Метод хаффмана кодирование и декодирование. Алгоритм построения дерева по Хаффману. Как повысить эффективность сжатия

На данный момент мало кто задумывается над тем, как же работает сжатие файлов. По сравнению с прошлым пользование персональным компьютером стало намного проще. И практически каждый человек, работающий с файловой системой, пользуется архивами. Но мало кто задумывается над тем, как они работают и по какому принципу происходит сжатие файлов. Самым первым вариантом этого процесса стали коды Хаффмана, и их используют по сей день в различных популярных архиваторах. Многие пользователи даже не задумываются, насколько просто происходит сжатие файла и по какой схеме это работает. В данной статье мы рассмотрим, как происходит сжатие, какие нюансы помогают ускорить и упростить процесс кодирования, а также разберемся, в чем принцип построения дерева кодирования.

История алгоритма

Самым первым алгоритмом проведения эффективного кодирования электронной информации стал код, предложенный Хаффманом еще в середине двадцатого века, а именно в 1952 году. Именно он на данный момент является основным базовым элементом большинства программ, созданных для сжатия информации. На данный момент одними из самых популярных источников, использующих этот код, являются архивы ZIP, ARJ, RAR и многие другие.

Также данный алгоритм Хаффмана применяется для и других графических объектов. Ну и все современные факсы также используют кодирование, изобретенное в 1952 году. Несмотря на то что со времени создания кода прошло так много времени, по сей день его используют в самых новых оболочках и на оборудовании старого и современного типов.

Принцип эффективного кодирования

В основу алгоритма по Хаффману входит схема, позволяющая заменить самые вероятные, чаще всего встречающиеся символы системы. А те, которые встречаются реже, заменяются более длинными кодами. Переход на длинные коды Хаффмана происходит только после того, как система использует все минимальные значения. Такая методика позволяет минимизировать длину кода на каждый символ исходного сообщения в целом.

Важным моментом является то, что в начале кодирования вероятности появления букв должны быть уже известны. Именно из них и будет составляться конечное сообщение. Исходя из этих данных, осуществляется построение кодового дерева Хаффмана, на основе которого и будет проводиться процесс кодирования букв в архиве.

Код Хаффмана, пример

Чтобы проиллюстрировать алгоритм, возьмем графический вариант построения кодового дерева. Чтобы использование этого способа было эффективным, стоит уточнить определение некоторых значений, необходимых для понятия данного способа. Совокупность множества дуг и узлов, которые направлены от узла к узлу, принято называть графом. Само дерево является графом с набором определенных свойств:

  • в каждый узел может входить не больше одной из дуг;
  • один из узлов должен быть корнем дерева, то есть в него не должны входить дуги вообще;
  • если от корня начать перемещение по дугам, этот процесс должен позволять попасть совершенно в любой из узлов.

Существует также такое понятие, входящее в коды Хаффмана, как лист дерева. Он представляет собой узел, из которого не должно выходить ни одной дуги. Если два узла соединены дугой, то один из них является родителем, другой ребенком, в зависимости от того, из какого узла дуга выходит, и в какой входит. Если два узла имеют один и тот же родительский узел, их принято называть братскими узлами. Если же, кроме листьев, у узлов выходит по несколько дуг, то это дерево называется двоичным. Как раз таким и является дерево Хаффмана. Особенностью узлов данного построения является то, что вес каждого родителя равен сумме веса всех его узловых детей.

Алгоритм построения дерева по Хаффману

Построение кода Хаффмана делается из букв входного алфавита. Образуется список тех узлов, которые свободны в будущем кодовом дереве. Вес каждого узла в этом списке должен быть таким же, как и вероятность возникновения буквы сообщения, соответствующей этому узлу. При этом среди нескольких свободных узлов будущего дерева выбирается тот, который весит меньше всего. При этом если минимальные показатели наблюдаются в нескольких узлах, то можно свободно выбирать любую из пар.

После чего происходит создание родительского узла, который должен весить столько же, сколько весит сумма этой пары узлов. После этого родителя отправляют в список со свободными узлами, а дети удаляются. При этом дуги получают соответствующие показатели, единицы и нули. Этот процесс повторяется ровно столько, сколько нужно, чтобы оставить только один узел. После чего выписываются по направлению сверху вниз.

Повышение эффективности сжатия

Чтобы повысить эффективность сжатия, нужно во время построения дерева кода использовать все данные относительно вероятности появления букв в конкретном файле, прикрепленном к дереву, и не допускать того, чтобы они были раскиданы по большому количеству текстовых документов. Если предварительно пройтись по этому файлу, можно сразу просчитать статистику того, насколько часто встречаются буквы из объекта, подлежащего сжиманию.

Ускорение процесса сжатия

Чтобы ускорить работу букв нужно проводить не по показателям вероятности появления той или иной буквы, а по частоте ее встречаемости. Благодаря этому алгоритм становится проще, и работа с ним значительно ускоряется. Также это позволяет избежать операций, связанных с плавающими запятыми и делением.

Кроме того, работая в таком режиме, динамический код Хаффмана, а точнее сам алгоритм, не подлежит никаким изменениям. В основном это связанно с тем, что вероятности имеют прямую пропорциональность частотам. Стоит обратить особое внимание на то, что конечный вес файла или так называемого корневого узла будет равен сумме количества букв в объекте, подлежащем обработке.

Заключение

Коды Хаффмана - простой и давно созданный алгоритм, который до сих пор используется многими известными программами и компаниями. Его простота и понятность позволяют добиться эффективных результатов сжатия файлов любых объемов и значительно уменьшить занимаемое ими место на диске хранения. Иными словами, алгоритм Хаффмана - давно изученная и проработанная схема, актуальность которой не уменьшается по сей день.

А благодаря возможности уменьшить размер файлов, их передача через сеть или другими способами становится более простой, быстрой и удобной. Работая с алгоритмом, можно сжать совершенно любую информацию без вреда для ее структуры и качества, но с максимальным эффектом уменьшения веса файла. Иными словами, кодирование по коду Хаффмана было и остается самым популярным и актуальным методом сжатия размера файла.

Кодирование Хаффмана

Один из первых алгоритмов эффективного кодирования информации был предложен Д. А. Хаффманом в 1952 году. Идея алгоритма состоит в следующем: зная вероятности символов в сообщении, можно описать процедуру построения кодов переменной длины, состоящих из целого количества битов. Символам с большей вероятностью ставятся в соответствие более короткие коды. Коды Хаффмана обладают свойством префиксности (т.е. ни одно кодовое слово не является префиксом другого), что позволяет однозначно их декодировать.

Классический алгоритм Хаффмана на входе получает таблицу частот встречаемости символов в сообщении. Далее на основании этой таблицы строится дерево кодирования Хаффмана (Н-дерево).

  1. Символы входного алфавита образуют список свободных узлов. Каждый лист имеет вес, который может быть равен либо вероятности, либо количеству вхождений символа в сжимаемое сообщение.
  2. Выбираются два свободных узла дерева с наименьшими весами.
  3. Создается их родитель с весом, равным их суммарному весу.
  4. Родитель добавляется в список свободных узлов, а два его потомка удаляются из этого списка.
  5. Одной дуге, выходящей из родителя, ставится в соответствие бит 1, другой - бит 0.
  6. Шаги, начиная со второго, повторяются до тех пор, пока в списке свободных узлов не останется только один свободный узел. Он и будет считаться корнем дерева.

Допустим, у нас есть следующая таблица частот:

15 7 6 6 5
А Б В Г Д

Этот процесс можно представить как построение дерева , корень которого - символ с суммой вероятностей объединенных символов, получившийся при объединении символов из последнего шага, его n 0 потомков - символы из предыдущего шага и т. д.

Чтобы определить код для каждого из символов, входящих в сообщение, мы должны пройти путь от листа дерева, соответствующего текущему символу, до его корня, накапливая биты при перемещении по ветвям дерева (первая ветвь в пути соответствует младшему биту). Полученная таким образом последовательность битов является кодом данного символа, записанным в обратном порядке.

Для данной таблицы символов коды Хаффмана будут выглядеть следующим образом.

А Б В Г Д
0 100 101 110 111

Поскольку ни один из полученных кодов не является префиксом другого, они могут быть однозначно декодированы при чтении их из потока. Кроме того, наиболее частый символ сообщения А закодирован наименьшим количеством бит, а наиболее редкий символ Д - наибольшим.

При этом общая длина сообщения, состоящего из приведённых в таблице символов, составит 87 бит (в среднем 2,2308 бита на символ). При использовании равномерного кодирования общая длина сообщения составила бы 117 бит (ровно 3 бита на символ). Заметим, что энтропия источника, независимым образом порождающего символы с указанными частотами составляет ~2,1858 бита на символ, т.е. избыточность построенного для такого источника кода Хаффмана, понимаемая, как отличие среднего числа бит на символ от энтропии, составляет менее 0,05 бит на символ.

Классический алгоритм Хаффмана имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, для восстановления содержимого сжатого сообщения декодер должен знать таблицу частот, которой пользовался кодер. Следовательно, длина сжатого сообщения увеличивается на длину таблицы частот, которая должна посылаться впереди данных, что может свести на нет все усилия по сжатию сообщения. Кроме того, необходимость наличия полной частотной статистики перед началом собственно кодирования требует двух проходов по сообщению: одного для построения модели сообщения (таблицы частот и Н-дерева), другого для собственно кодирования. Во-вторых, избыточность кодирования обращается в ноль лишь в тех случаях, когда вероятности кодируемых символов являются обратными степенями числа 2. В-третьих, для источника с энтропией, не превышающей 1 (например, для двоичного источника), непосредственное применение кода Хаффмана бессмысленно.

Адаптивное сжатие

Адаптивное сжатие позволяет не передавать модель сообщения вместе с ним самим и ограничиться одним проходом по сообщению как при кодировании, так и при декодировании.

В создании алгоритма адаптивного кодирования Хаффмана наибольшие сложности возникают при разработке процедуры обновления модели очередным символом. Теоретически можно было бы просто вставить внутрь этой процедуры полное построение дерева кодирования Хаффмана, однако, такой алгоритм сжатия имел бы неприемлемо низкое быстродействие, так как построение Н-дерева - это слишком большая работа и производить её при обработке каждого символа неразумно. К счастью, существует способ модифицировать уже существующее Н-дерево так, чтобы отобразить обработку нового символа.

Обновление дерева при считывании очередного символа сообщения состоит из двух операций.

Первая - увеличение веса узлов дерева. Вначале увеличиваем вес листа, соответствующего считанному символу, на единицу. Затем увеличиваем вес родителя, чтобы привести его в соответствие с новыми значениями веса потомков. Этот процесс продолжается до тех пор, пока мы не доберемся до корня дерева. Среднее число операций увеличения веса равно среднему количеству битов, необходимых для того, чтобы закодировать символ.

Вторая операция - перестановка узлов дерева - требуется тогда, когда увеличение веса узла приводит к нарушению свойства упорядоченности, то есть тогда, когда увеличенный вес узла стал больше, чем вес следующего по порядку узла. Если и дальше продолжать обрабатывать увеличение веса, двигаясь к корню дерева, то дерево перестанет быть деревом Хаффмана.

Чтобы сохранить упорядоченность дерева кодирования, алгоритм работает следующим образом. Пусть новый увеличенный вес узла равен W+1. Тогда начинаем двигаться по списку в сторону увеличения веса, пока не найдем последний узел с весом W. Переставим текущий и найденный узлы между собой в списке, восстанавливая таким образом порядок в дереве (при этом родители каждого из узлов тоже изменятся). На этом операция перестановки заканчивается.

После перестановки операция увеличения веса узлов продолжается дальше. Следующий узел, вес которого будет увеличен алгоритмом, - это новый родитель узла, увеличение веса которого вызвало перестановку.

Переполнение

В процессе работы алгоритма сжатия вес узлов в дереве кодирования Хаффмана неуклонно растет. Первая проблема возникает тогда, когда вес корня дерева начинает превосходить вместимость ячейки, в которой он хранится. Как правило, это 16-битовое значение и, следовательно, не может быть больше, чем 65535. Вторая проблема, заслуживающая ещё большего внимания, может возникнуть значительно раньше, когда размер самого длинного кода Хаффмана превосходит вместимость ячейки, которая используется для того, чтобы передать его в выходной поток. Декодеру все равно, какой длины код он декодирует, поскольку он движется сверху вниз по дереву кодирования, выбирая из входного потока по одному биту. Кодер же должен начинать от листа дерева и двигаться вверх к корню, собирая биты, которые нужно передать. Обычно это происходит с переменной типа «целое», и, когда длина кода Хаффмана превосходит размер типа «целое» в битах, наступает переполнение.

Можно доказать, что максимальную длину код Хаффмана для сообщений с одним и тем же входным алфавитом будет иметь, если частоты символов образует последовательность Фибоначчи. Сообщение с частотами символов, равными числам Фибоначчи до Fib (18), - это отличный способ протестировать работу программы сжатия по Хаффману.

Масштабирование весов узлов дерева Хаффмана

Принимая во внимание сказанное выше, алгоритм обновления дерева Хаффмана должен быть изменен следующим образом: при увеличении веса нужно проверять его на достижение допустимого максимума. Если мы достигли максимума, то необходимо «масштабировать» вес, обычно разделив вес листьев на целое число, например, 2, а потом пересчитав вес всех остальных узлов.

Однако при делении веса пополам возникает проблема, связанная с тем, что после выполнения этой операции дерево может изменить свою форму. Объясняется это тем, что мы делим целые числа и при делении отбрасываем дробную часть.

Правильно организованное дерево Хаффмана после масштабирования может иметь форму, значительно отличающуюся от исходной. Это происходит потому, что масштабирование приводит к потере точности нашей статистики. Но со сбором новой статистики последствия этих «ошибок» практически сходят на нет. Масштабирование веса - довольно дорогостоящая операция, так как она приводит к необходимости заново строить все дерево кодирования. Но, так как необходимость в ней возникает относительно редко, то с этим можно смириться.

Выигрыш от масштабирования

Масштабирование веса узлов дерева через определенные интервалы дает неожиданный результат. Несмотря на то, что при масштабировании происходит потеря точности статистики, тесты показывают, что оно приводит к лучшим показателям сжатия, чем если бы масштабирование откладывалось. Это можно объяснить тем, что текущие символы сжимаемого потока больше «похожи» на своих близких предшественников, чем на тех, которые встречались намного раньше. Масштабирование приводит к уменьшению влияния «давних» символов на статистику и к увеличению влияния на неё «недавних» символов. Это очень сложно измерить количественно, но, в принципе, масштабирование оказывает положительное влияние на степень сжатия информации. Эксперименты с масштабированием в различных точках процесса сжатия показывают, что степень сжатия сильно зависит от момента масштабирования веса, но не существует правила выбора оптимального момента масштабирования для программы, ориентированной на сжатие любых типов информации.

Применение

Сжатие данных по Хаффману применяется при сжатии фото- и видеоизображений (JPEG , стандарты сжатия MPEG), в архиваторах (PKZIP , LZH и др.), в протоколах передачи данных MNP5 и MNP7.

Примечания

Литература

  • Томас Х. Кормен, Чарльз И. Лейзерсон, Рональд Л. Ривест, Клиффорд Штайн. Алгоритмы: построение и анализ = Introduction to Algorithms. - 2-е изд. - М .: Вильямс, 2006. - 1296 с. - ISBN 0-07-013151-1
  • Д. Сэломон. Сжатие данных, изображения и звука. - М .: Техносфера, 2004. - 368 с. - 3000 экз. - ISBN 5-94836-027-X
  • Ананий В. Левитин. Глава 9. Жадные методы: Алгоритм Хаффмана // Алгоритмы: введение в разработку и анализ = Introduction to The Design and Analysis of Aigorithms. - М .: Вильямс, 2006. - С. 392-398. - ISBN 0-201-74395-7

Ссылки

  • Код Хаффмана (WebArchive)
  • Сжатие по алгоритму Хаффмана на algolist.manual.ru

Кодирование Хаффмана является простым алгоритмом для построения кодов переменной длины, имеющих минимальную среднюю длину. Этот весьма популярный алгоритм служит основой многих компьютерных программ сжатия текстовой и графической информации. Некоторые из них используют непосредственно алгоритм Хаффмана, а другие берут его в качестве одной из ступеней многоуровневого процесса сжатия. Метод Хаффмана производит идеальное сжатие (то есть, сжимает данные до их энтропии), если вероятности символов точно равны отрицательным степеням числа 2. Алгоритм начинает строить кодовое дерево снизу вверх, затем скользит вниз по дереву, чтобы построить каждый индивидуальный код справа налево (от самого младшего бита к самому старшему). Начиная с работ Д.Хаффмана 1952 года, этот алгоритм являлся предметом многих исследований. (Последнее утверждение из § 3.8.1 показывает, что наилучший код переменной длины можно иногда получить без этого алгоритма.)

Алгоритм начинается составлением списка символов алфавита в порядке убывания их вероятностей. Затем от корня строится дерево, листьями которого служат эти символы. Это делается по шагам, причем на каждом шаге выбираются два символа с наименьшими вероятностями, добавляются наверх частичного дерева, удаляются из списка и заменяются вспомогательным символом, представляющим эти два символа. Вспомогательному символу приписывается вероятность, равная сумме вероятностей, выбранных на этом шаге символов. Когда список сокращается до одного вспомогательного символа, представляющего весь алфавит, дерево объявляется построенным. Завершается алгоритм спуском по дереву и построением кодов всех символов.

Лучше всего проиллюстрировать этот алгоритм на простом примере. Имеется пять символов с вероятностями, заданными на рис. 1.3а.

Рис. 1.3. Коды Хаффмана.

Символы объединяются в пары в следующем порядке:

1. объединяется с , и оба заменяются комбинированным символом с вероятностью 0.2;

2. Осталось четыре символа, с вероятностью 0.4, а также и с вероятностями по 0.2. Произвольно выбираем и , объединяем их и заменяем вспомогательным символом с вероятностью 0.4;

3. Теперь имеется три символа и с вероятностями 0.4, 0.2 и 0.4, соответственно. Выбираем и объединяем символы и во вспомогательный символ с вероятностью 0.6;

4. Наконец, объединяем два оставшихся символа и и заменяем на с вероятностью 1.

Дерево построено. Оно изображено на рис. 1.3а, «лежа на боку», с корнем справа и пятью листьями слева. Для назначения кодов мы произвольно приписываем бит 1 верхней ветке и бит 0 нижней ветке дерева для каждой пары. В результате получаем следующие коды: 0, 10, 111, 1101 и 1100. Распределение битов по краям - произвольное.

Средняя длина этого кода равна бит/символ. Очень важно то, что кодов Хаффмана бывает много. Некоторые шаги алгоритма выбирались произвольным образом, поскольку было больше символов с минимальной вероятностью. На рис. 1.3b показано, как можно объединить символы по-другому и получить иной код Хаффмана (11, 01, 00, 101 и 100). Средняя длина равна бит/символ как и у предыдущего кода.

Пример: Дано 8 символов А, В, С, D, Е, F, G и H с вероятностями 1/30, 1/30, 1/30, 2/30, 3/30, 5/30, 5/30 и 12/30. На рис. 1.4а,b,с изображены три дерева кодов Хаффмана высоты 5 и 6 для этого алфавита.

Рис. 1.4. Три дерева Хаффмана для восьми символов.

Средняя длина этих кодов (в битах на символ) равна

Пример : На рис. 1.4d показано другое дерево высоты 4 для восьми символов из предыдущего примера. Следующий анализ показывает, что соответствующий ему код переменной длины плохой, хотя его длина меньше 4.

(Анализ.) После объединения символов А, В, С, D, Е, F и G остаются символы ABEF (с вероятностью 10/30), CDG (с вероятностью 8/30) и H (с вероятностью 12/30). Символы ABEF и CDG имеют наименьшую вероятность, поэтому их необходимо было слить в один, но вместо этого были объединены символы CDG и H. Полученное дерево не является деревом Хаффмана.

Таким образом, некоторый произвол в построении дерева позволяет получать разные коды Хаффмана с одинаковой средней длиной. Напрашивается вопрос: «Какой код Хаффмана, построенный для данного алфавита, является наилучшим?» Ответ будет простым, хотя и неочевидным: лучшим будет код с наименьшей дисперсией.

Дисперсия показывает насколько сильно отклоняются длины индивидуальных кодов от их средней величины (это понятие разъясняется в любом учебнике по статистике). Дисперсия кода 1.3а равна , а для кода 1.3b .

Код 1.3b является более предпочтительным (это будет объяснено ниже). Внимательный взгляд на деревья показывает, как выбрать одно, нужное нам. На дереве рис. 1.3а символ сливается с символом , в то время как на рис. 1.3b он сливается с . Правило будет такое: когда на дереве имеется более двух узлов с наименьшей вероятностью, следует объединять символы с наибольшей и наименьшей вероятностью; это сокращает общую дисперсию кода.

Если кодер просто записывает сжатый файл на диск, то дисперсия кода не имеет значения. Коды Хаффмана с малой дисперсией более предпочтительны только в случае, если кодер будет передавать этот сжатый файл по линиям связи. В этом случае, код с большой дисперсией заставляет кодер генерировать биты с переменной скоростью. Обычно данные передаются по каналам связи с постоянной скоростью, поэтому кодер будет использовать буфер. Биты сжатого файла помещаются в буфер по мере их генерации и подаются в канал с постоянной скоростью для передачи. Легко видеть, что код с нулевой дисперсией будет подаваться в буфер с постоянной скоростью, поэтому понадобится короткий буфер, а большая дисперсия кода потребует использование длинного буфера.

Следующее утверждение можно иногда найти в литературе по сжатию информации: длина кода Хаффмана символа с вероятностью всегда не превосходит . На самом деле, не смотря на справедливость этого утверждения во многих примерах, в общем случае оно не верно. Я весьма признателен Гаю Блелоку, который указал мне на это обстоятельство и сообщил пример кода, приведенного в табл. 1.5. Во второй строке этой таблицы стоит символ с кодом длины 3 бита, в то время как .

Табл. 1.5. Пример кода Хаффмана.

Длина кода символа , конечно, зависит от его вероятности . Однако она также неявно зависит от размера алфавита. В большом алфавите вероятности символов малы, поэтому коды Хаффмана имеют большую длину. В маленьком алфавите наблюдается обратная картина. Интуитивно это понятно, поскольку для малого алфавита требуется всего несколько кодов, поэтому все они коротки, а большому алфавиту необходимо много кодов и некоторые из них должны быть длинными.

Рис. 1.6. Код Хаффмана для английского алфавита.

На рис. 1.6 показан код Хаффмана для всех 26 букв английского алфавита.

Случай алфавита, в котором символы равновероятны, особенно интересен. На рис. 1.7 приведены коды Хаффмана для алфавита с 5, 6, 7 и 8 равновероятными символами. Если размер алфавита является степенью 2, то получаются просто коды фиксированной длины. В других случаях коды весьма близки к кодам с фиксированной длиной. Это означает, что использование кодов переменной длины не дает никаких преимуществ. В табл. 1.8 приведены коды, их средние длины и дисперсии.

Рис. 1.7. Коды Хаффмана с равными вероятностями.

Тот факт, что данные с равновероятными символами не сжимаются методом Хаффмана может означать, что строки таких символов являются совершенно случайными. Однако, есть примеры строк, в которых все символы равновероятны, но не являются случайными, и их можно сжимать. Хорошим примером является последовательность , в которой каждый символ встречается длинными сериями. Такую строку можно сжать методом RLE, но не методом Хаффмана. (Буквосочетание RLE означает «run-length encoding», т.е. «кодирование длин серий». Этот простой метод сам по себе мало эффективен, но его можно использовать в алгоритмах сжатия со многими этапами, см.

Другими словами, будем вдвигать слева в переменную code бит за битом из входного потока, до тех пор, пока code < base. При этом на каждой итерации будем увеличивать переменную length на 1 (т.е. продвигаться вниз по дереву). Цикл в (2) остановится когда мы определим длину кода (уровень в дереве, на котором находится искомый символ). Остается лишь определить какой именно символ на этом уровне нам нужен.

Предположим, что цикл в (2), после нескольких итераций, остановился. В этом случае выражение (code - base) суть порядковый номер искомого узла (символа) на уровне length. Первый узел (символ), находящийся на уровне length в дереве, расположен в массиве symb по индексу offs. Но нас интересует не первый символ, а символ под номером (code - base). Поэтому индекс искомого символа в массиве symb равен (offs + (code - base)). Иначе говоря, искомый символ symbol=symb + code - base].

Приведем конкретный пример. Пользуясь изложенным алгоритмом декодируем сообщение Z / .

Z / ="0001 1 00001 00000 1 010 011 1 011 1 010 011 0001 1 0010 010 011 011 1 1 1 010 1 1 1 0010 011 0011 1 0011 0011 011 1 010 1 1"

  1. code = 0, length = 1
  2. code = 0 < base = 1
    code = 0 << 1 = 0
    code = 0 + 0 = 0
    length = 1 + 1 = 2
    code = 0 < base = 2
    code = 0 << 1 = 0
    code = 0 + 0 = 0
    length = 2 + 1 = 3
    code = 0 < base = 2
    code = 0 << 1 = 0
    code = 0 + 1 = 1
    length = 3 + 1 = 4
    code = 1 = base = 1
  3. symbol = symb = 2 + code = 1 - base = 1] = symb = A
  1. code = 1, length = 1
  2. code = 1 = base = 1
  3. symbol = symb = 7 + code = 1 - base = 1] = symb = H
  1. code = 0, length = 1
  2. code = 0 < base = 1
    code = 0 << 1 = 0
    code = 0 + 0 = 0
    length = 1 + 1 = 2
    code = 0 < base = 2
    code = 0 << 1 = 0
    code = 0 + 0 = 0
    length = 2 + 1 = 3
    code = 0 < base = 2
    code = 0 << 1 = 0
    code = 0 + 0 = 0
    length = 3 + 1 = 4
    code = 0 < base = 1
    code = 0 << 1 = 0
    code = 0 + 1 = 1
    length = 4 + 1 = 5
    code = 1 > base = 0
  3. symbol = symb = 0 + code = 1 - base = 0] = symb = F

Итак, мы декодировали 3 первых символа: A , H , F . Ясно, что следуя этому алгоритму мы получим в точности сообщение S.

Вычисление длин кодов

Для того чтобы закодировать сообщение нам необходимо знать коды символов и их длины. Как уже было отмечено в предыдущем разделе, канонические коды вполне определяются своими длинами. Таким образом, наша главная задача заключается в вычислении длин кодов.

Оказывается, что эта задача, в подавляющем большинстве случаев, не требует построения дерева Хаффмана в явном виде. Более того, алгоритмы использующие внутреннее (не явное) представление дерева Хаффмана оказываются гораздо эффективнее в отношении скорости работы и затрат памяти.

На сегодняшний день существует множество эффективных алгоритмов вычисления длин кодов ( , ). Мы ограничимся рассмотрением лишь одного из них. Этот алгоритм достаточно прост, но несмотря на это очень популярен. Он используется в таких программах как zip, gzip, pkzip, bzip2 и многих других.

Вернемся к алгоритму построения дерева Хаффмана. На каждой итерации мы производили линейный поиск двух узлов с наименьшим весом. Ясно, что для этой цели больше подходит очередь приоритетов, такая как пирамида (минимальная). Узел с наименьшим весом при этом будет иметь наивысший приоритет и находиться на вершине пирамиды. Приведем этот алгоритм.

    Включим все кодируемые символы в пирамиду.

    Последовательно извлечем из пирамиды 2 узла (это будут два узла с наименьшим весом).

    Сформируем новый узел и присоединим к нему, в качестве дочерних, два узла взятых из пирамиды. При этом вес сформированного узла положим равным сумме весов дочерних узлов.

    Включим сформированный узел в пирамиду.

    Если в пирамиде больше одного узла, то повторить 2-5.

Будем считать, что для каждого узла сохранен указатель на его родителя. У корня дерева этот указатель положим равным NULL. Выберем теперь листовой узел (символ) и следуя сохраненным указателям будем подниматься вверх по дереву до тех пор, пока очередной указатель не станет равен NULL. Последнее условие означает, что мы добрались до корня дерева. Ясно, что число переходов с уровня на уровень равно глубине листового узла (символа), а следовательно и длине его кода. Обойдя таким образом все узлы (символы), мы получим длины их кодов.

Максимальная длина кода

Как правило, при кодировании используется так называемая кодовая книга (CodeBook) , простая структура данных, по сути два массива: один с длинами, другой с кодами. Другими словами, код (как битовая строка) хранится в ячейке памяти или регистре фиксированного размера (чаще 16, 32 или 64). Для того чтобы не произошло переполнение, мы должны быть уверены в том, что код поместится в регистр.

Оказывается, что на N-символьном алфавите максимальный размер кода может достигать (N-1) бит в длину. Иначе говоря, при N=256 (распространенный вариант) мы можем получить код в 255 бит длиной (правда для этого файл должен быть очень велик: 2.292654130570773*10^53~=2^177.259)! Ясно, что такой код в регистр не поместится и с ним нужно что-то делать.

Для начала выясним при каких условиях возникает переполнение. Пусть частота i-го символа равна i-му числу Фибоначчи. Например: A -1, B -1, C -2, D -3, E -5, F -8, G -13, H -21. Построим соответствующее дерево Хаффмана.

ROOT /\ / \ / \ /\ H / \ / \ /\ G / \ / \ /\ F / \ / \ /\ E / \ / \ /\ D / \ / \ /\ C / \ / \ A B

Такое дерево называется вырожденным . Для того чтобы его получить частоты символов должны расти как минимум как числа Фибоначчи или еще быстрее. Хотя на практике, на реальных данных, такое дерево получить практически невозможно, его очень легко сгенерировать искусственно. В любом случае эту опасность нужно учитывать.

Эту проблему можно решить двумя приемлемыми способами. Первый из них опирается на одно из свойств канонических кодов. Дело в том, что в каноническом коде (битовой строке) не более младших бит могут быть ненулями. Другими словами, все остальные биты можно вообще не сохранять, т.к. они всегда равны нулю. В случае N=256 нам достаточно от каждого кода сохранять лишь младшие 8 битов, подразумевая все остальные биты равными нулю. Это решает проблему, но лишь отчасти. Это значительно усложнит и замедлит как кодирование, так и декодирование. Поэтому этот способ редко применяется на практике.

Второй способ заключается в искусственном ограничении длин кодов (либо во время построения, либо после). Этот способ является общепринятым, поэтому мы остановимся на нем более подробно.

Существует два типа алгоритмов ограничивающих длины кодов. Эвристические (приблизительные) и оптимальные. Алгоритмы второго типа достаточно сложны в реализации и как правило требуют больших затрат времени и памяти, чем первые. Эффективность эвристически-ограниченного кода определяется его отклонением от оптимально-ограниченного. Чем меньше эта разница, тем лучше. Стоит отметить, что для некоторых эвристических алгоритмов эта разница очень мала ( , , ), к тому же они очень часто генерируют оптимальный код (хотя и не гарантируют, что так будет всегда). Более того, т.к. на практике переполнение случается крайне редко (если только не поставлено очень жесткое ограничение на максимальную длину кода), при небольшом размере алфавита целесообразнее применять простые и быстрые эвристические методы.

Мы рассмотрим один достаточно простой и очень популярный эвристический алгоритм. Он нашел свое применение в таких программах как zip, gzip, pkzip, bzip2 и многих других.

Задача ограничения максимальной длины кода эквивалентна задаче ограничения высоты дерева Хаффмана. Заметим, что по построению любой нелистовой узел дерева Хаффмана имеет ровно два потомка. На каждой итерации нашего алгоритма будем уменьшать высоту дерева на 1. Итак, пусть L - максимальная длина кода (высота дерева) и требуется ограничить ее до L / < L. Пусть далее RN i самый правый листовой узел на уровне i, а LN i - самый левый.

Начнем работу с уровня L. Переместим узел RN L на место своего родителя. Т.к. узлы идут парами нам необходимо найти место и для соседного с RN L узла. Для этого найдем ближайший к L уровень j, содержащий листовые узлы, такой, что j < (L-1). На месте LN j сформируем нелистовой узел и присоединим к нему в качестве дочерних узел LN j и оставшийся без пары узел с уровня L. Ко всем оставшимся парам узлов на уровне L применим такую же операцию. Ясно, что перераспределив таким образом узлы, мы уменьшили высоту нашего дерева на 1. Теперь она равна (L-1). Если теперь L / < (L-1), то проделаем то же самое с уровнем (L-1) и т.д. до тех пор, пока требуемое ограничение не будет достигнуто.

Вернемся к нашему примеру, где L=5. Ограничим максимальную длину кода до L / =4.

ROOT /\ / \ / \ /\ H C E / \ / \ / \ / \ /\ A D G / \ / \ B F

Видно, что в нашем случае RN L =F , j=3, LN j =C . Сначала переместим узел RN L =F на место своего родителя.

ROOT /\ / \ / \ /\ H / \ / \ / \ / \ / \ / \ /\ /\ / \ / \ / \ / \ / \ / \ / \ / \ /\ /\ C E / \ / \ / \ / \ F A D G B (непарный узел)

Теперь на месте LN j =C сформируем нелистовой узел.

ROOT /\ / \ / \ /\ H E / \ / \ / \ / \ / \ / \ F A D G ? ? B (непарный узел) C (непарный узел)

Присоединим к сформированному узлу два непарных: B и C .

ROOT /\ / \ / \ /\ H / \ / \ / \ / \ / \ / \ / \ / \ / \ /\ /\ / \ / \ / \ / \ / \ / \ / \ / \ /\ /\ /\ E / \ / \ / \ / \ / \ / \ F A D G B C

Таким образом, мы ограничили максимальную длину кода до 4. Ясно, что изменив длины кодов, мы немного потеряли в эффективности. Так сообщение S, закодированное при помощи такого кода, будет иметь размер 92 бита, т.е. на 3 бита больше по сравнению с минимально-избыточным кодом.

Ясно, что чем сильнее мы ограничим максимальную длину кода, тем менее эффективен будет код. Выясним насколько можно ограничивать максимальную длину кода. Очевидно что не короче бит.

Вычисление канонических кодов

Как мы уже неоднократно отмечали, длин кодов достаточно для того чтобы сгенерировать сами коды. Покажем как это можно сделать. Предположим, что мы уже вычислили длины кодов и подсчитали сколько кодов каждой длины у нас есть. Пусть L - максимальная длина кода, а T i - количество кодов длины i.

Вычислим S i - начальное значение кода длины i, для всех i из

S L = 0 (всегда)
S L-1 = (S L + T L) >> 1
S L-2 = (S L-1 + T L-1) >> 1
...
S 1 = 1 (всегда)

Для нашего примера L = 5, T 1 .. 5 = {1, 0, 2 ,3, 2}.

S 5 = 00000 bin = 0 dec
S 4 = (S 5 =0 + T 5 =2) >> 1 = (00010 bin >> 1) = 0001 bin = 1 dec
S 3 = (S 4 =1 + T 4 =3) >> 1 = (0100 bin >> 1) = 010 bin = 2 dec
S 2 = (S 3 =2 + T 3 =2) >> 1 = (100 bin >> 1) = 10 bin = 2 dec
S 1 = (S 2 =2 + T 2 =0) >> 1 = (10 bin >> 1) = 1 bin = 1 dec

Видно, что S 5 , S 4 , S 3 , S 1 - в точности коды символов B , A , C , H . Эти символы объединяет то, что все они стоят на первом месте, каждый на своем уровне. Другими словами, мы нашли начальное значение кода для каждой длины (или уровня).

Теперь присвоим коды остальным символам. Код первого символа на уровне i равен S i , второго S i + 1, третьего S i + 2 и т.д.

Выпишем оставшиеся коды для нашего примера:

B = S 5 = 00000 bin A = S 4 = 0001 bin C = S 3 = 010 bin H = S 1 = 1 bin
F = S 5 + 1 = 00001 bin D = S 4 + 1 = 0010 bin E = S 3 + 1 = 011 bin
G = S 4 + 2 = 0011 bin

Видно, что мы получили точно такие же коды, как если бы мы явно построили каноническое дерево Хаффмана.

Передача кодового дерева

Для того чтобы закодированное сообщение удалось декодировать, декодеру необходимо иметь такое же кодовое дерево (в той или иной форме), какое использовалось при кодировании. Поэтому вместе с закодированными данными мы вынуждены сохранять соответствующее кодовое дерево. Ясно, что чем компактнее оно будет, тем лучше.

Решить эту задачу можно несколькими способами. Самое очевидное решение - сохранить дерево в явном виде (т.е. как упорядоченное множество узлов и указателей того или иного вида). Это пожалуй самый расточительный и неэффективный способ. На практике он не используется.

Можно сохранить список частот символов (т.е. частотный словарь). С его помощью декодер без труда сможет реконструировать кодовое дерево. Хотя этот способ и менее расточителен чем предыдущий, он не является наилучшим.

Наконец, можно использовать одно из свойств канонических кодов. Как уже было отмечено ранее, канонические коды вполне определяются своими длинами. Другими словами, все что необходимо декодеру - это список длин кодов символов. Учитывая, что в среднем длину одного кода для N-символьного алфавита можно закодировать [(log 2 (log 2 N))] битами, получим очень эффективный алгоритм. На нем мы остановимся подробнее.

Предположим, что размер алфавита N=256, и мы сжимаем обыкновенный текстовый файл (ASCII). Скорее всего мы не встретим все N символов нашего алфавита в таком файле. Положим тогда длину кода отсутвующих символов равной нулю. В этом случае сохраняемый список длин кодов будет содержать достаточно большое число нулей (длин кодов отсутствующих символов) сгруппированных вместе. Каждую такую группу можно сжать при помощи так называемого группового кодирования - RLE (Run - Length - Encoding). Этот алгоритм чрезвычайно прост. Вместо последовательности из M одинаковых элементов идущих подряд, будем сохранять первый элемент этой последовательности и число его повторений, т.е. (M-1). Пример: RLE("AAAABBBCDDDDDDD")=A3 B2 C0 D6.

Более того, этот метод можно несколько расширить. Мы можем применить алгоритм RLE не только к группам нулевых длин, но и ко всем остальным. Такой способ передачи кодового дерева является общепринятым и применяется в большинстве современных реализаций.

Реализация: SHCODEC

Приложение: биография Д. Хаффмана

Дэвид Хаффман родился в 1925 году в штате Огайо (Ohio), США. Хаффман получил степень бакалавра электротехники в государственном университете Огайо (Ohio State University) в возрасте 18 лет. Затем он служил в армии офицером поддержки радара на эсминце, который помогал обезвреживать мины в японских и китайских водах после Второй Мировой Войны. В последствии он получил степень магистра в университете Огайо и степень доктора в Массачусетском Институте Технологий (Massachusetts Institute of Technology - MIT). Хотя Хаффман больше известен за разработку метода построения минимально-избыточных кодов, он так же сделал важный вклад во множество других областей (по большей части в электронике). Он долгое время возглавлял кафедру Компьютерных Наук в MIT. В 1974, будучи уже заслуженным профессором, он подал в отставку. Хаффман получил ряд ценных наград. В 1999 - Медаль Ричарда Хамминга (Richard W. Hamming Medal) от Института Инженеров Электричества и Электроники (Institute of Electrical and Electronics Engineers - IEEE) за исключительный вклад в Теорию Информации, Медаль Louis E. Levy от Франклинского Института (Franklin Institute) за его докторскую диссертацию о последовательно переключающихся схемах, Награду W. Wallace McDowell, Награду от Компьютерного Сообщества IEEE, Золотую юбилейную награду за технологические новшества от IEEE в 1998. В октябре 1999 года, в возрасте 74 лет Дэвид Хаффман скончался от рака.

R.L. Milidiu, A.A. Pessoa, E.S. Laber, "Efficient implementation of the warm-up algorithm for the construction of length-restricted prefix codes", Proc. of ALENEX (International Workshop on Algorithm Engineering and Experimentation), pp. 1-17, Springer, Jan. 1999.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: