Родительская конференция в детском саду. Родительская конференция как форма активного включения семей в развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Вопросы детям к видеоролику

Родительская конференция как форма родительского образования

Вавилина Нина Михайловна

зав. кафедрой педагогики КГАОУ

ДПО «Коми-Пермяцкий ИУУ»,

г. Кудымкар

Педагогика должна стать наукой для всех –

и для учителей, и для родителей.

В.А. Сухомлинский

Родительская научно-практическая конференция – форма работы, предусматривающая, помимо изложения теоретических основ рассматриваемого вопроса, обмен мнениями и опытом представителей всех участников: родителей, педагогов и руководителей образовательных учреждений. Конференция позволяет обсудить и решить обозначенный круг вопросов.

В начале XXI века российское общество подверглось сильным изменениям. Это и ускоренный темп жизни, и недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, и низкая социально-психологическая культура общения. Наблюдается разрушение сложившихся норм и традиций семейного уклада. Но именно в семье закладываются ценностные составляющие будущей личности и родители выступают как носители ценностных отношений к миру.

Проведение конференций в институте по заочной и очной формам давно стало традицией. Но это конференции для педагогов образовательных учреждений. В 2012-13 учебном году впервые была проведена родительская конференция «Родительское образование как основа духовно-нравственного воспитания ребенка». Инициатором проведения стала Г.Ф. Четина, доцент кафедры педагогики, действующий заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «Верх-Иньвенская СОШ» Кудымкарского муниципального района. Галина Филипповна прошла школу Е.В. Бачевой, ректора НОУДО «Академия родительского образования», по урокам семейной любви и активно внедряет эти знания на практике в своей школе.

16 марта 2013 года в здании ИУУ собрались родители детей школ г.Кудымкара и всех шести районов Коми-Пермяцкого округа.

На пленарном заседании прозвучали слова о значимости семьи и родительского образования, о духовности и нравственности как ценностях общества, необходимости в их возрождении. Семейные коллективы Кудымкарского муниципального района музыкально украсили начало конференции. Далее работа продолжилась в пяти секциях. Обсуждение шло по более узким направлениям в кругах от 8 до 20 человек.

Секция «Организация взаимодействия и делового партнерства школы и семьи» была самая многочисленная, так как вопрос актуальный и вызвал интерес, как родителей, так и представителей школ. Партнерство – это союз семьи и образовательного учреждения, взаимообогащающий симбиоз родителей и образовательного учреждения, разрушение которого обедняет и/или губит обе стороны. Большинство проблем, касающихся ребенка, могут и должны решаться только через родителей, которые, в свою очередь, должны осознать, что они являются полноправными партнерами образовательного учреждения в разработке и воплощении в жизнь конкретных образовательных целей. Особый практический интерес был у родителей Гайнского района, где создан районный Родительский совет. Наиболее значимыми были выступления: «Опыт работы по взаимодействию семьи и школы» (МАОУ «В-Иньвенская СОШ») и «Совместная деятельность родителей 6 класса и школы по воспитанию детей» (МОБУ «Гимназия №3»).

Объединение усилий школы, детского сада и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач. Только вместе с родителями можно результативно решать такие проблемы как мотивация учения и посещения дошкольного учреждения, формирование ценностного отношения к здоровью. На секции «Здоровый образ жизни – образ жизни каждой семьи» участники увидели систему работы по здоровьесбережению с детьми от дошкольного возраста до старшеклассников, а также с приёмными детьми. Участникам секции были предложены комплексы физкультурных упражнений, используемые родителями с детьми в домашних условиях.

Секция «Взаимоотношения в семье. Терапия отношений» проходила в форме тренинга. Были использованы упражнения из книги В.Сатир «Как строить себя и свою семью». Рефлексируя после упражнений, родители говорили об осознании детского поведения и о том, как его регулировать. Именно в семье закладывается социокультурное пространство, где осуществляется преемственность поколений, социализация и культурное развитие детей, которое включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. На мастер-классе интерес вызвало упражнение «Благословение».

Когда говорят о воспитании детей, то принято говорить о любви, но это должна быть особенная любовь, предполагающая постоянную внутреннюю работу. На секции «Семейные традиции. Уроки семейной любви» проведён мастер-класс по осознанию любви к себе - женщине. Опытом делились родители и педагоги, которые отметили важность собственного примера, искренность в отношениях со своими и приёмными детьми, о необходимости сохранения семейных традиций.

На секцию «Семейное чтение. Сказка ложь, да в ней намёк…» была приглашена Н.Н. Анфалова, зам. директора по работе с детьми из «Коми-Пермяцкой библиотеки им. А.Н. Зубова». Сказки от нас уходят. Их вытесняют компьютерные игры, Интернет, мультяшные сериалы с одинаковыми японо-диснеевскими персонажами и лицами, мобильные телефоны, умопомрочительные аттракционы в парках, фантастические игрушки и прочее. Работа секции была посвящена значимости домашнего чтения. Нина Николаевна рассказала о работе библиотеки с семьями, познакомила с самыми читающими. Она пригласила на конференцию для работы в секции семьи Дерябиных и Вотинцевых, которые показали семейные инсценировки стихов и сказок. Важный момент в воспитании - вызвать развить у ребенка эмоциональный отклик. В родительской методике воспитания и образования также важен элемент импровизации и юмор. На секции было уделено внимание и коми-пермяцким сказкам, и изучению родного языка, - это тоже фактор формирования этнической идентичности, усвоении культурных норм и ценностей, вербального и невербального поведения.

На конференции присутствовало около 100 человек – это родители более 150 родных и 22 приёмных детей. Конференция прошла в атмосфере заинтересованности сторон. Все участники при подведении итогов отметили хорошую организацию и содержательную наполненность мероприятия. Были одобрены рекомендации, прозвучало предложение о включении в нее большего количества мастер-классов и сделать родительскую конференцию традиционной в институте.

На первой окружной родительской конференции собрались единомышленники, круг которых растёт и ширится. Хочется верить, что благодаря заинтересованности педагогов, психологов и библиотекарей родители научаться любить друг друга и своих детей, уважать себя и других. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. А.С. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте родители и педагоги». Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующая личность от родителей.

Родительская конференция способствует родительскому образованию, решает задачи формирования у родителей интереса и потребностей в повышении культуры педагогического труда, родительской компетентности в овладении психолого-педагогическими знаниями в области воспитания и развития ребенка, демонстрации примеров успешного воспитания, распространение положительного опыта семейной жизни.

Библиографический список

    Антонюк И. «Почта психологу» - альтернативное взаимодействие с родителями. Воспитание в школе. 2011-№2.

    Борисова Г.Д. Родительское собрание – форма содружества семьи и школы. Начальная школа. 2012-№6.

    Гурьянова М.П. Сельская семья в современном обществе: взгляд педагога. Директор сельской школы. 2011-№4

    Ершова Л.Г. Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка. Образование в современной школе. 2011-№10.

    Казеичева И.Н. Родительский клуб как ресурс развития партнерских отношений. Начальная школа. 2013-№3.

    Карпова О.В., Караваева В.А. Научно-практическая конференция для родителей обучающихся. Управление начальной школой. 2011-№12.

    Провоторова В.П. Патриотическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании. Начальная школа. 2013-№4.

    Сатир В. Как строить себя и свою семью. М. Педагогика-пресс. 1992.

    Чистоева М.М. О моем опыте воспитания сыновей. Воспитание школьников. 2011-№3.

Приложение

Открытие конференции

Работа секции «Взаимоотношения в семье. Терапия отношений»

Педагог-психолог Яснова Александра Геннадьевна
Социальный педагог Дмитренко Лолита Ивановна
Лицей № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга

В ГОУ "Лицей № 395" г. Санкт-Петербурга активно ведется работа по организации мероприятий, направленных на укрепление связи между семьей и школой.

Известно, что “проблемные”, “трудные”, “непослушные” и “невозможные дети”, так же как дети “с комплексами”, “забитые” или “несчастные” — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Кроме того, существует очень важная закономерность, обнаруженная практическими психологами. Оказывается, что большинство родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Стиль родительского взаимодействия непроизвольно “записывается” в психике ребенка. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения — большинство родителей воспитывает детей так, как воспитывали их.

“Со мной никто не возился, и ничего, вырос”, — говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые, дружеские отношения.

Исходя из этого нами были поставлены следующие цели работы с родителями:

  • Укрепление связи между семьей и школой (привлечение родителей в школу для соотнесения приоритетов воспитания детей, поиска совместных решений в преодолении возможных трудностей).
  • Создание ситуации успешности для ребенка в школе при непосредственном внимании родителя.
  • Профилактика правонарушений среди детей и подростков.

В рамках этого направления мы проводим:

  • тематические активные родительские собрания
  • (с рекомендациями психолога и социального педагога, сообщениями о психологических особенностях возраста и др.);
  • анкетирование родителей
  • на предмет оценки степени успешности прохождения адаптационного периода ребенка к школе, особенностей поведения дома и реакции на изменение нагрузки (при переходе из начальной школы в среднюю); анкетирование на предмет выяснения мнения родителей о качестве работы школы, уровне образования и удовлетворенности программами; а также для выяснения их пожеланий администрации, пед. коллективу и организации учебного процесса в целом;
  • проведение традиционной игры “Дорога в 5-й класс”,
  • в которую включены специально разработанные игры и конкурсы, направленные на активное взаимодействие “учитель—ребенок—родитель”;
  • проведение спортивной игры “Папа, мама и я – спортивная семья”
  • , целями которой стали не только укрепление связей между семьей и школой, но и активная пропаганда здорового стиля жизни;
  • посвящение в “Ученики” первоклассников
  • , в ходе которого принимаются торжественные обещания ученика, родителя, учителя. В период завершения адаптации первоклассников к школе это выполняет функции укрепления статуса ученика, активизирует активную позицию родителя, сплачивает родителей и педагогов в воспитании, обучении и развитии учащихся;
  • проведение родительских конференций.
  • Их девизом стали строки:

“Не осуждай, а огорчайся!
Не огорчайся, а объясняй!
Не объясняй, а покажи!
Не покажи, а сделай вместе!”

Цели конференций:

  • Просветительская работа среди родителей по воспитанию школьников;
  • Осознание необходимости постоянной работы родителей над собой в процессе воспитания и развития личности ребенка;
  • Укрепление связей “родитель—ребенок—школа”.

Опыт проведения такой формы работы с родителями начался в нашем лицее в 1999 году в сотрудничестве с кандидатом психологических наук, докторантом РГПУ им. Герцена Л.Н.Бережновой и гимназией № 89. Тогда она была посвящена теме “Семья как фактор образовательной среды”.

Подготовка к конференции предусматривала собрание родительских активов двух параллелей и обсуждение в микрогруппах предложенных ситуаций с выделением конкретных вопросов, на которые родителям предлагалось ответить (бланки представлены в приложении № 1). Затем аналогичную работу проводили на поклассных собраниях, но в роли ведущих обсуждения выступали уже члены родительского актива.

Таким образом, каждый класс на параллели всё обсудив, принял определенное решение, с которым и вышел на конференцию. Ситуации, предложенные родителям, выступали как иллюстрация связи “родитель—ребенок—учитель”. Родители разрешали ее со своей позиции (в чем ошибка родителя и как нужно поступить ему в ней). После родительской конференции был проведен педагогический совет, где учителя в микрогруппах решали эти же ситуации с позиции учителя (в чем его возможная ошибка и как лучше поступить). Данная форма работы очень понравилась и родителям, и педагогам, было высказано много положительных откликов.

Продолжая интересный опыт, 13 апреля 2002 года была проведена следующая конференция “Поощрение и наказание как методы воспитательного воздействия” (на параллели 5—6-х классов).

Задачи:

  • Ознакомление с правами и обязанностями родителей по воспитанию и образованию детей (на основе Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Закона "Об образовании").
  • Ознакомление с возрастными особенностями подростков и их восприятием поощрений и наказаний.
  • Овладение новыми приемами развития самоуправления у детей и младших подростков.

К конференции был подготовлен выпуск школьной газеты “Вместе”, в котором представлено много полезной и интересной информации по теме. В ходе подготовки к конференции была проведена работа с родительскими активами классов, где родителям были предложены различные жизненные ситуации, с которыми им, возможно, придется или уже приходилось сталкиваться в воспитании детей, чтобы принять наиболее приемлемое решение, иметь возможность выслушать как можно больше точек зрения, посоветоваться друг с другом, обсудить. Были представлены ситуации для родителей 5-х классов, для родителей 6-х классов, один общий проблемный вопрос.

Работа велась в микроколлективах на представленных бланках по определенной схеме. В приложении № 2 представлены бланки для ответов, ситуации и обобщенные выводы, которые сделали родители, работая в микрогруппах. Затем аналогичную работу проводили на поклассных собраниях. Но в роли ведущих обсуждение выступали уже не психолог и социальный педагог, а члены родительского актива.

В ходе подготовки к конференции велась работа и с учащимися 5—6-х классов. На уроках социальной практики в течение нескольких недель обсуждалась тема “Моя семья”, где изучались такие вопросы, как история семьи, создание генеалогического дерева и герба своей семьи, вклад каждого члена семьи в ее духовное и материальное благополучие. Для учащихся 6-х классов предлагалось закончить следующее предложение, высказывая свое мнение (подпись была необязательна):

Какими бы ты хотел видеть своих родителей?

Примечательно и приятно, что в большинстве ответов после перечисления каких-либо положительных моментов, звучит мысль о том, что уже сейчас родители именно такие и своими отношениями с ними они довольны. Все детские работы были оформлены и представлены на конференции на больших плакатах.

На конференции выступали родители — члены активов, выражая общее мнение родителей по обсуждаемым ситуациям. Для выступления с докладом “Поощрения и наказания” была приглашена преподаватель кафедры психологии Университета педагогического мастерства Клещунова Тамара Григорьевна, которая выступала перед родителями. Выступала и школьный психолог А.Г.Яснова, рассказав о возрастных особенностях подростков и их возможных реакциях в поведении. Слово было представлено и социальному педагогу Л.И.Дмитренко, которая пропагандировала учебные оздоравливающие игры, помогающие ребенку, у которого есть проблемы в обучении, общении с окружающим миром. Выступление называлось “Как помочь ребенку”, основывалось оно на материалах спецкурса кафедры соц. педагогики УПМ под руководством А.С.Валявского. В заключение учащиеся 5—6-х классов выступили перед родителями с номерами художественной самодеятельности.

При подведении итогов конференции родители высказывали свое мнение и отметили, что подобная работа с ними важна и необходима, т.к. многие “варятся в своем соку” и не имеют возможности столь подробно обсуждать возникающие проблемы. Так же родителями была предложена тема следующей конференции: “Воспитание волевых качеств у детей и подростков”, — которую мы планировали провести в 2003 году.

Родительская конференция “Воспитание волевых качеств у школьников”
(5 апреля 2003 года)

Задачи:

  • Овладение родителями некоторыми практическими приемами общения с ребенком.
  • Ознакомление с основными этапами формирования волевых качеств у школьников.
  • Предупредить возможные ошибки родителей в процессе воспитания в преддверии наступления подросткового возраста.

Чтобы воспитать волевые качества и сформировать самостоятельность у ребенка, необходимо создать определенные условия в непосредственном общении с ним.

При подготовке к конференции психолог и социальный педагог провели активные родительские собрания на параллели 3-х классов. На этот раз в обсуждении приняли участие не только родительские комитеты, как было в предыдущие годы, а все родители.

Выступление на собрании было составлено по книге Ю.Б.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?". М.: “ЧеРо” при участии Творческого центра “Сфера”.

Для лучшего восприятия информации в каждой микрогруппе родителей на столе был представлен Краткий конспект выступления. После каждого условия, которые мы выделили в нашем выступлении, родителям предлагалось выполнить небольшое практическое задание. Так, после обсуждения значения проявлений безусловного принятия ребенка каждому родителю было предложено вспомнить вчерашний или любой другой день и подсчитать, сколько за целый день они обратились к своему ребенку с эмоционально положительными высказываниями и сколько – с отрицательными. После выполнения сообщалось, что если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с проявлением безусловного принятия в общении у них не все так благополучно.

После обсуждения вопроса о формировании навыков самостоятельности у детей каждому родителю предлагалось сделать следующее: “Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линией пополам. Над левой частью напишите: “Сам”, над правой - “Вместе”. Перечислите в них те дела, которые ваш ребенок решает и делает сам, и те, в которых вы обычно участвуете. Затем посмотрите, что из колонки “Вместе” можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку “Сам”. Помните: каждое такое перемещение - важный шаг к взрослению вашего ребенка. Обязательно отметьте этот его успех.

Овладение навыками активного слушания происходило в форме группового обсуждения. После знакомства с примером каждая группа заполняла свои бланки с приведенными ситуациями, формулируя ответ родителей по правилам активного слушания. У нас в каждом классе было по 3 группы, в приложении № 3 представлен 1 из 3 бланков (они составлены на основе книги).

После обсуждения темы “Я-сообщений” следовало задание на том же бланке: “Выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает “Я-сообщению” (см. приложение № 3).

После завершения работы родители высказали свои впечатления, и, в большинстве своем такие техники в общении их заинтересовали. Было принято общее решение попробовать их применять.

Спустя месяц проводилась анкета среди родителей с целью выявить мнение родителей об успехах в применении предложенных форм общения. Результаты были проанализированы психологом, их обсуждение состоялось на следующем этапе работы по подготовке к конференции — встрече с родительскими активами классов. После обмена мнениями о личных впечатлениях каждого и знакомства с результатами анкетирования были намечены выступления от каждого родительского актива.

В обсуждении темы воспитания волевых качеств нам показалось интересным узнать мнение самих детей о том, что они понимают под этим выражением. Третьеклассникам были заданы 4 вопроса, на которые они ответили исходя из своего собственного мнения:

  1. Что такое сила воли?
  2. Кто для тебя является образцом волевого человека (пример из жизни или литературы)?
  3. Как ты считаешь, тебя уже можно назвать человеком, у которого есть сила воли?
  4. Кто тебе может помочь в развитии воли?

Ответы ребят были самые разные, но все интересные, а порой и забавные. Часть из них мы опубликовали в выпуске школьной газеты “Вместе”, который был посвящен родительской конференции, а другая часть составила оформление большого плаката, который был представлен всем участникам конференции 5 апреля. Для участия в конференции были приглашены также и желающие родители 5—7 классов, данная форма работы им была знакома по прошлому году.

Программа конференции включала следующие выступления:

  • Краткое повторение основных условий для успешного общения, которые обсуждались на собрании 3-х классов (психолог А.Г.Яснова).
  • Выступление родителей по результатам применения новых методов общения с детьми.
  • Выступление социального педагога лицея Л.И.Дмитренко “Что нам мешает слушать ребенка”, об основных ошибках родителей в активном слушании ребенка.
  • Выступление педагога-психолога лицея А.Г.Ясновой "Как воспитывать волю у подростков" об основных правилах формирования волевых привычек и целеустремленности.
  • Выступление преподавателя кафедры психологии УПМ Клещуновой Тамары Григорьевны “Основные трудности в воспитании воли и как их избежать” (основные этапы воспитания воли у детей и подростков).

При подведении итогов конференции родители высказали свои мнения и подтвердили еще раз значимость подобной работы для них, а также предложили выпуск периодических печатных изданий – брошюр для большей эффективности и возможности ежедневного самосовершенствования как родителя.

Приложение 1

Бланки для коллективного обсуждения в микрогруппах

Приложение 2

Ситуация, предложенная в качестве общего проблемного вопроса:

Бланк для обсуждения ситуаций по классам:

5-е классы

Ситуация: У вас в доме пропала определенная сумма денег. Проанализировав ситуацию и поговорив со всеми взрослыми членами семьи, вы приходите к выводу, что это мог сделать только ребенок. Ваши действия по наиболее эффективному разрешению данной ситуации…

6-е классы

Ситуация: Ваш ребенок не убирает свои вещи, комнату…

Приложение 3.

Задание № 1.

Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графы “Чувства ребенка” и “Ваш ответ”. В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае, и ваш возможный ответ.

Ситуация и слова ребенка Чувства ребенка Ваш ответ
1.(Образец): “Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось.” Огорчение, обида Ты очень расстроилась, и было очень обидно
2. (Влетает в дверь): “Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!”
3. (Старший сын маме): “Ты всегда ее защищаешь, говоришь “маленькая, маленькая”, а меня никогда не жалеешь.”

Задание № 2.

Выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает “Я-сообщению”.

Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: “Сейчас”,— и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова:

  1. Да сколько же раз тебе надо говорить!
  2. Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же!
  3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Примеры тем родительских конференций, проведенных в гимназии

1. Развитие школы - развитие ученика

Конференция была посвящена детальному знакомству с основными направлениями деятельности гимназии. Цель конференции - показать родителям возможности образовательной среды школы и то, как происходит взаимовлияние личности ученика и среды.

К родительской конференции были подготовлены подробные печатные материалы на тему «В помощь родителям». В начале конференции была представлена характеристика педагогического коллектива, информация об образовательных и учебных программах, исследовательской и инновационной работе гимназии, которая вызвала не менее пристальное внимание у родителей, чем сведения о непосредственной учебной деятельности.

Для обсуждения в группах были выбраны актуальные проблемы школьной жизни: роль родителей в школьном самоуправлении, степень ответственности семьи и школы в воспитании детей и другие. В завершающей части встречи были высказаны мнения групп по обсуждавшимся вопросам, приняты решения и подведены итоги.

2. Социальная и психолого-педагогическая защита ребенка

Конференция была посвящена вопросам социальной помощи и психолого-педагогической защиты ребенка. Заранее было проведено анкетирование родителей с целью выявить их мнения по данной проблеме. Информация из анкет помогла точнее подобрать необходимые для успешного проведения конференции материалы. В ходе пленарной части работы с сообщениями и комментариями по теме выступили специалисты-психологи. Представители администрации гимназии раскрыли педагогические аспекты защиты ребенка в школе, рассказали о том, как организация обучения и всей деятельности детей в гимназии влияет на психологическое благополучие школьников.

Затем обсуждение вопросов было продолжено в группах, а основные выводы и предложения обобщены во время подведения итогов встречи.

3. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса

В ходе пленарного заседания участникам были предложены материалы социологических исследований, проводимых среди учащихся, родители были ознакомлены с документами, регулирующими отношения участников образовательного процесса (Декларация прав ребенка, Устав гимназии, нормативные документы Министерства образования РФ и Комитета по образованию Санкт-Петербурга). В ходе дискуссии были обсуждены вопросы коллективной ответственности за обучение и воспитание детей. Перед родителями выступил инспектор отдела по профилактике правонарушений РУВД. В заключение участники конференции приняли участие в деловой игре.

4. Сотрудничество родителей и педагогов в формировании образовательной среды гимназии

Тема конференции была составной частью трехдневной научно-практической конференции «Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития». Целями родительской конференции являлись: определение перспективных направлений развития сотрудничества родителей и школы в процессе формирования образовательной среды гимназии, формирование актива для реализации направлений сотрудничества.

В конференции приняли участие родители выпускников, выпускники и учащиеся гимназии.

По мере приближения первого в жизни своего ребенка школьного урока у родителей возникают тревоги относительно его готовности к обучению в школе. О том, как помочь будущему первокласснику подготовиться к принятию новой для него роли школьника, идет речь на занятиях родительского клуба «Накануне учебного года», который организован в московской гимназии № 1518.

Родительский клуб «Накануне учебного года»

Л.А. Боршевецкая, педагог-психолог гимназии № 1518 Москвы

Цель работы родительского клуба - развитие компетентности родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школе, их социализации в школьной жизни.

Примерный план работы клуба

1. Деловая игра «Готовность к школе».

2. Урок общения для детей и взрослых «Школа - прошлое родителей и будущее детей».

3. Встреча с учителями школы.

Деловая игра «Готовность к школе»

Цели деловой игры

Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе.

Способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе.

Материалы и оборудование

Плакаты, распечатки анкет, информационные листы на каждого участника деловой игры, лист ватмана, маркеры.

Ход деловой игры

Задание № 1

Психолог. Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.

Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше - до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.

Итак, мне хотелось бы задать вам первый вопрос: «Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, «идеальный» первоклассник?».

Родители называют качества, психолог записывает их маркером на вывешенном альбомном листе.

На выполнение этого задания отводится 3-5 минут , после чего проводится обобщение и анализ ответов.

Задание № 2

Психолог. Заполните, пожалуйста, анкету «Готов ли ваш ребенок к школе?». Поставьте галочки в клетках против тех высказываний, с которыми вы согласны. Результаты анкеты позволят вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.

Анкета для родителей «Готов ли ребенок к школе?»

Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?

Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собирать конструктор?

Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?

Умеет ли он составлять рассказ по картине не короче, чем из пяти предложений?

Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

Умеет ли он изменять существительные по числам?

Может ли ваш ребенок решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

Верно ли, что ваш ребенок имеет «твердую руку»?

Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?

Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем?

Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?

Знает ли ваш ребенок названия диких или домашних животных?

Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук?

Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Психолог. Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?

1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т.к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.

Для классных руководителей по... от всех форм небрежного отношения , жестокости и эксплуатации. Принцип 9 Декларации прав ребенка... жестокого обращения с детьми . Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей , воспитателей и...

  • Актуальной проблемой школьного образования остается вовлечение родителей в совместную деятельность по обучению и воспитанию детей. Успешность ребенка в школе в

    Документ

    По проблемам воспитания и обучения. Принципы отношений родителей с детьми Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому... вопросы родителей ; продумывается форма приглашения родителей на данное собрание; составляются и размножаются памятки для родителей . ...

  • Памятка для анализа работы учителя

    Памятка

    Направленности урока Памятка для анализа работы учителя... реализация дидактических принципов и результативности... и детьми ("над", "рядом", " вместе"); - преобладающее отношение к... методической поддержки (для экспертов, учителей, родителей , учеников). ...

  • Памятка для молодых специалистов (1)

    Памятка

    Здорового быта? Памятка для молодых специалистов " ... . Система коллективных отношений - сотрудничества, взаимопомощи... для анализа и оценки существующих установок и принципов ... для мам и пап, живущих с детьми в городе, так и для родителей , живущих с детьми ...

























  • Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    В соответствии с новым законом “Об образовании в Российской Федерации” одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является “Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка”. В Законе предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье. Именно по этой причине дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

    Предлагаем конспект мероприятия, направленного на поддержку педагогов и практическую помощь им в использовании активных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

    Практическая значимость данного материала заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения как вариант формы взаимодействия с родителями воспитанников (детей 2-7 лет) по здоровьесбережению детей. Рассматриваются актуальные вопросы по оздоровлению детей, приобщению их к здоровому образу жизни, созданию традиций семейного физического воспитания. В программе представлены выступления специалистов, родителей по сохранению и укреплению здоровья детей с использованием мультимедийных презентаций.

    Актуальность

    На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. В связи с этим первостепенной задачей в ДОУ остаются охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Признание приоритета семейного воспитания предусматривает развитие новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников. Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.

    Одной из современных форм по взаимодействию с родителями является конференция. Ценность этого вида работы в том, что в ней принимают активное участие все участники педагогического процесса: родители, педагоги, специалисты. Основная цель конференций - просвещение родителей с привлечением их к образовательному процессу в ДОУ. Могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом и др. Такая форма работы позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога, наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми, помочь понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи.

    Конференция для родителей “Здоровая семья – здоровый ребёнок”

    Цель конференции:

    • Познакомить родителей с системой физкультурно-оздоровительной работы в детском саду для проведения данных мероприятий в домашних условиях.
    • Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах оздоровления дошкольников.

    Подготовка:

    • Анкетирование родителей "Здоровье детей - результат совместных усилий семьи и детского сада"
    • Беседы с родителями и детьми по данной тематике.
    • Оформление папки – передвижки “Физкультурно – оздоровительная работа в группе”
    • Организация выставки физкультурного оборудования, литературы по семейному воспитанию;
    • Создание презентации “Условия и формы работы с детьми по здоровьесбережению в ДОУ” и презентации положительного опыта семейного воспитания.
    • Разработка памяток, буклетов для родителей.
    • Оформление приглашений для родителей.

    Повестка дня:

    1. Вступительное слово по проблеме укрепления здоровья детей.

    2. Дискуссия “Что такое здоровый образ жизни?”

    3.Игра “Слово - эстафета”.

    4. Составление модели “Здоровый образ жизни”

    5.Просмотр презентации “Условия и формы работы с детьми по здоровьесбережению в ДОУ”.

    6.Выступление медсестры. Анализ состояния здоровья воспитанников группы.

    7. Выступление инструктора по физической культуре “Создание условий для двигательной активности дошкольников дома”.

    8. Анализ анкет “ Здоровье детей - результат совместных усилий семьи и детского сада".

    9. Представление семейного опыта по оздоровлению детей. Выступление желающих родителей.

    10. Заключение.

    11. Раздача буклетов

    Ход конференции

    Конференция начала свою работу с посещения выставки, где были представлены: папки - передвижки, выставка физкультурного оборудования, литературы по семейному воспитанию.

    Вступительное слово.

    Воспитатель: Уважаемые родители! Забота о воспитании здорового ребенка является одной из главных задач в работе не только нашего дошкольного учреждения, но и всего общества. На сегодняшний день в соответствии с ФГОС семье отводится главная роль в воспитании здорового ребёнка. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные, закладываются основы будущей личности. Исходя из актуальности, сформулирована тема нашей встречи “Здоровая семья – здоровый ребёнок”.

    Сегодня мы с вами постараемся выяснить, что же семья может сделать, для того чтобы вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым? Ну, а каков он, здоровый ребенок? “Что такое здоровый образ жизни?” Давайте выясним.

    Дискуссия. Высказывания родителей (воспитатель раздаёт вопросы, которые комментируют родители).

    Игра “Слово - эстафета”. Я начну, а вы заканчивайте фразу: “Мой ребёнок будет здоров, если я...”. Спасибо! А сейчас предлагаю вам из предложенного материала составить основные компоненты здорового образа жизни в виде пирамиды.

    Воспитатель: Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации оздоровительной работы с детьми, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

    Выступление педагога в сопровождении презентации “Условия и формы работы с детьми по здоровьесбережению в ДОУ”.

    На протяжении нескольких лет в работе нашего детского сада одним из приоритетных является физкультурно - оздоровительное направление. Было проведено немало преобразований для создания оздоровительной системы в детском саду. В ДОУ разработана и реализуется программа оздоровления “Здоровый ребенок”. С целью реализации данной программы в детском саду созданы условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития. Есть спортивная площадка, спортивный зал, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка. Кроме этого в группе оборудованы уголки двигательной активности, имеются пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Имеется зона уединения для снятия эмоционального напряжения. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке есть: волейбольная и баскетбольная сетка, беговая дорожка, песочная яма для прыжков в длину, гимнастические брёвна, скамейки, качели, дуги для подлезания, оборудование для развития координаций движений. Имеется достаточное количество выносного материала (мячи разных размеров, скакалки, клюшки, спортивные игры) имеется спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, яма с песком для прыжков.

    В ДОУ проводятся разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил название “здоровьесберегающие технологии”.

    Технологии сохранения и стимулирования здоровья

    • Бодрящая гимнастика
    • Динамические паузы
    • Подвижные и спортивные игры.
    • Пальчиковая гимнастика
    • Дорожки здоровья
    • Оздоровительный бег на свежем воздухе
    • Дыхательная гимнастика

    Технологии обучения здоровому образу жизни

    • Физкультурные занятия
    • Утренняя гимнастика: традиционная, нетрадиционная, сюжетная, ритмическая гимнастика.
    • Спортивные игры
    • Занятия по здоровому образу жизни
    • Веселые старты
    • Физкультурные досуги, праздники.
    • Туризм (прогулки-походы);
    • Дополнительные виды занятий: степ - аэробика, логоритмика, футбол.

    В ДОУ ведётся работа с семьями воспитанников: оформление уголков здоровья, папок – передвижек, где представлены советы и рекомендации по оздоровлению и закаливанию детей. Родители активно принимают участие в спортивных конкурсах, физкультурных праздниках и досугах.

    Выступление медсестры.Анализ состояния здоровья воспитанников группы.

    Реализация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ требует совместной деятельности педагогов и медицинской сестры. Важным звеном в системе совместной работы детского сада является проведение мониторинга физического развития ребенка. В начале каждого года педагогами и медицинской сестрой ДОУ проводится обследование физического здоровья детей - учитываются группы здоровья детей, индивидуальные особенности состояния здоровья, перенесенные инфекционные заболевания. По результатам обследования подбираются закаливающие мероприятия. Используя “Методику оценки физической подготовленности и физического развития детей дошкольного возраста” мы смогли определить уровни физического развития ваших детей. По результатам диагностики, проведенной в начале 2014-2015 учебного года:

    • Высокий уровень физического развития детей - 40% (10 детей);
    • Средний уровень физического развития детей - 40% (10 детей);
    • Низкий уровень физического развития детей - 20% (5 детей).

    Анализ результатов мониторинга позволил увидеть следующее:

    • структура заболеваемости в динамике за период 2014-2015 г. представлена инфекционными заболеваниями и обусловлена группой острых респираторных инфекций;
    • несмотря на изменения, происходящие сегодня в сфере нашего дошкольного образования, все же наблюдается тенденция ухудшения физического психического здоровья наших воспитанников.

    Выступление инструктора по физической культуре “Условия для двигательной активности дошкольников дома”.

    Здоровье детей во многом это зависит от природных данных ребенка, но большую роль в физическом развитии играет и то, насколько много уделяют ему внимания родители. На что же должна семья обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?

    1. Прежде всего, на организацию жизни, которая предусматривает продуманное чередование различных видов деятельности

    2. Больше времени уделять таким видам деятельности, как игре, прогулке. Они способствуют укреплению здоровья, стимулируют рост, закаляют организм и обеспечивают необходимое восстановление сил.

    3. Родители должны занимать позицию активного участника, своим примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для здоровья.

    4. Необходимо оборудовать место для самостоятельной двигательной активности детей, освободив участок комнаты.

    Для организации физкультурных занятий и игр необходимо иметь различного рода физкультурное оборудование. Основным компонентом предметно-развивающей среды являются комплексы “Домашний стадион”, тренажер “Попади в кольцо”, шведская стенка. Но, к сожалению, по разным причинам не всегда это возможно. И тогда вы можете купить в магазине кольца, веревочную лестницу, "тарзанку", качели, трапецию, канат и даже боксерскую грушу. Для занятий и игр также можно использовать диванные подушки, большие мягкие игрушки, массажные дорожки, специальные пластмассовые палки. В каждой семье обязательно должны быть: санки, велосипеды, лыжи, бадминтон, самокаты, трехколесные велосипеды, мячи, скакалку, кегли.

    Практическая деятельность с родителями (некоторые варианты использования выше перечисленных предметов)

    • Игры с мячом.
    • Как можно легко и быстро сделать самый простой массажный коврик из игольчатого массажера - аппликатора Кузнецова?
    • Игры с большой мягкой игрушкой.
    • Полоса препятствий.
    • Игры с диванными подушками.

    Вывод: Важным педагогическим условием, которое обуславливает активность детей и оптимизирует двигательный режим дома, является развитие их интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Для того чтобы интерес к спортивным играм не угасал, занятия проводить в игровой форме: поездка на парусном корабле, “Кругосветное путешествие”, “Мы - спортсмены”. Развитию у детей интереса к движениям способствуют беседы о физкультуре и спорте, экскурсии на стадион, просмотр тематических диафильмов и кинофильмов о большом спорте и известных спортсменах, спортивные праздники и олимпиады в учебных заведениях.

    Воспитатель: Всем вам известно, что улучшить показатели здоровья возможно лишь в процессе взаимодействия педагогов и родителей на основе единых подходов. Однако по результатам анкетирования в этом направлении мы наблюдаем явно недостаточную активность родителей. Анкетирование родителей помогло выявить уровень грамотности в вопросах сохранения здоровья детей. Проанализировав данные анкеты, мы пришли к выводу, что хотя родители имеют высшее и среднее образование, уровень знаний в области воспитания привычки к здоровому образу жизни большинства из них невысокий. В целом родители осведомлены работой детского сада по оздоровлению, имеют представления о мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении, но не считаются активными участниками ЗОЖ. Большинство семей нуждается в помощи со стороны специалистов, хотя некоторые родители не осознают этой потребности, и воспитательный потенциал семьи не используется в полной мере.

    Для улучшения положения сегодня важно нам, взрослым, осознать важность воспитания здорового ребенка, объединить наши усилия в укреплении здоровья наших детей. А что могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни, вы увидите в выступлении наших родителей.

    Представление семейного опыта по здоровьесбережению с использованием мультимедийных презентаций. (Выступление семьи Рочевых, Хандешиных, Мунтьян, пропагандирующих активные формы отдыха и здорового образа жизни.)

    • Фильм “Мы за здоровый образ жизни”. (Рисунок 1)
    • Стенгазета “Здоровые дети – мечта каждой семьи” (Рисунок 2)
    • Фотоальбом “Мы за здоровый образ жизни” (Рисунок 3)

    Завершающий этап

    В сегодняшней встрече мы раскрыли проблемные вопросы по оздоровлению детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создания традиций семейного физического воспитания. Уважаемые родители, поделитесь своими впечатлениями.

    Вопросы к родителям:

    1. Какие вопросы, трудности возникали в процессе совместной работы.
    2. Какие вы приобрели новые знания и умения?
    3. Какие открытия сделали для себя в процессе конференции?
    4. Что оказалось полезным для вас? Что хотелось бы сделать иначе?
    5. Изменилось ли ваше отношение к проблеме.

    Решение родительской конференции:

    • создать необходимые условия для реализации потребности ребенка в двигательной активности в домашних условиях;
    • организовать дома режим дня и питание, приближенное к детскому саду;
    • систематически интересоваться полученными знаниями детьми по формированию здорового образа жизни и закреплять их дома.

    Заключение

    В завершение нашей встречи, мне бы хотелось напомнить, о том, здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает: семья и детский сад. Лишь при совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

    Лидия Попова
    Родительская конференция как форма активного включения семей в развитие и воспитание детей дошкольного возраста

    В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В Законе предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье. Именно по этой причине дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

    Предлагаем конспект мероприятия, направленного на поддержку педагогов и практическую помощь им в использовании активных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

    Практическая значимость данного материала заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения как вариант формы взаимодействия с родителями воспитанников (детей 2-7 лет) по здоровьесбережению детей. Рассматриваются актуальные вопросы по оздоровлению детей, приобщению их к здоровому образу жизни, созданию традиций семейного физического воспитания. В программе представлены выступления специалистов, родителей по сохранению и укреплению здоровья детей с использованием мультимедийных презентаций.

    Актуальность

    На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. В связи с этим первостепенной задачей в ДОУ остаются охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Признание приоритета семейного воспитания предусматривает развитие новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников. Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.

    Одной из современных форм по взаимодействию с родителями является конференция. Ценность этого вида работы в том, что в ней принимают активное участие все участники педагогического процесса: родители, педагоги, специалисты. Основная цель конференций - просвещение родителей с привлечением их к образовательному процессу в ДОУ. Могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом и др. Такая форма работы позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога, наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми, помочь понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи.

    Конференция для родителей «Здоровая семья – здоровый ребёнок».

    Цель конференции:

    1. Познакомить родителей с системой физкультурно-оздоровительной работы в детском саду для проведения данных мероприятий в домашних условиях.

    2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах оздоровления дошкольников.

    Подготовка:

    Анкетирование родителей "Здоровье детей - результат совместных усилий семьи и детского сада"

    Беседы с родителями и детьми по данной тематике.

    Оформление папки – передвижки «Физкультурно – оздоровительная работа в группе»

    Организация выставки физкультурного оборудования, литературы по семейному воспитанию;

    Создание презентации «Условия и формы работы с детьми по здоровьесбережению в ДОУ» и презентации положительного опыта семейного воспитания.

    Разработка памяток, буклетов для родителей.

    Оформление приглашений для родителей.

    Повестка дня:

    1. Вступительное слово по проблеме укрепления здоровья детей.

    2. Дискуссия «Что такое здоровый образ жизни?»

    3. Игра «Слово - эстафета».

    4. Составление модели «Здоровый образ жизни»

    5. Просмотр презентации «Условия и формы работы с детьми по здоровьесбережению в ДОУ».

    6. Выступление медсестры. Анализ состояния здоровья воспитанников группы.

    7. Выступление инструктора по физической культуре «Создание условий для двигательной активности дошкольников дома».

    8. Анализ анкет «Здоровье детей - результат совместных усилий семьи и детского сада".

    9. Представление семейного опыта по оздоровлению детей. Выступление желающих родителей.

    10. Заключение.

    11. Раздача буклетов

    Ход конференции. Конференция начала свою работу с посещения выставки, где были представлены: папки - передвижки, выставка физкультурного оборудования, литературы по семейному воспитанию.

    Вступительное слово.

    Воспитатель: Уважаемые родители! Забота о воспитании здорового ребенка является одной из главных задач в работе не только нашего дошкольного учреждения, но и всего общества. На сегодняшний день в соответствии с ФГОС семье отводится главная роль в воспитании здорового ребёнка. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные, закладываются основы будущей личности. Исходя из актуальности, сформулирована тема нашей встречи «Здоровая семья – здоровый ребёнок».

    Сегодня мы с вами постараемся выяснить, что же семья может сделать, для того чтобы вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым? Ну, а каков он, здоровый ребенок? «Что такое здоровый образ жизни?» Давайте выясним.

    Дискуссия. Высказывания родителей (воспитатель раздаёт вопросы, которые комментируют родители).

    Игра «Слово - эстафета». Я начну, а вы заканчивайте фразу: «Мой ребёнок будет здоров, если я.». Спасибо! А сейчас предлагаю вам из предложенного материала составить основные компоненты здорового образа жизни в виде пирамиды.

    Воспитатель: Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации оздоровительной работы с детьми, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

    Выступление педагога в сопровождении презентации «Условия и формы работы с детьми по здоровьесбережению в ДОУ».

    На протяжении нескольких лет в работе нашего детского сада одним из приоритетных является физкультурно - оздоровительное направление. Было проведено немало преобразований для создания оздоровительной системы в детском саду. В ДОУ разработана и реализуется программа оздоровления «Здоровый ребенок». С целью реализации данной программы в детском саду созданы условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития. Есть спортивная площадка, спортивный зал, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка. Кроме этого в группе оборудованы уголки двигательной активности, имеются пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Имеется зона уединения для снятия эмоционального напряжения. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке есть: волейбольная и баскетбольная сетка, беговая дорожка, песочная яма для прыжков в длину, гимнастические брёвна, скамейки, качели, дуги для подлезания, оборудование для развития координаций движений. Имеется достаточное количество выносного материала (мячи разных размеров, скакалки, клюшки, спортивные игры) имеется спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, яма с песком для прыжков.

    В ДОУ проводятся разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил название «здоровьесберегающие технологии».

    Технологии сохранения и стимулирования здоровья

    Бодрящая гимнастика

    Динамические паузы

    Подвижные и спортивные игры.

    Пальчиковая гимнастика

    Дорожки здоровья

    Оздоровительный бег на свежем воздухе

    Дыхательная гимнастика

    Технологии обучения здоровому образу жизни

    Физкультурные занятия

    Утренняя гимнастика: традиционная, нетрадиционная, сюжетная, ритмическая гимнастика.

    Спортивные игры

    Занятия по здоровому образу жизни

    Веселые старты

    Физкультурные досуги, праздники.

    Туризм (прогулки-походы);

    Дополнительные виды занятий: степ - аэробика, логоритмика, футбол.

    В ДОУ ведётся работа с семьями воспитанников: оформление уголков здоровья, папок – передвижек, где представлены советы и рекомендации по оздоровлению и закаливанию детей. Родители активно принимают участие в спортивных конкурсах, физкультурных праздниках и досугах.

    Выступление медсестры. Анализ состояния здоровья воспитанников группы.

    Реализация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ требует совместной деятельности педагогов и медицинской сестры. Важным звеном в системе совместной работы детского сада является проведение мониторинга физического развития ребенка. В начале каждого года педагогами и медицинской сестрой ДОУ проводится обследование физического здоровья детей - учитываются группы здоровья детей, индивидуальные особенности состояния здоровья, перенесенные инфекционные заболевания. По результатам обследования подбираются закаливающие мероприятия. Используя «Методику оценки физической подготовленности и физического развития детей дошкольного возраста» мы смогли определить уровни физического развития ваших детей. По результатам диагностики, проведенной в начале 2014-2015 учебного года:

    Высокий уровень физического развития детей - 40%(10 детей);

    Средний уровень физического развития детей - 40% (10 детей);

    Низкий уровень физического развития детей - 20%(5 детей).

    Анализ результатов мониторинга позволил увидеть следующее:

    Структура заболеваемости в динамике за период 2014-2015 г. представлена инфекционными заболеваниями и обусловлена группой острых респираторных инфекций;

    Несмотря на изменения, происходящие сегодня в сфере нашего дошкольного образования, все же наблюдается тенденция ухудшения физического психического здоровья наших воспитанников.

    Выступление инструктора по физической культуре «Условия для двигательной активности дошкольников дома».

    Здоровье детей во многом это зависит от природных данных ребенка, но большую роль в физическом развитии играет и то, насколько много уделяют ему внимания родители. На что же должна семья обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?

    1. Прежде всего, на организацию жизни, которая предусматривает продуманное чередование различных видов деятельности

    2. Больше времени уделять таким видам деятельности, как игре, прогулке. Они способствуют укреплению здоровья, стимулируют рост, закаляют организм и обеспечивают необходимое восстановление сил.

    3. Родители должны занимать позицию активного участника, своим примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для здоровья.

    4. Необходимо оборудовать место для самостоятельной двигательной активности детей, освободив участок комнаты.

    Для организации физкультурных занятий и игр необходимо иметь различного рода физкультурное оборудование. Основным компонентом предметно-развивающей среды являются комплексы «Домашний стадион», тренажер «Попади в кольцо», шведская стенка. Но, к сожалению, по разным причинам не всегда это возможно. И тогда вы можете купить в магазине кольца, веревочную лестницу, "тарзанку", качели, трапецию, канат и даже боксерскую грушу. Для занятий и игр также можно использовать диванные подушки, большие мягкие игрушки, массажные дорожки, специальные пластмассовые палки. В каждой семье обязательно должны быть: санки, велосипеды, лыжи, бадминтон, самокаты, трехколесные велосипеды, мячи, скакалку, кегли.

    Практическая деятельность с родителями (некоторые варианты использования выше перечисленных предметов)

    1. Игры с мячом.

    2. Как можно легко и быстро сделать самый простой массажный коврик из игольчатого массажера - аппликатора Кузнецова?

    3. Игры с большой мягкой игрушкой.

    4. Полоса препятствий.

    5. Игры с диванными подушками.

    Вывод: Важным педагогическим условием, которое обуславливает активность детей и оптимизирует двигательный режим дома, является развитие их интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Для того чтобы интерес к спортивным играм не угасал, занятия проводить в игровой форме: поездка на парусном корабле, «Кругосветное путешествие», «Мы - спортсмены». Развитию у детей интереса к движениям способствуют беседы о физкультуре и спорте, экскурсии на стадион, просмотр тематических диафильмов и кинофильмов о большом спорте и известных спортсменах, спортивные праздники и олимпиады в учебных заведениях.

    Воспитатель: Всем вам известно, что улучшить показатели здоровья возможно лишь в процессе взаимодействия педагогов и родителей на основе единых подходов. Однако по результатам анкетирования в этом направлении мы наблюдаем явно недостаточную активность родителей. Анкетирование родителей помогло выявить уровень грамотности в вопросах сохранения здоровья детей. Проанализировав данные анкеты, мы пришли к выводу, что хотя родители имеют высшее и среднее образование, уровень знаний в области воспитания привычки к здоровому образу жизни большинства из них невысокий. В целом родители осведомлены работой детского сада по оздоровлению, имеют представления о мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении, но не считаются активными участниками ЗОЖ. Большинство семей нуждается в помощи со стороны специалистов, хотя некоторые родители не осознают этой потребности, и воспитательный потенциал семьи не используется в полной мере.

    Для улучшения положения сегодня важно нам, взрослым, осознать важность воспитания здорового ребенка, объединить наши усилия в укреплении здоровья наших детей. А что могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни, вы увидите в выступлении наших родителей.

    Представление семейного опыта по здоровьесбережению с использованием мультимедийных презентаций . (Выступление семьи Рочевых, Хандешиных, Мунтьян, пропагандирующих активные формы отдыха и здорового образа жизни.)

    Фильм «Мы за здоровый образ жизни».

    Стенгазета «Здоровые дети – мечта каждой семьи»

    Фотоальбом «Мы за здоровый образ жизни»

    Завершающий этап

    В сегодняшней встрече мы раскрыли проблемные вопросы по оздоровлению детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создания традиций семейного физического воспитания. Уважаемые родители, поделитесь своими впечатлениями.

    Вопросы к родителям:

    Какие вопросы, трудности возникали в процессе совместной работы.

    Какие вы приобрели новые знания и умения?

    Какие открытия сделали для себя в процессе конференции?

    Что оказалось полезным для вас? Что хотелось бы сделать иначе?

    Изменилось ли ваше отношение к проблеме.

    Решение родительской конференции:

    Создать необходимые условия для реализации потребности ребенка в двигательной активности в домашних условиях;

    Организовать дома режим дня и питание, приближенное к детскому саду;

    Систематически интересоваться полученными знаниями детьми по формированию здорового образа жизни и закреплять их дома.

    Заключение

    В завершении нашей встречи, мне бы хотелось напомнить, о том, здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает: семья и детский сад. Лишь при совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

    Раздача буклетов



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: