Для чего используются шаблони. Шаблоны: технология производства и сфера использования. Область применения шаблонов

- (нем. schablon, от фр. chantilion образец). Вырезной образец узора, по которому рисуют, вырезывают или вылепляют архитектурные украшения и проч. работы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ШАБЛОН 1)… … Словарь иностранных слов русского языка

См. привычка... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. шаблон образец, трафарет, модель, маска, лекало, штамп, стандарт; обычай, привычка; трюизм, половой акт, казенщина, общее… … Словарь синонимов

шаблон - а, м. échantillon m. > гол. schampelioen> нем. Schablone образец. 1. Приспособление в виде лекала, патрона и т. д., по которому изготовляют одинаковые изделия. БАС 1. Деки <скрипок> вырезываются из толстой доски по шаблону. Куст. пром … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Муж., франц. трафаретка, патрон, лекало или кружало: вырезной образец узора и вообще гнутых обводов. Шаблончик на карниз. Шаблон, для кладки свода, для шахтной или иной печи. Отливка вещей по шаблону. Шаблонный чертеж, лекальный, во всю величину… … Толковый словарь Даля

В информатике формализованный кадр изображения, выводимый на экран дисплея и содержащий тексты запросов к пользователю и специальные поля, предназначенные для занесения туда ответов пользователя (текстов или чисел). См. также: Диалоговые режимы… … Финансовый словарь

шаблон - ШАБЛОН, а, м. Половой акт в традиционной позе. шаблон гнать … Словарь русского арго

шаблон - ШАБЛОН, стандарт, трафарет, штамп … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

- (от нем. Schablone образец модель),..1) пластина с вырезами, очертания которых соответствуют контуру изделия и т. п2)] Чертеж детали (архитектурной, строительной), выполненный в натуральную величину3) В переносном смысле образец, штамп, которому… … Большой Энциклопедический словарь

- (лекало), форма (матрица) или образец для изготовления определенного количества точных копий объекта. Обычно вырезается из тонких пластин (листов) металла, дерева или бумаги … Научно-технический энциклопедический словарь

ШАБЛОН, шаблона, муж. (нем. Schablone). 1. Пластина с профилем, контуром предмета или иное приспособление, являющееся образцом при изготовлении изделий (тех.). 2. перен. Готовый образец, которому слепо подражают; избитая форма выражения мысли… … Толковый словарь Ушакова

ШАБЛОН, а, муж. 1. Пластина с вырезами, по контуру к рых изготовляются чертежи или какие н. изделия, лекало (во 2 знач.) (спец.). Чертить, кроить по шаблону. 2. перен. Общеизвестный, избитый образец, трафарет (в 3 знач.), к рому подражают.… … Толковый словарь Ожегова

Шаблон - это документ, используемый в качестве образца для создания новых документов. Шаблоны используются для унификации структуры и внешнего вида документов. Шаблон определяет основную структуру документа и содержит настройки документа, такие как элементы списков автотекста и автозамены, макросы, панели инструментов, пользовательские меню и сочетания клавиш, форматирование и стили.

Все новые документы в Microsoft Word создаются на основе шаблонов. По умолчанию при создании нового документа выбирается шаблон Обычный на вкладке Общие . В комплект поставки Word входят десятки шаблонов, которые могут быть использованы для создания документов различных типов.

После запуска Microsoft Word в окне приложения открывается пустой документ, который называется Документ 1. Этот документ основан на шаблоне Обычный (Normal.dot), а текст вводится в стиле Обычный, в котором установлены следующие параметры форматирования: гарнитура шрифта - Times New Roman, кегль (размер шрифта) - 12 пунктов, выравнивание по левому краю, межстрочный интервал - одинарный.

Программа MS Word использует по умолчанию шаблон Normal.dot. Этот шаблон находится в папке C:\Documents and Settings\Irina\Application Data\Microsoft\Шаблоны, где Irina – это Имя пользователя (учетная запись пользователя).

Шаблон может содержать текст и графику, предназначенную для вставки во все созданные на его основе документы.

Если хотите посмотреть, какие готовые шаблоны есть в MS Word, то нужно выполнить команду:

1. Файл – Открыть

2. Справа в открывшемся окне выбрать пункт На моем компьютере в категории Шаблоны.

3. В результате откроется окно шаблонов.

Рисунок 30. Окно шаблонов

Основные виды шаблонов:

Ø общие или глобальные шаблоны (global templates);

Ø шаблоны документов (установленные и пользовательские) или локальные templates.

В приложении Word 2007 используются шаблоны с расширениями:

§.dotm (может содержать макросы или программы), где буква "m" обозначает макрос;

§.dotx (без макросов и программ), где "x" - основанный на XML (Extensible Markup Language).

Общий или глобальный template - это template, загруженный в Microsoft Word в окне "Шаблоны и надстройки", которое открывается командой Разработчик/Шаблон документа. Хранящиеся в общем шаблоне все макросы, элементы списка автотекста, стили, сочетания клавиш, доступны для любого открытого документа, даже если этот Document основан на другом шаблоне.

Любой Document может обратиться к любому компоненту любого шаблона, если этот template загружен пользователем как общий. Но общий template остается загруженным только на время текущего сеанса, а при выходе из приложения Word 2007 и повторном его запуске необходимо перезагрузить вручную. Такие общие templates являются сеансовыми, а не постоянными.


Для автоматической загрузки общего шаблона необходимо поместить его ярлык в папку Startup папки Word, например, C:\Documents and Settings\Админ\Application Data\Microsoft\Word\STARTUP. В этом случае общий template будет постоянным.

Template Normal.dotm (файлы с расширением.dotm позволяют выполнять макросы в файлах) разработан специально для использования в качестве общего или глобального шаблона приложения, который автоматически загружается каждый раз при запуске Word 2007, т.е. является постоянным. Глобальный (общий) template, который называется "Новый Document" и хранится в файле Normal.dotm, является базовым шаблоном. Normal.dotm - это универсальный template для любых типов документов, он всегда загружается и всегда присоединен к открытым документам.

Этот базовый template можно считать своего рода пустым документом (т.е. без содержимого) с заданными свойствами, на основе которого строятся новые Documents или создаются новые templates. Normal.dotm изменять нельзя, так как на нем основаны все документы и все шаблоны документов Word 2007.

Normal.dotm может храниться в каталогах: C:\Documents and Settings\Админ\Application Data\Microsoft\Templates (для ОС Windows XP) или C:\Users\Админ\App Data\Roaming\Microsoft\Templates (для ОС Windows 7). Там же хранятся и пользовательские templates, т.е. созданные пользователем самостоятельно, например My_template.dotm, который является резервной копией Normal.dotm, или Template_document.dotx и Template_document.dot и т.д.

Templates документов - это templates типовых документов с расширением.dotx, которые не содержат макросов и программ (файлы с расширением.dotx и.docx не поддерживают макросы, а значит не подвергаются заражению макровирусами). В Word 2007 набор шаблонов типовых документов называется "Установленные шаблоны". "Установленные шаблоны" устанавливаются при инсталляции Microsoft Office System 2007. Templates документа, например, Стандартный факс, Стандартное письмо, в диалоговом окне "Создание документа", содержат настройки, доступные только для документов, основанных на этом шаблоне.

При создании письма на основе шаблона "Стандартное письмо" могут использоваться как настройки локального шаблона "Стандартное письмо", так и настройки общих шаблонов, но высший приоритет имеет локальный. Кроме того, к документу, созданному на основе какого-либо шаблона, можно присоединить template другого документа. Для этого в окне диалога "Шаблоны и надстройки" надо щелкнуть на кнопке присоединить и выбрать требуемый template.

Установленные шаблоны типовых документов (с расширением.dotx) хранятся в директориях:

§C:\Program Files\Microsoft Office\Templates\1033 - на английском языке;

§C:\Program Files\Microsoft Office\Templates\1049 - на русском языке.

Кроме того, в Word 2007 можно использовать "пользовательские templates", которые отображаются в окне диалога "Создать" на вкладке "Мои шаблоны" (Рис. 2.1.2.1). Шаблоны пользователя - это шаблоны типовых документов, которые пользователь самостоятельно создает и хранит на ПК. Пользовательские шаблоны можно создать на основе шаблонов (глобальных и локальных) или из существующих документов.

Рисунок 31. Окно "Мои шаблоны"

Для создания документа или пользовательского шаблона, необходимо щелкнуть мышью на кнопке "Office" и выбрать команду Создать. Откроется окно диалога "Создание документа", в левой части которого отображены группы шаблонов.

Рисунок 32. Окно "Создание документа"

В группе "Пустые и последние" отображаются пустые шаблоны "Новый документ" (Normal.dotm) и "Новая запись блога". На основе шаблона "Новый документ" можно создать новый Document или пользовательский шаблон. Чтобы начать работу с блогами на базе шаблона "Новая запись блога", необходимо зарегистрировать учетную запись блога. При использовании группы "Установленные шаблоны" для создания документа или пользовательского шаблона открывается набор (коллекция эскизов) шаблонов типовых документов.

В случае применения группы "Мои шаблоны" для создания документа или пользовательского шаблона открывается окно Создать (Рис. 2.1.2.1), в котором можно выбрать пустой "Новый документ" (Normal.dotm) или "пользовательские templates".

При создании документа или пользовательского шаблона на основе группы "Из существующего документа" открывается окно "Создание из имеющегося документа", в котором требуется выбрать соответствующий Document для образца; Раздел Microsoft Office Online. При наличии доступа в Интернет можно загрузить дополнительные шаблоны с web-узла Microsoft Office Online для создания документа или пользовательского шаблона.

При создании пользовательских шаблонов целесообразно сохранять их в папке Надежные шаблоны (Templates) в формате dotx.

Форма

Форма - это документ с незаполненными областями, в которые вводятся данные. Формы напоминают обыкновенные бумажные бланки. На любом бланке, кроме постоянного текста есть пустые графы, куда нужно вписывать конкретные сведения. Подобные графы - поля предусмотрены и в электронных формах: текстовое поле, поле-флажок, поле-список.

Чтобы создать форму в приложении Microsoft Word, можно воспользоваться шаблоном, добавив в него элементы управления содержимым, в том числе флажки, текстовые поля, элементы управления "выбор даты" и раскрывающиеся списки. Затем другие пользователи смогут заполнить эту форму в приложении Word на своих компьютерах. В расширенном сценарии любые элементы управления содержимым, добавляемые в форму, также могут быть связаны с данными.

Форму можно создать на основе шаблона. На сайте Office.com доступны разнообразные шаблоны форм.

Примечание . Форму с элементами управления содержимым можно распечатать, однако поля вокруг них напечатаны не будут.

Основные преимущества электронных форм в том, что они сокращают время работы с документами, находятся в безопасном месте и не занимают много памяти.

Шаблоны проектирования - это руководства по решению повторяющихся проблем. Это не классы, пакеты или библиотеки, которые можно было бы подключить к вашему приложению и сидеть в ожидании чуда. Они скорее являются методиками, как решать определенные проблемы в определенных ситуациях.

Порождающие шаблоны - шаблоны проектирования, которые абстрагируют процесс инстанцирования. Они позволяют сделать систему независимой от способа создания, композиции и представления объектов. Шаблон, порождающий классы, использует наследование, чтобы изменять наследуемый класс, а шаблон, порождающий объекты, делегирует инстанцирование другому объекту.

Существуют следующие порождающие шаблоны:

Простая фабрика (Simple Factory)

В объектно-ориентированном программировании (ООП), фабрика - это объект для создания других объектов. Формально фабрика - это функция или метод, который возвращает объекты изменяющегося прототипа или класса из некоторого вызова метода, который считается «новым».

Пример из жизни: Представьте, что вам надо построить дом, и вам нужны двери. Было бы глупо каждый раз, когда вам нужны двери, надевать вашу столярную форму и начинать делать дверь. Вместо этого вы делаете её на фабрике.

Простыми словами: Простая фабрика генерирует экземпляр для клиента, не раскрывая никакой логики.

Перейдем к коду. У нас есть интерфейс Door и его реализация:

Interface Door { public function getWidth(): float; public function getHeight(): float; } class WoodenDoor implements Door { protected $width; protected $height; public function __construct(float $width, float $height) { $this->width = $width; $this->height = $height; } public function getWidth(): float { return $this->width; } public function getHeight(): float { return $this->height; } }

Затем у нас есть наша DoorFactory , которая делает дверь и возвращает её:

Class DoorFactory { public static function makeDoor($width, $height): Door { return new WoodenDoor($width, $height); } }

И затем мы можем использовать всё это:

$door = DoorFactory::makeDoor(100, 200); echo "Width: " . $door->getWidth(); echo "Height: " . $door->getHeight();

Когда использовать: Когда создание объекта - это не просто несколько присвоений, а какая-то логика, тогда имеет смысл создать отдельную фабрику вместо повторения одного и того же кода повсюду.

Фабричный метод (Fabric Method)

Фабричный метод - порождающий шаблон проектирования, предоставляющий подклассам интерфейс для создания экземпляров некоторого класса. В момент создания наследники могут определить, какой класс создавать. Иными словами, данный шаблон делегирует создание объектов наследникам родительского класса. Это позволяет использовать в коде программы не специфические классы, а манипулировать абстрактными объектами на более высоком уровне.

Пример из жизни: Рассмотрим пример с менеджером по найму. Невозможно одному человеку провести собеседования со всеми кандидатами на все вакансии. В зависимости от вакансии он должен распределить этапы собеседования между разными людьми.

Простыми словами: Менеджер предоставляет способ делегирования логики создания экземпляра дочерним классам.

Перейдём к коду. Рассмотрим приведенный выше пример про HR-менеджера. Изначально у нас есть интерфейс Interviewer и несколько реализаций для него:

Interface Interviewer { public function askQuestions(); } class Developer implements Interviewer { public function askQuestions() { echo "Спрашивает про шаблоны проектирования!"; } } class CommunityExecutive implements Interviewer { public function askQuestions() { echo "Спрашивает о работе с сообществом"; } }

Теперь создадим нашего HiringManager:

Abstract class HiringManager { // Фабричный метод abstract public function makeInterviewer(): Interviewer; public function takeInterview() { $interviewer = $this->makeInterviewer(); $interviewer->askQuestions(); } }

И теперь любой дочерний класс может расширять его и предоставлять необходимого интервьюера:

Class DevelopmentManager extends HiringManager { public function makeInterviewer(): Interviewer { return new Developer(); } } class MarketingManager extends HiringManager { public function makeInterviewer(): Interviewer { return new CommunityExecutive(); } }

Пример использования:

$devManager = new DevelopmentManager(); $devManager->takeInterview(); // Вывод: Спрашивает о шаблонах проектирования! $marketingManager = new MarketingManager(); $marketingManager->takeInterview(); // Вывод: Спрашивает о работе с сообществом

Когда использовать: Полезен, когда есть некоторая общая обработка в классе, но необходимый подкласс динамически определяется во время выполнения. Иными словами, когда клиент не знает, какой именно подкласс ему может понадобиться.

Абстрактная фабрика (Abstract Factory)

Абстрактная фабрика - порождающий шаблон проектирования, предоставляет интерфейс для создания семейств взаимосвязанных или взаимозависимых объектов, не специфицируя их конкретных классов. Шаблон реализуется созданием абстрактного класса Factory, который представляет собой интерфейс для создания компонентов системы (например, для оконного интерфейса он может создавать окна и кнопки). Затем пишутся классы, реализующие этот интерфейс.

Пример из жизни: Расширим наш пример про двери из простой фабрики. В зависимости от ваших нужд вам понадобится деревянная дверь из одного магазина, железная дверь - из другого или пластиковая - из третьего. Кроме того, вам понадобится соответствующий специалист: столяр для деревянной двери, сварщик для железной двери и так далее. Как вы можете заметить, тут есть зависимость между дверьми.

Простыми словами: Фабрика фабрик. Фабрика, которая группирует индивидуальные, но связанные/зависимые фабрики без указания их конкретных классов.

Обратимся к коду. Используем пример про двери. Сначала у нас есть интерфейс Door и несколько его реализаций:

Interface Door { public function getDescription(); } class WoodenDoor implements Door { public function getDescription() { echo "Я деревянная дверь"; } } class IronDoor implements Door { public function getDescription() { echo "Я железная дверь"; } }

Затем у нас есть несколько DoorFittingExpert для каждого типа дверей:

Interface DoorFittingExpert { public function getDescription(); } class Welder implements DoorFittingExpert { public function getDescription() { echo "Я работаю только с железными дверьми"; } } class Carpenter implements DoorFittingExpert { public function getDescription() { echo "Я работаю только с деревянными дверьми"; } }

Теперь у нас есть DoorFactory , которая позволит нам создать семейство связанных объектов. То есть фабрика деревянных дверей предоставит нам деревянную дверь и эксперта по деревянным дверям. Аналогично для железных дверей:

Interface DoorFactory { public function makeDoor(): Door; public function makeFittingExpert(): DoorFittingExpert; } // Деревянная фабрика вернет деревянную дверь и столяра class WoodenDoorFactory implements DoorFactory { public function makeDoor(): Door { return new WoodenDoor(); } public function makeFittingExpert(): DoorFittingExpert { return new Carpenter(); } } // Железная фабрика вернет железную дверь и сварщика class IronDoorFactory implements DoorFactory { public function makeDoor(): Door { return new IronDoor(); } public function makeFittingExpert(): DoorFittingExpert { return new Welder(); } }

Пример использования:

$woodenFactory = new WoodenDoorFactory(); $door = $woodenFactory->makeDoor(); $expert = $woodenFactory->makeFittingExpert(); $door->getDescription(); // Вывод: Я деревянная дверь $expert->getDescription(); // Вывод: Я работаю только с деревянными дверями // Аналогично для железной двери $ironFactory = new IronDoorFactory(); $door = $ironFactory->makeDoor(); $expert = $ironFactory->makeFittingExpert(); $door->getDescription(); // Вывод: Я железная дверь $expert->getDescription(); // Вывод: Я работаю только с железными дверями

Как вы можете заметить, фабрика деревянных дверей инкапсулирует столяра и деревянную дверь, а фабрика железных дверей инкапсулирует железную дверь и сварщика. Это позволило нам убедиться, что для каждой двери мы получим нужного нам эксперта.

Когда использовать: Когда есть взаимосвязанные зависимости с не очень простой логикой создания.

Строитель (Builder)

Строитель - порождающий шаблон проектирования, который предоставляет способ создания составного объекта. Предназначен для решения проблемы антипаттерна «Телескопический конструктор».

Пример из жизни: Представьте, что вы пришли в McDonalds и заказали конкретный продукт, например, БигМак, и вам готовят его без лишних вопросов. Это пример простой фабрики. Но есть случаи, когда логика создания может включать в себя больше шагов. Например, вы хотите индивидуальный сэндвич в Subway: у вас есть несколько вариантов того, как он будет сделан. Какой хлеб вы хотите? Какие соусы использовать? Какой сыр? В таких случаях на помощь приходит шаблон «Строитель».

Простыми словами: Шаблон позволяет вам создавать различные виды объекта, избегая засорения конструктора. Он полезен, когда может быть несколько видов объекта или когда необходимо множество шагов, связанных с его созданием.

Давайте я покажу на примере, что такое «Телескопический конструктор». Когда-то мы все видели конструктор вроде такого:

Public function __construct($size, $cheese = true, $pepperoni = true, $tomato = false, $lettuce = true) { }

Как вы можете заметить, количество параметров конструктора может резко увеличиться, и станет сложно понимать расположение параметров. Кроме того, этот список параметров будет продолжать расти, если вы захотите добавить новые варианты. Это и есть «Телескопический конструктор».

Перейдем к примеру в коде. Адекватной альтернативой будет использование шаблона «Строитель». Сначала у нас есть Burger , который мы хотим создать:

Class Burger { protected $size; protected $cheese = false; protected $pepperoni = false; protected $lettuce = false; protected $tomato = false; public function __construct(BurgerBuilder $builder) { $this->size = $builder->size; $this->cheese = $builder->cheese; $this->pepperoni = $builder->pepperoni; $this->lettuce = $builder->lettuce; $this->tomato = $builder->tomato; } }

Затем мы берём «Строителя»:

Class BurgerBuilder { public $size; public $cheese = false; public $pepperoni = false; public $lettuce = false; public $tomato = false; public function __construct(int $size) { $this->size = $size; } public function addPepperoni() { $this->pepperoni = true; return $this; } public function addLettuce() { $this->lettuce = true; return $this; } public function addCheese() { $this->cheese = true; return $this; } public function addTomato() { $this->tomato = true; return $this; } public function build(): Burger { return new Burger($this); } }

Пример использования:

$burger = (new BurgerBuilder(14)) ->addPepperoni() ->addLettuce() ->addTomato() ->build();

Когда использовать: Когда может быть несколько видов объекта и надо избежать «телескопического конструктора». Главное отличие от «фабрики» - это то, что она используется, когда создание занимает один шаг, а «строитель» применяется при множестве шагов.

Прототип (Prototype)

Задаёт виды создаваемых объектов с помощью экземпляра-прототипа и создаёт новые объекты путём копирования этого прототипа. Он позволяет уйти от реализации и позволяет следовать принципу «программирование через интерфейсы». В качестве возвращающего типа указывается интерфейс / абстрактный класс на вершине иерархии, а классы-наследники могут подставить туда наследника, реализующего этот тип.

Пример из жизни: Помните Долли? Овечка, которая была клонирована. Не будем углубляться, главное - это то, что здесь все вращается вокруг клонирования.

Простыми словами: Прототип создает объект, основанный на существующем объекте при помощи клонирования.

То есть он позволяет вам создавать копию существующего объекта и модернизировать его согласно вашим нуждам, вместо того, чтобы создавать объект заново.

Обратимся к коду. В PHP это может быть легко реализовано с использованием clone:

Class Sheep { protected $name; protected $category; public function __construct(string $name, string $category = "Горная овечка") { $this->name = $name; $this->category = $category; } public function setName(string $name) { $this->name = $name; } public function getName() { return $this->name; } public function setCategory(string $category) { $this->category = $category; } public function getCategory() { return $this->category; } }

Затем он может быть клонирован следующим образом:

$original = new Sheep("Джолли"); echo $original->getName(); // Джолли echo $original->getCategory(); // Горная овечка // Клонируем и модифицируем то что нужно $cloned = clone $original; $cloned->setName("Долли"); echo $cloned->getName(); // Долли echo $cloned->getCategory(); // Горная овечка

Также вы можете использовать волшебный метод __clone для изменения клонирующего поведения.

Когда использовать: Когда необходим объект, похожий на существующий объект, либо когда создание будет дороже клонирования.

Одиночка (Singleton)

Одиночка - порождающий шаблон проектирования, гарантирующий, что в однопроцессном приложении будет единственный экземпляр некоторого класса, и предоставляющий глобальную точку доступа к этому экземпляру.

Пример из жизни: В стране одновременно может быть только один президент. Один и тот же президент должен действовать, когда того требуют обстоятельства. Президент здесь является одиночкой.

Простыми словами: Обеспечивает тот факт, что создаваемый объект является единственным объектом своего класса.

Вообще шаблон одиночка признан антипаттерном, необходимо избегать его чрезмерного использования. Он необязательно плох и может иметь полезные применения, но использовать его надо с осторожностью, потому что он вводит глобальное состояние в ваше приложение и его изменение в одном месте может повлиять на другие части приложения, что вызовет трудности при отладке. Другой минус - это то, что он делает ваш код связанным.

Прим. перев. Подробнее о подводных камнях шаблона одиночка читайте в .

Перейдем к коду. Чтобы создать одиночку, сделайте конструктор приватным, отключите клонирование и расширение и создайте статическую переменную для хранения экземпляра:

Final class President { private static $instance; private function __construct() { // Прячем конструктор } public static function getInstance(): President { if (!self::$instance) { self::$instance = new self(); } return self::$instance; } private function __clone() { // Отключаем клонирование } private function __wakeup() { // Отключаем десериализацию } }

Пример использования:

$president1 = President::getInstance(); $president2 = President::getInstance(); var_dump($president1 === $president2); // true

В Wordсуществуют два типа шаблонов:

Общие (глобальные) шаблоны содержат установки, которые доступны всем документам. Примером общего шаблона для любого документа является стандартный шаблонНовый документ , который хранится в специальном файлеNormal . dot на системном диске по адресу:Documents and Settings Администратор Application Data Microsoft Шаблоны и загружается при выборе значкаНовый документ в диалоговом окнеСоздание документа . Наиболее часто используется шаблонОбычный , в котором определены некоторые стили и другие установки форматирования, но нет никакого текста.

Шаблоны документов , таких, как резюме, письма, отчеты, записки и т.п., являются специализированными программами и сохраняются как файлы на системном диске в папкеProgram Files Microsoft Office Templates (Шаблоны). Место расположения шаблонов может быть изменено по усмотрению пользователя.Для этого нужно ввести команду СЕРВИС Параметры и на вкладке Расположение внести необходимые изменения.

Некоторые из шаблонов являются Мастерами , т.е. представляют собой последовательность диалоговых окон, которые позволяют создавать документы в полуавтоматическом режиме (пользователь отвечает на вопросы, аWordна основе этих ответов конструирует документ). Файлы Мастеров имеют расширение *.wiz.

Создание шаблона

Пользователь имеет возможность создавать собственные шаблоны, например, титульные листы, бланки с логотипами, письма, резюме, заготовки договоров и приглашений и т.п. Для этого при создании файла с помощью команды Файл Создать в диалоговом окнеСоздание документа необходимо установить переключательШаблон . По умолчанию шаблону присваивается имяШаблон 1 ,Шаблон 2 и т.д. При сохранении шаблона (командаФайл Сохранить как ) его следует поместить в папкуProgram Files Microsoft Office Templates (Шаблоны). Можно в папкеШаблоны создать новую подпапку и поместить в нее собственный шаблон, а в окнеСоздание документа появится новая вкладка с именем этой подпапки.

Создание документа на основе созданного шаблона

На основе созданного шаблона можно создать документ, например курсовую работу.

Чтобы создать документ на основе ранее созданного шаблона:

    Выберите в WordкомандуФайл Создать . Появится диалоговое окноСоздание документа .

    В появившемся диалоговом окне Создание документа выберите переключательДокумент .

    Раскройте вкладку, содержащую созданный шаблон (например, вкладка Общие шаблоны ).

    Выделите значок шаблона, который был ранее создан (например, ранее созданный шаблон может называться «Стандартная курсовая»).

    Если вы хотите использовать этот шаблон, нажмите кнопку ОК.

Если все было сделано правильно, то появится новый документ с параметрами выбранного шаблона, например, для курсовой работы – это документ с титульным листом и стилями, заданными по варианту.

Структурные элементы документаWord

Документ Wordвключает в себя различные структурные элементы. К структурным элементам документаWordможно отнести:

  • объект (рисунки, таблицы, формулы),

    страница.

Ниже последовательно рассмотрим все эти элементы.

Структура страницы документаWord

Структура страницы печатного документа Wordв режиме разметки страниц представлена на рис.

Различают логическую и физическую страницы. Физическая страница (размер бумаги) обычно имеет некоторый стандартный размер, например,А4 (210х297 мм), алогическая страница образуется на поле физической за вычетом установленных пользователем полей (границ). Стандартными считаются поля 2,5 см.

Верхнее поле – это расстояние между верхним краем страницы и верхним краем первой строки на странице.Нижнее поле – это расстояние между нижним краем страницы и нижним краем последней строки на странице.Левое поле – это расстояние между левым краем страницы и левым краем всех строк, не имеющих отступа по левому краю. Левое поле страницы используется для выделения фрагментов текстового документаWordс помощью мыши, поэтому его называют такжеполосой выделения . Указатель мыши при помещении на левое поле приобретает вид белой стрелки, наклоненной вправо.Правое поле – это расстояние между правым краем страницы и правым краем всех строк, не имеющих отступа по правому краю. Размер полей текстового документа и расположение текста можно менять с помощью горизонтальной и вертикальной масштабных линеек, а также устанавливать на вкладкеПоля диалогового окнаПараметры страницы , которое выводится на экран с помощью командыФАЙЛ Параметры страницы .

На странице различают следующие структурные элементы:

    основной текст;

    верхний и нижний колонтитулы;

Основной текст страницы – это строки и абзацы, таблицы и рисунки (диаграммы). Некоторые из абзацев могут быть заголовками, рисунки могут иметь подписи.

Колонтитул размещается в верхней или нижней части страницы и содержит некоторую информацию, которая как-то идентифицирует данный документ, например, номер раздела, название документа или раздела, дату, марку фирмы и др. В колонтитул входит номер страницы. Колонтитулы автоматически воспроизводятся на каждой странице документа. Чтобы вставить и отредактировать верхний или нижний колонтитул, необходимо выбрать командуВИД Колонтитулы.

Сноска – это примечание к слову или словосочетанию, которое может находиться или в нижней части страницы, или в конце документа. Каждая сноска помечается либо автоматически (порядковым номером со сквозной нумерацией – 1, 2, …), либо пометкой по выбору пользователя, например, звездочкой или номером). Чтобы вставить сноску, необходимо выбрать командуВСТАВКА Ссылка Сноска (илиВСТАВКА Сноска ). Чтобы отредактировать сноску, надо выбрать командуВИД Сноска. Все сноски данной страницы, в отличие от колонтитула, располагаются в пределах места, отведенного основному тексту страницы. Поэтому, чем больше сносок набрано на данной странице, тем меньше места останется для основного текста.

Границы области текста можно установить в режиме Разметки страницы на вкладкеВид (только при этом режиме) с помощью командыСЕРВИС Параметры .

Шаблон – это документ, предназначенный для создания множества однотипных документов. Шаблоны не закладывается в основу документа, а присоединяется к нему. Когда начинается создание документа с шаблона, в оперативную память помещаются два параллельных объекта: шаблон и документ. Шаблон загружается, а документ создается копированием шаблона. При этом из шаблона в документ полностью или частично копируются его компоненты: текст, настраиваемые стили и другие элементы. Откройте для примера список стилей в документе. КатегорияИспользуемые – это стили, которые уже использованы в документе и скопированы в него, а категорияВ текущем документе - это стили, имеющиеся в шаблоне, но в документе пока не использованные, хотя и доступные. Когда такой стиль вам понадобится, он будет взят из шаблона.

      1. Виды шаблонов

Подключение шаблона к документу выполняется несколькими способами. Соответственно, по механизму подключения к документу можно выделит несколько различных видов шаблонов (рис. 2.23).

Прежде всего, это локальные шаблоны иглобальные . Далее глобальные шаблоны разделяются напостоянные исеансовые . Наконец, среди постоянных шаблонов выделяетсябазовый шаблон , называемыйНовый документ и хранимый в файлеNormal . dotm . Он лежит в основе всех документов и всех шаблонов, действует всегда и уничтожит его нельзя.

Локальные шаблоны. Чтобы понять механику действия шаблонов, представим себе, что в программе одновременно идет работа над тремя документами. Схема расположения объектов в оперативной памяти представлена на рис. 2.24. В первом документе готовится служебная записка на основе шаблонаMemo.dotm. Во втором документе разрабатывается глава для квартального отчета на основе шаблонаReport.dotm. А третий документ – файл, в который сбрасываются различные заметки, скопированные из Интернета. Это черновой архив для будущих исследований. Никаких шаблонов в основу этого черновика не закладывается.

Шаблоны

Локальные

Глобальные

Постоянные

Сеансовые

Базовый шаблон Normal.dotm

Рисунок 2.47. Схема взаимодействия шаблонов

Локальный шаблон

Глобальный шаблон

Локальный шаблон

Служебная записка

Коллекция заметок

Квартальный отчет

Рисунок 2.48. Взаимодействие шаблонов и документов в оперативной памяти

В данном случае шаблон Memo.dotmотносительно служебной записки является локальным шаблоном, а шаблонReport.dotm– это локальный шаблон относительно отчета. В русскоязычной версии программы локальные шаблоны называются шаблонами документов.В локальных шаблонах хранятся элементы, определяющие характерные особенности документа . Например, в шаблоне служебной записки удобно хранить «шапку» документа (когда, кому, от кого и т.д.), а в шаблоне отчета – титульную страницу. Самые характерные атрибуты локальных шаблонов – это стационарные текстовые элементы.

Глобальные шаблоны . Глобальный шаблон действует на все открытые в программе документы, поэтому в нем нежелательно хранить конкретные элементы текстового содержания. Глобальные шаблоны хранят элементы, общие для всех документов.Самые характерные атрибуты глобальных шаблонов – это стили форматирования и настройки программы . Один глобальный шаблон - Normal.dotm мы получаем вместе с программой. Он подключается автоматически и подключен всегда. Для хранения шаблонов в программе предусмотрены специальные места [Леб10].

У шаблонов есть своя внутренняя структура и своя информационная модель. В общем случае шаблон может содержать элементы, указанные в табл. 2.6.

Таблица 2.10. Компоненты шаблонов

Компонент

Копирование в документ

Описание

Стационарное содержание

Полностью

Регулярно повторяющиеся текст и иллюстрации

Параметры настройки страницы

Полностью

Размер и ориентация страницы, размеры печатных полей, содержание колонтитулов поле

Динамические поля

Полностью

Если шаблон содержит поле текущей даты, оно перейдет в документ, где и будет автоматически заполнено в соответствии с датой создания документа, а нес датой создания шаблона

Стили форматирования

Полностью

Скопированные, но не использованные стили считаются доступными и называются «стилями документа». После применения называются «используемые стили»

Экспресс-блоки

По мере использования

Элементы автотекста доступны только пока шаблон подключен к документу.

Элементы управления содержанием

Полностью

Широко используются в шаблонах, выполняющих функцию заполняемых электронных форм

Настройки программ

Не копируются

Настройки панели быстрого доступа, клавиатурные комбинации и другие параметры программы



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: