Машинный компьютер. X86-PC в автомобиле. Подбор компонентов для компьютера в машину

В моей toyota corolla выпуска 2003 года заводом производителем устанавливались лишь кассетные автомагнитолы. Разумеется, что я не слушал кассеты вообще, и приходилось обходиться только FM приемником.

Я бы не сказал, что являюсь большим меломаном, однако, всегда хотелось чего-то получше в машину, чем простой радиоприемник. Были варианты установить обычную CD магнитолу, приобрести на eBay «родную» за 70 $ (правда, без MP3), либо купить полностью навороченную аудиосистему за 600 $.

Ни один из этих вариантов особо меня не устроил. Во-первых, стандартные магнитолы не позволяют пользоваться бортовым компьютером, во-вторых, дороговатые или бывшие в употреблении магнитолы лично для меня – не вариант.

Так пришла идея установить в автомобиль компьютер. Довольно долго я собирал все нужное для осуществления этой идеи. Оказалось, что все необходимые части имелись у меня, у родственников и друзей.

До: После:

Итак, комплектация оказалась следующей.


Материнская плата PCM-9386. Основными ее преимуществами являются наличие системы пассивного охлаждения, а также маленькие размеры. Частота процессора – 600 МГц, память – 512 Мб.


Источником питания послужил маленький блок на 12 В. Все это мне досталось абсолютно бесплатно. Корпус для материнской платы я изготовил их 16-портового свитча.

В качестве носителя информации я установил флэшку емкостью на 4 Гб, а также винчестер объемом на 40 ГБ.

Поскольку колонки в автомобиле нельзя подключать к компьютеру напрямую, я придумал следующую звуковую схему: звуковая карта USB + фильтр питания + аудио фильтр (в качестве изолятора «земли») + усилитель + колонки.


Звуковая плата USB 5.1 используется у меня просто как стерео.


Усилитель я подключил обычный четырехканальный китайский. В сравнении с «родным» работает гораздо лучше. Усилитель я расположил между сидениями, в бардачке.

Я не ставил своей задачей обеспечить супер звучание и колонки использовал от бывшего ФМ приемника.


Самой дорогостоящей частью явился монитор – по цене 320 $. К числу его достоинств относятся два входа от автомобильного питания, тачскрин, автоматическое включение и автоматическое переключение на камеру заднего вида. Для удобного управления с тачскрина, на него была установлена оболочка. Прямо под монитором я расположил корпус с материнской платой внутри.


Также был куплен юсб хаб с внешним питанием.

Также я использовал беспроводную клавиатуру с трекболом.

USB GPS навигатор я аккуратно вмонтировал под креплением руля.

Подключил все провода, кнопки и управления, предохранители и прочую мелочевку, и работа была завершена.


В итоге, в данной системе оказались реализованы все функции мультимедиа, GPS, OBD (отслеживание параметров автомобиля) и Интернет, позволяющий выявить расположение машины по google картам (как из самого автомобиля, так и из дома). В будущем планирую реализовать также функцию камеры заднего вида, контроль давления в шинах и радио.

Кто такие «карписишники» и чем они увлекаются? Как желание слушать музыку в формате МP3 в автомобиле породило огромное комьюнити? И что такое вообще компьютер в автомобиле атавизм, ретрохобби или по-прежнему актуальная вещь?

Зачем нужен компьютер в автомобиле?

А давайте-ка для затравки прогуляемся мысленно в год эдак 2000… Достижения техники, восхищавшие нас на стыке тысячелетий, сегодня вызывают только нервное всхлипывание… Первый телефон с MP3-плеером Siemens SL45, память которого составляла от 16 до 32 мегабайт, первый телефон с фотокамерой, имевшей разрешение лишь 0,1 мегапикселя, – Sharp J-SH04, первый телефон со встроенным GPS Benefon ESC… И все это – лучшие (!), флагманские модели, а значит, рядовым обывателям недоступные.

Обычные граждане, мы с вами, в те годы редко имели MP3-плеер, цифровую камеру или навигатор (и тем более встроенные в телефон!), не представляли планшетов в их сегодняшнем понимании – наши мечтания применительно к мобильникам чаще всего ограничивались полифонией, а автомагнитола, играющая MP3, представлялась чудом. Про такой копеечный сегодня аксессуар, как видеорегистратор, и помыслить было нельзя!

Собственно говоря, многие считают, что именно MP3 и дал главный толчок к развитию автомобильных компьютеров. 2000 год (ну, если уж быть точным, то 1998-99, тут расплывчато…) ознаменовался массовым всплеском интереса к музыке в формате MP3 и широким распространением знаменитого программного плеера Winamp. И, хотя еще вовсю выпускались и продавались кассетные автомагнитолы, множество людей не могли спать спокойно из-за невозможности слушать в автомобиле MP3 – такой удобный и ставший привычным на домашнем «пи-си»!

Но городить компьютер в машине только ради MP3 – это явный перебор, подобным занимались считанные энтузиасты, располагавшие явным избытком свободного времени. Тысячи людей увлеклись «любительским карпьютеростроением» лишь в середине 2000-х, когда в массы пришло понимание удобства и необходимости в повседневных поездках навигации, видеозаписи движения, мобильного доступа в интернет и, конечно же, воспроизведения любых форматов аудио- и видеофайлов. Так во всем мире, не исключая и нашу страну, возникло комьюнити «карписишников».

CarPC из 2000-х. Каким он был?

Как выглядел CarPC в середине 2000-х? Типичный автокомпьютер был эдаким «пауком», распределенной системой. К примеру, сам комп – под сиденьем, в центральной консоли – небольшой 7-дюймовый сенсорный монитор, в бардачке – CD-ROM и USB-гнезда, на заднее стекло приклеены GPS-антенны и выносной GPRS-модем для интернета, на лобовом – камера видеорегистрации, провод от которой идет к карточке видеозахвата, и т.п. Чтобы машина в итоге не выглядела внутри подобно , «карписишникам» приходилось проделывать нешуточные объемы арматурных работ по салону, интегрируя все это барахло и соединяющие его провода под обшивки и покрытие пола…

Материнская плата и корпус:

Для CarPC использовали стандартные десктопные «материнки» с необходимыми периферийными карточками в PCI-слоты и в порты на задней стенке – видеокартой, беспроводными интерфейсами, платами видеозахвата для камер наблюдения за дорогой и салоном, GPRS-модемами, выносными GPS-антеннами и т.д. Главной сложностью был корпус – как правило, самодельный, рассчитанный на скрытый монтаж под сиденьем, в бардачке (зачастую с полным удалением перчаточного ящика!), в нише багажника и т.п. Типичный автомобильный компьютер середины 2000-х - склеенный из толстого оргстекла корпус с обычной десктопной начинкой:

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Хранилище данных:

Операционная система, софт, музыка, видео и т.д. хранились на обычном жестком диске, без какой-либо виброразвязки или термозащиты – все прекрасно работало и так, хотя у неофитов именно выживание винчестера при автомобильной тряске и перепадах температур вызывало наибольшие сомнения.

Дисплей:

Дисплей в CarPC – это не только средство визуального отображения информации, но и главное устройство управления всей системой! Ибо клавиатуру и мышку в движении использовать нереально, и лишь редкие энтузиасты применяли беспроводные трекболы, тоже, надо сказать, не шибко удобные. Поэтому «карписишники» были одними из первых, кто активно начал юзать сенсорные мониторы, пока большинство воспринимало их еще как экзотику. Мониторы для автомобильного компьютера были, как правило, 7-дюймовые и относились к одному из трех основных типов:

  • Мониторы от производителя специализированных автомобильных мониторов типа компании Lilliput – готовые устройства с 12-вольтовым питанием и сенсорным экраном, которые можно было встроить в интерьер. Довольно дорогие изделия.
  • Моторизованные мониторы, внешне схожие с однодиновой магнитолой, которые выезжали и поднимались вертикально, от производителей автоэлектроники второго-третьего эшелонов, например, Prology. Тоже недешевые.
  • Самодельные конструкции в виде дешевого китайского автотелевизора с VGA-видеовходом, на который наклеивали купленную на eBay сенсорную прозрачную пленку с USB-интерфейсом. Популярный бюджетный вариант.



Блок питания:

Едва ли не самый важный компонент карпьютера, который должен работать без сбоев при нестабильном напряжении автомобильной бортсети, не уходить в перезагрузку при вращении стартера, уметь беречь аккумулятор машины, контролируя напряжение и интеллектуально выключаясь. Основных вариантов тут было четыре:

  • Специальный блок питания для CarPC. Дорогой, но качественный.
  • Самоделка по схеме форумчанина сайта «карписишников» Сергея Лебедева. Конструкция стала невероятно популярной за счет своей простоты и продуманности, её собирали тысячи людей по всей стране. Аббревиатура «БПСЛ» («блок питания Сергея Лебедева») была известна каждому энтузиасту карпьютеризации!
  • Переделка на 12 вольт обычного 220-вольтового компьютерного блока питания ATX – «нищебродский» вариант с сомнительным результатом. Но у некоторых как-то умудрялось работать…
  • Использование в качестве основы для CarPC старого ноутбука с универсальной ноутбучной зарядкой от «прикуривателя» – хороший, несложный и недорогой вариант, но затрудняющий гибкое построение системы – приходилось зависеть от характеристик имеющегося ноутбука, а не выбирать на свое усмотрение «материнку», процессор и прочее.

Софт:

Софтверной основой автомобильного компьютера была, как правило, самая обычная «винда». Но безопасно пользоваться «окнами» на 7-дюймовом сенсорном экранчике, да еще во время движения, – нереально, поэтому поверх Windows в обязательном порядке устанавливалась специальная оболочка-интерфейс с крупными и удобными экранными кнопками и менюшками для управления музыкой, видео, интернетом, навигацией и т.п. Эти оболочки разрабатывались самими «карписишниками», из года в год улучшались, приобретали массу скинов и индивидуальных настроек.


CarPC сегодня. Каким он стал?

Ваш покорный слуга сам увлекался CarPC много лет тому назад. Впоследствии этот вид технического творчества мне наскучил, к тому же существенно эволюционировала потребительская электроника, сделав возможным решить почти все задачи, возлагаемые прежде на громоздкий и непростой в монтаже CarPC, силами смартфона или планшета. Вспомнив как-то с ностальгическими чувствами старые добрые времена, я зашел на сайт, традиционно объединявший российских «карписишников», и очень удивился, обнаружив, что он жив-здоров, и на нем кипит общение творческих людей! Впрочем, не стоит думать, что эти люди по-прежнему громоздят в машину «потроха» десктопов и врезают CD-ROMы в бардачки, – CarPC эволюционировал, радикально сменив концепцию!

Сегодняшний карпьютер – это, как правило, встроенный в торпедо автомобиля андроидный планшет – либо вместо имеющегося в штатной комплектации дисплея, либо при крайне ограниченных функциях родной мультимедийной системы. Каковы достоинства подобного решения?

  • Во-первых, конечно, это преимущества встроенной стационарной системы – потребность регулярно снимать/устанавливать смартфон и регистратор на присосках – это неудобно, и есть постоянный риск забыть что-то в салоне.
  • Во-вторых, качество в сравнении с готовыми аналогами – многочисленные андроидные автомагнитолы, которые выпускаются специально под дизайн конкретной модели автомобиля, дОроги, а бренды, производящие их, никому не известны. Планшет же известной марки – это гарантированно более высокий уровень сборки и надежности.
  • В-третьих, как уже понятно, цена. Планшет более чем доступен, а родной мультимедийный дисплей для, скажем, Opel Astra J или Mokka стоит от 50 тысяч рублей, и за эти деньги не блещет функциональностью… На его место встает планшет, выполняя гораздо больше разнообразных задач.

По такому описанию может на первый взгляд показаться, что сегодня CarPC как явление измельчал, комьюнити превратилось в «сообщество любителей планшетов в машине», и из этого интересного хобби ушла значительная часть креатива… На самом деле это не так!

Практически все трудности-интересности, которые были свойственны полноценным компьютерам в автомобиле, унаследовали и системы на основе планшетов! Тут по-прежнему есть где покопаться, повозиться, приложить голову и руки для реализации нестандартных решений.

К примеру, не так-то просто обеспечить такую «элементарную» вещь, как питание планшета от бортовой сети! Часто во время работы навигации – он лишь замедляет разряд! Иногда это удается победить только с помощью специально кастомизированных прошивок… А чтобы планшет включался, выключался и менял режимы по определенным алгоритмам, в привязке к положению ключа зажигания и другим функциям авто, энтузиасты делают специальные контроллеры питания.

Непростая задача подключить к планшету и пару видеокамер – для съемки дорожной обстановки и для парковки задним ходом – опять приходится «колхозить» коммутаторы видеосигнала и другие приспособления… В общем, работы креативщикам-самоделкиным хватает!

Пример современного CarPC на Subaru XV

О своей системе Колесам.ру рассказал опытный «карписишник» Александр Маковеев, инженер по ремонту цифровой техники из Москвы, известный на форуме pccar.ru под ником mcf1:


«На прежней машине, Subaru Impreza, у меня был классический CarPC – миниатюрная материнская плата (размером с коробку от компакт-диска), на ней «камень» Core 2 Duo, два гига «оперативки», выносная плата видеозахвата, мощная передняя камера с качественной оптикой от системы охранного видеонаблюдения для регистрации дорожной обстановки, GPS-антенна, GPRS-модем. Все это помещалось в обычном двухдиновом корпусе внутри торпедо, а сверху прикрывалось 8-дюймовым сенсорным экраном Lillyput, для которого долго делалась из композита рамка под интерьер машины.

Но, думаю, о цифровом человеке говорить пока рановато…

А вот безумство инженерной мысли, направленное на незаменимого четырехколесного друга хомо сапиенса, активно проникает в нашу повседневную жизнь, сливаясь с ней в конечном итоге в единое целое. Футуристические проекты, реализуемые в автомобилестроении, приобретают все большую популярность среди мобильного населения. И то, что казалось нам фантастикой пару десятков лет назад, уже сегодня применяется на практике.
Я хорошо помню то время, когда в нашей семье появилась первая иномарка. Вдоволь насытившись возможностями отечественного автопрома и пересев на «Тойоту», четко понимаешь: технический прогресс обошел нас стороной. Электропакет, климат-контроль и… «родная» автомагнитола с модной тогда функцией автореверса (смайл)! Конечно, сейчас это настолько обыденно, не говоря уже о том, что трудно представить себе хороший современный автомобиль без мультимедийной системы, бортового компьютера, камер заднего хода и прочих электронных наворотов и «вкусностей».
Мы проводим за рулем по нескольку часов в день, из которых добрую половину стоим в пробках. А что делать, плата за прогресс! Однако многие из тех, кто вкусил коммуникационные блага, не привыкли терять время впустую и даже в пробках хотели бы активно пользоваться Глобальной сетью, висеть в аське, отправлять факс и электронные письма. Так что же все-таки готов предложить цифровой автомобиль им, что ждет их завтра и насколько это доступно уже сегодня?
Я в последнее время часто вспоминал слова моего преподавателя по истории, который упрекал нас в том, что мы так и не научились давать определения. А ведь на них-то все и завязано, это, так сказать, отправная точка. Поэтому здесь важно определить, что именно нам с вами считать цифровым автомобилем, чтобы не говорить об этом явлении как о чем-то абстрактном и непонятном. Недавно я спорил с одним моим приятелем. Он, будучи в диком восторге от новенькой BMW M3 Coupe, взахлеб рассказывал мне об уникальной системе контроля торможения на поворотах, электронном иммобилайзере с такой же противоугонной системой, мощном компьютере с богатым функционалом и еще приводил ряд доводов в пользу «оцифрованности» своей бэхи, которые я просто не запомнил. И вот скажите, можно ли считать последнюю разработку баварского концерна цифровым автомобилем? То, что этот динамичный автомобиль способен вносить в память положение сидений и настраивать их одним нажатием кнопки, несомненно, круто, но это не есть главная особенность претендующего на такое название авто.
Электронная начинка цифрового автомобиля должна быть не просто современной во всех смыслах. Все программы и приложения, которые необходимы для работы, для дома, для отдыха, для развлечений в конце концов, такая машина должна иметь в своем арсенале. Кто сказал, что если я пользуюсь компьютером дома, то он не понадобится мне в дороге? Итак, цифровой автомобиль можно определить как интерактивную систему, сочетающую в себе возможности современных портативных устройств, удобно рассредоточенных в салоне.

Классический бортовой компьютер под управлением операционной системы Windows XP

Мозг цифрового авто должен быть универсален, всегда готов к переменам в программной оболочке, замене комплектующих и бесперебойной работе в движении. Естественно, штатная производственная сборка современных автомобильных электронных систем такой гибкостью похвастаться не может. Но помилуйте, это не значит, что нужно отправляться на западное побережье США к Xzibit и WestСoast Customs, чтоб они вмонтировали 21-дюймовую ЖК-панель вам в потолок и вы могли, раскинувшись на задних креслах Rolls-Royce, наслаждаться игровой консолью Sony PSP. Это уж слишком. Наши разработчики в данном направлении тоже неплохо продвигаются.
Наверняка тем, кто хоть немного интересовался автотюнингом, знакомы проекты Владимира Янпольского, также известного как Scorpion. Его работы ничуть не уступают ультрамодным решениям программы «Тачка на прокачку». Взять хотя бы его BMW 120 в цифровом исполнении – это цифроавто, способное следить за всем происходящим вокруг себя, ибо оборудована бэха гольф-класса тремя цветными камерами. Но по-настоящему цифровым этот автомобиль делает ноутбук, который крепится на док-станцию, тем самым не мешая обзору водителя, и так же легко снимается. Но если его предшественники, «оцифрованные» г-ном Янпольским (BMW 850CSI и BMW M3 в кузове E36), выглядят уж больно нафаршированно, то баварская модель 1-й серии явных признаков наличия портативных девайсов не имеет. Этакий вариант бизнес-решения для делового человека.

Конечно, процесс «оцифровки» в нашей стране носит концептуальный характер, но тем не менее явление это вполне реальное. Что же все-таки мешает автомобилям стать цифровыми? Из интеграции каких компонентов слагается процесс «оцифровки» железного коня и можно ли самому сделать из штатной комплектации цифровую конфетку? Мы попробуем рассмотреть ряд проблем, возникающих перед энтузиастами и тюнинг-центрами, принципы работы портативных устройств и акустических систем, а также выяснить, какие перспективы открываются перед владельцем успешно «оцифрованного» автомобиля.
Первым и основополагающим элементом цифрового автомобиля является компьютер. Современные carPC позволяют отслеживать и по возможности контролировать все процессы, происходящие во время старта, движения и остановки транспортного средства. Главной задачей «карпьютера», по мнению собирающихся внедрять эти девайсы производителей авто, было грамотное распределение впрыска, дающее водителю преимущество на дороге. Это потом уже его оснастили такими устройствами, как датчик слежения за погодой, GPS-навигатор, ТВ-тюнер и так далее.

Несколько вариантов встраиваемых комплектов, различающихся ценой и функциональностью
Кстати, всеми процессами можно управлять вручную: в зависимости от того, какой параметр нужнее в данный момент – мощь, маневренность, экономия топлива, – можно просто задать соответствующую программу. Естественно, поменять прошивку заводского компьютера крайне трудно, так что оставим эту прерогативу для автосервисов, да и то вряд ли найдется автомобильный центр, который согласится заняться этим мудреным действием. Другое дело – построение «карпьютера» на базе PC-платформы, как правило устанавливаемой в багажнике, бардачке или под сиденьем. Естественно, такая платформа управляется ОС Windows – думаю, всем гораздо приятнее лицезреть привычный интерфейс «Винды», пускай даже на штатном 7-дюймовом дисплее. Зато о проблемах прошивки и расширении функционала можно забыть. Благодаря «карпьютеру» перед нами открывается невиданный простор возможностей управления автомобилем. ПК, подключенный к «мозгам» авто, позволит считывать коды ошибок, расшифровывать, что же сломалось, выполнять расчеты по расходу топлива, масла и делать многое другое. Любой автомобилист, несомненно, оценит его таланты, которых лишены даже самые современные штатные бортовые системы.
Спору нет, степень навороченности продукта на выходе ограничивается лишь фантазией заказчика и исполнителя. Да только возникает проблема: что лучше, устанавливать системный блок или же ноут? Не стоит забывать, что при подключении системника придется вырезать рамки в торпедо под экран, причем делать это нужно аккуратно, а главное – все самому.

Почему? – задумается смышленый читатель. Ну, во-первых, нельзя сказать, что интеграция «карпьютеров» в нашей стране достигла расцвета, скорее все только начинается. Поэтому готовых решений в этой области как таковых нет. А если даже и есть, то занимаются этим самоучки, которые разбираются не только в железе, но и в автомобильных схемах, знают, как устроена электроника, и умеют совмещать все это (позже я расскажу о таких). То, что могут предложить тюнинг-салоны, может влететь в нехилую копеечку. На мой взгляд, в тюнинг-центрах, которые берутся за такую работу, по сути, трудятся те же энтузиасты, только вместо кустарных технологий они используют накопленный опыт по вживлению «карпьютеров» и при этом гарантируют, что все будет компактно и красиво. И еще бы не гарантировали, когда такие тарифы на «оцифровку» железного коня ломят!
Список потенциально возможных проблем, которые могут всплыть как на стадии размышлений об установке carPC (что, конечно, предпочтительней), так и уже в процессе его эксплуатации, смутит кого угодно. Тут тебе и перегрев, и конденсат, и пыль, и питание… Но обо всем по порядку.
С перегревом, как и во все времена, борются с помощью охлаждения. Тут, наверное, можно посочувствовать заядлому геймеру-автомобилисту, который не прочь скоротать время в пробке, погамав, скажем, в тот же Crysis, – ведь если под такие игровые требования ставить системник, то температура точно будет зашкаливать. К тому же для подобной системы нужна «башня», что вряд ли устроит владельцев авто ввиду габаритов такого компа. Все же лучше приберечь этот вариант для дома, а не для автомобиля. Будем скромнее. В качестве carPC хороши будут баребоны, которые были проигнорированы в одном из недавних гайдов (привет БутСектору). Мне кажется, будущее «карпьютеров» именно за ними.

Наверняка любой отечественный водитель вспоминает не одним хорошим словом в кавычках наши суровые зимы (прошлогодняя аномалия в Москве не в счет). Тут следует опасаться резких перепадов температуры, ведущих к образованию конденсата: поскольку прекрасную электропроводность подсоленной воды никто не отменял, появляется риск спалить весь цифровой амбар. Напугал? Могу сказать, что не так все страшно, как кажется. Прежде всего, для перехода пара в жидкость нужен резкий температурный скачок, коего у нас не возникнет: металлический корпус служит экраном, на который легко устанавливаются защитные панели, – тем самым мы получаем некое подобие термоса. Однако кому этого мало и кто хочет быть полностью спокоен за внутренности ЭВМ, можно посоветовать установку независимого воздушного отопителя. Только вот цены на такое оборудование ой как больно кусаются!
Пыль – скопление мелких твердых частиц, способных занимать доступное воздушное пространство в силу легкого веса. Этим-то свойством мы и воспользуемся. Разогнать все сомнения насчет пыли (я бы даже сказал, сдуть) поможет дополнительный вентилятор и несколько поролоновых фильтров в токе забора воздуха. Дешево, сердито и очень надежно. Все, что вам потребуется потом, – максимум раз в год открывать и пылесосить эту конструкцию.
Безусловно, во время движения (да еще по нашим-то дорогам) линза обычного CD- / DVD-привода и головка HDD будут скакать по диску, как лошадь галопом. Выход один: долой дисковые устройства, даешь flash-память! Естественно, из списка конфигурации системника дисковод вычеркивать не стоит (мало ли что), лучше просто оставить его как сервисное устройство. Все необходимое помещаем на твердотельный жесткий диск или на пару 16-гигабайтных CF-карт.
Кушать хотят все. Наш carPC, увы, не исключение. Ему положено постоянное питание в 220 вольт. Ой, сколько-сколько? Да-да, именно 220 вольт. Хм, а в автомобиле-то 12 вольт. Что будем делать, товарищи? Что-что? Ну же, громче! Правильно, ставить БП! Автомобильный блок питания – необходимая составляющая при создании carPC. Устроен БП следующим образом: преобразователь тока, дающий «карпьютеру» необходимое напряжение в 220 вольт из автомобильных 12 вольт, и контроллер, обеспечивающий правильный запуск и выключение системника. Запитать бэпэшку можно разными способами. Самый простой из них – кинуть провод от зажигания. Но автомобильный БП – не единственное средство питания, которое может нам подойти. Справедливости ради надо упомянуть о наличии на рынке преобразователей постоянного тока в переменный, в простонародье называемых инверторами. Их доступность дает им преимущество перед автомобильными БП, но они проигрывают в габаритах. Однако это лишь половина беды. Как мне поведали умные люди, занимающиеся установкой carPC, КПД инверторов составляет менее 40 процентов. Весьма скудный показатель. А вдруг случится (упаси бог, конечно!) вам улететь в кювет в лужу. Шибанет током так, что мало не покажется. Автомобильный БП, бесспорно, отличает большая надежность, но вместе с тем и цена его выше. Да и приобрести его можно только в специализированных магазинах-дистрибьюторах или же придется у буржуев заказывать.

Кстати, ваш ПК может быть и без корпуса, достаточно упрятать его в подготовленную нишу

Так, системный блок поставили, запитали. Чувствуете, чего-то не хватает? А где вся информация будет отображаться? Нужен монитор. Я думаю, что затея повторить то, что предложил в свое время Владимир Янпольский для BMW 850CSI, нанесет сокрушительный удар по нашим финансовым запасам. Поэтому вместо 15-дюймовой панели будем использовать компактные 7- или 8-дюймовые решения. Что до широкоформатного монитора, я бы воздержался от экспериментов по интеграции его в торпедо цифрового авто. К тому же, чтобы поставить такой дисплей, который еще вдобавок и выезжал бы при запуске, нужно быть ой каким рукастым и головастым. Возникает очень много механической работы по изготовлению отдельной моторизованной рамочки. Кстати, чтобы не резать приборную панель, экран вполне можно закрепить на бардачке со стороны пассажира: и водителю не блокирует обзор дороги, и пассажиру не скучно – фильм можно посмотреть. Однако интеграция в головное устройство и красивее, и надежнее, и куда удобнее для человека с рулем.
Да, чуть не забыл, без сенсорных технологий здесь просто никуда. Я, например, с трудом представляю себе, как можно одновременно рулить и мышонком по колену возить, судорожно пытаясь что-то запустить. В принципе, такой изврат возможен, но лишь в случае припаркованного авто. Дисплей с сенсорной технологией управления прекрасно решает эту проблему. Да, очень важно, что экран в автомобиле невозможно установить напротив водителя, так что ему, бедняге, хуже, чем пассажиру. При выборе монитора, кстати, нужно еще обратить внимание на такой параметр, как угол обзора. Чем он больше, тем комфортнее будет. Естественно, собственноручный вариант установки дисплея в салон автомобиля воодушевит далеко не всех – не каждый рискнет сделать это самостоятельно.
На почве этих рассуждений мы с вами плавно подошли к еще одному варианту «оцифровки» автомобиля: путем интеграции такого компонента, как… ноутбук! А что, в самом деле, девайс этот – олицетворение мобильности в компьютеростроении на сегодняшний день. Кто-то, наверное, захочет поспорить со мной, упрекая в том, что я игнорирую КПК. Да, конечно, кэпэкашки отличает куда большая мобильность. Однако мы все-таки говорим о реализации полноценной рабочей станции у себя в автомобиле и хотим видеть нормального размера дисплей и мощную начинку. А что в таком случае нам предлагает современный ноут? Портативность, легкость – и в прямом, и в переносном смысле этого слова (т. е. простота установки и питания). То, что ноутбук – та вещь, которую всегда можно взять с собой, ни у кого не вызывает сомнений, и, конечно, его несложно будет пристроить в цифровое авто. Кстати, весьма практично и то, что с появлением достаточно широкого покрытия Москвы сетями беспроводного доступа в интернет можно, находясь, скажем, в пробке, решать свои дела, а по прибытию к месту захватить с собой ноутбук и продолжить начатое уже на рабочем месте.

Мышь ноуту не нужна – можно обойтись тачпадом. Клавиатура, как неотъемлемая часть ноутбука, не мешается. С весом тоже, думаю, все понятно. Причем если кто следит за рынком лэптопов, наверняка обратил внимание, что большинство портативных компьютеров нашпиговано «вкусной» начинкой. А значит, основная борьба разворачивается за габариты девайса. Поэтому величина на ценнике резко возрастает с понижением весовой категории ноутбука. Несомненно, важными представляются проблемы установки и питания лэптопа, но они решаются куда проще, чем в случае с полноразмерным ПК.
Давайте вернемся в начало статьи и вспомним одну из последних отечественных разработок цифрового авто, а именно BMW гольф-класса. Там разработчики использовали ноутбук Sony VAIO (не самый широкодоступный вариант лэптопа), который устанавливается на кронштейн над торпедой. Плюсы такого решения – в относительной простоте создания платформы для компьютера, к тому же в этом случае дисплей расположен ближе к водителю, а значит, угол обзора вряд ли будет ограничивающим фактором. Вообще, кронштейн – инструмент универсальный, если требуется надстроить площадку для какого-либо девайса, поэтому лучше не забывать про него. (Это касается не только нашего случая, а вообще размещения цифровых устройств.) Так, с установкой вроде разобрались. Как будем питать? Может, как и в случае стационарного «карпьютера», воспользоваться автомобильным БП? Ну господа, помилуйте! Все гораздо проще, ведь у нас же ноутбук. На рынке существуют специальные адаптеры для питания ноута от аккумулятора автомобиля. Устройство представляет собой небольшую коробочку, от которой идет кабель (знакомый, я думаю, всем автомобилистам), подсоединяющийся к гнезду для прикуривателя. Сама коробочка является преобразователем тока, и, как правило, в ее арсенал входят защита от пониженного напряжения на входе, от всевозможных перегрузок, неверной полярности и т. д. Автомобильные адаптеры для ноутбука в среднем стоят порядка 50-70 долларов, что вполне можно считать демократичным вариантом.
Обзор явно был бы неполным без упоминания об еще одной вещи. Энтузиазм по внедрению «карпьютера» у каждого выражен в разной степени, наверняка есть и те, кто не хочет напрягаться с установкой и грамотным подключением всех компонентов. Но существуют ли готовые решения в этой области? Как мне удалось выяснить, да. Помните, я вскользь упоминал, когда рассказывал о блоках питания, об умных людях, вразумивших меня насчет инверторов? Мне повезло, я побывал в одной из студий, занимающихся цифровым тюнингом. Сразу на ум приходит старая народная мудрость: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Здесь получилось именно так. Одно дело читать и разглядывать фотки, совсем другое – когда ты видишь весь процесс установки воочию. Как мне рассказали создатели студии Digitalcar Артем Богданов и Денис Макаров, они позиционируют себя как людей, несущих в массы carPC. И действительно, меня порадовало то, что среди кастом-установок есть как бюджетные продукты, так и девайсы продвинутого уровня. С каждым клиентом ведется индивидуальная работа, но у студии есть и готовые решения для «оцифровки» автомобиля «под ключ». Исходя из ценовой категории, имеется практичный вариант за минимальные деньги, два мидл-варианта и продвинутая интеграция carPC.
Итак, бюджетный вариант. Он формируется на базе баребона с тактовой частотой процессора 1,5 ГГц, 512 Мбайт оперативной памяти, жестким ноутбучным диском на 80 Гбайт и интегрированным видео- и аудиоадаптерами. К нему пойдут сенсорный дисплей на 7 дюймов и беспроводная клавиатура. Вот такой, на мой взгляд, весьма неплохой комплект обойдется вам приблизительно в 1000 североамериканской зелени.
Мидл-предложений получилось два: подешевле и немного подороже. Первый вариант олицетворяет собой 2-DIN-комплекс, который легко уместится в торпедо автомобиля без дополнительной переделки. Системный блок VIA С3 (1 ГГц), с 512 Мбайт оперативки и 80 Гбайт на жестком диске, 7-дюймовый моторизованный экран со встроенным усилителем, FM и TV-тюнером. В качестве пряности добавили GPS-приемник. Такое решение, конечно, симпатичнее предыдущего, но при этом и дороже – порядка 1400 долларов.
Отдельного внимания заслуживает следующий вариант мидл-установки – корейский 2-DIN Car PC Infill G4. В одной небольшой, но, надо сказать, тяжеленькой корочке умещается все, что необходимо для построения автомобильного «карпьютера». Внутри стоит процессор VIA C7 (1,5 ГГц), HDD на 120 Гбайт, 1 Гбайт «мозгов» и 6,5-дюймовая моторизированная сенсорная панель. Сдобрено все это встроенным GPS-модулем на чипсете SiRF Star III с внешней антенной, FM-приемником и усилителем с линейным выходом на 5.1-канальный звук. Программное обеспечение у него стоит «родное», однако полностью совместимое с Win XP. 2-DIN-формат позволяет без особых проблем поставить такую систему у себя в автомобиле. Вполне возможно, в обозримом будущем нам удастся потестить этот carPC и выяснить его сильные и слабые стороны. А пока ограничимся лишь сведениями о необходимом количестве денежных знаков, которые нужно будет выделить при желании видеть такую систему у себя в автомобиле, а это около 2000 в североамериканской валюте. Подробнее с данным «карпьютером» можно ознакомиться на сайте тюнинг-студии www.digitalcar.ru .
Для продвинутых решений возможности продукта на выходе ограничиваются лишь двумя факторами – фантазией и деньгами, причем важнее здесь, конечно, последний из них. Артем и Денис поведали мне, что дороговизна «оцифровки» авто обусловлена не столько наличием и стоимостью комплектующих, сколько сложностью исполнения проекта. Вся работа по переделке торпедо, приборных панелей, багажника, по сути, механическая, но здесь приходится проявлять смекалку, чтобы было красиво и компактно. Кстати, о компактности. Кто сказал, что автомобильный компьютер обязательно должен быть в корпусе? Вот, к примеру, в машине Дениса все внутренности одного из баребонов уютно расположились в боковом пространстве багажника. И такое случается довольно часто. Например, один из недавно «оцифрованных» автомобилей, который мне удалось посмотреть вживую, – Mazda RX8. Это как раз то, о чем мы говорим, – продвинутое решение. Система на базе двухъядерной «корки» вместе с двухкомпонентной АС с сабвуфером размещается в багажнике автомобиля – смотрится все это отпадно! Словом, автомобиль «оцифрован» таким образом, чтобы это было заметно. Это тоже одно из кастом-направлений: можно поставить цифровые компоненты скрытно, а можно и открыто, на показ народу. И когда речь заходит о создании чего-то подобного, невозможно провести четкую границу между интеграцией carPC и тюнингом салона. Хотя и реконструкция салона – важный момент при создании продвинутого цифрового автомобиля.
То, что в обозримом будущем построение цифрового автомобиля приобретет большую популярность, думаю, ни у кого не вызывает сомнений. Как мы смогли убедиться, уже сегодня практически каждый может создать скромненький carPC. И неважно, какое количество денежных знаков кто-то готов выложить за установку «карпьютера». Важно, что сама идея того, насколько это удобно и облегчает жизнь современному человеку, потихоньку проникает в сознание автомобилистов. GPS-технологии, интернет-коммуникации, удаленная работа, системная поддержка, безграничные мультимедиавозможности – словом, все, что придумано человечеством по сей день, теперь может быть доступно не только дома или на работе, но и в автомобиле… цифровом автомобиле.
От редакции. Уважаемые читатели! Не сочтите за труд, напишите нам на адрес , что вы думаете про этот текст. Обязательно! Нам это важно. UP

Самодиагностика OBD-I и OBD-II

Д умаю, многим будет интересно поподробнее узнать о том, как использовать персональный компьютер в качестве диагностического оборудования для своего железного коня. С определенного времени электронные блоки управления автомобилями (ЭБУ) стали оснащаться системой, контролирующей работу двигателя, которая снабжена протоколами, считывающими информацию о всевозможных отклонениях. И надо сказать, что такая бортовая система самодиагностики заметно упрощает жизнь как автосервисам, так и тем, кто хочет иметь на борту своего четырехколесного друга «карпьютер». Первая система, созданная для облегчения поиска поломки, носила название OBD-I (On Board Diagnostic). Этот протокол умеет определять неисправности не только двигателя, но и ABS, АКПП и подушек безопасности. Собственно, здесь даже диагностику проводить не надо, так как код сбоя считывается безошибочно, когда начнет мигать лампочка «Проверьте двигатель» (Check Engine).

Во второй инкарнации (OBD-II) список диагностируемых устройств заметно пополнился: сюда вошли система зажигания, топливная система, климат-контроль, иммобилайзер и многое другое. Код ошибки система OBD-II хранит в ЭБУ, откуда в дальнейшем необходимо его считывать. Специальные диагностические приборы нас не интересуют, у нас же есть carPC. Где-то под главной панелью (чаще всего со стороны водителя) среди вязанок проводов находится 16-контактный диагностический разъем (Diagnostic Link Connector). После «совокупления» его с 25-контактным (подойдет и 9-контактный) СОМ-портом посредством кабеля 9 на 25 pin RS232 (от пяти до восьми долларов в любом магазине) можно считывать базу данных ошибок. Запускаем предварительно установленный виртуальный сканер, которым можно обзавестись в Сети абсолютно бесплатно. Получив шифр из букв и чисел, подключаемся к инету, ищем справочники по расшифровке кодов неисправностей (например, на сайте ardio.ru есть на этот счет отдельный поисковик), находим в нем интересующую нас ошибку. Вуаля! Теперь мы знаем, где искать Святой Грааль.

Для установки компьютера в автомобиль можно использовать старый неттоп или собрать недорогой HTPC. Про необходимые компоненты внутри системного блока вы можете узнать в моей статье , там все подробно написано о необходимых комплектующих.

Подбор компонентов для компьютера в машину

Материнская плата

Для установки в будущий корпус подойдет материнская плата стандарта MiniITX (размер 17×17 см). Плата таких габаритов обычно устанавливается в неттопы и ПК в корпусах miniITX. Она отлично поместится в корпусе автомобильного ПК, который будет размещаться в стандартном отсеке размера DOUBLE DIN центральной консоли вашего автомобиля.

Корпус

Для сборки ПК в автомобиль отлично подойдут корпуса компании Casetronic . По ссылке вы можете увидеть разновидности таких системных блоков. Установка возможна в 1-DIN или в 2-DIN отсеки, в зависимости от выбранного типа корпуса. Также возможно расположить системный блок за монитором. Монитор, в свою очередь будет располагаться в отсеке 2 DIN.

Монитор

Для вывода изображения подойдет 7-10 дюймовый сенсорный LCD-дисплей от компании Nanovision или Lilliput (например, Mimo UM-720F). Компактных дисплеев сейчас очень много, поэтому каждый сможет подобрать диагональ и дальнейшее крепление на свое усмотрение.

Жесткий диск

Не используйте в автомобильном компьютере обычный жесткий диск, так как при постоянной вибрации во время движения он быстро выйдет из строя. Я бы посоветовал использовать недорогой SSD-накопитель емкостью 60-120 Гбайт. Больший объем будет интересен тем пользователям, которые заложили приличный бюджет в компьютер для авто.

Операционная система

В зависимости от производительности установленного железа можно использовать Windows XP с интерфейсом Car-PC cPOS или Windows 7 c ее поддержкой сенсорных экранов. Я бы придерживался ОС Windows 7 c для HTPC.

Привод

В своем автомобильном компьютере вы можете использовать DVD-привод Slim (для ноутбуков), если он вам конечно необходим. Их ассортимент очень широк, поэтому с ним проблем не возникнет, но я считаю это устройство в автомобильном ПК нецелесообразным, по той причине, что его легко заменит флешка.

Установка материнской платы

Установите процессор в материнскую плату. Сверху закрепите кулер, не забывая нанести термопасту на процессор. Уберите все лишнее из корпуса, чтобы установка была комфортной. Установите материнскую плату в корпус, удерживая ее за кулер процессора, найдя правильное положение, под которым она войдет в корпус. После установки материнской платы подсоедините кабели питания фронтальных USB-разъемов, выход на наушники, провода светодиодных индикаторов и кнопки включения.

Установка комплектующих на материнскую плату

Для работы Windows XP (Car-PC cPOS) или Windows 7 я рекомендую установить 2 Гбайт оперативной памяти или больше. В материнской плате могут использоваться модули DDR-DIMM или компактные SO-DIMM (как в ноутбуках). Многие модели материнских плат для HTPC оснащаются модулем WLAN, вы узнаете об этом по антенне на плате. Вы сможете позднее использовать в автомобиле свой смартфон в качестве точки доступа беспроводной сети, для выхода в Интернет. Для этого есть специальные программы или такая возможность присутствует в прошивке телефона по умолчанию. Теперь установите твердотельный накопитель (SSD) в специальный разъем. Жесткий диск компьютера вы можете использовать для работы с операционной системой, а мультимедиа контент вы можете воспроизводить с флешки или внешнего HDD, которые можно подключить к USB-порту на передней панели. Подключите к нему питание и шлейф SATA.

Установка операционной системы

Для установки операционной системы на автомобильный ПК необходимо временно подключить DVD-привод или воспользоваться статьей , чтобы установить скачанный образ операционной системы на любой USB носитель и произвести установку ОС c него. Также вам понадобится клавиатура и мышь, пока вы не подключили сенсорный дисплей, так как необходимый драйвер для работы сенсора в Windows XP идет в комплекте. После того как вы настроите ОС (сенсорный дисплей, звук, видео), установите интерфейс Car-PC cPOS. С ним запускать медиафайлы и управлять компьютером очень удобно, благодаря специализации на работу с сенсорными дисплеями.

Установка корпуса и подключение

Корпус для ПК (в нашем случае — Casetronic) устанавливается в отсек DOUBLE DIN, имеющийся в большинстве современных автомобилей. Подключите кабель питания, а также необходимые аудио выходы. Если в вашу автомобильную акустическую систему не входит усилитель, то Вам потребуется дополнительный аудио усилитель (от 1000 рублей), который будет управлять автомобильной акустикой, так как компьютер не имеет своего. Его можно будет разместить в нижней части торпеды и подключить к автомобильному компьютеру или вынести за торпеду.

Помимо усилителя, вам понадобится избавиться от помех, в этом вам поможет специальный фильтр. В противном случае вы будете вынуждены наслаждаться помехами от каждого источника шума.

В случае, если на передней панели вашего автомобиля нет подходящего места для ПК, приобретите монтажный комплект для монтирования ПК в багажнике. Это вполне удобный вариант, так как для повседневного использования компьютера вам будет достаточно сенсорного дисплея.

Монтаж дисплея

Самый простой вариант размещения дисплея — это установка с помощью присоски и держателя на лобовом стекле. Недостаток такого способа крепления — дрожание монитора, находящегося в поле зрения водителя. Более прочное крепление обеспечивает поставляющийся в комплекте с дисплеем держатель, который можно закрепить на передней панели компьютера или торпеде. Также можно приобрести корпус для автомобильного ПК со встроенным дисплеем. Некоторым для установки дисплея в панель понадобится рамка 2 DIN, так как корпус ПК, в случае компактных размеров, можно вынести и за монитор.

Вариантов реализации ПК в автомобиле очень много, буду рад, если вы поделитесь своими соображениями в комментариях.

Каждый владелец автомобиля пытается сделать все, чтобы его ласточка была более функциональна. В этой статье мы решили рассказать вам, как сделать компьютер для авто своими руками, расскажем основной способ и рассмотрим целую пошаговую инструкцию с фото.

Как сделать компьютер для авто своими руками

Чтобы сделать компьютер для авто своими руками мы решили выбрать самый простой и не дорогой способ. Конечно, чтобы его сделать придется потратить немного времени, но конечный результат вас приятно удивит. Есть и более простые способы, у них мы поговорим в конце статьи.

Компьютер в авто такого типа обойдется каждому владельцу в 100 долларов, сумма сейчас существенная, но она того будет стоить. В качестве основного элемента мы взяли сенсорный 7-ти диагональный дисплей. Давайте подробней погорим об этой инструкции. Узнайте о том, как сделать паяльник своими руками.

  1. Изначально нужно продумать место к его установке, на каждом авто оно может быть разное. Возьмем самую простую девятку, в нее его вмонтировать можно без особых усилий. Будем его вставлять вместо привычных центральных воздуховодов, их мы должны вывести сбоку. Сделать это очень просто, закрываем заслонку, и весь воздух будет идти в другом направлении. Спешим вас заверить, зимой в автомобиле голодней не станет.
  2. За основу мы взяли обычный компьютер Raspberry, его стоимость не большая, в тоже время он показывает неплохую производительность. Конечно, играть в крутые игры не выйдет, не использовать его на всю – это легко. Преимуществом такого компьютера для машины считается то, что его можно подключить от питания в 5 Вольт, используя самый простой стабилизатор.
  3. Далее выбираем дисплей сенсорный, мы заказали его с Китая, ведь стоимость существенно ниже. Если желаете поставить лучше – все в ваших руках.
  4. Подключаем компьютер к дисплею, это делается очень просто, соединяем нужные провода и включаем все. Оперативную систему мы решили поставить Виндовс XP, она всегда работает стабильно. Все программы и компоненты строит устанавливать сразу, чтобы в последующем не дергать компьютер.
  5. Подготавливаем место под дисплей, здесь все зависит от вас. Мы в качестве посадочного места использовали привычный каркас воздуховодов.
  6. Дисплей подключаем с помощью герметика. Рекомендуем вывести еще разъемы для USB, они рано или поздно вам понадобятся.
  7. Вот так выглядит наш ПК, как видите, сложностей нет. На этом этапе можно проявить фантазию, также можете сделать и подсветку, для этого почитайте статью о том, как сделать подсветку в шкафу.
  8. Вот такой компьютер в машину своими руками у нас получился, скажем честно, сложностей нет. На все мы потратили несколько дней.

Вот мы с вами и разобрали, как установить компьютер в машину, мы уверенны у вас все получится, ведь все предельно просто. Рекомендуем при установке в машину пытаться подключать сразу и магнитолу, так вы сможете воспроизводить фильмы или музыку через колонки.

Другие варианты

Наши читатели часто говорят, что такой способ не считается эффективным, и считают, что лучше дисплей планшета подключить к машине. Конечно, это дешевле и проще, но какой функциональностью обладает планшет? Мы долго думали, и поняли, планшет – это бессмысленный предмет, если его пытаться крепить. Лучше его использовать по отдельности, хоть машину так не испортите.

Такой способ установки ПК в авто оценят только настоящие ценители, по-другому никак. Плюс ко всему, компьютер дает возможность подключить и другие функции, которые только могут прийти в голову. Главное иметь желание и свежую голову, тогда все будет отлично.

Вот такой варианты установки планшета в авто можно назвать совсем необычным, но умельцев много, с этим ничего не поделаешь:)

Интересная статья



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: