Школа для электрика: все об электротехнике и электронике. Основы электротехники для начинающих

Начинающий радиолюбитель: школа начинающего радиолюбителя, схемы и конструкции для начинающих, литература, радиолюбительские программы

Доброго дня уважаемые радиолюбители!
Приветствую вас на сайте “ “

На сайте работает “Школа начинающего радиолюбителя “. Полный курс обучения включает в себя занятия начиная от азов радиоэлектроники и кончая практическим конструированием радиолюбительских устройств средней сложности исполнения. Каждое занятие строиться на предоставлении слушателям необходимых теоретических сведений и практических видеоматериалов, а также домашних заданий. В ходе учебы каждый обучаемый получит необходимые знания и навыки в полном цикле конструирования в домашних условиях радиоэлектронных устройств.

Для того чтобы стать слушателем школы, необходимо желание и подписка на новости сайта или через FeedBurner, или через стандартное окно подписки. Подписка необходима для своевременного получения новых уроков, видеоматериалов занятий и домашнего задания.

Только подписавшимся на курс обучения в “Школе начинающего радиолюбителя” будут доступны видеоматериалы и домашнии задания по занятиям.

Для тех, кто решил изучать радиолюбительство вместе с нами, необходимо кроме подписки, внимательно изучить подготовительные статьи:






Все вопросы, пожелания и замечания Вы можете оставлять в комментариях в разделе “Начинающим”.

Первое занятие.

Второе занятие.
Лаборатория радиолюбителя. Собираем блок питания.

Определяемся со схемой. Как проверить радиоэлементы.

Подготовка деталей.
Расположение деталей на плате.
Изготовление платы самым простым способом.

Пайка схемы.
Проверка работоспособности.
Изготовление корпуса для блока питания.
Изготовление передней панели с помощью программы “Front Designer”.

Третье занятие.
Лаборатория радиолюбителя. Собираем функциональный генератор.



Проектирование печатной платы с помощью программы “Sprint Layout”.
Применение ЛУТ (лазерно-утюжной технологии) для переноса тонера на плату.

Окончательный вариант платы.
Нанесение “шелкографии”.
Проверка работоспособности генератора.
Настройка генератора с помощью специальной программы “Virtins Multi-Instrument”

Четвертое занятие.
Собираем светомузыкальное устройство на светодиодах

Предисловие.
Определяемся со схемой и изучаем характеристики основных деталей.

Фоторезисты и их применение.
Немного о программе “Cadsoft Eagle”. Установка и русификация официальной версии.

Изучаем программу Cadsoft Eagle:
– начальные настройки программы;
– создание нового проекта, новой библиотеки и нового элемента;
– создание принципиальной схемы устройства и печатной платы.

Уточняем схему;
Изготавливаем печатную плату в программе Cadsoft Eagle;
Облуживаем дорожки платы сплавом “Розе”;
Собираем устройство и проверяем его работоспособность специализированной программой и генератором;
Ну и, в конце-концов, радуемся результатам.

Подведем некоторые итоги работы “Школы”:

Если вы последовательно прошли все шаги, то ваш результат должен быть следующим:

1. Мы узнали:
- что такое закон Ома и изучили 10 основных формул;
– что такое конденсатор, резистор, диод и транзистор.
2. Мы научились:
♦ изготавливать простым способом корпуса для устройств;
♦ залуживать печатные проводники простым способом;
♦ наносить “шелкографию”;
♦ изготавливать печатные платы:
– с помощью шприца и лака;
– с использованием ЛУТ (лазерно-утюжной технологии);
– с использованием текстолита с нанесенным пленочным фоторезистом.
3. Мы изучили:
- программу для создания передних панелей “Front Designer”;
– любительскую программу для налаживания различных устройств “Virtins Multi-Instrument”;
– программу для ручного проектирования печатных плат “Sprint Layout”;
– программу для автоматического проектирования печатных плат “Cadsoft Eagle”.
4. Мы изготовили:
- двухполярный лабораторный блок питания;
– функциональный генератор;
– цветомузыку на светодиодах.
Кроме того, из раздела “Практикум” мы научились:
- собирать простые устройства из подручных материалов;
– рассчитывать токоограничительные резисторы;
– рассчитывать колебательные контуры для радиоустройств;
– рассчитывать делитель напряжения;
– рассчитывать фильтры низких и верхних частот.

В дальнейшем в “Школе” планируется изготовить несложный УКВ радиоприемник и приемник радионаблюдателя. На этом скорее всего работа “Школы” будет закончена. В дальнейшем, основные статьи для начинающих будут публиковаться в разделе “Практикум”.

Кроме того, начат новый раздел по изучению и программированию микроконтроллеров AVR.

Работы начинающих радиолюбителей:

Интигринов Александр Владимирович:

Григорьев Илья Сергеевич:

Ruslan Volkov:

Петров Никит Андреевич:

Морозас Игорь Анатольевич:

В жизни каждого возникают ситуации, когда требуется отремонтировать какое-либо радиоэлектронное устройство, начиная от елочной гирлянды и заканчивая сложной бытовой техникой. Имея минимальные навыки работы с инструментами, многие виды работ можно выполнить самостоятельно. Обычно это ограничивается пайкой оборвавшегося провода или поиском перегоревшей лампы. Более серьезные виды работ требуют наличия знаний в области электроники, опыта, наличия приборов и инструментов.

Знания будут совсем не лишними, но не стоит сразу пытаться постигать устройство и ремонт, в частности, телевизора. Скорее всего, из этого ничего не выйдет. В лучшем случае ремонт не удастся, а в худшем – добавятся новые проблемы. Лучше начинать изучение радио,- и электротехники с самых основ и закреплять их практическими работами. Для этого нужен для начала совсем небольшой парк инструментов и приборов, который можно затем пополнять по мере возникшей необходимости.

Что нужно знать

Лучше всего брать уроки радиоэлектроники у более опытных людей, но в эру повсеместного развития интернета знаниями вполне можно овладеть самостоятельно. В сети достаточное количество обучающих видео и доступной литературы для свободного ознакомления. При желании можно даже подписаться на обучающие курсы и уроки.

Что должен знать начинающий радиолюбитель, и что должно обязательно присутствовать на обучающем курсе:

  • Основы электроники. Это, в первую очередь, законы Ома, Кирхгофа, расчет мощности. Необходимо знать расчет последовательного и параллельного соединения резисторов и емкостей. Без этих знаний дальнейшие шаги просто бессмысленны;
  • Уметь пользоваться измерительными приборами. Для всех измерительных приборов важно уметь правильно выбрать предел измерений, а для стрелочных – дополнительно уметь определять цену деления шкалы измерения и отсчитывать показания;

  • Знать принцип работы и устройство простейших радиоэлементов: резисторов, конденсаторов, катушек индуктивности, трансформаторов, диодов и транзисторов. Необходимо ориентироваться в параметрах элементов и, исходя из работы схемы, определять, какие из них наиболее важны и критичны в данном участке схемы. На первых порах нет необходимости досконально знать, как работает p-n переход диода и транзистора, но особенности работы, которые характеризуют важнейшие параметры, нужно помнить;
  • Уметь читать радио,- и электрические схемы. Для этого необходимо помнить обозначения элементов на принципиальных схемах;
  • Знать принципы маркировки радиоэлементов, уметь расшифровывать сокращенные и кодированные обозначения и уметь переводить кратные величины измерения (мегаомы в килоомы, микрофарады в пикофарады и так далее);

  • Уметь пользоваться паяльником, правильно выбирать припой и флюс для пайки .

Важно! Большая часть радиотехнических схем хоть и требует для питания низковольтного напряжения, но использует для этих целей преобразование напряжения сети, которое опасно для жизни. Основы техники безопасности важны для сохранения здоровья и жизни.

Какие нужны инструменты и приборы

Мастерская радиолюбителя должна иметь в своем составе несколько обязательных вещей. Со временем, с приобретением навыков и знаний, ассортимент можно расширить, но на первых порах необходимы только несколько разновидностей.

Самый главный инструмент радиолюбителя – паяльник. В целях обеспечения безопасности, предотвращения удара током или повреждений элементов схемы паяльник должен быть низковольтным – с напряжением питания не более 42В. Если говорить о мощности, то для пайки большинства элементов схем достаточно 25-и ваттного паяльника. Он, конечно, не очень подходит для пайки выводов мощных радиодеталей, и если есть сомнения, то можно взять инструмент с мощностью 40Вт. Больше не нужно, поскольку даже в умелых руках использование такого паяльника может привести к перегреву и выходу из строя радиоэлементов, отслоению печатных проводников на платах.

Начинающему радиолюбителю не имеет смысла приобретать сложную и дорогую паяльную станцию. Научившись грамотно пользоваться обычным паяльником, можно задуматься о приобретении более сложного инструмента, но научившись работать с паяльной станцией, с обычным паяльником справиться будет довольно тяжело.

Измерительный прибор

В настоящее время в продаже можно встретить большое разнообразие всевозможных измерительных приборов, различной степени сложности, точности и ценового диапазона.

При работах с электрическими схемами наиболее важно измерение следующих параметров:

  • Сопротивление;
  • Переменное и постоянное напряжение;
  • Переменный и постоянный ток;
  • Более сложные работы потребуют измерения частоты и формы сигналов, параметров транзисторов, значения индуктивности.

Наиболее распространены комбинированные приборы для измерения напряжения, тока и сопротивления. Ранее они назывались авометрами (ампер-вольт-омметр), а сейчас, в основном, тестерами или мультиметрами, поскольку способны измерять еще несколько параметров.

Большинство приборов основано на цифровой обработке сигналов и имеют знаковую индикацию. Подобно большинству цифровых устройств, они имеют множество положительных качеств:

  • Высокая точность измерения;
  • Возможность автоматического определения предела измерения и полярности сигнала;
  • Запоминание результата.

Вместе с тем, аналоговые приборы, имея меньшую точность, позволяют видеть наглядное изменение измеряемой величины по положению стрелки. Возможно наблюдение и измерение быстроменяющихся параметров.

Цифровые устройства требуют наличия некоторого времени для установки показаний. Основной недостаток – требование изначально знать правильную полярность источника сигнала и возможную его величину для выбора предела измерений. С этим же связано затруднение у новичков радиолюбителей – правильное считывание показаний стрелочного прибора.

Аналоговым прибором можно при наличии некоторого навыка контролировать состояние и исправность электролитических конденсаторов, что очень трудно выполнить цифровым мультиметром.

Новичку лучше использовать в работе именно стрелочный прибор, поскольку в процессе обучения приобретаются полезные навыки работы с измерительной аппаратурой, а точность измерений не является основополагающей. К тому же, для измерений тока и напряжения такой прибор не нуждается во встроенном источнике питания.

Для начинающего радиолюбителя вполне подойдет даже тестер, выпущенный в середине прошлого века, поскольку принцип измерения, правила пользования и характеристики авометров с того времени практически не изменились, а точность и надежность даже самых старых приборов порой намного выше, чем у современных дешевых китайских авометров. Радиолюбительство большинства современных электронщиков начиналось с самого распространенного тестера отечественного производства Ц20.

Инструменты и материалы

Лаборатория радиолюбителя невозможна без минимума инструментов:

  • Кусачки (бокорезы);
  • Пинцет;
  • Набор отверток с разнообразной формой жала;
  • Набор различных крепежных элементов (болты, гайки, шайбы);
  • Изолированные гибкие и одножильные провода.

Обязательно наличие припоя и флюса. Наибольшим доверием пользуется припой типа ПОС60, обладающий низкой температурой плавления. И раньше, и сейчас это основной припой для пайки радиоэлементов на постсоветском пространстве.

В качестве флюса, в основном, используется канифоль или ее раствор в этиловом спирте. Можно использовать и другие составы, например, ЛТИ120, но канифоль более универсальна и имеет минимальную стоимость.

Важно! При пайке радиоэлементов и проводов нельзя использовать кислотные или активные флюсы. Быстро и качественно выполненная пайка через непродолжительное время будет безнадежно испорчена коррозией.

Техника безопасности

Радиотехника для начинающих должна обеспечивать самый высокий уровень безопасности. Уже было отмечено про низковольтные паяльники, но следует отметить, что большинство любителей сразу при конструировании и ремонте устройств пользуются сетевыми блоками питания. Будет гораздо безопаснее приобрести или попросить изготовить для домашней лаборатории мощный разделительный трансформатор с единичным коэффициентом трансформации. Выдавая на выходе все то же напряжение переменного тока 220В, он предоставит надежную гальваническую развязку от питающей сети.

Видео

Электроника, как хобби. Кризис жанра?

Многие из тех, кто превратил электронику в занимательное времяпрепровождение, часто задают себе вопрос: «Зачем я этим занимаюсь?». Читаю журналы и книги из раздела «Электроника это просто» и прочую литературу из серии «Для чайников». На более сложные и умные книги просто не хватает терпения.

А далее рассуждения идут примерно по такому руслу: вот, мол, сделал простенький усилитель, собрал несколько мигалок (световых эффектов), . А оказывается, все это можно купить, если не новое, то во всяком случае б/у, и окажется все лучшего качества, в фирменных корпусах, даже в рабочем состоянии. Спрашивается, где же выгода, экономический эффект от подобных занятий?

Но, пожалуй, не стоит забивать голову такими мыслями. Ведь можно привести немало примеров, которые не приносят никакой выгоды. Такие занятия называются хобби, т.е. увлечение, в котором вряд ли следует искать смысл. Это как любовь, ведь мало кто может ответить, в чем ее смысл. Или рыбалка, - проще пойти в магазин и купить рыбы, чем стоять с удочкой возле реки и кормить «злющих комаров». Так таких рыбаков просто не счесть. То же самое можно сказать и об охотниках: добытая утка по размерам невелика - куда меньше покупной.

Так и электроника, увлечение которой в молодом возрасте приходит просто из любопытства: а как это устроено, и почему оно работает так, а не иначе? К тому же наука это непростая, требует приложить немало усилий на изучение теории, создание первых работающих устройств, а впоследствии, при появлении опыта, разработка собственных схем и ремонт аппаратуры промышленного изготовления.

Серьезные игрушки

Одним из «непонятных» направлений в любительской электронике можно считать роботостроение. Конструкции подобных «роботов» чаще всего представляют собой небольшую тележку, которая может объезжать препятствия, двигаться по заданному маршруту и управляться от пульта управления. Правда такое творчество наиболее характерно для западных радиолюбителей, в странах СНГ этим занимаются не столь охотно.

Казалось бы, что тут такого? Непосвященный, увидев конечный результат, просто скажет: «Ну и что?». А тем, кто занимается этим на полном серьезе, тема эта настолько близка, важна и понятна, что по этому направлению в Интернете можно найти не один и не два форума, и даже скачать книги, чаще на английском языке, на эту тему.

И в самом деле, если разобраться, то устройство «роботов» заслуживает внимания. Ведь схемы управления чаще всего строятся на микроконтроллерах, пусть даже самых простых, но начинать и следует с простого. Сначала «изобретатель» практикуется в написании простых и коротких программ (без программы не будет работать ни один контроллер), а после переходит к сложным и большим. Ведь изучить программирование можно только начав писать собственные программы. хорошо, если в этот момент рядом окажется человек, который может объяснить с чего начинать, зачем все это программирование нужно.

Любительская электроника - это один из способов поработать головой и руками. Ведь придется научиться не только хорошо паять, часто приходится делать и слесарные операции, чтобы все получилось на высшем уровне. Решить проблемы, которые другие люди решают простым походом в магазин, а вот я сделал сам. Это еще один повод, чтобы получить удовольствие от электроники, как от хобби.

Достаточно часто случается, что именно это хобби плавно переходит в любимую профессию. И, видимо, прав был древнекитайский мыслитель Конфуций, который сказал примерно следующее: «Если выбранная работа будет вам по душе, то ни одного дня в своей жизни вам не придется работать». Наверно, в этом изречении подразумевалось, что слово работа однокоренное со словом раб.

Итак, человек после основательных раздумий, может даже под влиянием своих хороших друзей, принял решение в свободное время заняться электроникой, превратить ее в свое хобби: заразительными бывают примеры не только плохие, но и хорошие. Это решение сразу вызывает появление целого ряда проблем, казалось бы неразрешимых. Вот только некоторые из них.

Как организовать рабочее место

Такая проблема достаточно просто решается в современных частных домах, где небольшой уголок, чтобы поставить стол, можно найти где угодно: в гараже, в подвале, в кладовке, в комнате и может даже на чердаке. Несколько сложнее дело обстоит в многоквартирном доме, но если близкие смогут понять, насколько серьезно и полезно это увлечение, то свободный уголок в одной из трех и даже двух комнат всегда найдется.

Если увлечение электроникой не прекратится и не зачахнет в самом начале, а пойдет успешно, то со временем любитель - электронщик для занятий любимым делом может арендовать помещение, открыть свою ремонтную мастерскую, превратить хобби в любимую профессию. Таких специалистов в настоящее время великое множество.

Чаще всего электроникой начинают заниматься примерно так: берется готовая схема, приобретаются детали, инструменты, и вперед. Берется в руки паяльник, собирается самая первая схема, включается, ура, заработало!

Первый успех заставляет перейти к повторению других готовых схем. Но иногда бывает и по другому: собранная схема не заработала, попытки «оживить» ее результатов не принесли, и паяльники, детали забрасываются в дальний угол, иногда навсегда. Поэтому, первые схемы должны быть простыми, которые начинают работать сразу. В этом плане можно рекомендовать классические схемы электроники. Прежде всего это генераторы, на основе которых можно собрать «пищалки и мигалки».

Первая заработавшая схема просто окрыляет. Но, чтобы увлечение электроникой не превратилось в мучение, следует заняться изучением теории, хотя бы самых азов.

Где взять теоретические познания

Если человек в средней школе учился достаточно хорошо, то закон Ома и еще несколько основных законов физики запомнил. Совсем неплохо, если и математика была любимым предметом. А если удалось освоить еще и английский язык, то совсем прекрасно: большая часть современной технической документации как раз на английском. Именно эти учебные дисциплины и заставляют задаться вопросом, как вся эта электроника устроена, а со временем превратить ее в свое хобби.

И не надо думать, что без специального высшего образования совсем ничего не получится. В свое время журнал «Радио» многих своих авторов и читателей называл «инженерами без диплома», настолько хорошо они разбирались в схемотехнике различных устройств и собирали неплохие конструкции. Вообще журналов до сих пор выпускается множество, например украинский «Радиоаматор», белорусский «Радиомир», российские «Схемотехника» и «Ремонт электронной» техники.

В журнале «Радиоконструктор 03 - 2011» есть целая статья об использовании радиодеталей б/у, что очень кстати для начинающих радиолюбителей. Там же даются рекомендации по проверке деталей и предупреждение о том, что попытка «собрать» транзистор из двух диодов, что иногда пытаются сделать начинающие, к положительному результату не приведет, хотя при проверке транзистор похож именно на два диода. Ну, почти, как у классиков: «Моторчик был очень похож на настоящий, но не работал».

Электронные журналы

В качества примера можно привести электронный журнал «Радиолоцман». Именно последние три слова достаточно набрать в поисковой строке, например, «Яндекса», чтобы познакомиться с его содержимым, и даже скачать отдельные номера или даже подшивку за целый год. Содержимое журнала достаточно многообразно и интересно.

Журналы, это, конечно, хорошо, но не следует забывать и о книгах. В сети Интернет сейчас можно найти практически любую литературу, в том числе и техническую. Многие из этих книг стали уже музейными экспонатами, например, справочники радиолюбителя, начиная со второй половины прошлого века. В них можно не только проследить историю развития радиолюбительства, но и найти множество полезных сведений, которые до сих пор не утратили своей актуальности.

Одной из лучших книг по радиоэлектронике следует, пожалуй, считать «Искусство схемотехники» авторы П. Хоровиц и У. Хилл. Последнее издание этого занимательного трехтомника вышло в 1993 году.

В книге рассказывается практически обо всем, что использовалось в то время продолжает использоваться до сих пор. При этом авторы, даже самые сложные схемы объясняют просто, что называется «на пальцах», используя минимальное количество формул. Книга содержит множество практических схем с примерами их расчетов. Текст книги, рассчитанной на массового читателя, достаточно прост и дружелюбен, содержит некоторое количество юмора. Поэтому не надо бояться прочтения этого трехтомника.

С таким же названием есть несколько книг и других, более современных авторов, которые также можно скачать в Интернете, либо купить бумажный вариант в интернет магазине. В этих книгах можно найти сведения по современной элементной базе, ведь электроника развивается быстрее всех остальных областей науки и техники.

Андрей Голубев - автор видеоуроков по ремонту бытовой электроники, микроволновых печей, телевизоров и аудиоаппаратуры посвящает свои видеоуроки тем, кто не хочет быть рабом сервисных служб и тратить на бытовую технику в разы больше денег при поломке, чем при покупке.

Приходилось ли Вам когда-нибудь наблюдать, как опытные специалисты с легкостью находят неисправности и виртуозно обращаются с инструментами и измерительными приборами? Многие люди готовы постоянно восхищаться чьим-то трудом, даже не думая о том, что они могут всему этому научиться сами! Видеоуроки - это интересный способ обучения. Они представлены на доступном простом языке с хорошими разъяснениями.

В первом видео записан процесс ремонта домашнего кинотеатра "LG":

Ремонт ресивера. Начиная ремонт ресивера в первую очередь необходимо провести визуальный осмотр монтажа. Порой проблема заключается в элементарном непропае. Данное правило относится не только к ремонту ресиверов, а ко всей бытовой технике.

Ремонт DVD Philips:

Восстановление шлейфа головки DVD-плеера:

Ремонт СВЧ печи LG MS-1744:

Ремонт микроволновки LG. Всё началось с банальной замены слюдяной прокладки, а закончилось заменой трансформатора:

Ч то делать если искрит микроволновка? Нужно менять слюдяную прокладку. Замена слюды не такое сложное дело в ремонте микроволновых печей, и под силу любой домохозяйке.

Ремонтируем PDP телевизор Samsung отечественного производства. Причина неисправности - брак при производстве.

Ремонт LCD-телевизора Xoro. На данном видео показано насколько нелепы бывают неисправности современной телерадиоаппаратуры.

Ремонт DVD "LG". В данном видео рассмотрена замена оптического преобразователя на DVD karaoke центре LG.

ЖК телевизор не реагирует на пульт. Не всегда в отсутствии реакции на пульт виноват сам пульт...

Ремонт DVD Samsung. Некоторые неисправности порой кажется, что совсем не связаны между собой. Так и в этом ремонте DVD Samsung - выход из строя элемента одного узла отражается на работе другого.

Ремонт сабвуфера Sven. Принесли не ремонт сабвуфер Sven - вышла из строя микросхема усилителя UTC2030 (TDA2030). Причём микросхему порвало на части. Кроме того отгорела дорожка.

Ремонт DVD, а именно импульсного блока питания DVD плеера мало чем отличается от ремонта других импульсных блоков питания. Однако, в каждой технике есть свои нюансы.

Ремонт усилителя Microlab. Причиной неисправности стал выход из строя микросхем tda 2030

Микроволновка не греет:

В данном видео рассмотрена пара случаев ремонта DVD когда видео зависает. В первом случае все подозрения указывают на головку. Особенно головки этого типа часто начинают виснуть с "прогревом" через 10-20 минут чтения.

Ремонт ADSL-модема Интеркросс 5633:

Давайте для начала рассмотрим обычную пальчиковую батарейку. На ее этикетке вы можете прочитать, что она имеет напряжение 1,5 вольта… так ли это на самом деле? Давайте проверим!

Для того чтобы это выяснить нам понадобится цифровой мультиметр. Для начала стоит приобрести недорогую модель, обязательно с ручным выбором диапазона измерения.

  • черный провод мультиметра необходимо подключить к разъему „COM”;
  • красный провод необходимо подключить к разъему для измерения напряжения „V” (Внимание ! Подключение проводов иным образом может привести к повреждению прибора!)
  • мы ожидаем получить значение около 1,5 вольта, поэтому ручку мультиметра устанавливаем на значение «20» в области DCV или V- (буква V с тире, означает постоянный ток) и если это необходимо, включаем прибор (некоторые модели включаются при повороте ручки), при этом мультиметр должен показать 0;
  • металлическими наконечниками щупов мультиметра касаемся выводов батарейки… но какой куда? Попробуйте обе комбинации – результат должен быть один и тот же, только в одном случае будет отражаться положительное число, а в другом случае то же число, но только со знаком минус.
  • считываем значение – в нашем случае напряжение новой батарейки составляет 1,62 вольт;
  • выключаем мультиметр.

ВНИМАНИЕ! Во время проведения измерений, чтобы не повредить мультиметр, всегда выбирайте диапазон измерения большее максимально ожидаемого результата! Если мы не знаем чего ожидать, то безопаснее будет выбрать более высокий диапазон и в дальнейшем уменьшить его для получения максимально точного результата.

Поскольку мы научились измерять напряжение мультиметром, то давайте померим и другие батарейки/аккумуляторы! Мы для тестирования выбрали:

  • заряженный аккумулятор 1,2 вольта, размер АА — мультиметр показал 1,34 вольт.
  • частично разряженный аккумулятор Ni-Mh (используемый в камере) — мультиметр наш показал 1,25 вольт.

Далее нам понадобятся 4 батарейки формата ААА, кассета для 4 батареек и макетная плата (что такое макетная плата и как ею пользоваться можно узнать ). Установим наши 4 батарейки в кассету. Затем концы проводов кассеты вставим в отверстия макетной платы так, как это показано на следующих фото:

Следующим шагом будет подготовка соединительных проводов (перемычек), их еще называют джамперами. Это такие провода, которые будут объединять отдельные радиодетали между собой на макетной плате.

Конечно же, какое-то количество джамперов входит в комплект вместе с макетной платой. Но если их у вас нет, то не беда, их можно сделать самим.

Для этого нам понадобится: компьютерный кабель, так называемая витая пара, ножницы или острый нож.

Для начала необходимо снять изоляцию с кабеля. Внутри кабеля мы видим скрученные между собой тонкие провода. Следующим шагом будет нарезка проводов необходимой длинны. И последнее что необходимо – это зачистить с обоих концов изоляцию примерно на 1 см.

Теперь мы на макетной плате соберем нашу первую схему. Возьмем резистор 22кОм с цветными полосками (красный-красный-оранжевый-золотой). А какое реальное сопротивление данного резистора? Давайте проверим это мультиметром!

  • красный провод подключите к разъему » Ω «
  • мы ожидаем получить значение около 22кОм, поэтому установите регулятор на значение 200к в секции Ω и, если это необходимо, включите прибор (некоторые модели включаются при повороте диска), который до измерения должен показать 0;
  • металлическими наконечниками щупов мультиметра коснитесь ножек резистора;
  • смотрим значение – у нас сопротивление составляет 22,1кОм;
  • выключаем мультиметр.

Как и в случае с батарейкой, значение, измеренное мультиметром, отличается от номинального значения тестируемого элемента (резистора). Напомним, что золотая полоска на резисторе (значение цветных полосок смотрите в этой ) означает допуск 5%, то есть 22кОм x 5% = 1,1кОм

Поэтому диапазон отклонения сопротивления для нашего резистора может быть в пределах от 20,9кОм до 23,1кОм.

Теперь соединим на макетной плате кассету с батарейками и резистор так, как показано на картинке ниже:

В электронике чтобы изобразить связи между отдельными элементами используют принципиальные схемы. В нашем случае схема будет выглядеть следующим образом:

Символ обозначенный как B1 — это наши батарейки, обеспечивающие общее напряжение: 4 х 1,5В = 6В. наш резистор на 22кОм обозначен символом R1.
В соответствии с :

I = U / R
I = 6В / 22кОм
I = 6В / 22000 Ом
I = 0,000273 А
I = 273мкА

Теоретически, ток в схеме должен составлять 273мкА. Вспомним, что сопротивление резистора может отличаться в пределах 5% (у нас это 22,1кОм). Напряжение, поступающее от батареек, также может отличаться от номинальных 6 вольт, и оно будет зависеть от степени разряда этих батареек.

Давайте посмотрим, какое реальное напряжения идет от 4 батареек по 1,5 В.

  • черный провод подключите к разъему „COM”;
  • красный провод подключите к разъему „V”
  • мы ожидаем получить значение около 6В, поэтому установите регулятор на значение «20» в секции DCV или V-, если это необходимо, включите прибор, который должен изначально показать 0;
  • металлическими наконечниками щупов мультиметра прикоснитесь проводов выходящих из кассеты батареек;
  • смотрим результат – у нас напряжение составляет 6,5 В;
  • выключаем мультиметр.

Подставим полученные значения в формулу, вытекающую из закона Ома:

I = U / R
I = 6,5 В / 22,1кОм
I = 6,5 В / 22100 Ом
I = 0,000294 А
I = 294мкА

Для подтверждения достоверности наших расчетов, нам не остается ничего другого, кроме как измерить фактический ток мультиметром.

  • черный провод подсоедините к разъему „COM”;
  • красный провод подключите к разъему „mA”;
  • мы ожидаем получить значение 294 мкА, поэтому устанавливаем регулятор на значение 2000µ в секции A-, если это необходимо, включите прибор, который должен изначально показать 0;
  • для измерения тока, необходимо мультиметр подключить в разрыв цепи. Металлическими наконечниками щупов мультиметра касаемся, ножки джемпера соединяющий положительный полюс батареи и ножки резистора;
  • считываем значение – у нас сила тока составляет 294 мкA;
  • выключаем мультиметр.

И под конец данного урока приведем схему, отражающую различия подключения мультиметра при измерении напряжения и силы тока:



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: