Программы для писателей или писательский софт. Творчество на ходу: приложения для писателей

Мобильные устройства не лучшим образом подходят для создания контента – клавиатура занимает добрую половину экрана, и без того небольшого, кнопки маленькие и неудобные для крупных пальцев, Т9 постоянно грозит исправить правильное словосочетание на полную несуразицу. В плане работы над текстом ни планшет, ни смартфон не смогут полноценно заменить компьютер, однако при современном активном ритме жизни носить с собой ноутбук везде невозможно. А муза, как известно, «не приходит по расписанию».

К счастью, и в Google Play и в App Store есть приложения, которые позволяют писателям и блоггерам «поймать» мысль, чтобы в дальнейшем создать на её основе качественный текст.

Бесплатных текстовых редакторов в App Store, увы, не отыскать. Писателю, который не хочет платить за софт, остаётся довольствоваться встроенными «Заметками » и терпеть функциональную скудность этой программы.

Мастерам слова, которые готовы потратиться ради того, чтобы получить постоянного помощника, стоит обратить внимание на следующие приложения.

Price: 459 р +

– наиболее функциональное приложение на iOS для создания текстов. Программа поддерживает облегчённый язык форматирования Markdown . Это значит, что написанный на мобильном устройстве текст можно легко разбавить различными заметками, цитатами, списками и гиперссылками. Расширенная версия Markdown и вовсе позволяет использовать таблицы, картинки и видео. Контент, созданный в , не нуждается в доработке на компьютере – его можно сразу публиковать в блоге в или Tumblr .

Есть ли другие преимущества у ?

  1. Аскетизм . У человека, привыкшего к Word, интерфейс вызовет изумление. Перед писателем фактически лежит чистый лист бумаги – никакой панели инструментов не видать, экран не заслоняется клавиатурой наполовину. Настроек тоже минимум: только стиль шрифта и размер букв.
  2. Интеграция с «облачными» сервисами . Документ легко скинуть в Dropbox и в iCloud . Таким образом, начав создание контента на iPhone , завершить его можно уже на Mac.
  3. Широкий перечень поддерживаемых форматов работает не только со стандартными.doc , .rtf и.txt , но также с.pdf и.html -файлами.

Приобретение «влетит в копеечку»: приложение стоит 459 рублей. Однако однажды потратившись на покупку этой программы, пользователь едва ли когда-либо почувствует необходимость сменить текстовый редактор на iPhone.

iWriter

Price: 379 р.

iA Writer – утилита, созданная отечественными разработчиками. Главное достоинство этой программы – простота: ни на экране, ни в «Панели инструментов» нет ни одного пункта, в полезности которого были бы сомнения. Минималистичный внешний вид приложения гарантирует писателю комфортную работу над текстом.

Однако качественно проработанным интерфейсом преимущества iA Writer не ограничиваются. Писателю стоит обратить внимание также на следующие моменты:

  1. iA Writer помогает создать действительно грамотный текст . Программа самостоятельно отыскивает синтаксические ошибки и повторы слов и вносит исправления. Кроме того, приложение способно дать совет, какие из предложений стоит перефразировать, чтобы текст читался максимально легко.
  2. iA Writer заботится о том, чтобы документы не пропали . Можно наладить синхронизацию с облачными хранилищами iCloud и Dropbox и редактировать созданные на Айфоне записи с помощью Mac или iPad .
  3. iA Writer хранит документы в порядке . Писателю, ведущему сразу несколько проектов, копирайтеру и особенно студенту крайне важно соблюдать порядок в записях. Поэтому возможность сортировать документы по папкам в iA Writer обычно приходится весьма кстати.

iA Writer стоит лишь немного дешевле, чем – 379 рублей, однако с точки зрения функционала серьезно проигрывает: в iA Writer , например, нет поддержки языка форматирования Markdown, а значит, текст из этой программы при публикации в блоге будет представлять собой «простыню».

Приложения для писателей на Андроид

В магазине Google Play, в отличие от App Store, полно бесплатных приложений для оформления заметок и работы над текстом.

JotterPad X: Writer

Price: Free

JotterPad – блокнот на Android, предназначенный для творческих личностей. От других приложений для заметок его отличает наличие нескольких встроенных форматов текста. Если пользователь выберет, скажем, формат «Стихотворение », ему не придётся самостоятельно разбираться, как центрировать текст и отделять одну строчку от другой.

По каким ещё причинам электронный блокнот JotterPad заслуживает внимания?

  1. Лаконичный дизайн – пожалуй, ключевой критерий при выборе текстового редактора. Разработчики оставили только самые необходимые пункты меню и притом спрятали их так, чтобы они не отвлекали писателя. Всё, что пользователь видит перед собой – это чистый лист.
  2. Масса инновационных функций. Например, JotterPad даёт пользователю возможность выбрать один из эксклюзивных шрифтов от компании Hoefler&Co, а также загрузить свои фонты. Кроме того, приложение включает в себя словарь английского языка, функцию оценки синтаксиса онлайн и ночной режим (белый текст на чёрном фоне).
  3. Синхронизация с «облаком». Все созданные тексты можно мгновенно сохранять в Dropbox .

Немногочисленные жалобы юзеров на JotterPad , как правило, связаны с отсутствием языка разметки Markdown в бесплатной версии приложения. Однако желать от электронного блокнота JotterPad большего – уже наглость: функционал программы и без того излишне хорош для бесплатного софта.

Quip

Price: Free

Главная особенность текстового редактора Quip заключается в том, что он позволяет работать над одним и тем же документом сразу нескольким пользователям онлайн. При этом каждый из юзеров будет в курсе тех правок, которые вносят остальные.

Вся рабочая область Quip делится на 3 раздела: «Заметки» («Входящие») , «Документы» и «Чат» . В разделе «Заметки » пользователь создаёт текст, через «Документы » подключает одного или нескольких человек для оценки и внесения правок и, наконец, в «Чате » обсуждает коррективы. Можно редактировать уже готовый документ – поддерживается импорт из Evernote , Google Drive и Dropbox .

Таким образом, приложение Quip отлично подходит как для корпоративной сферы, так и для индивидуального использования либо для написания книг в соавторстве. Единственным его минусом является необходимость стабильного подключения к интернету для коллективного редактирования, однако вносить правки самостоятельно можно и оффлайн.

Блог-платформы для Android и iOS

Текст, созданный с помощью одной из перечисленных выше программ, блоггер можно опубликовать прямо с мобильного устройства. Известные платформы для блоггинга доступны в Google Play и AppStore в виде приложений.

Price: Free

Кроссплатформенное приложение Word Press даёт возможность «присматривать» сразу за несколькими блогами независимо от того, размещены ли они на или на хостинге блоггера.

Что конкретно позволяет делать блоггеру приложение Word Press ?

  1. Исправлять разного рода ошибки в уже опубликованном контенте.
  2. Модерировать комментарии и давать читателям ответы.
  3. Размещать новые заметки, созданные буквально «на ходу».
  4. Анализировать статистику посещений, чтобы всегда быть в курсе, откуда читатели приходят чаще всего.

На тематических форумах и в обзорах можно встретить достаточно жалоб на мобильный Word Press , однако это не повод отказываться от использования программы. Во-первых , лучшего приложения для ведения блога всё равно не найти, во-вторых , с каждым обновлением мобильная версия делает гигантские шаги вперёд. Регулярно совершенствуются базовые функции и появляются новые – скажем, последняя версия Word Press позволяет публиковать снимки прямо с камеры гаджета. Очевидным плюсом программы является и то, что в магазинах App Store и Google Play её можно совершенно бесплатно скачать.

Live Journal

Price: Free

Платформа, которой пользуется значительное число отечественных блоггеров, к сожалению, пока не имеет достойной мобильной версии. Приложение «Живой журнал » есть и в Google Play, и в AppStore — в магазине для «яблочных» гаджетов оно представлено аж в 3-х вариациях: для iPhone , для iPad и универсальное . Однако каждая из версий имеет довольно низкую среднюю оценку пользователей, которые не ленятся писать обширные гневные комментарии.

Среди положительных сторон приложения Live Journal юзерами отмечаются:

  1. Привлекательный дизайн.
  2. Уникальная возможность открыть сразу несколько пользовательских аккаунтов – другие приложения для ведения ЖЖ этого не могут.
  3. Интеграция с соцсетями. Понравившиеся статьи легко выложить на страницу в Facebook или в Twitter .
  4. Возможность публиковать фото прямо с камеры.

Впрочем, всё это умеет делать и Word Press , который лишён многочисленных недостатков Live Journal . Главные претензии пользователей к приложению – регулярные «вылеты» и отсутствие доступа к топу публикаций. Отмечаются и мелкие неудобства: очень многие юзеры высказываются критично по поводу того, что приложение заставляет писать каждое слово с заглавной буквы.

Обладателям смартфонов Android хотя бы не так обидно, как пользователям iPhone и iPad: в Google Play приложение доступно бесплатно, а из AppStore оно загружается за деньги (причём независимо от версии). Универсальное приложение стоит 459 рублей – эта сумма кажется достаточной, чтобы рассчитывать на качество.

Price: Free

Ещё одно приложение для ведения блогов, радужное описание которого в Google Play резко контрастирует с содержанием негативных комментариев. Нужно сразу отметить, что Blogger не является кроссплатформенным приложением – в AppStore его нет . Однако обладатели iPhone и iPad имеют доступ к своим записям на редактировать контент на этой платформе они могут через мобильный клиент BlogGo .

На Android обеспечивает пользователя всеми необходимыми функциями – писатель может:

  • Публиковать новые заметки и редактировать существующие.
  • Переключаться между несколькими блогами.
  • Встраивать в текст иллюстрации из галереи и снимки прямо с камеры.

Неприятным сюрпризом является нестабильность работы приложения. По отзывам пользователей программа постоянно вылетает – сколько бы обновлений ни выходило, проблема остаётся актуальной.

Кроме того, писатели отмечают, что выгрузка фотографий в пост – это настоящая пытка. Например, поменять фото местами невозможно – приходится удалять снимки и загружать заново.

Из сказанного делаем вывод, что программе есть в чём совершенствоваться. Однако даже при существующих недостатках оценка у этого приложения в Google Play выше, чем у Live Journal .

  1. Производить реблог . Реблог – уникальная функция Tumblr, которая даёт возможность размещать чужие записи в своём блоге (разумеется, не нарушая при этом права интеллектуальной собственности), а также добавлять к этим записям комментарии.
  2. Менять оформление собственного блога . В плане оформления пользователь ограничен только фантазией и техническими средствами смартфона. Само же приложение не признаёт лимитов: можно менять шрифты, цвета, добавлять картинки, заметки, цитаты. Tumblr работает и с GIF-анимацией: «гифка» размещается даже в качестве главного изображения.
  3. Общаться с другими блоггерами напрямую . Если читатель оставит комментарий к записи, неизвестно, заметит ли его блоггер и сочтёт ли нужным на него ответить. Поэтому Tumblr даёт возможность отправлять личные сообщения авторам блогов, на которые пользователь подписан – такие письма точно не останутся без внимания!

Приложение Tumblr доступно для загрузки в Google Play и в AppStore совершенно бесплатно.

Заключение

К сожалению, у россиян нет возможности полноценно пользоваться некоторыми качественными и полезными приложениями для написания книг из-за того, что эти программы не русифицированы. Например, приложение Character Story Planner , позволяющее разрабатывать образы литературных персонажей, по-настоящему бесценно для писателя.

Отечественные блоггеры тоже вынуждены испытывать неудобства при использовании мобильных устройств для создания записей. Единственным приложением для ведения блогов, проработанным в достаточной мере, является Тем, кто ведёт блоги на или Live Journal, повезло меньше – в Google Play обе программы имеют очень низкие оценки. В AppStore же нет вообще, а за «Живой журнал » просят сумму, которая явно не соответствует качеству программы.

Давным-давно - наверное, лет 10-12 назад - мне случайно попалась специальная программа для сценаристов и писателей. Чего она только ни делала: и заводила «карточки» персонажей и мест, и что-то творила с сюжетными линиями, включала в себя тезаурус, календарь, блокнот… Я честно попытался ей пользоваться день или два - и решил, что это ерунда.

Почему? Вкратце - потому, что программа пыталась подменить собой процесс сложения истории, а там, где не пыталась - была попросту не нужна. Сюжетные линии? Если вы их не штампуете, хватит простого текстового редактора. Календарь и блокнот? Помилуйте, уж чего на рынке навалом, так это календарей и блокнотов.

Я со скепсисом отношусь к программам, которые «создают обстановку для творчества»: либо вы пишете, либо не пишете. Костыли не помогут. Но все же есть продукты, которые упростят жизнь автору. И - они не вызывают отторжения. В основном потому, что пригодятся не только автору, но любому человеку. В общем - все, как и должно быть.

Evernote

Стоимость : Бесплатно
Язык : Русский
URL : Evernote.com
Платформа

Основная функция Evernote - электронный блокнот в сочетании с базой данных. Иными словами, приложение создает и хранит заметки. В чем же отличие от обычного блокнота?

  1. Заметки Evernote могут быть самыми разными: текст, изображение/фото, список, таблица, заметка со вложенным файлом и др. и пр.
  2. Заметки можно упорядочивать по разделам и присваивать метки, чтобы по меткам находить нужное. Например, стандартный сценарий использования - кулинарная книга, где каждая заметка - блюдо, каждому блюду присваиваются метки: первое, мясное, итальянская кухня и пр. Впоследствии вы можете по метке отобрать и просмотреть только супы, или только блюда французской кухни и пр. То же и с писательским делом: можно просматривать по меткам только цитаты, только отрывки и пр.
  3. Заметки доступны на сайте Evernote и через приложение на любом устройстве: занесите заметку на сайте - и через пару секунд она уже на вашем телефоне.
  4. К заметкам можно прикреплять напоминания: в установленный срок вам на email придет письмо.

У Evernote масса применений, в любой сфере деятельности: от упомянутой выше кулинарной книги (которая всегда с вами даже в магазине, когда вы закупаете продукты на ужин) до напоминалок о дедлайне. Но и в отдельно взятом писательском деле не знаю, что бы я делал без этой базы данных.

Для чего я ее использую?

  • Сохраняю идеи, которые не хочется забыть, а также цитаты, статьи, интересные тексты.
  • Составляю в Evernote планы произведений, отдельных глав, сцен - и присваиваю метки, к чему что относится, чтобы потом отбирать только нужное в данный момент,
  • Сохраняю ссылки на полезные ресурсы, книги, статьи,
  • Составляю списки задач, на выполнение которых уходит больше пары дней: например, все изменения, которые нужно внести по итогам редактуры,
  • Сохраняю информацию о конкурсах, конвентах, семинарах, поездках - и сразу ставлю напоминание, которое всплывет на почте в нужный день. При этом в нужный день получаю не просто напоминание - но еще и условия конкурса, все, что нужно для участия в конвенте,
  • Собираю базы данных: имена земных культур, подробности быта, истории - все, что может понадобится в миростроении,
  • Коплю визуальные образы: как одевались, строили, что ели в разных земных культурах,
  • Сохраняю ошметки текстов, которые не вошли в финальную версию произведений, но мне кажутся интересными, так что впоследствии их можно использовать.

Главное, все это оказывается под рукой: крупные изменения можно внести на сайте даже с чужого компьютера, а небольшие - с телефона или планшета. Например, интересная мысль нередко всплывает при чтении чужой книги, ее тут же можно занести в базу данных прямо на планшете.

Dropbox

Стоимость : Бесплатно
Язык : Русский
URL : Dropbox.com
Платформа : OS X, Windows, iOS, Android, Windows Phone

Dropbox - облачное хранилище, которое позволяет создавать резервные копии файлов на случай их утраты или потери/поломки компьютера, на котором файлы хранились. Вы устанавливаете программу, выделяете на своем компьютере папку - и далее все, что в папке появляется, будет синхронизироваться с серверами Dropbox. Вы внесли изменения? Файл на сервере обновился. Вы добавили или удалили файл? То же самое произошло на сервере.

Dropbox позволяет синхронизировать содержимое папки не только с сервером, но и с другими компьютерами, которые подключены к тому же аккаунту: например, если вы работаете то на стационарном компьютере, то на лэптопе - с вами всегда самая последняя версия файла, не нужны никакие флешки. То же и с телефонами/планшетами.

В отличие от просто сохранения файлов «где-то в интернете», чтобы они не потерялись, Dropbox - это еще и просто папка у вас на компьютере, а это значит, что все данные остаются у вас, даже если сейчас интернета нет. Если даже вы летите в самолете, спокойно вноси́те изменения в файлы - и как только появится связь, информация на сервере обновится.

Для чего я его использую?

  • Все файлы, с которыми я работаю, находятся в папке Dropbox. Я просто не завожу новые документы вне этой папки. Таким образом я знаю, что ни произведения, ни статьи, ни любой другой файл - никогда не потеряются, не пропадут безвозвратно.
  • Перечитываю написанный с вечера текст на планшете или телефоне, когда выдается свободная минутка.
  • Синхронизация последних версий файлов на основном рабочем месте и на ноутбуке.
  • Все файлы под рукой на сайте Dropbox.com даже если со мной нет ни ноутбука, ни телефона с планшетом.
  • Быстрая переброска информации с одного компьютера на другой, будь то мои компьютеры - или же обмен с близкими и коллегами, с которыми заведены общие папки.
  • С облачным хранилищем легко дать ссылку на файл любому пользователю интернета - не нужно заливать данные в файлообменники, писать письма или сообщения в соц. сетях,
  • Наконец, всю электронную библиотеку я храню в облаке.

С тех пор, как писалась эта статья, облачные хранилища стали популярны, сейчас ими уже никого не удивишь. Вслед за Dropbox аналоги создали Google (Google Drive) и Microsoft (OneDrive). Как обычно, спустя несколько лет, со скрипом и кучей ошибок, подтянулся Яндекс со своим Яндекс.Диском.

Выбор облачного хранилища остается за вами. Обязательно храните произведения - самое ценное, на что вы угробили больше всего времени - в нескольких облаках сразу! В конце концов, один сервис может закрыться, отказать. Бывали случаи, когда в дата-центр, где расположены сервера, подряд ударило несколько молний, так что даже сверхсовременная защита отказала, часть серверов сгорела, и 0,02% данных потерялась. С одним сервисом может случиться все. Храните данные в нескольких сразу.

Я сам начинал пользоваться облаком, когда существовал только Dropbox, и ни Google Drive, ни, тем более, Яндекс.Диска еще не было даже в проекте. Dropbox до сих пор дает самый большой объем бесплатного дискового пространства и работает субъективно быстрее, но для автора разница некритична. Текстовые файлы не занимают много места и не требуют сверхбыстрой скорости работы.

Feedly

Стоимость : Бесплатно
Язык : Английский
URL : Feedly.com

Работа писателя - это не только сложение историй, но и постоянное чтение. Нужно быть в курсе, что происходит вокруг нас. Если вы не собираетесь заглядывать каждое утро на 5-50 сайтов, но хотите быть в курсе обновлений - этот инструмент для вас.

Время от времени издательства публикуют на своих сайтах анонсы сборников и приглашают в них поучаствовать. Но это же не значит, что вы должны каждое утро или раз в неделю заглядывать на сайт издательства: не появилось ли объявление? не пропустил ли я? Нет, вам нужна программа, которая сообщит о новой публикации, как только та появится. Даже если вы забыли заглянуть на сайт. Даже если вы не помните названия сайта.

Иными словами, Feedly - это как раз такая программа.

Все обновления представлены в разбитой по разделам ленте, как в социальной сети, только лучше. Здесь вы никогда ничего не пропустите, а обновление не «уплывет» в бездну с течением времени. Пока вы не пометите обновление как прочитанное, оно так и будет дожидаться вас, когда бы вы ни зашли на сайт Feedly или открыли приложение на телефоне или планшете. По утрам меня обычно встречают около 30 непрочитанных обновлений.

Для чего я ее использую:

  • для чтения блогов интересующих меня писателей,
  • для объявлений о конкурсах, анонсах сборников и пр.
  • для отслеживания обновлений важных мне ресурсов.

Insightly

Стоимость : Бесплатно
Язык : Английский
URL : Insight.ly

Вообще говоря, Insightly - это CRM, т.е. Customer Relationship Management: система, ведущая учет отношений с клиентами. Обычно такими системами пользуются большие компании, осуществляющие продажи. В рамках компании в такой системе могут работать сотни или даже тысячи менеджеров по продажам, каждая фирма-клиент имеет в базе данных свою карточку, к фирмам-клиентам приписаны контактные лица, с телефонами, адресами и пр. Входящие и исходящие звонки, письма, коммерческие предложения - внутри CRM-системы учитывается все.

Какое отношение это имеет к писателям, спросите вы?

Мир русскоязычных фантастов, писателей и издателей, тесен. И все же это довольно много людей! Писатели, работники издательств, редакторы, организаторы конвентов, журналы, союзы писателей - это десятки организаций и сотни человек, которые связаны отношениями вида «работает в» или «участвует в». При наличии специфической памяти и достижении критической массы, начинаешь забывать, кто такой «Александр Викторович», чей телефон занесен в адресную книгу.

Преимущество Insightly в том, что это программа для малого бизнеса, т.е. это изначально вовсе не грандиозная махина, обрабатывающая сотни тысяч данных о продажах. В ней не так много постороннего. Наконец, она бесплатна для ограниченного числа записей - но эти ограничения таковы, что их вполне хватает.

Для чего я использую программу?

  • У меня занесены отдельные карточки для организаций: издательства, журналы, книжные интернет-магазины - вплоть до тематических сайтов. Типы организаций помечены метками, так что при желании я могу отобрать контакты, например, только интернет-магазинов.
  • Многие люди приписаны к той или иной организации. На каждого указаны не просто стандартный набор контактных данных (телефон, email), но и профили в соц. сетях, личные сайты и пр.

Иными словами, я использую CRM как адресную книгу с дополнительными параметрами, которые позволяют ее упорядочить.

Google Оповещения

Стоимость : Бесплатно
Язык : Русский
URL : Google.ru/alerts

Вы хотите быть в курсе, когда вас упоминают в интернете? Не знаю, как вы - а я хочу. Именно это позволяет узнать сервис «Google Оповещения». Каждый раз, когда поисковик индексирует информацию, в которой упомянуты вы - вам на почту присылается уведомление. В системе можно настроить, как часто вы хотите получать уведомления (например, как только информация появляется в сети или сводку раз в неделю), все ли результаты вы хотите получать - или только лучшие.

Для чего я использую оповещения?

  • Уведомления обо всех упоминаниях моего имени,
  • Уведомления обо всех упоминаниях моего сайта,
  • Уведомления обо всех упоминаниях моего email.

Иногда сервис работает не очень надежно: например, я точно знаю, что в сети появилась новая информация обо мне - потому что знаю, что мой текст появился в интернет-магазине. Но Google может не находить его неделями. В иные дни он может присылать и не относящиюся к делу информацию: в конце концов, уведомлениями управляет программа-автомат. И все же сервис полезен хотя бы тем, что позволяет вовремя отреагировать на упоминания, о которых вы иначе никогда бы не узнали.

Надеюсь, эта статья действительно упростит вам работу!

(оценок: 11 , среднее: 4,64 из 5)

Софт для писателей

yWriter5

yWriter – очень удобный текстовый редактор, программа, которая создана специально для писателей. Позволяет разбивать произведение на отдельные главы, главы – на сцены, добавлять персонажей и комментарии к ним. Программа отлично подходит для структурирования больших объемов текстов. Кроме этого ведется автоматическое сохранение вашей работы и подсчет слов в главах и сценах.

Но самой отличной новостью, пожалуй, является поддержка в программе yWriter русского языка. Для того чтобы включить русский язык, на верхней панели выбираем Localise -> Choose language. Если «русский» будет обозначен дивными иероглифами, выберите пункт COBECTb`s translate(ru).

Вы можете скачать yWriter5 у нас:

«Свежий Взгляд»

«Свежий Взгляд» — русскоязычный софт для проверки ваших текстов. Программа умеет находить одинаково звучащие слова, что помогает проследить отсутствие тавтологий и сделать ваше произведение гладким и удобочитаемым. Язык и стиль – это те изюминки, которые выделяют произведения среди других. «Свежий Взгляд» помогает найти те огрехи, которые писатель может упустить после неоднократной вычитки.

Программа бесплатна, имеет простой и понятный интерфейс, что позволяет сразу же приступить к работе. Единственный недостаток – проверка одного документа занимает достаточно много времени. В остальном, проверка очень качественная, подозрительные слова выделяются разными цветами.

Существует так же онлайн версия данной программы — http://quittance.ru/tautology.php

Вы можете скачать «Свежий Взгляд» у нас:

yEdit2

Эта программа проще, она берет на себя функции обыкновенного блокнота. Но! В yEdit2 есть возможность ограничить количество символов, что очень удобно для написания статей или текстов на конкурсы.

Вы можете скачать yEdit2 у нас:

CELTX

CELTX – это целое поле для деятельности писателей и сценаристов. Программа выполняет примерно те же функции, что и yWriter, но позволяет работать не только с текстовой информацией, но и с графикой, аудио и видео объектами. Здесь для вашей фантазии не будет ограничений. Вы можете добавлять иллюстрации, которые будут наглядно изображать персонажей вашей истории, или вставить атмосферную музыкальную композицию, которая ассоциируется у вас с определенным фрагментом произведения. Единственный минус CELTX – трудности в восприятии для тех, кто привык работать с текстовыми редакторами типа MS Word.

RHYMES

RHYMES – программа для подбора рифм. Работает на основе множества словарей. Проста в использовании, помимо нахождения рифм умеет подбирать синонимы и антонимы к заданному слову.

XMind

XMind – это сервис для планирования, который подойдет не только писателям, но и ученым, разработчикам. Программа помогает в составлении так называемых ментальных карт, которые помогут наглядно изобразить идею и по шагам воплотить ее в жизнь. По мере работы над произведением, вы будете добавлять новые элементы, строить целые диаграммы связей. Полученный документ можно экспортировать в любой удобный формат – текстовый или графический.

Надеюсь, что данная статья помогла вам подобрать писательский софт для себя. На сайте вы также можете узнать о том, . Желаю творческих успехов и вдохновения!

Пришёл на замену Evernote. Для тех, кого раздражает медлительность культового заметочника, Letterspace станет отдушиной. Он идеально подходит для того, чтобы делать заметки или записывать идеи для статей. Есть клиенты для Mac и iOS с синхронизацией всей информации, естественно.

Замечательный сервис, который поможет регулярно тренироваться в написании статей. Каждое утро вам будет приходить определённая тема, на которую нужно написать текст до конца дня. Темы разные: иногда просят рассказать о том, что вы давно скрывали от любимого человека, а иногда - придумать диалог Канье Уэста и священника.

У писателя также есть богатый список шаблонов для облегчения и ускорения создания эффективных документов. Это мощная, простая в использовании электронная таблица. Благодаря этому пользователь выполняет множество вычислений с использованием компьютера, тем более, что правила могут быть введены на польском языке. Лист, в частности, содержит. автоматическое преобразование в евро, вычисление курсов на основе текущих данных, загружаемых из Интернета, и возможность создавать свои собственные функции. Проблема заключается не в графике и форматировании ячеек, которые могут быть точно сопоставлены многими функциями редактирования.

Эта программа больше подходит писателям и сценаристам, чем журналистам. Она позволяет не запутаться во всех перипетиях сюжета, именах персонажей и названиях. Scrivener 2 не просто текстовый редактор. Это инструмент для хранения и структурирования идей. Есть версии программы для Windows и Mac.

Это инструмент презентации, который предоставляет большие возможности и множество простых в использовании инструментов: текстовые блоки, графику, готовые шаблоны и поддержку анимаций. Это приложение, которое предлагает пользователю большие возможности для обработки объектов, редактирования градиента, манипулирования прозрачностью, фотореалистичного рендеринга текстур, световых эффектов, перспективы, прозрачности или даже трехмерных объектов.

Дополнительные преимущества включают поддержку растрового преобразования в векторы, масштабирование до сетей и направляющих, растяжение текста вдоль линий и создание кривых Безье. Этот компонент пакета позволяет создавать математические правила. Это очень полезный инструмент для студентов, преподавателей и исследователей. Он позволяет вставлять одиночные и двойные операторы, отношения, операции над наборами, функции, атрибуты, круглые скобки и определенные форматы, такие как полномочия, в правила.


Писателю очень важно записывать свои идеи, когда бы они ни появились. Приложением удобно пользоваться со смартфона. В дальнейшем все записи с информацией о том, где и когда они были созданы, можно посмотреть на компьютере.


Без малейшей проблемы вы можете создать в нем матричные записи, а с готовым списком вы можете быстро добавить формулу, например, знак бесконечности. Правила, созданные в этой программе, могут использоваться в других компонентах пакета. Это модуль, который позволяет создавать и редактировать базы данных. Он позволяет изменять таблицы, формы, запросы и отчеты.

Сайт не несет ответственности за содержание авторского описания. Мы сообщим вам, является ли этот продукт или как вы собираетесь его использовать, является законным. Мы не поощряем и не одобряем каким-либо образом использование какого-либо программного обеспечения в нарушение применимых законов.

FocusWriter - бесплатный и удобный редактор, который работает на всех настольных платформах: Windows, Mac, Ubuntu. Подойдёт любителям минимализма. В интерфейсе нет ничего лишнего, так что можно сосредоточиться на тексте.


Конечно же, ни один список приложений для писателей не обходится без Evernote. Лайфхакер решил поступить иначе и советует всем владельцам Mac попробовать. Это сторонний клиент для Evernote, который лишён практически всех недостатков заметочника.


Эрнест Хемингуэй писал просто и понятно даже о сложных вещах. Одноимённый веб-сервис помогает упростить текст на английском и облегчить его восприятие. Он выявляет проблемные места, перегруженные предложения и неудачные обороты. Впрочем, можно использовать Hemingway и как обычный текстовый редактор.



Дзен, минимализм и вдохновение - этими словами можно описать замечательный текстовый редактор OmmWriter. Оформление экрана можно выбрать под настроение, спокойная фоновая музыка помогает сконцентрироваться, а звук клавиатуры здорово успокаивает. Незаменимый инструмент для Mac и PC, который настраивает на творческий лад.

Программа для печати текста всегда присутствует в вашей системе, но ее ограниченных функционал не может удовлетворить даже минимальные потребности уверенного пользователя компьютера. Офисный пакет это первая необходимая вещь, которая должна быть установлена на вашем компьютере. Рано или поздно вам понадобятся инструменты для создания и редактирования текстов, рисунков презентаций или электронных таблиц.

LibreOffice является свободно распространяемым бесплатным офисным пакетом, который вы можете установить на ваш компьютер не нарушая закон. Он существует в версиях для различных операционных систем (например, для Windows, для Linux). В пакет входит достаточно большой набор приложений:

  • Writer – это программа для печати текста - мощный текстовый редактор
  • Calc – табличный процессор для электронных таблиц
  • Draw – векторный графический редактор
  • Impress – редактор мультимедийных презентаций
  • Math – редактор математических формул
  • Base – система управления базами данных

Для установки всего этого на ваш компьютер достаточно выполнить следующие инструкции:

  1. Заходим по ссылке для загрузки http://ru.libreoffice.org/download/
  2. Выбираем версию вашей системы и язык (если это не произошло автоматически)
  3. Скачиваем установочные пакеты последней версии на данный момент (выделено на рисунке)
  4. После запускаем установку из пакета LibreOffice_4.3.0_Win_x86.msi и во вторую очередь устанавливаем справочное руководство LibreOffice_4.3.0_Win_x86_helppack_ru.msi На данный момент версия пакета уже может быть другой, но процесс установки аналогичен.

Процесс установки

Шаг 1. Двойным кликом левой кнопки мыши по скаченному файлу LibreOffice_4.3.0_Win_x86.msi запускаем процесс установки офисного пакета

Шаг 2. Нажимаем кнопку Далее .

Шаг 3 . Тип установки предлагаю оставить Обычную . Так будет произведена установка всех приложений, входящих в офисный пакет, на системный раздел жесткого диска.

Шаг 4 . Здесь можно установить флажок в пункте Загрузка LibreOffice при старте системы для ускорения запуска приложений пакета. Если на вашем компьютере нет других офисных пакетов, то ставьте.

Нажимаем Установить

Шаг 5 . Некоторое время наблюдаем за индикатором установки. Процесс занимает несколько минут.

Шаг 6 . Установка завершена. Нажимаем кнопку Готово . Теперь можно пользоваться свежеустановленным офисным пакетом LibreOffice. Любое приложение, входящее в его состав можно запустить с помощью ярлыка на Рабочем столе или из меню Пуск – Все программы – LibreOffice. В списке есть программа для печати текста Writer, программа для работы с электронными таблицами Calc, программа для работы с презентациями Impress

Желаю успехов в использовании данного пакета приложений.

Друзья! Очень надеюсь, что вы получили пользу от прочтения этой статьи. Если это так, расскажите о ней в

Рассмотрена Утверждаю

на заседании МК Директор ГБОУ СО НПО «ПУ №12»

гуманитарного цикла

___________________________ __________________/В.В.Кокорин

«____» _________________ 2012 г. «____» _________________ 2012 г.

Программа

кружка по литературе

"В МИРЕ ПОЭЗИИ"

Разработала

преподаватель

русского языка

и литературы

В.В. Визгалова

г. Ртищево

Пояснительная записка

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа кружка по литературе «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц).

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем несравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического кружка «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Очень многие ребята в подростковом возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь учащемуся раскрыть свои творческие способности.

Актуальность программы:

Чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Возраст учащихся училища – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности учащихся, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Основная цель программы - через знакомство с художественными лирическими произведениями разных авторов развивать умение учащихся правильно читать и анализировать стихи; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

1. Обучающие:

* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Воспитательные:

* воспитание у учащихся уважения и любви к мировой литературе;

* формирование трудолюбия и требовательности к себе;

* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь:

  1. целостный анализ поэтического произведения:
  2. умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
  3. постижение поэтической идеи;
  4. знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц).

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;

Доброжелательный психологический климат на занятиях;

Личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

Оптимальное сочетание форм деятельности;

Доступность.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.

Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.

Ожидаемый результат:

  1. рост познавательной и творческой активности у ребят;
  2. увеличение числа учащихся, занимающихся творческой, исследовательской работой.
  3. формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  4. развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  5. повышение уровня обученности учащихся и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.

Оценка результативности:

В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общеучилищных линейках, участие в различных конкурсах.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие. Что такое поэзия?

Поэтические жанры.

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

Системы стихосложения.

Размер стиха.

Рифма. «Поход за вдохновением».

Стили речи.

Поэзия и живопись.

Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.

Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов.

Итого

Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (2 часа)

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практические работы:

Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (2 часов)

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа)

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Практические работы: Игра «Угадай».

Тема 5: Размер стиха. (2 часа)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (2 часа)

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

Тема 7: Стили речи. (2 часа)

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Игра «Составь рассказ».

Тема 8: Поэзия и живопись. (2 часа)

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

Тема 9: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.

Тема 10: Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».

1. Учащиеся должны знать:

Основы теории литературы;

Композицию литературного произведения;

Жанровое разнообразие литературы;

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка;

Систему стихосложения;

Размер стиха.

2. Учащиеся должны уметь:

Отличать прозаическое произведение от поэтического;

Подбирать рифму;

Рифмовать строфы в разных размерах;

Декламировать литературные произведения.

3

Аккуратности и трудолюбия;

Основные навыки работы в группе.

Для занятий кружка необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они должны отличаться дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учащихся.

  1. увлекательные тематические занятия;
  2. обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
  3. чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;
  4. занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи разных авторов.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры.

Дидактические игры:

  1. Подбери эпитет и обоснуй свой выбор:

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над … прудом

  1. Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите собственные:

Где … серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – просто везде, –

Лишь паутины … волос

Блестит на … борозде.

  1. Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение.

Пригрело землю весёлое апрельское солнышко.

Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва,

Как будто …, и пробились сквозь неё,

Словно …, упругие стебельки.

На тонких веточках берёзы, как …,

Заблестели на солнце молодые листочки:

  1. Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает – земли – улетает – журавли – одетый – ждёт – согрето – поёт.
  2. Продолжите строки с рифмами:

Рак \ мак \ …;

Багаж \ гараж \ …;

Белка \ грелка \ …;

Карандаш \ пейзаж \ …

Викторины

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

  1. Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?
  2. Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»?
  3. Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова были положены на музыку?
  4. На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов?
  5. М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. В них поэт-художник передал своё восхищение красотой и могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.
  6. При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие портреты вам известны?
  7. Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?

Литературные игры

Английские шарады

Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим.

Прогулка со словами

Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).

Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.

2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

4. Компьютер, мультимедийный проектор.

5. Магнитофон.

6. Столы, стулья.

Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем, иметь средства для затемнения.

Список литературы

Литература для педагога :

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
  3. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьни ков. – Л., 1974.
  4. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
  5. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.

Литература для обучающихся:

  1. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
  4. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
  5. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
  6. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
  1. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрена Утверждаю

на заседании МК Директор ГБОУ СО НПО «ПУ №12»

гуманитарного цикла

__________________/В.В.Кокорин

«____» _________________ 2012 г. «____» _________________ 2012 г.

Программа

кружка по литературе

"В МИРЕ ПОЭЗИИ"

Разработала

Преподаватель

Русского языка

И литературы

В.В. Визгалова

г. Ртищево

Пояснительная записка

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа кружка по литературе «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц).

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем несравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического кружка «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Очень многие ребята в подростковом возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь учащемуся раскрыть свои творческие способности.

Актуальность программы:

Чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Возраст учащихся училища – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности учащихся, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Основная цель программы - через знакомство с художественными лирическими произведениями разных авторов развивать умение учащихся правильно читать и анализировать стихи; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

Программа ставит следующие задачи:

1 . Обучающие:

* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Воспитательные:

* воспитание у учащихся уважения и любви к мировой литературе;

* формирование трудолюбия и требовательности к себе;

* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь:

  1. целостный анализ поэтического произведения:
  2. умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
  3. постижение поэтической идеи;
  4. знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

Организационно-педагогические основы обучения:

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц).

Педагогические условия реализации программы:

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;

Доброжелательный психологический климат на занятиях;

Личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

Оптимальное сочетание форм деятельности;

Доступность.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.

Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.

Ожидаемый результат:

  1. рост познавательной и творческой активности у ребят;
  2. увеличение числа учащихся, занимающихся творческой, исследовательской работой.
  3. формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  4. развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  5. повышение уровня обученности учащихся и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.

Оценка результативности:

В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общеучилищных линейках, участие в различных конкурсах.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие. Что такое поэзия?

Поэтические жанры.

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

Системы стихосложения.

Размер стиха.

Рифма. «Поход за вдохновением».

Стили речи.

Поэзия и живопись.

Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.

Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов.

Итого

Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (2 часа)

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практические работы:

Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (2 часов)

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа)

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Практические работы: Игра «Угадай».

Тема 5: Размер стиха. (2 часа)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (2 часа)

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

Тема 7: Стили речи. (2 часа)

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Игра «Составь рассказ».

Тема 8: Поэзия и живопись. (2 часа)

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

Тема 9: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.


Тема 10: Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».


Ожидаемые результаты к концу обучения

1. Учащиеся должны знать:

Основы теории литературы;

Композицию литературного произведения;

Жанровое разнообразие литературы;

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка;

Систему стихосложения;

Размер стиха.

2. Учащиеся должны уметь:

Отличать прозаическое произведение от поэтического;

Подбирать рифму;

Рифмовать строфы в разных размерах;

Декламировать литературные произведения.

3 . Учащиеся должны приобрести навыки:

Аккуратности и трудолюбия;

Основные навыки работы в группе.

Методическое обеспечение занятий

Для занятий кружка необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они должны отличаться дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учащихся.

  1. увлекательные тематические занятия;
  2. обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
  3. чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;
  4. занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи разных авторов.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры.

Дидактические игры:

  1. Подбери эпитет и обоснуй свой выбор:

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над … прудом

  1. Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите собственные:

Где … серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – просто везде, –

Лишь паутины … волос

Блестит на … борозде.

  1. Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение.

Пригрело землю весёлое апрельское солнышко.

Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва,

Как будто …, и пробились сквозь неё,

Словно …, упругие стебельки.

На тонких веточках берёзы, как …,

Заблестели на солнце молодые листочки:

  1. Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает – земли – улетает – журавли – одетый – ждёт – согрето – поёт.
  2. Продолжите строки с рифмами:

Рак \ мак \ …;

Багаж \ гараж \ …;

Белка \ грелка \ …;

Карандаш \ пейзаж \ …

Викторины

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

  1. Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?
  2. Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»?
  3. Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова были положены на музыку?
  4. На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов?
  5. М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. В них поэт-художник передал своё восхищение красотой и могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.
  6. При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие портреты вам известны?
  7. Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?

Литературные игры

Английские шарады

Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим.

Прогулка со словами

Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).

Материально-техническое обеспечение

Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.

2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

4. Компьютер, мультимедийный проектор.

5. Магнитофон.

6. Столы, стулья.

Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем, иметь средства для затемнения.

Список литературы

Литература для педагога :

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
  3. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьни ков. – Л., 1974.
  4. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
  5. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.

Литература для обучающихся:

  1. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
  4. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
  5. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
  6. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
  1. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: