Текстовые и бинарные файлы. Бинарный файл

Теги: Бинарные файлы, fseek, ftell, fpos, fread, fwrite

Бинарные файлы

Т екстовые файлы хранят данные в виде текста (sic!). Это значит, что если, например, мы записываем целое число 12345678 в файл, то записывается 8 символов, а это 8 байт данных, несмотря на то, что число помещается в целый тип. Кроме того, вывод и ввод данных является форматированным, то есть каждый раз, когда мы считываем число из файла или записываем в файл происходит трансформация числа в строку или обратно. Это затратные операции, которых можно избежать.

Текстовые файлы позволяют хранить информацию в виде, понятном для человека. Можно, однако, хранить данные непосредственно в бинарном виде. Для этих целей используются бинарные файлы.

#include #include #include #define ERROR_FILE_OPEN -3 void main() { FILE *output = NULL; int number; output = fopen("D:/c/output.bin", "wb"); if (output == NULL) { printf("Error opening file"); getch(); exit(ERROR_FILE_OPEN); } scanf("%d", &number); fwrite(&number, sizeof(int), 1, output); fclose(output); _getch(); }

Выполните программу и посмотрите содержимое файла output.bin. Число, которое ввёл пользователь записывается в файл непосредственно в бинарном виде. Можете открыть файл в любом редакторе, поддерживающем представление в шестнадцатеричном виде (Total Commander, Far) и убедиться в этом.

Запись в файл осуществляется с помощью функции

Size_t fwrite (const void * ptr, size_t size, size_t count, FILE * stream);

Функция возвращает число удачно записанных элементов. В качестве аргументов принимает указатель на массив, размер одного элемента, число элементов и указатель на файловый поток. Вместо массив, конечно, может быть передан любой объект.

Запись в бинарный файл объекта похожа на его отображение: берутся данные из оперативной памяти и пишутся как есть. Для считывания используется функция fread

Size_t fread (void * ptr, size_t size, size_t count, FILE * stream);

Функция возвращает число удачно прочитанных элементов, которые помещаются по адресу ptr. Всего считывается count элементов по size байт. Давайте теперь считаем наше число обратно в переменную.

#include #include #include #define ERROR_FILE_OPEN -3 void main() { FILE *input = NULL; int number; input = fopen("D:/c/output.bin", "rb"); if (input == NULL) { printf("Error opening file"); getch(); exit(ERROR_FILE_OPEN); } fread(&number, sizeof(int), 1, input); printf("%d", number); fclose(input); _getch(); }

fseek

Одной из важных функций для работы с бинарными файлами является функция fseek

Int fseek (FILE * stream, long int offset, int origin);

Эта функция устанавливает указатель позиции, ассоциированный с потоком, на новое положение. Индикатор позиции указывает, на каком месте в файле мы остановились. Когда мы открываем файл, позиция равна 0. Каждый раз, записывая байт данных, указатель позиции сдвигается на единицу вперёд.
fseek принимает в качестве аргументов указатель на поток и сдвиг в offset байт относительно origin. origin может принимать три значения

  • SEEK_SET - начало файла
  • SEEK_CUR - текущее положение файла
  • SEEK_END - конец файла. К сожалению, стандартом не определено, что такое конец файла, поэтому полагаться на эту функцию нельзя.

В случае удачной работы функция возвращает 0.

Дополним наш старый пример: запишем число, затем сдвинемся указатель на начало файла и прочитаем его.

#include #include #include #define ERROR_FILE_OPEN -3 void main() { FILE *iofile = NULL; int number; iofile = fopen("D:/c/output.bin", "w+b"); if (iofile == NULL) { printf("Error opening file"); getch(); exit(ERROR_FILE_OPEN); } scanf("%d", &number); fwrite(&number, sizeof(int), 1, iofile); fseek(iofile, 0, SEEK_SET); number = 0; fread(&number, sizeof(int), 1, iofile); printf("%d", number); fclose(iofile); _getch(); }

Вместо этого можно также использовать функцию rewind, которая перемещает индикатор позиции в начало.

В си определён специальный тип fpos_t, который используется для хранения позиции индикатора позиции в файле.
Функция

Int fgetpos (FILE * stream, fpos_t * pos);

используется для того, чтобы назначить переменной pos текущее положение. Функция

Int fsetpos (FILE * stream, const fpos_t * pos);

используется для перевода указателя в позицию, которая хранится в переменной pos. Обе функции в случае удачного завершения возвращают ноль.

Long int ftell (FILE * stream);

возвращает текущее положение индикатора относительно начала файла. Для бинарных файлов - это число байт, для текстовых не определено (если текстовый файл состоит из однобайтовых символов, то также число байт).

Рассмотрим пример: пользователь вводит числа. Первые 4 байта файла: целое, которое обозначает, сколько чисел было введено. После того, как пользователь прекращает вводить числа, мы перемещаемся в начало файла и записываем туда число введённых элементов.

#include #include #include #define ERROR_OPEN_FILE -3 void main() { FILE *iofile = NULL; unsigned counter = 0; int num; int yn; iofile = fopen("D:/c/numbers.bin", "w+b"); if (iofile == NULL) { printf("Error opening file"); getch(); exit(ERROR_OPEN_FILE); } fwrite(&counter, sizeof(int), 1, iofile); do { printf("enter new number? "); scanf("%d", &yn); if (yn == 1) { scanf("%d", &num); fwrite(&num, sizeof(int), 1, iofile); counter++; } else { rewind(iofile); fwrite(&counter, sizeof(int), 1, iofile); break; } } while(1); fclose(iofile); getch(); }

Вторая программа сначала считывает количество записанных чисел, а потом считывает и выводит числа по порядку.

#include #include #include #define ERROR_OPEN_FILE -3 void main() { FILE *iofile = NULL; unsigned counter; int i, num; iofile = fopen("D:/c/numbers.bin", "rb"); if (iofile == NULL) { printf("Error opening file"); getch(); exit(ERROR_OPEN_FILE); } fread(&counter, sizeof(int), 1, iofile); for (i = 0; i < counter; i++) { fread(&num, sizeof(int), 1, iofile); printf("%d\n", num); } fclose(iofile); getch(); }

Примеры

1. Имеется бинарный файл размером 10*sizeof(int) байт. Пользователь вводит номер ячейки, после чего в неё записывает число. После каждой операции выводятся все числа. Сначала пытаемся открыть файл в режиме чтения и записи. Если это не удаётся, то пробуем создать файл, если удаётся создать файл, то повторяем попытку открыть файл для чтения и записи.

#include #include #include #define SIZE 10 void main() { const char filename = "D:/c/state"; FILE *bfile = NULL; int pos; int value = 0; int i; char wasCreated; do { wasCreated = 0; bfile = fopen(filename, "r+b"); if (NULL == bfile) { printf("Try to create file...\n"); getch(); bfile = fopen(filename, "wb"); if (bfile == NULL) { printf("Error when create file"); getch(); exit(1); } for (i = 0; i < SIZE; i++) { fwrite(&value, sizeof(int), 1, bfile); } printf("File created successfully...\n"); fclose(bfile); wasCreated = 1; } } while(wasCreated); do { printf("Enter position "); scanf("%d", &pos); if (pos < 0 || pos >= SIZE) { break; } printf("Enter value "); scanf("%d", &value); fseek(bfile, pos*sizeof(int), SEEK_SET); fwrite(&value, sizeof(int), 1, bfile); rewind(bfile); for (i = 0; i < SIZE; i++) { fread(&value, sizeof(int), 1, bfile); printf("%d ", value); } printf("\n"); } while(1); fclose(bfile); }

2. Пишем слова в бинарный файл. Формат такой - сначало число букв, потом само слово без нулевого символа. Ели длина слова равна нулю, то больше слов нет. Сначала запрашиваем слова у пользователя, потом считываем обратно.

#include #include #include #include #define ERROR_FILE_OPEN -3 void main() { const char filename = "C:/c/words.bin"; const char termWord = "exit"; char buffer; unsigned int len; FILE *wordsFile = NULL; printf("Opening file...\n"); wordsFile = fopen(filename, "w+b"); if (wordsFile == NULL) { printf("Error opening file"); getch(); exit(ERROR_FILE_OPEN); } printf("Enter words\n"); do { scanf("%127s", buffer); if (strcmp(buffer, termWord) == 0) { len = 0; fwrite(&len, sizeof(unsigned), 1, wordsFile); break; } len = strlen(buffer); fwrite(&len, sizeof(unsigned), 1, wordsFile); fwrite(buffer, 1, len, wordsFile); } while(1); printf("rewind and read words\n"); rewind(wordsFile); getch(); do { fread(&len, sizeof(int), 1, wordsFile); if (len == 0) { break; } fread(buffer, 1, len, wordsFile); buffer = "\0"; printf("%s\n", buffer); } while(1); fclose(wordsFile); getch(); }

3. Задача - считать данные из текстового файла и записать их в бинарный. Для решения зачи создадим функцию обёртку. Она будет принимать имя файла, режим доступа, функцию, которую необходимо выполнить, если файл был удачно открыт и аргументы этой функции. Так как аргументов может быть много и они могут быть разного типа, то их можно передавать в качестве указателя на структуру. После выполнения функции файл закрывается. Таким образом, нет необходимости думать об освобождении ресурсов.

#include #include #include #define DEBUG #ifdef DEBUG #define debug(data) printf("%s", data); #else #define debug(data) #endif const char inputFile = "D:/c/xinput.txt"; const char outputFile = "D:/c/output.bin"; struct someArgs { int* items; size_t number; }; int writeToFile(FILE *file, void* args) { size_t i; struct someArgs *data = (struct someArgs*) args; debug("write to file\n") fwrite(data->items, sizeof(int), data->number, file); debug("write finished\n") return 0; } int readAndCallback(FILE *file, void* args) { struct someArgs data; size_t size, i = 0; int result; debug("read from file\n") fscanf(file, "%d", &size); data.items = (int*) malloc(size*sizeof(int)); data.number = size; while (!feof(file)) { fscanf(file, "%d", &data.items[i]); i++; } debug("call withOpenFile\n") result = withOpenFile(outputFile, "w", writeToFile, &data); debug("read finish\n") free(data.items); return result; } int doStuff() { return withOpenFile(inputFile, "r", readAndCallback, NULL); } //Обёртка - функция открывает файл. Если файл был благополучно открыт, //то вызывается функция fun. Так как аргументы могут быть самые разные, //то они передаются через указатель void*. В качестве типа аргумента //разумно использовать структуру int withOpenFile(const char *filename, const char *mode, int (*fun)(FILE* source, void* args), void* args) { FILE *file = fopen(filename, mode); int err; debug("try to open file ") debug(filename) debug("\n") if (file != NULL) { err = fun(file, args); } else { return 1; } debug("close file ") debug(filename) debug("\n") fclose(file); return err; } void main() { printf("result = %d", doStuff()); getch(); }

4. Функция saveInt32Array позволяет сохранить массив типа int32_t в файл. Обратная ей loadInt32Array считывает массив обратно. Функция loadInt32Array сначала инициализирует переданный ей массив, поэтому мы должны передавать указатель на указатель; кроме того, она записывает считанный размер массива в переданный параметр size, из-за чего он передаётся как указатель.

#include #include #include #include #define SIZE 100 int saveInt32Array(const char *filename, const int32_t *a, size_t size) { FILE *out = fopen(filename, "wb"); if (!out) { return 0; } //Записываем длину массива fwrite(&size, sizeof(size_t), 1, out); //Записываем весь массив fwrite(a, sizeof(int32_t), size, out); fclose(out); return 1; } int loadInt32Array(const char *filename, int32_t **a, size_t *size) { FILE *in = fopen(filename, "rb"); if (!in) { return 0; } //Считываем длину массива fread(size, sizeof(size_t), 1, in); //Инициализируем массив (*a) = (int32_t*) malloc(sizeof(int32_t) * (*size)); if (!(*a)) { return 0; } //Считываем весь массив fread((*a), sizeof(int32_t), *size, in); fclose(in); return 1; } void main() { const char *tmpFilename = "tmp.bin"; int32_t exOut; int32_t *exIn = NULL; size_t realSize; int i; for (i = 0; i < SIZE; i++) { exOut[i] = i*i; } saveInt32Array(tmpFilename, exOut, SIZE); loadInt32Array(tmpFilename, &exIn, &realSize); for (i = 0; i < realSize; i++) { printf("%d ", exIn[i]); } _getch(); }

5. Создание таблицы поиска. Для ускорения работы программы вместо вычисления функции можно произвести сначала вычисление значений функции на интервале с определённой точностью, после чего брать значения уже из таблицы. Программа сначала производит табулирование функции с заданными параметрами и сохраняет его в файл, затем подгружает предвычисленный массив, который уже используется для определения значений. В этой программе все функции возвращают переменную типа Result, которая хранит номер ошибки. Если функция отработала без проблем, то она возвращает Ok (0).

#define _CRT_SECURE_NO_WARNINGS //Да, это теперь обязательно добавлять, иначе не заработает #include #include #include #include #include //Каждая функция возвращает результат. Если он равен Ok, то функция //отработала без проблем typedef int Result; //Возможные результаты работы #define Ok 0 #define ERROR_OPENING_FILE 1 #define ERROR_OUT_OF_MEMORY 2 //Функция, которую мы будем табулировать double mySinus(double x) { return sin(x); } Result tabFunction(const char *filename, double from, double to, double step, double (*f)(double)) { Result r; FILE *out = fopen(filename, "wb"); double value; if (!out) { r = ERROR_OPENING_FILE; goto EXIT; } fwrite(&from, sizeof(from), 1, out); fwrite(&to, sizeof(to), 1, out); fwrite(&step, sizeof(step), 1, out); for (from; from < to; from += step) { value = f(from); fwrite(&value, sizeof(double), 1, out); } r = Ok; EXIT: fclose(out); return r; } Result loadFunction(const char *filename, double **a, double *from, double *to, double *step) { Result r; uintptr_t size; FILE *in = fopen(filename, "rb"); if (!in) { r = ERROR_OPENING_FILE; goto EXIT; } //Считываем вспомогательную информацию fread(from, sizeof(*from), 1, in); fread(to, sizeof(*to), 1, in); fread(step, sizeof(*step), 1, in); //Инициализируем массив size = (uintptr_t) ((*to - *from) / *step); (*a) = (double*) malloc(sizeof(double)* size); if (!(*a)) { r = ERROR_OUT_OF_MEMORY; goto EXIT; } //Считываем весь массив fread((*a), sizeof(double), size, in); r = Ok; EXIT: fclose(in); return r; } void main() { const char *tmpFilename = "tmp.bin"; Result r; double *exIn = NULL; int accuracy, option; double from, to, step, arg; uintptr_t index; //Запрашиваем параметры для создания таблицы поиска printf("Enter parameters\nfrom = "); scanf("%lf", &from); printf("to = "); scanf("%lf", &to); printf("step = "); scanf("%lf", &step); r = tabFunction(tmpFilename, from, to, step, mySinus); if (r != Ok) { goto CATCH_SAVE_FUNCTION; } //Обратите внимание на формат вывода. Точность определяется //во время работы программы. Формат * подставит значение точности, //взяв его из списка аргументов accuracy = (int) (-log10(step)); printf("function tabulated from %.*lf to %.*lf with accuracy %.*lf\n", accuracy, from, accuracy, to, accuracy, step); r = loadFunction(tmpFilename, &exIn, &from, &to, &step); if (r != Ok) { goto CATCH_LOAD_FUNCTION; } accuracy = (int)(-log10(step)); do { printf("1 to enter values, 0 to exit: "); scanf("%d", &option); if (option == 0) { break; } else if (option != 1) { continue; } printf("Enter value from %.*lf to %.*lf: ", accuracy, from, accuracy, to); scanf("%lf", &arg); if (arg < from || arg > to) { printf("bad value\n"); continue; } index = (uintptr_t) ((arg - from) / step); printf("saved %.*lf\ncomputed %.*lf\n", accuracy, exIn, accuracy, mySinus(arg)); } while (1); r = Ok; goto EXIT; CATCH_SAVE_FUNCTION: { printf("Error while saving values"); goto EXIT; } CATCH_LOAD_FUNCTION: { printf("Error while loading values"); goto EXIT; } EXIT: free(exIn); _getch(); exit(r); }

6. У нас имеются две структуры. Первая PersonKey хранит логин, пароль, id пользователя и поле offset. Вторая структура PersonInfo хранит имя и фамилию пользователя и его возраст. Первые структуры записываются в бинарный файл keys.bin, вторые структуры в бинарный файл values.bin. Поле offset определяет положение соответствующей информации о пользователе во втором файле. Таким образом, получив PersonKey из первого файла, по полю offset можно извлечь из второго файла связанную с данным ключом информацию.

Зачем так делать? Это выгодно в том случае, если структура PersonInfo имеет большой размер. Извлекать массив маленьких структур из файла не накладно, а когда нам понадобится большая структура, её можно извлечь по уже известному адресу в файле.

#define _CRT_SECURE_NO_WARNINGS #include #include #include #include typedef struct PersonKey { long long id; char login; char password; long offset;//Положение соответствующих значений PersonInfo } PersonKey; typedef struct PersonInfo { unsigned age; char firstName; char lastName; } PersonInfo; /* Функция запрашивает у пользователя данные и пишет их подряд в два файла */ void createOnePerson(FILE *keys, FILE *values) { static long long id = 0; PersonKey pkey; PersonInfo pinfo; pkey.id = id++; //Так как все значения пишутся друг за другом, то текущее положение //указателя во втором файле будет позицией для новой записи pkey.offset = ftell(values); printf("Login: "); scanf("%63s", pkey.login); printf("Password: "); scanf("%63s", pkey.password); printf("Age: "); scanf("%d", &(pinfo.age)); printf("First Name: "); scanf("%63s", pinfo.firstName); printf("Last Name: "); scanf("%127s", pinfo.lastName); fwrite(&pkey, sizeof(pkey), 1, keys); fwrite(&pinfo, sizeof(pinfo), 1, values); } void createPersons(FILE *keys, FILE *values) { char buffer; int repeat = 1; int counter = 0;//Количество элементов в файле //Резервируем место под запись числа элементов fwrite(&counter, sizeof(counter), 1, keys); printf("CREATE PERSONS\n"); do { createOnePerson(keys, values); printf("\nYet another one? "); scanf("%1s", buffer); counter++; if (buffer != "y" && buffer != "Y") { repeat = 0; } } while(repeat); //Возвращаемся в начало и пишем количество созданных элементов rewind(keys); fwrite(&counter, sizeof(counter), 1, keys); } /* Создаём массив ключей */ PersonKey* readKeys(FILE *keys, int *size) { int i; PersonKey *out = NULL; rewind(keys); fread(size, sizeof(*size), 1, keys); out = (PersonKey*) malloc(*size * sizeof(PersonKey)); fread(out, sizeof(PersonKey), *size, keys); return out; } /* Функция открывает сразу два файла. Чтобы упростить задачу, возвращаем массив файлов. */ FILE** openFiles(const char *keysFilename, const char *valuesFilename) { FILE **files = (FILE**)malloc(sizeof(FILE*)*2); files = fopen(keysFilename, "w+b"); if (!files) { return NULL; } files = fopen(valuesFilename, "w+b"); if (!files) { fclose(files); return NULL; } return files; } /* Две вспомогательные функции для вывода ключа и информации */ void printKey(PersonKey pk) { printf("%d. %s [%s]\n", (int)pk.id, pk.login, pk.password); } void printInfo(PersonInfo info) { printf("%d %s %s\n", info.age, info.firstName, info.lastName); } /* Функция по ключу (вернее, по его полю offset) достаёт нужное значение из второго файла */ PersonInfo readInfoByPersonKey(PersonKey pk, FILE *values) { PersonInfo out; rewind(values); fseek(values, pk.offset, SEEK_SET); fread(&out, sizeof(PersonInfo), 1, values); return out; } void getPersonsInfo(PersonKey *keys, FILE *values, int size) { int index; PersonInfo p; do { printf("Enter position of element. To exit print bad index: "); scanf("%d", &index); if (index < 0 || index >= size) { printf("Bad index"); return; } p = readInfoByPersonKey(keys, values); printInfo(p); } while (1); } void main() { int size; int i; PersonKey *keys = NULL; FILE **files = openFiles("C:/c/keys.bin", "C:/c/values.bin"); if (files == 0) { printf("Error opening files"); goto FREE; } createPersons(files, files); keys = readKeys(files, &size); for (i = 0; i < size; i++) { printKey(keys[i]); } getPersonsInfo(keys, files, size); fclose(files); fclose(files); FREE: free(files); free(keys); _getch(); }

Описание и внутреннее представление файлов

Файлы отличаются друг от друга. Все файлы, хранящиеся в компьютере, имеют специальные атрибуты, т.е. специальные способы описания, позволяющие отличить один файл от другого: 1)имя; 2)размер; 3)дата и время; 4)значок.

У каждого файла есть имя - имя файла. Имя файла описывает его содержимое или подсказывает, для чего он может использоваться. Имя присваивается файлу при его создании. Это относится ко всем файлам.

Каждый файл имеет физический размер. Файл занимает некоторый объем памяти компьютера и некоторый объем дискового пространства.

В момент создания файла операционная система на него ставит печать с указанием даты и времени создания. Это позволяет сортировать файлы по дате и времени и таким образом наводить порядок в компьютере. Также отмечается дата и время обновления или изменения файла.

Каждый файл относится к определенному типу, тесно связанному со значком файла, который мы видим. Тип файла зависит от его содержимого. Каждая программа присваивает созданному документу определенный тип и соответствующий значок.

Размер файла измеряется в байтах, как и объем памяти.

Размер файла может составлять 0 байт, это значит, что файл существует, но ничего в себе не содержит. S Максимальный размер файла - 4 Гбайт. Но такие огромные файлы встречаются очень редко.

Встроенные часы компьютера нужны, в частности, для присвоения файлам времени и даты их создания. Этим объясняется то, как важно правильно настроить эти часы. Есть еще и дополнительные атрибуты для описания файлов, например системные файлы, скрытые файлы, файлы, предназначенные только для чтения, архивные файлы и т.д. Операционная система с этим разберется сама.

Каждый файл имеет уникальный индекс. Индекс содержит информацию, необходимую любому процессу для того, чтобы обратиться к файлу. Процессы обращаются к файлам, используя четко определенный набор системных вызовов и идентифицируя файл строкой символов, выступающих в качестве составного имени файла. Каждое составное имя однозначно определяет файл, благодаря чему ядро системы преобразует это имя в индекс файла. Индекс включает в себя таблицу адресов расположения информации файла на диске. Так как каждый блок на диске адресуется по своему номеру, в этой таблице хранится совокупность номеров дисковых блоков. В целях повышения гибкости ядро присоединяет к файлу по одному блоку, позволяя информации файла быть разбросанной по всей файловой системе. Но такая схема размещения усложняет задачу поиска данных. Таблица адресов содержит список номеров блоков, содержащих принадлежащую файлу информацию, однако простые вычисления показывают, что линейным списком блоков файла в индексе трудно управлять. Для того, чтобы небольшая структура индекса позволяла работать с большими файлами, таблица адресов дисковых блоков приводится в соответствие со структурой.

Текстовые и бинарные файлы

Файлы позволяют пользователю считывать большие объемы данных непосредственно с диска, не вводя их с клавиатуры. Существуют два основных типа файлов: текстовые и двоичные.

Текстовыми называются файлы, состоящие из любых символов. Они организуются по строкам, каждая из которых заканчивается символом «конца строки» . Конец самого файла обозначается символом «конца файла» . При записи информации в текстовый файл, просмотреть который можно с помощью любого текстового редактора, все данные преобразуются к символьному типу и хранятся в символьном виде.

В двоичных файлах информация считывается и записывается в виде блоков определенного размера, в которых могут храниться данные любого вида и структуры.

Для работы с файлами используются специальные типы данных, называемые потоками. Поток ifstreamслужит для работы с файлами в режиме чтения, а ifstream в режиме записи. Для работы с файлами в режимах, как записи, так и чтения служит поток ifstream.

В программах на C++ при работе с текстовыми файлами необходимо подключать библиотекиifstream и iostream.

Для того чтобы записывать данные в текстовый файл, необходимо: 1)описать переменную типа ofstream open ; 3)вывести информацию в файл; 4)обязательно закрыть файл.

Для считывания данных из текстового файла, необходимо:

1)описать переменную типа ifstream ; 2)открыть файл с помощью функции open ; 3)считать информацию из файла, при считывании каждой порции данных необходимо проверять, достигнут ли конец файла; 4)закрыть файл.

Следует отметить, что во всех рассмотренных выше примерах функция fopen() в режимах “r” и “w” открывает текстовый файл на чтение и запись соответственно. Это означает, что некоторые символы форматирования текста, например возврат каретки ‘\r’ не могут быть считаны как отдельные символы, их как бы ни существует в файле, но при этом они там есть. Это особенность текстового режима файла. Для более «тонкой» работы с содержимым файлов существует бинарный режим, который представляет содержимое файла как последовательность байтов, где все возможные управляющие коды являются просто числами. Именно в этом режиме возможно удаление или добавление управляющих символов недоступных в текстовом режиме. Для того чтобы открыть файл в бинарном режиме используется также функция fopen() с последним параметром равным “rb” и “wb” соответственно для чтения и записи.

В приведенном выше примере самым "длинным" является вариант "b ": для него требуется 23 байта (21 байт для строки и 2 байта для целого числа). Для вариантов "n " и "m " требуется 4 и 5 байт соответственно (см. таблицу).

name, publisher item Вариантная часть

Бинарные файлы

Бинарные файлы хранят информацию в том виде, в каком она представлена в памяти компьютера, и потому неудобны для человека. Заглянув в такой файл, невозможно понять, что в нем записано; его нельзя создавать или исправлять вручную - в каком-нибудь текстовом редакторе - и т.п. Однако все эти неудобства компенсируются скоростью работы с данными.

Кроме того, текстовые файлы относятся к структурам последовательного доступа, а бинарные - прямого. Это означает, что в любой момент времени можно обратиться к любому, а не только к текущему элементубинарного файла .

Типизированные файлы

Переменные структурированных типов данных (кроме строкового) невозможно считать из текстового файла. Например, если нужно ввести из текстового файла данные для наполнения записи toy информацией об имеющихся в продаже игрушках (название товара, цена товара и возрастной диапазон, для которого игрушка предназначена):

age: set of 0..18; {в файле задано границами}

то придется написать следующий код:

c: char; i,j,min,max: integer;

a: array of toy;

begin assign(f,input); reset(f);

for i:=1 to 100 do if not eof(f)

then with a[i] do

begin readln(f,name,price,min,max); age:=;

for j:= min to max do age:=age+[j];

Как видим, такое поэлементное считывание весьма неудобно и трудоемко.

Выход из этой ситуации предлагают типизированные файлы - их элементы могут относиться к любому базовому или структурированному типу данных. Единственное ограничение: все элементы должны быть одного и того же типа. Это кажущееся неудобство является

непременным условием для организации прямого доступа к элементам бинарного файла : как и в случае массивов, если точно известна длина каждого компонента структуры, то адрес любого компонента может быть вычислен по очень простой формуле:

<начало_структуры> + <номер_компонента>*<длина_компонента>

Описание типизированных файлов

В разделе var файловые переменные, предназначенные для работы стипизированными файлами , описываются следующим образом:

var <файловая_перем>: file of <тип_элементов_файла>;

Никакая файловая переменная не может быть задана константой.

Назначение типизированного файла

С этого момента и до конца раздела под словом "файл" мы будем подразумевать "бинарный типизированный файл " (разумеется, если специально не оговорено иное).

Команда assign(f,"<имя_файла>"); служит для установления связи между файловой переменнойf и именем того файла, за работу с которым эта переменная будет отвечать.

Строка "<имя_файла> " может содержать полный путь к файлу. Если путь не указан, файл считается расположенным в той же директории, что и исполняемый модуль программы.

Открытие и закрытие типизированного файла

В зависимости от того, какие действия ваша программа собирается производить с открываемым файлом, возможно двоякое его открытие:

reset(f); - открытие файла для считывания из него информации и одновременно длязаписи в него (если такого файла не существует, попытка открытия вызовет ошибку). Эта же команда служит для возвращения указателя на начало файла;

rewrite(f); - открытие файла длязаписи в него информации; если такого файла не существует, он будет создан; если файл с таким именем уже есть, вся содержавшаяся в нем ранее информация исчезнет.

Закрываются типизированные файлы процедуройclose(f) , общей для всех типов файлов.

Считывание из типизированного файла

Чтение из файла, открытого для считывания, производится с помощью команды read() . В скобках сначала указывается имя файловой переменной, а затем - список ввода1) :

Вводить из файла можно только переменные соответствующего объявлению типа, но этот тип данных может быть и структурированным. Cкажем, если вернуться к примеру, приведенному в начале п. "Типизированные файлы ", то станет очевидным, что использованиетипизированного файла вместо текстового позволит значительно сократить текст программы:

type toy = record name: string; price: real;

age: set of 0..18; {задано границами}

var f: file of toy;

a: array of toy; begin

assign(f,input);

for i:=1 to 100 do

if not eof(f) then read(f,a[i]); close(f);

Поиск в типизированном файле

Уже знакомая нам функция eof(f:file):boolean сообщает о достигнутом конце файла. Все остальные функции "поиска конца" (eoln() ,seekeof() иseekeoln() ), свойственные текстовым файлам, нельзя применять к файламтипизированным .

Зато существуют специальные подпрограммы, которые позволяют работать с типизированными файлами как со структурами прямого доступа:

1. Функция filepos(f:file):longint сообщит текущее положение указателя в файлеf . Если он указывает на самый конец файла, содержащегоN элементов, то эта функция выдаст результатN . Это легко объяснимо: элементы файла нумеруются начиная с нуля, поэтому последний элемент имеет номер N-1 . А номерN принадлежит, таким образом, "несуществующему" элементу - признаку конца файла.

2. Функция filesize(f:file):longint вычислит длину файлаf .

3. Процедура seek(f:file,n:longint) передвинет указатель в файлеf на началозаписи с номеромN . Если окажется, чтоn больше фактической длины файла, то указатель будет передвинут и за реальный конец файла.

4. Процедура truncate(f:file) обрежет "хвост" файлаf : все элементы начиная с текущего и до конца файла будут из него удалены. На самом же деле произойдет лишь переписывание признака "конец файла" в то место, куда указывал указатель, а физически "отрезанные" значения останутся на прежних местах - просто они станут "бесхозными".

Запись в типизированный файл

Сохранять переменные в файл, открытый для записи , можно при помощи командыwrite() . Так же как и в случае считывания, первой указывается файловая переменная, а за ней - список вывода:

write(f,a,b,c); - записать в файлf (предварительно открытый длязаписи командамиrewrite(f) илиreset(f) ) переменныеa ,b ,c .

Выводить в типизированный файл можно только переменные соответствующего описанию типа данных. Неименованные и нетипизированные константы нельзя выводить в

типизированный файл.

Типизированные файлы рассматриваются как структуры одновременно и прямого, и последовательного доступа. Это означает, чтозапись возможна не только в самый конец файла, но и в любой другой его элемент. Записываемое значение заместит предыдущее значение в этом элементе (старое значение будет "затерто").

Например, если нужно заместить пятый элемент файла значением, хранящимся в переменной а , то следует написать следующий отрывок программы:

seek(f,5); {указатель будет установлен на начало 5-го элемента}

write(f,a); {указатель будет установлен на начало 6-го элемента}

Файлам. При этом с точки зрения технической реализации на уровне аппаратуры, текстовые файлы являются частным случаем двоичных файлов, и, таким образом, в широком значении слова под определение «двоичный файл» подходит любой файл.

В целом данный термин представляет собой меру отношения потребителя бинарного файла и самого файла. Если потребитель знает структуру и правила, по которым он способен преобразовать данный файл к более высокоуровневому, то он не является для него бинарным. Например, исполняемые файлы являются бинарными для пользователя компьютера, но при этом не являются таковыми для операционной системы . [ ]

Визуализация

Для наглядного представления двоичного файла он разбивается на куски равного размера, представляемые в виде чисел, записываемых, обычно, в шестнадцатеричной системе , иногда в восьмеричной , двоичной или десятичной . Означенный размер куска может быть равен одному октету , а также двум или четырём (в случае разбиения на куски по несколько октетов применяется порядок байтов , принятый на используемой платформе). Зависимость диапазона представляемых чисел от размера куска показана в таблице:

октетов кол-во бит шестнадцатеричное восьмеричное десятичное
беззнаковое
десятичное
знаковое
1 8 00

FF
000

377
0

255
-128

127
2 16 0000

FFFF
000000

177777
0

65535
-32768

32767
4 32 00000000

FFFFFFFF
00000000000

37777777777
0

4294967295
-2147483648

2147483647

Нередко, помимо числовых значений байт, выводятся также символы кодовой страницы , например ASCII . Нижеследующий пример показывает т. н. классический дамп (пооктетное шестнадцатеричное представление по 16 байт в строке, с печатными ASCII-символами справа) начала PNG -файла логотипа Википедии:

00000000 89 50 4e 47 0d 0a 1a 0a 00 00 00 0d 49 48 44 52 |.PNG........IHDR| 00000010 00 00 00 87 00 00 00 a0 08 03 00 00 00 11 90 8f |................| 00000020 b6 00 00 00 04 67 41 4d 41 00 00 d6 d8 d4 4f 58 |.....gAMA.....OX| 00000030 32 00 00 00 19 74 45 58 74 53 6f 66 74 77 61 72 |2....tEXtSoftwar| 00000040 65 00 41 64 6f 62 65 20 49 6d 61 67 65 52 65 61 |e.Adobe ImageRea| 00000050 64 79 71 c9 65 3c 00 00 03 00 50 4c 54 45 22 22 |dyq.e<....PLTE""| 00000060 22 56 56 56 47 47 47 33 33 33 30 30 30 42 42 42 |"VVVGGG333000BBB| 00000070 4b 4b 4b 40 40 40 15 15 15 4f 4f 4f 2c 2c 2c 3c |KKK@@@...OOO,<| 00000080 3c 3c 3e 3e 3e 3a 39 39 04 04 04 1d 1d 1d 35 35 |<<>>>:99......55| 00000090 35 51 50 50 37 37 37 11 11 11 25 25 25 0d 0d 0d |5QPP777...%%%...| 000000a0 27 27 27 1a 1a 1a 38 38 38 2a 2a 2a 08 08 08 20 |"""...888**... | 000000b0 20 20 17 17 17 2e 2e 2e 13 13 13 bb bb bb 88 88 | ..............|

Инструменты

Для визуализации

  • debug (в Microsoft Windows , частично)
  • hexdump (в FreeBSD , GNU/Linux и т. п.)

Для редактирования

  • HEX-редактор
    • beye (для всех операционных систем, свободная программа)
    • hiew (для DOS, Microsoft Windows, Windows NT)
    • WinHex (для Windows)

Сегодня мы поговорим о самой распространённой ошибке, возникающей во время запуска программы SuperSu. Сама проблема проявляется в виде уведомления следующего содержания: «Нет бинарного файла SU и SuperSu». Как обновить бинарный su файл на Андроид? Об этом вы и узнаете из нашего материала.

SuperSU – специальное приложение для администрирования, позволяющее осуществлять расширенное управление всеми установленными приложениями. Иными словами, с SuperSU вы получаете полный контроль над своим Android-устройством. Подробнее о программе:

Итак, при запуске SuperSU на экране появилось вот такое сообщение:

Здесь нужно пояснить, что файл Su является основополагающим компонентом прав «Суперпользователя», поэтому с его удалением вы теряете root-права. И даже если у вас старая версия SuperSU, которая не исключает возможность работать на ней, то проблемы, связанные с выполнением каких-либо операций, однозначно возникнут. Поэтому обновить, или вернее, правильно установить бинарный файл Su придётся в любом случае.

Для этого нам понадобится скачать и установить программу Baidu Root . В Гугл Плее этого приложения нет, так что можно, открыв любой браузер, найти эту утилиту, или нажав на указанную ссылку, скачать прямо с этой страницы. После чего начнётся загрузка ark-файла, процесс которой будет виден на дисплее:

Теперь нам нужно открыть файл и нажать кнопку «Установить». На запрос о разрешении установки, нажимаем кнопку «ОК»:

Затем откроется окошко с информацией о данных, к которым приложение получит доступ, и предупреждение об ответственности самого пользователя. Соглашаемся со всем, и вот, установка Baidu Root завершена:

После установки внизу дисплея справа и слева появятся две кнопки, жмём на правую, после чего, по центру экрана появится синий монитор, где будет указана ваша модель Андроид, и голубая кнопка по центру (получить root) , нажимаем на неё, после чего произойдёт перезагрузка аппарата. Теперь пробуем запустить приложение SuperSU. От Baidu Root появится запрос на Root-доступ (права Суперпользователя), предоставляем. Далее появится запрос на обновление бинарного файла SU, нажимаем кнопку «Продолжить»:

Затем программа предложит способ, которым устанавливать файл SU, выбираем «Нормально». Начнётся процесс установки, о чём нам сообщит система, и венчает все наши усилия опять же сообщение от системы, что установка завершилась успешно, жмём «ОК»:

Всё, процедура завершена, и мы можем в полной мере пользоваться программой SuperSu и использовать все инструменты, имеющиеся в арсенале программы, в том числе и проводить т.н. временный ‘unroot’ на своём устройстве.

Как установить бинарный файл Su на Андроид с помощью кастомного Recovery

Описанный выше способ не решил проблему? Что ж, такое возможно, особенно это может касаться моделей HTC. В таком случае, придётся воспользоваться кастомным (альтернативным) рекавери. И если он у вас ещё не установлен, но желание стать продвинутым пользователем ОС Android присутствует, то установить его рано или поздно придётся. Потому, что этот инструмент позволит выполнять множество необходимых операций: создавать резервные копии, устанавливать системные обновления или перепрошивать свой Андроид другой версией операционки (ROM) и т.д.

Мы не станем сейчас рассказывать, как установить кастомное Recovery, потому что, это тема отдельного разговора, и если она вам интересна, пишите, и мы расскажем во всех подробностях, как выполнить эту операцию.

Сейчас же мы будем исходить из того, что вы в теме и вернёмся к нашему вопросу. То есть, если у вас есть кастомное рекавери (или вы знаете, как его установить), то смотрим на последний скриншот, и вместо кнопки «Нормально », нажимаем «CWM/TWRP ». После окончания процедуры, перезагружаем смартфон, после чего, вместе с обновлением системы, обновится и бинарный файл Su.

Как установить файл SU через командную строку

Если оба способа не помогли установить (обновить) файл SU, то ситуация осложняется, правда не фатально. Следующий способ, о котором мы расскажем, ориентирован на достаточно продвинутых пользователей, которые имеют опыт работы с командной строкой и знакомы с файловой структурой OS Android.

Итак, наши действия:

Качаем приложения Terminal Emulator for Android и Root Browser . Затем, скачиваем архив updatesu.zip , разархивируем его и перемещаем папку updatersu на SD-карту или внутреннюю память своего устройства Андроид.

Теперь запускаем Root Browser , заходим в папку updatersu и копируем следующие файлы: (.has_su_daemon ) (.installed_su_daemon ) (install-recovery.sh ) в папку /system/etc

После этого нам нужно для этих файлов задать верные права:

Затем нам надо перейти в следующую папку, а именно /system/bin и создать папку .ext и задать для неё права:

Следующим шагом копируем файл su, находящийся в папке /system/xbin в только что созданную папку (/system/bin/.ext ), переименовываем файл su, поставив перед названием точку (.su) и задаём для него права:

Нам осталось запустить приложение Terminal Emulator for Android и ввести следующие команды:

Теперь перезагружаемся и снова пробуем обновить бинарный файл su с помощью кнопки «Нормально» в программе SuperSu (см. выше).



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: