Мониторинг сми: молитва о путине, боевые яйца и другие капельки добра. православная социальная сеть «елицы» призвала просить у господа сохранения для владимира путина

Комиссия по социальному служению

Состав комиссии:

  • протоиерей Михаил Потокин - председатель
  • священник Михаил Володин
  • протоиерей Константин Сопельников
  • протоиерей Александр Михеев
  • протоиерей Владимир Новицкий
  • протоиерей Серафим Недосекин
  • протоиерей Александр Кашкин
  • протоиерей Димитрий Бабьев
  • протоиерей Георгий Гуторов
  • священник Александр Ковтун
  • священник Игорь Константинов
  • диакон Иоанн Клименко
  • Кусков И.
  • Кузнецова Н.Н. - секретарь

Социальное служение г. Москвы реализуется как общими программами и акциями, курируемыми комиссией по церковной социальной деятельности, так и частными инициативами приходов и викариатств.

К концу отчетного года в столичных приходах насчитывался 441 социальный работник. Из них 20% - священнослужители, 34% - штатные сотрудники на окладе, 46% - добровольцы или нештатные сотрудники. Как и в прошлом году отсутствие социальных работников характерно преимущественно для новообразованных в рамках «Программы 200 храмов» подворий, у которых нет постоянного помещения и регулярных богослужений. В 2017 году таких храмов 47, что на 9 больше, чем в 2016. В целом, количество социальных работников увеличилось в 2017 году на 55 человек.

За отчетный год на приходах г. Москвы появились 393 новые собственные социальные службы. Среди наиболее распространенных видов приходского социального служения можно выделить организацию добровольческих групп милосердия, пункты приема/раздачи одежды, службы помощи семье, приходское консультирование.

Среди централизованных социальных проектов Московской епархии следует отметить прежде всего службу помощи бездомным и деятельность по помощи людям, страдающим от различных зависимостей.

Как и в прежние годы значительная часть работы по помощи бездомным в г. Москве сосредоточена вокруг службы «Ангар спасения», основная задача которой - способствовать социализации бездомных. Ежемесячно «Ангар спасения» посещает в среднем 2200 человек. Из них 1500 получают санитарную обработку, 150 - первую доврачебную помощь, содействие в возвращении к месту проживания - 100, помощь в получении новых документов - 40. В 2017 г. была апробирована новая форма помощи бездомным - помощь в трудоустройстве. С ищущими трудоустройства бездомными проводилось собеседование сотрудником отдела, по результатам которого составлялось резюме и осуществлялся поиск вакансий. За несколько месяцев работы удалось трудоустроить 11 из 100 обратившихся за помощью. Данный вид помощи бездомным планируется продолжать оказывать в 2018 г.

В отдаленных районах города срочную социальную помощь бездомным продолжал оказывать мобильный автобус Благотворительного фонда «Помощник и Покровитель». Еженедельно автобус курсировал по местам массового скопления бездомных (Капотня, Перово, Юго-Западная, Царицыно, Нагатинская и др.) и оказывал им необходимую помощь. В среднем в месяц автобус обслуживал порядка 2500 человек.

В апреле 2017 года сотрудниками фонда тиражом в 2200 шт. был издано и распространено среди храмов и православных служб помощи бездомным очередное издание «Справочник бездомного. Москва. 2017». Издание было осуществлено при поддержке Департамента по национальной политике и межрелигиозных связей города Москвы.

В дни Светлой Пасхи сотрудниками фонда «Помощник и Покровитель» был проведен информационно-благотворительный марафон «Пасхальная радость». В ходе марафона на Светлой седмице в семи отделениях Центра социальной адаптации им. Е.П. Глинки, в Центре социальной адаптации «Филимонки» при ПНИ № 5, а также на улицах города бездомным было роздано 2200 пасхальных подарков.

При поддержке Отдела по церковной благотворительности и социальному служению фонд выпустил новое издание «Справочник социального работника «Помощь бездомным», в котором приведена подробная информация о 134 государственных и 94 православных приютах для бездомных людей на территории страны. Тираж книги в 2200 шт. распространяется среди указанных в справочнике проектов, а также среди социальных работников города Москвы и сотрудников епархиальных отделов по социальному служению.

Мероприятия, посвященные Дню трезвости, а также иная деятельность, связанная с церковной помощью зависимым людям и их семьям, приобрели в 2017 году более широкий масштаб. Тематические программы, направленные на привлечение внимания к проблеме зависимостей, были проведены на нескольких крупных государственных и независимых телеканалах («Россия 1», «НТВ», «Спас», «Дождь»). Проведена пресс-конференция в ТАСС, подготовлены публикации в газете «Известия», интервью в информационном агентстве «Интерфакс», репортажи в «РИА Новости», «Комсомольской правде» и «Аргументах и фактах».

За период с марта 2016 г. по настоящее время открыты девять консультационных пунктов для зависимых и их родственников при храмах г. Москвы. В работу каждого пункта входит еженедельное служения молебна, консультация православного психолога, консультация «равного» консультанта, работа группы поддержки для родственников зависимых.

Продолжается работа по окормлению медицинских учреждений. По состоянию на ноябрь 2017 г. с 81 из 155 медицинских учреждений г. Москвы заключены договора о сотрудничестве.

"Мы привыкли думать, что Интернет объединяет всех, но ведь он может и наоборот, разъединять,
дать возможность быстро достигнуть самозамкнутости отдельным секторам общества.
Например, отдельное пространство для фанатов "Спартака", отдельное — для православных христиан,
отдельное —для любителей ботаники и т. д. Легко может получиться так,
что люди, живущие в этих замкнутых пространствах, никогда не пересекутся"
Всеволод Чаплин.

Религия с момента ее появления неотступно следует за человеком, охватывая все большие территории. В XXI веке церквям разных религиозных конфессий помогают современные технологии. При появлении радио и телевидения священнослужители вещали нам с экранов и радиоприемников. Естественно, что такая возможность была лишь у религий признанных государственными. Эти конфессии, как правило, имеют больше прихожан, а, следовательно, больше средств с пожертвований плюс неплохие дотации на работу с населением выделяет государство. Такие средства позволяют без проблем содержать собственный телевизионный и радио каналы религиозной тематики.

Однако появление интернета и широкое распространение телекоммуникаций в корне поменяло ситуацию. Сейчас религия во главе с церквями разных конфессий все больше проникает в сеть. Телекоммуникации относительно дешевы и доступны, а аудитория, которую можно охватить благодаря интернету, дает неограниченные возможности по привлечению в свои ряды большого количества людей. Что в принципе различные церкви и делают, постепенно создавая в мировой сети сообщества обособленные сугубо по религиозному признаку.

В мире насчитывается множество различных религиозных течений, каждое из которых представлено в интернете. Ни для кого не секрет, что наиболее востребованы католическая и православная церкви, а также ислам. Именно католики первыми стали проникать в мировое информационное пространство. При этом экспансия католической церкви началась не с первых лет появления мировой паутины. Изначально Ватикан не одобрял информационные технологии, тем более что в сети тоннами распространялся небогоугодный контент - процветала порнография, изображения убийств и сотни страничек, а под свои знамена прихожан вербовали секты и сатанинские культы. В конечном счете, сообразив, что интернет можно использовать в собственных целях, а не только критиковать, католики взялись завоевывать информационное пространство бешеными темпами.

Мы же с вами живем в России, поэтому свой взор кинем на преобладающую у нас в стране ветвь христианства - Православие, и попытаемся оценить каково ее представительство в рунете.

Православие.ру

Летом же русская православная церковь анонсировала создание собственного мессенджера, работа над которым уже идет полным ходом. В РПЦ считают, что мессенджер станет важным шагом на пути к созданию единой коммуникационной платформы православных верующих. Сможет удовлетворить аппетиты в общении среди верующих и наладить непрерывную интерактивную связь прихожан с церковью. Активность православия в сети бьет ключом, но так было не всегда, а отношения церкви и интернета немногим ранее не были похожи на медовый месяц двух влюбленных.

Всего каких-то 3-4 года назад отношение православия к интернету было, мягко говоря, не добрососедским. Патриарх Кирилл всячески призывал россиян остепениться и обратить свой взор на книги. Служителям же церкви разных санов и вовсе запрещалось выходить в сеть.

Длилось это до тех пор, пока Патриарх не завел себе страничку "Вконтакт".

Сейчас православие, как никогда широко, представлено в рунете. Помимо несметного количества информационных ресурсов, в сити при поддержке церкви запущено несколько крупных проектов, с целью привлечь и объединить в сети собственных прихожан.

Например, несколько лет назад было помпезно анонсировано появление православного поисковика "Рублев.com" . Согласно замыслу создателей, поисковик должен быть своего рода навигатором по православному интернету. То есть, благодаря этой системе, верующие юзеры смогут оградить себя от "греховного" контента и легко сориентироваться в предлагаемых им церковью ресурсах. Я решил протестировать поисковик и попросил его найти мне "порно". На что получил не видео с красивыми девчонками, а напоминание о существовании седьмой заповеди.

Вообще поисковик умело фильтрует и прячет всю ненужную православным пользователям информацию. Например, даже по запросу "пьяный священник", мы не найдем ссылок на многочисленные ДТП и выходки опьяненных "кровью Иисуса" служителей церкви. Вместо этого - лишь публикации с положительным для церкви оттенком.

Как отмечают сами разработчики проекта, портал представляет собой базу данных православных храмов, монастырей и религиозных праздников. Здесь можно пообщаться со священником в режиме онлайн, или изучить православные каноны. Главная же цель ресурса - объединение всех интересующихся православием пользователей интернета под единые знамена.

Фейсбук для православных

Вот уже два с половиной года в рунете существует другой раскрученный проект призванный объединить православных людей - это социальная сеть "Елицы" . О соцсети для верующих в свое время говорили и писали очень много. Проект худо-бедно, но живет. Как отмечают его создатели, сейчас "Елицы" - это сложная, высоконагруженная, масштабируемая коммуникационная платформа, построенная на собственном программном коде. Соцсеть имеет в своем активе более 130 тыс. зарегистрированных пользователей, 10 тыс. активных приходских общин, официальную страницу Патриарха московского и Всея Руси Кирилла и 45 митрополитов, архиепископов и епископов Русской православной церкви, более 200 тыс. уникальных посетителей в месяц и ряд собственных контентных проектов. Совсем недурно для проекта подобной тематики.

Однако заинтересовать невоцерковленного человека "Елицам" будет невероятно сложно. Те, у кого религия не вызывает восторга, не задержатся здесь надолго. И для этого есть масса причин. Например, постоянные "тормоза". Переходы по любой ссылке внутри соцсети очень длительны, а это вызывает раздражение, особенно у пользователя привычного к хорошей скорости. Очень сложно здесь обстоят дела с тем, для чего непосредственно придуманы социальные сети - с общением. Я несколько раз пытался завести разговор с пользователями, но из десятка человек мне ответил лишь один, да и то эта реплика так и осталась его единственной. При этом пользователи бодро комментируют новости, никоим образом не троллят друг друга, а лишь сыпят молитвами и благодарностями к богу и окружающим.

В планах у разработчиков дальнейшее развитие соцсети, а также создание нескольких новых продуктов для православных. В числе них уже упомянутый выше мессенджер, а также агрегатор паломнических туров, ярмарка фермерских продуктов, афиша мероприятий, краудфандинговая площадка. При этом, судя по сообщению, разосланному модераторами всем пользователям сети, денег у проекта не хватает и просят их "с миру по нитке". Странно, что церковь, имея солидные средства, не поможет собственной же социальной сети.

Новый уровень православного интернета

В 2009 году небольшой IT-компании во главе с Павлом Клочковым пришла идея предоставления услуг хостинга для православных. Теперь в проекте под названием Prihod.ru зарегистрировано 25033 православных организаций, а на специальной интерактивной карте расположено 18783 объекта.

Здесь зарегистрировано множество православных храмов. Я смог отыскать даже храмы в других странах. На скриншоте ниже есть православные храмы находящиеся в США.

Практически у каждого храма или церковного прихода, который можно найти на карте, есть собственный сайт, созданный с помощью удобного конструктора. Платформу для создания предоставляет Prihod.ru. Конструктор позволяет создать полноценный информационный портал с технической поддержкой и модерацией. Сайт создается на базе WordPress. По сути, здесь предоставляются те же услуги, что и на обычных платных хостингах, однако создать свой сайт можно лишь официальным церковным организациям. Каждому сайту предоставляется доменное имя второго уровня cerkov.ru. Таким образом, практически все ресурсы, зарегистрированные на Prihod.ru, - это единая сеть с единым доменом второго уровня. Чем не полноценный православный интернет?

Есть у ресурса и собственный сервис поиска, собирающий информацию с православных сайтов.

Prihod.ru активно развивается и имеет мощную информационную поддержку. Например, совсем недавно Единая электронная карта Русской Православной Церкви была презентована журналистам в пресс-центре информационного агентства ТАСС.

Церковный e-bay

В информационном пространстве церковь старается объединить под своим началом не только прихожан, но и предпринимателей. Под эгидой все того же Prihod.ru в сети функционирует своего рода церковный e-bay. Торговая система Ortox.ru на единой площадке объединяет предпринимателей торгующих продукцией, связанной с православной церковью.

Здесь можно приобрести практически все: от ювелирных украшений

до громадных колоколов, предназначенных звенеть в храмах.

В целом на портале ORTOX можно найти поставщиков церковных товаров и услуг, и православные храмы, монастыри, предприятия. Найти подрядчика на строительство храма или купить хорос, сделать запрос на звонницу и получить выгодные предложения — лишь малый перечень возможностей системы. Предприниматели могут зарегистрировать здесь свою компанию и распространять собственную продукцию.

В качестве итога

По всему видно, что православная церковь не просто взаимодействует с прихожанами в поле информационного пространства. Церковь уже основательно закрепилась в интернете, ведет в сети хозяйственную деятельность и постепенно создает структуру, обособленную от внешнего влияния и проникновения чужеродной информации.

В планах того же Prihod.ru создание глобальной площадки аналогичной Google или "Яндекс", где всевозможные сервисы будут взаимодействовать между собой на единой платформе.

На ум сразу же приходят слова из статьи Карла Ауэрбаха " ". В ней один из основателей мировой сети высказывает собственную теорию "островов", согласно которой с течением времени глобальная паутина будет разделена на мелкие обособленные куски, взаимодействующие между собой лишь с помощью мостов в виде фильтров информации. Похоже, что процессы, предсказанные Ауэрбахом, мы можем наблюдать уже сейчас.

Сегодня сложно представить себе человека, который не пользуется интернетом. В нем «сидят» и подростки, и пенсионеры, люди самых разных профессий и образа жизни. Но насколько интернет безопасен с точки зрения христианского мировоззрения? Что вообще говорит православие о социальных сетях? Прямого запрета верующим на общение во всемирной паутине нет, однако есть ряд ограничений и норм. Попробуем разобраться в них.

Плюсы и минусы общения в социальных сетях

Первые площадки для виртуального общения возникли не так давно, в 90-е годы прошлого века, и очень быстро получили огромное распространение по всему миру. Facebook, Ok.ru, Vk.ru, Livejournal, Liveinternet - наиболее известные в России. Есть еще Twitter, Instagtram, постоянно выходят адаптации для России многих зарубежных порталов.

Какую же пользу может извлечь православный христианин от общения на таких сайтах? Прежде всего, огромным плюсом будет поиск единомышленников и единоверцев. Несмотря на то, что в наши дни церковь не подвергается гонениям, и большинство населения считает себя православными - многие верующие не могут найти друзей по вере в повседневной жизни.

Интересно: Многие священники обращают внимание на то, что интернет - прекрасная почва для миссионерской деятельности.

По словам апостола Петра, каждый человек призван возвещать о Господе, и горе ему, если он молчит. Интернет объединяет огромное количество людей, и проповедь Христа может быть услышана практически в любом уголке Земли.

Вместе с очевидными благами, которые дарит нам виртуальное пространство, в нем скрываются и серьезные угрозы. И первое искушение, с которым сталкивается любой пользователь сети - это вседозволенность и доступность абсолютно любой информации. Наверняка многим знакома ситуация, когда человек открыл браузер с целью посмотреть прогноз погоды, а очнулся через час и обнаружил себя изучающим последние сплетни и скандалы шоу-бизнеса.

Общаясь в виртуальном мире, пользователь может создать совершенно любой собственный образ. Это оборачивается тем, что человек начинает фантазировать на свой счет и со временем теряет грань себя настоящего и себя виртуального. Кроме того, виртуальный образ всегда более успешен и благополучен, нежели реальный, и человек начинает чувствовать собственную неполноценность в реальном мире. Все это приводит к еще большему погружению в соцсеть, уход от реальности, замкнутости, депрессиям.

Интересно: Многие психологи и психиатры считают интернет-зависимость и зависимость от социальных сетей психическим заболеванием, требующим помощи специалиста.

Мнение священников о социальных сетях

Что отличает настоящего христианина от других людей? Он живет в реальности, здесь и сейчас. Ему не нужно выдумывать искусственные клоны своего я, поскольку он уверен - Господь дает ему на сегодняшний день все, что необходимо для спасения. Поэтому постоянный и глубокий уход в виртуальный мир совершенно несовместим с верой в Бога.

О духовной жизни:

Мнение священников о социальных сетях

Многие священники, знакомые с просветительской работой в интернете, отмечают, что виртуальное общение снимает многие барьеры и обнажает человеческие страсти. Действительно, намного проще оставить гневный комментарий к какому-либо посту, чем высказать недовольство непосредственно в лицо оппоненту. Поэтому соцсети просто изобилуют скандалами, ссорами, руганью.

Православные сообщества не исключение. Очень часто в них можно увидеть споры на сотни комментариев по поводу многодетности , абортов , ношею женщинами брюк , недостаточно ревностной веры. Радикально настроенные православные могут достаточно жестко обличать и поучать тех, кто, по их мнению, неправильно понимает веру. Инакомыслие в православных группах порой карается намного жестче, чем в светских.

Вот и получается, что православная социальная сеть - это палка о двух концах. С одной стороны, это прекрасная возможность узнать много нового о вере и Боге, пообщаться с такими же православными. С другой стороны, можно натолкнуться на такой негатив, который неподготовленного человека и вовсе надолго отвернет от христианства.

Как метко написал однажды один мусульманин в православной ветке, где рьяно обсуждался вопрос частоты исповеди - «Если все православные такие же злые, не терпящие иного мнения, гордые и всезнающие - я рад, что я не с вами». Это ли не лучшая анти-проповедь христианства?

Правила безопасности для православных во время общения в соцсети

Интернет и социальные площадки нельзя однозначно рассматривать только с плохой или только с хорошей стороны. Скорее, это просто инструмент, а какие цели с его помощью реализуются - будет зависеть от того, как человек им пользуется. Некоторые особо ревностные православные впадают в крайности и считают, что непристойно вообще регистрироваться в соцсети и пользоваться интернетом.

Безусловно, можно пойти и таким путем, но это будет просто побег от соблазнов, а не преодоление их в себе самом. К тому же, интернет настолько плотно входит в повседневную жизнь, что совершенно не пользоваться им уже практически не получится.

Правила безопасности в соцсетях

Для того, чтобы виртуальное общение принесло пользу, можно постараться придерживаться следующих несложных советов:

  1. Сформируйте ленту в социальной сети только из той информации, которая реально несет какую-то пользу. Это могут быть новости православных групп, подписка на страницы единоверцев, группы по интересам. Избегайте рекламных, скандальных, антихристианских сообществ.
  2. Установите лимит времени общение в сети. Можно поискать специальные программные приложения к компьютеру, которые будут ограничивать доступ к социальным сетям в установленное время. Так будет проще преодолеть соблазн, а со временем вы привыкните не висеть в интернете сутками.
  3. Если ваша работа связана с интернетом и вы должны постоянно находиться онлайн - создайте отдельную рабочую страницу и возьмите за правило читать с нее исключительно информацию, нужную по работе.
  4. Не вступайте в долгие споры и прения. Многие считают, что в споре рождается истина, но на практике в спорах чаще всего рождается только неприязнь к оппоненту. Высказать мнение о том или ином вопросе можно, но если вы видите, что вас намеренно пытаются втянуть в конфликт - лучше уйти от такого общения.
  5. Не поощряйте троллей. Троллинг в интернете - очень часто встречаемое явление. Человек или группа лиц начинает комментировать какую-либо острую тему, ставя задачей как можно сильнее накрутить и разозлить публику. В православных сообществах это очень выражено. Часто можно увидеть комментарии, которые явно противоречат учению Христову либо вообще поносят имя Бога. Если ваша совесть не позволяет смолчать на такое - укажите оппоненту на его ошибки, но не вступайте в конфликт. Переубедить тролля вы не сможете, только потратите свое время и нервы. Чем меньше ответов наберет тролль, тем быстрее закончит свои нападения.
  6. Будьте предельно осторожны со страницами новоявленных старцев, «православных» ясновидящих, специалистов по отчитке и т. д. Под благовидным православным фасадом нередко скрываются колдуны, язычники, а то и вовсе сатанисты. Они опутывают неопытных людей и пытаются расположить их к своему лжеучению.
  7. Тщательно фильтруйте контент. К сожалению, нет четкого и единого метода контроля над тем, что пишут в интернете и социальных сетях. Поэтому там можно встретить практически что угодно, и далеко не всегда информация правдива. Старайтесь черпать информацию о православии в основном с крупных сообществ, а если сомневаетесь в написанном - лучше уточните ответ у священника.
Пользуясь социальной сетью надо помнить, что это всего лишь инструмент общения и добычи информации. И как в реальной жизни мы можем общаться с хорошими или плохими людьми, так же и в жизни виртуальной человек свободен сам выбирать, в какую сторону идти.

Ко дню обретения мощей святителя Луки, исповедника, Архиепископа Крымского – 18 марта СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА, ИСПОВЕДНИК, АРХИЕПИСКОП КРЫМСКИЙ Врач, лечивший обычных людей, многие из которых живы и сейчас; хирург, спасший от слепоты сотни людей и сам потерявший зрение в конце жизни. Профессор, читавший лекции обычным студентам, ныне практикующим врачам. Политзаключенный, прошедший ссылки, тюрьмы и пытки. Лауреат Сталинской премии. И все это – один человек: Святитель Лука, Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. ✳ ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ Святитель Лука (до монашеского пострига - Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий 1877-1961), архиепископ Симферопольский и Крымский, родился 27 апреля 1877 года в г. Керчи, в семье провизора. Родители его вскоре переехали в Киев, где он в 1896 году одновременно окончил 2-ю Киевскую гимназию и Киевское художественное училище. Он собирался поступить в Академию художеств, но желание приносить непосредственную пользу народу заставило его изменить свои планы. Валентин Феликсович проучился год на юридическом факультете, затем перешел на медицинский факультет Киевского университета. В 1903 г. он с отличием окончил университет. В январе 1904 г., во время войны с Японией, направлен с госпиталем Красного Креста на Дальний Восток и работал в г. Чите заведующим хирургическим отделением госпиталя. Здесь Валентин Феликсович познакомился с сестрой милосердия, которую раненые называли «святой сестрой», и женился на ней. С 1905 по 1917 гг. В.Ф. Войно-Ясенецкий работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губерний и проходил практику в московских клиниках. За это время он сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д. и внес много нового в технику операций. Во время Первой мировой войны в нем пробудилось религиозное чувство, забытое было за множеством научной работы, и он начал постоянно ходить в церковь. ✳ ОТ ДОКТОРА МЕДИЦИНЫ ДО ПАСТЫРЯ В 1916 г. В.Ф. Войно-Ясенецкий защитил в Москве диссертацию на тему: «Регионарная анестезия» и получил степень доктора медицины. Варшавский университет удостоил его диссертацию крупной премии имени Хайницкого. В 1917 г. Войно-Ясенецкий получил по конкурсу место главного врача и хирурга ташкентской больницы. В 1919 г. его жена скончалась от туберкулеза, оставив четверых детей. Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета и с 1920 г. был избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и известность проф. Войно-Ясенецкого все возрастали. В разного рода сложных операциях он изыскивал и первым применял методы, получившие затем повсеместное признание. Его бывшие ученики рассказывали чудеса об его изумительной хирургической технике. На его амбулаторные приемы больные шли непрерывным потоком. Сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное православное религиозное общество, изучал богословие, ближе сошелся с духовенством, принимал участие в церковных делах. Как он сам рассказывал, однажды он выступил на епархиальном съезде «по одному очень важному вопросу с большой горячей речью». После съезда Ташкентский епископ Иннокентий (Пустынский) сказал ему: «Доктор, вам нужно быть священником». «Я принял это, как Божий призыв, - говорил архиеп. Лука, - и, ни минуты не раздумывая, ответил: «Хорошо, владыко, я буду». ✳МОНАШЕСТВО И ГОНЕНИЯ В 1921 г., в день Сретения Господня, проф. Войно-Ясенецкий был рукоположен во диакона, 12 февраля - во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета. В мае 1923 г. отец Валентин принял пострижение в монашество с именем Луки, в честь св. апостола и евангелиста Луки, который, как известно, был не только апостол, но и врач, и художник. 12 мая того же года он хиротонисан тайно в г. Пенджекенте во епископа Ташкентского и Туркестанского. С этого времени начинается крестный путь Владыки. Ему пришлось пережить множество арестов, пытки, ссылки, которые, тем не менее, не ослабили его веры и горячей ревности в служении ближним. (Первый арест произошел в мае 1923 года; из последней ссылки Владыка вернулся в 1943 году и был назначен на Тамбовскую кафедру.) Нужно добавить, что, принимая священнический сан, проф. Войно-Ясенецкий получил от патриарха Тихона наказ, подтвержденный и патриархом Сергием, - не оставлять научную и практическую деятельность по хирургии; и все время, в какие бы условия ни попадал, он везде продолжал эту работу. В больницу и на лекции он неизменно ходил в рясе с крестом, в операционной висели иконы, так что каждая операция освящалась молитвой. Не забывал епископ Лука и своих пастырских обязанностей. Все многочисленные церкви г. Енисейска, где он жил, так же, как и церкви областного города Красноярска, были захвачены обновленцами. Епископ Лука с тремя сопровождавшими его священниками совершал литургию в своей квартире, в зале, и даже рукополагал там священников, за сотни вёрст приезжавших к православному архиерею. С 25 января 1925 г. по сентябрь 1927 г. епископ Лука снова епископ Ташкентский и Туркестанский. С 5 октября по 11 ноября 1927 г. - епископ Елецкий, вик. Орловской епархии. С ноября 1927 г. проживал в Красноярском крае, затем в городе Красноярске, где служил в местном храме и работал врачом в городской больнице. ✳ СТАЛИНСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА КНИГУ «ОЧЕРКИ ГНОЙНОЙ ХИРУРГИИ» В 1934 г. вышла в свет его книга «Очерки гнойной хирургии» и научный труд «“Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов», получившие в 1946 году Сталинскую премию. С первых же дней Великой Отечественной войны до конца 1943 г. епископ Лука работал главным хирургом и консультантом Красноярского эвакогоспиталя для тяжелораненых. Кроме трудов на медицинские темы, архиеп. Лука составил много проповедей и статей духовно-нравственного и патриотического содержания. В 1945-1947 гг. он работал над большим богословским трудом - «Дух, душа и тело», в котором разрабатывал вопрос о душе и духе человека, а также учение Св. Писания о сердце как органе богопознания. Много времени уделял он и укреплению приходской жизни. В 1945 году высказывал мысль о необходимости избрания патриарха по жребию. ✳ АРХИЕПИСКОП СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ И КРЫМСКИЙ В мае 1946 года он назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. По воспоминаниям людей, знавших его, “когда Владыка служил, в храм нельзя было войти - столько там было народу. Он обладал не только даром слова и огромной эрудицией, огромным умом и высокой культурой, он обладал подлинной духовной силой и мог заразить своей верой человека, который был атеистом до мозга костей”. В Симферополе он опубликовал три новые медицинские работы, но зрение его становилось все хуже. Левый глаз его уже давно не видел света, а в это время и на правом стала зреть катаракта, осложненная глаукомой. ✳ ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ В 1956 году архиепископ Лука совсем ослеп. Практическую врачебную деятельность он оставил еще в 1946 году, но продолжал помогать больным советами. Епархией же управлял до самого конца с помощью доверенных лиц. В последние годы своей жизни он только слушал, что ему читают, и диктовал свои работы и письма. Скончался архиепископ Лука 11 июня 1961 года в день Всех Святых, в земле Русской просиявших. На похороны его пришло огромное количество народу, так что власти, которые пытались не допустить “пешей процессии”, ничего не могли сделать. На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2004 г. святитель Лука был причислен к лику святых для общецерковного почитания.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: