Глубокая нейросеть. Инженерный взгляд на вещи

Сегодня граф – один из самых приемлемых способов описать модели, созданные в системе машинного обучения. Эти вычислительные графики составлены из вершин-нейронов, соединенных ребрами-синапсами, которые описывают связи между вершинами.

В отличие скалярного центрального или векторного графического процессора, IPU – новый тип процессоров, спроектированный для машинного обучения, позволяет строить такие графы. Компьютер, который предназначен для управления графами – идеальная машина для вычислительных моделей графов, созданных в рамках машинного обучения.

Один из самых простых способов, чтобы описать процесс работы машинного интеллекта – это визуализировать его. Команда разработчиков компании Graphcore создала коллекцию таких изображений, отображаемых на IPU. В основу легло программное обеспечение Poplar, которое визуализирует работу искусственного интеллекта. Исследователи из этой компании также выяснили, почему глубокие сети требуют так много памяти, и какие пути решения проблемы существуют.

Poplar включает в себя графический компилятор, который был создан с нуля для перевода стандартных операций, используемых в рамках машинного обучения в высокооптимизированный код приложений для IPU. Он позволяет собрать эти графы воедино по тому же принципу, как собираются POPNN. Библиотека содержит набор различных типов вершин для обобщенных примитивов.

Графы – это парадигма, на которой основывается все программное обеспечение. В Poplar графы позволяют определить процесс вычисления, где вершины выполняют операции, а ребра описывают связь между ними. Например, если вы хотите сложить вместе два числа, вы можете определить вершину с двумя входами (числа, которые вы хотели бы сложить), некоторые вычисления (функция сложения двух чисел) и выход (результат).

Обычно операции с вершинами гораздо сложнее, чем в описанном выше примере. Зачастую они определяются небольшими программами, называемыми коделетами (кодовыми именами). Графическая абстракция привлекательна, поскольку не делает предположений о структуре вычислений и разбивает вычисления на компоненты, которые процессор IPU может использовать для работы.

Poplar применяет эту простую абстракцию для построения очень больших графов, которые представлены в виде изображения. Программная генерация графика означает, что мы можем адаптировать его к конкретным вычислениям, необходимым для обеспечения наиболее эффективного использования ресурсов IPU.

Компилятор переводит стандартные операции, используемые в машинных системах обучения, в высокооптимизированный код приложения для IPU. Компилятор графов создает промежуточное изображение вычислительного графа, которое разворачивается на одном или нескольких устройствах IPU. Компилятор может отображать этот вычислительный граф, поэтому приложение, написанное на уровне структуры нейронной сети, отображает изображение вычислительного графа, который выполняется на IPU.


Граф полного цикла обучения AlexNet в прямом и обратном направлении

Графический компилятор Poplar превратил описание AlexNet в вычислительный граф из 18,7 миллиона вершин и 115,8 миллиона ребер. Четко видимая кластеризация – результат прочной связи между процессами в каждом слое сети с более легкой связью между уровнями.

Другой пример – простая сеть с полной связью, прошедшая обучение на MNIST – простом наборе данных для компьютерного зрения, своего рода «Hello, world» в машинном обучении. Простая сеть для изучения этого набора данных помогает понять графы, которыми управляют приложения Poplar. Интегрируя библиотеки графов с такими средами, как TensorFlow, компания представляет один из простых путей для использования IPU в приложениях машинного обучения.

После того, как с помощью компилятора построился граф, его нужно выполнить. Это возможно с помощью движка Graph Engine. На примере ResNet-50 демонстрируется его работа.


Граф ResNet-50

Архитектура ResNet-50 позволяет создавать глубокие сети из повторяющихся разделов. Процессору остается только единожды определить эти разделы и повторно вызывать их. Например, кластер уровня conv4 выполняется шесть раз, но только один раз наносится на граф. Изображение также демонстрирует разнообразие форм сверточных слоев, поскольку каждый из них имеет граф, построенный в соответствии с естественной формой вычисления.

Движок создает и управляет исполнением модели машинного обучения, используя граф, созданный компилятором. После развертывания Graph Engine контролирует и реагирует на IPU или устройства, используемые приложениями.

Изображение ResNet-50 демонстрирует всю модель. На этом уровне сложно выделить связи между отдельными вершинами, поэтому стоит посмотреть на увеличенные изображения. Ниже приведены несколько примеров секций внутри слоев нейросети.

Почему глубоким сетям нужно так много памяти?

Большие объемы занимаемой памяти – одна из самых больших проблем глубинных нейронных сетей. Исследователи пытаются бороться с ограниченной пропускной способностью DRAM-устройств, которые должны быть использованы современными системами для хранения огромного количества весов и активаций в глубинной нейронной сети.

Архитектуры были разработаны с использованием процессорных микросхем, предназначенных для последовательной обработки и оптимизации DRAM для высокоплотной памяти. Интерфейс между двумя этими устройствами является узким местом, которое вводит ограничения пропускной способности и добавляет значительные накладные расходы в потреблении энергии.

Хотя мы еще не имеем полного представления о человеческом мозге и о том, как он работает, в целом понятно, что нет большого отдельного хранилища памяти. Считается, что функция долговременной и кратковременной памяти в человеческом мозге встроена в структуру нейронов+синапсов. Даже простые организмы вроде червей с нейронной структурой мозга, состоящей из чуть более 300 нейронов, в какой-то степени функцией памяти.

Построение памяти в обычных процессорах – это один из способов обойти проблему узких мест памяти, открыв огромную пропускную способность при гораздо меньшем энергопотреблении. Тем не менее, память на кристалле – дорогая штука, которая не рассчитана на действительно большие объемы памяти, которые подключены к центральным и графическим процессорам, в настоящее время используемым для подготовки и развертывания глубинных нейронных сетей.

Поэтому полезно посмотреть на то, как память сегодня используется в центральных процессорах и системах глубокого обучения на графических ускорителях, и спросить себя: почему для них необходимы такие большие устройства хранения памяти, когда головной мозг человека отлично работает без них?

Нейронным сетям нужна память для того, чтобы хранить входные данные, весовые параметры и функции активации, как вход распространяется через сеть. В обучении активация на входе должна сохраняться до тех пор, пока ее нельзя будет использовать, чтобы вычислить погрешности градиентов на выходе.

Например, 50-слойная сеть ResNet имеет около 26 миллионов весовых параметров и вычисляет 16 миллионов активаций в прямом направлении. Если вы используете 32-битное число с плавающей запятой для хранения каждого веса и активации, то для этого потребуется около 168Мб пространства. Используя более низкое значение точности для хранения этих весов и активаций, мы могли бы вдвое или даже вчетверо снизить это требование для хранения.

Серьезная проблема с памятью возникает из-за того, что графические процессоры полагаются на данные, представляемые в виде плотных векторов. Поэтому они могут использовать одиночный поток команд (SIMD) для достижения высокой плотности вычислений. Центральный процессор использует аналогичные векторные блоки для высокопроизводительных вычислений.

В графических процессорах ширина синапса составляет 1024 бит, так что они используют 32-битные данные с плавающей запятой, поэтому часто разбивают их на параллельно работающие mini-batch из 32 образцов для создания векторов данных по 1024 бит. Этот подход к организации векторного параллелизма увеличивает число активаций в 32 раза и потребность в локальном хранилище емкостью более 2 ГБ.

Графические процессоры и другие машины, предназначенные для матричной алгебры, также подвержены нагрузке на память со стороны весов или активаций нейронной сети. Графические процессоры не могут эффективно выполнять небольшие свертки, используемые в глубоких нейронных сетях. Поэтому преобразование, называемое «понижением», используется для преобразования этих сверток в матрично-матричные умножения (GEMM), с которыми графические ускорители могут эффективно справляться.

Дополнительная память также требуется для хранения входных данных, временных значений и инструкций программы. Измерение использования памяти при обучении ResNet-50 на высокопроизводительном графическом процессоре показало, что ей требуется более 7,5 ГБ локальной DRAM.

Возможно, кто-то решит, что более низкая точность вычислений может сократить необходимый объем памяти, но это не так. При переключении значений данных до половинной точности для весов и активаций вы заполните только половину векторной ширины SIMD, потратив половину имеющихся вычислительных ресурсов. Чтобы компенсировать это, когда вы переключаетесь с полной точности до половины точности на графическом процессоре, тогда придется удвоить размер mini-batch, чтобы вызвать достаточный параллелизм данных для использования всех доступных вычислений. Таким образом, переход на более низкую точность весов и активаций на графическом процессоре все еще требует более 7,5ГБ динамической памяти со свободным доступом.

С таким большим количеством данных, которые нужно хранить, уместить все это в графическом процессоре просто невозможно. На каждом слое сверточной нейронной сети необходимо сохранить состояние внешней DRAM, загрузить следующий слой сети и затем загрузить данные в систему. В результате, уже ограниченный пропускной способностью задержкой памяти интерфейс внешней памяти страдает от дополнительного бремени постоянной перезагрузки весов, а также сохранения и извлечения функций активации. Это значительно замедляет время обучения и значительно увеличивает потребление энергии.

Существует несколько путей решения этой проблемы. Во-первых, такие операции, как функции активации, могут выполняться “на местах”, позволяя перезаписывать входные данные непосредственно на выходе. Таким образом, существующую память можно будет использовать повторно. Во-вторых, возможность для повторного использования памяти можно получить, проанализировав зависимость данных между операциями в сети и распределением той же памяти для операций, которые не используют ее в этот момент.

Второй подход особенно эффективен, когда вся нейронная сеть может быть проанализированна на этапе компиляции, чтобы создать фиксированную выделенную память, так как издержки на управление памятью сокращаются почти до нуля. Выяснилось, что комбинация этих методов позволяет сократить использование памяти нейронной сетью в два-три раза.
Третий значительный подход был недавно обнаружен командой Baidu Deep Speech. Они применили различные методы экономии памяти, чтобы получить 16-кратное сокращение потребления памяти функциями активации, что позволило им обучать сети со 100 слоями. Ранее при том же объеме памяти они могли обучать сети с девятью слоями.

Объединение ресурсов памяти и обработки в одном устройстве обладает значительным потенциалом для повышения производительности и эффективности сверточных нейронных сетей, а также других форм машинного обучения. Можно сделать компромисс между памятью и вычислительными ресурсами, чтобы добиться баланса возможностей и производительности в системе.

Нейронные сети и модели знаний в других методах машинного обучения можно рассматривать как математические графы. В этих графах сосредоточено огромное количество параллелизма. Параллельный процессор, предназначенный для использования параллелизма в графах, не полагается на mini-batch и может значительно уменьшить объем требуемого локального хранилища.

Современные результаты исследований показали, что все эти методы могут значительно улучшить производительность нейронных сетей. Современные графические и центральные процессоры имеют очень ограниченную встроенную память, всего несколько мегабайт в совокупности. Новые архитектуры процессоров, специально разработанные для машинного обучения, обеспечивают баланс между памятью и вычислениями на чипе, обеспечивая существенное повышение производительности и эффективности по сравнению с современными центральными процессорами и графическими ускорителями.

Искусственный интеллект, нейронные сети, машинное обучение — что на самом деле означают все эти нынче популярные понятия? Для большинства непосвященных людей, коим и являюсь я сам, они всегда казались чем-то фантастическим, но на самом деле суть их лежит на поверхности. У меня давно созревала идея написать простым языком об искусственных нейронных сетях. Узнать самому и рассказать другим, что представляют собой эта технология, как она работают, рассмотреть ее историю и перспективы. В этой статье я постарался не залезать в дебри, а просто и популярно рассказать об этом перспективном направление в мире высоких технологий.

Искусственный интеллект, нейронные сети, машинное обучение - что на самом деле означают все эти нынче популярные понятия? Для большинства непосвященных людей, коим являюсь и я сам, они всегда казались чем-то фантастическим, но на самом деле суть их лежит на поверхности. У меня давно созревала идея написать простым языком об искусственных нейронных сетях. Узнать самому и рассказать другим, что представляет собой эта технология, как она работает, рассмотреть ее историю и перспективы. В этой статье я постарался не залезать в дебри, а просто и популярно рассказать об этом перспективном направление в мире высоких технологий.

Немного истории

Впервые понятие искусственных нейронных сетей (ИНС) возникло при попытке смоделировать процессы головного мозга. Первым серьезным прорывом в этой сфере можно считать создание модели нейронных сетей МакКаллока-Питтса в 1943 году. Учеными впервые была разработана модель искусственного нейрона. Ими также была предложена конструкция сети из этих элементов для выполнения логических операций. Но самое главное, учеными было доказано, что подобная сеть способна обучаться.

Следующим важным шагом стала разработка Дональдом Хеббом первого алгоритма вычисления ИНС в 1949 году, который стал основополагающем на несколько последующих десятилетий. В 1958 году Фрэнком Розенблаттом был разработан парцептрон - система, имитирующая процессы головного мозга. В свое время технология не имела аналогов и до сих пор является основополагающей в нейронных сетях. В 1986 году практически одновременно, независимо друг от друга американскими и советскими учеными был существенно доработан основополагающий метод обучения многослойного перцептрона . В 2007 году нейронные сети перенесли второе рождение. Британский информатик Джеффри Хинтоном впервые разработал алгоритм глубокого обучения многослойных нейронных сетей, который сейчас, например, используется для работы беспилотных автомобилей.

Коротко о главном

В общем смысле слова, нейронные сети - это математические модели, работающие по принципу сетей нервных клеток животного организма. ИНС могут быть реализованы как в программируемые, так и в аппаратные решения. Для простоты восприятия нейрон можно представить, как некую ячейку, у которой имеется множество входных отверстий и одно выходное. Каким образом многочисленные входящие сигналы формируются в выходящий, как раз и определяет алгоритм вычисления. На каждый вход нейрона подаются действенные значения, которые затем распространяются по межнейронным связям (синопсисам). У синапсов есть один параметр - вес, благодаря которому входная информация изменяется при переходе от одного нейрона к другому. Легче всего принцип работы нейросетей можно представить на примере смешения цветов. Синий, зеленый и красный нейрон имеют разные веса. Информация того нейрона, вес которого больше будет доминирующей в следующем нейроне.

Сама нейросеть представляет собой систему из множества таких нейронов (процессоров). По отдельности эти процессоры достаточно просты (намного проще, чем процессор персонального компьютера), но будучи соединенными в большую систему нейроны способны выполнять очень сложные задачи.

В зависимости от области применения нейросеть можно трактовать по-разному, Например, с точки зрения машинного обучения ИНС представляет собой метод распознавания образов. С математической точки зрения - это многопараметрическая задача. С точки зрения кибернетики - модель адаптивного управления робототехникой. Для искусственного интеллекта ИНС - это основополагающее составляющее для моделирования естественного интеллекта с помощью вычислительных алгоритмов.

Основным преимуществом нейросетей над обычными алгоритмами вычисления является их возможность обучения. В общем смысле слова обучение заключается в нахождении верных коэффициентов связи между нейронами, а также в обобщении данных и выявлении сложных зависимостей между входными и выходными сигналами. Фактически, удачное обучение нейросети означает, что система будет способна выявить верный результат на основании данных, отсутствующих в обучающей выборке.

Сегодняшнее положение

И какой бы многообещающей не была бы эта технология, пока что ИНС еще очень далеки от возможностей человеческого мозга и мышления. Тем не менее, уже сейчас нейросети применяются во многих сферах деятельности человека. Пока что они не способны принимать высокоинтеллектуальные решения, но в состоянии заменить человека там, где раньше он был необходим. Среди многочисленных областей применения ИНС можно отметить: создание самообучающихся систем производственных процессов, беспилотные транспортные средства, системы распознавания изображений, интеллектуальные охранные системы, робототехника, системы мониторинга качества, голосовые интерфейсы взаимодействия, системы аналитики и многое другое. Такое широкое распространение нейросетей помимо прочего обусловлено появлением различных способов ускорения обучения ИНС.

На сегодняшний день рынок нейронных сетей огромен - это миллиарды и миллиарды долларов. Как показывает практика, большинство технологий нейросетей по всему миру мало отличаются друг от друга. Однако применение нейросетей - это очень затратное занятие, которое в большинстве случаев могут позволить себе только крупные компании. Для разработки, обучения и тестирования нейронных сетей требуются большие вычислительные мощности, очевидно, что этого в достатке имеется у крупных игроков на рынке ИТ. Среди основных компаний, ведущих разработки в этой области можно отметить подразделение Google DeepMind, подразделение Microsoft Research, компании IBM, Facebook и Baidu.

Конечно, все это хорошо: нейросети развиваются, рынок растет, но пока что главная задача так и не решена. Человечеству не удалось создать технологию, хотя бы приближенную по возможностям к человеческому мозгу. Давайте рассмотрим основные различия между человеческим мозгом и искусственными нейросетями.

Почему нейросети еще далеки до человеческого мозга?

Самым главным отличием, которое в корне меняет принцип и эффективность работы системы - это разная передача сигналов в искусственных нейронных сетях и в биологической сети нейронов. Дело в том, что в ИНС нейроны передают значения, которые являются действительными значениями, то есть числами. В человеческом мозге осуществляется передача импульсов с фиксированной амплитудой, причем эти импульсы практически мгновенные. Отсюда вытекает целый ряд преимуществ человеческой сети нейронов.

Во-первых, линии связи в мозге намного эффективнее и экономичнее, чем в ИНС. Во-вторых, импульсная схема обеспечивает простоту реализации технологии: достаточно использование аналоговых схем вместо сложных вычислительных механизмов. В конечном счете, импульсные сети защищены от звуковых помех. Действенные числа подвержены влиянию шумов, в результате чего повышается вероятность возникновения ошибки.

Итог

Безусловно, в последнее десятилетие произошел настоящий бум развития нейронных сетей. В первую очередь это связано с тем, что процесс обучения ИНС стал намного быстрее и проще. Также стали активно разрабатываться так называемые «предобученные» нейросети, которые позволяют существенно ускорить процесс внедрения технологии. И если пока что рано говорить о том, смогут ли когда-то нейросети полностью воспроизвести возможности человеческого мозга, вероятность того, что в ближайшее десятилетие ИНС смогут заменить человека на четверти существующих профессий все больше становится похожим на правду.

Для тех, кто хочет знать больше

  • Большая нейронная война: что на самом деле затевает Google
  • Как когнитивные компьютеры могут изменить наше будущее

Об искусственных нейронных сетях сегодня много говорят и пишут – как в контексте больших данных и машинного обучения, так и вне его. В этой статье мы напомним смысл этого понятия, еще раз очертим область его применения, а также расскажем о важном подходе, который ассоциируется с нейронными сетями – глубоком обучении, опишем его концепцию, а также преимущества и недостатки в конкретных случаях использования.

Что такое нейронная сеть?

Как известно, понятие нейронной сети (НС) пришло из биологии и представляет собой несколько упрощенную модель строения человеческого мозга. Но не будем углубляться в естественнонаучные дебри – проще всего представить нейрон (в том числе, искусственный) как некий черный ящик с множеством входных отверстий и одним выходным.

Математически, искусственный нейрон осуществляет преобразование вектора входных сигналов (воздействий) X в вектор выходных сигналов Y при помощи функции, называемой функцией активации. В рамках соединения (искусственной нейронной сети — ИНС) функционируют три вида нейронов: входные (принимающие информацию из внешнего мира – значения интересующих нас переменных), выходные (возвращающие искомые переменные – к примеру, прогнозы, или управляющие сигналы), а также промежуточные – нейроны, выполняющие некие внутренние («скрытые») функции. Классическая ИНС, таким образом, состоит из трех или более слоев нейронов, причем на втором и последующих слоях («скрытых» и выходном) каждый из элементов соединен со всеми элементами предыдущего слоя.

Важно помнить о понятии обратной связи, которое определяет вид структуры ИНС: прямой передачи сигнала (сигналы идут последовательно от входного слоя через скрытый и поступают в выходной слой) и рекуррентной структуры, когда сеть содержит связи, идущие назад, от более дальних к более ближним нейронам). Все эти понятия составляют необходимый минимум информации для перехода на следующий уровень понимания ИНС – обучения нейронной сети, классификации его методов и понимания принципов работы каждого из них.

Обучение нейронной сети

Не следует забывать, для чего вообще используются подобные категории – иначе есть риск увязнуть в отвлеченной математике. На самом деле, под искусственными нейронными сетями понимают класс методов для решения определенных практических задач, среди которых главными являются задачи распознавания образов, принятия решений, аппроксимации и сжатия данных, а также наиболее интересные для нас задачи кластерного анализа и прогнозирования.

Не уходя в другую крайность и не вдаваясь в подробности работы методов ИНС в каждом конкретном случае, позволим себе напомнить, что при любых обстоятельствах именно способность нейронной сети к обучению (с учителем или «самостоятельно») и является ключевым моментом использования ее для решения практических задач.

В общем случае, обучение ИНС заключается в следующем:

  1. входные нейроны принимают переменные («стимулы») из внешней среды;
  2. в соответствии с полученной информацией изменяются свободные параметры НС (работают промежуточные слои нейронов);
  3. в результате изменений в структуре НС сеть «реагирует» на информацию уже иным образом.

Таков общий алгоритм обучения нейронной сети (вспомним собаку Павлова – да-да, внутренний механизм образования условного рефлекса именно таков – и тут же забудем: все же наш контекст предполагает оперирование техническими понятиями и примерами).

Понятно, что универсального алгоритма обучения не существует и, скорее всего, существовать не может; концептуально подходы к обучению делятся на обучение с учителем и обучение без учителя. Первый алгоритм предполагает, что для каждого входного («обучающегося») вектора существует требуемое значение выходного («целевого») вектора – таким образом, два этих значения образуют обучающую пару, а вся совокупность таких пар – обучающее множество. В случае варианта обучения без учителя обучающее множество состоит лишь из входных векторов – и такая ситуация является более правдоподобной с точки зрения реальной жизни.

Глубокое обучение

Понятие глубокого обучения (deep learning ) относится к другой классификации и обозначает подход к обучению так называемых глубоких структур, к которым можно отнести многоуровневые нейронные сети. Простой пример из области распознавания образов: необходимо научить машину выделять все более абстрактные признаки в терминах других абстрактных признаков, то есть определить зависимость между выражением всего лица, глаз и рта и, в конечном итоге, скопления цветных пикселов математически. Таким образом, в глубокой нейронной сети за каждый уровень признаков отвечает свой слой; понятно, что для обучения такой «махины» необходим соответствующий опыт исследователей и уровень аппаратного обеспечения. Условия сложились в пользу глубокого обучения НС только к 2006 году – и спустя восемь лет можно говорить о революции, которую произвел этот подход в машинном обучении.

Итак, прежде всего, в контексте нашей статьи стоит заметить следующее: глубокое обучение в большинстве случае не контролируется человеком. То есть этот подход подразумевает обучение нейронной сети без учителя. Это и есть главное преимущество «глубокого» подхода: машинное обучение с учителем, особенно в случае глубоких структур, требует колоссальных временных – и трудовых – затрат. Глубокое же обучение – подход, моделирующий человеческое абстрактное мышление (или, по крайней мере, представляет собой попытку приблизиться к нему), а не использующий его.

Идея, как водится, прекрасная, но на пути подхода встают вполне естественные проблемы – прежде всего, коренящиеся в его претензии на универсальность. На самом деле, если на поприще распознавания образов подходы deep learning добились ощутимых успехов, то с той же обработкой естественного языка возникает пока гораздо больше вопросов, чем находится ответов. Очевидно, что в ближайшие n лет вряд ли удастся создать «искусственного Леонардо Да Винчи» или даже – хотя бы! — «искусственного homo sapiens ».

Тем не менее, перед исследователями искусственного интеллекта уже встает вопрос этики: опасения, высказываемые в каждом уважающем себя научно-фантастическом фильме, начиная с «Терминатора» и заканчивая «Трансформерами», уже не кажутся смешными (современные изощренные нейросети уже вполне могут считаться правдоподобной моделью работы мозга насекомого!), но пока явно излишни.

Идеальное техногенное будущее представляется нам как эра, когда человек сможет делегировать машине большинство своих полномочий – или хотя бы сможет позволить ей облегчить существенную часть своей интеллектуальной работы. Концепция глубокого обучения – один из шагов на пути к этой мечте. Путь предстоит долгий – но уже сейчас понятно, что нейронные сети и связанные с ними все развивающиеся подходы способны со временем воплотить в жизнь чаяния научных фантастов.

Что такое глубокое обучение (deep learning) ? March 3rd, 2016

Сейчас говорят о модных технологиях глубокого обучения, как будто это манна небесная. Но понимают ли говорящие, что это на самом деле? А ведь у этого понятия нет формального определения, и объединяет оно целый стек технологий. В этом посте я и хочу популярно, насколько это возможно, и по сути объяснить что стоит за этим термином, почему он так популярен и что дают нам эти технологий.


Если совсем коротко, то этот новомодный термин (deep learning) о том, как собрать из каких-то простых абстракции более сложную и глубокую абстракцию (репрезентацию) притом, что даже самые простые абстракции должен собирать сам компьютер, а не человек . Т.е. речь уже не просто об обучении, а о метаобучении. Образно говоря, компьютер самостоятельно должен научиться как лучше ему учиться. И, по сути, термин «глубокое» именно это и подразумевает. Практически всегда этот термин применяемся к искусственным нейронным сетям, где используется больше одного скрытого слоя, поэтому формально «глубокий» значит ещё и более глубокую архитектуру нейронной сети.

Вот на слайде в развитие хорошо видно, чем отличается глубокое обучение, от обычного. Повторюсь, уникальным для глубокого обучения является то, что машина сама находит признаки (ключевые черты чего-либо, по которым легче всего разделять один класс объектов от другого) и признаки эти структурирует иерархично: из более простых складываются более сложные . Ниже мы разберем это на примере.

Давайте посмотрим на примере задачи распознавания изображений: раньше как — запихивали в обычную нейронную сеть с одним слоем огромную (1024×768 — около 800 000 числовых значений) картинку и смотрели как компьютер медленно умирает, задыхаясь от нехватки памяти и неспособности понять, какие пиксели важны для распознавания, а какие нет. Не говоря уже об эффективности такого способа. Вот архитектура такой обычной (неглубой) нейронной сети.

Потом все же прислушались к тому, как выделяет признаки мозг, а делает он это строго иерархично, и тоже решили извлекать из картинок иерархичную структуру. Для этого необходимо было добавить больше скрытых слоев (слоев, которые находятся между входом и выходом; грубо говоря, этапов преобразования информации) в нейронную сеть. Хотя решили так делать практически сразу, как изобрели нейронки, но тогда успешно обучались сети только с одним скрытом слоем. Т.е. в принципе глубокие сети существуют примерно столько же, сколько обычные, просто мы не могли их обучить. Что же поменялось?

В 2006 году сразу несколько независимых исследователей решили эту проблему (к тому же аппаратные мощности развились уже достаточно, появились достаточно мощные видеокарты). Эти исследователи: Джеффри Хинтон (и его коллега Руслан Салахутидинов) с техникой предварительного обучения каждого слоя нейросети ограниченной машиной Больцмана (простите меня за эти термины...), Ян Лекун с сверточными нейронными сетями и Йошуая Бенджио с каскадными автокодировщиками. Первые два сразу же были рекрутированы Google и Facebook, соответственно. Вот две лекции: одна — Хинтона , другая — Лякуна , в которых они и рассказывают, что такое глубокое обучение. Лучше их об этом не расскажет никто. Ещё одна классная лекция Шмидхубера про развитие глубокого обучения, тоже одного из столпов этой науки. А у Хинтона ещё есть прекрасный курс на курсере по нейронкам.

На что способны глубокие нейронные сети сейчас? Они способны распознавать и описывать объекты, можно сказать «понимают» что это. Речь идет о распознавании смыслов.

Просто посмотрите это видео распознавания того, что видит камера, в реальном времени.

Как я уже сказал, технологии глубокого обучения — это целая группа технологий и решений. Несколько из них я уже перечислил абзацем выше, другой пример — это рекуррентные сети, которые как раз используются в видео выше для описания того, что видит сеть. Но самый популярный представитель технологий данного класса — это все-таки сверточные нейронные сети ЛяКуна. Они построены по аналогии с принципами работы зрительной коры мозга кошки, в которой были открыты так называемые простые клетки, реагирующие на прямые линии под разными углами, и сложные — реакция которых связана с активацией определенного набора простых клеток. Хотя, честно говоря, сам ЛяКун не ориентировался на биологию, он решал конкретную задачу (смотрите его лекции), а потом так совпало.

Если совсем просто, то сверточные сети — это такие сети, где основным структурным элементом обучения является группа (сочетание) нейронов (обычно квадрат 3×3,10×10 и т.д.), а не один. И на каждом уровне сети обучаются десятки таких групп. Сеть находит такие сочетания нейронов, которые максимизируют информацию об изображении. На первом уровне сеть извлекает самые базовые, структурно простые элементы картинки — можно сказать, строительные единицы: границы, штрихи, отрезки, контрасты. Повыше — уже устойчивые комбинации элементов первого уровня, и так далее вверх по цепочке. Хочу ещё раз отдельно подчеркнуть главную особенность глубокого обучения: сети сами формируют эти элементы и решают, какие из них более важный, а какие — нет. Это важно, так как в области машинного обучения, создание признаков — является ключевым и сейчас мы переходим на этап, когда компьютер сам учится создавать и отбирать признаки. Машина сама выделяет иерархию информативных признаков.

Итак, в процессе обучения (просмотра сотен картинок) сверточная сеть формирует иерархию признаков различного уровня глубины. Вот на первом уровне, они могут выделить, например, такие элементы (отражая контрастность, угол, границу и т.д.).


На втором уровне — это уже будет элемент из элементов первого уровня. На третьем — из второго. Надо понимать, что данная картинка — просто демонстрация. Сейчас в промышленной применение, такие сети имеют от 10 до 30 слоев (уровней).

После того, как такая сеть обучилась — мы можем её использовать для классификации. Подав на вход какое-то изображение, группы нейронов первого слоя пробегаются по изображению, активируясь в тех местах, где есть соответствующий конкретному элементу элемент картинки. Т.е. эта сеть разбирает картинку на части — сначала на черточки, штрихи, углы наклона, потом более сложные части и в конце она приходит к выводу, что картинка из такого рода комбинации базовых элементов — это лицо.

Подробнее про сверточные сети —

И частях, это руководство предназначено для всех, кто интересуется машинным обучением, но не знает, с чего начать. Содержание статей рассчитано на широкую аудиторию и будет достаточно поверхностным. Но разве это кого-то волнует? Чем больше людей заинтересуются машинным обучением, тем лучше.

Распознавание объектов с помощью глубокого обучения

Возможно, вы уже видели этот знаменитый комикс xkcd . Шутка в том, что любой 3-летний ребенок может распознать фотографию птицы, но заставить это сделать компьютер заняло у самых лучших компьютерных специалистов более 50 лет.В последние несколько лет мы наконец-то нашли хороший подход к распознаванию объектов с использованием глубоких сверточных нейронных сетей . Это звучит как куча выдуманных слов из фантастического романа Уильяма Гибсона, но все станет понятным, когда мы разберем их по очереди.Итак, давайте же сделаем это – напишем программу, распознающую птиц!

Начнем с простого

Прежде чем научиться распознавать изображения птиц, давайте узнаем, как распознать что-то гораздо более простое – рукописную цифру «8».



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: