Пример таблицы типа объекты объекты 1. Материальные и информационные модели. Тип урока: комбинированный

Таблица типа «объекты-свойства» — это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.

Общий вид таблиц типа ОС:

Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество столбцов — от количества рассматриваемых свойств.

Пример 1

В этой таблице приведена информация о некоторых древних русских городах, хранящих уникальные памятники нашей культуры и истории и образующих всемирно известное Золотое кольцо России. Эта информация отражена в заголовке таблицы.

В таблице представлены объекты «Владимир», «Кострома», «Переславль-Залесский» и «Гусь- Хрустальный», принадлежащие классу «город». Для каждого объекта приведены значения свойств «год основания», «основатель» и «достопримечательность», выраженные числами и словами.

В маленьких таблицах (из 3-4 строк) объекты можно перечислять в произвольном порядке. Если объектов в таблице много, то располагать их надо в некотором осмысленном порядке, согласно некоторому правилу. Например, в вышепредставленной таблице города могут быть перечислены в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию годов их основания.

Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то ее можно «повернуть набок» — строки превратить в графы, а графы — в строки.

Например:

Что именно располагать в головке, а что в боковике — объекты или свойства, — зависит от конкретной таблицы. Как правило, таблица, в которой много строк и мало граф, бывает удобней, чем таблица, содержащая мало строк, но много граф.

Таблица типа «объекты-объекты-один» (ООО).
Таблица типа «объекты-объекты-один» — это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

Общий вид таблиц типа ООО:

В этой таблице головка (верхний заголовок) имеет сложную (двухъярусную) структуру.

Пример 2

Таблица типа ООО может быть «повернута на бок» строки превращены в графы, а графы — в строки.

Например:

В таблице типа ООО фиксируется одно свойство пары объектов, поэтому в ее ячейках всегда содержатся значения одного типа: или числа, или слова, или графические изображения.

Пример 3
В таблице «Расстояния между городами» представлены расстояния между парами объектов, принадлежащих одному классу «город», поэтому объекты этого класса занесены и в головку, и в боковик таблицы. В результате головка таблицы «теряет» один уровень, и сама таблица выглядит проще. Эта таблица также относится к типу ООО.

Подобные таблицы есть в атласах автомобильных дорог. Правда, там они оформляются так:

Пример 4

По этой таблице можно получить представление о том, чем увлекаются ученики 7 класса, какие кружки и секции они посещают. Если ученик увлекается танцами, спортом или компьютерной графикой (посещает соответствующий кружок или секцию), то в нужную ячейку ставится 1, а если нет — 0.

Ячейки этой таблицы содержат числа, но только 0 и 1. Такие таблицы называют двоичными таблицами.

Важная особенность этой таблицы состоит в том, что в ней фиксируются не количественные (сколько?), а качественные свойства (наличие/отсутствие связи между
объектами).

Коротко о главном:

  • Таблица типа «объекты-свойства» — это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.
  • Таблица типа «объекты-объекты-один» — это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

Вопросы и задания:

Тема: Сложные и простые таблицы. «объекты-объекты-несколько(ООН)» и типа «объекты-свойства-объекты(ОСО)»

Предмет: Информатика и ИКТ

Класс: 7

Ключевые слова: информатика и ИКТ, учебник Босовой 7 класс, таблицы, урок по теме табличное моделирование, конспект урока по теме таблицы, практическое задание по теме таблицы, табличные информационные модели

Оборудование: 8 рабочих мест для учащихся, оборудованных компьютерами, с установленной на них программой MS Word и доступом в Интернет;

рабочее место учителя;

заготовки текстов для парной работы, содержащие материал для преобразования его в таблицу вида ООН или ОСО .

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: сообразно этапу урока фронтальная, индивидуальная, групповая (парная).

Методическая разработка урока.

Цель урока: Провести урок организации деятельности учащихся, реализующий функции систематизации и обобщения знаний на материале темы «Табличные информационные модели».

Задачи урока:

    Закрепление представления учащихся знаний учащихся по теме с помощью он-лайн тестирования.

    Расширение и систематизация представления учащихся о табличных информационных моделях.

    Формирование навыка создания таблиц с помощью аналитического преобразования текста.

    Установление внутрипредметных связей между знаниями учащихся о табличных информационных моделях и приёмах построения таблиц в Ms Word .

    Проведение парной работы, проверяющей уровень сформированности навыка построения таблиц с помощью приложения Microsoft Word операционной системы Windows.

    Организация урока, применяющего базовые принципы здоровьесберегающих технологий.

Состав учащихся : на уроки информатики и ИКТ класс делится на группы. В данной группе 12 учащихся.

Методическая составляющая: При обучении информатике и математике ученик последовательно переходит от изучения одной дидактической единицы к изучению другой. При этом у него формируются, как правило, линейные связи между различными дидактическими единицами. С ростом числа дидактических единиц цепочка линейных связей между ними увеличивается, ее становится трудно удержать ученику в памяти, поэтому постепенно информатика начинает представляться для него в виде набора некоторых определений, приёмов работы на компьютере и названий его комплектующих.

Одна из главных целей обучения информатике – формирование представления школьника об информационной картине мира, о месте информационных процессов и информации в окружающем мире. Причём значение для дальнейшего развития школьника имеет только определенная система знаний, для формирования которой необходимо особым образом организовывать деятельность учеников на отдельных этапах обучения. Эта деятельность должна быть направлена на формирование компактной системы знаний с нелинейными связями между единицами содержания и реализовывать функции обобщения и систематизации знаний.

Систематизация заключается в установлении взаимосвязей между отдельными элементами знаний, их связей с предыдущими темами, разделами курса информатики, способами применения этих фактов при решении новых задач, связь с другими учебными предметами. Функция обобщения при изучении некоторого предмета заключается в выведении главного  ведущих понятий, положений, методов.

На урок систематизации и обобщения следует выносить, прежде всего, материал, который впоследствии из предмета изучения перерастет в средство изучения. В данном случае навык аналитической обработки текста, составления сложной таблицы (как на бумаге, так и с помощью текстового редактора), знания о табличных информационных моделях и их применении являются именно такими средствами, инструментами для развития метапредметных навыков обработки больших массивов текстовой информации.

Формы и методы работы на уроке обусловлены психофизиологическими особенностями учащихся данного возраста, основаны на деятельностном подходе и призваны исключить пассивное восприятие знаний, обеспечить включение каждого ребенка в учебную деятельность, формировать интерес к обучению, создать позитивный эмоциональный фон в отношениях между учителем и учениками. Используются словесный, наглядный, практический, деятельностный методы в индивидуальной, групповой форме. По ходу урока постоянно присутствует диалоговая форма работы, что позволяет учителю определять результативность каждого этапа урока и гибко корректировать ход урока.

В ходе выполнения практических заданий используется групповая работа, позволяющая более эффективно искать пути решения поставленных задач, умение работать в группе, формируя информационную и коммуникационную компетентностьучащихся.

Критерии результативности урока:

    сформированность представлений о способах преобразования текстовой словесной информационной модели в табличную информационную модель;

    свобода владения навыками создания таблиц в текстовом редакторе ОС Windows;

    активность учащихся в ходе урока;

При конструировании урока я согласовывала план с соблюдением принципов здоровьесбережения:

    на уроке применяются разные виды учебной деятельности (слушание, практическая работа с таблицей, практическая работа с текстом, обсуждение в парах, прохождение он-лайн теста, устная работа с вопросами к параграфу, практическая работа за компьютером);

    при выполнении разных заданий учащиеся переходят с одного рабочего места на другое, они не проводят весь урок, сидя за партой или компьютером;
    количество времени работы за компьютером ограничено временем работы с тестом и таблицей и не превышает норм СанПин;

    на уроке присутствует несколько моментов эмоциональной разрядки: преобразование текста в таблицу с помощью подчеркивания, получение результатов теста с выставлением оценки автоматически компьютером, переход от задания к заданию.

Ход урока:

    Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

    Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Учитель: предлагает вспомнить название программы, с которой ученики работали на предыдущем уроке. Определяет порядок проверки домашнего задания. Учащиеся делятся на две группы: отвечающие на вопросы учителя устно по материалу параграфа, выполняющие задание он-лайн теста.

Вопросы для устного опроса предлагаются в соответствии с §2.5 учебника Информатика: учебник для 7 класса/ Л.Л. Босова. – М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2008:

    Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесными описаниями? Приведите пример.

    Любое ли словесное описание можно заменить информационной моделью? Приведите пример.

    Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались на уроках в школе.

    Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались в повседневной жизни.

    Каких правил следует придерживаться при составлении таблиц?

    Информация каких видов размещается в графах таблицы? В боковике таблицы? Из чего состоит головка таблицы?

    Какие типы таблиц вы знаете?

    Приведите пример таблицы типа «объекты-свойства».

    Приведите пример таблицы «объект-объекты».

    Какие виды сложных таблиц вы знаете?

Он-лайн тест, выполнение которого происходит параллельно, находится на сайте методической службы издательства «БИНОМ.Лаборатория знаний” в лаборатории Л.Л. Босовой в разделе электронных образовательных ресурсов для УМК этого автора. Тест, наряду с прочими, входит в комплекс презентаций, тренировочных и тестовых заданий, необходимых для изучения предмета «Информатика и ИКТ» по УМК Л. Л. Босовой. Автор ресурса А.М. Антонов. На сайте представлены Windows-версия, Linux-версия и интернет версия.

6-8 учащихся выполняют этот тест, отметка выставляется компьютером.
По окончании опроса каждый учащийся получает отметку - за устный опрос или за тест.

3. Практическая работа с текстом. Анализ данных.

Учитель: Переходим к следующему этапу сегодняшней работы. Учимся анализировать текстовый документ и составлять по нему адекватную табличную информационную модель. Для этого проделаем с текстом определенную работу. Сначала определимся с понятиями:
Объект – это то, о чём идёт речь. Класс объектов – множество объектов, объединенных какими-то общими свойствами. Свойства – характеристики, признаки объекта.

У каждого свойства есть название и значение .

Будем выделять объекты, названия и значения свойств с помощью подчеркиваний разного вида. Название объекта будем подчеркивать прямой линией, название свойства – волнистой, значение – пунктиром. Если в тексте два объекта, то первый объект будем подчеркивать одной прямой, второй – двумя.

Прочитайте текст. К типу сложных таблиц или простых таблиц будет относиться составленная нами табличная модель?
Первый представленный тест – простая табличная модель.

Учащиеся, работая в парах, выполняют действия под диктовку учителя.

«Объект – Объект»

«Объект – Свойство»

1) Выделите объекты и свойства. В каждой фразе подчеркнуть название первого объекта в паре прямой линией, название второго объекта в паре – двумя прямыми, название свойства пары объектов – волнистой, значение свойства – пунктирной.

2) Название свойства записать в заголовок таблицы.

3) Назвать класс первых объектов паре. Название записать в заголовок боковика.

4) Назвать класс вторых объектов в паре. Название записать в верхний ярус головки.

5) Название первых объектов записать в боковик.

6) Название вторых объектов записать в нижний ярус головки.

1) Выделите объекты и свойства. В каждой фразе подчеркнуть название объекта прямой линией, название свойства объекта – волнистой, значение свойства – пунктирной.

2) Назвать класс объектов. Название записать в заголовок таблицы и в заголовок боковика.

3) Названия объектов записать в боковик.

4) Названия свойств записать в головку.

5) Значения свойств записать в прографку.

Учащиеся составляют простую таблицу в зависимости от варианта.

Учитель проверяет работу: если подчеркивание выполнено верно, то пара получает разлинованный бланк «немой» таблицы и заполняет его. Первый ученик в паре выполняет подчеркивание, второй – заполняет таблицу.

Тексты для работы и методика работы с текстом представлены в Задачнике-практикуме под ред. И.Г. Семакина, Е.К.Хеннера. − М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Аналогично осуществляется работа со вторым текстом. Второй текст представляет собой словесную модель, реализуемую сложной таблицей.
Текст для табличной информационной модели сложного типа предполагается взять из материалов компьютерного практикума актуального учебника. Наиболее соответствует задачам урока задание №5 работы 6 ученика. «Немой» вариант таблицы раздается парам для заполнения:

    Выделите объекты и свойства. В каждой фразе подчеркните название первого объекта в паре одной прямой линией, название второго объекта в паре – двумя прямыми, название свойства пары объектов – двумя волнистыми линиями, значение свойства – пунктиром.

    Названия свойств или парных свойств записать в заголовок.

«объекты-объекты-несколько (ООН)»

«объекты-свойства-объекты(ОСО)»

3) Если объекты представлены классом объектов паре, то название пишется в заголовок боковика.

4) Название вторых объектов в паре записать записать в верхний ярус головки.

5) Названия первых объектов записать в боковик.

Названия вторых объектов записать в средний ярус головки.

6) Названия свойств записать в нижний ярус головки, повторив их для каждого объекта из среднего яруса.

7) Значения свойств записать в прографку.

3)Название класса объектов, для которых указаны одиночные свойства записать в заголовок боковика.

4) Названия одиночных свойств записать в головку рядом с заголовком боковика.

5) Назвать класс объектов, для которых указаны только парные свойства, но не указаны одиночные. Название головки записать в верхний ярус головки в III часть таблицы.

6) Названия объектов первого класса записать в боковик.

7) Названия объектов второго класса записать в средний ярус головки в III части таблицы.

8) Названия парных свойств записать в нижний ярус головки в III часть таблицы, повторив их для каждого объекта из среднего яруса.

9) Значения свойств записать в прографку.

Учащиеся выполняют подчеркивания и после проверки учителем заполняют «немую» таблицу. Причём при переходе к составлению более сложных таблиц учащиеся меняются местами: теперь второй учащийся выполняет подчеркивание, первый – заполняет таблицу.

4. Компьютерный практикум

Учитель: Финальная часть работы – нарисовать таблицу из последнего задания в текстовом редакторе операционной системы Windows.
Рисование таблицы сложного типа требует от учащихся владения многими операциями по созданию и редактированию таблиц: разбиение ячеек, объединение ячеек и др. Таким образом, учитель может адекватно оценить сформированность навыков учащихся.

По результатам работы учащиеся в паре получают вторую оценку. Домашнее задание: Л.Л. Босова. Информатика, 7кл.. Рабочая тетрадь. Стр. 51, №№28. 29, 31, 32.

Приложение: образец задания, выполненного учащимися.

«Информационные модели таблиц» - Маша играет на рояле. Таблица типа «объекты-объекты-один». Таблица типа «объекты-объекты-несколько». Заполним первую часть таблицы. Примеры таблиц ООО. Ключевые слова. Информация в таблице. Вычислительные таблицы. Решение логических задач. Напиток. Объекты. Таблицы вокруг нас. Маша не знает итальянского.

«Табличные информационные модели» - Период обучения. Объединим информацию. Свойства «Рост» и «Вес» не являются парными. Общий вид таблиц типа ОС. Расстояния между городами. Оценки по информатике учеников VII класса. Представленная в таблице информация наглядна, компактна. Информация о различных свойствах объектов. В таблице должны быть указаны единицы измерения.

«Модели на графах» - Неориентированный граф. Ориентированный граф. Семантическая сеть. Ход рассуждения. Файловая структура. Цепь. Схема дорог. Дерево. Взвешенный граф. Иерархия. Связь между графом и таблицей. Задача. Дороги между пятью населенными пунктами. Состав графа. Дороги. Схема дорог, связывающих города. Корень. Информационные модели на графах.

«Графические информационные модели» - Вопросы и задания. Взвешенный граф. График описания движения. Графические информационные модели. Генеалогическое древо. Диаграмма. Сеть и дерево. Граф задачи о переправе. Самое главное. Схемы в физике. Чертёж детали. Многообразие графических информационных моделей. Ключевые слова. Графы. Географическая карта Евразии.

«Системы и модели на графах» - Информационная модель. Что такое система. Термин. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги. Ориентированный граф. Сколькими способами можно рассадить в ряд на три стула троих учеников. Неориентированный граф. Граф. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Между планетами Солнечной системы установлено космическое сообщение.

«Табличная модель объекта» - Размеры. Итоговая строка. Клумба. Сформировать представление о вычислительных таблицах. Сторона. Пирожки. Товар. Составьте таблицу. Клумбы. Автомобиль. Занесем в таблицу данные из условия задачи. Вычисления. Веселые человечки. Вычислительные таблицы. Суммы чисел. Основные понятия.

Всего в теме 16 презентаций

Сложные таблицы Таблица типа
«объекты- объекты- несколько » ( ООН )

Таблица типа «объекты-объекты-несколько

Общий вид таблиц типа ООН:

В этой таблице головка (верхний заголовок) имеет трехъярусную структуру.

Пример 5

Таблица 2.9

Оценки по информатике и математике учеников 7 класса


В этом примере пары образуются из объектов, относящихся к классам «ученик» и «предмет». Свойствами здесь являются оценки, полученные учениками за разные периоды учебы.

Попробуем эту же информацию представить иначе. Образуем пары из объектов, принадлежащих классам «ученик» и «период обучения». Свойствами будем считать оценки, полученные учениками по предметам.

Таблица 2.10

Оценки по информатике и математике учеников 7 класса


Из этого примера видно, что объекты и свойства могут меняться ролями: то, что было объектом, становится свойством, и наоборот. Один или другой вариант следует выбирать в зависимости от цели составления таблицы. Например, чтобы проследить за успеваемостью ученика в разные периоды времени по одному и тому же предмету, удобнее воспользоваться таблицей 2.9. А общую картину успеваемости за весь период обучения проще понять с помощью таблицы 2.10. В таблице 2.11 приведен фрагмент сводной ведомости успеваемости учащихся, имеющейся в конце классного журнала.

Таблица 2.11

Оценки по информатике и математике учеников 7 класса

Таблица типа «объекты - свойства - объекты» (ОСО )

Пример 6

В таблице 2.12 приведены антропометрические данные учеников 7 класса. Эта таблица относится к типу OОС.

Таблица 2.12 Антропометрические данные учеников 7 класса

Результаты, показанные ребятами в школьной спарта­киаде, приведены в таблице 2.13. Эта таблица относится к типу ООН.

Таблица 2.13 Результаты школьной спартакиады

Объединим информацию, содержащуюся в таблице 2.12 и таблице 2.13. Для этого «нарастим» боковик таблицы 2.12, вставив после него нужные графы из таблицы 2.13. Получим:

Таблица 2.14

Антропометрические данные и спортивные результаты учеников 7 класса


В этой таблице свойства «рост» и «вес» не являются парными, они относятся только к объектам класса «ученик». Свойства «результат» и «баллы» характеризуют пары объектов классов «ученик» и «упражнение».

В отличие от таблиц других типов, таблицы типа ОСО нельзя «повернуть набок», так как одиночные свойства объектов обязательно должны находиться в боковике.

Вопросы и задания

1.Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными описаниями? Приведите пример.

2.Любое ли словесное описание можно заменить табличной информационной моделью? Приведите пример.

3.Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались на уроках в школе.

4.Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались в повседневной жизни.

5.Каких правил следует придерживаться при составлении таблиц?

в. Информация каких видов размещается в графах таблицы? Можно ли там размещать графические изображения? Приведите пример.

Коротко о главном

Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк. Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.

Таблица типа «объекты-свойства» - это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.

Таблица типа «объекты-объекты-один » - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

Таблица типа «объекты-объекты-несколько » - это таблица, содержащая информацию о нескольких свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам.

Таблица типа «объекты-свойства-объекты» - это таблица, содержащая информацию и о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, и об одиночных свойствах объектов одного из классов.

Представление информации в табличной форме широко распространено. Уже в школьной жизни приходится встречаться с массой таблиц: расписание занятий, журнал успеваемости, график дежурств, таблица Менделеева, таблицы физических свойств веществ, таблицы исторических дат и многое другое. Информация в таблицах обязательно упорядочена по какому-то принципу. Например, в классном журнале - в алфавитном порядке фамилий учеников; в расписании занятий - по дням недели и номерам уроков и т.д. Такая упорядоченность позволяет быстро находить в таблице нужные сведения.

Чаще всего используются прямоугольные таблицы, состоящие из строк и столбцов (граф). В верхней строке таблицы обычно располагаются заголовки граф. Вот пример прямоугольной таблицы, содержащей сведения о погоде в течение нескольких дней.

Погода

Дата

Осадки

Температура (градусы С)

Давление (мм рт. ст.)

Влажность
(проценты)

Без осадков

Без осадков

Данная таблица является примером таблицы типа "объект-свойство". Каждая строка такой таблицы относится к конкретному объекту. В нашем примере это определенный день, заданный датой. Первая графа обычно идентифицирует этот объект, последующие графы отражают свойства (характеристики) объекта.

Другой тип таблиц называется "объект-объект". Такие таблицы отражают взаимосвязь между различными объектами. Примером является таблица успеваемости учеников по разным предметам.

Успеваемость


Ученик

Русский

Алгебра

Химия

Физика

История

Музыка

Аликин Петр

Ботов Иван

Волков Илья

Галкина Нина

Эта таблица отражает связь между двумя типами объектов: учениками и изучаемыми дисциплинами. Оценка является характеристикой такой связи. В такой таблице строки и графы могут поменяться местами: в строках - предметы, в столбцах - ученики.

Важной разновидностью таблиц типа "объект-объект" являются двоичные матрицы. Двоичные матрицы отображают качественную связь между объектами - есть связь или нет связи. Например, если бы ученики могли выбирать изучаемые предметы по своему усмотрению, то сведения о том, кто что изучает, можно было бы представить в виде следующей таблицы (в ней единица указывает на изучаемый предмет, а ноль - на не изучаемый).
Изучаемые предметы


Ученик

Русский

Алгебра

Химия

Физика

История

Музыка

Аликин Петр

Ботов Иван

Волков Илья

Галкина Нина

Табличный способ представления данных является универсальным. Любую структуру данных, в том числе и представленную в форме графа, можно свести к табличной форме. Приведение информации к табличной форме называется нормализацией дан ных. В следующей таблице представлен результат нормализации иерархической структуры, приведенной в статье "Графические модели".

Заполнение этой таблицы происходило путем движения по дереву снизу вверх (от листьев к корню). Получилась таблица типа "объект-свойство".
Административная структура РФ

Объекты - города, а свойствами является их принадлежность к соответствующим административно-географическим зонам. Строки упорядочены в алфавитной последовательности названий городов. Число граф в таблице равно числу уровней в дереве. Нет смысла заводить графу под названием "Государство", поскольку во всех строчках в ней будет присутствовать одно значение - "Российская Федерация". Лучше это слово вынести в заголовок таблицы.

Для табличного представления сетей, содержащих однотипные вершины, используют двоичные матрицы. В следующей таблице содержится двоичная матрица, представляющая структуру дорожной сети, приведенной в статье "Графические модели".

Дорожная сеть

Бабкино

Дедкино

Кошкино

Репкино

Мышкино

Бабкино

Дедкино

Кошкино

Репкино

Мышкино

Двоичная матрица в этой таблице называется матрицей смежности : единицы стоят на пересечении строки и столбца с названиями смежных (т.е. соединенных дорогой) поселков. Если сеть является неориентированным графом, то матрица смежности симметрична относительно главной диагонали, идущей от верхнего левого угла в правый нижний угол матрицы. Вследствие этого, если строки и столбцы поменять местами, то матрица не изменится.

У матрицы, отражающей ориентированный граф, такой симметричности не будет. В этом случае надо договориться о смысле строк и столбцов. Например, для каждой пары смежных вершин строка обозначает начальную, а столбец - конечную вершину. Тогда структура ориентированного графа совместимостей групп крови из статьи "Графические моде ли" представится следующей двоичной матрицей смежности:

Переливание крови


Конечная вершина
Начальная вершина

Основанием для перевода графов в табличную форму служит то обстоятельство, что табличная форма удобна для компьютерной обработки. Многие компьютерные технологии работают с таблицами (базы данных, электронные таблицы); обработку таблиц удобно описывать на языках программирования. Поэтому представление систем в форме графа обычно используется в теоретических моделях; в компьютерном моделировании таких систем обычно используется табличная форма.

Умение представлять данные в табличной форме - очень полезный общеметодический навык. Практически все школьные предметы используют таблицы, но никакой из них не учит школьников методике построения таблиц. Эту задачу должна взять на себя информатика. Приведение данных к табличной форме является одним из приемов систематизации информации - типовой задачи информатики.

Среди разделов базового курса, относящихся к линии информационных технологий, непосредственное отношение к таблицам имеют базы данных и электронные таблицы. Предварительный разговор о таблицах, их классификации, приемах оформления является полезной пропедевтикой к изучению этих технологий.

Возможная в школьном курсе информатики классификация таблиц описана выше: таблицы типа "объект-свойство" и "объект-объект". Это наиболее простые и наиболее часто встречающиеся типы таблиц. Кроме них, полезно дать представление о двоичных матрицах. Двоичные матрицы используются в тех случаях, когда нужно отразить наличие или отсутствие связей между отдельными элементами некоторой системы. С помощью двоичных матриц удобно представлять сетевые структуры.

Пример. Дана двоичная матрица, отражающая связи между различными серверами компьютерной сети.

Глядя на таблицу, ученики должны определить, какой из пяти серверов является узловым.

Решение следующее: поскольку по данному определению узловым называется тот сервер, с которым непосредственно связаны все другие серверы, то в матрице нужно искать строку, состоящую только из единиц. Это строка С4. Значит, сервер С4 является узловым.

Второе задание, связанное с этой же таблицей, может быть следующим: нарисовать схему компьютерной сети, изобразив серверы кружками, а связи.

Этот пример еще раз демонстрирует, что для зрительного восприятия структуры системы удобнее графическая форма, а для компьютерной обработки - табличная.

Задание :



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: