Потоковый ввод вывод c. Буферизированный (потоковый) ввод-вывод
02.08.2009 20:46 |
Предисловие
Стандартные потоки ввода/вывода
Поток вывода cout
выведет abc . |
void f(int i) { std::cout } |
Поток ввода cin
Для считывания информации, вводимой пользователем с клавиатуры, служит стандартный поток cin . Как и поток вывода, поток ввода работает с символьным представлением типов. То, как будут интерпретироваться вводимые символы, зависит от второго аргумента оператора >> (того, что справа). Соотетственно, вам не нужно указывать, какого типа данные предполагается считать, компилятор определит это исходя из типа переменной. Посмотрим в качестве примера программу, реализующую наипростейший калькулятор:
//Пример 5.1 #include Int main() Std::cout
std::cin >> a; |
Выведя первое сообщение, программа ожидает, пока в потоке ввода не окажется что-нибудь, что можно будет считать в переменную типа int . Как только мы введем что-то и нажмем клавишу Enter, в поток передастся введенная нами строка. Если введенное удастся интерпретировать как символьное представление целого числа, программа благополучно запишет это число в переменную и продолжит свое выполнение. Если же была введена какая-нибудь не относящаяся к делу белиберда, то программа просто будет грязно ругаться по-английски (в зависимости от языка вашей реализации C++). Последнее, конечно, не удивительно, т.к. программа ожидает от программиста и пользователя разумного поведения - либо пользователь должен вводить все в точности как надо, либо программист должен предусмотреть "защиту от дурака".
Вернемся, однако, к нашим потокам. Итак, получив возможность считать в целую переменную соответствующее значение, программа ее таки считывает и выводит следующее сообщение, ожидая, что теперь ей введут один-единственный символ. Предположим, что пользователь действительно вводит один из символов +, -, * или / и вновь нажимает Enter. Тогда программа вновь успешно считывает этот символ в переменную sign и продолжает свою работу. Что будет дальше, вы должны уже смочь представить самостоятельно.
Следующее, что важно сказать, это то, что при считывании в переменные встроенных типов оператор >> считает концом ввода первый же встретившийся символ-разделитель
. К таким символам относятся, например, пробел и символ перевода строки ("\n" , вводится нажатием клавиши Enter). Чтобы стало понятнее, что происходит, рассмотрим с этой позиции предыдущую программу.
Во-первых, ее код можно было бы переписать примерно следующим образом:
//Пример 5.2 #include Int main() Std::cout
std::cin >> a >> sign >> b; |
Если бы пользователь ввел (обязательно с пробелами!) строку 12 + 34 , то произошло бы следующее: после того, как была введена строка и нажата клавиша Enter, в поток ввода cin была бы передана строка 12 + 34 . Ожидающая момента, когда этот поток станет непустым, инструкция std::cin >> a считала бы фрагмент от начала строки до первого символ-разделителя. Т.е. было бы считано "слово" 12 , переведено в числовую форму и присвоено переменной a . Затем настал бы черед второго "слова" - того, что находилось в строке перед следующим пробелом. Символ + после этого оказывается считан, наступает черед "слова" 34 . Считав и его, программа завершает ввод, т.к. больше ей ничего не нужно узнавать, а если в потоке остались еще какие-то "лишние" "слова", то они окажутся просто невостребованы.
Итак, что мы видим? При вводе строки и нажатии клавиши Enter происходит запись данных в поток ввода
. После этого ожидающие непустого потока инструкции начинают считывать из потока
. Поэтому то, что вы нажали Enter, не значит, что все введенное считается единой строкой. Напротив, считываться будут отдельные "слова", и это можно использовать для ввода сразу нескольких переменных - нужно только разделить их пробелом.
Если же вам нужно считать целую строку, воспользуйтесь функцией getline:
void h() { std::string s; getline(std::cin, s); } |
Продолжим разбор примера 5.1. Что же у нас "во-вторых"? А во-вторых у нас то, что если бы пользователь после того, как программа вывела Введите первое число, ввел бы 12 + 34 , то программа бы считала "слово" 12 , перевела бы его в числовую форму, присвоила значение переменной a ; затем бы вывела предложение ввести знак и... тут же бы его считала, поскольку в потоке уже есть
данные для последующего считывания. Считав символ, она бы вывела строку Введите второе число, после чего считала бы "слово" 34 , не утруждая больше пользователя необходимостью прикасаться к клавиатуре. После чего бы все посчитала и вывела бы результат - строковые представления первого числа, знака, второго числа, знака равенства и числа-ответа, что выглядело бы как 12+34=46 .
Внешне бы это выглядело бы довольно странно: программа дважды просит что-то ввести, но ничего не считывает. Однако, на самом деле ей и не нужно больше ничего считывать - в потоке ввода
уже есть все нужные программе данные. Если, конечно, пользователь не ввел то что нужно, а не какую-нибудь ерунду.
Словом, тут мы видим очередной пример того, что компьютер делает то, что ему сказано, а вовсе не обязательно то, что от него хотят. Поэтому важно понимать механику всего происходящего, чтобы эффективно нагружать компьютер работой.
Небольшое техническое замечание
Может создаться впечатление, что для ввода/вывода данных мы используем потоки подобно функциям, как например printf и scanf: вызываем его, указываем куда/откуда считывать данные, и получаем результат. На самом деле это не совсем так. Стандартные потоки, такие как cin и cout , являются классами, т.е. типами, определяемыми пользователем (в данном случае - создателями стандартной библиотеки). К механизмам взаимодействия с клавиатурой и монитором они подключаются совершенно независимо от нас, можно считать, что они есть независимо от указания в нашем коде строк наподобие cout > , определенные для классов потоков - они принимают в качестве аргументов конкретный поток и переменную, и записывают данные из одного в другое. Поток же является совокупностью хранимой в нем информации и способов работы с этой информации, в частности, операторов > .
О семействе функций printf в следующем уроке.
Стандартные библиотеки C ++ предоставляют расширенный набор возможностей ввода / вывода, которые мы увидим в последующих главах. В этой главе будут рассмотрены основные и наиболее распространенные операции ввода-вывода, необходимые для программирования на C ++.
C ++ I / O происходит в потоках, которые представляют собой последовательности байтов. Если байты поступают с устройства, такого как клавиатура, дисковод или сетевое соединение и т. д. В основную память, это называется операцией ввода, и если байты поступают из основной памяти в устройство, такое как экран дисплея, принтер, дисковод, или сетевое соединение и т. д., это называется операцией вывода .
Файлы заголовков библиотеки ввода-выводаДля программ на C ++ важны следующие файлы заголовков -
Этот файл определяет объекты cin, cout, cerr и clog , которые соответствуют стандартным входным потокам, стандартным потокам вывода, потоку стандартной буферизации без буферизации и потоку стандартной буферизации, соответственно.
Этот файл объявляет услуги, полезные для выполнения отформатированного ввода / вывода с помощью так называемым параметризованным потоком манипуляторами, такие как setw и setprecision .
Этот файл объявляет службы для обработки файлов, управляемых пользователем. Мы обсудим это подробно в главе «Файл и поток».
Стандартный выходной поток (cout)Предопределенный объект cout является экземпляром класса ostream . Сообщается, что объект cout «подключен к» стандартным устройствам вывода, который обычно является экраном дисплея. СоиЬ используется в сочетании с оператором вставки потока, который записывается в виде age;
Это будет эквивалентно следующим двум утверждениям:
Cin >> name; cin >> age;
Стандартный поток ошибок (cerr)Предопределенный объект cerr является экземпляром класса ostream . Говорят, что объект cerr прикреплен к стандартным устройству ошибок, которое также является экраном дисплея, но объект cerr не забуферирован, и каждая вставка потока в cerr вызывает немедленный вывод его вывода.
Сегг
#include
using namespace std;
int main() {
char str = "Unable to read....";
cerr