Презентация на тему "операционная система". Операционная система Windows

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Операционная система MS-DOS Начать обучение Все права защищены  Шаталов Игорь 2005

Первоначальные сведения о MS-DOS MS-DOS – это дисковая операционная система. Дисковая операционная система – это комплекс программ, дополняющих аппаратурные возможности компьютера и управляющих работой аппаратуры и прикладных программ. Основная причина необходимости операционной системы состоит в том, что элементарные операции для работы с устройствами компьютера и управления ресурсами компьютера – это операции очень низкого уровня, поэтому действия, которые необходимы пользователю и прикладным программам, состоят из нескольких сотен или тысяч таких элементарных операций. Операционная система скрывает от пользователя эти сложные и ненужные подробности и предоставляет ему удобный интерфейс для работы. Она выполняет также различные вспомогательные действия, например, копирование или печать файлов. Операционная система осуществляет загрузку в оперативную память всех программ, передает им управление в начале их работы, выполняет различные действия по запросу выполняемых программ и освобождает занимаемую программами оперативную память при их завершении. К плану

Назначение MS-DOS Управление устройствами, входящими в состав компьютера Управление ресурсами компьютера (оперативной памятью, местом на дисках и т.д.) Запускает прикладные программы на выполнение Обеспечивает пользователю и прикладным программам удобный способ общения с устройствами компьютера Осуществляет диалог пользователя с компьютером К плану

Состав MS-DOS Базовая система ввода-вывода BIOS , находящаяся в постоянной памяти компьютера. Эта часть операционной системы является «встроенной» в компьютер. Ее назначение состоит в выполнении наиболее простых и универсальных услуг операционной системы, связанных с осуществлением ввода-вывода. Базовая система ввода-вывода содержит также тест функционирования компьютера, проверяющий работу памяти и устройств компьютера при включении его электропитания. Кроме того, базовая система ввода-вывода содержит программу вызова загрузчика операционной системы. Загрузчик операционной системы - это очень короткая программа, находящаяся в первом секторе каждой дискеты с операционной системой DOS . Функция этой программы заключается в считывании в память еще двух модулей операционной системы, которые и завершают процесс загрузки DOS . На жестком диске (винчестере) загрузчик операционной системы состоит из двух частей. Это связано с тем, что жесткий диск может быть разбит на несколько разделов (логических дисков). Первая часть загрузчика находится в первом секторе жесткого диска, она выбирает, с какого из разделов жесткого диска следует продолжить загрузку. Вторая часть загрузчика находится в первом секторе этого раздела, она считывает в память модули DOS и передает им управление. Дисковые файлы IO . SYS и MSDOS . SYS . Они загружаются в память загрузчиком операционной системы и остаются в памяти компьютера постоянно. Файл IO . SYS представляет собой дополнение к базовой системе ввода-вывода в ПЗУ. Файл MSDOS.SYS реализует основные высокоуровневые услуги DOS. Командный процессор DOS обрабатывает команды, вводимые пользователем. Командный процессор находится в дисковом файле COMMAND . COM на диске, с которого загружается операционная система. К плану

Загрузка MS-DOS Признаком начала работы компьютера после включения питания является легкий равномерный шум вентилятора, охлаждающего компоненты системного блока. Далее процедура начальной загрузки делится на три этапа. Сразу после включения питания начинает работать специальный блок встроенной базовой системы ввода-вывода (BIOS), который проводит процедуру проверки (тестирования) основных аппаратных компонентов компьютера - микропроцессора, видеосистемы, клавиатуры, дисков и оперативной памяти. Результаты этой проверки появляются на экране в виде сменяющих друг друга диагностических сообщений, которые не требуют какой-либо реакции пользователя. Попутно вы можете слышать щелчки, гудение, скрипение, издаваемые проверяемой аппаратурой. Если на этом этапе обнаруживаются ошибки, на экране появляется соответствующее сообщение, подается звуковой сигнал, и на этом работа машины заканчивается Если проверка аппаратуры прошла успешно, BIOS считывает в память с диска небольшую программу - загрузчик операционной системы или блок начальной загрузки (БНЗ). Этот блок всегда записывается в первый сектор любого диска заранее, при его форматировании, независимо от того, будет ли этот диск использоваться как системный или нет. Единственная функция этой программы - найти в определенном (известном ей) месте диска два файла с операционной системой, прочитать их в память и передать им управление. Во время начальной загрузки MS - DOS пользуется двумя текстовыми файлами специального назначения - CONFIG . SYS (конфигурация) и AUTOEXEC . BAT (автоматическое выполнение). Эти файлы должны находиться в корневом каталоге диска, с которого загружается система. На последнем этапе загрузки в память считывается командный процессор COMMAND . COM . Этот процессор выполняет все команды из файла AUTOEXEC . BAT , последней из которых обычно является вызов программы Norton Commander . На экране появляются привычные всем панели NC и приглашение MS - DOS с мигающим курсором. Система готова к приему команд пользователя. C:\> _ К плану

Внутренние и внешние команды MS-DOS Некоторые команды пользователя, например Type , Dir или Сору, командный процессор выполняет сам. Такие команды называются внутренними. Для выполнения остальных (внешних) команд пользователя командный процессор ищет на дисках программу с соответствующим именем и если находит ее, то загружает, в память и передает ей управление. По окончании работы программы командный процессор удаляет программу из памяти и выводит сообщение о готовности к выполнению команд (приглашение DOS). Внешние команды DOS - это программы, поставляемые вместе с операционной системой в виде отдельных файлов. Эти программы выполняют действия обслуживающего характера, например форматирование дискет, проверку дисков и т.д. К плану

Работа с каталогами и файлами Смена текущего каталога осуществляется набором имени дисковода, затем двоеточие: A: или C: или D: и т.д. Изменение текущего каталога: cd [ диск: ] путь Переход в корневой каталог: cd\ Переход в родительский каталог: cd.. Вперед C:\>A: A:\>D: D:>\ C:\>CD C:WINDOWS\MEDIA C:\>WINDOWS\MEDIA C:\>WINDOWS\MEDIA CD\ C:\> C:\>WINDOWS\MEDIA CD.. C:\>WINDOWS

Работа с каталогами и файлами Просмотр каталога: dir [ диск: ] [ путь\ ] [ имя-файла ] В имени файла можно употреблять символы * и?. Если имя файла не задано, то выводится всё оглавление каталога, иначе выводятся только сведения о данном файле или группе файлов. Если в команде не указаны дисковод или путь, то подразумеваются текущий дисковод и текущий каталог. Вперед C:\Gmouse>dir Том в устройстве C имеет метку MASTER Серийный номер тома: 1A12-140D Содержимое папки C:\Gmouse . 17.11.03 14:20 .. 17.11.03 14:20 GNETCPL DLL 184 320 04.10.00 17:54 GNETSCRL DLL 73 728 03.10.00 17:25 GNETMOUS EXE 131 072 03.10.00 17:23 SCROLL CNT 773 06.04.00 15:34 SCROLL HLP 25 454 06.04.00 15:34 SCROLL GID 10 843 03.10.00 18:12 UNINST 17.11.03 14:20 README TXT 4 614 09.10.00 15:27 7 файлов 430 804 байт 3 папок 3 785,60 МБ свободно C:\Gmouse>dir /w Том в устройстве C имеет метку MASTER Серийный номер тома: 1A12-140D Содержимое папки C:\Gmouse [.] [..] GNETCPL.DLL GNETSCRL.DLL GNETMOUS.EXE SCROLL.CNT SCROLL.HLP SCROLL.GID README.TXT 7 файлов 430 804 байт 3 папок 3 777,60 МБ свободно C:\Gmouse> Параметр задает поэкранный вывод оглавления. Параметр задает вывод только информации об именах файлов в каталоге.

Работа с каталогами и файлами Создание каталога: md [ диск: ] [ путь\ ] имя-каталога Уничтожение пустого каталога: rd [ диск: ] [ путь\ ] имя-каталога Создание текстовых файлов: copy con имя-файла В конце каждой строки нужно нажимать клавишу {Enter} , а после последней – нажать клавишу {F6} и затем {Enter} . Просмотр текстовых файлов: type [ диск: ] [ путь\ ] имя-файла Вперед C:\>md c:\proba C:\> C:\>rd c:\proba C:\> C:\>copy con primer.txt pervaya stroka vtoraya stroka konec^Z 1 файлов скопировано C:\>type primer.txt pervaya stroka vtoraya stroka konec

Работа с каталогами и файлами Переименование файлов: ren [ диск: ] [ путь\ ] имя-файла имя-файла Первое имя файла в команде задает имя переименованного файла, второе – новое имя файла. Удаление файлов: del [ диск: ] [ путь\ ] имя-файла Копирование файлов: copy имя-файла имя-файла copy имя-файла [ имя-каталога ] Если во втором параметре имя файла отсутствует, то имена файлов при копировании не меняются. Если во втором параметре команды задано имя файла, то оно указывает новое имя копируемого файла. C:\>ren primer.txt tekst.txt C:\>del tekst.txt C:\>copy autoexec.bat avtoexec.bat 1 файлов скопировано C:\>dir a*.bat Том в устройстве C имеет метку MASTER Серийный номер тома: 1A12-140D Содержимое папки C:\ AUTOEXEC BAT 161 25.11.03 18:52 AUTOEXEC.BAT AVTOEXEC BAT 161 25.11.03 18:52 avtoexec.bat 2 файлов 322 байт 0 папок 3 773,19 МБ свободно C:\> К плану

Словарь Драйвер – специальная программа, управляющая устройством подключенным к компьютеру. Имя файла состоит из собственного имени файла и расширения, разделенных между собой точкой. Собственное имя файла содержит от 1 до 8 символов, а расширение от 1 до 3 символов. Интерфейс – способ общения человека с компьютером. Каталог – поименованная группа файлов на гибком или жестком магнитном диске. Резидентные программы – это программы, которые постоянно находятся в оперативной памяти компьютера (операционные оболочки, драйверы устройств и т.д.). Файл – поименованная совокупность байтов, записанная на диск. Эта совокупность необязательно занимает непрерывную область памяти на диске. Файловая система компьютера – это совокупность логических дисков и каталогов, в которых размещены отдельные файлы. Назад

Словарь (продолжение) Что такое CONFIG . SYS и AUTOEXEC . BAT ? 1) CONFIG . SYS содержит директивы и команды, предназначенные для: а) загрузки драйверов устройств и памяти; б) установки некоторых параметров системы (например, числа буферов и количества одновременно открытых файлов); в) оптимизации системы (распределение оперативной памяти, сжатие данных на диске, кэширование диска). Директивы CONFIG . SYS выполняются системой еще до загрузки командного процессора COMMAND . COM . 2) AUTOEXEC . BAT содержит команды, которые, по вашему мнению, следует выполнить системе в начале каждого сеанса работы. В принципе эти команды можно ввести и вручную. Любой из файлов CONFIG . SYS и AUTOEXEC . BAT может отсутствовать, - в этом случае параметры системы устанавливаются по умолчанию. Назад


Функции ОС обеспечивает обмен данными с внешними устройствами
поддерживает файловую систему (работа с файлами и
папками):
FAT32 – начиная с Windows 95 OSR2 , раздел до 2 Тб
NTFS – Windows NT/2000/XP/2003, раздел до 2 Тб
права доступа для пользователей
квоты на объем каталога
CDFS – файловая система компакт-дисков
обеспечивает запуск и выполнение остальных программ
тестирование компьютера, обработка ошибок
распределение ресурсов (процессор, память, внешние
устройства)

Классификация операционных систем

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
По количеству одновременно работающих пользователей:
однопользовательские, многопользовательские;
По числу процессов, одновременно выполняемых под
управлением системы: однозадачные, многозадачные;
По количеству поддерживаемых процессоров:
однопроцессорные, многопроцессорные;
По разрядности кода ОС: 8-разрядные, 16-разрядные, 32разрядные, 64-разрядные;
По типу интерфейса: командные (текстовые) и объектноориентированные (графические);
По типу доступа пользователя к ЭВМ: с пакетной обработкой, с
разделением времени, реального времени;
По типу использования ресурсов: сетевые, локальные.

Структура операционной системы:

Ядро – это основная, определяющая часть операционной системы, которая
управляет аппаратными средствами и выполнением программ, т.е.
переводит команды с языка программ на язык «машинных кодов»,
понятный компьютеру.
Драйверы – программы, управляющие устройствами.
Интерфейс – графическая оболочка, с помощью которой пользователь
общается с компьютером.

Состав ОС

Командный процессор, выполняющий
команды пользователя;
Драйверы устройств;
Программные модули, обеспечивающие
графический пользовательский
интерфейс;
Сервисные программы
Справочная система.

Командный процессор (интерпретатор)

В
состав
операционной
системы
входит
специальная
программа
-
командный
процессор, которая запрашивает у
пользователя команды и выполняет
их. Пользователь может дать,
например, команду выполнения
какой-либо операции над файлами
(копирование,
удаление,
переименование), команду вывода
документа на печать и т. д.
Операционная система должна эти
команды выполнить.

Драйверы

К
магистрали
компьютера подключаются
различные
устройства
(дисководы,
монитор,
клавиатура, мышь, принтер
и др.).
В
состав
операционной
системы
входят драйверы устройств
- специальные программы,
которые
обеспечивают
управление
работой
устройств и согласование
информационного обмена с
другими
устройствами.
Любому
устройству
соответствует свой драйвер.

Графический пользовательский интерфейс

Для упрощения работы пользователя в состав
современных операционных систем, и в частности
в состав Windows, входят программные модули,
создающие
графический
пользовательский
интерфейс. В операционных системах с
графическим интерфейсом пользователь может
вводить команды посредством мыши, тогда как в
режиме командной строки необходимо вводить
команды с помощью клавиатуры.

Утилиты

Операционная система
содержит также сервисные
программы, или утилиты.
Такие программы позволяют
обслуживать
диски
(проверять,
сжимать,
дефрагментировать и т. д.),
выполнять
операции
с
файлами (архивировать и т.
д.),
работать
в
компьютерных сетях и т. д.

Справочная система

Для удобства пользователя в операционной системе
обычно имеется и справочная система. Она предназначена
для оперативного получения необходимой информации о
функционировании как операционной системы в целом, так и
о работе ее отдельных модулей

Запуск компьютера

После
включения
компьютера
процессор
начинает считывать и выполнять микрокоманды,
которые хранятся в микросхеме BIOS. Прежде всего
начинает выполнятся программа тестирования POST,
которая проверяет работоспособность основных
устройств компьютера. В случае неисправности
выдаются определенные звуковые сигналы, а после
инициализации видеоадаптера процесс тестирования
отображается на экране монитора.
Затем BIOS начинает поиск программызагрузчика операционной системы. Программазагрузчик помещается в ОЗУ и начинается процесс
загрузки файлов операционной системы.

Загрузка операционной системы

Файлы операционной системы хранятся во
внешней, долговременной памяти (на жестком
диске, на CD …). Однако программы могут
выполнятся, только если они находятся в ОЗУ,
поэтому файлы ОС необходимо загрузить в
оперативную память.
Диск, на котором находятся файлы
операционной системы и с которого
происходит загрузка, называют системным.

После окончания загрузки операционной
системы управление передается командному
процессору.
В
случае
использования
интерфейса командной строки на экране
появляется приглашение системы для ввода
команд, в противном случае загружается
графический
интерфейс
операционной
системы. В случае загрузки графического
интерфейса операционной системы команды
могут вводиться с помощью мыши.

Компьютеры без операционных систем

Первые персональные компьютеры не
имели операционных систем и были
похожи
на
современные
игровые
приставки. При включении компьютера в
сеть процессор обращался к постоянной
памяти (ПЗУ), в котором была записана
программа поддержки несложного языка
программирования,
например
языка
БЕЙСИК или похожего.

Первые дисковые операционные системы

Серьезная необходимость в операционных системах
возникла, когда к персональным компьютерам стали
подключать дисководы.
Поэтому команды загрузки стали очень сложными.
Надо было указывать номер дорожки и номер сектора, в
котором находится то, что надо загрузить. Например, для
загрузки игры Посадка на Луну приходилось давать
команду типа: LOAD *d* 29:37, 31:14
Была написана программа, которая переводит
названия программ и файлов в номера дорожек и секторов.
Человек мог загружать то, что ему нужно, пользуясь
только названиями. Эта программа и стала дисковой
операционной системой.
Дисковой операционной системе поручили и другие
задачи.

Неграфические операционные системы

В дальнейшем операционные системы развивались параллельно с
аппаратным обеспечением. Тогда дисковые операционные системы стали
сложнее. В них ввели средства для разбиения дисков на каталоги и средства
для обслуживания каталогов (перенос и копирование файлов между
каталогами, сортировка файлов и прочее). Так на дисках появилась
файловая структура, а операционная система взяла на себя ее создание и
обслуживание.
Для компьютеров IВМ РС основной операционной системой с 1981
г. по 1995 г. была так называемая система МS-DOS. За эти годы она прошла
развитие от версии МS-DOS 1.0 до МS-DOS 6.22.

Программы-оболочки

МS-DOS - неграфическая операционная система,
которая использует интерфейс командной строки. Это
значит, что все команды надо набирать по буквам в
специальной строке. Требовалось хорошо знать эти
команды, помнить, как они записываются. Изучение
операционной системы стало самостоятельной задачей,
достаточно сложной для простого пользователя.
Так возникла необходимость в новом посреднике -
тогда появились так называемые программы-оболочки.
Оболочка - это программа, которая запускается под
управлением операционной системы и помогает человеку
работать с этой операционной системой. Одна из самых
известных и распространенных во всем мире программоболочек называется Norton Comander

Графические оболочки

Когда встал вопрос об использовании IВМ
РС в качестве домашнего компьютера, возникла
острая необходимость в графической операционной
системе, которая наглядно выводит информацию на
экран и которой можно управлять с помощью мыши.
Работы над графической операционной
системой для IВМ РС в компании Microsoft
начались еще в 1981 г. Были сделаны несколько
графических оболочек Windows 1.0, Windows 2.0,
Windows 3.0, Windows 3.1, Windows 3.11

Особенности Windows

Многозадачность.
Единый программный интерфейс.
Единый интерфейс пользователя.
Графический интерфейс пользователя.
Единый
аппаратно-программный
интерфейс.

Графические операционные системы

Выпущенная в сентябре 1995 г. система
Windows 95 стала первой графической
операционной системой для компьютеров
IВМ РС.
Все следующие версии операционных
систем Windows (98, NT, ME, 2000, XP)
являются графическими.

Операционные системы компании Microsoft:

DOS (Disk Operating System). Интерфейс – командная
строка. Все команды приходилось набирать вручную, в
командной строке ОС.
Windows 3.1 и 3.11. – первый графический интерфейс.
Хотя многие не считали эту систему операционной, а лишь
системой, расширяющей возможности DOS.

У всех дальнейших операционных систем интерфейс
графический.
Windows-95.
Семейство Windows-98 / NT / ME / 2000 / XP.
Windows Vista – на данный момент проходит бетатестирование.

Альтернативные ОС

Операционные системы Unix/Linux принципиально
отличаются от семейства Windows. Отличия касаются не
столько интерфейса, сколько внутренней организации работы
ОС
Словом UNIX обозначается не одна операционная
система, а целое семейство ОС. UNIX создавалась прежде
всего для профессионалов, и поэтому никогда не содержала
никаких «рюшечек» типа удобного графического интерфейса.
Важное было другое – совместимость, переносимость,
настраиваемость и, самое главное, стабильность.
От мощного древа UNIX отпочковался и целый ряд
«свободных» операционных систем: Linux, FreeBSD, NetBSD
и OpenBSD.
Также существуют и другие
альтернативные операционные системы.

Любую Unix/Linux систему можно условно разделить на три
основных уровня:
Аппаратные средства - самый низкий уровень.
Ядро - программа, с включенными в нее драйверами устройств,
обеспечивающая доступ к аппаратным средствам системы для других
программ.
Пользовательские программы.
Ядро является главным исполняемым файлом системы. Оно
стартует первым после загрузчиков, обеспечивает запуск командного
интерпретатора и продолжает выполняться в течении всего сеанса
работы системы. В задачи ядра входит наблюдение за всеми
процессами.
Взаимодействуя с аппаратными возможностями низкого уровня,
ядро реализует следующие элементы операционной системы:
Процессы
Сигналы
Виртуальную память
Межзадачное взаимодействие
Файловую систему

ОС Windows *

История http://windows.microsoft.com/ru-ru/windows/history#T1=era0
Технологические принципы

Объекты: окна (типы), рабочий стол, панель
задач, папки, ярлыки, проводник, корзина, панель
управления, главное меню, диспетчер задач
http://comp5.ru/Teoria/WindowsXP/Windows1-2.php
Виды интерфейсов: командной строки, Aero,

ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА


Выберите системные программы

  • текстовый редактор WORD,
  • операционная система,
  • антивирусная программа DrWeb,
  • тренажер клавиатурный,
  • программа-архиватор WinZip,
  • компьютерная игра,

Без какого типа программного обеспечения работа компьютера невозможна?


Выберите прикладные программы

  • программа обучения английскому языку,
  • текстовый редактор WORD,
  • антивирусная программа DrWeb,
  • операционная система WINDOWS,
  • тренажер клавиатурный,
  • программа-архиватор WinZip,
  • компьютерная игра,
  • графический редактор CorelDraw.

Операционная система

– это самая главная программа.

Операционные системы разные, но их назначение и функции одинаковые.

Операционная система является основной и необходимой составляющей ПО компьютера, без неё компьютер не может работать в принципе.


Операционная система

это набор программ, обеспечивающих взаимодействие всех аппаратных и программных частей компьютера между собой и взаимодействие пользователя и компьютера.


Операционная система обеспечивает

  • связь между пользователем, программами и аппаратными устройствами
  • совместное функционирование всех устройств компьютера
  • предоставляет пользователю доступ к его ресурсам.

Запуск компьютера

После включения компьютера процессор начинает считывать и выполнять микрокоманды, которые хранятся в микросхеме BIOS. Прежде всего начинает выполнятся программа тестирования POST, которая проверяет работоспособность основных устройств компьютера. В случае неисправности выдаются определенные звуковые сигналы, а после инициализации видеоадаптера процесс тестирования отображается на экране монитора.

Затем BIOS начитает поиск программы-загрузчика операционной системы. Программа-загрузчик помещается в ОЗУ и начинается процесс загрузки файлов операционной системы.

Файлы операционной системы хранятся во внешней, долговременной памяти (на жестком диске, на CD …). Однако программы могут выполнятся, только если они находятся в ОЗУ, поэтому файлы ОС необходимо загрузить в оперативную память.

Диск, на котором находятся файлы ОС и с которого происходит загрузка, называют системным .

После окончания загрузки ОС управление передается командному процессору . Загружается графический интерфейс операционной системы.


Порядок загрузки операционной системы

  • При включении компьютера выполняется программа начальной загрузки, находящаяся в ПЗУ, которая ищет и тестирует установленное оборудование.
  • Поиск начального загрузчика ОС (на дискете, СD-ROM, жестком диске).

ОС Состоит из частей

  • ядро – командный интерпретатор, «переводчик» с программного языка на язык машинных кодов.
  • драйверы для управления различными устройствами, входящими в состав ПК.
  • интерфейс – удобная оболочка, с которой общается пользователь.

Драйверы

Драйверы – программы, управляющие устройствами.

Драйверы стандартных устройств образуют в совокупности базовую систему ввода-вывода (BIOS), которая обычно заносится в ПЗУ компьютера. C ПК могут сопрягаться разнообразные устройства: видеокарта, звуковая карта, принтер, сканер, манипуляторы, дисководы, цифровые фотоаппараты, сотовые телефоны… Каждое из них имеет свой набор команд – свой «язык». Чтобы конкретная операционная система могла управлять конкретным устройством, прибегают к помощи программ – «переводчиков», знающих с одной стороны язык команд конкретного устройства, а с другой – язык конкретной операционной системы, под управлением которой должно работать это устройство. Такая программа называется драйвером и поставляется вместе с устройством его производителем или размещаются на их web-сайтах.


Ядро операционной системы

– это часть операционной системы:

  • постоянно находящаяся в оперативной памяти;
  • управляющая всей операционной системой;
  • содержащая драйверы устройств, подпрограммы управления памятью, планировщик заданий;
  • реализующая системные вызовы и т.п.

Все операции, связанные с процессами, выполняются под управлением той части операционной системы, которая называется ядром. Ядро представляет собой лишь небольшую часть кода операционной системы в целом, однако оно относится к числу наиболее интенсивно используемых компонент системы. По этой причине ядро обычно резидентно размещается в основной памяти, в то время как другие части операционной системы перемещаются во внешнюю память и обратно по мере необходимости.


Графический интерфейс

Интерфейс – это способ общения программы с пользователем, её оформление.

Для упрощения работы пользователя в состав современных операционных систем, и в частности в состав Windows, входят программные модули, создающие графический пользовательский интерфейс.

В операционных системах с графическим интерфейсом пользователь может вводить команды посредством мыши, тогда как в режиме командной строки необходимо вводить команды с помощью клавиатуры.

Для компьютеров IВМ РС основной ОС с 1981 по 1995 г. была так называемая система МS-DOS. За эти годы она прошла развитие от версии МS-DOS 1.0 до МS-DOS 6.22.

Выпущенная в сентябре 1995 г. система Windows 95 стала первой графической операционной системой для компьютеров IВМ РС. Все следующие версии операционных систем Windows (98, NT, ME, 2000, XP) являются графическими.



Графический интерфейс Windows

Графический интерфейс позволяет осуществлять взаимодействие человека с компьютером в форме диалога с использованием окон, меню и элементов управления (диалоговых панелей, кнопок и так далее).


Элементы графического интерфейса Windows

Рабочий стол Название «Рабочий стол» подобрано удачно. На нем, как и на обычном рабочем столе расположены различные программы и инструменты, представленные в виде значков, или иконки.

Значки Значками в Windows обозначаются программы, документы. Запуск производится двойным щелчком кнопки мыши по значку. Программа может быть расположена непосредственно на Рабочем столе, а может быть скрыта глубоко на диске, но и в этом случае представлена на Рабочем столе своим образом – ярлыком.

Ярлыки Ярлык программы – это не сама программа, а только ее образ, указание на то место на диске, где она находится. Двойной щелчок по ярлыку также вызывает запуск программы. Ярлыки от значков отличаются наличием небольшой стрелочки внизу слева.

Панель задач Располагается в нижней части экрана. На ней находятся: кнопка Пуск, кнопки открытых окон, индикаторы и часы.

Окно Окно – один из главных элементов интерфейса Windows. Окно – это обрамленная часть экрана, в которой отображается приложение, документ или сообщение.


Рабочий стол

После входа в систему вы увидите красочно оформленный рабочий стол. На нем можно расположить в удобном порядке значки, обеспечивающие доступ к ресурсам компьютера, локальной сети и к Интернету.


Рабочий стол, на котором находятся

значки и ярлыки самых нужных программ и документов.

Панель задач занимает нижнюю часть рабочего стола, на ней отображаются загруженные в оперативную память программы и кнопка

Пуск, по щелчку на которой загружается

Главное меню (меню «Пуск»).


Панель задач

Панель задач имеет вид полосы, которая по умолчанию располагается вдоль нижней границы экрана. Она содержит кнопку «Пуск», кнопки выполняемых задач и открытых папок и другие панели.

Цифровые часы

Кнопка «Пуск»

Область уведомлений

Панель быстрого запуска

Кнопки программ

Языковая панель


Кнопка Пуск

Является элементом Панели задач.

Обычно располагается в левом нижнем углу экрана (можно перетащить мышью вместе с панелью задач).

Щелчком на этой кнопке открывается Главное меню – мощный инструмент управления, работая с которым можно сделать абсолютно всё, что можно сделать в ОС Windows.


Пиктограмма (иконка, значок) - это небольшой рисунок, используемый для удобства работы - лёгкости запоминания объектов и ориентирования в них.

И программы, и документы обозначаются значками-иконками. Щелкнув по любому из них, вы можете запустить нужную вам программу и тут же открыть в ней документ.

Основное отличие ярлыка от значка заключается, прежде всего, в том, что значок хранится в самом запускаемом файле приложения, ярлык же представляет собой отдельный файл, содержащий системную команду.

Эти значки отличаются от обычных наличием маленькой черной стрелочки в левом нижнем углу.

Создание ярлыков

Ярлыки являются пусковыми элементами программы, или графическими значками физически расположенных в других разделах диска файловых объектов, связанными с ними динамической ссылкой. Существует три метода создания ярлыка какой-либо программы, файла или папки:

Щелкните на значке соответствующего файлового объекта правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выберите пункт Создать ярлык;

Переместите созданный вами ярлык в требуемую папку на диске;

Использование метода перетаскивания:

Выделите требуемый объект щелчком мыши;

Нажмите и удерживайте в нажатом положении клавишу Alt;

Перетаскивайте созданный ярлык по экрану, «бросив» его над изображением папки, в которую необходимо переместить этот ярлык, и одновременно отпустите клавишу Alt;

через контекстное меню Windows XP:

Перейдите в папку, в которой вы планируете создать ярлык какого-либо объекта;

Щелкните в любой свободной от значков точке папки правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выберите пункт Создать-Ярлык.

На экране появится окно мастера Создание ярлыка. Введите в поле Укажите расположение объекта полный путь к файлу, для которого вы предполагаете создать ярлык.


Типы окон

  • Окна папок
  • Окна приложений
  • Диалоговые окна
  • Окна справочной системы (содержат вспомогательную справочную информацию)


Типы окон:

  • окно программы;
  • окно документа;
  • диалоговое окно.

Основные элементы окна программы:

Строка заголовка (в ней отображается название программы)

Главное меню программы (меню команд)

Панели инструментов (кнопки которых дублируют команды главного меню для быстрого доступа к ним).

Рабочее поле , в которое загружается документ.

Строка состояния , в которой отображается служебная информация.

Окно программы

Окно программы можно «настроить» по своему усмотрению. Например, в панели инструментов можно добавлять или временно удалять ненужные из окна программы.


Основные элементы окна документа :

Строка заголовка (в ней отображается название документа, она может объединяться со строкой заголовка окна программы)

Горизонтальная и вертикальная линейки

Полосы прокрутки (для просмотра частей документа, которые не помещаются на экране)

Документ

Окно программы с загруженным

в неё окном документа


Элементы диалогового окна

Переключатель -

Счётчик -

Строка ввода -

Ползунок -

Кнопки управления -


Диалоговые окна

Сообщают пользователю определенную информацию и предлагает ввести параметры, уточняющие выбранные действия.


Диалоговое окно позволяет выполнять настройки команды, уточняя её действие.

Основные элементы

диалогового окна:

Строка заголовка (в ней отображается название окна, кнопки Закрыть и Справка ).

Вкладки (для совмещения нескольких окон в одном)

Поля ввода (значений, размеров)

Поля выбора (значений, размеров). Раскрывающиеся списки

Флажки (галочки в квадратных окошках, их «сбрасывают» или «устанавливают»)

Демонстрационные окна , в которых можно посмотреть результат настроек перед тем как их принять.

Командные кнопки (например, нажатие кнопки По умолчанию сделает эти настройки действующими при создании любого документа).

Диалоговое окно


Диалоговое окно

Элементы диалогового окна –это также:

Счетчик (кнопки со стрелочками вверх и вниз позволяют соответственно увеличить или уменьшить значение)

Переключатели (позволяют сделать выбор из взаимоисключающих вариантов, в отличие от флажков)


Меню

Меню - это перечень команд, режимов и других возможностей, предоставляемых ПК при использовании данной программы.

Виды меню:

  • Главное (кнопка «ПУСК»)
  • Контекстное (вызывается нажатием правой кнопкой мыши)
  • Вторичное (каскадное) открывается при нажатии стрелки, стоящей в конце любой команды меню
  • Выпадающее – оно как бы «выпадает» из строки меню.

Утилиты

ОС содержит также сервисные программы или утилиты . Такие программы позволяют обслуживать диски (проверять, сжимать, дефрагментировать и т. д.), выполнять операции с файлами (архивировать и т. д.), работать в компьютерных сетях и т. д.


Справочная система

Для удобства пользователя в операционной системе обычно имеется и справочная система . Она предназначена для оперативного получения информации о работе ОС и её отдельных модулей.

Для вызова щёлкните кнопку Пуск – Справка и поддержка .

Центр справки и поддержки содержит обширные информационные материалы и средства, упрощающие поиск, устранения неполадок и настройку компьютера. При наличии связи с Интернет поиск справочных материалов можно выполнять не только на локальном компьютере, но и на веб-сервере в базе данных Microsoft Knowledge Base.

Для поиска информации введите одно или несколько ключевых слов в поле Найти или воспользуйтесь указателем.

Также большинство программ имеют свою справочную систему. Для получения справочной информации о запущенной программе выберите в строке меню этой программы пункт Справка или нажмите клавишу

Операционные системы Операцио́нная систе́ма, - базовый комплекс компьютерных программ, обеспечивающий интерфейс с пользователем, управление аппаратными средствами компьютера, работу с файлами, ввод и вывод данных, а также выполнение прикладных программ и утилит. Системы программир драйверы антивирусные ования Инструмент Интегрирова Системы альные нные пакеты машинной системы графики программ для диагностики для управления памятью … другие загрузчики … другие Утилиты диалоговая среда редактор текста отладчики справочная служба Прикладные программы и пакеты Системы редакторы текстовые деловые управления бухгалтерские базами графические редакторы учебные обучающие пакеты электронны анимационн данных издательские е таблицы … другие ые … другие системы … другие Программы управления файлами и планирования заданий Операционная система Программа начальной загрузки Драйверы клавиатуры Программы управления вводом/выводом Драйверы дисплея Драйверы принтера Драйвер жесткого диска Программы управления оперативной памятью Драйверы гибких дисков Структура операционной системы: Ядро (командный процессор), расшифровывающий и выполняющий команды– переводит команды с языка программ на язык «машинных кодов», понятный компьютеру. Ядро - центральная часть операционной системы, управляющая выполнением процессов, ресурсами вычислительной системы и предоставляющая процессам координированный доступ к этим ресурсам. Основными ресурсами являются процессорное время, память и устройства ввода-вывода. Базовый модуль, управляющий файловой системой Файловая система – способ организации, хранения и именования данных на носителях информации Драйверы – программы, управляющие устройствами. Дра́йвер - это компьютерная программа, с помощью которой другая программа (обычно операционная система) получает доступ к аппаратному обеспечению некоторого устройства Интерфейс – оболочка, с помощью которой пользователь общается с компьютером. Служебные программы (утилиты) Справочная служба Командный процессор (интерпретатор) В состав операционной системы входит специальная программа - командный процессор, которая запрашивает у пользователя команды и выполняет их. Пользователь может дать, например, команду выполнения какой-либо операции над файлами (копирование, удаление, переименование), команду вывода документа на печать и т. д. Операционная система должна эти команды выполнить. Драйверы К магистрали компьютера подключаются различные устройства (дисководы, монитор, клавиатура, мышь, принтер и др.). В состав операционной системы входят драйверы устройств - специальные программы, которые обеспечивают управление работой устройств и согласование информационного обмена с другими устройствами. Любому устройству соответствует свой драйвер. Графический пользовательский интерфейс Для упрощения работы пользователя в состав современных операционных систем, и в частности в состав Windows, входят программные модули, создающие графический пользовательский интерфейс. В операционных системах с графическим интерфейсом пользователь может вводить команды посредством мыши, тогда как в режиме командной строки необходимо вводить команды с помощью клавиатуры. Утилиты Операционная система содержит также сервисные программы, или утилиты. Такие программы позволяют обслуживать диски (проверять, сжимать, дефрагментировать и т. д.), выполнять операции с файлами (архивировать и т. д.), работать в компьютерных сетях и т. д. Справочная система Для удобства пользователя в операционной системе обычно имеется и справочная система. Она предназначена для оперативного получения необходимой информации о функционировании как операционной системы в целом, так и о работе ее отдельных модулей. Загрузка операционной системы Включение ПК самотестирование После включения компьютера процессор начинает считывать и выполнять микрокоманды, которые хранятся в микросхеме BIOS. Прежде всего начинает выполнятся программа тестирования POST, которая проверяет работоспособность основных устройств компьютера. В случае неисправности выдаются определенные звуковые сигналы, а после инициализации видеоадаптера процесс тестирования отображается на экране монитора. Поиск загрузчика ОС Затем BIOS начитает поиск программы-загрузчика операционной системы. Программа-загрузчик помещается в ОЗУ и начинается процесс загрузки файлов операционной системы Передача программы загрузчика в ОЗУ и поиск файлов ОС на внешних устройствах Файлы операционной системы хранятся во внешней, долговременной памяти (на жестком диске, на CD …). Однако программы могут выполнятся, только если они находятся в ОЗУ, поэтому файлы ОС необходимо загрузить в оперативную память. Диск, на котором находятся файлы операционной системы и с которого происходит загрузка, называют системным Загрузка графического интерфейса После окончания загрузки операционной системы управление передается командному процессору. В случае использования интерфейса командной строки на экране появляется приглашение системы для ввода команд, в противном случае загружается графический интерфейс операционной системы. В случае загрузки графического интерфейса операционной системы команды могут вводиться с помощью мыши Компьютеры без операционных систем Первые персональные компьютеры не имели операционных систем и были похожи на современные игровые приставки. При включении компьютера в сеть процессор обращался к постоянной памяти (ПЗУ), в котором была записана программа поддержки несложного языка программирования, например языка БЕЙСИК или похожего. Первые дисковые операционные системы Серьезная необходимость в операционных системах возникла, когда к персональным компьютерам стали подключать дисководы. Поэтому команды загрузки стали очень сложными. Надо было указывать номер дорожки и номер сектора, в котором находится то, что надо загрузить. Например, для загрузки игры Посадка на Луну приходилось давать команду типа: LOAD *d* 29:37, 31:14 Была написана программа, которая переводит названия программ и файлов в номера дорожек и секторов. Человек мог загружать то, что ему нужно, пользуясь только названиями. Эта программа и стала дисковой операционной системой. Дисковой операционной системе поручили и другие задачи. Неграфические операционные системы В дальнейшем операционные системы развивались параллельно с аппаратным обеспечением. Тогда дисковые операционные системы стали сложнее. В них ввели средства для разбиения дисков на каталоги и средства для обслуживания каталогов (перенос и копирование файлов между каталогами, сортировка файлов и прочее). Так на дисках появилась файловая структура, а операционная система взяла на себя ее создание и обслуживание. Для компьютеров IВМ РС основной операционной системой с 1981 г. по 1995 г. была так называемая система МS-DOS. За эти годы она прошла развитие от версии МS-DOS 1.0 до МS-DOS 6.22. Программы-оболочки МS-DOS - неграфическая операционная система, которая использует интерфейс командной строки. Это значит, что все команды надо набирать по буквам в специальной строке. Требовалось хорошо знать эти команды, помнить, как они записываются. Изучение операционной системы стало самостоятельной задачей, достаточно сложной для простого пользователя. Так возникла необходимость в новом посреднике - тогда появились так называемые программы-оболочки. Оболочка - это программа, которая запускается под управлением операционной системы и помогает человеку работать с этой операционной системой. Одна из самых известных и распространенных во всем мире программоболочек называется Norton Comander . Графические оболочки Когда встал вопрос об использовании IВМ РС в качестве домашнего компьютера, возникла острая необходимость в графической операционной системе, которая наглядно выводит информацию на экран и которой можно управлять с помощью мыши. Работы над графической операционной системой для IВМ РС в компании Microsoft начались еще в 1981 г. Были сделаны несколько графических оболочек Windows 1.0, Windows 2.0, Windows 3.0, Windows 3.1, Windows 3.11. Графические операционные системы Выпущенная в сентябре 1995 г. система Windows 95 стала первой графической операционной системой для компьютеров IВМ РС. Все следующие версии операционных систем Windows (98, NT, ME, 2000, XP) являются графическими. Виды операционных систем ОС Сетевые Однопользовательские Многопользовательские Сетевая операционная система - операционная система со встроенными возможностями для работы в компьютерных сетях. Windows NT, Windows 2000, Novel Netware, Unix, Linux . К таким возможностям можно отнести: поддержку сетевого оборудования поддержку сетевых протоколов поддержку протоколов маршрутизации поддержку фильтрации сетевого трафика поддержку доступа к удалённым ресурсам, таким как принтеры, диски и т.п. по сети поддержку сетевых протоколов авторизации наличие в системе сетевых служб, позволяющих удалённым пользователям использовать ресурсы компьютера По числу одновременно работающих пользователей ОС делятся на: однопользовательские (MS-DOS, Windows 3.x, ранние версии OS/2) многопользовательские (UNIX, Windows) Главным отличием многопользовательских систем от однопользовательских является наличие средств защиты информации каждого пользователя от несанкционированного доступа других пользователей. Основные функции (простейшие ОС): Загрузка приложений в оперативную память и их выполнение. Стандартизованный доступ к периферийным устройствам (устройства вводавывода). Управление оперативной памятью (распределение между процессами, виртуальная память). Управление доступом к данным на энергонезависимых носителях (таких как жёсткий диск, компакт-диск и т. д.), организованным в той или иной файловой системе. Пользовательский интерфейс. Сетевые операции, поддержка стека протоколов. Дополнительные функции: Параллельное или псевдопараллельное выполнение задач (многозадачность). Взаимодействие между процессами: обмен данными, взаимная синхронизация. Защита самой системы, а также пользовательских данных и программ от действий пользователей (злонамеренных или по незнанию) или приложений Разграничение прав доступа и многопользовательский режим работы (аутентификация, авторизация). Современные операционные системы Современные универсальные ОС можно охарактеризовать как использующие файловые системы (с универсальным механизмом доступа к данным), многопользовательские (с разделением полномочий), многозадачные (с разделением времени). Microsoft Windows - семейство операционных систем корпорации Майкрософт, базирующихся на основе графического интерфейса пользователя. Появление их явилось решающим шагом в широком продвижении и развитии перспективных способов взамодействия систем человек-машина и машина-машина, создания дружественной среды для взаимодействия как пользователя с компьютерными приложениями, так и аппаратных средств внутри вычислительного комплекса. В настоящее время под управлением операционных систем семейства Windows работает более 90% всего парка вычислительных машин в мире и около 95% процентов персональных компьютеров. Альтернативные ОС Словом UNIX обозначается не одна операционная система, а целое семейство ОС. UNIX создавалась прежде всего для профессионалов, и поэтому никогда не содержала никаких «рюшечек» типа удобного графического интерфейса. Важное было другое – совместимость, переносимость, настраиваемость и, самое главное, стабильность. От мощного древа UNIX отпочковался и целый ряд «свободных» операционных систем: Linux, FreeBSD, NetBSD и OpenBSD. Linux Linux – это операционная система для IBM-совместимых персональных компьютеров и рабочих станций. Это многопользовательская операционная система с сетевой оконной графической системой X Window System. Операционная система Linux поддерживает стандарты открытых систем и протоколы сети Интернет и совместима с системами Unix, DOS, MS Windows. Все компоненты системы, включая исходные тексты, распространяются с лицензией на свободное копирование и установку для неограниченного числа пользователей. Mac OS Mac OS (Macintosh Operating System) - семейство операционных систем с графическим интерфейсом. Вместе с Mac OS X вторая по популярности в мире операционная система (рыночная доля в июле 2009 года - ▼4,86 %). Разработана корпорацией Apple (ранее - Apple Computer) для своей линейки компьютеров Macintosh. Ранние версии Mac OS были совместимы только с Макинтошами, основанными на процессорах Motorola 68k, следующие версии были совместимы с архитектурой PowerPC (PPC). С недавних пор Mac OS X стала совместима с архитектурой Intel x86. Но политика фирмы Apple такова, что она разрешает устанавливать систему Mac OS только на компьютеры Apple.

Презентацию на тему Операционные системы семейства Unix можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации: Информатика. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 26 слайдов.

Слайды презентации

Операционные системы семейства Unix

UNIX- группа переносимых, многозадачных и многопользовательских операционных систем.

Первая система UNIX была разработана в 1969 г. в подразделении Bell Labs компании AT&T.

Кен Томпсон и Денис Ритчи - создатели UNIX

Архитектура операционной системы UNIX

Самый общий взляд на архитектуру UNIX позволяет увидеть двухуровневую модель системы, состоящую из пользовательской и системной части (ядра) Ядро непосредственно взаимодействует с аппаратной частью компьютера, изолируя прикладные программы (процессы в пользовательской части операционной системы) от особенностей ее архитектуры. Ядро имеет набор услуг, предоставляемых прикладным программам посредством системных вызовов. Таким образом, в системе можно выделить два уровня привилегий: уровень системы (привиегии специального пользователя root) и уровень пользователя (привилегии всех остальных пользователей).

Ядро операционной системы UNIX

Операционная система UNIX обладает классическим монолитным ядром, котором можно выделить следующие основные части:

Несмотря на многообразие версий UNIX, основой всего семейства являются принципиально одинаковая архитектура и ряд стандартных интерфейсов (в UNIX стандартизовано почти всё – от расположения системных папок и файлов, до интерфейса системных вызовов и списка драйверов базовых устройств). Опытный администратор без особого труда сможет обслуживать другую версию, тогда как для пользователей переход на другую систему и вовсе может оказаться незаметным. Для системных же программистов такого рода стандарты позволяют полностью сосредоточиться на программировании, не тратя время на изучение архитектуры и особенностей конкретной реализации системы.

В системе UNIX может одновременно выполняться множество процессов (задач), причем их число логически не ограничивается, и множество частей одной программы может одновременно находиться в системе. Благодаря специальному механизму управления памятью, каждый процесс развивается в своем защищенном адресном пространстве, что гарантирует безопасность и независимость от других процессов. Различные системные операции позволяют процессам порождать новые процессы, завершают процессы, синхронизируют выполнение этапов процесса и управляют реакцией на наступление различных событий.

Два кита UNIX: файлы и процессы

Существует два основных объекта операционной системы UNIX, с которыми приходиться работать пользователю – файлы и процессы. Эти объекты сильно связаны друг с другом, и в целом организация работы с ними как раз и определяет архитектуру операционной системы. Все данные пользователя храняться в файлах; доступ к периферийным устройствам осуществляется посредством чтения и записи специальных файлов; во время выполнения программы, операционная система считывает исполняемый код из файла в память и передает ему управление. С другой стороны, вся функциональность операционная определяется выполнением соответствующих процессов. В частности, обращение к файлам на диске невозможно, если файловая подсистема операционной системы (совокупность процессов, осуществляющих доступ к файлам) не имеет необходимого для этого кода в памяти.

Контекст процесса Каждому процессу соответствует контекст, в котором он выполняется. Этот контекст включает содержимое пользовательского адресного пространства – пользовательский контекст (т.е. содержимое сегментов программного кода, данных, стека, разделяемых сегментов и сегментов файлов, отображаемых в виртуальную память), содержимое аппаратных регистров – регистровый контекст (регистр счетчика команд, регистр состояния процессора, регистр указателя стека и регистры общего назначения), а также структуры данных ядра (контекст системного уровня), связанные с этим процессом. Контекст процесса системного уровня в ОС UNIX состоит из «статической» и «динамических» частей. Для каждого процесса имеется одна статическая часть контекста системного уровня и переменное число динамических частей. Статическая часть контекста процесса системного уровня включает следующее:

Идентификатор процесса (PID) Уникальный номер, идентифицирующий процесс. По сути, это номер строки в таблице процессов – специальной внутренней структуре ядра операционной системы, хранящей информацию о процессах. В любой момент времени номера запущенных в ситеме процессов отличаются, однако после завершения процесса, его номер может быть в дальнейшем использован для идентификации вновь запущенного процесса.

Идентификатор родительского процесса (PPID) В операционнной системе UNIX процессы выстраиваются в иерархию – новый процесс может быть создан в рамках текущего, который выступает для него родительским. Таким образом, можно построить дерево из процессов, в вершине которого находится процесс init, запускающийся при старте системы и являющийся прародителем для всех системных процессов. Подробнее об этом процессе сказано в разделе

Состояние процесса Каждый процесс может находиться в одном из возможных состояний: инициализация, исполнение, приостановка, ожидание ввода-вывода, завершение и т.п

Состояния процесса в UNIX

Большинство этих состояний совпадает с классическим набором состояний процессов в многозадачных операционных системах. Для операционной системы UNIX характерно особое состояние процесса – зомби. Это состояние имеет завершившийся процесс, родительский процесс которого еще не закончил работу, и служит для корректного завершния группы процессов, освобождения ресурсов и т.п..

Особенности UNIX, отличающие данное семейство от других ОС: Файловая система древовидная, чувствительная к регистру символов в именах, очень слабые ограничения на длину имён. Нет поддержки структурированных файлов ядром ОС, на уровне системных вызовов файл есть поток байт. Командная строка находится в адресном пространстве запускаемого процесса, а не извлекается системным вызовом из процесса интерпретатора команд (как это происходит, например, в RSX-11). Понятие «переменных окружения». Запуск процессов вызовом fork, то есть возможность клонирования текущего процесса со всем состоянием.

Ввод/вывод только через дескрипторы файлов. Традиционно крайне слабая поддержка асинхронного ввода/вывода, по сравнению с VMS и Windows NT . Широкое использование текстовых файлов для хранения настроек, в отличие от двоичной базы данных настроек, как, например, в Windows. Широкое использование утилит обработки текста для выполнения повседневных задач под управлением скриптов. «Раскрутка» ОС после загрузки ядра путём исполнения скриптов стандартным интерпретатором команд. Широкое использование конвейеров (pipe). Все процессы, кроме init, равны между собой, не бывает «специальных процессов».

Наряду с версиями UNIX System V существовало направление UNIX BSD. Для того, чтобы обеспечить совместимость System V и BSD, были созданы рабочие группы POSIX (Portable Operating System Interface). Существует много стандартов POSIX, однако наиболее известным является стандарт POSIX 1003.1-1988, определяющий программный интерфейс приложений (API, Application Programming Interface). Он используется не только в UNIX, но и в других операционных системах. В 1990 он был принят институтом IEEE как IEEE 1003.1-1990, а позднее - ISO/IEC 9945. В настоящее время наиболее важными являются следующие стандарты: POSIX 1003.2-1992, определяющий поведение утилит, в том числе командного интерпретатора. POSIX 1003.1b-1993, дополняющий POSIX 1003.1-1988. Определяет поддержку систем реального времени. POSIX 1003.1c-1995, дополняющий POSIX 1003.1-1988. Определяет нити (threads), известные также как pthreads. Все стандарты POSIX объединены в документе IEEE 1003.

В начале 1990-х годов The Open Group предложила другой, похожий на POSIX стандарт - Common API Specification, или Spec 1170. Стандарт приобрёл большую популярность, чем POSIX, поскольку был доступен бесплатно, в то время как IEEE требовало немалую плату за доступ к своему стандарту. В 1998 году были начаты работы по объединению данных стандартов. Благодаря этому в настоящее время данные стандарты почти идентичны. Совместный стандарт называется Single UNIX Specification Version 3 и доступен бесплатно в интернете .

В целях совместимости несколько создателей UNIX-систем предложили использовать ELF-формат систем SVR4 для двоичных и объектных файлов. Единый формат полностью обеспечивает соответствие двоичных файлов в рамках одной компьютерной архитектуры.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: