Россельхознадзор меркурий ветеринарные свидетельства. Меркурий, автоматизированная система (фгис). Система прослеживаемости продукции

Все мы часто слышим о неких должностных лицах, занимающих высокие посты и осуществляющих важные функции. Кто это такие и чем они отличаются от обычных граждан? Ответ на этот вопрос предоставляет российский Административный кодекс - КоАП. Должностные лица, их статус и обязанности будут рассмотрены в этой статье.

Понятие должностного лица

Российский гражданин, осуществляющий функции представителя власти, именуется должностным лицом. Причем власть необязательно должна быть государственной. Человек может приобрести рассматриваемый статус, занимая начальствующую должность в общественном учреждении, партии, на предприятии или даже в производственной организации. В большинстве случае функции, которые реализует должностное лицо, тесно связано с административно-хозяйственной и организационно-распорядительной деятельностью.

Существует несколько определений понятия "должностное лицо". КоАП РФ гласит о физическом лице, что совершило административной правонарушение. УК РФ указывает на уголовное преступление, а ГК РФ - на гражданские правоотношения. Если же смотреть на понятие сквозь призму российских верхов, то речь идет о представителе органа государственной власти РФ. Далее следует рассмотреть определение, предоставленное российским Административным кодексом.

Должностное лицо: ст. 2.4 КоАП РФ

В Административном кодексе России дается исчерпывающее определение представленному понятию. Согласно закону, под должностным лицом понимается гражданин, который наделен определенными властными полномочиями в установленном законом порядке. Лицо распространяет свои функции на граждан, не находящихся в служебной зависимости от него.

Должностные лица, по определению КоАП, реализуют функции административно-хозяйственного и распорядительно-организационного характера. Такие лица могут осуществлять свои полномочия в следующих общественных сферах:

  • российские Вооруженные Силы;
  • инстанции местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные организации.

Лица, нарушившие возложенные на них обязанности и полномочия, будут наказаны в соответствии со статьями КоАП "О должностных лицах". Некоторые такие статьи будут подробно разобраны далее.

О статусе должностного лица

Кто является должностным лицом по КоАП РФ? Ответить на этот вопрос можно, но только предварительно определив статус лица. Для этого необходимо обратить внимание на правовую регламентацию присвоенных полномочий. При этом статус не зависит от объективной реализации осуществляемых функций.

Должностное лицо имеет право реализовывать вверенные ему права, либо воздерживаться от них. Однако от обязанностей гражданин отказаться не может. Таким образом, в данной сфере преобладает равное соотношение императивных и диспозитивных начал. В административном праве есть возможность отождествлять частноправовую и публичную деятельность, которая относится к ведению должностного лица. Нужно заметить, что подобное отождествление возможно лишь в сфере административного права. Так, в уголовной сфере лицо имеет возможность реализовывать лишь публичные полномочия.

Особенности должностного лица в административном праве

КоАП закрепляет виды ответственности как для юридических, так и для должностных лиц. В большинстве случае санкции на гражданина возлагаются за неправильное исполнение обязанностей, либо за полное их неисполнение.

Должностные лица могут нести ответственность как в административной сфере, так и в любой другой. В частности, нередким явлением будет назначение гражданину наказания согласно уголовному праву. В законодательстве уголовного типа под должностными лицами понимаются граждане, временно или постоянно реализующие функции представителя власти. Глава 30 Уголовного кодекса РФ целиком посвящена должностным лицам.

КоАП РФ предоставляет куда более широкое и объемное определение. В административном праве субъектом ответственности является лицо, совершившее правонарушение в сфере своих полномочий. Это не только руководители и представители начальствующего состава, но и обычные государственные работники, реализующие административные, хозяйственные и распорядительные функции.

Должностные лица и обычные граждане

В административно-правовой сфере должностными лицами считаются как представители государственной власти, так и некоторые обычные работники. Так в чем же отличие между простыми людьми и должностными лицами? Согласно КоАП РФ, в категорию должностных лиц входят граждане, работающие в государственных органах и осуществляющие там ряд функций административно-хозяйственного характера. Сюда же следует отнести физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, - так называемых ИП. Именно здесь возникает немало нареканий и споров.

Можно подумать, что индивидуальные предприниматели далеки от определения КоАП "должностное лицо". Если брать деятельность ИП, а также нарушения в сфере реализации полномочий, то юридическая природа будет напоминать деятельность обычных юр. лиц. Мотивы, характер деяний, состав нарушений - все это указывает на отдаленность ИП от должностных лиц. И это не случайно. В последнее время законодатель действительно стал отходить от отождествления ИП и должностных граждан. Ряд частных случаев показал, что ответственность предпринимателей все чаще стала формироваться с опорой на дела юридических лиц. Простой пример - недавнее примечание к статье 16.1 КоАП РФ. Ответственность ИП отныне относится к категории юр. лиц, но не во всех случаях. Пока что подобное правило действует для статьи 7.34 КоАП о нарушении пользования земельными участками.

Правонарушения должностных лиц

В "особой части" российского Административного кодекса содержится 442 статьи. Из них 330 посвящены ответственности должностных лиц - это почти три четверти. Большинство статей посвящены предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности граждан. Здесь стоит выделить правонарушения в следующих сферах:

  • посягательство на гражданские права (50 статей из главы 5 КоАП РФ);
  • охрана имущества (29 статей из главы 7 КоАП РФ);
  • экология, природопользование и защита окружающей среды (38 статей из главы 8 КоАП РФ);
  • сельское хозяйство, мелиорация и ветеринария (14 статей из главы 10);
  • связь и информация (23 статьи из главы 13 КоАП РФ);
  • промышленность, энергетика и строительство (14 статей из главы 9);
  • финансы и налоги, а также предпринимательская деятельность (59 статей из глав 14 и 15);
  • таможенная сфера (21 статья из главы 16);
  • посягательство на органы государственной власти РФ (10 статей из главы 17);
  • воинский учет (4 статьи из главы 21);
  • порядок управления (19 статей из главы 19).

Таким образом, ответственность должностных лиц в КоАП предусматривается чуть ли не повсеместно.

Санкции за правонарушения

Устанавливаются ли для должностных лиц какие-то особые виды санкций? Российский Административный кодекс гласит, что назначение наказания для организации не освобождает от ответственности и должностных лиц. Самый частый вид наказания для таких граждан - административный штраф и дисквалификация.
В последнем случае речь идет о лишении возможности занимать профессиональную должность в течение определенного судом срока. Простой пример - высшее должностное лицо субъекта РФ. Губернатор, глава республики, округа или любого другого региона может быть уволен за какое-либо правонарушение. Иногда дисквалификация может совпадать с люстрацией - но только в случаях смены власти на территории всей страны.

Примеры должностных лиц

По одному лишь юридическому статусу должностное лицо определить не так уж и просто. КоАП, к сожалению, не предоставляет подробной информации об отдельных видах профессий. Именно поэтому стоит рассмотреть примеры из практики.

Нередко граждане устраиваются на работу, после чего никак не могут понять, являются ли они должностными лицами. Права и обязанности в данном случае есть лучший способ определения статуса. Для примера можно взять кладовщика. Казалось бы, может ли такой работник приобрести рассматриваемый статус? На самом деле может, если подпишет документ о материальной ответственности. В этом же случае у него появятся распорядительные полномочия, он получит право по своему усмотрению принимать или выдавать товар. Такое случается, но не часто: иногда работодатели решают доверить своим подчиненным часть собственных функций. Хорошо это или нет - вопрос спорный. Простые работники, получив статус должностного лица, приобретают и особый вид ответственности. А потому на них могут возлагаться санкции в случае допущения нарушений всей организацией.

Права и обязанности должностных лиц

От проблемы возложения ответственности на должностных лиц стоит перейти к проблеме возложения ответственности от имени таких граждан. Должностные лица из системы государственных органов имеют своей обязанностью защиту государственного строя и борьбу с беззаконием. Основной их задачей является обеспечение целесообразного, добросовестного, справедливого и законного привлечения нарушителей порядка к административной ответственности. Для этого определяется круг государственных деятелей, которые и являются должностными лицами, после чего происходит наделение их полномочиями.

Более шестидесяти надзорных органов рассматривают административные дела, коих в КоАП насчитывается порядка четырехсот. Например, ОВД имеют дело с 50 видами нарушений, среди которых есть сферы дорожного движения, охраны порядка и т. д. В ОВД должностными лицами являются руководители и их заместители. Именно эти лица рассматривают случаи нарушения закона.

Задачи должностных лиц

Стоит рассмотреть работу должностных лиц по выявлению правонарушений на примере ОВД. Именно эта инстанция реализует большую часть функций в области профилактики и пресечения правонарушений. Происходит рассмотрение дел следующего характера:

  • нарушение правил пребывания на государственной границе;
  • появление в общественных местах в пьяном виде;
  • мелкое хулиганство;
  • распитие алкоголя в общественных местах;
  • нарушение правил безопасности на дорогах и др.

Власть ОВД затрагивает многие сферы общественной жизни, однако она не беспредельна. Стоит также отметить, что не соответствующие закону действия и бездействия должностного лица могут быть выявлены и осуждены другим должностным лицом.

Уполномоченные инстанции

Какие должностные лица вправе решать дела об административных правонарушениях? Здесь все зависит от тяжести нарушения закона. Так, стоит обратить внимание на следующие инстанции:

  • таможенные и налоговые органы, военкоматы, службы пограничного характера;
  • органы исполнительной власти;
  • коллегиально-административные комиссии;
  • комиссии по делам несовершеннолетних лиц;
  • мировые судьи, а также судьи из районных и областных судов.

Государственные служащие в России делятся на федеральных и региональных. На федеральном уровне действуют Парламент, Правительство и Президент. На региональном - высшее должностное лицо субъекта РФ, региональные органы власти и суды.

Согласно законодательству Таможенного союза, при прохождении процедуры подтверждения соответствия необходимо соблюдение требований не только к продукции, но к заявителю. В соответствии с видом поставок, а также наличия соответствующих дополнительных документов у заявителя, выбирается схема оценки соответствия.

Исчерпывающий перечень схем подтверждения соответствия (сертификации/декларирования), применяемых в Таможенном союзе, утвержден решением Комиссии Таможенного союза № 621 от 7.04.2011 г. «Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза». Схема выбирается заявителем в соответствии с видом продукции, подлежащей оценке соответствия и требованиями Технического Регламента Таможенного союза, действия которого на нее распространяются.

Заявитель вправе сам выбирать схему подтверждения соответствия, однако необходимо брать во внимание его статус, это установлено в пункте 5 Положения о типовых схемах. Во всех Технических Регламентах Таможенного союза заявителем при подтверждении соответствия может выступать продавец/поставщик, изготовитель либо, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя.

К сожалению, не во всех регламентах Таможенного Союза указано, кто именно является уполномоченным изготовителем лицом. Правительства государств - членов Евразийского экономического сообщества 25 января 2008 года приняли Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер. В этом документе появилось определение уполномоченного изготовителем лица, которое вошло в Технические регламенты Таможенного Союза:

уполномоченное изготовителем лицо - юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке государством-членом Таможенного союза, которое определено изготовителем на основании договора с ним для осуществления действий от его имени при подтверждении соответствия и размещении продукции на единой таможенной территории Таможенного союза, а также для возложения ответственности за несоответствие продукции требованиям технического регламента Таможенного союза.

Данный термин используется в ряде действующих Технических Регламентах Таможенного Союза, например, ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» и другие.

Вместе с тем, в ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» отсутствует данное определение, за исключением информации о том, что руководство (инструкция) по эксплуатации должно содержать наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними. Зато употребляется термин «лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя», который применяется в соответствии с процедурой реализации.

Сопоставляя определение «лица, выполняющего функции иностранного изготовителя» в Технических Регламентах Таможенного Союза и Соглашения, можно говорить о том, что это субъект, на которое возлагается ответственность за качество продукции и ее соответствие требованиям Технического Регламента, иностранным изготовителем. Иными словами уполномоченное изготовителем лицо должно быть зарегистрировано государством - членом Таможенного союза в установленном порядке юридическое или физическое лицо. Необходимо отметить, что у данного вида заявителей должен быть заключен договор для осуществления от имени изготовителя действий по подтверждению соответствия и размещения продукции на единой таможенной территории Таможенного союза.

Данный договор должен содержать информацию о распределении ответственности за несоответствие продукции требованиям Технического регламента Таможенного союза. Это было сделано для того, чтобы предъявление требование по отношению безопасности продукции можно было осуществлять на территории и по законам государства - члена Таможенного союза, тогда как предъявление требований к иностранному изготовителю достаточно проблематично и занимает много времени и несет большие затраты, которые могут быть не сопоставимы со стоимостью самого товара.

В Законе о защите прав потребителей так же дается ссылка на информацию об уполномоченных организациях и уполномоченных предпринимателях. В Законе дается ссылка на договор, который заключают данные лица с изготовителем. Согласно условиям договора, данные лица наделяются полномочиями по приемы жалоб и предложений на реализуемые ими товары. Хотелось бы подчеркнуть, что далеко не все лица соответствуют данным требованиям и готовы принимать претензии по качеству товара. Это может быть связано с тем, что согласно договору, они получают не только престижный статус представителя изготовителя, но и приобретают достаточно существенные обязанности, которые вытекают напрямую из Технических Регламентов Таможенного союза, а так же законодательства государств членов ТС.

Если брать во внимание отсутствие иной более точной информации и более подробных разъяснений от органов государственной власти, можно рекомендовать организациям, на которых возложены функции иностранного изготовителя, брать за основу составления договоров с изготовителями права и обязанности схожие с правами и обязанностями субъекта в Европейском Союзе. Данный договор может отражать достаточно много важных момент, которые повлияют на деятельность уполномоченного изготовителем лица. Самыми основными из них являются проведение работ связанных с маркировкой продукции единым знаком обращения на рынке государств-членов Таможенного союза. Этим действием заявитель подтверждает, что его продукция прошла все процедуры подтверждения соответствия и может быть реализована на территории стран Таможенного союза. Так же следует отметить, что при подписание такого договора в обязанности лица, выполняющего функции иностранного изготовителя обязательно входят все работы по процедуре подтверждения соответствия. При данной работе полная ответственность уполномоченного лица лежит только на нем, и в зависимости от вида подтверждения соответствия может так же включать организацию испытаний и в обязательном порядке предоставление полного комплекта документов. Иначе говоря, при прохождении подтверждения соответствия, лицо выполняющее функции иностранного изготовителя, выполняет функции в отношении безопастности и официального представителя изготовителя в отношении всех вопросов, которые связаны с подтверждением качества продукции требованиям Технических регламентов Таможенного союза, которые распространяют на конкретный вид/тип продукции. Но с другой стороны нужно учитывать, что лицо выполняющее функции иностранного изготовителя при подтверждении соответствия так же выступает представителем интересов изготовителя, и ему необходимо прилагать максимум усилий для всевозможного обеспечения максимальной защиты интересов изготовителя.

Если после подтверждения качества продукции, лицо выполняющее функции иностранного изготовителя получило жалобу относительно безопасности реализуемой продукции, и как следствие следует отзыв сертификата соответствия, на данное лицо так же возлагается ответственность по отзыву с рынка не соответствующей продукции. Эта ситуация может произойти при контроле надзорных органов, а так же по решению самого изготовителя.

Следует обратить внимание на то, что уполномоченное изготовителем лицо обязано информировать изготовителя о всех изменениях в законодательстве, связанных с его продукцией. Согласно договору о выполнении функции иностранного изготовителя, уполномоченная организация, или уполномоченный предприниматель имеют право не разглашать конфиденциальную информацию, исключением в данном случае может быть предоставление технических данных для прохождения процесса подтверждения соответствия, так как эти данные являются обязательными и входят в комплект документов.

Уполномоченное изготовителем лицо, согласно требованиям Технических регламентов Таможенного союза, обязано хранить все документы после прохождения подтверждения соответствия, включая доказательные материалы в течении десяти лет с момента окончания срока действия данных документов. Данное правило действует даже после прекращения срока действия контракта.

УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ЛИЦА: ЧТО НОВОГО?

А. Е. Федотов, докт. техн. наук, президент АСИНКОМ, председатель технического комитета по стандартизации ТК 458 «Производство лекарственных средств»

ГОСТ Р 52249-2004 «Правила производства и контроля качества лекарственных средств» (прямое введение Правил GMP ЕС в России) устанавливает понятие Уполномоченного лица и определяет основные его функции. Уполномоченное лицо – термин для нас новый. Но так ли нов его смысл? В чем состоят его отличия, а в чем он совпадает с давно освоенной у нас практикой?

Эти вопросы имеют ключевое значение, поскольку опыт обращения с «новыми» терминами у нас уже есть. К ним относятся «валидация», «валидационный мастер-план», «GMP» и пр. Поначалу этим терминам из-за отсутствия толкового перевода, нашей доверчивости, а порой и преувеличенно-неадекватного отношения к зарубежным документам, приписывался какой-то скрытый, неведомый нам, чуть ли не мистический смысл, в котором нужно долго разбираться и проходить специальное обучение (за хорошую плату и у «признанных» зарубежных специалистов). Потом выяснилось, что эти термины – всего лишь синонимы давно известных нам понятий: аттестация, программа испытаний (программа аттестации), правила производства лекарственных средств.

Наша задача – дать наиболее простой путь введения Правил GMP и сопутствующих документов, избегая путаницы и лишних затрат.

Чтобы не впасть в очередное заблуждение, попробуем разобраться в проблеме сами.

Так что же такое Уполномоченные лица? Новый шаг вперед или давно освоенная реальность?

Для ответа на эти вопросы, рассмотрим функции Уполномоченных лиц, требования к ним, порядок назначения и их ответственность.

Все это раскрыто в ряде документов: ГОСТ Р 52249-2004, Директивы Европейского Союза, Кодекс правил для Уполномоченных лиц (Великобритания), Положение ВОЗ об Уполномоченных лицах. Ниже рассмотрены требования ГОСТ, Директив и Кодекса. Положение Воз не рассматривается, поскольку во многом (местами дословно) повторяет Кодекс.

ГОСТ Р 52249-2004

Согласно ему «Уполномоченное лицо (Qualified person): Сотрудник предприятия-производителя, принимающий окончательное решение о выпуске серии лекарственного средства».

Просто и ясно. Этот как раз то, чем у нас всегда занимался начальник отдела контроля качества или заместитель директора по качеству.

ГОСТ Р 52249 устанавливает следующие требования:

Ответственность за функционирование системы обеспечения качества возлагается, в первую очередь, на руководителей и Уполномоченных лиц (1.1);

Реализация лекарственных средств до выдачи Уполномоченным лицом разрешения на выпуск исключена. Уполномоченное лицо должно подтвердить, что каждая серия продукции произведена в соответствии с установленными требованиями (1.2, VII);

Разрешение на продажу или поставку любой серии продукции может быть получено только после подтверждения Уполномоченным лицом ее соответствия регистрационному досье (1.4, VII);

Уполномоченные лица должны быть заняты на производстве полный рабочий день (2, Принципы);

В перечне обязанностей Уполномоченных лиц (2.4) детализируются приведенные выше положения.

Квалификация Уполномоченного лица должна соответствовать установленным требованиям. Уполномоченное лицо должно входить в штат предприятия – производителя лекарственных средств. Его обязанности могут быть переданы только лицам, имеющим статус Уполномоченного лица.

Приложение 16 к ГОСТу устанавливает порядок подтверждения соответствия серии продукции с целью ее выпуска, выполняемый Уполномоченным лицом. Это приложение детализирует работу Уполномоченного лица и, по сути, не отличается от нашей практики.

Таким образом, ГОСТ дает определение термину «Уполномоченное лицо» и кратко регламентирует требования к нему и его обязанности.

Директивы Европейского Союза

Директива 2003/94/ЕЕС от 8 октября 2003 г., устанавливающая принципы и руководства по производству лекарственных средств для людей и лекарственных средств, предназначенных для исследований (для людей) – COMMISSION DIRECTIVE 2003/94/EC of 8 October 2003 laying down the principles and guidelines of good manufacturing practice in respect of medicinal products for human use and investigational medicinal products for human use. Согласно этой Директиве

Уполномоченное лицо – определение дано в статье 48 Директивы 2001/83/ЕС или в статье 13(2) Директивы 2001/20/ЕС (статья 2, п. 4);

Обязанности руководящего персонала и персонала службы качества, включая Уполномоченных лиц, ответственных за внедрение и работу по Правилам GMP, должны быть определены в должностных инструкциях (статья 7, п. 2).

Директива 2001/83/ЕС от 06 ноября 2001 «О Кодексе Европейского сообщества «Лекарственные средства для человека» - DIRECTIVE 2001/83/EC OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 6 November 2001 on the Community code relating to medicinal products for human use.

Статья 41. Для получения лицензии на производство заявитель должен: а)…б)…с) иметь в своем распоряжении, по крайней мере, одно Уполномоченное лицо с функциями, определенными в Статье 48.

Статья 48. 1. Государства-члены ЕС должны предпринимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы в распоряжении держателя лицензии на производство постоянно и непрерывно находилось бы, крайней мере, одно Уполномоченное лицо (в соответствии с требованиями, установленными в Статье 49), имеющее, в частности, обязанности, указанные в Статье 51.

Разделы статьи

Этой статьей мы начинаем вводить наших читателей в проблематику автоматизированных системы, разрабатываемых и продвигаемых Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

На данный момент Россельхознадзор осуществляет разработку целого комплекса компьютерных программ, необходимых для качественного улучшения сложившейся в Российской Федерации ситуации и обеспечения современного уровня биологической пищевой безопасности. Более того, внедрение таких новых решений позволит усовершенствовать и оптимизировать те методики, которые сейчас использует в своей работе сам Россельхознадзор и Госветслужба.

В настоящее время большая часть программ, о которых идет речь, завершены и успешно тестируются. Более того 13 из них находятся в работоспособном состоянии и активно применяются на практике. По словам Николая Власова, заместителя руководителя Россельхознадзора, такой большой комплекс программных продуктов необходим для формирования удобной цифровой среды, обеспечивающей биологическую пищевую безопасность и комфортную работу ветеринарной службы по всей стране.

Система прослеживаемости продукции

Несколько десятков лет назад две крупные организации – Продовольственная и сельскохозяйственная организации ООН и Международное эпизоотическою бюро, объединили свои силы для формирования простого, понятного и удобного принципа контроля всей производственной цепи. Он прослеживает продукты от поля, на котором выращивается конкретная продукция, до самого прилавка магазина, где она реализуется. Эта система учитывает абсолютно все нюансы, начиная с подбора удобрений для конкретных растений или корма для животных, до контроля качества молока или мяса на полках магазинов.

Данный механизм получил название прослеживаемость продукции. Если говорить иными словами, она позволяет точно отслеживать всю цепочку выращивания растений или животных, их питания, условий их роста, а также всех последующих этапов, необходимых для производства готового продукта растительного или животного происхождения. Это значит, что даже взяв обычный кусок мяса в магазине, можно быстро и точно определить какому животному оно принадлежало, в каких условиях содержалось, как обрабатывалось и хранилось.

Конечно же, для грамотной реализации такого механизма на каждом этапе производства нужно иметь удобные механизмы по определению нахождения продукта, отслеживанию всех маршрутов его перевозки, способов обработки и так далее. При этом, узнать абсолютно все о продукте должно быть возможно на любом из этапов его движения от поля к прилавку. Очевидно, что практическая реализация такой системы является непростой задачей, но, тем не менее, ее предпочли абсолютно все цивилизованные страны, и причин тому множество. Вот лишь некоторые из них:

  • Надежная защита от попадания на прилавки магазинов контрафактной и некачественной продукции неизвестного происхождения.
  • Удобный контроль за уровнем продовольствия в стране, позволяющий проводить своевременное регулирование сельскохозяйственного сектора.
  • Эффективная борьба с коррупцией среди надзорных органов.
  • Возможность справиться с мошенничеством в сфере.
  • Минимизация бюрократии и предоставление удобного прозрачного механизма для комфортной работы частного бизнеса.

Очевидно, что аналог данной системы должен присутствовать в каждой стране, в том числе и в России. Более того, современные решения и возможности уже позволяют реализовать ее. Тем не менее, сами производители продукции по всей стране разделились на два полностью противоположных лагеря. Одни всецело «за» подобные перемены и внедрение такого перспективного и удобного в работе механизма, а иные категорически против. Впрочем, очевидно, что сопротивляются именно то предприниматели, которые ведут свои дела не честно, и производят не достаточно качественную продукцию, ведь тогда строгий и непредвзятый контроль поставит крест на их бизнесе, или как минимум, потребует проведения серьезных изменений в привычном и налаженном рабочем механизме.

Тем не менее, сама система контроля позволит улучшить состояние здоровья людей, расширить ассортимент продукции, повысить ее качество и увеличить благосостояние предпринимателей, честно и ответственно занимающихся этим непростым делом. Именно поэтому Россельхознадзор единственная в стране организация, вкладывающая огромные силы и средства в реализацию полной и качественной системы прослеживаемости мирового образца.

Их цель заключается в создании таких условий, при которых можно будет свободно взять любой продукт животного происхождения в любой стадии его оборота и без проблем получить любую информацию о нем, начиная от источника сырья, для производства, заканчивая точками розничной продажи, где оно реализуется. Более того, если, например, на ферме возникла проблема и коровы отравились некачественным кормом, то с помощью данной системы можно быстро отследить все магазины, в которые ушло молоко, для того чтобы изъять его из продажи и защитить здоровье людей.

Ветеринарный сертификат, как основной элемент прослеживаемости

Именно ветеринарные сертификаты являются той основой, на которой во всем мире и базируются системы прослеживаемости. Фактически, этот документ имеет много общего с обычным паспортом любого человека, ведь без него мы не можем сделать в обществе практически ничего -ни найти работу, ни уехать куда-то. Именно для контроля за транспортировкой продукции и нужны ветеринарные сертификаты, ведь без них товары не имеют возможность отправиться за пределы страны или даже в другой регион.

Если говорить о России, то классическая служба ветеринарного контроля и сертификации является архаичной, платной и совершенно не объективной. Ее уничтожает коррупция, необходимость соблюдения массы ненужных бюрократических формальностей и сильная зависимость от ресурсов. Такая система в итоге неудобна как для производителей товаров, так и для самого государства, но хуже всего, она несет потенциальную опасность для конечного потребителя продуктов.

Каждый год в стране оформляется несколько миллионов бумажных сертификатов. Это огромная и напрасная трата ресурсов и времени, но при этом она совершенно не гарантирует никакого качества продукции. С помощью этих документов чисто физически невозможно отследить весь путь товара от поля до прилавка.

Предположим, что в страну ввезена партия контрабандного мяса. О нем нет никакой информации, но существует большая вероятность того, что произведено оно было с нарушением норм, так как в обратном случае его бы просто ввезли с официальным разрешением без малейших проблем. Далее, на территории страны с помощью коррумпированного ветеринара это мясо официально оформляется, далее отправляется в другие регионы, там партия разделяется, а каждая ее часть получает новые сертификаты. Так и происходит легализация подобной контрафактной продукции.

Существующие бланки отчетности, несмотря на их высокую стоимость и защиту, при определенных усилиях можно легко подделать. К примеру, можно свободно удалить информацию, нанесенную лазерным принтером, и затем использовать данный бланк повторно в собственных целях.

Фактически, на данный момент не нужно прикладывать никаких дополнительных усилий для распространения незаконной продукции. Для этого даже не нужно искать никаких лазеек в законодательстве, так как сейчас далеко не на все продукты нужно оформлять ветеринарный сертификат. К примеру, молоко сертификации подлежит, а масло, созданное из этого же самого молока, уже нет. Очень большой процент готовых продуктов не проверяется, и в них вполне официально подмешивают дополнительные добавки. При производстве масла очень часто используется вредное для здоровья пальмовое масло, имеющее низкую стоимость, и позволяющее получать огромный объем готового некачественного товара из небольшого количества исходных материалов.

Автоматизированная система «Меркурий» от Россельхознадзор как решение проблемы

Большая часть стран уже давно занимается полной автоматизацией не только производства, но и его учета. Ручной труд не может приносить таких результатов, ведь при таком подходе полностью исключается возможность непреднамеренных ошибок или обмана. Более того, автоматизация процессов ускоряет процесс работы и делает механизм простым и прозрачным для всех ее участников.

В сфере ветеринарной сертификации подобные нововведения просто необходимы, считают сотрудники Федеральной службы по ветеринарному и фито-санитарному контролю. Более того, они уже реализуют подобные изменения на практике и при поддержке Россельхознадзора собрали команду опытных программистов, создавших уникальную и не имеющую аналогов систему под названием «Меркурий». Она позволит полностью отказаться от использования бумажных сертификатов и реализовать удобную и современную систему прослеживаемости продукции по всей стране.

Программа начала разрабатываться Россельхознадзором в 2009 году, и изначально была предназначена для электронной сертификации различных грузов, и дальнейшей фиксации их местоположения на территории России и за ее пределами.

Фактически, с помощью этой программы будет создана электронная база данных. Вход в нее будет только у авторизированных пользователей, более того, все они будут предоставлять детальную информацию о себе, а их действия будут сохраняться и в режиме реального времени можно будет отследить любые изменения, внесенные каждым из них. При этом бумажные сертификаты полностью уйдут в историю и уступят место своим более прогрессивным цифровым аналогам.

Стоит отметить, что система «Меркурий» успешно работает с другими программами, разработанными специалистами Россельхознадзора, такими как «Веста» или «Аргус». Все это позволяет сформировать единое информационное пространство в сфере пищевой безопасности и ветеринарии страны. Она предоставляет массу преимуществ, среди которых стоит обратить внимание на:

  • Возможность прослеживать всю продукцию на всем пути ее производства.
  • Сформирует честную конкуренцию, в условиях которой все будут в одних условиях.
  • Поможет защитить потребителей от некачественных товаров.
  • Искоренит коррупцию и уничтожит затраты, связанные с ней.
  • Позволит легко контролировать весь процесс контрольно-надзорным органам.
  • Поможет сэкономить всем участникам цепочки, ведь теперь снизится стоимость на оформление документов и другие моменты.

Если же говорить отдельно про саму программу Меркурий, то она ставит перед собой ряд целей, к которым стоит отнести:

  • Экономия времени на получение на получение всех официальных разрешений для транспортировки пищевых грузов.
  • Полную автоматизацию всех процессов и документации.
  • Автоматический учет всей продукции, как поступившей, так и отбывшей с конкретного предприятия.
  • Создание удобных механизмов для точного отслеживания местоположения груза на территории России, даже после разделения ее на мелкие партии.
  • Понижение стоимости оформления ветеринарных сертификатов из-за сокращения количества людей, участвующих в процессе и полного устранения дорогостоящих физических бланков.
  • Искоренение человеческого фактора и связанных с ним ошибок.
  • Формирование прозрачной базы данных, позволяющей легко проводить анализ той или иной информации.

Кто и как работает в системе Меркурий?

В системе существует несколько модулей для отдельной работы государственных, ветеринарных инспекторов Россельхознадзора, и региональных ветеринарных управлений страны. Именно они курируют все продовольственные грузы, попадающие на территории России, и перемещающиеся внутри ее границ.

Для того чтобы понять, как же функционирует вся система, стоит представить следующую ситуацию. Предположим, что посредством авиа доставки в Москву прилетело 200 килограмм рыбы из Болгарии. Этот груз адресован компании «Вектор», расположенной во Владимирской области. Само разрешение на ввоз продукта выдано в аэропорту Домодедово, на местном погранично-пропускном пункте. Сделано это было с помощью системы «Аргус», входящей в общую сеть программных продуктов Россельхознадзора.

Следующим этапом для груза является его попадание на специальный склад временного хранения, где инспекторы Россельхознадзора занимаются его досмотром и переоформляют все документы. Параллельно с этим, информация о текущем положении рыбы отражается в программе «Меркурий». Туда же инспектор вносит название груза, его вес и объем, дату производства, срок годности, а также описывает такие моменты, как следующий пункт назначения груза, и предоставляет разрешение для его свободной реализации.

Самое интересное заключается в том, что следующая стадия проверки автоматическая, и ее программа Меркурий совершает самостоятельно. После полного согласования всех моментов и подтверждения точности внесенной информации, груз отправляется на санитарно-ветеринарный контроль, где специалисты принимают решение о его качестве и пригодности к использованию и продаже.

В том случае, если груз вызывает у инспектора какие-то подозрения, он может взять его пробу и отправить ее на анализ в лабораторию. Акт на эти действия выписывается в еще одной программе Россельхознадзора, под названием «Веста». Поскольку все программные продукты связаны, то ответ экспертов придет и отобразиться не только в системе «Веста», но и в «Меркурии».

Если же вопросов к грузу нет, то на месте оформляется акт санитарно-ветеринарного осмотра. Система «Меркурий» проверяет всю информацию и выносит решение о пропуске груза. Далее инспектор соглашается с ним и составляет новый ветеринарный паспорт. Здесь специалисты Россельхознадзора завершают свою часть работы, и передают инициативу в руки сотрудников государственной ветеринарной службы. Для них в системе есть собственный модуль, под названием «Государственная ветеринарная экспертиза».

Осматривают импортную продукцию они уже после того, как она приезжает на конкретное предприятие. Внутри системы они получают о ней всю текущую информацию, сверяют и подтверждают ее. Затем они переносят информацию в еще один специальный журнал, в котором будут зафиксированы и все последующие действия с грузом. При этом отслеживание будет работать даже в том случае, если большую партию нужно разделить на более мелкие, для того чтобы отправить в точки продаж. В таком случае ветеринарному специалисту необходимо будет оформить транзакции.

Эти транзакции подразумевают любые действия с грузом, будь то транспортировка, переработка или реализация. В специальную форму вноситься вся информация вплоть до вида и номера транспорта, на котором будет осуществляться перевозка и до адресов конкретных магазинов, где товар будет реализован. Дополнительно указывается объем товара, для того чтобы потом можно было выявить подлог или махинации. По результату всех этих действий формируется специальный ветеринарно-сопроводительный документ, который можно распечатать на любой обычной офисной бумаге, ведь вся его защита строится на наличие специального бар-кода и дополнительного идентификатора, с помощью которых можно получить всю информацию о конкретном товаре в системе.

Автоматизированная система Меркурий при производстве продуктов питания

По схожему, но несколько более упрощенному принципу в системе оформляются документы на отечественную продукцию. В итоге в программе имеется информация обо всех этапах производства, начиная с места, где происходит выращивание животных, их количества, кормов, используемых для них, до мест по убою, складов, где мясо хранится, предприятий, где оно обрабатывается и магазинов, где реализуется.

Что важно, на каждом из этапов создается свой сертификат, что позволяет сформировать прямую цепочку электронных документов, по которым можно будет отследить продукт до любой стадии его производства. Из-за этого контрафактную продукцию просто невозможно будет вписать в систему, а значит и продать, получив с нее прибыль.

На данный момент возникают ситуации, при которых, какой-то молочный завод получил тонну молока и выпустил три тонны масла. Это происходит из-за того, что молоко сертификации подлежит, а продукты из него – нет. При этом сейчас узнать точные объемы готовой продукции просто невозможно. Используя систему контроля типа Меркурий, подобного просто не произойдет, ведь все заинтересованные лица, включая конечного потребителя, могут увидеть всю информацию о продукте.

Хорошим примером может послужить контроль за выловом водных биоресурсов. Предположим, что в одном из регионов вылов по каким-то причинам запрещен. В таком случае в системе присутствует информацию об этом, и на такую продукцию просто нельзя получить сертификат и ввести ее в оборот.

Чем Меркурий полезен обычным покупателям?

Предположим, что Вы посетили магазин и приобрели творог. Далее, вы приготовили из него сырники и уже скоро поняли, что отравились. Если творог оформлен через бумажные сертификаты, реально узнать, откуда он привезен очень сложно, практически невозможно. Если же говорить о контроле «Меркурия», то на упаковке товара есть специальный бар-код, с помощью которого вы в любой момент сможете и сами узнать всю информацию по производителю и товару. Разумеется, это поможет сотрудникам Россельхознадзора найти источник проблемы, наказать виноватых и что очень важно, оперативно изъять из продажи всю партию, спасая здоровье других людей.

Оформление всех электронных документов происходит только на основе более старых и уже существующих в системе документов. Так формируется цепочка цифровой документации, которую невозможно подделать.

Почему Меркурий еще не введен повсеместно?

Очевидно, что использование Меркурий станет настоящей проблемой для многих нечестных производителей, а потому они всеми силами препятствуют введению этой системы. Впрочем, не они одни против такой инициативы. Региональные ветеринарные службы также зачастую против, ведь с новым механизмом взаимодействия они не смогут оформлять документы за деньги. Более того, они просто не готовы и не хотят переходить на новую, непривычную для себя электронную систему, в которой необходимо разбираться.

К счастью, команда разработчиков системы Меркурий проводят обучение специалистов с помощью целого ряда различных методов, начиная с организации видеоконференций для отдельных людей или целых групп, заканчивая непосредственным приездом работников для прохождения курсов повышения квалификации. Также они проводят выездные сессии по обучению. Более того, даже сейчас пройти обучение можно в комитете ветеринарии города Москвы, активно принимавших участие в освоении системы Меркурий. Также уже вся Владимирская область интегрировала в свою работу систему, и местные специалисты проводят обучение молодых кадров.

Преимущества и перспективы системы многоуровневой прослеживаемости

Россельхознадзор прошел большой путь и добился реализации системы прослеживаемости продукции в России. Уже сейчас оформление электронных сертификатов – это реальность. Тем не менее, это лишь начало и впереди еще масса важных задач. Следующим этапом станет налаживание работы в сфере электронной ветеринарной сертификации и взаимодействие с крупными странами-поставщиками, что позволит вывести вопрос прослеживаемости на международный уровень.

На данный момент весь цикл электронного контроля начинается с пунктов пропуска товаров на границе. Но этот путь можно расширить и довести непосредственно до зарубежных производителей, с которыми Россия сотрудничает. Таким образом, можно будет полностью исключить возможность провоза контрафактной продукции, контрабанды под видом зарегистрированных продуктов. Если еще до прихода на границу будет известно о поступлении каких-то конкретных товаров, то и процесс таможенного контроля будет более простым и быстрым.

Разумеется, интегрировать Меркурий предлагается странам с недостаточно развитой сферой внутренней прослеживаемости и контроля продукции. Если же говорить о странах, в которых уже имеется своя система, удобство работы будет заключаться во взаимной поддержке и интеграции этих двух конкретных систем. Разработчики системы Меркурий активно контактируют с иностранными IT-специалистами и договариваются о проведении работ по интеграции. На данный момент в этом направлении также есть первые успехи, так как налажено взаимное сотрудничество с Новой Зеландией.

Меркурий – на страже качественной продукции!

Система Меркурий обладает сложной структурой, над реализацией которой работали высококлассные профессионалы в течение многих лет. И даже сейчас, когда программа успешно работает, они постоянно совершенствуют и развивают ее, для того чтобы сделать контроль продукции более совершенным.

Сотрудники Россельхознадзора надеются на то, что их работа позволит сделать систему прослеживаемости удобной и неотвратимой. С помощью системы Меркурий с каждым годом работа будет становиться намного проще для всех добропорядочных производителей и потребителей, а контроль за всем оборотом строже и точнее. Разумеется, это положительно скажется на уровне жизни всех жителей страны.

Программная платформа СУБД Интерфейс

Веб-интерфейс

Языки интерфейса Электронный паспорт ФГИС Серия паспорта Номер паспорта Дата выдачи Сопровождение и поддержка Сайт Электронная почта Справочные материалы

Основное назначение

Автоматизированная система «Меркурий» предназначена для электронной сертификации поднадзорных госветнадзору грузов, отслеживания пути их перемещения по территории Российской Федерации в целях создания единой информационной среды для ветеринарии, повышения биологической и пищевой безопасности.

Цели создания

  • Сокращение времени на оформление ветеринарной сопроводительной документации за счёт автоматизации данного процесса.
  • Автоматический учёт поступившего и убывшего объёма продукции на предприятии (холодильнике, складе, МПП и т. д.).
  • Ввод и хранение информации об отобранных пробах для исследования ввозимой продукции.
  • Возможность отслеживания перемещения партии груза по территории Российской Федерации с учётом её дробления.
  • Снижение трудовых, материальных и финансовых затрат на оформление ВСД за счёт замены защищённых бумажных бланков ВСД электронными версиями.
  • Минимизация человеческих ошибок, благодаря наличию готовых форм для ввода информации, а также проверки вводимых пользователем данных.
  • Создание единой централизованной базы данных для быстрого доступа к актуальной информации, для формирования отчетов, поиска и анализа информации.

Подсистемы

Система «Меркурий» состоит из следующих подсистем:

  • Подсистема Государственной ветеринарной экспертизы (Меркурий.ГВЭ)
  • Подсистема предварительных уведомлений от зарубежный стран (Mercury.Notice)

ТОП вопросы

Ответы на самые популярные и актуальные вопросы опубликованы по ссылке .

Пользователи

Система предназначена для использования сотрудниками:

  • хозяйствующих субъектов (ХС);
  • ветеринарных управлений субъектов РФ (ВУ);
  • станций по борьбе с болезнями животных (СББЖ);
  • центрального аппарата Россельхознадзора (ЦА);
  • территориальных управлений Россельхознадзора (ТУ);
  • складов временного хранения (СВХ),
  • зон таможенного контроля (ЗТК).

Получение доступа

Для сотрудников ветеринарной службы и сотрудников Россельхознадзора

Доступ к системе «Меркурий» предоставляется путем подачи электронной заявки с использованием системы «Ветис.Паспорт» .

Для Хозяйствующих субъектов

Для хозяйствующих субъектов с целью регистрации и получения доступа к ФГИС «ВетИС» установлен следующий подход по организации работы , состоящий из двух частей, которые могут быть выполнены в любом порядке как последовательно, так и параллельно:

ЧАСТЬ I. Регистрация хозяйствующего субъекта и его поднадзорных объектов :
  1. Подать электронную заявку на регистрацию хозяйствующего субъекта и его поднадзорных объектов (площадок, т.е. фактических мест осуществления деятельности) через публичную форму регистрации ИС «Цербер» .
  2. Обратиться в компетентный орган , ответственный за рассмотрение электронных заявок на регистрацию ХС и включение предприятий в реестр ИС «Цербер» – в Ветеринарное управление субъекта РФ (далее – ВУ РФ) либо в Территориальное управление Россельхознадзора (далее – ТУ РСХН).
ЧАСТЬ II. Получение доступа к ФГИС (реквизиты доступа - логин и пароль) согласно правил, установленных Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 г. № 589 :
  1. Определить уполномоченных лиц организации, которым будет предоставлено право администрировать список пользователей организации (регистрировать других пользователей), если считаете это необходимым.
  2. Заполнить заявку по шаблону (см. пункт 3).
  3. Получить доступ к ФГИС для выбранных уполномоченных лиц с предоставлением им роли «Администратор ХС» одним из двух способов:
    • Уполномоченные лица организаций могут получить доступ: a) путем направления заявки на предоставление доступа к ФГИС в письменном виде на бланке организации за подписью руководителя (заместителя руководителя) в территориальное управление Россельхознадзора субъекта РФ.
      Шаблон заявки для организации в ТУ РСХН ; б) путем направления заявки в форме электронного документа, подписанного электронной подписью руководителя (заместителя руководителя) организации, направленного по электронной почте на адрес [email protected] .
      Шаблон заявки для организации Оператору (без регистрации площадок) .
    • Индивидуальный предприниматель может получить доступ: a) путем направления заявки в письменной форме по почте в адрес территориального управления Россельхознадзора субъекта РФ или предоставления им лично заявки в одно из территориальных управлений Россельхознадзора.
      Шаблон заявки для ИП в ТУ РСХН ; б) путем направления заявки в форме электронного документа, подписанного индивидуальным предпринимателем простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на адрес электронной почты Россельхознадзора: [email protected] . Для того чтобы электронный документ считался подписанным простой электронной подписью необходимо выполнение в том числе одного из следующих условий: простая электронная подпись содержится в самом электронном документе; ключ простой электронной подписи применяется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы, с использованием которой осуществляются создание и (или) отправка электронного документа, и в созданном и (или) отправленном электронном документе содержится информация, указывающая на лицо, от имени которого был создан и (или) отправлен электронный документ (http://minsvyaz.ru/ru/appeals/faq/32).
      Шаблон заявки для ИП Оператору (без регистрации площадок) .

Список территориальных управлений размещен на официальном сайте по следующей ссылке .

Список ветеринарных управлений субъектов РФ размещен на официальном сайте по следующей ссылке .

С новостью о порядке регистрации пользователей в ФГИС ВетИС и системе ролей Вы можете также ознакомиться на официальном сайте Россельхознадзора по ссылке: http://www.fsvps.ru/fsvps/news/20128.html .

Получение доступа к демонстрационной версии системы «Меркурий-Демо»

Для сотрудников государственной ветеринарной службы [email protected]). В электронном письме должны быть указаны следующие сведения: ФИО пользователя полностью; роль или роли, которые необходимо установить пользователю; название учреждения; адрес электронной почты. После обработки заявки, на указанный адрес электронной почты будут направлены реквизиты доступа к демонстрационной версии системы «Меркурий». Демонстрационная версия системы «Меркурий» доступна по адресу http://demo-mercury.vetrf.ru .

Для Хозяйствующих субъектов . Заявка на получение доступа к демонстрационной версии подается в виде электронного письма на адрес технической поддержки системы «Меркурий» ([email protected]). В электронном письме должны быть указаны следующие сведения: ИНН фирмы; ФИО полностью; роль или роли, которые необходимо установить пользователю; адрес электронной почты. После обработки заявки, на указанный адрес электронной почты будут направлены реквизиты доступа к демонстрационной версии системы «Меркурий». Демонстрационная версия системы «Меркурий» доступна по адресу http://demo-mercury.vetrf.ru . Если пользователю была присвоена роль Администратор-ХС, то этот пользователь получает возможность самостоятельно регистрировать других пользователей, используя демонстрационную версию системы ВетИС.Паспорт (http://demo-accounts.vetrf.ru).

Обучение по работе в системе

Самостоятельное изучение

Знакомство с системой мы рекомендуем начать с самостоятельного изучения материалов, размещенных в настоящей справочной системе и просмотра видеокурсов (http://www.vetrf.ru/vetrf/presentations). В видеокурсе рассмотрен порядок работы в системе: процессы приемки, производства и отгрузки продукции на предприятии.

Дистанционное обучение в ФГБУ «ВНИИЗЖ»

После предварительного ознакомления с системой и самостоятельного изучения основ и порядка работы в системе, возможно проведение дистанционного обучения с участием разработчиков системы ФГБУ «ВНИИЗЖ» в формате вебинара. Такое обучение проводится бесплатно. Основная задача такого обучения - решить вопросы, возникшие после самостоятельного изучения материала. Длительность обучения 2-3 часа. Видеоконференцию возможно провести как для сотрудников ветеринарных служб, так и для хозяйствующих субъектов.

Для организации видеоконференции подается заявка в свободной форме в виде электронного письма на адрес технической поддержки [email protected] . В заявке указывается: организация, логин-skype (или реквизиты любого другого инструмента для организации ВКС); предполагаемое количество участников; желаемая дата и время проведения вебинара (по Московскому времени); контактное лицо, номера телефонов; список интересующих вопросов и тем для обсуждения на вебинаре. После получения заявки, сотрудники технической поддержки свяжутся с вами для согласования даты и времени проведения видеоконференции.

Дистанционное обучение в Академии кадрового резерва с оформлением удостоверения о повышении квалификации

Обучение проводится в виде курса краткосрочного повышения квалификации в следующих формах:

  • очно (групповое или индивидуальное корпоративное обучение), согласно графику очного обучения в регионах РФ.
  • дистанционно (без выезда и отрыва от работы).

Обучающий курс включает в себя видеоуроки с подробной демонстрацией работы в системе. Доступ к курсу открыт 24 часа в сутки на протяжении всего обучения.

Консультация по стоимости обучения по телефонам:

  • 8-800-775-21-25
  • 8-8464916-316, доб. 6011
  • Контактное лицо: Алашеева Екатерина Николаевна

Для получения программы курса и образца заявки на обучение необходимо направить запрос на электронную почту [email protected]

Также подачу заявки на обучение можно осуществить на официальном сайте Академии кадрового резерва: https://etp2014.ru/moodle/course/index.php?categoryid=28

Обучение в Центре повышения квалификации на базе ГБУ МосВетОбъединение



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: