C операции со строками string. Строки в си. Введение
В программе строки могут определяться следующим образом:
- как строковые константы;
- как массивы символов;
- через указатель на символьный тип;
- как массивы строк.
Кроме того, должно быть предусмотрено выделение памяти для хранения строки.
Любая последовательность символов, заключенная в двойные кавычки «» , рассматривается как строковая константа .
Для корректного вывода любая строка должна заканчиваться нуль-символом "\0" , целочисленное значение которого равно 0. При объявлении строковой константы нуль-символ добавляется к ней автоматически. Так, последовательность символов, представляющая собой строковую константу, будет размещена в оперативной памяти компьютера, включая нулевой байт.
Под хранение строки выделяются последовательно идущие ячейки оперативной памяти. Таким образом, строка представляет собой массив символов. Для хранения кода каждого символа строки отводится 1 байт.
Для помещения в строковую константу некоторых служебных символов используются символьные комбинации. Так, если необходимо включить в строку символ двойной кавычки, ему должен предшествовать символ «обратный слеш»: ‘\»‘ .
Строковые константы размещаются в статической памяти. Начальный адрес последовательности символов в двойных кавычках трактуется как адрес строки. Строковые константы часто используются для осуществления диалога с пользователем в таких функциях, как printf() .
При определении массива символов
необходимо сообщить компилятору требуемый размер памяти.
char
m;
Компилятор также может самостоятельно определить размер массива символов, если инициализация массива задана при объявлении строковой константой:
char
m2=;
char
m3={"Т","и","х","и","е"," ","д","о","л","и","н","ы"," ","п","о","л","н","ы"," ","с","в","е","ж","е","й"," ","м","г","л","о","й","\0"
};
В этом случае имена m2 и m3 являются указателями на первые элементы массивов:
- m2 эквивалентно &m2
- m2 эквивалентно ‘Г’
- m2 эквивалентно ‘o’
- m3 эквивалентно &m3
- m3 эквивалентно ‘x’
При объявлении массива символов и инициализации его строковой константой можно явно указать размер массива, но указанный размер массива должен быть больше, чем размер инициализирующей строковой константы:
char
m2="Горные вершины спят во тьме ночной."
;
Для задания строки можно использовать указатель на символьный тип
.
char
*m4;
В этом случае объявление массива переменной m4 может быть присвоен адрес массива:
m4 = m3;
*m4 эквивалентно m3="Т"
*(m4+1) эквивалентно m3="и"
Здесь m3 является константой-указателем. Нельзя изменить m3 , так как это означало бы изменение положения (адреса) массива в памяти, в отличие от m4 .
Для указателя можно использовать операцию увеличения (перемещения на следующий символ):
Массивы символьных строк
Иногда в программах возникает необходимость описание массива символьных строк
. В этом случае можно использовать индекс строки для доступа к нескольким разным строкам.
char
*poet = {"Погиб поэт!", "- невольник чести -"
,
"Пал," , "оклеветанный молвой…"
};
В этом случае poet
является массивом, состоящим из четырех указателей на символьные строки. Каждая строка символов представляет собой символьный массив, поэтому имеется четыре указателя на массивы. Указатель poet
ссылается на первую строку:
*poet
эквивалентно "П"
,
*poet[l]
эквивалентно "-"
.
Инициализация выполняется по правилам, определенным для массивов.
Тексты в кавычках эквивалентны инициализации каждой строки в массиве. Запятая разделяет соседние
последовательности.
Кроме того, можно явно задавать размер строк символов, используя описание, подобное такому:
char
poet;
Разница заключается в том, что такая форма задает «прямоугольный» массив, в котором все строки имеют одинаковую длину.
Свободный массив
Описание
сhar *poet;
определяет свободный массив, где длина каждой строки определяется тем указателем, который эту строку инициализирует. Свободный массив не тратит память напрасно.
Операции со строками
Большинство операций языка Си, имеющих дело со строками, работает с указателями. Для размещения в оперативной памяти строки символов необходимо:
- выделить блок оперативной памяти под массив;
- проинициализировать строку.
Для выделения памяти под хранение строки могут использоваться функции динамического выделения памяти . При этом необходимо учитывать требуемый размер строки:
char
*name;
name = (char
*)malloc(10);
scanf("%9s"
, name);
Для ввода строки использована функция scanf()
, причем введенная строка не может превышать 9 символов. Последний символ будет содержать "\0"
.
Функции ввода строк
Для ввода строки может использоваться функция scanf() . Однако функция scanf() предназначена скорее для получения слова, а не строки. Если применять формат "%s" для ввода, строка вводится до (но не включая) следующего пустого символа, которым может быть пробел, табуляция или перевод строки.
Для ввода строки, включая пробелы, используется функция
char
* gets(char
*);
или её эквивалент
char
* gets_s(char
*);
В качестве аргумента функции передается указатель на строку, в которую осуществляется ввод. Функция просит пользователя ввести строку, которую она помещает в массив, пока пользователь не нажмет Enter .
Функции вывода строк
Для вывода строк можно воспользоваться рассмотренной ранее функцией
printf("%s"
, str); // str - указатель на строку
или в сокращенном формате
printf(str);
Для вывода строк также может использоваться функция
int
puts (char
*s);
которая печатает строку s и переводит курсор на новую строку (в отличие от printf() ). Функция puts() также может использоваться для вывода строковых констант, заключенных в кавычки.
Функция ввода символов
Для ввода символов может использоваться функция
char
getchar();
которая возвращает значение символа, введенного с клавиатуры. Указанная функция использовалась в рассмотренных ранее примерах для задержки окна консоли после выполнения программы до нажатия клавиши.
Функция вывода символов
Для вывода символов может использоваться функция
char
putchar(char
);
которая возвращает значение выводимого символа и выводит на экран символ, переданный в качестве аргумента.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
#include
#include
#include
int
main() {
char
s, sym;
int
count, i;
system("chcp 1251"
);
system("cls"
);
printf("Введите строку: "
);
gets_s(s);
printf("Введите символ: "
);
sym = getchar();
count = 0;
for
(i = 0; s[i] != "\0"
; i++)
{
if
(s[i] == sym)
count++;
}
printf("В строке\n"
);
puts(s); // Вывод строки
printf("символ "
);
putchar(sym); // Вывод символа
printf(" встречается %d раз"
, count);
getchar(); getchar();
return
0;
}
Результат выполнения
Основные функции стандартной библиотеки string.h
Основные функции стандартной библиотеки string.h приведены в таблице.
Функция | Описание |
char *strcat(char *s1, char *s2) |
присоединяет s2 к s1, возвращает s1 |
char *strncat(char *s1, char *s2, int n) |
присоединяет не более n символов s2 к s1, завершает строку символом "\0", возвращает s1 |
char *strсpy(char *s1, char *s2) |
копирует строку s2 в строку s1, включая "\0", возвращает s1 |
); strncpy(m3, m1, 6); // не добавляет "\0" в конце строки puts("Результат strncpy(m3, m1, 6)" ); puts(m3); strcpy(m3, m1); puts("Результат strcpy(m3, m1)" ); puts(m3); puts("Результат strcmp(m3, m1) равен" ); printf("%d" , strcmp(m3, m1)); strncat(m3, m2, 5); puts("Результат strncat(m3, m2, 5)" ); puts(m3); strcat(m3, m2); puts("Результат strcat(m3, m2)" ); puts(m3); puts("Количество символов в строке m1 равно strlen(m1) : " ); printf("%d\n" , strlen(m1)); _strnset(m3, "f" , 7); puts("Результат strnset(m3, "f" , 7)" ); puts(m3); _strset(m3, "k" ); puts("Результат strnset(m3, "k" )" ); puts(m3); getchar(); return 0; } Результат выполнения |
Теги: Си строки. Char array.
Строки в си. Введение.
Э
то вводная статья по строкам в си. Более подробное описание и примеры будут, когда мы научимся работать с памятью и указателями.
В компьютере все значения хранятся в виде чисел. И строки тоже, там нет никаких символов и букв.
Срока представляет собой массив чисел. Каждое число соответствует определённому символу, который берётся из таблицы кодировки. При выводе на экран символ отображается определённым образом.
Для хранения строк используются массивы типа char. Ещё раз повторюсь – тип char – числовой, он хранит один байт данных. Но в соответствии с таблицей кодировки каждое из этих чисел связано с символом. И в обратную сторону – каждый символ определяется своим порядковым номером в таблице кодировки.
Например
#include
Мы создали две переменные, одна типа char , другая int . Литера "A" имеет числовое значение 65. Это именно литера, а не строка, поэтому окружена одинарными кавычками. Мы можем вывести её на печать как букву
Printf("display as char %c\n", c);
Тогда будет выведено
A
Если вывести её как число, то будет
65
Точно также можно поступить и с числом 65, которое хранится в переменной типа int
.
Спецсимволы также имеют свой номер
#include
Здесь будет сначала "выведен" звуковой сигнал, затем его числовое значение, затем опять звуковой сигнал.
Строка в си – это массив типа char
, последний элемент которого хранит терминальный символ "\0". Числовое значение этого символа 0, поэтому можно говорить, что массив оканчивается нулём.
Например
#include
Для вывода использовался ключ %s. При этом строка выводится до первого терминального символа, потому что функция printf не знает размер массива word.
Если в этом примере не поставить
Word = "\0";
то будет выведена строка символов произвольной длины, до тех пор, пока не встретится первый байт, заполненный нулями.
#include
В данном случае всё корректно. Строка "ABC" заканчивается нулём, и ею мы инициализируем массив word. Строка text инициализируется побуквенно, все оставшиеся символы, как следует из главы про массивы, заполняются нулями.
Чтение строк
Д ля того, чтобы запросить у пользователя строку, необходимо создать буфер. Размер буфера должен быть выбран заранее, так, чтобы введённое слово в нём поместилось. При считывании строк есть опасность того, что пользователь введёт данных больше, чем позволяет буфер. Эти данные будут считаны и помещены в память, и затрут собой чужие значения. Таким образом можно провести атаку, записав нужные байты, в которых, к примеру, стоит переход на участок кода с вредоносной программой, или логгирование данных.
#include
В данном случае количество введённых символов ограничено 19, а размер буфера на 1 больше, так как необходимо хранить терминальный символ. Напишем простую программу, которая запрашивает у пользователя строку и возвращает её длину.
#include
Так как числовое значение символа "\0" равно нулю, то можно записать
While (buffer != 0) { len++; }
Или, ещё короче
While (buffer) { len++; }
Теперь напишем программу, которая запрашивает у пользователя два слова и сравнивает их
#include
Так как каждая буква имеет числовое значение, то их можно сравнивать между собой как числа. Кроме того, обычно (но не всегда!) буквы в таблицах кодировок расположены по алфавиту. Поэтому сортировка по числовому значению также будет и сортировкой по алфавиту.
В современном стандарте C++ определен класс с функциями и свойствами (переменными) для организации работы со строками (в классическом языке C строк как таковых нет, есть лишь массивы символов char):
#include
#include#include
Для работы со строками также нужно подключить стандартный namespace:
Using namespace std;
В противном случае придётся везде указывать описатель класса std::string вместо string .
Ниже приводится пример программы, работающей со string (в старых си-совместимых компиляторах не работает!):
#include
Основные возможности, которыми обладает класс string:
- инициализация массивом символов (строкой встроенного типа) или другим объектом типа string . Встроенный тип не обладает второй возможностью;
- копирование одной строки в другую. Для встроенного типа приходится использовать функцию strcpy() ;
- доступ к отдельным символам строки для чтения и записи. Во встроенном массиве для этого применяется операция взятия индекса или косвенная адресация с помощью указателя;
- сравнение двух строк на равенство. Для встроенного типа используются функции семейства strcmp() ;
- конкатенация (сцепление) двух строк, дающая результат либо как третью строку, либо вместо одной из исходных. Для встроенного типа применяется функция strcat() , однако чтобы получить результат в новой строке, необходимо последовательно задействовать функции strcpy() и strcat() , а также позаботиться о выделении памяти;
- встроенные средства определения длины строки (функции-члены класса size() и l ength()). Узнать длину строки встроенного типа можно только вычислением с помощью функции strlen() ;
- возможность узнать, пуста ли строка.
Рассмотрим эти базовые возможности более подробно.
Инициализация строк при описании и длина строки (не включая завершающий нуль-терминатор):
String st("Моя строка\n"); cout << "Длина " << st << ": " << st.size() << " символов, включая символ новой строки\n";
Строка может быть задана и пустой:
String st2;
Для проверки того, пуста ли строка , можно сравнить ее длину с 0:
If (! st.size()) // пустая
или применить метод empty() , возвращающий true для пустой строки и false для непустой:
If (st.empty()) // пустая
Третья форма создания строки инициализирует объект типа string другим объектом того же типа:
String st3(st);
Строка st3 инициализируется строкой st . Как мы можем убедиться, что эти строки совпадают ? Воспользуемся оператором сравнения (==):
If (st == st3) // инициализация сработала
Как скопировать одну строку в другую ? С помощью обычной операции присваивания:
St2 = st3; // копируем st3 в st2
Для сцепления строк используется операция сложения (+) или операция сложения с присваиванием (+=). Пусть даны две строки:
String s1("hello, "); string s2("world\n");
Мы можем получить третью строку, состоящую из конкатенации первых двух, таким образом:
String s3 = s1 + s2;
Если же мы хотим добавить s2 в конец s1 , мы должны написать:
S1 += s2;
Операция сложения может сцеплять объекты класса string не только между собой, но и со строками встроенного типа. Можно переписать пример, приведенный выше, так, чтобы специальные символы и знаки препинания представлялись встроенным типом char * , а значимые слова – объектами класса string:
Const char *pc = ", "; string s1("hello"); string s2("world"); string s3 = s1 + pc + s2 + "\n"; cout << endl << s3;
Подобные выражения работают потому, что компилятор "знает", как автоматически преобразовывать объекты встроенного типа в объекты класса string . Возможно и простое присваивание встроенной строки объекту string:
String s1; const char *pc = "a character array"; s1 = pc; // правильно
Обратное преобразование при этом не работает . Попытка выполнить следующую инициализацию строки встроенного типа вызовет ошибку компиляции:
Char *str = s1; // ошибка компиляции
Чтобы осуществить такое преобразование, необходимо явно вызвать функцию-член с названием c_str() ("строка Си"):
Const char *str = s1.c_str();
Функция c_str() возвращает указатель на символьный массив, содержащий строку объекта string в том виде, в каком она находилась бы во встроенном строковом типе. Ключевое слово const здесь предотвращает "опасную" в современных визуальных средах возможность непосредственной модификации содержимого объекта через указатель.
К отдельным символам объекта типа string , как и встроенного типа, можно обращаться с помощью операции взятия индекса. Вот, например, фрагмент кода, заменяющего все точки символами подчеркивания:
String str("www.disney.com"); int size = str.size(); for (int i = 0; i < size; i++) if (str[i] == ".") str[ i ] = "_"; cout << str;
Replace(str.begin(), str.end(), ".", "_");
Правда, здесь использован не метод replace класса string , а одноимённый алгоритм:
#include
Поскольку объект string ведет себя как контейнер, к нему могут применяться и другие алгоритмы. Это позволяет решать задачи, не решаемые напрямую функциями класса string .
Ниже приводится краткое описание основных операторов и функций класса string , ссылки в таблице ведут к русскоязычным описаниям в интернете. Более полный список возможностей класса string можно получить, например, в Википедии или на сайте cplusplus.com .