Для чего используется javascript. Что такое Javascript и где его применяют

JavaScript — это один из языков программирования, который обычно используется для программного доступа к объектам приложений. Часто он встроен в браузер и необходим для того, что бы делать веб-страницы более функциональными. Соответственно, если JavaScript отключен по тем или иным причинам, то страница может не открываться вовсе или будет открываться, но с существенными ограничениями или ошибками. К примеру, может не показываться какой-то определенный текст. Поэтому если вы не знаете, как активировать этот язык в своем интернет-обозревателе, то вы обратились по адресу.

Mozilla Firefox
  • В верхнем меню выбираете раздел «Инструменты» — «Настройки».
  • Перед вами открылось окно на вкладке «Основные». Необходимо выбрать вкладку «Содержимое».
  • В верхней части окна вы увидите несколько пунктов, одним из которых будет называться «Использовать JavaScript» — поставьте галочку рядом с ним и нажмите кнопку ОК.

  • Обновите страницу при помощи клавиши F5 на клавиатуре.

ВНИМАНИЕ! Это описание подходит исключительно для версии ниже 22 версии. Начиная с версии 23, JavaScript не требуется - опция включена по умолчанию.

Opera
  • В левом верхнем углу кликните по кнопке «Инструменты» — «Настройки» — «Общие настройки».
  • Оказавшись в меню, перейдите на вкладку «Дополнительно» (она пятая по счету).
  • В левом меню нажмите по ссылке «Содержимое» и рядом с пунктом «Использовать JavaScript» поставьте галочку.

  • Нажмите ОК и обновите страницу.
Google Chrome
  • В правом верхнем углу находится кнопка, на которой вы увидите три полоски — нажмите на нее и выберите раздел «Настройки».
  • Прокрутите страничку вниз до самого конца и кликните по «Показать дополнительные настройки».
  • В разделе «Личные данные» вы увидите кнопку «Настройки контента», на которую требуется нажать.
  • Открылось дополнительное окно. Найдите пункт «Разрешить всем сайтам использовать JavaScript (рекомендуется)» и нажмите кнопку ОК.

  • Перезагрузите страницу в интернет-обозревателе.
Internet Explorer
  • Открываем свойства обозревателя (это можно сделать как в самом браузере через меню, так и при помощи панели управления вашим компьютером).
  • Открылось окно, необходимо перейти на вкладку «Безопасность».
  • В нижней его части надо нажать на кнопку с надписью «Другой…».
  • Открылся большой список. Необходимо дойти до раздела «Сценарии» и в подразделе «Активные скрипты» поставить галочку возле пункта «Включить».

  • Нажимаете ОК, обновляете страничку.
Apple Safari
  • В меню находим раздел «Настройки».
  • Открылось отдельное окно с несколькими вкладками, среди которых нужно открыть ту, что называется «Безопасность».
  • Рядом с пунктом «Подключить JavaScript» ставим галочку и закрываем окно.

  • Обновляем страничку путем нажатия на клавишу F5.

Необходимо отметить, что все версии наиболее известных и популярных браузеров на сегодняшний день обеспечивают поддержку JavaScript. Поддерживают они третью редакцию спецификации, а в Mozilla Firefox была даже предпринята попытка поддержки четвертой редакции. По-умолчанию практически на всех интернет-обозревателях JavaScript используется по умолчанию, а отключается он, как правило, самим пользователем.

Что же касается использования языка, то он необходим, например, в некоторых веб-приложениях, скриптах в обозревателях (речь идет об особых программах, которые позволяют форматировать страницы, автоматически заполнять формы, скрывать часть содержимого и так далее), а также в AJAX (подход к построению интерфейсов приложений, при котором обмен данными с сервером происходит в фоновом режиме, благодаря чему страница перезагружается не полностью, а работа самого приложения лишь ускоряется).

Язык программирования JavaScript является объектно-ориентированным языком сценариев, изначально разработанный Netscape Communications под названием LiveScript, но затем переименован в "JavaScript" и с учетом синтаксиса ближе этот язык ближе Java компании Sun Microsystems. JavaScript был позже стандартизированы ECMA под названием ECMAScript. Microsoft называет свои версии JScript.

Изменение названия LiveScript на JavaScript произошло примерно в то же время, когда компания Netscape включили поддержку технологии Java в браузере Netscape Navigator. Это изменение внесло много путаницы у умы обучающихся программированию для начинающих. Не существует никакой реальной связи между Java и JavaScript, их сходство начинается и заканчивается схожим синтаксисом и тем фактом, что оба языка широко используются в сети Интернет.

JavaScript является объектно-ориентированным языком сценариев, который взаимодействует через интерфейс называемый Document Object Model (DOM) с содержимым, может быть выполнен на стороне сервера (веб-серверов) и на стороне клиента в веб-браузере пользователя при просмотре веб-страниц. Многие веб-сайты используют JavaScript технологии на стороне клиента для создания мощных динамических веб-приложений в программировании для чайников. Он может использовать Unicode и может использоватьмощь и силу регулярных выражений (это было введено в версии 1.2 в Netscape Navigator 4 и Internet Explorer 4). JavaScript выражения, содержащиеся в виде строке можно выполнить с помощью функции EVAL.

Одной из основных задач для JavaScript являются маленькие функции, внедренные в страницы HTML и позволяющие взаимодействовать с DOM из браузера для выполнения определенных задач, которые не представляется возможныом в статический HTML: такие открытие нового окна, проверка вводимых в форму значений, изменение изображения при наведении курсора мыши и т.д. К сожалению, создание таких функций является достаточно утомительным занятием, потому как браузеры не стандартизированы, различные браузеры могут создавать различные объекты или методы сценариев, и поэтому часто приходится писать различные варианты функции JavaScript для различных браузеров, но это не очень удобно при обучении основам программирования.

JavaScript / ECMAScript поддерживается такими движками как:

  • Rhino
  • SpiderMonkey

Окружающая среда

Комментарий разметки требуется для того, чтобы гарантировать, что код не отобразится в виде текста, в браузерах, которые не признают тега . теги в XHTM / XML-документах, однако, не будут работать, если закомментированы. Современные браузеры, которые поддерживают XHTML и XML, достаточнохорошо разработаны, чтобы признать , так что в этих документах код остается без комментариев.

HTML-элемент может генерировать внутренние события, к которым можно подключить скрипт обработчик. Чтобы создать верный документ HTML 4.01, нужно вставить соответствующее заявление по умолчанию вязык сценариев в разделе заголовка документа.

Элементы языка

Переменные

Переменнык, как правило, динамически типизированы. Переменные определяются либо просто присваиванием им значения или с помощью оператора "var". Переменные, объявленные вне функции находятся в "глобальной" области видимости, видимы на всей веб-странице, переменные, объявленные внутри функции являются локальными для этой функции. Чтобы передать переменные с одной страницы на другую, разработчик может установить "cookie" или использовать скрытый фрейм или окно в фоновом режиме для их хранения.

Структуры данных

Главным типом является структура данных в виде ассоциативного массива похожая на хэши на языке программирования Perl или словари Python, Postscript и Smalltalk.

Элементы могут быть доступны по номерам или ассоциативным названиям (если они были определены). Таким образом, следующие выражения могут все быть эквивалентны:

MyArray,
myArray.north,
myArray["north"].

Объявление массивов

MyArray = new Array(365);

Массивы реализованы так, что только определенные (имеющие не пустое значение) элементы будут использовать память, они "разряжают массивы". Если мы зададим множество myАггау = "чего-то там" и myArray = "что-то там еще ", то мы использовали место только для этих двух элементов.

Объекты

JavaScript имеет несколько видов встроенных объектов, а именно Object, Array, String, Number, Boolean, Function, Date and Math. Другие объекты принадлежат объектам DOM (окна, формы, ссылки и т.д.).

Определив функции конструктора можно определить объекты. JavaScript является объектно-ориентированный язык основанным на прототипах. Можно добавить дополнительные свойства и методы к отдельным объектам после того как они были созданы. Для этого для всех экземпляров определенного одного типа объекта можно использовать прототип-заявление.

Пример: Создание объекта
// Функция-конструктор

Function MyObject(attributeA, attributeB) { this.attributeA = attributeA this.attributeB = attributeB }
// Создать объект
obj = new MyObject("red", 1000)

/ / Доступ к атрибуту объекта
alert(obj.attributeA)

/ / Доступ атрибут с ассоциативный обозначения массива
alert(obj["attributeA"])

Иерархия объектов может быть воспроизведена и в JavaScript. Например:

Function Base() { this.Override = _Override; this.BaseFunction = _BaseFunction; function _Override() { alert("Base::Override()"); } function _BaseFunction() { alert("Base::BaseFunction()"); } } function Derive() { this.Override = _Override; function _Override() { alert("Derive::Override()"); } } Derive.prototype = new Base(); d = new Derive(); d.Override(); d.BaseFunction();

В результате получим на экране: Derive::Override() Base::BaseFunction()

Управляющие инструкции
If ... else if (condition) { statements }
Циклы
while (condition) { statements } Do ... while do { statements } while (condition); For loop for (; ; ) { statements } Цикл For ... in
Этот цикл проходит по всем свойствам объекта (или элемента в массиве)
for (variable in object) { statement }

Оператор выбора
switch (expression) { case label1: statements; break; case label2: statements; break; default: statements; }

Функции
Заключается тело функции в {тело может быть пустым}, а список аругментов указывается внутри () идущих после имени функции. Функции могут возвращать значение, после выполнения.

Function(arg1, arg2, arg3) { statements; return expression; }

В качестве примера разберем функцию, основанную на алгоритме поиска наибольшего общего делителя Евклида:

Function gcd(a, b) { while (a != b) { if (a > b) { a = a - b; } else { b = b - a; } } return a; }

Количество аргументов при вызове данной функции не должны обязательно предоставлять столько аргументов, сколько указано при объявлении функции. В функции аргументы могут также быть доступны через массив аргументов.

Каждая функция - экземпляр функции, базового типа объекта. Функции могут быть созданы и назначены как и любые другие объекты:

Var myFunc1 = new Function("alert("Hello")"); var myFunc2 = myFunc1; myFunc2();

Результат на экране:

Взаимодействие с пользователем

Большинство взаимодействие с пользователем осуществляется с помощью HTML-форм, которые могут быть доступны через HTML DOM. Однако Есть также некоторые очень простые средства общения с пользователем:

Оповещение диалоговом окне
Подтвердите диалоговое окно
Строки диалогового окна
Строка состояния
Консоли

Текстовые элементы могут быть источником различных событий, которые могут вызвать действия, если обработчик события EMCAScript зарегистрирован. В HTML эти функции обработчика событий часто определяется как анонимные функции непосредственно в тегах HTML.

В этой статье мы расскажем, что такое JavaScript (Джава Скрипт), приведем примеры, поясним для чего он нужен в html коде. Дадим ответы на популярные вопросы вебмастеров.

1. Что такое JavaScript простыми словами

JavaScript (на русском "Джава Скрипт", сокращенно "JS") - язык программирования встраиваемый в HTML страницы с целью удобства общения с пользователем, обработки ошибок и создания динамичности странице в целом.

JavaScript является объектно-ориентированным и интерпретируемым языком. Является системно-независимым (работает на любых платформах). Зачастую JS код называют скриптами. Можно сказать, что этот язык "заточен" лишь для веб-программирования.

Синтаксис языка во многом напоминает Си и Java, семантически же язык гораздо ближе к Self, Smalltalk.

2. Задачи решаемые JavaScript
  • Проверку полей html форм (тег ) до того, как они передались на сервер
  • Информационные сообщения с предупреждениями
  • Эффекты для выделения главных элементов и частей страницы
  • Оригинальные выпадающие меню
  • Математические вычисления

Обычно с помощью JavaScript делают слайдеры . Можно также выводить контент через вывод на AJAX , это позволяет скрывать из html-кода ненужные или повторящиеся элементы страницы сайта. Изучать эти коды новичку не имеет смысла, т.к. они довольно сложные.

3. Как включить поддержку JavaScript в браузере

Все браузеры поддерживают JavaScript. По умолчанию Джава Скрипт уже должен быть включен в браузерах, если нет, то ниже представлены инструкции для различных браузерах по включению JS.

1. Включить JavaScript в Firefox 2. Включить JavaScript в Google Chrome

"Настройка и управление Google Chrome" -> "Параметры" -> "Расширенные" -> "Личные данные (Настройки содержания)" -> "JavaScript:" Разрешить всем сайтам использовать JavaScript (рекомендуется) или запретить выполнение JavaScript на всех сайтах

3. Включить JavaScript в Opera

Нажать на клавишу F12 Выбрать пункт "Включить JavaScript"

4. Включить JavaScript в Internet Explorer

"Сервис" -> "Свойства обозревателя" -> вкладка "Безопасность" -> выбираем зону "Интернет" -> кнопка "Другой" -> пункт "Сценарии" -> "Разрешить сценарии"

4. Пример: как вставить JavaScript в html страницу

Код JavaScript вписывается прямо в html код страницы. Для его выделения используют специальные теги

код на javasript

Атрибут type="text/javascript" указывать не обязательно, но желательно.

Использовать <script> можно в заголовочных тегах , так и просто в теле страницы .

Писать html теги между открывающим и закрывающим тегом script запрещено. Это место только для кода на JavaScript.

Чтобы не дублировать один и тот же JavaScript на каждой странице его обычно выносят в отдельный файл с расширением ".js". Этот файл можно подключить в любом месте html-страницы.

4.1. Пример 1. Всплывающие сообщение Hello, World

Ниже представлен пример html код, который при загрузке страницы выводит всплывающее сообщение "Hello, World".

Hello, World на JavaScript

Пример с Alert. Будет выведено всплывающие сообщение

alert ("Hello, World! ");

Нажмите на ссылку:

Ссылка 4.2. Пример 2. Альтернатива с обработкой javascript

Ниже представлен пример html кода с обработкой кода JavaScript с помощью идентификатора id.

Hello, World на JavaScript window.onload = function() { var linkWithAlert = document.getElementById ("check_link "); linkWithAlert.onclick = function() { return confirm ("Перейти по ссылке? "); }; };

Нажмите на ссылку :

Ссылка 4.3. Пример 3. Смена цвета объекта при наведении курсора

При наведении курсора мышки на определенные области, они изменяют цвет. Делается это через JavaScript. Например

Код этого примера:

RED GREEN BLUE

Это лишь самые элементарные вещи на JavaScript. Его возможности довольно большие. Не даром в литературных магазинах по этому языку можно найти отдельные книги.


Java Script - это просто. Часть 1

Сценарный язык JavaScript - язык для составления скриптов, разработанный фирмой Netscape, - обладает огромными возможностями для разработки интернет-приложений, работающих как на клиентской, так и на серверной стороне. Язык очень простой, и для работы с ним достаточно лишь иметь понятие основ HTML. В JavaScript есть немало интересных особенностей, и одна из них - возможность обработки не только данных, но и событий. Событие определяется как некоторое действие, выполненное в контексте браузера - например, щелчок мышью или загрузка страницы. Кроме того, JavaScript отлично интегрируется с РНР и дополняет его выполнением тех функций, которые на PHP реализовать невозможно либо трудоемко.

Первые шаги программирования в JavaScript

Код скрипта JavaScript (далее по тексту JS) размещается непосредственно в HTML-коде. JS имеет тег признака . Все, что стоит между тегами и , интерпретируется как код на этом языке. Одна из наиболее важных команд, используемых при программировании на JS - document.write()., которая нужна для того, чтобы что-либо написать в текущем документе. Чтобы не быть голословным, приведу простейший пример:




document.write("JavaScript - это просто!!!")


Наберите этот текст в "Блокноте" и сохраните с расширением HTML. Результатом выполнения этого кода будет вывод в окне браузера текста "JavaScript - это просто!!!". Вы скажете: "Может, будет, а может, и не будет", - и окажетесь правы. Если ваш браузер не поддерживает вывод JS, то вместо текста вы будете видеть полностью код. Избежать отображения кода такими браузерами можно, используя тег комментария из HTML -


Еще одной очень важной частью программирования на языке JS являются события и обработчики событий. События главным образом инициируются теми или иными действиями пользователя. Каждое действие описывает отдельный тип события. Допустим, при нажатии кнопки мыши происходит событие, называемое "Click", при пересечении указателем мыши какой-либо ссылки гипертекста - событие MouseOver. Для того, чтобы программа реагировала на эти события, используются специальные программы обработки событий. Например, программа - обработчик события нажатия кнопки мыши называется onClick и сообщает компьютеру, что нужно делать, если произойдет данное событие. Для наглядности снова создадим простой пример. Создадим форму, которая будет содержать кнопку, при нажатии на которую будет появляться выпадающее окно.



test page




Нажатие на кнопку Test Button вызывает окно с текстом "Тест выполнен!" (рис. 1). Рассмотрим подробно каждую команду этого кода.

Командой создаем некую форму с кнопкой. Атрибут onClick="alert("Тест выполнен!")" определяет, что происходит, когда нажимают на кнопку мыши. Таким образом, если имеет место событие Click, компьютер выполнит вызов alert("Тест выполнен!"). Функция alert() создает выпадающие окна. При ее вызове необходимо в скобках задать некую строку, которая появится в выпадающем окне. Как видно в коде, в конструкции alert() используются одинарные кавычки. Объясняется это тем, что в большинстве случаев имеется возможность использовать оба типа кавычек. Причем не имеет значения, в каком порядке их использовать: вначале двойные, а затем одинарные или наоборот. В нашем примере используются сначала двойные, а после одинарные кавычки, а если бы мы применили конструкцию из двух двойных кавычек -onClick="alert("Тест выполнен!")", то компьютер не смог бы разобраться в скрипте, поскольку неясно, к которой из частей конструкции имеет отношение функция обработки событий onClick, а к которой - нет.

Итак, окно содержит текст, который был передан функции JS alert. Такое ограничение применяется по соображениям безопасности. Выпадающее окно можно создать и с помощью метода prompt() (см. рис. 2), однако в этом случае окно будет воспроизводить текст, введенный пользователем, а потому скрипт, написанный "злым хакером", может принять вид системного сообщения и попросить ввести некий пароль. В нашем случае понятно, что окно создано браузером, а не операционной системой, и его невозможно просто взять и удалить.

Очень удобным средством в JS являются функции, которые в большинстве случаев используются как способ связать вместе несколько команд. В качестве наглядного примера допустим, что вам необходимо много раз повторить какую-то последовательность текстовых строк. Используя уже полученные знания по языку JS, мы могли бы использовать команду document.write и получили бы код следующего вида:




");

");
document.write("Самая интерактивная страница
");
document.write("Java Script - это просто
");
document.write("Самая интерактивная страница
");
document.write("Java Script - это просто
");
// -->

Невооруженным глазом видно, что конструкция построена нерационально. Перестроим этот код, используя функцию:





Все команды скрипта, которые находятся внутри фигурных скобок, принадлежат созданной нами функции FreeFunc (). Теперь обе команды document.write() связаны и могут быть выполнены при вызове указанной функции. Далее мы вызываем FreeFunc() три раза сразу после того, как дали определение самой функции. Это приведет к тому, что функция выполнится трижды, т.е. три раза будут напечатаны обе строки. Изюминка заключается в том, что возможность передачи переменных при вызове функции придает скриптам подлинную гибкость. Функции могут использоваться и совместно с процедурами обработки событий. Например, можно создать функцию calc(), которая будет иметь две переменные x и y, а результат математического действия будет сохраняться в переменной result. Последней командой функции укажем alert(result). Далее функцию calc() можно вызвать при нажатии на кнопку командой onClick="calc()", в результате чего получим всплывающее окно с результатом расчета.

Работа с окнами

Еще одна возможность языка JavaScript - открытие новых окон в браузере. Кроме того, вы имеете возможность управлять самим процессом создания окна. Например, можно указать размер окна, должно ли новое окно иметь строку статуса, панель инструментов или меню. Перечень основных параметров приведен в таблице 1.

Таблица 1. Основные параметры создания окна в JS

Рассмотрим на практике пример создания нового окна в браузере:












В результате выполнения данной программы мы получим кнопку в браузере, при нажатии на которую создается новое окно с текстом (см. рис. 3).

Созданная нами функция OpenWindow() открывает новое окно браузера. Первый аргумент функции open() - пустая строка ("") - обозначает, что в данном случае мы не желаем указывать конкретный URL, а JS обязан создать дополнительно новый документ. В скрипте мы определяем переменную myWindow, при помощи которой получаем доступ к новому окну (воспользоваться для этой цели именем окна (TestWindow) в данном случае невозможно). Созданное окно обладает размерами 300x100 пикселей и не имеет ни строки статуса, ни панели инструментов, ни меню. После открытия окна внутри него открываем объект document для отображения текста. Делается это с помощью команды myWindow.document.open(). Здесь мы обращаемся к open() - методу объекта document. Эта команда не открывает нового окна - она лишь готовит document к предстоящей печати. Обязательно необходимо поставить перед document.open() приставку myWindow, чтобы получить возможность печатать в новом окне. Далее по тексту скрипта с помощью вызова document.write() формируется текст нового документа и его параметры. Для этого записываем в документ обычные теги языка HTML. При этом можно использовать абсолютно любые теги языка гипертекстовой разметки HTML. По завершении работы с командой document() необходимо ее закрыть, для чего используем команду myWindow.document.close().

При открытии окна мы должны использовать три аргумента:
myWindow= open("page.htm", "TestWindow",
"width=300,height=100,status=no,toolbar=no,menubar=no");

В данном примере мы указываем конкретный URL (page.html), а второй параметр - это имя окна. Зная имя окна, можно загрузить туда новую страницу с помощью записи

При этом нужно указать имя соответствующего окна, а если такого окна не существует, то с этим именем будет создано новое. Не допустите ошибки: переменная myWin - это вовсе не имя окна, но только с помощью этой переменной можно получить к нему доступ. Область действия этой переменной ограничивается лишь скриптом, в котором она определена. А вот имя окна (TestWindow) - уникальный идентификатор, которым можно пользоваться из любого из окон браузера. Для закрытия окна используется функция close(), а все остальное идентично работе с функцией open().

Строка состояния

В JS можно выполнять запись в строку состояния браузера - для этого достаточно лишь записать нужный текст в windows.status. Снова рассмотрим приемы работы с этой функцией на примере. Создадим скрипт, который при нажатии на кнопку будет выводить заданный текст в строке состояния, а при нажатии на вторую кнопку - стирать его:













Запустив программу в браузере, получаем форму с двумя кнопками. При нажатии на кнопку On Statbar Text в строке состояния появляется надпись "Нажата кнопка On", а при нажатии кнопки Off Statbar (Clear text) строка состояния очищается (см. рис. 4).

Итак, имеем форму с двумя кнопками, которые обе вызывают функцию statbar(). При нажатии клавиши On Statbar Text функция вызывается
следующим образом: statbar("Нажата кнопка On"). Текст в кавычках и есть тот текст, который мы увидим в строке состояния. В свою очередь, функция statbar() была объявлена следующим образом:

function statbar(txt) {
window.status = txt;}

В функции в скобках мы поместили (txt). Это значит, что строка, которую мы передали этой функции, помещается в переменную txt, а строка txt заносится в строку состояния посредством команды window.status = txt. Соответственно, удаление текста из строки состояния выполняется как запись в window.status пустой строки: (""). Использование записи текста в строку состояния безгранично. Вы можете поместить туда объяснение ссылки при наведении на нее курсором мыши, создать бегущую строку или просто использовать для отображения даты и времени.

Таймер

С помощью функции таймера (timeout) можно выполнить некоторые команды по истечении заданного времени. Продемонстрирую это в следующем скрипте:




setTimeout("alert("Добро пожаловать на страницу \"MyHome\" ")", 3000);
// -->

Ожидайте 3 секунды. Появится окно

По истечении 3-х секунд после открытия страницы появится всплывающее окно с надписью "Добро пожаловать на страницу "MyHome"" (см. рис. 5).

SetTimeout() - это метод объекта window. Он предназначен для установки интервала времени. Первый аргумент при вызове - это код JS, который следует выполнить по истечении указанного времени (в нашем случае это alert()). Второй аргумент служит для указания, когда этот код следует выполнять. При этом время указывается в миллисекундах.

Фреймы

Окно браузера может быть разбито на несколько отдельных фреймов. Фрейм в общем понятии - это поле в форме прямоугольника. Каждый из фреймов выдает на экран содержимое собственного документа. Создание фреймов все же является задачей языка HTML, но мы кратко рассмотрим основные моменты этого процесса на языке JS. Для создания фреймов используются теги и . В следующем примере создадим скрипт, разделяющий страницу браузера на 5 фреймов, и загрузим в каждый из них отдельную страницу:













Результат выполнения данного скрипта представлен на рис. 6.

Во фрейме мы используем свойство rows и cols и задаем процентное соотношение занимаемого места фреймами в окне браузера. Свойство rows означает, что фреймы будут расположены друг над другом, а cols - друг напротив друга. Можно также задать размер фрейма в пикселях, для чего достаточно после числа не ставить символ %. В теге указываем ссылку на загружаемую страницу, а атрибутом name задаем уникальное имя фрейма. Имеется возможность задать толщину границы между фреймами. Для этого нужно воспользоваться в теге параметром border и задать ему какое-либо значение (по умолчанию border=0). Рассмотрим, как JavaScript "видит" фреймы, присутствующие в окне браузера. Для этого обратимся к созданному нами выше окну с фреймами. JS организует фреймы, представленные на web-странице, в виде некой иерархической структуры, на вершине которой находится окно браузера. В нашем случае оно разбито на пять фреймов. Таким образом, окно как объект является родоначальником данной иерархии, а фреймы - соответственно, его потомки. Мы присвоили этим фреймам уникальные имена: frame1, frame2… frame5. C помощью этих имен мы можем обмениваться информацией с указанными фреймами. Допустим, необходимо активировать некую ссылку в первом фрейме, однако соответствующая страница должна загружаться не в этот же фрейм, а в другой. Примером такой задачи может служить составление меню или так называемых навигационных панелей, где один фрейм всегда остается неизменным, но имеет несколько различных ссылок для навигации. Не углубляясь в изучение иерархий, создадим пример навигации по сайту с помощью фреймов. В одном фрейме мы создадим несколько ссылок. При активации какой-либо из них соответствующая страница будет помещена не в тот же самый фрейм, а в соседний. Вначале создадим сами фреймы:







Далее создадим простую HTML-страницу "start.htm":


Стартовая страница
Это стартовая страница нашего сайта

И меню панели навигации:








Страница 1

Страница 2
Карта сайта

Здесь мы видим несколько способов загрузки новой страницы в фрейм main. В первой ссылке для этой цели используется функция load():
Страница 1

В этой строке вместо явной загрузки новой страницы мы предлагаем браузеру выполнить команду на языке JavaScript - для этого используем параметр javascript вместо обычного href. Далее передаем "1.htm" в качестве аргумента функции load(), а саму функцию load() определяем следующим образом:

function load(url) {
parent.main.location.href= url;}

Внутри скобок написано url. В нашем примере это означает, что строка "1.htm" при вызове функции заносится в переменную url. И эту новую переменную теперь можно использовать при работе внутри функций load().

Во второй ссылке используется параметр target. Это уже не код JavaScript, а одна из конструкций языка HTML. Мы просто указываем имя необходимого фрейма и не обязаны ставить перед именем указанного фрейма слово parent. Если необходимо избавиться от фреймов с помощью функции load(),нужно написать в ней лишь parent.location.href= url. Результат выполнения нашего скрипта представлен на рис. 7.

Какой именно из предложенных вариантов загрузки использовать, зависит от вашего скрипта и задач, которые он должен реализовать.
На этом первое знакомство с языком JavaScript будем считать законченным. В следующих материалах мы рассмотрим предопределенные объекты и формы, создадим на странице часы, рассмотрим работу с объектом Image, а также немного затронем слои и модель событий.

Павел Кучинский, [email protected]



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: