Самые известные программисты мира. Большая энциклопедия нефти и газа

Cтраница 1


Имя программиста является вторым позиционным параметром. Оно может содержать до 20 знаков и записывается без скобок и апострофов, если используются буквы латинского алфавита, например PETROVA.  

Если имя программиста, указываемое в операнде программист, содержит пробелы или запятые, то его надо поставить в кавычки. Первые два позиционных операнда и все ключевые операнды отделяются запятыми. Если оба первых операнда опущены, то опускаются и стоящие за ними запятые.  

C (Rt), a C pLEX однозначно задается именем программиста с учетом информации, накопленной о нем в предыдущие сеансы его работы.  

В примерах PR1M14 и PRIMI5 оба позиционных параметра (учетная информация и имя программиста) опушены.  

Ниже приведены примеры записи оператора JOB, содержащего два операнда: учетную информацию и имя программиста.  

На всех блок-схемах в правом нижнем углу страницы ставится штамп, где указывается: номер программы, название программы, имя программиста, дата, номер и подробное название блок-схемы.  

Структура типичного входного задания показана на рис. 1.3. Оно начиналось с карты SJOB, на которой указывалось максимальное время выполнения задания в минутах, загружаемый учетный номер и имя программиста.  


Структура типичного входного задания показана на рис. 1.3. Оно начиналось с карты JOB, на которой указывалось максимальное время выполнения задания в минутах, загружаемый учетный номер и имя программиста.  

Имя программиста является обязательным только в случае, если он включен в оператор JOB как обязательный операнд при генерации процедуры системного ввода, предусматривающей приоритетное планирование. Имя программиста записывается без скобок и кавычек, если используются буквы латинского алфавита, например, IVANOVA. Если имя программиста содержит специальные знаки, то оно заключается в апострофы, например, О.  

Имя программиста является обязательным только в случае, если он включен в оператор JOB как обязательный операнд при генерации процедуры системною ввода, предусматривающей приоритетное планирование. Имя программиста записывается без скобок и кавычек, если используются буквы латинского алфавита, например, IVANOVA. Если имя программиста содержит специальные знаки, то оно заключается в апострофы, например, О.  

Прикладная программа А выдает запрос на главные записи системе управления базами данных. Программа сообщает имя программиста, затребовавшего этот тип данных, и передает в запросе значение ключа сегмента или записи.  

Стандартные значения могут быть изменены с помощью операндов. Для каждого вида управляющей программы (РСР, MFT или MVT) используется определенный набор операндов, причем такие операнды, как учетная информация и имя программиста, могут быть сделаны обязательными, а значения операндов CLASS, PRTY и MSGCLASS задаются. Назначение остальных операндов следующее: COND задает условие для более раннего прекращения задания, MSGLEVEL задает уровень сообщения, RD используется для повторного выполнения задания, REGION запрашивает объем оперативной памяти для задания, RESTART позволяет перейти к повторному выполнению аварийно заканчивающегося задания, ROLL позволяет изменить область памяти выделенную заданию, TIME ограничивает время выполнения задания процессором, TYPRUN позволяет задержать выполнение задания. Все эти операнды следует рассматривать как дополнительное средство), помогающее отладке программы.  

Надеюсь, это не диагноз))

Когда знакомлюсь с людьми и говорю им, кем я работаю, они удивляются. Говорят: не похож ты на программиста. Бытует особое мнение о том, как выглядит человек нашего труда. Это обязательно должен быть замкнутый «ботаник», витающий где-то далеко на своей волне, у него бледно-болезненный вид, немытые волосы и очки. Мой жизненный опыт показывает — мы, программисты, - увлеченные делом люди, но не зацикленные на нем. Хотя, исключения,конечно, бывают..

ПрофГид меня попросил написать статью о нас, программистах.

Расскажу о том, чем мы занимаемся на самом деле.

И, если вы думаете связать жизнь с нашей профессией, примерьте сказанное на себя. Возможно, это поможет вам определиться.

Мой сын и еще несколько детей моих знакомых захотели стать программистами. Однако большинство из них не хотят учиться в старших классах школы и поступать в вузы.

Один так и говорит: «Хочу, как дядя Вова, - сидеть дома, ничего не делать и получать деньги». Пожалуй, со стороны так всё и выглядит: сидит «дядя Вова» на даче в кресле, и что-то там делает на ноутбуке. Посмотришь на экран, а он то чатится с кем-то, то почту проверяет. Утром на работу не спешит, да и вообще садится, когда захочет, а то и на баньку прервется.

Как выглядит карьера программиста в моем случае?

Мне тридцать восемь лет, из них двадцать два года компьютеры - моё самое большое увлечение. Впервые, как и многие мои сверстники, я сел за клавиатуру в предпоследнем классе школы. В то время дома их ни у кого не было. Помню, с каким трепетом я впервые прикоснулся к клавишам, пока учительница говорила про «алгоритм включения и выключения». Мы этот алгоритм записывали в тетрадь: «стол, клавиатура, дисплей... дисплей, клавиатура, стол». О! Это была массивная, металлическая клавиатура и здоровенный текстовый дисплей с зелеными буквами. При включении на экране появилась надпись по-русски «Жду:». Я попробовал что-то ввести, - выдалась ошибка. Я исправляю ввод, компьютер это проглатывает, и снова пишет «Жду:». Не знаю почему, но меня это очень раззадорило — компьютер понял меня!!! Захотелось писать и писать дальше.

С нетерпением я ждал уроков информатики, но они были так редки: один раз в неделю 40 минут! Довольно быстро я уже писал программки вне школьной программы. Ха! Кстати, первая программа, которую я написал — тест на профориентацию. Привет, заказчик статьи! Это был обычный тест, напечатанный в каком-то журнале с вопросами и вариантами ответов. По сумме баллов выдавались рекомендации. Потом были еще персональные задания — и для школы полезно, и мне интересно.

Мне повезло с учителем информатики. Галина Григорьевна, низкий вам поклон за то, что не дали остыть моему интересу! Чтобы увеличить время работы за компьютерами я записался на курсы информатики при ДКиТ ВАЗа. К сожалению, курсы длились только месяц, а в кружок после окончания меня не взяли — программа, которую я написал при «выпуске» не впечатлила преподавателей. Это меня по-хорошему разозлило — захотел доказать самому себе, что они ошиблись! Стал ходить в компьютерный класс при педагогическом институте. Но перенять опыт там было не у кого - туда ребята в основном приходили, чтобы поиграть, даже лаборанты увлеченно во что-то играли.

В общем, к окончанию школы я точно знал, куда пойти учиться — на программиста! В нашем городе (Тольятти) негде было этому учиться, и я оказался в Самаре, в политехническом (ныне СамГТУ) на факультете автоматики и вычислительной техники, специальность 2202 «Автоматизированные системы обработки информации и управления». Это престижный был факультет и группа (проходной бал 10 из 10). К сожалению, в нашей группе было много «случайных» людей — отличников, которые просто пришли к нам из-за престижа. Однако несколько единомышленников у меня все-таки нашлось, но главное - была атмосфера!

Первый компьютер у меня появился дома на втором курсе, это был “ZX-Spectrum”. Подключался он к телевизору, программы загружались с бытового магнитофона. На нём я мало программировал, - больше играл. Загружать-выгружать программы было долго и неудобно, я и не нашел для себя интересной области для написания программ. Примерно через год мне стало неинтересно и ужасно жаль потраченного времени на игры. С тех пор я практически не играю.

К третьему курсу мои родители (спасибо им!) пожертвовали отпускными и планами постройки дачного дома - приобрели мне настоящий персональный компьютер: «Электроника ЕС-1840»! Это было очень круто по тем временам. Компьютер представлял собой два больших металлических и жутко тяжелых блока, и небольшой черно-белый текстовый монитор. Работало это чудо на аналоге процессора Intel-8086, 640 килобайт оперативной памяти, 2 дисковода для 5ти дюймовых дискет повышенной емкости (720 килобайт!) и самый шик — в нем даже был жесткий диск, с потрясающим на то время объемом — 40 мегабайт!

В общем, все выходные, каникулы и праздники я проводил перед экраном этого монстра. Первое что я написал — «драйвер» для моего принтера. Это была какая-то польская модель, с кириллицей перепутанной местами. Потом, мне очень хотелось печатать плакаты графикой, и я написал еще один драйвер, который адаптировал команды к популярной модели «Epson» в команды к моему принтеру. И он прекрасно работал!

Это потрясающее чувство, когда ты заставляешь машину делать то, что тебе нужно!

Два последних курса института я писал чисто для себя, проект на языке низкого уровня «Ассемблер» - информационную систему. Программка, которая вызывалась по нажатию горячих клавиш из любой другой программы, и в которой можно было почитать справочную информацию. Она и стала впоследствии моим дипломным проектом. Параллельно поработал на ВАЗе, на «практике». Не понравилось. Да, техника отличная, но коллектив... Никому ничего не надо, мной никто толком не занимался. Я сидел себе и писал свою программку на большом мониторе. Жаль, что тогда интернет был в диковинку: можно было бы и разбогатеть, ведь программа затыкала за пояс по всем параметрам аналог «Norton Guides» от крутой программной фирмы «Peter Norton Computing». Самооценка моя постепенно росла.

На моей второй «производственной практике» пошел я в коммерческую организацию, которая занималась сборкой и обслуживанием персональных компьютеров. Вот там было классно! Хороший коллектив, увлеченные, неравнодушные люди! Там я всё делал — проверял дискеты на вирусы, собирал компьютеры, занимался их ремонтом и даже стоял за прилавком, когда продавцы брали перерыв. В свободное время что-то писал для себя. И вот мне дали задание - написать информационную систему для нашей организации: складской учет, заказы, выписка счетов, выгрузка отчетов для бухгалтерии. Это и стало моим главным проектом в последующие пять лет работы.

Были и еще проекты. Самый крупный — электронный каталог запчастей для АвтоВАЗа. Это интересная работа: мы общались с людьми, подготавливающими бумажные каталоги. Узнали много о тонкостях производства автомобилей на ВАЗе, общались с переводчиками (каталог был многоязычный) и придумали, как все это воплотить в программу.

Потом была Москва. Мы писали информационную систему для нефтяной компании «ЮКОС». Было очень интересно — большие красивые офисы, совещания с солидными людьми, посиделки в ресторанах. Работать было интересно, но жить в Москве не комфортно. В принципе, я почти привык. Но... Слишком много людей, везде. Меня увлек Интернет. И когда мои коллеги с предыдущей работы, в шутку, наверное, предложили мне вернуться в родной город чтобы писать программы для зарубежных заказчиков, я взял и согласился. Заработок обещал был не меньшим, и это … дома!

Мы сняли офис, начали работать. Около года работали, потом с заказами стало плохо. У основного заказчика случился форс-мажор, а мелких мы растеряли, чтобы «не отвлекаться на глупости». По кредиту надо было платить, за аренду тоже. Наши заработки рухнули. С тяжелым чувством распродали мы технику, часть разобрали в счет зарплаты и разошлись кто куда. Кто-то остался работать на дому, кто-то устроился в организации.

С тех пор, вот уже 8 лет, я работаю из дома. Я — фрилансер, - работаю по контракту. Зарегистрировал ИП, есть расчетный счет в банке. Расходы на интернет и бухгалтера (раз в год для сдачи отчетности), 6% налогов с выручки и налоги в пенсионный — вот все мои расходы. За годы работы у меня сложился круг постоянных клиентов. У меня интересная работа и неплохой доход.

Чем мне нравится эта профессия?

Во-первых, она позволяет вникать в различные области жизни. Если ты пишешь программу для бухгалтерии, ты обязан освоить все нюансы бухгалтерского дела. Программируешь систему документооборота — осваиваешь делопроизводство, систему контроля и исполнения решений — узнаешь о том, как построены эти процессы на том или ином предприятии. По сути, программа — это ваши знания о той или иной отрасли, заложенные в ее коде. Это позволяет постоянно общаться с новыми людьми, узнавать что-то новое.

С развитием систем коммуникаций открылась еще одна, очень привлекательная сторона нашей профессии — возможность удаленной работы. Благодаря этому, многие из нас трудятся дома, на даче, в теплых странах на берегу океана. Наша профессия дает нам свободу выбора — где жить, с кем работать.

Не секрет, что в России наш труд оплачивается ниже, чем за рубежом. Нет проблем — можно работать и на зарубежные компании, оставаясь дома. Конечно, уровень оплаты будет существенно ниже, чем за границей, но значительно выше, чем здесь. Это значит, что при наличии интернета и компьютера/ноутбука можно жить и трудиться в родном провинциальном городке.

Что касается востребованности, и тут проблем нет. Постоянно появляются новые задачи, новые отрасли (пример из недавних — приложения для мобильных телефонов), требуют все новых и новых специалистов. Несмотря на то, что непрерывно создаются инструменты, облегчающие нашу работу, требования к нашей квалификации не снижаются. На рынке труда много людей, окончивших различные учебные заведения по нашей специальности, но найти хорошего специалиста — большая проблема.

А вот и ложка дегтя. Время жизни создаваемых нашим трудом продуктов невелико. Почему? Потому, что ИТ-отрасль эволюционирует очень быстро, программы морально устаревают за несколько лет, и мы пишем новые. Результатами труда архитектора люди любуются десятки лет, скульптора — сотни. То, что производим мы — недолговечно. Оно работает, как правило, на «железе», которое через 10 лет вы найдете только в музее.

С другой стороны, мы - движители эволюции общего информационного пространства. То, каким стал интернет, какие появились удобные и полезные функции (покупка билетов, выбор и бронирование отелей, гос.услуги и т. п.) в этом есть и частичка нашего труда. Этим можно гордиться.

Как выглядит работа программиста?

Многое зависит от места работы и ваших способностей. Если вы работаете в большой компании, то ваш круг обязанностей будет, скорее всего, узкоспециальным. В небольших проектах — как говорится: «и швец, и жнец». Везде есть свои плюсы и минусы. В первом случае вы, несомненно, будете отличным спецом в своей области, чувствовать себя частью большой компании. Но в то же время — относительно легко заменяемым «винтиком». Во втором случае — вам необходимо будет ориентироваться в очень широком круге технологий, здесь есть больше свободы для творчества. Расплачиваться за это приходится меньшим погружением в каждую из областей, возможны ошибки в работе, которые вам приходится исправлять, более частые стрессы.

В любом случае, где бы вы ни работали, вам придется столкнуться со стрессовыми ситуациями. Работа без выходных, ночами — обычное дело в нашей сфере деятельности.

В настоящее время компании начинают понимать, как это важно — сделать работу комфортной. Хорошего специалиста найти очень трудно, а удержать на месте — еще сложнее. Бесплатные булочки, напитки, наличие мест для отдыха и занятий спортом — вы это делается для того, чтобы вы чувствовали себя в офисе «как дома» и работали с полной отдачей. Не редко можно найти и удаленную работу. Некоторые компании оформляют своим сотрудникам «опционы». Это пакет акций компании, на довольно значительную сумму, но распорядиться им вы можете только проработав в компании определенное время (например, через пять лет).

Какими качествами должен обладать программист?

Во-первых — он должен любить свое дело. Даже не так: он должен болеть им. Случайные люди, ремесленники у нас не задерживаются. Довольно быстро приходит осознание, что это тяжелый, каждодневный труд. Не всегда все получается с первого раза — бывает, что ты не знаешь, как это делается, и учишься по ходу дела. А бывает что причина некорректной работы программы в среде ее выполнения — что-то работает не так, как должно. Приходится с этим разбираться, придумывать, как выйти из ситуации.

Во-вторых — должен уметь и желать постоянно учиться, осваивать вещи с нуля. Вы можете чего-то не знать, но должны уметь найти нужную вам информацию. Самый главный помощник программиста — Google:) В общем, если вам не нравится учиться профессия программиста не для вас!

В-третьих — должен быть трудолюбивым. Очень важно уметь работать длительное время над «неинтересной» или рутинной задачей, с детальной, монотонной проработкой всех возможных ситуаций.

Мне нравится анекдот про программиста:

«Ложась спать, программист ставит у кровати два стакана. Один с водой, другой — без.

Стакан с водой — на случай, если захочется пить. А без воды — на случай если пить не захочется»

Не программистам этот анекдот непонятен, ну, могут посмеяться над глупым поведением «замороченного» человека. Люди нашего труда поймут иначе. Зачастую при написании кода приходится продумывать все ситуации, даже самые невероятные и глупые на первый взгляд. И если что-то упустишь, то она обязательно «выстрелит» - программа поломается. Это понимание приходит с опытом...

Пожалуй, такая вот дотошность в работе — ключ к успеху.

Какие знания нужны, с чего начать?

Я бы посоветовал начать с изучения английского языка. Вам нужно будет читать документацию, книги, общаться с коллегами и работодателями. Без знания языка вы сильно ограничиваете себя, теряете ценность как специалиста. Как минимум вы должны уметь бегло читать технические тексты. Очень хорошо — уметь грамотно писать и воспринимать речь на слух. В идеале — свободно общаться на английском языке, в том числе на отвлеченные темы. Тогда для вас будут открыты все дороги!

Хорошо бы иметь общее представление об устройстве компьютера. Ранее без этого было вообще невозможно, но и сейчас очень желательно понимать физику процессов, как все работает. Это позволяет писать оптимальные программы. Кроме этого, для некоторых областей (игры, приложения реального времени, высоконагруженные системы) нужно очень хорошо разбираться в тонкостях процессов.

Что касается языка программирования, можно начинать с любого, где есть полноценная поддержка ООП (объектно-ориентированного программирования). Я бы порекомендовал язык «Питон» (Python). Это довольно взрослый язык, по нему есть масса информации, отличных книг, в том числе переведенных на русский язык.

Кроме языка программирования, вам нужно будет обязательно изучить основы реляционных баз данных и язык доступа к ним — SQL. Практически любая программа оперирует данными, находящимися в базе. В настоящее время набирают популярность так называемые NoSQL-базы данных, надо изучить и эту тему.

Очень полезно почитать о методиках разработки программного обеспечения — как построить процесс разработки таким образом, чтобы выполнить работу в срок и качественно. Методики тестирования программного обеспечения — также весьма и весьма полезное чтение. В настоящее время популярна парадигма «разработки через тестирование».

Куда пойти учиться?

Напомню, что главный движитель опыта и ваших знаний — вы сами. Окружение, в котором вы находитесь, может быть как катализатором, так и помехой. Кто идет учиться в средние учебные заведения? Те, кто не хочет или не может учиться в школе? Вам с ними не по пути.

Кроме этого, наличие высшего образования еще никому не вредило, а в некоторых специализациях нашей отрасли просто не обойтись без знаний высшей школы. Ну, и еще раз: круг лиц которые вас окружают. С самого начала вы должны быть окружены правильными людьми.

Может не стоит учиться вообще?

Зачем учиться? Ведь есть примеры успешных людей нашей профессии, бросивших учебу и ставших миллиардерами.

Я уверен, учиться стоит! Конечно, если у вас есть идея «на миллион», вы знаете, как ее воплотить, а учеба только отвлекает вас, тогда да — берите академический отпуск и - вперед, ловите удачу за хвост. В противном случае — учитесь.

Время идет быстро, может случиться так, что у вас просто не будет больше такой возможности — пять-шесть лет полноценно посвятить учебе. Да и вряд ли вы сможете нормально влиться в компанию студентов, которые к тому времени будут младше вас на много лет.

Рассматривайте время учебы в ВУЗе, как период, данный вам для осмысления того, чем бы вы хотели заниматься, поиском себя. Если ваши родители дают вам такой шанс — дают возможность учиться, и не думать о том, как прокормить себя в это время, не упускайте его.

Всем удачи!

Владимир Мамзиков

Не новость, что большинство всех сленговых словечек перешло к нам с английского языка. Те люди, которые далеки от IT-индустрии, но хорошо знают английский, смогут понять около половины этих слов. Для начинающего программиста этот словарь будет особо полезен, так как позволить немного окунуться в мир Айти.

Примечание: Здесь собрано 190+ слов . Просьба – если вы не нашли слово, которое, по вашему мнению, используется в обиходе программистов и просто людей из сферы IT или какое-то слово я неверно истолковал – сообщите об этом в комментариях, буду вам очень признателен.

Ава (или ещё «аватарка «, от англ. «avatar ») – графическое представление (картинка/фото/изображение) человека в Интернете/соц.сетях/мессенджерах/играх и т.д.

Админ (от англ. «admin ») – администратор.

Айди (от англ. «identificator ») – идентификатор.

Айпи (или ещё «Айпишник », «Айпи-адрес », от англ. «I nternet P rotocol Address») – уникальный адрес компьютера в сети Интернет. Этот адрес каждому компьютеру присваивает провайдер, который предоставляет устройству выход в Интернет.

Айти (или ещё «АйТи «, от англ. «IT » = «I nformation T echnologies») – информационные технологии.

Айти-евангелист (или ещё «IT-проповедник/пропагандист ») – человек, который занимается пропагандой (нередко профессионально) в сфере IT.

Айтишник (он же «айтишнег », «ойтишнег », «ойтишник ») – специалист в информационных технологиях. Нередко айтишниками называют всех программистов и просто продвинутых пользователей компьютеров и Интернета.

Ака (точнее a.k.a , от англ. «a lso k nown a s») – если дословно, то «ещё известен как». Другими словами, никнейм, псевдоним.

Аноним (или ещё «анонимус », «анон », от англ. «anonym/anonymous ») – человек, скрывающий своё настоящее имя.

Апгрейд (от англ «upgrade ») – обновление/модернизация аппаратного обеспечения (железа).

Апдейт (от англ «update ») – обновление/модернизация программного обеспечения (софта).

Апликуха (от англ. «application ») – прикладное программное обеспечение. Например: компьютерная программа, мобильное приложение.

Аутсорс (от англ. «outsource ») – передача предприятием/компанией выполнение определенной работы специалистам вне штата (фрилансерам или работникам других компаний). Например, есть специализированные конторы бухгалтеров, которые обслуживают десятки других команий на аутсорсе , не являюсь сотрудниками этих компаний.

Баг (от англ. «bug ») – ошибка в программе/коде, из-за которой результаты выполнения программы неправильные.

Бан (от англ. «ban ») – лишение или ограничение каких-либо прав пользователя (например: оставлять комментарии, просматривать определённые страницы и т.д.). Пожизненный бан — исключение пользователя из системы/игры/сайта/группы и т.д.

Батник – командный файл с расширением.bat. Используется для работы с командной строкой в Windows.

Баян – шутка/информация, которая ранее уже была опубликована/известна.

Биткоин (от англ. «bitcoin ») – криптовалюта, электронная валюта, поколение цифровых денег, которые никем не контролируются и существуют только в Интернете.

Битый – нерабочий. Например, битые ссылки = ссылки, которые ведут на несуществующие страницы. Пользователю, при попадании на такую страницу, выведется ошибка 404 (Error 404).

Блокчейн (от англ. «blockchain ») – система учёта проводимых транзакций с криптовалютой.

Болванка – чистый, не записанный, компакт-диск.

Браузер (от англ. «browser ») – программа, с помощью которой можно просматривать веб-страницы или, другими словами, выходить в Интернет.

Буржунет – зарубежная (не русскоязычная) часть Интернета. Очень часто под этим термином подразумеваются англоязычные сайты из Европы и США.

Бэкап (от англ. «backup ») – резервное копирование. Создание резервной копии проекта/сайта/данных, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств/сбоя можно было бы вернуть всю систему в прежнее состояние. Хорошей практикой является регулярное обновление и хранение бэкапов в нескольких местах (не только на рабочем компьютере).

Бэкенд (от англ. «back-end ») – разработка «внутренней части» сайтов/программ/приложений. Та часть, которую мы не видим (то, что творится под капотом). Детальнее .

Валидный (от англ. «valid ») – корректный/действительный. Тот, который соответствует требованиям/условиям/правилам.

Варез (от англ. «warez ») – любая интеллектуальная собственность или программное обеспечение, которое свободно распространяется в сети Интернет, нарушая при этом права правообладателя.

Варезник – сайт, который распространяет варез (пиратское программное обеспечение, пиратские фильмы/музыку и т.п.). Обычно, термин «варезник» применяется к сайтам-файлообменникам.

Вебинар (от англ. «web based seminar ») – это семинар, презентация или лекция на определённую тему, которая проходит онлайн, в режиме реального времени, в Интернете. Под этим термином также подразумевают и запись вебинара, который проходил ранее.

Видюха (или ещё «видяха ») – видеокарта.

Виндоус (или ещё «Винда ») – операционная система Windows.

Виндузятник – пользователь операционной системы Windows (см. сарказм).

Винт (или ещё «хард ») – винчестер, он же «жёсткий диск», он же «HDD».

Воркшоп (от англ. «workshop ») – обучающее мероприятие для работников из определённой области деятельности (программистов, фотографов, дизайнеров и т.д.). Есть главный «ведущий» работник, который проводит обучение других. Есть задание и все работники, вместе с «ведущим», его выполняют, при этом общаясь и помогая друг другу.

Выёбщик – человек, работающий в IT/программировании с завышенным ЧСВ, который всегда выражает своё экспертное мнение, нередко в неподходящих случаях и не уважает мнения окружающих (очень часто даже не удосуживается их выслушать). Другими словами, выпендрёжник.

Галера – компания/предприятие/организация, в которой трудится программист. В основном галера применяется к компаниям, где практикуется плохое отношение к работникам.

Геймдев (от англ. «game dev elopment») – разработка/создание игр.

Геймер (от англ. «gamer ») – игрок.

Гиг – гигабайт.

Гик (от англ. «geek ») – человек, который хорошо разбирается в определённой сфере деятельности, являясь фанатиком своего дела. Сейчас под гиками очень часто подразумевают именно программистов.

Глюк – непонятный сбой, задержка, торможение процессов в программе/игре.

Говнокод – плохой код, в котором сложно разобраться и который сложно поддерживать/модифицировать/изменять.

Говнокодер – человек, который пишет говнокод.

Гребцы – работники галеры (компании).

Гуглить – искать информацию в поисковике Google.

Дебажить (от англ «debug/debugging ») – искать и исправлять ошибки в программе.

Девайс (от англ. «device ») – техническое устройство (ноутбук/смартфон/планшет/умные часы и т.д.).

Девелопер (от англ. «developer ») – разработчик.

Девелопмент (от англ. «development ») – разработка чего-либо: программ, приложений, игр и т.д.

Дедлайн (от англ. «deadline ») – крайний срок выполнения или сдачи проекта/задания/работы.

Дезигнер (от англ. «designer ») – дизайнер.

Демка (от англ. «demo ») – демонстрационная версия чего-либо, как правило, с урезанным функционалом или с пробным периодом использования.

Деплой (или ещё «задеплоить », от англ. «deploy ») – это развёртывание (перенос) программного обеспечения (исполняемого кода) на сервер или устройство, где оно будет работать.

Дефолтный (или ещё «по дефолту »,от англ. «default ») – тот, что используется по умолчанию, стандартный.

Джуниор (или ещё «джун », «июнь », от англ. «Junior Developer») – начальный уровень программиста. Человек, имеющий минимальный опыт и навыки.

Домен (от англ. «domain ») – уникальный адрес/имя сайта в Интернете. Например, сайт — это домен, который состоит из доменного имени ravesli и домена первого уровня.com .

Дрова – драйверы.

Железо – аппаратное обеспечение (комплектующие) компьютеров/ноутбуков/смартфонов и т.д.

Задрот – человек, который слишком много времени уделяет виртуальной реальности (будь то игры, программирование или ещё что-либо). Также иногда под этим термином подразумевают фанатиков своего дела (не зависимо от специальности), которые не всегда хорошо приспособлены к условиям реальной жизни.

Законнектиться (или ещё «подконнектиться », «приконнектиться », от англ. «connect ») – присоединиться к чему-либо.

Запилить – загрузить, выставить на всеобщее обозрение. Например, запилил видосик в YouTube = загрузил видео в YouTube.

Зафакапить – не справиться с выполнением поставленной задачи, испортить задание.

Зашквар – позор, гнусное поведение.

Имхо (от англ. «IMHO » = «I n M y H umble O pinion») – по моему скромному мнению.

Инет – Интернет.

Инсталлировать (от англ. «install ») – устанавливать. Например, инсталлировать Винду = установить Windows.

ИТ И нформационные Т ехнологии.

Кейс (от англ. «case ») – реальная ситуация/случай, которые произошли с автором.

Килобаксы – тысячи долларов. Приставка кило = k (с англ. означает «тысяча»).

Клава – клавиатура.

Коворкинг (от англ. «coworking ») – место для организации труда специалистами одной или сразу нескольких сфер деятельности, фрилансеров. Другими словами, современный арендованный офис для работы специалистов.

Кодер (или ещё «кодерок », от англ. «coder »)– программист.

Кодить – программировать.

Коммитить (или ещё «закоммитить », «сделать коммит », от англ. «commit ») – сохранить/зафиксировать изменения кода в репозитории (хранилище) кода.

Компиляция – конвертация кода, написанного на высокоуровневом языке, в исполняемую программу, которую процессор понимает напрямую. Детальнее об этом .

Компилятор – программа, которая выполняет компиляцию.

Компуктер (или ещё «компудахтер », «компутер ») – компьютер.

Конфа – конференция, групповое общение. Второе значение — конфигурационный файл программного обеспечения, в котором можно изменять настройки этого же программного обеспечения.

Копипаст (от англ. «copy/paste ») – скопировать и вставить. «copy» – скопировать, «paste» – вставить.

Костыль – исправление серьезных багов/дыр/ошибок без должного исправления целой системы. Т.е. решение на коленке в кратчайшие сроки в ущерб эффективности и хорошим практикам программирования.

Кракозябры (или ещё «крякозябры ») – набор непонятных символов, бессмыслица. Возникает в результате неправильной кодировки. Иногда кракозябры можно наблюдать на сайтах с неверной кодировкой: Привет! Меня .

Кресты – язык программирования С++.

Кряк (или ещё «таблетка », от англ. «crack ») – специальная программа или дополнение к программе для взлома другого программного обеспечения. В основном используется для превращения лицензионной (платной) версии чего-либо (программы/игры) в бесплатную.

Кулхацкер (от англ. «cool hacker ») – человек, считающий себя хакером или опытным программистом, не являясь таковым в реальной жизни.

Лаг (или ещё «лаги ») – задержка в выполнении программы/игры, отсутствие реагирования на действия пользователя. Синоним к слову глюк .

Лайфхак (от англ. «lifehack ») – полезный совет, помогающий решить какую-то проблему с экономией времени/усилий.

Ламер (от англ. «lamer ») – неопытный пользователь, человек, который не разбирается в чём-то, но думает что разбирается. Не путать с «чайником».

Левел (от англ. «level ») – уровень.

Ликбез лик видация без грамотности. Обучение азам, основам.

Линк (от англ. «link ») – ссылка на какой-либо ресурс.

Линукс (Linux ) – бесплатная операционная система, которой пользуются многие программисты и учреждения (где эта операционная система установлена на серверах).

Линуксоид – человек, который пользуется операционной системой Линукс (Linux).

Лог (от англ. «log ») – журнал, в котором записываются в хронологическом порядке все выполненные действия в чём-либо (в программе, на сервере). Например: время возникновения ошибок, сбоев, действия пользователей и т.д.

Локалка – локальная сеть компьютеров, соединённых кабелями.

Локейшн (от англ. «location ») – месторасположение.

Лэптоп (от англ. «laptop ») – ноутбук.

Майнинг (от англ. «mining ») – добыча чего-либо. Сейчас майнинг ассоциируется с добычей криптовалюты, путём выполнения компьютером сложных математических операций.

Мамка (или ещё «мать », «материнка », «мазерборд ») – материнская плата.

Манагер (от англ. «manager ») – менеджер, руководитель.

Мануал (от англ. «manual ») – руководство, инструкция по использованию чего-либо.

Мидл (от англ. «Middle Developer») – средний уровень знаний и навыков программиста.

Митап (от англ. «meetup ») – собрание/встреча специалистов определённой сферы деятельности для обмена опытом, в образовательных целях или просто для общения в неформальной обстановке.

Моник – монитор.

Мыло – адрес электронной почты, E-mail пользователя.

Нативный (от англ. «native »)– родной. Часто используют словосочетание нативный код = исходный код (не модифицированный позже), написанный разработчиками.

Нетворкинг (от англ. «networking ») — окружение специалистов определённой сферы деятельности, где, используя связи между этими людьми, можно решить специфические проблемы/задачи или просто познакомиться для совместного сотрудничества.

Ноулайфер – человек, который большинство своего времени проводит за компьютером/ноутбуком/смартфоном в виртуальном мире (Интернет/соц.сети/игры). Человек, не имеющий личной жизни, хобби или каких-либо других занятий в реальном мире.

Ноут – ноутбук.

Нуб (или ещё «нубчик », «нубас », «нубарь », «нубак », от англ «newbie ») – новичок или человек у которого ничего не получается, или он не знает как правильно что-то сделать. Неопытный.

Овертайм (от англ. «overtime ») – переработка после окончания рабочего дня. Сверхурочные часы.

Околоайтишник (от русск. «околофутболист ») – человек, который не является айтишником/программистом, но работает в сфере IT/программирования. Например, специалист по кадрам (HR), бухгалтер, финансист.

ООП (сокр. от «О бъектно-О риентированное П рограммирование») – методология/парадигма программирования, в которой основными концепциями являются объекты и классы. Детальнее об этом .

Опенсорс (от англ. «open source software») – программное обеспечение/софт с открытым исходным кодом, который может использовать/дополнять/изменять любой желающий. В большинстве случаев это программное обеспечение является некоммерческим проектом.

Опенспейс (от англ. «open space ») – офис открытого типа, где сотрудники работают в одном помещении (относительно большом) без каких-либо перегородок/стен.

Оперативка – оперативная память, она же «RAM » = «Random A ccess M emory», она же «ОЗУ » = «О перативное З апоминающее У стройство».

ОС (или ещё «OS », сокр. от англ. «O perating S ystem») – О перационная С истема – программное обеспечение, которое позволяет управлять аппаратной частью компьютеров/ноутбуков/смартфонов и т.д.

Откат – возвращение на исходную позицию из бэкапа.

Отконнектиться (от англ. «disconnect ») – отсоединиться.

Отладка – этап в разработке программного обеспечения, на котором выполняется поиск и исправление ошибок. Детальнее об этом .

Отладчик (или ещё «дебаггер », от англ. «debugger ») – программа, с помощью которой выполняется отладка.

Оффтоп (или ещё «оффтопик », от англ. «off topic ») – любое сообщение мимо кассы (т.е. не по теме).

Очепятка – опечатка, ошибка в слове.

Патч (от англ. «patch ») – дополнение или обновление, которое исправляет ошибки/баги/глюки. Применение патча к программе называют пропатчиванием .

Песочница (от англ. «sandbox ») – специальная область/среда для безопасного выполнения программы. Раздел «Песочница» на сайте обозначает категорию для записей новичков (своеобразный фильтр для новоприбывших).

Плюшки – бонусы. Очень часто относятся к условиям работы: гибкий график, наличие спортзала, кухни, комнаты отдыха и т.д.

Плюсы – язык программирования С++.

ПО – программное обеспечение.

Подкаст (от англ. «podcast ») видео или аудио уроки, рассказы на определённую тему, чаще всего образовательного характера. Сейчас очень популярны подкасты-интервью или подкасты TED.

Пост (от англ. «post ») – запись/статья/информационная заметка.

Прога – программа.

Прогер – программист.

Профан – человек, который не имеет опыта в определённой сфере или не разбирается в чём-то.

Профит (от англ. «profit ») – прибыль/выгода/польза.

Пушить (или ещё «запушить », от англ. «push ») – публикация на сервер с помощью команды push .

Разраб – разработчик.

Ребзя – ребята.

Ребутнуть (или ещё «ребутить », от англ. «reboot ») – перезагружать. Например, ребутнуть Винду = перезагрузить Windows.

Редизайн (от англ. «redesign »)– внешнее обновление/модернизация системы/сайта/интерфейса. Иногда под этим термином подразумевается и внутреннее обновление/модернизация.

Релиз (от англ. «release ») – представление готовой версии продукта (игры/программы/песни/альбома), выпуск на всеобщее обозрение. Например: релиз игры = выпуск игры для старта продаж.

Рунет – русскоязычный Интернет. Совокупность сайтов с контентом на русском языке.

Сабж (или ещё «сабжект », от англ. «subject ») – тема для дискуссии между людьми на определённом ресурсе (чаще всего, на форуме). Тема для начала разговора.

Саппорт (от англ. «support ») – служба поддержки.

Свитчер (от англ. «switcher ») – человек, который перешёл работать в IT/программирование из другой профессии. Например, если человек раньше работал учителем или поваром, а затем стал программистом, то он считается свитчером.

Сеньор (или ещё «сеньор-помидор », «сеньйор », «сениор », от англ. «Senior Developer») – высокий уровень знаний и навыков специалиста. Опытный программист.

Сервак – сервер.

Сижка – язык программирования С.

Сисадмин – системный администратор.

Системник – системный блок.

Скилл (или ещё «скиллы », «скилы », от англ. «skill ») – навыки, умение хорошо что-то делать.

Скрин (или ещё «скриншот »,от англ. «screenshot ») – снимок экрана.

Слоупок – медленный, тормоз. Название произошло от розового покемона Slowpoke .

Смузи – любимый напиток программистов/айтишников (см. сарказм).

Смузихлёб – программист-выёбщик.

Софт (от англ. «soft ware») – программное обеспечение, программа.

Софт скиллы (от англ. «soft skills ») – социальные/коммуникационные/личностные навыки/качества, необходимые, в первую очередь, для адаптации и работы в коллективе.

Спам (от англ. «spam ») – электронные письма/сообщения рекламного и иного характера пользователям, не желающих и не согласившихся их получать.

Спамить – отправлять спам.

Стрим (от англ. «stream ») – трансляция действий, происходящих на компьютере (или в реальной жизни) в режиме реального времени.

Стримить – делать стрим.

Стример – тот, кто делает стрим.

Технарь – человек, имеющий специальное техническое образование или сотрудник, который работает в бэкенде (бэкенд-разработчик ).

Тимлид (или ещё «тимлидер », от англ. «team lead er») – ведущий разработчик, лидер команды программистов.

Трейни (от англ. «trainee ») – стажёр, работник, который не дотягивает до уровня Junior-специалиста.

ТС (или ещё «т опик с тартер», от англ. «topic starter ») – человек, который вынес на обсуждение определённую тему. Тот, кто начал разговор/дискуссию.

Тулза (от англ. «tools ») – вспомогательное программное обеспечение, предназначенное для выполнения специфических задач. Синоним к слову утилита .

Туториал (от англ. «tutorial ») – сборник уроков для обучения чему-либо, учебник.

Тян – подруга, девушка.

Утилита (или ещё «утилитка », от англ. «utility ») – вспомогательное программное обеспечение, предназначенное для выполнения вспомогательных работ, настройки системного оборудования, операционных систем и прочего. Другими словами, программа, которая помогает что-то сделать.

Фаервол (от англ. «firewall ») – антивирус, который защищает компьютер от вирусов. С английского означает «горящая стена» — здесь следует понимать стену, которая защищает другие здания от распространения пожара. Другое название — Brandmauer (в переводе с немецкого тоже означает «горящая стена»).

Факап (от англ. «fuck up ») – неудача, провал, облом. Зачастую подразумеваются более-менее серьёзные ошибки.

Фидбек (от англ. «feedback ») – обратная связь. Например, пользовательский фидбек = обратная связь от пользователей. Под обратной связью подразумеваются любые упоминания, отзывы, комментарии, сообщения о бренде/компании/сайте.

Фиксить (от англ. «fix ») – исправлять ошибки.

Фича (от англ. « feature ») – особенность, уникальная возможность, свойство. Популярное выражение: «Это не баг, а фича».

Флейм (или ещё «флэйминг », от англ. «flame ») – спор ради спора, когда пользователи начинают общение не по теме разговора/дискуссии и переходят на личностные и взаимные оскорбления.

Флеха (или ещё «флэха », «флешка ») – запоминающее устройство, подключаемое к компьютеру по интерфейсу USB.

Флуд (от англ. «flood ») – сообщения/комментарии не по теме.

Флудить – оставлять нетематические сообщения/комментарии.

Формошлёп – человек, который занимается формошлёпством. Очень часто формошлёпами называют тех, кто разрабывает шаблоны сайтов или занимается их вёрсткой.

Формошлёпство – любая низкоквалифицированная работа в программировании и ИТ для которой требования к опыту и знаниям — минимальные.

Фреймворк (от англ. « framework ») – программный продукт/система/платформа, основная цель которой — облегчение/упрощение создания и поддержки разного рода проектов/приложений/сервисов/сайтов.

Фриланс (от англ. «freelance ») – работа из дому, вне штата, иногда на себя, которая приносит деньги и в которой нет постоянного заказчика/начальника.

Фрилансер (от англ. «freelancer ») – человек, который занимается фрилансом.

Фронтенд (от англ. « front-end ») – разработка «внешнего вида» сайта, клиентская часть. То, что мы видим снаружи. Детальнее .

Хакатон (от англ. «hack marathon ») – мероприятие, на котором собираются специалисты из разных отраслей разработки программного обеспечения (чаще всего программисты, но могут быть и дизайнеры, тестеры) для разработки определённого решения/проекта/приложения/программы. Другими словами, марафоны программирования, на которые собираются программисты попрограммировать.

Хард скиллы (от англ. «hard skills ») – технические знания и навыки.

Холивар (от англ. «holy war ») – споры между людьми, которые имеют противоположные взгляды и пытаются навязать их друг другу.

Хрюша (или ещё «HR », от англ. «H uman R esources») – специалист по кадрам, рекрутёр. Человек, который ищет работников на вакансии, проводит с ними первичные интервью, адаптацию в коллективе и выполняет ряд других сопутствующих вопросов.

ЦП – центральный процессор.

Чайник – новичок, неопытный пользователь.

ЧСВ Ч увство С обственной В ажности.

Шерить (или ещё «расшарить », от англ. «share ») – делиться, давать доступ к определённым данным.

Шарить – понимать, разбираться в чём-либо.

Представляем вашему вниманию отрывок из книги Сидни Падуа «Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа».

Вы знали, что первым в истории программистом была женщина? Она родилась 10 декабря 1815 года, и звали ее Ада Лавлейс.

Ада была единственной законнорожденной дочерью поэта Джорджа Гордона Байрона, но в итоге выросла без отца. Ее мать развелась с Байроном через месяц после рождения девочки, но опасалась, что дочери передалась его «дурная кровь».


Нянечке маленькой Ады запрещалось рассказывать ей сказки и истории, чтобы ребенок не забивал голову фантазиями. Мать, увлеченная математикой, прививала ребенку любовь к науке. Она нанимала для нее гениальных педагогов, среди которых была Мэри Сомервилль. Эта женщина-ученый стала для девочки примером для подражания.


Когда Аде исполнилось 17 лет, она впервые познакомилась со сверхгениальным для того времени изобретателем Чарльзом Бэббиджем, и это знакомство в итоге сделало ее знаменитой.

В то время Бэббидж работал над своей уникальной механической счетной машиной, которую назвал Разностной Машиной № 1. Через 100 лет подобное изобретение получило название компьютер.


В машине Бэббиджа было многое, что в итоге передалось современному компьютеру: память, процессор, аппаратное и программное обеспечение. Только его машина состояла из шестерней и рычагов, а работала на пару.

В 1843 году Ада Лавлейс, спустя год серьезной работы, опубликовала первую в мире работу по информатике. Она описала алгоритм вычисления чисел Бернулли на аналитической машине Бэббиджа. Считается, что так Ада написала первую в мире компьютерную программу и ввела в употребление термины «цикл» и «рабочая ячейка». Именно благодаря этой работе Ада и получила звание первого в истории программиста.

В своем описании машины Ада Лавлейс также указала, что в будущем она будет создавать алгебраические формулы, сможет писать музыку, рисовать картины. «Науке даны такие пути, какие нам и не снились», — говорила она.


К сожалению, в возрасте 36 лет Ада умерла. Она не успела опубликовать других выдающихся работ. В жизни изобретателя Бэббиджа тоже шло не все гладко: до самой старости он пытался достроить свою Машину, но не смог. Первые компьютеры появились лишь спустя целый век.


Но Ада не ушла бесследно. В 1975 году Министерство обороны США приняло решение о начале разработки универсального языка программирования. Проект получил название «Ада». А 10 декабря 1980 года, в день рождения графини Лавлейс, был утвержден стандарт языка.

Программисты


Будучи специалистом, программист специализируется на предметной области, которая охватывает знания, навыки и умения, которыми способен качественно овладеть один человек-самоучка. Широта предметной области и качество навыков для программиста индивидуальны. Они зависят от трудового опыта, образования, интеллекта, врождённых наклонностей, силы воли, социальной отгороженности.

Программисты - специалисты в области вычислительной техники, современного программного обеспечения, автоматизации производственных и других процессов.
Программист - профессия человека, занимающегося разработкой алгоритмов и программ на основе математических моделей.

Условно программистов можно разделить на три категории:

  • Прикладные программисты занимаются разработкой программного обеспечения, необходимого для работы организации. Например, сюда можно отнести программистов 1С.
  • Системные программисты разрабатывают операционные системы, интерфейсы к распределённым базам данных, работают с сетями. Специалисты этой категории являются самыми редкими и высокооплачиваемыми.
  • Web-программисты имеют дело с сетями, но, как правило, с глобальными, такими, как Internet. Они пишут web-интерфейсы к базам данных, создают динамические web-страницы и т.п.

Самые известные программисты мира


12(13) сентября во всем мире отмечается профессиональный праздник программистов. Это 256-й день года, выбранный как символ восьмиразрядного байта, позволяющего выразить идентичное количество значений. В России день программиста стал официальным праздником в 2009 году.

До появления официального праздника День программиста отмечали в разные дни. Например, 19 июля - когда первый программист Ада Августа Лавлейс , математик из Великобритании, дочь Байрона, первые программы для аналитической машины Беббиджа, заложив тем самым теоретические основы программирования. Она впервые ввела понятие цикла операции. В одном из примечаний высказала главную мысль о том, что аналитическая машина может решать такие задачи, которые из-за трудности вычислений практически невозможно решить вручную. Так впервые машина была рассмотрена не только как механизм, заменяющий человека, но и как устройство, способное выполнять работу, превышающую возможности человека.

Джон фон Нейман , венгеро-американский математик сделал важный вклад во многие отрасли науки, такие как квантовая физика, функциональный анализ и информатика. С именем фон Неймана связывают архитектуру большинства современных компьютеров, подразумевающую совместное хранение программ и данных для них в памяти вычислительной машины. В последние годы жизни занимался главным образом разработкой вопросов, связанных с теорией игр, теорией автоматов.

Компьютерный специалист Деннис Ритчи известен по участию в создании языков программирования BCPL, B, C, расширения ALTRAN для языка программирования FORTRAN. Языки C и FORTRAN получили широкую популярность в прикладных задачах, также на базе языка C были разработаны многие более поздние языки программирования. Также Ритчи участвовал в разработке операционных систем Multics и UNIX.

Бьёрн Страуструп - автор языка программирования C++ - одного из самых широко используемых языков программирования, разработанного на базе C. Страуструп стал первопроходцем в области использования объектно-ориентированного программирования, которое позволяет создавать масштабные проекты за короткое время, распределяя задачи между участниками и используя ранее разработанные решения. На базе C++ разработано несколько современных языков программирования.

Алексей Пажитнов - советский программист и изобретатель всемирно известной и любимой всеми игры "Тетрис". С 1996 по 2005 год Пажитнов работал в компании Microsoft, где занимался разработкой головоломок Pandora"s Box. В 2007 и в 2009 годах был удостоен награды Game Developers Choice Awards First Penguin Award.

Евгений Касперский - российский программист, специалист по информационной безопасности, один из основателей, ведущий разработчик и крупнейший акционер ЗАО "Лаборатория Касперского". Также является Лауреатом государственной премии в области науки и технологий за 2008 год. Он является автором большого числа статей и обзоров по проблеме компьютерной вирусологии, регулярно выступает на специализированных семинарах и конференциях в России и за рубежом.

Один из сооснователей поисковой компании "Яндекс" Илья Сегалович . Российский программист, директор по технологиям и разработкам, а также активный участник и организатор помощи сиротам и больным детям. Скончался 23 июля 2013 года.

В 1992 г. Борис Нуралиев вместе с братом - Сергеем Нуралиевым, создали бухгалтерскую программу "1С". В 1996 году возглавляемая им компания выпустила систему "1С:Предприятие", начала заниматься разработкой компьютерных игр. В 2005 году компания "1С" вошла в тройку лидеров российского рынка интегрированных систем управления предприятиями.

Компьютеры - каких их только нет,
И стало модным слово «Интернет»,
Век программистов - 21-й век,
Достиг вершин науки человек!
Программисты - народ удивительный,
Современный и умный народ,
У них всё и всегда относительно
Виртуально стремится вперёд.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: