Влияние развития технологий на общество. Негативное влияние информационных технологий на психоэмоциональное развитие детей. Основные аспекты влияния



Информационное общество. Состояние и тенденции развития информационных технологий и их влияния на жизнь общества и гражданина. Электронные услуги, электронное правительство, е-включенность, электронный бизнес, телемедицина и другие грани информационного общества.

Развитие современного общества невозможно без информационных технологий, что позволяет говорить о новой фазе общественного развития, которая получила название «Информационное общество». Развитием концепции информационного общества занимались многие выдающиеся ученые мира, такие как У. Мартин, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер. Автором этого термина считается профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши.

Информационное общество – это такая стадия развития общества, когда использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на основные социальные институты и сферы жизни:

      • экономика и деловая сфера,
      • государственное управление,
      • образование,
      • социальное обслуживание и медицина,
      • культура и искусство.

Средства коммуникации - телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации – технологическая основа информационного общества.

Посмотрим, каким образом информационное общество может проявляться в различных сферах нашей жизни.

Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.

Политическая: свобода информации, ведущая к развитию электронной демократии, электронного государства, электронного правительства. Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в сети Интернет. Для получения государственной услуги достаточно дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик. Об электронном правительстве подробнее будет рассказано в следующей лекции.

Электронное государство - это способ повышения эффективности деятельности государства, основанный на использовании информационных систем. При этом подразумевается, что с использованием ИКТ функционируют исполнительная (электронное правительство), и законодательная власти (электронный парламент, электронная демократия), а также судебные органы (электронное правосудие).

Можно сказать, что в настоящий момент идет процесс становления электронного государства, о чем свидетельствует появление Единого портала электронной демократии Российской Федерации
(http://e-democratia.ru/). Система «Электронной демократии» дает возможность участвовать в принятии управленческих решений, публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.

Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота», о которой будет подробнее рассказано в одной из следующих лекций). Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.

Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.

Можно сказать, что информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа).

Приведем некоторые даты, стратегии и программы. В марте 2000 Европейским Союзом принята 10-летняя рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, получившая название "Европейская сфера исследований" (ERA - "European Research Area"). Целью этой стратегии является переход ЕС к наукоемкой экономике, которая должна стать наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.

Одним из проектов, стимулирующих интенсивное экономическое развитие и укрепление позиций ЕС на международном рынке, стал крупнейший политический проект "Электронная Европа" (eEurope), в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран – членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии.

В 2000 году лидеры «Большой Восьмерки» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия указывает на важность развития информационного общества для повышения благосостояния граждан и развития экономики в целом. В ней объясняется, как новые технологии и их распространение являются на сегодняшний день ключевым движущим элементом социально-экономического развития стран. Хартия также указывает на необходимость внедрения национальных и интернациональных стратегий реализации поставленных задач.

Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и ядром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Особо подчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия.

Развитие информационного общества неизбежно приводит к тому, что множество специалистов работают в сфере производства и распространения информации. Это требует не только новых навыков и новых знаний, но и нового мышления, желания и возможности учиться на протяжении всей жизни.

К сожалению, в нашей стране пока наблюдается недостаточный уровень развития отрасли информационных технологий, что приводит к отставанию от мировых лидеров. Препятствует становлению информационного общества в России и недостаточный уровень распространения базовых навыков использования информационных технологий как среди населения в целом, так и среди государственных и муниципальных служащих.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, носят комплексный характер. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

В результате выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», был создан определенный задел в области внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг.

Поскольку развитие информационного общества является платформой для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития, были приняты Стратегия развития информационного общества и государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Компоненты программы «Информационное общество»

Мероприятия Программы в соответствии со Стратегией должны обеспечить следующим результаты:

Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе информационных технологий;

Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий, повышение трудовой мобильности и обеспечение занятости населения;

Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

Сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы интересам России.

В настоящее время технические и экономические аспекты становления информационного общества выходят на первый план. К сожалению, социальные и гуманистические стороны этого процесса пока развиваются в недостаточной мере.

Нельзя не отметить, что в России распространено такое сложное социально-экономическое явление как информационное неравенство. Многие местности и социальные группы пока еще не имеют доступа к информационным технологиям и выпадают из информационного общества. Для решения этой проблемы необходим комплекс мер, включающий не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры, но и ликвидацию «информационной безграмотности» граждан, помощь малообеспеченным слоям населения в приобретении вычислительной техники, создание пунктов общественного доступа.

Таким образом, в современном мире информационные технологии оказывают заметное влияние на жизнь общества и гражданина во всех сферах общественной жизни. В России при поддержке государства происходит процесс становления информационного общества: реализована федеральная целевая программа «Электронная Россия», приняты «Стратегия развития информационного общества» и государственная программа «Информационное общество».

Практика

Упражнение 1.1
Прочтите статью «России нужна электронная демократия» (http://experttalks.ru/book/export/html/325).
Сформулируйте, пожалуйста, своё отношение к интернет-демократии и к идее электронного голосования.

Упражнение 1.2
Просмотрите видеоролик «Электронные услуги: проверено на себе» (http://rutube.ru/tracks/4693692.html).
Как вы оцениваете ситуацию, в которую попал журналист?
Имеется ли у вас опыт получения электронных услуг? Позитивный или не очень?



Американские врачи описывают всё новые и новые нарушения в поведении человека, которые вызваны негативным воздействием развития информационных технологий. Специалисты описали восемь наиболее распространённых психических недугов, которые часто развиваются у людей, активно использующих Интернет и мобильную связь.


Уже доказано, что чрезмерное увлечение Интернетом серьёзно вредит способности концентрироваться на одном тексте более тридцати секунд. Людям становится всё сложнее читать длинные статьи со сложными предложениями и сконцентрироваться на содержании. И медики уверяют, что это далеко не последние последствия, которыми наградили нас современные технологии. И некоторые из них уже официально признаны заболеванием.

Номофобия (страх остаться без мобильного телефона)

Он развивается у людей, зависимых от мобильной связи. Заболеванию подвержены пользователи, которые старательно следят за развитием индустрии, и уделяют своему мобильному телефону более двух часов в день. И при отсутствии доступа к мобильному телефону, пациенты испытывают беспокойство. В клиническом случае заболевания человек без телефона впадает в настоящую панику.

В общей сложности, в США номофобией страдают практически 99% активных пользователей смартфонов. Для профилактики заболевания психиатры рекомендуют сократить использование смартфона до необходимого минимума – звонков близким. Почта и чтение новостей под определение «необходимого минимума» не подпадают.

Синдром фантомного звонка

Фанаты телефонов, также, часто подвержены синдрому фантомного звонка – у человека появляются слуховые и моторные галлюцинации, ему кажется, что телефон в кармане звонит или вибрирует, хотя ничего не самом деле не происходит.

Заболевание развивается на фоне стресса, и тоже очень широко распространено. Согласно исследованиям доктора Ларри Росена (Larry Rosen), который целенаправленно занимается изучением влияния мобильных технологий на психику человека, 70% людей, который называют себя закоренелыми фанатами современных технологий минимум раз в час испытывают ощущение того, что в их кармане вибрирует телефон – даже, если телефон предварительно выкладывают на стол.

Лечится синдром примерное как и стресс – при помощи индивидуального курса антидепрессантов, отпуска и отказа от высокотехнологических устройств на продолжительный срок.

Киберболезнь, или «цифровая морская болезнь»

Данный недуг появляется из-за злоупотребления использования смартфонов и планшетных компьютеров. Больных действительно «укачивает» от использования телефона – это поясняется визуальными эффектами интерфейса и расстройством вестибулярного аппарата.

Дело в том, что современные экраны слишком хорошо имитируют окружающую реальность – что дезориентирует мозг. Соответственно, чем выше качество картинки, тем больше вероятность возникновения данной проблемы. Сегодня этому заболеванию подвержены около 90% американцев – исследователи пока не могут привести точную цифру из-за разброса марок мобильных устройств.

Тем не менее, на тошноту и головокружение после длительного использования смартфона жаловалось подавляющее большинство участников тестов. На данный момент лечения у болезни как такового нет – врачи рекомендуют сократить время, проводимое с телефоном, планшетом и перед экраном компьютера.

«Эффект Google»

Страдающие от «эффекта Google» уверены, что знания им не нужны, поскольку любая информация находится на расстоянии клика. При этом заболеванию подвержены даже те, кто не разделяет подобного убеждения – мозг просто отказывается запоминать информацию, независимо от человеческой воли.

Сегодня в США им страдает около 40% подросток в возрасте до 25 лет. В долгосрочной перспективе внешне безобидный «эффект Google» чреват развитием склероза и болезнью Альцгеймера.

Facebook-депрессия

Это состояние выражается в том, что люди впадают в депрессию от контактов в социальной сети, или же от их отсутствия. Психологи поясняют это тем, что в социальные сети люди, как правило, выкладывают только те фотографии и новости о себе, которые выставляют их в выгодном свете. Таким образом, у пользователя создаётся впечатление, что у друзей и знакомых жизнь лучше, ярче и насыщеннее, чем у него.

Исследователи Университета Мичигана отмечают, что процент молодых людей, страдающих от депрессии прямо пропорционален количеству времени, которое они уделяют социальной сети. В целом, заболевание рекомендуют лечить теми же средствами, что и обычную депрессию. Кроме того, психологи советуют пойти на отчаянный по современным меркам шаг, и просто удалиться из социальных сетей.

Интернет-зависимость

Страдающие ей постоянно хотят получить доступ в Сеть. Желание полностью вытесняет любые потребности, и вынуждает отказаться от работы и личной жизни. Зависимость уже собираются приравнять к наркомании.

Исследователи отмечают, что Интернет-зависимость в долгосрочной перспективе вырабатывает у людей сильный комплекс неполноценности в купе с низкой самооценкой. Кроме того, зависимость чревата деградацией социальных навыков, вплоть до неспособности вызвать «скорую помощь».

На данный момент психиатры рассматривают возможность медикаментозного лечения, но пока что рекомендуют больным изоляцию от мест, где им будет доступно подключение к Сети. Отметим, что в США один за другим открываются специальные лагеря для Интернет-зависимых, наподобие летних.

Онлайн игромания

Весьма схожа с ней зависимость от онлайн-игр, которая, однако, славится большей деструктивностью. Нередки случаи, когда игра затягивает человека в виртуальный мир, в результате чего он теряет работу, семью, а порой и жизнь.

К слову, это пока что единственная зависимость, порождённая миром высоких технологий, при которой у человека вырабатывается физическая необходимость играть, вплоть до возникновения абстинентного синдрома.

Согласно официальным данным, около 8% от общего населения США страдают от зависимости. Особенно ей подвержены люди в возрасте от 9 до 39 лет. На данный момент зависимость считается весьма опасной, и психологи разрабатывают комплексные программы по освобождению от неё.

Киберхондрия

Наконец, больные киберхондрией считают, что у них есть заболевание, о котором они вычитали в Интернете, и, как правило, не одно. В результате здоровый человек, у которого просто заболела голова, может убедить себя в наличии у него серьёзных проблем.

Здесь серьёзную роль играет эдакое «кривое зеркало эффекта Плацебо» – человек на подсознательном уровне начинает убеждать себя в том, что он смертельно болен. Мозг активно собирает информацию, поступающую от органов восприятия, и человек начинает подмечать в себе все несущественные изменения, на которые он раньше не обращал внимания. Постоянное нервное напряжение, в конечном счете, приводит к появлению всевозможных заболеваний.

Принимая во внимание, что ипохондрия существовала задолго до появления Интернета, исследователи не берутся сказать, сколько точно людей подвержены киберхондрии. Тем не менее, заболевание начало встречаться чаще из-за доступности всевозможных справочных материалов в Сети.

А сколько из обозначенных в статье заболеваний выявили Вы у себя? Или быть может Вы наблюдаете у себя симптомы какого-иного негативного воздействия Интернет либо мобильных технологий? Делитесь в комментариях!

Влияние информационных технологий на общество

В современном мире информационные технологии занимают немаловажное место в жизни каждого человека. Сейчас невозможно представить человека, не имеющего мобильного телефона, планшета, ноутбука, все вместе или по отдельности. В 90-е годы, дети играли в «волка» или тетрис, а сейчас на каком-либо гаджете. Информационные технологии глубоко проникли в жизнь всех людей, порой отказываясь от внешнего, реального мира, заменяя его на технические устройства. Каждый сталкивался с тем, что люди едут рядом «уткнувшись» в телефон или же в наушниках.

Итак, надо понять с чем это связано:

    Общество вышло на новый уровень постиндустриального, что подразумевает под собой развитие информационных технологий, путем развития человеческого интеллекта.

    Автоматизация человеческого труда

Если рассматривать подробнее, то создаются новые технологии и жизнь становится более простой и комфортной. Пример этого - телефон, благодаря которому мы может связываться с людьми в разных уголках мира. А также создаются приспособления, из-за которых человеческий труд становится менее необходим, чем раньше, то есть он механизируется. Люди придумали такие устройства, специальные машины, которые способны к той же производительности, что и обычные работники, а возможно и выше. Это абсолютные плюсы, простота в общении, это и звонки и социальные сети и механизированный труд, трудовые ресурсы сокращены, это выгодней любому владельцу.

Несомненный плюс в том, что информационные технологии проникли и в науку. В данный момент, почти все социальные опросы и исследования проходят с помощью компьютеров, т.е обработка социологических данных и их анализ, составления отчетов и презентации. А что происходит в образовательной деятельности? Ни студент, ни преподаватель не может обойтись без компьютера, а в особенности без Интернета. Любая подготовка к уроку, или поиск информации не может обойтись без Интернета. Всевозможная доступная информация, доступна одним нажатием кнопки. Информация это или уроки, или карта, или книга – не важно. Большинство новых изобретений созданы для удобства человека. Примером может послужить управление «умным» домом через смартфон, управление машиной через пульт.

Но не могу не отразить минусы. Главной проблемой является то, что люди не знают границ, к этому относиться и границы комфорта. Телефоны заменили многие занятия, будь то чтение книги, или настольные игры-всё в телефоне. Человек поглощен телефоном, и он уже не пойдет куда –либо, в театр, выставки или музеи, ведь абсолютно всё - можно посмотреть в телефоне. А так же, телефон является главным средством общения и что огорчает, люди перестают в общаться в реальной жизни. Перестают разговаривать, проще написать смс-сообщение. Информационные технологии подталкивают людей к деградации преграждают успешный путь «социализации», т.е человек не может усвоить образцы поведения, психологические установки, социальные нормы и ценности, позволяющие успешно функционировать в обществе. Вместо встречи с друзьями, человек выберет телефон, вместо прочтения книги - социальные сети. Информационные технологии проникли и в науку, сейчас невозможно представить социальное тестирование без компьютеров. Применение в учебном процессе компьютерных технологий, не раз облегчало жизнь и преподавателям и студентам, сюда относится и Интернет, в котором содержится много нужной информации и всевозможные мультимедийные технологии. Если рассматривать более подробно использование информационных технологий в обучении, то можно смело сказать, что компьютер, в процессе, представляет собой «учителя». Компьютер может диктовать лекцию, при чем и голосом и просто показывая лекцию, а так же выдавать задания для выполнения практической работы. Компьютерное моделирование позволяет упростить «жизнь» студента, помогая ему с более сложными задачами, такими как чертежи или эксперименты. То есть, процесс обучения состоит в том, что с помощью компьютера обучающийся собирает информацию, принимает решения и изучает результаты. Рассматривая положительные стороны глобального использования IT-технологий, можно увидеть, что в настоящее время людям стало гораздо проще находить необходимую нам информацию, а, следовательно, стало проще развиваться в интеллектуальном плане. Сейчас, если человек захотел выучить, к примеру, английский, ему не обязательно искать преподавателя или ходить на курсы, он может сделать это все электронным образом: существует множество обучающих сайтов и видеороликов. Да, конечно, это менее эффективно, нежели занятие с преподавателем-носителем языка, но это тоже приемлемо, и самое главное-это работает!

Если сравнить уровень знаний нашего современника и, например, людей, которые жили в начале прошлого столетия, разница получается глобальная. Кроме того, возможность накапливать информацию в огромных количествах и быстро ее передавать на любые расстояния способствует ускорению всех процессов в науке, торговле, медицине, культуре и прочих отраслях человеческой деятельности. В этом заключается влияние информационных технологий на общество и его развитие.

Не менее важно и влияние современных технологий в целом на человека. Благодаря их развитию на современном этапе возможно лечить многие заболевания, которые раньше не давали пациенту надежду на полноценную жизнь. Сегодня информация о проведении операций с использованием нанотехнологий порой просто фантастична.

Благодаря развитию технологии человечество смогло заглянуть вглубь океанов, начало исследование космоса, открывает тайны ДНК и пр.

Влияние технологий на человека усиливается с каждым годом. Они настолько прочно вошли в нашу повседневную жизнь, что мы уже не в состоянии обойтись без тех благ, которые они дают.

Страшно представить, что будет с нами, если однажды по какой-то причине мы лишимся технологий.

Используемая литература:

    Добляшевич В.В . ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА. Интернет источник

    Шпицберг А. И. Влияние информационных технологий на деятельность современного общества // Молодой ученый. - 2014. - №6.2. - С. 81-83.

Применение автоматизированных информационных технологий позволило представить в формализованном виде, пригодном для практического использования, концентрированное выражение научных знаний и практического опыта для реализации и организации социальных и экономических процессов. При этом достигается экономия затрат труда, времени и других материальных ресурсов, необходимых для осуществления этих процессов. Поэтому информационные технологии играют важную стратегическую роль, которая постоянно возрастает. Можно выделить шесть основных направлений, по которым информационная технология оказывает непосредственное влияние на развитие экономики и общества.

1. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.

Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов и т. д.

2. Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества.

Развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а, главным образом, информация и научные знания. В настоящее время в большинстве развитых стран большая часть занятого населения в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и, поэтому, вынуждена осваивать и практически использовать соответствующие этим процессам информационные технологии.

  • 3. Информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий. Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, «интеллектуальные» функции этих технологий. Характерными примерами являются системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т. п.
  • 4. Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.

В дополнение к ставшим уже традиционными средствами связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой современного общества, так как они не только создают большие удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового общества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете.

5. Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры.

Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебные программы на оптических дисках и мультимедиа-технологии становятся привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования. Использование обучающих информационных технологий оказалось весьма эффективным методом и для систем самообразования, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров.

6. Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний. На смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии. Современные методы получения и накопления знаний базируются на теории искусственного интеллекта, методах информационного моделирования, когнитивной компьютерной графики, позволяющих найти решения плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и нечеткими исходными данными.

Человечество в XXI веке перешло в эпоху постиндустриального общества - информационное общество. Стремительно развиваются так называемые новые информационные технологии

Невозможно представить человека, который прямо или косвенно не использует информационные технологии. Компьютеры и электронные гаджеты прочно вошли в нашу жизнь и изменили привычный уклад жизни человека прошлого столетия - человек ежедневно использует их для обучения, на работе или дома. Компьютеры используются в медицине, экономике, сельском хозяйстве, научных исследованиях, промышленности, прогнозировании и обучении. Компьютерная грамотность является необходимым условием трудоустройства и успешной карьеры.

Информационные технологии качественно изменили работу социальных институтов - милиции, медучреждений, учебных заведений. Разработаны различные программы, способные выявить местонахождение человека, позволяющие провести различные экспертизы, детекторы лжи для уличения преступников. Развитие и повышение качества современной медицины, генной инженерии было благодаря информационным технологиям. Появилась возможность своевременно диагностировать любой орган и выявить заболевание, а затем вылечить.

Развивается тенденция увеличения многофункциональности вещей, окружающих человека. Мобильные телефоны, например, перестали нести свою функцию только лишь как средства связи - функционал их очень возрос, практически до уровня персональных компьютеров.

Ежегодно появляются и разрабатываются технологические новинки, улучшающие качество повседневной жизни человека. Разрабатываются гаджеты, контролирующие в режиме реального времени физические показатели состояния организма человека; системы безопасности, позволяющие работать с персональной информацией посредством дактилоскопического доступа, датчики для отслеживания перемещений товара и GPS-системы для прокладки маршрутов следования. Появилась технология «умный дом», предполагающая дистанционное управление инфраструктурой жилых помещений и увеличения роботизированных систем жизнеобеспечения. Все большее количество бытовой техники имеет встроенный процессор и может коннектиться с другими гаджетами, например, смартфоном, через сеть по протоколам беспроводной передачи данных и самостоятельно задавать алгоритм работы, например как это делает робот-пылесос.

Компьютерные технологии, а в особенности сетевые существенно влияют на жизнедеятельность человека. Но в еще большей степени это влияние распространяется непосредственно на сам мозг , который привыкает работать в очень интенсивном режиме многозадачности, где уже преобладают не долгие логические размышления, а интуитивно-реактивные цепочки мыслительных формулировок в связи с огромным объемом обрабатываемой ежедневно информации, количество которой возрастает.

Возникает предположение, что как раз увеличение объема информации и ускорение ее обработки человеком может губительно повлиять на развитие мыслительных способностей человека. На данный момент есть опасность того, что человек массово постепенно переходит на поддержание мозговой активности технологическими средствами прогресса посредством только лишь переработки информации, которую черпает из глобальной информационной базы - Интернета.

В свою очередь сокращается количество инновационных идей и самостоятельных мыслительных процессов, и человечество в основной массе выступает пассивными информационными потребителями,

Из этого можно сделать вывод, что мозг человека от огромного количества информации, большая часть которой так называемый «информационный шум», и дефицита времени на обработку гигантских объемов информации, перегружен и начинает не справляться логически мыслить и, в конечном счете, наступает так называемый информационный невроз с ухудшением качественно-количественных показателей жизнедеятельности индивида, который уже наблюдается во врачебной практике психиатров многих стран мира.

Уточним, что социальные сети отрицательно влияют на человека тем, что он престает испытывать желание общаться в реальном мире с реальными людьми, привыкнув жить в собственном микромире с присутствием только виртуальных собеседников, не взаимодействующих в процессе общения и зачастую.

В последнее время технологии все же зачастую используются во вред нам, например, нарушают наше личное жизненное пространство - различные виды слежения и контроля в мобильных гаджетах и сети Интернет, отнимают полезное время жизни - растрачивание рабочего и времени отдыха в социальных сетях, а также повышенная нагрузка на зрение уже с детского возраста. Замечено также и отрицательное влияние современной бытовой и компьютерной техники, а также сотовых технологий и телевидения на самочувствие человека посредством электромагнитных волн.

Но все же эра информационных технологий наступила, и человечество не сможет отказаться от производных технологического прогресса в силу динамического роста и стремлению к продолжительной, комфортной и безопасной жизни. Поэтому необходимо четко осознать, что развитие или разрушение человеческой цивилизации с помощью информационных технологий зависит от количественного проявления положительных или отрицательных форм влияния этих технологий на жизнедеятельность социума.

Литература:

1. Акчурин, И.А. Виртуальные миры и человеческое познание / И.А. Акчурин // Концепция виртуальных миров и научное познание - СПб., 2000. - С. 9-28.

2. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов. - М. : Институт практической психологии; Воронеж: Модэк, 1996. ‒ 768 с.

4. Землянова, Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура / Л.М. Землянова // Вестн. Моск. ун-та. - 1999. - Сер.10. - №2. - С. 58-56.

5. Иванов, Д. Общество как виртуальная реальность / Д. Иванов // Информационное общество: СПб. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. - 246 c.

6. Ракитов, А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. - М. : Политиздат, 1991. - 287 с.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: