Программирование с использованием CGI. Учебное пособие по CGI-программированию

Страница 1 из 30

Сегодня такие вещи, как гостевая книга, поиск по серверу, форма для отправки сообщений - неотъемлемый атрибут практически любого серьезного сайта. Проблема внедрения этих и других прибамбасов, разумеется, всячески возбуждает воображение начинающего вебмастера, лишая его сна, аппетита и тяги к пиву. К сожалению, изучение HTML-исходников страниц конкурентов ничего, кроме ссылок на некий "cgi-bin", не дает, да еще в телеконференциях иногда встречается упоминание о каких-то cgi-скриптах. Эта статья и посвящена основам использования этих самых cgi-скриптов во славу и процветание вашего сайта.

Для начала, думаю, надо разобраться с понятиями. CGI-скрипт - это программа, которая выполняется на Web-сервере по запросу клиента (то есть посетителя Web-сайта). Программа эта принципиально ничем не отличается от обычных программ, которые установлены на вашем компьютере - будь то MS Word или игра Quake. CGI - это не язык программирования, на котором написан скрипт, а Common Gateway Interface - специальный интерфейс, с помощью которого и происходит запуск скрипта и взаимодействие с ним.

Краткое лирическое отступление насчет CGI

Итак что такое CGI - скрипты и вообще подобные вещи. Начнем с того что ваш браузер (когда вы набрали URL ) соединяется по протоколу HTTP с указаным сервером и просит у него нужный файл,примерно так:

GET /~paaa/cgi-bin/guestbbok.cgi HTTP/1.0 -Вот это самое главное в запросе

Ну и если запрошен простой файл например .html то если если такой файл есть, То сервер отошлет браузеру ответ:

HTTP/1.0 200 Okay
Content-Type: text/html

Далее после пустой строки(она нужна чтоб отделить заголовок от тела ) идет информация из самого URL "а ...
Вот в принципе и весь WWW ....ходишь от ссылки к ссылке....
А что если Нужно внести в этот унылый процесс что-нибудь по настоящему интерактивное, динамическое,прекрасное и великолепное....? Чтож есть ответ и на этот вопрос. Просто что если в запрашиваемом URL указать спецыальную программу (CGI ,программа Common Gateway Inteface - Общего Шлюзового Интерфейса ) и то что эта прога выдаст то и отправить браузеру....Сервер запускает .cgi программу и она например обработав данные формы заносит вас куда-нибудь в свою базу данных,а вам сообщит что вы большой молодец:)
Ну надеюсь я вас заинтриговал......?

Краткие сведения о том что надо знать чтоб писать CGI скрипты: Ну вопервых надо знать что такое интернет и как он работает (а вы знаете? ;))) ) Ну и чуть-чуть умения прграмировать(это самое главное)
Давайте вместе писанем какой нибудь простенький скриптик а потом я вам расскажу где сдесь собака порылась....
Ну сначала в своем домашнем каталоге создайте директорию cgi-bin :

cd public_html
mkdir cgi-bin
chmod 0777 cgi-bin

Последняя строчка будет очень важна.
Возьмите редактор и наберите: #!/usr/bin/perl
#first.cgi
print "Content-Type: text/html\n\n";
print "";
print "

Hello you!!!

";
print "";

Сохраните его в директории cgi-bin под именем first.cgi .Ну как сохранили?
А теперь сделайте его исполняемым(ведь это программа):

chmod +x first.cgi

Ну вот,подходим к торжественному моменту.... наберите в строке браузера http://www.uic.nnov.ru/~твой_логин/cgi-bin/first.cgi
и посмотрите чо будет. Будет одно из двух,либо скрипт заработает и вы увидите сгенерированую им страничку (поздравляю,в нашем полку прибыло!) либо Internal Server Error -тогда не расстраивайтесь,вы что-то сделали не так. Вам тогда пригодится пособие по ловле блох. Ну вопервых проверку синтаксиса можно осуществить следующим образом:

perl -с first.cgi

Perl вам сразу выдаст либо сообщения об ошибках(ну бывает,точку с запятой пропустили, скобочки или кавычки забыли закрыть...) это сразу по ходу дела поправимо.
Более грубая с логической точки зрения это пропустить вывод пустой строки, которая отделяет заголовок от тела:
print "Content-Type: text/html\n\n"; #Все Правильно
print "Content-Type: text/html\n"; #ОШИБКА!!!

Разберем скрипт:
Первая строка #!/usr/bin/perl Просто указывает где в системе расположен Perl. Вторая это просто коментарий -вы можете тыкать чо угодно после знака #
Затем идет print "Content-Type: text/html\n\n"; Это заголовок указывающий тип содержимого все что скрипт печатает в свой стандартный вывод STDOUT идет на обработку к серверу. Пустая строка отделяет заголовок от тела,которое в нашем случае представляет собой

Hello you!!!



Сервер обработает ответ скрипта и на базе него сформирует и пошлет браузеру ответ.(Сервер обычно не изменяет тела сообщения,он только дополняет заголовок нужными для протокола HTTP полями)

Ну вот азы уже освоены,все не так трудно и удручающе как могло показаться на первый раз
Вы теперь можете сами потренироваться в написании таких вот простеньких скриптов чтоб набить руку.

Free and Open Source Perl Shopping Cart and Commerce CGI Scripts

The shopping carts, inventory and fulfilment, ecommerce (or e-commerce) Perl CGI scripts listed on this page allow you to set up your own online shop in the fashion of Amazon.com "s famous online bookshop. Typically, the scripts displays your products on your site, allow your visitors to select and place orders and transmits the orders to you. Some of the scripts are integrated with a particular credit card ordering system (indeed, some of them may be written by a particular credit card processing vendor trying to promote their ware).

If you are running an online shop, you may also need to have some means of collecting credit card payments - see the article How to Collect Credit Card Payments on Your Website , which also lists some third party merchants that allow you to collect payments without having your own merchant account. Note that some (or perhaps all) of the merchants listed on that page may provide you with an ordering system that you can use free of charge, so you may not even need to install a shopping cart script if your needs aren"t complicated.

(Tip: if you get an internal server error after installing any Perl script, you may be interested in this article: Perl CGI Debugging: How to Solve a 500 Internal Server Error .)

If you are not tied to using a Perl script, the page may also be relevant to you.

Related Pages

  • Is Your Website Design Driving Away Your Customers? Some Basic Usability Tips for Commercial Websites
  • Seven Easy Ways to Annoy Visitors to Your Website - A Satirical Look at Some Usability Mistakes Made by New Webmasters
  • How to Check Your Website with Multiple Browsers on a Single Machine (Cross-Browser Compatibility Checking)

Free Shopping Carts, Online Store and Inventory Management Perl Scripts

Agora - Free Ecommerce Shopping Cart Software

Agora allows you to customize the appearance of your shopping cart using an online CSS manager, edit or install store templates, provide dynamic updates to product categories and sub-categories lists, dynamically generate product pages from the store database, etc. It features unlimited product options, volume pricing, unlimited product categories, place a product in multiple categories, multiple taxation localities, customizable "Featured Products" lists, support for a wide variety of payment processing gateways (including PayPal) and sales and local taxes, support for shipping charges, including international shipping, shipping by weight, by percentage of total order, by flat rate, and so on. You manage your store online, and the software provides tracking and error logs. You can set up your store with either . The software is released under the GNU General Public License.

Interchange Web-based Application Server

Interchange is an open source commerce server written in Perl. To quote its website, it "has been set up to perform sales, order processing, content management, customer service, reporting and analysis, personalization, traditional retail sales, digital goods delivery, B2B parts re-ordering, non-commerce content management, auctions, order status checking, supply chain management, project management, online collaboration, and even an MP3 Jukebox." It can be integrated with payment processing services , point-of-sale systems, external , customer relationship management systems, etc. It is licensed under the GNU General Public License.

Web Store

This is a configurable shopping cart that allows your customers to select items (and put them back if they change their mind), search according to some criteria, etc. It appears to be released under the GNU General Public License, and is thus open source.

[Update : this script appears to have been abandoned.] Yams is an e-commerce shopping cart system that uses a MySQL backend. Its features include a product search facility, related products display, persistant shopping cart, support for multiple product types, user registration system, session ids for tracking, support for multiple shipping addresses, revenue reports broken down by referrers, works as a CGI script or under mod_perl, inventory tracking, order management tools, calculation of shipping charges, etc. It requires you to have an Apache server, MySQL, Mail::Sendmail module, etc.

[Update : This script appears to have been abandoned.] AllCommerce is an ecommerce and fulfilment system that allows you to access inventory and order information. It supports MySQL, PostgreSQL and Oracle (ie, you need one of those databases). The script is released under the GNU General Public License.

Commerce.cgi

Commerce.cgi is a shopping cart system with a store manager that allows you to manage your inventory (add, delete, edit items in your shop inventory). You can customise your storefront in a wide variety of ways: you can control the headers and footers, associate options with certain products (for example if the visitor selects a T-shirt, you would want a way for them to select the T-shirt size), add images, add static links, etc. Your visitors can also search for a particular product.

E-commerce на понятном русском. Как устроен бизнес в интернете?

Последнее время попадается всё больше проектов, связанных с интернет торговлей. Изучая это направление, не смог найти общего и понятного описания процесса. Поэтому решил сделать что-то вроде шпаргалки, к которой всегда можно будет обращаться, чтобы понять порядок действий в такой области, как e-commerce.

Сразу оговорюсь, что сделал акцент на процессах и каналах, которые помогают приводить клиентов.

E-commerce: о чём это?

Определения на разных источниках говорят что-то о продаже товаров или услуг через интернет. Простыми словами e-commerce, это любая деятельность в сети, где появляются деньги.

Покупки, продажа, страховки, банкинг, электронные деньги, всё сюда. Заберите, распишитесь.

От цели

Для того, чтобы разобраться в вопросе, предлагаю начать путь с самого конца. Какая цель у любого бизнеса? Правильно, заработать. Так вот, представьте себе любой продукт, к примеру, силиконовые носки. Почему бы и нет!

Взял первое, что пришло в голову, оказалось есть такое…

Наша задача, это заработать на этих носках. Мы думаем про интернет. Хм…а почему бы не “запилить” сайт и вот как пойдут продажи, только держите меня Мальдивы! Но, не всё так просто.

Мне очень нравится рисовать. Это помогает понять различные процессы. Порисуем?!

Пока наша модель выглядит так. Берём носки, засовываем их в интернет и получаем деньги. Это просто великолепно! Глаза горят, ладошки потеют и уже хочется взяться за это дело. Но ведь нужно сделать сайт или площадку для продажи?

Сайт или площадка для продажи

Есть различные решения для размещения своего товара во всемирной паутине. Можно создать свой сайт или использовать сторонние площадки (группы, страницы в соц.сетях, доски объявлений и др.). Остановимся на сайте.

Заказали себе сайт, взяли готовый шаблон или же сами создали с помощью конструктора (CMS можно погуглить), не важно. Дальше разместили кучу силиконовых носков разных видов и счастливы.

Простите, что прерываю чтение. Присоединяйтесь к моему telegram канал . Свежие анонсы статей, развитие digital продуктов и growth hack, там все. Жду вас! Продолжаем…

Платёжные системы

Но для того, чтобы человек смог у вас купить здесь и сейчас, необходимо будет подкрутить платёжные системы. Это своего рода сервис, который позволяет совершать покупки в сети через: банковские карты, интернет деньги, мобильные телефоны и ещё кучу всего. За это придётся делиться процентом от транзакций, но таким образом вы себе сильно упростите жизнь.

Выбирайте подходящий для себя сервис. Где-то будет повыше процент, а где-то абонентка или что ещё. Просто немного изучите вопрос. Поставите себе необходимый код на сайт, привяжете все транзакции к своему счёту на карте и вуаля!

Вот казалось бы всё. Сайт есть, карточки товаров тоже и даже кнопка “купить” работает, но чего-то не хватает… Нет потока клиентов, который будет покупать.

Потоки клиентов

Где: CAC = Стоимость привлечения нового клиента. MCC (marketingcampaigncosts) = Суммарная стоимость маркетинговых затрат, направленных на привлечение клиентов (но не на удержание). W (wages) = Зарплата маркетологам и менеджерам по продажам. S (software) = Стоимость используемого в рекламе и продажах программного обеспечения (например, используемой платформы продаж, автоматизации маркетинга, A/B-тестирования, сервисов аналитики и т.д.). PS (professionalservices) = Стоимость профессиональных услуг, оказываемых отделам маркетинга и продаж (дизайн, консультации и т.д.). O (other) = Другие накладные расходы, относящиеся к отделам маркетинга и продаж. CA (customersacquired) = Суммарное количество привлеченных клиентов.

Но нельзя забывать о качестве клиента, здесь поможет LTV.

Важные показатели: LTV

Live Time Value, жизненный цикл клиента, ещё один показатель в e-commerce, который нужно учитывать. Он показывает, сколько в среднем дохода приносит один клиент. Есть разные подходы к расчёту, я выбрал фактический по прибыли, как один из самых точных.

Это просто сумма общего дохода за всю историю покупок для каждого отдельного клиента. Прибавьте сумму всех покупок (транзакций) клиента к транзакции N, где транзакция N - это последняя покупка, которую совершил клиент в вашей компании. Если у вас есть доступ ко всем данным по транзакциям клиентов, то вы можете легко вычислить это с помощью Excel.

LTV = (транзакция 1 + транзакция 2 + транзакция 3… + транзакция N) х долю прибыли в выручке.

Расчет LTV на основании чистой прибыли, в конечном счете показывает фактическую прибыль, которую клиент приносит вашей компании. Здесь берется во внимание и стоимость обслуживания клиентов, и стоимость удержания, и стоимость привлечения и т.д. В результате получается целый комплекс вычислений, основанный на отдельно взятых данных. Совокупная прибыль, получаемая от одного клиента за все время, даст вам точное понимание рентабельности ваших клиентов на сегодняшний день.

С другими подходами можно ознакомиться на .

Важные показатели: соотношение CAC и LTV

Для понимания жизнеспособности бизнеса, очень важно смотреть на отношение двух упомянутых показателей CAC:LTV.

  • Менее чем 1:1 – Вы на всех парах мчитесь к банкротству.
  • 1:1 – Вы теряете деньги на каждом привлеченном клиенте.
  • 1:2 – Вроде бы неплохо, но, похоже, что вы вкладываете недостаточно средств, а могли бы развиваться быстрее. Запустите более агрессивные кампании по привлечению клиентов и добейтесь показателей близких к 1:3.
  • 1:3 – Идеальное соотношение. У Вас процветающий бизнес и крепкая бизнес-модель.

Важные показатели: ROI не забываем

Как мы разобрали выше, в e-commerce необходимо чётко понимать, выгодно ли использовать канал привлечения или нет. Помимо LTV и CAC существует ещё один важный показатель, это ROI. Он показывает, окупились ли ваши вложения, в нашем случае в рекламу. То есть. сколько 1 вложенный рубль принёс нам в итоге.

Для расчёта используется весьма несложная формула:

Где “Доход от кампании”, это разница между доходом от канала и себестоимостью на ваш продукт. А чтобы посчитать прибыль, отнимите ещё расходы на рекламу.

Таким образом более развернутая формула будет выглядеть так:

ROI = (Доход по каналу – Себестоимость) – Рекламные расходы / Рекламные расходы х 100%

Более подробный пример с расчётом читайте . По сути, эта несложная формула помещается все в ту же табличку Excel, где всё считается автоматически.

Все три показателя, которые мы разобрали, важны в E-commerce. Каждый их них позволяет найти “узкие” места в ваших потоках и работать с ними. Как раз в них кроется потенциал роста для бизнеса. Ещё немного дополнил нашу модель с носками.

Вместить всё в один материал не удаётся, да и кто его так долго читать-то будет? Позже сделаю отдельный гайд по нюансам e-commerce, которые могут мешать продажам.

Итого

В целом теперь у вас есть общее понимание интернет торговли или e-commerce. Дальше, как говорится: “Дьявол кроется в деталях”. Изучайте каждый из каналов отдельно, считайте показатели эффективности и ищите новые инсайты в мелочах. Интернет продаж вам, да побольше! А с меня ещё один материал.

Да, чуть не забыл, с Наступающим вас, дорогие читатели! Желаю в будущем году вам больших побед и свершений!

Интерактивный интерфейс пользователя представляет собой систему, обеспечивающую взаимодействие пользователя и программы. Для WWW, интерактивный интерфейс можно определить как последовательность HTML-документов, реализующих интерфейс пользователя. Можно также условно классифицировать принципы построения интерфейса по типу формирования HTML-документа:

    статический;

    динамический.

В первом случае источником интерфейса является HTML-документ, созданный в каком-либо текстовом или HTML-ориентированном редакторе. Следовательно, данный документ остается неизменным в течение использования. Во втором случае источником интерфейса является HTML-документ, сгенерированный cgi-модулем. Следовательно, появляется некоторая гибкость в видоизменении интерфейса во время использования .

Таким образом, можно ввести понятие интерактивного интерфейса для WWW. Интерактивный интерфейс для WWW представляет собой последовательность статических или динамически формируемых HTML-документов, реализующих интерфейс пользователя.

Практически любая задача, решающая проблему получения данных от клиента, связана с построением интерфейса. Наиболее интересным является построение интерфейсов к различным базам данных, доступ к SQL-серверу, получение информации от периферийных устройств, создание клиентских рабочих мест. Все это возможно посредством CGI(Common Gateway Interface). Common Gateway Interface (CGI) является стандартом интерфейса внешней прикладной программы с WWW сервером .

Задача построения вышеназванных интерфейсов делится на две части (приложение 2):

    Клиентская часть . Для создания клиентской части необходимо создать HTML-документ, в котором реализован интерфейс с пользователем. В языке HTML это возможно посредством форм.

2. Серверная часть. Серверная часть состоит из исполняемого модуля, решающего основные задачи обработки данных, поступающих от клиентской части формирования ответа в формате HTML, и т.д. Такой модуль называется cgi-модулем .

Спецификация cgi

CGI определяет 4 информационных потока (приложение 3):

1) Переменные окружения условно делятся на два типа:

а) общие для всех типов запросов (устанавливаются для всех типов);

б) зависящие от метода запроса.

2) Стандартный выходной поток

СGI - модуль выводит информацию в стандартный выходной поток. Этот вывод может представлять собой или документ, сгенерированный cgi-модулем, или инструкцию серверу, где получить необходимый документ. Обычно cgi -модуль производит свой вывод. Преимущество такого подхода в том, что cgi -модуль не должен формировать полный HTTP заголовок на каждый запрос.

3) Стандартный входной поток

В случае метода запроса POST данные передаются как содержимое HTTP запроса. И будут посланы в стандартный входной поток. Данные передаются cgi-модулю в следующей форме: name = value & name 1= value 1&...& nameN = valueN ,

где name - имя переменной, value - значение переменной, N - количество переменных.

На файловый дескриптор стандартного потока ввода посылается CONTENT_LENGTH байт. Так же сервер передает cgi-модулю CONTENT_TYPE (тип данных). Сервер не посылает символ конца файла после передачи CONTENT_LENGTH байт данных или после того, как cgi-модуль их прочитает. Переменные окружения CONTENT_LENGTH и CONTENT_TYPE устанавливаются в тот момент, когда сервер выполняет cgi-модуль. Таким образом, если в результате исполнения формы с аргументом тега FORM - METHOD="POST" сформирована строка данных firm=МММ&price=100023, то сервер установит значение CONTENT_LENGTH равным 21 и CONTENT_TYPE в application/x-www-form-urlencoded, а в стандартный поток ввода посылается блок данных.

В случае метода GET , строка данных передается как часть URL. Т.е. например, http://host/cgi-bin/script?name1=value1&name2=value2

В этом случае переменная окружения QUERY_STRING принимает значение name1=value1&name2=value2

4) Аргументы командной строки

СGI - модуль в командной строке от сервера получает: остаток URL после имени cgi-модуля в качестве первого параметра (первый параметр будет пуст, если присутствовало только имя cgi-модуля), и список ключевых слов в качестве остатка командной строки для скрипта поиска, или чередующиеся имена полей формы с добавленным знаком равенства и соответствующих значений переменных. Ключевые слова, имена и значения полей формы передаются декодированными (из HTTP URL формата кодирования) и перекодированными в соответствии с правилами кодирования Bourne shell так, что cgi-модуль в командной строке получит информацию без необходимости осуществлять дополнительные преобразования.

После формирования структуры "имя-значение" можно приступить к решению задач, ради которых, собственно, создавался cgi-модуль. Следующим важным моментом является динамическое формирование cgi-модулем HTML-документа (оформление результата работы модуля). Например, таблицы выборки из базы данных. Для этого cgi-модуль должен выдать в стандартный выходной поток заголовок состоящий из строки: Content-type: text/html и пустой строки (двух символов CR ). После этого заголовка можно давать любой текст в формате HTML .

  • Tutorial

Добрый день.
В этой статье я бы хотел рассказать про протокол FastCGI и способы работы с ним. Не смотря на то, что сам протокол и его реализация появились ещё в 1996 году, подробных руководств по этому протоколу просто нет - разработчики так и не написали справки к собственной библиотеке. Зато года два назад, когда я только начал пользоваться этим протоколом, часто встречались фразы типа «я не совсем понимаю, как пользоваться этой библиотекой». Именно этот недостаток я и хочу исправить - написать подробное руководство по использованию данного протокола в многопоточной программе и рекомендации по выбору различных параметров, которым могли бы воспользоваться все желающие.

Хорошая новость - способ кодирования данных в FastCGI и в CGI одинаковый, меняется только способ их передачи: если CGI-программа использует интерфейс стандартного ввода-вывода, то FastCGI-программа - сокеты. Другими словами, нужно всего лишь разобраться с несколькими функциями библиотеки для работы с FastCGI, а дальше просто воспользоваться опытом написания CGI-программ, примеров которых, к счастью, очень много.

Итак, в этой статье мы рассмотрим:
- Что такое FastCGI и чем отличается от протокола CGI
- Зачем мне нужен FastCGI, когда уже есть много языков для разработки под веб
- Какие реализации протокола FastCGI существуют
- Что такое сокеты
- Описание функций библиотеки FastCGI
- Простой пример многопоточной FastCGI-программы
- Простой пример конфигурации Nginx
К сожалению, очень сложно написать статью одинаково понятной новичкам и интересной опытным старожилам, поэтому я буду стараться осветить все моменты как можно подробнее, а Вы можете просто пропустить неинтересные Вам разделы.

Что такое FastCGI?

Про FastCGI можно прочитать в Википедии . Если в двух словах, это CGI-программа, запущенная в цикле. Если обычная CGI-программа заново запускается для каждого нового запроса, то в FastCGI-программе используется очередь запросов, которые обрабатываются последовательно. А теперь представьте: на Ваш 4-8-ядерный сервер поступило 300-500 одновременных запросов. Обычная CGI-программа будет запущена на выполнение эти самые 300-500 раз. Очевидно, такого количества процессов слишком много - Ваш сервер физически не сможет отработать их все сразу. Значит, у Вас получится очередь процессов, ожидающих свой квант процессорного времени. Обычно планировщик будет распределять процессорное равномерно (так так в данном случае приоритеты всех процессов одинаковые), а значит у Вас будет 300-500 «почти готовых» ответов на запросы. Звучит как-то не очень оптимистично, не правда ли? В FastCGI-программе все эти проблемы решаются простой очередью запросов (то есть применяется мультиплексирование запросов).

Зачем мне FastCGI, когда уже есть PHP, Ruby, Python, Perl и т.п.?

Пожалуй, главная причина - компилируемая программа будет работать быстрее интерпретируемой. Для PHP, например, существует целая линейка акселераторов, среди которых - APC, eAccelerator, XCache, которые уменьшают время интерпретации кода. Но для C/C++ всё это просто не нужно.
Второе, о чём Вы должны помнить - динамическая типизация и сборщик мусора занимают много ресурсов. Иногда - очень много. Например, массивы целых чисел в PHP занимают примерно в 18 раз больше памяти (до 35 раз в зависимости от различных параметров компиляции PHP), чем в C/C++ для того же объема данных, поэтому задумайтесь о накладных расходах для сравнительно больших структур данных.
Третье - FastCGI-программа может хранить общие для разных запросов данные. Например, если PHP каждый раз начинает обработку запроса с «чистого листа», то FastCGI-программа может сделать ряд подготовительных действий ещё до поступления первого запроса, например выделить память, загрузить часто используемые данные и т.п. - очевидно, всё это может повысить общую производительность системы.
Четвёртое - масштабируемость. Если mod_php предполагает, что веб-сервер Apache и PHP находятся на одной и той же машине, то FastCGI-приложение может использовать TCP-сокеты. Другими словами, у Вас может быть целый кластер из нескольких машин, связь с которыми осуществляется по сети. При этом FastCGI также поддерживает Unix domain sockets, что позволяет при необходимости эффективно запускать FastCGI-приложение и веб-сервер на одной и той же машине.
Пятое - безопасность. Вы не поверите, но с настройками по умолчанию Apache позволяет выполнять всё на свете. Например, если злоумышленник загрузит на сайт вредоносный скрипт exploit.php.jpg под видом «невинной картинки» и потом откроет её в браузере, Apache «честно» выполнит вредоносный php-код. Пожалуй, единственное достаточно надежное решение - удалять или изменять все потенциально опасные расширения из имен загружаемых файлов, в данном случае - php, php4, php5, phtml и т.п. Такой приём используется, например, в Drupal - ко всем «дополнительным» расширениям добавляется символ подчеркивания и получается exploit.php_.jpg. Правда следует отметить, что системный администратор может добавить любое дополнительное расширение файла в качестве обработчика php, так что какое-нибудь.html может вдруг превратиться в ужасную дыру в безопасности только из-за того, что.php выглядело некрасиво, было плохо для SEO или не нравилось заказчику. Итак, что же нам даёт в плане безопасности FastCGI? Во первых, если использовать вместо Apache веб-сервер Nginx, то он будет просто отдавать статические файлы. Точка. Другими словами, файл exploit.php.jpg будет отдан «как есть», без какой-либо обработки на стороне сервера, так что запустить вредоносный скрипт просто не получится. Во вторых, FastCGI-программа и веб-сервер могут работать из под разных пользователей, а значит и права на файлы и папки у них будут разные. Например, веб-сервер может только читать загруженные файлы - для отдачи статических данных этого достаточно, а FastCGI-программа может только читать и изменять содержимое папки с загружаемыми файлами - этого достаточно для загрузки новых и удаления старых файлов, но доступа непосредственно к самим загруженным файлам иметь не будет, а значит выполнить вредоносный код тоже не сможет. В третьих, FastCGI-программа может работать в chroot"е, отличном от chroot"а веб-сервера. Сам по себе chroot (смена корневой директории) позволяет сильно ограничить права программы, то есть повысить общую безопасность системы, потому что программа просто не сможет получить доступ к файлам за пределами указанного каталога.

Какой веб-сервер с поддержкой FastCGI лучше выбрать?

Если коротко - я пользуюсь Nginx . Вообще, серверов с поддержкой FastCGI довольно много, в том числе коммерческих, так что позвольте рассмотреть несколько альтернатив.
Apache - пожалуй, это первое, что приходит в голову, правда он потребляет гораздо больше ресурсов, чем Nginx. Например, на 10 000 неактивных HTTP keep-alive соединений Nginx расходует около 2,5M памяти, что вполне реально даже для сравнительно слабой машины, а Apache вынужден создавать новый поток для каждого нового соединения, так что 10 000 потоков - просто фантастика.
Lighttpd - главный недостаток этого веб-сервера в том, что он обрабатывает все запросы в одном потоке. Это значит, что могут быть проблемы с маштабируемостью - Вы просто не сможете задействовать все 4-8 ядер современных процессоров. И второе - если по какой-то причине подвиснет поток веб-сервера (например из-за длительного ожидания ответа от жесткого диска), у вас «зависнет» весь сервер. Другими словами, все остальные клиенты перестанут получать ответы из-за одного медленного запроса.
Еще один кандидат - Cherokee . По заявлениям разработчиков, в ряде случаев работает быстрее Nginx и Lighttpd.

Какие есть реализации протокола FastCGI?

На данный момент есть две реализации протокола FastCGI - библиотека libfcgi.lib от создателей протокола FastCGI, и Fastcgi++ - библиотека классов на С++. Libfcgi разрабатывалась с 1996 года и, по заявлениям Open Market, является очень стабильной, к тому же более распространена, поэтому пользоваться в этой статье будем ей. Хочется отметить, что библиотека написана на C, встроенную «обертку» C++ нельзя назвать высокоуровневой, поэтому будем использовать C-интерфейс.
Думаю, на установке самой библиотеки останавливаться смысла нет - в ней есть makefile, так что проблем быть не должно. Кроме того, в популярных дистрибутивах эта библиотека доступна из пакетов.

Что такое сокеты?

Общее понятие о сокетах можно получить в Википедии . Если в двух словах, сокеты - это способ межпроцессного взаимодействия.
Как мы помним, во всех современных операционных системах каждый процесс использует собственное адресное пространство. За непосредственный доступ к оперативной памяти отвечает ядро операционной системы, и если программа обратиться по несуществующему (в контексте данной программы) адресу памяти, ядро вернет segmentation fault (ошибка сегментирования) и закроет программу. Это замечательно - теперь ошибки в одной программе просто не могут повредить другим - они находятся как бы в других измерениях. Но раз у программ разное адресное пространство, от общих данных или обмена данными тоже быть не может. А если очень нужно передать данные из одной программы в другую, как тогда? Собственно, для решения этой проблемы и разрабатывались сокеты - два или более процесса (читайте: программы) подключаются к одному и тому же сокету и начинают обмен данными. Получается этакое «окно» в другой мир - через него можно получать и отправлять данные в другие потоки.
В зависимости от типа использования соединения сокеты бывают разные. Например, есть TCP-сокеты - они используют обычную сеть для обмена данными, то есть программы могут работать на разных компьютерах. Второй наиболее распространенный вариант - доменные сокеты Unix (Unix domain socket) - пригодны для обмена данными только в рамках одной машины и выглядят как обычный путь в файловой системе, но реально жесткий диск не используется - весь обмен данными происходит в оперативной памяти. Из-за того, что не нужно использовать сетевой стек, работают несколько быстрее (примерно на 10%), чем TCP-сокеты. Для ОС Windows данный вариант сокетов называется named pipe (именованный канал).
Примеры использования сокетов для ОС GNU/Linux можно найти в этой статье . Если Вы еще не работали с сокетами, я бы рекомендовал с ней ознакомиться - это не является обязательным, но улучшит понимание изложенных здесь вещей.

Как пользоваться библиотекой Libfcgi?

Итак, мы хотим создать многопоточное FastCGI-приложение, поэтому разрешите описать ряд наиболее важных функций.
Прежде всего, библиотеку нужно инициализировать:
int FCGX_Init(void);
Внимание! Эту функцию нужно вызывать перед любыми другими функциями этой библиотеки и только один раз (всего один раз, для любого количества потоков).

Далее нам нужно открыть слушающий сокет:
int FCGX_OpenSocket(const char *path, int backlog);
Переменная path содержит строку подключения к сокету. Поддерживаются как доменные сокеты Unix, так и TCP-сокеты, всю необходимую работу по подготовке параметров и вызова функции библиотека сделает сама.
Примеры строк подключения для доменных сокетов Unix:
"/tmp/fastcgi/mysocket" "/tmp/fcgi_example.bare.sock"
Думаю, тут всё понятно: нужно просто передать уникальный путь в виде строки, при этом все взаимодействующие с сокетом процессы должны иметь к нему доступ. Еще раз повторюсь: этот способ работает только в рамках одного компьютера, но несколько быстрее, чем TCP-сокеты.
Примеры строк подключения для TCP-сокетов:
":5000" ":9000"
В этом случае открывается TCP-сокет на указанном порту (в данном случае - 5000 или 9000 соответственно), при этом запросы будут приниматься с любого IP-адреса. Внимание! Данный способ потенциально небезопасен - если Ваш сервер подключен к сети Internet, то Ваша FastCGI-программа будет принимать запросы от любого другого компьютера. Значит, любой злоумышленник сможет отправить Вашей FastCGI-программе «пакет смерти». Разумеется, ничего хорошего в этом нет - в лучшем случае Ваша программа может просто «упасть» и получится отказ в обслуживании (DoS-атака, если хотите), в худшем - удаленное выполнение кода (это если совсем уж не повезёт), поэтому всегда ограничивайте доступ к таким портам при помощи файервола (межсетевого экрана), при этом доступ нужно предоставлять только тем IP-адресам, которые реально используются при штатной работе FastCGI-программы (принцип «запрещено все, что явно не разрешено»).
Следующий пример строк подключения:
"*:5000" "*:9000"
Способ полностью аналогичен предыдущему: открывается TCP-сокет с приёмом соединений от любого IP-адреса, поэтому в этом случае так же необходимо со всей тщательностью настраивать файервол. Единственный плюс от такой строки подключения сугубо административный - любой читающий конфигурационные файлы программист или системный администратор поймёт, что Ваша программа принимает соединения с любого IP-адреса, поэтому при прочих равных условиях лучше предпочесть данных вариант предыдущему.
Более безопасный вариант - явно указать IP-адрес в строке подключения:
"5.5.5.5:5000" "127.0.0.1:9000"
В этом случае запросы будут приниматься только от указанного IP-адреса (в данном случае - 5.5.5.5 или 127.0.0.1 соответственно), для всех остальных IP-адресов данный порт (в данном случае - 5000 или 9000 соответственно) будет закрыт. Это повышает общую безопасность системы, поэтому по возможности всегда используйте этот формат строки подключения к TCP-сокетам - а вдруг системный администратор «просто забудет» настроить файервол? Прошу обратить внимание на второй пример - там указан адрес той же машины (localhost). Это позволяет создать TCP-сокет на одной и той же машине, если по каким-то причинам Вы не можете использовать доменные сокеты Unix (например, потому что chroot веб-сервера и chroot FastCGI-программы находятся в разных папках и не имеют общих файловых путей). К сожалению, Вы не можете указать два или более разных IP-адреса, поэтому если Вам действительно нужно принимать запросы от нескольких веб-серверов, расположенных на разных компьютерах, то придётся или полностью открыть порт (см. предыдущий способ) и положиться на настройки Вашего файервола, или использовать несколько сокетов на разных портах. Так же библиотека libfcgi не поддерживает IPv6-адреса - в далёком 1996 году этот стандарт только-только появился на свет, так что придётся ограничить свои аппетиты обычными IPv4-адресами. Правда, если Вам действительно необходима поддержка IPv6, её сравнительно просто добавить, пропатчив функцию FCGX_OpenSocket - лицензия библиотеки это позволяет.
Внимание! Использование функции указания IP-адреса при создании сокета не является достаточной защитой - возможны атаки IP-спуфинга (подмены IP-адреса отправителя пакета), поэтому настройка файервола всё равно обязательна. Обычно в качестве защиты от IP-спуфинга файервол проверяет соответствие между IP-адресом пакета и MAC-адресом сетевой карты для всех хостов нашей локальной сети (точнее - для широковещательного домена с нашим хостом), и отбрасывает все поступающие из Интернета пакеты, обратный адрес которых находится в зоне частных IP-адресов или локального хоста (маски 10.0.0.0/8, 172.16.0.0/12, 192.168.0.0/16, fc00::/7, 127.0.0.0/8 и::1/128). Тем не менее, всё же лучше использовать данную возможность библиотеки - в случае неверно настроенного файервола отправить «пакет смерти» с подделанного IP-адреса гораздо сложнее, чем с любого, так как TCP-протокол имеет встроенную защиту от IP-спуфинга.
Последний вид строки подключения - использовать доменное имя хоста:
"example.com:5000" "localhost:9000"
В этом случае IP-адрес будет получен автоматически на основе доменного имени указанного Вами хоста. Ограничения всё те же - хосту должен соответствовать один IPv4-адрес, иначе возникнет ошибка. Правда, учитывая что сокет создается один раз в самом начале работы с FastCGI, вряд ли этот способ будет очень полезен - динамически менять IP-адрес всё равно не получится (точнее, после каждой смены IP-адреса придётся перезапускать Вашу FastCGI-программу). С другой стороны, возможно это будет полезно для сравнительно большой сети - запомнить доменное имя всё же легче, чем IP-адрес.

Второй параметр функции backlog определяет длину очереди запросов сокета. Специальное значение 0 (нуль) означает длину очереди по умолчанию для данной операционной системы.
Каждый раз, когда приходит запрос от веб-сервера, новое соединение ставится в эту очередь в ожидании обработки нашей FastCGI-программой. Если очередь полностью заполнится, все последующие запросы на соединение будут заканчиваться неудачей - веб-сервер получит ответ Connection refused (в подключении отказано). В принципе, ничего плохого в этом нет - у веб-сервера Nginx есть своя очередь запросов, и если свободных ресурсов нет, то новые запросы будут ожидать своей очереди на обработку уже в очереди веб-сервера (по крайней мере до тех пор, пока не истечёт время ожидания). Кроме того, если у Вас несколько серверов с работающей FastCGI-программой, Nginx может передать такой запрос на менее загруженный сервер.
Итак, давайте попробуем разобраться, какая длина очереди будет оптимальной. Вообще, этот параметр лучше настраивать индивидуально исходя из данных нагрузочного тестирования, но мы попробуем оценить наиболее подходящий диапазон для этой величины. Первое, что нужно знать - максимальная длина очереди ограничена (определяется настройками ядра операционной системы, обычно - не более 1024 подключений). Второе - очередь потребляет ресурсы, копеечные, но всё же ресурсы, поэтому необоснованно длинной её делать не стоит. Далее, допустим у нашей FastCGI-программы есть 8 рабочих потоков (вполне реально для современных 4-8-ядерных процессоров), и каждому потоку нужно собственное подключение - задачи обрабатываются параллельно. Значит, в идеале, у нас уже должно быть 8 запросов от веб-сервера, чтобы сразу же, без ненужных задержек, обеспечить работой все потоки. Другими словами, минимальный размер очереди запросов - это количество рабочих потоков FastCGI-программы. Можно попробовать увеличить эту величину на 50%-100%, чтобы обеспечить некоторый запас по загрузке, так как время передачи данных по сети конечно.
Теперь давайте определимся с верхней границей этой величины. Тут нужно знать, сколько запросов мы реально можем обработать и ограничить очередь запросов этой величиной. Представьте, что Вы сделали эту очередь слишком большой - настолько, что Вашим клиентам просто надоедает ждать своей очереди и они просто уходят с Вашего сайта так и не дождавшись ответа. Очевидно, ничего хорошего в этом нет - веб-сервер должен был отправить запрос на открытие соединения, что само по себе дорого, а потом ещё и закрыть это соединение только лишь по тому, что FastCGI-программе не хватило времени на обработку этого запроса. Одним словом, мы только тратим процессорное время впустую, а ведь его нам как раз и не хватает! Но это еще не самое страшное - хуже, когда клиент отказался от получения информации с Вашего сайта уже поле начала обработки запроса. Получается, что мы должны будем полностью обработать в сущности уже никому не нужный запрос, что, согласитесь, только ухудшит ситуацию. Теоретически может возникнуть ситуация, когда большая часть клиентов так и не дождется ответа при 100% загрузке Вашего процессора. Нехорошо.
Итак, допустим один запрос мы можем обработать за 300 миллисекунд (то есть 0,3 секунды). Далее нам известно, что в среднем 50% посетителей покидают ресурс, если веб-страница грузится более 30 секунд. Очевидно, что 50% недовольных - это слишком много, поэтому ограничим максимальное время загрузки страницы в 5 секунд. При этом имеется ввиду уже полностью готовая веб-страница - после применения каскадных таблиц стилей и выполнения JavaScript"ов - этот этап на среднестатистическом сайте может занимать 70% от общего времени загрузки веб-страницы. Итак, на загрузку данных по сети осталось не больше 5*0,3 = 1,5 секунд. Дальше следует вспомнить, что html-код, таблицы стилей, скрипты и графика передаются в разных файлах, причём сначала - html-код, а потом уже всё остальное. Правда, после получения html-кода браузер начинает запрашивать оставшиеся ресурсы параллельно, так что можно оценить время загрузки html-кода как 50% от общего времени получения данных. Итак, в нашем распоряжении осталось не более 1,5*0,5 = 0,75 секунды на обработку одного запроса. Если в среднем один поток обрабатывает запрос за 0,3 секекунды, то в очереди должно быть 0,75/0,3 = 2,5 запроса на поток. Так как у нас 8 рабочих потоков, то результирующий размер очереди должен составлять 2,5*8 = 20 запросов. Хочется отметить условность приведенных расчетов - при наличии конкретного сайта используемые в расчете величины можно определить гораздо точнее, но всё же он дает отправную точку для более оптимальной настройки производительности.

Итак, мы получили дескриптор сокета, после этого необходимо выделить память под структуру запроса. Описание этой структуры следующее:
typedef struct FCGX_Request { int requestId; int role; FCGX_Stream *in; FCGX_Stream *out; FCGX_Stream *err; char **envp; struct Params *paramsPtr; int ipcFd; int isBeginProcessed; int keepConnection; int appStatus; int nWriters; int flags; int listen_sock; int detached; } FCGX_Request;
Внимание! После получения нового запроса все предыдущие данные будут утеряны, поэтому при необходимости длительного хранения данных применяйте глубокое копирование (копируйте сами данные, а не указатели на данные).
Вы должны знать об этой структуре следующее:
- переменные in, out и err играют роль соответственно потоков ввода, вывода и ошибок. Поток ввода содержит данные POST-запроса, в поток вывода нужно отправить ответ FastCGI-программы (например, http-заголовки и html-код веб-страницы), а поток ошибок просто добавит запить в лог ошибок веб-сервера. При этом потоком ошибок можно вообще не пользоваться - если Вам действительно нужно логгировать ошибки, то, пожалуй, для этого лучше использовать отдельный файл - передача данных по сети и их последующая обработка веб-сервером потребляет дополнительные ресурсы.
- переменная envp содержит значения переменных окружения, устанавливаемых веб-сервером, и http-заголовки, например: SERVER_PROTOCOL, REQUEST_METHOD, REQUEST_URI, QUERY_STRING, CONTENT_LENGTH, HTTP_USER_AGENT, HTTP_COOKIE, HTTP_REFERER и так далее. Эти заголовки определяются соответственно стандартами CGI и HTTP протоколов, примеры их использования можно найти в любой CGI-программе. Сами данные хранятся в массиве строк, при этом последний элемент массива содержит нулевой указатель (NULL) в качестве обозначения конца массива. Каждая строка (каждый элемент массива строк) содержит одно значение переменной в формате НАЗВАНИЕ_ПЕРЕМЕННОЙ=ЗНАЧЕНИЕ, например: CONTENT_LENGTH=0 (в данном случае означает, что у данного запроса нет POST-данных, так как их длина равна нулю). Если в массиве строк envp нет нужного Вам заголовка, значит он не был передан. Если Вы хотите получить все переданные FastCGI-программе значения переменных, просто прочитайте в цикле все строки массива envp до тех пор пока не встретите указатель на NULL.
Собственно, на этом с описанием этой структуры мы закончили - всё остальные переменные Вам не понадобятся.

Память выделили, теперь нужно выполнить инициализацию структуры запроса:
int FCGX_InitRequest(FCGX_Request *request, int sock, int flags);
Параметры функции следующие:
request - указатель на структуру данных, которую нужно инициализировать
sock - дескриптор сокета, который мы получили после вызова функции FCGX_OpenSocket. Хочется отметить, что вместо уже готового дескриптора можно передать 0 (нуль) и получить сокет с настройками по умолчанию, но для нас данный способ совершенно не интересен - сокет будет открыт на случайном свободном порте, а, значит, мы не сможем правильно настроить наш веб-сервер - нам неизвестно заранее, куда именно нужно отправлять данные.
flags - флаги. Собственно, в эту функцию можно передать только один флаг - FCGI_FAIL_ACCEPT_ON_INTR - не вызывать FCGX_Accept_r при разрыве.

После этого нужно получить новый запрос:
int FCGX_Accept_r(FCGX_Request *request);
В неё нужно передать уже инициализированную на прошлом этапе структуру request. Внимание! В многопоточной программе необходимо использовать синхронизацию при вызове данной функции.
Собственно, эта функция выполняет всю работу по работе с сокетами: сначала она отправляет ответ веб-серверу на предыдущий запрос (если таковой был), закрывает предыдущий канал передачи данных и освобождает все связанные с ним ресурсы (в том числе - переменные структуры request), потом получает новый запрос, открывает новый канал передачи данных и подготавливает новые данные в структуре request для их последующей обработки. В случае ошибки получения нового запроса функция возвращает код ошибки, меньший нуля.

Далее Вам наверняка потребуется получить переменные окружения, для этого можно или самостоятельно обработать массив request->envp, или воспользоваться функцией
char *FCGX_GetParam(const char *name, FCGX_ParamArray envp);
где name - строка, содержащая название переменной окружения или http-заголовка, значение которого Вы хотите получить,
envp - массив переменных окружения, которые содержатся в переменной request->envp
Функция возвращает значение нужной нам переменной окружения в виде строки. Пусть внимательного читателя не пугает несоответствие типов между char ** и FCGX_ParamArray - эти типы объявлены синонимами (typedef char **FCGX_ParamArray).
Кроме того, Вам наверняка понадобится отправить ответ веб-серверу. Для этого нужно воспользоваться потоком вывода request->out и функцией
int FCGX_PutStr(const char *str, int n, FCGX_Stream *stream);
где str - буффер, содержащий данные для вывода, без завершающего нуля (то есть буффер может содержать двоичные данные),
n - длинна буффера в байтах,
stream - поток, в который мы хотим вывести данные (request->out или request->err).

Если Вы пользуетесь стандартами C-строками с завершающим нулём, удобнее будет использовать функцию
int FCGX_PutS(const char *str, FCGX_Stream *stream);
которая просто определит длину строки функцией strlen(str) и вызовет предыдущую функцию. Поэтому, если Вам заранее известна длина строки (например, Вы пользуетесь C++-строками std::string), лучше используйте предыдущую функцию по соображениям эффективности.
Хочется отметить, что эти функции прекрасно работают с UTF-8-строками, так что с многоязычными веб-прилодениями проблем быть не должно.
Вы так же можете вызывать эти функции несколько раз во время обработки одного и того же запроса, в ряде случаев это может повысить производительность. Например, Вам нужно отправить какой-то большой файл. Вместо того, чтобы загружать весь этот файл с жёсткого диска, а потом уже отправить его «одним куском», Вы можете сразу же начать отправлять данные. В результате клиент вместо белого экрана браузера начнёт получать интересующие его данные, что чисто психологически заставит его ещё немного подождать. Другими словами, Вы как бы выигрываете немного времени для загрузки страницы. Так же хочется отметить, что большинство ресурсов (каскадные таблицы стилей, JavaScript"ы и т.п.) указываются в начале веб-страницы, то есть браузер сможет проанализировать часть html-кода и начать загрузку этих ресурсов раньше - ещё один повод выводить данные по частям.

Следующее, что Вам может понадобиться - это обработать POST-запрос. Для того, что бы получить его значение, нужно прочитать данные из потока request->in при помощи функции
int FCGX_GetStr(char * str, int n, FCGX_Stream *stream);
где str - указатель на буффер,
n - размер буффера в байтах,
stream - поток, из которого мы читаем данные.
Размер передаваемых данных в POST-запросе (в байтах) можно определить с помощью переменной окружения CONTENT_LENGTH, значение которой, как мы помним, можно получить с помощью функции FCGX_GetParam. Внимание! Создавать буффер str на основании значения переменной CONTENT_LENGTH без каких-либо ограничений очень плохая идея: любой злоумышленник может отправить любой, сколь угодно большой POST-запрос, и у Вашего сервера может просто закончиться свободная оперативная память (получится DoS-атака, если хотите). Вместо этого лучше ограничить размер буффера какой-то разумной величиной (от нескольких килобайт до нескольких мегабайт) и вызывать функцию FCGX_GetStr несколько раз.

Последняя важная функция флеширует потоки вывода и ошибок (отправляет клиенту всё ещё не отправленные данные, которые мы успели поместить в потоки вывода и ошибок) и закрывает соединение:
void FCGX_Finish_r(FCGX_Request *request);
Хочется особо отметить, что эта функция не является обязательной: функция FCGX_Accept_r так же отправляет клиенту данные и закрывает текущее соединение перед получением нового запроса. Спрашивается: тогда зачем же она нужна? Представьте, что Вы уже отправили клиенту все необходимые данные, и сейчас Вам нужно выполнить какие-то завершающие операции: записать статистику в базу данных, ошибки в лог-файл и т.п. Очевидно, что соединение с клиентом уже больше не нужно, но клиент (в смысле, браузер) всё ещё ждёт от нас информацию: а вдруг мы отправим что-нибудь еще? При этом очевидно, что мы не можем вызвать FCGX_Accept_r раньше времени - после этого нужно будет начать обрабатывать следующий запрос. Как раз в этом случае Вам понадобится функция FCGX_Finish_r - она позволит закрыть текущее соединение до получения нового запроса. Да, мы сможем обработать такое же число запросов в единицу времени, как и без использования этой функции, но клиент получит ответ раньше - ему уже не придется ждать конца выполнения наших завершающих операций, а ведь именно из-за большей скорости обработки запросов мы и используем FastCGI.
На этом, собственно, заканчивается описание функций библиотеки и начинается обработка полученных данных.

Простой пример многопоточной FastCGI-программы

Думаю, в примере всё будет понятно. Единственное, печать отладочных сообщений и «засыпание» рабочего потока сделаны исключительно в демонстрационных целях. При компилировании программы не забудьте подключить библиотеки libfcgi и libpthread (параметры компилятора gcc: -lfcgi и -lpthread).

#include #include #include #include "fcgi_config.h" #include "fcgiapp.h" #define THREAD_COUNT 8 #define SOCKET_PATH "127.0.0.1:9000" //хранит дескриптор открытого сокета static int socketId; static void *doit(void *a) { int rc, i; FCGX_Request request; char *server_name; if(FCGX_InitRequest(&request, socketId, 0) != 0) { //ошибка при инициализации структуры запроса printf("Can not init request\n"); return NULL; } printf("Request is inited\n"); for(;;) { static pthread_mutex_t accept_mutex = PTHREAD_MUTEX_INITIALIZER; //попробовать получить новый запрос printf("Try to accept new request\n"); pthread_mutex_lock(&accept_mutex); rc = FCGX_Accept_r(&request); pthread_mutex_unlock(&accept_mutex); if(rc < 0) { //ошибка при получении запроса printf("Can not accept new request\n"); break; } printf("request is accepted\n"); //получить значение переменной server_name = FCGX_GetParam("SERVER_NAME", request.envp); //вывести все HTTP-заголовки (каждый заголовок с новой строки) FCGX_PutS("Content-type: text/html\r\n", request.out); //между заголовками и телом ответа нужно вывести пустую строку FCGX_PutS("\r\n", request.out); //вывести тело ответа (например - html-код веб-страницы) FCGX_PutS("\r\n", request.out); FCGX_PutS("\r\n", request.out); FCGX_PutS("\r\n", request.out); FCGX_PutS("\r\n", request.out); FCGX_PutS("

FastCGI Hello! (multi-threaded C, fcgiapp library)

\r\n", request.out); FCGX_PutS("

Request accepted from host ", request.out); FCGX_PutS(server_name ? server_name: "?", request.out); FCGX_PutS("

\r\n", request.out); FCGX_PutS("\r\n", request.out); FCGX_PutS("\r\n", request.out); //"заснуть" - имитация многопоточной среды sleep(2); //закрыть текущее соединение FCGX_Finish_r(&request); //завершающие действия - запись статистики, логгирование ошибок и т.п. } return NULL; } int main(void) { int i; pthread_t id; //инициализация библилиотеки FCGX_Init(); printf("Lib is inited\n"); //открываем новый сокет socketId = FCGX_OpenSocket(SOCKET_PATH, 20); if(socketId < 0) { //ошибка при открытии сокета return 1; } printf("Socket is opened\n"); //создаём рабочие потоки for(i = 0; i < THREAD_COUNT; i++) { pthread_create(&id[i], NULL, doit, NULL); } //ждем завершения рабочих потоков for(i = 0; i < THREAD_COUNT; i++) { pthread_join(id[i], NULL); } return 0; }

Простой пример конфигурации Nginx

Собственно, простейший пример конфига выглядит так:

Server { server_name localhost; location / { fastcgi_pass 127.0.0.1:9000; #fastcgi_pass unix:/tmp/fastcgi/mysocket; #fastcgi_pass localhost:9000; include fastcgi_params; } }

В данном случае этого конфига достаточно для корректной работы нашей FastCGI-программы. Закоментированные строчки - это пример работы с соответственно доменными сокетами Unix и заданием доменного имени хоста вместо IP-адреса.
После компиляции и запуска программы, и настройки Nginx у меня по адресу localhost появилась гордая надпись:
FastCGI Hello! (multi-threaded C, fcgiapp library)

Спасибо всем, кто дочитал до конца.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: