления ограничений доступа к информации только федеральными законами, открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, равноправия языков народов Российской Федерации, обеспечения безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, достоверности информации, неприкосновенности частной жизни, недопустимости установления преимуществ применения одних информационных технологий перед другими.

Рассмотрим значение данных принципов.

Принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом является законодательным закреплением конституционных и международноправовых гарантий прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере закрепленных в части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации;

Принцип установления ограничений доступа к информации только федеральными законами тоже вытекает из требований, установленных в части 3 статьи 55 Конституции РФ;

Принцип открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами, является развитием положений части 2 статьи 24 Конституции РФ, устанавливающих обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Принцип равноправия языков народов Российской Федерации является развитием установленного в части 2 статьи 26 Конституции права каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества равноправия языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации. Он означает правомерность создания информационных систем, использующих язык одного из народов, проживающих на территории Российской Федерации с учетом требований Конституции и Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;

Принцип обеспечения безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации отвечает требованиям «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» от 9 сентября 2000 года № ПР-1895;

Принцип достоверности информации и своевременности ее предоставления также основывается на положениях «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации».

Принцип неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия тоже является развитием конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, закрепленных в части 1 статьи 23 Конституции РФ,

Принцип недопустимости установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами, направлен на защиту конкуренции в сфере использования и развития информационных технологий.

Законодательно установленные принципы являются основными, базовыми для правового регулирования отношений в информационной сфере. Наряду с ними в отдельных сферах информационных отношений действуют специальные принципы правового регулирования, которые устанавливаются законами, регулирующими данную сферу общественных отношений. Так, в соответствии со статьей 3 Закона об информации, информатизации и защите информации к таким принципам относятся:

  • свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
  • установления ограничений доступа к информации только федеральным законом;
  • открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации;
  • равноправия языков народов России при создании информационных систем и их эксплуатации;
  • обеспечения безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
  • достоверности информации и своевременности ее предоставления;
  • неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
  • недопустимости установления нормативными актами правовыми актами каких-либо преимуществ одних информационных технологий перед другими.

На основе системного анализа норм права В.А. Копыловым сформулированы основные принципы информационного права, регулирующего информационные отношения .

  • 1. Принцип свободного производства и распространения информации и принцип свободного доступа, гарантирующие информационную свободу человека. Принцип свободы доступа к информации должен обеспечивать невозможность введения цензуры в каких-либо ее проявлениях, например, фильтрации информационного обмена и запрещения доступа к информации определенных категорий.
  • 2. Принцип запрещения производства и распространения вредной и опасной информации должен обеспечивать защиту общества, и в особенности несовершеннолетних, от определенной информации, которая может привести к нарушению прав и свобод человека, дестабилизировать общество. Как правило, данный принцип рассматривается в отношении распространения информации, разжигающей международную рознь или содержащей в себе антигосударственные призывы, однако представляется целесообразным применение данного принципа и в отношении информации иного рода. Этот принцип может быть реализован, например, в ограничении доступа к произведениям, имеющим эротический или порнографический характер для защиты прав несовершеннолетних, или для предотвращения распространения информации о преодолении технических мер защиты объектов авторских и смежных прав.
  • 3. Принцип законности и принцип ответственности определяют необходимость четкого закрепления информационно-правовых предписаний в законах и подзаконных актах, их непротиворечие Конституции Российской Федерации, а также неотвратимость наказания за их нарушение.
  • 4. Принцип оборотоспособности информации, основанный на свойстве отделяемости информации от ее создателя требует объективного выражения информации в какой-либо вещественной форме.
  • 5. Принцип распространяемости информации определяет важнейшее ее свойство быть многократно скопированной без изменения ее содержания. Технически произведение как информационный объект может быть скопировано неограниченным числом лиц, однако при этом объем прав на использование данного произведения не переходит вслед за каждым фактом копирования произведения, а остается закрепленным за определенными лицами, что выражается через принцип «отчуждения» информации на основании закона или договора.
  • 6. Принцип организационной формы и принцип экземплярно- сти информации определяют, что информация всегда организуется на материальном носителе в определенной форме (аудиофайл, текст, изображение) и распространяется по экземплярам, что обеспечивает принципиальную возможность учета распространения информации.

Информационная безопасность — эта область науки, которая изучает защиту данных конкретного (государственного или коммерческого) предприятия. Специалисты (аудиторы) проверяют информационные каналы для обеспечения защиты секретных данных.

Все каналы засекреченных данных проверяются на достаточный уровень защиты. Если специалист обнаружит изъян в файловой системе, он должен незамедлительно уведомить об этом руководство предприятия.

Основные законы, которые относятся к области информационной безопасности:

  • . регулирует отношения между органами государственной власти во время поиска важных сведений и обеспечивает информационную безопасность персональных данных;
  • . ФЗ регулирует отношения между органами исполнительной власти и определяет методы лицензирования отдельных видов деятельности;
  • . ФЗ перечисляет области деятельности, в которых используется электронная цифровая подпись в целях обеспечения информационной безопасности. Например: покупка товаров, оказание услуг и т.д.;
  • . регулирует отношения, которые возникают при производстве различных товаров. Описание технических товаров должно соответствовать их реальным характеристикам согласно положениям об информационной безопасности.

Так же есть Федеральный закон о безопасности 390. Подробности



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: