Калиброванный монитор. Калибровка экрана андроид. Визуальный тест «Хакамада»

Для того чтобы увидеть изображение так, как оно будет выглядеть при печати, необходимо откалибровать монитор. Это особенно важно, если вы дизайнер или фотограф. Вы же не хотите потратить уйму времени на выбор идеальной цветовой гаммы только затем, чтобы увидеть несоответствие на напечатанном изображении. Поэтому откалибруйте монитор, чтобы видеть изображение именно таким, каким оно получиться при печати.

Шаги

Часть 1

Перед калибровкой

    Убедитесь, что на экране нет отражений и бликов и что на него не падает сильный, прямой свет. В комнате не должно быть темно, но свет не должен мешать вам хорошо видеть изображение на экране. Если экран монитора грязный (в пятнах), тщательно протрите его, прежде чем продолжить.

    • Если вы работаете с цветными изображениями, то сделайте так, чтобы уровень освещенности не менялся в течение дня или в перерывах между работой.
  1. Проверьте разрешение экрана. Если у вас ЖК монитор, посмотрите его «родное» разрешение в руководстве по эксплуатации и установите такое разрешение. Для других мониторов установите самое высокое доступное разрешение, при котором текст хорошо виден.

    Настройте качество цветопередачи. Установите на мониторе «миллионы цветов» и, если доступны дополнительные опции, задайте глубину цвета. Глубина цвета – это количество бит, используемых для определения цвета каждого пикселя, или количество бит, используемых для определения цвета каждого компонента пикселя (красный, зеленый и синий). Эти альтернативные определения делают терминологию немного путанной: 8-бит, 24-бит и «миллионы цветов» эквивалентны в современном мониторе. Изображение при 16-битах или «тысячах цветов» заметно хуже, но при этом используется меньший объем памяти видеокарты, а изображение при 8-битах или «256 цветов» на современных мониторах выглядит совсем плохо. При 30-битах и выше доступны дополнительные настройки, которые не нужны (во всяком случае, большинству пользователей).

    Сделайте тестовую распечатку изображения на хорошем профессиональном принтере. Пропустите этот шаг, если только вы не планируете редактировать изображения перед их печатью. Более того, пропустите этот шаг, если у вас высококачественный принтер и хорошая фотобумага.

    • Рекомендуется распечатать несколько изображений на одной странице, включая черно-белые фотографии, цветные фотографии, сделанные при естественном освещении, фотографии, сделанные при слабом освещении, и фотографии людей с естественным цветом кожи.
    • Не позволяйте солнечным лучам попадать на распечатанные фотографии, чтобы гарантировать правильную цветопередачу.
  2. Перед калибровкой монитор должен прогреться в течение 30 минут (особенно если это ЭЛТ-монитор). Это гарантирует, что монитор нагреется до рабочей температуры, которая влияет на качество цветопередачи.

    • Если вы пользуетесь компьютером, отключите автоматическое выключение монитора.

Часть 2

Калибровка монитора
  1. Рассмотрите бесплатные варианты калибровки. Вы можете это сделать при помощи системных утилит или онлайн-инструментов, таких как Photo Friday или displaycalibration.com . После выбора утилиты или инструмента следуйте инструкциям на экране и/или выполните следующие действия.

    Купите хорошее программное обеспечение для калибровки цветов монитора. Большинству пользователей оно не нужно, но оно необходимо профессиональным дизайнерам и фотографам. Зачастую подобные программы поставляются вместе с колориметрами.

    • Некоторые версии Photoshop продаются совместно с программным обеспечением для калибровки цвета «Adobe Gamma», но оно предназначено только для ЭЛТ-мониторов и старых операционных систем.
  2. Отрегулируйте яркость и контрастность. Кнопки настроек находятся на передней панели монитора или на экране в утилите для калибровки цвета. Как правило, при настройке яркости и контрастности отображаются две или три шкалы серого цвета. Следуйте инструкциям на экране. Для достижения наилучших результатов изображение на экране должно включать по крайней мере четыре цвета: черный, темно-серый, светло-серый и белый.

    • Прищурьтесь и отодвиньтесь от монитора, чтобы точнее настроить яркость и контрастность.
    • На многих ноутбуках контрастность отрегулировать нельзя.
  3. Настройте «гамму». Когда вы увеличиваете яркость пикселей, увеличивается напряжение, подаваемое на монитор. Тем не менее, отношение между напряжением и яркостью довольно сложное и задается «гамма-коррекцией». Некоторые опции калибровки позволяют задать (при помощи ползунка) гамму согласно вашим предпочтениям, но обычно устанавливают только два значения.

39192 Повышаем мастерство 0

В этом уроке я хочу рассказать о проверке калибровки монитора для фотографа и порекомендовать программу для его настройки в домашних условиях. Написать статью про калибровку меня подтолкнул собственный опыт и куча материалов в сети на эту тематику, которые понятны только профессиональным полиграфистам. Цель урока - не загрузить читателя умными словами, а рассказать простым языком о калибровке монитора, чтобы было понятно даже начинающему фотолюбителю.

Зачем нужна калибровка монитора?

Калибровать монитор нужно, что бы добиться «естественной» или «правильной» передачи цветов. Давайте рассмотрим цепочку «ваш крутой монитор -> хороший PRO-лаб» (это там, где дорого и с пафосом печатают ваши фото). Абсолютного соответствия картинки на мониторе и на отпечатке вы НИКОГДА не добьётесь по двум причинам:

Первая причина: бумага не светится как монитор, она отражает свет (а он бывает разный). В зависимости от света, при котором вы рассматриваете отпечатки, оттенок на них будет меняться. Попробуйте посмотреть фотографию при свете ламп, а потом подойдя к окну. Обратите внимание, как изменились оттенки.

Вторая причина : в фотолабе могли сменить воду, зарядили новый рулон бумаги, и цвет чуть ушёл. И если вы верите, что в лабе каждый день калибруют печатную машину, то вы святой человек!

Зачем тогда калибровать монитор, если все равно будет плохо? Калибровать монитор нужно для того, чтобы верить, что у вас все будет хорошо!

Если вы понятия не имеете, на какой матрице сделан ваш монитор, но покупали его исходя из требований «что бы был не дорогой» то, скорее всего у вас монитор на TN матрице. На мой взгляд, калибровать монитор на TN матрице бессмысленно, но владельцы дешевых мониторов тоже верят в чудо, и я не буду разрушать их иллюзии. Если вы осознанно купили дорогой монитор с IPS или чуть более дешевый с PVA(MVA) матрицей, то калибровать монитор необходимо для того, что бы убедиться, что вы не зря потратили деньги.

Как калибровать монитор?

При проверке своего монитора помните: даже если обои отображаются идеально, это не означает что он правильно откалиброван. Тест, который я вам хочу предложить, позволяет определить только правильность установки яркости, контраста и гаммы. Точность настройки цветовой температуры на них не проверить, как и цветовые координаты первичных цветов. Для полной настройки монитора требуется специальное оборудование и программное обеспечение.

При хорошей настройке монитора с расстояния 60-70 см вы должны увидеть на картинках ниже равномерный серый градиент, без посторонних цветовых оттенков. Если вы видите цветные полосы, значит ваш монитор не откалиброван.

В идеале вы должны увидеть равномерно серый экран


Теперь, когда вы немного расстроились, увидев разноцветные полосы и кружки, предлагаю исправить положение с помощью самостоятельной калибровки. За 30 секунд сможете проверить правильность гамма-кривых, а потратив порядка 5-10 минут, можно привести гамма-кривые в порядок. Ничего сложного, поверьте!

В нашем уроке мы воспользуемся бесплатной программой CLTest. Скачайте ее, найдя в интернете в свободном доступе. Приступаем!

1. ПРОВЕРКА ГАММА-КРИВЫХ

Прогреваем монитор, желательно не меньше часа. Ставим профиль на мониторе "Стандартный" (если такой есть), sRGB, либо, если монитор новый - тот, что стоял по умолчанию ("Native"). Помните - яркое освещение комнаты, запыленность поверхности монитора сильно затрудняет настройку.

Magic-Color(ры) и прочие "улучшайзеры" только мешают калибровке, их необходимо полностью отключить. Особенно страдает качество тестирования, если монитор добавляет резкость (например, NEC 1970NX) либо размытие.

Запускаем CLTest.exe.

Если картинка в окне запущенной программы выглядит сплошным серым вертикальным градиентом - поздравляю, монитор обладает правильной настройкой гамма-кривых, и все дальнейшее не имеет смысла проделывать. Если нет (видны обширные цветные "области"), то переходим к настройке.

Монитор не требует калибровки

2. НАСТРОЙКА УРОВНЯ ЧЕРНОГО

Приложение CLTest.exe запущено и находится в режиме по умолчанию: в меню гамма 2.2, Result, All, ползунок - по центру)

Для ЖК-монитора:

Проходим в меню Mode->Calibtate fast и оказываемся на шаге (Step -1). При этом на экране отображаются прямоугольники 3-х основных цветов и уровни серого 10..1 на черном фоне.

Если на черном фоне различимы 7-9 прямоугольников в каждом столбце, то никаких корректировок в этом пункте не требуется.

Если же различимо меньше 7 прямоугольника, то требуется поднимать уровень черного (кнопка «Вверх»), только делать это надо аккуратно - видимость прямоугольников требуется на грани различимости, иначе, перебрав со значением черного, можно ухудшить сам черный, а как следствие - контраст.

Для ЭЛТ-монитора:

Проходим в меню Mode->Calibtate fast и оказываемся на шаге (Step -1). Дальше пытаемся настроить яркость монитора, добиваясь различимости 8-10 прямоугольников в каждом столбце.

Если при настройке в одном или двух каналах различаются все 10 прямоугольников, а остальных меньше 7 - то в таком случае необходима поканальная настройка монитора (пункт 5 урока, см. ниже).

3. НАСТРОЙКА ТОЧКИ БЕЛОГО

Находясь на шаге (Step -1), переходим на шаг (Step 0) нажатием кнопки "вправо”, либо выбором меню Mode-> Set White. При этом на экране отображаются прямоугольники Гол-Пурп-Жел-Сер на белом фоне.

Если различимы 7-9 прямоугольников в каждом столбце, то никаких корректировок в этом пункте не требуется, разве что подправить баланс белого.

Если же различимо меньше 7 прямоугольника, то требуется убавить уровень белого. Можно попробовать убавить контрастность на мониторе - если контраст был завышен, это помогает. Если же различимость появляется только при очень сильном понижении контрастности, в результате чего картинка на мониторе становится тусклой, лучше использовать корректировку CLTest (кнопка «Вниз», колесико мыши).

Если при настройке в одном или двух каналах различаются все 10 прямоугольников, а остальных меньше 7 - то в таком случае необходима поканальная настройка монитора (пункт 5 урока, см. ниже).

Теперь надо проверить баланс белого - белый должен быть действительно белым (или серым, если яркость/контрастность занижены), без цветовых оттенков.

Если белый уходит в какой-то цвет (или сумму двух цветов), этот цвет (эти цвета) надо снизить. Лучше всего это сделать из меню монитора, подменю "Цвет". Но можно сделать и в CLTest. Для этого в меню "Color Channel” выберите соответствующий цвет и снижайте его, покуда белый не придет в норму.

4. НАСТРОЙКА ГАММА-КРИВЫХ

Переходим на 1й шаг (Step 1) нажатием кнопки "вправо", либо выбором меню Mode-> Step (1)

Step 1: кнопками на клавиатуре "Вверх-Вниз" (или колесо прокрутки) добиваемся серой картинки. Если изображение выглядит красно-зелено-синим (К-З-С) RGB - значение Out надо увеличить, если (Г-П-Ж) CMY - уменьшить.

Когда добились нейтрально серого, жмем на кнопку "Вправо" (либо CLTest "NextStep") и оказываемся на следующем шаге (Step 2). Step 2…14: повторяем все, как в шаге 1.

Проверяем результат на CLTest Mode ->Result (gradient). Если все получилось - сохраняем цветовой профиль CLTest ->Curve->Save. На этом все! Поканальную методику (следующий пункт 5) при этом пропускаем.

5. ПОКАНАЛЬНАЯ НАСТРОЙКА МОНИТОРА

Если изначально градиент у монитора не чисто серый, то придется настраивать поканально: в меню Mode->Calibtate slow RGB

и оказываемся на шаге -1.1 (Red). Если различимо меньше 7 прямоугольника, то требуется поднимать уровень 0 для данного канала (кнопка «Вверх», колесико мыши).

Аналогично -1.2 (Green), -1.3 (Blue). Аналогично настраиваем белый (Step 0.1…0.3) - должны различаться 9-7 прямоугольников. Плюс по завершению контролируем баланс белого.

Если все получилось - не забываем сохранить цветовой профиль CLTest ->Curve->Save, чтобы пользоваться им в дальнейшем (имя сами придумаете, "RivaCLTest" по умолчанию) + добавлена загрузка профиля по старту системы.

Если не получилось , то нужно установить в меню "CLTest->Curve->Set default". И повторить настройку.

Проверьте изменения, cохранив и загрузив результат преобразований гамма-кривой в реестр CLTest->Curve->Save and set startup и перезагрузив компьютер.

Вот и все, теперь ваш монитор откалиброван, поздравляю! Всего Вам фотографического!

Для получения изображения в самом лучшем естественном и красивом виде требуется выполнение правильной калибровки монитора. Очень важным это является для фотографов и профессиональных специалистов по графическому дизайну. Выбор идеальной цветовой схемы в ручном режиме может быть достаточно утомительным и нецелесообразным. Монитор должен быть качественно откалиброван единственный раз с видимым полученным результатом.

Выполнение настройки монитора

Шаг 1.

Выполняется регулировка световых уровней для определения чистоты рабочего экрана, на который не должен попадать сильный прямой свет. При этом комната должна являться тусклой, что не позволяет рассеянному свету создавать помехи изображению. Если на экране присутствуют видимые изображения, он должен быть тщательно очищен перед началом калибровки.

Шаг 2.

Выполняется проверка разрешения компьютерного экрана. При использовании ЖК-монитора необходимое разрешение определяется с помощью руководства. Для остальных типов используемых мониторов выбирается самое доступное и высокое разрешение, с помощью которого выполняется комфортное чтение текста и просмотр полученных изображений.

Шаг 3.

Выполняется регулировка максимального количества необходимых цветов. Глубиной цвета является число используемых битов для точного определения цвета рабочих пикселей вместе с их компонентами. Максимально допустимую глубину цвета ограничивает монитор, действующая видеокарта и операционная система. В данный момент самым высоким показателем признаны 32 бита.

Для регулирования глубины и количества необходимых цветов выполняются следующие действия:

В Windows: выполняется щелчок мышью на компьютерном рабочем столе и выбирается пункт «Свойства». В системе Windows 7 выполняется переход в пункт «Адаптер», а затем «Список рабочих режимов».

В MacOS: открываются «Системные выполняемые настройки », выбирается «Дисплей ». Некоторые используемые системы на «Mac» не обладают такими вариантами, но функционируют на 24-битной глубине цвета.


Примечание: перед началом выполнения калибровке необходимо убедиться в работе монитора не менее получаса. Это будет гарантией достижения им рабочей необходимой температуры, оказывающей влияние на цветопередачу.

Выполнение калибровки

Шаг 1.

На рабочем компьютере с системой Windows: нажимается кнопка «Пуск », потом «Панель управления ». В строке по выполнению поиска панели рабочих инструментов находится пункт «Выполнение калибровки дисплея ».


На MacOS: открываются «Системные настройки », выбирается «Отображение » → «Цвет » → «Выполнение калибровки ». При отсутствии этого пункта в поисковой строке вводится «Калибровка ».


Шаг 2.

Для графического дизайна и работы с фотографиями рекомендуется приобретение современных профессиональных программ, позволяющих откалибровать дисплей. В данный момент такой программой является «Atrise lutcurve » с расширенным функционалом и приятным грамотным пошаговым интерфейсом.

Шаг 3.

Выполняется настройка яркости и уровня контрастности. Рабочие кнопки для выполнения регулирования располагаются снизу или на боковой части панели монитора. Иногда они находятся непосредственно на экране выполнения калибровки. Действующим приложением пользователю будут показаны две или три серые шкалы для лучшего ориентирования. Необходимо точно следовать появляющимся на экране инструкциям.

Примечание: многие из современных ноутбуков не обладают настройками уровня контрастности.

Шаг 4.

Устанавливается гамма. С помощью некоторых рабочих параметров выполнения калибровки регулируется ползунок, но чаще применяются два типа рабочих настроек:

Гамма 2.2. Самый распространенный стандарт для мониторов. позволяющий увидеть полученные изображения в яркостных диапазонах.

Гамма 1,8. Отображение полученного изображения как на печать. При подобной гамме более легко замечаются слабые присутствующие тени при выполнении редактирования полученных изображений.

Примечание: пользователь должен знать о том, что используемые редакторы полученных изображений часто выполняют корректировку гаммы к такому значению.

Шаг 5.

Устанавливается баланс белого цвета, часто называемый цветовой рабочей температурой. Самым популярным стандартом для современных мониторов признан чуть-чуть голубоватый полученный оттенок (D65 или 6500). Многие графические профессионалы отдают свое предпочтение нейтральному или слегка желтоватому оттенку (D50 или 5000), лучше всего выполняющему имитацию печатных материалов, а также освещения.

Примечание: известно, что некоторые из мониторов оснащены встроенными специальными кнопками для калибровки автоматического типа, но полученные результаты подлежат самостоятельной проверке.

При наличии нескольких программ для выполнения калибровки необходимо убедиться в запуске только одной из них для предотвращения конфликта.

Как откалибровать монитор | Две причины для калибровки монитора

В статье "Datacolor Spyder4Elite: принцип работы системы калибровки монитора" мы обсудили один способ настройки монитора, заключающийся в использовании пакета Spyder4Elite для создания таблицы соответствия (от look-up table, сокр. LUT). Данный подход очень прост и относительно доступен. От пользователя требуются небольшой опыт в калибровке дисплеев и знание общих принципов визуальной информации.

Однако мы посчитали, что многим читателям будет интересно узнать больше о настройках монитора, чтобы добиться таких же результатов. Есть множество инструментов, которые могут в этом помочь, мы рассмотрим их в будущих материалах. В частности, в следующей статье мы будем использовать пакет CalPC от компании SpectraCal. Но сегодня мы хотели бы заложить некий фундамент для серии материалов, чтобы вы знали, о чём идёт речь и что вас ждёт.

Существуют две основные причины для калибровки любого монитора. Первая заключается в том, чтобы привести изображение к соответствию при использовании нескольких устройств типа фотокамер и принтеров. В фотостудии очень важно, чтобы фотокамера, монитор и принтер соответствовали единому профилю гаммы и цвета. Таким образом, изображение на экране и бумаге будет отображаться точно так, как фотограф видит его через объектив фотокамеры. Вторая причина, которую мы будем изучать сегодня, связана с соответствием вашего дисплея определённым стандартам.

А зачем же соответствовать стандарту? Всё очень просто. Почти каждая игра или видеофайл, просматриваемый на вашем мониторе, привязан к видеостандарту Rec. 709. Это не что иное, как определенный набор параметров цветового охвата, белой точки и гаммы. Он охватывает и другие области, но для калибровки нас интересуют только три перечисленных элемента. Мы обсудим значение этих параметров и их влияние на изображение. Кроме того, калибровка дисплея в соответствии со стандартом гарантирует, что вы увидите именно то, что хотел показать создатель изображения.

Будет проще понять информацию на следующих страницах, если читателю известно кое-что из принципов науки о визуальной информации и науки о восприятии. Как можно создать двумерное изображение на экране, которое в точности воссоздаёт трёхмерную реальность? Принимая ограничения дисплея, мы должны знать, как человек воспринимает цвет, свет и детали.

Поэтому наука о визуальной информации опирается на четыре следующих элемента в порядке важности: динамический диапазон, насыщенность цвета, точность цветопередачи и разрешение. Проще говоря, стандарты, такие как Rec. 709, предназначены для максимизации этих четырёх параметров. Если все показатели всех четырёх элементов удовлетворяют стандарту, то результатом станет наиболее реалистичное изображение.

В процессе описания мы побываем за кулисами четырёх основных областей, затрагиваемых калибровкой дисплея: уровни, гамма, оттенки серого и цветность. Понимание этих принципов означает, что вы будете точно знать, что происходит при перемещении ползунка яркости или смене настроек RGB. Также вы сможете самостоятельно выявить и исправить недостатки вашего дисплея. Данная статья довольно сложная, но полезная, по крайней мере, по нашему мнению.

Как откалибровать монитор | Уровни белого и чёрного: ключ к контрастности и детализации

Мы установили, что динамический диапазон является наиболее важным элементом в определении качества изображения. По аналогии со звуком, чем больше разница между крайними значениями (мягкий и громкий, светлый и тёмный), тем выше ощущение реализма и глубины. И в очень редких случаях пользователь может добиться этого без применения измерений или специализированного программного обеспечения! Мы говорим об уровнях чёрного и белого, или, как их чаще называют, яркости и контрастности.

В какой-то момент истории один недальновидный инженер в области телевещания решил, что регулировки, влияющие на динамический диапазон, должны называться яркостью и контрастностью, а не уровнем белого и чёрного. Отсюда пошла путаница в определении назначения этих регулировок. Но на самом деле всё довольно просто. Яркость – это уровень чёрного цвета, а контрастность – уровень белого.

Так что же происходит при изменении этих регулировок? Уровень чёрного цвета/яркости связан с минимальным уровнем свечения, производимого дисплеем. Уровень белого – с максимальным уровнем свечения. Очевидно, что за счёт минимизации чёрного и максимизации белого можно достичь самого высокого коэффициента контрастности и наибольшего динамического диапазона, которые может поддерживать дисплей. Хитрость в том, чтобы установить уровни правильно, сохранив при этом максимальную детализацию изображения.

Проиллюстрировать важность установки правильного уровня чёрного и белого можно на реальной фотографии. Мы изменяли исходную фотографию в Photoshop с помощью диалогового окна Уровни, управляющего уровнями чёрного и белого цветов. Эта функция аналогична настройкам яркости и контрастности на вашем мониторе. В цвет изменения не вносились.

Ниже представлена фотография Гэвина Россдейла, лидера группы Bush.

Фотография довольно детализированная. На ней хорошо проработаны руки, волосы и джинсы. Кроме того, на фоне видна публика. Также обратите внимание на тонкие контуры правой руки, лежащей на корпусе гитары.

Вот гистограмма.

Представлен почти весь диапазон яркости, за исключением нескольких ступеней на тёмном конце шкалы. Есть ещё одна-две ступени на ярком конце, но они не прорисованы. Это изображение не подвергалось обработке.

А вот тот же снимок, но с чрезмерно низким уровнем чёрного.

Публика на фоне и волосы Гэвина полностью стираются. Его правая рука теперь сливается с пикгардом гитары, а джинсы имеют гораздо меньше складок, чем раньше. Вот что мы имеем в виду, когда используем термин "смешивание" или "клиппинг" по отношению к чёрному цвету. Тёмные области сливаются в одну, а детализация теней теряется. Там, где раньше градация чёрного составляла 50, её значение равняется 1. Хотя художники могут специально так изменить изображение для художественного эффекта, факт остаётся фактом: первоначальная детализация была потеряна.

Теперь давайте посмотрим на изображение со слишком высоким уровнем белого.

Лицо Гэвина и локоть правой руки стали белыми и бесформенными, и мы потеряли объёмность оригинальной фотографии. Оттенки белого, подчеркивавшие некоторые черты лица, теперь смешаны. Также публика на фоне стала ярче, а чувство глубины сильно понизилось. Не очень понятно, на каком расстоянии они находятся.

Вот та же самая фотография с завышенным уровнем чёрного.

Детали всё ещё видны, но фотография имеет эффект тумана, будто на неё наложили специальный фильтр. Чувство глубины изображения существенно понизилось.

Наш последний пример демонстрирует слишком низкий уровень белого.

Детализация не потерялась, однако изображение выглядит тусклым и недодержанным. Эта и предыдущая фотографии возвращают детализацию, однако снижение динамического диапазона приводит к потере живости и выраженности картинки.

Мы покажем, как легко исправить эти проблемы с помощью тестовых шаблонов, которые можно скачать из Интернета. Чтобы выставить правильный уровень чёрного и белого, специальные инструменты и программы не требуются. Причём это отличный способ улучшить изображение на мониторе. Максимизировав динамический диапазон, вы получите наилучшую картинку!

Чтобы получить полное преимущество от динамического диапазона дисплея, также необходимо понимать, что происходит с точками между чёрным и белым. Здесь мы переходим к обсуждению гаммы.

Как откалибровать монитор | Гамма: ключ к максимальной глубине изображения

Вы наверняка заметили, что в обзорах мониторов мы уделяем немало времени измерениям гаммы. Сегодня у нас появилась возможность более подробно объяснить значение этих измерений.

Что есть гамма? Каждая точка яркости между 0 и 100% должна иметь определённое значение (яркости), чтобы соответствовать значению гаммы камеры, создавшей изображение. Можно подумать, что эта связь является линейной. Например, 50%-ный сигнал приравнивается к 50% светоотдачи. Но это не так. Посмотрим на таблицу ниже.

Уровень сигнала Целевое Y
0% 0,4
10% 2,02
20% 7,36
30% 17,35
40% 31,73
50% 52,06
60% 76,9
70% 108,99
80% 145,97
90% 190,37
100% 239,68

Это серия измерений монитора, который очень точно соответствует значению гаммы 2,2. Минимальный уровень чёрного составляет 0,39 кд/кв.м, максимальный уровень белого - 239,67 кд/ кв.м. Если бы гамма дисплея была линейной, 50%-ный сигнал дал бы уровень свечения 119,84 кд/ кв.м. Фактическое значение меньше половины этого значения, всего 52,01 кд/ кв.м. Почему? Чтобы найти ответ, нужен небольшой урок истории.

Первые дисплеи для создания изображения использовали электронно-лучевые трубки. Электроны "обстреливали" массив люминофоров, которые, в свою очередь, испускали свет. Как выяснилось, интенсивность возникавшего света не менялась в линейном порядке. Как и в приведённой выше таблице, порядок был логарифмическим. Ясно, что камеры и другие устройства записи должны были соответствовать этой кривой вывода. Но сегодня ничего не изменилось, несмотря на то, что ЭЛТ-мониторы уже остались в прошлом. Почти все устройства отображения как для ввода, так и для вывода разработаны для гаммы 2,2. Хотя существуют вариации, значение 2,2 до сих пор является общепринятой нормой для съёмки видео. Если монитор соответствует значению 2,2, он будет соответствовать входящему сигналу практически любого источника.

Как мы это измеряем? Проще всего собрать данные при измерении оттенков серого. Шаблоны представлены окнами, которые показывают интенсивность сигнала от 0 до 100%. Для каждого измерения мы записываем значение Y (яркость сигнала). Затем наша программа высчитывает разницу между полученным и целевым значениями. Из этой разницы генерируется значение гаммы. Чем ближе показатель к 2,2, тем лучше.

Окно шаблона аналогично тому, что генерируется нашим прибором Accupel DVG-5000. Яркость центрального прямоугольника составляет 100%, а фона – 0%. При измерении гаммы яркость прямоугольника меняется от 0 к 100% с шагом в 10%.

Давайте снова посмотрим на таблицу, но на этот раз со значениями гаммы и целевыми значениями Y.

Уровень сигнала Y (кд/м²) Целевое Y Гамма
0% 0,4 0 2,2
10% 2,02 1,53 2,08
20% 7,36 7,02 2,17
30% 17,35 17,13 2,19
40% 31,73 32,25 2,22
50% 52,06 52,69 2,22
60% 76,9 77,38 2,21
70% 108,99 108,89 2,2
80% 145,97 146,33 2,21
90% 190,37 189,88 2,18
100% 239,68 239,68 2,2

Когда значение ниже 2,2, выходной сигнал слишком тёмный. Если значение ниже 2,2 – слишком яркий. Сравнив фактические показатели с целевыми значениями, можно увидеть, насколько велика разница межу показателями устройства и эталоном. В данном случае дисплей (Samsung S27B970D ) близок к идеалу.

Такое графическое отображение мы используем в наших обзорах. На нём легко увидеть даже незначительными погрешности.

Но как это связано с калибровкой монитора? Всё довольно просто, поскольку подавляющее большинство компьютерных мониторов с настройками гаммы включает только предустановки. Нет способа изменить саму кривую гаммы. Что имеется в виду?

С предустановками вам доступна только одна кривая гаммы, которую вы можете повышать или понижать. Форма не меняется, меняется только её отношение к значению 2,2. Если вы начинаете с плоской линии, как показано выше, вам нужно лишь найти предустановку, которая максимально приблизит вас к значению 2,2. Если линия не плоская, как на графике ниже, всё что остаётся, - это максимально приблизиться к 2,2.

В данном примере мы видим неплохую гамму до уровня 60%, где кривая начинает уходить вниз. Затем на 90% идёт резкое углубление. Это можно исправить лишь с помощью многоточечной регулировки гаммы, позволяющей настроить каждую точку яркости отдельно. К сожалению, это довольно редкая функция для компьютерных мониторов (и для дисплеев в целом). Такие настройки мы видели только на дорогих телевизорах и проекторах.

А вот и снова Гэвин. На этот раз мы имитируем изменения гаммы с помощью редактора кривых в Photoshop.

Настроив гамму слишком высоко, мы понизили детализацию теней практически до точки клиппирования. Конечно, таким образом можно добиться определённого эффекта, но вы меняете исходное изображение и понижаете детализацию теней до минимума. Они есть, но их очень трудно заметить.

Теперь мы настроили гамму слишком низко.

Эффект похож на завышение уровня белого. Детали ярких областей трудно различимы, а вся картинка в целом выглядит передержанной.

Очевидно, что неправильная гамма влияет на качество так же, как некорректные уровни чёрного и белого. Вот почему корректная гамма так важна для воспринимаемой контрастности монитора. Благодаря ей вы получите глубокий чёрный, яркий белый и фантастический коэффициент контрастности. Но если гамма низкая, большая часть динамического диапазона уйдёт в никуда.

Теперь мы переходит к оттенкам серого, которые, как вы скоро увидите, тесно связаны с цветом.

В этой статье я хочу рассказать о проверке калибровки монитора и порекомендовать несколько программ для его настройки в домашних условиях. Сразу оговорюсь, что мониторы с матрицей типа TN мало подходят для серьезной работы с изображениями. Одной из причин является изменение цвета и яркости изображения при просмотре под углом. К тому же, на них очень трудно или практически невозможно использовать программную калибровку.

Мониторы, имеющие матрицу, сделанную по технологии IPS, лишены этого недостатка. Их можно корректно настроить без использования специальных аппаратных калибраторов (хотя, калибратором конечно проще и быстрее).

В настоящее время мониторы с матрицей IPS значительно подешевели, к примеру, мониторы с диагональю 21 дюйм можно купить за сумму в пределах 6000 рублей.

Сначала нужно проверить, как ваш монитор воспроизводит тона в градациях серого, то есть его яркость, контраст и гамму. Для этого можно использовать специальные обои RealColor. Нужно скачать обои с разрешением, соответствующим разрешению вашего монитора, открыть на весь экран и внимательно просмотреть все шкалы с расстояния обычного просмотра.

Подробные инструкции по использованию обоев прилагаются.

Более интересным является следующий тест. При хорошей настройке монитора с расстояния 60-70 см вы должны увидеть равномерный серый градиент, без посторонних цветовых оттенков. Если вы видите цветные полосы, значит ваш монитор не откалиброван.

Аналогично для следующих изображений, в идеале вы должны увидеть равномерно серый экран

Для просмотра на весь экран кликните по картинке

Теперь, когда вы немного расстроились, увидев разноцветные полосы, кружки и буквы, предлагаю исправить положение с помощью самостоятельной калибровки. Лучше всего воспользоваться платной программой Atrise Lutcurve . Программа стоит всего 25$ (чуть больше 800 рублей, в зависимости от курса доллара). К ней прилагается подробная инструкция по использованию. Помимо гаммы, с помощью этой программы можно настроить корректную цветопередачу по тестовому изображению.

Есть и бесплатная альтернатива этой программе Atrise Lutcurve. Это программа CLTest . Подробная инструкция к ней находится внутри архива в виде HTML-страницы. Дважды кликнув по ней, откройте ее в вашем браузере и следуйте пошаговым инструкциям.

Надеюсь, что данный материал поможет вам настроить монитор для конкретного отображения цветов.

Хочу предупредить, что самый лучший путь - это обратиться к специалисту для калибровки монитора, либо использовать аппаратный калибратор. Все остальное вы делаете на свой страх и риск.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: