Алгоритм нейронной сети на питоне пример. Как создать собственную нейронную сеть с нуля на языке Python. Функции с параметрами

Искусственные нейронные сети (ИНС) - математические модели, а также их программные или аппаратные реализации, построенные по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей - сетей нервных клеток живого организма.

ИНС представляют собой систему соединённых и взаимодействующих между собой простых процессоров (искусственных нейронов).

Нейронные сети не программируются в привычном смысле этого слова, они обучаются. Возможность обучения - одно из главных преимуществ нейронных сетей перед традиционными алгоритмами. wikipedia

Нейронные сети были вдохновлены нашим собственным мозгом. Модель стандартного нейрона изобретена более пятидесяти лет назад и состоит из трех основных частей:

  • Дентрит(ы) (Dendrite) - ответственны за сбор поступающих сигналов;
  • Сома (Soma) - ответствена за основную обработку и суммирование сигналов;
  • Аксон (Axon) - отвечает за передачу сигналов другим дендритам.

Работу нейрона можно описать примерно так: дендриды собирают сигналы, полученные от других нейронов, затем сомы выполняют суммирование и вычисление сигналов и данных, и наконец на основе результата обработки могут "сказать" аксонам передать сигнал дальше. Передача далее зависит от ряда факторов, но мы можем смоделировать это поведение как передаточную функцию, которая принимает входные данные, обрабатывает их и готовит выходные данные, если выполняются свойства передаточной функции.

Биологический нейрон - сложная система, математическая модель которого до сих пор полностью не построена. Введено множество моделей, различающихся вычислительной сложностью и сходством с реальным нейроном. Одна из важнейших - формальный нейрон (ФН). Несмотря на простоту ФН, сети, построенные из таких нейронов, могут сформировать произвольную много мерную функцию на выходе (источник: Заенцев И. В. Нейронные сети: основные модели).

Нейрон состоит из взвешенного сумматора и нелинейного элемента. Функционирование нейрона определяется формулами:

Нейрон имеет несколько входных сигналов x и один выходной сигнал OUT . Параметрами нейрона, определяющими его работу, являются: вектор весов w , пороговый уровень θ и вид функции активации F .

Нейронные сети привлекают к себе внимание за счет следующих возможностей:

  • способны решать трудно формализуемые задачи;
  • присущ параллельный принцип работы, что очень важно при обработке больших объемов данных;
  • способность к обучению и способность к обобщению;
  • толерантность к ошибкам;

К основным свойствам нейронных сетей можно отнести:

    Способность обучаться . Нейронные сети не программируются, а обучаются на примерах. После предъявления входных сигналов (возможно, вместе с требуемыми выходами) сеть настраивают свои параметры таким образом, чтобы обеспечивать требуемую реакцию.

    Обобщение . Отклик сети после обучения может быть до некоторой степени нечувствителен к небольшим изменениям входных сигналов. Эта внутренне присущая способность "видеть"" образ сквозь шум и искажения очень важна для распознавания образов. Важно отметить, что искусственная нейронная сеть делает обобщения автоматически благодаря своей структуре, а не с помощью использования "человеческого интеллекта"" в форме специально написанных компьютерных программ.

    Параллелизм . Информация в сети обрабатывается параллельно, что позволяет достаточно выполнять сложную обработку данных с помощью большого числа простых устройств.

    Высокая надежность . Сеть может правильно функционировать даже при выходе из строя части нейронов, за счет того, что вычисления производятся локально и параллельно.

Алгоритм решения задач с помощью многослойного персептрона (источник: Заенцев И. В. Нейронные сети: основные модели)

Чтобы построить многослойный персептрон, необходимо выбрать его параметры. Чаще всего выбор значений весов и порогов требует обучения, т.е. пошаговых изменений весовых коэффициентов и пороговых уровней.

Общий алгоритм решения:

  1. Определить, какой смысл вкладывается в компоненты входного вектора x . Входной вектор должен содержать формализованное условие задачи, т.е. всю информацию, необходимую для получения ответа.
  2. Выбрать выходной вектор y таким образом, чтобы его компоненты содержали полный ответ поставленной задачи.
  3. Выбрать вид нелинейности в нейронах (функцию активации). При этом желательно учесть специфику задачи, т.к. удачный выбор сократит время обучения.
  4. Выбрать число слоев и нейронов в слое.
  5. Задать диапазон изменения входов, выходов, весов и пороговых уровней, учитывая множество значений выбранной функции активации.
  6. Присвоить начальные значения весовым коэффициентам и пороговым уровням и дополнительным параметрам (например, крутизне функции активации, если она будет настраиваться при обучении). Начальные значения не должны быть большими, чтобы нейроны не оказались в насыщении (на горизонтальном участке функции активации), иначе обучение будет очень медленным. Начальные значения не должны быть и слишком малыми, чтобы выходы большей части нейронов не были равны нулю, иначе обучение также замедлится.
  7. Провести обучение, т.е. подобрать параметры сети так, чтобы задача решалась наилучшим образом. По окончании обучения сеть готова решить задачи того типа, которым она обучена.
  8. Подать на вход сети условия задачи в виде вектора x . Рассчитать выходной вектор y , который и даст формализованное решение задачи.

Решаемые проблемы

Проблемы решаемые с помощью нейронных сетей ().

    Классификация образов . Задача состоит в указании принадлежности входного образа (например, речевого сигнала или рукописного символа), представленного вектором признаков, одному или нескольким предварительно определенным классам. К известным приложениям относятся распознавание букв, распознавание речи, классификация сигнала электрокардиограммы, классификация клеток крови.

    Кластеризация/категоризация . При решении задачи кластеризации, которая известна также как классификация образов "без учителя", отсутствует обучающая выборка с метками классов. Алгоритм кластеризации основан на подобии образов и размещает близкие образы в один кластер. Известны случаи применения кластеризации для извлечения знаний, сжатия данных и исследования свойств данных.

    Аппроксимация функций . Предположим, что имеется обучающая выборка ((x1,y1), (x2,y2)..., (xn,yn)) (пары данных вход-выход), которая генерируется неизвестной функцией (x), искаженной шумом. Задача аппроксимации состоит в нахождении оценки неизвестной функции (x). Аппроксимация функций необходима при решении многочисленных инженерных и научных задач моделирования.

    Предсказание/прогноз . Пусть заданы n дискретных отсчетов {y(t1), y(t2)..., y(tn)} в последовательные моменты времени t1, t2,..., tn . Задача состоит в предсказании значения y(tn+1) в некоторый будущий момент времени tn+1. Предсказание/прогноз имеют значительное влияние на принятие решений в бизнесе, науке и технике. Предсказание цен на фондовой бирже и прогноз погоды являются типичными приложениями техники предсказания/прогноза.

    Оптимизация . Многочисленные проблемы в математике, статистике, технике, науке, медицине и экономике могут рассматриваться как проблемы оптимизации. Задачей алгоритма оптимизации является нахождение такого решения, которое удовлетворяет системе ограничений и максимизирует или минимизирует целевую функцию. Задача коммивояжера, относящаяся к классу NP-полных, является классическим примером задачи оптимизации.

    Память, адресуемая по содержанию . В модели вычислений фон Неймана обращение к памяти доступно только посредством адреса, который не зависит от содержания памяти. Более того, если допущена ошибка в вычислении адреса, то может быть найдена совершенно иная информация. Ассоциативная память, или память, адресуемая по содержанию, доступна по указанию заданного содержания. Содержимое памяти может быть вызвано даже по частичному входу или искаженному содержанию. Ассоциативная память чрезвычайно желательна при создании мультимедийных информационных баз данных.

    Управление . Рассмотрим динамическую систему, заданную совокупностью {u(t), y(t)}, где u(t) является входным управляющим воздействием, а y(t) - выходом системы в момент времени t. В системах управления с эталонной моделью целью управления является расчет такого входного воздействия u(t), при котором система следует по желаемой траектории, диктуемой эталонной моделью. Примером является оптимальное управление двигателем.

Виды архитектур

Архитектура нейронной сети - способ организации и связи отдельных элементов нейросети(нейронов). Архитектурные отличия самих нейронов заключаются главным образом в использовании различных активационных (возбуждающих) функций. По архитектуре связей нейронные сети можно разделить на два класса: сети прямого распространения и рекуррентные сети.

Классификация искусственных нейронных сетей по их архитектуре приведена на рисунке ниже.

Похожая классификация, но немного расширенная

Сеть прямого распространения сигнала (сеть прямой передачи) - нейронная сеть без обратных связей (петель). В такой сети обработка информации носит однонаправленный характер: сигнал передается от слоя к слою в направлении от входного слоя нейросети к выходному. Выходной сигнал (ответ сети) гарантирован через заранее известное число шагов (равное числу слоев). Сети прямого распространения просты в реализации, хорошо изучены. Для решения сложных задач требуют большого числа нейронов.

Сравнительная таблица многослойного персепторна и RBF-сети

Многослойный персептрон RBF-сети
Граница решения представляет собой пересечение гиперплоскостей Граница решения - это пересечение гиперсфер, что задает границу более сложной формы
Сложная топология связей нейронов и слоев Простая 2-слойная нейронная сеть
Сложный и медленно сходящийся алгоритм обучения Быстрая процедура обучения: решение системы уравнений + кластеризация
Работа на небольшой обучающей выборке Требуется значительное число обучающих данных для приемлемого результат
Универсальность применения: кластеризация, аппроксимация, управление и проч Как правило, только аппроксимация функций и кластеризация

Значение производной легко выражается через саму функцию. Быстрый расчет производной ускоряет обучение.

Гауссова кривая

Применяется в случаях, когда реакция нейрона должна быть максимальной для некоторого определенного значения NET.

Модули python для нейронных сетей

Простой пример

В качестве примера приведу простую нейроную сеть (простой персептрон ), которая после обучения сможет распознавать летающие объекты, не все, а только чайку :), все остальные входные образы будут распознаваться как НЛО .

# encoding=utf8 import random class NN: def __init__(self, threshold, size): """ Установим начальные параметры. """ self.threshold = threshold self.size = size self.init_weight() def init_weight(self): """ Инициализируем матрицу весов случайными данными. """ self.weights = [ for j in xrange(self.size)] def check(self, sample): """ Считаем выходной сигнал для образа sample. Если vsum > self.threshold то можно предположить, что в sample есть образ чайки. """ vsum = 0 for i in xrange(self.size): for j in xrange(self.size): vsum += self.weights[i][j] * sample[i][j] if vsum > self.threshold: return True else: return False def teach(self, sample): """ Обучение нейронной сети. """ for i in xrange(self.size): for j in xrange(self.size): self.weights[i][j] += sample[i][j] nn = NN(20, 6) # Обучаем нейронную сеть. tsample1 = [ , , , , , , ] nn.teach(tsample1) tsample2 = [ , , , , , , ] nn.teach(tsample2) tsample3 = [ , , , , , , ] nn.teach(tsample3) tsample4 = [ , , , , , , ] nn.teach(tsample4) # Проверим что может нейронная сеть. # Передадим образ чайки, который примерно похож на тот, про который знает персептрон. wsample1 = [ , , , , , , ] print u"чайка" if nn.check(wsample1) else u"НЛО" # Передадим неизвестный образ. wsample2 = [ , , , , , , ] print u"чайка" if nn.check(wsample2) else u"НЛО" # Передадим образ чайки, который примерно похож на тот, про который знает персептрон. wsample3 = [ , , , , , , ] print u"чайка" if nn.check(wsample3) else u"НЛО"

В этой части предсавлены ссылки на статьи из рунета о том, что такое нейросети. Многие из статей написаны оригинальным живым языком и очень доходчивы. Однако здесь по большей части рассматриваются только самые азы, самые простые конструкции. Здесь же можно найти сылки на литературу по нейросетям. Учебники и книги, как им и положено, написаны академическим или приближающимся к нему языком и содержат малопонятные абстрактные примеры построения нейросетей, их обучения и пр. Следует иметь ввиду, что терминология в разных статьях "плавает", что видно по комментариям к статьям. Из-за этого на первых порах может возникнуть "каша в голове".

  • Как японский фермер при помощи глубокого обучения и TensorFlow огурцы сортировал
  • Нейронные сети в картинках: от одного нейрона до глубоких архитектур
  • Пример программы нейронной сети с исходным кодом на с++.
  • Реализация однослойной нейронной сети - перцептрона для задачи классификации автотранспорта
  • Скачать книги по нейронным сетям . Полезно!
  • Технологии фондового рынка: 10 заблуждений о нейронных сетях
  • Алгоритм обучения многослойной нейронной сети методом обратного распространения ошибки (Backpropagation)

Нейросети на Python

О том, какие библиотеки существуют для Питона можно кратенько прочитать . Отсюда же я буду брать тестовые примеры для того, чтобв убедиться, что требуемый пакет установлен корректно.

tensorflow

Центральным объектом TensorFlow является граф потока данных, представляющий вычисления. Вершины графа представляют операции (operation), а ребра – тензоры (tensor) (многомерные массивы, являющиеся основой TensorFlow). Граф потока данных в целом является полным описанием вычислений, которые реализуются в рамках сессии (session) и выполняются на устройствах (device) (CPU или GPU). Как и многие другие современные системы для научных вычислений и машинного обучения, TensorFlow имеет хорошо документированный API для Python, где тензоры представлены в виде знакомых массивов ndarray библиотеки NumPy. TensorFlow выполняет вычисления с помощью высоко оптимизированного C++, а также поддерживает нативный API для C и C++.
  • Введение в машинное обучение с tensorflow . Пока опубликована только первая статья из четырех анонсированных.
  • TensorFlow разочаровывает. Глубокому обучению от Google не хватает «глубины»
  • Общий взгляд на машинное обучение: классификация текста с помощью нейронных сетей и TensorFlow
  • Библиотека машинного обучения Google TensorFlow – первые впечатления и сравнение с собственной реализацией

Установка tensorflow хорошо описана в статье по первой ссылке. Однако, сейчас уже вышла версия Python 3.6.1. Её использовать не получиться. По крайней сере на данный момент (03.06.2017). Требуется версия 3.5.3, которую можно скачать . Ниже приведу последовательность, которая сработала у меня (немного не как к статье с Хабра). Непонятно почему, но Python 64-бит сделан под процессор AMD соответственно и всё остальное под него. После установки Phyton не забываем установить полный доспуп для пользователей если Python устанавливался для всех.

pip install --upgrade pip
pip install -U pip setuptools
pip3 install --upgrade tensorflow
pip3 install --upgrade tensorflow-gpu
pip install matplotlib /*Загружает 8,9 Мб и ещё пару небольших файлов */
pip install jupyter

"Голый Python" может показаться малоинтересным. Поэтому далее инструкция по установке в среду Anaconda . Это альтернативная сборка. Python уже интегрирован в неё.

На сайте опять фигурирует новая версия под Python 3.6, которую пока новый Google-продукт не поддерживает. Поэтому я сразу взял из архива более раннюю версию, а именно Anaconda3-4.2.0 - она подходит. Не забываем установить флажек регистрации Python 3.5. Конкретно Перед установкой Anaconda термилал лучше закрыть иначе он так и будет работать с устаревшим PATH. Также не забываем изменять права доступа пользователей иначе ничего не получиться.

conda create -n tensorflow
activate tensorflow
pip install --ignore-installed --upgrade https://storage.googleapis.com/tensorflow/windows/cpu/tensorflow-1.1.0-cp35-cp35m-win_amd64.whl /*Загружается из Сети 19.4 Мб, потом 7,7 Мб и ещё 0,317 Мб*/
pip install --ignore-installed --upgrade https://storage.googleapis.com/tensorflow/windows/gpu/tensorflow_gpu-1.1.0-cp35-cp35m-win_amd64.whl /*Загружается 48,6 Мб */

Скрин экрана установки: в Anaconda всё проходит удачно.

Аналогично для второго файла.

Ну и в заключение: для того, чтобы всё это заработало, нужно установить пакет CUDA Toolkits от NVIDEA (в случае использования GPU). Текущая поддерживаемая версия 8.0. Ещё нужно будет скачать и распаковать в папку с CUDA библиотеку cuDNN v5.1, но не более новой версии! После всех этих манипуляций TensorFlow заработает.

Theano

  • Рекурентная нейронная сеть в 10 строчек кода оценила отзывы зрителей нового эпизода “Звездных войн”

Пакет Theano входит PyPI самого Python. Сам по себе он маленький - 3,1 Мб, но тянет за собой зависимости ещё на 15 Мб - scipy. Для установки последнего нужен ещё модуль lapack... В общем, установка пакета theano под Windows будет означать "танцы с бубном". Ниже я постараюсь показать последовательность действий для того, чтобы пакет все-таки заработал.

При использовании Anaconda "танцы с бубном" при установке не актуальны. Достаточно команды:

conda install theano

и процесс проходит автоматически. Кстати, загружаються и пакеты GCC.

Scikit-Learn

Под Python 3.5.3 устанавливается и запускается только более ранняя версия 0.17.1 взять которую можно . Есть нормальный инсталятор. Тем не менее прямо так под Windows он работать не будет - нужна библиотека scipy.

Установка вспомогательных пакетов

Для того, чтобы обозначенные выше два пакета заработали (речь о "голом" Phyton), нужно сделать некоторые предварительные действия.

SciPy

Для запуска Scikit-Learn и Theano, как уже стало понятно из вышеизложнного, потребуется "потанцевать с бубном". Первое, что нам выдает Yandex - это кладезь мудрости, правда англоязычный, ресурс stackoverflow.com , где мы находим ссылочку на отличный архив почти всех существующих для Python, пакетов, скомпиллированных под Windows - lfd.uci.edu

Здесь есть готовые к установке сборки интересующих в данный момент пакетов, скомпиллированные для разных версий Python. В нашем случае требуются версии файлов, сореджание в своем имени строку "-cp35-win_amd64" потому что именно такой пакет Python был использован для установки. На stakowerflow, если поискать, то можно найти и "инструкции " по установке конкретно наших пакетов.

pip install --upgrade --ignore-installed http://www.lfd.uci.edu/~gohlke/pythonlibs/vu0h7y4r/numpy-1.12.1+mkl-cp35-cp35m-win_amd64.whl
pip install --upgrade --ignore-insalled http://www.lfd.uci.edu/~gohlke/pythonlibs/vu0h7y4r/scipy-0.19.0-cp35-cp35m-win_amd64.whl
pip --upgrade --ignore-installed pandas
pip install --upgrade --ignore-installed matplotlib

Два последних пакета возникли в моей цепочке из-за чужих "танцев с бубном". В зависимостях устанавливаемых пакетов их я не заметил, но видимо какие-то их комноненты нужны для нормального прохождения процесса установки.

Lapack/Blas

Эти две связанные низкоуровневые библиотеки, написанные на Фортране, нужны для установки пакета Theano. Scikit-Learn может работать и на тех, которые "в скрытом виде" уже установились в других пакетах (см. выше). Собственно если Theano установлено версии 0.17 из exe-файла, то тоже заработает. В Anaconda по крайней мере. Тем не менее эти библиотеки тоже можно найти в Сети. Например . Более свежие сборки . Для работы готового пакета предыдущей версии это подходит. Для сборки нового пакета потребуются новые версии.

Также следует отметить, что в совершенно свежей сборке Anaconda пакет Theano устанавливается намного проще - одной командой, но мне, честно говоря, на данном этапе (нулевом) освоения нейросетей больше приглянулся TensorFlow, а он пока с новыми версиями Python не дружит.

  • Программирование
    • Перевод

    О чём статья

    Лично я лучше всего обучаюсь при помощи небольшого работающего кода, с которым могу поиграться. В этом пособии мы научимся алгоритму обратного распространения ошибок на примере небольшой нейронной сети, реализованной на Python.

    Дайте код!

    X = np.array([ ,,, ]) y = np.array([]).T syn0 = 2*np.random.random((3,4)) - 1 syn1 = 2*np.random.random((4,1)) - 1 for j in xrange(60000): l1 = 1/(1+np.exp(-(np.dot(X,syn0)))) l2 = 1/(1+np.exp(-(np.dot(l1,syn1)))) l2_delta = (y - l2)*(l2*(1-l2)) l1_delta = l2_delta.dot(syn1.T) * (l1 * (1-l1)) syn1 += l1.T.dot(l2_delta) syn0 += X.T.dot(l1_delta)

    Слишком сжато? Давайте разобьём его на более простые части.

    Часть 1: Небольшая игрушечная нейросеть

    Нейросеть, тренируемая через обратное распространение (backpropagation), пытается использовать входные данные для предсказания выходных.

    Предположим, нам нужно предсказать, как будет выглядеть колонка «выход» на основе входных данных. Эту задачу можно было бы решить, подсчитав статистическое соответствие между ними. И мы бы увидели, что с выходными данными на 100% коррелирует левый столбец.

    Обратное распространение, в самом простом случае, рассчитывает подобную статистику для создания модели. Давайте попробуем.

    Нейросеть в два слоя

    import numpy as np # Сигмоида def nonlin(x,deriv=False): if(deriv==True): return f(x)*(1-f(x)) return 1/(1+np.exp(-x)) # набор входных данных X = np.array([ , , , ]) # выходные данные y = np.array([]).T # сделаем случайные числа более определёнными np.random.seed(1) # инициализируем веса случайным образом со средним 0 syn0 = 2*np.random.random((3,1)) - 1 for iter in xrange(10000): # прямое распространение l0 = X l1 = nonlin(np.dot(l0,syn0)) # насколько мы ошиблись? l1_error = y - l1 # перемножим это с наклоном сигмоиды # на основе значений в l1 l1_delta = l1_error * nonlin(l1,True) # !!! # обновим веса syn0 += np.dot(l0.T,l1_delta) # !!! print "Выходные данные после тренировки:" print l1

    Выходные данные после тренировки: [[ 0.00966449] [ 0.00786506] [ 0.99358898] [ 0.99211957]]

    Переменные и их описания.






    "*" - поэлементное умножение – два вектора одного размера умножают соответствующие значения, и на выходе получается вектор такого же размера
    "-" – поэлементное вычитание векторов
    x.dot(y) – если x и y – это вектора, то на выходе получится скалярное произведение. Если это матрицы, то получится перемножение матриц. Если матрица только одна из них – это перемножение вектора и матрицы.

    • сравните l1 после первой итерации и после последней
    • посмотрите на функцию nonlin.
    • посмотрите, как меняется l1_error
    • разберите строку 36 – основные секретные ингредиенты собраны тут (отмечена!!!)
    • разберите строку 39 – вся сеть готовится именно к этой операции (отмечена!!!)

    Разберём код по строчкам

    import numpy as np

    Импортирует numpy, библиотеку линейной алгебры. Единственная наша зависимость.

    Def nonlin(x,deriv=False):

    Наша нелинейность. Конкретно эта функция создаёт «сигмоиду». Она ставит в соответствие любое число значению от 0 до 1 и преобразовывает числа в вероятности, а также имеет несколько других полезных для тренировки нейросетей свойств.

    If(deriv==True):

    Эта функция также умеет выдавать производную сигмоиды (deriv=True). Это одно из её полезных свойств. Если выход функции – это переменная out, тогда производная будет out * (1-out). Эффективно.

    X = np.array([ , …

    Инициализация массива входных данных в виде numpy-матрицы. Каждая строка – тренировочный пример. Столбцы – это входные узлы. У нас получается 3 входных узла в сети и 4 тренировочных примера.

    Y = np.array([]).T

    Инициализирует выходные данные. ".T" – функция переноса. После переноса у матрицы y есть 4 строки с одним столбцом. Как и в случае входных данных, каждая строка – это тренировочный пример, и каждый столбец (в нашем случае один) – выходной узел. У сети, получается, 3 входа и 1 выход.

    Np.random.seed(1)

    Благодаря этому случайное распределение будет каждый раз одним и тем же. Это позволит нам проще отслеживать работу сети после внесения изменений в код.

    Syn0 = 2*np.random.random((3,1)) – 1

    Матрица весов сети. syn0 означает «synapse zero». Так как у нас всего два слоя, вход и выход, нам нужна одна матрица весов, которая их свяжет. Её размерность (3, 1), поскольку у нас есть 3 входа и 1 выход. Иными словами, l0 имеет размер 3, а l1 – 1. Поскольку мы связываем все узлы в l0 со всеми узлами l1, нам требуется матрица размерности (3, 1).

    Заметьте, что она инициализируется случайным образом, и среднее значение равно нулю. За этим стоит достаточно сложная теория. Пока просто примем это как рекомендацию. Также заметим, что наша нейросеть – это и есть эта самая матрица. У нас есть «слои» l0 и l1, но они представляют собой временные значения, основанные на наборе данных. Мы их не храним. Всё обучение хранится в syn0.

    For iter in xrange(10000):

    Тут начинается основной код тренировки сети. Цикл с кодом повторяется многократно и оптимизирует сеть для набора данных.

    Первый слой, l0, это просто данные. В X содержится 4 тренировочных примера. Мы обработаем их все и сразу – это называется групповой тренировкой . Итого мы имеем 4 разных строки l0, но их можно представить себе как один тренировочный пример – на этом этапе это не имеет значения (можно было загрузить их 1000 или 10000 без всяких изменений в коде).

    L1 = nonlin(np.dot(l0,syn0))

    Это шаг предсказания. Мы позволяем сети попробовать предсказать вывод на основе ввода. Затем мы посмотрим, как это у неё получается, чтобы можно было подправить её в сторону улучшения.

    В строке содержится два шага. Первый делает матричное перемножение l0 и syn0. Второй передаёт вывод через сигмоиду. Размерности у них следующие:

    (4 x 3) dot (3 x 1) = (4 x 1)

    Матричные умножения требуют, чтобы в середине уравнения размерности совпадали. Итоговая матрица имеет количество строк, как у первой, а столбцов – как у второй.

    Мы загрузили 4 тренировочных примера, и получили 4 догадки (матрица 4х1). Каждый вывод соответствует догадке сети для данного ввода.

    L1_error = y - l1

    Поскольку в l1 содержатся догадки, мы можем сравнить их разницу с реальностью, вычитая её l1 из правильного ответа y. l1_error – вектор из положительных и отрицательных чисел, характеризующий «промах» сети.

    А вот и секретный ингредиент. Эту строку нужно разбирать по частям.

    Первая часть: производная

    Nonlin(l1,True)

    L1 представляет три этих точки, а код выдаёт наклон линий, показанных ниже. Заметьте, что при больших значениях вроде x=2.0 (зелёная точка) и очень малые, вроде x=-1.0 (фиолетовая) линии имеют небольшой уклон. Самый большой угол у точки х=0 (голубая). Это имеет большое значение. Также отметьте, что все производные лежат в пределах от 0 до 1.

    Полное выражение: производная, взвешенная по ошибкам

    L1_delta = l1_error * nonlin(l1,True)

    Математически существуют более точные способы, но в нашем случае подходит и этот. l1_error – это матрица (4,1). nonlin(l1,True) возвращает матрицу (4,1). Здесь мы поэлементно их перемножаем, и на выходе тоже получаем матрицу (4,1), l1_delta.

    Умножая производные на ошибки, мы уменьшаем ошибки предсказаний, сделанных с высокой уверенностью. Если наклон линии был небольшим, то в сети содержится либо очень большое, либо очень малое значение. Если догадка в сети близка к нулю (х=0, у=0,5), то она не особенно уверенная. Мы обновляем эти неуверенные предсказания и оставляем в покое предсказания с высокой уверенностью, умножая их на величины, близкие к нулю.

    Syn0 += np.dot(l0.T,l1_delta)

    Мы готовы к обновлению сети. Рассмотрим один тренировочный пример. В нём мы будем обновлять веса. Обновим крайний левый вес (9.5)

    Weight_update = input_value * l1_delta

    Для крайнего левого веса это будет 1.0 * l1_delta. Предположительно, это лишь незначительно увеличит 9.5. Почему? Поскольку предсказание было уже достаточно уверенным, и предсказания были практически правильными. Небольшая ошибка и небольшой наклон линии означает очень небольшое обновление.

    Но поскольку мы делаем групповую тренировку, указанный выше шаг мы повторяем для всех четырёх тренировочных примеров. Так что это выглядит очень похоже на изображение вверху. Так что же делает наша строчка? Она подсчитывает обновления весов для каждого веса, для каждого тренировочного примера, суммирует их и обновляет все веса – и всё одной строкой.

    Понаблюдав за обновлением сети, вернёмся к нашим тренировочным данным. Когда и вход, и выход равны 1, мы увеличиваем вес между ними. Когда вход 1, а выход – 0, мы уменьшаем вес.

    Вход Выход 0 0 1 0 1 1 1 1 1 0 1 1 0 1 1 0

    Таким образом, в наших четырёх тренировочных примерах ниже, вес первого входа по отношению к выходу будет постоянно увеличиваться или оставаться постоянным, а два других веса будут увеличиваться и уменьшаться в зависимости от примеров. Этот эффект и способствует обучению сети на основе корреляций входных и выходных данных.

    Часть 2: задачка посложнее

    Вход Выход 0 0 1 0 0 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 0

    Попробуем предсказать выходные данные на основе трёх входных столбцов данных. Ни один из входных столбцов не коррелирует на 100% с выходным. Третий столбец вообще ни с чем не связан, поскольку в нём всю дорогу содержатся единицы. Однако и тут можно увидеть схему – если в одном из двух первых столбцов (но не в обоих сразу) содержится 1, то результат также будет равен 1.

    Это нелинейная схема, поскольку прямого соответствия столбцов один к одному не существует. Соответствие строится на комбинации входных данных, столбцов 1 и 2.

    Интересно, что распознавание образов является очень похожей задачей. Если у вас есть 100 картинок одинакового размера, на которых изображены велосипеды и курительные трубки, присутствие на них определённых пикселей в определённых местах не коррелирует напрямую с наличием на изображении велосипеда или трубки. Статистически их цвет может казаться случайным. Но некоторые комбинации пикселей не случайны – те, что формируют изображение велосипеда (или трубки).


    Стратегия

    Чтобы скомбинировать пиксели в нечто, у чего может появиться однозначное соответствие с выходными данными, нужно добавить ещё один слой. Первый слой комбинирует вход, второй назначает соответствие выходу, используя в качестве входных данных выходные данные первого слоя. Обратите внимание на таблицу.

    Вход (l0) Скрытые веса (l1) Выход (l2) 0 0 1 0.1 0.2 0.5 0.2 0 0 1 1 0.2 0.6 0.7 0.1 1 1 0 1 0.3 0.2 0.3 0.9 1 1 1 1 0.2 0.1 0.3 0.8 0

    Случайным образом назначив веса, мы получим скрытые значения для слоя №1. Интересно, что у второго столбца скрытых весов уже есть небольшая корреляция с выходом. Не идеальная, но есть. И это тоже является важной частью процесса тренировки сети. Тренировка будет только усиливать эту корреляцию. Она будет обновлять syn1, чтобы назначить её соответствие выходным данным, и syn0, чтобы лучше получать данные со входа.

    Нейросеть в три слоя

    import numpy as np def nonlin(x,deriv=False): if(deriv==True): return f(x)*(1-f(x)) return 1/(1+np.exp(-x)) X = np.array([, , , ]) y = np.array([, , , ]) np.random.seed(1) # случайно инициализируем веса, в среднем - 0 syn0 = 2*np.random.random((3,4)) - 1 syn1 = 2*np.random.random((4,1)) - 1 for j in xrange(60000): # проходим вперёд по слоям 0, 1 и 2 l0 = X l1 = nonlin(np.dot(l0,syn0)) l2 = nonlin(np.dot(l1,syn1)) # как сильно мы ошиблись относительно нужной величины? l2_error = y - l2 if (j% 10000) == 0: print "Error:" + str(np.mean(np.abs(l2_error))) # в какую сторону нужно двигаться? # если мы были уверены в предсказании, то сильно менять его не надо l2_delta = l2_error*nonlin(l2,deriv=True) # как сильно значения l1 влияют на ошибки в l2? l1_error = l2_delta.dot(syn1.T) # в каком направлении нужно двигаться, чтобы прийти к l1? # если мы были уверены в предсказании, то сильно менять его не надо l1_delta = l1_error * nonlin(l1,deriv=True) syn1 += l1.T.dot(l2_delta) syn0 += l0.T.dot(l1_delta)

    Error:0.496410031903 Error:0.00858452565325 Error:0.00578945986251 Error:0.00462917677677 Error:0.00395876528027 Error:0.00351012256786

    Переменные и их описания

    X - матрица входного набор данных; строки – тренировочные примеры
    y – матрица выходного набора данных; строки – тренировочные примеры
    l0 – первый слой сети, определённый входными данными
    l1 – второй слой сети, или скрытый слой
    l2 – финальный слой, это наша гипотеза. По мере тренировки должен приближаться к правильному ответу
    syn0 – первый слой весов, Synapse 0, объединяет l0 с l1.
    syn1 – второй слой весов, Synapse 1, объединяет l1 с l2.
    l2_error – промах сети в количественном выражении
    l2_delta – ошибка сети, в зависимости от уверенности предсказания. Почти совпадает с ошибкой, за исключением уверенных предсказаний
    l1_error – взвешивая l2_delta весами из syn1, мы подсчитываем ошибку в среднем/скрытом слое
    l1_delta – ошибки сети из l1, масштабируемые по увеернности предсказаний. Почти совпадает с l1_error, за исключением уверенных предсказаний

    Код должен быть достаточно понятным – это просто предыдущая реализация сети, сложенная в два слоя один над другим. Выход первого слоя l1 – это вход второго слоя. Что-то новое есть лишь в следующей строке.

    L1_error = l2_delta.dot(syn1.T)

    Использует ошибки, взвешенные по уверенности предсказаний из l2, чтобы подсчитать ошибку для l1. Получаем, можно сказать, ошибку, взвешенную по вкладам – мы подсчитываем, какой вклад в ошибки в l2 вносят значения в узлах l1. Этот шаг и называется обратным распространением ошибок. Затем мы обновляем syn0, используя тот же алгоритм, что и в варианте с нейросетью из двух слоёв.

    Нейросети создают и обучают в основном на языке Python. Поэтому очень важно иметь базовые представления о том, как писать на нем программы. В этой статье я кратко и понятно расскажу об основных понятиях этого языка: переменных, функциях, классах и модулях.

    Материал рассчитан на людей, не знакомых с языками программирования.

    Для начала Python надо установить. Затем нужно поставить удобную среду для написания программ на Python. Этим двум шагам посвящена на портале.

    Если все установлено и настроено, можно начинать.

    Переменные

    Переменная - ключевое понятие в любом языке программирования (и не только в них). Проще всего представить переменную в виде коробки с ярлыком. В этой коробке хранится что-то (число, матрица, объект, …) представляющее для нас ценность.

    Например, мы хотим создать переменную x , которая должна хранить значение 10. В Python код создания этой переменной будет выглядеть так:

    Слева мы объявляем переменную с именем x . Это равносильно тому, что мы приклеили на коробку именной ярлык. Далее идет знак равенства и число 10. Знак равенства здесь играет необычную роль. Он не означает, что «x равно 10». Равенство в данном случае кладет число 10 в коробку. Если говорить более корректно, то мы присваиваем переменной x число 10.

    Теперь, в коде ниже мы можем обращаться к этой переменной, также выполнять с ней различные действия.

    Можно просто вывести значение этой переменной на экран:

    X=10 print(x)

    Надпись print(x) представляет собой вызов функции. Их мы будем рассматривать далее. Сейчас важно то, что эта функция выводит в консоль то, что расположено между скобками. Между скобками у нас стоит x . Ранее мы присвоили x значение 10. Именно 10 и выводится в консоли, если вы выполните программу выше.

    С переменными, которые хранят числа, можно выполнять различные простейшие действия: складывать, вычитать, умножать, делить и возводить в степень.

    X = 2 y = 3 # Сложение z = x + y print(z) # 5 # Разность z = x - y print(z) # -1 # Произведение z = x * y print(z) # 6 # Деление z = x / y print(z) # 0.66666... # Возведение в степень z = x ** y print(z) # 8

    В коде выше мы вначале создаем две переменные, содержащие 2 и 3. Затем создаем переменную z , которая хранит результат операции с x и y и выводит результаты в консоль. На этом примере хорошо видно, что переменная может менять свое значение в ходе выполнения программы. Так, наша переменная z меняет свое значение аж 5 раз.

    Функции

    Иногда возникает необходимость много раз выполнять одни и те же действия. Например, в нашем проекте нужно часто выводить 5 строчек текста.

    «Это очень важный текст!»
    «Этот текст нильзя ни прочитать»
    «Ошибка в верхней строчке допущена специально»
    «Привет и пока»
    «Конец»

    Наш код будет выглядеть так:

    X = 10 y = x + 8 - 2 print("Это очень важный текст!") print("Этот текст нильзя не прочитать") print("Ошибка в верхней строчке допущена специально") print("Привет и пока") print("Конец") z = x + y print("Это очень важный текст!") print("Этот текст нильзя не прочитать") print("Ошибка в верхней строчке допущена специально") print("Привет и пока") print("Конец") test = z print("Это очень важный текст!") print("Этот текст нильзя не прочитать") print("Ошибка в верхней строчке допущена специально") print("Привет и пока") print("Конец")

    Выглядит все это очень избыточно и неудобно. Кроме того, во второй строчке допущена ошибка. Ее можно исправить, но исправлять придется сразу в трех местах. А если у нас в проекте эти пять строчек вызываются 1000 раз? И все в разных местах и файлах?

    Специально для случаев, когда необходимо часто выполнять одни и те же команды, в языках программирования можно создавать функции.

    Функция - отдельный блок кода, который можно вызывать по имени.

    Задается функция с помощью ключевого слова def . Далее следует название функции, затем скобки и двоеточие. Дальше с отступом надо перечислить действия, которые будут выполнены при вызове функции.

    Def print_5_lines(): print("Это очень важный текст!") print("Этот текст нильзя не прочитать") print("Ошибка в верхней строчке допущена специально") print("Привет и пока") print("Конец")

    Теперь мы определили функцию print_5_lines() . Теперь, если в нашем проекте нам в очередной раз надо вставить пять строчек, то мы просто вызываем нашу функцию. Она автоматически выполнит все действия.

    # Определяем функцию def print_5_lines(): print("Это очень важный текст!") print("Этот текст нильзя не прочитать") print("Ошибка в верхней строчке допущена специально") print("Привет и пока") print("Конец") # Код нашего проекта x = 10 y = x + 8 - 2 print_5_lines() z = x + y print_5_lines() test = z print_5_lines()

    Удобно, не правда ли? Мы серьезно повысили читаемость кода. Кроме того, функции хороши еще и тем, что если вы хотите изменить какое-то из действий, то достаточно подправить саму функцию. Это изменение будет работать во всех местах, где вызывается ваша функция. То есть мы можем исправить ошибку во второй строчке выводимого текста («нильзя» > «нельзя») в теле функции. Правильный вариант автоматически будет вызываться во всех местах нашего проекта.

    Функции с параметрами

    Просто повторять несколько действий конечно удобно. Но это еще не все. Иногда мы хотим передать какую-ту переменную в нашу функцию. Таким образом, функция может принимать данные и использовать их в процессе выполнения команд.

    Переменные, которые мы передаем в функцию, называются аргументами .

    Напишем простую функцию, которая складывает два данных ей числа и возвращает результат.

    Def sum(a, b): result = a + b return result

    Первая строчка выглядит почти так же, как и обычные функции. Но между скобок теперь находятся две переменные. Это параметры функции. Наша функция имеет два параметра (то есть принимает две переменные).

    Параметры можно использовать внутри функции как обычные переменные. На второй строчке мы создаем переменную result , которая равна сумме параметров a и b . На третьей строчке мы возвращаем значение переменной result .

    Теперь, в дальнейшем коде мы можем писать что-то вроде:

    New = sum(2, 3) print(new)

    Мы вызываем функцию sum и по очереди передаем ей два аргумента: 2 и 3. 2 становится значением переменной a , а 3 становится значением переменной b . Наша функция возвращает значение (сумму 2 и 3), и мы используем его для создания новой переменной new .

    Запомните. В коде выше числа 2 и 3 - аргументы функции sum . А в самой функции sum переменные a и b - параметры. Другими словами, переменные, которые мы передаем функции при ее вызове называются аргументами. А вот внутри функции эти переданные переменные называются параметрами. По сути, это два названия одного и того же, но путать их не стоит.

    Рассмотрим еще один пример. Создадим функцию square(a) , которая принимает какое-то одно число и возводит его в квадрат:

    Def square(a): return a * a

    Наша функция состоит всего из одной строчки. Она сразу возвращает результат умножения параметра a на a .

    Я думаю вы уже догадались, что вывод данных в консоль мы тоже производим с помощью функции. Эта функция называется print() и она выводит в консоль переданный ей аргумент: число, строку, переменную.

    Массивы

    Если переменную можно представлять как коробку, которая что-то хранит (не обязательно число), то массивы можно представить в виде книжных полок. Они содержат сразу несколько переменных. Вот пример массива из трех чисел и одной строки:

    Array =

    Вот и пример, когда переменная содержит не число, на какой-то другой объект. В данном случае, наша переменная содержит массив. Каждый элемент массива пронумерован. Попробуем вывести какой-нибудь элемент массива:

    Array = print(array)

    В консоли вы увидите число 89. Но почему 89, а не 1? Все дело в том, что в Python, как и во многих других языках программирования, нумерация массивов начинается с 0. Поэтому array дает нам второй элемент массива, а не первый. Для вызова первого надо было написать array .

    Размер массива

    Иногда бывает очень полезно получить количество элементов в массиве. Для этого можно использовать функцию len() . Она сама подсчитает количество элементов и вернет их число.

    Array = print(len(array))

    В консоли выведется число 4.

    Условия и циклы

    По умолчанию любые программы просто подряд выполняют все команды сверху вниз. Но есть ситуации, когда нам необходимо проверить какое-то условие, и в зависимости от того, правдиво оно или нет, выполнить разные действия.

    Кроме того, часто возникает необходимость много раз повторить практически одинаковую последовательность команд.

    В первой ситуации помогают условия, а во второй - циклы.

    Условия

    Условия нужны для того, чтобы выполнить два разных набора действий в зависимости от того, истинно или ложно проверяемое утверждение.

    В Python условия можно записывать с помощью конструкции if: ... else: ... . Пусть у нас есть некоторая переменная x = 10 . Если x меньше 10, то мы хотим разделить x на 2. Если же x больше или равно 10, то мы хотим создать другую переменную new , которая равна сумме x и числа 100. Вот так будет выглядеть код:

    X = 10 if(x < 10): x = x / 2 print(x) else: new = x + 100 print(new)

    После создания переменной x мы начинаем записывать наше условие.

    Начинается все с ключевого слова if (в переводе с английского «если»). В скобках мы указываем проверяемое выражение. В данном случае мы проверяем, действительно ли наша переменная x меньше 10. Если она действительно меньше 10, то мы делим ее на 2 и выводит результат в консоль.

    Затем идет ключевое слово else , после которого начинается блок действий, которые будут выполнены, если выражение в скобках после if ложное.

    Если она больше или равна 10, то мы создаем новую переменную new , которая равна x + 100 и тоже выводим ее в консоль.

    Циклы

    Циклы нужны для многократного повторения действий. Предположим, мы хотим вывести таблицу квадратов первых 10 натуральных чисел. Это можно сделать так.

    Print("Квадрат 1 равен " + str(1**2)) print("Квадрат 2 равен " + str(2**2)) print("Квадрат 3 равен " + str(3**2)) print("Квадрат 4 равен " + str(4**2)) print("Квадрат 5 равен " + str(5**2)) print("Квадрат 6 равен " + str(6**2)) print("Квадрат 7 равен " + str(7**2)) print("Квадрат 8 равен " + str(8**2)) print("Квадрат 9 равен " + str(9**2)) print("Квадрат 10 равен " + str(10**2))

    Пусть вас не удивляет тот факт, что мы складываем строки. «начало строки» + «конец» в Python означает просто соединение строк: «начало строкиконец». Так же и выше мы складываем строку «Квадрат x равен » и преобразованный с помощью функции str(x**2) результат возведения числа во 2 степень.

    Выглядит код выше очень избыточно. А что, если нам надо вывести квадраты первых 100 чисел? Замучаемся выводить…

    Именно для таких случаев и существуют циклы. Всего в Python 2 вида циклов: while и for . Разберемся с ними по очереди.

    Цикл while повторяет необходимые команды до тех пор, пока остается истинным условие.

    X = 1 while x <= 100: print("Квадрат числа " + str(x) + " равен " + str(x**2)) x = x + 1

    Сначала мы создаем переменную и присваиваем ей число 1. Затем создаем цикл while и проверяем, меньше (или равен) ли 100 наш x . Если меньше (или равен) то мы выполняем два действия:

    1. Выводим квадрат x
    2. Увеличиваем x на 1

    После второй команды программа возвращается к условию. Если условие снова истинно, то мы снова выполняем эти два действия. И так до тех пор, пока x не станет равным 101. Тогда условие вернет ложь и цикл больше не будет выполняться.

    Цикл for предназначен для того, чтобы перебирать массивы. Запишем тот же пример с квадратами первой сотни натуральных чисел, но уже через цикл for .

    For x in range(1,101): print("Квадрат числа " + str(x) + " равен " + str(x**2))

    Разберем первую строку. Мы используем ключевое слово for для создания цикла. Далее мы указываем, что хотим повторить определенные действия для всех x в диапазоне от 1 до 100. Функция range(1,101) создает массив из 100 чисел, начиная с 1 и заканчивая 100.

    Вот еще пример перебора массива с помощью цикла for:

    For i in : print(i * 2)

    Код выше выводит 4 цифры: 2, 20, 200 и 2000. Тут наглядно видно, как берет каждый элемент массива и выполняет набор действий. Затем берет следующий элемент и повторяет тот же набор действий. И так пока элементы в массиве не кончатся.

    Классы и объекты

    В реальной жизни мы оперируем не переменными или функциями, а объектами. Ручка, машина, человек, кошка, собака, самолет - объекты. Теперь начнем подробно рассматривать кошку.

    Она обладает некоторыми параметрами. К ним относятся цвет шерсти, цвет глаз, ее кличка. Но это еще не все. Помимо параметров, кошка может выполнять различные действия: мурлыкать, шипеть и царапаться.

    Только что мы схематически описали всех кошек в целом. Подобное описание свойств и действий какого-то объекта (например, кошки) на языке Python и называется классом. Класс - просто набор переменных и функций, которые описывают какой-то объект.

    Важно понимать разницу между классом и объектом. Класс - схема , которая описывает объект. Объект - ее материальное воплощение . Класс кошки - описание ее свойств и действий. Объект кошки и есть сама реальная кошка. Может быть много разных реальных кошек - много объектов-кошек. Но класс кошки только один. Хорошей демонстрацией служит картинка ниже:

    Классы

    Для создания класса (схемы нашей кошки) надо написать ключевое слово class и затем указать имя этого класса:

    Class Cat:

    Дальше нам нужно перечислить действия этого класса (действия кошки). Действия, как вы могли уже догадаться, представляют собой функции, определенные внутри класса. Такие функции внутри класса принято называть методами.

    Метод - функция, определенная внутри класса.

    Словесно мы уже описали методы кошки выше: мурлыкать, шипеть, царапаться. Теперь сделаем это на языке Python.

    # Класс кошки class Cat: # Мурлыкать def purr(self): print("Муррр!") # Шипеть def hiss(self): print("Кшшш!") # Царапаться def scrabble(self): print("Царап-царап!")

    Вот так все просто! Мы взяли и определили три обычные функции, но только внутри класса.

    Для того, чтобы разобраться с непонятным параметром self , добавим еще один метод нашей кошке. Этот метод будет разом вызывать все три уже созданных метода.

    # Класс кошки class Cat: # Мурлыкать def purr(self): print("Муррр!") # Шипеть def hiss(self): print("Кшшш!") # Царапаться def scrabble(self): print("Царап-царап!") # Все вместе def all_in_one(self): self.purr() self.hiss() self.scrabble()

    Как видите, обязательный для любого метода параметр self позволяет нам обращаться к методами и переменным самого класса! Без этого аргумента выполнить подобные действия мы бы не смогли.

    Давайте теперь зададим свойства нашей кошки (цвет шерсти, цвет глаз, кличка). Как это сделать? В абсолютно любом классе можно определить функцию __init__() . Эта функция всегда вызывается, когда мы создаем реальный объект нашего класса.

    В выделенном выше методе __init__() мы задаем переменные нашей кошки. Как мы это делаем? Сначала мы передаем в этот метод 3 аргумента, отвечающие за цвет шерсти, цвет глаз и кличку. Затем, мы используем параметр self для того, чтобы при создании объекта сразу задать нашей кошки 3 описанных выше атрибута.

    Что означает эта строчка?

    Self.wool_color = wool_color

    В левой части мы создаем атрибут для нашей кошки с именем wool_color , а дальше мы присваиваем этому атрибуту значение, которое содержится в параметре wool_color , который мы передали в функцию __init__() . Как видите, строчка выше не отличается от обычного создания переменной. Только приставка self указывает на то, что эта переменная относится к классу Cat .

    Атрибут - переменная, которая относится к какому-то классу.

    Итак, мы создали готовый класс кошки. Вот его код:

    # Класс кошки class Cat: # Действия, которые надо выполнять при создании объекта "Кошка" def __init__(self, wool_color, eyes_color, name): self.wool_color = wool_color self.eyes_color = eyes_color self.name = name # Мурлыкать def purr(self): print("Муррр!") # Шипеть def hiss(self): print("Кшшш!") # Царапаться def scrabble(self): print("Царап-царап!") # Все вместе def all_in_one(self): self.purr() self.hiss() self.scrabble()

    Объекты

    Мы создали схему кошки. Теперь давайте создадим по этой схеме реальный объект кошки:

    My_cat = Cat("черный", "зеленые", "Зося")

    В строке выше мы создаем переменную my_cat , а затем присваиваем ей объект класса Cat . Выглядит все этот как вызов некоторой функции Cat(...) . На самом деле так и есть. Этой записью мы вызываем метод __init__() класса Cat . Функция __init__() в нашем классе принимает 4 аргумента: сам объект класса self , который указывать не надо, а также еще 3 разных аргумента, которые затем становятся атрибутами нашей кошки.

    Итак, с помощью строчки выше мы создали реальный объект кошки. Наша кошка имеет следующие атрибуты: черную шерсть, зеленые глаза и кличку Зося. Давайте выведем эти атрибуты в консоль:

    Print(my_cat.wool_color) print(my_cat.eyes_color) print(my_cat.name)

    То есть обратиться к атрибутам объекта мы можем, записав имя объекта, поставив точку и указав имя желаемого атрибута.

    Атрибуты кошки можно менять. Например, давайте сменим кличку нашей кошки:

    My_cat.name = "Нюша"

    Теперь, если вы вновь выведете в консоль имя кошки, то вместо Зоси увидите Нюшу.

    Напомню, что класс нашей кошки позволяет ей выполнять некоторые действия. Если мы погладим нашу Зосю/Нюшу, то она начнет мурлыкать:

    My_cat.purr()

    Выполнение данной команды выведет в консоль текст «Муррр!». Как видите, обращаться к методам объекта так же просто, как и обращаться к его атрибутам.

    Модули

    Любой файл с расширением.py является модулем. Даже тот, в котором вы отрабатываете эту статью. Зачем они нужны? Для удобства. Очень много людей создают файлы с полезными функциями и классами. Другие программисты подключают эти сторонние модули и могут использовать все определенные в них функции и классы, тем самым упрощая себе работу.

    Например, вам не нужно тратить время и писать свои функции для работы с матрицами. Достаточно подключить модуль numpy и использовать его функции и классы.

    На данный момент другие Python программисты написали уже свыше 110 000 разнообразных модулей. Упоминавшийся выше модуль numpy позволяет быстро и удобно работать с матрицами и многомерными массивами. Модуль math предоставляет множество методов для работы с числами: синусы, косинусы, переводы градусов в радианы и прочее и прочее…

    Установка модуля

    Python устанавливается вместе со стандартным набором модулей. В этот набор входит очень большое количество модулей, которые позволяют работать с математикой, web-запросами, читать и записывать файлы и выполнять другие необходимые действия.

    Если вы хотите использовать модуль, который не входит в стандартный набор, то вам потребуется установить его. Для установки модуля откройте командую строку (Win + R, затем введите в появившемся поле «cmd») и введите в нее команду:

    Pip install [название_модуля]

    Начнется процесс установки модуля. Когда он завершится, вы можете спокойно использовать установленный модуль в своей программе.

    Подключение и использование модуля

    Сторонний модуль подключается очень просто. Надо написать всего одну короткую строку кода:

    Import [название_модуля]

    Например, для импорта модуля, позволяющего работать с математическими функциями, надо написать следующее:

    Import math

    Как обратиться к функции модуля? Надо написать название модуля, затем поставить точку и написать название функции/класса. Например, факториал 10 находится так:

    Math.factorial(10)

    То есть мы обратились к функции factorial(a) , которая определена внутри модуля math . Это удобно, ведь нам не нужно тратить время и вручную создавать функцию, которая считает факториал числа. Можно подключить модуль и сразу выполнить необходимое действие.

    • Перевод

    О чём статья

    Лично я лучше всего обучаюсь при помощи небольшого работающего кода, с которым могу поиграться. В этом пособии мы научимся алгоритму обратного распространения ошибок на примере небольшой нейронной сети, реализованной на Python.

    Дайте код!

    X = np.array([ ,,, ]) y = np.array([]).T syn0 = 2*np.random.random((3,4)) - 1 syn1 = 2*np.random.random((4,1)) - 1 for j in xrange(60000): l1 = 1/(1+np.exp(-(np.dot(X,syn0)))) l2 = 1/(1+np.exp(-(np.dot(l1,syn1)))) l2_delta = (y - l2)*(l2*(1-l2)) l1_delta = l2_delta.dot(syn1.T) * (l1 * (1-l1)) syn1 += l1.T.dot(l2_delta) syn0 += X.T.dot(l1_delta)

    Слишком сжато? Давайте разобьём его на более простые части.

    Часть 1: Небольшая игрушечная нейросеть

    Нейросеть, тренируемая через обратное распространение (backpropagation), пытается использовать входные данные для предсказания выходных.

    Предположим, нам нужно предсказать, как будет выглядеть колонка «выход» на основе входных данных. Эту задачу можно было бы решить, подсчитав статистическое соответствие между ними. И мы бы увидели, что с выходными данными на 100% коррелирует левый столбец.

    Обратное распространение, в самом простом случае, рассчитывает подобную статистику для создания модели. Давайте попробуем.

    Нейросеть в два слоя

    import numpy as np # Сигмоида def nonlin(x,deriv=False): if(deriv==True): return f(x)*(1-f(x)) return 1/(1+np.exp(-x)) # набор входных данных X = np.array([ , , , ]) # выходные данные y = np.array([]).T # сделаем случайные числа более определёнными np.random.seed(1) # инициализируем веса случайным образом со средним 0 syn0 = 2*np.random.random((3,1)) - 1 for iter in xrange(10000): # прямое распространение l0 = X l1 = nonlin(np.dot(l0,syn0)) # насколько мы ошиблись? l1_error = y - l1 # перемножим это с наклоном сигмоиды # на основе значений в l1 l1_delta = l1_error * nonlin(l1,True) # !!! # обновим веса syn0 += np.dot(l0.T,l1_delta) # !!! print "Выходные данные после тренировки:" print l1

    Выходные данные после тренировки: [[ 0.00966449] [ 0.00786506] [ 0.99358898] [ 0.99211957]]

    Переменные и их описания.






    "*" - поэлементное умножение – два вектора одного размера умножают соответствующие значения, и на выходе получается вектор такого же размера
    "-" – поэлементное вычитание векторов
    x.dot(y) – если x и y – это вектора, то на выходе получится скалярное произведение. Если это матрицы, то получится перемножение матриц. Если матрица только одна из них – это перемножение вектора и матрицы.

    • сравните l1 после первой итерации и после последней
    • посмотрите на функцию nonlin.
    • посмотрите, как меняется l1_error
    • разберите строку 36 – основные секретные ингредиенты собраны тут (отмечена!!!)
    • разберите строку 39 – вся сеть готовится именно к этой операции (отмечена!!!)

    Разберём код по строчкам

    import numpy as np

    Импортирует numpy, библиотеку линейной алгебры. Единственная наша зависимость.

    Def nonlin(x,deriv=False):

    Наша нелинейность. Конкретно эта функция создаёт «сигмоиду». Она ставит в соответствие любое число значению от 0 до 1 и преобразовывает числа в вероятности, а также имеет несколько других полезных для тренировки нейросетей свойств.

    If(deriv==True):

    Эта функция также умеет выдавать производную сигмоиды (deriv=True). Это одно из её полезных свойств. Если выход функции – это переменная out, тогда производная будет out * (1-out). Эффективно.

    X = np.array([ , …

    Инициализация массива входных данных в виде numpy-матрицы. Каждая строка – тренировочный пример. Столбцы – это входные узлы. У нас получается 3 входных узла в сети и 4 тренировочных примера.

    Y = np.array([]).T

    Инициализирует выходные данные. ".T" – функция переноса. После переноса у матрицы y есть 4 строки с одним столбцом. Как и в случае входных данных, каждая строка – это тренировочный пример, и каждый столбец (в нашем случае один) – выходной узел. У сети, получается, 3 входа и 1 выход.

    Np.random.seed(1)

    Благодаря этому случайное распределение будет каждый раз одним и тем же. Это позволит нам проще отслеживать работу сети после внесения изменений в код.

    Syn0 = 2*np.random.random((3,1)) – 1

    Матрица весов сети. syn0 означает «synapse zero». Так как у нас всего два слоя, вход и выход, нам нужна одна матрица весов, которая их свяжет. Её размерность (3, 1), поскольку у нас есть 3 входа и 1 выход. Иными словами, l0 имеет размер 3, а l1 – 1. Поскольку мы связываем все узлы в l0 со всеми узлами l1, нам требуется матрица размерности (3, 1).

    Заметьте, что она инициализируется случайным образом, и среднее значение равно нулю. За этим стоит достаточно сложная теория. Пока просто примем это как рекомендацию. Также заметим, что наша нейросеть – это и есть эта самая матрица. У нас есть «слои» l0 и l1, но они представляют собой временные значения, основанные на наборе данных. Мы их не храним. Всё обучение хранится в syn0.

    For iter in xrange(10000):

    Тут начинается основной код тренировки сети. Цикл с кодом повторяется многократно и оптимизирует сеть для набора данных.

    Первый слой, l0, это просто данные. В X содержится 4 тренировочных примера. Мы обработаем их все и сразу – это называется групповой тренировкой . Итого мы имеем 4 разных строки l0, но их можно представить себе как один тренировочный пример – на этом этапе это не имеет значения (можно было загрузить их 1000 или 10000 без всяких изменений в коде).

    L1 = nonlin(np.dot(l0,syn0))

    Это шаг предсказания. Мы позволяем сети попробовать предсказать вывод на основе ввода. Затем мы посмотрим, как это у неё получается, чтобы можно было подправить её в сторону улучшения.

    В строке содержится два шага. Первый делает матричное перемножение l0 и syn0. Второй передаёт вывод через сигмоиду. Размерности у них следующие:

    (4 x 3) dot (3 x 1) = (4 x 1)

    Матричные умножения требуют, чтобы в середине уравнения размерности совпадали. Итоговая матрица имеет количество строк, как у первой, а столбцов – как у второй.

    Мы загрузили 4 тренировочных примера, и получили 4 догадки (матрица 4х1). Каждый вывод соответствует догадке сети для данного ввода.

    L1_error = y - l1

    Поскольку в l1 содержатся догадки, мы можем сравнить их разницу с реальностью, вычитая её l1 из правильного ответа y. l1_error – вектор из положительных и отрицательных чисел, характеризующий «промах» сети.

    А вот и секретный ингредиент. Эту строку нужно разбирать по частям.

    Первая часть: производная

    Nonlin(l1,True)

    L1 представляет три этих точки, а код выдаёт наклон линий, показанных ниже. Заметьте, что при больших значениях вроде x=2.0 (зелёная точка) и очень малые, вроде x=-1.0 (фиолетовая) линии имеют небольшой уклон. Самый большой угол у точки х=0 (голубая). Это имеет большое значение. Также отметьте, что все производные лежат в пределах от 0 до 1.

    Полное выражение: производная, взвешенная по ошибкам

    L1_delta = l1_error * nonlin(l1,True)

    Математически существуют более точные способы, но в нашем случае подходит и этот. l1_error – это матрица (4,1). nonlin(l1,True) возвращает матрицу (4,1). Здесь мы поэлементно их перемножаем, и на выходе тоже получаем матрицу (4,1), l1_delta.

    Умножая производные на ошибки, мы уменьшаем ошибки предсказаний, сделанных с высокой уверенностью. Если наклон линии был небольшим, то в сети содержится либо очень большое, либо очень малое значение. Если догадка в сети близка к нулю (х=0, у=0,5), то она не особенно уверенная. Мы обновляем эти неуверенные предсказания и оставляем в покое предсказания с высокой уверенностью, умножая их на величины, близкие к нулю.

    Syn0 += np.dot(l0.T,l1_delta)

    Мы готовы к обновлению сети. Рассмотрим один тренировочный пример. В нём мы будем обновлять веса. Обновим крайний левый вес (9.5)

    Weight_update = input_value * l1_delta

    Для крайнего левого веса это будет 1.0 * l1_delta. Предположительно, это лишь незначительно увеличит 9.5. Почему? Поскольку предсказание было уже достаточно уверенным, и предсказания были практически правильными. Небольшая ошибка и небольшой наклон линии означает очень небольшое обновление.

    Но поскольку мы делаем групповую тренировку, указанный выше шаг мы повторяем для всех четырёх тренировочных примеров. Так что это выглядит очень похоже на изображение вверху. Так что же делает наша строчка? Она подсчитывает обновления весов для каждого веса, для каждого тренировочного примера, суммирует их и обновляет все веса – и всё одной строкой.

    Понаблюдав за обновлением сети, вернёмся к нашим тренировочным данным. Когда и вход, и выход равны 1, мы увеличиваем вес между ними. Когда вход 1, а выход – 0, мы уменьшаем вес.

    Вход Выход 0 0 1 0 1 1 1 1 1 0 1 1 0 1 1 0

    Таким образом, в наших четырёх тренировочных примерах ниже, вес первого входа по отношению к выходу будет постоянно увеличиваться или оставаться постоянным, а два других веса будут увеличиваться и уменьшаться в зависимости от примеров. Этот эффект и способствует обучению сети на основе корреляций входных и выходных данных.

    Часть 2: задачка посложнее

    Вход Выход 0 0 1 0 0 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 0

    Попробуем предсказать выходные данные на основе трёх входных столбцов данных. Ни один из входных столбцов не коррелирует на 100% с выходным. Третий столбец вообще ни с чем не связан, поскольку в нём всю дорогу содержатся единицы. Однако и тут можно увидеть схему – если в одном из двух первых столбцов (но не в обоих сразу) содержится 1, то результат также будет равен 1.

    Это нелинейная схема, поскольку прямого соответствия столбцов один к одному не существует. Соответствие строится на комбинации входных данных, столбцов 1 и 2.

    Интересно, что распознавание образов является очень похожей задачей. Если у вас есть 100 картинок одинакового размера, на которых изображены велосипеды и курительные трубки, присутствие на них определённых пикселей в определённых местах не коррелирует напрямую с наличием на изображении велосипеда или трубки. Статистически их цвет может казаться случайным. Но некоторые комбинации пикселей не случайны – те, что формируют изображение велосипеда (или трубки).


    Стратегия

    Чтобы скомбинировать пиксели в нечто, у чего может появиться однозначное соответствие с выходными данными, нужно добавить ещё один слой. Первый слой комбинирует вход, второй назначает соответствие выходу, используя в качестве входных данных выходные данные первого слоя. Обратите внимание на таблицу.

    Вход (l0) Скрытые веса (l1) Выход (l2) 0 0 1 0.1 0.2 0.5 0.2 0 0 1 1 0.2 0.6 0.7 0.1 1 1 0 1 0.3 0.2 0.3 0.9 1 1 1 1 0.2 0.1 0.3 0.8 0

    Случайным образом назначив веса, мы получим скрытые значения для слоя №1. Интересно, что у второго столбца скрытых весов уже есть небольшая корреляция с выходом. Не идеальная, но есть. И это тоже является важной частью процесса тренировки сети. Тренировка будет только усиливать эту корреляцию. Она будет обновлять syn1, чтобы назначить её соответствие выходным данным, и syn0, чтобы лучше получать данные со входа.

    Нейросеть в три слоя

    import numpy as np def nonlin(x,deriv=False): if(deriv==True): return f(x)*(1-f(x)) return 1/(1+np.exp(-x)) X = np.array([, , , ]) y = np.array([, , , ]) np.random.seed(1) # случайно инициализируем веса, в среднем - 0 syn0 = 2*np.random.random((3,4)) - 1 syn1 = 2*np.random.random((4,1)) - 1 for j in xrange(60000): # проходим вперёд по слоям 0, 1 и 2 l0 = X l1 = nonlin(np.dot(l0,syn0)) l2 = nonlin(np.dot(l1,syn1)) # как сильно мы ошиблись относительно нужной величины? l2_error = y - l2 if (j% 10000) == 0: print "Error:" + str(np.mean(np.abs(l2_error))) # в какую сторону нужно двигаться? # если мы были уверены в предсказании, то сильно менять его не надо l2_delta = l2_error*nonlin(l2,deriv=True) # как сильно значения l1 влияют на ошибки в l2? l1_error = l2_delta.dot(syn1.T) # в каком направлении нужно двигаться, чтобы прийти к l1? # если мы были уверены в предсказании, то сильно менять его не надо l1_delta = l1_error * nonlin(l1,deriv=True) syn1 += l1.T.dot(l2_delta) syn0 += l0.T.dot(l1_delta)

    Error:0.496410031903 Error:0.00858452565325 Error:0.00578945986251 Error:0.00462917677677 Error:0.00395876528027 Error:0.00351012256786

    Переменные и их описания

    X - матрица входного набор данных; строки – тренировочные примеры
    y – матрица выходного набора данных; строки – тренировочные примеры
    l0 – первый слой сети, определённый входными данными
    l1 – второй слой сети, или скрытый слой
    l2 – финальный слой, это наша гипотеза. По мере тренировки должен приближаться к правильному ответу
    syn0 – первый слой весов, Synapse 0, объединяет l0 с l1.
    syn1 – второй слой весов, Synapse 1, объединяет l1 с l2.
    l2_error – промах сети в количественном выражении
    l2_delta – ошибка сети, в зависимости от уверенности предсказания. Почти совпадает с ошибкой, за исключением уверенных предсказаний
    l1_error – взвешивая l2_delta весами из syn1, мы подсчитываем ошибку в среднем/скрытом слое
    l1_delta – ошибки сети из l1, масштабируемые по увеернности предсказаний. Почти совпадает с l1_error, за исключением уверенных предсказаний

    Код должен быть достаточно понятным – это просто предыдущая реализация сети, сложенная в два слоя один над другим. Выход первого слоя l1 – это вход второго слоя. Что-то новое есть лишь в следующей строке.

    L1_error = l2_delta.dot(syn1.T)

    Использует ошибки, взвешенные по уверенности предсказаний из l2, чтобы подсчитать ошибку для l1. Получаем, можно сказать, ошибку, взвешенную по вкладам – мы подсчитываем, какой вклад в ошибки в l2 вносят значения в узлах l1. Этот шаг и называется обратным распространением ошибок. Затем мы обновляем syn0, используя тот же алгоритм, что и в варианте с нейросетью из двух слоёв.



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: