Работа в среде исполнителя водолей задания. Даны несколько сосудов разной емкости. Лицензия на материалы курса

«Информатика в начальных классах» - В третьем классе учащиеся знакомятся с видами информационной деятельности. Информатика в начальной школе. Преподавание информатики осуществляется по программе Н.В. Матвеевой. В течение урока необходимо проводить физкультминутку (1-3 минуты). Возможно использование для обеспечения практической составляющей и других компьютерных программ: · «Азы информатики», · «Роботландия», · «Мир информатики» (Кирилл и Мефодий).

«Методика преподавания» - Методика построения. Впишите глаголы в прямоугольники второго уровня. Термин «кластер» происходит от английского «cluster» – гроздь, скопление. Карта памяти (интеллект-карта). Графические схемы используются: Внесите недостающие надписи в схему. Аппаратно-программный и пользовательский интерфейс обеспечивается операционной системой компьютера.

«Бизнес-информатика» - Что еще, кроме диплома, абитуриент может включить в портфолио? С каким базовым образованием стоит поступать на программу «Бизнес-информатика»? Учитывается, с какими оценками студент окончил бакалавриат. Специализация «Архитектура предприятия». Как организован конкурс портфолио на факультете? Термин «Архитектура предприятия» имеет отношение не только к сфере ИТ.

«ЭОР на уроках информатики» - Интерфейс. ИКТ и ЭОР. Методические копилки. Электронная библиотека. ЭОР для уроков информатики. Структура. Сокращение времени. СПО для курса информатики. Федеральные образовательные порталы. Потребности учебного процесса. Мировые тенденции. Комплекс виртуальных лабораторий. ЭОР. Электронные образовательные ресурсы для курса информатики.

««Информатика» 2 класс» - Информация вокруг нас. Зрительная информация. Вкусовая информация. Язык. Уши. Органы чувств. Мышка на столе По коврику «летает». Кожа. О чем пойдет речь? Информация. ОШИБКА! Нос. Мышка. Разгадай ребусы. Звуковая информация. Если вы считаете, что хорошо поработали на уроке, похвалите себя. С помощью чего человек воспринимает информацию?

«Электронная информатика» - Информационные технологии в образовании. Программа Dreamweaver CS3. Глава 1. Информационные технологии в образовании. 1.1. Понятие информационной технологии 1.2. Роль средств новых информационных технологий (СНИТ) в образовании 1.3. Педагогические цели использования СНИТ 1.4. Направления внедрения СНИТ в образование Глава 2. Разработка электронного пособия по дисциплине информатика 2.1. Структура и содержание 2.2. Принципы изложения материала 2.3. Использования электронного пособия в учебном процессе.


8

0

0

2

3

5

0

3

3

2

3

4

5

6

7

8

4

4

0

Задача 2. У подножья высокого холма, на берегу тихой речки был небольшой аул. Жили в нем два брата-охотника. Отправляет старший брат младшего за водой и даёт ему два бурдюка, вместимостью 8л и 5л и просит принести ровно 7л воды. Как это сделать?

0

5

2

5

0

3

5

5

4

перелей из B в A

8

2

5

вылей A

0

2

6

7

8

7

0

Задача 3. В первый сосуд входит 8 л, и он наполнен водой. Имеется ещё 2 пустых сосуда ёмкостями 5 л и 3 л. Как с помощью этих сосудов отмерить ровно 1 л?

8

0

0

2

перелей из A в B

3

4

5

6

1

5

2

Задача 4. Для марш-броска по пустыне путешественнику необходимо иметь 4 литра воды. Больше он взять не может. На базе, где имеется источник воды, выдают только 5-литровые фляги, а также имеются 3-литровые банки. Как с помощью одной фляги и одной банки набрать 4 литра во флягу?



команда

A(5)

B(3)



1

наполни B

0

3

2

перелей из B в A

3

0

3

4

5

6

7

8

4

0

  1. Наберите 1 литр воды в любом из сосудов. Объемы сосудов - 5 и 3 литра.

  2. Наберите 1 литр воды в любом из сосудов. Объемы сосудов - 8 и 5 литров.



    команда

    A(8)

    B(5)



    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    8

    1

  3. Наберите 1 литр воды. Объемы сосудов - 7 и 2 литра.



    команда

    A(7)

    B(2)



    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    7

    1

  4. Наберите 7 литров воды. Объемы сосудов - 6, 10, 15 литров.



    команда

    A(6)

    B(10)

    C(15)



    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    0

    7

    0

  5. Наберите 1 литр воды. Объемы сосудов - 6 и 10 литров, в первом сосуде налито 3 литра.



команда

A(6)

B(10)



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

0

страница 1

Исполнитель Водолей К. Поляков, Задачи из папки «Водолей» 3 «3»: 1.vod (за 4 шага) «4»: 1.vod (за 4 шага) 2.vod (за 4 шага) «5»: 1.vod (за 4 шага) 2.vod (за 4 шага) 3.vod (за 8 шагов) «6»: 1.vod (за 4 шага) 2.vod (за 4 шага) 3.vod (за 8 шагов) 4.vod (за 10 шагов)


К. Поляков, Исполнитель Водолей Урок 1. Как решать задачи для Водолея?


Исполнитель Водолей К. Поляков, Метод перебора 5 (0,0) (5,0)(0,3) (2,3)(3,0) (3,3) (5,1) (2,0)(0,3) (5,3) +A+A+B+B B A +B+B +B+B A B -B-A +A+A +A+A граф -A-A -A-A -A-A -B-B +A+A A A B B Граф – это набор узлов и соединяющих их рёбер (дуг)! ! Есть 5-литровый сосуд (A) и 3-литровый (B). Отмерьте 1 литр воды.


Исполнитель Водолей К. Поляков, Метод бильярда B A наполни B перелей из B в A перелей из A в B вылей A вылей B наполни A Есть 5-литровый сосуд (A) и 3-литровый (B). Отмерьте 1 литр воды. 1.наполни B 2.перелей из B в A 3.наполни B 4.перелей из B в A


Исполнитель Водолей К. Поляков, Общий алгоритм (бильярд) 7 пока (в сосуде A X) и (в сосуде B X) если B пуст, то наполни B если A полон, то вылей A перелей из B в A конец B A цикл Второй путь? ?


Исполнитель Водолей К. Поляков, Табличная запись решения 8 Есть 5-литровый сосуд (A) и 3-литровый (B). Отмерьте 1 литр воды. 1.наполни B 2.перелей из B в A 3.наполни B 4.перелей из B в A 1234 A (5 л) B (3 л) B B A +B B A


Исполнитель Водолей К. Поляков, Ещё один пример 9 Есть 6-литровый сосуд (A) и 3-литровый (B). Отмерьте 2 литра воды. Если объемы A и B имеют наибольший общий множитель X, то можно отмерить только объем, кратный X! ! Если объемы A и B – взаимно-простые числа (имеют НОД=1), то можно отмерить любой объем max(A,B)! ! B A 6


Исполнитель Водолей К. Поляков, Программа для Водолея в Кумире 10 использовать Водолей алг Отмерить 1 литр нач наполни B перелей из B в A наполни B перелей из B в A кон использовать Водолей алг Отмерить 1 литр нач наполни B перелей из B в A наполни B перелей из B в A кон начало алгоритма конец алгоритма подключить исполнителя название алгоритма название алгоритма


Исполнитель Водолей К. Поляков, Задачи из практикума «Водолей» 11 Урок 1. Линейные алгоритмы «3»: 1-1, 1-2 «4»: 1-1, 1-4 «5»: 1-1, 1-6


К. Поляков, Исполнитель Водолей Урок 2. Циклы


Исполнитель Водолей К. Поляков, Задача 13 3 л3 л2 л AB Есть 3-литровый сосуд (A) и 2-литровый (B). Отмерьте 1 литр воды. наполни A перелей из A в B наполни A перелей из A в B A B


Исполнитель Водолей К. Поляков, Задача 14 7 л2 л AB Есть 7-литровый сосуд (A) и 2-литровый (B). Отмерьте 1 литр воды. наполни A перелей из A в B вылей B перелей из A в B вылей B перелей из A в B наполни A перелей из A в B вылей B перелей из A в B вылей B перелей из A в B A B вылей B команды повторяются 3 раза


Исполнитель Водолей К. Поляков, Цикл 15 Цикл – это многократное выполнение одинаковых действий. начало конец наполни A перелей из A в B вылей B цикл нет да Когда остановиться? ? В каких случаях работает? В каких – нет? ? сделали 3 раза? loop петля


Исполнитель Водолей К. Поляков, Цикл «N раз» 16 7 л7 л2 л AB Есть сосуд A (его объем – 7 литров) и 2-литровый сосуд (B). Отмерьте 1 литр воды. Сколько шагов цикла нужно сделать? ? использовать Водолей алг Отмерить 1 литр нач наполни A нц 3 раз перелей из A в B вылей B кц кон использовать Водолей алг Отмерить 1 литр нач наполни A нц 3 раз перелей из A в B вылей B кц кон Подходит ли для других задач? ? Esc, Р


Исполнитель Водолей К. Поляков, Вычисление количества шагов 17 A л2 л AB Есть сосуд A (его объем – нечетное число) и 2-литровый сосуд (B). Отмерьте 1 литр воды. размер A N div(размер A, 2) разделить размер A на 2 нацело Сколько шагов цикла нужно сделать? ? размер B


Исполнитель Водолей К. Поляков, Задачи из практикума «Водолей» 18 Урок 2. Циклы «N раз» «3»: 2-1, 2-2, 2-3 «4»: 2-1, 2-2, 2-5 «5»: 2-1, 2-2, 2-7


К. Поляков, Исполнитель Водолей Урок 3. Циклы с условием


Исполнитель Водолей К. Поляков, Задача 20 7 л2 л AB Есть 7-литровый сосуд (A) и 2-литровый (B). Отмерьте 1 литр воды. наполни A перелей из A в B вылей B перелей из A в B вылей B перелей из A в B наполни A перелей из A в B вылей B перелей из A в B вылей B перелей из A в B A B вылей B при каком условии остановить цикл? Повторять пока в сосуде А 1 ! !


Исполнитель Водолей К. Поляков, Цикл 21 начало конец наполни A перелей из A в B вылей B цикл да нет В каких случаях работает? В каких – нет? ? в сосуде А 1? loop петля


Исполнитель Водолей К. Поляков, Программа в Кумире 22 использовать Водолей алг Отмерить 1 литр нач наполни A нц пока в сосуде A 1 перелей из A в B вылей B кц кон использовать Водолей алг Отмерить 1 литр нач наполни A нц пока в сосуде A 1 перелей из A в B вылей B кц кон начало цикла конец цикла если размер A = 12 размер B = 2 ? ? зацикливание Esc, П Как избежать зацикливания? ?


Исполнитель Водолей К. Поляков, Задачи из практикума «Водолей» 23 Урок 3. Циклы «пока» «3»: 3-1, 3-2 «4»: 3-1, 3-4 «5»: 3-1, 3-6


К. Поляков, Исполнитель Водолей Урок 4. Переменные


Исполнитель Водолей К. Поляков, Задача 25 7 л2 л AB Есть 7-литровый сосуд (A) и 2-литровый (B). Отмерьте 1 литр воды. 1) использовать цикл пока 2) не использовать команду в сосуде А Нужно запоминать, как меняется объем воды в сосуде А! ! в сосуде А размер А уменьшить на 2


Исполнитель Водолей К. Поляков, Как хранить данные? 26 Оперативная память ячейка памяти нач цел N N:= 25 N:= размер А N:= N - 2 кон нач цел N N:= 25 N:= размер А N:= N - 2 кон?25 75 переменная целого типа новое значение переменной уменьшить на 2 Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной может изменяться во время работы программы.


Исполнитель Водолей К. Поляков, Переменные 27 использовать Водолей алг Отмерить 1 литр нач цел N наполни A N:= размер A кон использовать Водолей алг Отмерить 1 литр нач цел N наполни A N:= размер A кон нц пока N > 1 перелей из A в B вылей B N:= N - 2 кц нц пока N > 1 перелей из A в B вылей B N:= N - 2 кц объявление целой переменной запись нового значения в переменную Для каких задач работает? ? 1 перелей из A в B вылей B N:= N - 2 кц нц пока N > 1 перелей из A в B вылей B N:= N - 2 кц объявление целой переменной запись нового значения в переменную Для каких задач работает? ?">


Исполнитель Водолей К. Поляков, Трассировка 28 Трассировка – это отслеживание изменения значений переменных во время работы программы. F8 – выполнить один шаг. эта команда еще не выполнялась получено на предыдущем шаге цикла


Исполнитель Водолей К. Поляков, Задачи из практикума «Водолей» 29 Урок 4. Переменные «3»: 4 -1, 4-2 «4»: 4 -1, 4-4 «5»: 4 -1, 4-6


К. Поляков, Исполнитель Водолей Урок 5. Ветвления


Исполнитель Водолей К. Поляков, Задача 31 3 л3 л2 л AB Есть два сосуда, один из них (неизвестно какой) имеет объем 3 литра, а другой – 2 литра. Отмерьте 1 литр воды. 2 л3 л AB или наполни A перелей из A в B наполни A перелей из A в B наполни B перелей из B в A наполни B перелей из B в A или Как выбрать из двух вариантов? ?


Исполнитель Водолей К. Поляков, Ветвление на блок-схеме 32 начало конец наполни A перелей из A в B ветвление да размер B = 2? нет наполни B перелей из B в A Ветвление – это выбор одного из двух вариантов в зависимости от выполнения некоторого условия.


Исполнитель Водолей К. Поляков, Ветвление в программе 33 использовать Водолей алг Отмерить 1 литр нач если размер B = 2 то наполни A перелей из A в B иначе наполни B перелей из B в A все кон использовать Водолей алг Отмерить 1 литр нач если размер B = 2 то наполни A перелей из A в B иначе наполни B перелей из B в A все кон наполни A перелей из A в B наполни B перелей из B в A размер B = 2 условие если условие выполнено (истинно) если условие НЕ выполнено (ложно) Esc, Е


Исполнитель Водолей К. Поляков, Конец фильма ПОЛЯКОВ Константин Юрьевич д.т.н., учитель информатики высшей категории, ГОУ СОШ 163, г. Санкт-Петербург В практикуме использованы разработки Д.П. Кириенко (

Три последних года в 7-м математическом классе школы №179 существенную часть курса информатики занимает изучение основ алгоритмизации на примере исполнителей системы Кумир. Целью курса является изучение основ алгоритмизации, развитие представления о программировании, обучение составлению простейших алгоритмов.


Используются три исполнителя - «Водолей» (создание простейших алгоритмов, понимание идеи алгоритма), «Робот» (основная часть курса, изучение всех алгоритмических конструкций и многих алгоритмов), «Черепаха» (повторение курса, связь с геометрией и тригонометрией, рекурсивные алгоритмы построения фракталов).


Курс является практико-ориентированным. Излагается минимальное количество теории (как правило, только рассказывается, как устроены основные алгоритмические конструкции и приводятся примеры записи программ). В основном школьники занимаются решением задач, которых в течение года школьникам дается суммарно около 300.

Программа курса

Задачи разбиты на группы, называемые «листами» или «заданиями». Список заданий в 2010-201 1 учебном году:


0. Задачи на исполнителя Водолей. Понятие алгоритма, простые алгоритмы.
1. Исполнитель Робот. Система команд, линейные алгоритмы.
2. Циклы нц... раз (цикл, выполняющийся фиксированное число раз).
3. Вложенные циклы.
4. Вспомогательные алгоритмы (т.е. вызываемые функции).
5. Цикл нц пока...
6. Логические операции (и, или, не) и составные условия.
7. Условия если... то... иначе... все.
8. Задачи на комбинирование циклов и условий.
9. Дополнительное задание - поиск путей в лабиринтах.
10. Рекурсия.
11. Величины целочисленного типа - счетчики и их использование в циклах.
12. Аргументы, передаваемые вспомогательному алгоритму.
13. Значение, возвращаемое вспомогательным алгоритмом.
14. Величины вещественного типа - измерение радиации и обработка полученных значений.
15. Задачи на обработку числовых последовательностей, например, поиск максимума радиации в коридоре.
16. Дополнительный листок - сложные задачи на обработку числовых данных.
17. Исполнитель Черепаха. Алгоритмы на рисование квадратов.
18. Рисование треугольников, многоугольников, звездочек.
19. Рисование окружностей, дуг, спиралей.
20. Рекурсивные алгоритмы для черепахи.
21. Построение фракталов при помощи рекурсивных алгоритмов.


В задании 0 используется исполнитель Водолей, в заданиях 1-16 - Робот, в заданиях 17-21 - Черепаха.


Задания 0-16 реализованы при помощи «Модуля поддержки курсов» системы Кумир. Для этих заданий реализована автоматическая система проверки выполнения заданий.

Дистрибутив системы Кумир

Для вводного курса с использованием исполнителей в школе 179 используется Кумир с «Модулем поддержки курсов» - МПК. Поддержка МПК включена в стабильные версии системы Кумир только начиная с версии 1.8.0. Версии Кумир до 1.8.0 не содержат возможности поддержки курсов, установите более новую версию.


1. Для системы Windows - установить версию 1.8.0 системы Кумир с сайта разработчиков. Ссылка: http://lpm.org.ru/kumir2/files/1.8.0/kumir-1.8.0.rev2565-windows-32bit-setup.exe
Версии Кумир до 1.8.0 не содержат «Модуля поддержки курсов», поэтому нужна именно версия 1.8.0.


2. Для системы ALT Linux Школьный 5 - необходимо подключить репозиторий версии 5.1 и установить пакет kumir из репозитория 5.1.
.


3. Для прочих дистрибутивов Linux можно попробовать собрать пакет из исходных кодов.

Запуск МПК

Для открытия окна МПК используется меню системы Кумир «Инструменты» - «Практикум».

Архив заданий для исполнителей Водолей и Робот

Задания на исполнителей Водолей и Робот (0-16 ) выполняются с использованием МПК. Необходимо скачать , открыть из МПК файл vodoley.kurs.xml или robot.kurs.xml . Этот xml-файл содержит описания заданий, условия задач, ссылки на шаблоны алгоритмов, примеры стартовых обстановок для проверки, проверяющие алгоритмы. Этот файл можно редактировать при помощи простого текстового редактора (аккуратно), или при помощи редактора курсов МПК, запустив Кумир в учительском режиме (команда kumir -t ).


Учащийся должен сохранить курс у себя в рабочем каталоге в файле с именем, например, ivanov.work.xml . В этом файле хранятся тексты решений, созданных школьником, результаты проверки его задач. Впоследствии учащийся должен открывать именно свой рабочий файл *.work.xml .


На примерах стартовых обстановок буквой “A” обозначена клетка, где робот находится до исполнения алгоритма, буквой “B” обозначена клетка, в которую необходимо переместить робота, звездочками в правом нижнем углу обозначены клетки, которые робот должен закрасить.

Задания для исполнителя Черепаха

Задания для исполнителя Черепаха выполняются без использования МПК - задания проверяются только учителем. Посмотреть на условия заданий можно на странице .

Инструкция по выполнению заданий дома

Для выполнения заданий дома учащимися и переноса выполненных заданий в школу имеется .

Лицензия на материалы курса


Произведение «Курс алгоритмизации с использованием исполнителей системы Кумир и автоматического тестирования» созданное Д.П.Кириенко, публикуется на условиях .

Практические задания по теме «Исполнитель Водолей»

  1. Встретились кошка с мышкой. И кошка сказала: «Если ты не принесешь мне 10 капель волшебного масла, я тебя съем. А дам я тебе только два ведра. Одно - вместимостью 15 капель, а другое - 35.» Мышка согласилась и принесла требуемые 10 капель. Как она это сделала?
  1. У старой колдуньи есть два кувшина емкостью 10 л и 6 л. Как старой ведьме отмерить 3 литра для зелья молодости?
  1. В одну большую банку помещается 9 литров воды, а в маленькую 4 литра воды. Маленький мальчик может отнести только 3 литра воды. Помогите ему их отмерить.
  1. У водолея есть два кувшина 9 и 5 литров. Как ему отмерить 3 литра?
  1. У бабушки в погребе остались две емкости компота. В одной было 16 литров, а в другой 7 литров. И есть еще пустая емкость, куда можно сливать компот. Так как одна тяжелее другой, то сливать можно только 3 литра, а доливать 2 литра. Что нужно сделать, чтобы в одной из банок оказалось 8 литров для гостей, сидящих в зале?
  1. Емкости имеют объемы 10, 5 и 3 литра. Необходимо выполнить переливания таким образом, чтобы в 10-литровой остался 1 литр, в 5-литровой - 4 литра, и 3-хлитровая была полная (3 литра)

Практические задания по теме «Исполнитель Водолей»

Задача 1.

Задача 2.

Задача 3

Задача 4.

Задача 5.

Дополнительно:

Практические задания по теме «Исполнитель Водолей»

Задача 1. Есть 2 кувшина емкостью 3 и 5 л. Как с помощью только этих кувшинов отмерить ровно 1 л жидкости?

Задача 2. Имеются три сосуда вместимостью 8, 5 и 3 литра. Наибольший сосуд полон молока. Как разделить это молоко на две равные части, используя остальные сосуды?

Задача 3 . У подножья высокого холма, на берегу тихой речки был небольшой аул. Жили в нем два брата-охотника. Отправляет старший брат младшего за водой и даёт ему два бурдюка, вместимостью 8л и 5л и просит принести ровно 7л воды. Как это сделать?

Задача 4. В первый сосуд входит 8 л, и он наполнен водой. Имеется ещё 2 пустых сосуда ёмкостями 5 л и 3 л. Как с помощью этих сосудов отмерить ровно 1 л?

Задача 5. Для марш-броска по пустыне путешественнику необходимо иметь 4 литра воды. Больше он взять не может. На базе, где имеется источник воды, выдают только 5-литровые фляги, а также имеются 3-литровые банки. Как с помощью одной фляги и одной банки набрать 4 литра во флягу?

Дополнительно:



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: