Уроки программирования для детей. Как обучать детей программированию

Маленькие дети легко осваивают новые языки. Хотя опыт и знания, присущие взрослым индивидуумам, являются ключом к эффективности, молодой мозг характеризуется большей податливостью. Кроме разговорных языков, детей в юном возрасте было бы здорово познакомить и с языками программирования. Программа micro:bit от компании BBC учит малышей азам кодирования, а система Kano представляет собой компьютер типа «сделай сам» (DIY) для детей, позволяющий изучить основы программирования.

Но, поскольку сознание детей и взрослых отличается способностью к запоминанию, методы обучения для них также должны быть различны. Системы кодирования предоставляют широкие возможности для обучения детей программированию. Это забавная, но контролируемая среда. Вместо того чтобы отправлять своих чад на курсы по информатике, ознакомьтесь с приложениями для обучения детей программированию.

Слоган программы Kodable звучит так: «программирование для детей — сделано с любовью». Её несложные уроки ориентированы на малышей от детсадовского возраста до пятиклассников. Хотя учебный курс К-3 содержит лишь основы кодирования, на его 4-м и 5-м уровне обучение ведётся по целенаправленному набору тем. Kodable придерживается стандартов программирования, свойственных JavaScript, который является отличным языком для начинающих. Поэтому базовый курс Kodable обеспечивает фантастические результаты освоения навыков программирования.

Вдобавок, переход от занятия к занятию происходит в развлекательной форме. Элементы игры проявляются в заданиях ученикам, таких как перемещение по лабиринту. Но Kodable не слишком упрощает программирование. Курс включает в себя даже такие понятия, как циклы и ветвление. Система основана на решениях условного типа (операторы if/then) в качестве первоначального представления о концепции программирования. Кроме того, Kodable делает изучение JavaScript забавным, используя игровой подход. В целом, Kodable — это эффективное средство начального уровня для обучения детей программированию.

Преимущества : Kodable имеет бесплатную версию, основанную на веб-интерфейсе. Она иллюстрирует базовые концепции программирования, такие как циклы и ветвление.

Стоимость : Бесплатная/платная версии

  1. Think and Learn Code-a-Pillar

Программа Think and Learn Code-a-Pillar от компании Fisher-Price предлагает уникальный бонус: это и приложение, и автономная игрушка. Практическое освоение детьми информационных технологий и программирования, безусловно, полезно, но многие часы, проведённые за экраном монитора, могут навредить здоровью малыша. Поэтому разработчики Think-LearnCode-a-Pillar объединили в нём функционал системы обучения и игрушки.

Работая с программой, юные пользователи решают головоломки, которые иллюстрируют основные концепции кодирования. Система рассчитана на маленьких детей в возрасте 3-6 лет. В то же время встроенная игрушка Code-a-Pillar независима от приложения. Некоторые из заданий могут оказаться слишком сложными для самых маленьких учеников. Поэтому лучше всего проводить занятия под присмотром взрослых. Хотя то же самое можно сказать и о возрастной группе 5-6 лет, на которую рассчитаны загадки из раздела «CandyLand». Звуковые эффекты и саундтрек можно отключить. Это полезная возможность, позволяющая ограничить воздействие отвлекающих факторов.

Преимущества : Физическая игрушка является дополнением к автономному приложению. Кроме того, музыку и эффекты можно отключать, чтобы они не отвлекали от обучения.

Стоимость : Платная

  1. Minecraft

Minecraft — это очень популярная игра. Стиль «песочницы» (англ. «sandbox»), когда правила придумывает сам игрок, делает её крайне адаптируемой. Хотя программа не разрабатывалась специально для детей, её контент представляет собой безопасную среду программирования, подходящую для всех возрастов. На интернет-блоге Lifehacker можно даже найти руководство для родителей по игре в Minecraft с малышами. Некоторые моды Minecraft написаны специально для детей (например, LearnToMod). Вы можете использовать Minecraft для того, чтобы объяснить своим чадам, что такое сервер и как настроить игровой Linux-сервер. На самом деле, Linux прекрасно подходит для детей и позволяет приобрести ценный жизненный опыт.

Однако Minecraft не рассчитана на аудиторию из самых маленьких учеников. Для них взрослым придётся выполнить ряд первоначальных настроек. После того как они будут сделаны, через LearnToMod будет доступен набор знаний в области программирования, которые очень легко усвоить. Программа активно обсуждается в интернет-сообществе. Ввиду большого числа дополнительных приложений, Minecraft является более дорогой. Тем не менее, она содержит множество учебников, способствующих развитию навыков программирования в реальном мире. Версия MinecraftPi представляет собой отличную среду, которую можно использовать как мод Minecraft для детей.

Преимущества : моды, такие как LearnToMod с уроками и инструкциями, обучают детей навыкам кодирования.

  1. Tynker

Tynker является отличным приложением. Его название созвучно со словом «мастерить» (англ. «tinkering»), что подразумевает необходимость приложить руки к работе. В целом, Tynker преподаёт программирование блестяще. Как и многие приложения для обучения детей информатике, программа пытается захватывающе преподносить материал. Платформа может похвастаться небольшим выбором заданий. Дети могут программировать роботов и беспилотные самолёты, моды для Minecraft, создавать приложения и игры или проводить научно-технические и инженерно-математические исследования (STEM).

Прежде чем перейти к изучению Python и JavaScript, детям предлагается начать осваивать кодирование при помощи визуальных блоков. Но на каждом этапе программирование сосредотачивается на проектах, что увлекает учеников и ориентирует их на результат. Поскольку, прежде чем перейти к реальному коду, Tynker даёт уроки с визуальными блоками, его метод обучения можно считать очень доходчивым. Всеобъемлющая среда с разбивкой на уровни, соответствующие степени знаний и мастерства, делает приложение одним из лучших среди систем обучения детей программированию. Вы также можете рассмотреть аналогичную программу Scratch , которую разрабатывает Массачусетский технологический институт (MIT).

Преимущества : программа бесплатная, но имеет платные уровни. Tynker позволяет детям реализовать интересные проекты и растёт вместе с их навыками.

Стоимость : Бесплатная/Платная

  1. Nancy Drew: Codes & Clues – Mystery Coding Game

NancyDrew: Codes&Clues – MysteryCodingGame (Нэнси Дрю: коды и подсказки – загадочная игра для программистов) предлагает игровую форму обучения. Более того, она включает в себя отдельную тему STEM со своим главным героем.

Прохождение игры не вызывает сложностей и является эффективным инструментом обучения. В ней есть рассказ о технической ярмарке с загадкой, которую нужно решить. В процессе игры дети перетаскивают блоки визуального кода в подходящие для них места. Некоторые мини-игры требуют подбора костюмов. Эксперты Common Sense Media дали Nancy Drew: Codes & Clues оценку 3/5 за её обучающие возможности и 4/5 за лёгкость игры. Ещё одно приложение для изучения основ программирования — Goldieblox: Adventuresin Coding от компании The Rocket Cupcake – также ориентировано на STEM. Благодаря сбалансированному геймплею, NancyDrew является одним из лучших программных решений для обучения детей программированию.

Преимущества : Интуитивно понятный интерфейс, захватывающий геймплей и темы STEM.

Стоимость : Платная

Платформа : iOS/Android

Многие успешные разработчики программного обеспечения (ПО) делают первые шаги в раннем возрасте и очень благородно помочь им в этом. С чего начать?

Конечно, не стоит начинать с фундаментальных «взрослых» монографий типа «Искусство программирования» (англ. «The Art of Computer Programming»). Хотя книга американского математика и специалиста в области компьютерных наук Дональда Кнута — знаменательная (проект написания книги был начат автором в 1962, а в 1999 книга была признана одной из двенадцати лучших физико-математических монографий столетия), но ребенку точно рановато ее читать. И лучше начинать с практики, а не с теории. Так, чтоб при минимуме усилий был максимальный результат в кратчайшее время. Начать стоит с чего-то более простого и понятного ребенку и, конечно, желательно, чтобы обучение проходило под вашим руководством.

Обучение можно разбить на несколько этапов. Предполагается, что ваше чадо уже умеет включать компьютер, знает кнопку «Пуск» в Windows, умеет запускать приложения (программы), пользоваться Проводником и смотреть интернет через Internet Explorer или другой браузер (Web browser).

Этап 1. Общий ознакомительный

Для начала покажите ребенку «классический» софт от Microsoft Office и других известных разработчиков:

1. MS Word — оформление текста.

2. MS Excel — электронные таблицы и формулы.

3. MS PowerPoint — создание интерактивных презентаций (с триггерами).

4. Графические редакторы (от стандартного Paint до Adobe Photoshop) и и прочие вспомогательные программы.

Создайте документы (файлы) в этих программах и поюзайте («юзать», комп. жарг. — использовать, применять, пользоваться) с ребенком интерфейс этих программ. Пусть ребенок прочувствует хорошо созданные программы и общие подходы и требования к интерфейсу программного обеспечения (под Windows).

Этап 2. О базах данных

Если ваш ребенок осилит, то дайте ему общее представление об основных концепциях и понятиях базы данных, как-то — таблицы, запросы (SQL-запросы) и процедуры. Для практической демонстрации можно использовать следующие популярные программные продукты:

1. MS Access — реляционная СУБД корпорации Microsoft (тоже входит в пакет Microsoft Office). Имеет широкий спектр функций, включая связанные запросы, связь с внешними таблицами и базами данных

2. MySQL — свободная реляционная система управления базами данных. Разработку и поддержку MySQL осуществляет корпорация Oracle.

Этап 3. Непосредственно программы для обучения

В дальнейшем установите и используйте программы и игры, разработанные специально для обучения детей программированию — основам информатики, логике и алгоритмам. Выберете те их них, которые будут подходить вашему ребенку по уровню развития и, главное, будут интересны ему. Вот некоторые инструменты для такого обучения:

1. Язык программирования для детей Scratch.

Скретч (другое произношение «скрэтч») — это визуальная объектно-ориентированная среда программирования для обучения школьников младших и средних классов. Программы на Скретче состоят из графических блоков, подписи к которым зависят от выбранного для интерфейса языка. Может быть выбран один из 50 языков интерфейса, включая русский. Для программирования сценариев в скретче используется drag-and-drop-подход: блоки из Окна блоков перетаскиваются в область скриптов…

2. Освоение Java, например, по книге для детей — Яков Файн «Программирование на Java для детей, родителей, дедушек и бабушек» (2011).

Яков Файн (автор и соавтор нескольких книг по Java) — программист с многолетним опытом, который имеет звание Java Champion, а подобным могут похвастаться не более сотни человек во всём мире. Эта книга — максимально облегченный и практический учебник — подойдет следующим группам людей: детям в возрасте от 11 до 18 лет; школьным преподавателям информатики; родителям, желающим обучить программированию своих детей; абсолютным новичкам в программировании (возраст значения не имеет). Книга ни в коем случае не является полным самодостаточным руководством, это скорее «приманка», изучение которой должно вызвать интерес к программированию и массу вопросов, на которые уже нужно будет искать ответы во «взрослых» исчерпывающих справочникам.

Порыв к программированию в детстве появляется очень просто — поиграли в игрушку, захотели создать что-то свое, но не знаем как. Берем эту книгу, узнаем о таком языке, как Java, и после прочтения первых 15−20 страниц уже пишем первую программу. Затем устанавливаем Eclipse и пишем вторую программу. Дальше — больше…

Почему язык Java, а не, скажем, C++? C++, как язык программирования, богаче и мощнее, но лучше начать с Java. Язык Java больше учит дисциплине и гораздо меньше подвержен ошибкам, в нем по умолчанию есть поддержка графики, он работает для всех платформ и используется для веб-программирования.

3. Processing — открытый язык программирования, основанный на Java (совместим с ним).

Cоздан в 2001 году Кэйси РИВЗом и Бен Фрайем в Массачусетском Технологическом Институте. Представляет собой лёгкий и быстрый инструментарий для людей, которые хотят программировать изображения, анимацию и интерфейсы. Используется студентами, художниками, дизайнерами, исследователями и любителями для изучения, прототипирования и производства. Он создан для изучения основ компьютерного программирования в визуальном контексте и служит альбомным программным обеспечением (имеется в виду то, что каждый *.pde файл визуальной оболочки Processing’а представляет собой отдельное изображение или анимацию, и т. д.) и профессиональным производственным инструментом. Есть, например, книга для детей — «Яша учится программировать».

4. Компьютерные игры типа Colobot.

Tрёхмерная обучающая стратегическая игра. Разработана компанией Epsitec. Игра призвана обучить детей (от 10 лет и старше) навыкам программирования в игровой форме. Главной особенностью игры является возможность создавать программы, в соответствии с которыми в игре действуют роботы (задавая им алгоритмы самостоятельной работы и заменяя ими монотонные действия, которые может делать и сам игрок), поэтому считается, что игра способствует обучению программированию. Язык программирования, встроенный в игру, похож на C++ или Java…

5. Конструирование, cборка и управление моделями (роботами). Например, LEGO MINDSTORMS.

С помощью LEGO MINDSTORMS вы можете превратить ваши модели LEGO в живых роботов, которые выполняют все ваши команды. Вы можете запрограммировать своего робота так, чтобы он ходил, говорил, двигался и выполнял все, что вы пожелаете, с помощью программного обеспечения LEGO MINDSTORMS EV3 Home Edition; вы можете программировать на интеллектуальном модуле EV3 или загрузив бесплатное приложение Robot Commander для своего смартфона.

Если вашему ребенку стало интересно программирование, то можно задуматься, стоит ли ему дальше учиться на программиста. Об этом .

Программирование для детей на курсах или в форме игры может стать отличным хобби для младших и старших школьников. Этому искусству не так сложно научиться, как может показаться поначалу. Главное - сильное стремление и непоколебимая мотивация, не угасающая даже когда в коде возникают ошибки.

Что такое программирование

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться с понятием программы. По структуре это алгоритм, четкая последовательность команд. Программирование - процесс написания цифровых приложений на компьютерных языках, которых разработано более 8000. Постоянно создаются новые виды или совершенствуются старые, а развитию сферы способствуют курсы программирования для детей и взрослых.

Чтобы стать программистом, нужно понять, что написание программ - тонкий процесс со своими нюансами, особенностями. Даже у опытных разработчиков немало времени занимает поиск ошибок в коде, мешающих стабильной работе программы или делающих запуск невозможным. Популярен стереотип, что качественная разработка приложений требует глубоких математических знаний, но большее влияние оказывает логика, которую можно развивать при помощи математики.

Визуальное­

Метод создания компьютерных программ путем управления визуальными элементами вместо прямого написания кода называется визуальной разработкой. Это способ разрабатывать приложения при помощи графических, символьных интерактивных объектов, пользуясь пространственным свойством элементов как частями синтаксиса программы. Языки, предназначенные для визуальной разработки, оперируют в работе фигурами и линиями, где первые выражают субъекты, события, а вторые – отражают отношения и взаимодействие внутри сцены.

Скриптовые языки

Этот тип компьютерных языков основывается на применении т.н. скриптов (сценариев). Скриптом называют последовательность операций, алгоритм, автоматизирующий выполняемую пользователем работу. Ранее сценарные языки называли языками пакетной обработки. По быстродействию различают предварительно компилируемые ЯП (яркий пример - Perl) и динамического разбора.

    Языки первой группы переводят программу в байтовый компьютерный код, а после приступают к ее выполнению.

    Динамические скриптовые языки постепенно получают алгоритм из файла, считывая дальнейший код только по мере необходимости.

Традиционные языки­

Эту группу языков можно назвать базисом разработки приложений. Благодаря сильной близости к стандартной машинной архитектуре, достигается повышенная эффективность работы. Традиционные ЯП могут использоваться для генерации новых инструментов. Основным минусом этой группы языков программирования считается ориентированность на численные алгоритмы, обуславливающие слабость в работе с символьными логическими массивами данных.

Языки программирования для детей

Какой язык лучше выбрать для обучения программированию детей? Он должен быть доступным, чтобы не напугать ребенка, но проще отталкиваться в выборе от количества подходящих обучающих материалов в свободном доступе. В этом плане лидируют следующие:

Scratch

Скретч - интерактивный учебный софт, среда, разработанная для обучения младших школьников. Создание компьютерных игр в Scratch напоминает конструктор LEGO, где программа составляется из многочисленных блоков-команд разного цвета. Скретч - объектно-ориентированная среда, где можно работать с различными элементами: видоизменять, задавать пути перемещения, заставлять взаимодействовать, поместив в визуальную среду.

Scratch относится к классу визуальных, разрабатывался под платформы Windows, GNU Linux и macOS для обучения детей азам программирования, а также прививания интереса к этому роду деятельности. Этим обуславливается простота - процесс работы сводится к добавлению и изменению спрайтов, которые состоят из нескольких кадров с определенным сценарием. Встроенный графический редактор упрощает изменение графической составляющей проекта.

Java

Это традиционный язык программирования, на котором можно выстроить методику обучения старших школьников. Спецификация Джава заключена в одном из ключевых достоинств - независимости от используемой платформы. Основой технологии Java стал не машинный, а байт-код, приложения поддерживаются любой системой, включающей виртуальную машину JVM. Ключевым достоинством Java считается относительная легкость в освоении, чему способствует обилие научных материалов на русском, английском языках.

Processing

Это скриптовый язык, основой которому послужил классический Java. Благодаря доступному для понимания синтаксису, эта среда разработки способна без труда создавать приложения, которые в контексте Processing называют скетчами. Обилие доступных в сети материалов, библиотек, мультиплатформенность, возможность использовать стороннее ПО (OpenGL) делают программирование для школьников очень доступным и не отпугивающим своей сложностью.

Как научить ребенка программировать

Поскольку детям гораздо интереснее обучаться на практике, стоит начать с нее, а не заставлять юного программиста читать «Искусство программирования» Д.Кнута. Это одна из лучших монографий по написанию программ, но ребенку будет слишком неинтересно, скорее всего, он забросит ее уже после прочтения первых страниц, испугавшись сложности. Рекомендуется разбить рабочий процесс на несколько этапов:

    Ознакомительный. Продемонстрируйте начинающему девелоперу классический софт (например, от Microsoft), покажите, как редактировать тексты, разобрав как все работает, и объясните почему разработчик сделал так. Дайте ему почувствовать подходы и требования к интерфейсу и качественным программам в целом. Расскажите о компьютерных технологиях, об алгоритмах и о том, как с ними работать.

    Базы данных. Не нужно рассказывать обо всех аспектах работы с базами данных, если юный программист слишком мал, чтобы справиться с такой информацией. Но стартовые знания (таблицы, SQL-запросы и процедуры) пригодятся для эффективного программирования и понимания того, как работают создаваемые программы.

    Обучающий софт. Сфера разработки в России только развивается, но уже разработаны обучающие приложения, игры, которые можно найти в интернете. Установите несколько и научите ими пользоваться. Вскоре будут освоены начальные знания - основы информатики, алгоритмизация, логическое мышление.

Программы для обучения

Одна из лучших программ для прививания начальных навыков программирования называется Скретч. Это среда, позволяющая создавать интерактивные приложения простейшими алгоритмами. Разработано множество мультивозрастных приложений на смартфоны, обучающих программированию в игровой или практической форме:

Курсы программирования

В вашем городе могут быть курсы программирования для школьников, интересующихся разработкой - стоит проверить тематические ресурсы в сети или объявления в соответствующих учреждениях. Еще стоит поискать в интернете онлайн-курсы, предоставляемые как университетами и школами, так и частными лицами, или же найти самоучитель и научиться основам - визуальному Scratch и текстовому Python или JavaScript вместе с ребенком.

Игры для обучения­

Пример игр в категории программирования - Colobot и Codespells. Первое - трехмерная обучающая стратегическая игра о космосе, дающая начальные навыки работы с Java и C/C++. Основная особенность – персонажи-роботы, которые программируются на выполнение монотонных действий вместо игрока. Второе - креативная игра в жанре «песочница о волшебниках». Обучающая часть заключается в создании заклинаний путем написания кода.

Популярная игра в категории «Обучение детей программированию» - Kodable, игра-лабиринт, в которой юный программист познакомится с циклами, условиями, функциями и отладкой на 105 легких и сложных уровнях. Доступность и качественная анимация - весомые достоинства этого приложения, приковывающие внимание детей надолго.

Программирование для детей онлайн

Один из путей обучения - школа программирования для детей онлайн. В сети предлагаются курсы для начинающих разработчиков, ориентированные на группы разных возрастов. Многие обучают детей от 7-8 лет, уроки проводятся по Skype. Еще один вариант - онлайн-сервисы вроде Codabra, предоставляющие курсы для детей от 9 лет, где обучение программированию происходит при помощи таких платформ, как Minecraft и Scratch.

Книги­

Одна из лучших книг в данной категории - «Программирование на Java для детей, родителей, дедушек и бабушек», выпущенная в 2011 году Яковом Файном. Это доступно написанный учебник по Java для детей возраста 11-18 лет, который можно использовать, чтобы организовать кружок программирования для школьников. Книгу нельзя назвать самодостаточным руководством, но для получения базовых знаний и пробуждения интереса к дальнейшему развитию она подойдет.

«Scratch для детей» - книга, предназначенная для обучения основам визуальной разработки детей старше 8 лет. По этому руководству, написанному М.Маржи, ребенок сможет начать свой путь программиста под чутким руководством своих родителей.

«Python для детей» - интересный самоучитель для детей от 10 лет. Книга актуальна по причине доступности и востребованности языка Python, который позволит юному программисту создавать все: от простых программ до крупных игровых вселенных.

Видео

Подрастающее поколение идет в ногу с IT, поэтому мы подготовили список из 12 крутых игр, с которыми ребенок научится программировать.

И даже если вы не видите своего ребенка в роли айтишника, позвольте ему освоить базис: программирование развивает логическое мышление и умение планировать свои действия. Сегодня в подобных играх существует огромный возрастной разброс, что позволяет учиться как двухлетним детям (без шуток!), так и школьникам. Давайте посмотрим, что предлагают разработчики обучающих игр.

: даже самый маленький научится программировать!

Классный онлайн-сервис, который рассчитан на составление обучающего плана. Он подойдет учителям, которые смогут вести уроки в сети, и родителям. Разработчики уверяют, что с игрой справятся даже двухлетние дети. Так что с Kodable ваш ребенок научится кодить раньше, чем начнет читать.

Дизайн яркий и веселый. Ребенку предстоит играть с прикольными рожицами в лабиринтах, а азы программирования будут осваиваться параллельно. Все подсказки представлены в виде картинок, а не сложных инструкций, так что поймет даже самый маленький. Эта программа станет идеальным инструментом для информатики в начальной школе. Обучение может контролироваться как учителями, так и родителями. Здесь есть показатели успеха и уровни сложности.

Программа предлагает реальный язык программирования (CoffeeScript), с помощью которого можно писать свои игры на HTML5. Здесь не требуется начальный опыт: обучение возможно с нуля. Основы информатики осваиваются в рамках своеобразной веселой бродилки, а редактор уровней позволяет самостоятельно видоизменять процесс игры.

Это действительно очень крутая штука, которая подойдет для начальной школы. Забавная обезьянка проведет учеников через ряд уровней, каждый из которых поведает о конкретной возможности в кодинге. Ребенок научится программировать и просто будет хорошо проводить время за игрой, не отвлекаясь на бесполезные консольные или ПК-игры.

3. Git Game

А как насчет системы контроля версий? Да, это игра для детей постарше, но и она не пройдет даром, ведь без VCS в программировании никуда. Все, что нужно, это выбрать игру и использовать команду для терминала:

$ git clone https://github.com/git-game/.git

$ git clone https : //github.com/git-game/.git

Более подробная инструкция для начала работы с Git Game есть на официальном сайте игры.

4. Code.org

Замечательно то, что в начале работы с сервисом можно выбрать родной язык, а не мучиться с переводчиками в попытках установить и запустить игру. Ранее мы писали о Kodable, который подходит для составления обучающей программы родителями или учителями. Здесь то же самое: есть разделы для учеников, преподавателей, а также возможность создать собственную игру.

Внизу страницы также представлен раздел «Исследуй Студию Кода», где есть множество игр, которые можно испытать самостоятельно. Интерактивное обучение на примере Flappy Bird полезное и веселое: можно задавать собственные условия и предлагать готовую игру друзьям. Ребенок научится программировать и поймет базис составления алгоритмов. Приятный бонус – сертификат, который выдается по факту завершения одного из заданий.

Увлекательная игрушка с лабиринтами Vim Adventures позволит в игровом формате изучить Vim. Множество персонажей, которые подскажут, что делать на том или ином этапе, а также дадут полезные первые навыки в работе с Vim. Эта головоломка будет усложняться с каждым пройденным этапом. Очень полезная вещь. Единственное «но» – английский язык: ребенок либо сам будет переводит реплики персонажей (хороший стимул дополнительно подтянуть английский язык), либо помогите ему разобраться, что именно от него требуется в игре.

Здесь также предстоит столкнуться с английским языком, но игра того стоит. Можно скачать на смартфон или планшет. Ключевой персонаж – маленький робот, который будет выполнять те действия, которые ему зададут в соответствии с поставленными условиями. Он переходит от пункта к пункту и зажигает в выбранных местах лампочки. Команды простые, а навыки действительно полезные.

Стоит отметить, что игра настолько увлекательная, что понравится даже взрослым, которые хотят убить время за чем-нибудь интересным. Lightbot развивает логику и способность создавать алгоритмы решения задач.

Несложная для понимания игра, с первыми уровнями которой разберутся даже дети дошкольного возраста. Текста почти нет, поэтому разобраться в заданиях будет просто. Ящики нужно перекладывать с учетом наименьшего количества ходов (правила как в ханойской башне). Уровни повыше предложат более сложные комбинации, и здесь поломают голову даже взрослые. Развивает и позволяет освоить базис программирования.

Приятный дизайн и возможность использовать на Apple-устройствах. К слову, Cargo-Bot целиком разработан на iPad.

Пожалуй, самый популярный проект, разработанный специально для детей. Ребенок быстро научится программировать, да еще и весело проведет время за расстановкой ярких алгоритмических блоков. Дизайн приятный, игровой, хотя, по сути, это и не игра даже, а полноценная обучающая кодингу среда.

Scratch охватывает широкую возрастную аудиторию, но больше придется по душе детям старше 8 лет, которым уже надоело водить обезьянок и роботов по заданным маршрутам. Здесь нет заданий для целенаправленного выполнения, но есть много интересных инструментов, которые позволят создать что-то свое буквально с нуля. К тому же, предусмотрено полное раздолье для творчества, так что фантазия будет развиваться наряду с логикой.

Создатели CodeCombat явно не лишены фантазии и чувства стиля. Во-первых, это уже довольно продвинутый уровень, который позволит неплохо освоить один из предоставленных языков (JS, Lua, CoffeScript). Во-вторых, есть как бесплатные уровни, так и те, за которые нужно платить. Казалось бы, ну кому захочется отдавать деньги за игру, если можно найти что-то бесплатное? Но вспомним аналогичные проекты для взрослых вроде JavaRush: та же система, и она работает. Подход к обучению от CodeCombat уже успел зарекомендовать себя как качественный.

В любом случае, первые 70 уровней о платном контенте можно не думать, и даже этого хватит: школьник научится программировать и откроет для себя совершенно новые горизонты в области информатики. Перед каждым заданием дается мотивация, а сама игра построена таким образом, что на шутеры и стандартные бродилки не останется ни времени, ни желания.

А вот и синтаксис, приближенный к C++. Это можно назвать классикой, которая впервые появилась в 2003 году. Вот только данная полезная разработка в то время прошла мимо большинства наших школ, так как изначально была ориентирована на англоязычную аудиторию. Графика здесь бледненькая, если сравнивать с современными играми, но пользу нельзя переоценить.

Сюжет СeeBot вращается вокруг колонизации доселе неизведанной планеты, и чтобы управлять героями, нужно кодить. На сайте заявлено «Learn , C++ and C#», и это соответствует действительности. Если хотите, чтобы ребенок освоил эти направления в программировании – СeeBot станет лучшим вариантом.

Нужно двигаться по предоставленному пазлу, с чем справятся даже учащиеся младших классов. Но куда более интересной игра будет для тех, кто уже знаком с основами алгоритмизации и понимает всю важность заданий. С одним только Robozzle ребенок не научится программировать, зато поймет, что к чему в построении алгоритмов, разовьет логическое мышление. Здесь предусмотрен поиск и создание новых заданий, что даст самое ценное на данном этапе – практику и постоянное повторение уже пройденного материала.

Суть в том, что в пустые ячейки нужно вставлять необходимые стрелочки и клавиши, благодаря которым двигающаяся по пазлу стрелка сможет правильно ориентироваться в пространстве. Головоломки можно делать как простыми, так и по-настоящему сложными, рассчитанными на тех, кто уже хорошо знаком с игрой.

Не первая, но одна из самых популярных российских игр, направленных на обучение детей. Здесь не придется задумываться о выборе родного языка и платформе (кроссплатформенность: есть версии для ПК и мобильных устройств). Также это открытое программное обеспечение.

Запускается легко, не требует каких-либо сложных регистраций, а при желании игру можно просто скачать. В ходе игры робот окрашивает поле, а графические подсказки направляют маленького пользователя на пути к освоению алгоритмов.

Мы верим, что программирование - это грамотность нового времени. Неудивительно, что оно становится популярным даже среди тех ребят, кто никогда не мечтал пойти по стопам Марка Цукерберга. Логическое мышление, развиваемое в процессе написания кода, поможет ребенку стать успешнее как в учёбе, так и в будущей профессии. Наша первая игра для iPad учит детей алгоритмическому мышлению и основам программирования и показывает, как и где применить полученные знания.

HopScotch

Платформа: iPad
Русский язык: Нет
Возраст: 9+

Игра для планшета c отличной графикой и красочными персонажами, позволяющая при помощи визуального языка программирования создавать собственные игры, головоломки и открытки. Так, игрок может задавать последовательность действий для каждого персонажа, придумывая реакцию на нажатие экрана и даже наклон самого устройства. В процессе игры ребенок научится применять условные конструкции, циклы, системы координат. Функциональность не очень обширна, но всё же требует некоторого времени на освоение. Зато возможности творчества, которые открываются потом, - безграничны.

Code.org

Платформа: Web
Русский язык: Есть
Возраст: 4+

Именно на основе этих игровых курсов от Microsoft проводятся большинство занятий ежегодной акции . Курсы разбиты на множество уроков разного уровня сложности, охватывающих базовые концепции программирования. Визуальный язык Scratch позволяет сфокусироваться на главном - структуре кода, вместо особенностей синтаксиса того или иного «настоящего» языка программирования. Интересно, что каждый год проект выпускает новые курсы, стилизованные под популярные детские игры и фильмы: от Minecraft и Angry Birds до Frozen и Звездных Войн. Если нужен более или менее академический и систематизированный подход к обучению - вам сюда.

Kodable

Платформа: Web, iPad, Android планшеты
Русский язык: Нет
Возраст: 4+

Задача этого проекта - сделать программирование вторым языком для ребенка ещё до того, как он научится читать. Проводя пушистых колобков по лабиринту, дети поймут, что в программировании главное - представлять финальный результат и выстраивать последовательность действий в соответствии с ним. Эта игра мне нравится тем, что не содержит письменных инструкций, а управление интуитивно понятно каждому, кто освоил drag’n’drop.

Code Monkey Island

Платформа: Настольная игра
Русский язык: Нет
Возраст: 8+

Начавшаяся с проекта на Kickstarter, эта игра обучит основам компьютерной логики без экрана и клавиатуры. Задача игроков - перемещать свою стаю обезьян по полю при помощи карточек с командами вроде «Пусть каждая обезьяна, не стоящая на камне, сдвинется вперёд на три шага». Каждая карточка представляет собой иллюстрацию концепций программирования: например, условных конструкций, циклов for each или операций булевой алгебры. По словам автора, Раджа Сидху, уже спустя 45 минут игры дети научатся с лёгкостью оперировать данными понятиями. Это отличное занятие на вечер для всей семьи и, пожалуй, одна из самых интересных игр о программировании.

CargoBot

Платформа: iPad
Русский язык: Есть
Возраст: 4+

Головоломка на построение алгоритмов как с задачками полегче для детей, так и с теми, что требуют серьёзно пораскинуть мозгами - для их родителей. Суть же проста, как всё гениальное: нужно расставить ящики в правильном порядке. Видимо, именно поэтому от этой игры почти невозможно оторваться - лично я могу играть в неё часами.

Мы в Kids’n’Code уверены, что программирование - это не просто необходимый навык, а уникальный инструмент самовыражения, позволяющий творить чудеса. Надеюсь, сегодня мне удалось вдохновить вас предложить одну из игр своим детям. А может, и самим написать свою первую программу…



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: