Национальные интересы рф в информационной сфере. Состояние защищенности национальных интересов страны в информационной сфере от внутренних и внешних угроз называется
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной
инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.
Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ. Национальная безопасность РФ существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
На основе национальных интересов РФ в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.
Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов РФ в информационной сфере.
Первая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Вторая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.
Третья составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.
В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.
Четвертая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Еще по теме 2. Национальные интересы РФ в информационной сфере и их обеспечение:
- 12.5. Право и законодательство в сфере обеспечения информационной безопасности и их место в системе российского права и законодательства России
- 12.1. Понятие, предмет информационной безопасности и ее место в системе обеспечения национальной безопасности
- 2.2. Обеспечение информационного взаимодействия человека и информационной среды
- Завидов Б.Д.. Правовое регулирование проблем обеспечения обязательств в предпринимательской сфере (Краткий аналитический комментарий: исполнение, обеспечение, ответственность за нарушение), 2003
- 4. Государственная политика в сфере информационной безопасности
- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Образовательное право -
Концептуальные и научно-методологические основы информационной безопасности еще только начинают разрабатываться. Первоочередной задачей при создании теории информационной безопасности следует считать формирование понятийного аппарата. Базовыми понятиями являются информационная опасность, информационная угроза и информационная безопасность.
Информационная опасность определяется двояко:
Как состояние окружающей среды или объекта, в котором существует возможность причинить им существенный ущерб или вред путем оказания воздействия на информационную сферу объекта;
Как свойство объекта, характеризующееся способностью наносить существенный ущерб другому объекту путем оказания воздействия на его информационную сферу.
В соответствии с этим информационная безопасность – это:
состояние объекта, когда ему путем воздействия на его информационную сферу не может быть нанесен существенный ущерб или вред;
Свойство объекта, характеризующее его способность не наносить существенного ущерба какому-либо объекту путем оказания воздействия на информационную сферу этого объекта.
Информационная угроза – угроза объекту путем оказания воздействия на его информационную сферу:
Намерение нанести (причинить) объекту существенный ущерб путем оказания воздействия на его информационную сферу;
Информационная опасность, реализация которой становится весьма вероятной;
Фактор или совокупность факторов, создающих информационную опасность объекту; такими факторами могут быть действия, поведение объектов, природные явления и т. д.
Все вышесказанное позволяет сформулировать понятие информационной безопасности Российской Федерации как такое состояние страны, в котором гражданам, объединениям и общественным группам граждан, обществу и государству не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на ее информационную сферу.
Основными объектами информационной безопасности являются личность (ее права и свободы), общество (его материальные и духовные ценности) и государство (его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, экономика, военное дело и т. д.).
Личность – базовый элемент, ячейка общества. Без личности нет общества, но и личность вне общества существовать не может. Государство обеспечивает условия существования и личности, и общества. Государства, которые не нужны ни личности, ни обществу, не могут существовать долго и исчезают с исторической арены. Баланс взаимоотношений между личностью, обществом и государством выступает главным условием их устойчивого развития.
Информационная безопасность личности – это состояние человека, в котором его личности не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на окружающее информационное пространство.
В процессе информатизации человек стал информационно «прозрачен». При наличии желания и средств любая имеющаяся информация о конкретной личности может стать доступной и быть использована в своих целях другой личностью, группой лиц, общественной группой и государством. Только незначительная часть населения способна предотвратить нежелательный доступ к своей информации. Большинство людей такой возможности не имеют и остаются беззащитными в этом плане.
Информационная безопасность общества – это состояние общества, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем воздействия на его информационную сферу. В ее основе – безопасность индивидуального, группового и массового сознания граждан при наличии информационных угроз, к которым в первую очередь следует отнести информационно-психологическое воздействие. Действие этих угроз может вызывать психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, искажение нравственных критериев и норм, морально-политическую дезориентацию и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей. В результате таких воздействий возможны глубокие трансформации индивидуального, группового и массового сознания, негативные изменения морально-политического и социально-психологического климата в обществе.
Информационная безопасность государства – это состояние государства, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на его информационную сферу. Обеспечение информационной безопасности государства неразрывно связано с обеспечением национальной безопасности.
2. Информационные войны и информационный терроризм
Проблемы информационной безопасности государства достаточно полно освещены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации. Остановимся на двух из них: проблеме информационных войн и информационного терроризма.
Информационная война – это действия, предпринимаемые для достижения информационного превосходства путем нанесения ущерба информационной сфере противника и обеспечения собственной информационной безопасности.
Информационные войны ведутся с помощью информационного оружия, применение которого по эффективности сравнимо с действием оружия массового поражения. Идея использования и материальные основы современного информационного оружия формировались по мере развития информатизации. Компьютеризация различных сфер общественной жизни, развитие телекоммуникационных и информационных сетей, создание баз и банков данных, широкое внедрение новейших информационных технологий и превращение профессии программиста в престижную и массовую специальность создали базовые научные, технологические и экономические предпосылки для возникновения и совершенствования нового типа информационного оружия и в то же время сделали объекты управления и связи, энергетики и транспорта, банковскую систему весьма уязвимыми по отношению к информационному воздействию.
Информационное оружие представляет собой совокупность средств, методов и технологий, обеспечивающих возможность силового воздействия на информационную сферу противника с целью разрушения его информационной инфраструктуры, систем управления государством, снижения обороноспособности.
Универсальность, скрытность, широта воздействий, выбора места и времени применения, эффективность и отсутствие правовых ограничений на использование делают информационное оружие чрезвычайно опасным средством вооруженной борьбы. Оно может применяться и в мирное время. Более того, злонамеренные воздействия на техническую систему, в том числе и военно-техническую, могут быть оказаны уже на этапе ее проектирования и создания за счет преднамеренного внесения специальных дефектов диверсионного типа (программных закладок) в программное обеспечение системы. Сложность современных программных средств практически не позволяет выявить подобные закладки.
Театром военных действий при ведении информационных войн является все мировое информационное пространство, а разрушительная мощь информационного оружия в процессе дальнейшей информатизации будет только усиливаться. Информационные войны, особенно в условиях существования почти монопольного положения в информационной сфере небольшого количества стран, способны вызвать национальные, региональные и даже мировые информационные катастрофы, разрушительные последствия которых для мировой цивилизации будут не менее губительны, чем последствия ядерных катастроф. Угроза информационной войны в глобальном контексте есть фактор скрытого военно-политического давления и запугивания, фактор, способный нарушить стратегический паритет, подорвать сложившееся равновесие на мировой политической арене.
Действия отдельных лиц или групп, направленные на нанесение ущерба информационной сфере или ее использование в корыстных целях, называются информационным криминалом. Как правило, это разовые преступления против конкретного объекта информационного пространства.
Информационный терроризм – это особая форма насилия, представляющая собой сознательное и целенаправленное информационное воздействие или угрозу применения такого воздействия для принуждения правительства к реализации политических, экономических, религиозных и иных целей террористической организацией или отдельными террористами, сопровождаемое эмоциональным воздействием на общество для возбуждения в нем страха, панических настроений, потери доверия к власти и создания политической нестабильности.
Информационный терроризм при сходстве с информационными войной и криминалом по форме и методам отличается от них целями и тактикой. Главное в тактике информационного терроризма состоит в том, чтобы террористический акт имел опасные последствия, стал широко известен населению и получил широкий общественный резонанс. Как правило, требования террористов сопровождаются угрозой повторения террористического акта без указания конкретного объекта действия.
Угроза информационного терроризма стала важным геополитическим фактором, и борьба с ней требует объединения усилий всех государственных институтов, а также активизации международного сотрудничества в этой области.
3. Угрозы информационной безопасности России
Следует отметить, что, хотя порождаемые информатизацией проблемы информационной безопасности являются глобальными, для России они приобретают особую значимость в связи с ее геополитическим и экономическим положением.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г ., угрозы информационной безопасности страны по их общей направленности подразделяются на угрозы:
Конституционным правам и свободам человека и гражданина в области информационной деятельности;
Наряду с политической, экономической, военной, социальной и экологической безопасностью составной частью национальной безопасности Российской Федерации является информационная безопасность.
Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Информационная сфера представляет собой совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры объекта защиты.
Совокупность хранимой, обрабатываемой и передаваемой информации, используемой для обеспечения процессов управления, называют информационным ресурсом.
К информационным ресурсам относятся:
· информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса, содержащие сведения об основных направлениях развития вооружения, о научно-техническом и производственном потенциале, об объемах поставок и запасах стратегических видов сырья и материалов;
· информационное обеспечение систем управления и связи;
· информация о фундаментальных и прикладных НИР, имеющих государственное значение и др.
Информационная инфраструктура – это совокупность информационных подсистем, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации.
Информационная инфраструктура включает:
· информационную инфраструктуру центральных, местных органов государственного управления, научно-исследовательских учреждений;
· информационную инфраструктуру предприятий оборонного комплекса и научно-исследовательских учреждений, выполняющих государственные оборонные заказы либо занимающихся оборонной проблематикой;
· программно-технические средства автоматизированных и автоматических систем управления и связи.
Под угрозой безопасности информации понимается совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность, связанную с утечкой информации и (или) несанкционированными и (или) непреднамеренными воздействиями на нее. Угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние.
Внешними угрозами, представляющими наибольшую опасность для объектов обеспечения, являются:
· все виды разведывательной деятельности зарубежных государств;
· информационно-технические воздействия (в том числе радиоэлектронная борьба, проникновение в компьютерные сети);
· диверсионно-подрывная деятельность специальных служб иностранных государств, осуществляемая методами информационно-психологического воздействия;
· деятельность иностранных политических, экономических и военных структур, направленная против интересов Российской Федерации в сфере обороны.
К внутренним угрозам, которые будут представлять особую опасность в условиях обострения военно-политической обстановки, относятся:
· нарушение установленного регламента сбора, обработки, хранения и передачи информации, находящейся в штабах и учреждениях силовых структур Российской Федерации, на предприятиях оборонного комплекса;
· преднамеренные действия, а также ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;
· ненадежное функционирование информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;
· возможная информационно-пропагандистская деятельность, подрывающая престиж силовых структур Российской Федерации и их боеготовность;
· нерешенность вопросов защиты интеллектуальной собственности предприятий оборонного комплекса, приводящая к утечке за рубеж ценнейших государственных информационных ресурсов.
К угрозам безопасности уже развернутых и создаваемых информационных и телекоммуникационных средств и систем относятся:
· противоправные сбор и использование информации;
· нарушения технологии обработки информации;
· внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия;
· разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации;
· уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;
· воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации;
· компрометация ключей и средств криптографической защиты информации;
· утечка информации по техническим каналам;
· внедрение электронных устройств, предназначенных для перехвата информации, в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;
· уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации;
· перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации;
· использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры;
· несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных;
· нарушение законных ограничений на распространение информации.
Основными направлениями совершенствования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:
· систематическое выявление угроз и их источников, структуризация целей обеспечения информационной безопасности и определение соответствующих практических задач;
· проведение сертификации общего и специального программного обеспечения, пакетов прикладных программ и средств защиты информации в существующих и создаваемых автоматизированных системах управления и связи, имеющих в своем составе элементы вычислительной техники;
· постоянное совершенствование средств защиты информации, развитие защищенных систем связи и управления, повышение надежности специального программного обеспечения;
· совершенствование структуры функциональных органов системы, координация их взаимодействия.
Оценка состояния информационной безопасности базируется на анализе источников угроз (потенциальной возможности нарушения защиты).
Деятельность, направленную на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на нее, называют защитой информации. Объектом защиты является информация или носитель информации, или информационный процесс, которые нужно защищать.
Защита информации организуется по трем направлениям: от утечки, от несанкционированного воздействия и от непреднамеренного воздействия (см. рис. 4.1).
Первое направление – защита информации от утечки – деятельность, направленная на предотвращение неконтролируемого распространения защищаемой информации в результате ее разглашения, несанкционированного доступа к информации и получения защищаемой информации разведками.
Защита информации от разглашения направлена на предотвращение несанкционированного доведения ее до потребителя, не имеющего права доступа к этой информации.
Защита информации от несанкционированного доступа направлена на предотвращение получения информации заинтересованным субъектом с нарушением установленных правовыми документами или собственником, владельцем информации прав или правил доступа к защищаемой информации. Заинтересованным субъектом, осуществляющим несанкционированный доступ к защищаемой информации, может быть: государство; юридическое лицо; группа физических лиц, в том числе общественная организация; отдельное физическое лицо.
Защита информации от технической разведки направлена на предотвращение получения информации разведкой с помощью технических средств.
Второе направление – защита информации от несанкционированного воздействия – деятельность, направленная на предотвращение воздействия на защищаемую информацию с нарушением установленных прав и (или) правил на изменение информации, приводящего к ее искажению, уничтожению, блокированию доступа к информации, а также к утрате, уничтожению или сбою функционирования носителя информации.
Третье направление – защита информации от непреднамеренного воздействия – деятельность, направленная на предотвращение воздействия на защищаемую информацию ошибок ее пользователя, сбоя технических и программных средств информационных систем, природных явлений или иных мероприятий, приводящих к искажению, уничтожению, копированию, блокированию доступа к информации, а также к утрате уничтожению или сбою функционирования носителя информации.
Организовать защиту информации – значит создать систему защиты информации, а также разработать мероприятия по защите и контролю эффективности защитыинформации (см. рис. 4.2).
Рис. 4.2. Основная схема защиты информации
Вариант 13
1. Область научных знаний, охватывающая теорию и практику защиты человека от опасных и чрезвычайных ситуаций называется …
1. охраной труда
2. рискологией
3. безопасностью жизнедеятельности
4. охраной окружающей среды
2. Учебный курс «Безопасность жизнедеятельности» впервые был введен в высшие учебные заведения в _____ году
3. К прогнозируемым относятся чрезвычайные ситуации…... характера
1- природного, техногенного
2- социального, экологического
3-техногенного
4-местного
4. Взрывной и стремительный характер носят чрезвычайные ситуации происхождения…
1-биологического
2-экологического
3-природного
5. Метрополитен относится к виду транспорта …..
1-пригородному
2-железнодорожному
3-подземному
4-городскому
6. Система противоэпидемических и режимных мероприятий, направленных на полную изоляцию очага заражения от окружающего населения и ликвидацию инфекционных заболеваний в нем называется …
1- вынужденными санитарными мерами
2-карантином
3-профилактическими санитарными мерами
4-предупредительными санитарными мерами
Продолжение варианта 13
7. Источником финансирования охраны труда на предприятии являются …
1-ассигнования бюджета, внебюджетные средства предприятия
2-денежные вклады работников предприятий
3-пенсионный и социальный фонды
8. Безопасность труда, техника безопасности, охрана труда, производственная санитария ‑ это …
1- мероприятия на производстве
2- методы для обеспечения безопасного взаимодействия со средой обитания
3-технические средства
4-определенные правила безопасного поведения на производстве
Ожоги отдельных участков тела, нагрев кровеносных сосудов, нервов, крови является результатом ________ действия тока
1- биологического
2-электролитического
3- термического
4-механического
10.К важнейшим физиологическим процессам в организме человека, на которые непосредственное воздействие оказывает микроклимат, относится …
1- саморегуляция
2- терморегуляция
3-гетерохрония
4-обмен веществ
11.Одним из направлений использования современных взрывчатых средств поражения является нанесение ударов по …
1-городам и населенным пунктам
2-стратегическим
3-природным объектам
4-растениеводству и животноводству противника
12.Наука о жертвах преступления называется …
1- криминалистикой
2- виктимологией
3-юриспруденцией
4-психологией
Продолжение варианта 13
13.Президент РФ, правительство РФ, Совет Безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ являются …
1- судебными органами Российской Федерации
2-объектами обеспечения национальной безопасности РФ
3-законодательными органами Российской Федерации
4- субъектами обеспечения национальной безопасности РФ
14.Нарушение общественной безопасности, устрашение населения, воздействие на органы власти, посягательство на жизнь государственных или общественных деятелей и другие преступления, создающие угрозу государственному и общественному строю страны, осложнения ее международных отношений, называется …
1- экстремизмом
2-фашизмом
3- терроризмом
4-сепаратизмом
15.Гражданской обороной называют систему …
1- обороны от терроризма и бандитизма силами мирных граждан
2-оборонных и организационных мероприятий, осуществляемых в целях защиты гражданского населения в чрезвычайных ситуациях
3-мероприятий, направленных на сохранение, бережное использование и воспроизводство природных ресурсов
4-оборонных заказов, которые выполняются на гражданских предприятиях и военно–промышленных комплексах
16.Средства индивидуальной защиты предохраняют человека от …
1-попадания на кожные покровы радиоактивных, отравляющих веществ
2-попадания внутрь организма зараженного воздуха
3-бытовых травм
4-кровососущих насекомых
17.Желудочно-кишечные явления (понос, рвота, повышение температуры, озноб, тошнота, головная боль) являются признаками….
1-ангины
2-гриппа
3-отравления
4-гепатита
Период от момента заражения до появления первых симптомов болезни, называется _______ инфекционного заболевания.
1-начальным периодом
2-инкубационным периодом
3-периодом основных проявлений
4-периодом угасания
Программированный контроль по БЖД
Вариант 14
1.К основным задачам «Безопасности жизнедеятельности» как учебной дисциплины относятся …
1-идентификация негативных воздействий, защита от опасностей, ликвидация последствий, создание комфортного состояния среды обитания человека
2-обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению
3-разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время
4-оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий
2.Объектами исследования в теории безопасности являются …
1-человек и техносфера
2- человек и биосфера
3- человек и окружающая его среда
4-биосфера, техносфера и природная среда
Авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции, по масштабу распространения относится к _______ чрезвычайным ситуациям
1-глобальным
2-объектовым
3-национальным
4-локальным
4.Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы называется…
1-чрезвычайной ситуацией
2-крупной аварией
3-экстремальной ситуацией
4-катастрофой
5.Происшествие, повлекшее за собой гибель или телесные повреждения людей, либо повреждения транспортных средств, сооружений и грузов, называется …
1-транспортной аварией
2-крушением
3-трагедией
4-печальным событием
Продолжение варианта 14
6 .К вирусным заболеваниям относятся …
1-энцефалопатия, панкреатит
2-гепатит, энцефалит
3-цирроз, колит
4-туберкулез, дизентерия
7 .Целевые ассигнования правительства, суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда, отчисления из фонда государственного социального страхования РФ, добровольные отчисления и поступления идут в _______ фонд
1-федеральный
2-территориальный
3-социальный
4-региональный
8.Система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов, называется …
1-Законодательным актом
2-охраной труда
3-промышленной экологией
4-производственной санитарией
9.Уровень светового ощущения, величина, которую непосредственно воспринимает глаз человека, называется …
1-яркостью
2-освещенностью
3-блескостью
4-контрастностью
Разложение крови и других органических жидкостей организма, а также значительные нарушения их физико-химического состава является результатом ________ действия тока
1-электролитического
2-термического
3-биологического
4-механического
К современным видам оружия, основанным на новых физических принципах, относится _______ оружие
1-зажигательное
2-психотропное
3-биотехнологическое
4-фугасное
Продолжение варианта 14
Состояние защищенности национальных интересов страны в информационной сфере от внутренних и внешних угроз называется
1-защитой информации
2-информационной безопасностью
3-безопасностью данных
4-защищенностью информации
13.Национальные интересы Российской Федерации носят …
1-долгосрочный характер
2-кратковременный характер
3-абсолютный характер
4-относительный характер
14.Защита культурного наследия, исторических традиций, сохранение культурного достояния народов Российской Федерации, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения определяется как …
1-обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
2-сохранение национальной целостности Российской Федерации
3-сохранение политической и экономической независимости
4-повышение уровня политического и экономического руководства всех ветвей федеральной и региональной власти
15.Гражданская Оборона в нашей стране была создана в …….. году
16.Убежища представляют собой …
1-оборудованные помещения в заглубленной части зданий
2-недостроенные промышленные объекты
3-помещения в жилых домах
4-подвалы в жилых помещениях
17.К основным путям проникновения микробов в организм относятся …
1-органы дыхания, пищеварительный тракт, кожа
2-гуморальная и нервная системы, лимфа
3-мочеполовая, сердечно-сосудистая системы, кровь
4-органы дыхания, мочеполовая система, лимфа
8.Для остановки артериального кровотечения требуется наложение …
1-жгута выше места кровотечения
2-давящей стерильной повязки
3-жгута в месте кровотечения
4-не давящей стерильной повязки