Назначение программ андроид на смартфоне. Основы безопасности операционной системы Android. Native user space, ч.1. Что делает каждое устройство уникальным

Большинство из нас чувствует себя неуверенно, когда приходится знакомиться с новой операционной системой. И несмотря на то, что Андроид сегодня можно встретить на подавляющем числе электронных устройств, всё же есть много пользователей не знакомых с ним.

Множество возможностей системы пользователи никогда не используют

Если вы являетесь одним из таких людей, мы предоставим вам самую важную информацию о том, как разобраться в системе, познакомим с её . В общем, перед вами своеобразная инструкция под названием «Андроид для чайников», где собраны все актуальные советы по работе с платформой.

Включаем устройство, заходим в свой аккаунт и устанавливаем соединение с интернетом

Руководствуясь инструкцией, мы включаем свой смартфон или планшет, после чего перед вами появится рабочий стол системы, или, если происходит первое включение устройства, запустится мастер первичной настройки. К примеру, на смартфоне мастер предлагает выполнить следующее:

Что представляет собой интерфейс системы?

После настройки своего смартфона или устройства, даже если вы не проходили работу с мастером, вы увидите рабочий стол вашего гаджета.

Что он собой представляет? Вам будут предложены следующие символы и иконки:


Стоит отметить, что на планшетах с Андроидом в нижней строке открывается быстрое меню, где вы можете включить Wi-Fi, узнать о заряде батареи и прочей важной информации - чтобы открыть его, просто сделайте движение снизу вверх в области часов. В смартфонах под управлением этой системы для открытия меню уведомлений нужно провести пальцем по всему экрану сверху вниз.

Мы рассмотрели, как выглядит рабочий стол, теперь перейдём к основному меню Android.

Оно выполнено в форме общего списка с иконками и названием программ либо в виде нескольких рабочих столов с теми же списками приложений - ничего сложного в их просмотре нет. В общем меню вы найдёте все элементы вашего устройства, здесь есть и настройки смартфона или планшета.

Пользование интернетом на Андроид

Если вы уже установили подключение к интернету, самое время узнать, как пользоваться браузером. В случае, когда Wi-Fi выключен, активировать его вы можете в упомянутом меню уведомлений или через настройки, которые вы найдёте в меню. После того как вы откроете раздел , активируйте работу Wi-Fi, затем, устройство выполнит автоматический поиск сетей. Дело остаётся за малым - выбрать сеть из списка, ввести пароль, если это необходимо и нажать «Подключить».

Как зайти в интернет на Андроид?

Для этого следуйте таким инструкциям:

  • Выберите установленный в смартфоне или планшете браузер, откройте его.
  • Далее вы можете пользоваться браузером таким же образом, как и на компьютере - перед вами будет строка для ввода адреса, возможность добавлять вкладки, а в дополнительных иконках скрываются меню для добавления закладок, просмотра истории посещений страниц и прочее.

В целом ничего сложного в работе с браузером на планшете или смартфоне нет - если вы не знаете некоторых функций или значков, просто попробуйте их.

Мы упустили только один момент - чтобы ввести адрес сайта, вам нужна клавиатура.

Как работать с клавиатурой?

Клавиатура будет автоматически открываться всякий раз, когда вы будете нажимать на строку, где вводится тот или иной текст, сообщение. Поэтому её запуск - дело нехитрое, а если нужно убрать средство ввода просто нажмите «Назад».

О работе с клавиатурой стоит знать следующее:


Как добавить другие языки на клавиатуру?

Делается это в настройках, где есть меню, посвящённое средствам ввода - в нём вы можете добавлять языки, включать или выключать словари, выполнять прочую настройку клавиатуры.

В планшетах настройки средства ввода доступны в нижней строке, рядом с часами - соответствующий символ в виде точек появляется при каждом включении клавиатуры, поэтому можно даже не заходить в меню и не искать нужный раздел в настройках.

Как пользоваться Google Play Market?

Этот сервис представляет собой приложение, где вы найдёте тысячи всевозможных программ для вашего устройства с Android. Как правило, Play Market есть по умолчанию в меню вашего планшета или смартфона, для пользования им нужна учётная запись Google - если ранее вы не выполняли вход, то сделаете это при первом запуске магазина.

Итак, как пользоваться этим чудом? Всё очень просто - выбираете понравившееся приложение или находите его через строку поиска, нажимаете «Установить», а далее оборудование справится со всем самостоятельно.

Если вам нужно удалить программу или перенести её на карту памяти - последнее необходимо, когда на самом устройстве мало места, а сделать это вы можете в настройках. В отдельном разделе вынесены все приложения, установленные на вашем гаджете.

Файловый менеджер и как смотреть фильмы и слушать музыку на Андроид

Для просмотра файлов мультимедиа есть отдельное приложение под названием Галерея или Хранилище Мультимедиа, которое вы найдёте в главном меню. Ничего сложного в пользовании им нет, по созданным папкам распределяются фотографии, видео, находящиеся в памяти устройства или на карте.

Если же вам нужны аудиофайлы, книги и общий список файлов на устройстве - для этого существует файловый менеджер, который на системе Андроид имеет название Проводник.

Кстати, при просмотре фото и вы можете сразу же установить их на рабочий стол, или как изображение контакта из телефонной книги. В целом настройка фона, виджетов и прочих эстетических составляющих - большая и отдельная тема.

Как установить мелодию на звонок?

Если вы пользуетесь смартфоном на Андроид, то наверняка хотите слышать любимую мелодию на звонке. Делается это через настройки - зайдите в меню Звук, нажмите на строку Мелодия звонка, где вы сможете выбрать необходимый файл. Как видите, в этом меню вы можете полностью редактировать настройки звонков. Установить понравившуюся мелодию вы можете и в плеере при прослушивании музыки - в меню вы найдёте соответствующую функцию.

Благодаря этой краткой инструкции по Android вы узнали минимальный набор самых важных разделов и настроек системы, которые позволят начать своё уверенное пользование смартфоном или планшетом. Главное - не бойтесь пробовать и узнавать то, чего вы раньше не видели. В целом же пользование этой платформой наверняка будет для вас простым и понятным, ведь в ней всё продумано логично и последовательно.

Те, кто использует iPhone давно, знают, как работали ранние версии iOS. Фактически это была однозадачная операционка, которая позволяла работать в фоне или прерывать работу текущего приложения только предустановленным приложениям: вы читаете книжку, вам звонят - книгочиталка сворачивается, и на экране появляется окно звонка. А вот обратная операция невозможна: книгочиталка не только не может прервать работу других приложений, но и будет убита сразу после сворачивания.

Смысл существования такой системы, конечно же, в том, чтобы сэкономить процессор, оперативную память, а также ресурс батареи. Благодаря ей (но не только) iPhone мог работать быстро в условиях ограниченных ресурсов и очень бережно относился к батарее.

Как устроена операционная система Андроид

Android всегда работал иначе. Здесь можно запустить множество различных приложений и все они будут оставаться в памяти и даже смогут работать в фоне. Вы открываете браузер, вводите адрес и, пока загружается страница, запускаете почтовый клиент и читаете письма. Все как на десктопе, с тем исключением, что вам не нужно заботиться о закрытии приложений, система сделает это сама, когда оперативная память подойдет к концу или ее не хватит для размещения запускаемого приложения (само собой, в первую очередь в расход пойдут редко используемые приложения). Этот механизм называется lowmemorykiller .

Имея права root, настройки lowmemorykiller можно регулировать напрямую или с помощью специальных приложений

Важным элементом системы многозадачности были службы (service). Это особые компоненты приложений, которые могли работать в фоне абсолютно в любых условиях: включен экран или выключен, свернуто приложение или развернуто, службам плевать даже на то, запущено ли родительское приложение вообще. Оно просто говорило: «Эй, Android, мне нужны ресурсы процессора, я хочу сделать некоторые расчеты» - и получало эти ресурсы. В терминологии Android такой запрос к системе называется wakelock (а если точнее - процессорный wakelock).

Однако поддержка такого мощного и полезного инструмента сыграла с Google злую шутку. Появилось огромное количество приложений, которые плодили службы на каждый чих, постоянно выполняли какую-то работу и не давали смартфону спать. Установив на смартфон сотню приложений, пользователь получал несколько десятков служб, каждая из которых периодически что-то делала (обновить ленту твиттера, пока телефон спит, - это же так важно).

Дела обстояли настолько плачевно, что китайские производители, не обремененные задачей сохранить совместимость с оригинальным Android (это требуется, если хотите устанавливать на свои смартфоны Play Store), просто отключили в своих смартфонах механизмы поддержания жизненного цикла служб для несистемных приложений.

Продвинутые юзеры шли другим путем: они получали права root и устанавливали приложение Greenify, которое позволяло заморозить службы выбранных приложений так, чтобы их уже никто не смог разбудить. Существовали и более радикальные варианты, например снести весь софт, которым пользуешься реже одного раза в сутки.

Сама Google также предпринимала определенные действия для борьбы с «ядовитыми» службами. Большой шаг в этом направлении был сделан в Android 4.4, где появился интеллектуальный механизм, который определял, не работает ли служба слишком много времени и не сильно ли она грузит процессор, и, если это оказывалось так, прибивал ее на месте и не давал запуститься. Даже на поверхностный взгляд эта версия системы жила на батарейке заметно дольше предыдущих.

В Android 6.0 Google пошла еще дальше и оснастила ее механизмом Doze , который после определенного времени неактивности смартфона (около одного часа) переводил его в специальный энергосберегающий режим. Одна из особенностей этого режима - запрет на wakelock, то есть ни приложения, ни службы просто не могут разбудить смартфон, чтобы выполнить какую-либо работу. На глаз Android 6.0 не стал жить дольше, так что неизвестно, сработал ли этот механизм вообще.


Шкала работы Doze

И наконец, в Android 8.0 Google пошла на радикальный шаг - запретила работу фоновых служб. Но с двумя исключениями:

Приложение в некоторых случаях, например когда оно находится на экране, может запускать службы, но Android прибьет их после ухода приложения в сон.
Видимые пользователю службы до сих пор разрешены. Это так называемый foreground service , служба, которая видна в панели уведомлений и имеет иконку в статусбаре.

Казалось бы, да, службы - это зло, но как теперь быть таким приложениям, как противоугонное, которое должно работать незаметно в фоне? Или тот же почтовый клиент? Из-за необходимости периодически проверять почту он должен висеть в панели уведомлений?

На самом деле нет. Google шла к запрету служб еще с версии 5.0, где появился так называемый JobScheduler . Это специальная подсистема, которая позволяет приложениям попросить Android выполнить ту или иную работу в такое-то время или при возникновении такого-то события (подключение к интернету, например). И да, JobScheduler сильно напоминает аналогичную функцию из iOS.

Binder

Вопреки расхожему мнению, Android с самых первых версий использовал песочницы для изоляции приложений. И реализованы они были весьма интересным образом. Каждое приложение запускалось от имени отдельного пользователя Linux и, таким образом, имело доступ только к своему каталогу внутри /data/data .

Друг с другом и с операционной системой приложения могли общаться только через IPC-механизм Binder , который требовал авторизации на выполнение того или иного действия. Этот же механизм использовался и для несколько других целей: с его помощью система оповещала приложения о системных событиях, таких как входящий вызов, пришедшее СМС, втыкание зарядки и так далее. Приложения получали сообщения и могли на них отреагировать.


Работу Binder обеспечивают драйвер в ядре Linux и Service Manager

Эта особенность дала Android очень широкие возможности автоматизации, о которых мы знаем благодаря таким приложениям, как Tasker, Automate или Locale. Все эти приложения доступны и для Android 8, разве что некоторые опасные возможности, такие как включение/выключение режима полета, теперь запрещены для использования обычными приложениями.

Система оповещения базируется на интентах (intent) , специальном механизме, реализованном поверх Binder и предназначенном для обмена информацией между приложениями (или ОС и приложениями), а также запуска компонентов приложений. С помощью интентов можно оповещать приложения о событиях, попросить систему открыть приложение для обработки определенных типов данных (например, чтобы открыть определенную страницу в браузере, достаточно послать широковещательный интент со ссылкой на страницу, и на него откликнутся все приложения, способные отображать веб-страницы, либо только дефолтовый браузер) или просто запустить компонент того или иного приложения. Например, приложения в Android запускаются не напрямую, а с помощью интентов.

К сожалению, как и службы, интенты стали проблемой для Google и пользователей Android. Дело в том, что широковещательные интенты, используемые для уведомления приложений о событиях, приходят сразу ко всем приложениям, которые заявили, что способны на них реагировать. А чтобы приложение смогло среагировать на интент, его надо запустить. Картина получается такая: на смартфоне есть двадцать приложений, которые могут реагировать на интент android.net.conn.CONNECTIVITY_CHANGE, и при каждом подключении к сети и отключении от нее система запускает эти приложения, чтобы они смогли среагировать на интент. Как это сказывается на энергопотреблении - представьте сами.

Google исправила это недоразумение опять же в Android 8.0. Теперь приложения могут регистрировать обработчики широковещательных интентов только во время своей работы (за небольшими исключениями).

Сервисы Google

Google любит бравировать тем, что Android - операционная система с открытым исходным кодом. Это, конечно же, не совсем так. С одной стороны, код Android действительно открыт, и именно поэтому мы имеем доступ к такому количеству разнообразных кастомных прошивок. С другой стороны, собрав Android из официальных исходников, вы получите систему без нескольких важных компонентов: 1) отдельных драйверов, исходники которых производитель прячет, как коммерческую тайну, 2) сервисов Google, которые нужны в первую очередь для получения доступа к аккаунту, запуска Google Play и облачного бэкапа.

Сервисы Google (Google Mobile Services) также отвечают за многие другие вещи, включая поддержку push-уведомлений, Instant Apps, Google Maps, доступ к календарю, определение местоположения по сотовым вышкам и Wi-Fi-роутерам, механизм Smart Lock, позволяющий разблокировать устройство в зависимости от некоторых условий.

В современных версиях Android сервисы Google взяли на себя настолько большую часть работы, что жить без них оказывается хоть и возможно, но очень проблематично. А с ними тоже невесело: минимальный вариант пакета GApps (который содержит только сервисы Google и Google Play) весит больше 120 Мбайт, а сами сервисы славятся своей любовью к оперативке и заряду батареи. А еще они закрыты, то есть о том, что они могут делать, знает только сама Google.


Скачать пакет с сервисами и приложениями Google для кастомной прошивки можно с сайта opengapps.org (слово open не означает, что они открыты)

Именно поэтому на свет появился проект microG, задача которого - воссоздать самую важную функциональность сервисов Google в открытом коде. Уже сейчас microG позволяет получить доступ к своему аккаунту, активировать push-уведомления, доступ к картам Google и определению местоположения по сотовым вышкам. И все это при размере в четыре мега и почти полном отсутствии требований к оперативке и ресурсу батареи.

У проекта есть собственная сборка прошивки LineageOS, которая из коробки включает в себя microG и все необходимые для его работы модификации.

Ядро Linux и рантайм

Android основан на ядре Linux. Ядро управляет ресурсами смартфона, в том числе доступом к железу, управлением оперативной и постоянной памятью, запуском, остановкой и переносом процессов между ядрами процессора и многими другими задачами. Как и в любой другой ОС, ядро - это сердце Android, центральная часть, без которой все остальное развалится.


Слоеный пирог Android

Наличие ядра Linux, а также частично совместимой со стандартом POSIX среды исполнения (в первую очередь это библиотека bionic, основанная на реализации стандартной библиотеки языка С из OpenBSD) делает Android совместимым с приложениями для Linux. Например, система аутентификации wpa_supplicant, применяемая для подключения к Wi-Fi-сетям, здесь точно такая же, как в любом дистрибутиве Linux. В ранних версиях Android использовался стандартный bluetooth-стек Linux под названием bluez (позже его заменили реализацией от Qualcomm под названием Bluedroid). Здесь даже есть своя консоль с набором стандартных UNIX/Linux-команд, реализованных в наборе Toybox, изначально созданном для встраиваемых Linux-систем.

Большинство консольных приложений, написанных для Linux, можно портировать в Android простой перекомпиляцией с помощью кросс-компилятора (главное - использовать статическую компиляцию, чтобы не получить конфликт библиотек), а имея права root, на Android-девайсе можно без всяких проблем запустить полноценный . Один нюанс - доступ к нему можно будет получить либо только через консоль, либо используя VNC-соединение. Также существует проект Maru OS, позволяющий использовать смартфон в качестве ПК на базе Debian при подключении к монитору. Ту же функцию обещает при подключении своих смартфонов к монитору с помощью дока DeX.


Старый добрый mc, запущенный в Android

Начиная с версии 4.4 Android умеет использовать систему принудительного контроля доступа SELinux для защиты от взлома и получения прав root. SELinux разработана Агентством национальной безопасности США и, если не вдаваться в детали, позволяет ограничить приложения (в том числе системные низкоуровневые компоненты) в возможностях. И речь вовсе не о полномочиях, которые юзер предоставляет приложениям, а о таких вещах, как системные вызовы и доступ к тем или иным файлам, невзирая на стандартные права доступа UNIX.

Серия уязвимостей Stagefright, поразивших Android несколько лет назад, позволяла получить контроль над устройством, просто заставив юзера открыть пришедшую MMS или специальный файл в браузере. Проблема состояла в мультимедиафреймворке Stagefright, содержащем сразу несколько уязвимостей переполнения буфера. При открытии специальным образом подготовленного мультимедиафайла эксплоит использовал уязвимость и запускал на устройстве код от имени Stagefright (который работал под рутом).

Все эти баги Google благополучно закрыла, а также поработала над модуляризацией кода фреймворка и его запуском в специальных доменах SELinux. Эти домены запрещают компонентам, ответственным за обработку мультимедиа, использовать большую часть системных вызовов Linux, включая системные вызовы группы execve, которые как раз и были причастны к запуску зловредного кода.

Сегодня SELinux используется для защиты почти всех системных компонентов Android. И это стало причиной резкого снижения количества найденных багов в Android. Но привело к фокусировке взломщиков на ядре, а точнее тех самых закрытых драйверах, аудит кода которых никто не проводил и безопасность которых не гарантирована (а она, как оказалось, находится в плачевном состоянии).

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Тебя никогда не интересовало, как работают fastboot или ADB? Или почему смартфон под управлением Android практически невозможно превратить в кирпич? Или, может быть, ты давно хотел узнать, где кроется магия фреймворка Xposed и зачем нужны загрузочные скрипты /system/etc/init.d? А как насчет консоли восстановления (recovery)? Это часть Android или вещь в себе и почему для установки сторонней прошивки обычный рекавери не подходит? Ответы на все эти и многие другие вопросы ты найдешь в данной статье.

Как работает Android

Узнать о скрытых возможностях программных систем можно, поняв принцип их работы. В некоторых случаях сделать это затруднительно, так как код системы может быть закрыт, но в случае Android мы можем изучить всю систему вдоль и поперек. В этой статье я не буду рассказывать обо всех нюансах работы Android и остановлюсь только на том, как происходит запуск ОС и какие события имеют место быть в промежутке между нажатием кнопки питания и появлением рабочего стола.

Попутно я буду пояснять, что мы можем изменить в этой цепочке событий и как разработчики кастомных прошивок используют эти возможности для реализации таких вещей, как тюнинг параметров ОС, расширение пространства для хранения приложений, подключение swap, различных кастомизаций и многого другого. Всю эту информацию можно использовать для создания собственных прошивок и реализации различных хаков и модификаций.

Шаг первый. ABOOT и таблица разделов

Все начинается с первичного загрузчика. После включения питания система исполняет код загрузчика, записанного в постоянную память устройства. Затем он передает управление загрузчику aboot со встроенной поддержкой протокола fastboot, но производитель мобильного чипа или смартфона/планшета имеет право выбрать и любой другой загрузчик на его вкус. Например, компания Rockchip использует собственный, несовместимый с fastboot загрузчик, для перепрограммирования и управления которым приходится использовать проприетарные инструменты.

Протокол fastboot, в свою очередь, представляет собой систему управления загрузчиком с ПК, которая позволяет выполнять такие действия, как разлочка загрузчика, прошивка нового ядра и recovery, установка прошивки и многие другие. Смысл существования fastboot в том, чтобы иметь возможность восстановить смартфон в начальное состояние в ситуации, когда все остальные средства не работают. Fastboot останется на месте, даже если в результате экспериментов ты сотрешь со смартфона все разделы NAND-памяти, содержащие Android и recovery.

Получив управление, aboot проверяет таблицу разделов и передает управление ядру, прошитому в раздел с именем boot, после чего ядро извлекает в память RAM-образ из того же раздела и начинает загрузку либо Android, либо консоли восстановления. NAND-память в Android-устройствах поделена на шесть условно обязательных разделов:

  • boot - содержит ядро и RAM-диск, обычно имеет размер в районе 16 Мб;
  • recovery - консоль восстановления, состоит из ядра, набора консольных приложений и файла настроек, размер 16 Мб;
  • system - содержит Android, в современных девайсах имеет размер не менее 1 Гб;
  • cache - предназначен для хранения кешированных данных, также используется для сохранения прошивки в ходе OTA-обновления и поэтому имеет размер, сходный с размерами раздела system;
  • userdata - содержит настройки, приложения и данные пользователя, ему отводится все оставшееся пространство NAND-памяти;
  • misc - содержит флаг, определяющий, в каком режиме должна грузиться система: Android или recovery.

Кроме них, также могут существовать и другие разделы, однако общая разметка определяется еще на этапе проектирования смартфона и в случае aboot зашивается в код загрузчика. Это значит, что: 1) таблицу разделов нельзя убить, так как ее всегда можно восстановить с помощью команды fastboot oem format; 2) для изменения таблицы разделов придется разлочить и перепрошить загрузчик с новыми параметрами. Из этого правила, однако, бывают исключения. Например, загрузчик того же Rockchip хранит информацию о разделах в первом блоке NAND-памяти, так что для ее изменения перепрошивка загрузчика не нужна.

Особенно интересен раздел misc. Существует предположение, что изначально он был создан для хранения различных настроек независимо от основной системы, но в данный момент используется только для одной цели: указать загрузчику, из какого раздела нужно грузить систему - boot или recovery. Эту возможность, в частности, использует приложение ROM Manager для автоматической перезагрузки системы в recovery с автоматической же установкой прошивки. На ее же основе построен механизм двойной загрузки Ubuntu Touch, которая прошивает загрузчик Ubuntu в recovery и позволяет управлять тем, какую систему грузить в следующий раз. Стер раздел misc - загружается Android, заполнил данными - загружается recovery… то есть Ubuntu Touch.

Шаг второй. Раздел boot

Если в разделе misc не стоит флаг загрузки в recovery, aboot передает управление коду, расположенному в разделе boot. Это не что иное, как ядро Linux; оно находится в начале раздела, а сразу за ним следует упакованный с помощью архиваторов cpio и gzip образ RAM-диска, содержащий необходимые для работы Android каталоги, систему инициализации init и другие инструменты. Никакой файловой системы на разделе boot нет, ядро и RAM-диск просто следуют друг за другом. Содержимое RAM-диска такое:

  • data - каталог для монтирования одноименного раздела;
  • dev - файлы устройств;
  • proc - сюда монтируется procfs;
  • res - набор изображений для charger (см. ниже);
  • sbin - набор подсобных утилит и демонов (adbd, например);
  • sys - сюда монтируется sysfs;
  • system - каталог для монтирования системного раздела;
  • charger - приложение для отображения процесса зарядки;
  • build.prop - системные настройки;
  • init - система инициализации;
  • init.rc - настройки системы инициализации;
  • ueventd.rc - настройки демона uventd, входящего в состав init.

Это, если можно так выразиться, скелет системы: набор каталогов для подключения файловых систем из разделов NAND-памяти и система инициализации, которая займется всей остальной работой по загрузке системы. Центральный элемент здесь - приложение init и его конфиг init.rc, о которых во всех подробностях я расскажу позже. А пока хочу обратить внимание на файлы charger и ueventd.rc, а также каталоги sbin, proc и sys.

Файл charger - это небольшое приложение, единственная задача которого - вывести на экран значок батареи. Он не имеет никакого отношения к Android и используется тогда, когда устройство подключается к заряднику в выключенном состоянии. В этом случае загрузки Android не происходит, а система просто загружает ядро, подключает RAM-диск и запускает charger. Последний выводит на экран иконку батареи, изображение которой во всех возможных состояниях хранится в обычных PNG-файлах внутри каталога res.

Файл ueventd.rc представляет собой конфиг, определяющий, какие файлы устройств в каталоге sys должны быть созданы на этапе загрузки системы. В основанных на ядре Linux системах доступ к железу осуществляется через специальные файлы внутри каталога dev, а за их создание в Android отвечает демон ueventd, являющийся частью init. В нормальной ситуации он работает в автоматическом режиме, принимая команды на создание файлов от ядра, но некоторые файлы необходимо создавать самостоятельно. Они перечислены в ueventd.rc.

Каталог sbin в стоковом Android обычно не содержит ничего, кроме adbd, то есть демона ADB, который отвечает за отладку системы с ПК. Он запускается на раннем этапе загрузки ОС и позволяет выявить возможные проблемы на этапе инициализации ОС. В кастомных прошивках в этом каталоге можно найти кучу других файлов, например mke2fs, которая может потребоваться, если разделы необходимо переформатировать в ext3/4. Также модеры часто помещают туда BusyBox, с помощью которого можно вызвать сотни Linux-команд.

Каталог proc для Linux стандартен, на следующих этапах загрузки init подключит к нему procfs, виртуальную файловую систему, которая предоставляет доступ к информации обо всех процессах системы. К каталогу sys система подключит sysfs, открывающую доступ к информации о железе и его настройкам. С помощью sysfs можно, например, отправить устройство в сон или изменить используемый алгоритм энергосбережения.

Файл build.prop предназначен для хранения низкоуровневых настроек Android. Позже система обнулит эти настройки и перезапишет их значениями из недоступного пока файла system/build.prop.


Выносы из текста

  • Fastboot останется на месте, даже если в результате экспериментов ты сотрешь со смартфона содержимое всех разделов NAND-памяти
  • Раздел recovery полностью самодостаточен и содержит миниатюрную операционную систему, которая никак не связана с Android
  • Слегка изменив файл fstab, мы можем заставить init загрузить систему с карты памяти

Шаг второй, альтернативный. Раздел recovery

В том случае, если флаг загрузки recovery в разделе misc установлен или пользователь включил смартфон с зажатой клавишей уменьшения громкости, aboot передаст управление коду, расположенному в начале раздела recovery. Как и раздел boot, он содержит ядро и RAM-диск, который распаковывается в память и становится корнем файловой системы. Однако содержимое RAM-диска здесь несколько другое.

В отличие от раздела boot, выступающего в роли переходного звена между разными этапами загрузки ОС, раздел recovery полностью самодостаточен и содержит миниатюрную операционную систему, которая никак не связана с Android. У recovery свое ядро, свой набор приложений (команд) и свой интерфейс, позволяющий пользователю активировать служебные функции.

В стандартном (стоковом) recovery таких функций обычно всего три: установка подписанных ключом производителя смартфона прошивок, вайп и перезагрузка. В модифицированных сторонних recovery, таких как ClockworkMod и TWRP, функций гораздо больше. Они умеют форматировать файловые системы, устанавливать прошивки, подписанные любыми ключами (читай: кастомные), монтировать файловые системы на других разделах (в целях отладки ОС) и включают в себя поддержку скриптов, которая позволяет автоматизировать процесс прошивки и многие другие функции.

С помощью скриптов, например, можно сделать так, чтобы после загрузки recovery автоматически нашел на карте памяти нужные прошивки, установил их и перезагрузился в Android. Эта возможность используется инструментами ROM Manager, auto-flasher, а также механизмом автоматического обновления CyanogenMod и других прошивок.

Кастомные рекавери также поддерживают скрипты бэкапа, располагающиеся в каталоге /system/addon.d/. Перед прошивкой recovery проверяет наличие скриптов и выполняет их перед тем, как произвести прошивку. Благодаря таким скриптам gapps не исчезают после установки новой версии прошивки.

Команды fastboot

Чтобы получить доступ к fastboot, необходимо установить Android SDK, подключить смартфон к ПК с помощью кабеля и включить его, зажав обе кнопки громкости. После этого следует перейти в подкаталог platform-tools внутри SDK и запустить команду

Fastboot devices

На экран будет выведено имя устройства. Другие доступные команды:

  • fatsboot oem unlock - разлочка загрузчика на нексусах;
  • update файл.zip - установка прошивки;
  • flash boot boot.img - прошивка образа boot-раздела;
  • flash recovery recovery.img - прошивка образа раздела recovery;
  • flash system system.img - прошивка образа системы;
  • oem format - восстановление разрушенной таблицы разделов;

Шаг третий. Инициализация

Итак, получив управление, ядро подключает RAM-диск и по окончании инициализации всех своих подсистем и драйверов запускает процесс init, с которого начинается инициализация Android. Как я уже говорил, у init есть конфигурационный файл init.rc, из которого процесс узнает о том, что конкретно он должен сделать, чтобы поднять систему. В современных смартфонах этот конфиг имеет внушительную длину в несколько сот строк и к тому же снабжен прицепом из нескольких дочерних конфигов, которые подключаются к основному с помощью директивы import. Тем не менее его формат достаточно простой и по сути представляет собой набор команд, разделенных на блоки.

Каждый блок определяет стадию загрузки или, выражаясь языком разработчиков Android, действие. Блоки отделены друг от друга директивой on, за которой следует имя действия, например on early-init или on post-fs. Блок команд будет выполнен только в том случае, если сработает одноименный триггер. По мере загрузки init будет по очереди активировать триггеры early-init, init, early-fs, fs, post-fs, early-boot и boot, запуская таким образом соответствующие блоки команд.


Если конфигурационный файл тянет за собой еще несколько конфигов, перечисленных в начале (а это почти всегда так), то одноименные блоки команд внутри них будут объединены с основным конфигом, так что при срабатывании триггера init выполнит команды из соответствующих блоков всех файлов. Это сделано для удобства формирования конфигурационных файлов для нескольких устройств, когда основной конфиг содержит общие для всех девайсов команды, а специфичные для каждого устройства записываются в отдельные файлы.

Наиболее примечательный из дополнительных конфигов носит имя initrc.имя_устройства.rc, где имя устройства определяется автоматически на основе содержимого системной переменной ro.hardware. Это платформенно-зависимый конфигурационный файл, который содержит блоки команд, специфичные для конкретного устройства. Кроме команд, отвечающих за тюнинг ядра, он также содержит примерно такую команду:

Mount_all ./fstab.имя_устройства

Она означает, что теперь init должен подключить все файловые системы, перечисленные в файле./fstab.имя_устройства, который имеет следующую структуру:

Имя_устройства_(раздела) точка_монтирования файловая_система опции_фс прочие опции

Обычно в нем содержатся инструкции по подключению файловых систем из внутренних NAND-разделов к каталогам /system (ОС), /data (настройки приложений) и /cache (кешированные данные). Однако слегка изменив этот файл, мы можем заставить init загрузить систему с карты памяти. Для этого достаточно разбить карту памяти на три 4 раздела: 1 Гб / ext4, 2 Гб / ext4, 1 Гб / ext4 и оставшееся пространство fat32. Далее необходимо определить имена разделов карты памяти в каталоге /dev (для разных устройств они отличаются) и заменить ими оригинальные имена устройств в файле fstab.


В конце блока boot init, скорее всего, встретит команду class_start default, которая сообщит, что далее следует запустить все перечисленные в конфиге службы, имеющие отношение к классу default. Описание служб начинается с директивы service, за которой следует имя службы и команда, которая должна быть выполнена для ее запуска. В отличие от команд, перечисленных в блоках, службы должны работать все время, поэтому на протяжении всей жизни смартфона init будет висеть в фоне и следить за этим.

Современный Android включает в себя десятки служб, но две из них имеют особый статус и определяют весь жизненный цикл системы.

Команды init.rc

Процесс init имеет встроенный набор команд, многие из которых повторяют стандартный набор команд Linux. Наиболее примечательные из них:

  • exec /путь/до/команды - запустить внешнюю команду;
  • ifup интерфейс - поднять сетевой интерфейс;
  • class_start имя_класса - запустить службы, относящиеся к указанному классу;
  • class_stop имя_класса - остановить службы;
  • insmod /путь/до/модуля - загрузить модуль ядра;
  • mount ФС устройство каталог - подключить файловую систему;
  • setprop имя значение - установить системную переменную;
  • start имя_службы - запустить указанную службу;
  • trigger имя - включить триггер (выполнить указанный блок команд);
  • write /путь/до/файла строка - записать строку в файл.

Шаг четвертый. Zygote и app_process

На определенном этапе загрузки init встретит в конце конфига примерно такой блок:

Service zygote /system/bin/app_process -Xzygote /system/bin --zygote --start-system-server class default socket zygote stream 660 root system onrestart write /sys/android_power/request_state wake onrestart write /sys/power/state on onrestart restart media onrestart restart netd

Это описание службы Zygote, ключевого компонента любой Android-системы, который ответственен за инициализацию, старт системных служб, запуск и остановку пользовательских приложений и многие другие задачи. Zygote запускается с помощью небольшого приложения /system/bin/app_process, что очень хорошо видно на приведенном выше куске конфига. Задача app_proccess - запустить виртуальную машину Dalvik, код которой располагается в разделяемой библиотеке /system/lib/libandroid_runtime.so, а затем поверх нее запустить Zygote.

Когда все это будет сделано и Zygote получит управление, он начинает формирование среды исполнения Java-приложений с помощью загрузки всех Java-классов фреймворка (сейчас их более 2000). Затем он запускает system_server, включающий в себя большинство высокоуровневых (написанных на Java) системных сервисов, в том числе Window Manager, Status Bar, Package Manager и, что самое важное, Activity Manager, который в будущем будет ответственен за получение сигналов о старте и завершении приложений.

После этого Zygote открывает сокет /dev/socket/zygote и уходит в сон, ожидая данные. В это время запущенный ранее Activity Manager посылает широковещательный интент Intent.CATEGORY_HOME, чтобы найти приложение, отвечающее за формирование рабочего стола, и отдает его имя Zygote через сокет. Последний, в свою очередь, форкается и запускает приложение поверх виртуальной машины. Вуаля, у нас на экране появляется рабочий стол, найденный Activity Manager и запущенный Zygote, и статусная строка, запущенная system_server в рамках службы Status Bar. После тапа по иконке рабочий стол пошлет интент с именем этого приложения, его примет Activity Manager и передаст команду на старт приложения демону Zygote

INFO

В терминологии Linux RAM-диск - это своего рода виртуальный жесткий диск, существующий только в оперативной памяти. На раннем этапе загрузки ядро извлекает содержимое диска из образа и подключает его как корневую файловую систему (rootfs).

В процессе загрузки Android отображает три разных загрузочных экрана: первый появляется сразу после нажатия кнопки питания и прошит в ядро Linux, второй отображается на ранних этапах инициализации и записан в файл /initlogo.rle (сегодня почти не используется), последний запускается с помощью приложения bootanimation и содержится в файле /system/media/bootanimation.zip.

Кроме стандартных триггеров, init позволяет определять собственные триггеры, которые могут срабатывать от самых разных событий: подключения устройства к USB, изменения состояния смартфона или изменения состояния системных переменных.

Кроме всего прочего, Activity Manager также занимается убийством фоновых приложений при нехватке памяти. Значения порогов свободной памяти содержатся в файле /sys/module/lowmemorykiller/parameters/minfree.

Все это может выглядеть несколько непонятно, но самое главное - запомнить три простые вещи:

Во многом Android сильно отличается от других ОС, и с наскоку в нем не разобраться. Однако, если понять, как все работает, открываются просто безграничные возможности. В отличие от iOS и Windows Phone, операционка от гугла имеет очень гибкую архитектуру, которая позволяет серьезно менять ее поведение без необходимости писать код. В большинстве случаев достаточно подправить нужные конфиги и скрипты.

Читайте какими бывают устройства Android. Операционная система Андроид, разработкой которой с лета 2005 года занимается компания Google, за очень короткий срок стала одной из самых популярных на мировом рынке, подвинув многих конкурентов. Зеленый робот, ставший лицом ОС, узнаваем пользователями и, что немаловажно, любим. Система добилась невероятных успехов, став основой для устройств самого разного назначения. Но какие конкретно устройства работают на ? Мы задались целью составить материал, в котором постараемся раскрыть ответ на этот вопрос.

Чем так хороша ОС Android

На рынке мобильных операционных систем сегодня главенствует, как многим известно, всего два представителя – iOS и Android. Этим двум противоборствующим ОС удалось попросту вытеснить всех остальных игроков, которым приходится довольствоваться ничтожным процентом.

И вот уже около десяти лет не утихают споры о том, что же лучше – или Android. В пользу первой говорит проработанность и стабильность – все для людей. Однако система является закрытой, а используется только в продукции компании Apple. Android же располагает к себе открытостью с возможностью кастомизации, а также обилием самых разных устройств – система доступна любой компании.

В открытости и распространенности и заключаются преимущества Андроид. Систему в своих целях используют и производители смартфонов, планшетов, умных часов, и автоконцерны. Кроме того, продукция, выпускаемая на Android, как правило, дешевле конкурентов на других операционных системах.

Устройства Android: где только не используется система

Ну что ж, теперь непосредственно к устройствам на Android. Их огромное число, потому мы затронем самые распространенные.

Смартфоны и Android

Первым устройством, которому выпала честь опробовать на себе преимущества Андроид, стал, конечно же, смартфон. Случилось это не так уж и давно – осень 2008 года. Всего-то девять лет назад был выпущен первый девайс на этой системе! Первым смартфоном был HTC Dream, который имел выдвижную клавиатуру и простецкие характеристики, которые не идут ни в какое сравнение с нынешними флагманами.

Смартфон был построен на базе чипа Qualcomm MSM7201A – одно ядро и частота 528 МГц. Эту «мощь» дополнили 192 Мб оперативной и 256 Мб постоянной памяти, благо можно было установить карту памяти на 16 Гб. 3.2-дюймовый экран получил разрешение 320×480 точек. И, как ни крути, для того времени это был настоящий прорыв.

После HTC Dream потенциал Андроид рассмотрели многие компании, открыв новую эру мобильных ОС. В Россию первый смартфон на Android приехал только в 2009 году, и стал им ни какой-нибудь там Samsung или LG, а HIGHSCREEN PP5420. И аппарат выглядит интересно даже сейчас.

Он обзавелся двумя экранами (дополнительный OLED ), процессором Qualcomm MSM7201A, ОЗУ 128 МБ, ПЗУ 256 МБ.

Однако операционная система тогда считалась выбором гиков, а большинству пользователей было комфортно с мобильными телефонами от Nokia. Прыжок выше головы Android сделала, когда обновилась до версии 2.3 (2011 год). Десятки компаний стали выбирать эту систему, да и пользователи рассмотрели потенциал.

Что имеем сегодня? Все крупнейшие производители (сами знаете за исключением кого) используют в своих смартфонах Android, добавляя что-то свое в код системы, дабы сделать ее лучше. Каждый год система обновляется, получая приставку в названии. С выходом новых версий пополняется арсенал возможностей Android. И нет никаких предпосылок, чтобы рынок смартфонов отказался от системы в ближайшие годы.

Планшеты


Планшет

Одним из первых представителей планшетов на Android стал Samsung Galaxy Tab, который попал на полки магазинов в 2010 году. Корейская компания выпускала устройство, чтобы навязать конкуренцию iPad, который уже тогда был готов стать лидером продаж.

До Samsung уже были попытки выпустить планшет на Андроид, но они либо просто не увенчались успехом, либо прошли незамеченными. Первый Galaxy Tab работал на версии 2.2, которая была явно не лучшим выбором для подобного класса гаджетов – она просто не была приспособлена в то время для планшетов, что не скрывала и Google. Хотя Samsung и постаралась ее доработать.

Расцвет планшетов начался после выхода Android версии 3.0, которая была разработана специально для этих устройств. Полки магазинов мгновенно наполнились дешевыми китайскими планшетами, которые привлекали пользователя своей ценой. Следующие версии Андроид стали универсальными, что позволило использовать систему и на смартфонах, и на планшетах.

Сегодня Android-планшеты переживают не лучшие времена – новинки выходят редко, пользователи отдают предпочтение фаблетам, к тому же, серьезную конкуренцию навязывают iPad и модели на Windows.

Телевизоры, Mini PC, игровые приставки и TV Box на Android

Вслед за смартфонами, планшетами и некоторыми другими устройствами Андроид проник и в мультимедийные устройства. Еще летом 2012 года Nexus представила медиа-развлекательное устройство Q, которое подключалось к телевизору и воспроизводило различный контент. Работал гаджет на Android 4.0. Позже, в 2014 году, Google показала – ответвление, которое предназначалось для приставок и телевизоров. Android TV перенял всю функциональность основной системы, став более адаптированным к управлению пультом ДУ.

За широкие возможности ОС особенно приглянулась многим производителям , которые, подключаясь к телевизору, превращают его в некое подобие большого смартфона. Очень любимы эти устройства китайскими компаниями, выпускающими ТВ Боксы по 2000-3000 рублей. На Android TV выпускаются и некоторые модели телевизоров, но большинство крупных компаний имеет свои системы , от которых не желает отказываться.

Кроме того, с выходом Android 4.4 в интернет-магазинах появилось немало Mini PC на этой системе – небольшие устройства (часто в виде флешки), которые, по сути, представляют собой все те же TV Box. Главное их достоинство – компактность, позволяющая носить в кармане.

Многим пользователям интересна Android и как игровая система. Компании же стараются потворствовать желаниям покупателей. Уже сегодня на прилавках магазинов электроники можно найти игровую приставку на Android от , а также кучу портативных моделей от китайских компаний.

Android с каждым годом только усиливает позиции на рынках развлекательных мультимедийных устройств. Функциональности системы сегодня достаточно для комфортного просмотра онлайн-контента, запуска тысяч игр и многих других целей.

Носимая электроника и техника для дома

Относительно недавно новым трендом стала умная носимая электроника, в числе которой оказались . На волне популярности Android выпустила в 2014 году свою систему для умных часов – . Как и полноценную ОС, ее постарались сделать наиболее удобной и функциональной. Сегодня на Android Wear доступны часы от таких крупных брендов как Samsung, LG, Huawei, Sony и других.

Не обошла система от Google стороной и технику для дома, которая год от года становится умнее. Уже в 2009 году пользователи могли приобрести рамку для фотографий на Android, позже к тренду присоединилась бытовая техника, в частности холодильники. Производители встраивают в свои устройства сенсорные панели, с помощь которых можно производить настройку работы холодильника, заказывать еду, управлять удаленно, задействовав планшет или смартфон.

Интересные приборы для кухни с операционной системой Андроид «на борту» представляют почти на каждой выставке. Кроме того, падает постепенно и цена на подобные устройства, что способствует их быстрому распространению.

Ноутбуки, камеры, проекторы, электронные книги

Есть ноутбуки, работающие на Android. Их относительно немного, но Google сегодня готова приложить все усилия, чтобы их продукт навязал конкуренцию системе уже десктопной – Windows. Кроме того, каждый пользователь может опробовать Андроид на своем компьютере или ноутбуке, причем совершенно бесплатно.

Однако пока ноутбуки на Андроид особым успехом не пользуются – все же для работы со многим программами на голову выше . Возможно, только пока.

А вот проекторы на Android выглядят поинтереснее. Сегодня многие компании выпускают портативные модели, которые оснащаются Android TV, что позволяет насладиться любимым шоу или сериалом в любом месте: хоть дома на диване, хоть в лесу под елью. Но, опять же, это больше нишевые устройства, которые не имеют такого спроса как смартфоны или смарт часы.

Любителям чтения сегодня доступны электронные книги на Android. Они существенно функциональнее своих братьев, на которых можно лишь открыть скачанный заранее роман или повесть. Подобные модели и в Интернете позволяют посидеть, и фильм посмотреть, ну и, конечно же, насладиться чтением.

Устройства для автомобилей


Фото: Андроид-магнитола Shuttle SDVA-6950 v2

Автомобили сегодня так же распространены, как и смартфоны, так почему бы и их не наградить современной операционной системой. Крупные холдинги оснащают новые модели бортовыми компьютерами, которые полностью отслеживают состояние авто, готовы помочь водителю с маршрутом и развлекут в длинной пробке фильмом.

Кроме того, на рынке полным-полно различных устройств на Андроид, которые может позволить каждый. Это, естественно, позволяющие загрузить тысячи карт, куда же без магнитолы, которая не только будет воспроизводить музыку, но и видео из YouTube в длинной пробке покажет. Дополнить этот тандем готовы видеорегистраторы, которые с помощью Android обладают существенно большими возможностями.

Заключение

Список устройств, работающих на операционной системе Google, действительно впечатляет. По факту, ни одна другая система не способна похвастаться столь широким распространением. И ведь сферы применения Android только расширяются. Общедоступность и функциональность делают свое дело – система растет впечатляющими темпами, оставляя позади конкурентов. Может вы, уважаемые читатели, тоже знаете какие-нибудь экзотические устройства на Android?


Существует множество устройств, которые работают на базе Андроид. Многие покупатели, приобретая современные мобильные телефоны и планшеты не понимают, что такое Андроид и для чего он нужен. Читайте дальше, чтобы узнать о преимуществах операционной системы и основных аспектах первоначальной настройки. Научившись работать на одном Андроид-гаджете, вы с легкостью сможете разобраться с любым другим.

Андроид, что это такое – для чайников

Android представляет собой бесплатную операционную систему на основе которой работают смартфоны, планшеты, игровые приставки, наручные часы, телевизоры, мультимедийные проигрыватели, электронные книги и очки Google. Зачастую производители современных устройств изменяют стандартные элементы ОС фирменными приложениями, по другому группируют пункты меню и формулируют их название. Однако суть работы системы в большинстве фирменных оболочек является идентичной.

Разнообразие приложений позволит получить дополнительные возможности для пользователя и заменить базовый функционал. По сей день проводятся регулярные обновления, которые значительно расширяют возможности пользователей, повышают производительность и экономичность. Последняя версия ОС разработана в 2017 году и называется Android 8.0 Oreo. Андроид – современная платформа, которая позволяет преобразить смартфон и планшет в настоящий карманный компьютер. Кроме этого, ОС Андроид проста в управлении.

Часть первая. Первый запуск

При первом запуске смартфона или планшета необходимо произвести настройку опций для полноценного их использования. Когда пользователь включит Андроид на экране появится мастер первичной настройки. Таким образом можно избавиться от ненужного поиска опций в меню устройства.

Мастер первого запуска

Изначально система предложит пользователю выбрать язык интерфейса, а также подключиться к сети Wi-Fi или мобильного оператора. В каждом устройстве может быть представлено разное количество языков. В европейский моделях Андроид-устройств обязательно присутствует украинский, русский и английский языки.

В современных Андроид-устройствах предусмотрено использование интернета. Использовать основной функционал смартфона можно и без него. Если поблизости нет WiFi, можно воспользоваться мобильным интернетом. У каждого оператора сотовой связи свои тарифы, которые различаются стоимостью и параметрами. Однако, доступ к полезным опциям и интересным возможностям будет затруднён.

При первом включении мобильного телефона не рекомендуют вставлять Sim – карту, поскольку в ОС установлено по умолчанию использование мобильных данных. Эти действия позволят избежать нецелесообразного использования трафика. Сделав выбор необходимого языка меню следует нажать кнопку „Далее“, чтобы приступить к следующему этапу настроек.

Затем предстоит привязать используемое устройство к аккаунту Google. Данные действия можно пропустить и выполнить немного позже. Однако, рекомендуют сделать это сразу, потому что так вы сможете без лишних действий загрузить необходимые приложения, пользоваться электронным ящиком, магазином приложений и другими полезными сервисами компании в режиме онлайн. Пользователь может использовать уже существующий аккаунт. Если такового нет, то для регистрации в Google нажмите кнопку „Нет“, потом на „Создать аккаунт“.

Созданный аккаунт навсегда остается с пользователем, а также ранее купленные приложения и некоторые настройки. Даже если захотите поменять старый смартфон на новый. Стоит заметить, что в распоряжении пользователя будет 16 Gb „облачного пространства“, что позволит настроить синхронизацию с облачным хранилищем Google. После входа в аккаунт система задаст несколько вопросов относительно настройки смартфона. Для того чтобы никогда не потерять контакты, следует подтвердить свое согласие относительно резервного копирования данных.

На следующем этапе понадобится в пустой графе ввести фамилию и имя пользователя. Не обязательно прописывать реальные данные, их можно придумать. Со временем данную информацию можно изменить. Можете не беспокоиться о конфиденциальности личных данных. Компания Google гарантирует высокий уровень защищенности личной информации своих клиентов.

Далее нужно указать email. После регистрации изменить его будет невозможно. Затем заполните поле с паролем и логином. Настоятельно рекомендуем их записать или запомнить. Пользователю предложат произвести настройку процедуры восстановления пароля. При этом потребуется ввести номер мобильного телефона.

Пользователь должен подтвердить согласие на доступ к информации об его местоположении. Здесь есть несколько вариантов: отключить или включить опцию, включить поиск местоположения через GPS или координаты сети. Данные о расположении пользователя не распространяются на третьи лица. Они могут быть необходимыми для некоторых приложений.

Система задаст вопрос о согласии с правилами Google. Нажмите кнопку „Принять“. Затем введите капчу. Предоставляется дополнительная возможность привязки к аккаунту карты VISA, Paypal и других. Данная опция удобна при покупке в магазине приложений игр, музыки и программ.

В завершении процедуры настройки понадобится ввести часовой пояс, дату и текущее время. Если планируете в дальнейшем использовать Google Карты, то оставьте отметку в соответствующем пункте.

Как видите, нет ничего сложного, теперь вы можете использовать устройство в полном объеме. Первоначальная настройка закончена.

Перенос контактов со старого аппарата

Перенести контакты с одного Андроид-устройства на другой можно несколькими способами. Самый простой способ – синхронизация с Google. Если у вас не первый смартфон с ОС Андроид, то все записи могут быть сохранены в „облаке“ Google. Это возможно если пользователь не отключил синхронизацию контактов на старом устройстве.

Проверить, сохранились ли контакты можно следующим образом:

  1. Со старого устройства зайдите в настройки и нажмите пункт „Аккаунты“.
  2. Когда учетная запись Google привязана к устройству, то под указанным выше пунктом будет находиться надпись „Google“. В противном случае, ее необходимо подключить. Для этого выберите „Добавить аккаунт“, введите логин и пароль.
  3. Нажмите на e-mail, чтобы попасть в настройки синхронизации.
  4. Для сохранения записей с Андроид в системе сервисов Google нажмите „Контакты“. Произойдет процесс синхронизации.
  5. Затем понадобится подключить новый смартфон или планшет с Google, с той же учетной записью к которой был привязан старый аппарат.
  6. Для того, чтобы перенести контакты на новое устройстве проведите процедуру, описанную выше до пункта Gmail.

Другой способ – использование vcf-файл. Пользователю понадобится произвести экспорт данных в файл. Для этого необходимо:

  • Зайдите в телефонную книгу старого устройства.
  • Нажмите на кнопку в виде трех точек, расположенную в правом верхнем углу экрана.
  • Выберите пункт „Импорт/экспорт“. Затем нажмите „Экспорт“. В многих Андроид-устройствах данная опция может быть представлена раздельными пунктами. В этом случае пользователю нужно нажать на „Экспорт“.
  • Затем выберите путь копирования для перемещения контактов: память устройства или SD-карту.
  • Поставьте отметку напротив тех контактов, которые нужно перебросить. Если нужны все записи нажмите „Выделить все“.
  • Далее нажмите „ОК“.

Использование опции Bluetooth. Для этого активируйте данную опцию на новом и старом смартфоне. Затем включите систему обнаружения устройств, поскольку на некоторых устройствах она отключена. Зайдите в „Настройки“, затем „Bluetooth“. Поставьте отметку напротив пункта „Видно всем“ на обоих аппаратах. Потом включаем на одном поиск устройств. В открывшемся списке выберите необходимое и нажмите для соединения и передачи данных. Переходим в настройки телефонной книги. Выбираем раздел „Отметить все“ или „Отметить несколько“. После чего нажимаем „Отправить“. На другом устройстве нажимаем „Принять“.

Можно сначала перенести контакты на карту памяти, затем вставить ее в планшет или смартфон. Многие пользователи предпочитают переносить контакты с Sim-карты. Единственный минус такого метода – ограниченное количество контактов для хранения. Он подходит для тех пользователей, у которых в списке номеров не более 220 штук. Для этого необходимо, чтобы все контакты были на ней сохранены.

Зайдите в приложение телефонной книги. Выберите опцию „Экспорт/Импорт“, далее „Экспорт“. Путь копирования определяем как “Sim-карта”. Вставляем карту с номерами в новый аппарат и переносим. Заходим в телефонную книгу. Нажимаем на кнопку в верхнем правом углу. Выбираем опцию „Импорт с Sim-карты“.

Еще один способ – перенести контакты с компьютера через USB-кабель. Для этого подключаем старый аппарат к ПК и кабелю. Переносим vcf-файл с номерами телефона на компьютер. Затем таким же образом подключаем новый смартфон или планшет и переносим на него данные с ПК.

Настройка почты

Переходим к настройкам почты. Если пользователь не планирует пользоваться электронной почтой через смартфон, этот этап можно пропустить. Когда используется электронный ящик Gmail, то он автоматически настраиваться после ввода логина и пароля Google аккаунта. В том случае, когда электронная почта находится на другом ресурсе, ее придется настраивать вручную. Для этого выполните следующие действия:

  1. Запустите на устройстве встроенное приложение „Электронная почта“.
  2. Зайдите в „Настройки“.
  3. Нажмите „Добавить учетную запись“.
  4. Заполните форму: имя пользователя и пароль.
  5. Нажмите „Далее“.
  6. Система предложит выбрать протокол, по которому будет производиться связь с почтой. Как правило, почтовые сервера работают по двум протоколам: POP3 и IMAP. Выберите, тот который для вас более удобный, затем нажмите „Вход“.

Если электронный ящик находится на одном из популярных почтовых серверов, то система попытается самостоятельно определить остальные настройки и установить соединение. В ином случае для ввода имени серверов и прочих настроек нажмите кнопку „Вручную“ и введите необходимые данные почтового сервиса.

Экранная клавиатура

В работе со смартфоном часто приходится использовать клавиатуру. Для того, чтобы на Андроид вызвать клавиатуру достаточно нажать на окно для написания текста. Чтобы ее убрать, нажмите на кнопку „Назад“. Процедура ввода текста схожа с набором на ПК. Для изменения языка ввода нажмите кнопку в виде глобуса. В настройках клавиатуры можно задать в переключатель три часто используемых языка. Новое предложение в автоматическом режиме начинается с заглавной буквы.

Чтобы слово начиналось с заглавной буквы нажмите на стрелочку “Вверх”. Для введения нескольких заглавных букв подряд удержите кнопку в течении двух секунд. Для удаления текста или слова воспользуйтесь кнопкой в виде квадратика с крестиком посередине. Помимо основной клавиатуры есть несколько дополнительных со значками и смайлами. Для переключения между ними нажмите кнопку, расположенную в нижнем углу. В процессе набора текста, на экране будут выводиться подсказки слов. Если выбрать одно из них, то буквы преобразятся в готовые слова.

Чтобы сэкономить время на печати, можно скопировать слово и вставить в текст. Чтобы выделить нужное слово, тапните по нему и удержите несколько секунд. Для увеличения границ копирования потяните за маркеры по его краям. Вверху клавиатуры появится панель с функциями „Копировать“, „Вырезать“ и „Вставить“.

Подключение к Wi-Fi

Для подключения к новой сети через Wi-Fi необходимо зайти в настройки устройства, затем в раздел „Wi-Fi“. Появится список доступных в данный момент сетей. Замочек, расположенный возле значка Wi-Fi означает, что вход в эту сеть защищен паролем. Если ввести пароль один раз, то повторное подключение к такой сети Андроид-устройством происходит в автоматическом режиме, вводить пароль снова уже не потребуется.

В некоторых случаях нужная сеть может не отображаться в списке доступных. Администратор любой сети может ее сделать закрытой (невидимой) для других пользователей. Чтобы к ней подключиться, нажмите кнопку „Меню“ в верхнем углу экрана телефона, затем „Добавить сеть“. С помощью кнопки „Меню“ также можно перейти к дополнительным настройкам сети: работа сети в режиме сна и включение уведомлений о доступных и открытых сетях.

Часть вторая. Интерфейс смартфона

Интерфейс Андроид-устройства зависит от версии операционной системы и от фирменной оболочки, которую установил производитель. Однако, логика работы ОС остается неизменной.

Жесты

Управление устройством на базе ОС Андроид производится на основе жестов. К основным из них относятся:

  1. Тап – однократное касание пальцем руки по экрану.
  2. Двойной тап – аналог двойного клика мышкой. Двойное касание по сенсорному экрану смартфона.
  3. Долгий тап – касание по экрану продолжительностью в несколько секунд.
  4. Свайп – скользящее касание по экрану. Предполагает проведение пальцем по экрану смартфона слева направо, сверху вниз, либо снизу вверх.
  5. Щипок – подразумевает касание по экрану большого и указательного пальца, затем их сведение вместе.

Рабочий стол и иконки док-бара

Рабочих столов на Андроид-устройстве может быть несколько. Перелистывание их осуществляется с помощью свайпа слева направо и наоборот. Иконки док-бара расположены внизу экрана. Как правило здесь находится значок телефонной книги, браузера и программа для создания смс сообщений. Центральную кнопку используют для вызова меню со всеми установленными программами.

Строка состояния

Она расположена в верхней части экрана Андроид-устройства. Здесь отображается информация о текущем времени, заряде аккумулятора и активных уведомлениях. Некоторые пользователи называют ее „шторкой“. Чтобы ее открыть, необходимо произвести свайп сверху вниз. В строке состояния находится доступ к основным переключателям: мобильные данные, геоданные, экономия энергии, звук, книжный экран, авиарежим, фонарик, Bluetooth и Wi-Fi.

Обои, виджеты, иконки

На рабочем столе устройства находятся иконки приложений и виджеты. Последние позволяют вывести на экран необходимую информацию, что не требует повторного запуска программы. За время существования ОС Андроид были выпущены виджеты самых различных назначений. К ним относятся виджет часов, погоды, заметки, покупки и прочее. Большинство способны работать на любой прошивке. Однако, есть виджеты, которые установить на другую ОС невозможно.

Установка мелодии вызова

Для установки мелодии звонка перейдите в „Настройки“ устройства, затем в раздел „Звук“ и „Мелодия звонка“. С перечня стандартных мелодий выберите понравившуюся. Пользователю предоставляется возможность установки на вызов мелодий, загруженных с интернета. Для этого скачайте на устройство любимую композицию и установите ее на звонок. В том же разделе, где находятся стандартные мелодии нажмите на значок “Плюс” в верхнем правом углу. Таким образом добавьте загруженную мелодию в список доступных.

Часть третья. Установка приложений

Основным преимуществом операционной системы является возможность установки различных приложений. С помощью дополнительных программ смартфон и планшет становятся реальными помощниками для их владельцев. Они позволяют круглосуточно получать необходимую информацию, покупать товар в интернет- магазинах, работать удаленно, решать вопросы в сфере бизнеса, читать книги онлайн и многое другое. Таким образом пользователь устройства сможет сполна использовать его функции.

Google Play

Для доступа к официальному магазину приложений необходим аккаунт в Google. Значок Play Market расположен на рабочем столе. Тапните по нему, чтобы запустить приложение. В верхней части экрана находится строка поиска. Если пользователю необходимо загрузить конкретное приложение, введите его название для поиска. В Google Play есть разделы: игры, приложения, музыка, книги и журналы. Внизу экрана представлен список новинок кино и самых популярных приложений.

Защита от случайных покупок

В современных играх и приложениях могут быть предусмотрены внутренние покупки, которые могут стать неприятным сюрпризом для владельца смартфона. Зачастую родители дают смартфон детям для игры. Чтобы защититься от случайной покупки необходимо установить на нее пароль. Для этого запустите Play Market и перейдите в „Настройки“. Войдите в раздел „Запрашивать пароль при покупке“ и поставьте отметку напротив пункта „Для всех покупок в Google Play на этом устройстве“.

Скидки и распродажи

Ежедневно в Google Play предоставляются скидки на многие приложения. Некоторые пользователи об этом не проинформированы. Постоянно следить за появлением выгодных скидок в магазине приложений физически нереально. Поэтому рекомендуем установить на устройстве специальную программу, которая будет оповещать о распродажах и скидках.

Подобных приложений много. Самое популярное среди пользователей – AppSales. Можно использовать систему фильтров, чтобы очистить список предложений от ненужных программ. Пользователь может выбрать интересующую категорию приложений, либо конкретную программу.

Выбор программ по умолчанию

Андроид предоставляет возможность пользователю экспериментировать, устанавливать и использовать новые программы. Если на смартфоне будет установлено несколько программ для одной цели, то система спросит, какую именно пользователь предпочитает использовать в данный момент. Осуществлять выбор программы вручную можно каждый раз, либо сделать это единожды и попросить систему больше не спрашивать.

Если вы случайно выбрали не ту программу, какую хотели, вернуть её в диалоговое окно можно так:

  1. Зайдите в пункт меню „Настройки“.
  2. Затем в „Приложения“.
  3. Найдите необходимую программу.
  4. Нажмите „Удалить программу по умолчанию“.

Удаление программ

Для удаления программ с Андроид-устройства существует несколько способов. Первый метод:

  • В настройках устройства найдите раздел „Приложения“.
  • Переключитесь на вкладку „Сторонние“, либо „Все“.
  • В списке найдите ненужную программу.
  • Затем выберите опцию „Удалить“.

Второй способ – в меню приложений найти программу, перетянуть ярлык в корзину. В некоторых смартфонах с чистым Андроидом такой возможности нет.

Третий способ – удаление через Play Market. Запустите приложение. В меню выберите раздел „Мои приложения“. Тапните по нужному приложению и выберите функцию „Удалить“.

Установка приложений из сторонних источников

Необходимые программы можно скачивать не только с официального магазина приложений, но и со сторонних сайтов. Для этого пользователю необходимо активировать соответствующую функцию на устройстве, поскольку она отключена по умолчанию. В настройках найдите вкладку „Безопасность“. Возле пункта „Неизвестные источники“ и „Проверять приложения“ поставьте галочку. Затем можно скачать установочный файл программы с расширением APK.

Любое приложение, скачанное со стороннего ресурса, несет риск для устройства. Поэтому, разработчики рекомендуют проводить загрузку программ только с проверенных официальных источников.

Сторонние магазины приложений

Некоторые пользователи из-за хороших скидок предпочитают использовать сторонние магазины приложений. Процедура загрузки и установки приложения такая же, как описано выше. При их загрузке обратите внимание на следующее:

  1. Используйте надежные источники.
  2. Перед покупкой программы убедитесь, что ее действие распространяется на страну вашего пребывания.
  3. При покупке приложений права пользователя могут быть не защищены.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: