Диагностика компьютера на наличие неисправностей. Определить неисправность аппаратной части

В устранении аппаратных неполадок компьютера нет универсального метода решения проблем. Проблемные комплектующие должны быть продиагностированы , реанимированы или заменены.

Можно ли, не обладая специальными знаниями и опытом, провести диагностику устройств компьютера в домашних условиях? Если ПК запускается и с горем пополам ещё работает, то можно. И даже нужно. Как минимум для того, чтобы понимать, о чём пойдёт речь, когда с компьютером уже будут разбираться профессионалы в сервисном центре.

Проблемные области компьютера

Начинать диагностику аппаратной части целесообразно с сигнализирующей о проблеме области:

  • с жёсткого диска, при тормозах во время чтения и записи данных, странных щелчках и скрежете, издаваемых устройством;
  • видеокарты, при появлении на экране артефактов, вылете из игр, проблемах с драйвером;
  • оперативной памяти, при сбоях в работе Windows и вылетах из программ;
  • процессора , при постоянной его нагрузке в диспетчере задач и внезапных выключениях или перезагрузках компьютера.

Об аппаратных проблемах – перегреве, окисленных контактах, неплотно прижатых коннекторах шлейфов и прочих неполадках «железа» — обычно сообщает BSoD , синий экран смерти.

С помощью каких программ можно провести диагностику?

AIDA64

AIDA64 – это программа для комплексной диагностики комплектующих. Она отображает полнейшую картину характеристик устройств, определяет температуру видеокарты, процессора и жёсткого диска. Программа тестирует отдельные комплектующие на предмет их производительности и стабильности работы. Для проверки стабильности работы компьютера AIDA64 предусматривает методику стресс-тестирования с максимальной нагрузкой на систему, которая может выявить проблемы в работе видеокарт, процессоров и жёстких дисков. В комплект проверочных утилит программы также входит тест диагностики мониторов.

CrystalDiskInfo и CrystalDiskMark

Небольшая программка CrystalDiskInfo определяет основные характеристики HDD, SSD, а также подключаемых USB-накопителей. Отображает значения S.M.A.R.T., даёт оценку жёстких дисков в целом и измеряет температуру. Имеет на борту функционал для предупреждения перегрева жёстких дисков.

Другой продукт того же создателя – CrystalDiskMark – это программа, проводящая замеры скорости чтения и записи данных жёстких дисков.

Hard Disk Sentinel

В функциональном программном продукте Hard Disk Sentinel представлен ряд возможностей по диагностике жёстких дисков: определение технических параметров, измерение температуры, отображение значений S.M.A.R.T., тестирование поверхности, отображение скорости передачи данных в реальном времени, фиксация максимальной, средней скоростей и т.п.

Средства проверки оперативной памяти

Для диагностики оперативной памяти можно воспользоваться штатным инструментом Windows.

Или прибегнуть к помощи небольшой утилиты Memtest86+. Последняя запускается как в среде Windows, так и в консольном режиме при загрузке с LiveDisk. Memtest86+ входит в состав практически каждого реанимационного LiveDisk.

FurMark для видеокарты

FurMark – небольшая утилита для проведения стресс-теста видеокарт.

LiveDisk AdminPE

Зная конкретную область неисправности компьютера, диагностику можно провести программой соответствующего назначения в среде Windows. Если нужно осуществить комплексную проверку всего ПК, проще прибегнуть к специальным LiveDisk. Реанимационные LiveDisk обычно содержат на борту внушительную подборку программ для диагностики «железа» и устранения неполадок с ним. Одним из таких является LiveDisk AdminPE. В его составе обнаружим огромнейший перечень ПО для проверки комплектующих – DOS-утилит в отдельной среде и Windows-программ, доступных после загрузки среды WinPE.

Шаг 1. Подтверждение факта наличия неисправности

Шаг 2. Внешний осмотр

Шаг 3.

Шаг 4

Шаг 5

Шаг 6. Локализация неисправности на уровне подсистемы или цилиндра

Шаг 7 Ремонт

Шаг 8


2 Порядок диагностики электронных систем автомобиля. Традиционные методы диагностики. Диагностика современных автомобилей.

До того как электронные системы начали широко применяться на автомобилях, их электрооборудование состояло из нескольких достаточно простых и независимых систем, питаемых непосредственно от аккумуляторной батареи. Большинство электрических цепей обычно состояло из выключателя, управляющего электродвигателем или иным исполнительным механизмом, иногда через реле. Так как компонентов немного, неисправности легко определялись электрослесарем даже на незнакомых ранее моделях автомобилей. Простые по конструкции элементы проверялись с помощью контрольной лампы или мультиметра (вольтметр, амперметр, омметр в одном корпусе). Более сложные элементы, такие, как реле, проверялись подстановкой в цепь заведомо исправного такого же элемента.

Быстрое распространение в 80-х годах более сложных электронных систем

управления двигателем создало потребность в новых методиках диагностики, новом диагностическом оборудовании, значительном объеме сервисной информации. Большое количество различных типов ЭБУ приводит к потребности обеспечить быстрый доступ к технической информации по каждой конкретной модели автомобиля. Для удовлетворения этих потребностей были разработаны новые диагностические средства: бортовые (устанавливаемые на автомобиле, являющиеся частью ЭБУ) и небортовые. Условно их можно подразделить на три категории:

Стационарные (стендовые) диагностические системы. Они не подключаются к бортовому ЭБУ и, таким образом, независимы от бортовой диагностической системы автомобиля. Эти устройства обычно диагностируют системы впрыска – зажигания, их часто называют-мотор- тестерами. По мере усложнения автомобильной электроники расширяются и функциональные возможности стационарных систем, т. к. теперь необходимо диагностировать не только управление двигателем, но и тормозные системы, активную подвеску и т.д.;__

Бортовое диагностическое программное обеспечение, которое позволяет индицировать неисправности соответствующими кодами. Программное обеспечение ЭБУ содержит процедуры, которые записывают в память регистратора коды неисправностей. При обнаружении неисправности ЭБУ включает и выключает в определенной последовательности световой индикатор на приборном щитке. Световой сигнал можно расшифровать по справочным таблицам кодов неисправностей;

Бортовое диагностическое программное обеспечение, для доступа к которому требуется специальное дополнительное диагностическое устройство. Портативный диагностический тестер (сканер) подключается через специальный разъем на автомобиле к конкретному ЭБУ или всей электронной системе. Контролируемые параметры и коды неисправностей считываются непосредственно с ЭБУ и интерпретируются специалистами сервиса.


3 Пошаговый порядок проведения диагностики

Диагностика неисправностей в электронных системах управления автомобиля проводится обычно в такой последовательности.

Шаг 1. Подтверждение факта наличия неисправности Требуется убедиться, что неисправность реально существует. Если водитель неверно интерпретирует нормальные реакции автомобиля в каких-то обстоятельствах, ему следует это объяснить. Полезным источником информации является сам водитель (владелец) у которого надо уточнить условия возникновения неисправности.

Шаг 2. Внешний осмотр и проверка узлов, блоков и систем автомобиля Проведение осмотра и предварительной проверки при диагностике необходимо. По оценкам экспертов, 10-30% неисправностей на автомобиле выявляются таким путем. До проведения диагностики неисправностей в системе управления двигателем важно устранить очевидные неисправности, такие как: утечка топлива, масла, охлаждающей жидкости;

Трещины или неподключения вакуумных шлангов;

Коррозия контактов аккумуляторной батареи;

Нарушение электрических соединений в контактных разъемах;

Необычные звуки, запахи, дым;

Засорение воздушного фильтра и воздуховода (при длительном простое

автомобиля зверьки могут делать там гнезда или запасы корма).

Шаг 3. Проверка технического состояния подсистем

· Проверка уровня и качества моторного масла.

· Уровня охлождающей жидкости

· Уровень топлива

· Напряжение АКБ и др.

Шаг 4 . Работа с сервисной документацией. Считывание диагностических кодов.

По оценкам производителей, до 30% случаев неисправностей автомобилей обнаруживается и исправляется на основе информации в виде указаний, предположений, диагностических карт в руководствах по техническому обслуживанию и ремонту. Перед использованием документации следует точно знать: модель год выпуска тип двигателя и трансмиссии, постоянная или не постоянная несправность.

Шаг 5 . Просмотр параметров с помощью сканера.

Шаг 6. Локализация неисправности на уровне подсистемы или цилиндра Это наиболее трудоемкая часть диагностирования, т. к. необходимо выполнить следующие процедуры:

Разобраться с диагностическими картами и технической документацией;

Просмотреть изменение коэффициентов коррекции подачи топлива,

сделанные ЭБУ при разных режимах работы двигателя;

Произвести анализ состава выхлопных газов;

Шаг 7 Ремонт Шаг 8 Проверка после ремонта и стирание кодов ошибок из памяти ЭБУ.

4 Поиск неисправностей. Считывание кодов неисправностей

При поиске неисправностей следует придерживаться следующих принципов.

Принцип 1. Обедненная топливовоздушная смесь (ТВ-смесь) чаще является

причиной ухудшения ездовых характеристик, чем богатая. Обедненная ТВ-смесь:

Горит медленно с высокой температурой;

Может вызывать обратную вспышку;

Обычно возникает при утечке вакуума.

Богатая ТВ-смесь:

Горит быстро и с пониженной температурой;

Увеличивает расход топлива, выхлопные газы становятся черными;

Может привести к закоксованию свечей, ездовые характеристики при этом

ухудшаются.

Принцип 2. Сначала всегда проверяется выходной сигнал контролируемого

устройства. Если выходной сигнал контролируемого устройства (например, катушки зажигания) нормальный, то питание, “земля” и само контролируемое устройство исправны, Если выходной сигнал не соответствует норме, то входной сигнал, питание, “земля” или само контролируемое устройство могут быть неисправны. Естественно, не следует заменять контролируемое устройство, не убедившись в исправности питания.

Принцип 3. В первую очередь проверяются.подсистемы, характеристики

которых должны ухудшаться по мере эксплуатации. До проведения дорогостоящих диагностических работ следует убедиться в исправности или заменить подсистемы с ограниченным сроком службы. К таковым относятся: топливный и воздушный фильтры, свечи, бегунок и крышка распределителя, высоковольтные провода и т. п.

Принцип 4. Проверяются разъемы и соединители, их контакты не должны

быть погнуты или окислены.

Принцип 5. Измеряется напряжение питания на контактах контролируемого

устройства. На выводе, подключенном к “земля”, напряжение не должно превышать 0,2 В.

Принцип 6. В двигатель должно подаваться чистое топливо в достаточном

количестве. Засоренные фильтры, согнутые шланги способны вызывать ухудшение ездовых характеристик, часто непостоянное. Измерением только давления топлива в системе не обойтись, следует убедиться еще в его нормальном расходе через форсунки.

Во время обычной эксплуатации автомобиля бортовой компьютер

периодически тестирует электрические и электронные системы и Их компоненты. При обнаружении неисправности контроллер компьютера переходит в аварийный режим работы, подставляя подходящее значение параметра вместо того, которое дает неисправный блок. Например, если контроллер обнаружит неисправность в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости, программа установит резервное значение температуры, рассчитанное для работы двигателя в штатном режиме (обычно для 80 °С), и будет использовать это значение при реализации управляющих алгоритмов, чтобы автомобиль оставался на ходу. Резервное значение будет записано в память ЭБУ как аварийное.

Водитель информируется о неисправности с помощью контрольной лампы CHECK ENGINE (или светодиода), расположенной на панели приборов (рис. 1). Микропроцессор ЭБУ заносит специфический код неисправности в КАМ память. КАМ (Кеер Аlive Меmогу) память способна сохранять информацию при отключении питания ЭБУ. Это обеспечивается подключением микросхем КАМ памяти отдельным кабелем к аккумуляторной батарее или применением малогабаритных подзаряжаемых аккумуляторов, размещенных на печатной плате ЭБУ.


5 Бортовые диагностические системы второго поколения. Основные сведения о стандарте OBD-II.

Разработка требований и рекомендаций по стандарту ОВD-II велась под эгидой ЕРА (Environmental Protection Agency - агентство по защите окружающей среды при правительстве США) при участии САRВ и SАЕ (society of Automotive Engeneers - Международное общество автомобильных инженеров). Стандарт ОВD-II предусматривает более точное управление двигателем трансмиссией, каталитическим нейтрализатором и т. д. Доступ к системной информации бортового ЭБУ можно осуществлять не только специализированными, но и универсальными сканерами. С 1996 г. все продаваемые в США автомобили стали соответствовать требованиям ОВD-II

В Европе аналогичные документы традиционно принимаются с запаздыванием по отношению к США. Тем не менее аналогичные правила ЕОВD (European On Board Diagnostic) вступили в силу и в Европе с 1 января 2000 г.

С применением стандартов ЕОВD и ОВD-II процесс диагностики электронных систем автомобиля унифицируется, теперь можно один и тот же сканер без специальных адаптеров использовать для тестирования автомобилей всех марок.

Требования стандарта ОВD-II предусматривают:

Стандартный диагностический разъем;

Стандартное размещение диагностического разъема;

Стандартный протокол обмена данными между сканером и автомобильной

бортовой системой диагностики;

Стандартный список кодов неисправностей;

Сохранение в памяти ЭБУ кадра значений параметров при появлении кода

ошибки (“замороженный” кадр);

Мониторинг бортовыми диагностическими средствами компонентов, отказ

которых может привести к увеличению токсичных выбросов в окружающую среду;

Доступ как специализированных, так и универсальных сканеров к кодам

ошибок, параметрам, “замороженным” кадрам, тестирующим процедурам и т. д.;

Единый перечень терминов, сокращений, определений, используемых для элементов электронных систем автомобиля и кодов ошибок.

Обмен информацией между сканером и автомобилем производится согласно международному стандарту ISO1941 и стандарту SAE J1850. Стандарт J1979 устанавливает список кодов ошибок и рекомендуемую практику программных режимов работы для сканера.

В соответствии с требованиями ОВD-II бортовая диагностическая система должна обнаруживать ухудшение работы средств до очистки токсичных выбросов. Например, индикатор неисправности Malfunction Indicator Lamp - МIL (аналог прежней Check Engine) включается при увеличении содержания СО или СН в токсичных выбросах на выходе каталитического нейтрализатора более чем в 1,5 раза по сравнению с допустимыми значениями. Такие же процедуры применяются и к другому оборудованию, неисправность которого может привести к увеличению токсичных выбросов.


6 Проверка бортовой диагностической системы OBD-П в испытательном ездовом цикле.

Диагностические мониторы системы ОВD-П реализуют свои тесты один раз за поездку. Поэтому до испытательной поездки (до или после ремонта) автомеханик должен проверить работоспособность диагностической системы в ездовом цикле.

В зависимости от температурных и дорожных условий производители рекомендуют различные испытательные ездовые циклы для своих автомобилей. В таблице 4 приведен пример испытательного цикла для проверки готовности бортовой диагностической системы ОВD-П к тестированию, Во время проведения теста подпрограмма DE независимо от результата маркирует флагом в памяти ЭБУ каждый отработавший монитор. Эти флаги затем считываются сканером и выясняется, какие из мониторов отработали, а какие нет. Функционирование неотработавших мониторов должно быть восстановлено.

Этапы и операции испытательного ездового цикла

1. Прогрев двигателя до 82 °С (180 °F)

2. Холостой ход

3. Ускорение до 45 миль/час дроссельная заслонка открыта на четверть

4. Постоянное положение дроссельной заслонки, скорость 30-40 миль/час

5. Скорость 20-45 миль/час, дросельая заслонка открыта не полностью

6. Сброс газа до холостого хода

7. Ускорение до 55 миль/час дроссельная заслонка открыта наполовину

8. Постоянное положение дроссельной заслонки, скорость 40-60 миль/час

Время операции

1-Не менее 2 - 4 мин. 3- 45 сек. 4 - 10 сек. 5 - 1 мин. 6 - 4 мин.

7- 10 сек 8 - 10 сек. 9 - 80 сек

Какие мониторы


1 Автомобильные диагностические сканеры.

Сканер - это портативный компьютер с миниатюрным дисплеем на жидких кристаллах, способный обмениваться информацией с компьютером ЭБУ автомобиля по соединительному кабелю. Сканер - это диагностический тестер, который получает доступ к внутрисистемной информации ЭБУ и выдает эту информацию на дисплей. Другие диагностические средства имеют доступ только к внеишим входным и выходным сигналам различных устройств автомобиля. Стандартный сканер обеспечивает:

Доступ к кодам регистратора неисправностей;

Доступ к текущей информации в ЭБУ;

Запись параметров во время ездовых испытаний;

Испытательное управление исполнительными механизмами.

2 Достоинства сканеров.

Сканер обеспечивает:

Простой, надежный и наглядный способ индикации кодов неисправностей;

Доступ к текущей информации в ЭБУ (потоку цифровых параметров в

реальном масштабе времени);

Возможность получения диагностической информации время ездовых

испытаний;

Инициацию процедур самотестирования, испытательного управления и

других специальных функций, запрограмированных в ЭБУ.

3 Ограниченные возможности сканеров

Сканер проверяет входные и выходные параметры электрических цепей и информирует оператора об их величине. Таким образом, сканер всего лишь фиксирует наличие или отсутствие неисправностей в каком-либо узле, но не позволяет определять причины неисправности, которых может быть много для одних и тех же значений контролируемых параметров. Непонимание или неправильная интерпретация кодов неисправностей, полученных, со сканера, являются общей проблемой диагностирования. Иногда электромеханик, получив со сканера код неисправности датчика, предполагает, что датчик неисправен и заменяет его. Но далеко не всегда это решение правильное

4 Международныйстандарт IS09141.

С конца 80-х годов используется международный стандарт ISO 9141, определяющий протокол обмена информацией через последовательный интерфейс между ЭБУ и диагностическим тестером (сканером). Стандарт устанавливает единую, методологию доступа к внутрисистемным данным, к кодам неисправностей, регламентирует испытательное (инструктивное) управление системами автомобиля с помощью сканера. Но при этом не предусматривается совместимость программного обеспечения, диагностических процедур, кодов неисправностей и диагностических разъемов, т. к. достичь такой совместимости для всех моделей современных автомобилей пока не предоставляется возможным.

Стандарт ISO 9141 устанавливает, что сканер должен обмениваться информацией с ЭБУ по одному проводу (К-линия) или по двум проводам (К- и L- линии) диагностического разъема. Линия К Двунаправленная и передает данные в обе стороны, линия L однонаправленная и используется только при установлении связи между ЭБУ сканером, затем линия L переходит в состояние логической единицы. К разъему должны также подключаться «масса» автомобиля и напряжение питания от аккумуляторной батареи.

5 Передача информации от ЭБУ к сканеру и ее представление на дисплее сканера.

После подключения сканера к диагностическому разъему автомобиля

электромеханик может наблюдать на дисплее сканера в цифровом виде значения сигналов с датчиков на входах ЭБУ и выходные сигналы с ЭБУ, передаваемые исполнительным механимам. Каждый наблюдаемый сигнал называется диагностическим параметром или просто параметром. Параметры передаются сканеру последовательно один за другим, пока все не будут выведены на дисплей, затем процесс повторяется. Весь набор параметров от начала до конца называется кадром. Передача информации от ЭБУ к сканеру называется потоком цифровых параметров в реальном времени. Кроме параметров, ЭБУ может передавать в сканер коды неисправностей (ошибок). Размер кадра или число параметров зависят от производителя автомобиля, модели, года выпуска, двигателя, топливной системы, типа зажигания и т.д. Устаревшие автомобили с карбюраторными двигателями помимо кодов неисправностей могут выдавать 12-18 параметров.

6 Работа с потоком цифровых параметров.

На современных автомобилях с помощью сканера можно получить доступ к

большому (часто избыточному) объему информации. Поэтому при работе со сканером важно правильно выбрать масштаб дисплея и упорядочить информацию о параметрах в зависимости от характера изменения ездовых качеств и характара диагностируемой проблемы. Как правило, имеется возможно разбивать параметры на группы и просматривать их в таком виде. Состав групп определяется по «умолчанию», но может изменяться пользователем в соответствии с характером решаемой задачи. Типичная последовательность операций со сканером при жалобах на ухудшение ездовых качеств автомобиля следующая:

Подсоединить сканер, включить зажигание без запуска двигателя и получить параметры от ЭБУ;

Получить коды ошибок и неисправностей и записать их для использования в дальнейшем;

Запустить двигатель, получить параметры от ЭБУ.

7 Запись данных (работа в режиме снимка).

Для записи данных сканер подключают к диагностическому разъему автомобиля и устанавливают связь с ЭБУ. Затем проводят ездовые испытания так, чтобы спровоцировать появл симптома неисправности, на которую имелись жалобы. Когда симптом проявится (например, в виде толчков или рывков) сканере следует нажать кнопку синхронизации записи. Некоторые модели сканеров позволяют программировать автоматическое включение синхронизации записи параметров при появлении кода неисправности. Сканер работает таким образом, что производит запись снимка, даже в тех случаях когда, имеется небольшое запаздывание между временем появления симптом и началом записи.

После установки режима записи параметров сканер постоянно заносит системные данные в свою память. На большинстве сканеров в память помещается около 100 кадров параметров. При поступлении очередного кадра ранее записанная информация стирается из памяти. По сигналу «синхронизация записи» сканер компилирует (размещает) данные в памяти таким образом, что 75-80% кадров в снимке соответствуют ситуации до нажатия кнопки синхронизации (или до появления кода ошибки), остальные кадры соответствуют данным этого события. После фиксации снимка обновление данных прекращается.

8 Программные картриджи.

Современные программные картриджи обеспечивают работу сканера, в режиме помощи (контекстной справки), что ускоряет обнаружение и устранение неисправностей на автомобиле. В справке приведена хорошо организованная информация по диагностике, устранению неисправностей, кодам ошибок, симптомам ухудшения ездовых качеств и т.д. Справочная система программного картриджа содержит описания и пошаговые инструкции по выполнению алгоритмов из диагностических карт, разработанных производителями автомобилей. Это не позволяет оператору пренебречь частью необходимых этапов. Так как вся стандартная информация выводится на дисплей сканера, нет необходимости искать что-либо в сервисной документации.

Имеются программные картриджи, поддерживающие многооконный режим работы, т.е., например, можно свернуть окно диагностической программы, выполнить ряд тестов для цепей или компонентов и снова вернуться к диагностической последовательности. Некоторые программы предназначены только для пошагового мониторинга тестов компонентов автомобиля.

9 Компьютерные сканеры.

Сканер имеет небольшой по размеру дисплей, просматривая данные на нем не всегда удобно, даже используя прокрутку кадра. Обычно имеется возможность подключения сканера к пенальному компьютеру через последовательный порт для переноса данных. Специальное программное обеспечение позволяет просматривать данные со сканера в табличном и графическом виде на мониторе компьютера, сохранять их, создавать базы данных по обслуживаемым автомобилям.

Большинство программ реализуют показ данных со сканера на персональный компьютер в табличном или графическом виде. В табличном виде (табл. 3) значения параметров представлены, как на дисплее сканера, но организованы в столбцы по кадрам. Имеется возможность горизонтальной и вертикальной прокруток. В графическом виде (рис. 2) значения параметров нанесена график относительно оси времени в соответствии с номерами кадров. Такой способ позволяет наглядно представить до 100 кадров одновременно. Для перемещения между кадрами и точно считываются значений параметров используется визир (прямая вертикальная линия).

10 Диагностическая программа «Мотор-Тестер».

Программа МТ предназначена для диагностики двигателя внутреннего сгорания автомобилей, оснащенных системами электронного управления впрыском топлива. Программа используется для проведения технического обслуживания и ремонта автомобилёй на станциях технического обслуживания, автосервиса владельцем автомобиля при наличии компьютера типа IBM PC. При установке программы на портативный компьютер ее можно использовать и при ездовых испытаниях.

Программа «Мотор-Тестер» считывает и обрабатывает данные с электронного блока управления (ЭБУ) автомобиля через вставляемый адаптер, обеспечивает возможность сохранять, просматривать и распечатывать полученную информацию, а также управлять исполнительными механизмами двигателя.

Программа позволяет:

Отображать в динамике все контролируемые параметры ЭБУ, просматривать как в цифровом, так и в графическом виде до 7 параметров одновременно;

Управлять исполнительными механизмами двигателя в процессе отображения интересующих параметров;

Определять значения параметров в необходимый момент времени, т. к. система записи и просмотра поступающей информации, снабжена набором визиров;

Получать сведения об ошибках ЭБУ, паспортах ЭБУ, двигателя, калибровок, таблицах коэффициентов топливоподачи;

Проводить, испытания по определению частоты вращения коленвала, механических потерь, скорости прогрева двигателя и другие, в зависимости от типа ЭБУ;

Создавать и вести базу данных о владельцах автомобилей, а также персональные базы данных для каждого автомобиля по проведенным диагностикам, сохранять в базе данных графики параметров;

Благодаря удобному интерфейсу легко управлять процессом диагностики автомобиля.


1 Электронные измерительные приборы для диагностики электрооборудования автомобилей. Автомобильные осциллографы.

Автомобильный Осциллограф - это двухмерный электронный вольтметр, который показывает, как напряжение изменяется во времени. Многие годы осциллографы применялись в автосервисе для контроля первичных и вторичных цепей зажигания, а также некоторых устройств системы электроснабжения автомобиля, теперь используют портативные автомобильные осциллографы для наблюдения низко уровневых сигналов в электронных цепях управления. Осциллограф - универсальное средство при поиске непостоянных (нерегулярных) неисправностей.

Современный автомобильный осциллограф - это сложный электронный измерительный прибор, частично выполняющий и функции компьютерного мотор- тестера. Например, осциллограф Fluke-98, который показан на рис. 1 может работать в режиме запоминающего осциллографа, мультиметра, с помощью кабелей с дополнительными преобразователями измеряет температуру, давление, ток, напряжение во вторичной цепи зажигания и т. д. В памяти Fluke-98 хранятся характерные осциллограммы сигналов (шаблоны) для различных компонентов электрооборудования автомобилей. Это позволяет автоматически тестировать (проверять на работоспособность) различные элементы электрооборудования и электроники по образцовым сигналам (по шаблонам). Так проверяются различные датчики, система электроснабжения, полупроводниковые элементы, относительная компрессия в цилиндрах и т.п.

2 Логические пробники.

Логический пробник - это относительно простой прибор, электронный аналог контрольной лампы. Контрольная лампа имеет низкое входное сопротивление, ее применение может привести к выходу из строя элементов в высокоомных микроэлектронных схемах.

Логический пробник имеет высокое входное сопротивление, оказывающее влияния на тестируемые электрические цепи применяется для безопасного тестирования низковольтных поточных цепей. Два провода соединяют прибор с внешним источником питания, например с аккумуляторной батареей, а подключается к исследуемой цепи. Пробник и исследуемая электрическая цепь должны иметь общую землю «массу». На корпусе пробника располагается 3 светодиода (красный, зеленый, желтый), некоторые модели снабжены звуковым сигналом.

Логический пробник может информировать пользователя о наличии напряжения только в определенной зоне значений, и его диагностические возможности ограничены. Но он быстро позволяет проверить цепь на наличие напряжения по отношению к «массе». Например, при незапуске двигателя с помощью логического пробника можно быстро проверить напряжение на катушке зажигания, на топливном насосе и на других элементах.

3 Автомобильные цифровые мультиметры.

Автомобильный цифровой мультиметр - это цифровой тестер многосегментным дисплеем на жидких кристаллах, с высоким входным сопротивлением Цифровой мультиметр является неотъемлемой частью диагностического оборудования. Выполняет функции нескольких измерительных приборов, измеряй силу тока, напряжение, частоту, длительность импульса.

Мультиметр удобен для проверки состояния электрических цепей, но для проверки их функционирования он обычно н применяется. На цифровом дисплее мультиметра применяется только низкая скорость обновления информации, что связано с особенностями человеческого зрения. Т.к. человеческий пй различает быстрое изменение цифр на дисплее, мультиметр показывает только средние или фиксированные значения электрических сигналов с низкой кадровой частотой обновления диапазон (обычно не более 4-х Гц).

Некоторые модели автомобильных мультиметров имеют аналоговый дисплей (помимо цифрового) и обладают возможностью записи минимального и максимального значений контролируемого сигнала. Имеется возможность обновлять показания 40 раз в секунду. Но на некоторых моделях мультиметров аналоговый дисплей работает на той же частоте, что и цифрой.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Выход из строя ноутбука – неприятная ситуация, которая может повлечь за собой значительные денежные расходы. Не всегда хочется относить его в сервисный центр, особенно опасаясь попасть на удочку к недобросовестному мастеру. Самая простая диагностика неисправностей может быть проведена и самостоятельно. Несложные и базовые приёмы проверки устройства в домашних условиях может освоить каждый.

Причины поломки

Любой компьютер делится на аппаратную и программную часть. К первой относится непосредственно «железо» устройства: материнская плата, процессор, видеокарта, память и т.д. К программной – операционная система и софт.

По характеру неисправности достаточно просто определить, какая именно часть ноутбука дала сбой и выполнять уже более точную диагностику:

  • сбой программного обеспечения. Возможные причины: «слёт» драйвера, наличие вирусов, неисправность ОС;
  • сбой аппаратной части. Признаки: торможение, зависание, выключение устройства, проблемы с видео, периферией и др. Возможные причины: перегрев центрального процессора, отвал северного или южного моста, поломка жёсткого диска, последствия попадания жидкости на материнскую плату.

Что понадобится для диагностики

Чтобы провести самостоятельную диагностику компьютера наиболее точно и эффективно, понадобится следующее программное обеспечение:

  • Viktoria
  • для тестирования жёсткого диска;

  • AIDA 64
  • для просмотра датчиков;

  • MemTest
  • для выявления неисправностей оперативной памяти.

Желательно вооружиться и некоторым «компьютерным железом», подходящим к своему ноутбуку:

  • жёсткий диск формфактора 2,5 дюйма в рабочем состоянии;
  • планка оперативной памяти DDR3;
  • монитор для стационарного компьютера и VGA кабель;
  • блок питания.

«Джентльменский набор» также может быть дополнен вольтметром, осциллографом и паяльной станцией. Не страшно, если такого дополнительного оборудования нет, поскольку оно может понадобиться не в каждой ситуации.

Неисправности программной части

Узнать, что поломка произошла именно в этой части ноутбука, легко. Главный признак – нормальное включение устройства, но со сбоями при загрузке операционной системы. Ниже представлены наиболее распространённые проблемы и возможные меры для их устранения.

Проблема Что предпринять
ОС не загружается Восстановить систему или переустановить ОС
Появление синего экрана «смерти» Причина поломки зависит от кода ошибки. В основном в таком случае нужно разрешить конфликт драйверов и программ с ОС
Ноутбук зависает или тормозит при работе определённой программы Проверить совместимость программы с ОС и наличие дополнительных приложений, таких как Microsoft.NetFramework
Отсутствует звук Проверить установленные драйвера
Выполнить очистку реестра от мусора и оптимизацию ОС

Определить неисправность аппаратной части

Главным сигналом поломки «компьютерного железа» будет выключение либо перезагрузка ноутбука ещё до запуска ОС. Могут происходить и другие сбои.

Проблема Что предпринять
Лэптоп загрузился, но зависает или перезагружается Такое происходит при срабатывании защиты от перегрева. Просмотреть температурные датчики с помощью программы AIDA
Изображение на экране искажено Причина заключается в сбое видеокарты или матрицы. Вероятнее всего понадобится замена запчасти
Отказ жёсткого диска в форматировании и записи данных при переустановке ОС Выполнить диагностику жёсткого диска с помощью программы Victoria
Сбои при загрузке устройства Выполнить проверку оперативной памяти с помощью MemTest
Значительное сокращение времени работы от аккумулятора Выполнить калибровку аккумулятора. При отсутствии зарядки батареи может потребоваться её ремонт или замена разъёма питания. Причиной может также стать неисправность блока питания

В жизни любого человека может наступить момент, когда его верный ПК отказывается больше работать. Это не является поводом для паники, в большинстве случаев проблему может решить простая диагностика компьютера. Самостоятельно провести ее не составит трудностей.

Первый звоночек о неисправности системы можно получить сразу же после включения компьютера. Материнская плата должна выдать одиночный который свидетельствует о работоспособности системы. Если же присутствует любая неисправность, то существует целая таблица комбинаций звуковых сигналов, которая позволяет сразу же установить источник проблемы. Например, 8 коротких гудков оповестят о неисправности видеокарты, а 3 гудка - о неисправности Услышав нехарактерные звуки из своего системного блока, не стоит сразу же нести его в сервисный центр, возможно, необходимо просто почистить его от пыли. Список сигналов можно посмотреть в интернете.

Если включились кулеры на системном блоке, но лампочки на нем не загорелись, ни одного звука не раздалось, а на экране монитора возникла пугающая чернота, то скорее всего, придется менять материнскую плату.

Если после включения ничего не произошло, то возможно два варианта: либо сгорел блок питания, либо у вас отключили электрическую энергию. Замена блока питания не вызовет особых проблем. Это достаточно простой процесс.

Диагностика компьютера продолжается, если после включения система издала один короткий считал все основные физические параметры, такие как память, количество жестких дисков и т.д., то можно быть уверенным что с «железом» всё в порядке.

Другая возможная причина отказа ПК - проблемы в дисковой системе. Если на мониторе появилась надпись вроде: «Non system disk or disk error» то подумайте несколько раз, прежде чем приступать к восстановлению. Неправильно проведенная диагностика компьютера может привести к сбою всей системы в целом, а также к утере всех личных данных, находящихся на жестком диске.

Во-первых, необходимо войти в BIOS и проверить, определяется ли жесткий диск. Для входа сразу же после начала загрузки необходимо нажать клавишу «del». Структура BIOS разнообразна, но в самом первом меню всегда указывается все подключенные и задействованные носители памяти, текущие время и дата. Если жесткий диск там указан, то простая диагностика компьютера тут уже не поможет. Необходимо будет использование различных приложений, при помощи которых осуществляется диагностика компьютера. Программа проводит сканирование дисков и находит в них «битые» сектора, которые после восстанавливаются.

Если система загрузилась, но качество ее работы не устраивает, то и тут поможет вовремя проведенная диагностика компьютера. Существует огромное количество самых разнообразных приложений, таких как Tun eUp Utilities или Norton Disk Doctor, которые способны быстро и качественно систему, реестр и прочие области на наличие неполадок и ошибок. Современные программы, которыми осуществляется диагностика компьютера, могут работать в и в большинстве случаев не требуют участия пользователя.

Подводя итог, можно отметить, что не каждая неисправность в ПК должна провоцировать поход в сервисный центр. Вовремя проведенная диагностика компьютера поможет сэкономить ваши время и средства.

Обидно когда в самый неподходящий момент ваш компьютер выдал какой-то звук или сообщение и вместо привычного рабочего стола вы видите синий или черный экран с буквами и цифрами. А принеся системник в сервис местный умелец ловко лезет в него, что-то ковыряет и о чудо, он заработал!!! Во многих ответах на вопросы этого блога, можно было увидеть совет — понести компьютер в сервисный центр на диагностику. Оказывается если подходить к вопросу диагностики с умом — это под силу практически каждому и на дому! Так вот, такими простыми чудесами мы сегодня и займемся.

Прежде всего, думаю не лишним будет заглянуть во внутрь системного блока типичного компьютера, чтобы разобраться где и чего там установлено. Не спешите раскручивать ваш системник, а изучите внутреннее устройство компьютера на базовом уровне из этой статьи:

1 - блок питания, 2 - материнская плата, 3 - процессор, 4 - память, 5 - видеоадаптер, 6 - жесткий диск, 7 - оптический привод

Все манипуляции. которые будут описаны в этой статье «как произвести диагностику компьютера» касаются устройства «типичного» системного блока, ваш компьютер может иметь отличия не описанные здесь, если Вы не уверены что правильно поняли смысл действия и его результат, не производите самостоятельно никаких манипуляций. Все процедуры разборки и сборки системного блока описанные в этой статье «как произвести диагностику компьютера» могут проводиться только на ПОЛНОСТЬЮ обесточеном оборудовании. Автор статьи «как произвести диагностику компьютера» не несет никаких гарантий за производимые вами действия и их последствия.

как произвести диагностику компьютера?

А теперь для тех кто не испугался и кому нечего терять продолжим.

Диагностика компьютера начинается с его включения, т.к. все выключенные компьютеры ведут себя одинаково, как исправные так и нет. Для включения системного блока мы должны проверить, что он подключен к исправной розетке с напряжением соответствующем рабочему диапазону блока питания, на блоке питания выключатель переведен с состояние «вкл» или «on»,

Имейте в виду, что на некоторых блоках питания выключатель отсутствует, тогда достаточно того, что в него вставлен кабель питания

на передней панели системного блока нажимаем клавищу Power и ждем… Итак, что должно произойти при включении исправного компьютера? Должен загореться индикатор подачи напряжения (как правило — зеленая «лампочка»), вентиляторы системы охлаждения производят начальный старт, выполняется тестирование устройств материнской платы и всего что к ней подключено и выдается результат диагностики в виде одного писка динамика, что и значит — «все включилось нормально».

Только это не наш случай. При наличии неисправностей блоке питания в зависимости от степени повреждений при нажатии ка кнопку Power, чаще всего ничего не происходит (компьютер не включается) или лампочка питания загорается, но никакие вентиляторы не шумят и диагностика не проходит т.е. в ответ тишина. Вот тут нам и пригодится наш инструмент. Отключаем системный блок от сети, поворачиваем к себе задом к «лесу» передом и откручиваем два винта на правой от вас крышке, затем тянем ее на себя и снимаем. Если у вас не типичный конструктив корпуса, ознакомьтесь с инструкцией по его вскрытию, все действия должы происходить без чрезмерных усилий. Теперь все внутренности системного блока перед нами. Для удобства проведения дальнейших действий системный блок желательно положить на бок открытой стороной вверх. Находим блок к которому в виде «жмута» сходятся все провода, это и есть блок питания, снаружи к нему подключается кабель питания, надеюсь сейчас он отключен. Проверяем что все разъемы поключены надежно, вставлены до «упора» и не имеют люфтов, если неконтакт обнаружился устраняем его плотно дожав соединение, может понадобиться некоторое усилие. Подключаем на место кабель питания и производим повторную попытку включения. Если изменений никаких, то отключаем питание и начинаем производить отключение блока питания для дальнейшей диагностики. Обратите внимание, что разъемы подключаемые к материнской плате (самая большая плата в компьютере) имеют защелки которые перед выниманием разъема необходимо открыть, делается это нажатием на верхнюю часть защелки. Покачивая разъем из стороны в сторону тянем за соединение, если защелка открылать, то разъем должен выйти из гнезда. Затем отсоединяем разъемы подключенные к накопителям: жесткому диску и приводу, на старых компьютерах еще могут быть подключены накопители FDD 3,5″ на этих разъемах тоже присутствуют защелки, так что не тяните сильно, не открыв защелку.

Сбрасываем BIOS и тестируем материнскую плату

Теперь настала очередь материнской платы и процессора. Отсоединяем от материнской платы интерфейсные кабели IDE (широкий плоский 40-80 жильный кабель), SATA (красные, желтые или черные, шириной около 1 см), питание вентиляторов стоящих на корпусе (вентилятор процессора оставляем подключенным), откручиваем винты и открываем защелки, которые держат платы установленные в разъемы материнской платы, снимаем память раздвинув держатели памяти в сторону от модуля и тянем их на себя. Вот мы почти разобрали компьютер. Страшно? Еще как, сейчас самый ответственный момент, если чуда не произойдет, то ремонт может оказаться очень дорогим. Теперь нужно подсоединить всего два разъема от блока питания к материнской плате: основной 24-х контактный и 4-х контактный дополнительного питания процессора. Больше ничего подключать не нужно, после этого подключаем кабель питания и производим попытку включения. Если вы услышали длинные сигналы из динамика материнской платы то вам повезло, есть шанс что все не так запущено, по крайней мере материнская плата и процессор включились. хотя это еще не значит что они абсолютно исправны. Для тех у кого запустился вентилятор процессора, но в ответ тишина воспользуемся попыткой сбросить настройки BIOS в заводские. Ищем на материнской плате батарейку, похожа на монету серебристого цвета, диаметром 18-20 мм, а рядом с ней перемычку с подписью JBAT, если такой не находите, достаете книжку от материнской платы и ищете раздел Clear CMOS, там должна быть указана перемычка для обнуления настроек БИОС. Как правило перемычка должна стоять в положении 1-2, а для того чтобы обнулить настройки ее нужно перевести в противоположное положение, например в 2-3 и произвести кратковременное включение системного блока 3-4 секунды, а затем выключить. После этого вернуть перемычку в начальное положение и снова произвести попытку включения. Если звуковые сигналы появились, можно производить постепенную сборку системного блока. Иначе у нас остался последний шанс, проверить не пропал ли контакт в процессорном разъеме.

Разбираемся с процессором (как произвести диагностику компьютера)

Для этого нам нужно снять вентилятор с процессора вместе с радиатором. Процессоры Интел и АМД имеют различные системы крепления радиатора к процессору. В случае с процессорами Интел имеющие разъем S775, S1155/56 нам потребуется плоская отвертка и нужно повернуть против часовой стрелки на 90 градусов пластиковые столбики, которые держат радиатор. После чего он должен вынуться с небольшим усилием. В случае с процессором АМД нужно повернуть рычажок, движением вверх, с одной из сторон возле радиатора на 180 градусов и ослабить прижимную пластину, после чего освободить защелки удерживающие радиатор в прижатом положении и снять радиатор. С одной из сторон разъема имеется металлический рычаг прижимающий процессор к разъему, его нужно открыть плотно прижать процессор и снова защелкнуть на место. Иногда возникает неконтакт процессора в разъеме, это действие помагет его устранить. Конструкция системы охлаждения процессора может отличаться от стандартной в таком случае вам придется ознакомиться с инструкцией по снятию и установке вашей системы охлаждения процессора. Чтобы сделать окончательный вывод о неработоспособности материнской платы, к ней необходимо подключить заведомо исправный блок питания и совместимый, рабочий процессор, если самодиагностика платы «молчит», то причина именно в ней. Если возраст материнской платы превышает 5 лет, то скорее всего вам предстоит раскошелиться не только на замену материнской платы, но и процессора с оперативной памятью, хотя вариант с материнской платой Б/У тоже могут предложить.

Вставляем память и видеокарту (как произвести диагностику компьютера)

Надеемся, что после наших манипуляций, самодиагностика отработала и вы услышали «победный» писк говорящий о том что материнская плата обнаружила отсутствующие модули памяти в разъемах. Пришло время установить их на место. Если модули памяти или разъем покрыты пылью, то ее очень желательно удалить и проследить, чтобы она не попала в разъем для модулей памяти. Контакты на модулях памяти можно очистить с помощью обычного ластика, если к ним приклеились частички грязи. Только осторожно, не соскребите ластиком электронные компоненты припаянные к модулю и внимательно осмотрите сам модуль памяти, нет ли на нем следов отломанных компонентов или перегрева. Чтобы установить память на место, нужно развести в стороны защелки сориентировать модуль, чтобы прорезь на модуле совпадала с выступом внутри разъема, установить его в защелки и прижать одновременно с двух сторон к разъему, так чтобы защелки закрылись. Затем проверьте как плотно вошел модуль в разъем и нет ли люфтов. Избегайте чрезмерных усилий при установке модулей, чтобы излишне не согнуть материнскую плату иначе возможно возникновение внутренних трещин в электрических дорожках платы, что приведет к ее неработоспособности. После установки модулей повторно включаем системный блок. Что-то должно измениться в характере писка платы. Если вы услышали новый звук длинный и три коротких сигнала, или один длинный в случае если на борту материнской платы имеется встроенный видеоадаптер, то имеем уже 4 потенциально исправных компонента: блок питания, материнскую плату, процессор и память. Если вы услышали тишину после установки памяти или характер звукового сигнала не изменился (длинный повторяющийся писк), то память не работоспособна и ее необходимо заменить. На всякий случай стоит попробовать установить модуль в другой разъем или поменять порядок установленных модулей, но такая операция может ничего и не дать. После установки памяти необходимо вставить видеоадаптер на место, это может быть разъем AGP или PCI-E 16x, при необходимости подключить дополнительное питание к видеоадаптеру (8-ми или 6-ти пиновый разъем), подключить монитор и дождаться появления видеосигнала на мониторе. Если после установки видеоадаптера сигнал на мониторе не появился и характер звукового сигнала имеет «вид» один длинный три коротких или полная тишина, то причина неисправности скорее всего в видеоадаптере. Если у вас тот случай когда имеется и встроенный адаптер и внешний в виде платы, то можно вернуть работоспособность компьютеру не подключая внешний в случае его неработоспособности.

Надеемся что изображение все-таки появилось и мы можем постепенно продолжать собирать наш разобранный системник. Если вы знаете объем памяти модулей памяти и их суммарный объем соответствует тому что написала программа тестирования БИОС, значит мы на верном пути. Если БИОС увидел только половину или объем только одного модуля, значит стоит вычислить тот модуль объем которого не виден, путем поочередного вынимания модулей памяти. Только не забываем выключать компьютер перед любыми манипуляциями. Не оставляйте неработающий модуль в матернской плате, замените его на новый, совместимый с вашей материнской платой, или продолжайте работать без него если оставшийся объем вас устраивает.

Подключаем накопители (как произвести диагностику компьютера)

А мы переходим к следующему этапу сборки, подключению накопителей. Накопители на жестком диске или в простонародье — «винчестеры», бывают нескольких стандартов, чаще всего встречаются жесткие диски стандарта SATA или IDE. Визуально их можно отличить по ширине разъема для подключения интерфейсного кабеля: IDE широкий 40-ка контактный, SATA — небольшой разъем около 12 мм в виде вытянутой буквы Г с 7-ю контактами на ножке. Рядом с интерфейсным разъемом находится разъем для подключения питания, 4-х контактный прямоугольный с двумя срезанными углами у дисков стандарта IDE и плоский многоконтактный похожий на интерфейсный, только длиннее (23 мм) у дисков SATA. Подключить нужно оба разъема, интерфейсный поключаем к кабелю ведущему к материнской плате, разъем питания к соответствующему разъему от БП. К интерфейсному кабелю IDE может быть подключено два устройства, но при этом требуется дополнительное конфигурирование устройства с помощью перемычек, находящихся рядом с интерфейсным разъемом, здесь мы эту тему рассмотривать не будем, если вы ничего не меняли в порядке подключения устройств, то все что от Вас требуется это вставить кабели в разъемы так как они были подкючены до разборки. Все вышесказанное относительно жестких дисков справедливо и для оптических приводов. После подключения необходимо включить компьютер и проверить пределились ли BIOS-ом наши устройства. Для этого нужно войти в BIOS нажатием клавиши DEL при загрузке компьютера, зайти в раздел Standard CMOS Features или MAIN , в зависимости от производителя программы BIOS.

Подсвеченные строки показывают, как должна выглядеть запись о правильно определенных дисковых устройствах.

Подсвеченные строки показывают, как должна выглядеть запись о правильно определенных дисковых устройствах. Только названия устройств должны быть те, что установлены в Ваш компьютер. Если записи о дисковых устройствах не появились, то это может свидетельствовать о неисправности приводов или дисков, или неисправности интерфейсных кабелей, которыми эти устройства подключены. Стоит перепроверить так-же плотность и надежность подключения разъемов питания. Жесткий диск при включении должен издавать негромкий высокий звук раскручивающегося электродвигателя, при этом если к нему приложить руку будет ощущаться легкая вибрация. Оптический привод, при подаче питания, должен моргать светодиодом на передней панели устройства. Отсутствие признаков подачи питания также свидетельствует о неисправности приводов. Для тех у кого дисковые устройства определились правильно продолжим.

Настало время попытаться загрузить компьютер. Если причина была в каком-либо неконтакте, то в результате наших процедур мы могли его устранить. Если загрузка прошла успешно, то на этом можете и остановиться, а для тех у кого проблема с загрузкой ОС осталась стоит дождаться следующей статьи, о программной диагностике компьютера.

Омельченко Руслан

GD Star Rating
a WordPress rating system

Ремонтируем компьютер сами, или как провести диагностику компьютера? , 4.9 out of 5 based on 35 ratings


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: