Больше информации мы получаем помощью. Как мы получаем информацию. Вводить собеседника в эмоциональное состояние

Ни для кого не секрет, что наибольший объем информации человек получает при помощи глаз, но и другие органы чувств нельзя оставлять без внимания. Все они, безусловно, нужны и важны в нашей жизни.

Благодаря сенсорным системам человек может не только наслаждаться жизнью, но и обеспечивать себе комфортное проживание, уберегать себя от неприятностей. Несмотря на то что наибольший объем информации человек получает при помощи зрения, мы поговорим о значении каждого органа чувств человека, о способах защиты. Все, что мы видим, слышим, чувствуем - это заслуги нашей сенсорной системы, мы должны ей быть благодарными и беречь, как и она нас уберегает от опасности.

Органы чувств

Что такое сенсорная система? У человека всего пять органов, отвечающих за чувства. Давайте их перечислим:

  • Глаза (орган зрения).
  • Нос (обоняние).
  • Уши (орган слуха).
  • Язык (орган вкуса).
  • Кожа (осязание).

Мы слушаем пение птиц, значит, информацию нам доносят уши, видим прекрасную картину - работают глаза, чувствуем, как вкусно пахнет на кухне, носом, пьем кофе и слышим все оттенки вкуса - заслуга вкусовых рецепторов, укололи иголкой палец - сработала сенсорная система осязания.

Давайте рассмотрим классификацию органов чувств. Они все делятся на две обширные группы: дистантные и контактные. К первой категории относятся те, которые воспринимают раздражитель на расстоянии, им нет необходимости непосредственно соприкасаться с человеком, а во второй все наоборот - орган воспринимает раздражение при контакте. Для примера, к дистантным можно отнести наибольший объем информации человек получает при помощи именно их, а к контактным - осязание.

Наверняка многие слышали про так называемое шестое чувство. Не стоит относить это к основным системам человека, так как органа, отвечающего за него, у нас просто нет. Его можно назвать просто хорошо развитой интуицией. Пока наука не в состоянии объяснить этот феномен.

Зрение

Как уже говорилось неоднократно, наибольший объем информации человек получает при помощи органов зрения. Без глаз человек не смог бы существовать, мы не могли бы обустроить комфортное жилье, достать себе пищу, наверняка прогресс бы не дошел до такого уровня, на котором он сейчас. Развитие зрительного восприятия начинается с самого рождения. Именно с помощью зрения малыш изучает новый для него мир. Он видит все, что его окружает, знакомится с родителями и так далее. Очень важно соблюдать основную гигиену глаз, некоторые правила, чтобы сохранить свое зрение.

Многие просто массу времени проводят в компьютерах, телевизорах, телефонах и планшетах. Этого делать нельзя, ведь наши глаза очень восприимчивы к подобного рода раздражениям. Они быстро устают от напряжения. Читать в сумерках также нельзя - все это грозит ухудшением зрения.

Многие слышали такой миф, что плохое зрение может передаваться по наследству, но есть статистика, что дети с патологиями зрения рождаются в трех случаях из ста, у остальных 97 процентов проблемы появляются в процессе жизнедеятельности. Нужно учитывать многие факторы, в том числе и ритм жизни, ведь сейчас почти каждый подвержен стрессу. Поэтому не стоит верить этому предубеждению, плохое зрение и генетика - это вещи несовместимые.

Обоняние

Мы рассмотрели зрение, впереди еще предстоит познакомиться с понятиями «обоняние», «осязание», «слух» и «вкус». Начнем с первого в нашем списке.

Наш нос - это главный орган, отвечающий за обоняние. Мы, как правило, мало следим за ним, вспоминаем только тогда, когда развивается сильный насморк, мешающий вкушать все ароматы. Гигиену полости носа также необходимо проводить ежедневно.

Обоняние, осязание, зрение и другие чувства человека - это инструменты, благодаря которым мы получаем информацию. Именно нос в первую очередь предупреждает нас об опасности (запах гари, газа и так далее). Также обоняние может влиять и на другие чувства, например, запах из пекарни способен повышать аппетит, при запахе лимона у нас начинает обильно выделяться слюна, таких примеров может быть множество.

Осязание

Человек получает информацию с помощью органов чувств, один из которых кожа, отвечающая за осязание. Чувство холода, жары, прикосновения и многие другие основываются на правильной работе рецепторов, расположенных в большом количестве на всей поверхности тела человека. Большинство из них расположено на более чувствительных местах, таких как кончики пальцев или губы. То есть они концентрируются там, где соприкосновения наиболее частые.

Этот орган чувств имеет немаленькое значение в нашей жизни, за каждый тип отвечают определенные рецепторы. За определение температуры - одни, за боль - другие и так далее. Все органы чувств очень важны для человека, без осязания наша жизнь была бы не менее затруднительна, чем без зрения или слуха.

Слух

Нервная система и органы чувств постоянно взаимодействуют. Грубо говоря, человек - это механизм, в котором все взаимосвязано, нервная и сенсорная система позволяют нам ориентироваться в мире, что необходимо для выживания. Что же такое слух? Это способность улавливать звуковые колебания. Звук распространяется в воздухе и воде, то есть, для этого нужна среда, в вакууме мы ничего слышать не будем. Слух - это одно из пяти чувств, его также называют акустическим восприятием.

Вкус

Последний орган чувств - это язык, а точнее, Вкус нам так же необходим, как и остальные четыре чувства. Для сохранения этой способности необходимо соблюдать правила гигиены, учитывать некоторые запреты: не есть и не пить очень горячее, не разговаривать во время еды и тому подобные.

Каждый день вы узнаёте что-то, чего не знали раньше, - получаете новую информацию.

Окружающий нас мир - мир информации. Первичную информацию об окружающем мире - о температуре, цвете, запахе, вкусовых качествах, физических свойствах предметов - люди и другие живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, через вестибулярный аппарат и нервную систему.

В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru) размещена анимация «Классификация информации по способу её восприятия людьми». Рекомендуем ознакомиться с этим ресурсом.

Больше всего информации мы получаем с помощью зрения: глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов.

Но можем ли мы полностью доверять своим органам чувств? Взгляните на рис. 1. Что вы можете сказать о размере и форме представленных на этом рисунке фигур?

Рис. 1

Скорее всего, вы заметили различия там, где их на самом деле нет. Убедитесь в этом, воспользовавшись линейкой.

В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru) размещена виртуальная лаборатория «Оптические иллюзии». Рекомендуем поработать с этим ресурсом, выполнить необходимые измерения виртуальными инструментами.

Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек издавна использует различные устройства и приборы: линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т. д.

Виды информации по форме представления

Люди имеют дело с разными видами информации, воспринимаемой органами чувств. Получаемую информацию человек умеет обрабатывать и представлять в текстовой, числовой, графической и других формах (табл. 1).

Таблица 1
Виды информации





Потребность человека выразить имеющуюся у него информацию привела к появлению речи, письменности, изобразительного и музыкального искусства.

Важную для себя информацию человек старается запомнить, а если не надеется на свою память, то и записать, например, в записную книжку - сохранить.

Люди обдумывают полученную информацию, делают определённые выводы, другими словами, обрабатывают информацию. Поиск нужного слова в словаре, перевод текста с иностранного языка на русский, заполнение календаря погоды, раскрашивание контурных карт, вставка пропущенных букв в упражнении по русскому языку - всё это примеры обработки информации.

Чтение газеты, заучивание правила или стихотворения, решение математической задачи, фотографирование - это действия человека с информацией. А вот, например, приготовление обеда - это действия с продуктами питания. Но чтобы приготовить какое-то блюдо, необходимо иметь информацию о том, как это делается. Только тогда получится вкусно и полезно. Каждое действие с чем-либо человек осуществляет на основе информации о том, как это делается.

Самое главное

Информация - это сведения об окружающем нас мире.

Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.

Виды информации по форме представления: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.

Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

Вопросы и задания

  1. Расскажите, что вы знаете об информации.
  2. Назовите чувства и органы чувств человека, с помощью которых он получает следующие виды информации:
    1. зрительную информацию;
    2. звуковую информацию;
    3. вкусовую информацию;
    4. обонятельную информацию;
    5. осязательную информацию.
  3. Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств для разных животных различна. Какое, по вашему мнению, чувство (зрение, слух, обоняние, осязание) является наиболее развитым у орла; волка; летучей мыши; дельфина; крота?

Вам будет легче ответить на этот вопрос после просмотра анимации «Восприятие информации животными через органы чувств», размещённой в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru).

  1. Являются ли перечисленные действия действиями с информацией: просмотр телепередачи; игра в шахматы; устное решение примера по математике; заучивание стихотворения; игра на компьютере? Поясните свою точку зрения.
  2. Является ли покраска стен примером действия с информацией? Назовите примеры действий, которые не относятся к действиям с информацией.
  3. Какая информация нужна человеку, приступающему к ремонту квартиры?
  4. Можно ли информацию потерять? Приведите примеры.

В жизни мы порою контактируем с людьми, которых видим впервые. Если собеседник нам интересен, хочется о нем знать больше, хочется строить беседу таким образом, чтобы тоже интересовать его. Для бизнеса наличие информация – это деньги. И чем больше владеешь информацией, чем меньше неизвестности, легче прийти к цели.
Как же получить информацию от оппонента и об оппоненте?

Я предлагаю некоторые наблюдения, способы, которые люди чаще всего используют в бизнесе для раскрутки оппонента на информацию.
Не всегда эти способы честные, иногда это осознанная манипуляция, иногда неосознанная. Я сторонник ситуации «выигрыш – выигрыш».
Но, согласитесь, лучше знать способы, чтобы быть вооруженным и не выдавать какую-то секретную информацию, когда кто-то их использует.
Либо понимать, каким оружием сам владеешь, и применять его по назначению и в нужных ситуациях.

Данная статья для тех, кто хочет узнать, как, какими способами люди влияют друг на друга, чтобы получить желанную информацию.

Способы раскрутки на информацию

1. Выдавать вариант возможного действия, решения оппонента за действительное

с применением утвердительных словосочетаний «Я знаю », «Вы наверняка … (делаете так-то, такой-то человек, чувствуйте то-то…)»
И внимательно фиксировать реакцию оппонента.

Чем более неверный вариант, особенно предположение о чувствах собеседника (разговор о чувствах неосознанно отключает частично или полностью логику), тем более откровенная его реакция.

Иногда приводят несколько вариантов решений от имени собеседника, хотя он их не озвучивал. Информацию получают, сравнивая реакции на обе ситуации.
Перечислять проблемы, которые скорее всего есть. «Наверняка…» И спросить оппонента, что и списка интересно, а что не имеет значения? Задать альтернативный вопрос: или это или это интересно?
Даже если человек не угадал – оппонент чаще раскрывается, когда ему приписывают не то, что есть.
Говорить, что является причинами отказа. Но при этом сделать вызов: «Если я скажу, что к нам это все не относится и докажу, Вы подпишите?»

2. Заводить с собеседником тему, которая опосредовано связана с интересующей темой.

Переход с безопасной близкой темы на нужную легче сделать, и часто информацию можно получить, слушая убеждения оппонента.

Например, кто-то хочет узнать о проблеме человека, начинает разговор о том, что ее вызывает .
Хотят узнать заболевания человека? Начинают говорить о еде, о курении, о стрессе…
Хотят знать о ценах конкурента? Начинают разговор о дороговизне поставок, о рынке труда…
Начать разговор о конкурентах. О их клиентах, о их ценах… Об отличиях и преимуществах оппонента с ними. О рыночной ситуации на данном сегменте.
Иногда описывают подобную ситуацию, которая якобы или в действительности произошла у него с конкурентом оппонента.
Затрагивать в разговоре тему персонала.
Она всегда актуальна для руководителя, как и продажи. Начать говорить о новинках в этих вопросах. Часто оппонент сам начинает говорить о планах.
Разговор о мечтах, рисование желаемого образа. Часто руководители легко говорят о планах, которые в мечтах, т.е. идеальных, а не реальных. Но если внимательно слушать и побуждать разговору, человек сам переходит на реальные планы и возможности.

3. Находить общее с собеседником.

«Я знаю, что…» «Я тоже имел подобный опыт…» «Я сталкивался с…» «Я из этой же области, поэтому знаю, какие проблемы бывают…» «Я разговаривал со всеми подобными Вам, и они имеют…»
Понятно, что переживания сближают, дают больше понимание и доверия. А информацию дают тем, кто безопасен и кому доверяют.
Ссылка на авторитет.
Порою легче делать то, что кто-то уже делал до Вас. И если это был авторитет…

4. Вводить собеседника в эмоциональное состояние.

Это можно сделать через эмоциональную тему или тему «другого уровня» общения.
Эмоциональная тема – тема, которая «переносит», «переключает» человека в сферу «эмоций». Причем как приятных, так и неприятных. Если довести оппонента до крика, и начать задавать нужные вопросы, он может ответить, т. к. контроль над логикой резко снижен.
Эмоциональные темы – это темы, которые могут волновать Вашего собеседника. Деньги, престиж, его статус, езда на дорогах и марки машин, экстремальные виды спорта, отношения (в том числе с персоналом, конкурентами)…
Вызвать на обсуждение спорной темы в области оппонента, где нет правых 50% на 50%.
Можно в виде запроса у оппонента совета. «Вы опытный человек, хотел узнать мнение специалиста по такому спорному вопросу…»

Теперь расскажу про использование разных уровней общения для получения информации в бизнесе .
Есть одна система, которая выделяет 3 уровня общения: деловой, дружеский и сексуальный.
Каждый уровень общения подразумевает свое определенное поведение, свой лексикон слов, свои темы, свои жесты, разрешенные позы, даже свое дыхание…
Деловой уровень предполагает разговор о фактах, дружеский – о чувствах, сексуальный – об ощущениях.
Чтобы ввести оппонента в транс, или на время снять контроль над основной темой, достаточно использовать в основе разговора один уровень, а какой-то элемент вставить из другого уровня.
Например, мужчины могут говорить о серьезных вещах, используя лексикон уровня сексуального или дружеского.
Даже фразы подчиненной женщине при заключении серьезного договора «Я хочу тебя» или при заключении договора поставок «Я люблю большие размеры» могут неосознанно переключать оппонента на другой уровень, который уже предполагает другое отношение. И не важно, согласен ли оппонент перейти на другой уровень, важно, что он переключился и появившиеся мысли сбили его с основной темы, а при потере контроля люди могут выдавать информацию.

5. Делать оригинальные и в тему комплименты.

Признать преимущества оппонента. «Я знаю, что Вы имеете и без меня решение. Но все мои клиенты тоже имели решение. И отказывались, т.к. …Но их интересовало…Вам интересно для развития …?»
Этот метод действует по правилу – дай собеседнику возможность выиграть, признав достоинства, и он будет готов и Вам дать.

6. Зафиксировать отрицательную, или непонятную для Вас реакцию оппонента

(молчание человека, его «сопротивление»), пусть на уровне «Ваших ощущений», и описать эту реакцию вслух собеседнику.
Например, «Я вижу, что Вы молчите. Вам неинтересно? Что же важно Вам?» «Я вижу, что Вы не хотите разговаривать. Что мне сделать по-другому?»

При озвучивании собственных чувств или угадывании чувств другого происходит интересный факт – «разделение ответственности» за возникновение этих чувств.
Чтобы проверить это, попробуйте сказать вслух «сильно болит голова» или «душно в комнате», и окружающие скорее всего начнут предлагать решения Вашей проблемы или вдруг начнут злиться, т.к. появление чувства вины, что не могут помочь может вызвать и такую реакцию. 🙂

7. Вызвать любопытство, интерес через обещание или раскрытие собственной тайны.

Например «У меня есть несколько вариантов решения, несколько предложений, но я не знаю, какое Вас заинтересует? Чтобы Вы не теряли время, я хочу узнать ответ на один вопрос, после этого я расскажу именно то, что интересно Вам…»
Любопытство действует на уровне инстинктов, сложно отказаться от нахождения ответа. И когда человек открывает тайны, он будто сдает оружие, становится более безопасным. А когда бояться нечего, люди расслабляются больше и меньше контроля и напряжения в отношениях.
Не обязательно выдавать тайны, раскрытие которых может принести неприятности Вам или кому-либо, есть просто некие откровения или новая информация для оппонента.

8. Сыграть роль клиента. Задать вопросы, как если бы Вы были клиентом оппонента, который собирается приобрести его товар, услугу.

Продать товар все хотят и охотно говорят на эту тему.
Вопросы лучше строить на основе возможных проблем с данным товаром или услугой.
«А это в сроки делается?» «А как качество Вашего товара проверить?» «А если будет…?»

9. Узнать критерии в понимании оппонента «хороший клиент», Его выгоду

Вопрос «Зачем?» является одним из самых сложных, ставящих в трудное положение. Можно обсуждать все, что угодно, в общем виде или в деталях. А вопрос «А зачем это нужно вообще?» может поставить в тупик.

Мы много и часто говорим о том, что компьютер является важным помощником человека в получении необходимой . Действительно, компьютер используется чаще всего в этом качестве, в роли незаменимого помощника в поиске и обработке интересующей информации.

Вроде бы все просто и ясно. Пока не поставишь вопрос: «А зачем вообще нужна информация?». Та самая информация, ради поиска и обработки которой мы предпринимаем беспрецедентные усилия. Зачем она нужна?

И это не абстрактный вопрос научного характера.

Некоторые закономерности

Зачем знать цены на товары? – Чтобы делать правильный выбор товаров, оценить возможность их приобретения. Или чтобы получить представление о ситуации на товарных рынках.

Зачем знать текущую ситуацию в Гондурасе? – Чтобы сравнить с это с ситуацией у себя дома и оценить ее. Или чтобы знать, что происходит в этой далекой (но вместе с тем близкой!) стране.

Зачем знать повадки птиц? – Чтобы не ходить под навесами крыш, на которых птицы отдыхают. Или чтобы понимать, почему перелетные птицы улетают на зиму в теплые края.

Список подобных вопросов и ответов можно продолжать до бесконечности. Вместе с тем можно заметить определенные закономерности. Если задуматься над каждым вопросом, то довольно часто ответом на это будут 2 варианта.

Первый вариант. Информация нужна человеку для принятия решения . Ответы «Чтобы сделать правильный выбор» или «Чтобы не ходить под навесами крыш» – суть «принятие решения».

Второй вариант. Информация нужна человеку для накопления им знаний . Эти знания пригодятся ему не сейчас, а в будущем. Причем важно понимать, что многие из полученных знаний могут так никогда и не пригодиться. А могут и пригодиться, и заранее этого никто не знает. Ответы «Чтобы получить представление о ситуации на рынке» или «Чтобы знать, что происходит в другой стране» – суть новое знание, которое может пригодиться в будущем.

Связь принятия решений и знаний

Для принятия решения (первый вариант ответа на вопрос «Зачем?») нужна информация. Чем сложнее принимаемое решение, тем больше нужно информации.

Но эта информация должна быть истинной, иначе решение может оказаться неверным. И тут важную роль начинает играть знание (второй вариант ответа на вопрос «Зачем?»). Чем больше мы знаем, тем меньше информации нам нужно для принятия решения.

И наоборот, чем меньше мы знаем, тем больше достоверной, истинной информации нам нужно для принятия решения.

Например, если говорить по теме «Компьютерная грамотность», предположим, что ПК стал работать со сбоями. Если у нас есть знания о причинах сбоев ПК, и эти знания помогают нам выяснить причины сбоев, то мы можем принять правильное решение о методах устранения проблемы.

И, наоборот, если мы встречаемся с таким вариантом сбоя ПК, когда наших знаний явно не хватает, то мы нуждаемся в большом количестве конкретной информации о том, как подобные сбои ПК можно устранить. Причем в этом случае мы становимся чрезвычайно зависимыми от того, насколько достоверна информация, получаемая нами в условиях отсутствия собственных знаний.

К чему приводит такая связь между информацией и знаниями? Если говорить в общем виде, то мы стремимся к тому, чтобы знать максимально больше и чтобы не зависеть в момент принятия решения от наличия или отсутствия необходимой информации.

Но так как знать все невозможно, то мы начинаем прибегать к посторонней помощи. В том числе к помощи компьютера.

А что нужно, чтобы больше знать? Надо иметь как можно больше достоверной информации, и ее систематизировать для преобразования простой несвязанной информации в структурированные знания.

А значит? Мы стремимся к тому, чтобы иметь как можно больше информации, в том числе «впрок». И стремимся к тому, чтобы эту запасенную впрок информацию предварительно структурировать. Стремимся связать между собой отдельные разрозненные кусочки информации и превратить в знания.

В ответственный момент принятия решения нам нужно знать ответ и решение здесь и сейчас, без промедления, без всяких сомнений. И в случае, если сомнения все-таки остаются, нам нужно как можно быстрее недостающую информацию найти, получить и обработать.

О накоплении информации

Мы не только стремимся к постоянному накоплению информации, но и делаем все от нас зависящее для превращения этой информации в знание. И это потому, что так устроен человек, вернее его мозг.

Все, что фиксирует наш мозг, откладывается в памяти. Ученые утверждают, что мозг способен помнить все, что человек видел или слышал, или чувствовал. Он запоминает всю информацию, которая поступает от органов чувств.

Это запоминание мозг делает постоянно, не пропуская ничего. Но при этом, чтобы избавить себя же от перегрузки, мозг помещает увиденную и услышанную информацию туда, откуда ее непросто достать. Это делается, чтобы не мешать работе мозга и не перегружать его во многом ненужной в данный момент информацией.

И только в нужный момент, когда эта информация действительно востребована, мозг сможет ее отыскать и обработать для принятия решений. Данный совершенный механизм запоминания и вспоминания есть следствие длительной эволюции живых существ на Земле. Итог развития и эволюции длиной несколько миллиардов лет.

Компьютер – незаменимый помощник человека. Он является своего рода продолжением самого человека в части хранения и обработки информации. Поэтому и здесь каждый отдельно взятый человек и человечество в целом придерживаются аналогичных подходов.

А именно. Мы получаем информацию, накапливаем и храним ее в компьютерах, не доверяя собственной памяти. Систематизируем накапливаемую информация и используем ее по назначению в моменты принятия решений. Это про отдельного человека – пользователя ПК.

Если же говорить про человечество в целом, то оно создало глобальные сети из тех же компьютеров. И это опять же для накопления информации, ее систематизации и использования для принятия решений.

Действовать по-другому мы не можем и не хотим, так как весь ход многовековой эволюции подсказывает нам наиболее приемлемый способ работы с информацией. Приемлемый потому, что при таком подходе требуемые нам для принятия решения информация и знания будут получены нами в необходимом количестве и в нужное время

Приятные и неприятные следствия накопления информации

Важнейшим следствием постоянного накопления информации и превращения ее в знания является тот факт, что любая накапливаемая нами информация является избыточной. Мы накапливаем эту информацию в избытке. Впрок, про запас. Также как это делает мозг.

Мы загружаем в свои ПК нужные и ненужные нам файлы. Зачем? Потому, что мы не знаем, когда и какая информация может пригодиться для принятия очередного решения. И поэтому собираем все больше и больше данных.

В попытках систематизировать накопленную информацию мы придумываем различные системы связей. От простейших папок, в которых размещаем в том или ином порядке. До сложнейших специальным образом структурируемых баз данных и баз знаний, в которых информация хранится в систематизированном виде.

То же делаем мы (люди, человечество) в глобальных масштабах. Создали глобальную сеть Интернет. Соединили в сеть множество серверов. Разместили на них огромные массивы информации. Затем создали так называемые поисковые машины, которые день и ночь без перерыва систематизируют эти массивы информации с тем, чтобы по любому запросу любого пользователя этой сети выдать ему максимально большое количество доподлинной информации и знаний.

Все это ведет к неизбежной избыточности накапливаемой информации. И это плохое следствие накопления информации. Результатом плохого следствия является то, что в наших компьютерах хранится очень много ненужной или устаревшей информации, хранится про запас. И что бы мы ни делали для очистки компьютеров от лишней ставшей ненужной информации, мы никогда не добьемся, чтобы в ПК (или на сетевых серверах) были только нужные нам файлы данных. Это невозможно, так как избыточность информации есть первооснова современных информационных технологий.

Хорошее же следствие избыточности информации состоит в том, что мы научились использовать огромные массивы данных для своевременного и правильного принятия решений. И компьютеры, и сети стали нашими союзниками в данных вопросах, несмотря на то, что они перегружены избыточной информацией.

Писатели-фантасты середины XX века описывали так называемые «центральные информатории» в виде огромных вычислительных машин, где по замыслу должна была храниться вся доступная и достоверная информация и знания человечества. Это означало, что на любой вопрос в этой грандиозной системе можно найти один или несколько совершенно точных ответов. Избыточность информации, по замыслу фантастов, отсутствует.

Инженеры, создавшие ПК и глобальные сети, поступили иначе, и даже с точностью до наоборот. Они создали условия для хранения и обработки избыточной информации. Но это позволило смоделировать накопление и обработку информации так же, как это происходит в голове человека, в его мозгу. Поэтому компьютеры и сети стали незаменимыми помощниками человека.

Конечно, неплохо было бы иметь единый «центральный информаторий», где есть ответы на все вопросы и где хранятся все знания человечества. Правда, невозможно представить себе, кто и в какие сроки сможет наполнить такой «информаторий» знаниями. Да и располагаем ли мы сами ответами на все вопросы? Все ли мы знаем?

Правда и ложь в информатике и в жизни

Истинна или ложна информация, которую нам предоставляют компьютерные системы (ПК, сети, Интернет и т.п.)? Можно ли на нее положиться и использовать для принятия решений?

В компьютерных программах (в программах, тексты которых понимает и исполняет компьютер) понятия «истина» и «ложь» имеют свое однозначное представление. Любое выражение, понимаемое компьютером, может быть однозначно интерпретировано только как истинное или ложное. Ошибки исключены!

Для интерпретации этих понятий, как истина и ложь есть постоянные и переменные величины, имеющие значения «истина» (иногда это обозначают цифрой «1») или «ложь» (здесь может применяться цифра «0»).

Поэтому, например, в текстах компьютерных программ можно увидеть такие бессмысленные с человеческой точки зрения выражения: 5>2=1 или 4>9=0. Первое означает (в переводе на человеческий язык) «утверждение о том, что 5 больше 2 – истинно». Второе означает «утверждение о том, что 4 больше 9 – ложно».

С цифрами можно выполнять арифметические действия, их можно складывать, вычитать, умножать, делить и т.п. И с логикой («истина» и «ложь») можно тоже выполнять так называемые логические действия. Этих действий предусмотрено всего 3: «не» (или иными словами логическое отрицание), «и» (логическое умножение) и «или» (логическое сложение).

Логическое действие «не» означает отрицание. Все просто: программное утверждение «не ложь» означает «истина», а программное утверждение «не истина» означает «ложь».

Логическое действие «и» означает логическое умножение. Если представить «истину» как «1», а «ложь» как «0», то «и» (логическое умножение) можно заменить на знак умножения. Тогда любое умножение на «0» дает в ответе «0», и только перемножение двух единиц даст в ответе «1» (1×1=1). Таким образом, результатом логического умножения может быть «истина» только в том случае, если умножаются две «истины». В остальных случаях ответом будет «ложь».

Логическое действие «или» означает логическое сложение. В двоичной системе (в каковой существуют понятия «истина» – «1» и «ложь» – «0») нулевой результат сложения может быть только в том случае, если складывать два нуля. В остальных случаях результат будет «1». Таким образом, результатом логического сложения может быть «ложь» только в том случае, если складываются две «лжи». В остальных случаях результатом является «истина».

И вот с помощью этого простого и в чем-то даже примитивного набора логических операций строятся все , которые призваны выяснять истинность или ложность тех или иных компьютерных высказываний. Подобная простота приводит к тому, что компьютер не может ошибиться, интерпретируя истинность или ложность выражений (конечно, если программа составлена правильно, но это уже совсем другая история!).

Однако такое безошибочное поведение компьютера возможно только в том случае, если изначально понятно, что есть «истина» и что есть «ложь». А если не понятно? А вот тут уж компьютер нам ничем помочь не может!

Если изначально в ПК ввести заведомо ложную информацию, но при этом подразумевать ее истинной, то все дальнейшие компьютерные безошибочные логические преобразования не будут иметь смысла. А так как информация в компьютеры попадает из внешнего мира в основном с помощью людей, которые сами порой не могут отличать истину от лжи, то безудержно полагаться на ПК в поиске истиной или ложной информации по меньшей мере безответственно.

Есть и другая причина, когда нельзя полагаться на ПК в этом вопросе. Этой причиной является время. Дело в том, что любая самая истинная информация с течением времени может стать ложной, может устареть, потерять актуальность и даже смысл. Все течет, все изменяется, и изменяются наши представления о мире, о вещах и событиях.

Значит, безответственно полагаться на компьютеры и сети нельзя. А как быть?

Как отличить правду от лжи?

Информацию можно условно поделить

  • на техническую и
  • гуманитарную.

Техническая информация – это информация, касающаяся каких-либо технических устройств и систем, информация о взаимодействии технических устройств между собой, о взаимодействии человека с машинами. Техническая информация формализуется и оцифровывается. Она более или менее точна, и часто ее можно измерить приборами.

Гуманитарная информация – это информация о взаимоотношениях между людьми, между сообществами людей, между целыми странами и народами. Гуманитарная информация – это слабо формализуемая информация, она наиболее спорна в отношении истинности или ложности тех или иных положений и высказываний. Ее труднее измерить, а иногда совершенно невозможно объективно оценивать.

Поэтому все, что касается технической информации, здесь легче отличить правдивую (точную, достоверную) информацию от ложной (неточной, недостоверной). Но и тут могут быть проблемы.

Представьте себе, например, гипотетический случай. Предположим, инопланетяне (если, конечно верить в их существование!) подключились к нашему Интернету и выложили туда чертеж своей летающей тарелки. Техническая информация? Да, техническая. Поверим? Допустим. А сможем сделать по ней аналог? Вряд ли… Почему?

Потому что чертеж ранее неизвестного устройства – это еще далеко неполная информация. А как изготовить все это? Из каких материалов? А как эти материалы создать? А на каком оборудовании можно это изготовить? А есть ли чертежи этого оборудования? А опять же где технологии производства оборудования для производства летающих тарелок? И так далее. Чем больше вопросов, тем меньше ответов.

Правда, в приведенном фантастическом примере чертеж летающей тарелки можно условно считать истинным, так как, предположим, он дан нам без каких-то искажений. Но так как мы с этим ничего не можем сделать, то вопросы истинности или ложности этой информации становятся неразрешимыми.

Также может происходить и с вполне земной технической информацией. Есть-то она есть, но истинная ли она? Попробуй, проверь…

А вот с гуманитарной информацией нам и без инопланетян невозможно разобраться с точки зрения ее истинности или ложности. Можно ли считать истинными те или иные взаимоотношения людей, философские категории, рассуждения о жизни? Для кого-то это действительно то, что он искал. Для другого – совсем не то.

Вывод. Истина или ложна предоставленная ПК и Интернетом информация – это решение остается за пользователем, который эту информацию запросил. Как говорится, фирма не гарантирует! Полностью полагаться на ПК нельзя, особенно если от принятия решения на основании компьютерных данных зависит судьба человека или человечества.

И все-таки компьютер – незаменимый помощник человека

Почему же тогда люди постоянно применяют ПК, в том числе там, где нужно постоянно принимать решения? Почему люди доверяют компьютерной информации?


Почему компьютерам часто доверяют даже людские жизни? Это я про компьютеры, которые управляют самолетами, автомобилями, поездами.

На самом деле все просто. Мы говорили о том, что компьютер не ошибается, интерпретирую информацию, безошибочно отделяя истину от лжи в своих внутренних программах. И это его неоценимое свойство очень нам полезно.

Человеку свойственно делать ошибки даже при условии получения объективной и истинной информации. Почему? Из-за эмоций, из-за усталости, из-за перенапряжения и тому подобных факторов. Компьютер же не устает и не обладает эмоциями (пока не обладает!).

Но у ПК есть существенный недостаток. Он не может отличить правду от лжи в момент ввода в него информации. Если эту информацию вводит в него человек, особенно если вводимая информация является гуманитарной, не подлежащей строгому измерению и .

А если этот недостаток преодолеть? А как? Да очень просто! Давайте, во-первых, попробуем вводить в ПК информацию, минуя участие человека. А там, где это невозможно, во-вторых, давайте сделаем так, чтобы эту информацию вводил наиболее осведомленный человек, самый умный и самый компетентный в этом вопросе.

Первый вариант (ввод информации без участия человека) используется при управлении техническими объектами. Например, компьютер самолета получает множество информации от датчиков, работающих автоматически без участия человека. Если датчики исправны (а для этого предусматриваются варианты их дублирования и резервирования), то поступающая информация (например, о скорости самолета, высоте полета и пр.) будет истинной. Соответственно, компьютеру можно доверить управление самолетом. Так как он, получив истинную информацию от всех датчиков и приборов, выберет наиболее оптимальные варианты пилотирования. Без эмоций, без ошибок.

Второй вариант (ввод информации наиболее осведомленными людьми) применяется в человеко-машинных системах. Например, кассир в супермаркете пробивает покупателю чек. Все, что он пробил в чеке покупателя (руками или с помощью сканера, что уменьшает вероятность ввода ошибочных данных о товаре) можно автоматически ввести в компьютер. А значит, введенная информация о произведенной покупке является истинной. Дальше компьютер может ее обрабатывать и выдавать истинные результаты (кто и сколько купил, какие продукты и товары покупают больше всего и т.п.).

Подводя итоги можно сказать, что

получение истинной информации с применением ПК и сетей гарантированно возможно в том случае, если введенная в ПК и в сети информация истинна. И если эта информация не устарела с течением времени.

Во всех остальных случаях, если пользователь компьютера не уверен в достоверности введенной информации (или не может проверить достоверность введенной информации), доверять на сто процентов полученной информации нельзя. Опасайтесь подделок!!!

И пока еще не ясно, когда будут найдены решения, позволяющие гарантировать пользователям достоверность получаемой посредством ПК и сетей информации. Да и возможны ли такие решения? Я считаю это маловероятным с учетом того, что движемся мы совершенно другим путем. Путем обеспечения максимальной избыточности информации вместо того, чтобы добиваться хранения только достоверной и единственной в своем роде информации.

Кто не верит всему вышесказанному, пусть попробует на своем ПК хотя бы раз расчистить диски так, чтобы на них осталась только нужная в данный момент информация. Предлагаю только перед проведением этого эксперимента сначала скопировать отдельно всю хранимую в ПК информацию, чтобы не потерять ее безвозвратно.

Уверен, что эксперимент не получится. Потому что мы не можем существовать без избыточной информации, так предопределено всем ходом развития жизни. Мы нуждаемся в избыточной информационной среде для получения и развития знаний, и в конечном итоге для принятия ответственных (и не очень) решений.

Информации много не бывает! Бывает ложная и недостоверная информация. А бывает достоверная и точная. Последняя всегда нужна нам, как воздух.

Дайте информацию, еще информацию, еще, еще!..

Получайте актуальные статьи по компьютерной грамотности прямо на ваш почтовый ящик .
Уже более 3.000 подписчиков

.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: