Централизованная настройка с помощью Puppet. Установка и подготовка Puppet к работе. Использование условных выражений

  • Ruby
    • Tutorial

    Здравствуйте.

    Этот топик открывает цикл статей по использованию системы управления конфигурацией Puppet .

    Что такое система управления конфигурацией?

    Предположим, что у вас есть парк серверов, выполняющих различные задачи. Пока серверов мало и вы не растёте, вы легко настраиваете каждый сервер вручную. Устанавливаете ОС (может быть, автоматизированно), добавляете пользователей, устанавливаете софт, вводя команды в консоль, настраиваете сервисы, правите конфиги ваших любимых текстовых редакторов (nanorc, vimrc), выставляете на них одинаковые настройки DNS-сервера, устанавливаете агент системы мониторинга, настраиваете syslog для централизованного сбора логов… Словом, работы довольно много и она не особенно интересна.

    Я искренне верю, что хороший админ - ленивый админ. Он не любит делать что-то несколько раз. Первая мысль - написать пару скриптов, в котором будет что-то наподобие:

    Servers.sh
    servers="server00 server01 server02 server03 server04" for server in $servers ; do scp /path/to/job/file/job.sh $server:/tmp/job.sh ssh $server sh /tmp/job.sh done

    Job.sh
    #!/bin/bash apt-get update apt-get install nginx service nginx start

    Вроде всё стало легко и хорошо. Нужно что-то сделать - пишем новый скрипт, запускаем. Изменения приходят на все серверы последовательно. Если скрипт хорошо отлажен - всё станет хорошо. До поры.

    Теперь представьте, что серверов стало больше. Например, сотня. А изменение долгое - например, сборка чего-нибудь большого и страшного (например, ядра) из исходников. Скрипт будет выполняться сто лет, но это полбеды.

    Представьте, что вам нужно сделать это только на определенной группе из этой сотни серверов. А через два дня нужно сделать другую большую задачу на другом срезе серверов. Вам придётся каждый раз переписывать скрипты и много раз проверять, нет ли в них каких-нибудь ошибок, не вызовет ли это какой-нибудь проблемы при запуске.

    Самое плохое - это то, что в подобных скриптах вы описываете действия , которые необходимо выполнить для приведения системы в определенное состояние, а не само это состояние. Значит, если система изначально находилась не в том состоянии, что вы предполагали, то всё обязательно пойдет не так. Манифесты Puppet декларативно описывают необходимое состояние системы, а вычисление, как к нему прийти из текущего состояния - задача самой системы управления конфигурацией.

    Для сравнения: манифест puppet, выполняющий ту же работу, что и пара скриптов из начала топика:

    Nginx.pp
    class nginx { package { "nginx": ensure => latest } service { "nginx": ensure => running, enable => true, require => Package["nginx"] } } node /^server(\d+)$/ { include nginx }
    Если правильно использовать серверы и потратить некоторое время на первичную настройку системы управления конфигурацией, можно добиться такого состояния парка серверов, что вам не потребуется логиниться на них для выполнения работы. Все необходимые изменения будут приходить к ним автоматически.

    Что такое Puppet?

    Puppet - система управления конфигурацией. Архитектура - клиент-серверная, на сервере хранятся конфиги (в терминах puppet они называются манифесты ), клиенты обращаются к серверу, получают их и применяют. Puppet написан на языке Ruby, сами манифесты пишутся на особом DSL, очень похожем на сам Ruby.

    Первые шаги

    Давайте забудем о клиентах, серверах, их взаимодействии и т.п. Пусть у нас есть только один сервер, на котором установлена голая ОС (здесь и далее я работаю в Ubuntu 12.04, для других систем действия будут несколько отличаться).

    Сначала установим puppet последней версии.

    Wget http://apt.puppetlabs.com/puppetlabs-release-precise.deb dpkg -i puppetlabs-release-precise.deb apt-get update apt-get install puppet puppetmaster

    Замечательно. Теперь у нас в системе установлен puppet и с ним можно играть.

    Hello, world!
    Создадим первый манифест:

    /tmp/helloworld.pp
    file { "/tmp/helloworld": ensure => present, content => "Hello, world!", mode => 0644, owner => "root", group => "root" }
    И применим его:

    $ puppet apply helloworld.pp /Stage//File/ensure: created Finished catalog run in 0.06 seconds

    Немного о запуске

    Манифесты, приведённые в этом топике можно применять вручную с помощью puppet apply. Тем не менее, в последующих топиках для работы будет использоваться master-slave конфигурация (стандартная для Puppet).


    Теперь посмотрите на содержимое файла /tmp/helloworld. В нём окажется (удивительно!) строка «Hello, world!», которую мы задали в манифесте.

    Вы можете сказать, что можно было сделать echo "Hello, world!" > /tmp/helloworld , это было бы быстрее, проще, не пришлось бы думать, писать какие-то страшные манифесты и вообще это нафиг никому не нужно это как-то слишком сложно, но задумайтесь серьезнее. На самом деле, необходимо было бы написать touch /tmp/helloworld && echo "Hello, world!" > /tmp/helloworld && chmod 644 /tmp/helloworld && chown root /tmp/helloworld && chgrp root /tmp/helloworld , чтобы гарантированно добиться того же результата.

    Давайте по строкам разберём, что именно содержится в нашем манифесте:

    /tmp/helloworld.pp
    file { "/tmp/helloworld": ensure => present, # файл должен существовать content => "Hello, world!", # содержимым файла должна являться строка "Hello, world!" mode => 0644, # права на файл - 0644 owner => "root", # владелец файла - root group => "root" # группа файла - root }

    В терминах Puppet здесь описан ресурс типа файл с названием (title) /tmp/helloworld .

    Ресурсы
    Ресурс - это самая мелкая единица абстракции в Puppet. Ресурсами могут быть:
    • файлы;
    • пакеты (Puppet поддерживает пакетные системы многих дистрибутивов);
    • сервисы;
    • пользователи;
    • группы;
    • задачи cron;
    • и т. д.
    Синтаксис ресурсов вы можете невозбранно подсмотреть .

    В Puppet есть возможность добавлять свои ресурсы. Поэтому если хорошенько заморочиться, можно докатиться до манифестов наподобие:

    Webserver.pp
    include webserver; webserver::vhost { "example.com": ensure => present, size => "1G", php => false, https => true }
    Puppet при этом будет создавать logical volume размером в 1 ГиБ на сервере, монтировать его куда положено (например в /var/www/example.com), добавлять нужные записи в fstab, создавать нужные виртуальные хосты в nginx и apache, рестартовать оба демона, добавлять в ftp и sftp пользователя example.com с паролем mySuperSecretPassWord с доступом на запись в этот виртуальный хост.

    Вкусно? Не то слово!

    Причем, самое вкусное, на мой взгляд - это не автоматизация рутины. Если вы например, идиот, и постоянно пересетапливаете ваши серверы в продакшне, Puppet позволит подхватить старый любовно созданный набор пакетов и конфигов с нуля в полностью автоматическом режиме. Вы просто устанавливаете Puppet-агент, подключаете его к вашему Puppet-мастеру и ждёте. Всё придёт само. На сервере волшебным (нет, правда волшебным!) образом появятся пакеты, разложатся ваши ssh-ключи, установится фаервол, придут индивидуальные настройки bash, сети, установится и настроится весь софт, который вы предусмотрительно ставили с помощью Puppet.
    Кроме того, Puppet при старании позволяет получить самодокументируемую систему, ибо конфигурация (манифесты) сами же являются костяком документации. Они всегда актуальны (они же работают уже), в них нет ошибок (вы же проверяете свои настройки перед запуском), они минимально подробны (работает же).

    Ещё немного магии

    Немного о кроссдистрибутивности

    В Puppet есть возможность использовать кроссдистрибутивные манифесты, это одна из целей, для которых он создавался. Я намеренно никогда не пользовался этим и вам не рекомендую. Парк серверов должен быть максимально гомогенным в плане системного ПО, это позволяет не думать в критические моменты «айблин, тут
    rc.d, а не init.d» (реверанс в сторону ArchLinux) и вообще позволяет меньше думать на рутинных задачах.

    Многие ресурсы зависят от других ресурсов. Например, для ресурса «сервис sshd» необходим ресурс «пакет sshd» и опционально «конфиг sshd»
    Посмотрим, как это реализуется: file { "sshd_config": path => "/etc/ssh/sshd_config", ensure => file, content => "Port 22 Protocol 2 HostKey /etc/ssh/ssh_host_rsa_key HostKey /etc/ssh/ssh_host_dsa_key HostKey /etc/ssh/ssh_host_ecdsa_key UsePrivilegeSeparation yes KeyRegenerationInterval 3600 ServerKeyBits 768 SyslogFacility AUTH LogLevel INFO LoginGraceTime 120 PermitRootLogin yes StrictModes yes RSAAuthentication yes PubkeyAuthentication yes IgnoreRhosts yes RhostsRSAAuthentication no HostbasedAuthentication no PermitEmptyPasswords no ChallengeResponseAuthentication no X11Forwarding yes X11DisplayOffset 10 PrintMotd no PrintLastLog yes TCPKeepAlive yes AcceptEnv LANG LC_* Subsystem sftp /usr/lib/openssh/sftp-server UsePAM yes", mode => 0644, owner => root, group => root, require => Package["sshd"] } package { "sshd": ensure => latest, name => "openssh-server" } service { "sshd": ensure => running, enable => true, name => "ssh" subscribe => File["sshd_config"], require => Package["sshd"] }

    Здесь используется инлайн-конфиг, который делает манифест некрасивым. На самом деле так почти никогда не делается, существует механизм шаблонов, основанный на ERB, и возможность просто использовать внешние файлы. Но нас не это интересует.

    Самые вкусные строчки здесь - это строчки зависимостей - require и subscribe.

    Puppet поддерживает много вариантов описания зависимостей. Подробно, как всегда, можно прочитать в


    Автор: Luke Kanies
    Дата публикации: 2 Мая 2012 г.
    Перевод: А.Панин
    Дата перевода: 27 Августа 2013 г.

    18.1. Введение

    Puppet является инструментом для управления IT-инфраструктурой, разработанным с использованием языка программирования Ruby и используемым для автоматизации обслуживания датацентров и управления серверами компаний Google, Twitter, Нью-Йоркской фондовой биржи и многих других организаций. Главным образом развитие проекта поддерживается организацией Puppet Labs, которая положила начало его развитию. Puppet может управлять серверами в количестве от 2 до 50,000 и обслуживаться командой, состоящей из одного или сотен системных администраторов.

    Puppet является инструментом, предназначенным для настройки и поддержания режима работы ваших компьютеров; используя его простой язык описания конфигурации, вы можете описать для Puppet то, как вы хотите сконфигурировать свои машины, после чего он изменит их конфигурацию в случае необходимости для достижения соответствия вашей спецификации. По мере того, как вы будете изменять эту спецификацию с течением времени под воздействием таких обстоятельств, как обновления пакетов, добавление новых пользователей или обновления конфигурации, Puppet автоматически обновит конфигурацию ваших машин для соответствия спецификации. В случае, если они уже сконфигурированы должным образом, Puppet не будет выполнять никакой работы.

    В общем случае Puppet выполняет все возможные действия направленные на то, чтобы использовать функции существующей системы для выполнения своей работы; т.е., в дистрибутивах, основанных на технологиях компании RedHat, он будет использовать утилиту yum для управления пактами и init.d для управления службами, при этом в операционной системе OS X он будет использовать утилиту dmg для управления пактами и launchd для управления службами. Одной из основополагающих целей проекта Puppet является выполнение полезной работы вне зависимости от того, используется ли для этого код проекта Puppet или сама система, поэтому следующие системные стандарты являются критичными.

    Проект Puppet создан с учетом опыта использования множества других инструментов. В мире приложений с открытым исходным кодом наибольшее влияние на его развитие оказал проект CFEngine, который являлся первым инструментом конфигурации общего назначения с открытым исходным кодом, а также проект ISconf, который использовал утилиту make для выполнения всей работы, что в свою очередь обусловило особое внимание к явно описанным зависимостям в системе. В мире коммерческого программного обеспечения Puppet может рассматриваться как конкурент проектов BladeLogic и Opsware (которые впоследствии были приобретены более крупными компаниями), каждый из которых успешно продавался в момент появления Puppet, но при этом каждый из этих инструментов продавался руководителям больших компаний, вместо развития в соответствии с непосредственными требованиями к качественным инструментам системных администраторов. Предназначением проекта Puppet было решение аналогичных решаемым этими инструментами проблем, при этом он был предназначен для совершенно других пользователей.

    В качестве простого примера метода использования Puppet, ниже приведен фрагмент кода, который позволяет быть уверенным в правильной установке и конфигурации службы безопасной оболочки (SSH): class ssh { package { ssh: ensure => installed } file { "/etc/ssh/sshd_config": source => "puppet:///modules/ssh/sshd_config", ensure => present, require => Package } service { sshd: ensure => running, require => , Package] } }

    Этот код позволяет быть уверенным в том, что пакет будет установлен, файл будет размещен в необходимом месте и служба будет запущена. Следует отметить, что мы описали зависимости между ресурсами, поэтому всегда будем выполнять любую работу в корректной последовательности. Этот класс может быть ассоциирован с любым узлом для применения заданной конфигурации в рамках этого узла. Обратите внимание на то, что строительными блоками конфигурации Puppet являются структурированные объекты, в данном случае это объекты package , file и service . В терминологии Puppet мы называем эти объекты ресурсами (resources ) и любые спецификации конфигурации Puppet состоят из этих ресурсов и зависимостей между ними.

    Нормальная установка Puppet будет содержать десятки или даже сотни этих фрагментов кода, называемых нами классами (classes ); мы храним эти классы на диске в файлах, называемых манифестами (manifests), а также объединяем логически связанные классы в рамках групп, называемых модулями (modules ). Например, вы можете иметь в распоряжении модуль ssh с этим классом ssh и любыми другими логически связанными классами наряду с модулями mysql , apache и sudo .

    Большая часть операций взаимодействия с Puppet осуществляется с использованием командной оболочки или постоянно работающих служб HTTP, но существуют и графические интерфейсы для выполнения таких задач, как обработка отчетов. Компания Puppet Labs также предоставляет коммерческие программные продукты для работы с Puppet, которые используют графические веб-интерфейсы.

    Первый прототип Puppet был разработан летом 2004 года, а полноценная разработка проекта началась в феврале 2005 года. Изначально он был спроектирован и разработан Luke Kanies, системным администратором, имеющим большой опыт разработки небольших инструментов, но не имеющим опыта разработки проектов, содержащих более 10,000 строк кода. По существу Luke Kanies получил навыки программирования в ходе разработки проекта Puppet, что отразилось на архитектуре проекта как положительно, так и отрицательно.

    Puppet разрабатывался изначально и в первую очередь как инструмент для системных администраторов, облегчающий их жизнь, позволяющий выполнять работу быстрее, более эффективно и с меньшим количеством ошибок. Первой ключевой инновацией для реализации этого принципа были описанные выше ресурсы, являющиеся примитивами Puppet; они могут переноситься между операционными системами, при этом абстрактно представляя детали реализации, позволяя пользователю думать о результатах работы, а не о том, как их достичь. Этот набор примитивов был реализован на уровне абстракции ресурсов Puppet (Puppet"s Resource Abstraction Layer).

    Ресурсы Puppet должны быть уникальными для заданного узла. Вы можете иметь в распоряжении только один пакет с именем "ssh", одну службу с именем "sshd" и один файл с именем "/etc/ssh/sshd_config". Это ограничение предотвращает взаимные конфликты между различными частями ваших конфигураций и вы узнаете об этих конфликтах на раннем этапе процесса конфигурации. Мы ссылаемся на эти ресурсы по их типам и именам, т.е., Package и Service . Вы можете использовать пакет и службу с одним и тем же именем, так как они относятся к различным типам, но не два пакета или службы с одним и тем же именем.

    Второй ключевой инновацией в Puppet является возможность прямого указания зависимостей между ресурсами. Ранее используемые инструменты ставили своей целью выполнение индивидуальных задач без рассмотрения взаимосвязей между этими задачами; Puppet был первым инструментом, который явно устанавливал то, что зависимости являются первостепенной частью ваших конфигураций, которые, в свою очередь, должны моделироваться соответствующим образом. Он создавал граф ресурсов и их зависимостей в качестве одного из основных типов данных и практически все действия Puppet зависели от этого графа (называемого каталогом (Catalog)), его вершин и ребер.

    Последним важным компонентом Puppet является язык конфигурации. Этот язык является декларативным и предназначен в большей степени для описания конфигурации, чем для полноценного программирования - он практически полностью повторяет формат конфигурации Nagios, но также был создан под значительным влиянием языков из состава CFEngine и Ruby.

    В основе функциональных компонентов Puppet лежат два направляющих его развитие принципа: он должен быть настолько простым в использовании, насколько это возможно, причем предпочтение должно отдаваться удобству в использовании, а не возможностям; а также он должен разрабатываться в первую очередь в форме фреймворка и во вторую - приложения, таким образом при желании сторонние разработчики получат возможность создавать свои приложения на основе программных компонентов Puppet. Было понятно, что в дополнение к фреймворку необходимо также широко применяемое качественное приложение, но в первую очередь разработчики все равно занимались фреймворком, а не приложением. Многие люди все еще считают, что Puppet является этим самым приложением, а не фреймворком, на основе которого оно реализовано.

    После создания первого прототипа Puppet, Luke стал в целом неплохим Perl-разработчиком с небольшим опытом разработки сценариев оболочки и небольшим опытом работы с языком C, большей частью полученным при работе с системой CFEngine. В дополнение к этому он имел опыт создания систем разбора данных для простых языков, который был получен при разработке двух таких систем для работы в составе небольших инструментов, а также повторной разработки с нуля системы разбора данных для CFEngine с целью упрощения ее поддержки (этот код не был передан проекту из-за небольших несовместимостей).

    Решение об использовании динамического языка для реализации Puppet было принято достаточно быстро ввиду значительно более высокой производительности труда разработчика и распространения данного типа языков, но выбор самого оказался достаточно сложным. Начальные прототипы на языке Perl были отвергнуты, поэтому проводились эксперименты для поиска других языков. Была предпринята попытка использования языка Python, но Luke посчитал это язык значительно противоречащим его взгляду на мир. Услышав рассказ друга о преимуществах нового языка, Luke попробовал использовать язык Ruby и за четыре часа создал работающий прототип. В момент, когда началась полномасштабная разработка Puppet, язык Ruby был практически не известен, поэтому решение о его использовании было сопряжено с большим риском, но в этом случае производительность труда разработчика снова сыграла решающую роль в выборе языка. Главной отличительной чертой языка Ruby, по крайней мере от Perl, была простота создания неиерархических отношений классов, при этом язык не противоречил мыслительной деятельности разработчика Luke, что было критично.

    Когда число серверов, которыми вы управляете меньше десяти — редко кто задумывается об их централизованном управлении, этого может и не требоваться. Когда серверов десятки — централизованное управление ПО и конфигурациями крайне полезно. Когда серверов сотни и тысячи — это жизненно необходимо. Программ такого рода много, например: Chef, CFEngine, … Вот о последнем и пойдет речь в этой записи.

    Puppet по достоинству считается одним из лучших решений в этом роде. Его используют такие компании как Google, Citrix и Red Hat. Это собой клиент-серверное приложение написанное на языке программирования Ruby, которое распространяется в двух вариантах:

    • Puppet Open Source — полностью бесплатная версия
    • Puppet Enterprise — бесплатная в конфигурации до 10 серверов, далее требуется приобретение лицензий

    Рассмотрим установку сервера и агента Puppet Open Source, которые присутствует в пакетах большинства современных дистрибутивов. Далее речь пойдет о Ubuntu 12.04 Precise Pangolin.

    Серверная часть Puppet называется puppetmaster , начнем установку с нее:

    :~# apt-get install puppetmaster

    А теперь клиент:

    :~# apt-get install puppet

    В конфигурационном файле клиента /etc/puppet/puppet.conf необходимо рассказать о сервере, добавив следующую секцию:

    Server=puppet.local report=true pluginsync=false

    На первоначальном этапе pluginsync лучше выключить.

    Запустим клиент puppet чтобы он создал запрос на получение сертификата:

    :~# puppetd --verbose --test info: Creating a new SSL key for linux.local info: Caching certificate for ca info: Creating a new SSL certificate request for linux.local info: Certificate Request fingerprint (md5): E5:EA:AC:5B:22:9A:BA:42:B8:A1:63:9E:1F:1F:23:51 Exiting; no certificate found and waitforcert is disabled

    На сервере необходимо проверить что запрос сертификата получен и, если это так, выписываем сертификат:

    :~# puppetca --list "linux.local" (E5:EA:AC:5B:22:9A:BA:42:B8:A1:63:9E:1F:1F:23:51) :~# puppetca --sign linux.local notice: Signed certificate request for linux.local notice: Removing file Puppet::SSL::CertificateRequest linux.local at "/var/lib/puppet/ssl/ca/requests/linux.local.pem"

    Повторяем предыдущий шаг на клиенте:

    :~# puppetd --verbose --test info: Caching certificate for linux.local info: Retrieving plugin info: Caching certificate_revocation_list for ca info: Caching catalog for linux.local info: Applying configuration version "1356278451" info: Creating state file /var/lib/puppet/state/state.yaml notice: Finished catalog run in 0.02 seconds

    Отлично, все работает. Переходим к созданию первого манифеста. Манифесты, они же конфигурации описываются на специальном декларативном языке. Будем сразу приучаться к хорошему, использовать модульную структуру и классы. Для примера напишем модуль который будет поддерживать в актуальном виде файл /etc/hosts на всех наших серверах.

    Проверим, где puppet ищет модули:

    :~# puppet apply --configprint modulepath /etc/puppet/modules:/usr/share/puppet/modules

    Создаем каталоги для своего модуля

    :~# cd /etc/puppet/modules :~# mkdir hosts; cd hosts; mkdir manifests; cd manifests

    Первый манифест, он же основной файл модуля — должен называться init.pp

    Class hosts { # puppet.local host { "puppet.local": ensure => "present", target => "/etc/hosts", ip => "192.168.0.1", host_aliases => "puppet", } # linux.local host { "linux.local": ensure => "present", target => "/etc/hosts", ip => "192.168.0.2", host_aliases => "linux", } }

    По-умолчанию puppet ищет файл /etc/puppet/manifests/site.pp чтобы загрузить конфигурацию, приведем его к следующему виду:

    Node default { include hosts }

    Проверяем манифест на сервере:

    :~# puppet apply --verbose /etc/puppet/manifests/site.pp info: Applying configuration version "1356281036" notice: /Stage//Host/ensure: created info: FileBucket adding {md5}notice: /Stage//Host/ensure: created notice: Finished catalog run in 0.03 seconds

    На клиенте:

    :~# ll /etc/hosts rw-r--r-- 1 root root 290 Dec 16 19:10 /etc/hosts :~# puppetd --verbose --test info: Caching catalog for linux.local info: Applying configuration version "1356283380" info: FileBucket adding {md5}notice: /Stage/Hosts/Host/ensure: created notice: /Stage/Hosts/Host/ensure: created notice: Finished catalog run in 0.04 seconds :~# ll /etc/hosts -rw-r--r-- 1 root root 551 Dec 23 20:43 /etc/hosts

    После того как мы убедились что все работает, разрешаем запуск службы, в /etc/default/puppet меняем:

    # Start puppet on boot? START=yes

    Запускаем службу

    :~# service puppet start

    Puppet будет каждые 30 минут опрашивать сервер puppetmaster на предмет изменения конфигурации и, при необходимости, производить соответствующую настройку системы.

    Для более эффективного использования Puppet нужно понимать, как строятся модули и манифесты. Данное руководство ознакомит вас с работой этих компонентов Puppet на примере настройки стека LAMP на сервере Ubuntu 14.04.

    Требования

    • Установка Puppet (мастер и агент). Больше об этом – .
    • Возможность создать хотя бы один виртуальный сервер Ubuntu 14.04 для обслуживания агентской ноды Puppet.

    Основы кода Puppet

    Ресурсы

    Код Puppet в основном состоит из ресурсов. Ресурс – это фрагмент кода, который описывает состояние системы и определяет необходимые ей изменения. Например:

    user { "mitchell":
    ensure => present,
    uid => "1000",
    gid => "1000",
    shell => "/bin/bash",
    home => "/home/mitchell"
    }

    Объявление ресурса имеет такой формат:

    resource_type { "resource_name"
    attribute => value
    ...
    }

    Чтобы просмотреть все типы ресурсов Puppet, введите команду:

    puppet resource --types

    Больше о типах ресурсов вы узнаете в этом руководстве.

    Манифесты

    Манифест – это сценарий оркестровки. Программы Puppet с расширением.pp называются манифестами. Манифест Puppet по умолчанию – /etc/puppet/manifests/site.pp.

    Классы

    Как и в любом обычном языке программирования, классы отвечают за организацию и повторное использование частей оркестровки.

    В определении класса находится блок кода, который описывает, как работает класс. Определив класс, вы можете использовать его в манифестах.

    Определение класса имеет такой формат:

    class example_class {
    ...
    code
    ...
    }

    Этот код определяет класс example_class. Код Puppet будет находиться в фигурных скобках.

    Объявление класса – это то место в коде, где вызывается тот или иной класс. С помощью объявления класса Puppet обрабатывает его код.

    Объявление класса бывает обычным и по типу ресурса.

    Обычное объявление класса добавляется в код с помощью ключевого слова include.

    include example_class

    При объявлении по типу ресурса класс объявляется в формате ресурса:

    class { "example_class": }

    Такое объявление позволяет добавлять в код параметры класса, которые переопределяют стандартные значения атрибутов класса. Например:

    node "host2" {
    class { "apache": } # use apache module
    apache::vhost { "example.com": # define vhost resource
    port => "80",
    docroot => "/var/www/html"
    }
    }

    Модули

    Модуль – это группа манифестов и других файлов, организованная заранее определенным образом, которая позволяет облегчить совместное и повторное использование отдельных частей оркестровки. Модули помогают систематизировать код Puppet, поскольку с их помощью код можно разделить на несколько манифестов.

    Модули Puppet хранятся в каталоге /etc/puppet/modules.

    Написание манифеста

    Потренироваться писать манифесты, модули и классы Puppet можно на примере установки стека LAMP на сервер Ubuntu (в результате получится ).

    Итак, чтобы выполнить оркестровку сервера Ubuntu 14.04 и установить на него стек LAMP, нужны ресурсы для таких действий:

    • установка пакета apache2.
    • запуск сервиса apache2.
    • установка пакета сервера MySQL, mysql-server.
    • запуск сервиса mysql.
    • установка пакета php5
    • создание тестового сценария PHP, info.php.
    • обновление индекса apt перед установкой каждого пакета.

    Ниже вы найдете три примера кода Puppet, с помощью которого можно получить такую установку стека LAMP.

    Первый пример научит писать базовые манифесты в одном файле. Второй пример поможет собрать и использовать класс и модуль на основе ранее написанных манифестов. В третьем примере вы узнаете, как пользоваться предварительно собранными общедоступными модулями для установки стека LAMP.

    Примечание : Для тестирования лучше использовать свежий виртуальный сервер.

    Пример 1: Установка LAMP с помощью одного манифеста

    Манифест Puppet можно написать на агентской ноде, а затем выполнить его с помощью команды puppet apply (для этого не нужно иметь установку из мастера и агента).

    В данном разделе вы научитесь писать манифесты, которые будут использовать такие типы объявления ресурсов:

    • exec: выполнение команд.
    • package: установка пакетов.
    • service: управление сервисами.
    • file: управление файлами.

    Создание манифеста

    Создайте новый манифест:

    sudo vi /etc/puppet/manifests/lamp.pp

    Добавьте в него следующий код, чтобы объявить необходимые ресурсы.

    # запуск команды "apt-get update"
    exec { "apt-update": # ресурс exec "apt-update"
    command => "/usr/bin/apt-get update" # команда, которую запустит этот ресурс
    }
    # установка пакета apache2
    package { "apache2":
    require => Exec["apt-update"], # запрос "apt-update" перед установкой пакета
    ensure => installed,
    }
    # запуск сервиса apache2
    service { "apache2":
    ensure => running,
    }
    # установка mysql-server
    package { "mysql-server":
    require => Exec["apt-update"], # запрос "apt-update" передустановкой
    ensure => installed,
    }
    # запуск сервиса mysql
    service { "mysql":
    ensure => running,
    }
    # установка пакета php5
    package { "php5":
    require => Exec["apt-update"], # запрос "apt-update" перед установкой
    ensure => installed,
    }
    # запуск сервиса info.php
    file { "/var/www/html/info.php":
    ensure => file,
    content => "", # код phpinfo
    require => Package["apache2"], # запрос пакета "apache2"
    }

    Применение манифеста

    Чтобы использовать новый манифест, введите команду:

    sudo puppet apply --test

    Она выведет объёмный результат, который отображает все изменения состояния среды. Если в выводе нет ошибок, вы сможете открыть свой внешний IP-адрес или доменное имя в браузере. На экране появится тестовая страница PHP с информацией о стеке. Это значит, что Apache и PHP работают.

    Теперь стек LAMP установлен на сервер с помощью Puppet.

    Это довольно простой манифест, поскольку его можно выполнить на агенте. Если у вас нет мастера Puppet, другие агентские ноды не смогут использовать этот манифест.

    Мастер-сервер Puppet проверяет изменения состояния сервера каждые 30 минут.

    Пример 2: Установка стека LAMP с помощью модуля

    Теперь попробуйте создать простой модуль, основанный на манифесте LAMP, который вы написали в предыдущем разделе.

    Чтобы создать модуль, создайте в каталоге modules новый каталог (его имя должно совпадать с именем модуля). В этом каталоге должны находиться каталог manifests и файл init.pp. В файле init.pp указывается класс Puppet (его имятакже должно совпадать с именем модуля).

    Создание модуля

    Перейдите на мастер-сервер Puppet и создайте структуру каталогов для модуля:

    cd /etc/puppet/modules
    sudo mkdir -p lamp/manifests

    Создайте и откройте в редакторе файл init.pp:

    sudo vi lamp/manifests/init.pp

    В файл вставьте класс lamp:

    class lamp {
    }

    Скопируйте содержимое манифеста из раздела 1 и вставьте его в блок класса lamp. Теперь у вас есть определение класса lamp. Другие манифесты смогут использовать этот класс в качестве модуля.

    Сохраните и закройте файл.

    Использование модуля в главном манифесте

    Теперь можно настроить главный манифест и с помощью модуля lamp установить на сервер стек LAMP.

    На мастер-сервере Puppet отредактируйте такой файл:

    sudo vi /etc/puppet/manifests/site.pp

    Скорее всего, на данный момент файл пуст. Добавьте в него следующие строки:

    node default { }
    node "lamp-1" {
    }

    Примечание : Вместо lamp-1 укажите имя хоста своего агента Puppet, на который нужно установить стек.

    Блок node позволяет указать код Puppet, который будет применяться только к некоторым нодам.

    Блок default применяется ко всем агентским нодам, у которых нет индивидуального блока (оставьте его пустым). Блок lamp-1 будет применяться к агентской ноде lamp-1.

    Добавьте в этот блок следующую строку, которая использует модуль lamp:

    Сохраните и закройте файл.

    Теперь агентская нода Puppet сможет загрузить настройки с мастер-сервера и установить стек LAMP. Если вы хотите внести изменения прямо сейчас, запустите на агенте команду:

    sudo puppet agent --test

    Модули – это самый удобный способ повторного использования кода Puppet. Кроме того, модули помогают логически организовать код.

    Пример 3: Установка LAMP с помощью общедоступных модулей

    Модуль MySQL используется аналогичным образом. Добавьте в блок ноды такие строки:

    class { "mysql::server":
    root_password => "password",
    }

    Также можно передать параметры модуля MySQL.

    Добавьте ресурс, который скопирует info.php в нужное место. Используйте параметр source. Добавьте в блок node следующие строки:

    file { "info.php": # имя файла ресурса
    path => "/var/www/html/info.php", # целевой путь
    ensure => file,
    require => Class["apache"], # класс apache, который нужно использовать
    source => "puppet:///modules/apache/info.php", # место, куда нужно скопировать файл
    }

    В этом объявлении класса используется параметр source вместо content. Этот параметр не только использует содержимое файла, но и копирует его.

    Файл puppet:///modules/apache/info.php Puppet скопирует в /etc/puppet/modules/apache/files/info.php.

    Сохраните и закройте файл.

    Создайте файл info.php.

    sudo sh -c "echo "" > /etc/puppet/modules/apache/files/info.php"

    Теперь агентская нода Puppet сможет загрузить настройки с мастер-сервера и установить стек LAMP. Если вы хотите внести изменения в среду агента прямо сейчас, запустите на этой ноде команду:

    sudo puppet agent --test

    Эта команда загрузит все обновления для текущей ноды и установит на неё стек. Чтобы убедиться, что Apache и PHP работают, откройте IP-адрес или домен ноды в браузере:

    http://lamp_1_public_IP/info.php

    Заключение

    Теперь вы имеете базовые навыки работы с модулями и манифестами Puppet. Попробуйте самостоятельно создать простой манифест и модуль.

    Puppet отлично подходит для управления конфигурационными файлами приложений.

    Tags: ,

    Статья написана в журнале Системный администратор

    World Revolution

    Управление множеством Unix систем нельзя называть комфортабельным. Для конфигурации 1-го параметра администратору приходится обращаться к каждой машине, скрипты только частично могут помочь, ну и не во всех ситуациях.

    Следует признать, что администраторы Windows сетей находятся все-таки в более успешном положении. Достаточно поменять функции групповых политик и через некоторое время все компютеры сети, в том числе и с не так издавна установленной операционной системой “выяснят” о нововведении, если они их естественно касаются.

    Оглянувшись на длиннющий период развития Unix, можно узреть, что ничего подобного так и не прижилось. Есть решения вроде kickstart, которые помогают при первичной установке операционной системы, но грядущая доводка потребует важных усилий.

    Коммерческие решения вроде BladeLogic и OpsWare , делему автоматизации опций решают только отчасти, основное их достоинство наличие графического интерфейса, ну и позволить их приобрести могут только в огромных организациях. Есть естественно и проекты предлагающие свободные решения, но за всегда собственного существования они так и не смогли сделать большого общества.

    Например Cfengine не очень пользуется популярностью у администраторов, хотя не считая Linux, может употребляться в *BSD, Windows и Mac OS X. Может быть это связано с относительной сложностью в разработке конфигураций. При описании заданий приходится учитывать особенности каждой определенной системы, и вручную контролировать последовательность действий при выполнении команд.

    Другими словами администратор должен держать в голове, что для одних систем следует писать adduser для других useradd, учитывать размещение файлов в разных системах, и т.д.. Это на порядок усложняет процесс написания команд, с ходу сделать правильную конфигурацию очень тяжело, а изготовленные конфигурации прочитать через некоторое время практически не реально.

    Не смотря на GPL лицензию Cfengine фактически проект 1-го человека, который контролирует все конфигурации и не очень заинтересован в построении открытого общества. В конечном итоге возможности cfengine вполне удовлетворяют разработчика, а для других администраторов это резвее лишняя боль в голове.

    Чтобы улучшить cfengine сторонними разработчиками были изготовлены различные дополнения, что часто только ухудшало ситуацию. Создатель нескольких таких модулей к cfengine Люке Каниес (Luke Kanies) в итоге решил сделать похожий инструмент, но лишенный многих недостатков cfengine.

    Возможности Puppet

    Puppet как и cfengine является клиент-серверной системой использующей декларативный, другими словами неотклонимый для выполнения язык для описания задач и библиотеки для их реализации. Клиенты периодически (по умолчанию 30 минут) соединяются с центральным сервером и получают последнюю конфигурацию.

    Если обретенные функции не совпадают с системным состоянием, они будут выполнены, при необходимости серверу отсылается отчет о изготовленных операциях. Сервер сообщения может сохранить в syslog или файл, сделать RRD график, отослать на обозначенный e-mail.

    Дополнительные уровни абстракции Transactional и Resource обепечивают наивысшую сопоставимость с существующими опциями и приложениями, позволяя сфокусироваться на системных объектах, не заботясь о различиях в реализации и описании подробных команд и форматах файлов. Администратор оперирует только с типом объекта, остальное Puppet берет на себя. Так тип packages знает о Семнадцать пакетных системах, подходящая автоматом будет распознана на основании инфы о версии дистрибутива или системы, хотя при необходимости пакетный менеджер можно задать принудительно.

    В отличие от скриптов, которые часто не может быть использовать в других системах, конфигурации Puppet написанные сторонними администраторами будут в большинстве без заморочек работать в хоть какой другой сети. В Puppet CookBook уже имеется три 10-ка готовых рецептов. В настоящее время Puppet официально поддерживает следующие операционные системы и сервисы: Debian, RedHat/Fedora, Solaris, SUSE, CentOS, Mac OS X, OpenBSD, Gentoo и MySQL, LDAP.

    Язык Puppet

    Чтобы идти дальше, поначалу следует разобраться с основными элементами и возможностями языка. Язык это одна из сильных сторон Puppet. С его помощью описываются ресурсы которыми администратор планирует управлять и деяния.

    В отличие от большинства похожих решений, в Puppet язык позволяет упростить обращение ко всем схожим ресурсам на хоть какой системе в гетерогенной среде. Описание ресурса, обычно, состоит из наименования, типа и атрибутов. Например укажем на файл /etc/passwd и установим его атрибуты:

    file { «/etc/passwd»:

    owner => root,

    group => root,

    На данный момент клиенты, подключившись к серверу скопируют файл /etc/passwd и установят обозначенные аттрибуты. В одном правиле можно определять слету несколько ресурсов, разделяя их с помощью точки с запятой.

    А что делать если конфигурационный файл используемый на сервере отличается от клиентских или вообще не употребляется? Например такая ситуация может показаться при настройках VPN соединений. В этом случае следует на файл можно указать директивой source.

    Здесь два варианта, как обычно указать путь к другому файлу, также поддерживается два URI протокола: file и puppet. В первом случае употребляется ссылка на внешний NFS сервер, во втором варианте на сервере Puppet, запускается NFS похожий сервис, который и экспортирует ресурсы.

    В последнем случае по умолчанию путь указывается относительно корневого каталога puppet - /etc/puppet. Другими словами ссылка puppet://server.domain.com/config/sshd_config будет соответствовать файлу /etc/puppet/config/sshd_config.

    Переопределить этот каталог, можно с помощью директивы filebucket, хотя более правильно использовать одноименную секцию в файле /etc/puppet/fileserver.conf. В этом случае можно ограничить доступ к сервису только с определенных адресов. Например опишем секцию config.

    path /var/puppet/config

    allow *.domain.com

    allow 192.168.0.*

    allow 192.168.1.0/24

    deny *.wireless.domain.com

    А позже обращаемся к этой секции при описании ресурса.

    source => «puppet://server.domain.com/config/sshd_config»

    Перед двоеточием располагается название ресурса. В самых обыденных случаях в качестве имени можно просто указатьлучше использовать псевдоним или переменные. Псевдоним устанавливается с помощью директивы alias. полный путь к файлу. В более сложных конфигурациях

    file { «/etc/passwd»:

    alias => passwd

    Другой вариант сотворения псевдонима, прекрасно подходит в данном случае, когда приходится иметь дело с разными операционными системами. Например, создадим ресурс описывающий файл sshd_config:

    file { sshdconfig:

    name => $operatingsystem ? {

    solaris => «/usr/local/etc/ssh/sshd_config»,

    default => «/etc/ssh/sshd_config»

    В этом примере мы столкнулись с возможностью выбора. Раздельно указан файл для Solaris, для всех других будет избран файл /etc/ssh/sshd_config. На данный момент к этому ресурсу можно обращаться как к sshdconfig, зависимо от операционной системы будет избран подходящий путь.

    Например укажем, что в случае если бес sshd запущен и получен новый файл, следует перезапустить сервис.

    ensure => true,

    subscribe => File

    Переменные часто используются при работе с пользовательскими данными. Например описываем месторасположение домашнних каталогов юзеров:

    $homeroot = «/home»

    На данный момент к файлам определенного пользователя можно обратиться как

    ${homeroot}/$name

    В параметр $name будет подставлено учетное имя пользователя. В некоторых случаях комфортабельно отыскать значение по умолчанию для некоторого типа. Например для типа exec очень часто указывают сборники в каких он должен отыскивать исполняемый файл:

    Exec { path => «/usr/bin:/bin:/usr/sbin:/sbin» }

    В том случе если нужно указать на несколько вложенных файлов и каталогов, можно использовать параметр recurse.

    file { «/etc/apache2/conf.d»:

    source => «puppet:// puppet://server.domain.com/config/apache/conf.d»,

    recurse => «true»

    Несколько ресурсов могут быть объеденены в классы или определения. Классы являются законченным описанием системы или сервиса и употребляются обособленно.

    «/etc/passwd»: owner => root, group => root, mode => 644;

    «/etc/shadow»: owner => root, group => root, mode => 440

    Как и в объектно-ориентированных языках классы могут переопределяться. Например в FreeBSD группой-владельцем этих файлов является wheel. Поэтому чтобы не переписывать ресурс полностью, создадим новый класс freebsd, который будет наследовать класс linux:

    class freebsd inherits linux {

    File["/etc/passwd"] { group => wheel };

    File["/etc/shadow"] { group => wheel }

    Для удобства все классы можно вынести в отдельный файл, который подключать директивой include. Определения могут принимать многочисленные свойства в качестве аргументов, но не поддерживают наследования и употребляются в данном случае если нужно описать не один раз используемые объекты. Например определим домашний каталог юзеров и команды нужные для сотворения новой учетной записи.

    define user_homedir ($group, $fullname, $ingroups) {

    user { «$name»:

    ensure => present,

    comment => «$fullname»,

    gid => «$group»,

    groups => $ingroups,

    membership => minimum,

    shell => «/bin/bash»,

    home => «/home/$name»,

    require => Group[$group],

    exec { «$name homedir»:

    command => «/bin/cp -R /etc/skel /home/$name; /bin/chown -R $name:$group /home/$name»,



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: