О нашем сео блоге вебмастеров. Как правильно искать информацию. Языковой поиск Яндекс

Думаю, что меня не закидают помидорами, прочитав название статьи. Согласитесь, что без информации мы сейчас и дня прожить не можем. Только для того, чтобы информацией обладать, ее нужно сначала найти. Разве существуют правила поиска информации в Интернете ? — спросите вы.

Предлагаю вспомнить себя новичком в Интернете или оглянуться на своих знакомых, которых у каждого из нас найдется предостаточно. Тех, кто использует Интернет в очень ограниченном количестве. А происходит это зачастую только из-за того, что человек не знает, как правильно составлять поисковые запросы, чтобы найти нужную ему информацию. В результате — сидение на одних и тех же сайтах и ресурсах, не понимая, что под ногами, то есть под руками есть огромный и неизведанный мир.

Как происходит поиск информации в Интернете?

Для начала, давайте определимся, кто для нас находит нужную нам информацию? Главные труженики — это поисковые системы и каталоги. Как верно замечено в справочнике Яндекса, умение искать — это искусство. Вести поиск эффективно при всей простоте интернета, могут далеко не все.

Находят для русского пользователя информацию различные поисковые системы, такие как Google, Yandex, Ramble, Mail, Yahoo… Общих правил поиска у них нет, так что нам предоставляется полная свобода действий. Я предпочитаю использовать Google, так как он имеет лучший в мире алгоритм ранжирования запросов. Для сравнения результатов всегда обращаюсь к Yandex. Если вы будете использовать эти два поисковика, то увидите, что результаты поиска в обоих случаях при одинаковом запросе будут отличаться друг от друга.

Поисковые системы ищут для нас информацию, учитывая следующие критерии:

  • Ключевое слово содержится в заголовке
  • Наличие ключевого слова в адресе домена или в названии страницы
  • Ключевое слово выделено жирным шрифтом
  • Плотность ключевого слова
  • Ссылки на странице и название ключевого слова в тексте ссылки

То есть, поисковой системе нужно проделать огромную работу, чтобы выдать нам результат. Поэтому первое, что мы должны научиться делать, правильно оформлять поисковые запросы, прежде чем их ввести в поисковую строку.

Правила поиска информации в Интернете

1. Сформулируйте несколько запросов по вашему вопросу. Учитывайте при этом, что если вам надо найти реферат о слоне, то по слову слон вы найдете слонов и всего того, что может и не может относиться к слову слон. Это могут быть книги со словом слон в заголовке, это могут быть сайты, статьи, анекдоты, сказки, вообщем все то, к вашему настоящему запросу не имеет никакого отношения. Поэтому пишем коротко и ясно: рефераты о слонах. Для увеличения нажмите на картинку.

Яндекс нам выдал 2 млн ответов, Гугл оценил, что нам будут полезны 335000 страниц. Как видите, придется попотеть, чтобы найти то, что нам действительно нужно.

2. Сузим область поиска. Для этого заключим в кавычки наш запрос, и он будет выглядеть так: «рефераты о слонах». Посмотрим, что получится:


О чудо! Искать придется теперь гораздо меньше! Теперь мы уверены, что на этих страницах, которые нам выдали поисковики, будет информация, связанная с рефератами о слонах.

3. Не забываем о том, что писать поисковый запрос нужно грамотно. От этого также зависит качество выданной нам информации.

4. Поисковый запрос пишем только маленьким буквами. Если мы используем в запросе большие буквы, то не сможем увидеть ответы, где данное слово пишется с маленькой буквы. Используйте заглавные буквы только в именах собственных.

5. Активно используем поиск в картинках. Обычно, картинки имеют подписи при загрузке, в которых могут прописаны именно ваши ключевые слова.

6. С помощью знаков + и — можно указать какие слова мы хотим или не хотим видеть. Например, при запросе «зеленый чай» можно отметить знаком (-) слово пакетированный. В этом случае, можете рассчитывать на то, что информацию о зеленом чае в пакетиках вы не увидите.

7. Знак | сможет дать понять поисковым системам, что вы хотите найти «или-или». Если вы спросите «как написать реферат|оформить реферат», то в ответах у вас будут и как написать реферат и как его оформить.

8. Знаком! мы указываем, что хотим знать точную информацию по конкретному слову. Например, при поиске запроса!слон, мы увидим точное соответствие данному слову без словоформ. То есть, в поиске не будут отображены различные формы слова «слон» — слоны, слонов, слонами, о слонах и т.д.

9. Принимайте во внимание, что через какое-то время поиск может выдать вам совершенно другую информацию. Поэтому найденную информацию, если она вам действительно важна, лучше всего сохранять в избранном или в закладках браузера. Используйте систему хранения информации в своем браузере с помощью папок, их можно создавать прямо на панели, нажав правой кнопкой мыши и выбрав «добавить папку». Я предпочитаю сохранять с метками в Evernote, можете прочитать о моем любимом помощнике в статье

10. Используйте функции расширенного поиска поисковых систем, если вам нужны уточнения по датам, географии, языку, формату файла.

11. Не пренебрегайте поиском на 2-й и последующих страницах. Часто бывает, что свежая и новая информация еще не успела попасть в ТОП 10, поэтому ее придется поискать. Иногда, свои ответы я нахожу на пятой, или даже десятой странице.

12. Если вам постоянно нужна информация по конкретной сфере деятельности, используйте для сбора информации социальные сети, сообщества, группы, форумы, каталоги. Рассылка Subcribe может предложить вам большое количество специализированных, тематических групп, которые будут постоянно присылать вам новую информацию. Самое нужно вы также можете сохранять в закладках или в Evernote.

Если эта статья для вас оказалась полезной и интересной, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопку любой социальной сети.

Общие сведения.

В настоящее время Интернет объединяет сотни миллионов серверов, на которых размещены миллиарды различных сайтов и отдельных файлов, содержащих различного рода информацию. Это гигантское хранилище информации. Существуют различные приемы поиска информации в Интернет.

Поиск по известному адресу. Необходимые адреса берутся из справочников. Зная адрес, достаточно ввести его в адресную строку Браузера.

www.gov.ru - сервер органов государственной власти России.

Конструирование адреса пользователем. Зная систему формирования адреса в Интернет, можно при поискеWeb-сайтов конструировать адреса.

К ключевому слову (названию фирмы, предприятия, организации или простому английскому существительному) необходимо добавить домен тематический или географический, при этом необходимо подключать интуицию.

Адреса коммерческих Web-страниц:

www.cnn.com (всемирные новости CNN),

www.sony.com (фирма SONY),

www.mtv.com (музыкальные новости MTV).

Адреса учебных заведений:

www.ntu.edu (Национальный университет США).

Адреса региональных серверов:

www.poland.net (Польша),

www.israil.net (Израиль).

Поисковые системы Интернет

Для поиска информации в Интернет разработаны специальные информационно-поисковые системы. Поисковые системы имеют обычный адрес и отображаются в виде Web-страницы, содержащей специальные средства для организации поиска (строку для поиска, тематический каталог, ссылки). Для вызова поисковой системы достаточно ввести ее адрес в адресную строку Браузера.

По способу организации информации информационно-поисковые системы делятся на два вида: классификационные (рубрикаторы) и словарные.

Рубрикаторы (классификаторы) - поисковые системы, в которых используется иерархическая (древовидная) организация информации. При поиске информации пользователь просматривает тематические рубрики, постепенно сужая поле поиска (например, если необходимо найти значение какого-то слова, то сначала в классификаторе нужно найти словарь, а затем уже в нем найти нужное слово).

Словарные поисковые системы - это мощные автоматические программно-аппаратные комплексы. С их помощью просматривается (сканируется) информация в Интернет. В специальные справочники-индексы заносятся данные о местонахождении той или иной информации. В ответ на запрос осуществляется поиск в соответствии со строкой запроса. В результате пользователю предлагаются те адреса (URL), на которых в момент сканирования найдены искомые слово или группа слов. Выбрав любой из предложенных адресов-ссылок, можно перейти к найденному документу. Большинство современных поисковых систем являются смешанными.

Наиболее известные и популярные системы поиска:

www.aport.ru www.yahoo.com www.rambler.ru www.yandex.ru www.altavista.com www.google.com

Существуют системы, специализирующиеся на поиске информационных ресурсов по различным направлениям.

Поиск людей в Интернет:

www.whowhere.ru ww. bigfoot.com

Поиск по телеконференциям (Usenet):

www.dejanews.com

Предметные поисковые системы:

Поиск программного обеспечения:

Поиск по файловым архивам:

http://ftpseach. city.ru, http://ftpsearch. licos.com

Каталоги (тематические подборки ссылок с аннотациями):

http://www.atrus.ru

Часто эффективный поиск информации можно провести с помощью региональных каталогов - специализированных серверов, содержащих данные о предприятиях или Web-ресурсах какого-то города или региона. Например, для Санкт-Петербурга такой каталог располагается по адресу http://www.spb.ru.

Список ИПС можно найти на сайте www.monk. newmail.ru

Более подробный перечень поисковых систем и каталогов представлен в табл. 3.2.

Правила выполнения запросов

В каждой поисковой системе в разделе Помощь (Help) можно получить сведения о том, как искать, как составить строку запроса. Ниже приведена информация о типовом, "усредненном" языке запросов.

Простой запрос.

Ввести одно слово, определяющее тему поиска. Например, в поисковой системе Rambler.ru достаточно ввести: автоматика.

Находятся документы, в которых встречаются слова, указанные в запросе. Распознаются все формы слов русского языка, как правило, регистр букв игнорируется.

В запросе можно использовать символ "*" или "?". Знаком "?" в ключевом слове заменяется один символ, на место которого может быть подставлена любая буква, а знаком "*" - последовательность символов.

Например, запрос автомат* позволит найти документы, включающие слова автоматический, автоматика и т.д.

Сложный запрос.

Часто возникает необходимость комбинирования ключевых слов для получения более определенной информации. В этом случае используются дополнительные слова-связки, функции, операторы, символы, комбинации операторов, разделенные скобками.

Например, запрос музыка & (beatles | битлз) означает, что пользователь ищет документы, содержащие слова музыка и beatles или музыка и битлз.

В табл.3.1 приведены правила формирования запросов, принятые в системе Апорт (http://www.aport.ru).

Таблица 3.1

Операторы для формирования запросов

Оператор Синонимы Комментарий
И AND & По запросу будут найдены документы, содержащие оба ключевых слова. Его можно и не писать. Например, запрос: информатика и учебник эквивалентен информатика учебник
ИЛИ OR | Производится поиск тех документов, в которых используется любое из указанных слов или оба слова одновременно
НЕ NOT - ~ Поиск ограничивается документами, не содержащими слово, указанное после оператора
" " " " Двойные или одинарные кавычки позволяют находить словосочетание
Дата= дата: date= Поиск ограничивается документами, попадающими в заданный интервал дат. Пример 1. валюта дата=01/02/2002-01/03/2002. По этому запросу будут выданы документы, содержащие слово "валюта" и имеющие дату от 1 февраля 2002 г. до 1 марта 2002 г. Пример 2. date=01/03/2002 валюта Пример 3. дата: <02/03/2002 валюта

Таблица 3.2

Список поисковых серверов и каталогов

Адрес Описание
www.excite.com Поисковый сервер с обзорами узлов и путеводителями
www.alta-vista.com Поисковый сервер, имеются возможности расширенного поиска
www.hotbot.com Поисковый сервер
www.poland.net www.israil.net Региональные поисковые серверы Польши, Израиля
www.ifoseek.com Поисковый сервер (простой в использовании)
www.ipl.org Internet Publik library, публичная библиотека, функционирующая в рамках проекта "Всемирная деревня"
www.wisewire.com WiseWire - организация поиска с применением искусственного интеллекта
www.webcrawler.com WebCrawler - поисковый сервер, прост в обращении
www.yahoo.com КаталогWeb и интерфейс для обращения к полнотекстовому поиску на сервере AltaVista
www.aport.ru Апорт - русскоязычный поисковый сервер
www.yandex.ru Яндекс - русскоязычный поисковый сервер
www.rambler.ru Рамблер - русскоязычный поисковый сервер
Справочные ресурсы Интернет
www.yellow.com Желтые страницы Интернет
monk. newmail.ru Поисковые системы различного профиля
www.top200.ru 200 лучшихWeb-сайтов
www.allru.net
www.ru Каталог русских ресурсов Интернет
www.allru.net/z09. htm Образовательные ресурсы
www.students.ru Сервер российского студенчества
www.cdo.ru/index_new. asp Центр дистанционного обучения
www.open. ac. uk Открытый университет Великобритании
www.ntu.edu Национальный университет США
www.translate.ru Электронный переводчик текстов
www.pomorsu.ru/guide. library.html Список ссылок на сетевые библиотеки
www.elibrary.ru Научная электронная библиотека
www.citforum.ru Электронная библиотека
www.infamed.com/psy Психологические тесты
www.pokoleniye.ru Web-сайт Федерации Интернет образования
www.metod. narod.ru Образовательные ресурсы
www.spb. osi.ru/ic/distant Дистанционное обучение в Интернет
www.examen.ru Экзамены и тесты
www.kbsu.ru/~book/ Учебник информатики
Mega. km.ru Энциклопедии и словари

Поиск информации в Интернете: подводные камни

Проблемы, не лежащие на поверхности, нередко дают о себе знать лишь "задним числом", после того как определенный этап поисковых работ завершен и, возможно, исходя из его результатов уже принято какое-либо решение. Что же мешает сделать ситуацию прозрачной с самого начала эксплуатации той или иной информационно-поисковой системы (ИПС)? Ответ довольно прост: отсутствие исчерпывающей информации подобного рода со стороны разработчика. Прямым следствием этого становятся недостоверность получаемых данных и их неконтролируемая потеря. Редко удается встретить в Сети поисковую систему, которая не обладала бы некоторыми "недокументированными" особенностями. Казалось бы - пользователю необходимо не так уж много сведений, а именно:

как происходит наполнение базы данных ИПС и каков ее объем;

полный спектр возможностей поискового языка системы;

основные особенности представления результатов поиска, прежде всего алгоритма ранжирования записей из списка отклика на поисковый запрос.

Увы, источником подобной информации обычно является не документ, доступный с головной страницы поискового сервера, а разбросанные по Сети, книгам и компьютерным журналам публикации отдельных авторов. К причинам такого положения дел, по-видимому, можно отнести не только небрежность разработчика, но и фактор, именуемый маркетинговой политикой. Проще говоря, предоставление поисковой системой наиболее полной информации о самой себе не всегда положительно сказывается на ее рейтинге. Тем не менее, взять ситуацию под контроль в ряде случаев пользователю оказывается вполне по силам. Выяснить особенности работы избранного поискового сервиса часто удается с помощью тестирования. Построение специальных тестовых запросов, быстро проясняющих именно тот аспект работы системы, который наиболее важен для текущей задачи, во многих случаях оказывается нетривиальным. Тому, как избежать некоторых неприятностей при работе с ИПС, мы и посвятим наше обсуждение. В качестве примеров, иллюстрирующих изложение, будут рассмотрены широко известные поисковые системы Интернета.

С.А. Тактаев
http://www.taktaev.com/

Задача поиска информации, существующие подходы и проблемы

Основы поиска информации в Интернете

Поиск информации - задача, которую человечество решает уже многие столетия. По мере роста объема информационных ресурсов, потенциально доступных одному человеку (например, посетителю библиотеки), были выработаны все более изощренные и совершенные поисковые средства и приемы, позволяющие найти необходимый документ.

Все найденные за много лет средства и приемы поиска информации доступны и эффективны и при поиске информации в Интернет.

Рассмотрим общую схему: АВТОР создает ДОКУМЕНТ. У ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ возникает ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ. Эта информационная потребность часто (как правило) даже не может быть точно выражена словами, и выражается только в оценке просматриваемых документов - подходит или не подходит. В теории информационного поиска вместо слова "подходит" используют термин "ПЕРТИНЕНТНЫЙ ДОКУМЕНТ", а вместо "не подходит" - "не пертинентный". Слово "пертинентный" происходит от английского "pertinent", что значит "относящийся к делу, подходящий по сути". Субъективно понимаемая цель информационного поиска - найти все пертинентные и только пертинентные документы (мы хотим найти "только то, что хотим, и ничего больше").

Эта цель – идеальна и пока недостижима. Мы часто в состоянии оценить пертинентность документа только в сравнении с другими документами. Для того, чтобы было с чем сравнивать, необходимо некоторое количество непертинентных документов. Эти документы называются - "ШУМ". Слишком большой шум затрудняет выделение пертинентных документов, слишком малый - не дает уверенности в том, что найдено достаточное количество пертинентных документов. Практика показывает, что когда количество непертинентных документов лежит в интервале от 10% до 30%, ищущий чувствует себя комфортно, не теряясь в море шума и считая, что количество найденных документов - удовлетворительно.

Когда документов много, используется информационно-поисковая система (ИПС). В этом случае информационная потребность должна быть выражена средствами, которые "понимает" ИПС - должен быть сформулирован ЗАПРОС.

Запрос редко может точно выразить информационную потребность. Однако многие ИПС по причинам, описанным ниже, не могут определить, соответствует ли тот или иной документ запросу. Для решения этой задачи был введен синтетический критерий - степень соответствия документа запросу, который называется РЕЛЕВАНТНОСТЬЮ. Релевантный документ может оказаться непертинентным и наоборот.

Виды информационно поисковых систем

Информационно-поисковые системы (ИПС) Интернет, при всем их внешнем разнообразии, также попадают в один из этих классов. Поэтому, прежде чем знакомиться с этими ИПС, рассмотрим абстрактные алфавитные (словарные), систематические и предметные ИПС. Для этого дадим определение некоторым терминами из теории информационного поиска.

Классификационные информационно-поисковые системы. В классификационных ИПС используется иерархическая (древовидная) организация информации, которая называется КЛАССИФИКАТОРОМ. Разделы классификатора называются РУБРИКАМИ. Библиотечный аналог классификационной ИПС - систематический каталог. Классификатор разрабатывается и совершенствуется коллективом авторов. Затем его использует другой коллектив специалистов, называемых СИСТЕМАТИЗАТОРАМИ. Систематизаторы, зная классификатор, читают документы и приписывают им классификационные индексы, указывающие, каким разделам классификатора эти документы соответствую.

Предметная ИПС Web-кольца. Предметная ИПС с точки зрения пользователя устроена наиболее просто. Ищи название нужного предмета своего интереса (предметом может быть и нечто невещественное, например, индийская музыка), а с названием связаны списки соответствующих ресурсов Интернет. Это было бы особенно удобно, если полный перечень предметов невелик.

Словарные ИПС. Культурные проблемы, связанные с использованием классификационных ИПС, привели к созданию ИПС словарного типа, с обобщенным англоязычным названием search engines. Основная идея словарной ИПС - создать словарь из слов, встречающихся в документах Интернет, в котором при каждом слове будет храниться список документов, из которых взято данное слово.

Теория информационного поиска предполагает два основных алгоритма работы словарных ИПС: с использованием ключевых слов и с использованием дескрипторов. В первом случае, для оценки содержимого документа используются только те слова, которые в нем встречаются, и по запросу ИПС сопоставляет слова из запроса со словами документа, определяя по количеству, расположению, весу слов из запроса в документе его релевантность. Все работающие ИПС по историческим причинам используют этот алгоритм, в различных модификациях.

При работе с дескрипторами индексируемые документы переводятся на некоторый дексрипторный информационный язык. Дескрипторный информационный язык, как и любой другой язык, состоит из алфавита (символов), слов, средств выражения парадигматических и синтагматических отношений между словами. Парадигматика предусматривает выявление скрытых в естественном языке лексико– семантических отношений между понятиями. В рамках парадигматических отношений можно рассматривать, например, синонимию, омонимию. Синтагматика исследует такие отношения между словами, которые позволяют объединять их в словосочетания и предложения. Синтагматика включает правила построения слов из элементов алфавита (кодирование лексических единиц), правила построения предложений (текстов) из лексических единиц (грамматика).

То есть, запрос пользователя переводится в дескрипторы и обрабатывается ИПС уже в этой форме. Такой подход более затратен по вычислительным ресурсам но и потенциально более продуктивен, так как позволяет отказаться от критерия релевантности и работать непосредственно с пертинентностью документов.

Ранжирование результатов поиска. Словарные ИПС способны выдавать списки документов, содержащие миллионы ссылок. Даже просто просмотреть такие списки невозможно, да и не нужно. Было бы удобно иметь возможность задать формальные критерии (хотя бы относительной) важности (с точки зрения пертинентности) документов с тем, чтобы наиболее важные документы попадали бы в начало списка. Существующие ИПС делают это, исходя из критерия релевантности, и в настоящее время все ИПС уделяют основное внимание именно алгоритму определения релевантности для ранжирования полученных ссылок. Наиболее часто используемыми критериями при ранжировании в ИПС являются:

  • наличие слов из запроса в документе, их количество, близость к началу документа, близость к друг другу;
  • наличие слов из запроса в заголовках и подзаголовках документов (заголовки должны быть специально отформатированы);
  • Количество ссылок на данный документ с других документов;
  • «рекспектабельность» ссылающихся документов

Современные проблемы поисковых систем

Все основные технологические проблемы Интернет технологий, которые мы сейчас видим и зачастую ощущаем на себе, имеют своей причиной то, что когда эти технологии разрабатывались никто из разработчиков (по их собственным высказываниям) не представлял себе, что Интернет станет глобальной информационной средой. Все это полностью относится и к поисковым системам.

Архитектура. Современная поисковая система имеет трехуровневую архитектуру:

  • crawler (сборщик) – осуществляет сканирование Интернет ресурсов в поисках изменений на страницах;
  • indexer (индексатор) – индексирует ресурсы, строит базы данных по ключевым словам, хранит эти базы данных в виде, удобном для поиска по ним;
  • gateway (шлюз) – осуществляет прием запросов от пользователей и выдачу им информации из базы данных

В современных ИПС вся поисковая информации, вплоть до копий исходных документов, хранится в самой ИПС. Это было обусловлено ненадежностью ранних каналов связи и компьютерного оборудования. Это давало возможность пользователю ИПС фактически независимо от доступности документа ознакомиться с ним. Сейчас это ведет к том, что ИПС вынуждены наращивать свою вычислительную мощность пропорционально росту количества документов в Сети, то есть экспоненциально. Так, в Google сейчас работает более 100 компьютеров – серверов.

В современных ИПС Crawler самостоятельно сканирует Сеть в поисках новых документов. В условиях количества документов измеряемого в сотнях тысяч такой способ позволял быстро наполнить базу ИПС и соответственно представить там максимальное количество документов. Сейчас скорость появления и обновляние документов такова, что ни одна ИПС не охватывает более 30-35% документов в Сети. Более того, все изменения и перемещения документов попадают в базу ИПС со значительным опозданием (до 4 недель), то есть найти актуальную информацию через ИПС в Сети невозможно.

Алгоритмы поиска и ранжирования. То есть, Основной проблемой современных поисковых систем является то, что из-за фактически устаревшей архитектуры они не могут обеспечить качественный поиск информации.

Дело в том, что средняя длина поисковых запросов мала – 2-3 слова. Естественно, построить качественную пертинентную выборку из миллиарда документов по такому «слепку информации» просто невозможно. Естественным выходом здесь является сохранение контекста запросов пользователя, их истории, предпочтений. Но это не представляется возможным сделать на стороне сервера (т.к. он перегружен).

Далее, как видно, из критериев ранжирования, реальный критерий пертинентности документа – наличие слов из запроса - не так сильно влияет на его ранжирование в результатах поиска. С другой стороны, использование синтетических критериев дает возможность манипулирования результатами вычислений ранга страницы, путем оптимизации документов, с чем и борются все ИПС. Такая ситуация ведет к снижению качества поиска, поскольку потенциально более пертинентные документы неминуемо оттесняются своими «оптимизированными» конкурентами в конец списка. Наверно, многие сталкивались с тем, что реально полезные ресурсы в поисковиках находятся на второй – третьей страницы выдачи поискового запроса.

Изначально в Интернете вся информация была представлена в HTML, причем без таблиц, картинок и рисунков. Все эти вещи появились в Сети позже. Естественно, что алгоритмы ИПС ориентированы именно на текст. Сейчас объем мультимедийного наполнения (таблицы, базы данных, рисунки, музыка, видео) по объему уже превышает объем текстов. А найти информационную сводку или (тем более!) нужный музыкальный фрагмент, не зная его дополнительных параметров (автор, тема) – просто невозможно.

Резюмируя, существующая архитектура обеспечивает работоспособность поисковой системы в условиях низкой скорости и ненадежности каналов связи, низкой вычислительной мощности клиентского оборудования, не очень больших объемов (сотни тысяч, миллионы) документов, что было актуально в 90-х годах ХХ века. Сейчас все эти предпосылки устарели, высокоскоростные и надежные каналы связи стали обычным явлением, в несколько десятков раз выросла вычислительная мощность клиентских компьютеров, но и число документов в Сети выросло в десятки тысяч раз, приближаясь к 5 миллиардам. Следовательно, необходима иная архитектура, реализующая эти требования.

Основными моментами новой архитектуры ИПС, на взгляд автора, должны стать:

  1. Переход к распределенной модели вычислений;
  2. Переход от модели «один поиск на всех» к модели персонального поиска;
  3. Переход от критериев релевантности к критерию пертинентности;
  4. Переход от поиска только текстовой информации к распознаванию и поиску мультимедийной информации

В общем, решения пп. 1, 2 достаточно просты технически и организационно, но решения пп. 3 и 4 требуют нового теоретического подхода к поиску информации. Для реализации этого подхода применена теория пространства понятий.

Введение в теорию пространства понятий

Постановка задачи

Целью данной работы является выработка теоретического подхода к математическому анализу смысла понятий как объектов окружающего мира и, с определенным уровнем абстракции, выражаемых в человеческих языках, путем их систематизации в многомерном пространстве (Пространстве понятий) и разработка математического аппарата преобразования (действия над) понятиями - алгебры понятий.

Для современной технологии поиска необходима такая модель представления информации, которая позволит распознавать хранимые в ней знания без использования человеческого интеллекта или артефактных алгоритмов (таких как нейронные сети). Здесь уместно провести аналогию между растровым и векторным способом хранении графических изображений, то есть если из содержимого растрового файла нельзя однозначно сказать, как построено хранимое изображение, то из векторного формата способ построения очевиден.

Практически вся информация, хранимая человечеством сейчас представлена именно в «растровом» формате. Исключение составляют различные структурированные массивы информации и алгоритмы, но опять же, информация, зафиксированная в них скорее похожа улов в сети с ячейками размером метр на метр, то есть в нее попадаются только самые общие описания и правила. Очевидно, что такой подход дает слишком абстрактные модели и их применение в реальном мире невозможно без вмешательства человеческого интеллекта.

Следовательно, необходимо найти такой способ описание знаний, который бы был, по существу «векторным» форматом представления информации. Это и составляет собой суть теории пространства понятий.

Другими словами, основная идея состоит в том, чтобы применять не только существующую модель описания знаний, базирующуюся на ассоциациях, но и модель, базирующуюся на определении точного положения понятия в некоей системе координат. Автор доказывает, что для каждого понятия, ассоциированного с каким-либо объектом окружающего мира, существует не только определение через ассоциации («кресло похоже на диван, но диван больше, на нем можно лежать»), но и определение, как некоторой области некоего «пространства понятий». Следовательно, существует и возможность построения однозначного соответствия (отражения) между неким лингвистическим выражением, описывающим некоторый предмет, свойство или действие в окружающей реальности, и областью многомерного пространства понятий N{x1,x2,…, xn}, где Xn n ∞– примеры координатных осей (размерностей) данного пространства. Тогда становится возможным описание отношений между понятиями реального мира как расстояний, через уравнения алгебры понятий, в основе которых лежит векторная алгебра, построение карты пространства понятий и дальнейшего изучения его топологии.

В настоящее время преобладает иной подход, когда используются различные суррогатные заменители расстояния – «семантические связи», и т.д. , как правило, отражающие иерархические и сетевые соотношения между понятиями. «Близость», «отдаленность» в этих контекстах являются абстрактными величинами, они не дают возможности численного измерения (а значит и точной оценки) расстояния только для понятийно близких вещей (белый и черный, теплый и холодный). А насколько далеки друг от друга понятия «черный» и «холодный»? Это расстояние больше, чем между «шершавый» и «синий»? А какие вещи понятийно ближе друг к другу – кресло и бутылка или компьютер и кружка?

Идея пространства понятий ни в коем случае не отменяет иерархических, конструктивных и прочих взаимосвязей, но дополняет их, делая их исчислимыми. Например, можно достаточно долго описывать положение листа на дереве, передвигаясь к нему от ствола, по веткам и веточкам. Его гораздо проще можно найти, задав абсолютные полярные координаты: горизонтальное и вертикальное направление, длину вектора от осевой линии ствола у земли. Вместо достаточно объемного описания путешествия по дереву, мы получаем 3 (!)числа.

Основные определения

Пространство понятий – набор из N одномерных пространств, каждое из которых содержит в себе определенный ранжируемый признак объекта. Понятие – область пространства понятий (подпространство), соответствующая какому-то объекту в реальном мире. Действие – вид области в пространстве понятий - вектор, соответствующий процессу, производимому над объектом в реальном мире и изменяющее координаты объекта в ПП. В общем случае действие – это тоже подпространтсво. Модификатор – область в пространстве понятий, соответствующий эпитету в реальном языке (прилагательное – Модификатор существительного). Корректор – вектор - в пространстве понятий, соответствующий эпитету в реальном языке (наречие - Корректор глагола). Домен – именованная многомерная область (подпространство) в пространстве понятий, которая объединяет понятия в группы по иерархическим признакам. (понятие «стул» в домене «Мебель», Нож в домене «кухонное оборудование»). Иерархические отношения между понятиями регулируются доменами. Домены имеют внутреннюю структуру пространства понятий. По сути, это «разрезы» пространства понятий по определенным признакам.

Пространство понятий. Развернутая и свернутая форма представления

Если принять, что все существующие понятия окружающего мира, описанные в развитых человеческих языках, отражаются в многомерное пространство понятий N (Notion – понятие), то любое понятие, будь то существительное, глагол, прилагательное, или иная часть речи, несущая определенный смысл, может быть отражено как Entity (существительное, прилагательное, noun, adjective) N{{x1,x1’},{x2,x2’},…, |{xn,xn’}|}, где N - n-мерная область в n-мерном пространстве, где n ∞, а x1…n – измерения (оси координат) данного пространства.

Глагол, Наречие (Verb, adverb) erb {|x1-x1’|,|x2-x2’|,…, |xn-xn’|}, где Verb – вектор в n-мерном пространстве.

В общем случае, действия (глаголы) также могут быть описаны как области пространства понятий, каковыми они на самом деле и являются. Разделение область – векторы сделаны для удобства понимания теории и проведения расчетов.

Разрешенные области и действия

Если операция над понятием вида: i+1= i + j где i+1, i - произвольные области понятий, а j - произвольный вектор, истинна, то есть после выполнения некоего действия над понятием, мы получаем новое известное понятие, то данное действия с понятием является разрешенным, так как в реальном мире оно соответствует некоей реальной операции над реальным объектом, приводящей к реальному результату.

Если ложна, то данное сочетание является еще неописанным в пространстве понятий, "белым пятном". Ложность выражения не означает неосуществимости данной операции, но дает ресурс для поиска новых решений, открытий и изобретений. Возможно, раньше никто не задумывался о возможности такой операции и такого результата.

Построение поисковой системы с позиций теории пространства понятий

Пертинентный поиск

Для решения проблемы перехода к пертинентности, предлагается использовать для описания страниц дескрипторный язык вместо ключевых слов. Дескриптор – одно или несколько слов данного языка (синонимов), характеризующих данное понятие. Здесь дескриптор соответствует понятию. Данное переименование принято из целей соответствия принятой лингвистической терминологии.

С точки зрения теории понятий дескриптор – вектор, d{x1,x2,xi,...xn}, где x1,x2,xi, - инверсные расстояния до соответствующих осей координат пространства понятий, или, другими словами, это веса, притягивающие данный дескриптор к тому или иному разделу иерархического каталога тематических областей поиска. То есть, для реализации задачи пертинентного поиска, необходимо искать те документы которые лежат в той же области пространства понятий, что и запрос.

Поиск в мультимедийном окружении

Первой задачей поиска в мультимедийном окружении является поиск в базах данных. В настоящее время уже накоплены большие объемы информации в числовых данных которые однако недоступны для поиска через Интернет, так как (очевидно) не индексируются существующими ИПС.

Для организации поиска в табличной информации, необходимо вербализовать эти данные, то есть перевести столбцы чисел в некие текстовые отчеты, в которых будет произведен анализ данных в таблице.

Нужна некая система построения отчетов (генератор отчетов) для написания отчетов на основании заданных рядов данных на естественных языках с элементами математического и статистического (в будущем – эвристического) анализа. Отличительной особенностью предлагаемой системы является то, что она имитирует действия человека, читающего доклад с использованием графиков и таблиц, то есть является следующим шагом в деле построения отчетов.

Второй наиболее реализуемой задачей представляется задача распознавания речи и текста на изображениях, в том числе и рукописного.

При распознавании устной речи и рукописного текста на естественных языках возникают проблемы, следующего рода. Существуют слова, близкие по звучанию, по набору фонем. Например, «шесть» и «шерсть» (рус.), ship and sheep в английском. Человек достаточно легко справляет с различением таких слов за счет понимания контекста, в котором они произнесены, тогда как для компьютерных систем различить такие близкие наборы звуков составляет почти неразрешимую задачу. Следовательно, для распознавание речи нужно не только слышать ее, но еще и понимать о чем идет речь. Человек однозначно воспринимает контекст и «домысливает» нерасслышанные фонемы, в то время как существующие алгоритмы этот контекст просто не учитывают.

Аналогичные проблемы возникают и при распознавании рукописного текста. То есть, вариации в написании символов различными людьми не дают возможности построить однозначное соответствие между рукописным символом и буквой алфавита, что не дает возможности точно построить то или иное слово по его рукописному аналогу.

Проблема распознавания решается построением выражения алгебры понятий для тех гипотез значений, которые наиболее вероятны для звучаний и написаний распознаваемых слов (то есть рассматриваются все варианты слов, которые могут быть получены из распознанной информации). Так как распознавание происходит вместе с предыдущим контекстом, то, при проведении отражения в пространство понятий, сразу можно проверить попадание понятия в область, которая соответствует данному контексту, используя механизм алгебры понятий. То есть, результат описанных в тексте преобразований понятий попадает в определенную область, разрешенную по данному контексту и значение для распознавания будет выбираться именно из этой (результирующей) области., что решит проблему низкого качества распознавания.

Введение

Сегодня большинство людей привыкли начинать свой день не с горячей чашки кофе, свежей газеты и бутерброда с маслом, а с включения компьютера с доступом в Интернет. Всемирная паутина заменила нам выпуск новостей по телевидению, исключила необходимость покупать диски с фильмами и музыкой, а в некоторых случаях желание пользоваться телефоном и даже ходить на работу.

Всемирная электронная паутина так прочно вошла в нашу жизнь, что многие просто не представляют себе без нее жизнь. Едва оказавшись в доступном для интернета месте, они первым делом заходят на любимые сайты, узнают новости, «общаются» с друзьями, комментируют, просматривают, скачивают. Конечно, информация имеет для человека огромное значение, она формирует личность, но бывает, что она, же и разрушает ее.

Все чаще и чаще стало произноситься такое словосочетание, как «Интернет - зависимость» и в последнее время, данная тема стала одной из

самых популярных тем для публикаций и разговоров. Что это значит и какая

группа людей подвержена этому?

Что такое интернет-зависимость, как она появилась, как определить её у себя и как не поддаться этой зависимости? Вот вопросы, которые я поставила перед собой и решила выяснить, на сколько я и мои сверстники зависимы от Интернет.

Тема моего проекта « Интернет – зависимость»

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в наше время компьютер все настойчивее вторгается во все области нашей жизни. Все большее количество детей подвергаются риску компьютерной зависимости. Я решила посмотреть на эту проблему внутри нашей школы.

П редметом исследования является Интернет-зависимость моих сверстников, определение ее наличия и степени распространения.

Цель работы : исследование проблемы Интернет - зависимости, степени распространенности и особенностей этого явления.

Для достижения поставленной цели я определила для себя следующие задачи: определить наиболее часто используемые Интернет – ресурсы и выяснить наличие и степень распространения зависимости от Интернет учащихся 8-10-х классов и учителей школы.

Для реализации задач я использовала методы: опрос, тестирование, сравнительный анализ результатов, вывод результатов в виде диаграмм.

В данной работе я попытаюсь ответить на такие вопросы:

Как учащиеся 8-10-х классов моей школы, а также мои учителя относятся к Интернет зависимости?

Какие существуют способы определения зависимости от Интернета?

Как не стать жертвой "паутины"?

Как избавиться от Интернет – зависимости?

Как влияет чрезмерное увлечение Интернетом на организм человека?

    ВСЕМИРНАЯ ПАУТИНА

1.1. Интерес, порождающий манию.

Если человек не сумеет сам заметить опасность,

если не отгородит глухой стеной ту сферу своей

жизни и деятельности, где властвует техника,

от остальных сфер своей жизни и души,

он превращается в духовного калеку.

Даниил Андреев. "Роза Мира"

Интернет всё больше и больше внедряется в нашу жизнь, становится одним из доминирующих инструментов, как для персональной, так и профессиональной коммуникаций. Количество пользователей Интернета насчитывает приблизительно 400 миллионов человек по всему миру. Для России эта цифра составляет 8,8 миллионов человек. И с каждым днём количество пользователей увеличивается. Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете.

И сегодня каждый день множество людей открывает для себя существование глобальных компьютерных сетей, объединяющих компьютеры во всем мире в едином информационном пространстве, имя которому – Интернет.

Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой пользователей компьютерных сетей.

Интернет постепенно становится основным средством корпоративного общения, уступая пока телефону. Когда два или более компьютеров связывают постоянным соединением для обмена данными, говорят о создании компьютерной сети.

По Интернету происходит поиск информации, рассылают пресс -релизы, устраивают конференции, выставки, интервью и т.д. Обычный, «домашний» пользователь имеет все шансы по Интернету не только заказать любой товар с доставкой на дом или узнать погоду, но и познакомиться, пообщаться.

Сегодня Интернет не охватывает только несколько стран Африки и Восточной Азии.

Сегодня Интернет вошел практически во все отрасли, дома – полностью используется как в промышленности, армии, медицине и т.д. Без интернета невозможно представить всевозможные сервисы: электронная почта, онлайн

конференции, оперативный поиск информации, общение, социальные сети,

электронные СМИ, веб - представительства фирм и корпораций. В свое время даже фантасты не могли представить как всего за несколько десятилетий перспективная сеть компьютерной связи, ныне носящая имя

Интернет, изменит наш мир и нашу культуру.

За последние 10 лет Интернет распространился в десятки, сотни и даже в тысячи раз. И согласно последним данным - сегодня каждый 3 человек на планете находится в интернете. Количество пользователей продолжает бурно увеличиваться.

Но бурное развитие технологий и лавинообразно растущий поток информации, «выливающийся» на пользователей Сети, таят в себе скрытую угрозу. Время препровождение в Сети может стать настолько притягательным, что у человека вырабатывается нездоровая привязанность или зависимость от интернета.

Это явление получило название интернет-аддикция. Для его обозначения уже появились образные русскоязычные термины: «нетоголик», «интернетоман» или «интернет-аддикт».

Истинные интернетоманы - люди, утратившие способность контролировать свое время в Сети. Оно уходит на серфинг, игры, покупки, участие в форумах и чатах, банальное блуждание по сайтам, наконец. У этой категории пользователей на Сеть в среднем затрачивается в 10 раз больше времени, чем на работу или учебу.

Интернет как новый инструмент, средство современного жизнеобеспечения снимает проблему повышения мотивации. Телекоммуникационная среда с самого начала была оккупирована подрастающим поколением и которое хорошо освоилось в этой среде. Проблемы подрастающего поколения, не замечаемые взрослыми и находившиеся в состоянии «покоя» в реальной действительности, вылились в определенные негативные явления: появление молодежной субкультуры, Интернет-аддикция, флейм и т.д. Обратите внимание, что проблемы существуют, имеют определенные названия, т.е. это проблемы не носят частный характер.

    ИНТЕРНЕТ – ЗАВИСИМОСТЬ

Порой, фантазией реальность заменяя,

Мы забываем наш прекрасный мир.

Часами по сети гуляем!

Да! Интернет - у многих есть кумир.

Кто ты: ПАУК в нем или МУХА?

Определись! И ситуацией владей!

Иначе же в сети сотрется личность,

Бесследно ты исчезнешь в ней!

    1. Вред и польза Интернета

В наше время Интернет ассоциируется с кладом знаний. Благодаря нему можно узнать новую информацию и даже разбогатеть. Но, несмотря на все эти плюсы, Интернет приносит не только пользу, но и вред.

С возрастанием популярности Интернета проявились и негативные аспекты его применения. Некоторые люди настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Чем больше времени в жизни человека начинает занимать интернет, тем меньше в ней остается места другим, более нужным вещам.

Человек меньше задумывается о своих социально-бытовых проблемах, своем здоровье, не строит никаких планов на жизнь. Все это откладывается на потом, оставляя место для комфортного психологического состояния «здесь и сейчас» - в Сети.

За и против

Огромный информационный ресурс

Отвыкание от книг

Путь избавления от одиночества

Замена реальных отношений виртуальными

Поддержание дружеских отношений на расстоянии

Перенос реальных интересов в виртуальный мир, сложность общения наяву

Возможность примерить на себя

различные «роли»

«Безнаказанное» поведение снижает уровень ответственности

Возможность сэкономить деньги, найти работу в интернете

Риск стать компьютерным преступником

Лучшее усвоение языка

Создание виртуального языка

Укрепление самооценки

Упадок нравственности

И уж, конечно, все сходятся в мыслях, что интернет, если он чрез меры, если его слишком много, ничего хорошего пользователю не даст. Один только вред.

2.2. Основные типы и критерии Интернет-зависимости.

Компьютеры и информационные системы находят применение во все новых областях человеческой практики, оказывая воздействие на психические процессы и трансформируя не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом. С психологической точки зрения, при взаимодействии человека с системами информатики происходит преобразование деятельности за счет опосредствования ее знаковыми системами.

Каждый человек, становясь пользователем Интернета проходит 3 стадии : навязчивого влечения, отторжения и баланса. Некоторые пользователи застревают на первой стадии. Таким образом у него начинает формироваться Интернет-зависимость.

Основными проявлениями Интернет-зависимости являются : поглощенность проблемами Интернета (постоянные размышления об Интернете); постоянно увеличивающееся время провождения в Сети, необходимое для достижения удовлетворения; безуспешные попытки контролировать или прекратить использование Интернета; возникновение плохого настроения, депрессии, беспокойства при отсутствии Возможности работать в Интернете; концентрация внимания на Интернете. Все меньше и меньше уделяется вниманию семье и друзьям, затем работе, попытки скрыть свое чрезмерное увлечение, отрицание аддикции . Интернет используется как способ ухода от проблем, для того чтобы поднять настроение. Перечисленные признаки являются лишь общими для Интернет зависимости , которая в настоящее время разделяется исследователями на несколько подтипов.

    Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

    Интернет-коммуникативная зависимость - избыточность знакомых и друзей в Сети.

    Навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры.

Зависимость W eb -серфинга существует у многих, она вызвана желанием поиска новых интересных сайтов. Интернет используется как средство поиска информации, серфинг доставляет массу удовлетворения и массу информации, хотя 70 % этой информации является пустой, не несущей никакой информационной нагрузки. В месяц по подсчётам зависимые тратят не менее 350 МБ, что примерно составляет 340–620 рублей. Но это пустяки по сравнению с тем, что тратят зависимые от азартных игр в Интернете. Интернет-коммуникативная зависимость - в основном это потребность в общении. Самые популярные сервисы для общения в Интернете – это icq и irc . Они являются на данный момент самыми распространенными, поскольку являются бесплатными и используют относительно немного Интернет-трафика. Максимальную степень выраженности имеет зависимость от игр on - line . По данным психологов этой зависимости подвержены люди практически всех возрастов, начиная с 9-летнего.

Исследователи приводят различные критерии, по которым можно судить об Интернет-зависимости.

Более развернутую систему критериев приводят русские специалисты. По их мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 пунктов из следующих:

    Неспособность и нежелание отвлекаться от Интернета и досада и раздражение, при вынужденном отрыве.

    Количество времени, проводимое в Интернете, чтобы достичь удовлетворения (иногда чувство удовольствия от общения в сети граничит с эйфорией), заметно возрастает. Неспособность спланировать время выхода из сети.

    Увеличение расходов на Интернет.

    Ложь или скрывание количества времени, проведенного в Интернете

    Забывание о прямых обязанностях, будь то учеба, работа или домашние дела.

    Пренебрежение семьей и друзьями. Потеря отношений и общения прежнего круга друзей.

    Освобождение посредством Интернета от негативных настроений и депрессий. Хорошее самочувствие и появление специфической эйфории при нахождении в сети.

    Пренебрежение собственным здоровьем.

Существуют так же и физические симптомы, свидетельствующие о возможном наличии Интернет-зависимости.

2.3. Причины и симптомы зависимости.

Интернет-зависимость – это исключительно современная проблема, которую нельзя оставлять без внимания. Стремительно растущая популярность социальных сетей и он-лайн игр ставит под угрозу гармоничное развитие и существование человека с самых ранних лет его жизни: сейчас компьютером умеет пользоваться каждый первоклассник!

Феномен Интернет – зависимости привлекает сейчас внимание ученых, исследователей сети, средства массовой информации. Это явление стало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет – зависимость определяется психологами как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line. Под on-line понимается общение в сети в реальном времени, off-line – общение через почтовый ящик, когда непосредственный собеседник отсутствует в данный момент времени. Исследователи отмечают, что большая часть Интернет - зависимых пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Другую часть «зависимых» привлекают информационные сервисы сети.

Причины Интернет – зависимости:

Доступность разнообразной информации;

Широкая интерактивность, постоянное общение;

персональный контроль над информацией о себе, позволяющий создавать определенный «образ»;

анонимность передаваемой информации;

основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей психологи считают недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми;

игровая зависимость возникают на фоне скрытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым.

Симптомы Интернет – зависимости:

Психические признаки компьютерной зависимости: «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером; утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду;

Физические признаки компьютерной зависимости: ухудшение опорно-двигательного аппарата; пищеварительной системы; зрения.

В группе риска по интернет - зависимости:
- дети и подростки – 78%,
- женщины старше 45 лет – 57%,
- мужчины старше 30-35 лет – 32%.

Пути решения

Самый простой и доступный способ решения зависимости это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, обращение к спорту, туризму, занятиям музыкой, художественной фотографией, как правило, выводят человека из зависимости. Прежде всего, следует привести свой образ жизни к некоему балансу. В ней должно быть что-то интересное помимо Интернета и компьютерных игр.
Главное – доказать человеку, что живое общение привлекательнее виртуального. Вырвать человека из Сети, приобщить к другим интересам – задача вполне разрешимая.

    МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Моё исследование было проведено среди старшеклассников и учителей моей школы. Всего в исследовании участвовали 37 человек: 25 учащихся 8,9 и 10 классов и 12 учителей, которые располагают ежедневным доступом к Интернету.

Каждым из них были заданы несколько вопросов. На каждый вопрос была создана диаграмма, где наглядно представлены все ответы .(Приложение1)

Первый вопрос был: «Зарегистрированы ли вы в каком – ни будь социальном сете»

Результат его показал что, 92% учеников и 66% учителей зарегистрированы в "Вконтакте" и в "Одноклассниках" - 18% учеников и 34% учителей.

На вопрос «Какова ваша потребность в интернете» 20% учащихся и 10% учителей ответили, что равнодушно относятся к выходу в Интернет и у 40% учащихся и 80% учителей есть ежедневная и периодическая потребность выхода в Интернет. Это потребность связано с электронным образованием. Учителям ежедневно приходиться заполнять электронные журналы и тем самым заходить в Интернет.

По результатам исследования можно сделать вывод, что 100% участвующих в анкетировании зарегистрированы в социальных сетях. Все учителя и большинство учащихся считают Интернет полезным открытием, и разумно им используется половина анкетируемых, однако вызывает волнение то, что некоторая часть сидит в Интернете по ночам, что негативно сказывается на здоровье и учебе. Будем думать, что это происходит в выходные дни.

Интернет-зависимость - психическое расстройство, навязчивое

желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя

отключиться от Интернета.

Среди 8 – 10 классов школы, у которых есть Интернет, таких 25 человек, я с учителем информатики провели тест на Интернет – зависимость.

«ПРОВЕРЬ СЕБЯ: ЗАВИСИМ ЛИ ТЫ ОТ СЕТИ?» (Приложение2).

Тест состоит всего из пяти вопросов, за каждый ответ «да» начисляется 1 балл, за «нет» - 0 баллов. Исследование выявило наличие у некоторых учащихся признаков Интернет - зависимости, что подтверждает важность и актуальность рассмотренной темы. У них выявлена разная степень Интернет - зависимости.

Примерно 32% учеников пользуются Интернетом больше, чем полагается. Им нужно найти силы пользоваться интернетом меньше.
Зависимость пока не грозит половине учащихся, проходящих тестирование, они могут пользоваться Сетью в том же режиме. С помощью этой анкеты я узнала, что юноши более подвержены Интернет – зависимости.

Следующее мое исследование – это влияние Интернета на здоровье по мнению самим анкетированных . Я обратилась к фельдшеру нашего села за статистическими данными о состоянии здоровья (осанка, зрение) в 8 и 9 классах тех, кто принимал участие в анкетировании. Проанализировав данные, можно сделать вывод: в 8 классе у трех человек было слабое зрение, а в 9 классе зрение ухудшилось у 5 человек, причем все пользуются Интернет, правда «зависимых» среди них нет. Нарушение осанки: 8 класс один человек (имеющих компьютер), а в 9 классе их количество увеличилось до 4. Конечно, я не берусь утверждать, что это точно от увлечения компьютером, но думаю, стоит моим одноклассникам задуматься.

Заключение

Компьютеризация нашего общества в последнее время приобрела лавинообразный характер, практически невозможно найти учебное заведение, организацию без наличия в них компьютеров и компьютерных сетей. Аналогично тому, как изобретение игровых автоматов породило такую форму аддиктивного поведения, получившего название "патологическая игра", таким же образом очередной виток технического прогресса создал еще более замысловатую аддиктивную патологию - интернет-зависимость.

Основной группой риска для развития этой патологии в России являются подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Этому способствует ряд факторов - широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения интернет - сети. Как правило, подростки знакомятся с компьютером в школе, у друзей или компьютерном клубе. Практически все они проходят стадию естественной увлеченности и, хотя многие из них становятся в дальнейшем обычными пользователями, определенная часть переходит в категорию интернет - зависимых. Таким образом, приходится признать тот факт, что развитие цивилизации неизменно сопровождается не только улучшением качества жизни людей, но и порождает новые проблемы, откладывание решения которых грозит значительными последствиями для психического здоровья общества.

Несомненно, возможность использования интернета очень важна для каждого современного человека. Однако всегда следует помнить о потенциальной опасности сети и понимать, что реальная жизнь проходит очень быстро, если сидеть за компьютером больше двух часов в день…

Интернет открывает нам новые возможности, но от нас зависит, как мы будем их использовать.

Сильных Интернет укрепляет, а слабых – подавляет и разрушает.

Список литературы.

    Мартынова О. С. Интернет – зависимость « Психотерапия и

консультирование"

    Байков В.Д.,Сафронов И. К. Уроки Интернета для школьников.

БХВ-Петербург,2003

    Статьи в интернете:

1).Колчанова Л. Психологические проблемы интернет-зависимости. 2. Окружающие жаловались, что вы проводите много времени в интернете?
3. Если во время «бдения» в Сети приходит время приема пищи, то вы пропускаете его или едите прямо за компьютером?
4. Вы знаете, что нужно ложиться спать до 24.00, но несколько раз в неделю засиживаетесь в Сети за полночь?
5. Если за день не удается выйти в Сеть ни разу, вечером возникают тревога и раздражительность?
Ключ
0-1 балл. Зависимость пока вам не грозит, можно пользоваться Сетью в том же режиме.
2-3 балла. Вы в тревожной зоне. Нужно найти силы пользоваться интернетом меньше.
4-5 баллов. У вас ярко выражена зависимость. Нужна помощь.

Анализ теста

«ДА»

«НЕТ»

Говорят, что в Интернете есть все. На самом деле – это не так. Материалы для размещения в сети готовят живые люди, и потому там можно найти лишь то, что они сочли нужным опубликовать. Впрочем, река питается ручьями, и, благодаря их творчеству сегодня в Интернете уже образовалось около двух миллиардов Web-страниц. В результате каталогизация имеющихся в сети ресурсов стала серьезной проблемой. Несмотря на то, что проблемой занимаются тысячи организаций, она не только не приближается к разрешению, но и становится острее. Процент каталогизированных ресурсов неуклонно падает. В последние годы это падение стало катастрофическим. Так, если в 1999 году процент каталогизированных ресурсов приближался к 40%, то всего лишь за один следующий год он опустился до 25 %.

Вывод простой: пространство Web быстрее наполняется, чем систематизируется.

К сожалению, у нас нет оснований предполагать, что в ближайшее время что-нибудь может измениться к лучшему. В итоге поиск информации в Интернет можно считать одной из самых трудных задач.

Для поиска интересующей вас информации необходимо указать браузеру адрес Web-страницы, на которой она находится. Это самый быстрый и надежный вид поиска. Для быстрого доступа к ресурсу достаточно запустить браузер и набрать адрес страницы в строке адреса.

Адреса Web-страниц приводятся в специальных справочниках, печатных изданиях, звучат в эфире популярных радиостанций и с экранов телевизора.

Если вы не знаете адреса, то для поиска информации в сети Интернет существуют поисковые системы, которые содержат информацию о ресурсах Интернета.

Каждая поисковая система – это большая база ключевых слов, связанных с Web-страницами, на которых они встретились. Для поиска адреса сервера с интересующей вас информацией надо ввести в поле поисковой системы ключевое слово, несколько слов или фразу. Тем самым вы посылаете поисковой системе запрос. Результаты поиска выдаются в виде списка адресов Web-страниц, на которых встретились эти слова.

Как правило, поисковые системы состоят из трех частей: робота, индекса и программы обработки запроса.

Робот (Spider, Robot или Bot) - это программа, которая посещает веб-страницы и считывает (полностью или частично) их содержимое.

Роботы поисковых систем различаются индивидуальной схемой анализа содержимого веб-страницы.

Индекс - это хранилище данных, в котором сосредоточены копии всех посещенных роботами страниц.

Индексы в каждой поисковой системе различаются по объему и способу организации хранимой информации. Базы данных ведущих поисковых машин хранят сведения о десятках миллионов документов, а объемы их индекса составляют сотни гигабайт. Индексы периодически обновляются и дополняются, поэтому результаты работы одной поисковой машины с одним и тем же запросом могут различаться, если поиск производился в разное время.

Программа обработки запроса - это программа, которая в соответствии с запросом пользователя «просматривает» индекс на предмет наличия нужной информации и возвращает ссылки на найденные документы.

Множество ссылок на выходе системы распределяется программой в порядке убывания от наибольшей степени соответствия ссылки запросу к наименьшей.

В России наиболее распространенными поисковыми системами являются:

  • Рамблер (www.rambler.ru);
  • Яндекс (www.yandex.ru);
  • Мэйл (www.mail.ru).

За рубежом поисковых систем гораздо больше. Самыми популярными являются:

  • Alta Vista (www.altavista.com);
  • Fast Search (www.alltheweb.com);
  • Northern Light (www.northernlight.com).

Яндекс является пожалуй наилучшей поисковой системой в российском Интернете. Эта база данных содержит около 200 000 серверов и до 30 миллионов документов, которые система просматривает в течение нескольких секунд. На примере этой системы покажем как осуществляется поиск информации.

Поиск информации задается введением ключевого слова в специальную рамку и нажатием кнопки «Найти», справа от рамки.

Результаты поиска появляются в течение нескольких секунд, причем ранжированные по значимости – наиболее важные документы размещаются в начале списка. При этом ранг найденного документа определяется тем, в каком месте документа находится ключевое слово (в заглавии документа важнее, чем в любом другом месте) и числом упоминаний ключевого слова (чем больше упоминаний, тем ранг выше).

Таким образом, сайты, расположенные на первых местах в списке, являются ведущими не с содержательной точки зрения, а практически, по отношению к частоте упоминания ключевого слова. В связи с этим, не следует ограничиваться просмотром первого десятка предложенных поисковой системой сайтов.

Содержательную часть сайта можно косвенно оценить по краткому его описанию, размещаемому Поисковой системой под адресом Сайта. Некоторые недобросовестные авторы сайтов, для того, чтобы повысить вероятность появления своей Web-страницы на первых местах Поисковой системы, умышленно включают в документ бессмысленные повторы ключевого слова. Но как только поисковая система обнаруживает такой «замусоренный» документ, она автоматически исключает его из своей базы данных.

Даже ранжированный список документов, предлагаемый поисковой системой в ответ на ключевую фразу или слово, может оказаться практически необозримым. В связи с этим в Яндекс (как и других мощных Поисковых Машинах) предоставлена возможность в рамках первого списка, выбрать документы, которые точнее отражают цель поиска, то есть уточнить или улучшить результаты поиска. Например, на ключевое слово список из 34 899 Веб-страниц. После ввода в команду «Искать в найденном» уточняющего ключевого слова список сокращается до 750 страниц, а после ввода в эту команду еще одного уточняющего слова этот список сокращается до 130 Веб-страниц.

Поисковые каталоги представляют собой систематизированную коллекцию (подборку) ссылок на другие ресурсы Интернета. Ссылки организованы в виде тематического рубрикатора, npeдставляющего собой иерархическую структуру, перемещаясь по которой, можно найти нужную информацию.

Приведем в качестве примера структуру поискового интернет-каталога Яндекс.

Это каталог общего назначения, так как в нем представлены ссылки на ресурсы Интернета практически по всем возможным направлениям. В этом каталоге выделены следующие темы:

  • Бизнес и экономика;
  • Общество и политика;
  • Наука и образование;
  • Компьютеры и связь;
  • Справочники и ссылки;
  • Дом и семья;
  • Развлечения и отдых;
  • Культура и искусство.

Каждая тема включает множество подразделов , а они, в свою очередь, содержат рубрики и т. д.

Предположим, вы готовите мероприятие ко Дню победы и хотите найти в Интернете слова известной военной песни Булата Окуджавы «Вы слышите, грохочут сапоги». Поиск можно организовать следующим образом:

Яндекс > Каталог > Культура и искусство > Музыка > Авторская песня

Такой способ поиска является достаточно быстрым и эффективным. В конце вам предлагается всего несколько ссылок, среди которых есть ссылки на сайты с песнями известных бардов. Остается только найти на сайте архив с текстами песен Б. Окуджавы и выбрать в нем нужный текст.

Другой пример. Предположим, вы собираетесь приобрести мобильный телефон и хотите сравнить характеристики аппаратов разных фирм. Поиск мог бы вестись по следующим рубрикам каталога:.

Яндекс > Каталог > Компьютеры и связь > Мобильная связь > Мобильные телефоны

Получив ограниченное количество ссылок, можно достаточно оперативно их просмотреть и выбрать телефон, исследовав характеристики по фирмам и модификациям аппаратов.

Большинство поисковых машин имеют возможность поиска по ключевым словам. Это один из самых распространенных видов поиска.

Для поиска по ключевым словам необходимо ввести в специальном окне слово или несколько слов, которые следует искать, и щелкнуть на кнопке Найти.

Поисковая система найдет в своей базе и покажет документы, содержащие эти слова. Таких документов может оказаться множество, но много в данном случае не обязательно означает хорошо.

Проведем несколько экспериментов с любой из поисковых систем. Предположим, что мы решили завести аквариум и нас интересует любая информация по данной теме. На первый взгляд самое простое - это поиск по слову «аквариум». Проверим это, например, в поисковой системе Яндекс. Результатом поиска будет огромное количество страниц - огромное количество ссылок. Причем, если посмотреть внимательнее, среди них окажутся сайты, упоминающие группу Б. Гребенщикова «Аквариум», торговые центры и неформальные объединения с таким же названием, и многое другое, не имеющее отношения к аквариумным рыбкам.

Нетрудно догадаться, что такой поиск не может удовлетворить даже непритязательного пользователя. Слишком много времени придется потратить на то, чтобы отобрать среди всех предложенных документов те, что касаются нужного нам предмета, и уж тем более на то, чтобы ознакомиться с их содержимым.

Можно сразу сделать вывод, что вести поиск по одному слову, как правило, нецелесообразно, ведь по одному слову очень сложно определить тему, которой посвящен документ, веб-страница или сайт. Исключение составляют редкие слова и термины, которые практически никогда не используются вне своей тематической области.

Имея определенный набор наиболее употребительных терминов в нужной области, можно использовать расширенный поиск. На рис. показано окно расширенного поиска в поисковой системе Яндекс. В этом режиме возможности языка запросов реализованы в виде формы. Подобный сервис, включающий словарные фильтры, предлагается почти всеми поисковыми системами.

Попробуем уточнить условия поиска и введем словосочетание «аквариумные рыбки». Количество ссылок уменьшится более чем в 20 раз. Этот результат нас устраивает больше, но все равно среди предложенных ссылок могут встретиться, например, русские сувенирные наборы спичечных этикеток с изображениями рыбок, и коллекции заставок для Рабочего стола компьютера, и каталоги аквариумных рыбок с фотографиями, и магазины аквариумных аксессуаров. Очевидно, что следует продолжить движение в направлении уточнения условий поиска.

Для того чтобы сделать поиск более продуктивным, во всех поисковых системах существует специальный язык формирования запросов со своим синтаксисом. Эти языки во многом похожи. Изучить их все достаточно сложно, но любая поисковая машина имеет справочную систему, которая позволит вам освоить нужный язык.

Приведем несколько простых правил формирования запроса в поисковой системе Яндекс.

Ключевые слова в запросе следует писать строчными (маленькими) буквами.

Это обеспечит поиск всех ключевых слов, а не только тех, которые начинаются с прописной буквы.

При поиске учитываются все формы слова по правилам русского языка, независимо от формы слова в запросе.

Например, если в запросе было указано слово «знаю», то условию поиска будут удовлетворять и слова «знаем», «знаете» и т. п.

Для поиска устойчивого словосочетания следует заключить слова в кавычки.

Например, «фарфоровая посуда».

Для поиска по точной словоформе перед словом надо поставить восклицательный знак.

Например, для поиска слова «сентябрь» в родительном падеже следует написать «!сентября».

Для поиска внутри одного предложения слова в запросе разделяют пробелом или знаком &

Например, «приключенческий роман» или «приключенческий&роман». Несколько набранных в запросе слов, разделенных пробелами, означают, что все они должны входить в одно предложение искомого документа.

Если вы хотите, чтобы были отобраны только те документы, в которых встретилось каждое слово, указанное в запросе, поставьте перед каждым из них знак плюс «+». Если вы, наоборот, хотите исключить какие-либо слова из результата поиска, поставьте перед этим словом минус «-». Знаки « + » и «-» надо писать через пробел от предыдущего и слитно со следующим словом.

Например, по запросу «Волга -автомобиль» будут найдены документы, в которых есть слово «Волга» и нет слова «автомобиль».

При поиске синонимов или близких по значению слов между словами можно поставить вертикальную черту «|».

Например, по запросу «ребенок | малыш | младенец» будут найдены документы с любым из этих слов.

Вместо одного слова в запросе можно подставить целое выражение. Для этого его надо взять в скобки

Например, «(ребенок | малыш | дети | младенец) +(уход | воспитание)».

Знак «~» (тильда) позволяет найти документы с предложением, содержащим первое слово, но не содержащим второе.

Например, по запросу «книги ~ магазин» будут найдены все документы, содержащие слово «книги», рядом с которым (в пределах предложения) нет слова «магазин».

Если оператор повторяется один раз (например, & или ~), поиск производится в пределах предложения. Двойной оператор (&&,~~) задает поиск в пределах документа.

Например, по запросу «рак ~~ астрология» будут найдены документы со словом «рак», не относящиеся к астрологии.

Вернемся к примеру с аквариумными рыбками. После про¬чтения нескольких предлагаемых поисковой системой документов становится понятно, что поиск информации в Интернете следует начинать не с выбора аквариумных рыбок. Аквариум - сложная биологическая система, создание и поддержание которой требует специальных знаний, времени и серьезных капиталовложений.

На основании полученной информации человек, производящий поиск в Интернете, может кардинально изменить стратегию дальнейшего поиска, приняв решение изучить специальную литературу, относящуюся к исследуемому вопросу.

Для поиска литературы или полнотекстовых документов возможен следующий запрос:

«+(аквариум | аквариумист | аквариумистика) +начинающим +(советы | литература) +(статья | тезис | полнотекстовый) -(цена | магазин | доставка | каталог)».

После обработки запроса поисковой машиной результат оказался весьма успешным. Уже первые ссылки приводят к искомым документам.

Теперь можно подытожить результаты поиска, сделать определенные выводы и принять решение о возможных действиях:

  • Прекратить дальнейший поиск, так как в силу различных причин содержание аквариума вам не под силу.
  • Прочитать предлагаемые статьи и приступить к устройству аквариума.
  • Поискать материалы о хомячках или волнистых попугайчиках.
  1. Какой вид поиска является самым быстрым и надежным?
  2. Где пользователь может найти адреса Web-страниц?
  3. Каково основное назначение поисковой системы?
  4. Из каких частей состоит поисковая система?
  5. Какие поисковые системы вы знаете?
  6. Какова технология поиска по рубрикатору поисковой системы?
  7. Какова технология поиска по ключевым словам?
  8. Когда в критерии поиска надо задавать + или -?
  9. Какие критерии поиска в Яндексе заданы следующей фразой:

    (няня|воспитатель|гувернантка)++(уход|воспитание|присмотр) ?

  10. Что означает удвоение знака (~~ или ++) при формировании сложного запроса?

Задание.

Задание 1. Поиск по каталогам.

Пользуясь каталогом поисковой системы, найдите следующую информацию (по указанию учителя):

  1. Текст песни популярной музыкальной группы
  2. Репертуар Мариинского театра на текущую неделю
  3. Характеристики последней модели мобильного телефона известной фирмы (по вашему выбору)
  4. Рецепт приготовления украинского борща с галушками
  5. Долгосрочный прогноз погоды в вашем регионе (не менее чем на 10 дней)
  6. Фотография любимого исполнителя современной песни
  7. Примерная стоимость мультимедийного компьютера (прайс)
  8. Информация о вакансиях на должность секретаря в вашем регионе или городе
  9. Гороскоп своего знака зодиака на текущий день

По результатам поиска составьте письменный отчет в Word: представьте в документе найденный, скопированный и отформатированный материал. Предъявите отчет учителю.

Задание 2. Формирование запроса по точному названию или цитате.

Вам известно точное название документа, например «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Сформулируйте запрос для поиска в Интернете полного текста документа.

Результат поиска сохраните в своей папке. Предъявите учителю.

Задание 3. Формирование сложных запросов.

  • В любой поисковой системе составьте запрос для поиска информации о русской бане. Исключите предложения об услугах, рекламу банных принадлежностей и прочую рекламу. Сосредоточьте поиск на влиянии русской бани на организм.
  • Составьте сложный запрос на поиск информации по уходу за домашними кошками. Исключите из поиска крупных кошек (например, львов), а также предложения о покупке, продаже, фотографии для обоев и т. п.
  • Текст запроса и результат поиска оформите в Word и представьте учителю.
Задание 4. Тематический поиск.

Всеми известными вам способами выполните поиск в Интернете информации по истории развития вычислительной техники. Поиск производите по различным направлениям: историческая обстановка, техника, личности. Результаты поиска оформите в виде презентации. Используйте в презентации многоступенчатой оглавление в виде гиперссылок.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: