Что значит по убыванию. В порядке убывания

Земноводные и Класс Пресмыкающиеся»

Цель урока: повторение и обобщение знаний по темам: «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся».

Задачи урока:

  • расширить представление учащихся о многообразии животных форм;
  • развивать интерес к биологии, бережное отношение к животным;
  • развивать самостоятельное мышление, умение анализировать;
  • закрепить полученные знания по пройденной теме;
  • обобщить знания учащихся 7 класса об особенностях морфологии, экологии и этологии холоднокровных животных;
  • провести занимательную викторину, которая поможет повысить интерес к биологии, как к одной из фундаментальных наук человечества.

Слайд 2

Правила проведения познавательной викторины.

Ученики 7 класса формируют 3 команды (по числу рядов в классе).

  • Каждый правильный ответ - + 10 баллов команде (при неполном ответе допускается судьей-учителем засчитать 5 баллов из 10).
  • При неверном ответе, другие две команды могут попытаться ответить на этот вопрос в порядке очередности.
  • В конце – подведение итогов и выставление оценок для выявления победившей команды.
  • Слайд 3

    Тема «Надкласс Рыбы».1. Рыбы (ерш и окунь), чистое полотенце и раствор йода. Какая связь между

    Ответ: Спинной и анальный плавники этих рыб имеют жесткие и колючие лучи. Уколы лучей при ловле и разделке рыб очень чувствительны и болезненны, приводят к образованию опухолей на коже рук. Руки при уколе необходимо вытереть чистым полотенцем, а ранки продезинфицировать раствором йода.

    Слайд 4

    Тема: «Класс Земноводные».1. Лягушка и спортивный стиль плавания. Какая связь между ними?

    Брасс – спортивный стиль плавания, основанный на эффективном лягушачьем плавании.

    Слайд 5

    Тема: «Класс Пресмыкающиеся».1. Аллигатор, анаконда, саламандра, черепаха, удав. Какое

    животное лишнее в этой компании? Почему?

    Ответ: Саламандра – земноводное.

    Слайд 6

    Тема «Надкласс Рыбы».2. Чешуя рыб «паспорт» и «медицинская» книжка одновременно. Почему?

    Ответ: Чешуя рыб имеет годичные кольца, как ствол дерева. Эти кольца можно рассмотреть под микроскопом. В составе годичных колец два слоя: летний – широкий и светлый; зимний – узкий и темный. Подсчет годичных колец на чешуе рыбы дает возможность определить не только возраст, но и условия жизни рыбы в разные годы.

    Слайд 7

    Тема: «Класс Земноводные». 2. Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки?

    Ответ: Нельзя. У лягушки нет ребер и грудной клетки. Отсутствуют и дыхательные мышцы, которые поднимают и опускают ребра при вдохе и выдохе.

    Слайд 8

    Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 2. В зеленой траве он зеленый, в высохшей и пожелтевшей –

    желтый. На стволе дерева он имеет цвет коры и листьев. Кто это? Каковы его биологические особенности?

    Ответ: Хамелеон. Изменчивость окраски обусловлена перераспределением пигментов кожи под влиянием определенных факторов. Глаза хамелеона могут независимо друг от друга совершать повороты. Питается хамелеон насекомыми, которых он добывает при помощи своего длинного языка.

    Слайд 9

    Тема «Надкласс Рыбы». 3. В аквариум к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась на

    них и всех без промаха переловила. Каким образом она их обнаружила?

    Ответ: Боковая линия – орган чувств – заменяет рыбам зрение, она позволяет: определять направление и скорость движения воды; воспринимать колебание воды и отраженные от различных объектов волны; определять величину движущихся объектов.

    Слайд 10

    Тема: «Класс Земноводные». 3. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу как в сказке про

    Ивана-царевича? Почему?

    Ответ: Может. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у обычных лягушек происходит до 4 раз в год.

    Слайд 11

    Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 3. Почему змеи часто высовывают язык из межчелюстного

    отверстия?

    Ответ: Длинный и узкий язык змей – орган осязания, который позволяет им общаться в внешним миром: ощупывать предметы и пищу, улавливать запах, ощущать тепло, воспринимать звуковые колебания.

    Слайд 12

    Тема «Надкласс Рыбы». 4. Обычай рыболовов плевать на приманку – не просто дань традиции.

    Почему?

    Ответ: В состав слюны человека входят вещества, оказывающие стимулирующие воздействие на вкусовые почки некоторых рыб. Эти почки располагаются на усиках, челюстях, жаберных дугах, в полости рта и глотке.

    Слайд 13

    Тема: «Класс Земноводные». 4. Растут ли лягушки средней полосы России зимой? Почему?

    Ответ: Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой и др. У амфибий резко понижается обмен веществ, клетки не делятся, рост лягушек не происходит.

    Слайд 14

    Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 4. Живой организм не может обходиться без воды. Но вот гремучая

    змея, обитающая в пустынях юго-запада США, никогда не пьет воду. Как она решает «водную» проблему?

    Ответ: Гремучая змея, питаясь грызунами, получает воду из их крови.

    Слайд 15

    Тема «Надкласс Рыбы».5. Почему избыток растений в аквариуме оказывает вредное влияние на

    Ответ: Процесс фотосинтеза ночью не происходит. Растения кислород не выделяют, только поглощают его в процессе дыхания. Рыбам кислорода достается меньше, происходит угнетение их жизнедеятельности.

    Слайд 16

    Тема: «Класс Земноводные». 5. Как по посадке можно различить лягушку и жабу?

    Ответ: Объект охоты у жаб – ползающие и бегающие по земле насекомые, а у лягушки – летающие насекомые (в основном). Ввиду этого голова жабы наклонена ближе к земле, а у лягушек приподнята вверх.

    Слайд 17

    Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 5. Если пасть крокодила закрыта, ничего не стоит удержать ее в

    этом состоянии одной рукой. Зато, если она открыта, то уж лучше держаться от него подальше. Как можно объяснить этот факт?

    Ответ: Мышцы, смыкающие челюсти крокодила, во много раз сильнее мышц, размыкающих их.

    Слайд 18

    Тема «Надкласс Рыбы».6. После дождя клев рыбы в водоеме заметно усилился. Почему?

    Ответ: Дождевые капли сбивают на поверхность воды насекомых, обогащают воду кислородом, охлаждают воду в жаркий день.

    Слайд 19

    Тема: «Класс Земноводные». 6. Жаба теряет на ночь около 15% своего веса. Как и чем она

    восполняет недостаток влаги?

    Ответ: Жаба восполняет потерю воды, поглощая ее из влажной почвы, из росы при помощи специального участка кожи на животе в паху.

    Слайд 20

    Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 6. Как можно различить укус двух змей: ядовитой и неядовитой?

    Ответ: Укус змей оставляет на теле человека следы зубов в виде двух серповидных полос, образующих полуовал. След от укуса ядовитой змеи имеет в передней части полуовала две кровоточащие ранки (следы от ядовитых зубов), Неядовитые змеи оставляют только след в виде полуовала.

    Слайд 21

    Тема «Надкласс Рыбы». 7. У японцев существует поговорка: «Хочешь съесть фугу – напиши сначала

    завещание». Каков ее смысл?

    Ответ: Национальным блюдом в Японии является рыба-собака, которую готовят опытные повара в специальных ресторанах. В этих ресторанах всегда висит объявление: «Администрация не несет ответственность за жизнь клиентов».

    Слайд 22

    Тема: «Класс Земноводные». 7. На головастика тритона напала рыба. Рванулся головастик,

    вырвался, а хвоста и ноги нет. Через некоторое время вместо хвоста выросла лапа, а вместо лапы появился хвост. Возможно ли это? Как называется такое явление?

    Ответ: Да, возможно. У тритона хорошо развита способность к регенерации, но вместо одного органа может вырасти другой.

    Слайд 23

    Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 7. Объясните, почему говорят: «Плачет крокодиловыми слезами»?

    Ответ: Так говорят о неискренних людях. У крокодилов во время еды выделяются слезы, и они как бы оплакивают свою жертву, хотя в это время рвут ее на куски. На самом деле появление слез – просто физиологический процесс. Со слезами у крокодилов выделяются излишки солей.

    Слайд 24

    Литература.

    Для подготовки вопросов занимательной викторины использовалось пособие:

    Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. Тула: «Родничок», 1999. – 144 с.

    Посмотреть все слайды
























    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель урока: повторение и обобщение знаний по темам: “Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся”.

    Задачи урока:

    • расширить представление учащихся о многообразии животных форм;
    • развивать интерес к биологии, бережное отношение к животным;
    • развивать самостоятельное мышление, умение анализировать;
    • закрепить полученные знания по пройденной теме;
    • обобщить знания учащихся 7 класса об особенностях морфологии, экологии и этологии холоднокровных животных;
    • провести занимательную викторину, которая поможет повысить интерес к биологии, как к одной из фундаментальных наук человечества.

    Методы урока: эвристический или частично-поисковый, форма организации учебного процесса - познавательная командная викторина среди учеников 7-го класса.

    Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация в Power Point.

    Ход урока

    1. Объявление темы урока, его целей и задач.
    2. Активизация знаний учеников 7 класса (введение в тему урока).
    3. Формулирование гипотезы урока.
    4. Формирование 3-х команд (по числу рядов в классе).
    5. Формулирование цели и правил проведения викторины.
    6. Проведение познавательной викторины, основанной на пройденном материале.
    7. Подведение итогов викторины.

    Правила проведения познавательной викторины.

    1. Ученики 7 класса формируют 3 команды (по числу рядов в классе).
    2. Каждый правильный ответ - + 10 баллов команде (при неполном ответе допускается судьей-учителем засчитать 5 баллов из 10).
    3. При неверном ответе, другие две команды могут попытаться ответить на этот вопрос в порядке очередности.
    4. В конце – подведение итогов и выставление оценок для выявления победившей команды.

    Вопросы познавательной викторины .

    Тема “Надкласс Рыбы”

    1. Рыбы (ерш и окунь), чистое полотенце и раствор йода. Какая связь между ними?

    Ответ: Спинной и анальный плавники этих рыб имеют жесткие и колючие лучи. Уколы лучей при ловле и разделке рыб очень чувствительны и болезненны, приводят к образованию опухолей на коже рук. Руки при уколе необходимо вытереть чистым полотенцем, а ранки продезинфицировать раствором йода.

    2. Чешуя рыб “паспорт” и “медицинская” книжка одновременно. Почему?

    Ответ: Чешуя рыб имеет годичные кольца, как ствол дерева. Эти кольца можно рассмотреть под микроскопом. В составе годичных колец два слоя: летний – широкий и светлый; зимний – узкий и темный. Подсчет годичных колец на чешуе рыбы дает возможность определить не только возраст, но и условия жизни рыбы в разные годы.

    3. В аквариум к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась на них и всех без промаха переловила. Каким образом она их обнаружила?

    Ответ: Боковая линия – орган чувств – заменяет рыбам зрение, она позволяет: определять направление и скорость движения воды; воспринимать колебание воды и отраженные от различных объектов волны; определять величину движущихся объектов.

    4. Обычай рыболовов плевать на приманку – не просто дань традиции. Почему?

    Ответ: В состав слюны человека входят вещества, оказывающие стимулирующие воздействие на вкусовые почки некоторых рыб. Эти почки располагаются на усиках, челюстях, жаберных дугах, в полости рта и глотке.

    5. Почему избыток растений в аквариуме оказывает вредное влияние на рыб?

    Ответ: Процесс фотосинтеза ночью не происходит. Растения кислород не выделяют, только поглощают его в процессе дыхания. Рыбам кислорода достается меньше, происходит угнетение их жизнедеятельности.

    6. После дождя клев рыбы в водоеме заметно усилился. Почему?

    Ответ: Дождевые капли сбивают на поверхность воды насекомых, обогащают воду кислородом, охлаждают воду в жаркий день.

    7. У японцев существует поговорка: “Хочешь съесть фугу – напиши сначала завещание”. Каков ее смысл?

    Ответ: Национальным блюдом в Японии является рыба-собака, которую готовят опытные повара в специальных ресторанах. В этих ресторанах всегда висит объявление: “Администрация не несет ответственность за жизнь клиентов”.

    Тема “Класс Земноводные”

    1. Лягушка и спортивный стиль плавания. Какая связь между ними?

    Ответ: Брасс – спортивный стиль плавания, основанный на эффективном лягушачьем плавании.

    2. Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки?

    Ответ: Нельзя. У лягушки нет ребер и грудной клетки. Отсутствуют и дыхательные мышцы, которые поднимают и опускают ребра при вдохе и выдохе.

    3. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу как в сказке про Ивана-царевича? Почему?

    Ответ: Может. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у обычных лягушек происходит до 4 раз в год.

    4. Растут ли лягушки средней полосы России зимой? Почему?

    Ответ: Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой и др. У амфибий резко понижается обмен веществ, клетки не делятся, рост лягушек не происходит.

    5. Как по посадке можно различить лягушку и жабу?

    Ответ: Объект охоты у жаб – ползающие и бегающие по земле насекомые, а у лягушки – летающие насекомые (в основном). Ввиду этого голова жабы наклонена ближе к земле, а у лягушек приподнята вверх.

    6. Жаба теряет на ночь около 15% своего веса. Как и чем она восполняет недостаток влаги?

    Ответ: Жаба восполняет потерю воды, поглощая ее из влажной почвы, из росы при помощи специального участка кожи на животе в паху.

    7. На головастика тритона напала рыба. Рванулся головастик, вырвался, а хвоста и ноги нет. Через некоторое время вместо хвоста выросла лапа, а вместо лапы появился хвост. Возможно ли это? Как называется такое явление?

    Ответ: Да, возможно. У тритона хорошо развита способность к регенерации, но вместо одного органа может вырасти другой.

    Тема “Класс Пресмыкающиеся”

    1. Аллигатор, анаконда, саламандра, черепаха, удав. Какое животное лишнее в этой компании? Почему?

    Ответ: Саламандра – земноводное.

    2. В зеленой траве он зеленый, в высохшей и пожелтевшей – желтый. На стволе дерева он имеет цвет коры и листьев. Кто это? Каковы его биологические особенности?

    Ответ: Хамелеон. Изменчивость окраски обусловлена перераспределением пигментов кожи под влиянием определенных факторов. Глаза хамелеона могут независимо друг от друга совершать повороты. Питается хамелеон насекомыми, которых он добывает при помощи своего длинного языка.

    3. Почему змеи часто высовывают язык из межчелюстного отверстия?

    Ответ: Длинный и узкий язык змей – орган осязания, который позволяет им общаться в внешним миром: ощупывать предметы и пищу, улавливать запах, ощущать тепло, воспринимать звуковые колебания.

    4. Живой организм не может обходиться без воды. Но вот гремучая змея, обитающая в пустынях юго-запада США, никогда не пьет воду. Как она решает “водную” проблему?

    Ответ: Гремучая змея, питаясь грызунами, получает воду из их крови.

    5. Если пасть крокодила закрыта, ничего не стоит удержать ее в этом состоянии одной рукой. Зато, если она открыта, то уж лучше держаться от него подальше. Как можно объяснить этот факт?

    Ответ: Мышцы, смыкающие челюсти крокодила, во много раз сильнее мышц, размыкающих их.

    6. Как можно различить укус двух змей: ядовитой и неядовитой?

    Ответ: Укус змей оставляет на теле человека следы зубов в виде двух серповидных полос, образующих полуовал. След от укуса ядовитой змеи имеет в передней части полуовала две кровоточащие ранки (следы от ядовитых зубов), Неядовитые змеи оставляют только след в виде полуовала.

    7. Объясните, почему говорят: “Плачет крокодиловыми слезами”?

    Ответ: Так говорят о неискренних людях. У крокодилов во время еды выделяются слезы, и они как бы оплакивают свою жертву, хотя в это время рвут ее на куски. На самом деле появление слез – просто физиологический процесс. Со слезами у крокодилов выделяются излишки солей.

    Литература

    Для подготовки вопросов занимательной викторины использовалось пособие:

    1. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. Тула: “Родничок”, 1999. – 144 с.

    Амфибии и Рептилии могут предсказывать погоду. Лягушка квакает – дождь зовет. Жабы в нору спрятались на теплую погоду. Жабы днем на дорожку сада выходят – перед дождем. Крокодил из воды выходит на сушу – к холодной погоде. Змеи прячутся в норы – к похолоданию. Амфибии уничтожают вредных насекомых, являются пищей для птиц и мелких водных млекопитающих животных, в некоторых странах, например в Китае и Франции человек употребляет в пищу мясо Амфибий.) Ящерицы истребляют вредных насекомых, змеиный яд используется как обезболивающее и кровесвертывающее средство, кожа крокодилов используется для изготовления портфелей, сумок, ремней, мясо и яйца черепах человек использует в пищу, мелкие рептилии являются пищей для более крупных животных, из панциря черепах изготавливают гребни, панцири черепах используют для декорации цветочных клумб. Рыбы являются промысловыми. Рыбы, вылавливаемые в большом количестве для потребления в свежем виде и для переработки в промышленном. К ним относятся сельдь, лосось, треска, судак, лещь и т.д. Особенно ценны в этом отношении осетровые. Они дают отличное мясо, ценную икру и другие продукты.



    Урок-викторина «Обобщение и повторение материала по темам «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся»

    • Цель урока: повторение и обобщение знаний по темам: «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся».

    • Задачи урока:

    • расширить представление учащихся о многообразии животных форм;

    • развивать интерес к биологии, бережное отношение к животным;

    • развивать самостоятельное мышление, умение анализировать;

    • закрепить полученные знания по пройденной теме;

    • обобщить знания учащихся 7 класса об особенностях морфологии, экологии и этологии холоднокровных животных;

    • провести занимательную викторину, которая поможет повысить интерес к биологии, как к одной из фундаментальных наук человечества.

    • Ученики 7 класса формируют 3 команды (по числу рядов в классе).

    • Каждый правильный ответ - + 10 баллов команде (при неполном ответе допускается судьей-учителем засчитать 5 баллов из 10).

    • При неверном ответе, другие две команды могут попытаться ответить на этот вопрос в порядке очередности.

    • В конце – подведение итогов и выставление оценок для выявления победившей команды.


    Ответ:

    • Ответ: Спинной и анальный плавники этих рыб имеют жесткие и колючие лучи. Уколы лучей при ловле и разделке рыб очень чувствительны и болезненны, приводят к образованию опухолей на коже рук. Руки при уколе необходимо вытереть чистым полотенцем, а ранки продезинфицировать раствором йода.


    Ответ:

    • Ответ:

    • Брасс – спортивный стиль плавания, основанный на эффективном лягушачьем плавании.


    Ответ: Саламандра – земноводное.

    • Ответ: Саламандра – земноводное.


    Ответ:

    • Ответ: Чешуя рыб имеет годичные кольца, как ствол дерева. Эти кольца можно рассмотреть под микроскопом. В составе годичных колец два слоя: летний – широкий и светлый; зимний – узкий и темный. Подсчет годичных колец на чешуе рыбы дает возможность определить не только возраст, но и условия жизни рыбы в разные годы.


    Ответ:

    • Ответ: Нельзя. У лягушки нет ребер и грудной клетки. Отсутствуют и дыхательные мышцы, которые поднимают и опускают ребра при вдохе и выдохе.


    Ответ:

    • Ответ: Хамелеон. Изменчивость окраски обусловлена перераспределением пигментов кожи под влиянием определенных факторов. Глаза хамелеона могут независимо друг от друга совершать повороты. Питается хамелеон насекомыми, которых он добывает при помощи своего длинного языка.


    Ответ:

    • Ответ: Боковая линия – орган чувств – заменяет рыбам зрение, она позволяет: определять направление и скорость движения воды; воспринимать колебание воды и отраженные от различных объектов волны; определять величину движущихся объектов.


    Ответ:

    • Ответ: Может. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у обычных лягушек происходит до 4 раз в год.


    Ответ:

    • Ответ: Длинный и узкий язык змей – орган осязания, который позволяет им общаться в внешним миром: ощупывать предметы и пищу, улавливать запах, ощущать тепло, воспринимать звуковые колебания.


    Ответ:

    • Ответ: В состав слюны человека входят вещества, оказывающие стимулирующие воздействие на вкусовые почки некоторых рыб. Эти почки располагаются на усиках, челюстях, жаберных дугах, в полости рта и глотке.


    Ответ:

    • Ответ: Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой и др. У амфибий резко понижается обмен веществ, клетки не делятся, рост лягушек не происходит.


    Ответ:

    • Ответ: Гремучая змея, питаясь грызунами, получает воду из их крови.


    Ответ:

    • Ответ: Процесс фотосинтеза ночью не происходит. Растения кислород не выделяют, только поглощают его в процессе дыхания. Рыбам кислорода достается меньше, происходит угнетение их жизнедеятельности.


    Ответ:

    • Ответ: Объект охоты у жаб – ползающие и бегающие по земле насекомые, а у лягушки – летающие насекомые (в основном). Ввиду этого голова жабы наклонена ближе к земле, а у лягушек приподнята вверх.


    Ответ:

    • Ответ: Мышцы, смыкающие челюсти крокодила, во много раз сильнее мышц, размыкающих их.


    Ответ:

    • Ответ: Дождевые капли сбивают на поверхность воды насекомых, обогащают воду кислородом, охлаждают воду в жаркий день.


    Ответ:

    • Ответ: Жаба восполняет потерю воды, поглощая ее из влажной почвы, из росы при помощи специального участка кожи на животе в паху.


    Ответ:

    • Ответ: Укус змей оставляет на теле человека следы зубов в виде двух серповидных полос, образующих полуовал. След от укуса ядовитой змеи имеет в передней части полуовала две кровоточащие ранки (следы от ядовитых зубов), Неядовитые змеи оставляют только след в виде полуовала.


    Ответ:

    • Ответ: Национальным блюдом в Японии является рыба-собака, которую готовят опытные повара в специальных ресторанах. В этих ресторанах всегда висит объявление: «Администрация не несет ответственность за жизнь клиентов».


    Ответ:

    • Ответ: Да, возможно. У тритона хорошо развита способность к регенерации, но вместо одного органа может вырасти другой.


    Ответ:

    • Ответ: Так говорят о неискренних людях. У крокодилов во время еды выделяются слезы, и они как бы оплакивают свою жертву, хотя в это время рвут ее на куски. На самом деле появление слез – просто физиологический процесс. Со слезами у крокодилов выделяются излишки солей.



  • Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: