Оконные менеджеры. Что такое оконный менеджер

Здравствуйте! Прочитав недавно статью в Linux, мне захотелось рассказать всем о менеджере, который был там упомянут - «awesome».
Это тайлинговый windows manager для unix (linux, freebsd, openbsd, netbsd).

Описание

Awesome WM - тайлинговый wm, с возможностями быть и композитным. Это одна из его особенностей, часто пользователям требуется компактность (тайлинговая сторона этого WM), но и иногда можно и поработать в обычном режиме (композитном). Он очень легок, не нагружает процессор, и пространство экрана используется очень размерено и пустых пространств не остается (в тайлинговом режиме).
Настраивается он при помощи конфигурационного файла, на скриптовом языке Lua. Есть поддержка плагинов, которые тоже, в свою очередь, написаны на Lua.

Установка

Установить его очень просто, например на Arch Linux просто напишите
sudo pacman -S awesome vicious
Или на Debian based
sudo apt-get install awesome awesome-extra
Пакет «vicious» содержит в себе базовые плагины, которые Вы в дальнейшем можете использовать.

Далее требуется прописать его загрузки при загрузке X Window System. Это прописывается в файле, находящемся в домашнем каталоге, ".xinitrc".
#!/bin/sh exec awesome
Перезагружаемся и появляется это wm.

Первое знакомство



Вот так выглядит ваша сессия при первом включении. Казалось бы, как в этом работать и что тут делать? На самом деле все просто, когда поймешь ее систему. Все действия с окнами выполняются с помощью хоткеев. По умолчанию они таковы (все это можно прочитать в «man awesome», сам текст взят с gentoo wiki):

super + number переход на другой тэг, где тэг это номер клавиши, точнее его положение (проводя аналогию с другими wm, тэг = вирт. рабочий стол).
super + shift + number перенести текущее окно на другой тэг.
super + j, super+k переход между окнами.
super + shift + j или super + shift + k поменять местами два окна.
super + Space изменение отображения окон. (В awesome очень много видов отображений - тайлинговые: вертикально, горизонтально; композитные - можно мышкой таскать; приложение в фокусе на весь экран и пр.)
super + Enter запустить терминал.
super + r запуск программы.
super+shift+c закрыть окно.
super+shift+r перезапустить awesome.
super+shift+q выйти из awesome.

Несомненно кому-то они не удобны. Но ведь мы можем все изменить! Поэтому переходим к конфигурационному файлу.

Конфигурационный файл

Предупреждение, для редактирования его нужны хотя бы небольшие навыки в программировании или написании скриптов.
Глобальный конфиг файл находится в системе в "/etc/xdg/awesome/rc.lua", но его лучше не изменять, тк если он не правильный, то wm не запустится. Поэтому сделаем свой.
mkdir ~/.config/awesome cp /etc/xdg/awesome/rc.lua ~/.config/awesome/rc.lua
И будем изменять уже непосредственно его.
Прежде всего хотелось бы изменить некоторые клавиши.
Хоткеи находятся в секции
" - {{{ Key bindings "
Изменять все просто.
modkey - это наша клавиша super (с логотипом windows на клавиатуре).
Например:
awful.key({ modkey, "Shift" }, "q", awesome.quit),
Это строчка говорит, что super + Shift + q заставит awesome закрыться.
Допустим, мы хотим оставить тоже самое, но без shift, тогда будет
awful.key({ modkey, }, "q", awesome.quit), Или например просто по клавише Esc (Это лишь пример!)
awful.key({}, "Esc", awesome.quit), Думаю, логика понятна.
Так, с клавишами разобрались. Теперь стоит настроить глобальные переменные.
Эта секция находится в начале. (Далее мои собственные настройки, которые вы можете, конечно же, изменить)
terminal = "terminal" browser = "chromium-dev" editor = os.getenv("vim") or "vim" editor_cmd = terminal .. " -e " .. editor
Думаю с «внутренностями» мы разобрались, пора браться за внешний вид.

Еще чуть-чуть про настройку

Все так же продолжаем работать в конфигурационном файле.
Сперва, вместо просто цифр хотелось бы переименовать наши тэги. Это находится в секции
"--- {{{ Tags"
Вместо цифр просто напишите имена.
Например у меня:
tags[s] = awful.tag({ "All", "IM", "Work", "Etc", "Media"}, s, layouts)
Вообще про конфигурацию я написать хорошо не сумею, ведь это дело персональное. Лучше всего про это прочитать на awesome wiki . Вообще, дописав конфиг, Вы ощутите новую легкость работы с окнами. Большое количество плюшек можно найти .

Вместо заключения

Хочу отметить, что данный wm идеально подойдет людям, которые часто держат в фокусе несколько окон. Так же он подойдет для слабых машин и легковесных систем, и машин с небольшими экранами (ноутбуки)
Заучив (по началу), а потом по наитию нажимая хоткеи, Вы уже не будете думать над тем, как, куда, что сделать с окном, как его разместить.
Например в awesome в одном тэге можно держать определенные окна. Например у меня в тэге IM находятся Skype и Pidgin.
Но что слова! Скриншоты!


Полноразмерный последний скриншот
Мои обои, по просьбам трудящихся.
А так же видео, демонстрирующее работу WM.

Так же прилагаю архив со своим конфигом + плагины.

Надеюсь, я заинтересовал Вас этим классным (от англ. awesome) WM, и Вы попробуете его в деле! И готов с радостью ответить и помочь в комментариях.

Оконные менеджеры

Все оконные менеджеры делятся на собственно оконные менеджеры и уже выросшие из них так называемые интегрированные графические среды. Последние отличаются тем, что, помимо базовых функций управления окнами, предоставляют дополнительные утилиты и приложения, которые написаны специально для этой среды и хорошо интегрируются с ней. Интегрированных графических сред три – KDE, GNOME и XFce, а оконных менеджеров насчитывается не один десяток. Ссылки на сайты проектов большинства из них вы найдете, например, на http://www.xwinman.org/ . Используемая при создании оконного менеджера библиотека является ответственной за то, каким образом X-Window будет отрисовывать меню, кнопки, значки и другие графические элементы. С одной стороны, это неудобно, так как в разных дистрибутивах рабочий стол может выглядеть иначе, и неподготовленный пользователь может запутаться. С другой стороны, каждый может выбрать себе среду по вкусу или ресурсам. Установив простой оконный менеджер, можно работать в самом современном дистрибутиве на устаревшем оборудовании.

Из книги Прикладные свободные программы и системы в школе автора Отставнов Максим

2.12 Оконные менеджеры «BlackBox» и «FluxBox» Рис. 2-9«BlackBox» («BB») - один из самых компактных, «минималистичных» и быстродействующих оконных менеджеров. Он позволяет эффективно организовать работу на «рабочем столе», не «захламляя» его ненужными ссылками и не расходуя экранное

Из книги Свободные программы и системы в школе автора Отставнов Максим

2.12 Оконные менеджеры «BlackBox» и «FluxBox» Рис. 2-9«BlackBox» («BB») – один из самых компактных, «минималистичных» и быстродействующих оконных менеджеров. Он позволяет эффективно организовать работу на «рабочем столе», не «захламляя» его ненужными ссылками и не расходуя экранное

Из книги Музыкальный центр на компьютере автора Леонтьев Виталий Петрович

Download-менеджеры Программа-«качалка» – едва ли не первая дополнительная утилита, которую нужно установить на компьютер для работы с Сетью. Хотя бы потому, что все остальное у нас уже есть: браузер для работы со страничками, почтовая программа – для почты… А вот для работы с

Из книги 200 лучших программ для Linux автора Яремчук Сергей Акимович

Файловые менеджеры Frigate (Фрегат) Сайт: http://www.frigate3.comРазмер: 5 МбСтатус: SharewareЦена: 500 рублейРусскоязычный клон популярного файлового менеджера Total Commander (который, в свою очередь, воспроизводит интерфейс не менее легендарного Norton Commander). По своим возможностям обе программы

Из книги 3ds Max 2008 для дизайна интерьеров автора Семак Рита

Из книги Самоучитель работы на компьютере автора Колисниченко Денис Николаевич

Композитные оконные менеджеры Мода на трехмерные рабочие столы не обошла и Linux. Более того, пользователи этой системы могли увидеть готовое решение даже раньше выхода Windows Vista. Самое главное заключается в том, что при использовании оконных менеджеров 3D системные

Из книги Microsoft Visual C++ и MFC. Программирование для Windows 95 и Windows NT автора Фролов Александр Вячеславович

Упражнение 4. Оконные и дверные проемы Из данного упражнения вы узнаете, как создать оконные и дверные проемы в помещении (рис. 4.31). Рис. 4.31. Вид коробки помещения с оконными проемами1. Откройте сохраненный ранее файл Коробка помещения.max. Чтобы можно было вставить окна или

Из книги 500 лучших программ для Windows автора Уваров Сергей Сергеевич

18.2. Менеджеры закачки Оцените недостатки браузера IE. Если я рекомендую использовать менеджеры закачки, это означает, что любой из них умеет делать все то, чего не умеет IE. Например, с помощью менеджера закачки вы можете отсортировать принятые файлы по категориям, например

Из книги С компьютером на ты. Самое необходимое автора Егоров А. А.

Оконные сообщения Эта группа включает сообщения, предназначенные для обработкой функцией окна. Практически все сообщения, идентификаторы которых начинаются префиксом WM_, за исключением сообщения WM_COMMAND, относятся к этой группе.Оконные сообщения предназначаются для

Из книги Delphi. Трюки и эффекты автора Чиртик Александр Анатольевич

Файловые менеджеры Если вы не хотите вызвать раздражение у человека, севшего за компьютер, покажите ему, где расположен файловый менеджер. Пользователь, который хотя бы раз оперировал файлами при помощи файлового менеджера, никогда не станет работать в Проводнике. Это

Из книги Firebird РУКОВОДСТВО РАЗРАБОТЧИКА БАЗ ДАННЫХ автора Борри Хелен

Менеджеры закачки Раньше файлы загружались исключительно средствами браузера. Сегодня разработчики менеджеров закачки производят качественные продукты, позволяющие решить массу задач, выполнявшихся раньше вручную.InstantGet Производитель Тип ОС Язык Размер,

Из книги Русский справочник по Win32 API автора Сорока Тарас

9.3. Менеджеры закачек Во время работы в Интернете иногда возникает необходимость скачать тот или иной файл. Если файл маленький, то его можно без проблем скачать с помощью браузера: нажали на ссылку и выбрали, куда сохранить. Через некоторое время файл загрузится на

Из книги Священные войны мира FOSS автора Федорчук Алексей Викторович

Приложение 2 Оконные стили В приложении представлены таблицы, описывающие следующие оконные стили: общие (табл. П2.1), дополнительные (табл. П2.2), стили кнопок (табл. П2.3), статических надписей (табл. П2.4), текстовых полей (табл. П2.5), списков (табл. П2.6) и стили раскрывающихся

Из книги автора

Менеджеры полномочий Попробуйте использовать эти инструменты для упрощения управления пользователями, ролями и полномочиями SQL:* Grant Manager от Eadfost на http://www.eadsoft.com/english/products/ grantmanager. Пробная версия этого продукта под Windows доступна в качестве 30-дневной утилиты в виде отдельной

Из книги автора

Оконные процедуры WindowProc Функция WindowProc является определяемой приложением функцией обратного вызова, которая обрабатывает отправленные окну сообщения. LRESULT CALLBACK WindowProc (HWND hwnd , // дескриптор окна UINT uMsg , // идентификатор сообщения WPARAM wParam , // первый параметр сообщения LPARAM lParam

Приветствую! Копаясь в черновиках, я обнаружил старую заготовку для статьи, которую собирался написать несколько месяцев назад. К сожалению жизненные (и не только) обстоятельства не позволили это сделать вовремя. Но сейчас я наконец нашёл время, и сегодня мы поговорим о нескольких оконных менеджерах в популярных графических окружениях для Linux. Я подробно рассмотрю функции оконного менеджера, функционал, напишу о так называемых композитных оконных менеджерах и так далее. Надеюсь будет интересно всем. Начнём.

Оконный менеджер - это программа, которая управляет окнами приложений в системе. А именно: осуществляет позиционирование окон на экране, отвечает за изменение их размера, фокусировку и прочее. При этом оконный менеджер работает поверх существующей оконной системы. В простейшем случае, оконный менеджер просто управляет окнами и взаимодействием с ним оборудования ввода, и не делает с ними ничего другого. При этом нагрузка за отрисовку ложится на центральный процессор (так называемая программная отрисовка ). Некоторые оконные менеджеры, помимо управления окном, могут отрисовывать тени на его гранях, добавлять различные анимации, плавности, полупрозрачности и так далее. В этом случае, оконный менеджер является композитным . Одной из важнейших (но необязательных) функций композитного оконного менеджера является задействование для отрисовки окна возможностей видеокарты, как правило посредством OpenGL . Тем самым увеличивая качество отрисовки и значительно снижая нагрузку на центральный процессор. Функционал композитного менеджера может быть как встроенным в оконный менеджер, так и являться отдельной программой. Часто отрисовку окна через композитный оконный менеджер называют просто - композитингом . Если вы хорошо знакомы с Windows, то вот пример из Windows 7 : когда в ней отключены эффекты Aero , отрисовка ведётся силами центрального процессора. Нагрузка на видеокарту меньше, однако при воспроизведении видео на экране появляются артефакты, известные как тиринг (когда кадры меняются слишком быстро и посередине видно прозрачную мерцающую полосу).

Когда эффекты Aero включены - отрисовка ведётся силами видеокарты. Что становится очевидным, так как появляются анимации появления и сворачивания окна, полупрозрачности и так далее.

Однако, композитинг имеет и обратную сторону. При отрисовке рабочего стола силами видеокарты, частота кадров в секунду синхронизируется с частотой монитора (как правило 60 кадров в секунду, что соответствует стандартным 60 герцовым мониторам), поэтому в играх частота будет несколько ниже, так как будет идти двойная синхронизация кадра. В тяжёлых случаях - . Поэтому часто можно встретить рекомендации отключать графические эффекты при запуске игр (к примеру выключать тот же Aero в Windows 7). Вернёмся непосредственно к Линуксу. В данный момент доминирующей графической подсистемой в Линуксе является Xorg (иксы). И работа оконного менеджера в ней точно такая, какой я описал её выше. При этом функционал композитинга не был изначально в Xorg, и его реализовали значительно позже, потому композитный менеджер работает там как-бы сбоку. В общем случае, получается весьма толстый бутерброд различных слоёв, через который происходит отрисовка картинки.

В большинстве случаев для пользователя это не важно. Но вот в играх это даёт ощутимые ограничения. Сейчас же на смену Xorg идут две графические подсистемы - Wayland и Mir . Первый не привязан к какому-либо дистрибутиву или графической оболочке, в то время как второй разрабатывается для Ubuntu и её графической оболочки Unity , и уже работает в мобильной редакции Ubuntu. О Mir поговорим в отдельной статье. Что же касается Wayland - в нём отсутствуют привычные понятия оконного и композитного менеджера. В нём есть только композитор , который и производит все операции над окнами, без лишних прослоек. Отрисовка приложения при этом ложится на программный инструмент (тулкит), на котором оно написано. Например Qt , или GTK . Это так называемая отрисовка на стороне клиента . В случае же если отрисовка окна идёт непосредственно в Wayland-композиторе, то это называется отрисовкой на стороне сервера . В случае отрисовки на стороне клиента, заголовок окна приложения, его внешний вид и прочее целиком ложится на разработчика приложения. В результате может случиться так называемый "эффект Windows": если в приложение не заложен функционал изменения размера окна, то окно приложения будет всегда фиксированного размера. Пример окна с декорацией заголовка на стороне клиента (обратите внимание на кнопки управления приложением в заголовке окна):

Этот функционал реализован в GNOME. В KDE же используется отрисовка на стороне сервера, в результате все окна будут иметь одинаковый заголовок и легко меняться в размере:

Кстати, если запустить приложение с CSD (Client-Side Decorations) в оконном менеджере, не поддерживающем отрисовку на стороне клиента - приложение получит два заголовка:

CSD кстати говоря, оказался довольно удачным решением. Настолько удачным, что его взяла к себе сама Apple:

Wayland уже работает в автомобильных ОС, в мобильных операционках Tizen и SailfishOS , и много где ещё. Философия Wayland - "Каждый выводимый кадр должен быть идеальным" . И это действительно так. Отрисовка в Wayland по качеству превосходит таковую в Xorg (к примеру в Wayland в принципе невозможен тиринг), плюс ко всему - в Wayland сильно затруднено создание кейлоггеров (перехватчиков клавиатурных нажатий), что положительно сказывается на безопасности. Однако Wayland пока не поддерживается фирменными проприетарными драйверами Nvidia и AMD , что сильно затрудняет его введение по умолчанию в дистрибутивах Linux. К вопросу поддержки его Линуксовыми графическими оболочками мы вернёмся чуть позже. Говорить на эту тему можно очень долго, потому предлагаю перейти непосредственно к обзору оконных менеджеров в популярных графических окружениях в Linux.

Metacity - оконный менеджер ныне покойной графической среды GNOME 2 . Пришёл на замену использовавшимся там Sawfish и Enlightenment . Отличается весьма скромным потреблением ресурсов. Поддерживает простой программный композитинг (отбрасываемые тени, прозрачности, предпросмотр окон). Изначально был написан на GTK+ 2 , позже был переписан на GTK+ 3 , что сделало возможным его использование в GNOME 3.0-3.8. В настоящее время является частью проекта GNOME Flashback , ипользуется в графической среде Cinnamon для запуска на оборудовании, не поддерживающим аппаратное ускорение графики, а также поставляется в качестве опции в Linux Mint MATE и UbuntuMATE .

Mutter - дальнейшее развитие Metacity для GNOME 3 . Mutter является полностью композитным менеджером, для отрисовки 2D задействует высокопроизводительную библиотеку векторной графики Cairo , а для отрисовки 3D - Clutter , который использует для ускорения OpenGL . Работа оболочки GNOME Shell реализована в виде плагина для Mutter, в результате чего задействуются все возможности этого оконного менеджера во всём функционале GNOME 3. Начиная с GNOME 3.10 , работа среды без Mutter невозможна. Mutter также является оконным менджером с наиболее полной и законченной поддержкой Wayland, отрисовка ведётся на стороне клиента (клиентом выступает библиотека GTK+ 3 ). Функциональность Mutter может расширяться с помощью плагинов . Mutter нельзя назвать легковесным оконным менеджером, и он абсолютно не годится для старого и слабого оборудования.

Muffin - форк Mutter от разработчиков графического окружения Cinnamon . Разрабатывается командой разработчиков Linux Mint . Muffin унаследовал многие функции Mutter, для отрисовки также задействует Cairo и Clutter. Однако не имеет поддержки Wayland (разработчики пока не считают его готовым для применения), а также абстрагируется от возможностей GTK+ (если релизы Mutter привязаны к релизам GTK+, то Muffin может собираться с любой версией GTK+, не ниже минимально поддерживаемой). В отличии от Mutter, Muffin почти вдвое меньше потребляет оперативной памяти, а также меньше нагружает видеоподсистему, что делает применение Cinnamon идеальным для бюджетных ноутбуков. Функционал также расширяем за счёт плагинов.

Marco - форк Metacity от разработчиков графического окружения MATE . Использует те же принципы отрисовки окон, программный композитинг и так далее. Может быть заменён на Metacity или Compiz.

Compiz - один из первых полностью композитных оконных менеджеров с большим функционалом и поддержкой расширений. Первоначально, Compiz работал только с 3D аппаратурой поддерживаемой Xgl : большей частью видеокарт NVIDIA и ATI . Но с 22 мая 2006 года Compiz стал работать на стандартном X.org Server используя AIGLX . Кроме видеокарт Intel GMA, AIGLX поддерживает видеокарты AMD (начиная с R300) при использовании открытых драйверов. Знаменит Кубом рабочих столов , и прочими плагинами-украшалками. В паре с декоратором окон Emerald , в своё время, являлся наиболее популярным способом показать графические возможности Linux (очень многие эффекты, создаваемые им, были не доступны в других операционных системах того времени, а некоторые были скопированы именно из Compiz). Compiz может применяться как полностью самостоятельный оконный менеджер, отрисовка полностью аппаратная, посредством OpenGL. Оконные менеджеры Metacity, Marco и Xfwm4 очень часто заменяются на Compiz, в первую очередь - для избавления от тиринга. В настоящее время, официальная разработка Compiz закрыта. Ветка 0.8 поддерживается энтузиастами, а 0.9 - разработчиками Ubuntu, для графической оболочки Unity 7, которая как и GNOME Shell для Mutter, является плагином для Compiz. Также Compiz поставляется как опция в Linux Mint MATE и UbuntuMATE.




Xfwm4 - стандартный оконный менеджер графической среды Xfce . С версии 4.2 обзавёлся программным композитингом. Данный оконный менеджер весьма легковесный, простой и может применяться не только в Xfce, но и, например, в MATE. В настоящее время разработчики портируют его на GTK+ 3, а также реализуют поддержку отрисовки через OpenGL. Может быть заменён на Compiz, Metacity или Marco.

Kwin - один из самых полнофункциональных, стабильных и гибких оконных менеджеров в Linux. Является стандартным для графической среды KDE . Начиная с KDE 4 , стал полностью композитным, поддерживает многие эффекты из Compiz, может задействовать для отрисовки OpenGL 2.0 , 3.1 , OpenGL ES или отрисовку через расширение Xrender , способен блокироваться полноэкранным приложением (например игрой, увеличивая тем самым производительность), имеет широкие возможности настройки эффектов, анимации, а с версии 5 - имеет поддержку Wayland, отрисовки через расширения EGL (вместо стандартного интерфейса GLX ), и многое другое. В KDE 4 может быть без проблем заменён на Compiz. Kwin написан на Qt , и задействует многие возможности этого фреймворка. Но если GNOME практически прибит гвоздями к GTK+ 3, разработчики которого всё время ломают его API с новыми релизами, то в Qt ситуация во много раз лучше, и выпуски KDE не привязаны жёстко к выпускам Qt. В аварийных ситуациях, Kwin показывает потрясающую стабильность - он будет автоматически переключать режимы отрисовки, в случае проблем с видеодрайвером, будет перезапускаться, но не прекратит отрисовку. Также Kwin, при всём своём функционале, весьма легковесен (в сравнении с Mutter и отчасти Muffin), что делает его пригодным к применению на слабых ноутбуках, нетбуках и подобном.




Compton - композитный менеджер, форк Xcompmgr . Не является оконным менеджером, а просто дополняет существующий функционалом композитного. Часто применяется в паре с Openbox, Metacity и Marco. Эффектами не богат, но наиболее популярные, такие как прозрачности, тени, анимации, плавные переходы и, конечно же, отрисовка через OpenGL, реализованы в полной мере. Также поставляется как опция в Linux Mint MATE и UbuntuMATE.

Openbox - популярный суперлегковесный оконный менеджер. Не имеет в себе функционала композитного, даже программно. Является стандартным оконным менеджером в окружениях LXDE и LXQt . Может быть заменён на любой другой, как и использоваться для замены во многих окружениях, например MATE и Xfce.


Разумеется это далеко не все доступный в Linux оконные менеджеры. И в будущем я напишу как создать своё собственное графическое окружение из разных компонентов. Некого монстра Франкенштейна, сшитого из разных кусков:) Если есть пожелания - пишите в комментариях.

Оригинал: "Ubuntu Hacks / The Linux Desktop"
Авторы: Кайл Ранкин, Джонатан Оксер, Билл Чайлдерс (Kyle Rankin, Jonathan Oxer, Bill Childers)
Дата публикации: June 2006
Перевод: Н.Ромоданов
Дата перевода: август 2010 г.

GNOME и KDE замечательные оконные менеджеры, но они несколько тяжеловаты. Если вы используете старую систему, либо вы просто хотите увеличить скорость работы, вы можете воспользоваться под Ubuntu другими оконными менеджерами, такими как Fluxbox, XFCE или Enlightenment.

Если в Linux есть что-то самое главное, то это — возможность выбора. Если вам не нравится какая-нибудь конкретная программа, есть весьма большая вероятность, что в Linux для нее найдется по меньшей мере хотя бы один альтернативный вариант. Это также справедливо и для всей среды рабочего стола. В состав среды рабочего стола входит большое количество различных программ, таких как оконный менеджер (который обрабатывает прорисовку границ вокруг ваших окон, их перемещение и т. д.), панели, позволяющие вам запускать программы, программы фонового управления и многое другое. Самыми популярными среди таких вариантов среды рабочего стола являются GNOME и KDE. В Ubuntu по умолчанию в качестве среды рабочего стола используется GNOME [Совет # 15 ], но в качестве альтернативы также предлагается вариант Kubuntu [Совет # 16 ], в котором по умолчанию автоматически устанавливается KDE.

Если вам не особенно нравятся GNOME и KDE, у вас все еще остаются другие варианты. В Linux есть громадное количество оконных менеджеров, которые можно использовать вместо таких полностью скомплектованных вариантов рабочего стола, как GNOME или KDE, и все популярные оконные менеджеры доступны для Ubuntu. Есть несколько причин, из-за которых вы можете захотеть попробовать некоторые из этих оконных менеджеров:

  • Обе среды GNOME и KDE для своего запуска требуют значительное количество ресурсов. В большинстве альтернативных оконных менеджеров ресурсов требуется существенно меньше, поэтому они могут оказаться интересными в случае, если вы используете старый компьютер или если вы просто хотите просто улучшить производительность вашего компьютера.
  • В альтернативных оконных менеджерах часто предлагается совершенно иной набор функций и, в некоторых случаях, используется другой подход к тому, как осуществляется управление вашими окнами. К числу таких особенностей относятся возможность группировать окна в виде одного окна, имеющего вкладки (Fluxbox) или возможность задавать массу различных настроек, которые будут радовать глаз, и выполнять тонкую настройку местоположения ваших окон (Enlightenment).

Подсказка

Если вы хотите придерживаться KDE или GNOME, есть несколько простых приемов, с помощью которых вы можете уменьшить использование ресурсов. В KDE запустите программу kpersonalizer (находится в пакете с тем же самым именем) и укажите меньший уровень ресурсов, затрачиваемых в KDE для поддержки оформления. В GNOME используйте конфигурационный редактор [Совет # 15 ] и в параметре /apps/metacity/general/reduced_resources (пониженное использование ресурсов) укажите значение true .

Даже если у вас нет конкретных причин пробовать другие оконные менеджеры, полезно установить некоторые из них и посмотреть, как в них происходит управление окнами. Если они вам не понравятся, вы сможете легко вернуться в ту среду рабочего стола, которую вы предпочитаете.

В данном совете мы опишем несколько других оконных менеджеров и их установку и использование в Ubuntu. Есть сотни оконных менеджеров, о которых можно было бы рассказать, но здесь мы поговорим о трех популярных альтернативных вариантах GNOME и KDE: XFCE, Fluxbox и Enlightenment.

Создаем меню приложений

Первым шагом перед тем, как вы установите новый оконный менеджер, будет установка и обновление программы, которая управляет меню выбора приложений, так что вы сможете запускать приложения без программ запуска приложений, имеющихся в GNOME или KDE. Используйте средство установки пакетов, которым вы предпочитаете пользоваться, и установите пакет, называющийся menu . После того, как программа будет установлена, откройте терминальное окно и обновите текущий список программ этого меню:

$ sudo update-menus

Переходим к вашему новому оконному менеджеру

Мы обсудим, как устанавливать и использовать каждый из оконных менеджеров, но, поскольку вы будете пользоваться одним и тем же способом выбора каждого из них, мы, в первую очередь, опишем его. Каждый из оконных менеджеров, когда вы его установите, интегрируется с используемым в Ubuntu менеджером рабочего стола (по умолчанию - GDM, для Kubuntu — KDM) и добавляется в список доступных сессий.

После того, как вы установите конкретный оконный менеджер, выйдите из текущей среды рабочего стола с тем, чтобы перейти на главный экран входа в систему. Нажмите на кнопку Sessions ("Сессии"), чтобы увидеть список доступных рабочих столов и оконных менеджеров, и выберите оконный менеджер, который вы хотите попробовать. После того как вы войдете в систему, вам будет предоставлена возможность запомнить этот оконный менеджер как используемый постоянно или используемый только в этом сеансе. Если вы захотите вернуться обратно, выйдите из системы, а затем выберите из списка ваш предыдущий оконный менеджер (в Ubuntu - GNOME, в Kubuntu - KDE).

Пробуем XFCE

Если вы интересуетесь другими оконными менеджерами или рабочими столами, вероятно, одним их первых рабочих столов, которые вы попробуете, будет XFCE. XFCE (http://www.xfce.org) существенно более легковесный, так что вы получите множество функциональных возможностей полной среды рабочего стола, таких как панель, иконки рабочего стола и панели задач, но с улучшенной производительностью.

Для того, чтобы установить XFCE, установите пакет xfce4 с помощью менеджера пакетов, которым вы предпочитаете пользоваться. Будет установлена среда рабочего стола и большое количество сопутствующих инструментальных средств. В XFCE есть ряд других не очень существенных плагинов и программ, которые также можно установить. Просто воспользуйтесь в вашем менеджере пакетов функцией поиска с ключевым словом xfce для того, чтобы их все найти.

Как только XFCE будет установлен, выйдите из системы, выберите сессию XFCE, войдите в систему и перед вами предстанет рабочий XFCE, используемый по умолчанию (см. рис. 2-8).

Рис.2-8. Рабочий стол XFCE, используемый в Ubuntu по умолчанию

XFCE представляет собой панель, расположенную в нижней части рабочего стола, откуда вы можете запускать такие обычные инструменты, как терминал, файловый менеджер xffm , используемый в XFCE, веб-браузер и другие приложения. Для того, чтобы запустить приложения, которых нет в панели, щелкните правой кнопкой мыши по рабочему столу для того, чтобы открыть главное меню. Вы можете изменить настройки программы запуска программ, щелкнув для этого правой кнопкой мыши по программе запуска, находящейся в панели. Вы также можете щелкнуть правой кнопкой мыши по другим частям панели и добавить в панель новые элементы, такие как программы запуска, пейджеры и другие программы.

В верхней части рабочего стола находится панель задач, в которой вы будете видеть все приложения, открытые на текущем рабочем столе, и между которыми вы сможете переключаться. Щелкните правой кнопкой мыши по любому из приложений, находящемуся в панели задач, для доступа к дополнительным настройкам, таким как возможность максимизировать окно программы, закрыть его или его спрятать.

В XFCE есть графический конфигурационный инструмент, доступ к которому вы можете получить, нажав на иконку с изображением гаечного ключа, расположенную на панели. С помощью этой программы вы можете конфигурировать различные настройки от выбора фона рабочего рабочего стола и до задания сочетаний горячих клавиш, настроек хранителя экрана и панели задач. Щелкните по иконке User Interface (Пользовательский интерфейс) для того, чтобы открыть менеджер тем, в котором вы можете настроить внешний вид XFCE.

Для того, чтобы выйти из XFCE, щелкните по иконке питания, расположенной на панели, либо щелкните правой кнопкой мыши по рабочему столу и выберите вариант Quit (Выйти). Чтобы получить более подробную информацию о XFCE, посетите официальную страницу по ссылке http://www.xfce.org .

Используем Fluxbox

Пробуем Enlightenment

Другие оконные менеджеры

Есть много других оконных менеджеров, таких как Blackbox, Openbox, WindowMaker, AfterStep, и FVWM, которые вы можете установить под Ubuntu. Для установки любого из этих оконных менеджеров, поищите его имя с помощью менеджера пакетов, которым вы предпочитаете пользоваться, а затем установить соответствующий пакет. Большинство основных оконных менеджеров сами добавляют себя в меню сессий, поэтому вы можете легко выбрать их, когда вы входите в систему.

От переводчика: эта заметка интересна тем, что представляет собой справочник по современным оконным менеджерам, в том числе, новым и мало известным. В принципе, в ней нет ничего, что бы «ниасилил» пользователь с самыми минимальными познаниями в английском, так что перевод её вроде бы и ни к чему. Однако мы знаем, что заметки из блогов имеют обыкновение иногда исчезать, что применительно к данной было бы жалко. Единственный метод борьбы с этим — переразмещение. Но на русскоязычном ресурсе нелепо было бы переразмещать англоязычную статью, поэтому я и решил сделать этот перевод.

Один из лучших способов ускорить работу своего Linux-десктопа — использовать самый лёгкий оконный менеджер. Всем, для кого важна скорость работы техники, приверженцам минимализма, и тем, кто все еще надеется реанимировать свою устаревшую аппаратуру, я представляю 20 самых быстрых и простых оконных менеджеров для Linux.

Window Maker

Window Maker — популярный менеджер окон, разработанный для эмуляции графического интерфейса пользователя NeXT в качестве OpenStep-совместимой среды, характеризуется, как "один из самых полезных и универсальных менеджеров окон из числа доступных". Window Maker имеет репутацию быстрого, эффективного и очень устойчивого. Он очень популярен как Open Source решение для использования и на новых, и на старых машинах. Как и большинство оконных менеджеров, он поддерживает большое количество тем.

Blackbox

— минималистический оконный менеджер для тех, кто ищет быструю и прозрачную среду без излишеств. Ряд функций Blackbox обеспечивается только через другие приложения. Пример — приложение bbkeys для использования "горячих клавиш". Blackbox написан на Си++, и код его полностью оригинален. Он был разработан Брэдли Т. Хьюзом (Bradley T. Hughes) и распространяется по лицензии MIT.

Fluxbox

Fluxbox — оконный менеджер, основанный на Blackbox версии 0.61.1. Он отличается лёгкостью и настраиваемостью, и имеет минимальную поддержку графических пиктограмм. Его пользовательский интерфейс имеет только панель задач и меню, которое вызывается щелчком правой кнопки мыши на рабочем столе. Конфигурация — через текстовые файлы.

Fluxbox может порадовать глаз: можно определить цвета, градиенты, границы и некоторые другие атрибуты. В последних версиях поддерживаются закругления углов окон и графические элементы. В Fluxbox также имеется несколько особенностей, отсутствующих в Blackbox, включая окна с вкладками и конфигурируемую панель заголовка.

dwm

dwm — минималистичный и динамичный менеджер окон тайлингового типа. Внешне он сходен с wmii, но внутри намного более прост. Менеджер dwm написан на чистом Си и для упрощения не имеет никаких инструментов настройки, кроме правки исходников. Это не так страшно, как кажется. Однако одна из установок проекта: исходный текст никогда не будет превышать 2000 строк, и опции пользовательской конфигурации должны быть представлены макросами и содержаться в одном заголовочном файле. Как говорит автор проекта, dwm оптимизирован для ноутбуков с высоким разрешением и широкоформатных дисплеев.

FVWM

F Virtual Window Manager (в F ныне не вкладывается никакого официального значения) — витуальный оконный менеджер для системы X. Первоначально происходя от twm, FVWM развился в мощную и хорошо конфигурируемую среду для систем UNIX.

Вот некоторые из его особенностей:

  • Поддержка любого количества виртуальных рабочих столов, каждый из которых может быть разделен на множество страниц.
  • Полная поддержка EWMH, ICCCM-2 и хинтов GNOME.
  • Полная интернационализация, включая мультибайтные наборы символов и двунаправленный текст.
  • Заголовочная панель может быть отключена или размещена на любом краю окна.
  • Анимированные тени окон в любом направлении.
  • Конфигурируемые панели рабочих столов.
  • Есть возможность рисовать мышью формы и связывать их с командами.
  • Поддержка Xinerama для использования нескольких мониторов.
  • Динамически расширяемые пользовательские модули.

JWM

JWM , Joe"s Window Manager — оконный менеджер, написанный Джо Вингбермухле (Joe Wingbermuehle). JWM написан на Си, и для минимизации в нем используется только библиотека Xlib. При компиляции может быть добавлена поддержка следующих опций:
  • иконки в формате PNG и/или XPM;
  • Xinerama;
  • FriBidi;
  • расширение Shape.

wmii

wmii — динамичный оконный менеджер тайлингового типа. Он поддерживает классическое и динамическое управление окнами с клавиатуры, мышью, а также удалённое управление. В нем парадигма рабочего пространства заменена новым подходом теггирования.

Минималистичность философии wmii выражена в том, что для достижения простоты и понятности его размер не превышает 10 000 строк кода (включая все утилиты и библиотеки). Как и сходный с ним dwm, wmii изначально настроен использовать dmenu для запуска программ и поддерживает быстрый доступ к пользовательским скриптам, расположенным в подкаталоге пользовательского каталога.

Openbox

Openbox — свободный оконный менеджер для X Window System, лицензируемой под GNU GPL. Openbox первоначально происходил от Blackbox версии 0.65.0, но был полностью переписан на Си, так что его версия 3.0 не содержит никакого кода Blackbox.

В Openbox используется динамическое меню. Это достигается тем, что в качестве исходного кода меню можно использовать вывод скрипта. Каждый раз, когда пользователь указывает мышью на меню или подменю, меню генерируется заново. Эта возможность предоставляет пользователям и разработчикам бо льшую гибкость, чем стандартные статические меню, существующие в большинстве других оконных менеджеров.

WindowLab

WindowLab основан на aewm, наследуя его компактность и лёгкость. Во многих отношениях WindowLab сделан под влиянием пользовательского интерфейса Amiga, но не является её полным клоном. Доступ к верхнему уровню меню осуществляется щелчком правой кнопкой мыши на нём, как в Amiga, и это обеспечивает удобство и простоту использования, поскольку как только мышь входит в область меню, её перемещения ограничены им и в горизонтальном, и в вертикальном направлениях.

Строка меню не управляется приложениями; это &mdach; меню запуска, содержимое которого прописывается в dot-файле домашнего каталога пользователя в виде списков заголовков и соответствующих им команд.

ratpoison

ratpoison — свободный минималистический менеджер окон для оконной системы X, изначально написанный Шоном Беттсом (Shawn Betts). Его пользовательский интерфейс и бо льшая часть функциональных возможностей происходят от терминального мультиплексора GNU Screen. Название связано с тем, что этот оконный менеджер позволяет пользователю управлять окнами, не используя мышь.

Преемник ratpoison — Stumpwm; ratpoison становился всё объёмнее, и Беттс решил повторно воспроизвести его функциональные возможности с помощью Common Lisp.

Sawfish

Sawfish прежде был известен как Sawmill; это название было изменено, поскольку так же именовалась коммерческая программа анализа web-логов. В Sawfish используется Lisp-подобный язык сценариев, что позволяет легко его расширять. Например, в него легко включить клавиатурные последовательности для XMMS.

Sawfish не имеет панели и использовался как оконный менеджер в GNOME, пока в версии 2.2 последнего его не заменили на Metacity.

IceWM

IceWM — оконный менеджер, написанный Марко Масеком (Marko Macek) "с нуля" на Си++. Менеджер распространяется на условиях GNU Lesser General Public License. IceWM предоставляет превосходный look and feel, будучи легким и настраиваемым.

IceWM может быть настроен путем редактирования текстовых файлов в домашнем каталоге пользователя, что упрощает настройку и копирование её параметров. IceWM имеет дополнительную встроенную панель задач с меню, списком задач, индикаторами загрузки сети и центрального процессора, иконкой проверки почты и настраиваемыми часами. Официальная поддержка меню GNOME и KDE ранее обеспечивалась в отдельном пакете.

wm2

wm2 — минималистический оконный менеджер, написанный Крисом Каннамом (Chris Cannam). Он обеспечивает перемещение, изменение размеров и удаление окон, но не поддерживает пиктограммы. Вместо этого wm2 использует временное скрытие окон с рабочего стола; скрытые окна могут быть восстановлены через меню корневого окна. Этот менеджер окон не предлагает ни интерактивного конфигурирования (некоторые настройки могут быть выполнены путем редактирования конфигурационного файла), ни виртуальных рабочих столов, ни других особенностей современных оконных менеджеров типа конфигурируемых главных меню, инструментальных панелей и т.д.


StumpWM

StumpWM — оконный менеджер для POSIX-совместимых Unix-подобных операционных систем, запускаемый из оконной системы X. Он является преемником ratpoison. StumpWM пытается быть настраиваемым и одновременно визуально минимальным. В нем нет никаких декораций окон, пиктограмм и кнопок. Зато имеются различные "крючки" для прикрепления личных изменений и переменные, которые можно менять.

Waimea

Waimea — легкий менеджер окон для системы X, разработанный в стиле Blackbox. Он заимствует некоторый код из Blackbox, однако не является его форком.

Waimea имеет очень продвинутый движок стилей с такими особенностями, как поддержка стиля Blackbox, стиля pixmap и прозрачных текстур. Текст может рендериться двояко, с использованием и шрифтов ядра X, и шрифтов Xft. Waimea также включает быструю легкую систему меню с поддержкой динамических меню.

xmonad

xmonad — оконный менеджер тайлового типа, написанный на функциональном языке Haskell. Разрабатываемый с марта 2007 года, он, подобно dwm, larswm, StumpWM и другим родственным менеджерам, стремится позволить пользователю продуктивно управлять окнами без использования мыши. xmonad распространяется со многими Unix-подобными операционными системами, включая Archlinux, Debian, Ubuntu, Gentoo, FreeBSD, NetBSD и OpenBSD.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: