Музыка как состояние души. О неверных названиях музыкальных композиций. Слушание и анализ музыкальных произведений


6 класс

Тема: Мелодия – душа музыки

Мелодия (греч. μελωδία , от μελος- напев, песня и ωδή- песня, пение) - основная мысль

музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство

музыкальной выразительности.

Иногда какой-либо мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы напеваем эту мелодию, «мурлычем» ее про себя, подчас даже не зная, что это за музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил или сочинил. Просто она запомнилась нам и полюбилась.

Какая бы музыка ни звучала - песня, танец или марш, мы всегда выделяем в них

мелодию. Мелодия - это лицо любого музыкального сочинения, его суть, его душа.

Мелодия сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением.

Подобно речи, мелодия представляет собой способ общения людей - обращение к слушателю с целью воздействовать на него. Как в мелодии, так и в речи важны высота звука, ритм, громкость, темп, тембр.

Итак, мелодия - это нечто не только осмысленное и законченное, но и выразительное, производящее приятное впечатление и обязательно эмоционально воздействующее на людей.

Главное для мелодии – возможность спеть ее или сыграть на инструменте. Она должна быть напевна, в ней не должно быть широких скачков, она движется чаще всего плавно.

Примеры различных типов мелодии можно найти уже в древней музыке.

Древнегреческое пение, средневековое церковное пение были монодичны, т.е. в них был только один главный голос, поющий мелодию.

Монодическая музыка (включая примитивные культуры, восточные культуры, европейский фольклор и григорианское пение) построена на звучании одной мелодии, с ритмическим аккомпанементом или без него; при этом мелодия может исполняться любым количеством певцов или инструменталистов и может быть окружена т.н. «подголосками» (гетерофония).

В более поздние времена появилась полифония – многоголосие, в котором одновременно звучат несколько мелодий.

В полифонической музыке (расцвет которой приходится на XVII в.) налицо одновременное сочетание двух или большего числа мелодий, причем каждая из них обладает определенной самостоятельностью.

Наконец, в гомофонном стиле, потеснившем полифонию в XVIII в., основой является последовательность аккордов, а в качестве мелодии часто рассматривается верхний голос (например, в хоровых четырехголосных изложениях хоралов).

Итак, мы познакомились с 4 основными способами изложения мелодии:

Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница мелодий - народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские мелодии, привлекающие величавостью, глубиной чувства.

Большинство великих произведений композиторов-классиков опирается на народные мелодии – песни и танцы.

Так, в финале 4-й симфонии П.Чайковского звучат русская народная песня «Во поле берёза стояла» и могучий и радостный народный пляс.

Обе эти темы имеют яркие мелодии.

Вопрос: какие русские народные мелодии вы знаете?

Мелодия – самое богатое средство музыкальной выразительности. Одна и та же мелодия может выражать и печаль и радость, в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах её исполнить.

Есть такая сказка, она так и называется: "Мелодия печали и радости".

В ней рассказывается о том, как один священник услышал прекрасную мелодию на одной свадьбе, и она показалась ему настолько глубокой и разнообразной, что он захотел, чтобы её сыграли на его собственных похоронах. Все удивились, но когда этот старик-священник умер, вспомнили его просьбу – и сыграли эту вроде бы светлую, радостную мелодию на его могиле, и услышали в ней печаль, которой не слышали прежде…

Вопрос: какие мелодии обычно воспринимаются как грустные, а какие – как радостные?

(минорные; мажорные)

Урок предназначен для освоения темы “Средства музыкальной выразительности” во втором классе общеобразовательной школы. К материалам урока разработан фрагмент “Рабочей тетради” обучающегося, соответствующий данной теме (Приложение 1).

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса обучающихся;
  • развитие образного и ассоциативного мышления и воображения, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.

Учебные задачи:

  • эмоционально-образное восприятие и характеристика пьесы Э. Грига “Песня Сольвейг”;
  • выразительное исполнение песен “Чунга-чанга” В. Шаинского и “До свиданья, осень!” А. Кудряшова;
  • осмысление понятий “звуки шумовые и музыкальные”, “мелодия вокального и инструментального характера”, “мелодии-образы”;
  • определение по звучанию направления движения мелодии, а также созданного композитором музыкального образа.

Оснащение урока:

  • презентация “Мелодия – душа музыки”;
  • презентация песни В. Шаинского “Чунга-чанга”;
  • презентация “Песня Сольвейг”;
  • презентация песни А. Кудряшова “До свиданья, осень!”;
  • презентация “Викторина”;
  • презентация кроссворда “Мелодия”.

Техническое обеспечение:

  • компьютер;
  • CD-проигрыватель;
  • проекционная система;
  • музыкальные инструменты: баян, гитара, скрипка, фортепиано, барабан, бубен, металлофон, маракасы, триола, треугольник и т.д.

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящён мелодии. Именно с неё начинается музыка для каждого человека. Когда мама поёт малышу колыбельную песню, никто не подыгрывает ей на музыкальных инструментах. Но для маленького человека ещё долго не будет лучшей музыки, чем эта мелодия. Тема нашего урока – “Мелодия – душа музыки”. (Учитель демонстрирует презентацию “Мелодия – душа музыки”. Приложение 2 .) Эти слова принадлежат великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Что же такое мелодия?

Дети. (Высказывают свои предположения).

Учитель. Греческое слово “melodia” означает пение песни и происходит от двух корней – melos (песнь) и ode (пение) . Мелодия помогает человеку передать свои чувства и создаёт различные образы.

Мне от дедушки досталась старинная рукопись, в которой, судя по всему, говорится о мелодии. Я предлагаю вам её расшифровать. Возможно, тогда мы сможем понять тайну музыки. Итак, предположим, что в центральном пятне рукописи написано слово “мелодия”, на это указывает картинка. Что же написано в розовом пятне? Прислушайтесь и скажите, что вы слышите? (По щелчку воспроизводятся звуки леса с голосами птиц.)

Дети. Птицы поют.

Учитель. А сейчас? (По щелчку звучит мелодия в исполнении гобоя.)

Дети. Это музыка.

Учитель. Да, птицы издают звуки, и музыкальный инструмент тоже издаёт звуки. Но разве эти звуки похожи?

Дети. Нет.

Учитель. Давайте прочитаем стихотворение Е. Королёвой о разных звуках. Обратите внимание на выделенные строчки (После каждой прочитанной строчки по щелчку появляется соответствующая тексту картинка.):

“Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий ропот,

Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.
Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки”.

Дети. Звуки бывают разные - шумовые и музыкальные.

Учитель. Правильно.Какие звуки нужны для того чтобы мелодия получилась?

Дети. Музыкальные звуки.

Учитель. Верно. (По щелчку в розовом пятне появляется надпись: “Музыкальные звуки”.) Чем музыкальные звуки отличаются от шумовых?

Дети. Шумовые шумят, а музыкальные играют музыку.

Учитель. Может быть. Давайте один из вас попробует сыграть мелодию песни “Во поле берёза стояла” на барабане, а другой – на металлофоне.

Дети. На барабане не получается.

Учитель. Почему?

Дети. Барабан стучит все время один и тот же звук.

Учитель. Верно. Каждый музыкальный звук имеет определённую высоту. “Именно она отличает один музыкальный звук от другого и любой шумовой от музыкального” . Можно сочинить и спеть новую мелодию, поднимая по собственному желанию голос выше или опуская ниже. Это и будут музыкальные звуки. Их можно записать нотами. Посмотрите на музыкальные инструменты, которые находятся в кабинете. Как вы думаете, на каких из них можно исполнить мелодию, а на каких – нельзя?

Дети. На бубне нельзя, на трещотке, на ложках. А на пианино – можно, ещё на дудочке, на баяне.

Учитель. Правильно. Пора нам разобраться, что написано в жёлтом пятне. Посмотрите сколько здесь картинок-подсказок. Что вы видите и как можете это объяснить?

Дети. Сверху один человек играет на барабане, а мальчик – на скрипке.

Учитель. Да, судя по всему, и музыка у них получается разная.

Дети. Да, дяденька играет громко, а мальчик – тихо.

Учитель. Хорошо. Не забывайте, что мы разгадываем рукопись о мелодии.

Дети. Значит, мелодия бывает громкой и тихой.

Учитель. Правильно.

Дети. Посередине – одна мордочка улыбается, а другая – грустит. Мелодия тоже бывает весёлая и грустная.

Учитель. Молодцы!

Дети. Внизу улитка ползёт медленно, а акула плывёт быстро. Мелодия бывает быстрая и медленная.

Учитель. Верно. Мелодия – одно из выразительных средств музыки. Она тесно связана с другими выразительными средствами: ладом, темпом. Мелодия бывает громкой и тихой, бывает весёлой и грустной, бывает быстрой и медленной, бывает, бывает, бывает… Так что же написано в жёлтом пятне старинной рукописи?

Дети. Что мелодия бывает разной.

Учитель. Правильно. (По щелчку в жёлтом пятне появляется надпись: “Мелодия бывает разной”.) Следующее пятно – зелёное. Что же мы видим?

Дети. Карточки со стрелочками, ступеньками, волнами.

Учитель. Послушайте внимательно мелодию и подумайте, на что она похожа: на волны, на ступеньки вверх или вниз, на стрелочки вверх или вниз? (По щелчку звучит мелодия вальса из балета П.И. Чайковского “Спящая красавица”.)

Дети. На волны.

Учитель. Правильно. Слушаем ещё одну мелодию. (По щелчку звучит “Избушка на курьих ножках” М.П. Мусоргского.)

Дети. На стрелочку вниз.

Учитель. Верно. Слушаем третью мелодию. (По щелчку звучит “Июнь. Баркарола” П.И. Чайковского.)

Дети. На ступеньки вверх.

Учитель. Молодцы! Итак, что же написано в зелёном круге?

Дети. Может быть, “Куда идёт мелодия?”

Учитель. Хорошо. (По щелчку в зелёном круге появляется надпись “Мелодия двигается по-разному”.)

Попробуем расшифровать надпись в голубом круге. (По щелчку появляется картинка “пианист играет на рояле” и звучит музыка моторного характера. По второму щелчку появляется картинка “поющая женщина” и звучит песня “Чунга-чанга”. По щелчку звучание прекращается.) Что скажете об этих двух мелодиях?

Дети. Мужчина играет музыку на рояле, а женщина поёт песню “Чунга-чанга”.

Учитель. Значит, одну мелодию сочинили, для того чтобы её спели, а другую…

Дети. Чтобы сыграли.

Учитель. Правильно. Мелодия, которая удобна для пения, называется “вокальной”. Мелодия, которую исполняют на музыкальных инструментах и которая не предназначена для пения, называется “инструментальной”. Так какие две мелодии мы сейчас услышали?

Дети. Вокальную и инструментальную.

Учитель. Что же написано в голубом круге?

Дети. Вокальная и инструментальная мелодия.

Учитель. Молодцы! (По щелчку в голубом круге появляется надпись “Вокальная и инструментальная”.) Между прочим, инструментальная мелодия тоже может иметь вокальный характер, если её удобно петь. Ведь мы с вами часто на уроках музыки поём фрагменты из инструментальных произведений.

Осталось нам разгадать, что написано в фиолетовом круге. О чём рассказывают нам эти две картинки?

Дети. Два художника рисуют картины.

Учитель. Да, и похоже, что картины у них разные. (Автоматически воспроизводится видеофрагмент “Танец лебедей” П.И. Чайковского. По щелчку звучание останавливается и автоматически появляется надпись “Мелодия-портрет”.) Чей портрет рисует нам мелодия?

Дети. Портрет лебедей.

Учитель. Верно. Слушаем дальше. (Автоматически звучит музыка речитативного склада. На слайде картинка - выступление древнегреческого оратора.) Не правда ли, эта мелодия как будто “разговаривает” с нами. (По щелчку появляется картинка - выступление современного человека за трибуной.) Это ещё один образ - “речь человека”. (По щелчку появляется надпись “Мелодия-речь человека”.)

Мы послушали разные мелодии, которые о чём-то или о ком-то нам рассказали: “Мелодия-портрет”, “Мелодия-речь человека”. Что же зашифровано в фиолетовом круге?

Учитель. Это мелодии-образы. Как художники рисуют разные образы на своих картинах, так и композиторы с помощью мелодий рисуют разные музыкальные образы. (По щелчку в фиолетовом круге появляется надпись “Мелодии-образы”.)

Итак, мы с вами полностью расшифровали старинную рукопись и разгадали некоторые тайны мелодии. Вы молодцы! Давайте вместе исполним нашу любимую песню В. Шаинского “Чунга-чанга” с танцевальными движениями и создадим образ беззаботной жизни на необитаемом острове. (Учитель демонстрирует презентацию песни “Чунга-чанга”. Приложение 3 .)

Учитель. Продолжая разговор о музыкальных образах, которые способны создать мелодии, Я предлагаю вам послушать музыку Эдварда Грига “Песня Сольвейг”. Женщина по имени Сольвейг всю жизнь ждала, когда к ней вернётся её любимый человек. А он долго путешествовал по разным странам и вернулся к ней уже седым. Послушайте музыку и постарайтесь использовать те сведения, которые вы получили, расшифровывая старинную рукопись. Понаблюдайте, как движется мелодия, каков её характер, какой образ создал норвежский композитор Григ? Выполните Задание 1. в Рабочей тетради. Подчеркните слова, которые соответствуют характеру мелодии: “насмешливо, спокойно, шутливо, грустно, весело, легко, плавно, протяжно, празднично, торжественно”. (Учитель демонстрирует презентацию “Песня Сольвейг”. Приложение 4 .)

Дети. (Слушают музыку и выполняют задание).

Учитель. Хорошо. (На слайде 3. учитель после ответов детей по щелчку высвечивает правильные ответы: “спокойно, грустно, плавно, протяжно”.) Скажите, пожалуйста, в этом произведении мелодия вокального или инструментального характера и почему?

Дети. Вокального, потому что её как бы поёт Сольвейг.

Учитель. Верно. И называется это произведение “Песня Сольвейг”. (Учитель сменяет слайд). Рассмотрите внимательно рисунок Николая Рериха, который называется “Домик Сольвейг” и скажите, на что похоже движение мелодии? Объясните свой ответ.

Дети. Движение мелодии похоже на горы, на реку. Потому что мелодия идёт то вверх, то вниз, волнисто.

Учитель. Я согласна с вами. Какой образ рисует эта мелодия, о чём это произведение?

Дети. О грусти Сольвейг, о том, что она ждёт своего любимого человека.

Учитель. Да. Мелодия песни Сольвейг грустна. В каком ладу она написана?

Дети. В миноре.

Учитель. Правильно. Мелодия песни “До свиданья, осень!” тоже печальная. Давайте исполним эту песню, создавая образ прощания с красавицей-осенью. (Учитель демонстрирует презентацию песни “До свиданья, осень!” Приложение 5 .)

Дети. (Исполняют песню с движениями).

Учитель. Молодцы. Вы получили необходимые знания о мелодии и умело ими пользуетесь. Я приглашаю вас к участию в викторине.Думаю, что вам не составит большого труда ответить на вопросы. (Учитель демонстрирует презентацию “Викторина”. Приложение 6 .)

1. Пьеса с чётким, энергичным ритмом, под которую удобно идти в строю.

2. Красивые ритмичные движения под музыку.

3. Спектакль, в котором соединились музыка и танец.

4. Спектакль, в котором все поют и с помощью пения рассказывают историю.

5. Русский народный танец, в котором девушки ходят по кругу, взявшись за руки.

6. Сочинение для оркестра, состоящее из 4 частей.

7. Простое музыкальное произведение, в котором соединились музыка и стихи.

Дети. (Разгадывают кроссворд).

Учитель. Давайте проверим вместе. (После каждого ответа детей по щелчку в ячейках кроссворда появляется правильный ответ. Можно заполнять кроссворд коллективно по тому же принципу: после ответа детей – правильный ответ на экране. Это позволит учителю сократить время на разгадывание кроссворда.) Все слова кроссворда связаны с мелодией. В трёх из них мелодий очень много. Назовите эти три слова и поясните свой ответ.

Дети. Балет, опера и …

Учитель. Симфония.

Дети. В балете много танцев, и у каждого своя мелодия. В опере поёт много людей, все они поют свои мелодии.

Учитель. В симфонии тоже много мелодий. Среди них могут встретиться мелодии, похожие на марш, на танец, на песню.

Итак, сегодня мы познакомились ближе с мелодией, узнали о ней много нового из старинной рукописи. Вспомните, пожалуйста, что сказал о мелодии русский композитор и назовите его фамилию.

Дети. Мелодия – душа музыки. Композитора зовут Чайковский.

Учитель. Да, Пётр Ильич Чайковский. Из чего состоит мелодия?

Дети. Мелодия состоит из музыкальных звуков.

Учитель. Правильно.Какими бывают мелодии?

Дети. Мелодии бывают разными: весёлыми и грустными, быстрыми и медленными, громкими и тихими.

Учитель. Хорошо. Чем вокальная мелодия отличается от инструментальной?

Дети. Вокальная мелодия подходит для пения, а инструментальная не подходит. Её играют на музыкальных инструментах.

Учитель. Верно. Как вы думаете, мелодия русской народной песни “Во поле береза стояла” движется “по ступенькам” или “скачками”? (Учитель напевает первую фразу песни.)

Дети. По ступенькам.

Учитель. Да. Какие музыкальные образы, созданные мелодиями, вам запомнились на сегодняшнем уроке?

Дети. Женщина, которая всю жизнь ждала своего жениха.

Учитель. Сольвейг из пьесы Эдварда Грига “Песня Сольвейг”. А ещё?

Дети. “Полёт шмеля”.

Учитель. Не забывайте о песнях.

Дети. “Чунга-чанга”, “До свиданья, осень!”.

Учитель. Образ счастливой жизни на острове и образ осени. Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали на уроке. (Учитель оценивает работу наиболее активных обучающихся). Прочитайте домашнее задание в Рабочей тетради. Вам предстоит по памяти восстановить все пять записей о мелодии. Урок окончен. До свидания!

Литература

  1. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., Советский композитор, 1984.
  3. Энциклопедический словарь юного музыканта. /Сост. Медушевский В.В., Очаковская О.О. – М.: Педагогика, 1985.
  1. 200 песен. Дискотека для маленьких ©&®ООО “Цветомир”, 2008.
  2. Александр Кудряшов. “Озорные нотки”. Песни для детей © А.Кудряшов, 2005.
  3. Библиотека векторных изображений, часть 1. ООО “Элком”, 2004.
  4. Коллекция анимированных gif для web. АРТ. D 56771.
  5. “Любимые песни детства” © 2005 В. Шаинский, Э. Успенский, Г. Гладков, Ю. Энтин. С. Козлов, Гр. Гладков, Е. Крылатов, А. Тимофеевский. М. Танич.
  6. Музыкальная коллекция СОНАТА. Не только классика © ООО “Институт новых технологий”. 2004.
  7. Энциклопедия классической музыки. © “Коминфо”, 2002.

Урок 5. «Душа музыки - мелодия»

Цель урока: понять, что мелодия - главная мысль музыкального произведения.

Музыкальный материал: «Сладкая грёза», П.Чайковский; «Марш деревянных солдатиков», П.Чайковский, «Вальс», П.Чайковский; Па-де-де» из балета «Щелкунчик», П.Чайковский; «Веселая песенка» Г.Струве, В.Викторова.

Проблема урока: зачем музыке нужна мелодия?

Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Душа музыки - мелодия».

Ход урока

1. Организационный момент.

  • Ребята, Муза прислала нам письмо: «Помогите разобраться. Зачем музыке нужна мелодия? Муза». Придется ей помочь. Да и сами разберемся. (слайд 1)
  • Давайте споем песню «Падают, падают листья». (Авторы рекомендуют «Веселую песенку Струве, но мне, кажется, лучше петь знакомую песню, ту, что уже пели).
  • Кто пел мелодию? (Хор).
  • А кто играл аккомпанемент? (Учитель).

2. Развитие темы урока.

  • Вспомним ситуацию, которая часто случается с каждым из нас в жизни - какой-либо музыкальный мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы начинаем напевать эту мелодию, «мурлычем» ее «про себя», потому что она запомнилась и полюбилась нам, не задумываясь над тем, что это за музыка, кто ее сочинил.
  • Как вы думаете, как называется в музыке то, что мы напеваем? (Слова. Песня. Мелодия).
  • Вы высказали разные мнения. Но правы оказались те, кто назвал слово «мелодия».
  • Сейчас прозвучат несколько мелодий песен, а вы попытайтесь узнать их. (Звучат мелодии популярных песен, песен, которые выучили на уроках музыки, дети называют и поют их).
  • Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь послушайте две пьесы – марш и танец. Сможете ли вы определить, когда звучал марш, а когда танец?

Звучат мелодии «Марша деревянных солдатиков» и «Вальса» из «Детского альбома» П. Чайковского. Дети определяют, что первая - мелодия марша, а вторая - танца. Этот танец называется «вальс».

(слайд 4. Вся музыка вставлена на слайд, настроена анимация, если музыка не будет воспроизводиться, нужно настроить заново ссылки на музыку или заново вставить музыку).

  • По каким признакам вы определили, где звучит мелодия марша, а где - танца? (Мелодия марша звучала четко, отрывисто. Звуки ее будто бы изображали шаги, поступь. Эту мелодию мог бы сыграть барабан).
  • В марше пальчики-«солдатики» могут маршировать на столе или на коленях, дети могут исполнять на воображаемых барабанах ритмическую пульсацию пьесы. Под «Марш деревянных солдатиков» можно организовать увлекательную игру - игрушечный парад: девочки «исполняют» пульсацию марша движением согнутых в ладонях рук «игрушечных кукол», мальчики - играют на барабанах. Руководит парадом дирижер с «жезлом» (указкой) в руках. - Правильно!
  • А как же вы узнали вальс? (Мелодия в нем плавная, красивая. Она словно закружилась в танце. Можно считать «про себя» - раз, два, три).(Под музыку вальса дети могут мягко ритмично покачиваться влево - вправо) .
  • А сейчас вы услышите небольшую пьесу. Ее сочинил композитор, с которым мы уже знакомились на наших уроках. Его имя напомнит вам музыка.

Звучит мелодия «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. (Это музыка Петра Ильича Чайковского).

  • Правильно. Это замечательный русский композитор (показать портрет композитора). Он сочинил альбом пьес, который знают юные музыканты всего мира. Это «Детский альбом» (показать сборник пьес). «Детский альбом» - цикл из 24 фортепианных пьес - П.И. Чайковский написал в 1878 г. и посвятил его своему племяннику Володе Давыдову.
  • А теперь сядьте поудобнее, как на концерте, и настройтесь на то, чтобы услышать пьесу из этого альбома. Внимательные слушатели смогут определить: это песня, танец, или марш.

Звучит «Сладкая греза» П. Чайковского в исполнении учителя. (Это песня. Но ее никто не поет. Это песня без слов).

  • Вы правы. А почему большинство из вас решило, что это песня? Как звучала музыка? (Напевно, плавно. Неторопливо. Ласково. Задумчиво).
  • Я сейчас сыграю вам главную мелодию пьесы, а вы мягким движением одной из рук передайте ее характер. (Учащиеся выполняют задание).
  • Молодцы! Вы очень выразительно передали характер пьесы движениями рук. Какое же настроение возникло у вас после звучания этой музыки?

(Задумчивое. Спокойное. Мечтательное. Грустное. Светлое). . (Мелодическую линию песни «Сладкая греза» можно сыграть с детьми на воображаемой скрипке, певучими протяженными движениями «волшебного» смычка).

  • Правильно. Композитор назвал эту пьесу «Сладкая грёза». Грёза - это мечта, воспоминание, раздумье о чем-то приятном, дорогом, добром.
  • Ну, а теперь давайте посмотрим мультфильм, в котором звучит музыка из «Детского альбома» П. И. Чайковского, посмотрим и послушаем «Сладкую грёзу», а потом расскажем сказку, которую вы увидели в мультфильме.

Вывод: Итак, мы помогли Музе выяснить, зачем музыке нужна мелодия. Ведь мелодия - это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть. Мелодия - душа музыки. По мелодии мы узнаем и песни, и танцы, и марши.

Встречаясь дома с музыкой, запоминайте мелодии произведений и старайтесь напевать их.

План-конспект урока

Тема урока: «Мелодия - душа музыки».

Цели:

помочь учащимся понять, каким целям служат звуки мелодии;

чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства.

Задачи:

    воспитывать эстетический вкус, образное мышление для развития творческих способностей учащихся;

    показать связь искусств (музыка, литература, ИЗО);

    развивать вокально-хоровые навыки, умение работать над текстом, находить в нем главные мысли и опорные слова, логически мыслить;

    анализировать музыкальные произведения;

    воспитывать чувство любви к родному краю, к Родине;

    создать условия для получения детьми эмоционально-положительной разрядки.

Методы обучения:

словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Музыкальный материал:

В. А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада»,

Ф. Шопен. Вальс h -moll ,

К. Глюк. «Мелодия»,

П. И. Чайковский. «Мелодия»,

Па-де-де из балета «Щелкунчик»,

песня «Моя Россия» («У моей России длинные косички…»)

муз. - Г. Струве,

сл. - Н. Соловьева.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности детей к уроку.

Учитель : Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.

Основная часть урока.

1. Вступительное слово учителя. Подведение к теме.

Итак, прошу внимания.

На фоне мелодии Чайковского («Святки» из цикла «Времена года») звучит стихотворение Евгения Винокурова:

Стихия музыки - могучая стихия,

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Она и не видна, и невесома,

И мы ее в крови своей несем.

Мелодия - всемирная истома,

Как соль в воде, растворена во всем…

Как вы думаете, ребята, чему же будет сегодня посвящен наш урок?

- Ответы детей.

Да, тема сегодняшнего урока - «Мелодия - душа музыки» .

Наша ЗАДАЧА сегодня с вами - понять, каким ЦЕЛЯМ служат звуки мелодии , чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства.

Шарль Гуно писал: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли».

Как это понимать? Дело в том, что именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам наиболее прекрасным в окружающем мире,- это первая мелодия маминой колыбельной, пение птиц , звуки набегающей волны , внутренняя мелодия души (когда душа поет).

А что же такое мелодия и почему она является душой музыки?

Дети : - это звуки.

Учитель : - Я играю звуки (играю отдельные в произвольном порядке звуки)- это мелодия?

Дети : - Нет, звуки в мелодии должны как-то связываться.

Учитель: - Правильно. Звуки мелодии,как отдельные буквы и слова в нашей речи, должны связываться в предложения, должны нам о чём-то рассказывать. Поэтому мелодия – это мысль, выраженная звуками . Слово "мелодия" происходит от греческого слова "melodia","meloc",что означает пение, напев. («melodia », « meloc » ). Поэтому мелодия - главное выразительное средство в музыке.

Композитор через мелодию передаёт свои мысли, чувства, переживания, то есть раскрывает свой внутренний мир, свою душу. Поэтому по праву можно сказать, что мелодия – это душа музыки.

Иногда какой-либо мотив никак не уходит из памяти, услышав его с утра он преследует нас в течении всего дня. Мы напеваем эту мелодию, «мурлычем» ее про себя, порой даже не зная, что это за музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил или сочинил… Просто она запомнилась нам и полюбилась. Какая бы музыка ни звучала - песня , танец или марш , мы всегда выделяем в них мелодию .

« Мелодия ,- писал композитор, никогда не может явиться в мысли иначе, как с гармонией вместе. Вообще оба этих элемента музыки вместе с ритмом никогда не могут отделиться друг от друга…»

В этом, как мы знаем, и состоит единство всех сторон музыкального произведения.

Итак, ребята, повторите, пожалуйста, еще раз, из каких 3-х элементов, слитых воедино, состоит музыка?

Ответы учащихся.

(1) мелодия, 2) гармония , 3) ритм ).

Очень хорошо.

Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии .

В отличие от музыкального ритма, способного все вокруг приводить в движение, мелодия воздействует совсем иначе.

Она не требует никаких внешних физических проявлений- ни движений, ни постукиваний в такт. Ее восприятие происходит как бы в скрытом плане. Иногда, слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза- ведь переживание музыки относят к самым сокровенным человеческим чувствам.

Чем же объясняется воздействие мелодии ?

Может быть, тем, что вначале, задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала голосу - человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова?..

2.Слушание и анализ музыкальных произведений.

Послушайте, пожалуйста, чудесную мелодию «Серенады» Франца Шуберта – одну из самых проникновенных лирических мелодий, созданных для голоса. (Слова Людвига Рельштаба, перевод Николая Огарева).

Как и любая другая серенада, она поется ночью в честь возлюбленной.

Вопросы :

Ребята, для какого исполнителя создана эта проникновенная мелодия?

Какие чувства вы в ней угадываете?

(нежную грусть, надежду на скорую встречу…).

Да, в мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живет сердце влюбленного юноши: и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу.

А теперь предлагаю вашему вниманию еще одну серенаду. Это «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта.

Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает теплый вечер…

Исполнялись серенады на открытом воздухе, перед домом возлюбленной или того, кого хотели отметить вниманием, чаще всего небольшими оркестрами.

Вопросы:

Ребята, чем наполнена мелодия?

(прелестная, грациозная мелодия полна света и обаяния праздничной ночи).

Чем пленяет нас мелодия серенады?

(тонкостью и изяществом, чудесным «пением», игрой на скрипке).

Вопросы:

С чем можно сравнить мелодию этого вальса?

Какие образы и картины возникали у вас перед глазами?

А теперь предлагаю вашему вниманию еще две « Мелодии» двух разных композиторов.

Это « Мелодия» немецкого композитора К. Глюка и «Мелодия» П.И. Чайковского.

Итак, первая «Мелодия» Глюка.

Понравилась вам музыка?

Мы послушали очень красивую, нежную и грустную «Мелодию» Глюка. Она звучит то жалобно, тоскливо, печально, иногда с волнением, мольбой, щемящим чувством отчаяния, то опять понуро и грустно.

Но мелодия эта льется как бы на одном дыхании. В ней нет других контрастных мелодий.

Давайте сравним эту пьесу с другой, которая тоже называется «Мелодия». Написал ее знаменитый русский композитор- Петр Ильич Чайковский.

Вопросы:

Какая по настроению «Мелодия» Чайковского ?

(Дети: - Грустная.)

Педагог: - Правильно. А какая из двух пьес звучит более грустно и жалобно?

(Дети: - «Мелодия» Глюка.)

Педагог: -Да, грусть бывает разная: грусть-печаль и светлая грусть, грусть-волнение и грусть-скорбь , отчаяние .

«Мелодия» Чайковского, как и «Мелодия» Глюка грустная, но она не такая жалобная, а более светлая, нежная, иногда взволнованная.

3.Физкультминутка.

А теперь я предлагаю немного отдохнуть и провести физкультминутку.

Я буду менять композиции, а вы двигайтесь в темп. Потанцуйте немного у доски.

4.Разучивание песни « Моя Россия».

Ребята, песня, которую мы с вами будем разучивать, тоже очень красива в мелодическом отношении. Она тоже о красоте, красоте нашей Родины – России. Называется она « Моя Россия».

Написали ее композитор Г.Струве и поэт Н. Соловьева.

Работа с песней.

Понравились вам песня и клип?

Помог ли вам видео-ряд прочувствовать эту песню?

Ребята, обратите внимание на слова. О чем песня?

Россия …Чем так притягивает к себе сердце удивительная и сказочная душа России?

Россия … Как она несказанно трогательна. Ее необъятная душа растворяется в ее просторах.

Да, просторы России поражают воображение, ибо открывается не только красота внешняя, но и перед взором внутренним стоит самобытная сила духовная. Все в России пронизано этой светлой силой… Она в живительных лучах солнца и в звездном шатре, раскинувшемся над Россией. Она в уютном шепоте необъятных российских полей и в поражающих взгляд горных снежных вершинах…

Сегодня на уроке мы постараемся выучить один куплет и припев песни, а на последующих – продолжим работу.

Итак, ребята, мелодия - это не только нечто осмысленное и законченное, но и выразительное, производящее впечатление и обязательно эмоционально - воздействующее на людей.

5. Итог урока.

Вопросы:

Учитель. Сегодня мы познакомились ближе с мелодией, узнали о ней много нового. Вспомните, пожалуйста, что сказал о мелодии русский композитор и назовите его фамилию.

Дети. Мелодия – душа музыки. Композитора зовут Чайковский.

Учитель. Да, Пётр Ильич Чайковский.

Что же такое мелодия и из чего она состоит?

Дети. Мелодия-это главное выразительное средство. Она состоит из музыкальных звуков.

Учитель . Правильно. Какими бывают мелодии?

Дети. Мелодии бывают разными: весёлыми и грустными, быстрыми и медленными, громкими и тихими.

Учитель . Правильно. А какие мелодии мы называем лирическими?

Дети. Лирические произведения -это произведения, передающие внутренний мир и переживания композитора).

Скажите мне, пожалуйста, как вы понимаете высказывание П.И.Чайковского: «Мелодия- душа музыки»?

(Мелодия передаёт чувства, мысли, переживания, внутренний мир человека).

(Музыка возвышает душу, будит в ней прекрасные ощущения.

В душе - разные настроения: и печаль, и радость.., и все это может передать музыка. Она воздействует на самые сокровенные человеческие чувства …)

Учитель:

Да, можно сказать, что мелодия - это лицо любого музыкального сочинения, его суть , его душа .

Ребята, попробуйте объяснить, чем похожи и чем отличаются мелодии , с которыми мы познакомились на уроке.

(похожи : в любом из прослушанных сочинений присутствует мелодия - его суть, его душа;

различия : в характере , в настроении , в образах этих сочинений.)

Учитель:

Очень хорошо, спасибо, ребята, садитесь, пожалуйста.

6. Домашнее задание. Оценки.

А задание на дом вам будет такое:

а) выучить слова песни «Моя Россия»,

б) нарисовать рисунок к песне, стараясь передать красками характер мелодии и свое отношение к ней.

Текст (слова) песни «Моя Россия»

У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.

    Солнце светит, ветры дуют,
    Ливни льются над Россией,
    В небе радуга цветная -
    Нет земли красивей.

Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.

    Солнце светит, ветры дуют,
    Ливни льются над Россией,
    В небе радуга цветная -
    Нет земли красивей.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.

    Солнце светит, ветры дуют,
    Ливни льются над Россией,
    В небе радуга цветная -
    Нет земли красивей.

Все мы любим слушать музыку: кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Но задумывались ли о том, какова она на самом деле, за пределами наушников и колонок? Как она влияет на человека и каким образом толкает его на те или иные поступки?

Но различные композиции не только способны выражать эмоции, они могут настраивать человека на определенный лад. Особенно это полезно для спортсменов. Одна женщина поделилась со мной тем, что постоянно слушает музыку во время тренировок. Занимаясь на беговой дорожке или велотренажере, под властью музыки она не замечает ничего: ни изнурения, ни боли в мышцах, ни жажды с голодом. Все это отходит на второй план, когда в наушниках играет ее любимая музыка. По словам женщины, быстрые и ритмичные композиции мотивируют ее на занятия спортом и повышают ее выносливость. Она может забыться, погрузиться в свои мысли и воспоминания, и, сама того не заметив, пробежать целый марафон на беговой дорожке, а после занятий чувствует приятную усталось и легкость.

Музыка живет внутри каждого из нас, только осознают это все в разном возрасте. Моя бабушка в свои 60 лет обнаружила талант к пению и теперь поет в хоре, принося радость себе и слушателям. Вот кто бы мог подумать, что такое может с ней случиться? Даже она сама не подозревала этого, пока в один прекрасный момент ее голос не похвалили. Как видите, музыка это состояние души. Для меня музыка — это часть моей жизни, часть меня. С самого детства я была окружена ею, а, повзрослев, мои отношения с ней упрочились — я стала играть на гитаре и петь. Это помогает мне снять стресс, усталость и напряжение. А мозоли на пальцах — результат упорных трудов и стараний. Да, мне больно. Но эта боль — ничто по сравнению с прекрасной мелодией, что льется из-под пальцев и растекается по струнам.

Загляните внутрь себя, прислушайтесь, и, может, вы тоже сможете найти тот вид музыки, который прочно поселится в вашем сердце. Ведь все люди разные, и музыка у каждого своя, словно тысячи кусочков. И у каждого он свой.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: