Если человек любит животных в психологии. Самоанализ: «Я не люблю животных

«Спасём животных!»
«Маленькой собачке нужен дом!»
«Не будьте равнодушны к страданиям братьев наших меньших!»

Подобные призывы можно сотнями увидеть в социальных сетях, в объявлениях на столбах, в газетах, и даже в субтитрах к телепередачам. Людей, обеспокоенных судьбами животных, становится всё больше. Чаще и чаще в сводке новостей появляются рубрики о пожилых людях, которые содержат в своих тесных квартирах десятки кошек. Растёт количество приютов для собак и других питомцев. Никого уже не удивляют и волонтёрские отряды, отправляющиеся каждую осень на побережье океанов для спасения дельфинов, выбросившихся из воды. Благотворительные фонды в пользу исчезающих пород зверей растут с каждым днём. Уровень культуры и ценность не только человеческой жизни, но и жизни животных, стремительно возрастает.

Анализируя всё это, мы полагаем, что мир становится светлее и добрее. Но так ли это на самом деле? Снижается ли уровень неприязни между людьми с увеличением любви и внимания к зверькам? Ведь каждый из нас обычно думает: «он так любит всякую живность, наверняка, и к людям так же добр». Но отличаются ли ярые защитники братьев наших меньших доброжелательным отношением к людям?

Оказывается, далеко не всегда. Отсутствие терпимости к людям и хоть толики любви к ним у любителей четвероногих можно проследить и в репортажах новостей, и в жалобах на всевозможных форумах.

Так, люди, живущие по соседству с кошатницами, отмечают их враждебность и высокую степень неприязни к другим людям. Нередко они жалуются на угрозы, поступающие со стороны своих соседей-животнолюбов.

Очень красочно отражен образ таких людей в героине «Сумасшедшая кошатница» сериала «Симпсоны». Этот персонаж представляет собой женщину, которая окружила себя кошками и ими же защищается от людей, бросая в них маленьких котят.
Куда же девается то тепло, тот трепет и любовь, которую эти люди проявляют по отношению к животным, когда им приходится взаимодействовать с другими людьми?

Своё враждебное отношение к окружающим защитники братьев наших меньших объясняют тем, что они коварные, жестокие, алчные. В животных такого нет. Они не предадут, не убьют ради наживы, в них нет той мелочности, желчи и ненависти, которая присуща людям. Но действительно ли в этом заключается причина столь нежного отношения к зверькам и нелюбви к людям? Нет! Это рационализации, которые ищут люди для оправдания своего поведения. Истинная же причина заключается в недостаточной развитости зрительного вектора.

Загадки нашего зрения

Как только человек начал ощущать ближнего, у него появилось одно желание – съесть его! Он ощутил неприязнь к ближнему, ведь каждый человек несёт в себе опасность для другого. Но вместе с неприязнью появилось и ощущение полной зависимости друг от друга. Люди не могли и не могут до сих пор жить поодиночке. Мы зависимы друг от друга, мы нужны друг другу. Но чувство неприязни от ощущения зависимости не снижается. И тогда появилась необходимость в силе, противодействующей неприязни, – любви. И этой силой был наделён один вектор – зрительный.

До сих пор только люди со зрительным вектором умеют любить так неистово и жертвенно, как об этом поётся в песнях и говорится в стихах, остальные способны лишь создавать эмоциональные связи на этой базе.

Когда мы любим не тех, кого должны

Существуют четыре уровня развития зрительного вектора, впрочем, как и всех остальных векторов: неживой, растительный, животный и человек. На уровне «человек» зрительный вектор способен к безграничной любви ко всему человечеству – к высшей степени гуманизма. В то же время он может создавать прочные эмоциональные связи и с отдельными людьми, и со зверьми. Но эти эмоции не могут наполнить зрительный вектор на уровне «человек», наибольшее удовлетворение ему приносит связь с другими людьми.

Если же зрительный вектор находится на животном уровне, то он не способен к любви ко всему человечеству, а лишь к отдельным людям, а также к живности, растениям и неживой природе – к искусству, например.Ну а если зрительный вектор находится на растительном уровне, то человек способен испытывать любовь только по отношению к четвероногим, не будучи в состоянии полюбить человека, и, уж тем более, всё человечество.

Но этого не достаточно для того, чтобы реализовать зрительный вектор в полной мере и получить максимальное наслаждение от жизни. Именно поэтому таким людям необходим не один питомец, а сразу много, для того, чтобы с каждым из них создать эмоциональную связь и, наполнив свой вектор, получать наслаждение от жизни.

Они не могут полюбить человека, редко создают семьи, остаются одинокими. Это подтверждается и жизненными примерами – люди, создающие питомники или содержащие в своих квартирах десятки питомцев, как правило, не имеют своих семей, любимого человека и детей. Безграничная любовь к домашним любимцам может появиться и в случае потери близкого человека, из-за резкого обрыва эмоциональной связи с ним. Тогда предпринимается временная попытка восполнить нехватки в зрительном векторе, создавая более мелкие и множественные эмоциональные связи.

Если же люди с неразвитым зрительным вектором и вовсе не создадут эмоциональную связь, не будут дарить своим любимцам любовь, не будут сопереживать им, сострадать их боли, то они останутся в страхе и тяжелых фобиях. Окружая себя животными, они защищаются от страхов, но приносят ли они пользу человечеству?

Все ли животнолюбы не способны полюбить людей?

Конечно, можно привести множество примеров людей, трепетно заботящихся о своих собаках, или кошках, но в то же время не забывающих о людях. У них есть дети и полноценные семьи, а значит, они способны любить как животных, так и людей. И это вовсе не противоречит всему вышенаписанному, это лишь значит, что вектор находится на уровне выше неживого.
Любой более высокий уровень включает в себя способности уровней, находящихся ниже него. Но если человеку со зрительным вектором в развитом состоянии приходится делать выбор между спасением другого человека и кошки, к примеру, он отдаст предпочтение первому.
Люди же с недостаточно развитым зрительным вектором готовы расплакаться при виде бездомного щенка, но они не испытывают ни капли сострадания к ребёнку в инвалидном кресле.

Роль зрительного вектора заключается в снижении неприязни через любовь, в создании культуры и вторичных ограничений на первичные позывы, в том числе и на убийства. Только благодаря зрительному вектору мы до сих пор существуем в коллективе, без его влияния люди не могли бы контролировать свою неприязнь по отношению друг к другу.

Своей эмоциональностью, умением сострадать, сочувствовать и любить люди со зрительным вектором должны снижать неприязнь в обществе. Делать его по-настоящему добрее и терпимее. И с этой ролью хорошо справляется развитый зрительный вектор. Развитые зрительники – это волонтёры, отправляющиеся в африканские страны для спасения детей от тяжелых заболеваний. Они же завсегдатаи домов престарелых, детских домов, домов инвалидов.

Своей чувственностью и умением сострадать они вселяют надежду в сердца больных людей и стариков. Они же создают невероятной доброты художественные фильмы, которые прививают людям культурные ценности. Они пишут книги и стихи, поют песни о любви и самых светлых чувствах. Подобной деятельностью они помогают не только отдельным людям, даря им свою заботу и внимание, но и человечеству в целом, снижая уровень враждебности в обществе.

Но оставаясь на низком уровне развития неживом или растительном, они не способны в полной мере выполнить свою видовую роль. Они не способны на любовь к человеку и довольствуются любовью к животным, которая даёт им лишь освобождение от страхов.


Почему зрительный вектор не развивается?

Наши вектора развиваются до пубертата, после окончания этого периода человек не может их развить, ему остаётся лишь реализовать себя. Для развития каждого вектора нужны определённые условия. Зрительный вектор развивается, создавая эмоциональные связи, учась любить и сострадать.

Если ребёнок со зрительным вектором не создаёт эмоциональной связи с родителями или с людьми, которые занимаются его воспитанием, он начинает создавать эти связи со своими игрушками - плюшевыми мишками, зайчиками, куклами. Он видит в них живых существ, разговаривает с ними, восполняя отсутствие связи с близкими людьми.

Помочь же развить ребёнку его зрительный вектор можно, научив его состраданию:
«Смотри, ты куколку уронила, ей больно, давай её пожалеем»
«Видишь собачку бездомную? – она голодная, давай её покормим»
«Вот ребёнок ножку себе сломал, сейчас она у него болит, мне его жалко, а тебе?»

Но, если ребёнок вплоть до пубертата не получит должного внимания от окружающих людей, если он не научится состраданию и не сможет создать эмоциональную связь именно с людьми, то, перейдя за пубертат, он так никогда не будет способен этого делать. И в этом случае у него останется лишь два пути: на всю жизнь остаться в страхе и мучиться фобиями и паническими атаками, или окружить себя животными, так никогда и не полюбив человека.

Написано по материалам тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Алена Николаева, маркетолог

Кошка – это самый близкой друг, второе «я» владелицы, так что если кому-нибудь не нравится кошка, то ему не нравится и ее хозяйка. Кошек обычно заводят дамы, которые гармонично сочетают в себе преимущества обоих полов. Такие женщины красивы и умны, женственны и расторопны, работоспособны и эффективны, миловидны и настойчивы в достижении цели.

Незамужним кошки часто заменяют несуществующего ребенка, ведь кошке тоже нужна забота, ласка и нежность, это игривое и капризное животное, как ребенок. Одинокая женщина с кошкой относится к мужчинам с недоверием и неохотно вступает с ними в близкие отношения. Мужчина, которому нравятся кошки, признает право женщины быть независимой. А вот холостяк с кошкой – вполне самодостаточный человек, и понадобится немало сил, чтобы покорить его сердце. Ненависть к кошкам может означать ненависть ко всему женскому полу. В психологии даже существует термин «кошкофобия» (по-научному – эйлурофобия). Дамы, презирающие котиков, в глубине души плохо к себе относятся, а мужчины-кошкофобы не любят женщин по-настоящему.

Собаки


Для женщины ее собака почти всегда является символом мужчины, даже если собака женского пола. Глядя на породу, всегда можно сказать, какие именно мужские качества хозяйка ценит больше всего.

Большая овчарка означает, что ее владелица нуждается в защитнике и надежной поддержке. Бульдог – значит, женщина ценит у своего партнера преданность, надежность, солидность, постоянство и чувство юмора. Дама с доберманом имеет железную силу воли и вызывающе относится к мужчинам – кто может защитить меня лучше, чем мой пес? Женщина, которая держит на руках зловредное, тявкающее, кусающее и трусливое существо, предъявляет к мужчинам слишком высокие требования, ожидая найти в них какие-то невероятно замечательные качества. В результате такие женщины редко бывают счастливы в браке. Почти все, кто любит собак, нетерпимо относятся к независимости других и стремятся контролировать жизнь и действия близких людей.

Считается, что только злые и жестокие люди не выносят собак, но это не всегда так. Противники бобиков и жучек просто могут быть застенчивыми пугливыми, могут бояться этих кусающихся и громко лающих хищников или, возможно, они просто предпочитают искать любовь и дружбу в мире людей и не понимают, зачем им может быть нужен этот маленький волк. У многих людей вызывает отвращение необходимость дрессировать другое живое существо и становиться его хозяином, и поэтому они наотрез отказываются заводить дома собаку.

Хомяки и морские свинки


Все, кто любит маленьких пушистых зверьков, нуждаются в защите сильного мужчины, нежности, ласке и заботе, так как сами чувствуют себя маленькими и беззащитными. Поэтому дети так часто просят купить хомяка, им хочется быть большими, сильными, заботливыми друзьями для крошечных животных. Если человек не выносит глупости других людей, то он вряд ли растрогается при виде хомячка или морской свинки.

Попугаи


Экзотические яркие птицы по душе романтикам, меланхоличным, чувствительным, ранимым особам, скучающим в тишине и одиночестве. Попугай напоминает о тропических островах, сказочных пиратах и компенсирует недостаток путешествий в обычной жизни. Птиц не терпят раздражительные, вспыльчивые, трудоголики, перегруженные работой, сибариты: громко щебечущие и пронзительно кричащие попугаи нарушают их комфорт, сбивают с мысли и путают планы.

Крысы

Любить крыс – значит заявить всему миру: я не зануда! У меня оригинальное мышление, и ваши стереотипы надо мной не властны! Фанат крыс сначала будет все изучать, трогая и проверяя, и только потом сделает собственные выводы. И его не волнует мнение других людей. Если ребенок принес домой крысу, значит, у него общительный, веселый, добросердечный характер. Крыс не любят консерваторы, застенчивые, робкие, осторожные люди, идущие в жизни только проторенными тропами.

По материалам wday.ru

пВЭЕЙЪЧЕУФОП, ЮФП НПЦОП УДЕМБФШ ПРТЕДЕМЈООЩЕ РТБЧЙМШОЩЕ ЧЩЧПДЩ П ИБТБЛФЕТЕ ЮЕМПЧЕЛБ, ЗМСДС ОБ ЕЗП МАВЙНПЕ ДПНБЫОЕЕ ЦЙЧПФОПЕ. оП НБМП ЛФП ЪОБЕФ, ЮФП Й СЧОБС БОФЙРБФЙС Л ОЕЛПФПТЩН ЧЙДБН ДПНБЫОЙИ ЦЙЧПФОЩИ ФБЛЦЕ ПЪОБЮБЕФ НОПЗПЕ. рТЕДМБЗБЕН ЧБЫЕНХ ЧОЙНБОЙА ОЕВПМШЫПЕ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЕ ЬУУЕ П РПЛМПООЙЛБИ Й РТПФЙЧОЙЛБИ ТБЪМЙЮОЩИ ДПНБЫОЙИ ЦЙЧПФОЩИ.

лПЫЛБ. лФП Й РПЮЕНХ МАВЙФ ЛПЫЕЛ.

лПЫЛЙ — УЙНЧПМ ЦЕОУФЧЕООПУФЙ Й ОЕЪБЧЙУЙНПУФЙ. цЕОЭЙОБ ЧУЕЗДБ РТЕДУФБЧМСЕФ УЕВС ОЕЛПЕК ЪБЗБДПЮОПК, ЗТБГЙПЪОПК, ФПНОПК, НСЗЛПК, РХЫЙУФПК Й ОЕНОПЗП ИЙЭОПК ЛПЫЛПК. лПЫЛБ — ЬФП УБНЩК ВМЙЪЛЙК ДТХЗ, ЧФПТПЕ «С» ЧМБДЕМЙГЩ, ФБЛ ЮФП ЕУМЙ ЛПНХ-ОЙВХДШ ОЕ ОТБЧЙФУС ЛПЫЛБ, ФП ЕНХ ПРТЕДЕМЈООП ОЕ ОТБЧЙФУС Й ЕЈ ЧМБДЕМЙГБ. дБНЩ, ЛПФПТЩЕ ЗБТНПОЙЮОП УПЮЕФБАФ Ч УЕВЕ РТЕЙНХЭЕУФЧБ ПВПЙИ РПМПЧ, ПВЩЮОП ЪБЧПДСФ ЛПЫЕЛ. фБЛЙЕ ЦЕОЭЙОЩ ЛТБУЙЧЩ Й ХНОЩ, ЦЕОУФЧЕООЩ Й ТБУФПТПРОЩ, ТБВПФПУРПУПВОЩ Й ЬЖЖЕЛФЙЧОЩ, НЙМПЧЙДОЩ Й ОБУФПКЮЙЧЩ Ч ДПУФЙЦЕОЙЙ УЧПЕК ГЕМЙ. уФБТЩЕ ДЕЧЩ Й ОЕЪБНХЦОЙЕ ЦЕОЭЙОЩ ЪБНЕОСАФ ЛПЫЛПК УЧПЕЗП ОЕУХЭЕУФЧХАЭЕЗП ТЕВЈОЛБ. лПЫЛЕ ФПЦЕ ОХЦОБ ЪБВПФБ, МБУЛБ Й ОЕЦОПУФШ, ЬФП ЙЗТЙЧПЕ Й ЛБРТЙЪОПЕ ЦЙЧПФОПЕ, ЛБЛ Й ТЕВЈОПЛ. пДЙОПЛБС ЦЕОЭЙОБ У ЛПЫЛПК ПФОПУЙФУС Л НХЦЮЙОБН ОЕДПЧЕТЮЙЧП Й ОЕПИПФОП ЧУФХРБЕФ У ОЙНЙ Ч ЙОФЙНОЩЕ ПФОПЫЕОЙС.

дЕФЙ МАВСФ ЛПЫЕЛ, РПФПНХ ЮФП ЛПЫЛЙ ОБРПНЙОБАФ ЙН ПВТБЪ НБФЕТЙ, ПФРЕЮБФБЧЫЙКУС Ч ОБЫЕК ЗЕОЕФЙЮЕУЛПК РБНСФЙ — ОЕЮФП ФЈРМПЕ, НСЗЛПЕ, МБУЛПЧП НХТМЩЛБАЭЕЕ. нХЦЮЙОБ, ЛПФПТПНХ ОТБЧСФУС ЛПЫЛЙ, РТЙЪОБЈФ РТБЧП ЦЕОЭЙОЩ ВЩФШ ОЕЪБЧЙУЙНПК. б ЮФП ЛБУБЕФУС НХЦЮЙОЩ-ИПМПУФСЛБ, Х ЛПФПТПЗП ЕУФШ ЛПЫЛБ, ФП ЬФП ЧРПМОЕ УБНПДПУФБФПЮОЩК ЮЕМПЧЕЛ, ЛПФПТЩК ЧТСД МЙ ЛПЗДБ-МАВП ЦЕОЙФУС, ДБЦЕ ЕУМЙ Х ОЕЗП ХЦЕ Й ЕУФШ РПДТХЦЛБ.

лФП ОЕ МАВЙФ ЛПЫЕЛ.

оЕОБЧЙУФШ Л ЛПЫЛБН ПЪОБЮБЕФ ОЕОБЧЙУФШ ЛП ЧУЕНХ ЦЕОУЛПНХ РПМХ. ч РУЙИПМПЗЙЙ ДБЦЕ УХЭЕУФЧХЕФ ФЕТНЙО «ЛПЫЛПЖПВЙС» — ВПСЪОШ ЛПЫЕЛ (РП-ОБХЮОПНХ ЬФП ОБЪЩЧБЕФУС ЬКМХТПЖПВЙЕК). уФТБДБАФ ЬФЙН ПВЩЮОП «ЛМБУУОЩЕ ВПМШЫЙЕ НХЦЮЙОЩ», ЛПФПТЩЕ ПФЮБСООП Й ВЕЪОБДЈЦОП ВПТАФУС УП УЧПЙНЙ УЛТЩФЩНЙ ЗПНПУЕЛУХБМШОЩНЙ ФЕОДЕОГЙСНЙ. йН ВЩ УМЕДПЧБМП МАВЙФШ ЦЕОЭЙО, ОП УМБВЩК РПМ ЙИ ОЕ ЧПЪВХЦДБЕФ, Й ЕУМЙ ФБЛПК НХЦЮЙОБ ЦЙЧЈФ У ЛБЛПК-ОЙВХДШ ЦЕОЭЙОПК Й РТЙ ЬФПН ЪБДЩИБЕФУС ПФ ХЦБУБ РТЙ ЧЙДЕ ЕЈ НБМЕОШЛПК ЛПЫЛЙ, ФП ЬФП ОБРПНЙОБЕФ ЕНХ П ФПН, ЮФП ПО ОБ УБНПН ДЕМЕ ОЕ ФБЛПК ХЦ ИПТПЫЙК ЮЕМПЧЕЛ. оП ЕУМЙ ФБЛПК НХЦЮЙОБ ПВТБФЙФШУС ЪБ ЛПОУХМШФБГЙЕК Л УРЕГЙБМЙУФХ-РУЙИПМПЗХ Й ЧЩСУОЙФ РПДМЙООХА РТЙЮЙОХ УЧПЙИ УФТБИПЧ, ФП ВПСЪОШ ЛПЫЕЛ ЙУЮЕЪОЕФ. й ФПЗДБ ПО ОБЮОЈФ УФТБДБФШ ХЦЕ ПФ УЧПЕК ЗПНПУЕЛУХБМШОПУФЙ, ОП ЬФП ХЦЕ ДТХЗБС ЙУФПТЙС, ЛПФПТХА НЩ УЕЗПДОС ПВУХЦДБФШ ОЕ ВХДЕН.
еУМЙ ЦЕОЭЙОБ ОЕОБЧЙДЙФ ЛПЫЕЛ, ФП ЬФП ПЪОБЮБЕФ, ЮФП ПОБ ПФТЙГБЕФ УЧПА ЦЕОУЛХА УХЭОПУФШ Й ВПЙФУС РПЛБЪБФШ УЧПА ОЕЪБЧЙУЙНПУФШ.

уПВБЛБ. лФП Й РПЮЕНХ МАВЙФ УПВБЛ.

дМС ЦЕОЭЙОЩ ЕЈ УПВБЛБ РПЮФЙ ЧУЕЗДБ СЧМСЕФУС УЙНЧПМПН НХЦЮЙОЩ. дБЦЕ ЕУМЙ УПВБЛБ ЦЕОУЛПЗП РПМБ (УХЮЛБ). зМСДС ОБ РПТПДХ УПВБЛЙ, ЧУЕЗДБ НПЦОП УЛБЪБФШ, ЛБЛЙЕ ЙНЕООП НХЦУЛЙЕ ЛБЮЕУФЧБ ЕЈ ИПЪСКЛБ ГЕОЙФ ВПМШЫЕ ЧУЕЗП. вПМШЫБС ПЧЮБТЛБ ПЪОБЮБЕФ, ЮФП ЕЈ ИПЪСКЛБ ОХЦДБЕФУС Ч ЪБЭЙФОЙЛЕ Й ОБДЈЦОПК РПДДЕТЦЛЕ. цЕОЭЙОБ, ЛПФПТБС ЛХРЙМБ ЖТБОГХЪУЛПЗП ВХМШДПЗБ, ГЕОЙФ Х УЧПЕЗП РБТФОЈТБ РТЕДБООПУФШ, ОБДЈЦОПУФШ, УПМЙДОПУФШ, РПУФПСОУФЧП Й ЮХЧУФЧП АНПТБ. дБНБ У ДПВЕТНБОПН ЙНЕЕФ ЦЕМЕЪОХА УЙМХ ЧПМЙ Й ЧЩЪЩЧБАЭЕ ПФОПУЙФУС Л НХЦЮЙОБН: «лФП НПЦЕФ ЪБЭЙФЙФШ НЕОС МХЮЫЕ, ЮЕН ЬФПФ НПК РЈУ?» цЕОЭЙОБ, ЛПФПТБС ДЕТЦЙФ ОБ ТХЛБИ ЪМПЧТЕДОПЕ, ФТХУМЙЧПЕ, ЛХУБАЭЕЕУС, ЛБЛ ДЕНПО, Й ФСЖЛБАЭЕЕ УХЭЕУФЧП, РТЕДЯСЧМСЕФ Л НХЦЮЙОБН УМЙЫЛПН ЧЩУПЛЙЕ ФТЕВПЧБОЙС, ПЦЙДБС ОБКФЙ Ч ОЙИ ЛБЛЙЕ-ФП ОЕЧЕТПСФОП ЪБНЕЮБФЕМШОЩЕ ЛБЮЕУФЧБ, Й Ч ТЕЪХМШФБФЕ ФБЛЙЕ ЦЕОЭЙОЩ ЛТБКОЕ ТЕДЛП ВЩЧБАФ УЮБУФМЙЧЩ Ч ВТБЛЕ.

нХЦЮЙОБ ЧУЕЗДБ ПФПЦДЕУФЧМСЕФ УЕВС УП УЧПЕК УПВБЛПК. чПФ РПЮЕНХ ДБЦЕ НЙТОЩЕ УПФТХДОЙЛЙ ВБОЛБ, ЗХМСАЭЙЕ УП УЧПЙНЙ ВХМШФЕТШЕТБНЙ, ЗМХВПЛП Ч ДХЫЕ ЧУЕЗДБ БЗТЕУУЙЧОЩ. нХЦЮЙОЩ, ЛПФПТЩН ОТБЧСФУС ЛПММЙ У ДМЙООПК Й НСЗЛПК ЫЕТУФША, УЕОФЙНЕОФБМШОЩ Й ВЕЪЪБЭЙФОЩ, ОП Ч ЛТЙФЙЮЕУЛПК УЙФХБГЙЙ ПОЙ ИТБВТЩ Й ЗПФПЧЩ ВЕУУФТБЫОП ЪБЭЙЭБФШ УЧПЈ УФБДП (НЕЦДХ РТПЮЙН, ЬФП ЛБЮЕУФЧП РТЙУХЭЕ ФБЛЦЕ Й ЧУЕН МАВЙФЕМСН ПЧЮБТПЛ). х НХЦЮЙОЩ, ЛПФПТЩК РТЙПВТЈМ ТПФЧЕКМЕТБ, ИБТБЛФЕТ ТБЪДТБЦЙФЕМШОЩК, ПО РТЕДРПЮЙФБЕФ ПДЙОПЮЕУФЧП Й РТЙТХЮБЕФУС Й ПДПНБЫОЙЧБЕФУС У ВПМШЫЙН ФТХДПН. рПЮФЙ ЧУЕ ФЕ, ЛФП МАВЙФ УПВБЛ, ОЕЪБЧЙУЙНП, НХЦЮЙОБ ЬФП ЙМЙ ЦЕОЭЙОБ, ОЕФЕТРЙНП ПФОПУСФУС Л ОЕЪБЧЙУЙНПУФЙ ДТХЗЙИ МАДЕК Й УФТЕНСФУС ЛПОФТПМЙТПЧБФШ ЦЙЪОШ Й ДЕКУФЧЙС ВМЙЪЛЙИ ЙН МАДЕК.

дЕФЙ ЙЭХФ Ч УПВБЛЕ ДТХЗБ Й ЪБЭЙФОЙЛБ. хРПТОПЕ УФТЕНМЕОЙЕ ТЕВЈОЛБ ЙНЕФШ ЭЕОЛБ ЗПЧПТЙФ П ЕЗП ЧОХФТЕООЕН ПДЙОПЮЕУФЧЕ ЙМЙ П ЕЗП ВПСЪОЙ ПЛТХЦБАЭЕК ЦЙЪОЙ, Й МЙЫШ ЙОПЗДБ ЬФП РТПУФП ЦЕМБОЙЕ РПМХЮЙФШ ЧЕУЈМПЗП ЛПНРБОШПОБ ДМС ЙЗТ. оП ОЕДПУФБФПЮОП РТПУФП ЛХРЙФШ ТЕВЈОЛХ ЭЕОЛБ, ЕНХ ОХЦОП ВХДЕФ ФБЛЦЕ РТЕДПУФБЧЙФШ ПВЭЕОЙЕ, ЪБЭЙФХ Й ТБЪЧМЕЮЕОЙС.

лФП ОЕ МАВЙФ УПВБЛ.

мАДЙ ЮБУФП УЮЙФБАФ, ЮФП ФПМШЛП ЪМЩЕ Й ЦЕУФПЛЙЕ МАДЙ ОЕОБЧЙДСФ УПВБЛ, ОП ЬФП ОЕ ЧУЕЗДБ ФБЛ. фЕ, ЛФП ОЕ ЧЩОПУЙФ УПВБЛ, НПЗХФ ВЩФШ ФБЛЦЕ ЪБУФЕОЮЙЧЩНЙ, РХЗМЙЧЩНЙ, НПЗХФ РТПУФП ВПСФШУС ЬФЙИ ЛХУБАЭЙИУС Й ЗТПНЛП МБАЭЙИ ИЙЭОЙЛПЧ ЙМЙ, ЧПЪНПЦОП, ПОЙ РТПУФП РТЕДРПЮЙФБАФ ЙУЛБФШ МАВПЧШ Й ДТХЦВХ Ч НЙТЕ МАДЕК Й ОЕ РПОЙНБАФ, ЪБЮЕН ЙН НПЦЕФ ВЩФШ ОХЦЕО ЬФПФ НБМЕОШЛЙК ЧПМЛ. х НОПЗЙИ МАДЕК ЧЩЪЩЧБЕФ ПФЧТБЭЕОЙЕ ОЕПВИПДЙНПУФШ ДТЕУУЙТПЧБФШ ДТХЗПЕ ЦЙЧПЕ УХЭЕУФЧП Й УФБОПЧЙФШУС ЕЗП ИПЪСЙОПН, Й ПОЙ ЛБФЕЗПТЙЮЕУЛЙ ОЕ ИПФСФ УБНЙ РТЕЧТБЭБФШУС Ч ТБВПЧ Й ЪБМПЦОЙЛПЧ УЧПЙИ ДПНБЫОЙИ РЙФПНГЕЧ, ЛБЛ ЬФП УМХЮБЕФУС У ОЕЛПФПТЩНЙ ЧМБДЕМШГБНЙ ДПНБЫОЙИ ЦЙЧПФОЩИ, РПЬФПНХ ПОЙ ОБПФТЕЪ ПФЛБЪЩЧБАФУС ЪБЧЕУФЙ ДПНБ УПВБЛХ.

иПНСЛ Й НПТУЛБС УЧЙОЛБ. лФП Й РПЮЕНХ МАВЙФ ИПНСЛПЧ Й НПТУЛЙИ УЧЙОПЛ.

чУЕ, ЛФП МАВЙФ НБМЕОШЛЙИ Й РХЫЙУФЩИ ЪЧЕТШЛПЧ, ОХЦДБАФУС Ч ЪБЭЙФЕ УЙМШОПЗП НХЦЮЙОЩ, ОЕЦОПУФЙ Й МБУЛЕ, ЪБВПФЕ, ФБЛ ЛБЛ УБНЙ ЮХЧУФЧХАФ УЕВС НБМЕОШЛЙНЙ Й ВЕЪЪБЭЙФОЩНЙ. рПЬФПНХ ДЕФЙ ФБЛ ЮБУФП РТПУСФ ЛХРЙФШ ЙН ИПНСЮЛБ — ЙН ИПЮЕФУС ВЩФШ ВПМШЫЙНЙ, УЙМШОЩНЙ Й ЪБВПФМЙЧЩНЙ ДМС НБМЕОШЛЙИ ЦЙЧПФОЩИ.

лФП ОЕ МАВЙФ ИПНСЛПЧ Й НПТУЛЙИ УЧЙОПЛ.

еУМЙ ЮЕМПЧЕЛ ОЕ ЧЩОПУЙФ ЗМХРПУФЙ ДТХЗЙИ МАДЕК, ФП ПО ЧТСД МЙ ЛПЗДБ-МЙВП ВХДЕФ ФТПОХФ РТЙ ЧЙДЕ ИПНСЮЛБ ЙМЙ НПТУЛПК УЧЙОЛЙ.

лТЩУБ. лФП Й РПЮЕНХ МАВЙФ ЛТЩУ.

дПНБЫОСС ЛТЩУБ — ЦЙЧПФОПЕ ХНОПЕ, ВЕМПЕ Й РХЫЙУФПЕ. мАВЙФШ ЛТЩУ — ЪОБЮЙФ ЪБСЧЙФШ ЧУЕНХ НЙТХ: «с ОЕ ЪБОХДБ, Х НЕОС ПТЙЗЙОБМШОПЕ НЩЫМЕОЙЕ, Й ЧБЫЙ УФЕТЕПФЙРЩ ОБДП НОПК ОЕ ЧМБУФОЩ!» фПФ, ЛФП МАВЙФ ЛТЩУ, УОБЮБМБ ВХДЕФ ЧУЈ ЙЪХЮБФШ, ФТПЗБС Й РТПЧЕТСС, Й ФПМШЛП РПФПН УДЕМБЕФ УЧПЙ УПВУФЧЕООЩЕ ЧЩЧПДЩ, Й ЕЗП ОЕ ЧПМОХЕФ НОЕОЙЕ ДТХЗЙИ МАДЕК. й ЕУМЙ ТЕВЈОПЛ РТЙОЈУ ДПНПК ЛТЩУХ, ФП ЬФП ЪОБЮЙФ, ЮФП Х ОЕЗП ДПУФБФПЮОП ПВЭЙФЕМШОЩК, ЧЕУЈМЩК Й ДПВТПУЕТДЕЮОЩК ИБТБЛФЕТ.

лФП ОЕ МАВЙФ ЛТЩУ.

лПОУЕТЧБФЙЧОЩЕ, ПУФПТПЦОЩЕ МАДЙ, ЙДХЭЙЕ Ч ЦЙЪОЙ РП РТПФПТЕООЩН ДПТПЗБН, Б ФБЛЦЕ ЪБУФЕОЮЙЧЩЕ, ТПВЛЙЕ Й ОЕХЧЕТЕООЩЕ Ч УЕВЕ МАДЙ ОЕ ЧЩОПУСФ ВЕМЩИ ЛТЩУ.

рПРХЗБК. лФП Й РПЮЕНХ МАВЙФ РПРХЗБЕЧ.

нЕМБОИПМЙЮЕУЛЙЕ, ЮХЧУФЧЙФЕМШОЩЕ, ТБОЙНЩЕ Й ПЮЕОШ ОБЙЧОЩЕ МАДЙ, УЛХЮБАЭЙЕ Ч ФЙЫЙОЕ Й ПДЙОПЮЕУФЧЕ, РПЛХРБАФ ЫХНОЩИ Й ФЕПТЕФЙЮЕУЛЙ ДПМЗПЦЙЧХЭЙИ РПРХЗБЕЧ. пОЙ ДБЦЕ ОЕ РПДПЪТЕЧБАФ П НОПЗПЮЙУМЕООЩИ ФТХДОПУФСИ Й РТПВМЕНБИ, ЛПФПТЩЕ ЬФЙ ЮХЧУФЧЙФЕМШОЩЕ РФЙГЩ, РПУФПСООП РЩФБАЭЙЕУС ХНЕТЕФШ ПФ РОЕЧНПОЙЙ, НПЗХФ ДПУФБЧМСФШ УЧПЙН ЧМБДЕМШГБН. рПРХЗБК ОБРПНЙОБЕФ П ТПНБОФЙЛЕ ФТПРЙЮЕУЛЙИ ПУФТПЧПЧ, РЙТБФБИ Й ЛПНРЕОУЙТХЕФ ОЕДПУФБФПЛ РХФЕЫЕУФЧЙК Ч ПВЩЮОПК РПЧУЕДОЕЧОПК ЦЙЪОЙ.
рПЧБМШОПЕ ВЕЪХНОБС УФТБУФШ РЕОУЙПОЕТПЧ Л РПРХЗБСН — ЬФП ЧЩОХЦДЕООПЕ СЧМЕОЙЕ, Й ПОП ОЕ ЙНЕЕФ ЛБЛЙИ-МЙВП УЛТЩФЩИ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ НПФЙЧПЧ, РТПУФП НОПЗЙЕ РПЦЙМЩЕ МАДЙ ВЩМЙ ВЩ ТБДЩ ЪБЧЕУФЙ УПВБЛХ, ОП Х ОЙИ ОЕ ИЧБФБЕФ УЙМ ТЕЗХМСТОП ЗХМСФШ У ОЕК.

лФП ОЕ МАВЙФ РПРХЗБЕЧ.

тБЪДТБЦЙФЕМШОЩЕ, ЧУРЩМШЮЙЧЩЕ МАДЙ ЙМЙ ФЕ, ЛФП РЕТЕЗТХЦЕО ЛБЛПК-МЙВП УЕТШЈЪОПК Й ОБРТСЦЈООПК ТБВПФПК. фБЛПК ЮЕМПЧЕЛ РТПУФП ОЕ Ч УПУФПСОЙЙ ПГЕОЙФШ ЧЕУШ АНПТ УЙФХБГЙЙ, ЛПЗДБ НБМЕОШЛБС РФЙЮЛБ ЧОЕЪБРОП УБДЙФУС ЕНХ ОБ ЗПМПЧХ Й ЪБРХФЩЧБЕФУС Ч ЧПМПУБИ. уЙВБТЙФЩ, ГЕОСЭЙЕ НЙТ Й ЗБТНПОЙА, ФПЦЕ ОЕ ПУПВЕООП МАВСФ ЗТПНЛП ЭЕВЕЮХЭЙИ Й РТПОЪЙФЕМШОП ЛТЙЮБЭЙИ РПРХЗБЕЧ.

еЦЙЛ. лФП Й РПЮЕНХ МАВЙФ ЈЦЙЛПЧ.

іЦЙЛ ЛПМАЮЙК, ОП Х ОЕЗП НСЗЛЙК Й ЮХЧУФЧЙФЕМШОЩК ЦЙЧПФЙЛ. чМБДЕМШГЩ ЈЦЙЛПЧ УХТПЧЩЕ ОБ ЧОЕЫОЙК ЧЙД, ОП ТБОЙНЩЕ Ч ДХЫЕ. пОЙ УЮЙФБАФ, ЮФП УМЕДХЕФ ВЩФШ УХТПЧЩНЙ У ПЛТХЦБАЭЙНЙ МАДШНЙ, ОБОПУС ХРТЕЦДБАЭЙЕ ХДБТЩ РТЙ МАВПК, ДБЦЕ НБМЕКЫЕК, ЧЙДЙНПУФЙ ОБРБДЕОЙС, ОП РПЪЦЕ ПОЙ ВХДХФ НХЮЙФШУС ЙЪ-ЪБ ФПЗП, ЮФП ЪТС ПВЙДЕМЙ ОЕЧЙОПЧОЩИ МАДЕК. пОЙ ОЕ УРПУПВОЩ РТЕДБФШ, Й ПЮЕОШ ЮБУФП ЬФП ПФЛТЩФЩЕ, РТСНПМЙОЕКОЩЕ МАДЙ. еЦЙЛПЧ ЮБУФП ЧЩВЙТБАФ ДМС УЕВС ЦЕОЭЙОЩ Ч ФЕИ УМХЮБСИ, ЕУМЙ ЦЙЪОШ ЧЩОХЦДБЕФ ЙИ ВЩФШ ТЕЪЛЙНЙ Й СЪЧЙФЕМШОЩНЙ, Й ФБЛБС ЦЕОЭЙОБ Ч УЧПЈН ЈЦЙЛЕ МАВЙФ УЕВС, ЧЙДС, ЛБЛПК ПО ВЕЪЪБЭЙФОЩК РПД ЧУЕНЙ ЕЗП ЛПМАЮЛБНЙ. б ОЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ЦЕОЭЙО ЧПУИЙЭБАФУС ХНЕОЙЕН ЕЦЕК УЧЕТОХФШУС Ч ЛПМАЮЙК ЛМХВПЛ Й РЕТЕЦДБФШ Ч ФБЛПН УПУФПСОЙЙ ЧУЕ ФТХДОПУФЙ Й ОЕРТЙСФОПУФЙ. юЕМПЧЕЛ, ЛПФПТЩК ЪБЧЈМ УЕВЕ ЈЦЙЛБ, ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ ФПЗП, ЛБЛПЗП ПО ЧПЪТБУФБ Й РПМБ, ОХЦДБЕФУС Ч ЪБЭЙФОЙЛЕ, ЛПФПТЩК ВЩМ ВЩ ТСДПН У ОЙН.

лФП ОЕ МАВЙФ ЕЦЕК.

фПМШЛП ФПФ, ЛФП, РТПУОХЧЫЙУШ ХФТПН, УХОХМ ОПЗЙ Ч УЧПЙ ФБРПЮЛЙ Й УТБЪХ РПОСМ, ЗДЕ ТЕЫЙМ ЪБУОХФШ ЬФПФ ОПЮОПК ЪЧЕТЈЛ.

тЩВЛЙ. лФП Й РПЮЕНХ ЙИ МАВЙФ.

нПМЮБМЙЧЩИ ТЩВПЛ РТЕДРПЮЙФБАФ МАДЙ ДЧХИ ЛБФЕЗПТЙК. рЕТЧБС — ЬФП ЬОЕТЗЙЮОЩЕ, ЬНПГЙПОБМШОЩЕ, ПДХИПФЧПТЈООЩЕ МАДЙ, ЛПФПТЩИ ХУРПЛБЙЧБАФ НЕДМЕООЩЕ ДЧЙЦЕОЙС ОЕЛПФПТЩИ ЧЙДПЧ ТЩВ. дМС ФБЛЙИ МАДЕК БЛЧБТЙХН У ТЩВЛБНЙ — ЬФП РТПУФП РТЕДНЕФ ЙОФЕТШЕТБ, ЛБЛ Й ФЕМЕЧЙЪПТ. чФПТБС ЛБФЕЗПТЙС МАДЕК, ЛПФПТЩЕ МАВСФ ТЩВПЛ, ПФМЙЮБЕФУС ПФ РЕТЧПК. ч ОЕЈ ЧИПДСФ ДПЧПМШОП ПТЙЗЙОБМШОЩЕ Й ЙОПЗДБ ДБЦЕ ЬЛУГЕОФТЙЮОЩЕ НЩУМЙФЕМЙ. ьФЙ МАДЙ УЙМШОП ПФМЙЮБАФУС ПФ ПУФБМШОЩИ МАДЕК, ЛБЛ ИПМПДОПЛТПЧОЩЕ ТЩВЩ ПФМЙЮБАФУС ПФ ПУФБМШОПЗП ЦЙЧПФОПЗП НЙТБ, Й ФБЛ ЦЕ, ЛБЛ ТЩВЩ, ОЕУРЕЫОП УПЪЕТГБАЭЙЕ УЧПК РПДЧПДОЩК НЙТ Й ОЕ ЧЩИПДСЭЙЕ ЪБ ЕЗП РТЕДЕМЩ, ЙИ ЧМБДЕМШГЩ РЩФБАФУС ПФЗПТПДЙФШУС Й ХКФЙ ПФ ТЕБМШОПУФЙ ПЛТХЦБАЭЕЗП ЙИ НЙТБ. мАВЙФЕМЙ ТЩВ ДПУФБФПЮОП БЗТЕУУЙЧОЩ РП УЧПЕК ОБФХТЕ Й УРПЛПКОП ОБВМАДБАФ ЪБ ФЕН, ЛБЛ ЬФЙ РТЕЛТБУОЩЕ РМБЧБАЭЙЕ УПЪДБОЙС ЦБДОП РПЦЙТБАФ ДТХЗ ДТХЗБ ЙМЙ УЯЕДБАФ УЧПА УПВУФЧЕООХА ЙЛТХ.

лФП ОЕ МАВЙФ ТЩВПЛ.

тЩВПЛ ОЕ МАВСФ ЛТБКОЕ ЮХЧУФЧЙФЕМШОЩЕ МАДЙ, ЛПФПТЩЕ ОЕ ЧЩОПУСФ БЗТЕУУЙА ОЙ Ч ЛБЛПК ЖПТНЕ.

юЕТЕРБИБ. лФП Й РПЮЕНХ МАВЙФ ЮЕТЕРБИ.

юЕТЕРБИБ — ПМЙГЕФЧПТЕОЙЕ ОБДЈЦОПУФЙ Й БВУПМАФОПЗП УРПЛПКУФЧЙС. уПЗМБУОП ЛЙФБКУЛПК НЙЖПМПЗЙЙ, ъЕНМС РПЛПЙФУС ОБ РБОГЙТЕ ЗЙЗБОФУЛПК ЮЕТЕРБИЙ. фЕ, ЛФП ГЕОЙФ ЛПНЖПТФ Й УФБВЙМШОПУФШ, ЮХЧУФЧЙФЕМШОЩЕ МАДЙ У ДЕМЙЛБФОПК ДХЫПК, РПЛХРБАФ ЮЕТЕРБИХ. юЕТЕРБИБ ОЙЛПЗДБ ОЕ УНПЦЕФ ЪБНЕОЙФШ ОЙ НХЦБ, ОЙ ДТХЗБ. еУМЙ ЮЕТЕРБИБ ЦЙЧЈФ ДПНБ Х ПДЙОПЛПК ЦЕОЭЙОЩ ЙМЙ ПДЙОПЛПЗП НХЦЮЙОЩ, ЬФП ПЪОБЮБЕФ, ЮФП ПОЙ УФТЕНСФУС Л МАВЧЙ, ЮФП ПОЙ ПФЛТЩФЩ ДМС РТЕДМПЦЕОЙК Й ЗПФПЧЩ Л ДПМЗЙН Й УФБВЙМШОЩН ПФОПЫЕОЙСН.

лФП ОЕ МАВЙФ ЮЕТЕРБИ.

нЕДМЕООП РЕТЕДЧЙЗБАЭБСУС ЮЕТЕРБИБ ТБЪДТБЦБЕФ УФТЕНЙФЕМШОЩИ, РЩМЛЙИ, ПВЭЙФЕМШОЩИ Й ВПМФМЙЧЩИ МАДЕК, ЛПФПТЩН РПУФПСООП ОХЦОЩ УМХЫБФЕМЙ Й ЛПФПТЩЕ РТЙЧЩЛМЙ ЛПОГЕОФТЙТПЧБФШУС ФПМШЛП ОБ УЧПЙИ УПВУФЧЕООЩИ РТПВМЕНБИ.

ч ПДОПК ОЕВПМШЫПК УФБФШЕ ОЕЧПЪНПЦОП ТБУУНПФТЕФШ ЧУЕИ ЦЙЧПФОЩИ, ЛПФПТЩИ УЕЗПДОС ДЕТЦБФ МАДЙ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ДПНБЫОЙИ МАВЙНГЕЧ. сЭЕТЙГЩ, ЪНЕЙ, ФТПРЙЮЕУЛЙЕ РФЙГЩ Й ДБЦЕ ВБВПЮЛЙ Й ЦХЛЙ-ВПЗПНПМЩ — ЬФП ФПЦЕ ДБМЕЛП ОЕ РПМОЩК УРЙУПЛ ФЕИ, П ЛПН ОЕ ВЩМП ХРПНСОХФП ЧЩЫЕ. оП ЕУФШ Й ДТХЗБС, ДПУФБФПЮОП НОПЗПЮЙУМЕООБС ЛБФЕЗПТЙС МАДЕК, П ЛПФПТПК УМЕДХЕФ ХРПНСОХФШ ПУПВП — ЬФП ФЕ, Х ЛПЗП ОЕФ ОЙЛБЛПЗП ДПНБЫОЕЗП ЦЙЧПФОПЗП Й ЛФП ОЕ УФТЕНЙФУС ОЙЛПЗП РТЙПВТЕУФЙ.

йФБЛ, ЮФП, ЕУМЙ Х ЧБУ ДПНБ ОЕФ ОЙЛБЛПЗП ДПНБЫОЕЗП МАВЙНГБ Й ЧЩ ОЙЛПЗП ОЕ ИПФЙФЕ ЪБЧЕУФЙ?

еУМЙ ЬФП ФБЛ, ЕУМЙ ЧЩ ЧЪТПУМЩК Й ОЕЪБЧЙУЙНЩК ЮЕМПЧЕЛ, ОП Х ЧБУ ОЕФ ДПНБЫОЙИ ЦЙЧПФОЩИ Й ЧЩ БВУПМАФОП ТБЧОПДХЫОП Л ОЙН ПФОПУЙФЕУШ, ФП ЬФП НПЦЕФ ПЪОБЮБФШ УМЕДХАЭЕЕ:

х ЧБУ ЕУФШ ЛФП ФП, П ЛПН ЧЩ ЪБВПФЙФЕУШ Й ЛЕН ТБУРПТСЦБЕФЕУШ. х ЧБУ ДПУФБФПЮОП ВМЙЪЛЙИ МАДЕК, ЗПФПЧЩИ РПДДЕТЦБФШ Й ЪБЭЙФЙФШ ЧБУ, ЕУМЙ РПФТЕВХЕФУС. чУЕ ЧБЫЙ ЮХЧУФЧБ ХЦЕ ЪБОСФЩ ВМЙЪЛЙНЙ МАДШНЙ, Й ОЕФ ОЕПВИПДЙНПУФЙ ЙЪМЙФШ УЧПА ОЕЦОПУФШ ОБ ЛПЗП-ОЙВХДШ РХЫЙУФЕОШЛПЗП ЙМЙ Ч РЈТЩЫЛБИ.

чЩ ОЕ ХУФБЈФЕ ПВЭБФШУС У МАДШНЙ, МЕЗЛП ЧУФХРБЕФЕ Ч ЛПОФБЛФ У ОЙНЙ, Б Ч ФЕИ УЙФХБГЙСИ, ЛПЗДБ ДТХЗЙЕ РПЛХРБАФ ВПМПОЛХ ЙМЙ РПРХЗБС, ЧЩ ОБИПДЙФЕ ОПЧПЗП ДТХЗБ ЙМЙ РТПУФП ЪЧПОЙФЕ УЧПЕК ДПЮЕТЙ.

чЩ ВПМШЫЕ ОЕ ИПФЙФЕ ВТБФШ ОБ УЕВС ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ЪБ ДТХЗПЕ ЦЙЧПЕ УХЭЕУФЧП — ДМС ОБЮБМБ ЧБН ОХЦОП ИПФС ВЩ ТБЪПВТБФШУС УП УЧПЕК УПВУФЧЕООПК ЦЙЪОША.

чЩ ОЕ ИПФЙФЕ ОЙ ПФ ЛПЗП ЪБЧЙУЕФШ.

чЩ ЙОУФЙОЛФЙЧОП ЮХЧУФЧХЕФЕ: ФПМШЛП НХЦЮЙОБ НПЦЕФ ДБФШ ЧБН ФП, ЮФП ЧБН ОХЦОП, Й ЧУС ЧБЫБ УХЭОПУФШ РТПФЙЧЙФУС УБНПК НЩУМЙ П ФПН, ЮФПВЩ ЪБНЕОЙФШ УЩОБ ЛПФЈОЛПН, НХЦБ УПВБЛПК, Б ДХЫЕЧОЩК РПЛПК Й ЛПНЖПТФ БЛЧБТЙХНПН У ТЩВЛБНЙ.

чЩ ОЕ МАВЙФЕ ЦЙЧПФОЩИ, Й ПОЙ БВУПМАФОП ЧБУ ОЕ ЙОФЕТЕУХАФ. й ЧБН УПЧЕТЫЕООП ОЕ УФЩДОП ПФ ЬФПЗП, ОЕУНПФТС ОБ ФП, ЮФП ЮБУФЕОШЛП МАДУЛБС НПМЧБ ЗПЧПТЙФ, ЮФП ФПМШЛП ЪМПВОЩЕ ЬЗПЙУФЩ ВЕУРТЙЮЙООП ОЕ МАВСФ ДПНБЫОЙИ ЦЙЧПФОЩИ. чЩ ЦЕ, ОБРТПФЙЧ, УЮЙФБЕФЕ, ЮФП ЙОПЗДБ ЪБ ЮТЕЪНЕТОПК МАВПЧША Л ЦЙЧПФОЩН УЛТЩЧБЕФУС РТЕЪТЕОЙЕ Й ОЕОБЧЙУФШ Л МАДСН.

фЙРЙЮОЩК РТЙНЕТ ФБЛПЗП РПЧЕДЕОЙС — вТЙДЦЙФ вБТДП. пОБ РПМОПУФША МЙЫЕОБ НБФЕТЙОУЛПЗП ЙОУФЙОЛФБ, ДБЦЕ ОЕ НПЦЕФ ЧЩОПУЙФШ УЧПЕЗП УПВУФЧЕООПЗП ЧЪТПУМПЗП УЩОБ, РТЙДЕТЦЙЧБЕФУС РТПЖБЫЙУФУЛЙИ ЧЪЗМСДПЧ Й Ч ФП ЦЕ ЧТЕНС РТЙЪЩЧБЕФ ЧУЕИ ОБУ ОЕ ОПУЙФШ ОБФХТБМШОЩИ НЕИПЧ.

лБЛ РТБЧЙМП, НЩ ЧЩВЙТБЕН ДМС УЕВС ДПНБЫОЕЕ ЦЙЧПФОПЕ, РПДУПЪОБФЕМШОП УМЕДХС ЧУЕЗП МЙЫШ ФТЈН НПФЙЧБН:

лПННЕОФБТЙЕЧ ОЕФ.

Согласно исследованиям, проведенным профессором психологии Гэлфского университета Хэнком Дэвисом, забота о тех, кто меньше нас и слабее — будь то дети или животные, — заложена в сознании как своеобразный« код выживания». Нейронные связи не оставляют выбора: человек эмоционально реагирует на все, что подходит под определение« малыш», вне зависимости от биологического вида.
Животные — все равно что дети. Даже больше: в отличие от человеческих детенышей, они требуют постоянного ухода в течение всей своей жизни. Приходится тратить на них время, силы, деньги, эмоции. Но так уж ли «приходится»? Заводить питомца никто никого насильно не заставляет — мы мужественно возлагаем на себя это бремя и с гордостью несем его. Хотя на самом деле« животная» любовь зачастую прикрывает банальную выгоду: мы используем домашних любимцев, чтобы решить свои психологические проблемы.

ЖИВОЕ ЗЕРКАЛО

Нередки истории о том, как« собака подумала», «кошка пожалела», «рыбка выслушала». Очеловечивая своих зверей, мы зачастую приписываем им качества не только людей, но даже волшебников — например, когда утверждаем, что животные нас лечат. Специалист по психодиагностике и трансактному анализу, психолог Анна Шевцова настроена скептически: уровень нервной деятельности животных, по ее словам, недостаточно высок, чтобы они могли на равных общаться со своими хозяевами.
Отношения с питомцами — всего лишь зеркало, проекция, с которой мы можем считывать информацию о наших потребностях или проблемах в отношениях с людьми. Ирина(28) нашла своего обожаемого кота на улице: в коробке кто-то оставил трех еще слепых новорожденных котят. Девушка признается, что до этого не отличалась особой любовью к животным, но вдруг не смогла пройти мимо. Сначала хотела только выкормить подкидышей, а потом раздать. Но с одним, самым слабым, так и не смогла расстаться.
« Мы не всегда обращаем внимание, если кто-то просит помощи, — говорит психолог-консультант, системный терапевт Елизавета Левина. — Как правило, это происходит, когда сами в ней нуждаемся». У Ирины возникла бессознательная потребность в заботе, получить которую не было возможности. И она нашла существо, о котором смогла заботиться сама.

Анна Шевцова считает: если вдруг резко появился интерес к животным, стоит обратить внимание на то, что происходит в твоей жизни. Возможно, тебе не хватает ласки, любви или просто собеседника.

Дарья(24) с самого детства мечтала завести собаку — кошки ее не интересовали. Когда девушке было лет десять, мама принесла домой котенка: симпатичного, но с замашками мизантропа — он царапался, кусался и не любил игры с детьми. «Когда кот подрос и однажды не вернулся с прогулки, я расстроилась, но ненадолго, — признается Даша. — Я ведь хотела собаку, и полюбить кота всей душой так и не вышло». Недавно мечта сбылась — девушка купила щенка, и теперь уделяет ему почти все время: гуляет, водит на индивидуальные тренировки и даже спит с ним в одной кровати.

По мнению Елизаветы Левиной, в этой ситуации при выборе животного решающую роль сыграла не столько нелюбовь Даши именно к кошкам, а протест по отношению к маме — невозможно искренне любить то, что навязано. А вот собаку девушка выбрала самостоятельно, будучи готовой принять ответственность за свой выбор.

ТРЕНАЖЕР ЧУВСТВ

Иногда мы сами подводим психологическую подоплеку под свое решение завести домашнее животное. Например, среди молодых пар распространена практика сначала завести собаку или кошку, а потом — детей. Анна(25) замужем два года, но перед тем, как родить ребенка, вместе с мужем решила« потренироваться» на ком-то — и взяла в дом собаку. «Мне кажется, с Бусинкой мы учимся преодолевать сложности, — делится девушка. — Оказалось, что у нас с мужем разные взгляды на воспитание: Алексей строгий, но добрый, а я жестче, иногда могу даже накричать. Сейчас учусь добиваться своего другими способами. Думаю, теперь мы лучше готовы стать реальными родителями».
Насколько успешны такие эксперименты на животных? Елизавете Левиной этот метод кажется несколько надуманным: «Пара приняла решение и следует ему, хотя ничего глобально полезного это не приносит. Ребенок очень отличается от собаки — это выяснится сразу, как только Анна забеременеет. А сейчас они просто теряют время, оттягивая шаг, к которому морально не готовы». Мнение психолога подтверждает статистика: в обширном исследовании природы эмоциональной связи между хозяевами и животными, которое провел социолог Индианского университета Дэвид Блуэн, есть данные о том, что семейные пары считают животное своим ребенком только до тех пор, пока у них не появятся настоящие дети. Тогда различие в отношении становится очевидным. Анна Шевцова смотрит на проблему под другим углом: «Иногда парам страшно заводить ребенка, ведь с кошкой или собакой проще. Если возникнут проблемы, животное можно продать или отдать кому-то, а с ребенком придется выстраивать отношения в любом случае». По ее словам, здесь в действие вступает,
с одной стороны, желание реальных отношений и переживаний — стать родителем, наладить личную жизнь. А с другой — проявляется страх или нежелание работать над этим, вкладывать душу. Такой внутренний конфликт лучше разрешить мирным путем — разобравшись в своих чувствах, не привлекая к процессу ни детей, ни животных.

СКАЖИ, КТО ТВОЙ ДРУГ

Но почему одни без ума от котов, а другие уважают только собак? Данные исследования, проведенного психологом Техасского университета Сэмом Гослингом, свидетельствуют: кошатники — в целом более ранимые, ценящие одиночество люди, которые обладают более гибкой системой оценок. Если же человек состоит в браке, активно общается с коллегами и при этом придерживается более традиционных взглядов на жизнь — ему, скорее всего, подойдет собака. «Собаки — друзья и компаньоны, которых можно дрессировать и подчинить своей воле, физически и эмоционально они полностью зависят от хозяина, а кошка — существо самостоятельное, ее невозможно ни к чему принудить», — добавляет Анна Шевцова.
Кроме того, по мнению психолога, собак чаще всего заводят« тираны», а кошек
выбирают люди-жертвы: им самим хочется служить кому-то, поклоняться, кем-то восхищаться. Часто кошек заводят женщины, уставшие быть« мужиками», проявлять
независимость. К тому же эти звери непредсказуемы: как бы мы ни любили кошку, она совершенно не обязательно ответит нам взаимностью.
Собаки помогают социализироваться — с ними почти всегда приходится выходить в мир, общаться с другими хозяевами. Они даже могут служить пропуском в иной социальный круг. Так было, например, с маленькими собачками, но повальная мода на китайских хохлатых, йорков и чихуахуа обнулила былую элитарность владельцев« карманных» малышек.

Кстати, если твое внимание привлекают именно экзотические животные, сложные в уходе и содержании, речь идет лишь о стремлении выделиться. «В этом случае любовь к живой природе ни при чем, — считает Анна Шевцова. — Поэтому непреодолимое желание купить игуану — повод в первую очередь записаться на прием к психологу. Возможно, после этого отпадет необходимость идти в зоомагазин».

ИСЦЕЛЕНИЕ ЛЮБОВЬЮ

Истории о том, как домашние животные лечат своих хозяев, давно перешли из категории« очевидное-невероятное» в разряд бытового. Специалисты, однако, не теряют надежду выяснить, так ли это, или мы попадаем под влияние эффекта плацебо. Группа психологов под руководством доктора психологии Эрики Фрайдман в процессе исследований выяснила: питомцы незначительно улучшают общее состояние людей с заболеваниями сердца и некоторыми психическими заболеваниями. Но речь именно о периоде реабилитации, который проходит быстрее и легче, если у пациента есть дома какое-нибудь зверье. Анна Шевцова, в свою очередь, считает: наши любимцы, как зависимые существа, буквально снимают с человека часть негативной энергии. Люди насыщают атмосферу дома своими мыслями и чувствами. Тяжелые ощущения влияют на всех. Животные, у которых, в отличие от нас, нет психологической защиты, берут на себя то, что витает в пространстве. «Иногда бывает, что звери в семье болеют, — добавляет психолог, — а людям становится легче. Это может происходить неосознанно: вроде бы у всех все хорошо, но кошка вдруг умирает от тяжелой болезни».

И все-таки споры на тему достоверности лечебных свойств домашних питомцев вряд ли утихнут в ближайшее время. Доктор психологии Университета Западной Каролины Хэл Херцог провел исследование, результаты которого активно обсуждают
в медицинском и психологическом сообществах США. Выяснилось, что реальных данных, на которых могли бы основываться выводы о терапевтическом влиянии животных, просто нет. Эффект« звериного» оздоровления настолько мало изучен, что Херцог буквально призвал коллег вплотную заняться изучением этого вопроса. Он также отмечает, что, возможно, столь незначительное раскрытие темы имеет отношение к прибылям: многомиллионный оборот компаний, производящих корма и товары для животных, находится в прямой зависимости от мифа, что, допустим, вот этот милый йорк или лабрадор может вылечить ваше сердце, заставить больше двигаться и прогнать тоску.

НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЧУВСТВА

Довольно рааспространено мнение, что те из нас, кто любит животных, любят и людей. На самом деле эти вещи не связаны и даже наоборот — чем больше человек привязан к зверям, тем сложнее его отношения с людьми. Недаром классический портрет заядлого собачника или кошатницы — это образ отшельника, оставившего мир ради общения с братьями нашими меньшими. Анна Шевцова отмечает: «Люди требуют от нас душевных и эмоциональных вложений, работы в отношениях и над собой. Это бывает тяжело, страшно, приносит боль, указывает на ошибки и заставляет меняться и расти. Животные же позволяют оставаться такими, какие мы есть, — это безопасно и приятно». Когда некоторые одинокие люди заводят домашних питомцев, они, скорее, хотят любви, но боятся, что не достойны ее. От окружающих они ждут боли и разочарований, опасаются вступать в реальные глубокие отношения".

Получается, что наше взаимодействие с птомцами во многом обусловлено если не проблемами, то алгоритмами отношений с людьми. Хэл Херцог, анализируя в своей статье связи человека и братьев меньших, приходит к выводу: люди — единственные животные, которые делают« любимцами» животных другого вида, остальные представители фауны взаимодействуют друг
с другом только на партнерских основаниях. Мы заводим зверей для заботы, ласки и радости. Возможно, рано или поздно мы все же научимся любить их без сложной психологической подоплеки — просто затем, чтобы в жизни стало немного больше позитивных эмоций, чистой неизменной радости общения, какую наши питомцы дарят нам« безвозмездно — то есть даром».

ТЕКСТ: Лана Волохова

Недавняя популярность «дизайнерских» собак, кошек, мини-пигов и других питомцев может привести к мысли, что содержание домашних животных — не более, чем причуда. Действительно, существует мнение, что домашние животные — это прихоть Запада, реликвия рабочих животных, хранящаяся в памяти о прошлом.

В Великобритании почти в половине домов живут домашние животных, на них тратится много времени и денег, но сами они не способствуют приобретению материальных благ. Однако во время финансового кризиса 2008 г расходы на домашних животных оставались практически на там же уровне, как и ранее, что говорит о том, что для большинства владельцев домашние животные - не роскошь, а неотъемлемая часть жизни и семьи.

Однако некоторые люди содержат домашних животных, в то время как другие в них совершенно не заинтересованы. Почему так происходит? Весьма вероятно, что наше стремление к компании домашних животных действительно имеет отношения к истории нашего сотрудничества, которое началось десятки тысяч лет назад и сыграло важную роль в нашей эволюции. Если это так, то, возможно, генетика может помочь объяснить, почему любовь к животным — это то, что у некоторых людей просто отсутствует.

Вопрос здоровья

В последнее время было проведено множество исследований о влиянии собак на здоровье, в том числе ученые выяснили, что собаки снижают риск сердечно-сосудистых заболеваний, помогают справиться с одиночеством, облегчают симптомы депрессии.

Как пишет Джон Брэдшоу в своей новой книге «The Animals Among Us » с этим утверждением есть две проблемы. Во-первых, есть аналогичное количество исследований, которые показывают, что домашние животные не оказывают никакого влияния на здоровье людей или даже имеют некоторое негативное влияние. Во-вторых, владельцы домашних животных живут не дольше тех, кто никогда даже не думал завести себе питомца. И даже если бы эти преимущества для здоровья были реальными, то они распространяются только на сегодняшних горожан, подверженных стрессу, депрессии и малоподвижному образу жизни, а не на наших предков-охотников-собирателей, поэтому это нельзя считать причиной того, почему мы начали держать домашних животных.

Стремление взять животное в дом настолько широко распространено, что можно подумать об этом, как об универсальной черте человеческой природы, но не у всех обществ существует традиция содержания животных. Даже на Западе есть множество людей, которые не испытывают особой близости к животным, будь то домашние или дикие.

Традиция содержания животных часто существует в семьях, и предполагалось, что дети, выросшие в доме, где были домашние животные, склонны также заводить питомцев, но недавние исследования показали, что этот феномен имеет генетическую природу. Некоторые люди, независимо от условий воспитания, могут быть предрасположены искать компанию животных, а другие — наоборот избегать.

Таким образом, уникальные гены, способствующие желанию содержать домашних животных, могут присутствовать у некоторых людей, но они не универсальны, что предполагает, что в прошлом некоторые общества или отдельные личности, но не все, процветали из-за инстинктивного взаимопонимания с животными.

ДНК домашних животных

ДНК сегодняшних домашних животных показывает, что каждый вид отделился от своего дикого предка в период между 15000 и 5000 лет назад, в поздний палеолитический или неолитический период. Именно тогда люди начали разводить скот. И по крайней мере некоторые из них рассматривались именно как домашние животные, содержались вблизи жилищ человека, что мешало их скрещиванию с дикими животными, а особый социальный статус, предоставляемый некоторым животным, препятствовал их истреблению в качестве пищи. Будучи изолированными, новые полуодомашненные животные смогли стать теми, кого мы знаем сегодня.

Те же самые гены, которые сегодня предрасполагают некоторых людей брать собак или кошек, могли распространиться среди первых земледельцев-фермеров. Общества, которые включали людей с эмпатией к животным, процветали бы среди тех, которым приходилось продолжать полагаться на охоту для добычи мяса. Почему это не распространилось на всех? Вероятно, потому, что в какой-то момент истории альтернативные стратегии также оказались жизнеспособными.

В этой истории есть последний поворот: недавние исследования показали, что привязанность к домашним животным идет рука об руку с заботой о природе. Таким образом, домашние животные могут помочь нам восстановить связь с миром природы, от которого мы отдалились.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: