Что не совершает ошибки тот. Почему мы не умеем учиться на своих ошибках. Быстрее, выше, сильнее

Все люди совершают ошибки. Затем пытаются их ис­править, что-то переделывают, это не всегда получается, процесс затягивается, и приходится переживать, му­читься, уверять себя, что в следующий раз обязательно будет, как в пословице «сто раз отмерь, один отрежь». Проходит время, и все повторятся снова. Но тот, кто ни­чего не делает, не ошибается. Да, можно всю жизнь про­лежать на диване. Тогда точно будет без ошибок! Или, может быть, это и будет самом большой ошибкой?

И нарисуйте другого только в радостных цветах. Такого мира нет и никогда не было. Число националистических избирателей в Германии растет, число нападений на иностранцев также, социальная рыночная экономика, скорее всего, ударит по ее границам. В-четвертых, характерной особенностью является повторение антихристианской кампании ненависти без упоминания конкретных проявлений этой предполагаемой кампании. Фактически, существует кампания совершенно другого вида - постоянно искусственно поданная антигерманская кампания, опираясь на ответ на фактическую необоснованную и конструктивную кампанию в рамках немецкоязычного процесса.

По-моему, на этот вопрос уже есть ответ в нашей ли­тературе. Это роман И.А. Гончарова «Обломов», главный герой которого всю жизнь лежит себе на диване или спит сладко в кровати. Он никому не причиняет вреда, только мечтает, как бы все дела сами собой сделались. Даже слуг Илья Ильич не может заставить навести порядок в квартире! Не барин, а «божий одуванчик». Но его физи­ческое бездействие - это самая большая ошибка в жиз­ни, болезнь, и симптомы этой болезни заключаются в аб­солютном равнодушии ко всему, что делается на свете. Даже внешность у героя такая («Обломов как-то обрюзг не по летам… Тело его казалось слишком изнеженным для мужчины»), что понимаешь - надо что-то делать, потому что потом ошибку не исправишь.

Страх перед немцами искусственно создан здесь, потому что он вписывается в политический рынок разнообразной тактики. Один из убийц утверждает, что ни один из красодучих, пишущих о посмертной резне, даже не вздохнул, что один из предполагаемых крупных плантаторов только что вернулся из нацистского концентрационного лагеря. Где он учился убивать людей? Кульминация затем просто полностью спекулятивное искусственное отрицание человеческих жертв массовой резни, говоря: Так что, безусловно, доказал бессмысленное убийство пяти молодых немецких мальчиков - но затем якобы члены гитлерюгенда - с другой стороны, сотни мертвых, которые не могли быть установлены, были ли они на немецких или напротив, о заключенных нацистов или о остатках так называемых еврейских посланников из местного концентрационного лагеря.

Конечно, мы понимаем, что причина этого бездейст­вия - происхождение и детство Обломова. Многочис­ленные няньки, мамки, гувернеры приучили Илюшу к тому, что все за него должны делать другие. В Обломовке все господа так жили, там царил «какой-то всепогло­щающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти». Однако, став взрослым, Илья Ильич должен был понять, что его образ жизни неправильный, и вы­брать другой путь. Предпосылки для этого были (Обло­мов - умный, образованный человек), да и начальный импульс (Ольга Ильина) тоже. Но Обломов не сумел по­бедить в себе лень и праздность, поэтому остановился в духовном развитии. Он не стал известным журналистом, писателем, предпринимателем, чиновником или кем- либо другим. Его деньгами, расположением, состоянием распоряжаются все кому не лень. Безобидно прожив жизнь, Обломов никому зла не сделал, но и добра тоже.

Другими словами, из следствия и показаний убийц подтвержденных массовых казней Вольф «сделал только» 5 убитых мальчиков Гитлера, и более или менее другие заключенные были сделаны концентрационным лагерем и его жертвами, в том числе Еврейские посланники! Еще один абзац из одной статьи Волка также характерен: Мы можем лично сожалеть о многих чешских немцах и их судьбе после войны. Если, однако, они сами не ошибаются за ошибки и вины перед другими, мы не можем передать свои чувства. Нет причин извиняться.

В-шестых, одна из величайших ложь заключается в том, что «судеты»не исповедуют своих «ошибок и ошибок другим», и это делалось бесчисленное количество раз. Внештатные организации экстранет, объединяющие людей разных политических убеждений, безусловно, не могут быть поняты однородно, и поэтому мы обязательно найдем их у людей, которые остаются в горьких позициях в результате несправедливости, совершенной на них. Эта группа людей, на удивление очень быстро отрицающая достойное и справедливое отношение представителей чешского государства, по понятным причинам скорее говорит о недостатках тогдашней чешской партии.

Обломову в романе противопоставлен Штольц: «не­мец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную, родная речь его была русская…». Гончаров подчеркивает, что в Штольце больше русского, чем немецкого, чтобы убедить читате­ля, что все в руках самого человека, а не зависит от его происхождения и состояния. От отца он получил «трудо­вое, практическое воспитание», от матери - чувство прекрасного, любовь к искусству, красоте. Практиче­ский ум, жизнелюбие, смелость помогли Штольцу до­биться успеха, несмотря на то что этот путь не был пря­мым и гладким. Он «служил, вышел в отставку» совсем молодым, значит, в службе разочаровался, понял вовре­мя, что это не его. Потом «занялся своими делами, на­жил дом и деньги, … выучил Европу, как свое имение, … видел Россию вдоль и поперек, … ездит в свет». Он не мечтатель, не человек риска, наоборот, говорит Гонча­ров, он «боялся всякой мечты». Счастье для него заклю­чалось в постоянстве. Но он постоянно что-то делает, по­этому все ошибки, которые случаются, воспринимает как «перст указующий».

Почему одни превращают неизбежные для человека ошибки в соратников на пути к целям, а другие годами наступают на одни и те же грабли?

Бернар Ле Бовье де Фонтенель

французский писатель и учёный

Все люди ошибаются, но великие люди сознаются в ошибках.

Доктор философии, клинический психолог и писатель Роберт Маурер (Robert Maurer) выделяет три типа ошибок, которые каждый из нас совершает на протяжении жизни.

  • Soul mistakes - ошибки, сделанные под влиянием слабостей и эмоциональных импульсов. Сюда можно отнести измены, неконтролируемый гнев или менее масштабные «бедствия», будь то срыв на «самую последнюю» сигарету или рабочие часы, проведенные в социальных сетях. Осознание ошибок этого типа - немаловажный шаг в личностном развитии: «когда мы знаем о наших слабостях, мы можем работать над ними и контролировать потенциальный риск», - пишет Маурер.
  • Goal mistakes - неверные решения в процессе достижения важного для нас результата. Например, выбор недобросовестных поставщиков для бизнеса или нездоровой диеты для похудения. Маурер утверждает, что мы должны не только признавать, но и поощрять ошибки такого рода, потому что они помогают нам расти.
  • Hole mistakes - самый глобальный тип провалов. Обычно мы замечаем их только по прошествии продолжительного времени: к примеру, подводя жизненные итоги перед юбилеем, понимаем, что потратили годы не на ту профессию/отношения/место жительства.

Зачем нужны ошибки?

Спокойно признав ошибку, мы получаем возможность её анализировать и работать над собой, чтобы расти и больше не повторять эту оплошность. Пользу от обучения на своих провалах доказывает недавнее исследование , проведённое группой сотрудников Мичиганского Университета под руководством Джейсона С. Мозера (Jason S. Moser). В эксперименте были задействованы студенты, предварительно поделённые на две группы. Участники первой были убеждены, что на ошибках нужно учиться, второй - считали, что интеллект - фиксированная величина, которую нельзя «прокачать», исправляя недочеты. Всех респондентов просили выполнить задание на внимательность. Ошибались участники обеих групп, но в итоге студенты из первой показали лучшие результаты, так как после каждого промаха сознательно увеличивали концентрацию.

Мел Шварц

психотерапевт

Открытия, которые мы называем ошибками, необходимы для психологического, эмоционального и духовного развития. Кроме того, они - фундамент процесса обучения.

И всё же мы регулярно продолжаем отказываться от признания своей вины за мелкие и крупные провалы, предпочитая перекладывать вину на окружающих или злой рок. Почему это происходит, и каким особенностями психики мы обязаны этой тенденцией?

В 1957 году социальный психолог Леон Фестингер представил широкой публике теорию когнитивного диссонанса. Её ключевая идея заключается в том, что наш мозг изо всех сил охраняет устойчивую субъективную картину мира и нашей личности. А когда в представления, отработанные годами, вмешивается непредсказуемая реальность с противоречащей информацией, мы оказываемся в состоянии когнитивного диссонанса.

Представим, что всю сознательную жизнь вы считали себя серьёзным, разумным и уважаемым человеком (к тому же регулярно получали подтверждения этих характеристик от окружения). При этом допустим, что вы вообще не употребляете алкоголь. И вот однажды друзья уговаривают вас пропустить стаканчик-другой за компанию и вы (к своему удивлению) соглашаетесь. Эффект не заставляет себя ждать, и в самый разгар веселья вы оказываетесь на барной стойке - исполняющим ловкие (и не очень) па на радость присутствующим. На утро вам становится не просто стыдно, вы шокированы и озабочены попытками понять, как такое могло случиться с вами, взрослым и очень серьёзным человеком. Это неприятное растерянное состояние и есть когнитивный диссонанс.

Чтобы устранить этот эффект, наша психика рисует пространные самооправдания, искажая тем самым объективную реальность. В истории с баром, вы скорее всего обвините друзей или босса, накричавшего на вас накануне и тем самым толкнувшего на выпивку. А сами предстанете в своих глазах жертвой, амплуа которой не столь сильно противоречит вашим представлениям о себе.

«Самооправдания сильнее и опаснее, чем ложь. Они позволяют людям думать, что то, что они сделали, было лучшим решением из возможных»

Так считают авторы книги «Ошибки, которые были допущены (но не мной)» Кэрол Теврис (Carol Tavris) и Эллиот Аронсон (Elliot Aronson). Они сравнивают оправдание промахов с «зыбучим песком», который тащит все глубже и глубже на дно. «Самооправдание блокирует навык рефлексии и корректировки недостатков. Оно не позволяет нам получать достаточно информации, в которой мы нуждаемся, чтобы оценить события непредвзято», - пишут Теврис и Аронсон.

На самооправдание работает целый арсенал подручных средств, включая воображение и память. Кэрол Теврис и Эллиот Аронсон описывают эксперимент, который доказал, что люди склонны преувеличивать воспоминания, подтверждающие субъективную оценку событий. Нескольких подростков и их родителей, находящихся с детьми в конфликте, пригласили в лабораторию для выяснения отношений под наблюдением. После острой беседы участники оценили степень отрицательных чувств по балльной шкале. Спустя полтора месяца испытуемым предложили оценить ситуацию повторно. В итоге участники, чьи отношения в целом складываются напряженно, поставили ещё более высокий балл по шкале негатива, чем в прошлый раз.

«Память неизменно дополняет нашу картину мира, преувеличивая нужные события из прошлого, в то время как детали, которые угрожают и противоречат ей, просто теряются»

Вижу, что хочу

У научных истоков этого феномена стоит психолог Питер Вейсон. В 60-х годах прошлого столетия он провёл ряд интеллектуальных экспериментов и доказал, что мы склонны всюду находить подтверждение субъективным суждениям.

Быстрее, выше, сильнее

Перфекционизм, или патологическое стремление делать всё идеально вызывает сильнейший страх перед любыми ошибками.

«В то время как все остальные просто не любят промахи, перфекционисты выводят это на новый уровень: для них ошибка означает оценку их личностной значимости и умений»

Так утверждает адвокат, спикер и журналист Пола Дэвис-Лак (Paula Davis-Laack). В основном перфекционисты вырастают в семьях с авторитарным типом воспитания, где родители предъявляют детям строгие требования и проявляют любовь, только если дети соответствуют этим ожиданиям.

«Определяющая характеристика перфекционизма - страх перед неудачей. Этот страх движет перфекционистом; его главная забота состоит в том, чтобы избежать падений и ошибок. Он тщетно пытается заставить реальность (в которой нельзя избежать ошибок) уложиться в его прямолинейные взгляды на жизнь - что напоминает попытки забить квадратный колышек в круглую ямку»

Так пишет автор книги «Парадокс перфекциониста» Тал Бен-Шахар (Tal Ben-Shahar). Таким образом, невротическое стремление к совершенству становится существенным препятствием на пути к личностному росту.

Как научиться ошибаться

Многие факторы, мешающие здоровому взаимодействию с промахами, основаны на непринятии себя и низкой самооценке, зависящей от мнения окружающих и соответствия критерию «успешности». Мы впадаем в когнитивный диссонанс, когда сталкиваемся с вытесненными чертами своей личности, не вписывающимися в идеальную картину.

Мы стремимся к идеалу во всем, потому что считаем: без громких достижений мы недостойны любви и счастья. Наконец, мы отказываемся брать на себя ответственность за ошибки, потому что боимся доверить себе собственную жизнь. Поэтому первое, с чего начинается наука учиться на ошибках - это знакомство со своей «теневой» стороной.

А затем можно перейти к более локальным шагам, которые предлагают Бретт и Кейт МакКей:

  • Поймайте когнитивный диссонанс «за хвост» . По ощущениям когнитивный диссонанс похож на уколы совести. Важно поймать это чувство до того, как его вытеснит самооправдание. «В то время как вашей незамедлительной реакцией на происходящее может быть желание обвинить саму ситуацию или окружающих, попробуйте честно взглянуть на собственную роль в событиях», - советуют авторы.
  • Окружите себя честными людьми . Важно иметь рядом хотя бы одного близкого человека, который не будет льстить и поддерживать ваши самооправдания, а сможет спокойно и откровенно указать вам на ошибку.
  • Расширяйте границы мышления . Наш мозг действительно склонен воспринимать только ту информацию, которая подтверждает субъективную картину мира. Но само по себе осознание этой тенденции уже поможет расширить границы мышления и натренировать навык восприятия оппозиционных сведений.
  • Забудьте про фразу «если бы только» . Сослагательное наклонение - верный признак самооправдания: «я бы не опоздал на работу, если бы не было пробок», «я бы не стал обманывать свою девушку, если бы она была более снисходительна». Правда в том, что «если бы» - это портал в вымышленную реальность. Вы уже совершили ошибку, и теперь важно понять, что делать дальше, а не рисовать параллельные миры.
  • Поставьте себя на место другого человека . В следующий раз, оказавшись в конфликтной ситуации, попробуйте понять, как чувствует себя оппонент. Каково бы вам было на месте коллеги, недовольного тем, что вы переложили на него свои обязанности? Мужа, который ежедневно выслушивает ваши обвинения?
  • Перестаньте думать, что совершить ошибку - значит быть глупым . Если признание ошибок будет ассоциироваться у нас с личностным развитием и повышением интеллекта, мы станем чаще задумываться о том, что и почему сделали не так. Каждый раз, когда вам удастся поймать себя на промахе и проанализировать его без самобичевания, - закрепляйте успех похвалой в собственный адрес, а ещё лучше приятным ритуалом - будь то поход на долгожданный фильм в середине рабочей недели или лишние полчаса серфинга в сети.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: