Анализ игр с HDR. Технология HDR в компьютерных играх Существующие проблемы технологии HDR

Динамический диапазон важнее, чем 4К.

В закладки

На SDR-дисплее увидеть HDR невозможно, поэтому обычно в таких сравнениях картинку слева ухудшают намеренно, чтобы была понятна суть

4К, как стандарт, наконец-то пошёл в массы. Можно смело назвать 2017 год тем переломным моментом в истории, когда это разрешение стало по-настоящему потребительским. Цена панелей опустилась ниже 500 долларов даже за большие диагонали, да и сам контент, пускай и с натягом, но начал отвечать нужным требованиям.

Неоценимую поддержку тут оказали консоли. Появление PS4 Pro и Xbox One X существенно ускорило внедрение 4К-экранов. Постепенно (но не без кучи оговорок) в 4К переводится и обширная голливудская фильмотека. Уже сейчас почти все оригинальные шоу Netflix можно посмотреть в пристойном Ultra HD.

Разница между 4K и Full HD

Но так ли нужно 4К-разрешение именно на телевизоре? На мониторе, который чаще всего находится в паре десятков сантиметров от глаз, картинка в Full HD начинает «сыпаться» на пиксели уже на 27 дюймах. По этой причине Retina/5K и даже 1440p становятся всё популярнее.

Среди телезрителей адаптация идёт медленнее, так как с трёх метров хоть какую-то разницу становится видно лишь с 43 дюймов, а в идеале для оправдания покупки 4К-телевизора придётся брать диагональ больше 49 дюймов. Очевидно, что такая роскошь слабо доступна для большинства российских квартир даже при наличии денег - иногда огромный телевизор просто некуда деть.

Утрированное представление об HDR

Примерно теми же мыслями терзал себя автор статьи перед покупкой нового телевизора. Взять хороший FHD, да и бог с ним, с этим 4К? Мысль разумная только на первый взгляд, так как в нагрузку к разрешению на приличных панелях прилагается ещё и HDR. И вот эта, с виду, не сильно раскрученная технология реально ощущается настоящим скачком в качестве изображения, пускай и контента под эти стандарты не так много, как хотелось бы.

Цель материала - просто и доступно рассказать, что такое HDR и как его использовать. О том, как может выглядеть процесс покупки и установки телевизора с 4K и HDR на DTF материал , давайте разберёмся в терминах подробнее.

Что такое HDR и зачем он нужен

Наглядная разница

Начнём с того, что сам термин HDR похож на шутку неуклюжего маркетолога. Он прямо с порога создаёт ненужную путаницу. Тот HDR, что есть в телевизорах, никак не относится к технологии со схожим названием в смартфонах или фотокамерах. Если говорить о фото, то HDR - это объединение нескольких изображений с разной экспозицией, где цель – добиться наиболее ровного по теням и свету варианта.

С видео всё не так - здесь речь идёт о суммарном количестве информации. До появления HDR стандартом картинки, в том числе на Blu-ray, являлись 8 бит. Это хороший цветовой охват, однако современные панели, особенно OLED, способны отображать куда больше оттенков, градиентов и цветов, чем позволяют 8-битные источники.

Решить эту проблему призван новый 10-битный стандарт, который позволяет передавать существенно больше информации о яркости, насыщенности, глубине и цвете показываемой сцены. Для него был разработан новый протокол HDMI 2.0.

Но не спешите вместе с телевизором менять все провода! Старые кабели совместимы с HDMI 2.0a, какую бы лапшу на уши вам не вешали маркетологи. Главное, чтобы на них была пометка «High Speed with Ethernet». Нас волнует только пропускная способность - сами разъёмы не поменялись.

На момент написания этой статьи HDR на телевизоре затачивается именно под 10 бит, хотя стандартом цифровой киносъемки является 14 bit RAW (ещё выше - у плёнки), так что даже современные панели ещё далеки от полного отображения той информации, с которой работают режиссёры и монтажёры многих картин.

Окей, но что это даёт на практике?

Пример HDR vs SDR на базе Uncharted 4

Солнце начинает светить в сценах ощутимо ярче, появляется понимание того, что в одном кадре может быть несколько разных по яркости и насыщенности источников освещения. Исчезает проблема с пикселизацией полутонов в тёмных сценах, а градиенты и сложные смешения красок приобретают объём. Небо больше не пересвечено и не сливается с землёй на линии горизонта. Короче, вы видите картинку больше собственным глазом, чем ограниченным окуляром камеры.

В данный момент сильнее всего от технологии получают пользу видеоигры, где разнообразное освещение в реальном времени наконец-то отображается более или менее корректно. В кино же многое зависит от качества обработки исходника для HDR и попадается много откровенной халтуры, однако уже сейчас появляются эталонные для формата картины типа «Стражей Галактики 2» или «Джона Уика 2».

Производители телевизоров - ваши враги

Пока что HDR, как и любая передовая технология, представляет собой «Дикий Запад». Ярлык «Готов к HDR» вешается на все новые телевизоры - вне зависимости от того, способны они адекватно отображать 10 бит или нет. Есть большая разница между настоящим HDR-телевизором и панелью, которая просто отображает HDR-контент, понижая его до 8 бит и просто задирая цвета и контраст.

Раскусить производителей иногда тяжело. Следует смотреть, заявлена ли панель как 10-битная и отвечает ли она открытому стандарту HDR10. Верный признак настоящей HDR-панели - поддержка Wide Color Gamut (Широкой Гаммы Цветов). Без неё HDR теряет всякий практический смысл.

Заметная часть LCD-телевизоров использует активные 8-битные панели, которые «додумывают» цвета с помощью специальных алгоритмов. HDR-картинка на таких панелях немного похуже OLED, но и стоят они заметно дешевле.

Возвращение «битных» войн

На любом витке эволюции картинки обязательно возникает война стандартов. Но если в случае с битвой Blu-Ray и HD-DVD всё кончилось плачевно для второго, в том числе для купивших «железо» потребителей, то битва HDR10 против Dolby Vision HDR скорее всего закончится бескровной ничьей.

Стандарт HDR10 передаёт поменьше цветов и поддерживает только 10 бит, но полностью открыт. Стандарт Dolby лучше сохраняет оттенки и расширяется аж до 12 бит, но его сложнее соблюдать и внедрять. В любом случае, вопрос поддержки той или иной технологии решается простой программной заплаткой, а те же игры уже де-факто работают с HDR10, так как именно его выбрали для своих консолей как в Sony, так и в Microsoft.

Сами телевизоры зачастую позволяют использовать сразу несколько стандартов, так что голову себе этим сейчас забивать уже не стоит.

А на чём смотреть?

Если мы говорим про экран, то лучше, конечно, брать OLED и его аналоги. Вы получите глубокие чёрные цвета и полную поддержку всех HDR-прелестей. Если же кошелёк не позволяет спустить порядка 80 тысяч на топовый телевизор, то не стоит отчаиваться. LCD-модели 2017 года наконец-то побороли детские болячки и вы сразу заметите разницу между HDR и SDR, пускай и проиграете в градациях чёрного и яркости. У автора этой статьи как раз LCD-панель с поддержкой HDR и, могу вас заверить, разницу с контентом в стандартных цветах видно с первых секунд.

Если речь идёт об источнике, то все современные игровые консоли выводят HDR так или иначе (кроме Switch и «толстой» Xbox One). PS4 выдаёт просто HDR (без 4К), а Xbox One S/X позволяют как проигрывать UHD-диски, так и стримить нативное 4К HDR прямо на телевизор. Из онлайн-сервисов стандарт уже поддерживают Netflix и Amazon, и Netflix содержит в себе как библиотеку для HDR10, так и контент в Dolby Vision.

А что смотреть?

Весь оригинальный контент Netflix начиная с 2016 года, плюс все 4К фильмы, которые выпускают киностудии на дисках и в «цифре». Совсем скоро в продаже появится коллекция фильмов Кристофера Нолана, процесс оцифровки которой контролировал сам режиссёр. Как было с «Тёмным рыцарем» на Blu-Ray, она наверняка на долгие годы задаст стандарты как для UHD-мастеров, так и для HDR.

А во что играть?

Заметное количество игр поддерживает HDR даже на «базовых» консолях. Особенно ярко (простите за каламбур) возможности технологии показывают такие игры, как Horizon Zero Dawn, Uncharted 4 и Gran Turismo Sport.

Последняя создавалась под HDR с нуля, а потому она подчёркивает все преимущества расширенного диапазона яркости и цветов. Специально для GT Sport в Polyphony Digital разработали HDR-камеры для захвата реальной картинки и последующей калибровки под неё игровой. И количество отображаемых игрой цветов пока превышает возможности даже самых дорогих панелей. Что называется, бенчмарк «на вырост».

Однако далеко не все игры адаптированы под HDR одинаково хорошо, так что читайте отзывы в интернете и смотрите обзоры Digital Foundry. Волноваться, правда, не стоит, так как разработчики всё лучше и лучше понимают возможности расширенного диапазона, а, следовательно, и качество консольного контента будет только расти.

На ПК на данный момент всё не так гладко. Игр с HDR немного, а сам вывод изображения сопряжён с проблемами цветопередачи на системном уровне (кривые драйверы, причуды Windows, и так далее). Опыт автора статьи со связкой HDR/Windows 10 был противоречивым. К тому же с HDR пока плохо работают популярные плееры, так что надо ждать. Как показывает скорость адаптации 3D на ПК, вменяемой реализации HDR на компьютерах стоит ждать примерно через полгода. Да и библиотека подтянется.

Так уж ли всё хорошо, а какие минусы?

Обычно калибровочные таблицы в играх выглядят попроще

Минусов у HDR на текущем витке тоже хватает, но я выделю пару критических.

  • Ваша аппаратура скорее всего не готова к HDMI 2.0a и HDCP 2.2, так что вместе с телевизором вам почти наверняка придётся сменить ресивер. С этим столкнулся я (PS VR первой ревизии), с этим столкнулся и Вадим (ресивер с HDMI 1.4).
  • Если вам кажется, что HDR портит картинку или проваливает цвета, то экран надо калибровать. Какие-то игры предлагают удобные инструменты калибровки (CoD WWII, GT Sport), но в большинстве своём пока что приходится полагаться в этом вопросе на собственное чутье. Мой совет: запустите игру в какой-нибудь сложной по цветам и яркой сцене, или наоборот выберите ночной уровень в сумерках. Это позволит достаточно быстро настроить ваш новый классный телевизор и спасёт вас от первичного расстройства и фрустрации.

Время пришло

10 бит - не предел, но после двух недель с HDR-телевизором к обычным играм или фильмам ты возвращаешься уже без былого энтузиазма. Тем приятнее, что в этом году HDR перестал быть уделом гиков и толстосумов и наконец-то пошёл в народ. Технология будет становиться лучше и понятнее, однако если вы ждали «того самого момента», чтобы сменить свой телевизор - то вот он, отличное время наконец-то увидеть виртуальные миры во всех красках.

Написать

HDR уже близко. Давайте разберёмся, что же это такое и как он применим к видеокартам, мониторам и ПК-играм.

Сегодня уже все толкуют о «HDR», и, если вас волнуют настройки графики в играх для ПК, вы можете задаваться вопросом: а что в нём такого? Он ведь существует уже несколько лет! Что ж, у меня для вас новости: все эти чекбоксы и опции с надписью «HDR», которые вы наблюдаете в играх со времён Half-Life 2, не есть настоящий HDR.

А та опция в вашей камере на мобильнике с пометкой «HDR»? Тоже не совсем HDR, хотя, как и в тех фальшивых HDR-чекбоксах в настройках игр, преследуется та же цель: улучшить качество изображения.
Запутались? Не пугайтесь; когда дело касается заблуждений относительно HDR, это лишь самая вершина айсберга. Так что же это такое и как он может быть полезен для видеоигр? На первый вопрос ответить легко, для ответа на второй понадобится немного времени. Читайте нашу статью, и вы узнаете, что такое HDR и какие вам нужны видеокарта и монитор, чтобы использовать его в полной мере.

Нет, это не настоящий HDR.

HDR (High Dynamic Range – англ., Высокий Динамический Диапазон) – это общий термин для технологий работы с изображениями и видео, диапазон яркости которых превышает возможности стандартных технологий. Невзирая на то, что вы могли слышать от «пророков от 4К», разрешение играет далеко не главную роль в формировании качественной картинки. За пределами текущих ограничений масштабирования Windows в 110 DPI количество пикселов становится менее важным, чем то, что вы с ними делаете.

Контраст, яркость и цветовая насыщенность – всё это становится важным, когда нужное разрешение уже достигнуто, и именно HDR занимается улучшением их параметров. И это не какой-то постепенный апгрейд; строгие требования HDR практически от всех потребуют нового железа, а для определения разницы вам не нужны будут бенчмарки или намётанный глаз.

Для начала, минимальная спецификация HDR требует наличия ЖК-монитора с яркостью от 1000 кд/м2 или нитов, для соответствия новому стандарту «Ultra HD Premium». Топовые игровые мониторы, чья яркость, в лучшем случае, достигает 300-400 нитов, и близко не подбираются к этому. Хорошие ноутбуки ушли недалеко, выжимая из своих дисплеев приблизительно на сотню нитов больше. Даже мобильники, с их фантастическими всё-видно-при-ярком-солнце экранами, могу похвастать лишь восемью сотнями нитов. Да, когда заходит разговор о яркости, годные для HDR дисплеи оставляют всех этих «конкурентов» в беспросветной тьме.

HDR улучшает и цветопередачу, поскольку требует 10-12 бит на канал цветности, что полностью достижимо на разных операционных системах и стандартах. Большинство персональных компьютеров отображают лишь 6-8 бит на канал, используя стандарт sRGB, едва покрывающий треть собственного видимого спектра HDR. И хотя железо позволяет добиваться большего, именно особенности программного обеспечения делают это неудобным и неугодным.

sRGB (справа) отображает лишь треть доступных HDR цветов.

В настоящее время десктопные мониторы, поддерживающие технологию улучшения цвета WCG, используются обычно в профессиональных целях, вроде работы с фотографиями или медицинских исследованиях. Игры и прочее ПО просто-напросто игнорируют все эти дополнительные цвета, что заставляет их выглядеть на WCG-мониторах так, будто у них сбились настройки, если только железо не начинает эмулировать отсутствующие цвета. HDR помогает избежать путаницы, включая в видеопоток метаданные, благодаря которым цвета в приложениях выглядят корректно, а возможности монитора используются оптимальным образом.

WCG – это лишь часть технологии HDR. К примеру, профессиональная серия ColorEdge от Eizo поддерживает WCG, но цветопередача даже близко не стоит к HDR-совместимым, несмотря на всё качество, стоимость и великолепную репутацию первых.

Для того, чтобы справиться с дополнительным объемом данных, HDR требует подключения монитора по протоколу HDMI 2.0a; запоздалый апгрейд HDMI 1.4 с низкой пропускной способностью.

HDR штука весьма многообещающая, но путь его тернист. Самой большой проблемой являются вовсе не технические неурядицы, а соревнующиеся между собой, зачастую несовместимые стандарты, угрожающие завести ранних адептов в дорогостоящие тупики.

И это тоже не настоящий HDR.

Сейчас есть два основных стандарта HDR: патентованный Dolby Vision с 12-битным цветом и динамическими метаданными, и открытый стандарт HDR-10, поддерживающий 10-битный цвет и предоставляющий лишь статичные метаданные на старте видеопотока.

Dolby Vision, со всеми его лицензионными сборами и дополнительным оборудованием, является наиболее дорогим вариантом, который еще и очень не прост в обращении. Большинство же производителей дисплеев и поставщиков контента решили обратить свои взоры на HDR-10, и особенно стоит выделить Microsoft с их Xbox One S и Sony с PS4. Яркий пример того, что игровая индустрия не стоит на месте. Всё это делает HDR-10 самым простым и очевидным выбором для консольных игроков.

Сторонники Dolby Vision отмечают большую глубину цвета, более требовательное железо и возможность покадровой динамической подстройки цвета и яркости, наряду с совместимостью с HDR-10. Однако рынок следует за более дешевым и вполне удовлетворяющим стандарты качества конкурентом.

Так как HDR-10 не совместим с Dolby Vision, это делает из последнего технически лучший, но более дорогой и требующий лицензирования стандарт, который умрёт в ближайшие пару лет, в то время как его открытый товарищ будет процветать. Но, если вы заядлый киноман, готовый прилично потратиться на качество, то можете насладиться и более продвинутым детищем Dolby, ничто вам не помешает. У геймеров, однако, иные приоритеты. Так, хватит о гостиных комнатах. Что там насчёт HDR на ПК?

Производители персональных компьютеров наперегонки спешат принять участие в новой гонке за HDR, но вам вовсе не нужно ждать победителя. В топовый сегмент ТВ уже поступило «железное» решение для HDR. Это ещё и лучший способ увидеть разницу воочую, поскольку уже доступна небольшая, но растущая библиотека соответствующих демо, фильмов и телепередач со сравнением бок-о-бок. Все рекомендуемые нами телевизоры для игр поддерживают HDR, что делает их прекрасным выбором для замены мониторы, если вы цените размер и качество картинки выше, чем традиционное для мониторов низкое время отклика.

Телевизоры вроде самунговских моделей серий KS8000 и KS9800 запросто способны служить компьютерными дисплеями и быть на гребне волны первопроходцев HDR контента. Держите только в уме, что цена за вход в этот клуб немаленькая, а использование ТВ для игр имеет некоторые недостатки, к которым нужно быть готовым.

Видеокарты

Где ПК уже готовы к HDR, так это на рынке графических ускорителей. В то время как мониторы не поспевают за своими ТВ-конкурентами, GPU среднего и топового сегментов уже год как готовы к революции, и всё благодаря здоровому соперничеству между Nvidia и AMD.

Nvidia заговорила о HDR ещё во времена карточек 900-й серии, а все их современные ускорители на Pascal уже готовы к HDR. AMD вступила в игру немного позже, с выходом 390X, а их линейка Polaris – первые карты красно-черных с поддержкой HDR. Если вы приобрели свою видеокарту совсем недавно, есть немалый шанс того, что хотя бы часть вашей системы готова к переменам.

А именно этот вопрос и волнует ПК-геймеров больше всего. В то время как новые выходить уже с поддержкой HDR, старые не смогут блеснуть перед нами расширенной цветовой палитрой и контрастом без дополнительных патчей. Они прекрасно будут идти на новых системах, но без свежих заплат вы не увидите никакой разницы.

К счастью, добавление HDR не требует какого-то глобального переписывания кода. Для этого применяется достаточно простой процесс, расширяющий цветовую палитру SDR до диапазона HDR без значительных усилий.

HDR слева, обычный скриншот справа. Nvidia занимается добавлением HDR в Rise of the Tomb Raider для ПК. Ждите множество патчей для популярных игр после появления HDR-дисплеев в широкой продаже.

Это значит, что популярные игры в будущем могут обзавестись ремастерами или патчами, добавляющими поддержку HDR, а сообщество моддеров пойдет еще дальше, к классике, на которую разработчики даже смотреть не станут. В отличии от симулированного или умеренного HDR, ранее использовавшегося в играх или фотографии, «железный» HDR весьма заметно меняет качество картинки, что индустрия развлечений уже приметила. И всё же, до яркой и красочной нирваны пока далеко.

Настоящая проблема, вставшая перед ПК-игроками, заинтересованными в HDR, заключается в том, что технологии ещё нет на этой платформе. Nvidia активно работает над патчем для Rise of the Tomb Raider, а игры, которые будут поддерживать HDR на консолях, лишь вероятно будут делать это и на ПК (речь сейчас идёт о Forza, Battlefield, Gears of War и других). На момент написания статьи нет никаких точных данных.

Пока не появятся патчи и игры, HDR так и останется прерогативой контента для Blu-ray и потокового просмотра, наряду с консольными хитами, пользователи которых сполна насладятся новыми технологиями. Пока можно расслабиться, пройдёт ещё какое-то время, прежде чем HDR доберётся до ПК , так что отдыхайте, наслаждаясь своим каталогом в Steam и предвкушая будущее визуальное пиршество.

  • Перевод

Последнюю пару недель я потратил на исследование HDR-картинки различных игр.

Когда речь идёт об SDR-видео, то вам должны быть знакомы значения RGB в интервале 0-255, где 0 представляет чёрный цвет, а 255 - белый.

HDR10 /Dolby Vision в этом плане немного отличается, не только потому, что использует интервал 0-1023, но и потому, что все эти значения данных представляют не просто чёрно-белый (или цветной) градиент, но и меру освещённости в нитах, то есть в единицах измерения яркости света.

В отличие от используемых в предыдущих видеоформатах значений, эти значения определены и абсолютны. Значение 0 всегда означает полное отсутствие света (полная чернота), значение 1023 всегда представляет 10000 нит освещённости, значение 769 всегда обозначает 1000 нит.

То есть если передать современному HDR-телевизору эти значения, он должен выводить точно такое количество света, которое описано заданным значением.

Эта система используется и в HDR10, и в Dolby Vision. Её могут называть HDR на основе PQ (PQ based HDR).

На сегодняшний момент есть не так много телевизоров с максимальным значением 10000 нит, вам повезло, если у вашего значение превышает 1500 нит.

Когда получаемый сигнал выходит за пределы аппаратных ограничений дисплея, телевизор сам решает, как обрабатывать эту ситуацию. Большинство производителей просто обрезают значения белого выше выбранного ими уровня. Также они могут использовать плавный спад и делать смещение к обрезанным значениям менее очевидным.

Для этого при создании контента под HDR10 и Dolby Vision указывается дополнительная информация о содержимом изображения в формате метаданных. Эти метаданные обычно сообщают, какое самое яркое значение будет присутствовать в игре (или фильме) и какова средняя освещённость для всего контента. Эти значения определяются по дисплею, на котором создавался контент.

Большинство UHD-контента сейчас создаётся для экранов с 1000 нит или 4000 нит.

Цель этих метаданных заключается в том, чтобы можно было получить из оригинального HDR-контента SDR-изображение (или что-то между SDR и HDR) в том случае, когда контент просматривается на дисплее, не достигающем пиковых значений освещённости дисплея, на котором создавался контент.

То есть если фильм создавался на дисплее с 1000 нит, а у вас есть OLED-экран с максимумом в 650 нит, то телевизор может использовать эти метаданные, чтобы решить, как отобразить информацию, которую нельзя отобразить иным способом из-за аппаратных ограничений.

Если у вас есть дисплей, соответствующий максимальной яркости контента или превосходящий её, то ему не будут нужны метаданные.

Разобравшись с этим, давайте посмотрим на то, как создавались игры, какие варианты они предоставляют пользователю для настройки изображения, что конкретно делают эти варианты, и какова связь между этими аспектами и тем, как выглядит HDR.

У видеоигр есть большое преимущество по сравнению с фильмами - их картинка генерируется в реальном времени, поэтому её можно настраивать как угодно.

Благодаря самой природе HDR-контента это очень легко измерить: нам достаточно будет скриншота или захвата видео без тональной компрессии (tone mapping), и из них мы можем посмотреть кодовые значения, использованные в разных частях изображения.

Мы сможем увидеть, что если игра передаёт что-то, отличающееся от чёрного (или имеет кинематографическую цветокоррекцию с поднятыми значениями чёрного), то мы можем увидеть самое яркое значение, которое игра попытается использовать для таких объектов, как солнце.

Поэтому я изучил различные игры для Xbox (консоль позволяет создавать скриншоты в HDR), чтобы разобраться с тем, что же делают различные внутриигровые настройки и как их использовать для получения оптимальной картинки на дисплее.

Цель HDR - передача дисплею большего количества информации, чтобы самый яркий свет, который мог бы отображаться в соответствующих частях изображения. Обычно самые яркие точки находятся в бликах отражения, взрывах и на солнце.

Давайте рассмотрим некоторые по-настоящему хорошие примеры игрового HDR. Во всех этих примерах используются немного отличающиеся параметры и разные подходы к выполнению тональной компрессии.

Чтобы лучше визуализировать вывод игры в формате без HDR10 / SDR-формате, я придумал метод создания карт освещённости.

С помощью этой шкалы мы можем легко оценить, что на картинке тёмное, что светлое, а что очень сильно яркое.


БОльшая часть видимого нами находится в интервале 0-150 нит, а всё выше - это дополнительная освещённость, обеспечиваемая HDR.

Star Wars: Battlefront 2

На самом деле, во всех HDR-совместимых играх на движке Frostbite, которые я рассматривал (Battlefield 1, Mass Effect) используется одинаковая схема.

Метаданные выводятся в 100000, а сама тональная компрессия выполняется игрой с помощью HDR-ползунка, где 0 нит - самое левое значение, а 10k нит - самое правое.


Как мы видим, само Солнце выводится в 10k нит. Объекты, которые должны быть совершенно тёмными, так и выглядят. Блики отражений на верхней части оружия тоже попадают в интервал от 4000 до 10000 нит.

Игры Dice на движке Frostbite на самом деле очень интересны тем, что можно сдвинуть HDR-ползунок на одно деление слева. Это даст нам 100/200 нит (в зависимости от игры), в сущности сжимая картинку игры до SDR. Таким образом вы можете очень легко убедиться, на что способен ваш новый крутой телевизор.

Ещё одна забавная вещь из игр DICE - можно сдвинуть ползунок на 0% и в буквальном смысле отключить всё освещение. Так мы увидим, что освещение действительно просчитывается в реальном времени, ведь мы сказали движку, что самый яркий источник света должен быть равен 0.

Rise of the Tomb Raider

В этой игре используется похожая схема: ползунок яркости, управляющий точкой чёрного (при перемещении к самой низкой точке), а второй HDR-ползунок управляет пиковой яркостью.

Изображение Tomb Raider ограничено 4000 нитами. Как и в играх на движке Frostbite, можно или поднять ползунок до максимума, чтобы телевизор выполнял тональную компрессию, или следовать экранным инструкциям, выбрав максимальную яркость и позволив игре выводить данные самостоятельно.

RotTR особенно интересна в этом, потому что тут есть множество бликов отражений, и не только в местах, где мы их обычно видим, например, на блестящем льду и мерцающем снеге, отражающем свет солнца…


… их можно увидеть и в условиях слабого освещения и на менее очевидных «блестящих» поверхностях, таких как этот ботинок в безумно высоком разрешении.


Похоже, что когда выходные данные достигают 4000 нит, то любой уровень выше этого прыгает прямо к 10k нит (что дисплей в любом случае обрежет, поскольку метаданные, похоже, сообщают дисплею, что они имеют значение 4000 нит).

Эти данные не теряются, их время от времени можно увидеть, и это говорит нам, что это художественное решение или часть процесса цветокоррекции игры под HDR.

Assassin"s Creed Origins

AC:Origins - это ещё одна игра с хорошо реализованным HDR. Как и в Tomb Raider, здесь тоже присутствует ограничение в 4000 нит (розовые фрагменты). В игре есть ползунок яркости, который на основании условий видимости нужно опустить как можно ниже. Кроме того, в игре есть опция Max Luminance, удобно размеченная в нитах.

Также в ней есть шкала «белого листа», то есть кроме ползунков и настройки самых тёмных и самых ярких частей игры она позволяет изменять одну из промежуточных точек: яркость листа бумаги.


Ubisoft рекомендует для ползунка белого листа следующую настройку:
отрегулируйте значение так, чтобы бумага и свисающая ткань на изображении были почти белыми

Однако, как и в случае с ползунком яркости, это позволяет отрегулировать выводимую графику игры так, чтобы она соответствовала условиям просмотра: если вы в окружении с управляемым источником освещения, то установите значение 80 нит, однако с усилением окружающего освещения вы предпочтёте значения повыше.


Настройка игр в соответствии с технически правильными параметрами показывает, что для многих потребителей HDR10/Dolby vision оказывается слишком тёмным. Также можно увидеть, что разработчики всё ещё вплотную занимаются этими технологиями: при правильной калибровке картинки игры HUD в AC становится немного слишком тёмным.

Forza Horizon 3

Замечательный пример того, что HDR не обязательно использовать только для безумно ярких пятен солнца, магии и огня.

При облачности небо всё равно остаётся очень ярким, и фотографам приходится идти на хитрости, чтобы справиться с вызываемыми этой причиной проблемами контрастности. Forza расцветает здесь в полную силу, я почти ощущаю холод и серость, как будто вижу их собственными глазами.

Как вы видите, небо достигает примерно 4000 нит, на решётку почти не падает свет и она тёмная, в то время как передние фары выдают полные 10k нит.


В условиях ночи игра по полной использует тёмный границу шкалы, в то время как взрывы и фары по-прежнему освещаются реалистичным образом.


Это тоже хороший пример того, что даже в SDR очень тёмное изображение, соответствующее стандартам HDR10, будет восприниматься как слишком тёмное, или приглушённое, или «давяще-
чёрное». Как мы видим из карты освещённости, все детали действительно на месте, но человеческий глаз не может подстроиться к таким подробностям. Ему нужно находиться в условиях слабого освещения примерно 10 минут, пока в клетках глаз не произойдут определённые химические реакции. Очевидно, что это представляет проблему для многих потребителей, которые скорее всего не находятся в способствующих этому условиях освещённости.

Gears of War 4

INSECTS


Все три игры работают с двумя ползунками. Ползунок яркости управляет уровнями чёрного, однако также контролирует один из аспектов контрастности, увеличивая максимальный вывод до 10000k нит. Второй ползунок HDR также позволяет задавать максимальный вывод, ниже значений которого настраивается другой ползунок.

В Forza и Gears эти параметры называются просто яркостью (Brightness) и HDR, однако в INSECTS они называется контрастностью HDR (HDR Contrast) и яркостью HDR (HDR brightness).

Давайте теперь посмотрим на некоторые другие примеры.

Shadow of Mordor

В SoM используется очень упрощённый подход: игра всегда выводит максимум 10k нит, а тональную компрессию оставляет на долю телевизора. Это интересно, так как мы знаем, что на самом деле разработчики никогда не видели игру выводимой в 10k нит, потому что таких дисплеев не существует.

В игре есть традиционный ползунок яркости (Brightness), который позволяет пользователям настраивать точку чёрного в соответствии с их вкусом и условиями просмотра.

На скриншоте мы видим очевидные места, где стоит искать полные 10k нит, а именно солнце и блики отражений. Также мы видим, что сторона персонажа, находящаяся в тени, такая тёмная, как и должна быть.

Agents of Mayhem

Здесь используется похожая техника, за исключением того, что игра ограничена сверху 1000 нитами и цветокоррекция/тональная компрессия, очевидно, выполнялись с учётом этого, поскольку это достаточно достижимый вывод с точки зрения потребительского дисплея. Не думаю, что это было совпадением, и это на самом деле одна из самых хорошо выглядящих в HDR игр.



Здесь снова, как и в других играх, сдвигание ползунка влево улучшает уровень чёрного.

DEUS EX: Mankind Divided

Множество случаев задранного вверх чёрного, возможно, является художественным приёмом, но также оказывается багом, который приводит к совершенному сбою цветокоррекции при опускании ползунка яркости игры ниже значения 35%.


Это выглядит как результат какой-то неверной регулировки кривой.


40-45% дают вывод в 1000 нит без слишком большого задирания чёрного вверх.

Final Fantasy XV

От «Squarenix, фу», к «Squarenix, ого!»

Фиксированный максимальный вывод в 1000 нит и простой ползунок яркости для опускания уровней чёрного. Потрясающе тщательная цветокоррекция, в том числе и при разных условиях освещения.

Список лучших игровых 4K мониторов для консоли Xbox One S с поддержкой HDR10, для тех, кто не хочет играть в консоль на телевизоре.

Основные параметры 4K-HDR мониторов.

  • HDR 10 - только этот формат поддерживают консоли Microsoft Xbox. Наличие Dolby Vision никоим образом не улучшит картинку игр. Также, не любое упоминание HDR в описании устройства означает поддержку нужного формата.
  • Диагональ от 24″ , но лучше 27″-32″. Играть в консольные игры на меньшем размере можно, но удовольствия мало.
  • IPS матрица значительно лучше в плане сочности и насыщенности картинки, TN же отличается малым временем отклика. На данный момент IPS дисплеи достаточно быстры.
  • Частота обновления 60 Гц , бывает и больше. Тут действует правило: чем больше тем лучше, но дороже!
  • Время отклика до 12 мс , до 30 мс приемлемый импут-лаг для ТВ. Чем меньше значение задержки, тем лучше.
  • HDMI вход 2.0 или 2.0a, иначе 4K будет в 30Hz, а не в 60Hz.
  • 10bit мониторы (1,07млрд цветов) и более, так как только в этом случае вы получите всю прелесть HDR. 8bit отображают 16.7 миллионов цветов. 8bit+FRC - это программные методы увеличения битности (пиксели моргают и из-за этого увеличивается количество цветовых оттенков).
  • Рекомендуем обращать внимание на мониторы с Freesync 2 через HDMI порт, так как эту функцию поддерживает Хбокс Оне Х.

Модели мониторов с HDR 10 для Xbox One S и X.

В середине 2017 года не так уж и много мониторов, действительно поддерживающих профиль HDR10, который необходим для новых консолей Microsoft Xbox One с индексами S и X:

  • LG 32UD99-W (31.5″ / IPS / 4K / 60Hz / HDR10 / FreeSync) - $999
  • Dell UltraSharp UP2718Q (27″ / IPS / 4K / 60Hz / HDR10) - $1.699
  • Acer Predator XB272-HDR (27″ / IPS / 4K / 144Hz / HDR 10 / G-Sync) - $1.999 (ориентировочно)
  • Asus ROG SWIFT PG27UQ (27″ / IPS / 4K / 144Hz / HDR 10 / G-Sync) - $1.999 (ориентировочно)
  • ASUS ProArt PA32U (32″ / IPS / 4K / 60Hz / HDR 10) - $1.999 (ориентировочно)

Для полноценного HDR-10 нужна огромная яркость 1000 нит.

Разумеется не каждый захочет выкладывать более тысячи долларов за монитор, тем более для игровой приставки. А вот если игры совмещать с работой (фото и видео монтаж), то можно и раскошелиться. Да и не всем понадобится огромный 4K-UHD телевизор, цена которого так же стартует с отметки $1500.

Дополнительные технологии NVidia и AMD.

  • G-SYNC - разработка NVIDIA для динамической синхронизации между дисплеем и видеокартой (устраняет разрывы -«tearing» и увеличивает плавность кадров). Работает только с видео-картами NVIDIA и значительно повышает стоимость мониторов из-за лицензионных отчислений, в среднем на 20.000₽.
  • FreeSync - аналогичная разработка от AMD, для быстрого и четкого обновления картинки. Поддерживается VESA и Display Port 1.2a. Широко применяется всеми производителями мониторов из-за своей бесплатности ! Работает с картами GPU от AMD (дискретными и встроенными в CPU).

Что лучше 4K монитор или 4К телевизор?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо определиться для чего будет использоваться устройство.

При многих равных технических параметрах (диагональ, разрешение, контрастность, яркость, скорость отклика, частота обновления и тд) между этими дисплеями есть одно различие - предназначение .

  • Телевизоры подходят для просмотра фильмов, телевидения, потоковых сервисов и игр на консолях. Так как они создаются специально для отображения «красивой» картинки на большой площади.
  • Монитору нужно показывать наиболее реалистичное изображение , без «улучшалок» и «уплавнялок». Поэтому они применяются в связке с компьютерами и другими рабочими установками. Игровые мониторы тоже актуальны только для ПК геймеров, так как консоли не выдают более 60FPS в 1080p, не говоря уже о 4К.

В идеале лучше всего иметь оба варианта, для работы хороший моник, а для развлечений большой телек. Но если бюджет или просторы жилого помещения ограничены, то придется расставить приоритеты.

На сегодняшний день PS4 Pro является лучшей игровой консолью Sony. Она стоит дороже, чем обычная PlayStation 4 , и владельцам 4K-телевизоров стоит рассмотреть возможность покупки новой системы поскольку она предоставляет геймерам ряд усовершенствований.

PS4 Pro создана для того, чтобы воспроизводить те же игры, что и PlayStation 4 и другие современные консоли, но с большими улучшениями. Вы получаете более высокое разрешение - до 4K Ultra HD - и расширенный динамический диапазоном HDR для двухмерных игр, лучшую прорисовку мелких деталей для тайтлов PSVR .

Все новинки будут доступны для оригинальной PlayStation 4 или PS4 Slim , но также получат улучшения для PlayStation 4 Pro, это относится ко многим существующим играм, полный список которых вы можете увидеть внизу этого поста.

Давайте рассмотрим, какие улучшения стоит ожидать от Pro-версий существующих и предстоящих тайтлов поддерживающих разрешение 4K, технологию HDR или и то, и другое вместе.

Что такое 4K?

Термин 4K, или ультра высокая четкость (Ultra HD - Ultra high definition) относится к разрешению экрана в 3840 х 2160, которое предлагает в четыре раза больше пикселей, чем видео в Full HD (1080p). Другими словами, технология предоставляет гораздо более глубокую детализацию и гораздо более четкое изображение, а также обладает намного большей вычислительной мощностью, чтобы оперировать с таким большим объемом данных.

Что такое HDR?

Высокий динамический диапазон (HDR - High Dynamic Range) - технология видео обеспечивающая большую яркость, лучший контраст и более широкую цветовую гамму изображения.

HDR-телевизоры способны выдавать гораздо более высокий уровень яркости, более глубокие оттенки черного. Они могут изображать намного большее количество цветов, чем раньше, и, в конечном итоге, давать более естественную картинку с очень яркими областями и лучшими световыми эффектами. Более темные области остаются глубокими, но без потери деталей.

Какие возможности PS4 Pro?

Благодаря своей вычислительной мощности, в том числе улучшенной графической архитектуре, PlayStation 4 Pro способна воспроизводить видеоигры в разрешении 4K с поддержкой HDR с частотой до 60 кадров в секунду. Это не относится ко всем тайтлам - скорее вы получите 4K с 30 кадрами в секунду в подавляющем большинстве случаев - но есть некоторые исключения, такие как предстоящий рейсинг Gran Turismo Sport , который должен воспроизводится в Ultra HD и 60fps.

Многие игры будут использовать 4K-рендеринг в шахматном порядке, что более эффективно, чем масштабирование, то есть будет осуществляться рендеринг небольших блоков пикселей, а не каждого по отдельности. Однако некоторые тайтлы будут поддерживать полноценную графику в 4K.

Некоторые видеоигры для PS4 Pro будут иметь опцию выбора между очень плавным геймплеем при 60fps в разрешении 1080p или более высоком разрешением, но с ограниченной частотой до 30 кадров в секунду. В любом случае, это даст вам более высокую частоту кадров при 1080p, чем при воспроизведении на стандартной модели PlayStation 4.

Список улучшенных игр для PS4 Pro

Ниже представлен полный перечень улучшенных тайтлов для PlayStation 4 Pro из существующих на сегодняшний день, либо анонсированных релизов.

Не забывайте, что все видеоигры PS4 будут работать на новой модели Pro. В этом списке представлены тайтлы, которые будут поддерживать 4K, HDR или, в случае с играми для PSVR, использовать большую мощность обработки графики, чтобы предоставить лучший игровой опыт.

Abzu
- Assassin"s Creed The Ezio Collection
- Assassin"s Creed Syndicate
- Batman Return to Arkham
- Battlefield 1
- Battlezone
- Bound
- Call of Duty Black Ops 3
- Call of Duty Infinite Warfare
- Call of Duty Modern Warfare Remastered
- Darksiders Warmastered Edition
- Days Gone
- Deus Ex Mankind Divided
- Diablo 3
- Dishonored 2
- DriveClub VR
- Fallout 4
- Farming Simulator 17
- Farpoint
- FIFA 17
- Final Fantasy XV
- Firewatch
- For Honor
- Forma8
- Futuridium EP Deluxe
- Ghost Recon Wildlands
- Gran Turismo Sport
- Helldivers
- Hitman
- Horizon Zero Dawn
- Hustle Kings
- inFamous First Light
- inFamous Second Son
- Killing Floor 2
- Knack
- Let it Die
- Mafia III
- Mantis Burn Racing
- Mass Effect Andromeda
- Middle-earth Shadow of Mordor
- NBA 2K17
- Neon Chrome
- Nioh
- Overwatch
- Paragon
- PlayStation VR Worlds
- Pro Evolution Soccer 2017
- Ratchet & Clank
- Resident Evil 7 biohazard
- Resogun
- Rez Infinite
- Ride 2
- RIGS Mechanized Combat League
- Rise Of The Tomb Raider
- Robinson The Journey
- Smite
- Spider-Man
- Steep
- Super Stardust Ultra
- The Elders Scrolls Online Tamriel Unlimited
- The Elder Scrolls V Skyrim Special Edition
- The Last Guardian
- The Last Of Us Remastered
- The Last Of Us Left Behind
- The Playroom VR
- The Witness
- Thumper
- Titanfall 2
- Tumble
- Uncharted 4 A Thief’s End
- Until Dawn Rush of Blood
- Viking Squad
- Watch Dogs 2
- Wheels of Aurelia
- World Of Tanks
- XCOM 2



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: